Вячеслав зайцев молодой. Красный диор - вячеслав зайцев. К высотам высокой моды

Вячеслав Зайцев – советский и российский художник-модельер, которому по праву принадлежит первенство в советской и российской моде. Вячеслав Зайцев, не имея соответствующей индустрии, сумел в Советском Союзе создать сами понятия «высокая мода» и «дизайн одежды». Сегодня Зайцев воспринимается как великий мастер всемирного значения. Но удивительно другое – западные дизайнеры и кутюрье увидели в Славе Зайцеве уникальный талант за 30 лет до того, как это рассмотрели соотечественники.

Детство и юность

Вячеслав родился в Иваново. Неизвестно, повлияла ли атмосфера города невест на решение будущей звезды создавать для женщин модную одежду, но с направлением будущей профессиональной деятельности юноша определился быстро. Профессия дизайнера наложила на жизнь Вячеслава Зайцева романтический флер, но простой биографию модельера назвать невозможно.

Вячеслав Зайцев родился в небогатой семье. Мальчик знал, что родители в браке вынужденно, «по залету», и что мать в браке несчастна. Детство мальчика пришлось на военные годы, и жизнь будущего дизайнера стала еще хуже. Отец ушел на фронт, попал в плен, бежал и дошел до Берлина, а после войны попал в лагерь как бывший военнопленный.

Еды в семье не стало, мать и сын собирали ягоды в лесу. Когда Вячеслав с мамой навещали отца, семью ограбили, женщина слегла в больницу, а мальчик начал попрошайничать и петь у магазина, чтобы добыть еду.


Молодой дизайнер Вячеслав Зайцев

Тем не менее, Вячеслав ходил в школу, ездил по колхозам со школьным коллективом и пел, помогал учителям рисовать афиши. После окончания школы-семилетки он поступает в Ивановский химико-технологический техникум, где учится на художника текстильного рисунка.

Затем – переезд в Москву и студенческие годы в знаменитом Московском текстильном институте. По распределению Вячеслава Зайцева отправили в подмосковный городок Бабушкин, где находилась экспериментально-техническая швейная фабрика Мособлсовнархоза. Там молодой человек создал первую коллекцию – спецодежду для работниц сельской местности, которая была практичной и удобной, но одновременно и женственной. Конечно, коллекция не прошла проверку советского методического отдела.


Вячеслав Зайцев и эскизы его коллекций

Эта линия спецодежды привлекла внимание западной прессы к начинающему кутюрье. Коллекцию опубликовал французский журнал «Пари Матч», а представители и , позднее пообщавшись с коллегой из Москвы, в один голос признали Вячеслава Зайцева равным себе. И хотя до конца 80-х годов советский дизайнер был лишен возможности выезда из страны, в Европе Зайцева давно считали одним из ведущих мировых дизайнеров.

Мода и дизайн

На фабрике в Бабушкине Вячеслав Зайцев сумел проявить себя более чем убедительно, регулярно предлагая новые решения в дизайне одежды. В результате его пригласили на Кузнецкий мост, где располагался знаменитый Общесоюзный Дом Моделей. Там Вячеслав Зайцев проработал 13 лет и сотрудничал с самыми лучшими манекенщицами, включая , Леку Миронову и Милу Романовскую.


Вячеслав Зайцев и его сын ЕгорПервым результатом работы Вячеслава Зайцева в Доме Моделей явилась коллекция «Русская серия», созданная по народным мотивам. В нее входило и платье «Россия», демонстрировавшееся Збарской на Всемирном фестивале моды и получившее Гран-при. После этого платья западная пресса величает Зайцева не иначе, как «Красный Диор».

Было и множество других успешных разработок, но к середине 70-х годов Вячеслав Зайцев крайне не удовлетворен работой. Его удручает, что из-за принципов советской системы эскизы попадают на фабрику слишком поздно, и когда потребитель видит изделие в магазине, оно уже безнадежно устарело. Вячеслав приходит к мысли, что труд модельера в СССР не эффективен и бессмысленен, и в итоге увольняется.


После Дома Моделей дизайнер работает на фабрике индивидуального пошива для Дома Моды, а позднее переходит в этот самый Дом, где становится художественным руководителем. Именно там, начиная с 1982 года, Вячеслав Зайцев создает свои всемирно известные авторские коллекции. Модельера отличает постоянный поиск стиля и придание формам и линиям одежды собственного неповторимого штриха.

В 1992 году Вячеслав Зайцев создает собственную «Лабораторию Моды», академию дизайна при Доме Моды Вячеслава Зайцева, а через пять лет у кузницы кадров появляется и официальный сайт.

Среди последних, особо запомнившихся публике образов, созданных Зайцевым, - роскошный вечерний наряд из кремового кружева и белоснежное платье, как будто сошедшее с картины «Царевна-Лебедь». Оба наряда на Неделе моды в Москве демонстрировала Миссис Россия Алиса Крылова.


Наряду с модой серьезное значение в творчестве Вячеслава Зайцева занимают живопись и рисунок. Его картины не имеют никакого отношения к дизайну одежды. Они передают эмоции и чувства автора, даже его философское восприятие жизни. Произведения Вячеслава декоративны и всегда ярки и самобытны.

