Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
- проверено сегодня
- закон от 01.01.2019
- вступила в силу 30.12.2012
Ст. 11 Закон об образовании в последней действующей редакции от 14 августа 2018 года.
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Сравнить с редакцией статьи от 01.07.2016 30.12.2012
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
- 1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
- 2) преемственность основных образовательных программ;
- 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
- 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- 3) результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учётом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Вероятно, каждый человек хочет дать своему ребенку качественное образование. Но как определить уровень обучения, если ты не имеешь отношения к педагогике? Конечно, с помощью ФГОС.
Что такое ФГОС
Для каждой системы образования и образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения профессии, специальности. Эти требования объединяются в рамках который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.
Реализация и результаты освоения программ в государственных образовательных учреждениях не могут быть ниже указанных в ФГОС.
Кроме того, российское образование предполагает, что без освоения стандартов невозможно будет получить документ государственного образца. ФГОС - это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице.
Цели
Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.
Помимо этого, ФГОС отвечает за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания.
Требования образовательного стандарта включают в себя строгие установленные сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом всевозможных форм обучения и образовательных технологий.
Основой для разработки ориентировочных образовательных программ; программ учебных предметов, курсов, литературы, контрольных материалов; нормативов финансового снабжения образовательной деятельности специализированных учреждений, реализующих образовательную программу, является ФГОС.
Что такое стандарт для государственного образования? В первую очередь, это принципы организации образовательного процесса в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.). Без ФГОСа невозможно осуществить контроль за соблюдением законодательства РФ в образовательной области, а также провести итоговую и промежуточную аттестацию учащихся.
Стоит отметить, что одной из целей ФГОС является внутренний мониторинг С помощью стандартов происходит организация деятельности методических специалистов, а также аттестация педагогических работников и другого персонала образовательных учреждений.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации тружеников образования также находятся в сфере влияния государственных стандартов.
Структура и реализация
Федеральный закон постановил, что каждый стандарт в обязательном порядке должен включать в себя три вида требований.
Во-первых, требования к (соотношение частей основной программы и их объёма, соотношение обязательной части и той доли, которая формируется участниками образовательного процесса).
Во-вторых, условия реализации также подвергаются жестким требованиям (в том числе кадровые, финансовые, технические).
В-третьих, результат. Вся образовательная программа должна формировать у учащихся определенные (в том числе и профессиональные) компетенции. Занятие по ФГОС призвано обучить применять все полученные навыки и знания, и действовать успешно на их основе.
Разумеется, этот стандарт не является конституцией всех образовательных учреждений. Это лишь начало вертикали, с главными рекомендательными позициями. На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А далее учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже заинтересованные родители, что урегулировано законом). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы:
Стандарт - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.
Последний пункт включает в себя такие аспекты, как:
- учебный план;
- календарный график;
- рабочие программы;
- оценочные материалы;
- методические рекомендации для предметов.
Поколения и различия ФГОС
Что такое государственный стандарт, знали еще в советское время, поскольку жесткий регламент существовал и тогда. Но данный конкретный документ появился и вступил в силу лишь в 2000-е годы.
ФГОС именовался ранее просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).
Для высшего образования ГОСТы были разработаны в 2000 году. Второе поколение, вступившее в силу в 2005 году, было ориентировано на получение ЗУМов студентами. С 2009 года разрабатывались новые стандарты, направленные на выработку общекультурных и профессиональных компетенций.
До 2000 года для каждой специальности был определен минимум знаний и умений, которыми должен обладать человек, выпустившийся из ВУЗа. Позднее эти требования ужесточились.
Модернизация проходит и по сей день. В 2013 году был издан закон "Об образовании", согласно которому, разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования. Помимо всего прочего, туда прочно вошел пункт о подготовке научно-педагогического состава.
Чем же отличаются старые стандарты от ФГОС? Что такое стандарты нового поколения?
Главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на передовую позицию ставится развитие личности учеников (студентов). Исчезли из текста документа обобщающие понятия (Умения, навыки, знания), на их место пришли более четкие требование, например, были сформулированы реальные виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся. Огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам.
