Вавилонская империя история. Древний мир. Краткая история Вавилонии

Ворота Иштар

Вавилон («Врата Бога») – величественный город в Месопотамии Древнего мира, столица государства «Вавилония» – в далеком прошлом являлся центром «мирового царства». Сейчас же это древние руины, расположенные примерно в 90 км на юг от Багдада (Ирак).

История «Вечного обиталища царственности»

Возникновение Вавилона приходится на вторую половину третьего тысячелетия д.н.э., на берегах реки Евфрат в центре Месопотамии.

  • К началу 2 тысячелетия д.н.э. относят к основанию в небольшом тогда Вавилоне новой династии. Когда на престол взошел Хаммурапи Вавилон превратился в политический центр и сохранял эту позицию более тысячелетия.

Интересный факт: Вавилон в период правления Хаммурапи получил статус «вечного обиталища царственности».

Вавилон, как столица Южной Месопотамии, богател и быстро развивал торговлю и ремесла. Рост в экономическом секторе сказался на облике Вавилона, превратив его в роскошный и царственный город. Менялись архитектура, дороги и план застройки.


Вавилонский лев

  • Событие-трагедия для Вавилона (689 год д.н.э.) произошло в период агрессии царя Ассирии Синаххериба, который впал в ярость от неповиновения Вавилона. Синаххериб разрушил столицу, и город, который был раскопан археологом Кольдвеем, не старый Вавилон, а отстроенный и восстановленный новый.
  • После смерти ассирийского царя Вавилоном правил Навуходоносор. Период его власти (604-562 годы д.н.э.) – эпоха апогея развития Вавилонии — экономического, социального и культурного.

Вавилон, благодаря военным завоеваниям страны, стал центром притока материального и культурного богатства. Благодаря чему в Вавилоне была осуществлена грандиозная реконструктивная деятельность, столица стала наибольшим и наибогатейшим центром древнего Ближнего Востока.

Особенности постройки и архитектуры Вавилона

План города представлял собой разделение на 2 части – Старый и Новый города, которые располагались по разным берегам Евфрата. Левый берег – область Старого города. Здесь были размещены богатые владения. А на правом берегу реки был Новый город. Тут проживали преимущественно простые горожане.

Старый и Новый города связывались огромным каменным мостом. Довольно длинные прямые улицы проходили сквозь весь город, разделяя его на кварталы прямоугольной формы.

Национально — культурное разнообразие

Вавилон был крупной столицей, численность населения которого составляла примерно 200 тысяч жителей. Помимо вавилонян в городе проживали люди других культур, языков и национальностей. Были и насильно завезенные рабы, пленники. Представители той или иной культуры говорили на своих языках и следовали своим традициям.

«Чудеса» Вавилона

Этот город-легенда был не только могущественным центром, но и являлся невероятно красивым городом. Геродот назвал его самым красивым местом из всех, что он видел. Сады Семирамиды (Висячие Сады) и Вавилонская башня, которые являются Чудесами Света, ворота богини Иштар, семиярусная башня Зиккурат и вавилонский лев – это то, что Вы обязательно должны увидеть, если соберетесь посетить руины Вавилона.

  • 539 год – время завоевания Вавилона персами. После восстания 479 года город утратил независимость и статус государственной столицы и важнейшего центра культуры.

Позже жителей Вавилона стали переселять в Селевкию-на-Тигре – новую столицу. В конечном итоге от Вавилона осталось бедное поселение, которое вскоре тоже исчезло. Некогда великий, могущественный город царей и богов превратился в засыпанные песком и забытые руины.

Введение

Заключение

Литература

Введение

В начале II тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии, на землях современного Ирака, появилось Вавилонское государство, просуществовавшее до 538 года до н.э. Столицей этого могущественного государства стал город Вавилон -- крупнейший политический, торговый и культурный центр Передней Азии. Слово "Вавилон" ("Бабили") переводится как "Врата Бога".

Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры.

