Обучение в китае, университеты и школы, китайский язык. Образование в китае

Главный результат проведенной в Китае реформы системы образования - доступность обучения для всего населения. Сегодня почти 99 % детей в Поднебесной посещают школьные занятия. До 1949 года для большинства образование было недоступным, а численность неграмотного населения достигала 80 %.

Дошкольное

Система дошкольного образования в Китае представлена государственными и частными заведениями. Правительство Китайской Народной Республики всячески поощряет развитие частных дошкольных организаций. Несмотря на наличие общей программы воспитания молодого поколения, существуют некоторые отличия в процессе обучения детей в государственных и частных детских садиках.

В государственных учреждениях учеба больше направлена на подготовку ребят к школе и приобщение к труду, а в частных основное внимание уделяется эстетическому и культурному развитию детей.

Каждый день начинается с поднятия национального флага, так как китайский народ гордится своей страной и стремится с раннего детства прививать подрастающему поколению любовь и уважение к родине.

Учебный день в китайских организациях дошкольного образования расписан практически по минутам. Свободное время в Китае приравнивается к безделью. Пристальное внимание уделяется вопросам личной гигиены и аккуратности. Воспитатели строго следят, чтобы дети мыли руки перед едой, а после завтрака и обеда в некоторых садах ребята сами убирают со столов. Детей активно приучают к труду. Они сами выращивают овощи, а потом учатся самостоятельно готовить из того, что вырастили.

Главное отличие китайского дошкольного образования - отсутствие стремления развить индивидуальность ребенка. Наоборот, воспитатели делают все возможное, чтобы не допустить у маленького человека и мысли, что он особенный.

Педагоги полностью контролируют поведение детей даже в процессе игр. Все подчиненно строжайшей дисциплине. Несмотря на критику такой практики другими странами, китайцы верят в ее эффективность, так как считают: то, что необходимо государству, нужно и детям.

В основном дошкольные учреждения работаю до шести вечера, но есть и такие, где ребенка можно оставить на ночь.

Школьное

Система школьного образования в Китае состоит из трех ступеней:

  • начальной;
  • средней;
  • старшей.

В младших классах ребенок проводит 6 лет, в средних и старших – по 3 года. Первые два этапа обязательны и бесплатны, за обучение на завершающем приходится платить.

Программа начальной школы включает в себя:

  • китайский язык;
  • математику;
  • историю;
  • природоведение;
  • географию;
  • музыку.

Иногда проводятся дополнительные лекции по морали и этике. В программу также входит производственная практика, во время которой дети трудятся в различных мастерских или на фермах.

В средней школе проводится углубленное изучение китайского языка, математики и иностранного языка (чаще всего английского). Дети осваивают точные науки, информатику, большое внимание уделяется политической грамотности.

Система образования в школах Китая предполагает огромную нагрузку, поэтому учебный день разделен на две части. В первой половине изучаются основные предметы, во второй - дополнительные. Почти все каникулы ученики проводят за выполнением объемного домашнего задания.

Дисциплина в школах очень строгая. Стоит пропустить двенадцать занятий без уважительной причины - и ученик отчисляется. Все экзамены проходят в форме тестов, а знания оцениваются по 100-балльной шкале. После окончания средней школы дальнейшее обучение необязательно. Но если у ребенка есть желание, а финансовые возможности родителей позволяют, то можно поступить в старшую школу.

Перед тем как продолжить образование, ученик должен выбрать направление обучения. В Китае существуют два типа старших школ:

  • академического профиля - в них проходит глубокое изучение наук и подготовка учащихся к вузам;
  • профессионально-технического - в которых растят кадры для работы на производстве.

Высшее

В Китае высшее образование доступно после окончания старшей школы. Правительство республики ежегодно выделяет довольно значительные средства на улучшение уровня обучения в вузах. В результате такой политики многие университеты КНР входят в число лучших на планете, а их дипломы признаются в 64 странах мира.

Система высшего образования в Китае включает в себя колледжи, профессиональные высшие школы и университеты.

Учебная программа колледжей бывает двух видов:

  • двухгодичная - подготовка специалистов среднего уровня, в конце курса студент получает свидетельство;
  • четырехгодичная - после обучения выдается диплом бакалавра.

Учебный год в китайских вузах разделен на два семестра - весенний и осенний. Зимние каникулы длятся с конца января по февраль, летние - 2 месяца (июль и август).

В большинстве своем университеты Китая, в отличие от известных вузов Европы и США, работают по довольно узким направленностям - по археологии, сельскому хозяйству, педагогике. В программах университетов, готовящих политиков и дипломатов, значительная часть времени отведена навыкам ораторского искусства и письма.

Для привлечения иностранных студентов обучение во всех вузах Поднебесной проходит на двух языках - китайском и английском. Желающим учиться на китайском предлагаются специальные дополнительные курсы.

По окончании университетов Китая можно получить диплом бакалавра, магистра или доктора наук.

О том, что Китай - перспективная страна с развитой экономикой, не знает только ленивый. Китай давно уже превратился из страны «третьего эшелона» в практически мировое чудо. И это при том, что до середины прошлого века 80 % населения Китая было неграмотным. Невысокий уровень образования до сих пор сохраняется в отдельных сельских районах, где определяющее значение имеют традиции. Однако за счет государственных программ по активному открытию школ проблема образования в Китае была все-таки по большей части решена.

Как гласит китайская поговорка, «найти хорошего учителя нелегко, найти хорошего ученика - стократ труднее».

На сегодняшний день более 90 % регионов в Китае входят в программу обязательного начального обучения, почти 100 % детей посещают школу, а число школьников с незаконченным образованием постоянно сокращается. Для граждан Китая образование бесплатное, а образовательные программы контролируются государством.

Система образования в Китае

Китайская система образования практически не отличается от российской. С 3 лет - детский сад, с 6 - начальная школа, потом средняя школа и вуз. Вместо вуза есть вариант поступить в профтехучилище. Туда принимают после полной средней школы, а также после неполной (с 15 лет, без старших классов). В вузах учатся 4-5 лет, в медицинском дольше - 7-8 лет.

Китайские школы

В школу дети начинают ходить с 6 лет, и перед поступлением в нее ребята проходят первое из многочисленных тестирований. Вся система школьного образования в Китае направлена на конкуренцию и достижение лучшего результата, поэтому нагрузки в китайских школах просто огромные. Каждый китайский ученик старается стать лучшим. Обычно занятия не ограничиваются школьными уроками, а продолжаются дома с репетиторами. Даже в начальной школе малыши занимаются с репетиторами по нескольким предметам.