Для достижения этих целей были пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, приведено в действие инновационное образовательное пространство занятия (урока, курса).
Благодаря введенным изменениям, ученик нового поколения - это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.
Кто занимается разработкой стандартов
Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.
ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по специальностям, профессиям и направлениям подготовки.
Разработка ФГОС производится с учетом:
- острых и перспективных потребностей личности;
- развития государства и общества;
- образования;
- культуры;
- науки;
- техники;
- экономики и социальной сферы.
Учебно-методическое объединение ВУЗов разрабатывает ФГОС для высшего образование. Их проект направляется в Министерство образования, где происходит обсуждение, вносятся правки и коррективы, а затем отдается на независимую экспертизу на срок не более двух недель.
Экспертное заключение возвращается в Министерство. И вновь запускается волна обсуждений советом по ФГОС, который принимает решение утвердить ли проект, отправить на доработку или отклонить.
Если в документ будет необходимо внести изменения, он проходит тот же путь с самого начала.
Начальное образование
ФГОС представляет собой совокупность требований, необходимых для реализации начального образования. Три основных - это результаты, структура и условия реализации. Все они обусловлены возрастными и индивидуальными характеристиками, и рассматриваются с точки зрения заложения фундамента для всего образования.
В первой части стандарта указан срок освоения базовой начальной программы. Он составляет четыре года.
С его помощью обеспечиваются:
- равные для всех возможности получения образования;
- духовно-нравственное воспитание школьников;
- преемственность всех программ дошкольного и школьного образования;
- сохранение, развитие и овладение культурой многонациональной страны;
- демократизация образования;
- формирование критериев оценки деятельности учащихся и педработников4
- условия развития индивидуальной личности и создание специальных условий обучения (для одаренных детей, ребят с ограниченными возможностями).
В основе стоит системно-деятельностный подход. Но сама программа начального образования разрабатывается методическим советом учебного заведения.
Во второй части ФГОСа расписаны четкие требования к результату образовательного процесса. В том числе, личностным, метапредметным и предметным итогам обучения.
- Формирование представлений о многообразии языкового пространства страны.
- Понимание, что язык - это неотъемлемая часть национальной культуры.
- Формирование положительного отношения к правильной речи (и письму), как части общей культуры.
- Овладение первостепенными нормами языка.
Третья часть определяет структуру начального образования внеурочная деятельность, программы отдельных предметов, что включает тематическое планирование по ФГОС).
В четвертой части содержатся требования к условиям реализации образовательного процесса (кадры, финансы, материально-техническая сторона).
Среднее (полное) образование
Первая часть стандарта о требованиях частично повторяется и перекликается с ФГОС о начальном образовании. Существенные различия появляются во втором разделе, где речь идет о результатах обучения. Также указываются необходимые нормы освоения определенных предметов, в том числе по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории, обществознанию, географии и другим.
Делается акцент на учащихся, выделяя такие главные моменты, как:
- воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны;
- формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности;
- освоение норм социальной жизни;
- развитие эстетического понимания мира и прочее.
Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены. Но разделы остались теми же: целевой, содержательный и организационный.
Высшие ступени
ФГОС для и высшего образования выстроен по тем же принципам. Различия их очевидны, требования к структуре, результату и условиям реализации не могут быть одинаковыми для разных образовательных уровней.
В основе среднего профессионального образования лежит компетентностный подход, т.е. людям даются не просто знания, а умения этими знаниями управлять. На выходе из учебного заведения выпускник должен говорить не "знаю, что", а "знаю, как".
На основе общепринятого ФГОС каждое учебное заведение разрабатывает свою программу, ориентируясь на профильную направленность колледжа или ВУЗа, на наличие тех или иных материально-технических возможностей и т.д.
Методический совет принимает во внимание все рекомендации Министерства образования и действует строго под его руководством. Однако принятие программ конкретных учебных заведений находится в ведении местных органов власти и управления образования области (республики, края).
Учебные заведения должны учитывать и выполнять рекомендации относительно обучающих материалов (например, учебники ФГОС заняли свое законное место в библиотеках), тематического планирования и т.д.