Это была в сущности небольшая страна, имевшая не более 500 километров в длину и до 200 -- в ширину, границы которой, с увеличением политического могущества Вавилонской монархии, отодвигались далеко в стороны.

Вместе с процветанием земледелия, ростом городов и обширнейшей торговлей в стране развивались науки, расширялась сеть библиотек, состоявших из многочисленных глиняных клинописных плиток.

Древнейшие начинания астрономии и математики имели свой корень в Вавилонии, где господствовала система дуодецимальная, основной крупной единицей в которой было число 60, составлявшееся от умножения 12 (месяцев) на 5 (пальцев руки). В общем, современное деление времени, с его семидневной неделей, с часами, минутами -- древнего вавилонского происхождения.

Соседние с этим государством страны пребывали в долгом воздействии культуры Вавилонии, язык которой еще за 1500 лет до христианской эры, подобно современному французскому, был языком дипломатов почти во всей Западной Азии и Египте.

В общем, Вавилония является фундаментом древнейшей передне-азиатской культуры, на основах которой зиждется большая часть нынешней западноевропейской образованности.

1. Древний Вавилон и переплетение культур

В Двуречье, в долине Тигра и Евфрата одно государственное образование не раз сменялось другим, различные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали до основания храмы, крепости и города побежденных. Вавилония, не защищенная извне, как Египет, труднопроходимыми песками, часто подвергалась вражеским нашествиям, разорявшим стран. Так погибли многие великие творения искусства, и была предана забвению великая культура.

Народы различного происхождения, враждовавшие друг с другом в Двуречье, создали несколько культур, и все же искусство их в своей совокупности отмечено общими чертами, глубоко отличающими его от египетского.

Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как вавилонское искусство; это название распространяется на название не только самого Вавилона (начало II тысячелетия до н.э.), но и некогда самостоятельных шумеро-аккадских государств (IV-III тысячелетия до н.э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.

Как и культура Египта и, вероятно, примерно в одно и то же время, эта культура возникла в Двуречье в конце неолита опять же в связи с рационализацией земледелия. Если Египет, по выражению историка Геродота,- дар Нила, то и Вавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как весенние разливы этих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслоения ила.

И здесь первобытнообщинный строй сменился постепенно рабовладельческим. Однако в Двуречье долго не существовало единого государства, управляемого единой деспотической властью. Такая власть была установлена в отдельных городах-государствах, постоянно враждовавших между собой из-за полива полей, из-за рабов и скота. Вначале власть эта находилась целиком и полностью в руках жречества.

В вавилонском искусстве нельзя встретить изображение погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действительности, которую ему открывает жизнь. Но жизнь не солнечная, не цветущая, а жизнь, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную борьбу.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды, и культ небесных светил. Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника плодородия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опустошавшей эти края (как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в сказаниях Шумеры).

Культ небесных светил - как проявление божественной воли.

Ответить на вопросы, научить жить, не встречаясь со злыми духами, огласить божественную волю - все это мог сделать только жрец. И действительно, жрецы знали очень много - тому свидетельство вавилонская наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для оживления торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесятеричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах.

Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблюдении небесных светил: "козлов", т.е. планет, и "спокойно пасущихся овец", т.е. неподвижных звезд; они вычислили законы обращения Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были связаны с магией и гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутренности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будущего. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жрецам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы сверхъестественной.

В Эрмитаже хранится шумерская таблица - древнейший в мире письменный памятник (около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских городов и самого Вавилона.

Текст одной из таблиц более позднего периода (II тысячелетие до н.э.) показывает, в каком духе были составлены вавилонские законы и к чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком преступлении - краже раба, зная, что за это ему полагается смертная казнь, между тем как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить бесправную жертву своей корысти.

Шумерийская клинопись вместе с основными элементами шумерийской культуры была заимствована вавилонянами, а затем благодаря широкому развитию вавилонской торговли и культуры распространилась во всей Передней Азии. В середине II тысячелетия до н.э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности.