Китайские школы славятся своей жесткой дисциплиной: за пропуск двенадцати уроков без уважительной причины ученикам грозит отчисление. После окончания 7 класса китайские ученики сдают экзамены - это своеобразная переходная ступень к среднему образованию и поступлению в университет. В случае, если ученик не сдает эти экзамены, он не допускается в высшую школу, и поступление в вуз и высокооплачиваемая работа для него отныне недостижимы.

Система единого государственного экзамена, которая была применена в России, позаимствована у китайских коллег.

Экзамен сдаётся одновременно по всей стране, и по его результатам в высшие учебные заведения принимаются выпускники с лучшими результатами. Каждый год растет число китайских выпускников, которые пытаются поступить (и в большинстве случаев успешно) в университеты Европы, США, России. Студент из Китая выгодно отличается на фоне своих однокурсников: он дисциплинирован, старателен, ответственен.

Школы в Китае бывают государственные и частные. Государственные ориентированы, в основном на граждан Китая, но в редких случаях принимают и иностранцев. Чтобы поступить в китайскую государственную школу, ученик должен сдать экзамены по математике, английскому и китайскому языкам, а его родители - заплатить около 5000 USD за семестр. Однако сразу эти экзамены редко кто сдает, поэтому для иностранных учащихся предусмотрены специальные курсы, которые готовят к учебе в китайской школе. Длится обучение, как правило год и стоит примерно 4200 USD в семестр. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Китайские частные школы более подготовлены к приему иностранцев. Многие предлагают обучение как на китайском, так и на английском языке. В частности, одна из лучших частных школ в Китае - это школа-пансион Beijing New Talent Academy и существующий при ней Cambridge International Centre, работающий по британской образовательной программе. Сдавать экзамены также нужно, но если вы претендуете на английскую программу, китайский сдавать не нужно, однако в школе учить его все равно придется. Обучение в этой школе стоит 12 000 USD в год при обучении на китайском и 20 000 USD в год - на английском.

Единственная русскоязычная школа в Китае находится в Инине. Уроки ведутся на китайском и русском языках (математика, языки, физкультура и музыка). Своего общежития в школе нет, так что принимаются только ученики из этого города.

Среднее специальное образование

После школы некоторые выпускники поступают в профтехучилища, где за 3-4 года получают практическую специальность. Как правило, ПТУ рассчитаны на обучение кадров в области медицины, правовых наук, сельского хозяйства. Есть и особые технические учебные заведения, в которых готовят будущих работников текстильной, фармацевтической, сталелитейной и топливной промышленности. Наименее престижным считается сельскохозяйственное профессиональное образование в Китае, поэтому там учатся не 4 года, а 3. Иностранные студенты в первый год изучают китайский язык, а оставшиеся 2 или 3 года учатся выбранной специальности.

Высшее образование в Китае

В Китае болеее ста вузов. Китайские университеты - это, как правило, городки, оснащенные всем необходимым для полноценной жизни и учебы. Все вузы в Китае государственные, поэтому и стоимость обучения в них сравнительно невелика - 3000-6000 USD в год, в зависимости от выбранного факультета. Для студентов из сельской местности даже такая сумма бывает не по карману, поэтому они вынуждены брать кредиты.

Выпускники, которые после завершения обучения уезжают работать в деревню, от выплаты кредита освобождаются, а вот те, кто мечтает о достатке и решает открыть свой бизнес, должны полностью выплатить долги.

В Китае есть технические, педагогические, лингвистические и другие высшие учебные заведения. Одни из них направлены на изучение местных диалектов, сельского хозяйства, археологии, в других студенты, которые готовятся стать политиками, отрабатывают навыки правильного произношения и грамотного письма, в третьих дополнительно изучается японский язык. Ведущими вузами Китая признаны Университет Цинхуа, Пекинский университет, Китайский народный университет, Пекинский университет языка и культуры, Пекинский педагогический университет, Шанхайский университет иностранных языков, Далянский университет иностранных языков, Китайский океанологический университет и другие.

Как поступить в китайский университет

В последние годы растет популярность Китая среди иностранных студентов, и образовательные туры в Китай становятся особенно востребованными. Учебный год в китайских вузах начинается 1 сентября и заканчивается в начале июля. Документы в университеты Китая оформляются в феврале-марте, однако до этого времени необходимо получить ответ из университета. Заявление о поступлении рекомендуется подавать в январе.

Для поступления в китайский университет требуется аттестат о среднем образовании и сертификат, подтверждающий знание языка. Однако знать китайский необязательно, так как можно поступить на англоязычную программу, а китайский учить в процессе. Сертификат, подтверждающий знание английского в данном случае, разумеется, потребуется. Большинство университетов не проводит никаких вступительных экзаменов, зачисление происходит по итогам среднего балла аттестата, однако тест на знание языка с большой вероятностью будет. Кстати, эти тесты довольно сложные, и сдать их без предварительной специальной подготовки вряд ли получится.

Иностранным студентам, как и всем иногородним, предоставляется общежитие. Но по умолчанию этого не происходит, и заявку нужно написать заранее.

Необходимые документы

  • заявление на поступление
  • оригинал и копии аттестата, включая перевод на английский/ китайский, заверенный нотариально
  • сертификат, подтверждающий знание английского языка (TOEFL или IELTS), в редких случаях требуется знание китайского
  • мотивационное эссе, рекомендательные письма
  • портфолио (для творческих специальностей)
  • подтверждение финансовой состоятельности

Подготовительные курсы

Китайские вузы ориентированы на иностранных абитуриентов, поэтому для них созданы специальные центры языковой подготовки. Государственных языков обучения два - английский и китайский, и подтянуть при необходимости можно оба. Но даже если ваша выбранная программа на английском языке, от китайского в этой стране никуда не деться, и учить его придется.

Как правило, для подготовки к поступлению достаточно 1-2 лет интенсивного обучения, потом студент допускается до освоения дисциплин по специальности.

Языковые школы

В Китае множество языковых школ, но самыми лучшими и престижными считаются три из них.

