Международная правосубъектность международных организаций кратко. Понятие, классификация, правосубъектность международных организаций. Международно-правовой статус субъектов федерации

Понятие и признаки международной организации

Право международных организаций

Тема 13.

Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций – Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.

Международная организация – учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах. Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется «Объединенные Нации». Все это не влияет на статус организаций.

Отличительными признаками международной организации являются следующие:

1. Создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом (устав, статут).

2. Наличие системы постоянно действующих органов.

3. Автономный статус и соответствующие функции.

4. Уважение суверенитета государств-членов.

Всем этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из её членов.

Международные организации являются органом сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера.

Международный суд ООН не раз подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что позволило бы рассматривать их как нечто подобное сверхгосударству. Организация обладает лишь той компетенцией, которой ее наделили государства.

Вместе с тем сегодня существуют и наднациональные, надгосударственные организации (Европейский Союз). Таким организациям государствами передано осуществление некоторых суверенных полномочий. По определенным вопросам они могут принимать решения, непосредственно обязывающие физические и юридические лица. Более того, такие решения могут приниматься большинством голосов. Эти организации имеют механизм принудительного осуществления своих решений.

Международные организации в качестве общего правила обладают правосубъектностью как по международному праву, так и по внутреннему праву государств-членов. Их международная правосубъектность определяется уставом и международным правом. Констатировав наличие у международной организации правосубъектности, Международный суд определил её как «способность обладать международными правами и нести международные обязанности». Вместе с тем, Суд указал на отличие правосубъектности организации от правосубъектности государства:



«Субъекты права в любой правовой системе не обязательно идентичны по своему характеру и по объему своих прав; при этом их характер зависит от потребностей сообщества».

Национальная правосубъектность организаций определяется их уставом и внутренним правом государств-членов. Обычно они могут заключать контракты, иметь движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать судебное разбирательство.

Нередко в учредительных актах организаций содержатся специальные положения по этому вопросу. В многостороннем соглашении о Международной организации спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ) 1971 г. читаем, что:

а) ИНТЕЛСАТ обладает правосубъектностью. Она пользуется в полной мере правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения своих целей, в том числе способностью:

i) заключать соглашения с государствами или международными

организациями;

ii) заключать контракты;

iii) приобретать собственность и распоряжаться ею;

iv) быть стороной в судебном разбирательстве.

b) Каждый участник принимает такие меры в пределах своей юрисдикции, которые необходимы для того, чтобы эти положения вступили в силу в соответствии с его собственным законодательством.

Организации участвуют в пределах своей компетенции в дипломатических сношениях. При ряде организаций существуют постоянные представительства государств, в свою очередь организации направляют свои миссии в государства.

Организации участвуют в деятельности по признанию государств и правительств. Юридически это прерогатива государств, но прием в организацию – прямой путь к признанию, что имеет порой даже большее значение, чем признание со стороны отдельных государств.

Организации обычно создаются при помощи международных договоров, в порядке исключения – при помощи резолюций других организаций. Заключившие такой договор государства именуются первоначальными участниками. Впрочем, их правовой статус не отличается от статуса новых членов.

8. Особенности правосубъектности международных организаций

В советской доктрине международного права утвердилось мнение, что свойствами международной правосубъектности обладают три коллективных образования - суверенные государства, межправительственные организации и нации, борющиеся за свою независимость.

В последние годы правоведами неоднократно высказывалось мнение, что круг современных субъектов международного права значительно расширился и включает, в частности, международные неправительственные организации, а в некоторых случаях и физические лица (индивиды).

Кроме того, все участники международных отношений связаны друг с другом необъятным числом взаимодействий и взаимовлияний на разных уровнях. Проблема международной правосубъектности анализируется на основе практики межправительственных организаций. Такой подход вызван тем, что значительная часть международного общения протекает в рамках международных организаций, которые в этом случае выполняют двойственную роль. Во-первых, они сами являются факторами международных отношений и испытывают на себе воздействие окружающих реалий, прежде всего других субъектов международной действительности; во-вторых, международные организации активно воздействуют на международные отношения и их участников.

Многие нормы международного права возлагают права и обязанности на иных участников международных отношений - представительные органы, возглавляющие борьбу за национальное освобождение, международные неправительственные организации и т. д. Показательно, что их право на участие в международных правоотношениях в российской международно-правовой доктрине не подвергается сомнению, но при этом высказываются различные точки зрения насчет того, являются ли эти образования субъектами международного права.

Субъект правоотношения не обязательно должен быть субъектом права. Максимализм данной идеи заключается как раз в том, что субъектами международного права признаются лишь те образования, которые создают правовые нормы.

Вопрос о правосубъектности транснациональных корпораций методологически схож с проблемой международной правосубъектности индивидов. ТНК представляют собой качественно новый уровень международного разделения труда. Их организационная структура предусматривает строго централизованное управление финансово-технологическими связями между входящими в ТНК филиалами и предприятиями, расположенными в различных государствах. ТНК от своего имени уже сейчас заключают соглашения как с отдельными странами, так и с международными финансово-экономическими организациями. Значительна роль ТНК в поддержании международных взаимоотношений производственного, научно-технического, валютно-финансового характера, а также в области энергетики, связи, транспорта, новых технологий.

Все это дает основание говорить об образовании своего рода транснационального права как ветви международного экономического права, в рамках которого ТНК могли бы стать носителями не только определенных прав, но и обязанностей.

Вопрос 9. Понятие, сущность и виды признания в международном праве

Признание - это политико-правовой акт государства, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому и к намерению нового государства вступать в отношения с другими государствами и иным образом участвовать в международном общении.

В современном международном праве институт признания во многом сформировался в связи с появлением новых государств в результате обретения независимости бывшими колониями, слияния или разделения государств. Считается, что признание государства требуется и в случае смены в государстве общественно-политической системы.

Международное право не устанавливает обязанности предоставлять признание; это обычно является актом доброй воли со стороны признающего государства. Однако в некоторых постконфликтных ситуациях такого рода обязанность может предусматриваться в целях нормализации отношений. В частности, по Парижско-Дейтонским соглашениям 1996 года Союзная Республика Югославия и Республика Босния и Герцеговина были обязаны признать друг друга в качестве суверенных независимых государств. Также в порядке постконфликтного урегулирования и во исполнение соответствующего решения Совета Безопасности ООН Ирак, считавший Кувейт одной из своих провинций, в 1994 году принял решение о том, что он «признает суверенитет Государства Кувейт, его политическую независимость и территориальную целостность».

