Жак ив кусто состояние. Интересные факты из жизни Жак-Ива Кусто (1 фото). Кусто: профессиональный рост

Жак-Ив Кусто́ (фр. Jacques-Yves Cousteau ; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - 25 июня 1997, Париж, Франция) - знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор Ордена Почётного легиона. Известен как (фр. Commandant Cousteau ).

Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг.

Биография Ранние годы

Жак-Ив Кусто родился в небольшом городке Сент-Андре-де-Кюбзак винодельческого региона Бордо, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто. Даниэль Кусто был юристом, и семья много путешествовала. Сын стал интересоваться водой в раннем возрасте. В 7 лет он стал страдать хроническим энтеритом, поэтому семейный врач не рекомендовал большие нагрузки. Из-за болезни Кусто стал очень тощим. Во время Первой мировой войны Даниэл Кусто стал безработным, но после войны он снова нашёл работу в компании американца Евгения Хиггинса. Ему пришлось много путешествовать, братья Пьер-Антуан и Жак-Ив учились в школе. Большую часть года они жили в школе-интернате. Кусто рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море. В 1920 году Евгений Хиггинс вернулся в Нью-Йорк, семейство Кусто последовало за ним. Жак-Ив и Пьер-Антуан стали учиться в школе в США и научились бегло говорить на английском языке. Там же, во время семейного отдыха в штате Вермонт, братья совершили свои первые погружения. В 1922 году Хиггинс и Семья Кусто вернулись во Францию. В США Жак-Ив заинтересовался механикой и дизайном. Во Франции он построил автомобиль с батарейным питанием. Это увлечение помогло ему в его работе в дальнейшем. На сэкономленные и заработанные деньги Кусто купил себе свою первую кинокамеру.

Хотя Жак-Ив интересовался многими вещами, учёба ему не давалась. Спустя некоторое время родители решили отправить его в специальный интернат, который он закончил с отличием.

Армия

В 1930 году он поступил в Брестское военно-морское училище. Он был двадцать вторым, мало того, группа, в которой он учился, первой ушла в кругосветное плавание на корабле «Жанна д’Арк». Военную академию он закончил в чине прапорщика, по распределению был отправлен на военно-морскую базу в Шанхай, также побывал в СССР, где много фотографировал, но почти все материалы были изъяты. Кусто решил пойти в Академию морской авиации, его манило небо, но после автомобильной аварии на горной дороге от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал несколько рёбер и пальцы на левой руке, повредил лёгкие, и у него парализовало правую руку. Курс реабилитации проходил восемь месяцев. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер «Сюфрен», приписанный к порту Тулон. Однажды он пошёл в магазин и увидел очки для подводного плавания. Нырнув в них, он понял, что отныне жизнь его безраздельно принадлежит подводному царству.

* Плавучая лаборатория Кусто на буксире у "Калипсо", 1964 год

Этапы

В 1937 году женился на Симоне Мельхиор, которая родила ему двух сыновей, Жан-Мишель (1938) и Филипп (1940-1979, погиб в авиакатастрофе «Каталины»). Во Второй мировой войне участник французского движения сопротивления.

С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо» (Списанный минный тральщик Британских Королевских ВМС). Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия» в 1953 году, написанной в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь».

В 1957 Кусто был назначен директором Океанографического музея Монако. В 1973 он основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды.

В 1991 году, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1979) и сын Пьер (1981), рождённые до женитьбы.

Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

* Жак-Ив Кусто готовится протестировать новый акваланг, 1965 год

Морские исследования

Согласно его первой книге, «В мире безмолвия» , Кусто начал погружаться в воду, используя маску, трубку и ласты, вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье в 1938 году. В 1943 году он испытал первый прототип акваланга, разработанный им совместно с Эмилем Ганьяном. Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему.

Биология

До того как стало известно о способности морских свиней к эхолокации, Кусто предположил возможность её существования. В своей первой книге, «В мире безмолвия» он сообщил, что его исследовательское судно «Élie Monier» движется к Гибралтарскому проливу и заметил группу свиней, следующих за ними. Кусто изменил курс судна на несколько градусов от оптимального, и свиньи некоторое время следовали за кораблём, а затем поплыли к центру пролива. Было очевидно, что они знали, где лежит оптимальный курс, даже если люди не знали. Кусто сделал вывод о том, что китообразные имеют что-то вроде сонара, бывшего в то время относительно новым элементом на подводных лодках. Он оказался прав.

Наследие

Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся шоумэном, педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент».

Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм», простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания.

В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо» у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съёмок.

С 1957 года был директором Океанографического музея Монако.

В мае 1985 года команда Кусто обзавелась еще одним судном. Это двухмачтовая яхта «Алсион» (Alcyone) с экспериментальным турбопарусом, использующим для получения тяги эффект Магнуса.

Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнёр «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня.

