Система образования в китае. Современные проблемы науки и образования

Китайская Народная Республика является одним из мировых экономических лидеров, и постоянное развитие государства нуждается в подпитке в лице специалистов высочайшего класса. Стандарты обучения и подготовки достигли мирового уровня, и сегодня 4 китайских университета (Пекинский, Цинхуа, Фудань и Шанхайский) входят в топ-100 по версии различных международных рейтингов.

  1. Китайский язык становится все больше востребован в мире, постепенно догоняя английский. Выпускники-иностранцы здешних университетов к концу обучения свободно разговаривают на местном языке.
  2. Обучение в китайских университетах ведется в том числе и на английском.
  3. Исходя из количества патентов на изобретения и индекса цитирования статей на научные темы Китай уже вплотную подобрался к Японии.
  4. Дипломы китайских университетов котируются во всем мире, что позволяет найти хорошую работу еще в процессе обучения.

Уровень жизни и образования растет в Китае огромными темпами, и все больше людей уезжают туда не только учиться, но и остаются в дальнейшем работать.

Высшее образование

Поступить в китайский вуз можно только после 18 лет: это минимальный порог при учебе в бакалавриате. Дальнейшие степени (магистратура, аспирантура) студент получает уже в возрасте старше 20 лет.

Сроки получения образования:

  • Обучение на бакалавра занимает от 3 до 5 лет, в зависимости от направления;
  • Магистры учатся чуть меньше — от 2 до 3 лет;
  • Срок обучения в аспирантуре, которая по сути является докторантурой, составляет 3 года.

Для получения всех видов ученых степеней период учебного года примерно одинаковый. Учеба начинается 1 сентября, заканчивается в конце июня – начале июля.

В Китае строгая дисциплина, что выражается в четком расписании занятий и выборе курсов. В последнее время количество дополнительных предметов увеличилось. С другой стороны, система обучения позволяет иметь достаточно свободного времени (например, в бакалавриате занятия проходят в основном с 8 утра до 12 дня), и студенты могут подрабатывать (хотя официально это запрещено) и улучшать знание китайского языка через общение.

Учебный год разбит на 4 семестра, для успешного выпуска необходимо получить определенное количество кредитов. Каждый предмет стоит от 1 до 3 кредитов. Кроме того их получают за успешную сдачу семинаров, экзаменов, практических работ.

Специфична работа над научным исследованием: общение с научным руководителем поддерживается в основном дистанционно, через электронную почту, а личные встречи редки, и это вызывает определенные трудности, особенно в предзащитный период.

Программы образования

Обучение в Китае для иностранцев состоит из нескольких типов программ:

  • Летний лагерь (в том числе дошкольный);
  • Языковая школа;
  • Среднее образование;
  • Программы для поступления в вуз;
  • Бакалавриат;
  • Магистратура;
  • Докторантура.

Учеба в колледже может понадобиться при поступлении в вуз, если у абитуриента недостаточное знание китайского языка или не хватает одного-двух лет обучения в средне-образовательных учебных заведениях (например, если окончено только 9 или 10 классов школы).

Бакалавриат – первая ученая степень в системе высшего образования, учеба продолжается 4-5 лет, поступать можно только после 18 лет, имея на руках диплом о получении среднего образования. Является обязательной.

Магистратура – вторая степень, позволяет серьезно углубить знания и умения, упор идет на практическую часть работы. Не является обязательной, требуется окончание бакалавриата.

Аспирантура (докторантура) – третья ученая степень, на сегодняшний день равнозначна PHD (доктор философии) в американских вузах. Защищаются серьезные научные работы, позволяет стать специалистом очень высокого уровня, но, как правило, в довольно узкой сфере науки.

Условия для поступления

Знание китайского языка на хорошем уровне (не ниже уровня №3 HSK) при поступлении на бакалавра почти всегда является обязательным, для учебы в магистратуре и докторантуре требуется уровень №4 и №5 соответственно.

Есть программы обучения на английском языке, где знание китайского не столь принципиально, но стоимость таких программ выше в несколько раз.

Наличие вступительных экзаменов или тестов зависит от университета и выбранной программы, но в подавляющем большинстве случаев они не сдаются. Для поступления в вуз обычно достаточно связаться с выбранным местом учебы и прислать им необходимые документы. После их рассмотрения абитуриенту приходит ответ и инструкции при положительном решении.

Русские школьники не могут поступить в китайский вуз после 9 класса, так как не имеют диплома о полном среднем образовании. Однако у них есть возможность учиться в китайском колледже, после которого обучение в университете доступно. Для прямого участия в конкурсе из России необходимо закончить 11 классов школы.

Перечень необходимых документов

Для поступления в университеты Китая переведенного диплома о наличии среднего образования будет недостаточно. Это касается не только россиян, но и граждан других стран СНГ – казахстанцев, белорусов, украинцев и т.д.

Помимо диплома потребуются или могут потребоваться:

  • Документы, подтверждающие уровень владения китайским и английским языками;
  • Документы, полученные за достижения в учебе или в неакадемической деятельности (например, спорт);
  • Рекомендации преподавателей (при переводе из другого вуза);
  • Справка о финансовых возможностях;
  • Копия загранпаспорта поступающего и одного из родителей;
  • Разрешение на учебу, выдаваемое правительством КНР.

Если поступать в китайский вуз, уже имея статус бакалавра, необходимо перевести диплом и документы о его присвоении. Соответственно при поступлении в докторантуру потребуется еще и магистерский диплом.

Возможен запрос дополнительного количества бумаг в зависимости от требований конкретного вуза.

Разрешение на учебу, или учебная виза оформляется в визовом центре под управлением Министерства иностранных дел КНР. Сколько она будет стоить — зависит от гражданства, в среднем уплачивается от 20 до 100 евро, сроки – до 3-7 рабочих дней.

