Национальный узбекский орнамент. Узбекский национальный костюм Узбекская форма

Если речь заходит об узбекской кухне все сразу же вспоминают узбекский плов. Но не пловом единым славится узбекская кухня.

Национальная кухня Узбекистана имеет древнюю историю и тесно связана с узбекской культурой, языком, традициями и географо - климатическими условиями. Значительное влияние на разнообразие и своеобразие рецептов узбекской кухни оказало то, что в отличие от кухни ближайших географических соседей (кочевых народов казахов, каракалпаков, киргизов и туркменов) узбекам исторически был свойственен как оседлый образ жизни, так и кочевой. ещё...

В то же время заимствование кулинарных традиций, ассимиляция культур (особенно персидско-таджикской) оказало глубокое влияние на разнообразие и богатство блюд. Происхождение многих из них имеет общие корни с традиционными азиатскими блюдами, такими как плов, лагман, манты и другими. Однако в Узбекистане есть свои особенности приготовления этих блюд, а также свои совершенно оригинальные кушанья. Несмотря на то, что основные блюда и технологии приготовления блюд Узбекской кухни сформировались более тысячи лет назад, узбекская кухня обогащалась новыми продуктами, ингредиентами и кулинарными приемами русской, украинской, кавказской, татарской, уйгурской и европейской кухни.

Это сытные и ароматные мясные блюда, густые супы с обилием свежих овощей и трав, экзотические сладости и оригинальная выпечка. Особенности узбекской кухни, как и многих других национальных кухонь, обусловлены спецификой местного сельского хозяйства. В Узбекистане очень хорошо развито зерновое хозяйство, поэтому важнейшее значение в местной кухне имеют лапша и хлеб. Также в Узбекистане широко распространено овцеводство, поэтому наиболее популярным видом мяса является баранина, входящая в состав большинства основных блюд узбекской кухни. Реже используется конина и верблюжатина.

Рецептура блюд узбекской кухни огромна. Известно более 100 видов плова, 60 видов супов,30 видов шашлыка.

Плов - самое популярное блюдо в Узбекистане. Его готовят и на каждый день, и на особые праздники, как светские, так и религиозные. И в каждом регионе Узбекистана есть свой плов –бухарский, хорезмский, ферганский, самаркандский, ташкентский. Отличаются они способом приготовления и добавками к основным продуктам.

Среди супов особенно вкусным и ароматным являются лагман и шурпа – вермишелевый и картофельный суп с бараниной, свежей зеленью и овощами.

На пару готовятся манты с начинкой из мяса, тыквы, весенней зелени.

Разнообразны по своему вкусу и внешнему виду лепешки - узбекский хлеб, который пекут в тандыре - специальной печке из глины. В тандыре готовят и самсу - национальные пирожки с мясом, луком и курдючным салом.

Никакое угощение не обходится без сладостей. Их ставят на стол до подачи основного блюда с зеленым чаем - основным напитком в Узбекистане. Среди сладостей подают курагу, изюм, орехи, халву, парварду, пахлаву, мед, а весной на столе обязательно будет сумаляк - вкуснейшее и полезное блюдо, приготовленное из проросшей пшеницы.

Для основных мясных блюд характерно приготовление жареной, высококалорийной пищи, широкое использование хлопкового масла, бараньего курдючного сала, масла, специй и зелени. Мясные блюда практически всегда готовятся с луком, причём его закладка в пропорции к мясу значительно больше, чем в европейской кухне.

Многие блюда имеют сложную рецептуру, готовятся вручную, что требует многолетнего навыка и кулинарного искусства. Особое профессиональное умение требуется при приготовлении большого плова на десятки и сотни килограммов риса. Манты, пельмени (чучвара) лепятся руками, популярное весеннее блюдо сумаляк готовится на медленном огне более 10 часов. При этом подготовительная стадия по проращиванию пшеницы может занимать несколько дней.

В настоящее время для приготовления блюд в узбекской кухне широко используются современные газовые и электрические плиты, кухонная утварь и приборы. Однако до сих пор популярны и традиционные способы методы готовки. Обязательный элемент кухонной посуды это казан – чугунный котел сферической формы. Тандир - глиняную печь повсеместно можно встретить в Узбекистане и она практически обязательный элемент, в особенности, сельской кухни.