Персональные выставки художественных работ Вячеслава Зайцева неоднократно проходили в городах Соединенных Штатов, Бельгии, Франции, Эстонии. Пять его картин, как живописных, так и графических, постоянно выставлены в московской Третьяковской галерее, а несколько полотен из серии «Как молоды мы будем» можно увидеть в Музее истории Москвы.


Еще одна сторона творчества прославленного модельера – это сценический костюм для театра и эстрады. Вячеслав Зайцев разрабатывал одежду для Театра Сатиры, МХАТа, Театра имени Моссовета, «Современника» и многих других. Чаще всего его приглашали для придания необычности и уникальности стандартным фасонам классических пьес.

Причем не только отечественные режиссеры хотели сотрудничать со знаменитым модельером. Он также выполнял заказы нескольких бродвейских театров. Наиболее известная постановка, где актеры выходят в нарядах от Зайцева, - это мюзикл «Софистикейтед лейдиз».


Вячеслав Зайцев работает над костюмом чемпионки мира по фигурному катанию Натальи Бестемьяновой

Также делал костюмы кутюрье и для кинематографа, и для звезд эстрады, и для спортсменов. Именно Зайцев «одел» советскую спортивную делегацию на московской Олимпиаде-80. Ему же принадлежит разработка облика шоу-группы «На-На» и рок-группы «Интеграл».

Но одной только одеждой Зайцев не ограничивался. Например, для спектакля «Вишневый сад», который ставился на германской и венгерской сценах, Вячеслав, помимо костюмов, разработал сценические плакаты и прочие декорации.

Личная жизнь

В 24 года еще начинающий и малоизвестный кутюрье женился на девушке из обеспеченной и высокопоставленной семьи. Избранницу звали Марина. Знакомые девушки были шокированы, что Марина предпочла Вячеслава Зайцева, а не знаменитого дипломата или летчика, которые постоянно ухаживали за обеспеченной наследницей. Чета Зайцевых прожила вместе три года и произвела на свет сына Егора, который, кстати, впоследствии пойдет по стопам отца.

О том, что жена уходит, дизайнер узнал, вернувшись из Венгрии, где создавал костюмы для фильма. Развод с женой произвел сильное впечатление на Вячеслава, так как дизайнер искренне относился к Марине и любил бывшую жену еще долгое время после разрыва отношений. Также модельер добивался права увидеться с сыном. Поначалу ребенок не знал, что мать не дает Вячеславу возможности встретиться с ним, и считал, что папа его бросил и переживал по этому поводу.


Проблемы в семье подкосили дизайнера. У Вячеслава даже началась депрессия на этой почве. Помогла выйти из этого состояния одна из сотрудниц Дома Моделей по имени Инна, которая давно была влюблена в модельера.

Влюбленные прожили некоторое время в гражданском браке, после чего разошлись. Но когда Зайцев попал в тяжелейшую автомобильную катастрофу и долгое время находился в больнице, Инна ухаживала за ним и всячески помогала. Девять дней Вячеслав Зайцев пролежал в реанимации, затем полгода потратил на реабилитацию.

Дизайнер сильно пострадал в автокатастрофе, хуже всего пришлось правой ноге, врачи уже начали морально подготавливать Вячеслава и говорить с пациентом об ампутации ноги.


По словам дизайнера, в этот страшный период Вячеслав Зайцев успел даже смириться с мыслью о потере ноги. Модельер придумал себе новый модный образ, который будет подходить под новое состояние: Вячеслав Зайцев представлял, как в черной шляпе, черных очках, белой рубахе и с тростью будет ходить по Кузнецкому мосту. Но при этом Зайцев не прекращал тренировки и реабилитацию, запрещал себе сдаваться. В результате врачи все же спасли ногу модельеру.

Позднее Вячеслав и Инна попытались возобновить отношения, но новый союз выдержал только год, и на этот раз расставание было окончательным. Больше создавать семью Вячеслав Зайцев не пытался.

Вячеслав Зайцев сейчас

2 марта 2016 года Вячеслав Михайлович отмечал 78-ой день рождения. После вечеринки кутюрье признался журналистам, что уже не первый год страдает тяжелым заболеванием – болезнью Паркинсона.

Из-за болезни у дизайнера появились проблемы с суставами. Врачи даже настояли на титановом протезе. Накануне праздника дизайнер перенес операцию на коленном суставе и проходил курс реабилитации в Карловых Варах.


Проблемы со здоровьем не мешают творчеству дизайнера. В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.

