Основные категории педагогики. Формы организации учебной деятельности. Доклад:«Формы организации учебной деятельности на уроке»

Необходимо различать формы обучения и формы организации обучения. Формы обучения отражают способ взаимодействия педагога и обучающихся: индивидуальная форма, коллективная, индивидуально-групповая, парная, групповая (командная), парная.

Формы организации обучения – определенная конструкция отдельного относительно законченного звена обучения, который наполняется определенным содержанием и подчиняется конкретным целям. Такими формами выступают: урок, лекция, семинар, практическое занятие и т.д.

Основной формой обучения уже на протяжении нескольких столетий (возникла в к.17 века) является классно-урочная форма. Урок, несмотря на многие его недостатки, остается наиболее надежной и универсальной формой обучения в школе. Классно-урочную систему много раз пытались модернизировать, благодаря педагогам новаторам было обнаружено много интересных находок, однако ни один из найденных вариантов пока не мог заменить урок, а лишь помог обогатить и дополнить его.

В конце XVIII в. английский священник А.Белл и учитель Дж.Ланкастер разработали и внедрили в школах так называемую Белл-Ланкастерскую систему взаимного обучения, учитель сначала обучал старших, а потом старшие обучали младших. Несмотря на положительные стороны взаимного обучения, качество оказалось невысоким.

Созданная в конце XIX в. Мангеймская система (по названию г.Мангейм в Германии) была связана с разделением учебного процесса на потоки: для наиболее способных, детей со средними способностями, малоспособных и умственно отсталых.

В ХХ в. учительница Е.Паркхерст предложила систему, получившую название Дальтон-план (г.Далтон, США). Учащиеся в начале года получали задание и могли заниматься в лабораториях, мастерских, отчитываясь в установленное время о выполненных заданиях. Расписания не было, индивидуальная работа проводилась в присутствии учителя по свободному графику, но предметный принцип соблюдался. В советской школе 20-х г.г. индивидуальная работа была заменена на групповую, и метод получил название бригадно -лабораторный .

В наши дни идеи и методики Дальтон-плана были использованы в модели американской школы «Лидер», получившей некоторое распространение и в России. Известны также: план Трампа – сочетание лекционной системы с индивидуализированным обучением; метод «учебных единиц», при котором вводится гибкое расписание в зависимости от заявки учителя на время, необходимое на изучение определенной темы; проект «градуированные классы», когда ученик мог выходить за рамки учебного плана года обучения (например, по одному предмету обучаться по программе 9 класса, по другому – 10 класса). Современный урок имеет множество типов: вводный урок, урок закрепления материала, урок систематизации и обобщения материала, контрольно-проверочный урок, комбинированный урок, проблемный или проблемно-поисковый (М.Махмутов, И.Я.Лернер), эвристический урок (А.В.Хуторской) и т.д.

Для высшей школы основными формами проведения занятий являются лекция и семинар, возникшие еще в первых университетах Европы в 12-14 веках. Лекция (от лат. Lectio – чтение) тогда проходило как громкое чтение с комментариями научных и религиозных трактатов и сочинений, которые до появления книгопечатания были недоступны многим и непонятны. Но на протяжении веков ее роль изменялась, и теперь лекция – форма живого общения преподавателя со студентами. Критика, связанная с пассивной позицией студента, в определенной степени оправдана по отношению к сугубо информационной лекции, т.к. в настоящее время существует множество информационных современных носителей для обучения. Однако в силу того, что многие студенты, не обладающие опытом отбора и переработки множественной информации, затрудняются строить самостоятельно свое обучение, преподаватель выступает своеобразным лоцманом в этом информационном океане. К тому же, информация быстро устаревает, поэтому преподаватель может квалифицированно вносить свои коррективы в учебный материал. Современная лекция не только несет информацию, но и призвана формировать интерес к изучаемой сфере, учить анализировать и оценивать, раскрывает научные основы современных методик и технологий. Современная лекция зачастую теряет монологическую характеристику, у опытных преподавателей она превращается в живое общение с аудиторией, стимулируя и развивая мысль и сознание студентов.

Семинар – форма самостоятельной работы студентов с представлением ее результатов. В отличие от школьных уроков опроса изученного материала, семинар в вузе во многом не повторяет материал прочитанной лекции, а призван сформировать навыки самостоятельного изучения учебного материала студентами. Как и лекция, семинары часто проводятся в старших классах школы. Семинары и практические занятия выполняют несколько функций:

Текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов, их умение работать с первоисточниками;

Овладение студентами навыками самостоятельного выступления с устными докладами и сообщениями; обоснования и защиты собственной точки зрения;

Обучение студентов правилам ведения дискуссий и умения слушать партнеров;

Выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов;

Выявление личностных особенностей студентов, которые могут позитивно или негативно сказаться на дальнейшем обучении.

Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагает овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.

В лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности.

Под методом понимается способ совместной деятельности педагога и воспитанников в процессе постановки и решения образовательных задач. При проектировании процесса метод выступает как модель предстоящей деятельности. Метод можно определить также и как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучающихся при решении задач образования.

Прием – часть, элемент метода и в то же время его конкретное воплощение. Характер используемых приемов во многом определяет суть метода. Например, рассказ педагога может воплотиться через приемы описания, повествования, драматизации, а может использоваться через приемы рассуждений, сопоставлений, анализа ситуаций; метод беседы – через вопросы, требующие воспроизведения, самостоятельного поиска обучающимися ответов, а также через вопросы самих обучающихся. Использование различных приемов изменяет и характер метода. В первом случае это будет либо сообщающий, либо предметно-анализирующий рассказ. Во втором – повторительная или эвристическая беседа.

Методика обучения – совокупность методов и приемов. Методика может носить вариативный, динамичный характер в зависимости от характера учебного материала, контингента воспитанников, других условий образовательного процесса. Отработанные типовые методики превращаются в технологии.

Технология – достаточно жестко фиксированная последовательность действий операций, гарантирующая получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения образовательных задач. В образовании ввиду сложности и неоднозначности решаемых задач технологии не носят универсального характера: на характер осуществления технологии оказывает влияние в первую очередь личность педагога. Педагогическая деятельность субъектна по своей природе, педагог всегда автор своей педагогической деятельности, поэтому жестко следовать алгоритму реализации технологии практически невозможно. Чаще педагог конструирует конкретную методику на основе выбранной технологии. Как мы понимаем, повторить авторскую педагогическую технологию невозможно, т.к. личность педагога становится компонентом этой технологии.

