Булат окуджава - биография, информация, личная жизнь. Творческий путь Б.Окуджавы Окуджава биография личная жизнь

Жизнь и творчество Булата Окуджавы

Доклад по литературе Данилова Павла

Я думаю, что все слышали имя Булат Окуджава. Я спрошу: «Кто он был?». Кто-то мне ответит: «поэт». Кто-то: «прозаик». Еще кто-нибудь: «киносценарист». Даже тот, кто скажет: «автор и исполнитель песен, основоположник направления авторской песни», - все равно не ошибется.

Вот что рассказал о своей жизни корреспонденту «Огонька» Олегу Терентьеву сам Булат Шалвович:

Ну что я могу рассказать вам. Я родился в Москве, на Арбате в 24-м году. По происхождению я грузин. Но, как говорят мои московские друзья, грузин московского разлива. Родной язык мой - русский. Я - русский писатель. Жизнь моя была обычной, такая же, как жизнь моих сверстников. Ну, если не считать того, что в 37-м году мой отец - партийный работник - был уничтожен здесь, в вашем замечательном городе (Свердловске). Три года я прожил в Нижнем Тагиле. Затем вернулся в Москву. Учился в школе. После девятого класса в семнадцать лет ушел добровольно на фронт. Воевал. Был рядовым. Минометчиком. Был ранен. Остался жив. Учился в университете на филологическом факультете. Окончил. Уехал в деревенскую школу Калужской области. Работал учителем. Преподавал русский язык и литературу. Ну, как большинство, писал стихи. Относился к этому, конечно, несерьезно. Но постепенно, постепенно это все во мне усиливалось. Стал публиковаться в "Калужской газете" областной. Затем, когда умер Сталин, и начали налаживаться нормы демократические нормальной жизни в нашей стране, мне предложили работать в "Комсомольской газете" областной. Я заведовал отделом пропаганды. И там же, в Калуге, у меня вышла первая маленькая книжечка стихов. Но так как в Калуге других поэтов не было, я считался самым лучшим. У меня очень кружилась голова. Я был очень самонадеян. Мне казалось, что я достиг уже самых больших высот. Хотя стихи эти были очень слабые, подражательные. Посвящались в основном праздникам, временам года. Затем я переехал в Москву. Там попал в одно литературное объединение. Там были очень сильные молодые поэты, которые меня крепко побили. Сначала, в первые минуты, я подумал, что это они от зависти. Потом понял, что я сам в этом виноват. Год приблизительно ничего не писал в отчаянии. Но потом природа взяла свое. Стал писать. Хорошо или плохо - не мне судить. Но так, как я пишу до сегодняшнего дня. В конце 56-го года, то есть ровно тридцать лет тому назад, осенью 56-го года, я впервые взял в руки гитару и спел свое шуточное стихотворение под аккомпанемент. Так начались так называемые песни. Потом их становилось больше, и, наконец, когда их стало уже шесть или семь, начали раздаваться... А в то время появились первые магнитофоны. И вот на работе - я работал в издательстве "Молодая гвардия" - стали раздаваться звонки, и люди меня приглашали домой попеть свои песни. Я с радостью брал гитару и ехал по неизвестному адресу. Там собирались человек тридцать тихих интеллигентов. Я пел эти пять песен своих. Потом я их повторял снова. И уезжал. А на следующий вечер я ехал в другой дом. И так это тянулось полтора года. Ну и постепенно - магнитофоны работали - это все распространялось очень стремительно, быстро. Ну и появились люди, которые сочли необходимым со мной бороться. Теперь я понимаю, что эти песни были очень непривычные после того, что мы пели обычно. Кому-то показалось это опасным. Ну и, как всегда, комсомол был застрельщиком. Первый фельетон обо мне был опубликован в ленинградской газете "Смена" по заданию из Москвы. Но так как он был наспех сделан, в нем было много смешного. Ну, например, там была такая фраза: "На эстраду вышел подозрительный человек. Он запел под гитару пошлые песенки. Но за таким поэтом девушки не пойдут. Девушки пойдут за Твардовским и Исаковским". Такой способ определять качество литературы - за кем пойдут девушки. Сейчас это все смешно звучит, но мне тогда, поверьте, было очень не смешно. Было очень сложно. Значит, было много казусов, нелепостей. Я метался. Я чувствовал, что я делаю что-то интересное, но встречал противодействие. Однажды меня пригласили в очень высокую инстанцию. А у меня была такая одна из первых песен - "Песня про Леньку Королева". Может быть, приходилось слышать вам. Ну и мне сказали в высокой инстанции, человек, который был обременен большими знаниями о культуре, он сказал, что эту песню петь не надо, потому что она неправильно ориентирует молодежь. "Чем же она неправильно ориентирует?" - спросил я. - "А вот у вас там есть такие строчки: "он ушел воевать и погиб, и некому оплакать его жизнь". Как, то есть, некому? Остался ведь народ, всякие организации..."