Достижения

  • 1980 – кавалер ордена «Знак Почёта»
  • 1983 – обладатель медали «Ветеран труда»
  • 1991 - заслуженный деятель искусств РСФСР
  • 1992-1996 - профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского государственного университета сервиса
  • 1993 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон»
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса детских театров моды «Золотая игла»
  • 1994 - создатель и глава жюри постоянно действующего конкурса молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис»
  • 1995 - создатель, художественный руководитель и председатель жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи»
  • 1996 - лауреат Государственной премии Российской Федерации
  • 1998 – кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2003 – лауреат премии президента Российской Федерации в области литературы и искусства
  • 2006 - народный художник Российской Федерации
  • 2007 - академик РАХ
  • 2009, 2010 - дважды лауреат премии правительства России

Вячеслав Зайцев – советский и российский художник-модельер, которому по праву принадлежит первенство в советской и российской моде. Вячеслав Зайцев, не имея соответствующей индустрии, сумел в Советском Союзе создать сами понятия «высокая мода» и «дизайн одежды». Сегодня Зайцев воспринимается как великий мастер всемирного значения. Но удивительно другое – западные дизайнеры и кутюрье увидели в Славе Зайцеве уникальный талант за 30 лет до того, как это рассмотрели соотечественники.

Детство и юность

Вячеслав родился в Иваново. Неизвестно, повлияла ли атмосфера города невест на решение будущей звезды создавать для женщин модную одежду, но с направлением будущей профессиональной деятельности юноша определился быстро. Профессия дизайнера наложила на жизнь Вячеслава Зайцева романтический флер, но простой биографию модельера назвать невозможно.


Вячеслав Зайцев родился в небогатой семье. Мальчик знал, что родители в браке вынужденно, «по залету», и что мать в браке несчастна. Детство мальчика пришлось на военные годы, и жизнь будущего дизайнера стала еще хуже. Отец ушел на фронт, попал в плен, бежал и дошел до Берлина, а после войны попал в лагерь как бывший военнопленный.

Еды в семье не стало, мать и сын собирали ягоды в лесу. Когда Вячеслав с мамой навещали отца, семью ограбили, женщина слегла в больницу, а мальчик начал попрошайничать и петь у магазина, чтобы добыть еду.


Молодой дизайнер Вячеслав Зайцев

Тем не менее, Вячеслав ходил в школу, ездил по колхозам со школьным коллективом и пел, помогал учителям рисовать афиши. После окончания школы-семилетки он поступает в Ивановский химико-технологический техникум, где учится на художника текстильного рисунка.

Затем – переезд в Москву и студенческие годы в знаменитом Московском текстильном институте. По распределению Вячеслава Зайцева отправили в подмосковный городок Бабушкин, где находилась экспериментально-техническая швейная фабрика Мособлсовнархоза. Там молодой человек создал первую коллекцию – спецодежду для работниц сельской местности, которая была практичной и удобной, но одновременно и женственной. Конечно, коллекция не прошла проверку советского методического отдела.


Вячеслав Зайцев и эскизы его коллекций

Эта линия спецодежды привлекла внимание западной прессы к начинающему кутюрье. Коллекцию опубликовал французский журнал «Пари Матч», а представители Пьера Кардена и Кристиана Диора, позднее пообщавшись с коллегой из Москвы, в один голос признали Вячеслава Зайцева равным себе. И хотя до конца 80-х годов советский дизайнер был лишен возможности выезда из страны, в Европе Зайцева давно считали одним из ведущих мировых дизайнеров.

Мода и дизайн

На фабрике в Бабушкине Вячеслав Зайцев сумел проявить себя более чем убедительно, регулярно предлагая новые решения в дизайне одежды. В результате его пригласили на Кузнецкий мост, где располагался знаменитый Общесоюзный Дом Моделей. Там Вячеслав Зайцев проработал 13 лет и сотрудничал с самыми лучшими манекенщицами, включая Регину Збарскую, Леку Миронову и Милу Романовскую.


Вячеслав Зайцев и его сын ЕгорПервым результатом работы Вячеслава Зайцева в Доме Моделей явилась коллекция «Русская серия», созданная по народным мотивам. В нее входило и платье «Россия», демонстрировавшееся Збарской на Всемирном фестивале моды и получившее Гран-при. После этого платья западная пресса величает Зайцева не иначе, как «Красный Диор».

Было и множество других успешных разработок, но к середине 70-х годов Вячеслав Зайцев крайне не удовлетворен работой. Его удручает, что из-за принципов советской системы эскизы попадают на фабрику слишком поздно, и когда потребитель видит изделие в магазине, оно уже безнадежно устарело. Вячеслав приходит к мысли, что труд модельера в СССР не эффективен и бессмысленен, и в итоге увольняется.


После Дома Моделей дизайнер работает на фабрике индивидуального пошива для Дома Моды, а позднее переходит в этот самый Дом, где становится художественным руководителем. Именно там, начиная с 1982 года, Вячеслав Зайцев создает свои всемирно известные авторские коллекции. Модельера отличает постоянный поиск стиля и придание формам и линиям одежды собственного неповторимого штриха.

В 1992 году Вячеслав Зайцев создает собственную «Лабораторию Моды», академию дизайна при Доме Моды Вячеслава Зайцева, а через пять лет у кузницы кадров появляется и официальный сайт.

Среди последних, особо запомнившихся публике образов, созданных Зайцевым, — роскошный вечерний наряд из кремового кружева и белоснежное платье, как будто сошедшее с картины Врубеля «Царевна-Лебедь». Оба наряда на Неделе моды в Москве демонстрировала Миссис Россия Алиса Крылова.