Стоимость обучения

Учиться в Китае намного дешевле, чем в Европе или США. Стоимость (с проживанием и общими расходами) может быть ниже в 3-5 раз.

  1. В Пекине в среднем обучение в бакалавриате будет стоить порядка 5 000 долларов, общие расходы за год составят около 13 000 долларов.
  2. В Шанхае учеба обойдется в 3 500 долларов в год, проживание в кампусе, питание, проезд, интернет будут стоить еще около 6 000 долларов.
  3. За магистратуру и докторантуру придется заплатить от 4 000 до 5 000 долларов (за каждую степень).

Цены в частных и государственных вузах имеют минимальное различие.


Можно ли получить образование бесплатно

Несмотря на наличие в государственных учебных заведениях бюджетных мест, занять их и учиться бесплатно иностранному гражданину практически невозможно, так как на них претендуют местные резиденты из групп, подпадающих под понятия:

  • Одаренный ребенок;
  • Ребенок из малоимущей семьи;
  • Победитель олимпиады.

Какие есть стипендии и гранты для иностранцев

Китайские власти проводят все больше программ по привлечению в свою страну иностранных студентов, вследствие чего охотно выделяют для них гранты и стипендии. Они могут выделяться как самим правительством (Стипендия Правительства КНР), так и университетами, частными корпорациями или международными фондами (Фонд Юнеско, Фонд китайского культурного центра — Chinese Culture Research Fellowship Scheme), и порой могут покрыть до 80-90 процентов всех годовых расходов на обучение, проживание и питание.

Особенности для программ стажировок и учебы по обмену

Ведущие российские и китайские вузы имеют соглашения по обмену студентами и предоставления им стажировок для обучения. В таких случаях учеба оплачивается правительственными, международными или частными фондами.

Стажировки чаще всего длятся один учебный год и позволяют остаться в стране (или приехать через какое-то время после завершения обучения в родном университете) для получения следующей ученой степени, но уже за свой счет или получив грант.

Внимание к студентам, обучающимся по обмену или на стажировке, не столь пристальное и не предполагает получения ученой степени именно в китайском вузе. Учебный год в Китае засчитывается в срок обучения в родном месте учебы.

Варианты проживания и питания студентов

Иностранным студентам китайские университеты предлагают места в общежитиях, расположенных на территории кампусов. Это самый удобный вариант из-за шаговой доступности как места учебы, так и библиотек, спортзалов и прочего. Иногда необходимости покидать кампусы нет в течение нескольких недель подряд. Это самый дешевый вариант проживания.

Также существует возможность снимать квартиру или комнату за пределами территории университета или жить в семье. Если студент переезжает, то ему необходимо обязательно уведомить районный отдел полиции по новому месту жительства о своем прибытии и заселении в течение 24 часов. Это не касается переезда из кампуса в кампус.

Проживание в семье может помочь серьезно улучшить уровень владения китайским языком. Оно может быть даже бесплатным, в зависимости от принимающей стороны или специальной программы, но такие случаи нечасты.

На питание в Китае тратится не очень много средств. В среднем в Пекине и Шанхае на это уйдет около 300-400 долларов. В кампусах питаться можно еще дешевле.

Лучшие университеты страны

  • Пекинский университет (北京大學) – известнейший вуз страны, занимающий одно из наиболее высоких мест в мировом рейтинге среди китайских учебных заведений. Одной из особенностей является его расположение – север города, в районе бывших императорских садов. Согласно Википедии и мнению некоторых специалистов, это одно из самых красивых мест в мире. Официальный сайт — .
  • Институт Циндао (青岛理工大学琴岛学院) – университет, заточенный на подготовку специалистов по техническим наукам. Имеет большое количество партнерских программ с вузами по всему миру, в том числе и с российскими. Сайт университета — .
  • Университет Цинхуа (清華大學) – лидер в мировом топе университетов среди китайских вузов. Находится в Пекине, наряду с Пекинским входит в так называемую «Лигу С9» — аналогия с элитными вузами «Лиги Плюща» в США. Сайт — .
  • Шанхайский университет (上海交通大学) – также входит в «Лигу С9», является родным вузом многих китайских ученых и политиков, а также самого известного китайского баскетболиста Яо Мина. Страница университета — .

    Сегодня, глядя на успешную экономическую политику Поднебесной, трудно поверить в то, что до середины 20-го столетия более 80% ее населения было неграмотным.

    Похожа китайская образовательная система на нашу и включает в себя такие ступени:

    Сейчас последние две ступени действуют вместе, поочередно, с длительностью обучения 5 и 4, 6 и 3 или 9 лет. Вторая пользуется большей популярностью, то есть в начальной школе обучение длится 6 лет, а в неполной средней — 3 года.

    • Полная средняя школа — для подростков от 15 лет, где они пробудут 3 года.
    • Аспирантура.

    Вместо средней школы система образования в Китае предусматривает и возможность для некоторых детей пойти в средние профессиональные училища. Они бывают 2 видов:

    • для тех, кто прошел неполную среднюю школу, то есть подростки в возрасте 15-16 лет. Обучение составит 4 (иногда 3) года;
    • для, тех, у кого за плечами полная школа, а это люди в возрасте до 22 лет. Им предстоит грызть гранит науки еще 2 года.

    В Китае на бакалавриате университеты обучают людей в течение 4-5 лет.

    Если речь о медицинском образовании в Китае, срок вырастает до 7-8 лет. Аспирантура здесь немного различна с нашей и готовит:

    • магистров (2-3 года);
    • докторов наук (3 года).

    Возраст первых не может превышать отметку 40 лет, а вторых — 45.

    Дошкольное образование

    Детские сады Китая делятся на:

    • государственные;
    • частные.