Mandarin House

Филиалы этой школы есть в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Все школы находятся в центре города, прекрасно оснащены технически, а занятия ведут лучшие преподаватели. Есть разнообразные курсы обучения: разговорный китайский, интенсив, молодежный летний лагерь, деловой китайский. Минимальный курс обучения - неделя (290 USD за разговорный китайский). Летом - дороже.

Хайнаньская языковая школа иностранных языков

Школа расположена в экологически чистом городке Хайкоу . Также предлагаются различные варианты обучения, без ограничения по возрасту и уровню подготовки. Плюсом является то, что школа ориентирована на русскоговорящих студентов: есть специальные пособия, а также русскоговорящий персонал. Месяц обучения стоит от 450 USD. 

Языковая школа «Омейда» в городе Яншо

Яншо находится на реке в окружении карстовых гор, вблизи знаменитых рисовых террас. Прогулки на велосипедах, по горам, сплав по реке на бамбуковых лодках, походы - тут в свободное время заскучать просто невозможно. Квалифицированные преподаватели и малые классы – до 5 студентов в группе – гарантируют максимальную эффективность занятий. Кроме того, бесплатная ежедневная практика с языковым партнером (китайским студентом из английского отделения) усиливает эффект от обучения в группе.

Цена на обучение очень разумная, пакет «Все включено» состоит из обучения + проживания + питания в школе. И стоит меньше, чем обучение и проживание в крупных городах Китая. Стоимость - от 215 USD в неделю. Еще один весомый плюс - гибкие старты, каждый понедельник.

Language School

Эта школа расположена в Яншо. Предлагает изучение не только китайского, но и английского языка. Минимальный курс - неделя. Для тех, кто задерживается надолго, оформляют визу. Стоимость обучения - от 900 USD в месяц.

Системы образования в разных странах

Все статьи об обучении за рубежом на «Тонкостях»

  • Мальта + английский

Лучшие университеты мира

  • Университеты Великобритании : Итонский , Кембриджский , Лондонский и другие
  • Университеты Германии : Берлинский им. Гумбольдта , Дюссельдорфская академия художеств и другие
  • Университеты Ирландии : Дублинский , Национальный университет в Голуэе , Лимерикский университет
  • Университеты Италии : Бо ,

Образование образованию рознь. Давно идущему спору в России между российскими педагогами и Министерстовом Образования о полезности проводимых образовательных реформ в наших школах не видно конца. Оказывается, не мы одни такие. Китайцы тоже не совсем довольны системой своего среднего образования. Поэтому и намеченная тенденция отправлять детей учиться «за бугор» как и в России очень популярна. Китайские школьники постоянно жалуются на жуткое количество домашнего задания, большой 压力 (стресс), нехватку свободного времени, желают избежать гаокао (高考, выпускной экзамен, аналог нашего ЕГЭ) и продолжить образование в старших классах «заморских» школ. Поспрашивав китайских школьников, а также преподавателей, я получила полную картину того, по какой системе дети обучаются в Пекине и других городах, а также по какой тенденции сейчас движется образование Китая и как много сил дети тратят, чтобы получить заветный аттестат.

Итак, не буду сразу начинать с самого страшного. Начну с того, что китайская школа делится на три ступени – начальная (小学,6 лет), средняя (初中, 6 лет) и старшая (高中, 3 года). «Первый раз в первый класс» приходится в возрасте 6 – 7 лет. Государство оплачивает только первые девять лет обучения, за последние три года родители платят из своего кошелька, хотя некоторые счастливчики из учащихся могут рассчитывать на субсидию, или стипендию.

Как мне сказал один китайский знакомый, вся жизнь китайца — вечное прохождение экзаменов, а начинаются они именно в школе. Одно из самых серьезных испытаний сваливается на голову ничего не подозревающего учащегося начальной школы по завершении шестого класса. И тут начинается… начинается поиск путей попасть в среднюю школу, и обязательно хорошую или самую лучшую! Не зря же шесть лет в начальной школе слушали учителя и беспрекословно выполняли его задания!

Надо уточнить, что китайские начальная, средняя и старшая школы не являются одной школой, как в России. Они носят разные названия и являются разными учебными заведениями. Хотя некоторые школы включают в себя все три ступени.

Так вот, гонка родителей (прежде всего) начинается именно по окончании начальной школы. Они «дежурят» у дверей желаемой для своего чада средней школы, «ловят» уже поступивших, в ней учащихся, и «допрашивают» на предмет «как тот в нее поступил» и «содержание экзамена на поступление». Экзамен на поступление. Мне пояснили, что он тайный. Это и есть один из способов поступления в школу. Тайный, потому что к нему невозможно подготовиться заранее, ибо неизвестен контент. Экзамен может принимать разные формы – может быть в форме теста, а может быть и в форме собеседования. Если в форме теста, то это обычно математика, задания даются уровнем выше, чем изучалось прежде, поэтому деньги на репетитора надо готовить заранее.

Следующий путь к желанной школе – так называемый 推优, или рекомендация к поступлению. Рекомендуют преподаватели, выбирает компьютер. О великий лототрон удачи! Только один из десяти абитуриентов может быть зачислен в школу таким образом. Лазейки тоже есть, но это для тех, кто не скупится – все-таки будущее детей, разве можно доверить бездушной машине! Итак, далее – связи родителей. Здесь все понятно. Еще один из способов попасть в заветную школу – автоматическое зачисление по причине близкого нахождения от дома, 直升. Чтобы быть зачисленным, нужно иметь квартиру рядом со школой, и проживать в ней более трех лет. Родители, участвующие в «гонке», покупают квартиры близ престижной школы задолго до рождения ребенка, заботясь о его будущем. Такая квартира называется 学区房. Ну и самый последний способ продолжить образование – а каждый выпускник начальной школы обязан продолжить образование в средней школе – 派位, то есть определение ученика в любую школу, где есть место, обычно далеко не самую лучшую по системе «О всемогущий компьютер, реши мою судьбу». Strange but true.

Итак, нашли путь поступить в хорошую школу, но это совсем не означает, что можно расслабиться и ни о чем уже не думать (до университета). Средняя, и дальше – старшая школы предполагают почти круглосуточное учение, кучу «домашки» и минимум свободного времени, так как помимо «домашки» и уроков, дети посещают кружки по интересам *родителей*, к примеру, учат английский с иностранными преподавателями, или танцами занимаются, или спортом, или еще чем-нибудь, призванным сделать из ребенка высоко организованную, конкурентноспособную личность, так как речь идет о Китае – стране, где выживает сильнейший в силу большого количества народу, в нем проживающего. Родители это понимают.