Наряду с модой серьезное значение в творчестве Вячеслава Зайцева занимают живопись и рисунок. Его картины не имеют никакого отношения к дизайну одежды. Они передают эмоции и чувства автора, даже его философское восприятие жизни. Произведения Вячеслава декоративны и всегда ярки и самобытны.

Персональные выставки художественных работ Вячеслава Зайцева неоднократно проходили в городах Соединенных Штатов, Бельгии, Франции, Эстонии. Пять его картин, как живописных, так и графических, постоянно выставлены в московской Третьяковской галерее, а несколько полотен из серии «Как молоды мы будем» можно увидеть в Музее истории Москвы.


Еще одна сторона творчества прославленного модельера – это сценический костюм для театра и эстрады. Вячеслав Зайцев разрабатывал одежду для Театра Сатиры, МХАТа, Театра имени Моссовета, «Современника» и многих других. Чаще всего его приглашали для придания необычности и уникальности стандартным фасонам классических пьес.

Причем не только отечественные режиссеры хотели сотрудничать со знаменитым модельером. Он также выполнял заказы нескольких бродвейских театров. Наиболее известная постановка, где актеры выходят в нарядах от Зайцева, — это мюзикл Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз».


Вячеслав Зайцев работает над костюмом чемпионки мира по фигурному катанию Натальи Бестемьяновой

Также делал костюмы кутюрье и для кинематографа, и для звезд эстрады, и для спортсменов. Именно Зайцев «одел» советскую спортивную делегацию на московской Олимпиаде-80. Ему же принадлежит разработка облика шоу-группы Бари Алибасова «На-На» и рок-группы «Интеграл».

Но одной только одеждой Зайцев не ограничивался. Например, для спектакля «Вишневый сад», который ставился на германской и венгерской сценах, Вячеслав, помимо костюмов, разработал сценические плакаты и прочие декорации.

Личная жизнь

В 24 года еще начинающий и малоизвестный кутюрье женился на девушке из обеспеченной и высокопоставленной семьи. Избранницу звали Марина. Знакомые девушки были шокированы, что Марина предпочла Вячеслава Зайцева, а не знаменитого дипломата или летчика, которые постоянно ухаживали за обеспеченной наследницей. Чета Зайцевых прожила вместе три года и произвела на свет сына Егора, который, кстати, впоследствии пойдет по стопам отца.

О том, что жена уходит, дизайнер узнал, вернувшись из Венгрии, где создавал костюмы для фильма. Развод с женой произвел сильное впечатление на Вячеслава, так как дизайнер искренне относился к Марине и любил бывшую жену еще долгое время после разрыва отношений. Также модельер добивался права увидеться с сыном. Поначалу ребенок не знал, что мать не дает Вячеславу возможности встретиться с ним, и считал, что папа его бросил и переживал по этому поводу.


Проблемы в семье подкосили дизайнера. У Вячеслава даже началась депрессия на этой почве. Помогла выйти из этого состояния одна из сотрудниц Дома Моделей по имени Инна, которая давно была влюблена в модельера.

Влюбленные прожили некоторое время в гражданском браке, после чего разошлись. Но когда Зайцев попал в тяжелейшую автомобильную катастрофу и долгое время находился в больнице, Инна ухаживала за ним и всячески помогала. Девять дней Вячеслав Зайцев пролежал в реанимации, затем полгода потратил на реабилитацию.

Дизайнер сильно пострадал в автокатастрофе, хуже всего пришлось правой ноге, врачи уже начали морально подготавливать Вячеслава и говорить с пациентом об ампутации ноги.


По словам дизайнера, в этот страшный период Вячеслав Зайцев успел даже смириться с мыслью о потере ноги. Модельер придумал себе новый модный образ, который будет подходить под новое состояние: Вячеслав Зайцев представлял, как в черной шляпе, черных очках, белой рубахе и с тростью будет ходить по Кузнецкому мосту. Но при этом Зайцев не прекращал тренировки и реабилитацию, запрещал себе сдаваться. В результате врачи все же спасли ногу модельеру.

Позднее Вячеслав и Инна попытались возобновить отношения, но новый союз выдержал только год, и на этот раз расставание было окончательным. Больше создавать семью Вячеслав Зайцев не пытался.

Вячеслав Зайцев сейчас

2 марта 2016 года Вячеслав Михайлович отмечал 78-ой день рождения. После вечеринки кутюрье признался журналистам, что уже не первый год страдает тяжелым заболеванием – болезнью Паркинсона.

Из-за болезни у дизайнера появились проблемы с суставами. Врачи даже настояли на титановом протезе. Накануне праздника дизайнер перенес операцию на коленном суставе и проходил курс реабилитации в Карловых Варах.


Проблемы со здоровьем не мешают творчеству дизайнера. В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.