Международной практике известны случаи отказа от признания, и это рассматривается как правомерное явление. Так, например, по линии ООН было принято решение о непризнании независимости Южной Родезии, провозглашение которой пришедший к власти в стране расистский режим рассчитывал использовать для укрепления своих позиций. Непризнанной остается так называемая «Турецкая республика Северного Кипра» (ТРСК), провозглашенная турецкой общиной этого острова в 1983 году с целью раскола Республики Кипр. В целом, однако, случаи отказа в признании являются исключением.

Обычно признающее государство руководствуется своими собственными соображениями, прежде всего политическими, при решении вопроса о том, предоставлять или не предоставлять признание. Однако в 1991 году в связи с распадом СССР и положением в некоторых странах Восточной Европы Европейское сообщество (ныне Европейский Союз) определило общий подход к вопросу официального признания новых государств в этом районе. Были согласованы критерии официального признания, такие как соблюдение Устава ООН и обязательств, принятых по хельсинкскому Заключительному акту и Парижской хартии для Новой Европы; уважение нерушимости всех границ; принятие соответствующих обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия, а также безопасности и региональной стабильности.

В международной практике различают две формы официального признания: признание de jure и признание de facto. Они применяются к признанию как государств, так и правительств.

Признание de jure - это полное, окончательное признание, влекущее за собой весь комплекс правовых последствий: от возможности установления дипломатических и консульских отношений до признания правовой системы и применения законодательства признаваемого государства и исполнения вынесенных его судами решений. Считается, что однажды выраженное юридическое признание отозвано быть не может, хотя известны случаи и иного.

Признание de facto - это признание ограниченное, неполное, не окончательное, скорее переходное к признанию de jure. Оно, как и признание de jure, также влечет юридические последствия, но в меньшем объеме: например, могут быть установлены лишь консульские отношения.

Известно также признание ad hoc (на данный случай), иногда использовавшееся для переговоров с государством или правительством, которое в принципе не получает признания.

Вопрос 10. Понятие, условия и объекты правопреемства

Регулируя поведение государств как участников международного общения, международное право не остается в бездействии в случаях перемен в их судьбе и статусе, таких как объединение одного государства с другим, отделение от государства какой-либо его части или его разделение на несколько самостоятельных государств.

Крупными примерами такого рода изменений являются: вхождение в 1990 году бывшей ГДР в состав Федеративной Републики Германия и образование единого германского государства; отделение в 1991 году Латвии, Литвы и Эстонии от тогда еще существовавшего Союза ССР; последовавшее несколько позднее полное прекращение существования этого Союза и возникновение на его территории 12 независимых государств, включая Россию; образование в 1992 году на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в качестве самостоятельных государств Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, а также Сербии и Черногории, объединившихся в Союзную Республику Югославию.

Конечно, исчезновение государства или, наоборот, его возникновение обусловлены прежде всего политическими, социальными и иными подобными факторами. Роль международного права в этих случаях состоит в том, что оно определяет значимость происшедших изменений с юридической точки зрения, связывает с ними соответствующие правовые последствия. Свое концентрированное выражение это получает в институте правопреемства государств.

Под правопреемством в международном праве понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств.

Действующие международно-правовые нормы, относящиеся к правопреемству государств, носят во многом характер норм обычного права или определяются соглашениями заинтересованных государств. При этом немалую роль играют международная практика и прецеденты, решения международных органов, а в ряде случаев и национально-правовые и другие индивидуальные акты государств. Вместе с тем были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года. В 1996 году в силу вступила лишь первая из двух названных конвенций.

Комплекс договоренностей по вопросам правопреемства достигнут между странами, вошедшими после распада СССР в Содружество Независимых Государств (СНГ); ими же принят и ряд решений по правопреемству. В числе этих актов можно назвать датированные 1992 годом Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом, Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР, решение Совета глав государств СНГ от 20 марта 1992 г. по вопросам правопреемства. Ряд положений, имеющих прямое отношение к правопреемству, содержится в учредительных актах СНГ, а также в Соглашении Беларуси, Казахстана, России и Украины о совместных мерах в отношении ядерного оружия.

Вопрос 11. Венская конвенция о правопреемстве гос-в в отношении м/н договоров 1978 года

С точки зрения складывающихся в международном праве норм, включая ряд вошедших в Венскую конвенцию 1978 года, и международной практики вопросы правопреемства в отношении договоров решаются в зависимости от того, что является основанием для правопреемства: объединение государств, разделение государства или отделение от него части его территории.

При объединении государств и создании таким образом одного государства-преемника любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединившихся стран, продолжает действовать в отношении государства-преемника, если оно и другое государство - участник договора не условятся об ином. Этот договор применяется лишь к той части территории государства-преемника, в отношении которой он находился в силе в момент правопреемства. Однако в случае двустороннего договора государство- преемник и другой участник договора могут договориться об ином. Таким же образом могут договориться государство-преемник и все другие участники многостороннего договора с ограниченным числом участвующих государств либо договора, объект или цели которого предполагают согласие всех его участников на применение договора в отношении упомянутой части территории государства-преемника.

Если многосторонний договор не относится к одной из двух на званных категорий, государство-преемник может уведомить других участников договора, что он применяется в отношении всей его территории.

При разделении государства-предшественника и образовании на его месте нескольких государств-преемников любой его договор, находившийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого образованного в результате разделения государства-преемника. Соответствующие государства могут, однако, договориться об ином. Если в момент правопреемства договор действует в отношении лишь той части государства-предшественника, которая стала государством-преемником, он продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника.

Если отделившаяся часть одного государства становится частью другого государства, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении этой территории и вступают в действие договоры государства-преемника, за исключением случаев, когда установлено, что применение договора к данной территории было бы несовместимо с его объектом и целями или коренным образом изменило бы условия его действия.

Когда после отделения части его территории государство-предшественник продолжает существовать, находившийся в силе и не относившийся лишь к отделившейся территории договор продолжает действовать в отношении его сохранившейся территории; однако заинтересованные государства могут договориться об ином.

Регулируя правопреемство в отношении договоров в случаях объединения государств, разделения государства, отделения от него части территории или передачи части его территории другому государству, Венская конвенция 1978 года устанавливает, что такое правопреемство не может иметь место, когда «из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменяло бы условия его действия».

Имеется, однако, ряд многосторонних договоров, особенно с ограниченным числом участников, а также двусторонних, в частности в области разоружения и контроля над вооружениями, которые затрагивают интересы нескольких, но не всех государств СНГ. Применительно к каждому такому договору потребовались принятие решений или действия со стороны тех государств СНГ, к которым эти договоры применимы, а в тех случаях, когда это необходимо, - с участием и других партнеров по договору.