Расписание в обычной рядовой школе носит «спартанский» характер — в день не менее 8 – 9 уроков: пять уроков в первой половине дня, четыре урока во второй. Каждый день на последнем уроке контрольная работа a.k.a. тест. Это я пишу о последнем классе средней школы, где детей готовят к экзамену в старшую школу. Большой недостаток таких тестов, по словам одного из школьников, которого я интервьюировала, состоит в том, что на самом деле выполняя тесты «на автомате», студент использует логику, а не реально полученные знания. «Зубрежка» чистой воды. Здоровым интересом к учебе здесь почти не пахнет. Однако ж ученики поддерживают в себе энтузиазм к учебе, подогреваемый преподавателями, и относятся ко всему оптимистично. По словам одной из школьниц (Средняя экспериментальная школа Шанди, Shang Di Experimental Middle School, Part of 101 School, Пекин), дружба между одноклассниками крепнет по мере увеличения экзаменов и домашнего задания. «Вместе воюем на экзаменах!» можно считать девизом учащихся старшей школы, ведь именно здесь рождается самая крепкая дружба, которая не ослабевает и после окончания школы.

Занятия в школе начинаются около 8 утра, в разных школах по-разному: где-то в 7:30, где-то в 8:30. Каждый урок длится 40 минут, между уроками перемена, а после второго урока – большой перерыв для занятий физкультурой. Уроки физкультуры проводятся каждый день. И это вполне объяснимо, ибо при большой умственной нагрузке просто необходимы занятия спортом. Правда не во всех школах имеется такая политика, некоторые школы не включают спорт в школьную систему. После уроков физкультуры уже изрядно голодные дети бегут в столовую, чтоб провести 5- 10 минут за «уплетанием» обеда, и быстро в классы. Далее следует «полуденный сон», где ученики, сложив руки и «удобно» улегшись на парту, должны притворяться, будто спят. Такой «сон» длится час до 1:20. «Засыпают» по звонку и «просыпаются» по звонку. По поводу внешности тоже введены достаточно строгие правила, которых все придерживаются: короткие, либо собранные в конский хвост волосы и единая для всех учеников школьная форма, обычно представляет собой спортивный костюм. У каждой школы цвета формы разные.

Каждое утро назначается ответственный за поднятие государственного флага, как акт патриотизма, что очень даже похвально. И еще школьники пишут сочинения на ныне популярную тему «中国梦» («китайская мечта», аналог «американской мечты», китайская версия). Выходные проводят за выполнением домашней работы. Каникулы летом и зимой. Летние – с середины или начала июля и до конца августа, а зимние – с середины января до середины февраля. И каждые каникулы школьники «купаются» в море домашней работы. Некоторых школьников заботливые родители умудряются отправить за границу на учебу недели на две – подтянуть английский, или же проводят время в путешествии по Китаю, что тоже неплохо, но непродолжительно – нужно же еще вернуться и успеть сделать домашнюю работу!

Немного по-другому дела обстоят в старших классах. К примеру, в Школе иностранных языков р-на Хайдянь (Hai Dian Foreign Languages School, 海淀外国语学校, Пекин). Чтобы попасть в старшую школу, также нужно пройти экзаменационное испытание, но оно более демократичное и открытое, по сравнению с поступлением в среднюю школу. Никакой тайны из экзамена не делают, что в определенной степени уменьшает стресс как для школьников, так и для родителей. Эта школа считается одной из модных, потому что разделена на два департамента – департамент «гаокао» и иностранный департамент. Вообще, в связи с не спадающим интересом китайцев к иностранным языкам, международных департаментов в школах все больше и больше. Еще в 2010 г. всего в 10 школах существовало такое разделение. Немного подробнее об отличиях. В департаменте «гаокао» школьники учатся по известному режиму, то есть ведется подготовка к самому главному в 12-летнем школьном образовании экзамену, открывающий путь к вузам и дверь в будущее. Гаокао сдается по всем предметам в конце двенадцатого (а в некоторых школах одиннадцатого) класса. И его боятся все – родители, ученики и даже преподаватели. Баллы за каждый предмет варьируются в зависимости от его значимости. К примеру, в текущем году проходной балл за экзамен по китайскому языку равен 180, в прошлом году он составлял только 150. А вот на английский, наоборот, был снижен со 150 до 120. Утешительного, впрочем, немного. Экзамены все равно придется сдавать. И школьники, обучающиеся на данном отделении, «зубрят», готовятся к тестам. Кстати сказать, начиная со старших классов идет распределение учеников на «гуманитариев» (文科) и «технарей» (理科), с соответствующим набором предметов.

Совсем по-иному обстоит дело в иностранном департаменте. Студентов не готовят к гаокао. Предполагается, что 11-й класс дети закончат в американской школе, и дальше поступят в один из вузов Америки, это сейчас так модно в Китае – избегать «нервотрепки» с «отупляющими» тестами и поехать получать «реальное» образование за границу. Возможно, оно и правильно, если родительские средства позволяют. У соседа трава всегда зеленее. Школьники избегают гаокао, но TOEFL (Test of English as a Foreign Language) и SAT (Scholastic Assessment Test a.k.a. Академический Оценочный Тест) от них никуда не денутся. Это нужно для стажировки в американской школе. «Жизнь постоянно устраивает экзамены, отвлекая от процесса ее улучшения»… Большинство предметов ведется на английском иностранными преподавателями. Прежде всего изучается английский язык, идет штудирование – подготовка к TOEFL, зубрятся новые слова и выражения. Некоторые предметы ведутся на китайском – математика, биология, физика, химия — ради очередного экзамена от городского департамента образования, называемый 会考, или Certification of High School, его сдают все, независимо от отделения, на котором учится школьник. Приятное в обучении на иностранном отделение имеется – задания, даваемые учителями – иностранцами, гораздо более творческие и интересные: студенты работают в группах, делают и защищают проекты, проводят время за поиском информации для доклада и тд. И учеников в классе меньше – не 40, как в общеобразовательной школе, а всего 25 – 27, как в обычной западной школе. Школа одна, а подход разный.