Имя Вячеслава Зайцева известно в России и далеко за ее пределами. Модельер может похвастаться личным знакомством и дружбой с Пьером Карденом и Ги Лярошем. Зарубежные издания «WWD» и «Кветы» ставили Вячеслава Михайловича в один ряд с Габриель Шанель и Полем Пуаре. Путь к славе был долог и тернист, но ни строгая цензура, ни запреты на выезд из Советского Союза не помешали кутюрье обрести мировое признание еще в 70-е годы. Его коллекции демонстрировались в США, Японии, Италии и Франции. В нарядах Дома моды Вячеслав Зайцев красовались самые известные женщины СССР: Алла Пугачева, Эдита Пьеха, Любовь Орлова, Алиса Фрейндлих, Галина Волчек и другие. На данный момент кутюрье продолжает создавать коллекции и каждый сезон участвует в MBFW Russia.

В этой статье мы расскажем Вам биографию, поделимся ссылками на соц сети (instagram, facebook, vk). Мы подготовили список контактов и магазинов бренда Slava Zaitsev. Новости, лукбуки, показы, скидки, распродажи и предстоящие мероприятия Вы сможете увидеть в разделе:

Российский дизайнер Зайцев Вячеслав | Zaitsev Vyacheslav (Slava Zaitsev)

Выдающийся советский и российский модельер Вячеслав Михайлович Зайцев родился 2 марта 1938 года в городе Иваново. Родители: Мария Ивановна и Михаил Яковлевич.

После окончания Великой Отечественной Войны будущий маэстро пошел в Ивановскую школу №22. В 1952 поступил в химико-технологический техникум. В 1956 году Вячеслав Михайлович получил диплом по специальности художника текстильного рисунка.

Затем последовали годы учебы в Московском Текстильном Институте. В 1962 году модельер окончил заведение с отличием и по распределению попал на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза города Бабушкино. Талантливого юношу сразу же назначили художественным руководителем предприятия.

Советские критики не сразу приняли творчество Зайцева, его коллекция спецодежды для жительниц сельской местности не прошла цензуру и была отвергнута методическим советом.

Через некоторое время издание «Пари Матч» опубликовало статью под названием «Он диктует моду Москве». В качестве иллюстраций были представлены фотографии той самой запрещенной коллекции. 1965 год становится переломным в жизни маэстро. Именно благодаря этой статье его разыскали всемирно известные модельеры Марк Боан, который в то время был ведущим дизайнером Дома Моды Dior и Пьер Карден. Далее последовала организация встречи модельеров, на которой присутствовал сам Ги Лярош. Изучив коллекции Зайцева и пообщавшись с ним лично, западные коллеги признали модельера из Советского союза достойным конкурентом. Встреча широко освещалась изданием WWD, этому событию была посвящена статья с говорящим названием «Короли моды».

Тем временем Вячеслав Зайцев во всей красе раскрыл свой творческий потенциал. После серии успешных коллекций для торговых сетей столицы и области ему поступило предложение стать художественным руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту.

Встать в один ряд с модельерами первой величины Зайцеву не позволил запрет на выезд в капиталистические страны, который длился вплоть до 1986 года. И только в год своего пятидесятилетия, в 1988 году Зайцев стал членом Мезон де Кутюр в Париже, тем самым подтвердив свой статус. Дом Моды на Кузнецком мосту был местом работы для Вячеслава Зайцева на протяжении 13 лет. С 1972 по 1978 годы модельер трудился там в качестве художественного руководителя.

Одним из самых значимых явлений можно назвать «Русскую серию» Зайцева, которая демонстрировалась публике с 1965 по 1968 годы. Позже, в 1076, свет увидела коллекция из ивановских ситцев. Творчество кутюрье было продемонстрировано за рубежом: жители США, Франции, Японии, Канады, Италии, Югославии и еще ряда государств пришли в восторг от работ русского модельера. Но, увы, в связи с запретом на выезд, сам Вячеслав на столь важных и знаковых показах не присутствовал. Известное платье дизайнера под девизом «Россия» в 1967 получило Гран-при на Всемирном фестивале моды в столице.

Во второй половине 60-х годов творчество Вячеслава Михайловича начали высоко ценить на западе. Его имя ассоциировалось с советской модой, западная пресса дала ему говорящее прозвище «Красный Диор». Многочисленные критики отмечали, что оригинальное творчество модельера тесно переплетается с лучшими традициями мировой моды. В те года Зайцев воспринимался западной публикой не просто как известный модельер, в глазах людей он был бесспорным лидером советской моды.Чехословацкое издание «Кветы» в 1974 году составило список под названием «Обзор моды за 100 лет». Публика увидела серию портретов выдающихся кутюрье 19-20 столетий. В одном ряду с Диором, Шанель, Пуаре и Вортом, находилось имя Вячеслава Зайцева.

На протяжении творческого пути Вячеслав Михайлович отличался высоким уровнем требовательности к самому себе и испытывал чувство неудовлетворенности, работая в Доме Моды на Кузнецком мосту. В конце 70-х он расстается с любимой работы. Свой уход дизайнер аргументирует просто: слишком много инстанций, нелогичные гос стандарты и полное отсутствие модной индустрии как таковой не позволяют развиваться ему в должной степени. Именно в те годы модельер позволил себе опасное высказывание на тему того, что лозунг «Оденем всех!» не имеет под собой оснований, а его дизайнерский труд проходит даром.