Критика
На пути к утверждению ФГОС пережил множество правок, но даже в своем сегодняшнем виде реформа образования получает в свой адрес огромное количество критики, а получала еще больше.
По сути, в умах разработчиков стандарта, он должен был привести к единению всего российского образования. А получилось все наоборот. Кто-то нашел в этом документе плюсы, кто-то минусы. Многие учителя, привыкшие к традиционному обучению, тяжело переходили на новые стандарты. Учебники ФГОС вызывали вопросы. Однако во всем можно найти положительные моменты. Современное общество не стоит на месте, образование должно меняться и меняется в зависимости от его потребностей.
Одной из главных претензий к ФГОСу были его пространные формулировки, отсутствие четких поставленных задач и реальных требований, которые предъявлялись бы ученикам. Появлялись целые противоборствующие группы. По ФГОС обязаны были учиться все, но разъяснений, как это делать, никто не давал. И с этим учителям и методическим специалистам пришлось справляться на местах, включая в программу своего учебного заведения все необходимое.
Темы по ФГОС поднимались и будут подниматься, поскольку старые устои, при которых главным в образовании были знания, очень прочно вошли в жизнь каждого. Новые же стандарты, в которых главенствуют профессиональные и социальные компетенции, еще долго будут находить своих противников.
Итог
Развитие ФГОС оказалось неизбежным. Как и все новое, этот стандарт вызвал массу споров. Однако реформа состоялась. Чтобы понять, успешна она или нет, как минимум, необходимо дождаться первого выпуска учеников. Промежуточные результаты являются малоинформативными в этом плане.
На данный момент безусловно только одно - работы учителям прибавилось.
выбрать тему... 1. законодательство, регулирующее отношения в области образования 2. права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве рф 3. особенности правового обеспечения профессионально-педагогической деятельности 4. нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
1. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его …
- 1) государственной аккредитации
- 2) лицензирования
- 3) регистрации
- 4) аттестации
2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение ___ образования на родном языке
- 1) основного общего
- 2) среднего (полного) общего
- 3) начального
- 4) высшего профессионального
3. Законодательство Российской Федерации в области образования не включает в себя …
- 1) Декларацию принципов толерантности
- 2) Конституцию Российской Федерации
- 3) Закон Российской Федерации «Об образовании»
- 4) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования
4. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»…
- 1) является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования
- 2) гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
- 3) обеспечивает качество подготовки специалистов
- 4) обеспечивает право на равноценное образование
5. В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является …
- 1) непрерывное образование
- 2) семейное образование
- 3) самообразование
- 4) экстернат
6. Дополнительное образование в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» предполагает …
- 1) всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации
- 2) реализацию содержания соответствующих программ в системе детских юношеских спортивных школ
- 3) подготовку детей в домах творчества
- 4) углубленное освоение образовательных программ
7. Образование, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, является ___ образованием
- 1) начальным профессиональным
- 2) средним профессиональным
- 3) высшим профессиональным
- 4) дополнительным
8. Целью «Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» является …
- 1) создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования
- 2) разработка региональных программ подготовки педагогических кадров
- 3) обновление правовых основ непрерывного педагогического образования
- 4) создание сбалансированности государственного общественного и личностного приоритетов в образовании
9. У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента…
- 1) выдачи лицензии
- 2) регистрации
- 3) государственной аккредитации
- 4) уплаты налогов
10. К ведущим принципам разработки содержания непрерывного педагогического образования не относится …
- 1) наглядность
- 2) фундаментальность
- 3) преемственность
- 4) вариативность
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в нашей стране введены стандарты образования (или образовательные стандарты).
Понятие «стандарт» происходит от латинского слова «standard», означающего «образец», «норма», «мерило». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Основными объектами стандартизации в образовании являются: его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования.
Чем вызвана стандартизация образования?
Необходимость проведения стандартизации образования вызвана коренными переменами в сфере образования как общественного явления. Поворот России к демократии, к рыночным отношениям, к правам и свободам личности потребовал переосмысления политики в области образования. Сфера образования теперь ориентирована прежде всего на удовлетворение духовных потребностей личности, а не на интересы государства. Это в свою очередь обусловило значительные перемены в организации образования. Учебные заведения приобрели большую самостоятельность в выборе содержания, форм и методов обучения.