Традиционный вид посуды , на которую сервируют плов и многие другие блюда - лаган, большая плоская тарелка или блюдо. В современной трапезе на узбекской кухне редко используют вилки - если плов не едят руками, то его принято есть ложкой. Другая посуда используемая на узбекской кухне: коса (глубокая миска), пиала (чашка обычно для чая).

В узбекской национальной кухне существуют заметные различия между регионами. На севере основными блюдами считаются плов, кушанья из теста. В южной части страны предпочтение отдают многокомпонентным блюдам из овощей и риса. В Ферганской долине готовят более тёмный и жареный плов, в Ташкенте более светлый.

В узбекских семьях характерно то, что приготовление пищи на бытовом уровне считается мужским занятием, и мужчины часто берут на себя в семье кулинарные обязанности. Приготовление большого плова в казане на сто и более килограммов риса - прерогатива только мужчин. В полной мере насладиться узбекским застольем для европейца - невыполнимая задача. Мало того что узбекская кухня жирная и сытная. Здесь принято есть неспешно, долго и со вкусом. Длинная череда блюд поражает неподготовленное воображение тех, кто привык к диетам. До десяти блюд за трапезу - обычное гостеприимство по-узбекски.

Едят в Узбекистане три раза в день, но на столе - обилие разных блюд, и все они очень калорийны. Главные блюда приходятся не на обед, а на ужин. Во-первых, из-за жары, во-вторых, потому, что многие узбекские яства готовятся долго, иногда даже в течение всего дня. Да и вообще, хорошее застолье, в большой компании, настоящий дастархан (узбекский стол), можно устроить именно вечером, когда дневная суета позади.

Есть такие блюда, которые готовятся не каждый день, а только для свадеб и праздничных столов, дорогих гостей. Это такие по-своему деликатесные блюда, как казы-карта, постдумба урамаси (рулет из курдючной оболочки), тандир - кабоб (шашлык в тандыре), норин, хасип (домашняя колбаса).

Если выбор супов и горячих блюд узбекской кухни достаточно широк, то ассортимент десертов действительно очень ограничен. Типичная трапеза завершается свежими фруктами или компотом из сухофруктов, также к столу подаются пахлава, орехи или халва. Сладкая выпечка распространена меньше, чем в других странах региона.

Традиционный узбекский национальный напиток , как и во многих других странах Средней Азии – зеленый чай. Зеленый чай для узбеков – это напиток, имеющий не только гастрономическое, но и культурное значение. Этот напиток всегда сопровождает трапезу, он является символом гостеприимства. Если хозяин дома предлагает гостю чай, значит – он рад этому гостю. Традиционным чаем считается зеленый, однако в Ташкенте не менее популярен и черный чай.

Алкоголь в Узбекистане употребляется гораздо меньше, чем в европейских странах, однако вино является популярным относительно других мусульманских стран. В Узбекистане есть более десятка винных заводов, производящих неплохое вино из местного винограда. Также употребляются пиво и крепкие алкогольные напитки (водка, коньяки)

Основные широко известные блюда узбекской национальной кухни : Плов - это, несомненно, самое популярное и самое известное блюдо узбекской кухни, представляющее собой, грубо говоря, кусочки мяса с рисом, морковью и луком. В Узбекистане известны десятки разновидностей плова, которые отличаются как способом приготовления, так и ситуативностью – существуют разные виды праздничного и церемониального плова. Плов – это не просто блюдо, это настоящий культурный символ страны. Согласно традиции, если плов готовится для гостей, то его непременно должен готовить хозяин дома. Во многих семьях эта традиция соблюдается и сегодня.

Шашлык – кусочки мяса (баранина, говядина, свинина, печень, рыба, овощи) на металлических шампурах приготовленные на углях,

Шурпа (суп из большого куска мяса, картошки и свежих овощей),

Лагман (блюдо на основе лапши, которое может подаваться и как суп, и как второе блюдо),

Мастава (овощной суп с бараниной и рисом),

Домлама (мясное рагу с овощами),

Манты (большие пельмени, приготовленные на пару),

Чучвара и самса (фаршированные тестяные пирожки, которые подаются и как закуска, и как основное блюдо),

Кайнатма шурва (бульон), мохора (суп с горохом), угра (лапша), чучвара (пельмени), манчиза (суп с галушками),

Лепешки : хлеб круглой формы приготовленный в тандыре (глиняной печи),

Сладости (варенья, нишалда, мед, парварда, пахлава, сумаляк),

Узбекская национальная кухня фото










Национальная одежда жителей Узбекистана удивительным образом сочетает в себе общие для всех восточных народов черты и имеет свои индивидуальные и неповторимые особенности.