    Отдают туда детей в возрасте от 3 до 6 лет. Дошкольное китайское образование своей целью имеет подготовку малыша к обучению в школе, гармоничному освоению школьной программы. Обычно в одном детском садике учатся порядка 270 детей, по 26 человек в каждой группе. При этом 5% ребятишек остаются здесь и на всю ночь (кроме среды и субботы), остальных родители забирают в 18-00 домой, чтобы привести обратно к 8-00 утра. На одну группу учащихся припадает по 2 дипломированных воспитателя и 1 помощнику.

    Среднее образование в стране

    Система школьного образования в Китае платная и рассчитана на 9 лет. Ее целью является создание рабочего человека или его подготовка для поступления в вузы. Начальная школа на протяжении 6 лет детей обучает китайской грамоте, базовым знаниям о природе и обществе, много внимания уделяется физической культуре и патриотическому воспитанию. С 3 класса, помимо математики, китайского, этики, музыки и физкультуры, малыши начинают изучать иностранный язык. А уже с 4-го класса они каждый год по 2 недели работают на ферме и в мастерских, и раз в неделю осуществляют общественную деятельность.

    Средняя школа в Китае — это 6-7 уроков ежедневно по будням. Жесткая дисциплина предполагает исключение ученика из-за пропуска 12 занятий без уважительной причины. За каждым учебным классом закреплен свой кабинет.

    По окончанию седьмого класса ученики сдают в Китае экзамены, от результатов которых зависит поступление в школу высшей степени, а вслед за ней и в институт. Есть у этой страны знакомый нам ЕГЭ, по результатам которого лучшие ученики зачисляются в вузы. Его проводят в мае.

    Для получения аттестата о среднем образовании в Китае необходимо также сдать экзамены по физике, языкам, биологии, математике, политологии и истории, информатике и химии.

    Что касается ПТУ, то они рассчитаны на обучение в Китае кадров в области медицины, правовых наук, сельского хозяйства. Есть и особые технические учебные заведения, в которых готовят будущих работников текстильной, фармацевтической, сталелитейной и топливной промышленности. Наименее престижным считается сельскохозяйственное профессиональное образование в Китае, поэтому там учатся не 4 года, а 3.

    Для иностранных учеников предусмотрен шанс получить знания в школах-пансионах частного характера, после выпуска из которых человеку будет вручен диплом о среднем образовании. Такой документ обычно двойного образца: китайского, и, например, английского. В эти пансионы принимают детей, достигших 9 лет. Соответственно, возможно обучение в Китае для россиян и представителей других национальностей.

    В Инине есть и единственная русская школа в Китае. Она представляет собой начальную ступень образования, не имеет общежития, поэтому сюда принимают только детей из этого города. Здесь уроки ведутся как на китайском, так и на русском. Они состоят из математики, физкультуры, языковой грамоты и музыки.

    Образование детей на каникулах

    Каникулы у детей летом (с середины июля до конца августа) и зимой (с января до середины февраля), то есть дважды в год. Здесь, в отличие от России, дети занимаются все каникулы домашней работой, а некоторые из них еще и отправляются родителями на 2 недели за границу для посещения дополнительных образовательных курсов, например, для подтягивания английского языка.

    Система высшего образования Китая

    В Поднебесной более сотни государственных институтов и академий. Многие из них представляют собой целые студенческие городки. Выпускаясь, большинство людей сразу получает работу по распределению.

    Что касается получения высшего образования в Китае иностранцами, то и это возможно. Вам понадобятся нотариально заверенные переводы, а также копии ранее полученных документов об образовании. Некоторые китайские вузы не требуют заверения у нотариуса, ограничиваясь подписью проректора по международным связям на материалах и проставлением гербовой печати.

    Нострификация российских и китайских дипломов (то есть процедура признания иностранных дипломов эквивалентными) происходит чаще всего автоматически на основании Соглашения 1995 г. между государствами о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней. Говорит это о том, что граждане одной из стран получив образование в ней, могут продолжить его или приступить к работе по своей специальности в другой.

    Для представителей других государств, с которыми аналогичные соглашения не подписаны, потребуется легализация документов. Она осуществляется в экстерриториальных представительствах государства выдачи, в МИДе или Министерстве юстиции.

    Образование для русских

    В стране функционирует более полутысячи вузов, которым предоставлены полномочия принимать на учебу иностранных студентов, в том числе из РФ. Большинство таких заведений предлагают обучение по 12 базовым специальностям:

    • агрономия,
    • военное дело,
    • естественные науки,
    • инженерия,
    • история,
    • математика,
    • медицина,
    • менеджмент,
    • педагогика,
    • философия,
    • экономика,
    • юриспруденция.

    Именно юридическое образование в Китае пользуется наибольшим спросом. Основных языков обучения два: государственный и английский.

    Такие вузы располагают центрами языковой подготовки для студентов из других стран. При этом степень знания китайского не имеет значения. За 1-2 года, овладев языком в достаточной мере, иностранные ученики допускаются к освоению дисциплин по желаемой специальности. Образование в Китае на английском также может иметь место.

    Если студент хорошо успевает по учебе, то ему разрешается взять дополнительно изучение второй, отличной от базовой специальности. В таком случаем в его дипломе будут указаны набранные баллы по обеим.

    Послевузовское образование

    Аспирантура здесь двухуровневая. Чтобы начать получать магистерскую степень студенту необходимо иметь законченное образование бакалавра. Докторантура берет учащихся прошедших магистратуру. Обучение в ней проходит как на платной, так и на грантовой основе. Для поступления сюда иностранцу нужно владеть государственным языком минимум на 4 уровне квалификационного экзамена. Можно выбрать и обучение на английском, но стоимость обучения в Китае по данной программе значительно больше.

    Программа обучения состоят из прослушивания лекции, сдачи экзаменов, выступления на семинарах и подготовки диссертационного исследования. Такая работа будет подвержена проверке системой поиска плагиата, допускается наличие 15% заимствованной информации.

    О бесплатном образовании в Китае

    Система высшего образования в Китае допускает и образование на основе бесплатной. Чтобы попасть на это обучение в учебное заведение Китая студенту необходимо выиграть специальный грант (полный или с частичной оплатой) на подготовку магистра, бакалавра или доктора, либо грант для студента, изучающего китайский как специальность.