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Юридический факультет

Контрольная работа по предмету

« Педагогика »

Темы : Основные категории педагогики. Формы организации учебной деятельности

Выполнила: студентка 2 курса

заочного отделения

по специальности: юриспруденция

Давлятова Тахмина

группа 5281

2006 1. Основные категории педагогики Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в этой науке понятия.Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И третья группа - категории, интегрирующие основные педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.1. 1 Личность и индивидуальность Как известно, в человеке выделяют три грани: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность) выделяют третью грань - «человеческое в человеке» (индивидуальность) - и различают три понятия: индивид, личность и индивидуальность, т.е. в каждом присутствуют и животное начало (организм), и социальное (личность), и чисто человеческие качества (индивидуальность).Понятие «индивид» обозначает принадлежность к представителям вида Homo sapiens, это продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врождённого и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт.Личность отражает социальное начало в человеке, его принадлежность к социальному миру. Личность есть живая система отношений между поведениями, отношений, в конечном итоге, общественных, но которые всегда связаны с человеческим поведением. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и так далее, а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Это сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей. личность определяется совокупностью устойчивых качеств, которых насчитывается свыше полутора тысяч (ответственное и безразличное отношение к людям, делу, природе; доброжелательность и агрессивность и т.п.).Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира. Она дает возможность проявиться человеку как свободному независимому существу (И.Кант). В индивидуальности скрыт источник его деяний. Она рассматривается как высокий уровень развития человеческого в человеке. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной.Личностные и индивидуальные качества дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусматривать и воспитание личности, и развитие индивидуальности.1. 2 Обра зование и социализация человека Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической категории рассматривают образование. Причем в это понятие включают весь процесс становления человека как социального существа.Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность.Образованный человек - это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.Социализация - это взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс воспроизводства системы социальных связей индивидов за счет его активной деятельности, включения в социальную среду.Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. При этом человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой - формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.Социализация формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе общественных отношений. П.Н. Наторп писал: «Человек становится человеком благодаря человеческой общности…, не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый - под многосторонними влияниями друг друга, непрестанно реагируя на эти влияния».В первой половине ХХ века психологи Н.Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже полвека разрабатывается концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.Социализация - это процесс, которой позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. По Ж.Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определённого уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям общественной среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является общественная активность - реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.В деятельности личность все новые и новые виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.Третья сфера социализации - самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.Социализация ребенка - это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку знания, приобретаемые на уроках, можно рассматривать как базу для социального становления человека.На социализацию ребенка существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой - присвоить социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.1. 3 Развитие , воспитание, обучение Развитие - это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека подчиняется общим закономерностям. Поскольку оно, как и все явления природы, имеет свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, ему свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем уже располагает человек и как он может ответить на эти требования).Когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике к этому понятию относится развитие индивидуальности и организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Это предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития личности:- противоречие между потребителями детей и возможностями их удовольствия;- противоречие между возможностями ребенка и требованиями общества;- противоречия между целями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения.Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:- «уровень актуального развития» - отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;- «зону ближайшего развития» - отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.Существенное значение для социализации человека имеет воспитание.Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Проблема определения сущности этого понятия является одной из самых древних. Раньше оно рассматривалось, исходя из социальных установок и актуальных задач общества, которое при всём этом чаще заботилось о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических условий, возникшее в результате крушения тоталитаризма в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и в сфере образования, требует новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе. Многие ученые стали отказываться от специфического для отечественной науки термина и заменять его привычным, для многих стран более широким, термином «образование».Рассматривая различные трактовки понятия «воспитание», можно определить общие признаки, которые выделяются большинством исследователей:- целенаправленность воздействий на воспитанника;- социальную направленность этих воздействий;- создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;- освоение человеком комплекса социальных ролей.Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретные же его социальные функции, содержание и сущность изменяется в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни, общественными отношениями, борьбой идеологий.В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество.Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия.Таким образом, образование, социализация, развитие и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью - полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своём единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.Обучение. В педагогической литературе существует множество определений категории обучения. Эту категорию определяют как бы с двух позиций: результата и процесса.В первом случае обучение определяют как процесс, направленный на формирование определённых знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором - обучение определяют как взаимодействие между обучающим и обучаемым.В процессе обучения происходит управляемое познание. Обучение всецело зависит от мотивов учения, от действий ученика. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а обучаемый учится. Несмотря на единство и взаимосвязь этих процессов, каждый имеет свои особенности.Обучение, формируя общественный опыт, является необходимым условием социализации человека, способствует его образованию как полноценной личности, развивает его индивидуальность.Развитие, обучение, воспитание - взаимосвязанные процессы, существенное влияние на которые может оказать педагогическая деятельность.В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. Что касается обучения, то его цель - изменить индивида и способствовать его социальному становлению.В педагогике широко используется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной и других сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.). Формирование означает придание чему-либо определенной формы. Это - педагогическое (межнаучное) понятие. Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс формирования… в результате его социализации и воспитания».Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью - полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение - к тому, чего у него нет, но что дано в культуре, в общественной морали, в нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуются и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственное направление. В своём единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида.1. 4 Педагогическая деятельность Педагогическая деятельностьвсегда предполагает воздействия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Эти воздействия ориентированы на упорядочение системы отношений, т.е. педагог, прежде всего, реализует управленческие задачи по отношению к конкретному человеку. Наряду с воздействием и управлением педагог создает условия для воспитания и самовоспитания личности, для развития и саморазвития индивидуальности. Педагогическая деятельность как сложная динамическая система наиболее полно представлена в работах Н.В. Кузьминой, её учеников и последователей. Она выделяет пять тесно взаимосвязанных ее компонентов, направленных на достижение педагогической целей через решение педагогических задач: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Гностический компонент Н.В. Кузьмина рассматривает как способность к анализу, общению, переносу в педагогической деятельности. Проектировочный компонент включает умения в областях: формулирования системы целей и задач; планирования деятельности учащихся; планирования собственной деятельности. Конструктивная деятельность учителя рассматривается Н.В. Кузьминой как предметно-содержательная. Она связана с отбором, композиционным построением учебно-воспитательного материала, информация, которая должна стать достоянием ученика; с проектированием деятельности учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися, с учетом уровня их возможностей. Конструктивная деятельность, по мнению автора, является по сути проектировочной. Но конструктивные умения связаны с формированием тактических задач.«Конструктивная деятельность учителя только в том случае приносит плоды, когда сочетается с организаторской деятельностью. Как бы хорошо ни был отобран материал и как бы интересно он ни был построен, учитель не будет иметь успеха, если не сумеет организовать деятельность учащихся и свою собственную… Каждое целесообразное педагогическое действие учителя в конкретном счете представляет собой какое-либо организаторский акт».Коммуникативная деятельность означает оперативное решение задач, устанавливающих педагогически целесообразные взаимоотношения педагога с учащимися, другими учителями, родителями и т.д.1. 5 Образовательный и педагогический процесс Образовательный и педагогический процесс во многом синонимичные понятия. Происхождение их можно объяснить следующими обстоятельствами. В одних странах (Германия, Россия, Польша и др.) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» - «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других - «педагогический процесс». В России употребляются оба понятия.В одних случаях «образовательный процесс» употребляется, когда хотят раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс в начальной школе», или дать описание образовательного процесса в нормативных документах (например, требование к образовательному процессу в государственном стандарте образования).В других случаях понятие трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Так называют целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».1. 6 Педагогическое взаимодействие Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. К общим свойствам всех педагогических явлений относится взаимодействие учителя и ученика, в котором реализуются задачи обучения, воспитания и развития школьников в единстве и взаимосвязи. В педагогическом отношении под структурированием взаимодействия преподавателя и учащихся понимается процесс целенаправленного планирования и организации деятельностей на основе единства их структур.2. Формы о рганизации учебной деятельности Известно, что обучение - это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с цельюего усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс, необходимо его организовывать. Что же такое организация? В «Философской энциклопедии» поясняется, что организация есть «упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального или духового объекта, расположение, соотношение частей какого-либо объекта». Там же подчеркивается, что важны именно эти «значения понятия организации, относящиеся как к объектам природы, так и социальной действительности и характеризующие организацию как расположение и взаимосвязь элементов некоторого целого (предметная часть организации), их действия и взаимодействия (функциональная часть)».2. 1 Конкретны е формы организации обучения Элементами (частями) процесса обучения являются его звенья. Звено - составная часть учебного процесса, его органический элемент. Оно имеет свои цели и структуру - состоит из взаимосвязанных этапов, решающих определённые задачи; постановки цели, обобщения знаний, подведения итогов урока, определения домашнего задания и др.