В последние свои годы, после второй женитьбы, Кусто стал участвовать в правовой битве со своим сыном Жаном-Мишелем за использование имени Кусто . По распоряжению суда Жану-Мишелю Кусто было запрещено вносить путаницу между его профессиональным бизнесом и некоммерческими начинаниями его отца.

В Санкт-Петербурге именем Кусто была названа школа № 4 с углублённым изучением французского языка.

* Жак-Ив Кусто на борту "Калипсо", 1979 год

Слухи о принятии ислама

Несмотря на слухи, первоначально опубликованные в ряде исламских СМИ, есть очевидные свидетельства того, что Кусто никогда не принимал ислам и был похоронен по христианскому обряду на католическом кладбище. В официальном письме Фонда Кусто говорится: «Мы совершенно точно утверждаем, что Командир Кусто не становился магометанином и курсирующие слухи не имеют никакого основания» .

Награды
  • Командор ордена Почётного легиона
  • Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»
  • Военный крест 1939-1945
  • Офицер ордена Морских заслуг
  • Командор ордена искусств и литературы
Избранная библиография
  • The Silent World (1953; совм. с Фредериком Дюма).
  • The Living Sea (1963; совм. с Джемсом Дагеном).
  • World Without Sun (1965).
  • The Shark: Splendid Savage of the Sea (1970; совм. с Филиппом Кусто).
  • La vie et la mort des Coraux (1971; совм. с Филиппом Диоле).
  • Mighty monarch of sea (1972; совм. с Филиппом Диоле).
  • Dolphins (1975).
  • La vie au bout du monde (1979; совм. с Ивом Паккале).
  • Jacques Cousteau’s Amazon Journey (1984; совм. с Моуз Ричардс).
  • Jacques Cousteau: The Ocean World (1985)
Переводы на русский язык
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия. Сокр. пер. с англ. - М.: «Молодая гвардия», 1957. - 221 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф., Даген Дж. В мире безмолвия; Живое море. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1966. - 462 с.
  • Кусто Ж.-И. Мир без солнца. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967. - 96 с.
  • Кусто Ж.-И. «Калипсо» и кораллы. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1974. - 63 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн. Подводные исследования Ж.-И. Кусто. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1974. - 191 с.
  • Кусто Ж.-И. Жизнь и смерть кораллов. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1975. - 176 с.
  • Кусто Ж.-И, Диоле Ф. Затонувшие сокровища. Сокр. пер. с франц. - М.: «Прогресс», 1975. - 206 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1976. - 429 с.
  • Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Подводные исследования Ж.-И. Кусто. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1977. - 186 с.
  • Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Очерки об обитателях подводного мира. Осьминоги и кальмары. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1980. - 48 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Сюрпризы моря. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1982. - 302 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Лососи, бобры, каланы. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1983. - 285 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Жизнь на краю земли. Патагония, Огненная Земля, архипелаг южночилийских островов. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1984. - 302 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. В поисках Атлантиды. Пер. с франц.; В. Щербаков. Золотой чертог Посейдона. - М.: «Мысль», 1986. - 319 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Блистательный пират; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1996. - 350 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Армада», 1997. - 475 с (Переиздание: Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Армада-пресс», 2002. - 475 с.)
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. - М.: «Армада», 1997. - 410 с (Переиздание: Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. - М.: «Армада-пресс», 2002. - 410 с.)
  • Кусто Ж.-И. Мир без солнца; Кусто Ж.-И, Диоле Ф. Затонувшие сокровища. Пер. с франц. - М.: «Армада», 1998. - 362 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «АСТ», «Астрель», 2003. - 527 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Блистательный варвар морей; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. Л. Жданова, 2003. - 381 с.

Основные события

в 1943 году совместно с Эмилем Ганьяном изобрел и испытал акваланг

Вершина карьеры

океанограф, фотограф, писатель, кинорежиссёр, изобретатель

Командор ордена Почётного легиона

Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»

Военный крест 1939-1945

Офицер ордена Морских заслуг

Командор ордена искусств и литературы

Жак-Ив Кусто́ (фр. Jacques-Yves Cousteau ; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - 25 июня 1997, Париж, Франция) - французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто

Биография

Ранние годы

Жак Ив родился в 1910 г. близ Бордо в городке с длинным названием Сен-Андре-де-Кубза в семье адвоката Даниэля Кусто и домохозяйки Элизабет Кусто. Его отец много ездил не только по Франции, но и за границу. Благодаря этому Жак побывал в Нью-Йорке и Эльзасе, где выучил английский и немецкий языки. Из-за переездов мальчик учился в разных школах. После получения аттестата он решил связать свою жизнь с флотом и поступил в Военно-морскую академию. Несмотря на бессистемность полученного среднего образования, Кусто с блеском сдал экзамены и прошел по конкурсу - был 22-м по списку из тысячи кандидатов, претендовавших на место в академии. Во время учебы на корабле «Жанна д"Арк» ему удалось побывать в кругосветном плавании. Однако в то время юноша еще не помышлял о путешествиях, тем более с целью исследований.