    Если человек, претендующий на получение бесплатного образования, в совершенстве знает государственный язык, то он может пытаться достичь стипендии HSK.

    Есть также грант «Великая стена», программы коротких языковых курсов для учителей китайского, мэрские и другие стипендии.

    Русскому доступно бесплатное обучение в Китае по стипендии правительства КНР для аккредитованных заведений и стипендии университета.

    Для получения стипендии от института Конфуция вам надо показать высокие результаты по изучению китайского и культуры в любом из таких институтов. В РФ их насчитывается порядка 20, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Иркутске и Казани.

    1

    Работа посвящена анализу системы образования в Китае, рассмотрены ступени образования: от дошкольного до высшего. Китай является лидером в мире по количеству населения и у страны есть своя уникальная система образования. Исследование показало, что в стране существует бесплатное девятилетнее школьное образование, обучение в старшем звене школы и в высших учебных заведениях является платным. Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Прием в университеты осуществляется по результатам единого государственного экзамена Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся: высокие проходные баллы в вузы и платное обучение.

    система образования

    уровни обучения

    вузовское и профессиональное образование

    1. Закон об обязательном образовании Китайской Народной Республики // Министерство Образования КНР [Электронный ресурс]. – URL:http://en.moe.gov.cn/Resources/Laws_and_Policies/ (дата обращения: 10.09.2017).

    2. Хао Кэмин, Цай Кэюн. Развитие системы образования в КНР / Хао Кэмин, Цай Кэюн. – М.: НИИВСИ, 1989. – 43 с.

    3. Хижина В.И. Современная система обязательного образования в Китае /В.И. Хижина // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2014. – № 11. – С.75–78.

    4. Краснова А.А. Развитие системы непрерывного образования в Китае /А.А. Краснова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2015. – № 3. – С. 96–105.

    5. Машкина О.А. Образование как фактор инновационного развития КНР /О.А. Машкина // Экономика образования. – 2011. – № 3. – С. 88–106.

    6. Ван Ди. Система школьного образования в современном Китае /Ди Ван // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 1(14). – С. 11–13.

    7. Суворова Е.А. Становление системы образования в Китае во второй половине ХХ в. /Е.А. Суворова // Россия и АТР. – 2015. – № 1(87). – С. 198–204.

    8. Машкина О.А. Образование как приоритет социально-экономического развития КНР /О.А. Машкина // История и современность. – 2012. – № 2. – С. 197–203.

    9. Ши Дань Дань. Система образования в Китае / Дань Дань Ши //Актуальные проблемы подготовки бакалавров и магистров в условиях становления уровневого образования: сборник научных статей / отв. редактор: Г. М. Федосимов. – Курган: Изд-во: Курганский гос. ун-т, 2016. – С. 222–225.

    10. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае / Чэнь Чжаомин // Педагогика. Гуманитарный вектор. – 2010. – № 1. – С. 61–65.

    11. Арефьев А.Л. Российские студенты в китайских вузах /А.Л. Арефьев // Высшее образование в России. – 2009. – № 5. – С. 118–126.

    Тенденцией развития постиндустриального общества является увеличение числа людей с высшим образованием. Однако рынок труда во многих странах говорит об их переизбытке и нехватке рабочих кадров. А как эту проблему решают в Китае? В связи с этим актуальным является изучение системы образования в Китае. Цель исследования - проанализировать структуру образования в Китайской народной республике, выяснить, насколько она соответствует запросам времени.

    Был проведен теоретический анализ педагогической, исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы, привлечен опыт работы в Хэнаньском университете, интервью со студентами Китая, обучающимися в Чувашском государственном университете, и студентами ЧГУ им. И.Н. Ульянова, прошедших обучение по обмену в КНР.

    Многие страны поддержали болонский процесс, переход к многоуровнему образованию, системе бакалавриата и магистратуры. В стороне не остался и Китай. Однако его система имеет ряд особенностей, отличных от других стран. Процесс получения знаний в Китае основан на плановом развитии общественного образования. Система образования в Китае, на первый взгляд, кажется сложной, но на самом деле каждый переход от одной ступени образования к другой помогает лучше понять способности учащегося и направить его в нужное русло дальнейшего обучения (рисунок).

    Схема образования в КНР

    Образовательная система включает: дошкольное образование, начальную школу, неполную и полную средние школы, университет, докторантуру.

    Первый этап - это детский сад, его могут посещать дети с 3 лет. Дошкольные учреждения бывают двух типов: государственные и частные. Важно отметить, что посещение детского сада является частью образовательного процесса. Без его посещения детей не принимают в школу, так как именно здесь начинают изучать пинины, без которых невозможно освоение китайской письменности.

    Достигнув 6-и летнего возраста, дети поступают в начальную школу или неполную среднюю школу, где обучаются 6 лет. В начальной школе большое внимание уделяется развитию творческого потенциала ребенка. Много времени дети проводят над занятиями по физическому воспитанию, учатся играть на музыкальных инструментах, совершенствуют знания по английскому и русскому языкам. Уроки начинаются в 7.00 утра. Каждое утро все учащиеся совместно с преподавателями занимаются физзарядкой. Затем с 8.00 до 12.00 изучаются естественно-математические дисциплины. С 12.00 до 13.00 перерыв на обед, в течение которого дети могут и поспать в школе, и после обеда проводятся еще три урока дисциплин гуманитарного цикла. Затем дети выполняют домашние задания и только к 16.00 они могут идти домой. Окончив начальную школу, учащиеся переходят в полную среднюю школу или в профессиональную среднюю школу, в которой обучаются 4 года. Уже на этом этапе дети, их родители должны определиться, будут ли ориентироваться на поступление в вуз или получение рабочей профессии.

