Выбор профессии. Факторы выбора профессии. Будущая профессия. Проблема выбора профессии

Развитие карьеры для большинства людей - это пожизненный процесс выбора возможностей трудоустройства, предоставляемых им. На каждого отдельного субъекта процесса влияют многие факторы, в том числе общество, в котором они живут, их личные способности и образовательные достижения.

Некоторые из этих факторов могут измениться во время профессиональной жизни. Иногда жизненные обстоятельства изменяют карьерные пути.

Кроме того, внешние влияния, такие как семья и друзья, могут изменить взгляды или заставить видеть свои профессиональные цели по-разному.

Факторы выбора профессии

Выбор карьеры - одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни. Исследователи обнаружили, что многие факторы, влияющие на выбор карьеры, быстро становятся очевидными благодаря честному самоанализу. Истинные ответы на вопросы: для какой карьеры вы подходите, где вы хотите жить, сколько получать за ваш труд и как вы хотите работать, могут быть ключом к выбору хорошей профессии.

В выборе карьеры необходимо принимать во внимание быстрые изменения на рынке труда и низкий спрос на выпускников. Молодёжь обеспокоена не только внутренним рынком труда, но и иностранным рынком труда, куда стремятся многие молодые люди. Экономические и социальные условия также дают выбор критериев и должны соответствовать требованиям рынка труда и ожиданиям потребностей молодых людей. Наиболее распространёнными критериями являются:

  • стабильность работы;
  • зарплата;
  • репутация компании;
  • перспективы продвижения по службе.

Местонахождение работы

География может влиять на принятие решений о карьере несколькими способами. Вы можете выбрать работу, которая требует жизни в определённом регионе, или вы обнаружите, что возможности трудоустройства более многочисленны в определённой части страны. У вас также может быть личное предпочтение тому, где вы хотите жить, будь то оживлённый город, сельская местность или солнечный регион.

Роль родителей

Родители часто влияют на карьерные пути, которые преследуют их дети. Родитель может побуждать ребёнка к профессии, сходной с его собственной или демонстрирующую высокую доходность . Дети часто привлекаются к определённой линии работы из-за профессиональной истории родителей, которая, вероятно, дала непосредственную перспективу в этом типе работы.

Влияние родителей на выбор детской карьеры часто является решающим. Наиболее часто используемые семейные аргументы:

  • безопасность и будущее профессии на рынке труда;
  • ожидаемые материальные выгоды;
  • сохранение традиций (преемственность).

Это интересно: , специфика работы.

Брак и дети

Если вы состоите в браке, то ваша половинка может влиять на выбор, который вы делаете в отношении своей карьеры. Когда пары принимают решения как единое целое, должны быть некоторые приёмы и компромиссы. Например, если супругу предлагается исключительная возможность работы за границей, вы можете решить вместе, что лучший вариант - это преследовать профессиональные возможности в новом месте.

Многие люди меняют свою карьерную перспективу, когда появляются дети. Необходимо решить, хотите ли вы проводить менее напряжённую или суетливую карьеру, чтобы проводить больше времени со своими детьми. С другой стороны, нужно искать способы увеличить прибыль, чтобы обеспечить их благополучие и будущее образование.

Потенциальный доход

Потенциальный доход выбранной профессии является одним из основных факторов, влияющим на карьерный путь. Личные финансовые потребности также могут повлиять на выбор карьеры.

Отраслевые и экономические изменения

Изменения в отрасли или экономике могут влиять на выбор карьеры. Если вы обнаружите, что профессия наводнена новыми выпускниками колледжей, то потенциал может уменьшиться и вы решите выбрать другой путь. Аналогичным образом, новые разработки в вашей области могут открыть двери для расширения профессиональных возможностей. Даже изменяющаяся мировая экономика может повлиять на выбор , который вы делаете на своём профессиональном пути.

Число людей, которые испытывают трудности с входом на рынок труда и устойчивым развитием карьеры, растёт во всем мире. Безработица в результате избыточного предложения рабочей силы представляет собой макроэкономический дисбаланс с наихудшими последствиями как для отдельных лиц, так и для всей экономики. Важную роль в перераспределении рабочей силы играет мобильность рабочей силы посредством региональной миграции. Трудовая миграция является одним из способов адаптации человека к экономическим изменениям.

Выбор профессии подростками

На выбор профессии подростком влияют многие факторы, включая жизненный контекст, личные способности, учителя и образовательные достижения. Решение этой важной задачей развития критически важно в жизни подростков.

Было установлено, что культурный и социальный контекст семьи и сообщества играет важную роль в том, как молодёжь узнаёт о карьере и оказывает влияние на процесс выбора . Стратегии, которые нацелены на родителей и сообщества, чтобы увеличить их участие в выборе карьеры молодёжи, могут способствовать принятию правильных решений.

Важным поворотным моментом в жизни является выбор карьеры, который они делают в средней школе . Часто это рассматривается семьёй и сообществом как просто начало готовности к работе, однако, это решение играет важную роль в становлении молодёжи на пути, который открывает, а также закрывает возможности.

Взаимозависимость семьи, школы и культуры сообщества

Молодые люди, благодаря взаимодействию с контекстом семьи, школы, сообщества изучают и исследуют карьеры, которые в конечном счёте приводят к определению своего пути. Взаимозависимость семейной, школьной и общинной культуры играет решающую роль в формировании профессионального выбора молодёжи.

На подростков влияют совершенно разные социальные и экономические контекстуальные факторы в их стремлении к различным профессиональным путям при переходе от школы к работе.

Выбор работы, который делают молодые люди, встроен в их восприятие «идеальной работы» и их зрелости принятия решений в сфере . Профессиональный выбор - это не просто процесс сопоставления; скорее, это выбор, сделанный в контексте многих влияющих факторов. Восприятие «идеальной работы» действует как фильтр для уместности работы и влияет на процесс выбора.