Теперь нужно написать немного о том, как ученики живут в пришкольном интернате. Очень многие школы имеют ученические общежития. В некоторых школах дети живут в интернате в силу отдаленности школы от дома, а в некоторых школах это включено в одно из правил. В разных школьных интернатах разное количество учеников на комнату – от 6 до 8, а может даже и больше. В Школе иностранных языков р-на Хайдиен, Пекин, на комнату из 6 человек приходятся душ и туалет. В некоторых интернатах душ и туалет на этаж. Встают по звонку в 6:30, в комнату возвращаются около 10 часов вечера, после трех – четырех часов самоподготовки и повторения в классе по окончании уроков. Трехразовое питание в школьной столовой также включено. В интернат запрещается проносить электронные устройства, то есть все айфоны, айпады и компьютеры дожидаются своих хозяев дома, где последние проводят свои выходные – ученики возвращаются домой в пятницу вечером, а в воскресенье вечером снова в общежитие. Ах, да, не забывая при этом носить форму школы. И поднимать флаг.

В провинциях школьная система та же – в то же время начинаются уроки, те же предметы. Отличия, пожалуй, только в возможностях. В провинциях не так много дополнительных секций, куда можно отдать ребенка, к примеру, изучение языков, музыки и т.д., поэтому кроме учебы – только учеба, в отличие от столичных пижонов. В Пекине, да и в других крупных городах Китая, домашнего задания стараются давать чуточку меньше, особенно в начальных классах, чтобы у детей было больше свободного времени на посещение кружков по интересам. К тому же, существует некое неравенство среди поступающих в вузы – пекинец с результатом в 500 баллов по гаокао имеет возможность поступить в неплохой столичный вуз, в то время как выпускник школы из пров. Шаньдун, набрав те же 500 баллов, может рассчитывать только на техникум в Пекине. География имеет место.

Преподаватели в школах также очень заняты работой. По словам одной из преподавательниц Средней экспериментальной школы Шанди (Shangdi Experimental Middle School, Пекин), основное испытание для учителя – найти ко всем ученикам соответствующий подход и оценить, исходя из их индивидуальных особенностей, так как учеников в классе очень много, иногда количество доходит до 48 – 50, индивидуально отнестись к каждому не всегда получается. На долю учителей выпадает очень много работы – проверять огромное количество «домашки» и экзаменационных листов с тестами, проходить курсы повышения квалификации, заниматься научной работой, встречаться с родителями учеников и т.д. А уж если учителя поставили классным руководителем, то на бедного сваливается все это в двойном объеме. Поэтому преподаватели каждый день задерживаются в школе еще на часа 2 – 3 – работа занимает у них много свободного времени. Но не стоит их жалеть раньше времени, у них же есть зимние и летние каникулы, которыми они компенсируют недостаток свободного времени в рабочие дни.

Итак, вот откуда «растут ноги» у распространенного суждения о китайцах, что они самостоятельно мыслить не умеют и совершенно неспособны подойти творчески к делу, — из системы школьного образования, китайцы и сами понимают. Постоянные тесты, тесты, тесты, лишающие ученика самостоятельно решить вопрос, а не выбрать из 4 вариантов правильный ответ. Однако ж этому «баяну» еще недолго существовать. Уже сейчас намечены позитивные сдвиги в школьном образовании, которые отмечают и преподаватели, и сами ученики. Во-первых, слегка сбавили нагрузку с домашним заданием, его стало чуть меньше. Во-вторых, ввиду уменьшения домашней работы, ребенка поощряют на то, чтобы тот посещал кружки, развивающие таланты и способности, как то: танцы, рисование, пение, музыка, изучение иностранных языков и другие, насколько позволит фантазия и кошелек родителей. В-третьих, возвращаясь к тестовой системе, позитивного и здесь можно найти: благодаря тестам, у учеников отлично развита логика, к тому же тестовая система очень удобна для преподавателей во время контроля уровня знаний. Все-таки не забываем, 40 – 50 человек в классе, а время урока всего 40 минут. В-четвертых, китайцы активно перенимают положительный зарубежный опыт. Как уже говорилось ранее, вводят систему двух отделений в старшей школе. На иностранном отделении уроки ведут иностранные преподаватели, которые делают акцент на командную работу учеников, развивают их творческие навыки, навыки работы в коллективе, а также способность не просто копировать материал, а самостоятельно проводить исследование. Ученики на уроке говорят, а не просто слушают, выражают свои мысли и мнения. В-пятых, в связи с политикой сокращения рождаемости, учеников с каждым годом все меньше, а значит, легче для преподавателя найти к каждому ученику индивидуальный подход, фокусироваться на учениках, а не на книгах и заданиях. Ученики также выражают надежду, что система экзаменов, особенно для поступления в среднюю школу, будет более демократичной и открытой, а система оценивания – более справедливой.

Все эти улучшения, однако, не призваны к «расхолаживанию» учащихся. Наоборот, в связи с наметившимися положительными изменениями, у учеников появится больше возможностей для самореализации. Трудиться все равно придется, ибо «рыбку без труда не выловишь». Пожелаем им удачи в этом благородном деле, и дальнейших успехов!

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В середине прошлого столетия система была реформирована, так как образование было доступно только для 20% населения, остальные же оставались неграмотными. Результатом реформы стало получение возможности для всех детей ходить в школу, и не воспользовались ею по ряду причин родители лишь 1% детей.

Что же, давайте узнаем, как протекает процесс обучения в Поднебесной.

Ступени обучения

Как и у нас, обучение и воспитание детей начинается в Китае с посещения детского сада. Дети поступают туда в три года и завершают пребывание там в шесть лет. Детские сады бывают и государственные, и частные, развитие которых всемерно поощряется на государственном уровне.

Программа обоих видов дошкольных заведений, в основном, одинакова. Кратко отметим, что разница между ними в том, что в частных садах больше развивают эстетические и культурные навыки, в государственных же основной упор делается на подготовку к школе и развитие умения трудиться. Всего детских садов около ста пятидесяти тысяч. Большинство их них закрываются в шесть вечера, но есть и круглосуточные заведения.

Утро здесь начинается с того, что поднимают национальный флаг КНР. Таким образом китайцы с детства развивают у подрастающего поколения чувство патриотизма, так как невероятно гордятся своей страной. Каждая минутка в распорядке дня в детском саду расписана, ведь китайцы полагают, что если у тебя есть свободное время, то ты – бездельник.