В каждом звене процесса обучения решаются как общие, так и специфические задачи обучения. Общие - это те, на решение которых направлен весь процесс обучения. Специфические - те, что доминируют в конкретном звене этого процесса. Все звенья взаимосвязаны, поэтому процесс обучения представляет собой своеобразную цепь.

В зависимости от доминирующих целей и особенностей усвоения школьниками знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья процесса обучения: формирования новых знаний, закрепления и совершенствования знаний, формирования умений и навыков, применения знаний на практике, повторения, систематизации знаний, контроля усвоения знаний, умений и навыков.

Такое деление не означает, что в звене формирования новых знаний ученики только усваивают новые знания. Они могут закрепить и систематизировать знания по ранее изученному материалу, но доминирующая цель этого звена - формировать новые знания - подчиняет себе все остальные, используемые для её достижения. Также в звене закрепления и совершенствования знаний ученики могут получать новые знания, повторять ранее изученное, но главная его цель - закрепить и усовершенствовать знания по только что рассмотренному разделу программы.

На основе звена формирования знаний могут быть сконструированы урок соответствующего знаний могут быть сконструированы урок соответствующего типа, лекция, конференция, экскурсия.

Каждая конкретная форма организации обучения складывается из определенных этапов. Например, урок формирования знаний имеет следующие этапы: постановки цели и актуализации знаний, введения новых знаний и первичного их усвоения учащимися, обобщения знаний и оперирования ими, контроля усвоения. Урок закрепления и совершенствования знаний складывается из этапов: постановки цели, проверки домашнего задания, воспроизведения учащимися ранее полученных знаний и способов деятельности, оперирования знаниями и овладения способами деятельности в новых ситуациях, обобщения и систематизации знаний, контроля усвоения изученного и овладения способами деятельности. Последовательность этапов обусловлена целями и логикой процесса обучения.

На каждом этапе учитель использует соответствующие целям источники знаний, методы, приёмы, средства обучения, а также формы учебной работы.

Главный источник знаний - учитель, обладающий определённой суммой научных знаний и способов деятельности. Ведущая роль в конструировании форм организации обучения принадлежит учителю. Он подбирает оптимальное сочетание методов, средств обучения, стиль деятельности в соответствии с особенностями учащихся, целями обучения. Многое зависит от его профессионализма, личностных качеств, умения взаимодействовать с учащимися.

Процесс обучения в каждой конкретной форме его организации включает:

Управление педагогом учебной деятельностью учеников (определение целей, задач, планирование, организация их учебной работы, контроль за выполнением заданий, усвоением знаний, корригирование деятельности);

Познавательная деятельность учащихся, в ходе которой они усваивают определенные знания, способы деятельности, приобретают умения и навыки;

Взаимодействие педагога и учащихся;

Регулирование педагогом межличностных отношений учащихся;

Создание педагогом эмоционального фона, стимулирующего продуктивную учебную деятельность учеников.

Исходным моментом управления учебной деятельностью является определение ее цели и формирование у школьников положительного отношения к учёбе. Педагог прежде всего подбирает и обосновывает задание. Предлагая его учащимся, он заботится о том, чтобы они приняли это задание и начали совершать познавательные действия. Для этого учитель использует познавательные игры, учебные дискуссии, создает ситуации эмоционально-нравственных переживаний, познавательной новизны и т.д., в которых у учащихся формируется чувства долга и ответственности.

Руководя учащимися, педагог всё время стремится ставить их в позицию активного самоуправления. Он знакомит их с целями, задачами, планом работы, системой ведущих знаний и способами их усвоения. Педагог предпринимает специальные усилия для мобилизации внимания, воли, эмоциональной восприимчивости школьников.

Эффективному управлению учебной деятельностью учащихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в организации их учебной работы.

В ходе учебно-познавательной деятельности обучающиеся непрерывно вступают в контакт с преподавателем как руководителем всего учебного процесса. Если во время занятий педагог сумеет побудить энергично работать всех учеников, он достигнет хороших результатов. Если же ему не удастся организовать целенаправленной постоянной деятельности учащихся, то он не сможет добиться поставленных целей. В связи с этим важно создавать реальные предпосылки для высокой трудовой дисциплины, сформированной на принципах ответственности, сознательности учения и гражданского долга. Это обеспечит общую целенаправленную работу всего класса в наиболее высоком для каждого ученика темпе.

