Запад против: самое важное о санкциях против России. Антироссийские санкции – хронология. "Зерновое эмбарго" США

В последнее время нет темы актуальнее, чем введение экономических санкций . В то же время, немногие понимают формы, методы и цели этих санкций. Введенные ограничения всегда касаются, как одной, так и другой стороны, отражаясь на состоянии экономики, деловом климате и настроениях потребителей. Образно говоря, санкции – это оружие, которое стреляет в обе стороны.

Экономические санкции — понятие и цели

Представляют собой применяемые одной или несколькими странами меры экономического характера по отношению к другой стране или группе стран. Экономические санкции могут иметь форму полного или частичного запрета импорта товаров из страны, экспорта в страну, а также ограничения финансовых операций.

Целью санкций является принуждение правительства страны, на которую эти санкции наложены, изменить свою политику в разных сферах : вывод войск с оккупированной территории, прекращение нарушений прав человека, прекращение всех видов поддержки международного терроризма и прочее.

Как ни странно, в международном праве отсутствует точное определение экономических санкций: каждый случай их применения подлежит отдельному рассмотрению.

В одностороннем порядке санкции могут быть наложены решением президента страны, правительства или законодательного органа. Возможно применение санкций несколькими государствами. Тем не менее, официальным международным статусом обладают только санкции, которые приняты Советом Безопасности ООН . В теории, они являются самыми действенными, поскольку обязательны для исполнения всеми странами-членами ООН. На практике, действенность таких санкций зависит от конкретных стран, являющихся торговыми партнерами «оштрафованного» государства, поскольку эффективных методов воздействия на нарушителей санкционного режима у Совбеза ООН нет.

История экономических санкций

Первое упоминание об экономических санкциях в письменных источниках встречается в 432 до н. э. Санкции были приняты Афинским морским союзом против города Мегара, с целью прекратить в этом городе укрывательство беглых рабов из Афин и распашки приграничных территорий, считавшихся священными. Стоит отметить, что введенные санкции произвели обратный эффект. Мегарские купцы были вынуждены обратиться за военной помощью к своему союзнику – Спарте, и в результате Пелопонесской войны Афины потерпели поражение

В Средневековье экономические санкции распространения не получили, из-за отсутствия постоянной конфигурации военных и торговых союзов. В 19 веке экономические санкции приняли форму морских блокад. За почти столетний период морские блокады осуществлялись: 12 раз Великобританией, 11 раз Францией, по 3 раза Германией и Италией, по 2 раза Россией и Австрией и 1 раз Чили.

В 20 веке, на фоне бурного развития международной торговли, экономические санкции получили широкое распространение. Самым ярким примером коллективных санкций является ограничение поставок стратегических технологий и товаров в страны социалистического блока . Для контроля за этими санкциями был организован специальный комитет, в который входили 17 стран.

Ярчайшим примером односторонних санкций является введенное США в 1960 году и продолжающееся до сих пор эмбарго в отношении Кубы. Ущерб Кубы от санкций США оценивается в 1 трлн. долларов. Тем не менее, основная цель эмбарго – установление на Кубе демократического режима, так и не достигнуто.

Начиная с 1990 года СБ ООН начинает более активное использование международных экономических санкций против различных стран: Ирак (с 1990), Югославия (1991–2001), Сомали (с 1992), Ливия (1992–2003), Либерия (с 1992), Ангола (1993–2002), Гаити (1993–1994), Руанда (1994–2008), Сьерра-Леоне (с 1997), Афганистан (с 1999), Эритрея и Эфиопия (с 2000), ДР Конго (с 2003), Кот-д’Ивуар (с 2004), Судан (с 2004), Ливан (с 2005), Иран (с 2006), КНДР (с 2006).

Наложенные ООН санкции, в основном, носят частичный характер и направлены на ограничение поставок военного оборудования и оружия в эти страны, а также замораживание активов, размещенных за рубежом.