Но я не поверил вкусу этого человека и продолжал петь эту песню. Года через три у меня появилась песня "О дураках". Меня снова пригласил этот человек и сказал мне: "Послушайте! У вас же была замечательная песня про Леньку Королева. Зачем вам петь про дураков?" Ну и я понял, что время делает свое дело. Это лучший судья. Слабые вещи оно убирает, удачные вещи оставляет. Поэтому нам не нужно суетиться, судить, решать. Все решится само собой. Искусство - такая вещь. Долготерпивое. Ну, затем, после того как стали появляться эти фельетоны и всякий шум, мои друзья в Союзе писателей решили меня обсудить. Очень было бурное обсуждение. И меня приняли в Союз писателей. Но после этого мне стало немножко легче, стали выходить книги стихов. Мои песни стали петь некоторые певцы. Хотя очень небольшое количество, потому что песни были непривычные, а им нужно было проходить через художественный совет. И художественные советы боялись этих песен и отвергали их. Но кое-кто пел. Потом эти песни зазвучали в фильмах, в некоторых, в спектаклях. Потом к ним стали больше привыкать. Я стал ездить по стране выступать. Потом меня послали за рубежи. Я выступал за границей. У меня стали выходить пластинки. Потом я стал писать прозу... И ко мне настолько привыкли, что даже однажды в один летний день, когда по традиции десятиклассники выходят ночью на набережные Москвы, чтобы проститься со школой, был такой случай. Телевизионная машина примчалась на набережную, чтобы записать песни вот этих молодых людей. Подъехали к одной группе. Там - рок-н-ролл. Подъехали к другой группе - там тоже что-то этого типа. Стали метаться. И наконец увидели - около собора Василия Блаженного стоит такая маленькая кучка с гитарой, и поют мою песню. Они так обрадовались, услышав свое, что записали и передали в эфир. И так я был узаконен. Ну вот. А потом наступила нормальная полоса литературной жизни. И теперь у меня уже за плечами пять романов и несколько книг стихов и пластинок. И вот сейчас должна выйти пластинка с новыми песнями. Так что я в своей литературной жизни человек счастливый, потому что я прошел через огонь, и воду, и медные трубы. И устоял. И остался самим собой, насколько это позволил мне характер. И продолжаю работать. Жив и здоров.

Краткая биография

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Hижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать - секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. О. возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси.

В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 г. демобилизовался.

Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".

В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду.

Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын - Булат Булатович Окуджава, музыкант, композитор.

Последнее интервью

Последнее интервью, данное Окуджавой студенту факультета журналистики МГУ Денису Левшинову весной 1997 года и напечатанное в Известиях 14 июня того же года.

Булат Шалвович, как вы относитесь к своей популярности?

Вы знаете, я человек не тщеславный, а честолюбивый. Тщеславный человек старается слыть, а честолюбивый - быть. Меня никогда не интересовал шум вокруг моего имени. Но как автору мне, конечно, приятно знать, что ко мне хорошо относятся.

