Компьютерная зависимость факты. Зависимость от компьютерных игр: как мы вылечили игровую зависимость у мужа. Как избавиться от компьютерной зависимости

Сложно представить современного человека без компьютера. Ноутбук, планшет и смартфон прочно вошли в жизнь не только взрослых людей, но и детей. Работа с этими приборами помогает познавать новое, быстро находить нужную информацию, быть в зоне доступа, всегда на связи, узнавать последние новости. Однако современные гаджеты несут в себе и негативные стороны для человека. Особенно опасна компьютерная зависимость, которую называют эпидемией современного века.

Суть термина

Компьютерная зависимость является одной из форм аддиктивного поведения. Любая аддикция представляет собой нездоровую тягу к выполнению определенной деятельности. При невозможности осуществить задуманное у индивида начинается абстинентный синдром, то есть «ломка», когда человеку плохо и морально, и физически.

Такая зависимость от компьютера является нехимической аддикцией, то есть нет специального химического вещества, которое провоцирует зависимое поведение, а есть только повторяющиеся действия.

Они носят ритуальный характер: вошли в привычку и полностью человеком не осознаются. Из-за того, что нет мыслительного анализа, контроля над своими действиями, человек теряет счет времени, забывает о важных делах, о самом себе. Все его внимание сосредоточено лишь на виртуальной реальности.

В зависимости от того, чем занят человек за компьютером, выделяют следующие виды компьютерной зависимости :

  • интернет-зависимость – постоянное навязчивое желание находиться онлайн, быть в сети;
  • игровая – зависимость от компьютерных игр;
  • сетевая – тяга общаться через разнообразные социальные сети;
  • познавательная – чрезмерное увлечение новостями, получение новых знаний через интернет;
  • эротическая – поиск романтических отношений и сексуальных впечатлений в сети.

При анализе данного списка может показаться, что познавательная зависимость не несет в себе никакой опасности, а, наоборот, весьма полезна для человека. Но это не так, потому что индивид забывает о реальной жизни, занимается поиском информации, много читает, смотрит видео, но эти знания практически не усваиваются.

Сам человек истощен, мозг его устал, а кроме того, обычно нет должной мотивации для получения такой информации. Индивид просто кликает на заинтересовавшую рекламу, читает статью. На этой странице находятся ссылки на другие материалы, которые провоцируют переход по ним.

Так возникает цепочка действий, по которой пытливый ум движется. Но в результате уставший человек может лишь в общих чертах рассказать о том, что он узнал по данной проблематике. Такие действия непродуктивны, забирают много энергии и не дают должного результата.

Особенно опасна такая зависимость (имеется в виду любой гаджет – компьютер, телефон, планшет) для несформировавшейся детской психики. Учеными доказано, что от длительного воздействия компьютера у ребенка снижается память, гибкость мышления, ухудшается внимание и воображение. Ввели даже специальный термин – «вирус цифрового слабоумия ».

Доказано, что для развития всех зон головного мозга необходим разнообразный опыт. У ребенка, находящегося много времени перед экраном ноутбука, такие ощущения ограничены. Следовательно, не все зоны головного мозга развиваются в должной степени. Их активность ученые сравнивают с функционированием мозга у человека, получившего черепно-мозговую травму или перешагнувшего 70-летний рубеж.

Следовательно, эта зависимость опасна не только тем, что нарушает коммуникацию человека с внешним миром, но и отражается на его психическом развитии в целом.

Отличительные особенности

Признаки компьютерной зависимости – это некие симптомы, которые проявляются у большинства людей, проводящих много времени за компьютером. К ним относят:

  • множество позитивных эмоций от игр и проведения времени за компьютером;
  • депрессия, агрессия, апатия, когда такие действия невозможно осуществить;
  • «выпадение из времени», то есть потеря временной ориентации из-за долгого времяпрепровождения за компьютером;
  • игнорирование близких, общения с ними ради своей зависимости;
  • отсутствие иных хобби и увлечений, кроме компьютерных;
  • ухудшение здоровья (нарушение сна, зрения, проблемы со стороны пищеварительной системы, нарушения осанки) из-за длительной работы за компьютером;
  • финансовые вливания в интернет ради любимого времяпрепровождения (в игры, общение в социальных сетях, совершение покупок);
  • грезы, мечты, фантазии, сны, связанные с данной зависимостью.

Могут проявляться и индивидуальные признаки компьютерной зависимости, в частности ложь близким относительно того, чем человек занимается за компьютером; уход от проблем, то есть неумение их решать другими способами. Кроме того, в зависимости от возраста детей могут быть также разнообразные симптомы зависимости.

Компьютер и дошкольник

Ребенка раннего и среднего дошкольного возраста желательно вообще не допускать к компьютеру. Первое знакомство с ним должно состояться не раньше шести лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы начальные навыки целеполагания и контроля над временем. Он способен работать по инструкции, понимать, для чего осуществляет те или иные действия.

Важно с самого начала донести до малыша важную информацию о том, что компьютер (ноутбук, планшет) не являются средствами развлечения. Они в первую очередь помогают решать рабочие вопросы, учиться, быстро находить нужную информацию.

Шестилетнему ребенку можно предложить развивающие компьютерные игры или приложения (для изучения иностранного языка, алфавита, счета, логики, памяти, мышления, воображения). Взрослый при этом должен находиться рядом и следить, как ребенок выполняет задания, помогать ему. Когда малыш уже освоился в таких играх, родителям все равно не следует оставлять ребенка наедине с гаджетом. Он должен находиться в зоне видимости, ему следует задавать вопросы, просить комментировать действия за компьютером. Это делается с той целью, чтобы ребенок не «заигрался», понимал, где он находится, отслеживал свое текущее состояние.

Дети 4-6 лет должны играть друг с другом, а не за компьютером, так как в этом возрасте именно сюжетно-ролевая игра (в дом, в школу, больницу и т. п.) оказывает основное влияние на психическое и личностное развитие малыша.

В дошкольном возрасте ребенок должен проводить за компьютером не более 20-30 минут в день.

Компьютерная зависимость у детей-дошкольников чаще всего выражается в возникновении разнообразных страхов перед сном . Они жалуются на то, что не могут уснуть, чего-то боятся, но чего, назвать не могут. Становятся капризными и агрессивными. Если такие симптомы проявлены, следует пока оградить малыша от компьютера. Скорее всего, его психика еще не готова к таким нагрузкам. Нужно повторить знакомство с компьютером через несколько месяцев и посмотреть на результат.

Особенности проявления зависимости в младшем школьном возрасте

На смену игре ведущим видом деятельности для детей 7-11 лет становится учеба. Компьютерные технологии могут оказать существенную помощь в освоении школьной программы. Главное, понимать, с какой целью и в каком объеме их использовать. Ребенка следует научить искать нужную информацию в интернете. Для этого предварительно следует изучить весь имеющийся материал, а потом поставить конкретную цель, касающуюся того, что дополнительно посмотреть в интернете. Например, по «Природоведению» проходили комнатные растения, но запомнить, как все выглядят и называются, школьник не успел. Можно дополнительно посмотреть в интернете видеоролик, посвященный комнатным растениям.

Желательно, чтобы родители также участвовали в этом процессе, обсуждали с ребенком увиденное. Младший школьник должен проводить за компьютером не более часа в день, причем это время нужно разбить на два подхода.