Служба в армии

в 1930 году Кусто поступил в Брестское военно-морское училище. В чине прапорщика он закончил военную академию, и по распределению его отправили на военно-морскую базу в Шанхае. Во время 2-ой мировой войны Жак Ив Кусто служил в артиллерии пулеметчиком, был бойцом французского сопротивления, в частности на оккупированной фашистскими войсками территории Франции в г. Тулон вместе с разведчиками сопротивления проник в комендатуру и выкрал важные документы. По окончании войны был удостоен ордена святого легиона за активное участие в антифашистской партизанской борьбе.

Этапы жизни

В 1935 году Жак Ив Кусто решил пойти в академию морской авиации но он попал в автокатастрофу, и от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал пальцы на левой руке, несколько ребер а правую руку у него парализовало, также были повреждены легкие. Ему приходится потратить восемь месяцев на курс интенсивной физиотерапии. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер "Сюфрен", приписанный к порту Тулон.

В 1936 году впервые Жак-Ив плавает под водой с защитными очками. Изумленный тем, что видит, он решает посвятить свою жизнь подводным исследованиям.

В 1937 году он женился на Симоне Мелихор и вскоре у них родилось два сына, Жан-Мишель (в 1938-м) и Филипп (в 1940-м).

В 1943 году работая в сложных условиях оккупированной немцами франции, Жак Кусто и Эмиль Ганьян изобрели первый безопасный и эффективный аппарат для дыхания под водой, названный аквалангом (от лат. aqua, вода + англ. lung, лёгкое = aqua-lung, «водяное лёгкое»), который в дальнейшем Кусто успешно использовал для погружения на глубину до 60 метров без каких-либо вредных последствий. Это изобретение стало поистине легендарным. В 1946 году производство аквалангов было запущено в промышленном масштабе.

В 1948 году Кусто стал капитаном корвета, а в 1950 году получил списанный британский миноносец и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как «Калипсо» Жак-Ив преобразовал корабль в экспедиционное судно. На корабле появилась посадочная площадка для вертолёта, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения, одно- и двухместные мини подводные лодки, подводные мотоциклы и десятки аквалангов. Именно на борту «Калипсо» прославленный капитан совершил множество океанографических экспедиций в Атлантический, Индийский океаны, Красное, Черное, Аравийское моря и в Персидский залив.

В 1953 году Жак Ив приобрел мировое признание и как писатель. Капитан Кусто выпустил свою первую книгу "Безмолвный Мир", а через два года она была экранизирована. Триумф фильма был невообразимый: публика аплодировала стоя более получаса, а пресса называла его произведением века. «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах и «Оскар» были получены безоговорочно.

В 1956 году Жак Ив Кусто уволился из военно-морских сил Франции в ранге капитана

В 1957 году Кусто был назначен директором океанографического музея в Монако.

В 1959 году капитан Кусто принимает участие в создании и строительстве “ныряющего блюдца” sp350 – первой маленькой подводной лодки для научной работы в океане. она вмещает двух человек, с ее помощью можно вести наблюдения и киносъемку на глубине около 370 метров, “ныряющее блюдце” позволяет ему опускаться еще глубже и проводить исследования под водой еще дольше, чем прежде.

В 1961 году президент США Джон Кеннеди награждает капитана Кусто золотой медалью национального географического общества. на медали выгравированы слова: “Человеку земли, который дал людям ключ от мира безмолвия”

С 1962 по 1965 годы капитан и его друзья проводят первые эксперименты по изучению возможности проживания под водой. Члены команды работают от одной до четырех недель в сконструированных ими так называемых подводных домах.

В 1968 году США состоялась премьера новой телевизионной серии «Подводный мир Жака Кусто», посвященной красоте морских глубин. Несколько программ получают премии Еmmy .

В 1973 году для того чтобы поддерживать и защищать природные ресурсы земли, в США было образовано «Общество Кусто». В этом же году капитан проводит несколько крупных экспедиций, чтобы запечатлеть суровую красоту Антарктики.

в 1979 году погиб младший сын Филипп Кусто он участвовал в съемках на гидросамолете "Каталина" и, во время приводнения, самолет упала в море.

В 1981 году в Париже создается фонд Кусто. Капитан собирает многонациональную группу ученых для изучения бассейна реки Амазонки. В 1985 году совершив первый трансатлантический переход на своем новейшем судне “Алкиона”, которое движется с помощью электроветровой двигательной системы, капитан Кусто прибывает в Нью-Йорк. И после чего оба его судна отправляются на десять лет в кругосветную экспедицию, а капитан получает «Медаль Свободы» из рук президента США Рональда Рейгана

В декабре 1990 года от рака внезапно скончалась жена Жака-Ива - Симона Кусто. через год прославленный капитан женился на своей давней возлюбленной Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1980г.р.) и сын Пьер (1982г.р.), рождённые до женитьбы

В 1990 году команда Кусто, чтобы привлечь внимание всего мира к тому факту, что уникальная природа Антарктики должна быть сохранена для будущих поколений доставляют 6-х детей (по одному от каждого континента) на Антарктиду

В 1994 году команда Кусто направляется с научной экспедицией к уникальному народу острова Мадагаскар.