Многие вас считают чуть ли не народным героем.

Если бы я жил на необитаемом острове, я делал бы то же самое - это моя профессия, мое призвание. Я иначе жить не могу, и потом, настоящие почитатели моей работы, люди мыслящие и серьезные, они не всплескивают руками при виде меня. Некоторые, особенно раньше, когда я начинал выступать с гитарой, меня воспринимали как эстрадного исполнителя - шумели, верещали, но быстро успокоились и ушли в другие залы, а со мной осталось не очень много, но очень верных и мыслящих людей.

Вы что-нибудь сейчас пишете, я смотрю, у вас всюду разбросаны черновики стихов?

Я все время пишу и все время работаю.

Булат Окуджава - повелитель чувств вот уже на протяжении нескольких поколений. Впечатление доверительности и непринужденности производят его неповторимые песни. Однако непосредственность Окуджавы вовсе не синоним простоты. Окуджава - виртуоз поэтического стиля.

Булат Шалвович Окуджава - поэт и прозаик - один из основоположников жанра бардовской песни, родился и вырос в Москве.

Мой город носит высший чин и звание Москва,

Но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Его детство прошло в небольших уютных дворах тихих арбатских переулков. Это она, арбатская детвора, придумала себе игру в "Арбатство" и ритуал посвящения в свое "сословие".

Пускай моя любовь, как мир, стара,

Лишь ей одной служил и доверялся,

Я, дворянин с арбатского двора,

Своим двором введенный во дворянство.

В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников осваивает науку пехотного боя.

Ах, война - она не год еще протянет, -

На то она и война;

Еще много километров портянок

Выкроят из полотна.

Рядовой Булат Окуджава воевал до конца 1944го. Ранения, госпитали..., и больше воевать не пришлось. "Бери шинель - пошли домой"... И вот наступила долгожданная Победа в войне жестокой, стоящей жизни миллионам людей, в войне, отнявшей у поколения, только вступившего во взрослую жизнь, целых четыре года юности.

Со слов самого поэта достоверно известно, что его первая песня на собственную мелодию "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась на фронте в 1943 году. И если та первая, фронтовая, которую сам автор считает слабой, давно забыта, то вторая сохранилась, звучит и поныне, хотя год её рождения - 1946-й.

Неистов и упрям

Гори, огонь, гори!

На смену декабрям

Приходят январи.

После окончания университета Окуджава едет по распределению работать в одну из сельских школ в Калужскую область. Появляются новые стихи, которые время от времени публикуют калужские газеты. В 1956 году выходит первый сборник стихов "Лирика". Он возвращается в Москву, работает сначала редактором в издательстве "Молодая гвардия", впоследствии заведует отделом поэзии в "Литературной газете".

Как раз в эти годы одна за другой пошли песни: "О Леньке Королеве", "Девочка плачет - шарик улетел", "Последний троллейбус", "До свидания, мальчики". Всех не перечесть, но нельзя не задержаться на мелодиях арбатских.

Ты течешь, как река.

Странное название!

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое призвание.

Ты и радость моя, и моя беда.

Только ведая правду о тех годах разлук и смятений, "когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди", можно понять, почему у Окуджавы его возлюбленный Арбат - и радость, и беда. Годом же раньше написана иная "арбатская" песня, менее восторженная, но еще более биографичная.

О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой,

Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой?

Как будто шагнул я со сцены в полночный московский уют,

Где старым арбатским ребятам бесплатно судьбу раздают.

Одно дело - песня, романс, совсем другое - поэт с гитарой на эстраде. Любопытно, что сам автор, по крайней мере раньше, не считал свои песни собственно песнями. Для него они были и оставались стихами, только не записанными на бумаге, а напетыми с голоса.