Зависимость в этом возрасте уже проявляется в виде некоторых перечисленных ранее симптомов. Так, дети испытывают сильные эмоции за компьютером и без него. Может нарушаться сон, осанка, зрение. Портятся коммуникативные связи, так как ребенок больше времени проводит один дома. В школе такие дети рассеянны, пропускают многое из объяснений учителя, отвлекаются, отстают от сверстников.

Следует отметить, что в младшем школьном возрасте компьютерная зависимость легко поддается коррекции. Дело в том, что в этом возрасте дети равняются на взрослых, ценят их авторитет.

Что же делать родителям, чтобы побороть зависимость их детей? Прежде всего, быть внимательными к своим детям, отслеживать симптомы зависимости. Нельзя безосновательно выгонять ребенка из-за компьютера. Важно объяснить ему, почему вредно долго находиться в компьютерном мире. Родители должны предложить какие-то альтернативные действия, которые нравятся школьнику. Например, сходить всей семьей на каток, в бассейн, на пляж.

Подростковая зависимость

Наиболее часто компьютерная зависимость у детей встречается именно в подростковом возрасте. Дело в том, что в данном кризисном периоде мальчики и девочки часто недовольны собой, родители теряют в их глазах всякий авторитет. Чтобы как-то скрыться от душевных переживаний, подростки уходят в мир компьютерных игр или общения. У таких детей снижается школьная успеваемость, они прогуливают уроки, врут учителям и родителям, могут начать воровать деньги, чтобы вложить их в развитие своего персонажа в играх.

Подросткам следует проводить за компьютером не более 2 часов в день, которые разбиты на 2-3 подхода.

Что делать, если ребенок сидит за компьютером полдня? Прежде всего, родители не должны ничего требовать от подростка, не ставить перед ним ультиматумы. Следует уважать его, принимать и показывать, что его любят, несмотря ни на что. Для того чтобы донести нужную информацию до своего ребенка, следует использовать технику «Я-высказывание». Она заключается в том, что вместо обвинений взрослый говорит о своих чувствах относительно происходящего. Например, вместо того, чтобы сказать «Хватит так долго играть в компьютерные игры!», следует построить фразу следующим образом: «Я переживаю за тебя из-за того, что ты тратишь свое лучшее время на компьютер, а не на реальное общение!». Таким образом, родитель становится наравне со своим ребенком, а не выше его. Подросток в такой ситуации готов к общению.

Пути преодоления

Что же делать людям, которые заметили у себя симптомы такой аддикции, или у их детей такая зависимость начала формироваться?

  • Прежде всего, следует ограничить время, проводимое за компьютером и в сети интернет. Для этого можно использовать таймер или установить специальную программу, которая сама отключит прибор через установленное время.
  • Нужно найти себе интересное дело, увлечение. Желательно, чтобы оно было на природе и вне дома.
  • Пригласить контролера, который поможет избавиться от зависимости. Относительно детей контроль со стороны родителей будет действовать в том случае, если ребята сами пришли к выводу, что зависимость мешает им жить. В ином случае лучше привлечь к этой работе психолога.

Интересно, что создатели известных социальных сетей сами ограничивают свое время пользования ими, а также разрешают своим детям выходить в интернет всего лишь на час в день. Разумное использование средств прогресса свидетельствует о зрелости личности, внимательном отношении к себе и близким. Жизнь не должна проходить вне реальности!

Слайд № 1
Не бегите от реальности, потому что именно реальность делает вас человеком.

Что такое игровая зависимость у детей? Болезненная предрасположенность или следствие воспитания? Как можно с этим бороться?

Игромания – причины внутри нас.
Сегодня игровая зависимость – одна из наиболее распространённых проблем детского воспитания, которая поражает, главным образом, детей от 8 до 16-18 лет.
Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую: мы живем в эпоху высоких технологий и сумасшедших скоростей. В принципе, это не хорошо и не плохо, главное – как распорядиться имеющимися у нас ресурсами. Ведь те же компьютер и интернет могут стать как инструментом творчества и получения новой информации, так и допингом сродни наркотикам. Несмотря на то, что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия.

Слайд № 2
Многие специалисты сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия, синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и наркотическая зависимость, суицидальные наклонности человечество обязано именно высоким технологиям. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.
Слайд № 3
Ребенок не чувствует разницы
До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью. И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности. Какой же «багаж» получает юный геймер? Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В психологии есть такое понятие, как чувство жизни: умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, воспринимать жизнь как чудо, жить «здесь и сейчас». Ребенок, погруженный в иллюзорный мир, вряд ли обрадуется, скажем, распустившемуся цветку – зачем, если одним кликом компьютерной мышки он может «вырастить» на экране виртуальные джунгли?
По настоящим улицам не скачет человек-паук и не бегают динозавры – зато псевдореальность изобилует будоражащими воображение персонажами.
В результате малышу становится неинтересно исследовать окружающий мир, докапываться до сути вещей. Такой ребенок не видит для себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в суррогатные эмоции и переживания.

Мальчики – в группе риска
Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчишки. Девчачьи игры – те же дочки-матери – это сплошные эмоции, поэтому девочкам нет необходимости подпитываться суррогатными переживаниями. Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики. Над мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге мальчишки вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима – для восстановления, накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно. Ну и потом, инстинкт победителя у мужчин в крови еще с пещерных времен – именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки» (девочки, если уж и играют, то скорее в стратегические или логические игры).

Откуда ноги растут.
Утверждать, что виртуальные забавы – корень всех бед «проблемных» подростков – значит, путать причину и следствие. Ведь «иная реальность» может лишь усугубить уже имеющиеся проблемы.
Иными словами, счастливый, гармонично развивающийся ребенок вряд ли станет испытывать повышенную тягу к компьютерному миру.
«Когда на приеме родители жалуются на то, что их ребенок «подвис» на компьютере, я предлагаю им поискать причины в себе, – говорит Светлана Ройз, детский и семейный психолог. – Я спрашиваю у мам и пап: «Кто впервые показал ребенку компьютерную игру? Что вы знаете о пристрастиях вашего ребенка, в какие игры он играет? Сколько времени вы проводите вместе с ребенком, о чем разговариваете? Назовите несколько ярких событий в жизни ребенка за последние месяцы».
Мы, родители, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, стирка, уборка, и зачастую нам попросту некогда играть с чадом в другие (спортивные, настольные) игры. Такая позиция родителей заглушает в ребенке инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя.
Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением. Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир? Вместе с тем, важно помнить, что у каждого явления есть как негативная, так и позитивная сторона. Зачастую в виртуальный мир с головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой душевной организацией. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть свой потенциал.

Слайд № 4
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:
1.Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
2. Недостаток внимания со стороны родителей.
3. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
4. Склонность детей к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
5.Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
В какой-то степени компьютерная зависимость, игровая зависимость может стать результатом влияния школьного окружения. Поскольку, когда другие дети активно обсуждают игры, то и ваш ребёнок хочет принимать участие в их разговорах, быть частью этого аспекта школьной, детской подростковой жизни.
6.Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
7.Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.
Например, конфликты в семье, когда ребёнок убегает в интернет-клуб, в компьютерный мир от мира настоящего. Почему? Потому, что он там живёт в другой реальности, в такой, где нет ссор с родителями, где нет ссор между родителями, где его жизнь проста и понятна.