Вопрос 12. Венская конвенция о правопреемстве гос-в в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов 1983 года

Одной из важнейших проблем правопреемства в отношении государственной собственности является проблема компенсации за собственность, переходящую к государству-преемнику. В Венской конвенции 1983 года предусматривается, что в принципе такой переход собственности должен происходить без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмотрено решением соответствующего международного органа. Вместе с тем в Конвенции оговорено, что ее положения не наносят ущерба справедливой компенсации между государством-предшественником и государством-преемником, который может возникнуть в результате правопреемства при разделении государства или отделении от него части территории.

Государство-предшественник обязано принять все меры для предотвращения нанесения ущерба или разрушения собственности, переходящей к государству-преемнику. Правопреемство не затрагивает собственность, права и интересы, которые находятся на территории государства-предшественника и принадлежат третьему государству согласно внутреннему праву государства-предшественника.

Нормами правопреемства устанавливается неодинаковый режим для перехода движимой и недвижимой собственности. Когда государства объединяются и создается одно государство-преемник, к этому государству переходит вся государственная собственность государств-предшественников.

При разделении государства и образовании на его территории двух или более государств-преемников:

Недвижимая собственность государства-предшественника переходит к тому государству-преемнику, на территории которого она находится;

Недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государствам-преемникам, как указывается в Венской конвенции 1983 года, «в справедливых долях»;

движимая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; иная движимая собственность переходит к преемникам «в справедливых долях».

При передаче государством части своей территории другому государству переход государственной собственности регулируется соглашением между этими государствами. При отсутствии такого соглашения недвижимая собственность государства-предшественника, расположенная на передаваемой территории, переходит к государству-преемнику; движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой территории, также переходит к государству-преемнику.

При отделении части территории государства и образовании на ней государства-преемника или ее объединении с другим государством:

Недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на отделившейся от него части территории, переходит к государству-преемнику;

Движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой части территории, также переходит к государству-преемнику; иная движимая собственность переходит к нему в справедливой доле. По всем этим вопросам государство-предшественник и государство-преемник могут достичь договоренности о других правилах перехода собственности.

Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности не применимы в том, что касается ядерного оружия, также являющегося такого рода собственностью. Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года, каждая из ядерных держав, будь то Россия, США, Великобритания, Франция или Китай, обязуется не передавать «кому бы то ни было» ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а неядерное государство связано встречным обязательством «не принимать передачи от кого бы то ни было» ядерного оружия или ядерных взрывных устройств.

Что касается государственного имущества бывшего Союза внутри страны, то еще до его распада входившие в его состав союзные республики, провозглашая суверенитет, обратили в свою собственность практически все объекты союзного значения, находившиеся на их территории.

Вопрос 13. Особенности осуществления правопреемства после распада СССР

Процесс правопреемства в связи с прекращением существования СССР, происходящий в основном в рамках норм международного права, имеет существенную особенность. Она заключается в том, что в значительной степени, особенно в отношении международных договоров, это правопреемство связано с континуитетом, под которым понимается продолжение Россией прежде всего осуществления предусмотренных в договорах прав и обязательств бывшего СССР.

Этот континуитет начал складываться с согласия других правопреемников СССР, которые в связи с прекращением его существования поддержали Россию в том, чтобы она «продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях», как было предусмотрено в решении Совета глав государств СНГ от 22 декабря 1991 г. Континуитет в отношении членства в ООН и других международных организациях означал и продолжение участия в Уставе ООН, являющемся международным договором, и в договорных актах, на основе которых функционируют другие организации.

За немногими исключениями, континуитет России был воспринят как должное со стороны государств, участвующих в международном общении, а члены ЕС и Совета Европы выступили 23 декабря 1991 г. со специальным заявлением, в котором приняли к сведению, что права и обязательства бывшего СССР «будут продолжать осуществляться Россией».

Применительно к России концепция продолжательства опирается и на преемственность в историческом развитии российской государственности. Как констатируется в Федеральном законе о государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, Российская Федерация «есть правопреемник и продолжатель Российского государства, Российской Республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР)». Эта концепция, таким образом, соотнесена «с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности».

При отсутствии такого рода объективных факторов ситуация континуитета, как показывает опыт бывшей Югославии, не может возникать. В конце 1992 года парламент, состоявший к тому времени из депутатов от Сербии и Черногории, принял Конституцию Союзной Республики Югославии (СРЮ), которая была провозглашена государством, продолжавшим международную деятельность и правосубъектность прежней СФРЮ. Однако Совет Безопасности ООН - и в этом его поддержала Генеральная Ассамблея - счел, что СРЮ не может автоматически продолжать в ООН членство прекратившей свое существование СФРЮ и должна обратиться с просьбой о принятии ее в эту международную организацию. О непризнании Сербии и Черногории в качестве единственного государства - правопреемника СФРЮ заявило мюнхенское совещание семи ведущих промышленно развитых стран 1992 года.

Концепция продолжательства Россией бывшего СССР получила свое закрепление в политических договорах, заключенных нашей страной с Францией, Италией, Бельгией, Испанией, Чехией и др. Характерным является следующее положение в преамбуле Договора со Словакией 1993 года: «Учитывая, что Российская Федерация является государством - продолжателем Союза Советских Социалистических Республик, а Словацкая Республика - одним из правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики...»

О продолжательстве говорится и в целом ряде других соглашений. В Меморандуме о взаимопонимании относительно учреждения консульских представительств России и Великобритании на территории каждого государства, подписанном в 1992 году, предусмотрено, что российско-британские консульские связи регулируются Консульской конвенцией между СССР и Великобританией 1965 года, и Российская Федерация как продолжатель СССР полностью сохраняет все права и обязательства, вытекающие из этой Конвенции. В Совместном заявлении министерств иностранных дел России и Нидерландов 1997 года подтвержден «принцип продолжения применения в отношениях» между двумя странами двусторонних договоров, которые действовали между СССР и Нидерландами. Продолжательство договорных прав и обязательств трактуется, таким образом, как принцип.

Вопрос 14. Понятие и виды территорий

Под территорией в современном международном праве понимаются весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическое пространство.

По видам правового режима территория подразделяется на три основные категории: 1) государственная территория; 2) международная территория общего пользования; 3) территория со смешанным режимом.

Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении ее и в ее пределах свое территориальное верховенство. Сдача государственной территории в аренду не лишает ее указанных двух характеристик - принадлежности и суверенитета, поскольку в этом случае государство реализует свое суверенное право распоряжаться своей территорией.

В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Общим для всех этих частей международной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не подлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом.

Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Прилежащая (таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная) зона является морским районом, прилегающим к территориальному морю и совместно с ним имеющим ширину не более 24 миль, в пределах которых прибрежное государство осуществляет контроль и юрисдикцию в специально установленных областях.