Первоначальное принятие решений о карьере - это культурная задача развития, которую подростки должны достичь к концу своего учебного года. В обследованных средних школах разброс по карьерным предпочтениям был разным. У молодёжи, имеющей обеспеченных родителей, как правило, решения о будущей карьере принимаются быстро. У детей, чьи родители имеют низкий доход, отсутствие принятия решений о карьере является нормой.

Молодые люди признают, что существуют препятствия для реализации их будущих карьерных выборов и поиск путей преодоления этих препятствий . Большинство молодых людей заявляет, что основным препятствием является нехватка финансовых ресурсов для обучения. Молодёжь, желающая работать после окончания обучения, определила отсутствие возможностей трудоустройства в качестве своего второго препятствия для достижения целей в области занятости.

Абсолютное большинство сельской молодёжи планирует покинуть сельскую местность, чтобы искать работу. Некоторые молодые люди хотели остаться, если бы могли найти работу в этом районе.

Выбор карьеры, который делают подростки, - это решение, влияющие не только на их развитие, но и существующий контекст.

Разработка программ и стратегий, которые помогают как родителям, так и молодёжи в изучении широкого круга занятий, может открыть двери для новых и нетрадиционных вариантов карьеры. Предоставление подросткам возможностей для обучения, в которых им предлагается осмыслить ситуации, с которыми они сталкиваются при различных видах занятости, может дать им более полное представление о возможностях карьеры.

Общинное обучение, в котором участвуют подростки при решении реальных проблем на рабочем месте, напрямую связывает их с реальностью различных профессий. Привлечение родителей и сообщества к активной поддержке поиска и выбора профессии обеспечивает контекст, который помогает подросткам успешно переходить на роли взрослых на рабочем месте.

Факторы выбора по Климову

Наличие интересов

Человек добивается лучших результатов в той сфере, которая ему нравится.

Способности и талант

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку: нужны ещё и музыкальные способности.

Предпочтения

Выбор может определяться:

  • профессией;
  • местом работы;
  • местом жительства;
  • климатическими и погодными условиями.

Все эти факторы могут вступать в конфликтные отношения или, наоборот, накладываясь друг на друга перевешивать в пользу какого-либо выбора.

Влияние родителей, семьи

Родные и близкие люди часто желают принимать участие в выборе работы. Мнением родных и их опытом нельзя пренебрегать, но нужно понимать что это не единственный фактор.

Мнение ровесников, друзей

Мнение одноклассников, товарищей важно, так как оно отражает уровень популярности тех или иных профессий, но выбор профессии - это личный выбор.

Личный план - это карта, которая облегчает путь вперёд. На ней должны быть отмечены главная цель и промежуточные точки. Чтение справочной литературы, опыт знающих людей, самообразование, поступление в определённое учебное заведение или кружок даст возможность составить своё мнение о кратчайшем пути к достижению ближайших целей. Кроме того, необходимо иметь запасные маршруты на случай возникновения непреодолимых барьеров в реализации основного плана, то есть должен быть план «А», «Б» и т. д.

Знания профессий

Прежде чем сделать выбор, надо углублённо познакомиться с различными профессиями. Недостаток знаний в области современных профессий чаще всего становится камнем препятствием в проблеме самоопределения.

Потребности общества постоянно меняются. Поэтому чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом ненужной, надо постоянно обновлять знания о конъюнктуре на рынке труда.

Влияние характера

Понимание того, какие профессии лучше всего вам подходят на основе вашего характера - это то, что сделает вас наиболее счастливыми на работе. Было обнаружено, что люди, которые могут применять свои личные сильные стороны в карьере, испытывают больше удовольствия от работы. Например, общительным людям лучше работать в коллективе и, наоборот, если вашей чертой характера является замкнутость, то лучше выбрать индивидуальный режим работы.

Сильными сторонами характера человека могут рассматриваться дружелюбие, самоконтроль, доброта, которые вы демонстрируете и практикуете ежедневно.

Согласно исследованию, люди обычно имеют от трёх до семи сильных сторон, и чем больше сильных сторон работник может фактически использовать на рабочем месте, тем больше он будет удовлетворён и продуктивен.

От самооценки и понимания ваших неотъемлемых характеристик зависит оценка того, в каком направлении вы должны делать свою карьеру, независимо от того, находитесь вы вначале или середине карьеры.

Учёт вашего внутреннего мира не только будет полезен на личном уровне, но и это может также дать преимущество при собеседовании. Зная, что работодатели все чаще оценивают типы личности, вы должны продемонстрировать свои лучшие качества, а также задавать соответствующие вопросы, касающиеся условий на рабочем месте.

Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом. Однако перед тем как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли "кем быть" и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы.

С чего начинается выбор профессии?

Разговор о профессии начинается с самого детства. Уже у маленьких детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то - учителем, мальчишкам нравятся летчики, космонавты, а кто-то даже отвечает, что желает стать Президентом. Стоит отметить, что даже игры, в которые играют дети, отражают интересы детей, где они или лечат кого-то, или что-то строят, готовят и так далее.

У кого-то и осуществляются детские мечты, а кто-то много раз меняет свое мнение по поводу того или иного вида деятельности. Если же ребенок сильно увлечен чем-то, ему нужно помогать развивать свои способности в этой сфере, подсказывать и направлять в нужном направлении.

В современном мире появляется множество разных профессий. Благодаря компьютеризации увеличился выбор специализаций. Появилась возможность работать не только в офисе, но и удаленно, например, дома за компьютером по Интернету. Чтобы иметь более четкое понятие о разнообразии профессий, можно разделить их на определенные группы.

Основные классификации профессий

Можно выделить типы, группы и отделы профессий.

Типы профессий определяются по предмету труда :

  • знаковые системы;
  • природа;
  • техника;
  • художественный образ;
  • человек.

Распределение профессий по группам осуществляется, исходя из условий труда:

  • бытовой микроклимат;
  • моральная ответственность;
  • необычность;
  • открытый воздух;
  • экстремальность.