Влияние экономических санкций на Россию

Рассмотрим совсем недавние примеры. США и ЕС введены санкции против ряда российских банков. Какое влияние это окажет на рядового гражданина?

Представьте, что вам снизили зарплату на 5 тысяч рублей. С голоду вы не умрете, уровень вашей жизни немного снизится, но образ жизни, в целом, вряд ли изменится. В краткосрочной перспективе, вроде бы ничего страшного нет. Однако, если взять более длительный временной промежуток, то получится, что за 10 лет вы лишились суммы, достаточной для покупки новой машины. Санкции несут ярко выраженный ущерб, но не чувствующий сразу. В итоге окажется, что десятилетний санкционный период можно было прожить гораздо лучше.

Возьмем ограничения на импорт продукции из ЕС и США, введенные Россией. Не касаясь политической подоплеки, рассмотрим их возможные последствия, как говорится, «на пальцах».

Представьте, что вместо того, чтобы купить какие-то определенные продукты, вам нужно их выращивать самостоятельно. Вроде бы и сложностей никаких нет. К примеру, картошку может растить всякий, кто располагает небольшим земельным участком. Но уровень вашей жизни от этого, несомненно, понизится. Судите сами, силы, которые раньше уходили на работу, вы будете вынуждены тратить на огород, хотя раньше покупали овощи, и деньги еще оставались. Продукты, которые раньше покупались в странах, где их производство было налажено лучше, теперь нужно будет производить самим. В итоге, самостоятельно производим продукт более низкого качества, дополнительно к этому тратя на это ресурсы, которые раньше были направлены на дело, которое получалось лучше, чем у остальных.

Или обратная ситуация все с тем же ограничением на импорт, только в этом случае – на экспорт. Вы имеете завод по производству молока и молочных продуктов. Объем вашего производства таков, что вы кормите жителей своей страны и парочки соседних. И вдруг один из ваших партнеров теряет интерес к вашему продукту, запрещая его распространение на своей территории. Что происходит?

Как вы знаете, товары производятся и продаются заранее, это значит, что вы имеете переизбыток молока на складах, которое некуда деть. Конечно, можно реализовать его на других рынках, но срок годности продуктов не вечен, а запасы значительны. Кроме того, нужно сократить производство, ведь теперь вам не нужно столько молока. А это увольнения, простой мощностей, не говоря уже о прямых убытках. А если и другие соседние страны отказывают в тех же объемах закупок, так как сами подпали под санкции?

В практике современных международных отношений считается, что наибольший эффект имеют экономические санкции, направленные не на страну в целом, а на ее руководство: замораживание их зарубежных активов, отказ в инвестировании, запрет на въезд в страну. Экономические санкции, имеющие жесткий характер и направленные на подрыв экономики государства, признаны негуманными, так как от них больше всего страдает население, в основном беднейшие его слои.

Масштабные международные санкции неоднократно вводились против целого ряда государств. В настоящее время санкции - международные или односторонние - действуют в отношении 24 государств мира. Опыт, однако, показывает, что государства, в отношении которых действовали санкции, почти всегда находили способ минимизировать их ущерб или использовать их себе на благо.


Самые долгие санкции


Международные санкции против ЮАР были введены ООН в 1962 году в связи с действовавшим в стране режимом расовой сегрегации - апартеидом. С самого начала эффективность санкций была ограничена: в условиях холодной войны страны Запада рассматривали ЮАР как естественного союзника в борьбе с попытками СССР усилить свое влияние в Африке, кроме того, ЮАР оставалась крупным поставщиком имевших стратегическое значение товаров - урана, золота и алмазов. Характерным в этом смысле было эмбарго на поставки нефти, введенное странами ОПЕК. Его эффективность многие годы была нулевой: один из крупнейших производителей нефти - Иран - продолжал поставки. Лишь в 1979 году после победы исламской революции Иран прекратил продажу нефти ЮАР. Уход с южноафриканского рынка американских и европейских компаний был не более чем формальностью. Многие из ушедших компаний продолжали торговать с ЮАР через свои филиалы в третьих странах, а власти США и ряда европейских стран фактически не принимали никаких мер для борьбы с этим. Южноафриканские товары продолжали поступать на мировой рынок через крупных трейдеров, таких как компания Marc Rich & Co. (ныне - Glencore Xtrata). Торговля шла в основном через страны Азии, в том числе Гонконг и Тайвань, а также через находившиеся под фактическим контролем ЮАР формально независимые страны - Лесото и Свазиленд.