В исключительной экономической зоне соответствующее прибрежное государство обладает суверенными правами и исключительной юрисдикцией в отношении разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, использования энергии воды и ветра, а также ограниченной юрисдикцией в отношении охраны природной среды в пределах 200 морских миль от той же линии, от которой отсчитываются территориальные воды.

На континентальном шельфе за прибрежным государством признаны суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов и недр морского дна.

К числу государственных территорий международного пользования относятся международные реки, международные проливы, международные каналы, а также острова, в отношении которых существуют специальные международные договоры: архипелаг Шпицберген, Аландские острова, Додеканезские острова.

Вопрос 15. Государственные границы: способы установления

Государственная граница - это обозначенная на картах и закрепленная путем маркировки на местности линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющая внешние пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) соответствующего государства, то есть пространственный предел действия его государственного суверенитета (территориального верховенства).

Границы разделяются на сухопутные, водные и воздушные.

Делимитация границы - договорное определение линии границы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.

Демаркация границы - обозначение (установление специальных пограничных знаков) линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации. Возникающая иногда необходимость при демаркации отступать от договора о делимитации решается с помощью смешанных межгосударственных комиссий или проведения дополнительных переговоров между соседними государствами (и соответствующего дополнения или изменения договора о делимитации). Результаты демаркации оформляются протоколом о демаркации.

На сухопутной границе оборудуется пограничная полоса (шириной около 6 м) с установленными пограничными столбами и другими знаками, подробное описание каждого из которых (вид знака, его размеры, цветовая раскраска, материал изготовления и др.) содержится в протоколе о демаркации. Иногда пограничная полоса отсутствует, что характерно в отношениях между дружественными сопредельными государствами.

Водные границы подразделяются на речные границы, озерные границы, границы других водоемов, морские границы. Границы на реках устанавливаются по договору между прибрежными государствами: на судоходных реках - по тальвегу (линии наибольших глубин) или главному фарватеру, на несудоходных - по середине реки или ее главного рукава (если рукав не один). Поскольку линия границы на реке нередко изменяется из-за различных намывов, наносов и других природных явлений, в таких договорах, как правило, определяется, является ли установленная таким образом линия неизменной или меняется в зависимости от естественных изменений реки.

На приграничных озерах и иных водоемах (например, Чудское озеро между Россией и Эстонией, Великие озера между США и Канадой), к которым выходят два сопредельных государства, граница проводится по прямой линии, соединяющей точки выхода сухопутной границы указанных государств на берега такого озера или водоема. Пограничный режим указанных озер устанавливается по договору между приозерными государствами.

Морские границы государства проходят по внешним линиям его территориальных вод, которые согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, составляют ширину не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или прямых исходных линий. Между противолежащими и смежными государствами такие границы на море считаются установленными по срединной линии, если только между такими государствами не заключено соглашение об ином или действуют исторически сложившиеся или другие специальные нормы.

Боковые (или вертикальные) воздушные границы государства проходят по вертикальной плоскости, проецируемой вверх от линии сухопутной, водной и морской границ государства до границы с условным космическим пространством (100-110 км над уровнем моря). Не существует специальных договоров или норм национального законодательства по данному вопросу. Территориальное разграничение в данном случае имеет обычно-правовую природу.

Сопредельные государства в своем законодательстве и в двусторонних договорах устанавливают специальный пограничный режим в целях обеспечения: неприкосновенности границы, ее содержания в надлежащем порядке, охраны, пересечения, проживания и ведения определенной деятельности в районе границы, расследования приграничных инцидентов и конфликтов и пр.

Иногда государства по взаимным договорам устанавливают специальный режим своих государственных границ. Это могут быть «прозрачные границы» со свободным их пересечением и даже (чрезвычайно редко) без пограничных знаков.

Режим прозрачности границ действует в отношениях между государствами - участниками СНГ, в соответствии с Декларацией о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников СНГ 1994 года и Концепцией охраны внешних границ Пограничными войсками государств - участников СНГ (принятой главами государств СНГ в 1995 г.). Последним документом введены в оборот два специальных понятия: внешние границы СНГ и внутренние границы СНГ. К числу первых отнесены границы СНГ по общему внешнему периметру границ государств-участников с сопредельными государствами - неучастниками СНГ или с международной территорией общего пользования (открытым морем). Внутренними в данном случае являются границы между самими государствами-участниками.

Вдоль государственной границы на местности (как на суше, так и на воде), как правило, устанавливается пограничная зона шириной до 5 км, в пределах которой пограничные войска обладают особыми правами в отношении обеспечения пограничного режима.

Существуют три основания изменения границ. Все они связаны с изменением принадлежности территории и состоят в следующем: 1) осуществление народами и нациями права на самоопределение, результатом чего является выделение новой государственной территории в составе прежней, разделение существующей территории или воссоединение (присоединение) различных территорий; 2) обмен участками территории между государствами или их уступка на основании международного договора, подлежащего ратификации; 3) редемаркация границы на основе двустороннего протокола.

Вопрос 16. Понятие международных договоров. Кодификация права международных договоров

Государства с древних времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, толкования и прекращения действия договоров. Эти нормы в своей совокупности и составили особую отрасль международного права - право международных договоров.

До недавнего времени такие нормы носили обычно-правовой характер. В 1968-1969 годах в Вене состоялась конференция, созванная в целях кодификации и прогрессивного развития права международных договоров. Результатом конференции явилась Венская конвенция о праве международных договоров (далее - Венская конвенция 1969 г.), которая вступила в силу в 1980 году. Конвенция регулирует отношения, касающиеся межгосударственных договоров. Между тем характерной особенностью XX столетия является то, что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов международного права принимают межгосударственные организации. Это, в свою очередь, вызвало появление большого числа договоров с участием названных организаций. Особенности, присущие межгосударственным организациям как субъектам международного права, оказали влияние и на договоры с их участием, что обусловило необходимость принятия специального акта, который определял бы правила, касающиеся таких договоров. В 1986 году в Вене на международной конференции была принята Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или Между международными организациями (далее - Венская конвенция 1986 г.). Названная Конвенция не вступила в силу, однако многие ее положения действуют в качестве обычных норм.

Международным договором является соглашение, которое может содержаться в двух или более связанных между собой документах. В качестве примеров таких договоров являются соглашения, заключенные путем обмена нотами или письмами либо путем принятия международными организациями параллельных резолюций.

Объектом международного договора является все то, по поводу чего государства заключают договор, то есть вступают в договорные отношения. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные блага, действия и воздержание от действий. Международное право не содержит каких-либо ограничений относительно выбора объекта для международных договоров.

Целью договора является то, что субъекты международного права стремятся осуществить или достигнуть путем заключения договора.