Слайд № 5

По статистике, каждый пятый – шестой ребенок, с наличием признаков компьютерной зависимости, излечивается от компьютерной игровой зависимости самостоятельно и без последствий.
Однако, не стоит надеяться на то, что зависимость от компьютерных игр у детей пройдет сама собой, неокрепшая детская психика может не справиться с влиянием возникшей зависимости.
Если долгие часы за монитором вызывают у вас тревогу за ребенка, обратите внимание на

Признаки компьютерной зависимости:
1.У ребенка появляется навязчивое желание играть на компьютере (приставке, планшете и пр.) Любому даже самому любимому некогда занятию он с радостью предпочтет общество «железного» друга.
2. Куда-то резко подевались друзья. Если к нему кто-то и приходит в гости, то для того, чтобы вместе поиграть за компьютером. Сам он идет к друзьям с этой же целью.
3. Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
4. Ночные бдения у компьютера и отказ от еды, потому что в Сети идет «очень важная битва».

Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.

Таким образом, специалисты выделяют главный признак компьютерной игровой зависимости – постоянное навязчивое желание играть в компьютерные игры.

Слайд № 6
Опасности компьютерной зависимости.
1. Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.
2. На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.
3. В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем.
4. Ребенок может проявлять агрессию в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
5.Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.

Слайд № 7 (продолжение)

6.Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.
7. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
8.Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
9.Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.
10.Уменьшается круг общения ребенка и, как следствие, отсутствие жизненного опыта, опыта общения.
11. Может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение.

Ребёнок, попавший в игровую зависимость, постепенно меняется и меняется довольно сильно.

Начинаются проблемы с учёбой в школе, падает внимание, исчезают какие-либо интересы вне игр.
Мы наблюдаем в нашей школе (!), что ребенок зачастую не может оторваться от игры на уроке, на перемене, постоянно отвлекается во время урока, если в его телефоне или другом гаджете «живет» какой-то герой (например, «таблетка» или (прошу прощения) «какашка»), которого надо обслуживать, убрать за ней, покормить и пр., чтобы набрать необходимые баллы. Это приобретает характер повального увлечения, с катастрофическими масштабами вовлеченности. Учителя здесь порой бессильны что-либо изменить. Мы уже не говорим о морально-нравственной стороне «обслуживания» таких вот героев игр. До какого уровня мышления скатываются в этот момент наши дети???
Или игры-симуляторы, где дети имитируют совсем уже взрослые отношения с яркими интимными компонентами между парнем и девушкой. Конечно, после такого эмоционального потрясения ему уже не будет интересно заниматься учебой…

Слайд № 8
Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество научных исследований (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, С. А. Шапкин, М. Коул и др.).
С результатами одного из них мы хотим вас познакомить.

В исследовании принимали участие 146 учащихся 5–6 классов общеобразовательных средних школ г. Нижнего Новгорода, из них – 76 мальчиков и 71 девочка в возрасте от 10 до 12 лет.
По результатам исследования было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности имеют более низкие показатели умственных способностей, чем их сверстники. Возможно, это связано с тем, что в отличие от реальных игр со сверстниками компьютерные игры несут деструктивную компоненту для полноценного развития младшего подростка. Компьютерные игры, разработанные по заданному (шаблонному) сценарию, не могут полноценно отобразить жизненные ситуации, упрощают способы решения различных задач, не содержат нравственные задачи и тем самым содействуют примитивизации мышления.
При исследовании самооценки мы рассматривали показатели по таким критериям, как: уверенный, способный, счастливый, общительный, трудолюбивый, сообразительный.
Было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности более уверены и менее общительны по сравнению с обычными сверстниками.
Расхождения уровня интеллекта младшего подростка с его самооценкой могут свидетельствовать о неадекватном отношение к себе в результате существенных расхождений «Я - реального» и «Я -виртуального». Во время игры психика младшего подростка образует свой собственный виртуальный мир, который имеет определенную степень устойчивости. Игровая реальность выступает своеобразным трансформатором сознания ребенка. При этом эмоции сконцентрированы вокруг персонажа компьютерной игры и действий, происходящих с ним. Измененное состояние сознания чутко реагирует на малейшие изменения в игровом пространстве. Победы виртуального персонажа воспринимаются как личные достижения, ребенок чувствует себя героем. Победа – это положительная самооценка и положительные эмоции. Игра становится средой формирования личностных качеств, показателем успешности. Подростки, не прошедшие ролевую идентификацию в социальной действительности, находят свой образ в игре.

Выявлено преобладание склонности к риску у младших подростков с высокой степенью
игровой компьютерной ориентированности по сравнению с младшими подростками с низкой степенью ориентированности на уровне значимости.
Компьютерная игра позволяет ребенку испытать особое возбуждение – ощущение собственной успешности и значимости.
Восторг от получения желаемого результата и возбуждение от его ожидания становятся привлекательнее, чем все остальные радости жизни.
У детей с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности низкие показатели по таким параметрам субъектности, как: способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, понимание и принятие другого, саморазвитие.
Младшие подростки с высокой степенью компьютерной увлеченности отличаются в недостаточной степени развитым самообладанием и самоконтролем в процессе деятельности.
Результаты исследования свидетельствуют о слабо сформированной у компьютерных игроков способности к рефлексии, являющейся средством самопознания, в жизненных ситуациях они затрудняются вариативно выбирать виды деятельности, круг общения и способы самовыражения.
Волевые качества у младших подростков первой группы значительно ниже, чем во второй группе.

При исследовании факторов социального окружения было выявлено, что в семьях, в которых родители часто покупают своим детям компьютерные игры, риск возникновения повышенной увлеченности подростками компьютерными играми значителен. У большинства родителей сформировано положительное отношение к тому, что их ребенок имеет данную форму увлечения, они не видят деструктивных функций компьютерных игр, специально покупают различные игры, чтобы ребенок больше времени находился дома под родительским присмотром.
Круг общения у младших подростков с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности в основном сводится к общению с друзьями и героями компьютерных игр.
Весь досуг таких детей в основном сводится к игре за компьютером. Были получены низкие показатели общения с родственниками и литературными героями.
Компьютерная игра служит средством, позволяющим удовлетворить те потребности младшего подростка, которые не удовлетворены в реальной жизни, средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализовываться в иллюзорном игровом мире, а не в реальном, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности.
Учитывая такие возрастные особенности младших подростков, как слабая волевая регуляция, становится очевидным тот факт, что компьютерные игры провоцируют детей на систематическое невыполнение домашних заданий, а также пропуски школьных занятий, возможен и психологический отрыв ребенка от школы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Когда основным времяпрепровождением ребенка становятся компьютерные игры, интернет-чаты и телевизор, страдает, в первую очередь, его эмоционально-чувственная сфера, – утверждает Наталья Ещенко, специалист вальдорфской педагогики, преподаватель и арт-терапевт. – Посудите сами: стать супергероем в вымышленной жизни намного проще, чем в настоящей. Для того чтобы одержать виртуальную победу, достаточно умственных усилий, быстроты реакции и определенных навыков. А в реальной жизни успех невозможен без умения чувствовать, договариваться с людьми, слышать свою интуицию, использовать творческое начало! Компьютерные игры формируют искаженное представление о жизни, безволие и пассивность, которые скрываются за яркими подвигами в виртуальном мире. Стоит ли удивляться тому, что, повзрослев, вчерашний геймер отказывается брать на себя ответственность за собственную судьбу?! В последние годы медикам все чаще приходится сталкиваться с гипервозбудимыми, гиперактивными детками. Этому явлению есть простое объяснение. Детям, особенно маленьким, очень важно проживать эмоции через тело (это происходит, например, во время подвижных игр). А когда малыш увлеченно смотрит мультик или гоняет на виртуальных ралли, его мозг работает очень интенсивно. Но тело - то остается статичным, оно не проживает эту активность! А потом родители недоумевают, почему ребенок переворачивает весь дом вверх дном, а по ночам просыпается каждые два часа».
Слайд № 9
Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка.
1.Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя.
Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидульных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир, а действия своего героя считать своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями героя игры. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз».
3. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Этот тип назван так потому, что играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.
4. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.
Слайд № 10

Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в наибольшей мере отражают его подавленные потребности.
Стратегические – ребенку не хватает структурированности. При этом в потенциале у него имеются лидерские качества, такой человек может повести за собой других. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование (кстати, «стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).

Спортивные – подавлена деятельность, возможно, есть какие-то телесные блоки. Если малыш гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключайте его внимание на реальные спортивные забавы.

«Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия или подавленная сексуальность. Кстати, агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида (в психологии есть даже такое понятие: нормальный уровень агрессии). Другое дело, сколько ее и в какое русло она направлена. Такому ребенку нужно больше двигаться, а еще ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.

Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние – два раза по 45 мин., старшие – три раза.

Слайд № 11

Кто больше зависим от игр на компьютере?
1.Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома.
2.Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
3.Дети тех взрослых, которым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре.
4.Дети родителей, которые сами зависимы от компьютера и интернета.

Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет.
На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Ребенку, попавшему в сети компьютерной зависимости, нужна помощь.

Слайд № 12

Как бороться с игровой зависимостью?
1.В первую очередь, не запрещать. Агрессивная позиция родителей, направленная на резкое, жёсткое запрещение игры, как правило, приведёт к установлению между родителями и ребёнком барьера. Причём ребёнок всё равно будет играть, но вне дома: в школе, у друзей, в интернет-клубах.
Пытаясь «вытащить» ребенка из компьютерного мира, родителям стоит действовать тактично. Запретный плод, как известно, сладок: чем больше сопротивление – тем сильнее стремление. Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен.
Следует изменить стереотипное поведение. Ребенок привык получать выволочку за свои компьютерные посиделки и несделанные уроки? Специалистами доказано: если какая-то реакция повторяется 7 и более раз, она скатывается в подсознательное. Иными словами, ребенок попросту не слышит обращенных к нему упреков, они для него – не более чем досадный шумовой фон. Чтобы изменить ситуацию, попробуйте продемонстрировать искренний (!) интерес к миру своего чада.
Как говорит русская народная мудрость: «Если пьянку нельзя предотвратить – её нужно возглавить». Так и здесь. Если игровая зависимость для вас уже реальность, постарайтесь разделить её с ребёнком. Обсуждайте с ним игры, отсеивайте те игры, которые содержат сцены насилия, побуждают в нём агрессию или служат источником излишнего драйва. Вместе играйте с ним в игры, имеющие развивающую направленность. Устанавливайте и углубляйте контакт с вашим ребёнком, понимая, что игровая зависимость, это, прежде всего, звонок, указывающий на то, что у нас есть проблемы во взаимопонимании с нашим ребёнком.

2. Другой важнейший аспект - формирование у ребёнка интересов, не относящихся к компьютерному миру. Так, спортивная секция, где он может заниматься каратэ, футболом, ездой на роликах, скейтборде, может стать хорошей альтернативой игромании, поскольку там он будет общаться с другими детьми, у которых также интересы находятся вне мира игр.

И в результате это даст возможность обеспечить нормальный здоровый баланс интересов у нашего ребёнка.

3. Помните, что вы сами являетесь примером для вашего растущего малыша. Если вы постоянного сидите «вконтакте» или «одноклассниках», постоянно разговариваете по телефону, то, прежде всего, показываете ребёнку, что именно так нужно проводить время.

Пробудить в ребенке интерес к реальной жизни можно лишь собственным примером.
Находите время для разговоров по душам, читайте вместе книжки, делитесь пережитыми впечатлениями, организуйте совместный досуг с ребенком, спортивные игры, поездки на природу, рыбалку, лыжные трассы и пр.

Слайд № 13

Профилактика зависимости от компьютерных игр.

1. Личный пример родителей - если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
2. Список совместных дел, игр, кружки, дополнительные занятия и пр.
Все должно быть спланировано, чтобы у ребенка не оставалось свободной минуты.
3. Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
4. Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру.
Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
5.Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
6. Лечение «красотой» реальности: познавать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
7. Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющих контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Слайд № 14
Психическое и духовное состояние детей – это показатель благополучия или неблагополучия всей семьи. В психологии есть понятие - идентифицированный пациент. Оно обозначает человека, чей проблемный симптом отражает дисгармонию, существующую внутри семьи. То есть, что-то нарушено в семье, в отношениях ее членов друг с другом, но создающим проблему носителем симптома является только один из них.

Когда в семье появляется идентифицированный пациент, например зависимый от компьютера ребенок, вся семья, как правило, видит проблему только в нем и обращается за психологической помощью в связи с ним, формулируя свой запрос: «что с ним делать?» или «как его исправить?» Ребенку преодолеть компьютерную зависимость очень трудно, если не изменяется существующая система взаимоотношений в его семье, которая-то и привела к зависимому поведению. Если, не понимая этого, пытаться воздействовать только на ребенка, то хороших результатов добиться будет почти невозможно. Правильный выход – это восстановление нормальных, зрелых семейных взаимоотношений.
Слайд № 15
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
Слайд № 16
Задача каждого ребенка – стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать конструктивные решения, отвечать за свои поступки, делать осознанный выбор и строить свою жизнь, опираясь на здоровые духовно-нравственные принципы. Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Важно помнить, что фундамент самостоятельности и ответственности закладывается постепенно, но начинать его выстраивать следует как можно раньше.

Встречается зависимость от виртуального общения или характерные для взрослых виды зависимости: покупки в интернете, аукционы, онлайн-казино, изучение информационных страниц, просмотр фильмов. Все это не меньше, чем игры уводит людей из реальности в виртуальный мир. Развивается компьютерная зависимость в 58 % случаев за год, в 25 % – в течение полугода, в 17 % – после года активного пользования компьютером.

Компьютерная зависимость – навязчивая потребность в использовании компьютера и интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией личности и психологическими симптомами. Зависимая личность отличается неадекватным восприятием себя и окружающего мира.

Американский психиатр Айвен Голдберг ввел понятие «интернет-зависимость», но больше предпочитал использовать другой термин – «патологическое использование компьютера». Это более широкий термин, он применяется до сих пор. Под это понятие попадают все возможные ситуации использования компьютера, а не только или онлайн-игры.

Выделяют три стадии развития компьютерной зависимости:

  1. Знакомство с интернетом и заинтересованность его возможностями. Их применение относительно своей жизни.
  2. Постепенное вытеснение компьютером основных сфер жизни: работа в сети (даже на играх некоторые люди умеют зарабатывать), покупка и продажа вещей, заказ еды, виртуальные экскурсии и т. д.
  3. Почти полный или полный уход от реальности в мир интернета и компьютера.