Негромкий, задушевный голос Окуджавы притягивал, заставлял вслушаться. Он никогда не писал звонких стихотворений, "на заказ". "Социальные заказы" были не для него. Его душа и сердце безошибочно определяли темы, важные для современников.

В нашей жизни, прекрасной и странной,

и короткой, как росчерк пера,

над дымящейся свежею раной

призадуматься, право, пора.

Призыв "Давайте говорить друг другу комплименты" - не просто красивая фраза, а жизненная необходимость для каждого из нас. В мире разрушающихся идеалов, как путеводная звезда - "надежды маленький оркестрик под управлением любви". Слово любовь употребляется поэтом очень часто. Ведь речь идет, в сущности, о жизни человека, основном принципе его бытия. Жизнь может состояться только при наличии любви: к окружающему миру, к людям, к жизни во всех ее проявлениях.

Неожиданная смерть Булата Шалвовича Окуджавы в 1997 году потрясла нас, его современников. Он пел о ценностях вечных, истинных, по-настоящему важных для человека: "Виноградную косточку в теплую землю зарою..." Кто из нас не грустил под эти пронзительные слова, кто не задавался вопросом. "А иначе, зачем на земле этой грешной живу?"

Профессия поэта "опасна и трудна". Роль поэта в обществе, его назначение и судьба - этой теме Булат Окуджава посвятил немало своих строк:

Поэтов травили, ловили на слове,

им сети плели; куражились,

корнали им крылья, бывало,

и к стенке вели...

Окуджава не изменился, став знаменитым: скромный облик, гитара, удивительная деликатность и уважение к слушателям. Один из его последних сборников называется "Посвящается вам", то есть нам, его почитателям, благодарным его современникам.

Узкожанровая специализированность создателей поэтического слова, как общеизвестно, бытует не изначально. Драматург А. Володин совсем недавно еще раз напоминал об этом: "В древности поэтов называли певцами: они сами сочиняли стихи и мелодию, сами пели их и сами себе аккомпанировали. Но постепенно отпала необходимость личного исполнения, затем отпала мелодия, стали необязательны рифма и размер, а иной раз даже мысль - сама поэзия стала служить недостойным целям... Тогда она спохватилась и потребовала: воссоединяйте меня! В нашей стране первым это сделал Окуджава".

Вероятно, в конце данного высказывания присутствует какаято доля гиперболизации. Вероятно, не самым первым. Были Визбор, Анчаров. Однако остается фактом, если первенство считать не единственно по хронологии событий, от самых первых его песен, а учитывая их количество, имеющих известность в самых разнообразных кругах, словно по основному пику широчайшей популярности, то звание Первого барда по праву относится к Окуджаве.

У Окуджавы написано всего приблизительно полторы сотни замечательных песен о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере в триумф здравого смысла и мудрости.

Булат Окуджава биография кратко расскажет Вам много полезной информации о советском и российском поэте, прозаике, барде, композиторе и сценаристе.