Объект определяется в названии либо в контексте договора, а цель - в преамбуле либо в первых статьях договора. Так, объектом Устава ООН является создание международной организации по поддержанию международного мира и безопасности. Целью Венской конвенции 1969 года являются кодификация и прогрессивное развитие норм права международных договоров.

Под кодификацией международного права понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права. Кодификация предполагает не только приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формулировку, отражение в договорной форме международных обычаев.

Однако кодификация международного права не ограничивается этим и связана с необходимостью изменения либо обновления действующих норм, а также выработки новых норм. Иными словами, кодификация сопровождается прогрессивным развитием международного права.

Кодификация может быть официальной и неофициальной.

Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в кодификационном процессе занимает

ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Она была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году в качестве вспомогательного органа для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Комиссия состоит из 34 человек, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на 5-летний срок. Несмотря на то что кандидатуры этих членов представляются государствами, после избрания они действуют в личном качестве. За время своего существования КМП подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созванные под эгидой ООН международные конференции приняли соответствующие конвенции. Так, в 1958 году на дипломатической конференции, созванной в Женеве под эгидой ООН, были приняты кодифицирующие конвенции по морскому праву, а в 1961 и 1963 годах в Вене - конвенции о дипломатических и консульских отношениях.

В рамках ООН задачи по кодификации и прогрессивному развитию международного права выполняют и другие комитеты и комиссии, например Комиссия ООН по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Значительную роль в процессе кодификации и прогрессивного развития международного права играют другие международные организации, прежде всего специализированные учреждения ООН.

Неофициальная кодификация может осуществляться отдельными учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправительственными организациями. Среди последних - Ассоциация международного права и Институт международного права, которые оказали значительное влияние на кодификацию и прогрессивное развитие международного права путем проведения исследований и подготовки проектов конвенций по различным аспектам международных отношений. Ассоциация международного права существует с 1873 года (штаб-квартира находится в Лондоне). Институт международного права был учрежден также в 1873 году (его местонахождение - Брюссель).

Вопрос 17. Порядок разработки и заключения международных договоров

Заключение международных договоров представляет собой процесс, который включает следующие стадии: подготовка и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора и выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Договорная инициатива облегчает процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.

Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях. Путем дипломатических переговоров подготавливаются, как правило, тексты двусторонних договоров. В международных организациях подготавливаются тексты многосторонних договоров, и такую подготовку осуществляют их главные органы либо специально созданные для таких целей вспомогательные органы.

Принятие текста договора является необходимой процедурой. Международная практика выработала различные формы принятия текстов договора. Такими формами могут быть подписание или парафирование текста договора. На международной конференции текст договора принимается путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в голосовании, если иное не было установлено ее участниками (ст. 9 Венской конвенции 1969 г.). Парафирование предполагает подписание, как правило, с инициалами уполномоченных лиц первой или последней страницы либо каждой страницы текста договора.

В международных организациях тексты договоров принимаются в соответствии с правилами таких организаций. Текст договора обычно включается в качестве приложения к принимаемой в этой связи резолюции.

Текст договора может быть принят в международных организациях и на международных конференциях посредством консенсуса, то есть без голосования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников.

Принятие текста Договора сопровождается и такой процедурой, как установление его аутентичности. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным и достоверным. После того, как установлена аутентичность, текст договора не подлежит дальнейшим изменениям.

Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является подписание. Подписание двусторонних договоров осуществляется чередования.

Альтернат означает, что подписи представителей государств ставятся друг против друга либо одна под другой. В экземпляре договора (на двух языках) подпись слева (в текстах на арабском языке - справа) или сверху ставит представитель того государства, у которого i будет храниться данный экземпляр договора. В таком экземпляре название этого государства упоминается первым.

Подписи под многосторонними договорами ставятся одна под другой в алфавитном порядке названий государства на языке, о котором договорились участники. Обычно подписание многостороннего договора открыто до определенного срока либо до вступления силу.

Ратификация - это один из способов выражения согласия государств на обязательность договора. Как правило, ратификация осуществляется высшим органом государственной власти - парламентом либо главой государства. Утверждение, принятие, одобрение также являются способами выражения согласия на обязательность договора. Они применяются в том случае, если об этом условились договаривающиеся стороны либо это предусмотрено нормативными актами таких сторон. Обычно утверждение, принятие и одобрение осуществляются тем государственным органом (как правило, органом исполнительной власти), от имени которого заключен договор.

Присоединение используется в том случае, когда государство или международная организация, не участвовавшие в переговорах по заключению договора, решили стать его участниками. Как правило, присоединение осуществляется в отношении договоров, вступивших в силу. Присоединение осуществляется также в том случае, когда государство, хотя и участвовало в переговорах по заключению договора и подписало его, однако не выразило согласия на его обязательность до вступления договора в силу. Присоединение может осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения, что определяется либо положениями соответствующего Договора, либо нормативными актами государства.

Согласие на обязательность договора может быть выражено государствами и международными организациями путем обмена документами (нотами или письмами), образующими договор.

Вопрос 18. вступления м/н договоров в силу. Опубликование и регистрация м/н договоров

Вступление договора в силу означает, что его стороны приобретают права и несут обязанности, предусмотренные этим договором. Только вступивший в силу договор создает юридические последствия для его участников. Как указывается в ст. 26 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, каждый действующий договор обязателен для участников и должен ими добросовестно выполняться (принцип pacta sunt servanda).

В соответствии со ст. 24 Венских конвенций 1969 и 1986 годов порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются самими участниками. Как следует из международной практики, договоры могут вступать в силу с даты подписания, ратификации, утверждения, принятия, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. При этом может быть установлен срок, по истечении которого после сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот или иных документов, выражающих согласие участников на обязательность договора, договор вступает в силу. Так, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года предусматривается, что она вступит в силу через 12 месяцев после сдачи 60-й ратификационной грамоты или документа о присоединении. В Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г. указывается, что он вступает в силу через 180 дней после сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, которые перечислены в приложении к этому договору, но не ранее чем через два года после открытия его для подписания.

Иногда договор не предусматривает дату его вступления в силу. Это относится главным образом к двусторонним договорам, согласие на обязательность которых выражается в форме подписания. Предполагается, что момент вступления таких договоров в силу совпадает с датой их подписания.

Договор вызывает юридические последствия, то есть создает права и налагает обязанности на участников, лишь с момента его вступления в силу. Иными словами, договор, как общее правило, не имеет обратной силы. Однако международное право не препятствует участникам договора условиться о том, чтобы распространить договор в отношении любого действия или факта, которые имели место до вступления договора в силу, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты. Это положение зафиксировано в ст. 28 Венских конвенций 1969 и 1986 годов.