В 1996 году в порту Сингапур корабль «Калипсо» при столкновении с баржей получил пробоину и затонул. Когда судно подняли со дна, оказалось, что восстановить его для дальнейшей океанографической работы было невозможно. И в том же была начата большая кампания по строительству нового судна «Калипсо-2».

Жак Ив Кусто умер в Париже 25 июня 1997 года, в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда и был похоронен на кладбище Сен-Андре-Де-Кюбзак.

Влияние на потомков

Жак Ив Кусто для многих людей открыл «голубой континент». Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Легендарный корабль «Калипсо» ушел на заслуженный отдых, его поместили в морской музей города Ла Рошеля. В соответствии с желанием капитана «Калипсо» стал неотъемлемой частью музея, доказывая, что дело Кусто продолжает жить, поэтому команда с радостью и благодарностью предоставила для экспонирования снаряжение и другие предметы, связанные с жизнью и работой капитана. Чтобы защитить наиболее уязвимые водные участки по всему миру, «общество Кусто» разработало и осуществляет проект “вода мира”. Они надеются, что народы планеты примут активное участие в осуществлении проекта “вода мира”, и уже через несколько лет на земле создастся целая сеть “зон Кусто”. 1998 год провозглашен генеральной ассамблеей ООН международным годом океана. Совместно с межправительственной океанографической комиссией Юнеско «общество Кусто» работает над несколькими проектами. Один из них – научно-исследовательская экспедиция на каспийское море, природная уникальность и экологические проблемы которого общеизвестны. В ноябре 2003 года корабль “Альсиона” вышел из порта Монако и взял курс к берегам Красного моря. Целью экспедиции общества Кусто, которая продолжалась несколько месяцев, было изучение экологического состояния суданского побережья и мер по его охране. С особым трепетом ее участники посетили места, где в 1955 и 1963 годах Жак-Ив Кусто снимал фильмы "В мире безмолвия" и "Мир без солнца".


Свое детство я с трудом мог представить без Жака Ива Кусто, с упоением смотрел его передачи типа «Подводной одиссеи команды Кусто». С трудом я мог тогда представить, что Кусто внезапно не станет в 1997, это был настоящий удар для меня, любителя приключений. Кусто был не только легендарным исследователем, но и изобретателем, который придумал акваланг. Сложно представить, что этого изобретения каких-то 70 лет назад не было, а теперь курсы дайвинга можно найти на любом побережье. Еще труднее представить, что Кусто - первый человек, у которого получилось на полном серьезе сделать полноценный акваланг без каких-либо ограничений, еще более удивительно, что эта легенда жила при мне.

Отец Жака Ива Кусто был белорусом, а его настоящая фамилия была Куст. Он приехал во Францию на заработки и остался там, встретив красивую француженку. Многие патриоты могут восхититься этим событием, но я лишь отмечу, что, по-моему, у Кусто не было гражданства и национальности - он был гражданином всего мира. В детстве Жак был болезненным ребенком и с семи лет болел хроническим энтеритом (хмм… болезнью прямой кишки). Врачи советовали мальчику не утруждать себя нагрузками, а болезнь сделала парня страшно худым.
Постоянные перемены мест жительства из-за работы отца (он был адвокатом) закалили парня и привили ему страсть к путешествиям. В 12 лет (!) мальчик собрал свою первую машинку на батарейках из различных отходов электроники. Кусто продавал небольшие электронные подделки-изобретения и зарабатывал свои первые деньги. Так он и накопил на свою первую кинокамеру. Но, несмотря на огромное множество увлечений, которым Кусто отдавал всего себя и которые у него получались на «ура», учеба ему никак не давалась, пока родители не перевели мальчика в специализированный интернат, который он закончил с отличием.

Искренне влюбленный в море, Кусто поступил в Высшую национальную военно-морскую школу, после окончания которой поехал на Ближний Восток воевать. Но в 1936 году он пережил страшную аварию и сильно повредил позвоночник. Долгие месяцы реабилитации не прошли зря: Кусто придумал первые удобные очки для подводного плавания. Ну, и повстречал будущую супругу.

Чуть позже, когда больной позвоночник наконец перестал давать о себе знать, Жак познакомился с морским офицером Филиппом Тайе, разделявшим страсть Кусто к морю. Вместе с другим крутым чуваком Фредериком Дюма бро начинают свои исследования. Тогда Кусто, впервые погрузившийся под воду в 1936 году в своих очках для подводного плаванья, осознал, что мир под водой не менее прекрасен, чем мир на суше. Теперь Жак точно знал, что хочет исследовать то, что находится под уровнем моря.