Вне зависимости от выраженных признаков зависимости или особенностей поведения личности, принято ориентироваться на потери в реальной жизни, а не на время, проведенное за компьютером. А потери обычно возникают в сфере семейных отношений, повседневных обязанностей, сна и отдыха, занятий спортом, общения и прогулок с друзьями, чтения печатных изданий, хобби, половой жизни.

Риски

Игровая или компьютерная зависимость у взрослых грозит , в том числе разводами. Часто возникают финансовые проблемы типа неразумного расходования средств на компьютер и интернет (апгрейд компьютера и плата за услуги интернета), на почве взятия кредитов и залезания в долги (особенно актуально для игр в казино).

Потеря доступа в интернет или неудача в игре способна вызвать у личности состояние , влекущее за собой нервные срывы и эмоциональные расстройства. Известны случаи смерти из-за хронического недосыпания.

В ходе реального общения и социального взаимодействия человек усваивает и , получает опыт и знания. При компьютерной зависимости и сопутствующей ей социальной изоляции личность утрачивает способность взаимодействовать с людьми. Человек может общаться и самоутверждаться в кругу себе подобных аддиктов, но в других отношениях он становится несостоятелен. Для него пропадают такие категории, как рефлексия, самоидентификация, утрачивается умение ставить себя на место других людей и представлять, как самого индивида видят окружающие.

У тех людей, чья профессия связана с работой за компьютером (программирование, написание статей, создание видео и фото и т. д.), зависимость граничит с трудоголизмом, то есть одна зависимость переходит в другую и наоборот. Не обязательно только играть за компьютером, чтобы оказаться оторванным от реальности. Относительно последствий для здоровья все виды компьютерной зависимости одинаково вредны.

Особенности компьютерных игр

Большая часть игр построена так, что человек смотрит на виртуальное пространство глазами героя, то есть происходит максимальная идентификация с персонажем. Именно это вхождение в роль и обуславливает потерю связи с реальностью и со своим истинным «Я». Постепенно развивается конфликт между Я-виртуальным и Я-реальным.

Признаки зависимости

К признакам патологического использования компьютера у взрослых относится:

  • хорошее самочувствие или эйфория во время, проведенное за компьютером;
  • невозможность или нежелание остановить работу или общение в интернете (в реальном мире нет ничего интереснее, ценнее или важнее);
  • систематическое увеличение времени, проводимого за компьютером (рост толерантности), невозможность планирования сеанса за компьютером, соответственно, и других элементов жизни;
  • неудачные попытки или нереализованное желание контролировать времяпрепровождение за компьютером;
  • много времени уходит не только на саму работу или игру, но и на деятельность, связанную с компьютером (поиск программ и браузеров в интернете, увеличение мощности компьютера, распределение информации по папкам, общение на тематических форумах);
  • пренебрежение семьей, друзьями и работой;
  • , чувство опустошенности и вне работы за компьютером;
  • ложь или утаивание реальной деятельности (активности за компьютером);
  • игнорирование физиологических потребностей, пропуск пищи или нерегулярное питание;
  • нарушения сна;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • пользование компьютером, несмотря на выраженное ухудшение здоровья, проблемы в семье или профессиональной сфере, уход близких людей.

Кроме того, об интернет-зависимости намекнут:

  • тяга ежеминутно проверять электронную почту или страницу в сети, профиль в игре;
  • тревожное ожидание нового выхода в интернет, который случается, например, сразу после работы и на фоне игнорирования бытовых обязанностей личности и физических потребностей;
  • жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в интернете;
  • жалобы окружающих (членов семьи) на то, что человек тратит много финансов на интернет (многие современные игры требуют вложений).

Среди физиологических симптомов отмечается сухость и покраснение глаз, ухудшение зрения, спазмы и боли в мышцах, проблемы с суставами, головные боли, боли в спине.

Диагностическими критериями выступают два признака: использование компьютера вызывает дистресс; причиняет ущерб физическому, психологическому, семейному, экономическому, социальному и межличностному .

О том, что речь идет именно о проблеме зависимости, свидетельствует также синдром отмены, который наблюдается от пары дней до месяца после того, как индивид прекратил «общение» с компьютером. К проявлениям синдрома отмены относится:

  • психомоторное возбуждение и тревога;
  • навязчивые мысли о том, что произошло за это время в интернете;
  • имитирующие активность за компьютером движения пальцев (произвольные или непроизвольные);
  • фантазии на тему того, что происходит в интернете или что ждет человека, когда он вернется.

Симптомы пропадают, как только человек возвращается к прежней компьютерной деятельности.

Личностные особенности зависимых

До сих пор не установлено точно, что первично: личностные особенности или компьютерная зависимость, то есть открыт вопрос о том, компьютер вызывает следующие личностные изменения или эти особенности являются предпосылками развития компьютерной зависимости:

  • упорство и настойчивость в достижении целей;
  • высокий ;
  • пренебрежение социальными нормами;
  • развитое абстрактное и творческое и склонность к ;
  • нацеленность на процесс деятельности, а не на результат;
  • холодность и неэмоциональность в общении;
  • недостаток эмпатии;
  • конфликтность;
  • недостаток ответственности.

Следует отметить, что данные черты рассматриваются не только в контексте игровой или сетевой зависимости, но и в условиях зависимости от компьютера ради самореализации, саморазвития. Если предположить, что эти черты первичны, то не удивительно, что возникает компьютерная зависимость – в реальной жизни личности сложно полноценно социализироваться с таким весьма противоречивым набором. Тогда человек находит работу в сети, друзей в сети, курсы образования в сети и т. д.

Часто развитию зависимости предшествует открытая индивидом возможность и способность регулярно пополнять знания и осваивать новые , что служит источником самоуважения. Вместе с этим происходит неожиданное осознание личностью собственного интеллектуального потенциала, новых интересов и скрытых способностей или забытых талантов.

Причины зависимости

Можно выделить несколько предпосылок патологического использования компьютера:

  • низкая , склонность к депрессии;
  • неумение самостоятельно планировать свободное время и жизнь;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • чувство незащищенности, и непонятности;
  • тяготы работы, учебы, семьи, то есть неудовлетворенность своей жизнью;
  • поиск новых ощущений и чувств, чего-то нового;
  • стремление получить поддержку, быть понятым и принятым, возможность выговориться, желание освободиться от реальных неприятностей;
  • желание выделить из толпы и повысить свои навыки пользования компьютером, стать «гуру» в мире технологий и интернета.

Как бороться

Какой бы деятельностью не занимался человек за компьютером, если мы говорим о зависимости, то цель подобной активности одна – уход от реальности, создание иллюзии безопасности и защищенности, восстановления равновесия и внутренней гармонии. Чем больше человек погрязает в компьютерном мире, тем слабее становятся его возможности к волевой регуляции.

Таким образом, избавление от компьютерной зависимости предполагает комплексную работу, начинающуюся с определения конкретных причин ухода от реальности. Проблемы эти индивидуальны, но всех зависимых объединяет слабая способность к адаптации, нарушенная , стремление избегать решений и уходить от проблем, низкая .