В зависимости от средств труда выделяются следующие отделы профессий:

  • автоматические;
  • механические;
  • ручные;
  • теоретические;
  • функциональные.

Проблема выбора профессии

Будущая профессия является основным звеном для осуществления нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно выбирать профессию именно ту, где можно проявить себя с хорошей стороны, быть нужным для общества. Проблема выбора состоит в том, что на данный момент существует огромное количество профессий, среди которых нужно выбрать лишь одну.

Факторы

Факторы выбора профессии принято выделять внешние и внутренние. Рассмотрим подробнее и те и те.

Внешние факторы подразумевают место профессии на рынке труда, заработную плату, мнение и отношение окружающих к данному виду деятельности. Особую роль играет престиж профессии. Однако это может вызывать определенные сложности при дальнейшем трудоустройстве из-за большого количества специалистов одной и той же отрасли.

Внутренние факторы подразумевают способности самого человека, который стоит перед выбором, кем стать.

Внешние факторы, влияющие на выбор профессии

Востребованность, которая тоже относится к внешним факторам, характеризуется нестабильностью. Профессии, которые пользуются спросом на сегодняшний день, могут быть невостребованными через некоторый промежуток времени.

Хоть и к заработной плате особое отношение, следует учитывать тот факт, что сама профессия не может гарантировать высокого заработка. Тут также нужно рассматривать возможность карьерного роста. Так как, будучи представителями одной профессии, кто-то может находиться на высокой должности и иметь хороший доход, а кто-то, наоборот, занимать низкую должность и получать небольшую зарплату.

Необходимо оценивать реальную возможность в получении профессии. Здесь немаловажную роль имеет финансовое положение, так как при поступлении сложно попасть на бюджетную форму обучения.

Внутренние факторы, влияющие на выбор профессии

От характера и личностных качеств зависит то, каким специалистом он станет. Не стоит ставить планку выше своих возможностей. Не стоит окунаться с головой в медицину, если химия и биология являлись сложными и непонятными предметами. Хороший программист не получится из того, кто не дружил с математикой и информатикой. Учитель без творческих способностей, терпеливости и любви к детям обречет себя на душевное расстройство.

Следует заниматься тем, где можно действительно применить все необходимые знания. Работа должна доставлять удовольствие и быть интересной для самого работника не только с ее материальной стороны, но и содержания.

Роль школы при выборе профессии

Проблема выбора профессии должна рассматриваться и в самой школе. Здесь как нигде проявляются способности учеников, оцениваются их знания, прослеживается уровень коммуникабельности в общении со сверстниками и учителями.

Классный руководитель должен посвящать этой теме не один классный час. Выбор профессии очень сложен для ребенка, ведь пока его шаги контролируются родителями и учителями. Здесь, все же, принять решение стоит самостоятельно, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Определение будущей профессии требует немало времени. Для этого в школах проводятся специальные занятия для профориентации, предлагается заполнять анкеты, направленные на изучение способностей и предпочтений учеников. Учащиеся пишут эссе на тему «Моя будущая профессия». Все это делается для того, чтобы помочь каждому ученику в этом нелегком выборе, направив его на верные действия.

«Моя будущая профессия» - сочинение, где должны быть описаны желания и взгляды на ту или иную деятельность конкретного ребенка. Это первый шаг, чтобы начать разговор с ребенком о том, кем ему можно стать, реально оценив все его качества, умственные способности и интересы. Перед этим заданием учителю необходимо дать четкие указания, как писать эссе на тему «Моя будущая профессия». Важно донести значимость темы и объяснить, зачем она дается для написания.

«Моя будущая профессия» - сочинение, за которое недостаточно поставить просто отметку.

Роль родителей при выборе будущей профессии ребенка

Родители - люди, которые знают своего ребенка с пеленок, которые видели, как он развивался, что ему нравилось с самого детства. На протяжении всего времени они присутствовали рядом и вместе решали какие-то проблемы. Они лучше всех могут охарактеризовать свою дочь или сына и сказать, в какой сфере их ребенок мог бы добиться успеха.

Конечно, родители должны часто разговаривать с детьми об их будущем. Будущая профессия играет очень важную роль в жизни человека, поэтому бросать ребенка один на один с выбором, кем стать, нельзя. Родителям следует вместе с детьми анализировать ситуацию в мире, определяться заранее. Это необходимо для того, чтобы в школе можно было уделять должное внимание тем предметам, которые в дальнейшем будут необходимы при поступлении. Если позволяет финансовое положение - прибегнуть к помощи репетиторов, приобрести все необходимые книги для изучения.

На сегодняшний день существует огромное количество специализированных курсов, где детям помогают заполнить пробелы в знаниях по определенным школьным предметам. Здесь более досконально изучается то, что может не объясняться в школе. Курсы английского языка - отличный вариант для тех, кому язык необходим в дальнейшем. Все это, конечно, не бесплатно, однако если финансы позволяют - это будет очень разумное вложение.

Наиболее востребованные профессии

Будущая профессия должна соответствовать требованиям современного общества, поэтому при выборе необходимо изучить спрос на тех или иных специалистов. Востребованные профессии будущего, а точнее некоторые из них, представлены ниже.

Так как с каждым годом производство все более развивается, обществу необходимы будут инженеры, особенно химической, нефтедобывающей промышленности.

Так как без компьютеров практически невозможно представить современного человека, то специалисты ИТ будут всегда пользоваться спросом.

В последнее время должное внимание уделяется экологии окружающей среды, поэтому работники в этой сфере будут нужны всегда.

Профессионалы в области красоты, здоровья и развлечений - люди, без которых нельзя представить мир.

Строительство постоянно развивается. Оно нуждается как в рабочей силе (иными словами в строителях), так и в архитекторах.

Куда пойти учиться?