Хотя с течением времени узбекский национальный костюм претерпевал видоизменения, в современном своем виде он сохранил все богатство культурных традиций восточных людей и историческую связь, уходящую корнями глубоко в древность.

Отличительной чертой узбекского костюма была и остается искусная вышивка золотом. Такие наряды характерны для состоятельных людей. Популярными были вышитые золотом национальные узбекские халаты, которые правитель дарил своим приближенным, а также получал такие подарки взамен.

Для вышивки золотом использовались только благородные материалы, такие как шелк и бархат. Узоры вышивались в основном на растительную тематику, редко встречался и геометрический орнамент в золотошвейных нарядах.

При помощи вышивки золотой нитью украшали не только предметы одежды, но и головные уборы и обувь. В настоящее время мужской свадебный наряд в Узбекистане по традиции обязательно украшается при помощи парчи с золотом или серебром.

Цветовая гамма национального узбекского костюма довольно широка. У жителей разных областей страны свои цветовые предпочтения, однако, узбеки не любят темную одежду, потому что считают, что она способна привлечь беду.

По цветам женского наряда можно было судить и о статусе мужей. Зажиточные узбеки одевали своих жен в голубые или фиолетовые наряды, жены ремесленников носили зеленую одежду.

Еще одной характерной чертой для узбекских традиционных нарядов является выбор богатых тканей для пошива – бархата и вельвета.

А вот крой у костюмов наоборот очень прост и одинаков для мужских и женских моделей. В основе лежат ровные куски ткани, которые в некоторых глухих населенных пунктах даже не вырезались, а просто отрывались по прямой нити.

Мужские национальные костюмы в Узбекистане

Традиционными предметами мужского гардероба в Узбекистане всегда были рубахи разного фасона и халаты, которые подвязывали поясами. Внизу узбеки носят штаны и сапоги из кожи. Голову в Узбекистане обязательно должны покрывать не только женщины, но и мужчины, что связано с исламской религией.

У мужчин для этих целей используется чалма или тюбетейка.

Одежда

Рубаха для повседневной носки называется куйлак. Изначально такая рубаха была длинной и была ниже колен, но позже фасон сменился, и рубаха стала стандартной длины. Фасон горловины имел две интерпретации: в первом случае у рубахи имелся вертикальный разрез, к которому пришивался ворот; во втором случае в зоне воротника имелся горизонтальный разрез, доходящий до плеч.

Штаны под названием иштон были абсолютно лишены дополнительных декоративных и функциональных элементов. Длина таких штанов, напоминающих шаровары, доходила до щиколоток.

Мужской халат носит название чапан и имеет единый фасон для всех возрастов и статусов, который не менялся долгое время. Для разных сезонов года существуют свои разновидности халата – тонкий летний халат, халат с подкладкой для межсезонья и теплые ватные халаты для холодного времени года. По бокам халата имеются вертикальные разрезы для удобства перемещения.

В качестве декоративных элементов используется тесьма и материя другого цвета, которые пришивают по краям халата и на рукава. Для застегивания халата имеются завязки. В качестве пояса в национальных узбекских мужских костюмах используется кушак. Он представляет собой сложенный в треугольник платок из хлопка или шелка.

Цвет кушака, который имеет название бельбог, всегда выбирали ярких и контрастных оттенков, чтобы он выделялся на одеянии мужчины.

Головной убор

В качестве головного убора мужчины в Узбекистане традиционно носят кулох или тюбетейку-дуппи. Наиболее популярной среди всех тюбетеек является головной убор обитателей Ферганской долины. Ее отличительной особенностью является вышитый белыми нитями на черном фоне интересный растительный орнамент.

На сегодняшний день в Узбекистане пользуются большим спросом бархатные или хлопчатобумажные тюбетейки синего, черного и темно-зеленого цветов.