Одних очков оказалось мало, и Кусто вместе со своим хорошим знакомым инженером Эмилем Ганьяном сооружает первый скафандр с автономной системой подачи кислорода. В 1943 году они испытывают его и понимают, что изобретение реально работает! В течении Второй мировой изобретение Кусто применялось для очистки морского дня от немецких мин. Во время войны Кусто изобретает камеру для подводной съемки и снимает несколько фильмов.

Создание акваланга принесло Жаку первые деньги, в 1946 году они начали производиться в промышленном масштабе. На вырученные деньги Кусто купил списанный минный тральщик британских ВМС и назвал его «Калипсо», переоборудовав его в станцию для исследования моря. Деньги на свои исследования Кусто решил добывать крайне оригинальным способом: он стал снимать познавательные фильмы о жизни морских глубин. Закадровым голосом Кусто со страшным французским акцентом читал текст про их исследования. Оригинальный жанр и неисследованный мир под водой приковали внимание к проектам Кусто, а в 1956 году за фильм «В мире безмолвия» Жак получил «Оскар», «Золотую Пальмовую ветвь» и россыпь наград помельче. Попутно Кусто изобретает небольшую подводную лодку, которая получила название «Подводное блюдце», для исследований дна моря на больших глубинах. Также на экраны телевизоров выходит первый сезон «Подводной одиссеи Жака Ива Кусто». Я аж прослезился, бро.

Всего Кусто за свои фильмы получил аж три «Оскара», награды помельче не считаем. Исследования и открытия Кусто повлияли на весь мир. Именно он открыл несколько подводных городов в Средиземном море, именно он по заказу правительств мусульманских стран открыл у берегов Аравийского полуострова богатейшие нефтяные месторождения. Именно этот человек подробно изучил фауну и флору почти всех известных морей, даже в Антарктику заглянул. Он получил сотни наград за исследования особенностей подводных животных, Кусто сделал множество открытий и участвовал в получении эффекта Магнуса.

Кусто также переживал об экологии морской среды и даже создал общество по ее охране, которое называется «Общество Кусто». В эти же годы трагедия унесла жизнь младшего сына Кусто, участвовавшего в экспедиции: его гидросамолет упал в воду, а тело так и не нашли.

Девяностые стали для Кусто не лучшим временем. «Общество Кусто» обвинили в уклонении от уплаты налогов, была конфискована приличная часть имущества исследователя. Старший сын Кусто пытался использовать имя отца, чтобы лучше продавать свой товар, и Жак активно судился с ним за это. В 1997 году Кусто умер от инфаркта миокарда. Ему было 87 лет, и он до сих пор жив в нашей памяти. Ибо он крутой, бро, и нам абсолютно плевать, скрывал он налоги или нет.

Уверены, что вы видели фильм «Одиссея» о жизни выдающегося исследователя Жака-Ива Кусто. Если нет, то HelloMonaco расскажет вам о некоторых захватывающих биографических фактах из жизни Кусто и о том, что скрывается за названием байопика, режиссером которого стал француз Жером Салль. Он также известен своими фильмами «Ларго Винч» и «Неуловимый». Роль командора исполнил известный французский актер Ламбер Вильсон, первую жену Кусто сыграла Одри Тоту, а в роли сына Филиппа предстал Пьер Нинэ. Съемки картины проходили в Хорватии на побережье Адриатического моря. Фильм «Одиссея» стал, пожалуй, самым масштабным приключенческим проектом в современной истории французского кино.

Навсегда в Монако

Говорят, этот мужчина в красной шапочке до сих пор где-то здесь. Даже спустя двадцать лет после смерти Кусто, о нем продолжают вспоминать в княжестве. Спросите у пожилых монегасков, где находится «музей Кусто», и они вам точно объяснят дорогу к музею Океанографии. На протяжении 32 лет великий командор возглавлял этот «храм моря». В 1957 году князь Ренье III предложил ему стать директором знаменитого музея, и он согласился.

Сейчас в кабинете Кусто работает нынешний директор Роберт Калькано. Приглашая к себе гостей, он непременно с гордостью скажет: «Сюда, пожалуйста! Вы входите в кабинет великого командора!» С этой огромной комнаты с ошеломляющим видом на Средиземное море и начинались великие исследования и приключения. Жак-Ив прославил этот музей на весь мир, в его времена заведение ежегодно посещало более миллиона человека, а сегодня цифра упала до 700 000.

Монако никогда не забудет открытия и наследство, которые оставил после себя великий капитан. По просьбе князя Альбера II в 2018 году в Океанографическом музее открылся отдел, посвященный великим исследователям Монако , и первое место среди них занял Жак-Ив Кусто. Компанию ему составили князь Альбер I и его праправнук Альбер II.

Стоит сказать, что на протяжении нескольких лет суверен Монако также пытался спасти знаменитое судно Кусто «Калипсо», но эти попытки остались безуспешными.