Булат Окуджава краткая биография

Булат Окуджава появился на свет в Москве 9 мая 1924 года в многонациональной семье грузина и армянки. Когда мальчику исполнилось 2 года, семья переехала в Тбилиси. Его отец занимал должность секретаря Тбилисского горкома, после стал первым секретарем Нижнетагильского горкома партии.
В 1937 году отец Булата попал под советскую репрессивную машину – его арестовали и приговорили к высшей мере наказания (по подложным доказательствам). Мать сослали в Карагандинский лагерь в 1938 году на 12 лет. Поэтому мальчика воспитывала бабушка. В 40-ых годах ХХ века он переехал к родственникам в Батуми.
Когда началась Вторая мировая война Булат Окуджава решил пойти на фронт, не смотря на юный возраст. Ушел служить добровольцем в 1942 году прямо из 9-го класса в пятый гвардейский Донской кавалерийский Казачий корпус. Участвовал в боях под Моздоком. Получив тяжелое ранение от пули, на фронт уже не вернулся. Продолжал служить радистом в тяжелой артиллерийской бригаде. Кстати, свою первую песню Окуджава написал именно на фронте. Она назвалась «Нам в холодных теплушках не спалось».
В послевоенный период возвратился в Тбилиси и, сдав экзамены за старшую школу, поступает в Тбилисский университет на филологический факультет. В 1950 году получил диплом и занимается преподаванием русского языка и литературы в деревенской школе Шамордино. В 1956 году вышел первый сборник стихов под названием «Лирика».
После ХХ Съезда КПСС, где осудили культ личности Сталина, мать поэта реабилитировали и им вдвоем разрешили жить в Москве. Поэт в столице занял должность заместителя редактора в «Комсомольской правде» в разделе «литература». После работал редактором в «Молодой гвардии» и «Литературной газете».
В 1961 году в сборнике К. Паустовского «Тарусские страницы» было включено произведение Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». В 1965 году повесть экранизировали под другим названием «Женя, Женечка и Катюша». В 60-тых годах началась критика и гонения на песни барда. Официальная комиссия постановила, что она не выражают чувства и настроение советской молодежи. Хотя сама молодежь всегда с удовольствием посещала его творческие вечера и концерты. После выхода фильма «Белорусский вокзал» к Окуджаве пришла всенародная слава. В нем звучал его песня «Здесь птицы не поют…».
Последний концерт Булат Окуджава дал в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО 23 июня 1995 года. Последние годы провел в Париже. Его госпитализировали с гриппом и осложнениями на почки. Великий бард и поэт умер 12 мая 1997 года в Париже.

Булат Окуджава произведения: повести «Свидание с Бонапартом», «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов»; поэтические сборники «Острова», « «Март великодушный», Веселый барабанщик», «Арбат, мой Арбат»; роман «Фотограф Жора», сказка «Прелестные приключения», песни «На Тверском бульваре», «Сентиментальный марш», «Виноградная косточка», «Возьмемся за руки, друзья…», «Молитва Франсуа Вийона» и другие.

Советский и российский поэт и прозаик, композитор Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников. Его отец — Шалва Окуджава — был по национальности грузином, мать — Ашхен Налбандян — армянкой.

В 1934 году с родителями переехал в Нижний Тагил, где отца назначили первым секретарем городского комитета партии, а мать — секретарем райкома.

В 1937 году родители Окуджавы были арестованы. 4 августа 1937 года Шалва Окуджава по ложному обвинению был расстрелян, Ашхен Налбандян сослана в Карагандинский лагерь, откуда вернулась лишь в 1955 году.

После ареста родителей Булат с бабушкой жил в Москве. В 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси.

С 1941 года, с начала Великой Отечественной войны, работал токарем на оборонном заводе.

В 1942 году, после окончания девятого класса, ушел добровольцем на фронт. Служил на Северо-Кавказском фронте минометчиком, затем радистом. Был ранен под Моздоком.

Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил свою первую песню "Нам в холодных теплушках не спалось…", текст которой не сохранился.

В 1945 году Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси, где экстерном сдал экзамены за среднюю школу.

В 1950 году окончил филологический факультет Тбилисского государственного университета, работал учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи, затем в Калуге. Подрабатывал корреспондентом и литературным сотрудником калужских областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".

В 1946 году Окуджава написал первую из сохранившихся песен "Неистов и упрям".

В 1956 году , после выхода в Калуге первого сборника стихов "Лирика", Булат Окуджава вернулся в Москву, работал заместителем редактора по отделу литературы в газете "Комсомольская правда", редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". Принимал участие в работе литобъединения "Магистраль".

В 1959 году в Москве вышел второй поэтический сборник поэта "Острова".

В 1962 году, став членом Союза писателей СССР, Окуджава ушел со службы и полностью посвятил себя творческой деятельности.

В 1996 году вышел последний поэтический сборник Окуджавы — "Чаепитие на Арбате".