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет.

Еще одним украшением узбекских красавиц с древних времен являются налобные украшения.

Одежда

Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.

Женские шаровары были обязательной частью гардероба для девочки чуть ли не с самого рождения. Как и в мужском варианте, штаны широкие сверху и сужаются к низу. Нижнюю часть штанины украшает тесьма с кисточками.

В женском варианте национального костюма разновидностей верхней одежды немного больше, чем у мужчин. Так женщины могут носить халаты такого же кроя как мужской чапан.

В некоторых районах Узбекистана были распространены длинные и приталенные халаты под названием румча. Также узбекские женщины носят мурсаки – что-то среднее между туникой и халатом. Обычно мурсак сшит на теплой подкладке для холодных времен, длиной до пят и имеет покрой с запахом.

Менее двухсот лет назад в обиход вошли приталенные халаты с укороченными и зауженными рукавами под названием камзур. Тогда же популярной одеждой среди узбекских женщин стали безрукавки нимча.

Головной убор

В качестве головного убора женщины в Узбекистане используют платок. Обычным явлением в традиционной культуре является надетые на голову сразу два платка. Один из них завязывается на лоб, а другим покрывают. голову

В XIX веке женский головной убор был сложным и многослойным – сначала надевался платок, у которого было отверстие для лица, затем повязывался платок на лоб, а сверху сооружалась чалма. Женщины из знатных семей носили платки, украшенные золотом или серебром. В начале же прошлого века широкий резонанс получили традиционные узбекские тюбетейки с вышивкой из шелка или золота.

Когда женщина выходила на улицу, ей обязательно нужно было надевать на голову халат, чтобы скрыть красоту своего тела от чужих глаз. Позже халат видоизменился и превратился в паранджу. Рукава у этого халата сначала просто убирали назад, а позже и вовсе стали сшивать между собой.

Обязательным атрибутом к парандже являлся чавчан – сетка, сплетенная из конского волоса, которая призвана закрывать лицо женщины. Паранджа и чавчан были обязательными элементами женской одежды в мусульманских странах для всех женщин и девочек, начиная уже с девяти лет. Однако в Узбекистане этот предмет гардероба был распространен только в городах, и то не повсеместно. А с приходом Советской власти паранджа и вовсе начала постепенно выходить из обихода узбекских красавиц.

Роль национального костюма в наши дни

В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей – девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки.

Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе. Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.

Традиционный костюм рассказывает об истории и особенностях нации. Он формируется веками, а значит, внимательно изучая его, можно проследить целую жизнь народа.

Немного истории

Узбеки – народ с богатой историей и интересными традициями. Находясь в гостях у узбеков, вас обязательно напоят чаем и поверьте, одной чашкой чаепитие не закончится. А наливая очередную чашку, спросят: с уважением или без? Не удивляйтесь, что ответив утвердительно, чаем покроется лишь дно чашки. Таковы традиции гостеприимства и хозяин будет с радостью подливать чай самому дорогому гостю.

Узбеки – доброжелательный и терпеливый народ. Исповедуя ислам, узбеки с уважением относятся к каждой вере. Их же исповедание предписывает ежедневный намаз, к которому необходимо облачаться в закрытую и удобную одежду. Так, под воздействием веры создавался узбекский национальный костюм.

Особенности

Узбекский костюм легко отличить от какого-либо иного, ведь есть в нем черты, соответствующие исключительно узбекам.

Цвета и оттенки

Цветовая гамма национального костюма варьировалась в зависимости от места размещения узбеков. Так, сурхандарьинский регион славился красной цветовой гаммой. Интересен тот факт, что, несмотря на цветовые особенности в каждом регионе, никто не носил костюмы из черной и темно-синей материи, опасаясь притянуть к себе неудачи.

Палитра цветов в женской одежде выдавала не только тонкий вкус красавиц, но и положение в обществе. Например, дамы, чьи мужья занимали высокую должность, облачались в одежды в голубых и фиолетовых оттенках, ремесленники – в зеленый.

Ткани и крой

Узбекский народ любит богатые ткани. Например, верх национальных халатов изготавливается из бархата или вельвета. Стоит сказать, что надевали халаты не только летом, но и в прохладное время года, и это не могло не сказаться на видах ткани. Так, теплые модели халата-чапан утеплены слоем верблюжьей шерсти или ваты.