Стандартизация образования связана также с тем, что переход школ на новые, более свободные формы организации учебного процесса, изменение статуса многих школ, введение новых учебных планов, более свободный выбор школами учебных предметов и объемов изучения последних, введение альтернативных учебников, создание новых технологий обучения, многоуровневое и дифференцированное обучение - все это потребовало заботы о сохранении базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования, получаемого обучающимися в разных типах общеобразовательных учреждений (лицеях, колледжах, общеобразовательных школах, как государственных, муниципальных, так и негосударственных, частных). Государственный образовательный стандарт и является тем механизмом, который обеспечивает существование единого в стране образовательного пространства.
Стандартизация образования вызвана также стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений в этой области международной образовательной практики. Это обеспечивает российским гражданам признание их документов об образовании за рубежом.
Идея стандартизации образования для России не нова. Она существовала еще в советское время. Хотя в СССР, как правило, не употреблялось понятие государственного образовательного стандарта, но его роль фактически выполняли единые учебные планы. Они спускались в республики и были основой реальных учебных планов школ. Учебные программы и планы тех лет отличались излишней идеологизацией, ограничивали учителя в инициативе, а учащихся в возможности выбора содержания образования в соответствии со своими интересами и способностями. Но тем не менее единые учебные планы как бы выравнивали образование на всей территории Советского Союза. Фактически была проверена на практике идея введения образовательных стандартов.
Существующие в настоящее время государственные образовательные стандарты не подчиняют учебный процесс жесткому шаблону, а, напротив, открывают широкие возможности для педагогического творчества, для создания вокруг обязательного ядра содержания (чем является стандарт) вариативных программ, разнообразных технологий обучения.
Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе, уточняются не реже одного раза в 10 лет, устанавливаются федеральным законом, являются обязательными для исполнения всеми учебными заведениями страны независимо от подчинения, типов и форм собственности.
В образовательном стандарте выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Федеральный компонент обеспечивает базовый стандарт образования по разным предметам на всей территории страны.
Национально-региональный компонент стандарта определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и др.). За счет национально-регионального компонента учитываются потребности и интересы в области образования всех народов стран, национальное своеобразие культуры.
Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения. За счет школьного компонента с учетом федерального и национально-регионального компонентов каждая школа сама определяет объем учебного времени, отводимого на изучение тех или иных учебных предметов, глубину и характер их изучения в зависимости от типа учебного заведения.
Федеральный компонент стандарта - неизменная его часть, которая пересматривается крайне редко; национально-региональный и школьный компоненты - вариативные части, которые систематически обновляются и пересматриваются.
В 2001 г. начат эксперимент по переходу на двенадцатилетнюю школу. В экспериментальные базисные учебные планы общеобразовательных учреждений с первого по двенадцатый классы введен ученический компонент. За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся.
Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
Учебный план - нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение [каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.
В практике современной общеобразовательной школы используется несколько типов учебных планов: базисный учебный план, типовые федеральные и региональные учебные планы и собственно учебный план школы.
Базисный учебный план - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы - Министерством образования РФ.
Базисный учебный план определяет:
Общую продолжительность обучения (в учебных годах) и по каждой ступени;
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов;
Учебное время; отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам;
Недельную учебную нагрузку для базовых учебных курсов на каждой ступени общего среднего образования, для обязательных занятий по выбору учащихся и для факультативных занятий.
Базисный учебный план служит основой для разработки типовых федеральных и региональных учебных планов и исходным документом для финансирования образовательного учреждения.
Региональный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе федерального базисного учебного плана. Несет нормативную нагрузку на уровне региона, является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения.
Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа таких планов: собственно учебный план и рабочий учебный план. На основе государственного базисного учебного плана на длительный период разрабатывается собственно учебный план. Он отражает особенности конкретной школы (в качестве его может быть принят один из типовых учебных планов). С учетом текущих условий разрабатывается рабочий учебный план. Он ежегодно утверждается педагогическим советом школы.
В структуре учебного плана выделяют:
инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.
В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.
В качестве примера приведем базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ.