    Среднее образование делится на две ступени, каждая ступень состоит из трех лет обучения. Шестилетнее начальное обучение и трехлетнее обучение в средней школе первой ступени являются обязательными и бесплатными. В 1986 году в Китае был принят закон об 9-и летнем обязательном образовании . В районах, где в основном осуществлено всеобщее среднее образование первой ступени, все учащиеся, окончившие начальную школу, могут поступить в среднюю школу по месту жительства .

    Для поступления в среднюю школу высшей ступени учащиеся сдают конкурсные приемные экзамены. На высшей ступени учатся дети, успешно сдавшие вступительные экзамены. Особенностью китайского образования является то, что эта ступень является платной. Но если ученик не смог сдать экзамены, то никакая оплата его не спасет. Таким образом, образовательная политика Китая предъявляет жесткие требования как к знаниям школьников, так и отсеивает тех, кто в будущем будет не способен оплачивать свое обучение. Из трех лет обучения состоит и вторая ступень среднего образования. Частью ее является двухгодичная школа, где учащиеся разделяются на профессиональные и специализированные классы. Выпускники профессионально-технических средних школ могут поступать в средние профессиональные учебные заведения, где, как правило, обучение длится три года . Исследователь О.А. Машкина указывает, что два потока решают разные задачи. Общеобразовательные школы готовят школьников к поступлению в вуз, а профессиональные школы дают выпускникам знания, которые им позволят найти работу после завершения обучения . В общей сложности дети учатся 12 лет в средней полной общеобразовательной школе, и за все эти годы они несколько раз проходят жесточайший отбор в виде переводных отборочных экзаменов. На каждом этапе происходит отсеивание учащихся по интересам и способностям к изучению различных дисциплин. Учащиеся во всех учебных заведениях в Китае очень дисциплинированы. В школе строгое требование к пропускам, если учащийся пропускает без уважительной причины 12 уроков, то его отчисляют из средней школы. По окончании седьмого класса учащиеся должны пройти итоговое комплексное тестирование, и тех, кто успешно их проходит, ждет высшая школа (еще не вуз), которая является подготовительным этапом для поступления в университет. Для получения аттестата о школьном образовании каждому выпускнику необходимо сдать экзамены: математика, китайский язык, физика, иностранный язык, история, политология, биология и информатика. Для поступления в вуз необходимо каждому ученику сдать специальный экзамен по установленному правилу . Единый государственный экзамен действует с 1978 года . Те же дети, которые не сдали единый государственный экзамен, лишаются возможности в дальнейшем обучаться в вузах, их ждет профессиональная школа, где они получают рабочую профессию.

    Основная цель общеобразовательных школ в КНР - сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны.

    Профессионально-технический профиль подразделяется на: технический и профессиональный (сельскохозяйственный). В специально-технических школах (как колледжах в РФ) учащиеся в течение 4-х лет получают знания по различным профессиям. В основном востребованы такие специальности, как инженер топливно-энергетической, литейной, фармацевтической и легкой промышленности. В профессиональных школах в течение трех лет готовят работников сферы услуг и сельского хозяйства.

    В вуз рекомендуются только самые лучшие выпускники школ. Абитуриенты сдают от четырех до семи вступительных экзаменов. Университеты сами назначают и количество экзаменов и разрабатывают свои программы. Самый большой конкурс в технических вузах, конкурсный отбор в них жесткий. На одно место претендуют от 150 до 300 абитуриентов. Кому посчастливилось поступить в долгожданный вуз, не могут позволить себе расслабиться и плохо учиться. В результате реформы управления вузами в 2007 г. в стране стало насчитываться 1908 государственных вузов, из них 443 - комплексные и многопрофильные университеты, 672 - естественнонаучные и технические, остальные - моноспециализированные вузы .

    Учеба во всех учебных заведениях начинается в сентябре и состоит из двух семестров. Соответственно каникулы бывают в феврале один месяц и один месяц летом. Занятия в вузе начинаются с 8.00 и продолжаются до 18.30 с перерывом с 12.00 до 14.00. С половины седьмого до девяти вечера проводятся различные факультативы, которые обязательны для всех.

    К пропускам занятий в вузах относятся серьезно. Количество трех пропусков без уважительной причины становится поводом для повторного года обучения. Студент может посещать занятия, но к экзаменам он не допускается. Ему приходится повторно обучаться на этом же семестре с другими студентами, повторно прослушать дисциплины, и лишь тогда он будет допущен к сессии. Если студент был отчислен из вуза, он лишается права восстанавливаться или обучаться в другом вузе. Такому студенту остается лишь приобрести рабочую профессию и идти работать.

    Для того чтобы получить высшее профессиональное образование, в Китае нужно пройти специальные подготовительные курсы со сроком обучения 2 года, по окончании которых выпускники курса, сдав экзамены, направляются в университет. Во всех университетах двухуровневая система подготовки бакалавров и магистров. Самые талантливые рекомендуются вузами в докторантуру, где 2-3 года пишут диссертацию и получают степень доктора наук.

    Учеба в университетах Китая платная, она составляет примерно от 700 до 6000 долларов в год в зависимости от престижности вуза. Оплата осуществляется в юанях. В зависимости от специальности она может варьироваться от 5000 до 10000 юаней. Это огромные деньги для среднего жителя страны, и поэтому многие родители берут кредит в банках для того, чтобы оплатить обучение детей. Но есть важная деталь, если выпускник вуза едет в сельскую местность работать по специальности, то кредит ему списывается. Если же выпускник занимается предпринимательством и открывает свое дело, то кредит ему приходится выплачивать банку в полном объеме. Можно получить и субсидию . Она может частично покрывать обучение. В 1993 году согласно «Программе реформирования и развития образования» была отменена система полного государственного обеспечения студентов . У китайских студентов есть поговорка «умный студент - богатый студент». Именно отличившиеся в обучении студенты получают стипендии и тем самым покрывают свои расходы.