C 1960 х годов Окуджава много работал в жанре прозы . В 1961 году в альманахе "Тарусские страницы" была опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр" (отдельным изданием вышла в 1987 году), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку официальной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В 1965 году Владимиру Мотылю удалось экранизировать эту повесть, дав фильму название — "Женя, Женечка и "катюша". В последующие годы Окуджава писал автобиографическую прозу, составившую сборники рассказов "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант", а также роман "Упраздненный театр" (1993).

В конце 1960 х годов Окуджава обратился к исторической прозе. Отдельными изданиями вышли повести "Бедный Авросимов" (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" (1976 — первая часть; 1978 — вторая часть) и "Свидание с Бонапартом" (1983).

Стихотворные и прозаические произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Со второй половине 1950 х годов Булат Окуджава начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель, став одним из общепризнанных основоположников авторской песни. Является авторов более 200 песен.

Наиболее ранние из известных песен Окуджавы относятся к 1957-1967 годам ("На Тверском бульваре", "Песенка о Лёньке Королёве", "Песенка о голубом шарике", "Сентиментальный марш", "Песенка о полночном троллейбусе", "Не бродяги, не пропойцы", "Московский муравей", "Песенка о комсомольской богине" и др.). Магнитофонные записи его выступлений мгновенно разошлись по стране. Песни Окуджавы звучали на радио, телевидении, в кинофильмах и спектаклях.

Концерты Окуджавы проходили в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Франции, Германии, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии.

В 1968 году в Париже вышел первый диск с песнями Окуджавы. С середины 1970 х годов его диски выходили и в СССР. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевел на русский язык.

Всенародную славу исполнителю принес фильм Андрея Смирнова "Белорусский вокзал" (1970), в котором исполнялась песня на слова поэта "Здесь птицы не поют…".

Окуджава — автор и других популярных песен для таких кинофильмов как "Соломенная шляпка" (1975), "Женя, Женечка и "катюша" (1967), "Белое солнце пустыни" (1970), "Звезда пленительного счастья" (1975). В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80 фильмах.

В 1994 году Окуджава написал свою последнюю песню — "Отъезд".

Во второй половине 1960-х Булат Окуджава выступил как соавтор сценария картин "Верность" (1965) и "Женя, Женечка и "катюша" (1967).

В 1966 году написал пьесу "Глоток свободы", которая через год была поставлена сразу в нескольких театрах.

В последние годы жизни Булат Окуджава был членом учредительного совета газеты "Московские новости", "Общей газеты", членом редколлегии газеты "Вечерний клуб", членом Совета общества "Мемориал", вице президентом русского ПЕН центра, членом комиссии по помилованиям при президенте РФ (с 1992 года), членом комиссии по Государственным премиям РФ (с 1994 года).

12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в одной из клиник Парижа. Согласно завещанию, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Окуджава был женат дважды.

От первого брака с Галиной Смольяниновой у поэта был сын Игорь Окуджава (1954-1997).

В 1961 году он познакомился со своей второй супругой — племянницей известного физика Льва Арцимовича — Ольгой Арцимович. Сын от второго брака Антон Окуджава (1965 года рождения) — композитор, аккомпаниатор отца на творческих вечерах последних лет.

В 1997 году в память о поэте указом Президента РФ было утверждено положение о Премии имени Булата Окуджавы, присуждаемой за создание произведений в жанре авторской песни и поэзии, вносящих вклад в российскую культуру.

В октябре 1999 года открылся Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы в Переделкино.

В мае 2002 года в Москве у дома 43 на Арбате был открыт первый и самый известный памятник Булату Окуджаве.
Фондом Булата Окуджавы ежегодно проводится вечер "Заезжий музыкант" в Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве. Фестивали имени Булата Окуджавы проходят в Колонтаево (Московская область), на Байкале, в Польше и в Израиле.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Окуджава Булат Шалвович (1924-1997) – советский и российский поэт, прозаик и сценарист, бард и композитор. Самый яркий представитель авторской песни в СССР. На основе стихов собственного сочинения и народного эпоса Кавказа сочинил более 200 авторских и эстрадных песен.