Ситуация начала меняться лишь вместе с политическими переменами в мире: холодная война постепенно затихала, а давление со стороны общественного мнения на правительства западных стран и международные компании делало торговлю с ЮАР все менее стоящей свеч. Именно с этого момента южноафриканская экономика начала всерьез испытывать влияние санкций. Достаточно сказать, что прямые убытки от сокращения инвестиций в страну составили $11 млрд в период с 1985 по 1990 годы. Дополнительным фактором влияния стало и открытие рынка соседней Зимбабве, также крупным центром горнодобывающей промышленности.

Политическое давление вместе с вдруг заработавшими санкциями в итоге вынудило власти ЮАР отказаться от политики апартеида и провести нерасовые всеобщие выборы в 1994 году.

Самые катастрофические санкции


Американские санкции против Ирана были введены сразу после победы исламской революции в 1979 году. Санкции постоянно расширялись американскими властями, а после начала ядерной программы Ирана к ним присоединились ЕС, Канада, Австралия и другие страны.

Как и в случае с ЮАР, санкции против Ирана никогда не были по-настоящему международными и всеобъемлющими. У Ирана остается достаточно много платежеспособных партнеров, в первую очередь Индия, Китай, Турция и Россия. Иранская нефть никогда не исчезала с мирового рынка и страна продолжает играть важную роль в ОПЕК. Тем не менее ограничения на деятельность иранских банков в мире привели к тому, что Иран вынужден заключать контракты на поставки нефти в национальной валюте покупателя - так происходит в случае с Индией, которая добилась согласия Ирана на оплату нефти рупиями. Более того, все чаще Иран заключает бартерные соглашения (в случае с Таиландом - нефть в обмен на потребительские товары). Попытки добиться оплаты нефти золотом не всегда успешны, правда, такие контракты существуют с Турцией и Китаем. Тем не менее следствием санкций стал значительный рост инфляции (в 2011 году она составляла 16,5%, а в 2012-м уже превысила отметку 20%) и сокращение валютных запасов страны (если в 2011 году они составляли примерно $100 млрд, то к середине 2013 года - лишь $80 млрд). Однако даже не это оказалось для Ирана самым страшным. Запрет на поставки технологий и оборудования привели к парадоксальной ситуации: Иран, один из крупнейших поставщиков сырой нефти, вынужден активно закупать за рубежом продукты ее переработки и, имея вторые в мире по величине запасы природного газа (10% от мировых), является чистым импортером природного газа. У страны нет технологий и средств для реконструкции существующих мощностей по переработке нефти и добыче газа и тем более нет средств и технологий для строительства новых объектов.

У запрета на поставки оборудования и технологий оказался и еще один аспект. Санкции называют прямой причиной многочисленных авиакатастроф гражданских и военных самолетов в стране. Иран не только не может закупать новые самолеты, но санкции запрещают поставки запчастей и комплектующих, а также получение технического обслуживания самолетов. Как признавал глава государственной авиакомпании Iran Air Давуд Кешаварзиан, «санкции не позволяют Ирану приобретать самолеты даже при том, что лишь 10% комплектующих частей произведены в США».