Крой национального костюма был прост и не отличался по половым и возрастным признакам. Сшивали одежду в большинстве случаев из прямых кусков ткани, в маленьких глухих деревнях ткань эту даже не резали, а разрывали по прямой нитке.

В дальнейшем для рубахи прямой кусок ткани перегибали, создавая лицевую и заднюю часть, к бокам пришивали дополнительные куски, а подмышкой размещали ластовицу. Стоит сказать, что и штаны были результатом умелого сшивания прямых кусков ткани.

Разновидности

Несмотря на схожесть в крое, мужские и женские костюмы имеют свои принципиальные особенности.

  • Первым важным элементом для мужчин является чапан. Этот стеганый халат предназначен не только для дома, но и для повседневности и даже торжеств. Праздничные модели украшаются богатой вышивкой золотыми нитями. Заменяет халат и верхнюю одежду, если имеет утеплитель. Интересно, но колоритные чапаны и сейчас популярны далеко за пределами Узбекистана, они становятся дорогим подарком для любимых мужчин и коллег.

Неотъемлемым предметом гардероба узбеков является рубаха. Первые ее модели отшивались в длине до колен, сейчас же можно встретить более удобную длину до середины бедра. Именуемая куйлак, она может иметь вертикальный до линии груди или горизонтальный вырез от плеча до плеча.

Широкие штаны – обязательная часть узбекского костюма. Книзу шаровары сужаются, обеспечивая удобство во время ходьбы.

Рубаху либо халат мужчины подпоясывают широким поясом, который, стоит сказать, в некоторых моделях заслуживает восхищения. Пояса для торжеств выполняют из роскошного бархата, украшают бисером, символичной вышивкой и дополняют оберегами.

  • Женский костюм узбекских красавиц состоял из туникообразного платья. Первые модели надежно укрывали все тело и доходили длиной до щиколоток. Платье исполнялось с помощью прямых кусков тканей и мало чем отличалось от мужской рубахи. Позднее на платье появилась женственная кокетка и присборенные манжеты.

В дополнение к платью узбечка в обязательном порядке надевала и широкие штаны. От мужских их отличал украшенный тесьмой низ. Верхней же одеждой служил тот же чапан. Спустя некоторое время женщины стали облачаться и в камзол, а также в женственные жилетки.

  • Детский национальный костюм схож с мужским и женским. Зачастую в выборе останавливаются на фабричных вариантах. Особой популярностью пользуются трикотажные костюмы. На головной убор ребенка прикрепляют оберег, защищающий от дурного глаза.

Аксессуары и обувь

Если костюм по канонам ислама должен быть сдержанным, то в украшениях узбекские женщины не ограничены. Золото и серебро в виде серег, браслетов и колец – неотъемлемый атрибут образа узбечки. Символы и обереги наносятся на золотые украшения, защищая женщину и ее семью.

Говоря же о головных уборах, изначально на женщину была надета паранджа. Повседневным вариантом был черный цвет. Интересно, но надевать ее предпочитали исключительно выходя за ворота собственного дома, боясь притянуть черным цветом невзгоды в семью. Позднее паранджу вытеснили платки и тюбетейки-дуппи.

Слово «орнамент» в переводе с латыни означает «украшение», то есть узоры, которыми покрываются различные изделия народных ремесленников, архитектурные сооружения, предметы одежды и быта.

Национальный узбекский орнамент необыкновенно богат и удивительно красив, он многозначен и глубок по своей сути, так как в его основе лежит древнейшая символика. Ключ к ее разгадке в некоторых случаях уже утерян, но благодаря кропотливому труду узбекских ученых-искусствоведов и народных мастеров, сохраняющих наследие предков, магические узоры раскрывают нам некоторые свои тайны.

Сегодня каждый вид прикладного искусства Узбекистана богат своими особыми рисунками и переплетениями, все орнаментальные мотивы имеют древнее народное название. Как правило, узоры отражают окружающую природу, растительный и животный мир, повседневный быт человека, его мечтания и пожелания.