Детские годы

Булат появился на свет 9 мая 1924 года в знаменитом московском родильном доме имени Грауэрмана. Семья, где родился мальчик, была большевистская. Его папу, Шалву Степановича Окуджаву, из Тифлиса направили в московскую коммунистическую академию на партийную учёбу. Отец по национальности был грузин, а мама, Налбандян Ашхен Степановна, армянка.

На московском Арбате в пятикомнатной квартире семье было выделено две комнаты. Через полгода после рождения Булата Шалву Окуджаву снова вызвали в Грузию в связи с партийной работой. Его жена с маленьким сыном и няней осталась в Москве.

В основном воспитанием Булата занималась няня, так как мама работала в партийном аппарате. Будучи взрослым, Окуджава вспоминал, что папа был таким далёким, как будто нарисованным, а мама почти призраком, который появлялся лишь по вечерам. Уставшая женщина приходила домой, когда её малыш уже спал, крепко прижимала тёплый комочек к себе, а сама продолжала думать о своих партийных делах.

Когда мальчику исполнилось 5 лет, приехал в Москву папа. Но спустя год его назначили на новую должность – первого секретаря Тифлисского городского комитета партии. На это раз Окуджавы все вместе уехали в Грузию.

Юность

Булат начал обучение в Тифлисской русской школе. Так как у него к тому времени обнаружился абсолютный слух, его дополнительно отдали заниматься в школу музыкальную.

На партийной работе в Грузии отец долго не задержался, так как у него произошёл конфликт с Берией, и Шалва Окуджава сам обратился к Орджоникидзе, чтобы его перевели на работу в Россию.

В 1932 году семья переехала в Нижний Тагил, где папа Булата возглавил строительство крупнейшего уральского вагонного завода. Окуджавы теперь жили далеко от центра СССР, а в Ленинграде именно в это время уже начало раскручиваться колесо политического террора. В семье Булата всё было спокойно, в 1934 году у него родился братик Виктор.

Но в 1937 году докатилось это кровавое колесо и до Нижнего Тагила. Шалва Степанович был арестован, а его супруга с двумя сыновьями снова переехала в Москву. Из партии её исключили, а вскоре арестовали. Булат вспоминал, как боялся тогда, чтобы их с братом не сдали в детский дом. Но мальчишек взяла на воспитание бабушка по материнской линии Мария Вартановна.

Все родственники помогали, насколько было возможно, но всё равно не хватало еды. Бабушка все силы отдавала присмотру за маленьким Витей, а 13-летний Булат полностью был предоставлен сам себе. Он рос обыкновенным «красным» мальчишкой, боготворил лётчика Чкалова и испанского коммуниста Долорес Ибаррури, мечтал стать героем Арктики, радовался успехам социализма, был уверен, что живёт в самой лучшей передовой стане мира. И не знал, что к тому времени уже был расстрелян отец.

Так как бабушке было тяжело с двумя мальчиками, Булата забрала к себе в Тбилиси сестра матери Сильвия. На летних каникулах он бывал там частенько, а теперь переехал на постоянное место жительства и осенью пошёл в грузинскую школу.

К этому времени юноша уже начал писать стихи. Дядя, послушав его сочинения, в шутку сказал, что его уже пора, как Пушкина, издавать. Наивный мальчик поверил и пошёл в издательство. Секретарь выслушал внимательно парнишку и сказал, что с удовольствием напечатал бы его стихи, но, к сожалению, в издательстве закончилась бумага.

А потом уже стало не до бумаги: началась война. Булат Окуджава ушёл на неё добровольцем. Под Моздоком его ранили, он попал в госпиталь. Поправившись, Булат вернулся на фронт, но ранение мучило постоянно, и его демобилизовали в 1944 году.