Самые коррупционные санкции


В 1990 году в ответ на попытку Ирака захватить Кувейт иракская нефть была совершенно удалена с мирового рынка. ООН приняла тотальный запрет на торговлю иракской нефтью. Одновременно были заморожены все активы иракских физических и юридических лиц в мире. Страна в один момент оказалась и без средств, и без единственного серьезного источника доходов. У столь всеобъемлющих санкций оказалась и слабая сторона: режим Саддама Хусейна начал активно эксплуатировать фактор серьезного и резкого снижения жизненного уровня в стране. В результате в 1995 году решением Совета Безопасности ООН была создана программа «Нефть в обмен на продовольствие» (Oil-for-Food), которая позволяла иракцам продавать некоторую часть нефти на мировом рынке в обмен на продукты питания и лекарства. Фактически программа стала одной из самых масштабных коррупционных схем в истории, поскольку позволяла иракским властям самостоятельно выбирать покупателей нефти. Иракская сторона использовала это право для того, чтобы выплачивать взятки видным международным политическим деятелям и бизнесменам. Схема действовала просто: подкупаемое лицо получало контракт на покупку иракской нефти, а затем перепродавало его на открытом рынке, оставляя себе комиссионные (обычно они составляли от 15 до 50 центов за баррель). Часть комиссии затем возвращалась иракским властям. В 2004 году иракская газета «Аль-Мада» опубликовала список тех, кто, как она утверждала, получал контракты в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Среди них назывались европейские, американские и российские политики, министр иностранных дел Индии (ему пришлось уйти в отставку), министр внутренних дел Франции, Русская православная церковь и наконец бессменный глава программы «Нефть в обмен на продовольствие» карьерный дипломат ООН ливанец Бенон Севан, заработавший на этом, по некоторым данным, $3,5 млн.

Впрочем, на нефтяных контрактах коррупционная схема не останавливалась. Иракские власти также выбирали и поставщиков товаров, которые закупались сотрудниками ООН на средства, вырученные от реализации нефти. Поставщиков выбирали по готовности платить взятки представителям иракского режима. Неудивительно, что, по данным комиссии по расследованию коррупционной деятельности в программе - ее возглавил бывший глава ФРС Пол Волкер,- значительная часть еды, поставленной в рамках программы, была непригодна к употреблению людьми. Одна из компаний-поставщиков, американская Ingersoll Rand, в 2007 году была оштрафована американской Комиссией по ценным бумагам и биржевой деятельности на $2,5 млн за дачу взяток иракским властям. По экспертным оценкам, за все время действия программы непосредственно Саддам Хусейн заработал на ней до $4 млрд.

Кирилл Сарханянц, Николай Зубов

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 сентября 2018 года министерство торговли США объявило о решении наложить санкции на 12 российских компаний, которые, с точки зрения Вашингтона, действуют вразрез с интересами национальной безопасности Соединенных Штатов. В черные списки попали компании «Аэрокомпозит» , «Дайвтехносервис», Научно-производственное предприятие (НПП) «Гамма», научно-исследовательский институт «Вектор», компания Nilco Group ("Нилко груп"), Обнинское научно- производственное предприятие «Технология» , научно- производственное предприятие подводных технологий «Океанос», конструкторское бюро «Авиадвигатель» , группа компаний «Инфотекс», компании «Сайрус Системс», Научно- производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» и Воронежский НИИ «Вега». Для всех этих организаций теперь будет действовать так называемая презумпция отказа на экспорт им американской продукции двойного назначения. Среди причин введения ограничений: содействие «деятельности злонамеренных российских субъектов в киберпространстве», «поставки оборудования и оказание поддержки ВМФ России» и «поддержка российской военной аэрокосмической отрасли». Ожидается, что санкции будут введены в силу 26 сентября.

2 августа 2017 г. президент США Дональд Трамп подписал закон «о противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который закрепил ограничительные меры в отношении России (а также Ирана и Северной Кореи), принятые предыдущими администрациями, и ввел дополнительные. Так, в российской части этого документа к требованиям наказать РФ за действия в Крыму и Донбассе добавились обвинения в нарушениях прав человека «на оккупированной территории», в поставках оружия сирийскому правительству, подрыве кибербезопасности США, вмешательстве в американские выборы 2016 г., в коррупции и проч. Закон предусматривает замораживание активов и усложнение процесса получения кредитов российскими предприятиями, а также распространяет действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые оформлены после 29 января 2018 г.). Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).