Не менее важное значение в функционировании процесса обучения имеет стиль взаимоотношений учителя с учениками. Нередко излишняя строгость, жесткость выбивают детей из равновесия. Такое управление лишает учащихся инициативы, сковывает их умственные силы; они не достигают желаемых результатов в учебно-познавательной деятельности, развитии; у них формируются черты ущербной личности. Либерализм демобилизует учащихся. В том случае, когда учитель сумеет выбрать оптимальный стиль взаимодействия с учениками на данном этапе, создаются реальные предпосылки для их самоуправляемой деятельности. Смена этапов урока вносит изменения в стиль взаимодействия. Неоправданный стиль управления на одном этапе урока в какой-то степени может компенсироваться оптимальным на другом этапе.

Всякое управление наряду с организацией различных учебно-познавательных действий, операций предполагает осуществление контроля за результатами учебной деятельности. Он дает возможность оперативно вносить коррективы в организацию функционирования процесса, определять его динамичность. Хорошее усвоение материала позволяет ускорить темп учебной работы, плохое усвоение сигнализирует о необходимости его замедления.

В ходе учебной деятельность школьники общаются с учителем и друг с другом. Особенности этих контактов складываются не только на характере учебно-познавательной деятельности, но и на процессе формирования личности каждого из них.

Решающая роль в процессе педагогического общения принадлежит учителю. Его научная эрудиция, мировоззрение, психолого-педагогическая вооруженность, методическая культура имеют первостепенное значение в организации учебной деятельности учащихся на каждом этапе.

Учебно-познавательная деятельность строится на принципах коллективизма. Каждая группа учеников представляет настоящий или будущий коллектив, живущий общими целями, потребностями, интересами. В ходе коллективной деятельности ученики, вступая в разнообразные контакты, оказывают помощь, поддержку друг другу. Коллективная работа вызывает у каждого из них заинтересованное отношение к общей работе, требует гораздо большего направления, творческой активности, рождает подлинные коллективистические отношения, общественно ценные мотивы деятельности и поведения.

Управляя коллективной учебной работой, педагог должен проявлять заботу не только о том, чтобы дети усвоили знания, приобрели умения и навыки, но и целенаправленно формировать их положительные качества. Организация всей учебной деятельности должна повышать эффективность влияния на личность каждого ученика. Поэтому при конструировании форм учебной работы учитывается вся система отношений ученика в классном коллективе.

Важный фактор в организации успешной деятельности учащихся на каждом этапе - это положительный эмоциональный настрой. Если на уроке создана атмосфера радостных переживаний за достигнутые успехи, это обеспечивает условия для эффективного продвижения школьников в усвоении знаний, в формировании положительных качеств личности. Необходимо четко подбирать задания. Завышенный уровень заданий может утвердить ученика в уверенности, что он неспособен, ограничен. Духовные силы ребенка в такой обстановке не развиваются. Здоровая обстановка в классе, в которой в равной степени развивается и взаимная требовательность, и взаимопомощь среди учеников, способствует тому, чтобы каждый из них не возводил в степень свои неудачи, промахи, а искал способы их исправления.

Итак, процесс обучения реализуется только через конкретные формы его организации. При этом форма организации обучения - абстрактное понятие. В реальном учебном процессе она проявляется в конкретном типе урока, лекции, семинара, учебно-практического занятия, экскурсии, конференции и др.

2. 2 Классификация конкретных форм организации обучения

Основной формой организации обучения является урок. Учебный процесс в школе состоит из системы конкретных уроков. Одни уроки преследуют цель формирования знаний, другие - закрепления и совершенствования их, третье - проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков и т.д. В зависимости от целей все разнообразие уроков можно свести в несколько типов.

При этом, определяя тип уроков, целенаправленно отталкиваться не только от цели, но и от звена процесса обучения, так как звенья процесса обучения могут объединяться для достижения определённой цели.

На уроке применения знаний на практике с целью расширения, углубления знаний учащихся, приобретения ими умений и навыков реализуются несколько этапов процесса обучения, соответствующих этим целям.

Для достижения совокупности целей создается такая конструкция урока, которая строится на сочетании многих звеньев процесса обучения.

В зависимости от дидактических целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить 9 типов уроков: формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний, формирования умений и навыков, совершенствования знаний, умений и навыков, применений на практике, повторения и систематизации знаний, проверки знаний, комбинированный урок.

Урок является основной, но не единственной формой организации обучения. В дидактике обосновываются и в школьной практике применяются разнообразные формы организации обучения: лекции, семинары, учебные конференции, экскурсии, учебно-практические, практические занятия, практикумы, зачеты, экзамены.

Урок как основная организация обучения в разных его типах реализует все звенья процесса обучения. Другие формы организации обучения представляют собой особую конструкцию, реализующую в каждом конкретном случае лишь одно звено процесса обучения. Например, лекция - звено формирования знаний; семинар - звено закрепления, совершенствования знаний. Экзамен - звено контроля, проверки знаний. Специфика этих форм организации обучения определяется основными источниками знаний, доминирующими способами сообщения материала, формирования и совершенствования знаний, выработки умений и навыков, доминирующими видами учебной деятельности учащихся. Например, на лекции основной источник знаний учитель - учитель, на семинаре - ученики, ведущие дискуссию, и благодаря этому обогащающие друг друга информацией.

С целью формирования умений и навыков учащихся помимо урока проводятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения, целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели. Отличие учебно-практического занятия от соответствующего типа урока - в меньшей его регламентации и большей самостоятельности учащихся в экспериментальной и практической деятельности.

Применить знания на практике учащиеся могут в процессе учебно-производственной деятельности в трудовых объединениях школьников (ученических производственных бригадах, лагерях труда и отдыха). При такой форме организации обучения целенаправленны звеньевые и индивидуальные формы учебной работы и труда.

Повторение и систематизация знаний помимо урока соответствующего типа могут проводиться в форме обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций. Обзорная лекция характеризуется спецификой материала для изложения, подобного с учетом сформированности знаний учащихся. На этой лекции целесообразно выделить стержневые моменты темы, раздела.

Контроль за усвоением учащимся знаний помимо урока может осуществляться в форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практического занятия, экзамена. Зачет как форма организации обучения проводится для проверки качества усвоения учащимися отдельных разделов учебной программы, сформированности умений и навыков. Эта форма организации обучения широко применяется в вечерних (сменных) заочных школах работящей молодёжи.

Собеседование, как и зачет, только в форме индивидуальной беседы проводится с целью выяснить уровень усвоения учениками знаний, умений и навыков.