Несмотря на все трудности многие идеи модельера находили воплощение за рубежом. Известная чехословацкая компания «Яблонекс» воспользовалась авторской работой дизайнера и эскизами бижутерии. Украшения выступали как дополнение к коллекциям кутюрье. С 1976 года прошли персональные выставки Вячеслава Зайцева в следующих городах: Брно, Карловых Варах и Яблонце.

К юбилею великого мастера Полина Уханова, руководитель МВЦ« Музей Моды» и куратор выставки« Ностальгия по красоте. К юбилею великого мастера», расказала сайт о главных моментах карьеры Вячеслава Зайцева и его восхождении на модный Олимп.

Почетный гражданин Парижа и Иваново

Альберт Пушкарев / ТАСС

Слава Зайцев — это бренд и легенда. Без преувеличения, его можно назвать самым известным русским кутюрье второй половины ХХ столетия. Главная особенность Вячеслава Михайловича Зайцева — его бесконечная любовь к России, абсолютная, безграничная преданность Родине, которая пропитывает всё его творчество. Недаром самыми знаменитыми коллекциями маэстро являются« Тысячелетие Крещения Руси» и «Русские сезоны».

Коллекция« Тысячелетие Крещения Руси», показанная Зайцевым в Нью-Йорке в 1987 году, возродила в Европе моду на русский стиль и роскошь, которую быстро переняли западные дизайнеры, внедрив в свои коллекции. За «Русские сезоны», экспонировавшиеся в Париже, он в конце 1980-х годов удостоился звания« Почётного гражданина Парижа» и медали из рук самого Жака Ширака. При этом в родном Иванове Вячеслав Зайцев стал почётным гражданином на несколько лет позже.

Популярное

Для Зайцева любима и традиционна« игра в народность», которой он увлекается с самого начала своего творческого пути. Даже во времена СССР он называл себя именно« русским человеком, русским художником», подчёркивая свою« русскость» и отказываясь подстраиваться под узкие границы« советскости».

К сожалению, эта любовь модельера к своей стране, к национальной русской культуре и корням заставляет многих людей думать, что Зайцев работает только в стилистике народного костюма, колористике и орнаменталистике павловопосадских платков, хотя это далеко не так.

На выставке в Музейно-выставочном центре« Музей Моды» «Ностальгия по красоте. К юбилею великого мастера» представлено множество образов, которые выполнены в совершенно ином ключе, в классическом стиле. Некоторые наряды навеяны творчеством великих кутюрье начала ХХ столетия: Поля Пуаре, Коко Шанель, Эльзы Скиапарелли. Зайцев любит и понимает историю, творчески перерабатывая её символизм и внедряя его в свои коллекции.

Опережая время

Михаил Метцель/ТАСС

Слава Зайцев всегда опережал своё время, что было особенно заметно в эпоху СССР. Он был первым, кто смело, открыто и очень искренне заявил о наличии моды и стиля за железным занавесом, доказал, что в советской России мода существует, причем на очень высоком, даже кутюрном уровне.

Важная роль в творчестве Зайцева принадлежит и его Театру моды — уникальному проекту, который с успехом гастролирует по миру вот уже не первый десяток лет. Слава Зайцев первым в России заявил о том, что модный показ — это не только демонстрация одежды, но ещё и шоу. Тем самым он предвосхитил современные перформансы, которые часто устраивают молодые дизайнеры.

Не меньшую роль Зайцев сыграл в формировании научного подхода и развитии интереса к моде в нашей стране, инициируя первые дискуссии на тему путей и векторов развития моды — по сути, первые модные форумы. Особое внимание он уделял работе с молодёжью, подчёркивая, что моду создает не только художник, но и улица.

Красный Диор

Уже больше 30 лет Вячеслава Зайцева за границей называют не иначе как« Красный Диор», намекая на его безупречный вкус, сравнимый разве что с легендой мировой моды — Кристианом Диором, произведениями которого Зайцев продолжает вдохновляться до сих пор. Диор и Ив Сен Лоран — любимые кутюрье русского мэтра моды. Слава Зайцев дружен со многими великими модельерами, в том числе с Пьером Карденом Коллекции мастера демонстрируются на лучших подиумах мира — в Париже, Нью-Йорке, Дели и других.

Во времена СССР в должности художественного руководителя Экспериментального цеха и заместителя художественного руководителя Общесоюзного дома моделей одежды он спускался« с Олимпа на поток», создавая для различных предприятий огромной страны разнообразнейшие модели, всегда отличавшиеся идеальным качеством. Он самостоятельно ездил на текстильные фабрики, отбирая лучшие ткани(шёлк, шерсть, штапель, хлопок) и синтетические материалы, которые вошли в моду во время покорения космоса — в 1960—1970-х годах.