Многие шумерские поговорки свидетельствуют о склонности этого народа, казалось бы, всецело воспринимавшего жреческую "премудрость" с ее непререкаемыми положениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению многих вопросов с самых противоположных точек зрения, при этом с улыбкой, отражающей тонкий, здоровый юмор.

Как, например, распорядиться своим имуществом?

Все равно умрем - давай все растратим!

А жить-то еще долго - давай копить.

Войны не прекращались в Вавилонии. Однако, как явствует из следующей поговорки, шумеры ясно понимали их конечную бессмысленность:

Ты идешь завоевывать земли врага.

Враг приходит, завоевывает твою землю.

Среди почти двух тысяч вавилонских клинописных табличек, хранящихся в Музее изобразительных искусств в Москве, американский ученый профессор С.Картер обнаружил недавно текст двух элегий. Это, по его мнению, - одна из первых попыток передать в поэтической форме переживания, вызванные кончиной близкого человека.

Вот, например, что там сказано:

Пусть зачатые твои дети будут внесены в число вождей,

Пусть все твои дочери выйдут замуж,

Пусть твоя жена будет здорова, пусть умножится твой род,

Пусть благополучие и здоровье сопутствуют им каждый день,

В твоем доме пусть пиво, вино и другое никогда не иссякнут.

Загадки и страхи, суеверие, колдовство и покорность, но трезвая мысль и трезвый расчет; изобретательность, навыки точных вычислений, рожденные в упорном труде по оводнению почвы; постоянное сознание опасности от стихий и врагов вместе с желанием полностью насладиться жизнью; близость к природе и жажда познать ее тайны - все это наложило печать на вавилонское искусство.

Как и египетские пирамиды, вавилонские зиккураты служили монументальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу.

Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный.

Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше, вплоть до семи. Вместе с раскраской, озеленение террас придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.

Каждый большой город имел свой зиккурат, выложенный сплошной кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возле храма главного местного божества. Город считался собственностью этого божества, призванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Лучше других сохранился зиккурат (высотой 21 метр) в городе Уре, сооруженный в XXII -XXI вв. до н.э..

В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола. Святилище и было "жилищем" бога, который почивал в нем по ночам, обслуживаемый целомудренной женщиной. Но это же святилище использовалось жрецами для более конкретных нужд: они поднимались туда каждую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ.

Религия и история Вавилона более динамичны, чем религия и история Египта. Более динамично и вавилонское искусство.

Арка... Свод... Некоторые исследователи приписывают вавилонским зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко применялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии.

Наследие доисторических времен, магический образ Зверя, главенствует во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства. Чаще всего это лев или бык. Ведь и в молитвенных гимнах Двуречья ярость богов сравнивали со львиной, а мощь их - с бешеной силой дикого быка. В поисках сверкающего, красочного эффекта вавилонский ваятель любил изображать могучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких цветных камней.

Медный рельеф, некогда возвышавшийся над входом шумерского храма в Аль-Обейде (2600 лет до н.э.). Орел с львиной головой, сумрачный и непоколебимый, как сама судьба, с широко распластанными крыльями, когтями удерживает двух симметрично стоящих оленей с декоративно затейливо разветвленными рогами. Покоен орел, победно восседающий над оленями, покойны и схваченные им олени. Предельно ясная и предельно внушительная своей стройностью и внутренней силой, типично геральдическая композиция.

Исключительный интерес по мастерству исполнения и по замечательной декоративности, в сочетании с самой причудливой фантазией, представляет пластинка с перламутровой инкрустацией по черной эмали, украшавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н.э.), предвещающее (опять-таки на тысячелетия) басни Эзопа, Лафонтена и нашего Крылова преображение животного царства: человеческими чертами наделяются звери, которые действуют и, видимо, рассуждают, как люди: осел, играющий на арфе, танцующий медведь, лев на задних лапах, величаво несущий вазу, пес с кинжалом за поясом, загадочный, чем-то напоминающий жреца чернобородый "человек-скорпион", за которым шествует проказливый козлик...