После окончания школы учащихся ждет новая ступень. Эта ступень может быть как поступление в колледжи, училища, так и в высшие учебные заведения. В первые заведения можно поступить после 9 классов, соответственно, выйти раньше на работу и зарабатывать деньги. Если есть желание получить высшее образование после колледжа или училища, то можно одновременно работать и учиться заочно. Этот путь обычно выбирают те, кто хочет скорее стать материально независимым от родителей, или те, кто просто нуждается в деньгах.

Поступление в высшее учебное заведение требует тщательной подготовки, которую следует начинать как минимум за полгода до поступления. Чтобы обучаться на бесплатной форме обучения, необходимо успешно сдать вступительные экзамены. К сожалению, не все получают шанс обучаться бесплатно, обладая при этом очень хорошими знаниями. При поступлении в высшее учебное заведение нужно быть готовым, что вам предложат обучаться за собственный счет. Из этого следует, что получение заветного диплома будет стоить немалых денег.

Подводя итог, нужно сказать, что человек, определяясь по поводу будущей профессии, должен быть на сто процентов уверен, что это именно то, что ему нужно, именно то, что будет доставлять ему положительные эмоции. Спонтанность в этом деле не к месту.

Небезынтересно узнать, какие факторы влияют на выбор профессии выпускниками российских школ. Специальные опросы показали, что более половины из них прислушиваются все же к рекомендациям родителей или друзей. Может показаться неожиданным, но почти каждый пятый учитывает мнения, высказанные в средствах массовой информации. Удивительно и достойно уважения то, что десятая часть выпускников обращается к литературе, определяя будущую сферу деятельности из почерпнутых в книгах сведений. Небольшой процент абитуриентов вузов (в основном жители крупных городов) прибегают к помощи психологов, специалистов по профориентации. Однако существует неоспоримый факт: школа практически не фигурирует как советчик для своих же собственных учеников.

Первый принцип, который считается предпосылкой к выбору профессии, - это способность к самоанализу. Учащийся, зная свои личностные черты и склонности, после глубокой доскональной самооценки должен накопить как можно больше информации о профессиях, из которых он хочет выбрать свою. Этому способствуют наблюдения за выполнением той или иной профессиональной деятельности, изучение справочной литературы. Сравнение данных о себе и о требованиях, предъявляемых работодателем, позволяет ему принять решение. Однако это первый, можно сказать, предварительный этап. Главное - впереди. Основной принцип японской системы - реальные пробы, обеспечивающие проверку умственного выбора с помощью собственного трудового опыта. Школьникам предоставляют возможность поработать. Каждая из перечисленных выше профессиональных сфер - это свой особый мир, со своими ценностями, требованиями и условностями. Для начала надо постараться выяснить свои психологические особенности, в частности те, которые связаны с природным темпераментом, раскрывающим динамические черты нашего поведения. В дифференциальной психологии для этих задач используется большое количество разнообразных тестов. Самый популярный их них тест Айзенка, который составлен на основе двух показателей: интраверсии - экстраверсии и нейротизма - стабильности. Если темперамент отражает природные особенности человека, то характер говорит о социальном качестве человека. Он формируется в обучении, в воспитании, в труде. Типичный характер развивается на основе типического темперамента, но содержание характера шире содержания темперамента. Как считает известный немецкий психиатр Карл Леонгард: «Свойствами характера определяются направленность интересов человека и глубина его эмоциональных реакций, а от темперамента зависят темп и глубина эмоциональных реакций». В переводе с латинского характер означает «отпечаток»: отпечаток того, что накладывает на нас социальное окружение - семья, учителя, друзья, условия жизни. Чтобы понять характер человека, достаточно посмотреть на его четыре важнейших типа отношений:

К самому себе;

К другому человеку;

К труду;

К материальной собственности.

Эти отношения пытаются выявить кадровики, или как их сегодня называют HR - менеджеры, во время собеседования при приеме на работу. Из наиболее существенных сторон характера, влияющих на профессиональное определение, является воля. В психологии воли различают первичные, вторичные и третичные качества. Основными, первичными волевыми качествами личности считается целеустремленность, настойчивость, выдержка, энергичность. Они необходимы абсолютно для любой профессии. Ко вторичным волевым качествам относятся те, которые необходимы для деятельности в экстремальных условиях. Это - решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Третичными волевыми качествами считаются ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, инициативность. Эти качества больше всего ценят при работе в команде.

В зависимости от того, в какой сфере деятельности вы собираетесь работать, надо подумать о соответствии ваших волевых качеств избираемой профессии.

В ХХ веке появились и другие классификации темперамента и характера, в частности, классификации немецкого психолога Кречмера и американского - Шелдона. В них отличия людей друг от друга основываются на особенностях строения тела, из которого выводятся характерные психологические черты того или иного человека. Нарисуйте или представьте себе трех разных по сложению людей - одного малорослого, с короткой шеей, короткими руками и большим животом, другого - рослого, с хорошо развитой мускулатурой и крепкими костями, а третьего - высокого, с плоской грудью, большой головой и тонкой кожей. Какую профессию изберут эти схематически изображенные люди? Человек

с первого рисунка будет снабженцем или поваром, завскладом или чиновником в теплом местечке. Второго будут считать либо директором завода, либо военачальником, либо путешественником и спортсменом. Третьего видят инженером, конструктором, ученым или поэтом.

В классификации Шелдона первый тип людей относят к висциротоникам, второй - к саматотоникам, третьих - к церебротоникам. И каждый тип будет иметь различные подходы к своей карьере.