Художник, скульптор, модельер

Как и лучшие модельеры ХХ века, Вячеслав Михайлович умеет« видеть» ткань, словно скульптор, который в глыбе мрамора способен разглядеть прекрасную Венеру. Рулон ткани — даже самой простой, непрезентабельной — он может представить, вообразить роскошным нарядом. Очень тонко, почти интуитивно, на уровне художника Зайцев чувствует гармонию цветов и пластику тканей и материалов.

Давние покупатели и поклонники бренда Slava Zaitsev признаются, что платья, костюмы и жакеты от Славы Зайцева можно носить десятилетиями — они не только не выходят из моды, но и не теряют форму, вид и цвет. Его одежда безупречна во всех смыслах — и эстетических, и функциональных, он абсолютный фанат своего дела и трудоголик, стремящийся к безупречности.

– российский модельер, имя которого широко известно далеко за пределами России.

Вячеслав Зайцев: биография


Родился известный дизайнер 2 марта 1938 года в Иваново, тогда еще городе Советской ССР. Отца модельера звали Михаил Яковлевич, мать – Мария Ивановна, несмотря на сложные военные и послевоенные годы родители смогли дать мальчику хорошее образование, в сентябре 1945 года Слава Зайцев был зачислен в первый класс Ивановской средней школы №22, после окончания которой в 1952 году, Вячеслав поступает в химико-технологический техникум. Спустя 4 года упорной учебы Вячеслав зайцев наконец-то получил заветную корочку художника текстильного рисунка с которой он отправился в Москву, чтобы поступить в Московский текстильный институт, который он и закончил с отличием в 1952 году. По распределению Вячеслав Зайцев попал на экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в городе Бабушкино на должность художественного руководителя этого предприятия. На этой должности Вячеслав Зайцев работает достаточно долго.


Первой его коллекцией одежды стала линия специальной рабочей формы для жительниц области и села, забракованная партийным руководством, что не мешало ее публикации в журнале «Пари Матч», под громкой надписью, гласившей, что этот человек диктует модные тенденции в столице. Именно благодаря этой статье, содержащей яркие и красочные фото, так и не ставшей доступной публике коллекции, Вячеслава Зайцева узнают за рубежом.

Вячеслав Зайцев: сотрудничество с Пьером Карденом


В 1965 году к нему обращаются Пьер Карден и Марк Боан («Диор), приехавшие специально с целью выразить восхищение талантом молодого русского дизайнера, незадолго до этого все же сумевшего добиться признания в союзе и получить должность художественного руководителя экспериментально-технического предприятия Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту, сокращенно ОДМО.


Прибывшие для знакомства с начинающим дизайнером знаменитости, в том числе и Ги Лярош признались, что не ожидали встретить в Советской России, человека настолько проникнутого духом моды, о чем было написано в газете «Женская повседневная одежда», напечатавшей статью под громким названием – «Короли моды».


Но, несмотря на растущую популярность у зарубежных коллег разрешения на выезд из СССР Вячеслав Зайцев не мог получить вплоть до 1986 года, потому оставался сотрудником ОДМО целых 13 лет, занимаясь разработкой эскизов и пошивом одежды для разных слоев населения Советской Республики. За годы своего труда на посту художественного директора, Вячеслав Зайцев проводит показ, ставшей неимоверно популярной в Советском Союзе и за границей коллекций, называвшихся «Русская серия», а также линии одежды, созданной на народный мотив из ивановских ситцев, считавшихся на момент 1960-1970-х годов одной из лучших тканей для пошива одежды. Коллекции эти заслуженно считаются одними из главных в дизайнерском творчестве Вячеслава Зайцева, во многом благодаря их созданию о мастере моды начали говорить, наконец, пришел заслуженный и долгожданный успех, сопровождавшийся бурей оваций на модных показах, проводимых в Китае, США, Японии, Франции и других государствах. На показах этих сам автор никогда не присутствовал, по уже упомянутым причинам, правительство опасалось упускать столь ценный кадр, и потому доступ к поездкам оставался закрыт, приходилось удовольствоваться рассказами очевидцев.


В 1967 году Вячеслав Зайцев презентует на главном подиуме страны в Москве новое платье, получившее в коллекции название «Россия». Новинка настолько понравилась покупателям и критикам, что еще более усилила интерес к дизайнеру со стороны западных коллег, а также СМИ, окрестивших Зайцева не кем иным, как «Красным Диором». Западные коллеги не могли понять то, как в консервативном и однообразном с их точки зрения Советском Союзе может жить и творить такой легендарный и одаренный человек. Подтверждением растущей славы стала публикация в чехословацком журнале мод «Кветы» обзора за 1974 год, посвященного 100 лучшим художникам в мире моды, имя Вячеслава Зайцева стояло рядом с именем прославленного Кристиана Диора. В 1976 году чехословацкие трудящиеся были порадованы громкой новостью о том, что Вячеслав Зайцев согласился сотрудничать с фирмой «Яблонэк», организовавшей выпуск им лично разработанной серии украшении.


Спустя уже несколько месяцев Зайцев проводит первые показы одежды под эгидой этой фирмы в городах Яблонце, Брно и Карловых Варах.