Практические занятия и занятия практикума также могут строиться с целью реализации контрольных функций обучения. На этих занятиях учащиеся самостоятельно изготавливают изделия, проводят изменения и отчитывается за проделанную работу перед учителем, мастером.

Экзамен - это форма организации обучения, позволяющая реализовать контрольные функции процесса и фиксировать итог учебно-познавательной деятельности учащихся за учебный год или несколько лет; она позволяет выявить уровень усвоения учащимися учебной программы разными методами и приемами: выполнение учащимися контрольных работ, заданий, ответы на вопросы, написание изложения, сочинения. На экзамене проверяется готовность и умение учащихся продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки как в устной, так и в письменной форме.

Названые формы организации обучения применяются как при изучении предметов, предусмотренных учебным планом, в том числе обязательных, так и при изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).

2. 3 Общи е формы учебной работы учащихся

В современной дидактике понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные, групповые и индивидуальные формы учебной работы. Они пронизывают весь учебный процесс. Фронтальные формы, как и индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и др. Они могут применяться как на обязательных (классовых), так и факультативных занятиях. Групповые формы используются на уроках, семинарах, практикуме и др. Они возможны на обязательных (классных), факультативных и домашних заданиях.

Эти формы организации обучения отличают друг от друга охват школьников учебной работой, особенности управления их учебной деятельностью со стороны учителя.

При фронтальном обучении педагог управляет учебной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Он осуществляет прямое идейно-эмоциональное воздействие на коллектив учащихся, организует их сотрудничество, определяет им единый темп работы. При этом она не рассчитана на учет индивидуальных различий школьников. Взятый темп урока слабым учащимся может показаться высоким, а сильным - низким.

При групповой форме состав класса разбивается на группы, бригады, звенья. Эта группа предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причем работа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя. Групповые формы правомерно подразделять на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые, дифференцированно-групповые.

Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме учебной работы организуется учебная деятельность специально сформированных для выполнения определённых заданий временных групп учащихся. Например, для выполнения лабораторной работы класс распределяется на 5 бригад.

При кооперировано-групповой форме учебной работы класс распределяется по группам для выполнения каждой из них части общего задания. При такой организации ученики сначала взаимодействуют, сотрудничают в группах, а затем в классе.

Особой разновидностью групповой формы обучения является дифференцированно-групповая форма. Она предполагает организацию работы групп учащихся с разными учебными возможностями. Допустим, учитель условно подразделяет учеников класса на две группы. Учитель может дать им разные по трудности задания или оказывать помощь в разной мере. Их объединяют единые виды заданий, соответствующих их учебным возможностям.

При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу; темп его работы определяется степенью целеустремлённости, работоспособности, развитости интересов, склонностей. Темп также зависит от учебных возможностей и подготовленности учащегося. При такой организации ученики не вступают в сотрудничество со своими товарищами, но выполняют одинаковые для всего класса задания.

Если каждый учащийся выполняет задания определенные в соответствии с его учебными возможностями, такую форму можно назвать индивидуализированной. Иногда выделяют одного - двух учеников для выполнения специальных самостоятельных заданий или для дополнительной работы с учителем. Класс в это время работает над общим заданием. Такую организацию процесса обучения можно назвать индивидуализировано-групповой формой.

Используемая литература

1. Гребенюк О.С. Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.

2. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. Книга для учителя - М.: Просвещение, 1988.

3. Есипова Б.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1967.

Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.

Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность студентов. На основании этого выделяют формы деятельности студентов : индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству студентов, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.

Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому студенту дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого студента. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.

Названные формы организации учебной деятельности студентов весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.

Групповая форма - предусматривает разделение группы студентов на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: составление технологического маршрута или изучение технологического процесса, конструкция приспособления или инструмента, выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.

Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, студенты работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Студентам обеспечивается одновременное продвижение в учении.

Учебная задача и учебные действия

Главным компонентом структуры учебной деятельности является учебная задача. Она предлагается обучающемуся: а) как определенное учебное задание, формулировка которого чрезвычайно существенна для решения и его результата; б) в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебной процесс.

Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач. Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия - предметные, контрольные и вспомогательные (обобщение, анализ, схематизация, подчеркивание, выписывание и т. д.). В структуре задачи обязательны два компонента: 1) предмет задачи в исходном состоянии; 2) модель требуемого состояния предмета задачи.

Состав задачи как данное и искомое, известное и неизвестное, условие и требование представляется в форме исходного и будущего как результата разрешения отношения между компонентами состава задачи. Задача рассматривается как сложная система информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна. Она может быть найдена лишь на основе решения задачи или сведений, сформулированных таким образом, что между отдельными понятиями, имеются несогласованность, противоречие, требующие поиска новых знаний, доказательства, преобразования, согласования. В трактовке Л. М. Фридмана любая задача состоит из одних и тех же частей: 1) предметная область -класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь; 2) отношения, которые связывают эти объекты; 3) требование задачи -указание о цели решения задачи, то, что необходимо установить в ходе решения; 4) оператор задачи -совокупность тех действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение. Способом решения задачи называется всякая процедура, которая при ее осуществлении решателем может обеспечить решение данной задачи. При решении задачи одним способом цель учащегося -найти правильный ответ; решая задачу несколькими способами, он стоит перед выбором наиболее краткого решения, что требует актуализации многих теоретических знаний, известных способов и приемов и создания новых для данной ситуации. При этом развивается логический поиск и исследовательские способности учащегося.

Учебная задача является средством достижения учебных целей -усвоение определенного способа действия. Для достижения какой-либо учебной цели требуется некоторый набор задач, где каждая занимает отведенное ей место. В учебной деятельности одна и та же цель требует решения ряда задач, а одна и та же задача может служить для достижения нескольких целей.

По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика.

Е.И. Машбиц сформулировал основные требования к проектированию учебных задач:

Учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности;

Учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предполагается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт действий учащихся, прямой продукт обучения.

Учебная задача дается в определенной учебной ситуации. Учебная ситуация может быть конфликтной и сотруднической, а по содержанию -проблемной либо нейтральной. Проблемная ситуация задается ученику в форме вопросов: почему?, как?, в чем причина, связь этих явлений? Вопросы типа сколько, где часто ориентируют только на воспроизведение того, что хранится в памяти.

Проблемные ситуации различатся степенью самой проблемности. Высшая степень присуща такой ситуации, в которой человек: 1) сам формулирует проблему (задачу); 2) сам находит ее решение; 3) решает и 4) самоконтролирует правильность этого решения.

Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможно только на основе осуществления учебных действий и операций.