В январе 2018 г. в дополнение к закону (вступил в силу 29 января) был опубликован список, получивший в СМИ название «кремлевский». В него были внесены члены российского правительства , в том числе премьер-министр Дмитрий Медведев , руководство президентской администрации , руководители ряда госкорпораций и госбанков, а также бизнесмены, состояние которых, по данным американских источников, составляет $1 млрд и более - всего 210 человек. На них не распространяются какие-либо ограничения или запреты, но попадание в этот список может стать в будущем основанием для возможного введения санкций.

13 сентября 2018 г. Дональд Трамп подписал указ об автоматическом введении санкций против иностранных физических лиц и компаний, уличенных в попытках вмешательства в промежуточные выборы в Конгресс в 2018 г., а 20 сентября - указ об ужесточении соблюдения режима американских санкций в отношении России в связи с «агрессией на Украине».

Первые санкционные списки были опубликованы в октябре и декабре 2017 г. и вступили в силу вместе с законом CAATSA. Затем появились списки, составленные на основании разных статей этого закона в связи с обвинениями в угрозе национальной безопасности США, вмешательстве в американские выборы, кибератаках и проч. В частности, в них числятся концерны «Калашников» и "Ижмаш" , корпорация «МиГ» , компании «Сухой» и «Вертолеты России», оборонные предприятия "Опытное конструкторское бюро «Новатор» . В черный список занесены

После вхождения Крыма в состав Российской Федерации, правительство США очень негодует и как может пытается испортить жизнь России. В ход, как обычно, идет излюбленное оружие американцев - санкции. В истории уже было довольно много случаев, когда действия России были крайне неугодны американскому правительству, и они применяли всё те же санкции. Предлагаем вам узнать исторические факты о том, какие санкции применяло правительство США к СССР и России.

Первый шаг

Сегодня США приступило к выполнению своих угроз по отношению к России за «крымскую политику» страны. По информации с официального сайта журнала "Внешнеэкономические связи России" Вашингтон бойкотировал присутствие российских экспертов на переговорах по ветеринарным и фитосанитарным мерам в контексте присоединения Казахстана к ВТО. Заместителю руководителя Россельхознадзора Николаю Власову буквально за час до вылета позвонили из американского посольства и заявили, что визит российских экспертов является для США неприемлемым.

Эмбарго 1931-1933 гг

Сегодня только ленивый не ставит в вину СССР голод по итогам коллективизации, в особенности Голодомор в Украине 1932-1933. Но мало кому известно, что именно политика Запада привела к этой страшной трагедии.
СССР в 30-х годах попал в самый настоящий экономический бойкот. Запад пытался задушить новое политическое образование без военного вмешательства. Обратимся к датам: 1929 год – Великая депрессия в США и первая пятилетка в СССР. Вашингтон вводит свой первый запрет – отказ на прием золота Союза. А в 1930 году вводится эмбарго на ввоз всех советских товаров, кроме зерна! В том же году к штатам присоединяется Франция, а через три года Британия. Таким образом, сталинское руководство оказалось перед выбором – либо прекращать индустриализацию, так как доступ к иностранным товарам, в частности станкам, становится ограниченным, либо отнимать у крестьян зерно, и использовать его как валюту. Но зачем же Западу в тот момент так необходимо было советское зерно? В Америке свое продовольствие уничтожалось огромными партиями, а зерно СССР исправно принимали. Европе было дешевле покупать избыток США, но она также покупала более дорогостоящую сельхозпродукцию СССР. Все изначально велось к возникновению недовольства советскими властями. Засуха 1931 года ухудшила ситуацию, сгубив урожай, а закупить на Западе продовольствие нечем из-за золотой блокады и отсутствия валюты в результате эмбарго. Итог известен: голодомор стал черным пятном в истории СССР.