Среди других важных факторов в выборе профессии специалисты называют локус контроля, эмоциональную стабильность, карьерный инсайт. Локус контроля, который разделяют на внутренний (интернальный) и внешний (экстернальный), характеризует результаты причисления профессиональной успешности, либо за счет собственных усилий, либо за счет других людей и разного рода счастливых случаев. Внутренний локус контроля характерен для людей (интерналов) с высоким показателем поисковой активности в ситуации неопределенности, что является одним из ведущих условий достижения жизненного успеха на любом поприще. Интерналы стремятся объяснить удачу, опираясь на анализ собственных внутренних ресурсов и собственной деятельности. Это сопровождается ожиданием непременного успеха даже в очень трудной ситуации, и в конце концов успех, как правило, приходит. Интерналы отличаются большой ответственностью в работе, имеют четкие, конкретные цели своей профессиональной деятельности и последовательно идут к их достижению. В результате их жизнь всегда имеет большой не только профессиональный, но и общественный смысл.

Внешний локус контроля характерен для людей (экстерналов), склонных приписывать свои достижения внешним событиям и обстоятельствам жизни, продуктивность их работы повышается при внешнем контроле и падает при его отсутствии. Эмоциональная стабильность - это способность человека реагировать на различные стимулы. Внутреннее спокойствие в трудных ситуациях помогает находить оптимальное решение. Человек уравновешенный хорошо приспосабливается к изменяющимся условиям окружающего мира. Эмоциональная стабильность безусловно влияет на успешность карьеры. Эмоциональная нестабильность присуща людям, поведение которых психологи называют «негативный карьерный сценарий». В этом случае возникающие препятствия и трудности в достижении цели воспринимаются как непреодолимые. Эмоциональная нестабильность может быть вызвана невротическими расстройствами, дефектами характера, а также на фоне информационных перегрузок. В любом случае преодоление эмоциональной нестабильности - одно из важных условий достижения успеха в профессиональной деятельности. Это достигается путем выполнения программ здоровья, разрешения внутриличностных конфликтов, выработки индивидуального стиля деятельности, освоения навыков саморегуляции.

Карьерный инсайт - это знание человеком своих сильных и слабых сторон и умение при осуществлении карьеры усиливать свои сильные стороны и нейтрализовать слабые. Если есть четкие цели и планы их реализации, это сделает профессиональный рост более ровным и предсказуемым. Люди со слабым карьерным инсайтом хуже знают свои личностные особенности, больше зависят от мнения других, особенно авторитетных лиц; они имеют размытые профессиональные цели, заниженный уровень карьерных ожиданий и, как следствие меньшего достигают в жизни.

Одним из факторов, регулирующих уровень активности человека, является его самооценка, т.е. представления личности о собственных возможностях вообще и в определенных видах деятельности в частности. Представление человека о собственных возможностях, критическое отношение к себе складывается на основании оценки окружающими результатов его деятельности, успехов и неудач и формируется на ранних этапах становления личности. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т.е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности.

Подростки, поставленные перед необходимостью выбора профессии, могут различно оценивать степень собственной личностной зрелости, подготовленности в таком сложном вопросе. В практике консультирования часто встречаются случаи как неадекватно завышенного, так и неадекватно низкого уровня притязаний подростков в профессиональном самоопределении. При неадекватно завышенном уровне притязаний суждения подростков категоричны, выражена преимущественная ориентация на личный опыт как ведущий источник сведений об окружающей действительности, суждения консультанта, учителей, старших встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых. Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся как бы полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Именно такие чаще всего приходят к психологу-консультанту. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя вправе принимать какие-либо ответственные решения вообще. Таким подросткам необходимо помочь поверить в себя, а для этого надо фиксировать их внимание на тех случаях, когда они проявляли наблюдательность, высокую социальную чувствительность, давали правильные и дальновидные оценки себе и другим людям.

Пристальное внимание к проблеме самооценки учащегося как субъекта принятия решения позволяет индивидуализировать профориентационное взаимодействие, а также более правильно осуществлять формирование у подростка ценностного отношения к собственной активности в рамках профессионального самоопределения.

В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию. Возникают субъективно обусловленные предпочтения, обусловленные их отношением к различным источникам получения информации, различным способам ее предъявления, а также различным аспектам ее содержания. Потребности, интересы, ценностные ориентации человека, его микросоциальная ситуация определяют его отношение, степень доверия к различным каналам получения информации, его интерес к тому или иному ее содержанию.

Наибольший интерес для подростков представляют сведения о требованиях, которые предъявляются к человеку в процессе труда на определенном рабочем месте; второе место по значимости и привлекательности занимает информация о содержании труда представителей конкретной профессии, а также о возможностях самовыражения в рамках профессиональной деятельности. Следующую позицию занимают такие факторы, как условия труда, материальное обеспечение, перспективность работы. Еще ниже в ряду интересов подростков находятся сведения о позиции референтной группы в отношении профессии, а также информация об особенностях трудовых коллективов.

Менее привлекательной и значимой для индивидуального выбора представляется подросткам информация о потребностях народного хозяйства в специалистах определенного профиля. Выявленная структура ориентации при получении профессионально значимой информации свидетельствует об определенной фиксации внимания подростков средствами массовой информации, лекционной пропагандой на таких факторах, как интересность работы, соответствие ее склонностям человека, т.е. на индивидуально-личностном аспекте проблемы выбора профессии. Этот аспект безусловно значим. Но без перестройки ориентации на фактор социальной значимости невозможно решение проблемы привлечения подростков в массовые профессии.

В связи с этим особое значение для формирования социально ценных представлений и установок учащихся приобретает рациональное использование в профориентационной работе наиболее значимых для подростков каналов и источников информации.

Экспериментально-психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации при выборе профессии.

Личный опыт подростка среди источников информации о социальной действительности занимает особое место.

Основоположник отечественной концепции профориентации А.П. Болтунов подчеркивал необходимость изучения и активного использования фактора личного опыта для решения как информационных, так и профессионально - воспитательных задач. Подростки часто ссылаются на свой личный опыт, когда аргументируют те или иные оценки и решения. Личный опыт подростков является результатом усвоения общечеловеческой культуры, опыта других поколений и своих сверстников. Но ведущее место среди источников формирования личного опыта отводится ими непосредственным впечатлениям и переживаниям.