Все действия, входящие в деятельность учения, можно поделить на два класса: а) общие (неспецифические), б) специфические.

Общие виды познавательной деятельности используются в разных областях, при работе с разными знаниями (умение планировать свою деятельность, умение контролировать выполнение любой деятельности все приемы логического мышления умение запоминать,-+-умение быть внимательными, умение наблюдать и др). Специфические действия отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний (звуковой анализ, сложение и др).

При построении содержания обучения по предмету и определении последовательности его изучения необходимо учитывать связи и взаимоотношения по трем линиям: а) предметные, специфические, знания; б) специфические виды деятельности; в) логические приемы мышления и входящие в них логические знания.

Умение учиться состоит из познавательных действий.

12. Психологический анализ урока в деятельности педагога

Психолого-педагогический анализ урока. Цель обучения произвести определенные изменения в психике школьника, развить его познавательные способности, сформировать определенные качества личности. Деятельность учителя на уроке рассматривается, как «стимуляция и управление» активной деятельности ученика. Но управление не возможно без обратной связи, то есть постоянного получения педагогом информации о ходе познавательной деятельности учащегося, которой он управляет: об ошибках, недоумениях, затруднениях, темпе и т.д.

Психолого-педагогический анализ урока предполагает оценку его типа и структуры, а также их психологической целесообразности. Далее, что определяет деятельность учителя и ученика это содержание урока, то есть характер той информации, которую должны усвоить школьники. (учитель может предлагать материал различный по степени его конкретности, обобщенности и абстрактности). Очень важно понять психологические особенности учебного материала, так как он во многом определяет характер познавательной деятельности школьника. При оценке качества учебной информации необходимо определить его соответствие возрастным и индивидуальным особенностям школьников. П.п. анализ начинается с выяснения того, как учитель формировал понятие на том или ином уровне. В процессе обучения формируются не только отдельные понятия, но и их система, поэтому нужно определить какие связи между понятиями установил преподаватель (внутрипредметные, межпредметные)

13. Руководство педагогическим коллективом

Важнейшее условие оптимизации управления ученическим коллективом - интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Пути достижения этой интеграции:
использования комплекса педагогических воздействий на коллектив;
постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;
создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;
расширения функций ученического самоуправления;
объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.
Стили руководства коллективом., Первое экспериментальное исследование психологического климата и стиля руководства было начато в 1938 г. немецким психологом К. Левиным. Были подобраны инструкторы, которые демонстрировали 3 типа руководства: авторитарный (руководитель командовал, единолично определял направление деятельности группы, пресекал всякую инициативу, давал задания, подводил итоги, наказывал и миловал), демократический (оценивались факты, а не личности, группа принимала участие в обсуждении заданий и хода работы) и попустительский (обрекал дело на самотек, каждый делал что хотел). Каждые шесть недель они менялись местами
К.Левин выделил 3 стиля руководства (лидерства):
авторитарный - жесткие способы управления;
демократичный - коллегиальность, поощрение инициативы и пр.;
попустительский (либеральный) - отказ от управления, устранение от руководства.
Непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А. С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе -требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив.
Особенно важным фактором, влияющим на эффективность управления коллективом, АС. Макаренко считал выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. В практике воспитательной работы АС. Макаренко различал 3 вида перспектив:
Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Основное требование к близкой перспективе: она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы - это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.
Средняя перспектива, по мнению А. С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени.
Далекая перспектива - это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример далекой перспективы - цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии.
Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно

Если рассматривать основной элемент педагогического процесса - обучение, то форма организации обучения обозначает коллективную, групповую или индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. В настоящее время насчитывается более 1000 форм организации учебного процесса. Существуют формы теоретического обучения, практического, самообразования, формы контроля знаний, здесь представлены только самые распространенные.

Урок - основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе, законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса. Структуру урока определяет дидактическая цель. Существует урок, направленный на изучение нового материала, урок формирования и совершенствования умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции, комбинированный урок.

На настоящий момент к классно-урочной системе есть обоснованные претензии. Они состоят, прежде всего, в шаблонности, усредненности подхода, отсутствии учета индивидуальных характеристик обучающихся, пассивность и слабая речевая деятельность учеников. Но, учитывая ее достоинства: системность, организационная четкость, логичность построения материала, оптимальные затраты при массовом обучении, - реальной альтернативы ей пока не существует.

Лекция (учебная) – одна из основных форм организации учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе. Лекция - это метод сообщения новых знаний; ее отличает высокая целенаправленность и большая информативность. Ее воздействие на слушателя осуществляется двояко: содержанием и эмоциональной выразительностью речи. В ходе лекции педагог не только передает новую научную информацию в систематическом целостном виде, но и может вскрыть многие связи - с другими предметами, проблемами и практикой.

Практические и лабораторные занятия используются для проверки качества усвоения материала, для закрепления умений и навыков работы с инструментами, приборами, аппаратурой, работы с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, выполнения чертежей, схем, таблиц, решения задач и проведения вычислений, составления технической документации и пр.

Семинарские занятия заключаются в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. В ходе самостоятельной работы студенты приобретают навыки проведения научных исследований и их оформления, учатся защищать развиваемые научные положения и выводы. Семинар используется и как самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами.

Если самостоятельные изыскания студентов в той или иной области имеют значение выходящее за рамки просто учебного процесса, то их результаты могут быть вынесены на студенческую научно-практическую конференцию, площадку для обмена научным и творческим опытом студентов.

Факультативный курс - дисциплина, изучаемая студентами по их желанию в целях расширения и углубления научно-теоретических знаний по новейшим проблемам программного материала, представляющим повышенный интерес для студентов.

Консультация - предполагает вторичный разбор учебного материала, слабо усвоенного, либо совсем не усвоенного студентами. Дидактические цели консультаций: ликвидация пробелов в знаниях студентов, оказание помощи в самостоятельной работе, расширение и углубление знаний. Задача преподавателя - показать причинно-следственные связи, раскрыть закономерности в содержании программного материала. Консультации бывают: индивидуальные и групповые.

Зачеты и экзамены – являются методами контроля и оценки результатов обучения.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о все большем внедрении в учебный процесс активных методов обучения и, соответственно, ведется поиск новых форм. Сам призыв не нов, но на настоящий момент он звучит особенно актуально.