История корабля Кусто — «Калипсо»

«Калипсо» было самым известным исследовательским кораблём за всю историю океанографии. Оно прошло со своим капитаном более 1 млн морских миль: от Красного моря и Амазонки до Антарктики и Индийского океана. Однако сегодня все, что осталось от «Калипсо» — это скелет на берегу портового города Конкарно на западе Франции. В фильме «Одиссея» вы можете увидеть знаменитый корабль на фоне Антиба и подумать, что «Калипсо» вернулся в родные берега. Жаль, но это всего лишь видеомонтаж.

Кстати, есть мнение, что именно на юге Франции решилась судьба этого британского миноносца, списанного в 1950 году. Вот, что вспоминает об этом дне сын одного из ныряльщиков: «Это случилось в ресторане «Maison des Pecheurs» в Жуан-ле-Пене. За столом сидели князь Ренье, Кусто, ирландский миллионер Томас Гиннесс, один французский министр и еще несколько человек. Жак-Ив рассказывал, что мечтает снять фильм об океане, и ему нужен для этого проекта корабль. Гиннесс сказал, что готов отдать капитану корабль. Сделка была символичной, он попросил за судно всего 1 франк».

Есть и другая история, повествующая о встрече Кусто с будущим судном «Калипсо» . Якобы командор и Гиннесс встретились на острове Гоцо близ Мальты и именно там миллионер предложил выбрать корабль из базы английского флота. Кусто увидел минный тральщик американской постройки и попросил его.

Известно, что перестройка корабля заняла около месяца. Судно было в прекрасном состоянии. Выпущенный в 1942 году в Сиэтле, этот минный тральщик 1 класса не принимал участия в боевых действиях во время Второй мировой войны, а потому не имел никаких повреждений. Оснащенный мощным двигателем, корабль управлялся командой из 12 человек. Кусто заказал постройку кают еще на 10 человек, просторной кают-компании и специального помещения в носу ниже ватерлинии, оснащенного иллюминатором для подводных наблюдений. Корабль получил название «Калипсо» — по имени нимфы, персонажа древнегреческой мифологии, связанного с островом Гоцо.

Перестройка «Калипсо» стоила Кусто весьма ощутимых затрат. Когда 19 июля 1950 года корабль спустили на воду, на его борт поднялся совершенно нищий капитан. Жак-Ив решил проблемы финансирования с присущим ему размахом: он основал некоммерческую организацию, но которую возложил все расходы по оснащению экспедиций. Первыми поступлениями в фонд новой компании стали деньги, полученные первой женой Кусто за свои драгоценности. Продав серьги, кольца и колье, мадам Кусто оплатила топливо для корабля, а ее меха послужили платой за подержанный компас и гироскоп. Так собиралась первая экспедиция.

В начале девяностых годов «Калипсо» стал иконой экологического движения за сохранение богатства Мирового океана. Путешествия на этом корабле сделали всю команду Кусто знаменитой на весь мир.


Забвение

В 1996 году «Калипсо» был случайно протаранен сухогрузом. Несчастье произошло в сингапурской гавани. Знаменитое судно затонуло, и потребовалось несколько дней, чтобы поднять корабль на поверхность, а затем отбуксировать его во Францию.

Некоммерческая организация Cousteau Society решила восстановить лодку после смерти капитана. В 2007 году судно прибыло в Конкарно на реставрацию. Толпа людей наводнила набережную, чтобы увидеть «Калипсо» своими глазами. Под аплодисменты присутствующих сотрудники Cousteau Society раздавали красные шапки вроде тех, что носил командор Кусто.

Через два года заказчик восстановительных работ Cousteau Society решил, что цена ремонта слишком высока и прекратил платить. Естественно, судостроительная верфь Piriou остановила работы на «Калипсо». Затем были долгие судебные разбирательства, а лодку предоставили ветру и времени. Судно пытались продать, но безуспешно. Последняя попытка была предпринята в 2015 году, когда князь Альбер II предложил второй жене Кусто Франсин купить лодку. Глава Монако хотел либо отреставрировать судно и вновь спустить его на воду для дальнейших морских путешествий, либо организовать на «Калипсо» музей командора.

Однако вдова Кусто остановила все переговоры и объявила, что судно отправится в Турцию. Там на семейной верфи Aykin будут проведены восстановительные работы. Хотя, взглянув на руины, которые находятся в Конкарно, вы сразу поймете, что от лодки Кусто не осталось почти ничего. Так что после реставрации сложно будет назвать это новое судно прежним именем.