С детства здесь тут прививаются определенные привычки, например, воспитатели строго следят, чтобы дети перед едой и после посещения туалета мыли руки. Их привлекают к уборке посуды после трапезы. Большое внимание уделяется развитию трудолюбия. Малыши выращивают на участке овощи, а из полученного урожая учатся самостоятельно готовить доступные блюда.

В целом, направление воспитания в садике таково, чтобы у ребёнка не возникло и мысли, что он в чём-то особенный. Условий для развития индивидуальности здесь не создаётся. Поведение малышей находится под неусыпным контролем, даже когда они играют. В этом заключаются и плюсы, и минусы образования.

Китайские семьи имеют чаще всего одного ребёнка, поэтому именно дома ему достаётся всё внимание и обожание взрослых, что, конечно, не может не сказаться на поведении.


Однако в целом, усилиями и семьи, и работников дошкольного образования, маленькие китайцы послушны и воспитаны. Дисциплина – вот необходимое условие для слаженного функционирования государства, и основы её закладываются у этого народа в юном возрасте.

Заметим, что китайцы относятся к детям с большой любовью. Пожелание бездетности считается здесь наивысшим оскорблением.

Затем следует начальная школа, перед которой нужно пройти тестирование. Здесь обучаются до двенадцати лет. Школьное образование для граждан Китая бесплатно в рамках обязательного девятилетнего.

Начальная школа предполагает пребывание в ней полный учебный день, и за день бывает шесть или семь уроков. В программе обучения множество предметов:

  • китайский язык,
  • этика,
  • трудовое обучение,
  • политическое образование,
  • химия,
  • география,
  • математика,
  • иностранный язык,
  • история,
  • музыка,
  • физика,
  • физвоспитание,
  • искусство,
  • биология и др.

Так как она чрезвычайно насыщенная, то до обеда в расписание ставят основные предметы, а после него – дополнительные. В процессе учёбы ребята конкурируют друг с другом за право считаться лучшим учеником. Распространена практика дополнительных занятий после уроков с репетитором, часто до позднего вечера и по нескольким предметам.


Дисциплина в школе также достаточно жёсткая. Стоит пропустить более десяти занятий без уважительной причины, и ребёнку грозит отчисление. Ученики выдерживают колоссальные нагрузки, но и способны добиваться отличных результатов во время учёбы и после неё.

Школьная программа находится под контролем государства. Учебный год длится с сентября до начала июля. Каникулы по продолжительности отличаются от таковых для россиян, особенно зимние.

Они длятся весь январь и захватывают несколько дней соседних с ним месяцев. Это связано с празднованием Чунь цзе – китайского Нового года. Но и на каникулах необходимо выполнять внушительное домашнее задание.

Завершив курс начального обучения, можно поступить без экзаменов в среднюю школу, относящуюся к жилищному микрорайону ученика. Здесь не принята кабинетная система, когда ученики в течение дня переходят из класса в класс. Напротив, за каждым классным коллективом закреплена своя аудитория.


Средняя школа бывает первой и второй ступени, которая платна. В школе первой ступени ребёнок учится ещё в течение трёх лет, после чего девятилетнее обязательное образование завершается. Те же дети, которые хотят учиться в институте или университете, должны сначала получить полное среднее образование в школе второй ступени.

Школы второй ступени бывают разной направленности: академической и профессионально-технической. Школы с академической направленностью готовят к поступлению в вузы, а с профессионально-технической – к работе в производственной сфере.

Обучение детей из других стран

Для иностранцев существуют некоторые ограничения.

Ребёнок-иностранец не может получать образование в средней школе, если его родители находятся не в КНР. Чтобы он смог учиться, нужно, чтобы над ним была оформлена опека или попечительство. Правом принимать иностранцев обладают только ряд передовых школ.

Опекуну (гражданину Китая или иностранцу) предписывается официально трудоустроиться в обязательном порядке в том же населённом пункте, где учится ребёнок. Если опекуном является тоже иностранец, у него должен быть вид на жительство в стране.

Он в письменном виде обязуется нести ответственность за поведение и успеваемость подопечного, и все возникающие вопросы администрация учебного заведения решает именно с опекуном.


Обучение на школьном международном отделении в таких школах платное и в крупных городах цена может доходить до пяти тысяч долларов за полугодие. Это связано с тем, что на приём каждого ученика нужно получать разрешение в Министерстве образования.

Как правило, иностранцы первый год учат китайский язык и подтверждают его знание на экзамене. Затем вводятся другие предметы, которые преподаются на английском, китайском, или на обоих языках.

Международные отделения обычных школ не следует смешивать с международными школами, которые тоже имеются в КНР. Они частные, и стоимость получения образования в них доходит до десяти тысяч долларов за полугодие.

Основной их контингент – это дети иностранцев, которые приехали поработать в КНР по контракту, так называемых экспатов. Преподавание в них ведётся на английском языке и полностью нацелено на продолжение образования на Западе.


Международный бакалавриат

В последнее время в мире широко распространилось введение стандарта международного бакалавриата – IB (International Baccalaureate), который с середины прошлого века с подачи швейцарских методистов позиционируется как универсальная программа обучения для школ.

Акцент в ней делается не только на получение академических знаний, но и на развитие необходимых в современном мире личностных качеств: умения анализировать, сравнивать, проводить исследовательскую работу, эксперименты, описание своей работы.

Эта программа одобрена во многих странах, и ведущие американские, канадские и европейские университеты принимают без экзаменов студентов с дипломами IB. В Китае в ряде школ, которые считаются лучшими в стране, эта программа преподаётся дополнительно наряду с предметами, включенными в китайский стандартный учебный план.

Обучение в школах IB ведётся преимущественно на английском языке, и стоит около шести тысяч долларов в семестр. Выборочно некоторые предметы читаются на китайском (например, родной язык и литература).


Вузы

Экзамены в конце полного школьного курса показывают, каковы шансы подростка на поступление в вуз. Конкуренция высока и составляет несколько сот человек на одно место. Вузы поделены на категории, и то, куда можно поступить, зависит от балла, который выпускник получил на школьном экзамене.

Вузовская программа не отличается по структуре от таковой в иностранных учебных заведениях и состоит из:

  • бакалавриата,
  • магистратуры,
  • докторантуры.

Будущие бакалавры учатся около пяти лет, магистры – до трёх, а в 26 лет студента уже можно стать доктором наук. Всего вузов в КНР около ста. Многие из них представляют собой академические городки со всей необходимой инфраструктурой.