Статья 102 Устава ООН предусматривает, что государства - члены ООН должны при первой возможности зарегистрировать любой международный договор. В том случае, если договор не будет зарегистрирован, ни одна " из сторон договора не может на него ссылаться ни в одном из органов ООН. В соответствии с правилами регистрации и опубликования договоров, одобренными резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 г., только вступивший в силу договор подлежит регистрации. Регистрация может быть произведена одной из сторон договора. В этом случае другие стороны освобождаются от обязательства такой регистрации.

Участники Венских конвенций 1969 и 1986 годов на основании ст. 80 и 81 обязаны направить вступившие в силу договоры в Секретариат ООН для регистрации или для хранения и опубликования.

Регистрацию договоров производят и другие международные организации, например ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Даже если договор зарегистрирован в международной организации, он подлежит, как следует из Венских конвенций, обязательной регистрации в Секретариате ООН.

Зарегистрированные Секретариатом ООН договоры публикуются в специальной серии «Treaty series». Договоры публикуются и другими международными организациями.

Многими государствами предусматривается порядок публикации договоров, заключенных с их участием. Внутригосударственная публикация носит наименование промульгации.

Законом России о международных договорах 1995 года предусмотрен следующий порядок опубликования международных договоров.

Как указывается в ст. 30 Закона, вступившие в силу для России международные договоры, решения о согласии на обязательность которых было принято в форме федеральных законов, подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации (они также публикуются в Бюллетене международных договоров, являющемся официальным изданием). Остальные международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) публикуются в Бюллетене международных договоров. Договоры межведомственного характера публикуются по решению федеральных органов исполнительной власти в официальных изданиях соответствующих органов.

Закон также предусматривает создание Единой государственной системы регистрации и учета международных договоров РБ, находящейся в ведении Министерства иностранных дел.

Депозитарий - это хранитель подлинного текста договора, то есть аутентичного текста. Он назначается в отношении многосторонних договоров. В качестве депозитария могут быть назначены одно или несколько государств, международная организация либо главное должностное лицо такой организации. Так, депозитарием Венских конвенций 1969 и 1986 годов и Конвенции ООН по морскому праву является Генеральный секретарь ООН.

В соответствии со ст. 77 Венской конвенции 1969 года и ст. 78 Венской конвенции 1986 года в функции депозитария входит хранение подлинного текста договора и переданных ему полномочий, а также всех документов, относящихся к договору: ратификационных грамот, других документов о согласии на обязательность договоров, документов о денонсации, заявлений об оговорках и возражений против них и т.д. Кроме этих функций депозитарий в соответствии со ст. 77 Венской конвенции 1969 года и ст. 78 Венской конвенции 1986 года осуществляет и такие функции, как подготовка заверенных копий с подлинного текста договора для рассылки участникам, получение подписей под договором, получение и хранение документов, уведомлений или сообщений, изучение вопроса о том, находятся ли эти подписи, документы, уведомления и сообщения в полном порядке и надлежащей форме, информирование участников о таких документах, уведомлениях и сообщениях, регистрация договора в Секретариате ООН и др.

Функции депозитария являются международными по своему характеру. Депозитарий при исполнении своих функций обязан действовать беспристрастно.

Вопрос 20. Оговорки к международному договору. Их юридические последствия

Оговорка – одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятия, утверждении или присоединении, посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора и их применение к данному государству или данной организации.

Оговорка может быть сделана с условиями:

1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также пои подписании, ратификации, утверждении и присоединении к международному договору.

2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка сделанная при подписании, должна быть воспроизведена, в ратификационной грамоте.

3. Если договор заключен между ограниченным числом участников, или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, однако, если одна -из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в -ним договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки и государством, которое то сделала правоотношение по вопросу оговорки не действует.


Организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц. 2. Предмет регулирования международного публичного права Как и любая правовая система, международное публичное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и...

ООН. Понятие территориальной целостности не противоречит правомерным территориальным изменениям, предпринимаемым государствами по договоренности и с согласия населяющего их народа, выраженного посредством плебисцита. Международному праву известны случаи нарушения территориальной целостности государства в качестве санкции за совершение международного преступления; так, в результате второй мировой...

О защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. предписывает государствам принимать соответствующие законодательные или административные меры для реализации указанных соглашений. Международное публичное право устанавливает принципы и нормы поведения государства на международной арене. Республика Беларусь руководствуется международным публичным правом при...

Частного права. Связь международного публичного права и международного частного права проявляется, прежде всего, тогда, когда в качестве источника международного частного права применяются нормы, сформулированные первоначально в качестве правил международного договора, а затем трансформированные в нормы внутреннего законодательства. В современной доктрине общепризнанным является положение о том, ...

С 20-х годов XX века государства – члены международных организаций – начинают предоставлять организациям права, присущие субъектам международного права Первой международной организации, которая была наделена такими правами, стала Лига Наций. Она имела право на заключение международных соглашений, ее должностные лица обладали привилегиями и иммунитетами (Соглашение между Лигой Наций и Швейцарией 1926 г.).

После Второй мировой войны государства твердо вступили на путь предоставления межгосударственным организациям качества субъекта международного права, и в настоящее время все межгосударственные организации обладают таким качеством.

Возможность межгосударственных организаций быть субъектом международного права была признана в Консультативном заключении Международного Суда ООН от 11 апреля 1949 г. "О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН".

Международные организации государств – межгосударственные («межправительственные») организации, производные субъекты международного права, создаваемые государствами и наделяемые ими для содействия решению разнообразных специальных проблем в различных областях международных и внутригосударственных отношений, обладающие меньшим объемом международной правосубъектности, чем государство.

Международные организации создаются и действуют на основе международных договоров – учредительных актов этих организаций.

Международные организации не обладают суверенитетом и территорией и являются своеобразными субъектами международного права, отличающимися от государства.

Это своеобразие выражается в специфичности тех прав, которыми международная организация обладает и которые осуществляет на международной арене (рис. 15). Если суверенное государство может быть субъектом всех правоотношений, которые совместимы с общепризнанными принципами и нормами международного права, то международная организация, создаваемая для выполнения конкретных задач, может вступать лишь в те правоотношения, которые определяются ее функциями и соответствуют учредительному акту организации. Да и сам характер международных прав организации в силу того, что они производны от прав государств, с одной стороны, и строго ограничены функциональными потребностями организаций – с другой, имеет свои специфические особенности.

Рис. 15. Международные межгосударственные организации (формально-юридические и сущностные признаки)

Известно, что международные организации вправе заключать международные договоры. Однако как само право организаций, так и характер заключаемых ими соглашений не лишены своеобразия. В частности, обращает на себя внимание ограниченность этого права, ибо соглашения могут заключаться по сугубо определенному кругу вопросов.