Интересные факты из жизни Жака-Ива Кусто. Биография

  • Родился 11 июня 1910 году в Сент-Андре-де-Кюбзаке , близ Бордо, в семье адвоката.
  • В 1930 году поступил на службу на флот в качестве руководителя группы подводных исследований.
  • В 1933 году Кусто окончил Французскую морскую академию и получил звание лейтенанта. Он мечтал о военно-морской карьере. Через несколько лет Жак-Ив был направлен на учебный корабль «Жанна д’Арк», на котором ему удалось пройти по всему свету.
  • 1936 — автомобильная авария, которая навсегда закрыла путь к военной карьере Кусто. Во время продолжительного периода реабилитации будущий командор изобрел очки для подводного плавания.
  • 1937 — женитьба на Симоне Мельхиор, от которой родились два сына — Жан-Мишель и Филипп.
  • 1943 год — Кусто вместе с Эмилем Ганьяном изобрел аппарат, предназначенный для дыхания под водой — первый акваланг.

  • 1956 год — Жак-Ив уволился из военно-морских сил Франции в ранге капитана и занял пост директора Океанографического института и музея в Монако.
  • 1974 год — основание некоммерческой организации Cousteau Society, которая занималась исследованием и охраной Мирового океана.
  • 1990 год — смерть Симоны Кусто. Прах Симоны развеяли над морем у берегов Монако.
  • 1991 год — Женитьба на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана, рожденная в 1980 году, и сын Пьер (1982 года рождения).
  • Жак-Ив Кусто скончался в Париже 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда. Он похоронен на фамильном участке на кладбище Сент-Андре-де-Кюбзак.
  • После смерти командора продолжателями его дела остались две организации: Cousteau Society и «Ocean Future».

Фото: elespanol.com/kulturologia.ru/colors.life/divers24.pl/rolexmagazine.com/ocean-media.su/gt-style.ru

Жак-Ив - известный океанограф, фотограф, изобретатель (в том числе и первого акваланга), техник. Кроме того, этот человек является автором множества фильмов и книг. О том, чем знаменит Жак-Ив Кусто, мы и поговорим сегодня.

Происхождение, детство

Будущий исследователь океана родился 11 июня 1910 года во Франции (г. Сен-Андре-де-Кюбзак). Отцом Жак-Ива был адвокат. Кусто еще в юности совершил множество путешествий и с раннего детства научился плавать. Однако из-за болезни он сильно похудел, поэтому врач не рекомендовал мальчику большие физические нагрузки.

Семья Кусто с 1920 по 1922 год жила и работала в Соединенных Штатах. Здесь Жак-Ив выучил английский язык. Весьма насыщенными были для Кусто эти годы жизни. Жак-Ив Кусто проявил большой интерес к дизайну и механике. В летнем лагере скаутов будущий изобретатель совершил первые свои погружения. Вернувшись во Францию, он приобрел первую кинокамеру, а также сконструировал автомобиль с питанием от батарей.

Обучение в академии, путешествия

К началу 1930-х годов относится обучение Жак-Ива во французской Военно-морской академии. Ему повезло, так как его группа отправилась в кругосветное путешествие на корабле "Жанна д"Арк". Через некоторое время по распределению Жак-Ив Кусто попал в Шанхай, на военно-морскую базу. Пару лет спустя он побывал также в СССР. В Советском Союзе Жак-Ив много фотографировал, однако практически все снимки были у него изъяты.

Авария, работа инструктором, женитьба

Кусто в молодости хотел стать пилотом после завершения обучения в Академии морской авиации. Однако он попал в серьезную автомобильную аварию и получил множество травм, из-за чего пришлось расстаться с этой мечтой. Симоне Мелькиор, любимая девушка Жак-Ива, помогла ему выстоять. В 1936 году в целях реабилитации Кусто начал работать на крейсере "Сюфрен" инструктором. Здесь, в порту Тулон, он первый раз в жизни исследовал море в специальных очках для Жак-Ив понял, что это и есть его предназначение.

Кусто в 1937 году женился на Симоне Мелькиор (на фото выше). У них родились сыновья Филипп и Жан-Мишель.

Погружение с маской, основание кинокомпании и первые фильмы

Вместе с Филиппом Тайе и Фредериком Дюма в 1938 году Кусто погрузился в воду с трубкой, маской и ластами. Он позднее писал о первых исследованиях океана в маске, что его глазам предстало "поразительное зрелище".

Жак-Ив в начале 1940-х годов стал основателем кинокомпании под названием "Объединение акулы". В 1942 году появился 18-минутный фильм Кусто "8 метров под водой". Он стал одной из первых картин Жак-Ива о подводном мире. Кусто во время Второй мировой войны участвовал в движении сопротивления во Франции.

Изобретения Жак-Ива Кусто

Говоря о том, чем знаменит Жак-Ив Кусто, нельзя не рассказать о множестве его из них является создание акваланга. В 1943 году состоялось испытание первого его прототипа. И оно прошло успешно. Эта модель была разработана Жак-Ивом совместно с Эмилем Ганьяном. В 1946 году началось массовое производство аквалангов. Жак-Ив Кусто за свою жизнь также создал осветительные приборы, подводную телевизионную систему и SP350 ("ныряющее блюдце") - небольшую подводную лодку, обладающую хорошей маневренностью. Она была предназначена для научного исследования глубин океана. По поручению французского ВМФ сразу же после окончания войны Кусто основал школу водолазов-аквалангистов. Несколько позже стал главой Французского центра подводных исследований Жак-Ив Кусто.