Джексон-Вэник


Сегодня эмиграционная свобода российских граждан практически ничем не ограничена. Так было не всегда. В 1972 году в СССР был издан указ, согласно которому эмигранты, имеющие высшее образование, были обязаны оплатить затраты государства на их обучение в вузах. Сумма такой компенсации была немалой. Это существенно снижало шансы потенциальных эмигрантов на выезд за рубеж. Мировая общественность, в первую очередь Израиль и США, была возмущены таким "ущемлением прав", так как указ существенно ограничивал "приток мозгов" в эти страны. В 1974 году в США была принята поправка Джексона-Вэника. Этим документом запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию, а также другие права человека. Нетрудно понять, что это была именно "антисоветская мера". Поправкой также предусматривалось применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов. Долгое время Поправка Джексона-Вэника значительно омрачала экономические отношения двух России и США. Отменена поправка была только в 2012 году.

Закон Магнитского


Одной из наиболее нашумевших санкций за последнее время стал «Акт Магнитского» 2012 года, который на первый взгляд кажется одним из проявлений американской борьбы за справедливость. Суть заключалась в ограничении визового коридора в США, а также замораживание американских счетов лиц, причастных к делу Сергея Леонидовича Магнитского. Проходя свидетелем и подозреваемым по крупному экономическому преступлению фонда Hermitage Capital Management, он погиб в изоляторе «Матросская тишина» при неизвестных обстоятельствах.

Казалось бы, это безобидная санкция для «чистых совестью» людей. Но, на деле, этот закон Магнитского стал одним из главных рычагов давления на Россию США. Уже неоднократно Вашингтоном поднимался вопрос о расширении списка за счет лиц, обвиненных в коррупции или в нарушении прав человека. То есть, фактически, сегодня Америка может угрожать подложным обвинением и замораживанием активов всем влиятельным лицам России.

Бойкот Олимпиады1980 года

В феврале 1980-го Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов осудила ввод советских войск в Афганистан. Парламенты ведущих западных стран поддержали инициативу бойкота. Само проведение летней Олимпиады в СССР оказалось под большим вопросом. На повестке Международного олимпийского комитета был поднят соответствующий вопрос. Однако члены МОК еще раз проголосовали за то, чтобы провести Игры-80 в Москве. В кулуарах президент МОК лорд Килланин сообщил руководителю спортивного ведомства СССР Сергею Павлову: «Если бы МОК состоял из министров, вы бы игры потеряли». За последовательное отстаивание принципов олимпизма и невмешательства спорта в политику, а также поддержку советской заявки, президент МОК Килланин получил в западной прессе прозвище «Красный лорд».12 апреля 1980 года в штаб-квартире НОК США в Колорадо-Спрингс было принято окончательное решение о неучастии американской команды в Олимпиаде-80. Руководители олимпийцев подчинились требованиям политиков. Уже во время праздника закрытия игр в Москве, который состоялся 3 августа, советская сторона дважды нарушила заведенный церемониал: не была проведена передача флага организаторам следующей Олимпиады и не исполнен гимн США - страны, принимающей следующую Олимпиаду. Так был положен почин бойкота летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе.

Санкции после сбитого "Боинга"


Президент США Рональд Рейган, узнав о гибели южнокорейского лайнера, назвал инцидент «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». Причем у Вашингтона был свой счет к действиям советской ПВО, поскольку в катастрофе погиб американский конгрессмен Ларри Макдональд - темпераментный антикоммунист и очень перспективных политик. Уже на следующий день после трагедии, 2 сентября 1983 года, Федеральное управление гражданской авиации США закрыло авиалинию R-20 для гражданской авиации, что, по сути, означало блокаду авиасообщений с СССР. В течение двух месяцев отменялись рейсы "Аэрофлота" и воздушное пространство между США и СССР было перекрыто, однако под давлением американских авиакомпаний, потерявших один из кратчайших маршрутов между Аляской и Восточной Азией, сообщение было открыто уже 2 октября.