В условиях вызовов, которые диктует нам современное общество, ведется поиск новой парадигмы образования, и девиз "образование через всю жизнь" лишь одна из ее составляющих. В рамках синергетики, междисциплинарного научного подхода к изучению сложных, человекоразмерных, самоорганизующихся систем, говорят о необходимости опережающего образования, развития способности не повторять образцы, и даже их не совершенствовать, а опережать.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студента, не просто изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а самостоятельное овладение знаниями, способами действий в процессе активной познавательной деятельности. Обучение деятельностью!

В ходе применения активных методов обучения решаются следующие задачи:

1) задействовать все психические процессы обучающихся одновременно: ощущения, восприятие, память, мышление, внимание, воображение;

2) развитие речи;

3) развитие коммуникативных и творческих способностей;

4) формирование личностного подхода к проблеме;

5) развитие диалоговых способов взаимодействия и коллективных форм решения проблем.

Применение активных методик возможно и в рамках традиционных форм обучения, например, лекции. Проблемная лекция противопоставляется информационной как диалогическая монологической. Способом активизации познавательной деятельности студентов в ее рамках является постановка проблемы, которую в ходе лекции необходимо решить.

Учебные проблемы должны быть доступными по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности - общего и профессионального.

Задачи преподавателя по ходу лекции, формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, приобщать студентов к объективным противоречиям в развитии научного знания, обращаться к студентам за помощью, давать оценку их высказываниям, сводить прозвучавшие мнения воедино.

Студенты вынужденно задействуют не только восприятие и память, но и мышление, речь, воображение. Полученная информация усваивается ими как личностное открытие еще не известного для себя знания.

Еще один способ активизации лекционного материала – его визуализация. Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемы явлений. Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Существуют и более "редкие" методики активизации учебного процесса в рамках лекций, например "лекция вдвоем" и "лекция с заранее запланированными ошибками".

Влекции вдвоем учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п.

Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. С представлением двух источников информации задачей студентов становится сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою. Уровень вовлеченности в познавательную деятельность студентов при этом сопоставим с активностью преподавателей. Помимо всего прочего, студенты получают наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений.

Лекция с заранее запланированными ошибками как форма была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность студентов.

Данная форма лекции может принести ощутимую пользу и преподавателю, поскольку студенты находят не только сознательно допущенные преподавателем ошибки (лекцию уместно проводить как завершающую по теме, когда у студентов уже имеются необходимые знания), но и такие ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно речевые и поведенческие.

Применяются и принципиально отличные от лекций активные по применяемым методикам формы обучения. Например, диспут.

Диспут - это живой горячий спор на разные актуальные темы. Сама форма организации подачи учебного материала, основанная на здоровом чувстве конкуренции, присущем всем нам, ведет к активизации интереса студентов к теме спора и, соответственно, процессу познания. Чтобы участвовать в полемике, необходимо знать материал, уметь говорить, обосновывать и отстаивать собственное мнение. Полемика воспитывает критичный подход и культуру диалога. Студенты учатся вникать в доводы оппонента, обнаруживать слабые места, задавать вопросы, помогающие уточнить позиции, вскрыть неверные утверждения и т.д. Данная форма подачи учебного материала помогает избежать формализма знаний и способствует превращению знаний в убеждения.

Набрали популярность сегодня так называемые имитационные методы обучения. Они представлены такими формами как деловая игра (имитационный игровой метод), ситуационная задача (имитационный неигровой метод).

Деловая игра (или ролевая игра)имитация реальной деятельности, в ходе которой снимается противоречие между абстрактным характером учебного процесса и реальным характером профессиональной деятельности. Общение в рамках деловой игры имитирует общение в рамках реальной деятельности. Каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Кроме того, данная форма обучения помогает соотнести теоретический материал с практикой, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение, один студент высказывает мысль, другой продолжает или отвергает ее. Известно, что диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учит студентов внимательно слушать выступления других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы.

Особенности коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая зависимость деятельности конкретного студента от сокурсника; помогает решить психологические проблемы коллектива; происходит «передача» действия от одного участника другому; развиваются навыки самоуправления.

Все это особенно актуально сегодня, когда перед профессиональным образованием ставится задача подготовить не просто знающего, а компетентного специалиста. Что подразумевает умение работать в команде, разрабатывать стратегии решения проблем, брать на себя ответственность за порученное дело и т.д.

Положительные моменты: соотнесение теоретического материала с практикой, рассматривание проблемы под разными углами зрения, аргументированное изложение своей позиции, - в полной мере относятся и к такой форме обучения как решение ситуационных задач . Очень популярен сегодня так называемый "кейс-метод " или ситуационная методика обучения. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Нельзя сказать, что вопрос о необходимости более активного участия обучающихся в педагогическом процесс нов. Еще Коменский писал о важности наглядности в педагогике, считал рисунки органической частью текста, затрагивающей не только разум, но и чувства, сам написал книгу "Мир чувственных вещей в картинках". Пытался он оживить преподавание и привлечь интерес детей методом драматизации учебного материала, создал "школу игры", сам написал ряд пьес. Та же деловая игра детище 20-х годов XX века. Но сегодня мы говорим об изменении образовательной парадигмы, где знания являются уже не самоцелью, а средством самореализации личности. А это требует переустройства всего педагогического процесса, в том числе и в смысле превалирования активных методов и соответствующих форм обучения.

Педагогические технологии сегодня предполагают реализацию идеи полной управляемости учебным процессом, и на уровне образовательной системы в целом, и на уровне образовательного учреждения, и на уровне обучения и воспитания каждой личности в отдельности. Управляемость подразумевает достижение запланированного результата. Структура управленческой деятельности включает следующие последовательно сменяющие друг друга этапы: прогнозирование, проектирование, мониторинг качества, оценка и корректирующие мероприятия.

Педагогическое прогнозирование понимается как предвидение будущих изменений в развитии общества, образования, личности; определение путей совершенствования образовательной системы, отдельного человека; проектирование хода развития педагогического процесса. Мониторинг качества образования предполагает установление степени соответствия целей и результатов на уровне системы, отдельных учреждений, индивидуальной траектории достижений; определяется степень соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в практической деятельности. В соответствии с полученными результатами дается оценка , и определяются корректирующие мероприятия.

Вместе с тем, учитывая, что современная парадигма образования делает акцент на развитие обучающегося как уникальной личности, это противоречит выработке универсальных приемов и форм образования, унификации его содержания. Поэтому сегодня все чаще говорят не столько об управлении образованием, сколько о его «направляемом» развитии, позволяющим влиять на интегральные характеристики процесса, обеспечивать желаемые тенденции или, наоборот, избегать нежелательных отклонений. Подобная точка зрения не отменяет необходимости прогностических схем, которые призваны обеспечить устойчивое развитие современного общества. Смысл управления теперь должен заключаться в координации деятельности образовательных учреждений сообразно складывающимся в обществе ценностным ориентирам.