Рядом международно-правовых актов при международных организациях предусмотрены постоянные представительства государств-членов (ООН, ЮНЕСКО и др.).

Определенная специфика существует и в использовании международными организациями такого института международного права, каким являются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Своеобразие таких субъектов права, как международные организации, проявляется и в том, что они ограничены в выборе средств принуждения и средств разрешения споров. Известно, что только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Международным Судом ООН. Международные организации вправе лишь запрашивать консультативные заключения Суда.

Международная организация может быть также субъектом международного частного права или субъектом национального права, т.е. юридическим лицом, и в этом качестве она обладает правоспособностью.

В уставах всех межгосударственных организаций есть соответствующие статьи об их юридической правоспособности (например, ст. 104 Устава ООН, ст. 66 Устава ВОЗ, ст. XII Устава ЮНЕСКО). Помимо уставов, права юридического лица организаций закреплены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 года, Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года, а также во всех двусторонних соглашениях организаций со страной пребывания.

Любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить свое существование. В таком случае, как и в случае прекращения существования государства, может возникнуть вопрос о правопреемстве.

В настоящее время отсутствует общепризнанная норма общего характера о правопреемстве международных организаций.

В международной практике случаи правопреемства возникали в отношении таких международных организаций, как ООН, Лига Наций, ВМО и др.

Международные межправительственные организации признаются субъектами международного публичного права как в доктинальном, так и в конвенционном порядке.

Под международной межправительственной организацией понимается объединение государств, созданное на основе международного соглашения для выполнения определенных целей, имеющее соответствующую организационную структуру, и обладающее самостоятельными международными правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей государств-членов.

Характерными признаками международных межправительственных организаций в современной отечественной науке признаются:

договорная основа;

наличие определенных целей;

организационная структура;

самостоятельные права и обязанности;

учреждение в соответствии с международным правом.

Некоторые исследователи еще одним признаком международной межправительственной организации считают способность выражать волю объединения, отличную от воли его членов. Такая позиция разделяется не всеми отечественными учеными.

В настоящее время наиболее значительными международными организациями являются ООН, ЮНЕСКО, МОТ (Международная организация труда), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и др.

Вопросы международной правосубъектности государств достаточно хорошо изучены в отечественной науке. Большинством исследователей признано, что государства, создавая международную организацию, наделяют ее правосубъектностью. Правосубъектность международных организаций производна от правосубъектности государств и носит целевой и функциональный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, закрепленными в учредительных документах организации.

Специальная правоспособность международных межправительственных организаций существенно отличается от универсальной правоспособности государств. Ее объем ограничен объемом полномочий, которыми государства наделяют организацию. Суверенное государство может быть субъектом всех правоотношений, отвечающих общепризнанным принципам и нормам международного права, а международная организация, создаваемая для выполнения конкретных задач, может вступать лишь в те правоотношения, которые определяются ее компетенцией и соответствуют учредительному акту организации. Таким образом, правосубъектность базируется на уставе международной организации, который определяет также и ее объем.



Комплекс основных (субъектно-видовых) прав международных организаций, обладающих некоторой спецификой по сравнению с подобными правами государств, включает:

1. Право на заключение международных договоров. Объем права договорной правоспособности международных организаций значительно меньше договорной правоспособности государств. Международные организации наделяются ее только в рамках своей компетенции. Между тем государство может заключать договоры по любым международно-правовым вопросам.

2. Международные организации имеют право пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе на принятие решений обязательных для исполнения, но ограничены в выборе средств принуждения и средств разрешения споров. Например, международные организации вправе запрашивать консультативные заключения Международного Суда, но не могут быть стороной по делу, разбираемым Судом ООН.

3. Право вступать в сношения с другими субъектами международного права и иметь представительства. Например, в Москве имеются информационный центр ООН и представительства ЮНЕСКО, МОТ. Представительства международных организаций и представительства при международных организациях по своим функциям и правовому статусу отличается от дипломатических представительств государств. В частности, представительства государств при международных организациях определенной степени носят односторонний характер, поскольку организации не посылают своих представителей в правительства государства, являющиеся их членами. Кроме того, представительства имеют место не при всех международных организациях. В то время как обмен между государствами дипломатическими представителями всегда является взаимным актом и, как правило, общим для всех государств мира.

4. Международные организации и их должностные лица обладают правом пользования привилегиями и иммунитетами на основе международного права.

Дискуссионной проблемой отечественной международно-правовой науки является проблема соотношения государственного суверенитета и наднациональности некоторых международных организаций.

4.6. Проблема международной правосубъектности индивида

Дискуссия о международной правосубъектности индивида в юридической литературе имеет давнюю историю.

Для западной доктрины еще с середины прошлого века характерна широко распространившаяся тенденция отказа от «классической» концепции международного права, относящей к числу его субъектов только государства. Аргументировалась такая точка зрения ссылками на возможность обращения физического лица в международные органы за защитой своих прав, а также на возможность привлечения индивида к международной ответственности.

Отечественная международно-правовая доктрина долгое время исходила из отрицания правосубъектности физических лиц. В советский период доминировала концепция особого статуса субъектов международного права, сторонники которой главными признаками субъекта международного права признавали способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Советские юристы-международники полагали, что на международной арене действуют государства, а не отдельные лица. Все международные договоры о защите основных прав и свобод человека заключены государствами, а потому конкретные права и обязанности из этих соглашений вытекают для государств, а не для отдельных индивидов. Индивиды находятся под защитой своего государства и реализуют свои права через посредство государств.

В современной литературе по международному праву отдельные исследователи по-прежнему придерживаются этой позиции.

Постоянное увеличение международно-правовых норм, направленных на охрану основных прав и свобод человека, привело к тому, что в отечественной доктрине наряду с традиционной точкой зрения, отрицающей за физическим лицом качество субъекта международного права, появились взгляды, доказывающие, что индивид выступает в международных отношениях в качестве самостоятельного субъекта. Сегодня сторонники антиэтатистской концепции субъектного состава международного права, основу которой положена идея распространения общетеоретических подходов на понимание субъекта международного права, однозначно признают индивида субъектом международного права.

Ими отмечается расширение круга международно-правовых норм, не только закрепляющих права индивидов и определяющих правовой статус отдельных категорий лиц (беженцев, детей, женщин, раненых), но предоставляющих им юридические возможности обеспечения и защиты прав.

Изменения, происходящие в современном мире, на наш взгляд, отражаются на системе международного права и на его субъектном составе. Индивид становится реальным участником международных правоотношений, в том числе и публичного характера, что превращает его в субъект международного права, обладающий ограниченной правоспособностью. Тенденции развития современного международного права свидетельствуют постепенном процессе укрепления международной правосубъектности индивида.