Чтобы справиться с проблемой, нужно удалять корни компьютерной зависимости:

  1. Устранить дискомфорт, испытываемый личностью в повседневной жизни, то есть повышать устойчивость к и стрессоустойчивость.
  2. Работать над повышением ответственности и решительности. Как правило, зависимые от компьютера люди наделены повышенной чувствительностью к жизненным трудностям, не умеют противостоять ударам судьбы, отрицают собственную значимость в развитии жизни.
  3. Добиваться изменения психического состояния и настроения с негативного на позитивное. То есть находить интересные для личности занятия в реальном мире и формировать .
  4. Прорабатывать преодоления .

Самостоятельно справиться с проблемой зависимости невозможно – сам больной обладает измененным сознанием, окружающие редко имеют соответствующие компетенции. Для определения истинных причин стремления уйти от реальности и их проработки рекомендую обратиться на личную консультацию к психологу.

Профилактика

Цель профилактики – помочь человеку осознать ответственность за собственное здоровье и жизнь, сделать личность информированной в вопросах принятия решений и их последствий, а также в вопросах риска компьютерного мира. Предотвратить компьютерную зависимость проще, это по силам каждому человеку. Профилактика игровой и компьютерной зависимости предполагает:

  1. Формирование медиакультуры и выработка устойчивости личности к агрессивному влиянию компьютерной среды (подробнее об этом в статье ).
  2. Для оттачивания практических умений и навыков подойдут на повышение психологической устойчивости, снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе, коррекцию самооценки, преодоление трудных жизненных ситуаций.
  3. Самореализация и удовлетворение в реальном мире, уважение себя как , следование своим интересам.
  4. Умение выражать и регулировать свои эмоции, снимать напряжение.
  5. Повышение навыков самоорганизации. Начните с малого – составление плана на день и следование ему.
  6. Умение отдыхать и вовремя выключать компьютер. Сначала компьютер становится средством в достижении цели, но постепенно он сам становится целью. Установите свой лимит дневного пребывания за компьютером, переведите его во что-то значимое именно для вас. Если работа связана с компьютером, то обозначьте дневной заработок, которого будет достаточно. Если увлекаетесь сетями и играми, то переведите это в тот ущерб, который они наносят – вы пропустили ужин с семьей, не успеваете прочитать книгу. На стадии профилактики еще можно цепляться за это, на этапе зависимости никакие «переводы» не помогут.

Главное правило профилактики игровой и компьютерной зависимости – жить той жизнью, которой хотите вы сами. Безусловно, есть общепринятые социальные нормы, которые нужно соблюдать. Но там, где у вас есть право выбора и голоса (работа, отношения, хобби, самореализация), нужно им пользоваться.

Ну и, конечно, важно . От самих себя люди бегут гораздо чаще, чем от реальности. Собственно, и реальность потому складывается не так, как хотелось бы – нет любви к себе и понимания самого себя.

Игровая зависимость - предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка (Snowly) после многосуточной игры в World of Warcraft. После этого в игре была проведена виртуальная церемония похорон.

Компьютерные игры часто становятся объектом критики. Ряд учёных считают, что они вызывают зависимость, наравне с алкоголем и наркотиками, но консенсус в этом вопросе ещё не достигнут.

Причины развития зависимости

Существует несколько факторов, влияющих на развитие игровой зависимости. Особенно среди них выделяется личностный фактор: несформированная или неустойчивая психика, отсутствие навыков самоконтроля, неудовлетворённость реальной жизнью, желание компенсировать нереализованные жизненные потребности делают человека более подверженным к развитию зависимости от компьютерных игр.

Причиной появления игровой зависимости являются также нарушения психики. Речь идет о различных тревожных состояниях, склонности к депрессии и социальных фобиях. Погружение в виртуальную реальность помогает людям с психопатией реализоваться и защититься от внешнего мира, почувствовать себя значимым, добиться состояния психологического благополучия, пусть на короткий срок.

Ещё одну причину развития зависимости от компьютерных и мобильных игр некоторые аналитики видят в так называемой системе вознаграждения. Ряд игр, в том числе многопользовательские ролевые игры и мобильные игры, предполагают особый цикл игры. Этот цикл включает в себя вознаграждение игрока за совершённые действия и побуждение его продолжать играть. Ожидание такой награды вызывает химическую реакцию в организме человека, сопровождаемую выбросом дофамина - «гормона удовольствия». Организм запоминает приятное ощущение, и в итоге появляется зависимость. Ту же химическую реакцию можно наблюдать при употреблении человеком наркотических веществ.

Некоторые авторы считают, что игровая зависимость возникает из-за онлайн-игр и является разновидностью интернет-зависимости. Также есть мнение, что у некоторых людей проблемы возникают не от процесса игры, а от неэффективного управления временем и даже от ассоциированной с компьютерными играми стигмы.

Постановка диагноза

Единого мнения о том, называть ли зависимость от компьютерных игр заболеванием, пока нет. Специалисты Американской психиатрической ассоциации (APA) считают, что пристрастие к видеоиграм может привести к серьезным последствиям. Среди таких последствий асоциальное поведение, пренебрежение личной гигиеной, потеря веса, нарушения сна, потеря работы и т.д.

APA разработала девять критериев для диагностики зависимости от компьютерных игр:

1. Пациент много думает об игре, даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть.

2. Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.

3. Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.

4. Пациент понимает, что должен сократить время игры, но не может себя контролировать.

5. Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр.

6. Пациент продолжает играть, даже если осознает негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.

7. Пациент лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в игре.

8. Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.

9. Из-за игры есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.

Исследования

Немецкие исследователи университета Charite провели эксперимент, в ходе которого группе из 20 человек показывали скриншоты из любимых игр. Их реакция оказалась сходной с той, что проявляют больные алкоголизмом и наркоманией, когда видят предмет своей патологической страсти. Исследования университета «Nottingham Trent University» под названием International Gaming Research Unit показали, что 12 % от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от онлайновых компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook сознались, что чувствуют сильную игровую зависимость.

Ряд исследователей считают, что некоторые из критериев, используемых для оценки распространённости зависимости от компьютерных игр, искусственно завышают процент распространённости, не являются надёжными, не подходят для клинических тестов и нуждаются в пересмотре - используемые их исследования часто критикуются за использование симптомов, подходящих к наркомании и лудомании, но не подходящих к компьютерным играм как к форме времяпровождения. Психолог Кристофер Фергюсон заявляет, что исследования, фокусирующиеся на том, насколько игра в компьютерные игры мешает жизни играющих, говорят об этом как об относительно редком феномене - примерно 1-3% играющего населения, в то время как исследования, использующие более сомнительные критерии, цитируют абсурдно высокие 8-10%.

В настоящий момент официально игровая зависимость заболеванием не признается. Международная классификация болезней такого недуга не содержит. Впрочем, сведения о скором принятии данного термина появлялись неоднократно. С 2007 Американская врачебная ассоциация проводила исследования в области симптоматики предполагаемого заболевания. Впрочем, после длительных дебатов, врачи пришли к выводу, что в настоящий момент зависимость нельзя признать болезнью. Они считают, что рассматриваемый вопрос требует дополнительных тестов. В данный момент, по мнению специалистов, игромания не является проблемой для общества.

Обсуждение того, является ли зависимость от компьютерных игр отдельным синдромом или симптомом подлежащих проблем, таких как депрессия или синдром дефицита внимания и гиперактивности, продолжается.