"Калипсо"

В начале 1950-х годов морской "базой" Жак-Ива стал именно этот корабль, который ранее принадлежал Британским Королевским ВМС, но был списан. Кусто переоборудовал его в мобильную лабораторию. После этого стал осуществлять на нем исследования в океане Жак-Ив Кусто. Открытия, совершенные им на этом судне, многочисленны. Одним из первых достижений, сделанных на "Калипсо", была фотосъемка морского дна, совершенная на глубинах до 7,2 км. Жак-Ива в экспедициях нередко сопровождала супруга. А сыновья его, Филипп и Жак-Мишель, работали юнгами.

Первая книга, новые фильмы и мировая известность

К началу 1950-х годов накопил уже значительный опыт изучения океана Жак-Ив Кусто. Исследования его должны были стать достоянием общественности. Для этого Кусто совместно с Фредериком Дюма в 1953 году написал книгу под названием "В мире безмолвия". В ней впервые читателям был представлен мир океана, изучению которого посвятил многие годы жизни Жак-Ив Кусто. Снятый по мотивам этой книги фильм, вышедший в 1956 году, завоевал и "Оскара". Он сразу же принес мировую известность его авторам. Кусто в 1954 году совершил путешествие по Индийскому океану и Красному морю. Итогом этой экспедиции стал сериал, известный многим из нас, - "Одиссея команды Кусто". Вот чем знаменит Жак-Ив Кусто на весь мир. Исследователь подводного мира в 1957 году стал директором находящегося в

"Подводные дома" и "Общество Кусто"

Разработка "Подводных домов", амбициозного проекта этого исследователя, относится к 1960-м годам. Его реализацией были операция 1963 года "Преконтинент II" и 1965 года "Преконтинент III".

Но мы рассказали еще не все о том, чем знаменит Жак-Ив Кусто. Этот исследователь был видным общественным деятелем. Жак-Ив в 1973 году создал некоммерческую организацию "Общество Кусто", цель которой - охрана морской среды.

Исследователь осуществлял свои экспедиции, изучая неизвестные зоны Мирового океана. Жак-Ив сконструировал новые типы судов, безопасных с точки зрения экологии. "Флот" его в 1985 году пополнился яхтой ALCYONE, которая движется благодаря электроветровой системе. В 1979 году во время съемок очередного фильма погиб младший сын Жак-Ива, Филипп.

Фонд Кусто, экспедиция в Антарктику, женитьба на Триплет

В 1981 году был создан Фонд Кусто в Париже. Спустя 9 лет исследователь отправился в экспедицию в Антарктиду. Он взял с собой шестерых детей (по одному представителю от каждого из континентов) для того, чтобы весь мир увидел, что природу Антарктики следует сохранить для молодого поколения.

В 1990 году Симона, жена Кусто, умерла от рака. Через год после ее кончины Жак-Ив женился во второй раз. Его супругой стала Франсина женщина еще до брака родила ему сына Пьера и дочь Диану.

"Калипсо-2"

"Калипсо" в 1996 году затонул в результате столкновения с баржей. Это произошло в порту Сингапура. Судно не подлежало восстановлению. Через некоторое время оно было выставлено в музее города Ла Рошель. После его поломки приступил к строительству "Калипсо-2" Жак-Ив Кусто. Биография его отмечена множеством морских экспедиций, совершенных вместе с командой на борту этого судна.

Смерть

Исследователь умер в возрасте 87 лет, 25 июня 1997 года. Смерть наступила после перенесенного респираторного заболевания, протекавшего с осложнениями. Жак-Ив скончался от инфаркта миокарда. Это произошло в Бордо (Франция). Его похоронили на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Жак-Иву было вручено множество различных наград за его исследования. Среди них особенно ценным был Орден Почетного легиона, который получил Жак-Ив Кусто. Книги его авторства, которые считаются самыми известными, следующие: "Живое море", "Жизнь и смерть кораллов", "В мире безмолвия", "Затонувшие сокровища", "Мир без солнца" и др.

Дело Жак-Ива продолжается

И сегодня работают "Команда Кусто" и "Общество Кусто" - организации, созданные им. Дети и внуки его продолжают дело исследователя, занимаясь изучением Мирового океана. Жан-Мишель, его сын, - защитник окружающей среды, исследователь, кинопродюсер, педагог. По стопам деда пошел также его внук Фабьен (на фото ниже). Он решил стать океанографом. В честь Жак-Ива в 2014 году он совершил подводную научную экспедицию продолжительностью в 31 день.

Погружение было осуществлено на станции Aquarius. Таким образом, сегодня продолжается важное для человечества дело, которое начал Жак-Ив Кусто. Биография его вдохновляет множество людей на изучение океанских глубин и защиту окружающей среды.