Например, основным орнаментом традиционной узбекской вышивки является пышный цветущий сад – символ плодородия, пожелание счастья и благополучия. Благоухающие и яркие цветы благодаря мастерству и фантазии народных художниц перешли из садов и степей на полотно.

Изображение каждого цветка имеет свою символику: полевым васильком обозначали молодого мужчину, алым маком – юную девушку, роза символизировала мир и красоту, а тюльпан – невинность и чистоту.

Резьба

В удивительных орнаментах, украшающих образцы народного искусства, часто встречаются изображения растений, которые, по мнению наших предков, обладали каким-либо целительным свойством, приносили благодеяние или служили оберегом.

вышивка

Символом здоровья и долгой жизни являются плоды благородного миндаля, изображение стручка перца означает очищение и должно уберечь от зла, красные зерна спелого граната олицетворяют собой богатство, изобилие и плодовитость. В гуще листвы, среди распустившихся бутонов и грациозных виноградных лоз изображаются яркие птицы, олицетворяющие собой зашифрованное пожелание семейного счастья.

керамика

экспонат из Ташкентского музея

Ляган "Риштанская керамика"

Ляган "Риштанская керамика" - это не просто обеденный атрибут, это украшение стола

Центры традиционного гончарного мастерства, что возникли столетия назад в разных уголках Узбекистана, существуют и по сей день, и в каждом из них керамика имеет свои оригинальные особенности.

Современные мастера из Риштана – небольшого города на востоке Узбекистана, одного из древнейших в Ферганской долине между Кокандом и Ферганой – возрождают традиции своих предков. Некогда легкая и звенящая риштанская керамика была известна по всей Центральной Азии.

С давних времен Риштан славится своим гончарным искусством изготовления цветной керамики.

Красноватую глину для изделия добывают в самом городе. Мастера утверждают, что их глина настолько высокого качества, что даже не нуждается в предварительной обработке.

Да и сейчас сине-бирюзовая глазурь и характерные растительные орнаменты – самые популярные в Узбекистане. Такие блюда и пиалы можно легко представить на кухне, как в основном качестве посуды, так и в виде декоративного украшения.

Мастера из древней Бухары в наши дни научились воспроизводить технику старинной арабской росписи.

тарелочка для сухофруктов

Пестрое оперение павлина, фазана или петушиные перья призваны оградить от недоброго глаза, той же цели служит узор «след змеи». В прикладном искусстве Узбекистана широко применялись символические изображения и других животных: изогнутые бараньи рога означали силу и мужество, а соловей – высшую мудрость.

Мастера часто насыщали свои причудливые узоры древними народными символами Солнца, Земли и Луны, звезд и неба. Свой символический образ имела Вселенная, которая условно изображалась как «древо жизни» в виде сказочных пышных кустов или красочных букетов в причудливых вазах.

С земледельческим культом плодородия связаны волнистые и струящиеся узоры, олицетворяющие потоки животворной воды, дарящей жизнь.

орнаменты в мечетях Самарканда

Узбекский национальный костюм - созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа , тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.

Развиваясь о общем русле одежды оседлых народов Мавераннахра , в то же время имеет многие самобытные и неповторимые черты. Так например, всемирной славой пользуется искусство золотого шитья, к началу нашей эры относят археологи следы золотого шитья, найденные на раскопках в Ташкентской области. Согласно преданиям золотое шитьё знали в Согдиане еще до появления шелка. Но особенно широкое распространение получило оно в XIX - начале XX веков.

Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды.

Мужская одежда

Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха, которая первоначально имела длину ниже колен, а позднее её укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха - яхтак. Её шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой - джияк. Духовные лица и узбекская аристократия носили рубаху только с горизонтальным воротом. Реликтовым явлением в начале XX в. были узбекские стеганые на вате рубахи - гуппича, которые носили только дети и старики. Гуппи на староузбекском языке означает «доспех», что породило у исследователей версию о генетической связи стеганых рубах с защитным вооружением.

Штаны - иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.

Верхняя одежда

  • Халат - мужской халат, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты, в зависимости от времени года шились без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки. Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду эмира и знати.