Высшее образование может быть платное и бесплатное. Платное обучение обходится в несколько сот долларов в год, и многие студенты берут под него государственный кредит.

Государство поощряет специалистов, которые готовы занять востребованные им рабочие места, например, в сельском хозяйстве. В этом случае кредит возвращать не потребуется. Существует также система грантов для обучения определённым специальностям.

Среднее специальное образование

Есть в Китае и среднее специальное образование. Оно ставит целью подготовить технического специалиста, дать ему необходимые для его будущей профессии теоретические знания и навыки в практике. Общеобразовательным предметов в таком обучении гораздо меньше. К будущей профессии в сфере производства в школе начинают готовиться с 12 лет, сразу по получении начального образования.


Для этого существует профессиональная начальная школа, где учатся до 15 лет, затем средняя, где проходят подготовку до восемнадцатилетнего возраста, и, наконец, высшая профессиональная школа, окончив которую в 22 года, можно приступать к работе.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод, что к организации образования в Китае подходят фундаментально. Недаром китайские дипломы котируются более чем в шестидесяти станах мира.

Что ж, друзья, на этом мы прощаемся с вами! Делитесь полученной информацией с друзьями в социальных сетях, и присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые познавательные статьи себе на почту!

October 9th, 2017

Да, Китай прет пока "по всем фронтам". Все спорят, как это у него так получается, но очевидно, что в основе всего лежит образование.

Китайские школьники постоянно побеждают на международных олимпиадах, Шанхай не раз занимал лидирующие места в тесте PISA, при этом учеников с детства учат соответствовать всем требованиям и во всем подчиняться учителям. Журналист Дженни Андерсон попыталась разобраться, насколько оправдан такой подход и в чем преимущества и недостатки азиатской модели образования.

Когда Ленора Чу, американка китайского происхождения, записала сына в элитную школу в Шанхае, ее ожидало много сюрпризов. Ее сына заставили есть яйца, которые он ненавидит. Когда Чу поставила под вопрос методы учителя, она получила выговор за сомнения в его авторитете. Ее ребенка научили тому, что дождик можно рисовать «правильно» и «неправильно». И школа отказалась выдать ему лекарство от астмы, поскольку его состояние не требовало такого большого внимания к его персоне.

В китайских школах на первом месте всегда стоит группа, а не отдельный ребенок.

Как ни странно, на эти действия Чу ответила не осуждением, а похвалой. О своем опыте она рассказала в книге «Little Soldiers: An American Boy, a Chinese School, and the Global Race to Achieve» («Маленькие солдаты: американский мальчик, китайская школа и глобальная гонка достижений»), в которой разбирается секрет превосходной китайской успеваемости. По ее словам, успех Китая в основном объясняется двумя причинами. Во-первых, у учителей есть власть, которую уважают родители, — это повышает качество обучения. Кроме того, китайцы с детства привыкают к мысли, что к успеху приводят не врожденные способности, а усердный труд.

«Китайская мать знает, что если ее ребенка наказали в школе (неважно, каким образом), то он это, бесспорно, заслужил. Другими словами, дайте учителю спокойно делать свою работу», — пишет она в The Wall Street Journal.

Не так давно Эми Чуа опубликовала книгу «The Battle Hymn of the Tiger Mother» («Боевой гимн матери-тигрицы»), в которой она утверждает, что китайские родители не балуют своих детей, поэтому они вырастают более сильными и выносливыми и добиваются лучших результатов. Чу пишет, что учителя с детьми тоже не нянчатся, и в результате ученики вырабатывают такие навыки и такую устойчивость, которые и не снились американским детям. От китайских школьников ожидают многого, и они учатся соответствовать этим требованиям. Уверенность в себе появляется благодаря достижениям, а не идее, что главное — участие.


В то же время, как пишет Чу, американские родители, наоборот, считают, что главное — подпитывать веру ребенка в собственные силы, даже если для этого приходится ставить пятерки за вполне средние работы по математике. Чу пытается разобраться, какая система лучше готовит детей к будущему и каких ролей стоит придерживаться родителям и учителям. Академические достижения или социальное и эмоциональное благополучие? Право ставить авторитет под сомнение или уважительное подчинение ему?

В глазах Чу и многих других существует устоявшийся образ сверхуспешных состоятельных американских родителей, которые ради результатов своих детей нивелируют власть учителей. Родители подрывают авторитет преподавателей, веря при этом, что они-то лучше знают, как надо (но будем честны: чаще всего все их познания в педагогике сводятся к воспоминаниям о собственной школе, которую они окончили еще до того, как в ней появился интернет). Она пишет: «Прогресс в американской системе тормозят родители, которые уверены, что все им что-то должны, и своей позицией обесценивают учебу: для наших детей мы требуем привилегий, которые мало связаны с образованием, и просим о пощаде при выставлении оценок за год, если они не добиваются нужных результатов. Наше общество многого ждет от учителей, а семья несет меньшую ответственность».

К аналогичным выводам по поводу американского образования пришли и сами американцы. Джессика Лэйхи, школьная учительница и автор книги «The Gift of Failure» («Дар ошибки»), считает, что дети становятся беспомощными по вине (любящих) родителей, которые стремятся защитить их. Когда мы вмешиваемся в драки своих отпрысков во дворе или вытягиваем оценки из учителей, мы мешаем им выработать нужные навыки и стать самостоятельными (и в результате все закончится такими явлениями, как «Школа для взрослых» (организация, где молодые люди учатся вести себя как взрослые. — Прим. ред.).


Андреас Шлейхер, глава департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), утверждает, что хорошие учителя — главная причина академических успехов в шанхайских школах. Он говорит, что педагоги, за которыми он наблюдал в Китае, считают своей задачей не учить ребенка предмету, а сформировать его ценности и характер. Дети участвуют в уборке класса — учителя и родители это поощряют. По словам Шлейхера, китайские преподаватели требуют высоких результатов, но они же помогают детям достичь их. По итогам теста PISA, который пишут 15-летние школьники по всему миру, Шанхай не раз занимал лидирующие места, в то время как у США результаты довольно средние. Конечно, Шанхай — это мегаполис, а США — огромная страна, отличающаяся большим многообразием, поэтому сравнивать их сложно. Например, в 2012 году штат Массачусетс занял бы девятое место по математике и четвертое — по чтению, что намного выше, чем позиция Соединенных Штатов в целом.