    Китайские студенты отличаются своей собранностью, дисциплинированностью и трудолюбием. Они понимают, что только обучение в вузе может им дать знания, престиж и будущую высокооплачиваемую работу. Для студентов государство делает все: все аудитории оснащены современной аппаратурой, в библиотеках есть электронные варианты книг, студенческие библиотеки работают до 22.00 вечера. Общежития для студентов расположены в студенческих городках и находятся недалеко от места учебы.

    На всех факультетах обязательным является изучение иностранных языков. Возрастная шкала образования в КНР ориентирована с 3-х до 45 лет. В каждом вузе имеется свое издательство. В научных журналах за определенный небольшой гонорар публикуются статьи преподавателей и студентов. Сегодня образование в Китае стало доступно и иностранным гражданам. Китайское правительство выделяет ежегодно тысячи стипендий для бесплатного обучения иностранных студентов в их стране .

    Таким образом, образовательный процесс начинается с детского сада, где дети получают первые знания о китайской письменности. Затем следует бесплатное школьное девятилетнее образование. Это позволяет получить общие знания всем детям, вне зависимости от благосостояния семьи. Далее обучение проходит по профилям, в зависимости от выбора направления учащегося: либо ориентация на вузовское образование, либо на профессиональное. Государственная образовательная политика направлена, таким образом, на раннюю диагностику профессиональной ориентации учащихся. Наличие профессиональных школ позволяет решить проблему профессиональных рабочих кадров. Платное вузовское образование, с одной стороны, ограничивает доступ к нему, с другой стороны, возможность получения стипендий (субсидий) за хорошую учебу стимулирует студентов быть лучшими в вузе. Болонская система позволяет китайским студентам при знании русского языка продолжить свое обучение в магистратуре в России. Таким образом, система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся, но и представляет им достойные условия для обучения и развития.

    Библиографическая ссылка

    Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26953 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Школьное образование в Китае: учебный год начинается первого сентября. Что касается родителей в Китае, то некоторые аспекты подготовки ребенка к школе не такие уж и затратные. Это, в первую очередь, касается школьной формы. Все школы в Китае имеют свою форму, которую школьники должны носить независимо от того, в каком классе они учатся. Одежда школьника обычно состоит из рубашки, брюк (юбки) и бейсболки, на которой вышита эмблема школы. Все остальные принадлежности, без которых учеба в школах Китая не может быть полноценной, родители покупают самостоятельно.

    Школы в Китае проводят двенадцатилетнее образование, которое разделено на три уровня: начальная школа и две ступени средней школы. Каждый год первого сентября на занятия в школы приходит более 400 миллионов учеников с первого по двенадцатый классы. Половина из них – это первоклассники и ученики первой ступени средней школы.

    Чтобы ребенок получил хотя бы обязательное среднее образование, он должен проучиться в школе как минимум 9 лет: 6 лет в начальной школе и три года первой ступени средней школы. Получение полного образования осуществляется уже по желанию родителей и самого школьника. Чтобы иметь возможность продолжить учебу в ВУЗе необходимо закончить все двенадцать классов и сдать выпускные экзамены. Но об этом чуть позже.

    Для того чтобы ребенка приняли в первый класс школы в Китае, как и у нас, проводят некое подобие экзаменов, чтобы определить уровень знаний ребенка. Но, если в наших школах это письменные работы и собеседования, то в китайских – это тестирование. Будущий школьник должен отметить правильный ответ на поставленный вопрос из предложенных 3-4 вариантов. Получив начальное образование после шести лет обучения, школьники сдают свои первые экзамены. Этот, своего рода, срез знаний позволяет ребенку набрать нужное число балов для поступления в среднюю школу. Высокие результаты этих экзаменов позволяют школьнику перейти в среднюю школу при ВУЗе, окончание которой гарантирует поступление в этот университет.

    Китайские школы проводят единые государственные выпускные экзамены, которые одновременно являются и вступительными для поступления в ВУЗ. Как упоминалось ранее в статье о китайской образовательной системе, все высшие учебные заведения ранжируются по уровню престижности, и для поступления необходимо набрать определенное количество балов на школьных экзаменах. Заявление можно отсылать в несколько учебных заведений, у которых проходной бал ниже или соответствует тому числу балов, которое было набрано во время экзаменов.

    Будет не лишним отметить, что ВУЗы и школы в Китае отличаются от наших учебных заведений большим уровнем нагрузки. Это связано с тем, что учащиеся должны выучить более чем несколько тысяч иероглифов, которые надо не только правильно писать, но и правильно произносить. Учитывая это, департамент образования в Пекине принял постановление, в соответствии с которым, занятия в школе начинаются с 8 утра и длятся не более восьми часов в день. Вместе с тем, в учебном плане было увеличено количество уроков физкультуры до 70-ти минут в неделю.

    У многих читателей может возникнуть ощущение, что выше сказанное относится к частным школам. Но сразу хочу уточнить, что такая образовательная система применяется в государственных школах.

    Школы в Китае работают по принципу пятидневной рабочей недели. Но если в наших школах первоклассники учатся максимум до 13 часов, то их китайские «коллеги» находятся в учебном заведении до 16 дня. Из-за большой нагрузки учебный день разделен на две части. С 8 и до пол двенадцатого дети изучают основные предметы: китайский и иностранный языки, математику, которые в расписании каждый день. Потом, дети до 14 часов дня могут отдохнуть и пообедать, а затем продолжить учебу. Во второй половине дня ученики в китайских школах изучают второстепенные предметы: пение, труд, физкультуру и рисование.

    Китайские школы особенны тем, что в каждом классе в среднем по 30-40 учеников. Процесс обучения поделен на два семестра, итоги которых выставляются в табель. Стоит упомянуть, что оценивание достижений детей во время учебы проводится по сто бальной системе. Все текущие результаты выставляются в классный журнал и родители, при желании, могут контролировать успеваемость своих детей.