Головные уборы

  • Чалма - в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники - небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне - повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов.
  • Папаха - головной убор хорезмийских узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки - папахи из овчины разных цветов.
  • Тюбетейка - традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек - «дуппи» или «калпок». Особенно к XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм - островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай. Самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для неё характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца «калампир» на черном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов - ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение

Обувь

Население равнинных оазисов носило мягкие сапоги вместе с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать во время конных выездов надевала парадные сапоги из зеленой шагрени, изящный каблук которых был скошен к середине подошвы, позволяя всаднику особенно ловко держаться в стременах.

Галерея

Мирза Абдулхак и Рустом–бег, узбеки рода катаган. На переговорах в г, Афганистан . Узбеки Ходжента в традиционных одеяниях, Ферганская долина , приблизительно - гг. Узбеки Хивы , Хорезмский оазис , Северо-Северо-Западный Узбекистан , г. Узбек на фестивале шелка и специй в Бухаре .

Женская одежда

Танцевальная одежда Женская одежда состояла из халата, платья, шаровар, платка или паранджи , тюбетейки, туфель. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.

Верхняя одежда

  • Женский халат - ворот женского халата довольно открытый и широкий, борта его почти не сходятся. Рукава короче, но свободнее, чем в мужских халатах. Среди женщин Бухарского и Самаркандского оазисов были распространены легкие длинные распашные халаты румча, слегка прилегающие по талии. Специфической верхней женской одеждой был халат мурсак. Это распашная в форме туники одежда без воротника, которую шили так, чтобы полы при ношении заходили друг за друга. Мурсаки делали длинными, до земли, на подкладке, а чаще стеганными на вате. Ворот, полы и низ рукавов обшивали тканой тесьмой.
  • Камзол - во второй половине XIX века среди верхней одежды появился камзол или камзур. Это слегка прилегающий в талии халат с короткими и узкими рукавами, с вырезной проймой и отложным воротником. В это же время стали появляться короткие безрукавки типа жилеток нимча.

Головные уборы

  • Платок - голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. В XIX столетии женщины надевали платок с выходом для лица, на лоб повязывали небольшой платок - пешона румол.
  • Паранджа - представляет собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой - чачван. В двадцатые годы XX столетия, когда советская власть повела борьбу с «пережитками», паранджа постепенно вышла из употребления в большинстве регионов.
  • Тюбетейка - костюм молодой женщины-узбечки и сегодня нередко дополняется яркой нарядной тюбетейкой.

Обувь

Главной женской обувью были туфли без задников.

Галерея

Напишите отзыв о статье "Узбекский национальный костюм"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Узбекский национальный костюм