Великолепна могучая голова быка из золота и лазурита с глазами и белой раковины, тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном виде являет собой подлинное чудо прикладного искусства.

При царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединяет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремит во всем окружающем мире.

Хаммурапи издает знаменитый свод законов, известный нам по клинописному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень высоким рельефом. В отличие от стелы Нарам-Сина, напоминающей живописную композицию, фигуры рельефа выделяются монументально, словно круглые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти - жезл и магическое кольцо - стоящему перед ним в исполненной покорности и благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в глаза, и это усиливает единство композиции. Вся остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Пять столбцов, содержавших 35 статей, выскоблено, очевидно, эламским завоевателем, который увез этот памятник в качестве трофея в Сузы.

При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прославленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вавилонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствуется внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.

2. Культура Ново-Вавилонского царства

Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскошными постройками и мощными оборонительными сооружениями.

Последний расцвет Вавилона при Набопаласаре и Навуходоносоре II нашел свое внешнее выражение в большой строительной деятельности этих царей. Особенно крупные и роскошные сооружения были воздвигнуты Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший крупнейшим городом Передней Азии. В нем были сооружены дворцы, мосты и укрепления, вызывавшие удивление современников.

Навуходоносор II выстроил большой дворец, роскошно украсил религиозно-процессионную дорогу и “Ворота богини Иштар”, соорудил “дачный дворец” со знаменитыми “висячими садами”.

При Навуходоносоре II Вавилон превратился в неприступную военную крепость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 3,7 м, а длина ее в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, расположенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой в 11--14 м и шириной 6,5 м. Город имел 8 ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на расстоянии 20 м от нее находился глубокий и широкий ров, наполненный водой.

Вот запись, оставленная этим царем:

"Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость".

Древний историк Геродот сообщает, что по стенам могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. Раскопки подтвердили его свидетельство. В Новом Вавилоне было два бульвара, двадцать четыре больших проспекта, пятьдесят три храма и шестьсот часовен.

Все это было напрасно, ибо жрецы, занявшие исключительно высокое положение в Нововавилонском царстве, при одном из преемников Навуходоносора попросту передали страну и столицу персидскому царю... в расчете на увеличение своих доходов.

Вавилон! "Город великий... город крепкий", как сказано в Библии, который "яростным вином блуда своего напоил все народы".

Это не о Вавилоне мудрого царя Хаммурапи, а о Нововавилонском царстве, основанном пришельцами в Вавилонию, халдеями, после разгрома Ассирии.

Рабовладение в Вавилоне достигло в этот период наибольшего развития. Значительного развития достигла торговля. Вавилон стал крупнейшим торговым центром страны, где продавали и покупали продукты сельского хозяйства, изделия ремесла, недвижимость и рабов. Развитие торговли привело к сосредоточению больших богатств в руках крупных торговых домов “Сыновней Эгиби” в Вавилоне и “Сыновней Эгиби” в Ниппуре, архивы которых сохранились до наших дней.

Набопаласар и его сын, и преемник Навуходоносор II (604 - 561 до н.э.) вели активную внешнюю политику. Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину, где в это время пытались утвердиться египетские фараоны 26-й династии. В 605 году до нашей эры в битве при Кархемише вавилонские войска разбили египетскую армию фараона Нехо, которого поддерживали ассирийские отряды. В результате победы Навуходоносор II захватил всю Сирию и продвинулся до границ Египта. Однако Иудейское царство и финикийский город Тир оказали, при поддержке Египта, упорное сопротивление Навуходоносору II. В 586 году до н.э. Навуходоносор II после осады занял и разрушил столицу Иудеи Иерусалим, переселив в “вавилонский плен” большое количество иудеев. Тир в течении 13 лет выдерживал осаду вавилонских войск и не был взят, но впоследствии подчинился Вавилону. Навуходоносору II удалось одержать верх над египтянами и вытеснить их из Передней Азии.

От этого Нового Вавилона осталась лишь память, ибо после его захвата персидским царем Киром II в 538 г. до н.э. Вавилон пришел постепенно в полный упадок.