Отличительной особенностью личного опыта подростка является его высокая субъективная значимость, переоценка, вплоть до абсолютизации, расширенная трактовка, перенос оценок с одних событий на другие, которые лишь фрагментарно схожи. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе. Размытость, неопределенность в осознании подростками содержания понятия «личный опыт», сочетание этой особенности с субъективной переоценкой его как одного из основных факторов выбора профессии требуют от родителей и педагогов школ целенаправленной работы по конкретизации опыта школьников и обогащению его социально-значимым содержанием. При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. В случае очевидных противоречий с реальностью подростком осуществляются произвольные допуски. Критическая оценка гипотез неполноценна. Варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью. Подростки, демонстрирующие подобный стиль выработки решения, производят впечатление инфантильных, недостаточно зрелых личностей.

В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная, фрагментарная их критичность.

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полноценной и планомерной последующей критической оценкой.

Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения подросток находит с некоторым трудом.

Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке. Представителей этого типа, так же как и предыдущего, отличает застревание на оценке возможных отрицательных последствий, связанных с принятием конкретного варианта.

Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков. Как инертные, так и импульсивные решения требуют коррекции, которая может осуществляться в совместной с родителями или педагогами деятельности (во время доверительных бесед, при анализе сюжетов литературных произведений, обсуждении конкретных ситуаций).

Однако надо помнить, что нельзя научить рациональной тактике поиска верного решения лишь посредством замечаний и дискредитации того, что в глазах подростка является плодом его размышлений, даже если этот плод незрел и неполноценен.

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии.

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность - важная, неискаженная информация - важный фактор выбора профессии.

8) Деятельность, связанная с будущей профессией. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как допрофессиональные увлечения - путь к будущему.

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление выбором профессии - одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления.

К объективным факторам относятся:

Система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.

К субъектным факторам относятся:

Возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

Среди внешних факторов, обусловливающих профессиональное самоопределение личности, учащиеся осознают прежде всего те, которые имеют значение непосредственно побуждающих стимулов. Это видно из опроса старшеклассников.

Таблица №4. Факторы, стимулирующие профессиональное самоопределение

Показатель

Количество учащихся в%

городская школа

сельская школа

1) Родители

2) Родственники

3) Товарищи

4) Знакомые

5) Учителя

6) Любимые герои книг и кинофильмов

7) Газеты и журналы

8) Телевидение

9) Занятия в кружках и на факультативных курсах

10) Участие в общественной работе

11) Практическая деятельность, связанная с будущей профессией

12) Прочие

Основными факторами, стимулирующие профессиональное самоопределение, учащиеся называют родителей, товарищей, занятия в кружках и факультативах и некоторые другие.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явления выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

С позиций личностного подхода выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения.
1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст).
2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.
3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.
4. Самореализация в труде (частичная или полная) - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Психология развития отождествляет начало профессионального самоопределения - первый этап - с детской игрой, когда ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ними поведения. Второй этап - подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями. Третий этап - подростковый и большая часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии, когда разные виды профессиональной деятельности «сортируются» и оцениваются с точки зрения интересов, способностей, системы ценностей подростка. И наконец, четвертый этап - практическое принятие решения, включающее в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональной подготовки и 2) выбор специальности.

Итак, можно оказать, что процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Однако пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Этот ответственный момент тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения, и на решение о выборе профессии влияет прошлый опыт личности. В то же время от этого решения, естественно, зависит то, как будут протекать последующие этапы профессионального самоопределения. Поэтому сосредоточим свое внимание на этом переломном моменте профессионального самоопределения, поскольку в нем, как в капле воды, отражаются все особенности процесса.

В психологической литераторе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности.. В этом случае предметом исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой - характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности (Шишкина, 1976, Алишев, Шираков, 1987). К сожалению, этот взгляд грешит недооценкой активного начала личности выбирающего.

В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Несомненно, этот подход более продуктивен, так как утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда (Иванчик, 1986; Рескина, 1986) может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения личности. То есть выбор профессии, с одной стороны, считается социально заданным, а с другой - определяется прежде всего социальными характеристиками профессии. Не вызывает сомнения положение о влиянии общества в целом на профессиональное самоопределение его членов, и, конечно же, с профессиональной деятельностью непосредственно связано положение личности в обществе.

Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, и процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя в конечном счете течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте - на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности также и в других областях, например в личной жизни.

Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности и с учетом всего спектра факторов профессионального самоопределения подводит нас к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому субъекту выбора. Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора профессии зависит, какие факторы становятся следующими. Объективно существующие факторы выбора; профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины в силу различных причин.

Как мы уже отмечали, ситуация выбора профессии характеризуется двусторон-ностью: с одной стороны -мир профессий, обладающий широчайшим спектром различных характеристик, с другой-субъект выбора профессии, личность со всеми ее особенностями.

Традиционно общая схема описания профессий подразумевает четыре аспекта:
1) социально-экономический - краткая история профессии,. ее роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате;
2) производственно-технический - данные о технологическом процессе, объекте, орудиях и предмете труда, рабочем месте, формах организации труда;
3) санитарно-гигиенический - информация о микроклиматических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях;
4) психофизиологический - требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности.

Говоря о сложности такого образования, как субъект деятельности, Б.Г. Ананьев (1980) исходными его характеристиками называет сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности). Высшей интегрирующей субъективных свойств является творчество, а наиболее обобщенными эффектами, а вместе с тем и потенциалами - способности и талант. Помимо объективно существующей картины имеются еще и субъективные представления личности как о мире профессий, так и о себе. Это значительно усложняет ситуацию выбора профессии и расширяет спектр факторов, его обусловливающих.