Денежные дела Ростовых не поправились в продолжение двух лет, которые они пробыли в деревне.
Несмотря на то, что Николай Ростов, твердо держась своего намерения, продолжал темно служить в глухом полку, расходуя сравнительно мало денег, ход жизни в Отрадном был таков, и в особенности Митенька так вел дела, что долги неудержимо росли с каждым годом. Единственная помощь, которая очевидно представлялась старому графу, это была служба, и он приехал в Петербург искать места; искать места и вместе с тем, как он говорил, в последний раз потешить девчат.
Вскоре после приезда Ростовых в Петербург, Берг сделал предложение Вере, и предложение его было принято.
Несмотря на то, что в Москве Ростовы принадлежали к высшему обществу, сами того не зная и не думая о том, к какому они принадлежали обществу, в Петербурге общество их было смешанное и неопределенное. В Петербурге они были провинциалы, до которых не спускались те самые люди, которых, не спрашивая их к какому они принадлежат обществу, в Москве кормили Ростовы.
Ростовы в Петербурге жили так же гостеприимно, как и в Москве, и на их ужинах сходились самые разнообразные лица: соседи по Отрадному, старые небогатые помещики с дочерьми и фрейлина Перонская, Пьер Безухов и сын уездного почтмейстера, служивший в Петербурге. Из мужчин домашними людьми в доме Ростовых в Петербурге очень скоро сделались Борис, Пьер, которого, встретив на улице, затащил к себе старый граф, и Берг, который целые дни проводил у Ростовых и оказывал старшей графине Вере такое внимание, которое может оказывать молодой человек, намеревающийся сделать предложение.
Берг недаром показывал всем свою раненую в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно не нужную шпагу в левой. Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это событие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, и Берг получил за Аустерлиц две награды.
В Финляндской войне ему удалось также отличиться. Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего и поднес начальнику этот осколок. Так же как и после Аустерлица, он так долго и упорно рассказывал всем про это событие, что все поверили тоже, что надо было это сделать, и за Финляндскую войну Берг получил две награды. В 19 м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие то особенные выгодные места.
Хотя некоторые вольнодумцы и улыбались, когда им говорили про достоинства Берга, нельзя было не согласиться, что Берг был исправный, храбрый офицер, на отличном счету у начальства, и нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе.
Четыре года тому назад, встретившись в партере московского театра с товарищем немцем, Берг указал ему на Веру Ростову и по немецки сказал: «Das soll mein Weib werden», [Она должна быть моей женой,] и с той минуты решил жениться на ней. Теперь, в Петербурге, сообразив положение Ростовых и свое, он решил, что пришло время, и сделал предложение.
Предложение Берга было принято сначала с нелестным для него недоумением. Сначала представилось странно, что сын темного, лифляндского дворянина делает предложение графине Ростовой; но главное свойство характера Берга состояло в таком наивном и добродушном эгоизме, что невольно Ростовы подумали, что это будет хорошо, ежели он сам так твердо убежден, что это хорошо и даже очень хорошо. Притом же дела Ростовых были очень расстроены, чего не мог не знать жених, а главное, Вере было 24 года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения. Согласие было дано.
– Вот видите ли, – говорил Берг своему товарищу, которого он называл другом только потому, что он знал, что у всех людей бывают друзья. – Вот видите ли, я всё это сообразил, и я бы не женился, ежели бы не обдумал всего, и это почему нибудь было бы неудобно. А теперь напротив, папенька и маменька мои теперь обеспечены, я им устроил эту аренду в Остзейском крае, а мне прожить можно в Петербурге при моем жалованьи, при ее состоянии и при моей аккуратности. Прожить можно хорошо. Я не из за денег женюсь, я считаю это неблагородно, но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое. У меня служба – у нее связи и маленькие средства. Это в наше время что нибудь такое значит, не так ли? А главное она прекрасная, почтенная девушка и любит меня…
Берг покраснел и улыбнулся.
– И я люблю ее, потому что у нее характер рассудительный – очень хороший. Вот другая ее сестра – одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?… Неприятно… А моя невеста… Вот будете приходить к нам… – продолжал Берг, он хотел сказать обедать, но раздумал и сказал: «чай пить», и, проткнув его быстро языком, выпустил круглое, маленькое колечко табачного дыма, олицетворявшее вполне его мечты о счастьи.
Подле первого чувства недоуменья, возбужденного в родителях предложением Берга, в семействе водворилась обычная в таких случаях праздничность и радость, но радость была не искренняя, а внешняя. В чувствах родных относительно этой свадьбы были заметны замешательство и стыдливость. Как будто им совестно было теперь за то, что они мало любили Веру, и теперь так охотно сбывали ее с рук. Больше всех смущен был старый граф. Он вероятно не умел бы назвать того, что было причиной его смущенья, а причина эта была его денежные дела. Он решительно не знал, что у него есть, сколько у него долгов и что он в состоянии будет дать в приданое Вере. Когда родились дочери, каждой было назначено по 300 душ в приданое; но одна из этих деревень была уж продана, другая заложена и так просрочена, что должна была продаваться, поэтому отдать имение было невозможно. Денег тоже не было.
Берг уже более месяца был женихом и только неделя оставалась до свадьбы, а граф еще не решил с собой вопроса о приданом и не говорил об этом с женою. Граф то хотел отделить Вере рязанское именье, то хотел продать лес, то занять денег под вексель. За несколько дней до свадьбы Берг вошел рано утром в кабинет к графу и с приятной улыбкой почтительно попросил будущего тестя объявить ему, что будет дано за графиней Верой. Граф так смутился при этом давно предчувствуемом вопросе, что сказал необдуманно первое, что пришло ему в голову.
– Люблю, что позаботился, люблю, останешься доволен…
И он, похлопав Берга по плечу, встал, желая прекратить разговор. Но Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться.
– Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло…
Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Берг кротко улыбнулся, поцеловал графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, – прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч.
– Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Так то, поцелуй меня.