Психиатр Джеральд Блок отмечает, что зависимость от игр куда сильнее, чем от интернет-порнографии. Британский терапевт Стив Поуп, в статье Gaming addiction grips youngsters из газеты Lancashire Evening Post, заявил, что два часа проведенные с консолью сопоставимы с принятием дорожки кокаина. В качестве негативных примеров зависимости он приводит такие ситуации, когда игроманы отказываются от друзей, переходят на нездоровую пищу, забрасывают учёбу, у них повышается агрессивность, склонность к насилию и ряд других факторов. Статья вызвала широкий резонанс в прессе и подверглась жесткой критике из-за предвзятого характера и отсутствия каких-либо доказательств.

Так, наибольшую опасность, по мнению психолога Иванова М. С., представляют собой ролевые игры, поскольку сама механика игры состоит во «вхождении» человека в игру, интеграции с компьютером, потере индивидуальности и отождествлении себя с компьютерным персонажем. Исследователь выделяет собственные критерии «вредных» ролевых игр: во-первых это сила эффекта погружения, а во-вторых отсутствие элемента азарта или значительное уменьшение его значения. Считается, что зависимые геймеры нуждаются в психологической помощи, их проблемы - несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, утеря смысла жизни и обычных человеческих ценностей. Появляются и другие трудности - сниженное настроение, самочувствие, активность; повышенный уровень тревожности и социальная дезадаптация.

Леонард : Иногда люди… хорошие люди начинают играть в игры и незаметно, не по их вине, у них развивается зависимость.
Пенни : Ближе к делу, у меня вот-вот новый левел!

Леонард : Если человек в реале испытывает неудовлетворённость, ему очень легко раствориться в виртуальном мире, где он якобы добивается каких либо успехов.

Пенни : Ля-ля-тополя. Так ребятки, царица Пенелопа снова в сети.

Оригинальный текст (англ.)

Leonard :Sometimes people..., good people, start playing these games and they find themselves, through no fault of their own, kind of... addicted.
Penny : Get to the point. I"m about to level up here.
Leonard :If a person doesn"t have a sense of achievement in their real life, it"s easy to lose themselves in a virtual world where they can get a false sense of accomplishment.
Penny : Yeah, jabber, jabber. Boys, Queen Penelope"s back online."

- Разговор между двумя главными героями телесериала «Теория Большого взрыва», третья серия, второй сезон. Достаточно показательное отражение игровой зависимости в киноискусстве.

Учёный также выделил динамику развития компьютерной зависимости, разделив её на четыре стадии: первоначально происходит процесс адаптации (стадия легкой увлечённости), затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости (стадия увлечённости). В результате зависимость достигает максимума, величина и характер которых зависит от индивидуальных особенностей личности и факторов среды (стадия зависимости). Далее сила зависимости на определенный промежуток времени остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени (стадия привязанности). Иванов в качестве решающего фактора, определяющего зависимость, называет невозможность полного отказа от компьютерных игр, несмотря на осознание бесполезности игрового процесса. Сам механизм состоит в «уходе от реальности» и «принятии роли», то есть обособление от реальных проблем и отождествление себя с выдуманными персонажами виртуальных миров.

По мнению, врача-невролога баронессы Сьюзен Гринфилд (Susan Greenfield), игры являются причиной слабоумия, так как современные средства развлечений ведут к повышенной возбудимости нервной системы. Со временем человек привыкает к подобному состоянию, возникает зависимость, в результате повышается риск развития деменции. В качестве доказательства своей теории Гринфилд приводит рост количества троллей в социальной сети Facebook - что свидетельствует, по её мнению, о деградации умственных способностей подросткового поколения. Эти заявления подверглись критике как бездоказательные и спекулятивные.

Дуглас Джейнтал совместно с Американской академией педиатров провел исследование влияния игр на здоровье человека. Под наблюдение попали около 3 тысяч детей, зависимость отмечается у каждого десятого ребёнка. «У детей, попавших в зависимость от игр, повышался уровень депрессии, беспокойства и социофобии, а их успеваемость понижалась. Когда они избавлялись от зависимости, эти симптомы снижались до нормальных значений» - отмечал врач. В ответ на данную работу, Американская ассоциация производителей ПО и компьютерных игр заявила, что никаких конкретных доказательств не представлено, методы сомнительны, а выводы не выдерживают критики.

Меры

В настоящий момент в ряде стран создаются и функционируют ряд медицинских учреждений и программ, осуществляющих лечение и профилактику игровой зависимости. В Англии, на базе реабилитационного центра Broadway Lodge, открыто отделение, специализирующееся на работе с игроманами. Программа состоящая из двенадцати этапов, рассчитана как на детей, так и на взрослых. Министерство культуры и спорта Южной Кореи разработало программу Nighttime Shutdown, призванную бороться с игровой зависимостью, которой страдают более 2 миллионов пользователей в стране. Суть проводимых мероприятий состоит в закрытии доступа геймерам младше 19 лет к MMOG-играм в течение шести часов в сутки. По другой программе постепенно снижается скорость подключения к интернету у тех пользователей, которые играют в MMORPG-игры дольше определенного времени, что в итоге приводит к невозможности осуществления игрового процесса. В Китае, где согласно аналитическим данным порядка 13 % пользователей Мировой паутины зависимы от онлайн-игр или Интернета, в 2007 году открылся летний реабилитационный лагерь. Лечение состояло в том, что в течение 10 дней дети и подростки общались друг с другом, психологом и природой. Другой, практиковавшийся способ - интеграция в компьютерные игры специальной системы, препятствующую игре, длящейся более чем три часа. Чем больше время игры, тем больше способностей и умений теряет игровой персонаж. Министерство информации и связи Вьетнама планирует ввести жесткие ограничения - провайдеров и владельцев игровых кафе обяжут заблокировать возможность играть в онлайн-игры с 10 вечера до 8 утра. «Местные департаменты министерства будут инспектировать онлайновую активность по всей стране и принимать меры в отношении организаций, нарушающих этот запрет, вплоть до прекращения их деятельности» - заявил заместитель министра Ле Нам Тхан. Данная мера направлена на улучшение образа жизни подрастающего поколения.

Интернет уже прочно укоренился в повседневной жизни, став отличным и надежным помощником человека. Онлайн-ресурсы помогают в работе, обучении, дают много познавательной и необходимой информации. Но у каждой медали есть своя обратная, теневая сторона. Интернет может сыграть и злую роль в формировании человека.

Речь идет об игровой интернет-зависимости. Некоторые личности настолько прочно увязли во всемирной сети, что уже физические не могут существовать без компьютера. Какую опасность несет зависимость от компьютерных игр и есть ли возможность самостоятельно справиться с данной проблемой?

Зависимость от компьютерных игр приводит к полной деградации личности человека

Многочисленные проведенные опросы показали, что от интернет-зависимости уже страдает порядка 80% подрастающего поколения . Из них большинство постоянно сталкиваются с различными проблемами в учебе и взаимоотношениях с родителями. Страдает и здоровая социализация.

Виды зависимости от онлайн-игр

А действительно ли присутствует данная проблема? Либо это просто одно из увлечений подростка. Ведь юные люди постоянно меняют свои пристрастия, а растущие конфликты можно списать на отголосок активно взрослеющей личности.