Вячеслав Зайцев: карьера


После своего ухода из ОДМО Вячеслав Зайцев не делает перерыва в работе, сразу же устроившись на фабрику № 19 индпошива и начав работу над модными коллекциями одежды для Дома Моды, который в это время планировалось открыть в Москве на проспекте Мира. После открытия, которое случилось в 1982 году, Вячеслава Зайцева назначают на пост главного художественного директора этой организации, а спустя 6 лет в 1988 году и директором всего заведения. В этой должности Вячеслав Зайцев пребывает и по сей день, при помощи неистощимых ресурсов Дома Моды, создавая свои бесконечно красивые коллекции одежды, такие как Pret-a-Porter и Haute Couture.


Уже не молодой дизайнер находиться в постоянном поиске нового и ранее им не использовавшегося, поражая коллег и публику своим мастерством и хорошим вкусом. Среди наиболее популярных и заслуживающих внимания коллекций модельера, можно отметить следующие:
1. «1000-летие Крещения Руси» (1987-1988);
2. «Русские сезоны в Париже» (1988);
3. Коллекция моделей одежды из европейских тканей (1988);
4. Коллекция моделей мужской моды (1989);
5. Коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990);
6. «Агония перестройки» (1990-1991);
7. «Пробуждение» (1995-1996);
8. «Чума» (1995-1996);
9. «Как молоды мы будем» (1996-1997);
10. «Соблазн» (1997);
11. «Событие» (1997-1998);
12. «Листая памяти страницы» (1998-1999);
13. «Прозрение» (1999) – первая меховая коллекция в России;
14. Коллекция прет-а-порте и Кутюр сезона весна-лето 2000-2001 (1999);
15. «Тайны гармонии» (2000);
16. прет-а-порте класса люкс 2001 (2000);
17. «Посвящение» (2001);
18. прет-а-порте 2002 (2001);
19. «Нашествие» (2002);
20. Прет-а-порте 2003 (2002);
21. «Дивертисмент» (2003);
22. прет-а-порте 2004 (2003);
23. «Ностальгия по временам ушедшим» (2004);
24. «Импровизация» - прет-а-порте 2005;
25. «Тайны соблазна» (2005);
26. прет-а-порте де люкс 2006 (2005);
27. «Игра с…» (2006);
28. «Фантасмагории» (2006);
29. «Истоки» (2008).


Именно эти коллекции Вячеслава Зайцева вызвали к нему наибольший интерес публики и критиков, сделали его имя хорошо знакомым даже тем, кто на самом деле никакого отношения к моде не имеет.

Вячеслав Зайцев: творчество

Изобретение новых образов и их последующее воплощение в жизнь отнимают немало времени и сил у дизайнера, тем не менее, он находит в себе силы посвящать часть своей жизни иному виду искусства – рисованию. Вячеслав Зайцев увлекается живописью и рисунком, его работы не являются продолжением модных сюжетов, у них своя история, поскольку станковая живопись дизайнера уже заняла почетное место среди картин современных художников. Для написания картин художник чаще всего использует пастель, карандаш и фломастер, считая, что нынешний мир нужно рисовать с использованием современных материалов. В ярких картинах отражаются в первую очередь эмоциональный настрой автора, его душевные переживания, радости и огорчения, именно поэтому они получаются достаточно чувственными и смысловыми, заставляя зрителя призадуматься.


Сегодня Вячеслав Зайцев не просто знаменитость, дизайнер с мировым именем, а человек, готовый всегда прийти на помощь, так, по особой просьбе правительства дизайнер спроектировал и разработал серию модной и удобной униформы для сотрудников полиции России, чем заслужил их бесконечную благодарность.


Также дизайнер работал над созданием сценических костюмов звезд кино, театра, музыки, изготовил целую серию костюмов для спортсменов, танцующих на льду и многие другие коллекции.
Свои взгляды на моду и жизнь Вячеслав Зайцев изложил еще в 1980-м году сразу в двух книгах, ставших самыми читаемыми в Советском Союзе. Первая книга называлась «Такая изменчивая мода», вторая «Этот изменчивый мир моды». В 1992 году в свете появляется книга«Ностальгия по красоте» на английском языке, посвященная целиком и полностью творческому пути Вячеслава Зайцева. В 2006 году читать смог насладиться новой книгой о знаменитом дизайнере «Слава Зайцев. Тайны Соблазна», книга эта отлично иллюстрирована и скорее напоминает альбом из личных фото знаменитости.


Популярного во всем мире дизайнера не устают приглашать на всевозможные показы мод, в судейские жюри и тому подобное, к примеру, в 2009 году модельер стал одним из главных судей на международном фестивале моды «Губернский стиль».

Вячеслав Зайцев: личная жизнь


Вячеслав Зайцев был женат, но брак распался и сейчас он и его бывшая жена Марина Владимировна живут отдельно, встречаясь только на совместных ужинах за семейным столом. От этого брака родился всего один ребенок – сын Егор Вячеславович, на данный момент, также являющийся дизайнером. Также у дизайнера есть две внучки – Маруся и Настя.