Похожая информация.


Учебно-воспитательная работа в школе и других учебных заведениях невозможна без четкой ее организации. Еще в очень далекие от нас времена прогрессивные ученые и педагоги искали такие формы организации учебной работы, которые способствовали бы успешному решению учебно-воспитательных задач. Организованное обучение всегда осуществляется в определенной системе, т.е. требует определенного порядка и рациональной последовательности. В педагогике известны три системы обучения:

1) индивидуальное обучение;

2) классно-урочная система;

3) лекционно-семинарская система.(индивидуально - групповая)

При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и, даже если учитель занимается с группой, работа с каждым учеником ведется отдельно. Индивидуальное обучение зародилось очень давно, и особенно было распространено в средневековых школах. Несмотря на ряд положительных сторон (непосредственный контакт учителя и учащихся, возможность при затруднениях оказать ученику своевременную помощь), эта система имеет существенные недостатки: учитель тратит свое время и силы только на одного ученика, на таких занятиях нет коллектива учащихся, что снижает их воспитательное значение.

Классно-урочная система, возникшая в XVI в., явилась большим шагом вперед. Стала более популярна в 17 веке. Ввел Ян Амос Каменский.

Сущность классно-урочной системы заключается в следующем:

1) учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу;

2) учебный курс расчленяется на разделы и темы, которые, в свою очередь, делятся на ряд равномерно и последовательно расположенных частей, следующих одна за другой по определенному расписанию урока.

Преимущества классно-урочной системы обучения заключаются в ее экономичности, в том, что она обеспечивает доступность, последовательность, прочность обучения и создает условия для формирования коллектива учащихся. При классно-урочной системе велика роль учителя, который является организатором и руководителем учебно-воспитательного процесса, его главной фигурой.

Недостатки. В данной системе повышается нагрузка на учителя, учитель должен внедрять дефферинцированный и идивидуально – личностный подход. Должен уметь подразделять на разные группы, должен дать так материал, чтобы он соответствовал всем детям.

При лекционно-семинарной(индивидуально – групповая форма) системе основными формами обучения являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, коллоквиумы). При этой системе обучения создаются различные учебные группировки: потоки, группы, подгруппы. Кроме того, могут вестись занятия с отдельными учащимися по индивидуальному плану.

Лекционно-семинарская система имеет свои недостатки и преимущества. Недостатком является некоторая отдаленность преподавателя от учащихся. В то же время обеспечивается глубина, научность обучения, лучшая техническая оснащенность, экономичность. Эта система обучения характерна для вузов и частично для старших классов средней школы.

Лекционно-семинарская система имеет следующие формы организации учебной работы: лекции, практикумы, семинары, консультации, факультативы.

Лекция - это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы научного, социально-политического, нравственного или идейно-эстетического содержания. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного сознания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.

Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, живое и задушевное слово преподавателя способствуют идейному и эмоциональному воздействию лекций.

Это довольно сложная форма организации учебной деятельности. Преподаватель должен не только четко, в строгой логической последовательности преподносить учебный материал, но и поддерживать внимание и мышление слушателей на достаточно высоком уровне на протяжении всей лекции. С этой целью, а также для улучшения восприятия материала и его понимания в процессе чтения лекции широко применяются различные методические приемы: задаются вопросы аудитории, демонстрируются рисунки и таблицы, даются записи мелом на доске, приводятся яркие факты и примеры, используются жест и мимика, изменение интонации и силы голоса и т.д.

Студенты особенно чутко откликаются на яркий и самостоятельный стиль мышления преподавателя, на его умение найти оригинальный, неожиданный поворот темы, отделить факт от мнения о факте, выразить свое личное отношение к сообщаемому материалу. Широкое развитие средств массовой информации породило явление форсированной осведомленности студентов о различных событиях и сторонах современного мира. С этим, конечно, не считаться нельзя. В то же время нетрудно увидеть, что некоторым студентам полузнание представляется действительным знанием. Знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивной принадлежностью умственного багажа, а принципом действия, если они получены в результате критической мыслительной работы, прошли испытание на прочность в реальной жизни и деятельности. В этом представляется действительным знанием. Необходимо приучать студентов выходить за пределы очевидного, совершать переход от явления к сущности.

Знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивной принадлежностью умственного багажа, а принципом действия, если они получены в результате критической мыслительной работы, прошли испытание на прочность в реальной жизни и деятельности.

Семинары используются как форма творческого обсуждения темы иди отдельных вопросов по гуманитарным дисциплинам (литературе, истории, обществоведению). Их целью является расширение самостоятельной работы учащихся. Для семинара учащиеся (2-3 человека) готовят доклады, пользуясь дополнительной литературой. Эти доклады обсуждаются на семинаре, поэтому к нему готовятся все учащиеся, и даже выделяются специально содокладчики, оппоненты, которые должны дополнить, оценить доклады, опровергнуть или поддержать отдельные положения. Большое значение на семинаре имеет вводное слово учителя и подведение его итогов в заключительном слове. Семинарская форма занятий применяется в сочетании с другими формами организации обучения.

Консультации проводятся в специально отведенное время, в основном перед сессией, со студентами, имеющими по каким-либо причинам пробелы в знаниях или желающие упорядочить их.

Целью практикумов является выработка умений решать задачи теоретического и производственного характера. В часы, отведенные для практикумов, студенты небольшими группами (3-5 человек) работают в лабораториях или на практике, руководствуясь инструкцией, которую дает им преподаватель. Практикумы завершаются отчетом.

Основная задача факультативных занятий-углубление знаний , развитие способностей и разносторонних интересов студентов. Факультативы устанавливает школа или ВУЗ, а учащиеся в соответствии со своими интересами и склонностями выбирают их. Факультативы предполагают более углубленное изучение отдельных учебных дисциплин или таких, которых нет в учебном плане, например основ этики, эстетики, отдельных видов искусств, техники. Факультативные занятия являются одним из средств дифференцированного обучения.

Формы организации обучения

Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.

Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность студентов. На основании этого выделяют формы деятельности студентов: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству студентов, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.

Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому студенту дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого студента. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.

Названные формы организации учебной деятельности студентов весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.

Групповая форма - предусматривает разделение группы студентов на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: составление технологического маршрута или изучение технологического процесса, конструкция приспособления или инструмента, выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.

Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, студенты работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Студентам обеспечивается одновременное продвижение в учении.