Окуджава вернулся в Грузию, экстерном окончил среднюю школу и стал студентом филологического факультета в университете.

Творческий путь

В 1950 году, получив диплом и распределение, Булат с женою Галей поехали в село Шамордино Калужской области, их направили туда в сельскую школу учительствовать.
Работа в школе ему совсем не нравилась, и Окуджава от этого страдал. Но работать в селе ему пришлось недолго: вскоре его перевели в Калугу. Поработав там немного учителем в школе, Булат устроился в местную газету.

В 1956 году к власти пришёл Н. С. Хрущёв, многие были реабилитированы, в том числе и родители Булата. Папа посмертно, а мама вернулась из Сибири в Москву и получила на Краснопресненской набережной двухкомнатную квартиру. Булат с женой и младшим братом поехали к маме в Москву.

Там он начал трудовую деятельность в издательстве «Молодая гвардия», потом возглавил отдел поэзии в «Литературной газете». На вечерах в «Литературке» Булат для тесного круга исполнял под гитару песни на собственные стихи. Коллеги пророчили ему большое будущее и неоднократно уговаривали переходить на сцену. Но он не придавал особого значения их словам.

Вскоре семье Булата Окуджавы выделили дачу в Шереметьево. Проживая на даче, у них появился определённый ритуал: по вечерам соседи, коллеги и друзья собирались у костра и слушали стихи и песни поэта. Московская интеллигенция начала наперебой приглашать его в свои дома на вечера, песни записывали на магнитофонные бобины. Так автор и исполнитель песен вышел в народ. Самого Окуджаву ещё плохо знали, но песни уже пела половина страны. «Виноградную косточку» и «Молитву» переписывали на бумаге вручную друг у друга.

Только в 1961 году прошёл первый сольный концерт Окуджавы. Ленинградский зал был переполнен.

В 1965 году увидела свет первая пластинка с песнями Булата.

В 1967 году за стих «Оловянный солдатик моего сына» Булат получил «Золотой венец» на поэтическом фестивале в Югославии. С большим успехом проходили его выступления в Париже, Германии, а вот в Советском Союзе он больших концертов не давал, выступал в домах культуры, институтах и библиотеках.

Но в 1970 году Окуджава получил всесоюзную славу после выхода на экраны фильма «Белорусский вокзал», где прозвучала его песня «Здесь птицы не поют…»
За свою творческую жизнь Булат написал песни ко многим популярным советским и российским фильмам:

  • «Женя, Женечка и «катюша»;
  • «Белое солнце пустыни»;
  • «Соломенная шляпка»;
  • «Аты-баты, шли солдаты»;
  • «Звезда пленительного счастья»;
  • «Покровские ворота»;
  • «Законный брак»;
  • «Турецкий гамбит».

Личная жизнь

Окуджава в молодости был очень влюбчивым. Девушки тоже не проходили мимо кареглазого красивого парня с копною чёрных кудрей. Сам по себе он был обаятельным, а к девушкам относился с таким уважением, что их это сразу подкупало. Но самое главное, почему вокруг него всегда были толпы девчат, – он изумительно пел под гитару.

В 23-летнем возрасте у него завязались бурные отношения с Галей Смольяниновой, учившейся с ним на одном факультете. Булат с Галей поженились, тогда он уже жил не с дядей и тётей, а снимал комнату в коммунальной квартире.

В 1954 году у пары родился сын Игорь. В 1962 году Булат и Галя расстались.

Когда Окуджаве было 38 лет, он познакомился с Ольгой Арцимович, которая потом стала его второй супругой и родила в 1964 году сына, названного в честь отца Булатом.

В 1997 году Окуджава с супругой отправились в путешествие по Европе. Он не любил на свой день рождения оставаться в Москве, так как ненавидел все эти чествования. Они побывали в Германии, потом поехали в Париж к друзьям. Там он заболел гриппом, поэта определили в госпиталь, но помочь уже не смогли, он умер 12 июня 1997 года.