Правосубъектность международной организации включает следующие элементы:

а) правоспособность, т.е. способность иметь права и обязанности;

б) дееспособность, т.е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;

в) способность участвовать в процессе международного правотворчества;

г) способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Критерии правосубъектности международных организаций:

    Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права. Этот критерий заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, ее компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетами.

    Наличие обособленных прав и обязанностей. Смысл этого критерия правосубъектности ММПО означает их специфическую особенность: ММПО обладают такими правами и обязанностями, которые отличаются от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены только на международном уровне.

    Право на свободное выполнение своих функций – каждая ММПО имеет свой учредительный акт, правила процедуры, финансовые правила и другие документы, которые в своей совокупности составляют внутреннее право организации.

    Право на заключение договоров – при реализации своих полномочий ММПО вправе заключать соглашения публично-правового, частно-правового или смешанного характера. Правом на заключение международного договора обладает каждая международная организация.

    Участие в создании норм международного права. Под правотворческим процессом в рамках международной организации понимается деятельность, которая направлена на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

    Правом обладать привилегиями и иммунитетами. Основное назначение привилегий и иммунитетов состоит в обеспечении нормальной практической деятельности любой международной организации.

    Право на обеспечения выполнения норм международного права. Наличие такого права у ММПО свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

    Международно-правовая ответственность. Выступая на международной арене как самостоятельные образования, ММПО являются субъектами международно-правовой ответственности. ММПО могут нести как политическую, так и материальную ответственность.

3. Организация Объединенных Наций: история создания, правовой статус и главные органы.

Первым шагом к созданию ООН стала союзническая декларация, подписанная в Лондоне 12 июня 1941 года, в которой союзники обязались «работать вместе, с другими свободными народами, как в войне, так и в мире».

14 августа 1941 года президентом Соединенных Штатов Америки Франклином Делано Рузвельтом и премьер-министром Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Соединенное Королевство) Уинстоном Черчиллем был подписан документ, в котором они предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Документ известен как Атлантическая хартия.

1 января 1942 года представителями 26 союзных государств, воевавших против стран «оси», была подписана Декларация Объединенных Наций, в которой они заявили о поддержке Атлантической хартии. В этом документе было впервые использовано название «Объединенные Нации», предложенное президентом Рузвельтом.

11 февраля 1945 года после встречи в Ялте (Ялтинская конференция) Рузвельт, Черчилль и Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

24 октября 1945 года Устав ООН был ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности, большинством других подписавших его государств и вступил в силу. Таким образом, Организация Объединенных Наций была создана, 24 октября стало днем ООН.

Задачи, цели и принципы ООН нашли свое закрепление в Уставе организации, подписанном 26 июня 1945 года.

Членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые, по мнению ООН, могут и желают эти обязательства выполнять. Первоначальными членами ООН было 51 государство.

Устав ООН к числу главных органов относит Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея – сессионный орган ООН – состоит из представителей всех государств-членов. Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать любые вопросы, входящие в компетенцию ООН. Она уполномочена рассматривать общие принципы международного сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, включая проблему разоружения. Однако любой вопрос, по которому необходимо предпринять действия, до и после его обсуждения Генеральной Ассамблеей должен быть передан Совету Безопасности, так как он является единственным органом ООН, уполномоченным принимать решения относительно таких действий.

Очередная сессия Генеральной Ассамблеи проводится 1 раз в год. По мере необходимости могут проводится также специальные сессии Генеральной Ассамблеи, созываемые Генеральным секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН. На сессиях каждый член ООН может быть представлен делегацией, состоящей не более чем из пяти делегатов и пяти заместителей, каждая делегация имеет один голос.

На каждой очередной сессии создается семь главных комитетов, в работе которых могу участвовать представители всех государств-членов ООН.

Генеральная Ассамблея на своих сессиях принимает постановления, решения и рекомендации.

Совет безопасности представляет собойважнейший постоянно действующий орган ООН, состоящий из 15 членов: 5 из них – Россия, США, Великобритания, Франция и Китай – являются постоянными, а 10 – непостоянными, избираемыми Генеральной Ассамблеей на срок 2 года (5 членов ежегодно).

На Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Его решения, принятые в установленном порядке, обязательны для государств-членов ООН, которые обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Совет Безопасности уполномочен: расследовать любые споры или ситуации, которые могут вызвать международные трения, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности; делать рекомендации относительно процедуры или методов урегулирования таких споров; разрабатывать планы создания системы регулирования вооружений; определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые надлежит принять; делать рекомендации относительно приема новых членов и исключения из ООН; осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке; представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ассамблее.

Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам могут быть приняты девятью голосами любых членов Совета.

Для осуществления Советом Безопасности своих функций по поддержанию международного мира и безопасности государства-члены обязуются предоставлять в его распоряжение, в случае необходимости, вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода.

Роль ООН , и в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечения международной безопасности сводится к осуществлению основных мероприятий:

    Превентивная дипломатия – это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения.

    Миротворчество – это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью мирных средств.

    Поддержание мира – это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного или полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.

    Миростроительство в конфликтный период – это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из 54 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей: 18 членов ЭКОСОС избираются ежегодно сроком на 3 года.

Совет имеет своей целью содействие развитию международного сотрудничества в экономической и социальнойобластях.Он осуществляет исследования и составляет доклады по международным вопросам. Очередные сессии проводятся два раза в год, решения принимаются простым большинством.

Совет по опеке был создан для оказания помощи Генеральной Ассамблее в осуществлении международной системы опеки. По Уставу ООН Совет по опеке должен включать: а) государства, управляющие территориями под опекой; б) постоянных членов Совета Безопасности, не имеющих территорий под опекой; в) членов Совета по опеке, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года.

Основная цель Совета по опеке – достижение всеми подопечными территориями самоуправления и независимости либо в качестве суверенных государств или путем свободного присоединения к соседним независимым государствам.

Совет собирается на свои сессии лишь по мере необходимости.

Международный Суд – главный судебный орган ООН. Международный Суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава. Государства – нечлены ООН также могут участвовать в Статуте Международного Суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства. Они не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не вправе посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия.

Секретариат – постоянно действующий административный орган ООН, состоящий из Генерального секретаря и необходимого персонала. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на срок 5 лет и может быть в том же порядке назначен на новый срок. На Секретариат возложена обязанность по обеспечению необходимых условий для работы других органов ООН: составление протоколов, осуществление устных и письменных переводов выступлений и документов, опубликование резолюций и других материалов.

Генеральный секретарь назначает персонал Секретариата и руководит его работой.