    Большой плюс в китайской образовательной системе то, что учебный процесс тщательно контролируется правительством, и школы постоянно получают финансирование из казны на текущий ремонт зданий или обновление материально-технической базы.

    October 9th, 2017

    Да, Китай прет пока "по всем фронтам". Все спорят, как это у него так получается, но очевидно, что в основе всего лежит образование.

    Китайские школьники постоянно побеждают на международных олимпиадах, Шанхай не раз занимал лидирующие места в тесте PISA, при этом учеников с детства учат соответствовать всем требованиям и во всем подчиняться учителям. Журналист Дженни Андерсон попыталась разобраться, насколько оправдан такой подход и в чем преимущества и недостатки азиатской модели образования.

    Когда Ленора Чу, американка китайского происхождения, записала сына в элитную школу в Шанхае, ее ожидало много сюрпризов. Ее сына заставили есть яйца, которые он ненавидит. Когда Чу поставила под вопрос методы учителя, она получила выговор за сомнения в его авторитете. Ее ребенка научили тому, что дождик можно рисовать «правильно» и «неправильно». И школа отказалась выдать ему лекарство от астмы, поскольку его состояние не требовало такого большого внимания к его персоне.

    В китайских школах на первом месте всегда стоит группа, а не отдельный ребенок.

    Как ни странно, на эти действия Чу ответила не осуждением, а похвалой. О своем опыте она рассказала в книге «Little Soldiers: An American Boy, a Chinese School, and the Global Race to Achieve» («Маленькие солдаты: американский мальчик, китайская школа и глобальная гонка достижений»), в которой разбирается секрет превосходной китайской успеваемости. По ее словам, успех Китая в основном объясняется двумя причинами. Во-первых, у учителей есть власть, которую уважают родители, — это повышает качество обучения. Кроме того, китайцы с детства привыкают к мысли, что к успеху приводят не врожденные способности, а усердный труд.

    «Китайская мать знает, что если ее ребенка наказали в школе (неважно, каким образом), то он это, бесспорно, заслужил. Другими словами, дайте учителю спокойно делать свою работу», — пишет она в The Wall Street Journal.

    Не так давно Эми Чуа опубликовала книгу «The Battle Hymn of the Tiger Mother» («Боевой гимн матери-тигрицы»), в которой она утверждает, что китайские родители не балуют своих детей, поэтому они вырастают более сильными и выносливыми и добиваются лучших результатов. Чу пишет, что учителя с детьми тоже не нянчатся, и в результате ученики вырабатывают такие навыки и такую устойчивость, которые и не снились американским детям. От китайских школьников ожидают многого, и они учатся соответствовать этим требованиям. Уверенность в себе появляется благодаря достижениям, а не идее, что главное — участие.


    В то же время, как пишет Чу, американские родители, наоборот, считают, что главное — подпитывать веру ребенка в собственные силы, даже если для этого приходится ставить пятерки за вполне средние работы по математике. Чу пытается разобраться, какая система лучше готовит детей к будущему и каких ролей стоит придерживаться родителям и учителям. Академические достижения или социальное и эмоциональное благополучие? Право ставить авторитет под сомнение или уважительное подчинение ему?

    В глазах Чу и многих других существует устоявшийся образ сверхуспешных состоятельных американских родителей, которые ради результатов своих детей нивелируют власть учителей. Родители подрывают авторитет преподавателей, веря при этом, что они-то лучше знают, как надо (но будем честны: чаще всего все их познания в педагогике сводятся к воспоминаниям о собственной школе, которую они окончили еще до того, как в ней появился интернет). Она пишет: «Прогресс в американской системе тормозят родители, которые уверены, что все им что-то должны, и своей позицией обесценивают учебу: для наших детей мы требуем привилегий, которые мало связаны с образованием, и просим о пощаде при выставлении оценок за год, если они не добиваются нужных результатов. Наше общество многого ждет от учителей, а семья несет меньшую ответственность».

    К аналогичным выводам по поводу американского образования пришли и сами американцы. Джессика Лэйхи, школьная учительница и автор книги «The Gift of Failure» («Дар ошибки»), считает, что дети становятся беспомощными по вине (любящих) родителей, которые стремятся защитить их. Когда мы вмешиваемся в драки своих отпрысков во дворе или вытягиваем оценки из учителей, мы мешаем им выработать нужные навыки и стать самостоятельными (и в результате все закончится такими явлениями, как «Школа для взрослых» (организация, где молодые люди учатся вести себя как взрослые. — Прим. ред.).


    Андреас Шлейхер, глава департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), утверждает, что хорошие учителя — главная причина академических успехов в шанхайских школах. Он говорит, что педагоги, за которыми он наблюдал в Китае, считают своей задачей не учить ребенка предмету, а сформировать его ценности и характер. Дети участвуют в уборке класса — учителя и родители это поощряют. По словам Шлейхера, китайские преподаватели требуют высоких результатов, но они же помогают детям достичь их. По итогам теста PISA, который пишут 15-летние школьники по всему миру, Шанхай не раз занимал лидирующие места, в то время как у США результаты довольно средние. Конечно, Шанхай — это мегаполис, а США — огромная страна, отличающаяся большим многообразием, поэтому сравнивать их сложно. Например, в 2012 году штат Массачусетс занял бы девятое место по математике и четвертое — по чтению, что намного выше, чем позиция Соединенных Штатов в целом.

    Журналистка Мина Чой, которая отдала детей в китайскую начальную школу, подробно описала плюсы и минусы шанхайской системы. У ее шестилетнего сына ежедневно было по три часа домашней работы и никакого общения с друзьями (все были слишком заняты уроками). Часто учеба заключалась в зубрежке и бездумном копировании, причем даже тогда, когда дело доходило до написания эссе: ее сыну советовали переписывать чужие работы, чтобы научиться писать самому. Иногда она задавалась вопросом: многие ли дети действительно понимают математику, а не просто заучивают ответы?