В ряду основных факторов выбора профессии обычно называются следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности), способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности), темперамент, характер. Эти факторы часто относят к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (школьная успеваемость), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое внимание уделяется таким факторам, как мотивы профессиональной деятельности, жизненные ценности индивида, прошлый опыт, представления о будущем. Кроме того, в последнее время ряд авторов подчеркивает значение общей активности, самооценки, уверенности в достижении успеха, уровня сформированности осознанной психической саморегуляции.

Наиболее изученным и всеми признаваемым фактором профессионального самоопределения являются интересы субъекта выбора профессии. Интересы традиционно считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других. Интересы обладают определенной динамикой развития. В основе структуры интересов лежат познавательные интересы, которые развиваются в учебной деятельности и характеризуются высокой динамикой, частой сменой, так как связаны с активным поиском личностью своего «Я». На базе познавательных интересов возникают интересы к профессии, к типу профессий и зачем профессиональные интересы, направленные на определенный вид трудовой деятельности и отличающиеся высокой устойчивостью (Гейжан, 1984; Реокина, 1986). Профессиональные интересы требуют проверки в конкретной деятельности, что на практике часто затруднено. Поэтому степень выраженности профессиональных интересов и их направленность могут быть искажены отсутствием практического выхода. Следовательно, при изучении профессиональных интересов субъекта выбора профессии встает проблема адекватности оценки и самооценки этого ведущего фактора выбора профессии.

Не менее важным и в достаточной степени изученным фактором выбора профессии являются способности. Часто проблему способностей связывают с одаренностью, талантом, однако столь высокие требования к субъекту выбора профессии предъявляет сравнительно небольшая группа профессий. В профессиографичес-кой литературе представлена точка зрения К. М. Гуревича (1981), который выделяет три типа профессий:
I. Профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективной деятельности.
II. Профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности.
III. Профессии, которые по своей сущности предполагают достижение высших ступеней мастерства.

Профессии III типа предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека, причем к тем качествам, которые формируются при наличия выраженного генетического контроля. Большинство же профессий не предъявляет столь жестких требований к субъекту выбора профессии (первая группа) или позволяет с помощью включения механизмов компенсации, выработки индивидуального стиля деятельности скорректировать недостаток тех или иных профессионально важных качеств (вторая группа).

Концепция ориентации на формирование индивидуального стиля деятельности основана на следующих предпосылках:
1) признается, что есть стойкие, практически невоспитуемые психологические качества, существенные для успеха деятельности;
2) возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности;
3) имеются широкие возможности преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или же компенсации посредством других способностей или способов работы;
4) формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности, т. е. внутренних условий развития, наряду с учетом внешних условий (предметной и микросоциальной среды) (Климов, 1970).

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей. Рядом авторов отмечено, что уровень притязаний у подростков часто завышен. Это обусловлено неадекватностью самооценки способностей и плохой информированностью о требованиях избираемой профессии (Шишкина, 1976; Ильин, 1981). Неадекватность самооценки способностей часто связана со школьной успеваемостью, так как школьные оценки не всегда правильно отражают действительные способности человека в той или иной области. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной как завышенной, так и заниженной самооценки и, следовательно, неадекватного уровня притязаний при выборе профессии.

Проблема самооценки и в целом уровня развития контрольно-оценочной сферы субъекта выбора профессии представляет большой интерес. Особенно важно это потому, что момент выбора профессии в основном приходится на 15-17 лет, когда структура контрольно-оценочной сферы, и в частности самооценки, претерпевает глубокие изменения. К концу подросткового возраста повышаются адекватность самооценки и ее самостоятельность, изменяется эталон самооценки. Самооценка приобретает устойчивость и становится одним из важных факторов развития личности. Изучение самооценки в деятельности свидетельствует о том, что эта характеристика является одним из важнейших механизмов эффективного осуществления процесса саморегуляции деятельности. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, так как часто обусловливает расхождение способностей и склонностей.

Процесс выбора профессии предполагает высокую активность личности. Поскольку ситуация выбора профессии характеризуется многомерностью, для правильного (адекватного) выбора субъекту выбора профессии приходится проделать большую внутреннюю работу. Ему необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности характера, ценностные ориентации и т. д.), требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий. Все эти действия могут быть осуществлены только при высоком уровне развития контрольно-оценочной сферы субъекта. Недаром при изучении всех факторов, влияющих на выбор профессии, встает вопрос об адекватной их оценке субъектом выбора профессии. Многими авторами (Божович, 1968; Прыгин и др., 1987) отмечается, что вследствие недостаточного осознания выбор профессии иногда либо не происходит, либо является актом подражания товарищам, родителям и совершается под влиянием случайных обстоятельств.

Ряд исследований убедительно доказывает, что успешность любой деятельности, в том числе профессионального самоопределения, зависит от уровня сформи-рованности осознанной психической саморегуляции. Это качество определяется как умение без систематического контроля, помощи и стимуляции самостоятельно работать, оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач (Прыгин, 1984; Прыгин и др., 1987). Обладающие перечисленными характеристиками были условно названы «автономными», полярная группа - «зависимыми». «Автономные» отличаются обоснованностью выбора профессии, выбором конкретной сферы труда, осознанностью своего места в жизни, знанием о мире профессий, осознанием последствий выбора профессии. Эта группа при выборе профессии в меньшей степени подвержена влиянию случайных факторов. Группа «зависимых» отличается малой самостоятельностью, подвержена влиянию случайных факторов, выбор профессии у них часто необоснован.

Таким образом, качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, степенью развития контрольно-оценочной сферы, являются одним из ведущих факторов выбора профессии. Причем влияние этого фактора опосредует влияние остальных факторов, как присущих самому субъекту, так и внешних. Например, группа «автономных» отличается более адекватным представлением о мире профессий, которое получает из достаточно компетентных источников (специальная литература, беседы с профессионалами и т. д.), в то время как полярная группа ориентируется на средства массовой информации, советы знакомых, следствием чего является искаженное представление о выбираемой профессии.