Симптомы зависимости

Прежде чем выяснять, как избавиться от игровой зависимости и подыскивать наиболее подходящие меры борьбы с нею, следует понимать, что данное лицо действительно зависимо. Об этом скажут следующие признаки, присущие практически всем лицам, страдающим от привязанности к компьютерным играм:

  1. Человек не перестает думать об игровых действиях. Все разговоры с ним сводятся к обсуждению прохождения онлайн-уровней. Ничего больше его не интересует.
  2. Игры за компьютером становятся единственным занятием, которому человек уделяет все свое свободное время. Во многих случаях зависимый даже жертвует более важными делами ради очередных посиделок за экраном.
  3. Если личность вынужденно не может играть на протяжении некоторого времени (поломка техники или отъезд куда-либо), она испытывает настоящие признаки ломки на психическом уровне. Человек становится агрессивным, вспыльчивым и раздражительным. Может начаться бессонница.
  4. Время, проведенное за онлайн-играми, постепенно и неуклонно увеличивается.

Даже если зависимость от игр только начала проявляться и находится в зачаточном состоянии, следует помнить, что кроме психических проблем данное увлечение приводит и печальным последствиям физического плана. Изможденность, потеря веса, ухудшение осанки и зрения.

В чем заключается данный вид зависимости

Если человек любит ночные компьютерные посиделки, это может спровоцировать полное расстройство биоритмов организма. Итогом этого станут проблемы в эмоциональном плане, дневная сонливость, хроническая усталость и идущие следом глобальные нарушения в работе внутренних органов.

Почему развивается игровая зависимость от компьютерных игр

Игромания в ее классическом понимании является одним из видов психического расстройства, которое относится к зависимостям. Психологи относят любой вид азартных игр к некоему наркотику . Игровая зависимость имеет несколько видов:

  • компьютерная;
  • интернет-зависимость;
  • от игровых развлекательных автоматов.

Большую роль в формировании у человека игровой зависимости имеет и психологическая сторона. Особенно если в игры встраивается некая финансовая заинтересованность. Так отчего люди вовлекаются в данный вид зависимости? По утверждениям психологов чтобы полностью удовлетворить свои жизненные потребности, личности необходимо испытывать удовольствие.

Установлено, что данная зависимость негативно влияет на состояние и развитие мозга

Игра целиком укладывается в понятие «удовольствие», зачастую становясь единственным доступным и простым способом получить его. У некоторых людей потребность ощущать удовольствие и испытывать азарт очень развита. Именно такие личности и попадают в группу риска. К основным причинам развития данной зависимости и толчком к началу азартных игр становятся следующие факторы:

  1. Неудовлетворенность сексуального плана.
  2. Безрадостное и однообразное существование.
  3. Неумение найти источник расслабления в обычной жизни.
  4. Возрастная незрелость и подверженность разного рода влияниям. Большую часть игровых зависимых составляют подростки.

К чему приводит данная патология

Зависимость от компьютерных азартных игр не только губит социальную сторону жизни человека. Проблемы в учебе, конфликты с родителями, потеря денег и работы являются лишь малой толикой всех проблем, идущих вместе с игровым пристрастием. Данная зависимость негативным образом сказывается и на физическом, и психологическом здоровье человека.

Наибольшую зависимость вызывают ролевые компьютерные игры

У личности, постоянно занятой процессом игры, страдает:

  • ночной отдых;
  • занятие спортом;
  • общение и увлечения;
  • полноценное питание;
  • хороший отдых, включающий ежедневные прогулки.

Все подобные вещи, составляющие основу здоровой и полноценной жизни, отсутствуют. Да они и не нужны уже зависимому от игр, который искренне считает, что все, что не касается любимых онлайн-прохождений, относится к простой потере времени.

Ухудшение зрения, проблемы со спиной, слабость мышечного корсета – далеко не единственные последствия, которые могут угрожать зависимому. Уже известны многочисленные и очень печальные истории, как люди умирали после многочасового сидения за компьютером при прохождении очередных игровых уровней .

Основные типы компьютерной зависимости

Особенно сильно страдает психическая система заядлого игрока. Зависимый от интернет-игр становится агрессивным и неадекватным существом. Такому человеку со временем уже трудно становится различать виртуальный мир от реального. Он все больше погружается в игровое зазеркалье.

Психологами установлено, что зависимый игроман со временем начинает агрессивно воспринимать реальный мир. Окружающая действительность вызывает у него массу негативных ассоциаций.

Это происходит по причине того, что лишь в мире виртуальном человек может в полной мере насладиться собой, как супергероем, сильным и могучим, которому все подвластно. Понимая, что в жизни он лишен таких возможностей, личность впадает в неистовство и постепенно приходит к выводу, что настоящая жизнь уже не нужна вообще. Что ожидает человека в таком случае?

  • ухудшение социального статуса;
  • распад семьи и потеря близких друзей;
  • серьезные проблемы на работе вплоть до увольнения;
  • понижение уровня восприятия себя, как полноценную личность;
  • крупные финансовые потери, если речь идет об азартных играх.

Как избавиться от компьютерной зависимости

Главная причина данного рода зависимости – это эмоциональное составляющее. Основная особенность воздействия на организм любого наркотического средства – это получение личностью ставшей уже необходимой эмоциональной подпитки. Зависимость от игр относится к психологическим. Поэтому и выбор действий по борьбе с патологией происходит из рода психологических воздействий.

В чем заключаются профилактические меры интернет-зависимости

Если существует уверенность, что близкий человек страдает от данного пристрастия, следует отыскать возможность помочь ему справиться с пагубной привычкой своими силами. При этом необходимо строго следовать данным советам, полученным от бывших игроков, которые сумели побороть у себя подобное пристрастие:

  1. Лишите игромана доступа к финансовым средствам.
  2. Подключите к борьбе за человека всех родственников, знакомых и друзей.
  3. Приложите все усилия, чтобы зависимый признал у себя наличие проблемы.
  4. Необходимо подвести игромана к такой ситуации, чтобы он взглянул на собственное увлечение под иным углом и изменил представление об игре.
  5. Обеспечьте зависимого здоровой альтернативой потерянному увлечению. Подобрать подходящую замену помогут родные и друзья, хорошо знающие человека.
  6. Обучите игромана иным способам освобождения от эмоционального напряжения. Это может быть методики релаксаций, спорт, психологические способы собственного поощрения.
  7. Совместными усилиями разработайте грамотное и полноценное меню зависимого и следите за режимом питания.

Большая роль в реабилитации зависимого от компьютерных игр отводится возвращению потерянной социализации. Необходимо приложить много усилий, чтобы заинтересовать игромана чем-то более конструктивным и полезным. Учитывайте, что новые увлечения должны быть далекими от компьютера и различных игр иного рода .

Помощь родных

Главную роль в возвращении зависимого от компьютерных игр в реальную жизнь отводится родным и близким игромана. Доказано, что самостоятельно среднестатистический человек с низкими показателями воли и решимости не способен выйти из иллюзорного игрового мира. В этом случае необходимо наличие властной личности, способной удерживать игромана в жестких, установленных рамках.

Отслеживать жизнь, привычки и занятия зависимого следует до тех пор, пока не появится уверенность, что человек избавился от пагубного пристрастия. А до тех пор игроману жизненно необходимо непосредственное участие в его жизни близких и родных людей.

Вконтакте