    Тем не менее Чой уверена, что повторила бы этот опыт (по крайней мере, если говорить о младшей школе). Она говорит, что это «жесткая, требовательная система, в которой делается упор на усердную работу». Она не читала книгу Чу, но согласна с тем, что недостаток уважения к учителям в США — это проблема. Чой считает, что опытный учитель понимает лучше родителей, что должен знать семилетний ребенок, как он должен учиться и как его нужно учить. «В Америке мнение родителей равнозначно мнению учителя. Такого не должно быть», — рассказывает Чой. Эта нехватка уважения сказывается и на зарплатах учителей в США, и на том, как ничтожно мало правительство инвестирует в их профессиональное развитие. Жалобы родителей в Америке часто возникают именно потому, что они не верят в систему.

    И Чу, и Шлейхер из ОЭСР предполагают, что есть еще одна критическая разница между США и Китаем. Учителя в Китае верят, что любой ребенок может преуспеть, вне зависимости от происхождения и доходов его семьи. Они верят, что достижения требуют упорной работы, а не определяются природными способностями, и учат своих учеников именно этому.

    По результатам PISA трудно судить о качестве образования, но даже они показывают, что 10% шанхайских подростков из самых бедных семей знают математику лучше, чем 10% наиболее привилегированных учащихся в США и ряде европейских стран.

    При этом, по иронии, как замечает Чу, американцы не боятся требовать от своих детей усердия и высоких результатов, когда речь идет о спорте. Если ребенок становится последним, то это потому, что ему нужно больше работать, а не потому, что он не способен пинать мяч. «Для нас девятое место в стометровке значит, что Джонни надо больше тренироваться, а не то, что он хуже других. И мы не сильно переживаем по поводу его самооценки».

    Исследование Кэрол Двек, психолога из Стэнфорда, показывает, что дети, которые верят, что старания важнее способностей, учатся лучше. Чу пишет: «Китайские школьники привыкли к сложной учебе, они знают, что успешным может стать каждый, кто готов потрудиться». Поэтому правительство вправе устанавливать очень высокую планку, а детей учат соответствовать этому уровню. Чу отмечает, что в США «родители протестовали, когда политики пытались ввести аналогичные меры», например единые образовательные требования в школе. Чу цитирует исследование, которое показывает, что дети азиатского происхождения учатся лучше белых не из-за выдающихся способностей, а благодаря старательности и вере в то, что их усилия важны.



    Жизнь китайского школьника может казаться однобокой. Три часа домашней работы — это три часа, когда ребенок не играет с другими на площадке или в игровой комнате, не дает простора своему воображению. Детство короткое, и многие считают, что это время нужно оберегать от слишком ответственных контрольных, рейтингов и стресса.

    В таком случае вопрос в том, насколько оправданна жесткость китайской системы.

    Профессор Школы образования при Канзасском университете Юн Чжао указывает на то, что чем лучше результаты страны в тестировании PISA, тем хуже там обстоят дела с предпринимательством (он использует данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), самого масштабного в мире исследования этой сферы). Исследовательская и консалтинговая компания ATKearney пошла еще дальше, показывая, что предположительный предпринимательский потенциал стран, которые лидируют в рейтинге PISA, более чем в два раза ниже, чем в странах, которые находятся в середине списка или на последних позициях. Так что дети могут отлично знать математику и другие науки, но никто из них не станет новым Марком Цукербергом.

    Журналистка Чой считает, что у восточноазиатского подхода есть и другие недостатки. Многие дети — единственные в семье, родители абсолютно преданы их интересам. Ради образования детей они готовы пойти на все, а те, в свою очередь, в ответ на такое давление часто начинают обманывать. Чой, которая покинула Шанхай четыре года назад, говорит, что система образования там «неустойчива из-за коррупции, плавающих критериев, непонятных причин, по которым ставятся оценки».

    Более того, полная власть учителей не обязательно ведет к лучшим знаниям. Чу ссылается на исследование 2004 года, которое защищает распространенную в Китае систему прямого обучения, когда учителя показывают, как решать задачи, а ученики повторяют за ними. И хотя что-то таким образом выучить действительно можно (но все равно все зависит от контекста), существует множество других исследований, которые показывают, что если ребенок разбирается в каких-то вопросах самостоятельно, то это приводит к более глубокому изучению материала и может усилить интерес к учебе.

    На самом деле польза есть и от индивидуального подхода, и от группового; и от академических успехов, и от личностного развития. Чжао говорит, что США и Великобритания стремятся к азиатской виртуозности в плане тестов, в то время как Китай пытается сделать свою систему более западной, менее однообразной, уделять больше внимания творчеству и самостоятельности в решении задач. Он пишет, что «жители Восточной Азии стали первыми свидетелями того, как сильно их собственная система образования навредила детям: речь идет о высокой тревожности, сильном стрессе, плохом зрении, недостаточной уверенности, низкой самооценке и недоразвитых бытовых навыках». А, например, в Финляндии, где подход к образованию более сбалансирован, чем в Китае или США, дети, у которых меньше домашней работы и серьезных контрольных, чаще радуются жизни и при этом добиваются отличных результатов на тестировании PISA.

    Когда выбирать приходится из двух крайностей, любой вариант кажется немного рискованным. «Я скорее предпочту слишком высокий уровень образования, чем слишком низкий», — сказала (и написала об этом эссе) Чой, подразумевая более строгое китайское расписание.

    Чу говорит, что ее детям досталось лучшее из обеих систем. «Мой сын включает воображение, когда рисует, у него отличное чувство юмора и чертовски сильный удар справа в теннисе. Ни одно из этих качеств не угасло, и теперь я разделяю веру китайцев в то, что даже очень маленькие дети могут развить таланты, которые требуют серьезных усилий».


    источники
    Ksenia Donskaya
    http://www.chaskor.ru/article/diktatura_uchitelej_42522