Таким образом, отмеченный нами фактор представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального самоопределения. Он обусловливает:
- способность адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии;
- способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем;
- способность выделить главное для себя при выборе профессии, т. е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно отразить ситуацию выбора профессии.

Несмотря на достаточно широкое развитие профориентационной сети в нашей стране, большинство старшеклассников выбирает профессию более или менее стихийно. Естественно, возникает вопрос, все ли выбирающие профессию нуждаются в помощи профориентационной службы и особенно в помощи психолога-профконсультанта. Исследования сформированности профессиональных планов выпускников показывают, что около 30% восьмиклассников и 50% десятиклассников в состоянии самостоятельно выбрать профессию.

По степени сформированности выбора выпускников школы обычно разделяют на четыре группы, несомненно, связанные с индивидуальными характеристиками:
1) определившиеся (30%);
2) колеблющиеся (30%);
3) неустойчивые (15%);
4) пассивные (25%).

Итак, около 30% старшеклассников могут сами выбрать профессию, не прибегая к посторонней помощи. Остальные нуждаются в помощи профориентацион-ной службы, причем форма помощи должна быть разной. Одним требуется достоверная информация о мире профессий, другие хотят получить сведения о своих индивидуальных особенностях (часто просто хотят получить подтверждение уже известного), многим нужно лишь аргументированное подтверждение их выбора. Профориентационная служба призвана решать эти и другие проблемы, возникающие в связи с выбором профессии, оказывая выпускникам помощь в плане профессиональной информации, профессиональной консультации, профессионального отбора и подбора.

Внешние факторы — это престиж профессии, ее востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию, мнения и желания близких.

Престиж профессии является основным фактором выбора для большинства молодых людей. Действительно, престиж — важный мотив. Однако на волне популярности может возникнуть переизбыток специалистов в престижной профессии, что создаст сложности при устройстве на работу.

О востребованности можно сказать то же. Те профессии, которые востребованы сегодня на , могут оказаться невостребованными завтра и наоборот. Например, спрос на строительные специальности растет при высоких темпах строительства и падает в ситуации экономического кризиса. Поэтому в этом вопросе лучше ориентироваться на прогнозы специалистов, чем на существующую ситуацию.

Заработная плата в выборе профессии не может играть решающей роли, поскольку обычно оплачивается не профессия, а должность. Высокая заработная плата, связанная именное профессией, как правило, отражает степень риска. Рассматривая фактор заработной платы, важно обращать внимание на возможность . Для одних работ стартовая заработная плата может быть весьма высокой, но со временем она не будет повышаться; для других она растет с годами, и через какое-то время вторые значительно обгонят первых.

Реальная возможность получить профессию может быть ограничена отсутствием материальных условий, сложностью поступления и т.д. Для решения этой проблемы следует направить усилия на изменение ограничивающих условий — воспользоваться кредитом, найти альтернативное учебное заведение и т.д.

Мнения и желания близких, особенно родителей, — самое неоднозначное условие выбора. С одной стороны, представители старшего поколения обладают опытом, который необходимо использовать, нос другой — они не всегда хорошо разбираются в структуре и динамике современною рынка труда. Чужие мнения следует учитывать, но при этом понимать, что окончательное решение необходимо принимать самому.

Внутренние факторы выбора профессии

Внутренние факторы — это возможности, способности и интересы самого человека.

Идеальным является вариант, когда профессия соответствует всем заданным условиям. Однако чаще всего возникает необходимость пожертвовать какими-то из них. Все факторы довольно весомы, и провести их градацию по степени важности невозможно, так как для разных людей значимы разные факторы.

Внутренние факторы касаются самой личности — того, что она может и хочет. Поскольку итоговый выбор — это выбор личности, который может оказать решающее влияние на всю последующую жизнь, на внутренние факторы следует обращать особое внимание.

Возможности следует обязательно учитывать в числе внутренних факторов. Ряд профессий закрыт для людей с болезнями. Например. человек с больным сердцем не сможет стать летчиком, а аллергик — химиком. Для некоторых профессий нужна быстрая реакция, которая проверяется при помощи специальной аппаратуры. Дегустаторы должны иметь развитые вкусовые рецепторы, музыканты — слух и т.д.

Способности, как правило, проявляются в ходе обучения. Очевидно, что программирование для человека с плохими оценками по математике будет не лучшим выбором, а человек без видимых актерских способностей вряд ли сделает карьеру кинозвезды. Исключения существуют, но они довольно редки.

Интересы и предпочтения чрезвычайно важны в выборе. Работа должна быть интересной и проходить в тех условиях, которые наиболее комфортны. Для творческого человека не самым лучшим выбором будет ранний подъем и работа с восьми до пяти, а для человека, увлеченною техникой, — политическая или артистическая деятельность.

Классификация и выбор профессии

Даже выявив все факторы, сложно остановиться на какой-то одной профессии. В российском классификаторе тысячи профессий — от экзотического авербандщика (наносящего узор на шелк) до юрисконсульта. Для лучшей ориентации в профессиях существуют их классификации (табл. 2.1), которые помогают значительно сузить область поиска.

Таблица 2.1. Основные классификации профессий

Для примера рассмотрим типы профессий. Отношение «человек-природа» — это биолог, агроном или геолог; «человек-человек» — учитель, менеджер; «человек-техника» — инженер, ремонтник; «человек-знак» — языковед, программист; «человек-художественный образ» — артист, поэт и т.д. Для каждого типа характерны особые способности и умения, наличие которых можно выявить на ранних этапах. Например, отношения «человек-человек» предполагают высокие коммуникативные способности, умение завязывать контакты, разрешать конфликтные ситуации и управлять людьми.

Существуют также психологические тесты, позволяющие выявить свои задатки и способности. Можно обратиться в профессиональные службы занятости за консультацией, к специальной литературе. Только серьезный подход к выбору поможет отдать предпочтение той профессии, которая будет способствовать дальнейшему раскрытию личностных качеств.