Черный список учреждений


Кроме экономических санкций США также практикует по отношению к России санкции, ограничивающие научное сотрудничество. Так, в 1998 году в «черный список» Вашингтона (по подозрению в сотрудничестве с Ираном в ракетной и ядерной областях) попали 10 российских учреждений: Балтийский государственный технический университет (бывший Военмех, Санкт-Петербург), «Европалас–2000», государственная хозрасчетная организация «Главкосмос», НИИ «Графит», научно-производственная ассоциация «Полюс», научно-производственный центр «ИНОР», фирма «Мосо», Московский авиационный институт, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, а также подразделения Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники (НИКИЭТ). В соответствии с санкциями руководства США, американским компаниям было запрещено получать напрямую или опосредованно от этих российских организаций любые товары, технологии или услуги. Интересно отметить, что, по сообщениям прессы, ни одно из предприятий не понесло ущерба от ввода санкций, так как не имело контрактов с американскими компаниями. К 2004 году санкции были сняты с пяти организаций, а в феврале 2010 года были отменены ограничения на сотрудничество с «Военмехом». Тем не менее, угроза недопущения российских технологий на мировой рынок существует и сегодня, а рынки сбыта для высокотехнологичной продукции из России могут быть частично заблокированы.

Введение

санкция эффект экономический кризис

Первые санкции против России были введены еще 6 марта 2014 года, но они имели более символический характер и были похожи больше на недружественный жест со стороны Запада, чем на реальный удар по экономике. Следующие этапы ограничений для Российской Федерации стали намного более существенными и способны нанести серьезный урон российской экономике уже в среднесрочной перспективе. Под действия санкций попали государственные чиновники, крупнейшие банки, предприятия энергетической и оборонной сферы, помимо этого со стороны европейских, американских, японских, канадских и австралийских компаний было принято решение об ограничении поставок технологий, вооружения, полезных ископаемых и прочих товаров на российский рынок.

Историческое значение санкций

Экономические санкции - это (economic sanctions) действия, предпринимаемые одной страной или группой стран и направленные против экономических интересов другой страны или группы стран, обычно с целью добиться проведения в этой стране (странах) социальных или политических изменений. Как правило, в санкции принимают форму ограничений на импорт или экспорт или на проведение финансовых операций. Они могут касаться каких-либо определенных товаров или операций либо выражаться во всеобъемлющем запрете на торговлю. Существуют противоречивые мнения по поводу эффективности введения санкций. Скептики подчеркивают, что эти санкции легко преодолимы и часто оказываются более болезненными для тех, кто их вводит, а не для тех государств, на политику которых стремятся таким образом повлиять. Кроме того, санкции наносят ущерб самой стране, которая их вводит, так как эта страна теряет экспортные рынки или поставщиков сырья. В довершение всего страна, против которой введены санкции, может сама применить ответные санкции.

Санкции против других стран существуют уже сотни лет. Государства всегда пытались влиять на своих соседей, используя непрямые методы воздействия. Но история показывает, что санкции часто лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить. Первый известный пример использования экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции. В 423 году до нашей эры Афины, доминировавшие в Элладе, запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопонесских войн. В эпоху империй введение санкций объяснялось меркантильными причинами: державы пытались подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны. Первая санкция привела к кровавой войне в Греции. Борясь с Великобританией, император Франции Наполеон Бонапарт установил «континентальную блокаду», запретив европейским странам, оккупированным Францией или зависимым от нее, приобретать британские товары.

Таким образом, изучение исторические фактов относительно применения экономических санкций, позволяет мне сделать вывод, что использование подобных методов часто приводит ко многим конфликтам и войнам. Я считаю, что свободная торговля, как обратная ситуация запретам и ограничениям, выгодна всем и продавцам, и покупателям.