Средством реализации образовательных стандартов на практике служат образовательные программы, которые еще называются учебными программами. Термин «образовательная программа» является официальным, зафиксированным в Законе РФ «Об образовании».
Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, подразделяемые на общеобразовательные (Основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом, им же определяются и нормативные сроки их освоения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.
Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Более подробно рассмотрим, что представляют собой общеобразовательные программы, реализуемые в школах. Чаще их называют учебными программами определенного предмета.
Учебная программа - это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.
Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждают^ ся педагогическим советом школы. Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.
Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. Они обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете или заседаниях районных методических объединений. После чего программы утверждаются для использования в учебном процессе. Авторские программы чаще всего разрабатываются Для курсов по выбору, факультативов.
Учебные программы в структурном отношении состоят из трех основных компонентов. Первый компонент - пояснительная записка, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы, основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй компонент - собственно содержание образования: тематический план, перечень разделов и тем по курсу, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий компонент - некоторые методические указания о путях реализации программы.
Исторически сложились два структурных способа изложения учебного материала в программах: концентрический и линейный. В последнее время получает распространение спиральный способ изложения. Существует также смешанная структура изложения учебного материала.
Линейный способ изложения состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы.
При концентрическом способе изложения материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях. Кон-центризм обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся.
Характерной особенностью спирального способа изложения материала является то, что постоянно расширяется и углубляется круг знаний по исходной проблеме. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре таких перерывов нет.
Существует также смешанный способ изложения материала, представляющий собой комбинацию вышеуказанных подходов.
Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, справочниках, задачниках, книгах для дополнительного чтения, практикумах, сборниках текстов, словарях, картах, атласах, учебных пособиях для учащихся и учителей, учебно-методических комплексах, рабочих тетрадях и пр. Фиксируется также содержание образовательного материала на электронных накопителях (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).
Первостепенное значение в раскрытии содержания материала принадлежит учебнику. Учебник - это книга, излагающая основы научных знаний по Определенному учебному предмету.
Учебник выполняет две основные функции: является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательным стандартом содержание; выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Структура учебника включает в себя текст (как главный компонент) и внетекстовые (вспомогательные) компоненты.
Тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. Также выделяют основные, дополнительные и пояснительные тексты.
Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: теоретико-познавательный и инструментально-практический. К теоретико-познавательному компоненту относятся: базовые термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п.
К инструментально-практическому компоненту относятся характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.
Дополнительный текст включает документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические, народоведческие, статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.
Пояснительный текст включает предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.
Кроме учебного текста, в учебниках содержатся так называемые внетекстовые компоненты. К внетекстовым компонентам относятся аппарат организации усвоения материала; иллюстративный материал; аппарат ориентировки.
Аппарат организации усвоения материала включает: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу, упражнения.
К иллюстративному материалу относятся предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации.
Аппарат ориентировки включает предисловие, оглавление, примечания, приложения, указатели, сигналы-символы.
Дополнением к учебнику являются учебные пособия, которые углубляют и расширяют его содержание.
К учебной литературе, особенно учебникам, предъявляются определенные требования. Учебник должен в единстве отражать логику науки, логику учебной программы и логику учебного предмета. Он должен содержать высоконаучный материал и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти. Формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Язык изложения материала должен быть образный, увлекательный-с элементами проблемного изложения. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимают под содержанием образования?
2. Назовите подходы к определению сущности содержания образования.
3. Каковы критерии и принципы отбора содержания образования?
4. Каково назначение Государственного образовательного стандарта?
5. Каковы нормативные документы, регламентирующие содержание образования?
Основная литература
1. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.
2. Харламов И. Ф. Педагогика: Компакт, учеб. курс. Минск.: Университетское, 2001.
3. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
Дополнительная литература
1. Зуев Д. Д. Школьный учебник. М., 1983.
2. Каким быть учебнику: дидактические принципы построения / Под ред. И. Я. Лернера и Н. М. Шахмаева. Ч. 1,2. М., 1992.
3. Национальная доктрина образования в РФ // Народное образование. 2000. № 2.
| Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты
Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", реализация программ высшего профессионального образования осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.
6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
8. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.