Журналистка Мина Чой, которая отдала детей в китайскую начальную школу, подробно описала плюсы и минусы шанхайской системы. У ее шестилетнего сына ежедневно было по три часа домашней работы и никакого общения с друзьями (все были слишком заняты уроками). Часто учеба заключалась в зубрежке и бездумном копировании, причем даже тогда, когда дело доходило до написания эссе: ее сыну советовали переписывать чужие работы, чтобы научиться писать самому. Иногда она задавалась вопросом: многие ли дети действительно понимают математику, а не просто заучивают ответы?



Тем не менее Чой уверена, что повторила бы этот опыт (по крайней мере, если говорить о младшей школе). Она говорит, что это «жесткая, требовательная система, в которой делается упор на усердную работу». Она не читала книгу Чу, но согласна с тем, что недостаток уважения к учителям в США — это проблема. Чой считает, что опытный учитель понимает лучше родителей, что должен знать семилетний ребенок, как он должен учиться и как его нужно учить. «В Америке мнение родителей равнозначно мнению учителя. Такого не должно быть», — рассказывает Чой. Эта нехватка уважения сказывается и на зарплатах учителей в США, и на том, как ничтожно мало правительство инвестирует в их профессиональное развитие. Жалобы родителей в Америке часто возникают именно потому, что они не верят в систему.

И Чу, и Шлейхер из ОЭСР предполагают, что есть еще одна критическая разница между США и Китаем. Учителя в Китае верят, что любой ребенок может преуспеть, вне зависимости от происхождения и доходов его семьи. Они верят, что достижения требуют упорной работы, а не определяются природными способностями, и учат своих учеников именно этому.

По результатам PISA трудно судить о качестве образования, но даже они показывают, что 10% шанхайских подростков из самых бедных семей знают математику лучше, чем 10% наиболее привилегированных учащихся в США и ряде европейских стран.

При этом, по иронии, как замечает Чу, американцы не боятся требовать от своих детей усердия и высоких результатов, когда речь идет о спорте. Если ребенок становится последним, то это потому, что ему нужно больше работать, а не потому, что он не способен пинать мяч. «Для нас девятое место в стометровке значит, что Джонни надо больше тренироваться, а не то, что он хуже других. И мы не сильно переживаем по поводу его самооценки».

Исследование Кэрол Двек, психолога из Стэнфорда, показывает, что дети, которые верят, что старания важнее способностей, учатся лучше. Чу пишет: «Китайские школьники привыкли к сложной учебе, они знают, что успешным может стать каждый, кто готов потрудиться». Поэтому правительство вправе устанавливать очень высокую планку, а детей учат соответствовать этому уровню. Чу отмечает, что в США «родители протестовали, когда политики пытались ввести аналогичные меры», например единые образовательные требования в школе. Чу цитирует исследование, которое показывает, что дети азиатского происхождения учатся лучше белых не из-за выдающихся способностей, а благодаря старательности и вере в то, что их усилия важны.



Жизнь китайского школьника может казаться однобокой. Три часа домашней работы — это три часа, когда ребенок не играет с другими на площадке или в игровой комнате, не дает простора своему воображению. Детство короткое, и многие считают, что это время нужно оберегать от слишком ответственных контрольных, рейтингов и стресса.

В таком случае вопрос в том, насколько оправданна жесткость китайской системы.

Профессор Школы образования при Канзасском университете Юн Чжао указывает на то, что чем лучше результаты страны в тестировании PISA, тем хуже там обстоят дела с предпринимательством (он использует данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), самого масштабного в мире исследования этой сферы). Исследовательская и консалтинговая компания ATKearney пошла еще дальше, показывая, что предположительный предпринимательский потенциал стран, которые лидируют в рейтинге PISA, более чем в два раза ниже, чем в странах, которые находятся в середине списка или на последних позициях. Так что дети могут отлично знать математику и другие науки, но никто из них не станет новым Марком Цукербергом.

Журналистка Чой считает, что у восточноазиатского подхода есть и другие недостатки. Многие дети — единственные в семье, родители абсолютно преданы их интересам. Ради образования детей они готовы пойти на все, а те, в свою очередь, в ответ на такое давление часто начинают обманывать. Чой, которая покинула Шанхай четыре года назад, говорит, что система образования там «неустойчива из-за коррупции, плавающих критериев, непонятных причин, по которым ставятся оценки».

Более того, полная власть учителей не обязательно ведет к лучшим знаниям. Чу ссылается на исследование 2004 года, которое защищает распространенную в Китае систему прямого обучения, когда учителя показывают, как решать задачи, а ученики повторяют за ними. И хотя что-то таким образом выучить действительно можно (но все равно все зависит от контекста), существует множество других исследований, которые показывают, что если ребенок разбирается в каких-то вопросах самостоятельно, то это приводит к более глубокому изучению материала и может усилить интерес к учебе.

На самом деле польза есть и от индивидуального подхода, и от группового; и от академических успехов, и от личностного развития. Чжао говорит, что США и Великобритания стремятся к азиатской виртуозности в плане тестов, в то время как Китай пытается сделать свою систему более западной, менее однообразной, уделять больше внимания творчеству и самостоятельности в решении задач. Он пишет, что «жители Восточной Азии стали первыми свидетелями того, как сильно их собственная система образования навредила детям: речь идет о высокой тревожности, сильном стрессе, плохом зрении, недостаточной уверенности, низкой самооценке и недоразвитых бытовых навыках». А, например, в Финляндии, где подход к образованию более сбалансирован, чем в Китае или США, дети, у которых меньше домашней работы и серьезных контрольных, чаще радуются жизни и при этом добиваются отличных результатов на тестировании PISA.

Когда выбирать приходится из двух крайностей, любой вариант кажется немного рискованным. «Я скорее предпочту слишком высокий уровень образования, чем слишком низкий», — сказала (и написала об этом эссе) Чой, подразумевая более строгое китайское расписание.

Чу говорит, что ее детям досталось лучшее из обеих систем. «Мой сын включает воображение, когда рисует, у него отличное чувство юмора и чертовски сильный удар справа в теннисе. Ни одно из этих качеств не угасло, и теперь я разделяю веру китайцев в то, что даже очень маленькие дети могут развить таланты, которые требуют серьезных усилий».


источники
Ksenia Donskaya
http://www.chaskor.ru/article/diktatura_uchitelej_42522