Память о царе Навуходоносоре, который победил египтян, разрушил Иерусалим и полонил евреев, окружил себя беспримерной даже в те времена роскошью и превратил в неприступную твердыню отстроенную им столицу, где рабовладельческая знать предалась самой разгульной жизни, самым безудержным наслаждениям...

Память о знаменитой по Библии "Вавилонской башне", которая была грандиозным семиярусным зиккуратом (построенным ассирийским зодчим Арадахдешу), высотой в девяносто метров, со святилищем, сверкающим снаружи голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.

Это святилище, посвященное главному вавилонскому богу Мардуку и его жене, богине утренней зари, было увенчано золочеными рогами, символом этого бога. Если верить Геродоту, стоявшая в зиккурате статуя бога Мардука из чистого золота весила почти две с половиной тонны.

Память о знаменитых "висячих садах" полумифической царицы Семирамиды, почитаемых греками как одно из семи чудес света. То было многоярусное сооружение с прохладными покоями на уступах, засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огромного водоподъемного колеса, которое вращали рабы. При раскопках на месте этих "садов" был обнаружен всего лишь холм с целой системой колодцев.

Память о "Воротах Иштар" - богини любви...Впрочем, от этих ворот, через которые пролегала главная процессионная дорога, сохранилось и нечто более конкретное. На плитах, которыми она была вымощена, красовалась такая надпись: "Я - Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона, вавилонскую улицу замостил для процессии великого господина Мардука каменными плитами из Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь".

Стены дороги перед Воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом, изображающим шествие львов - белых с желтой гривой и желтых с красной гривой. Стены эти вместе с воротами - самое замечательное, что сохранилось, хотя бы частично, от грандиозных сооружений Навуходоносора (Берлин, Музей).

По подбору тонов эта блестящая цветная глазурь, пожалуй, самое интересное в дошедших до нас памятниках искусства Нововавилонского царства. Сами же фигуры зверей несколько однообразны и маловыразительны, и их совокупность, в общем, не более чем декоративная композиция, при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало мало оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пышностью образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией. Это было искусство, которое мы бы ныне назвали академическим: форма, воспринятая как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправданности, которые некогда ее воодушевляли.

С установлением персидского господства (528 г. до н. э.) появились новые обычаи, законы и верования. Вавилон перестал быть столицей, дворцы опустели, зиккураты постепенно превращались в руины. Вавилон пришел постепенно в полный упадок. В средние века нашей эры на месте этого города ютились лишь убогие арабские хижины. Раскопки позволили восстановить план огромного города, но не былое его величие.

Вавилонская цивилизация, культура которой представляет собой последнюю фазу шумерской культуры, знаменует рождение нового социопсихического космоса -- нравственно-этического, предтечу христианского -- вокруг нового солнца, страждущего человека.

Заключение

На рубеже XIX -- XVIII вв. до н. э. во время ожесточенной борьбы в Двуречье государств и династий различного происхождения стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира. Он являлся столицей не только Древнего, но и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетием позже. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра свидетельствует уже тот факт, что всю Месопотамию (Двуречье) -- область в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата -- нередко определяли термином Вавилония.

Время существования древневавилонского царства (1894-1595 года до н.э.) оставляет замечательную эпоху в истории Двуречья. В течении этих трёхсот лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственного развития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок при первых аморейских царях, во время вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр.

В конце 8 в. Вавилон был завоеван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689г. до н. э. полностью разрушен.

Вавилония, после трёхсотлетней зависимости от Ассирии, вновь стала самостоятельной с 626 года до н.э., когда там воцарился халдейский царь Набопаласар. Основанное им царство просуществовало около 90 лет, до 538 года до н.э., когда оно было завоёвано войсками персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в основанный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

Благодаря археологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на территории Вавилона обнаружены городские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, в частности комплекс бога Мардука, и жилой квартал.

В настоящее время на территории государства Вавилон находится Ирак, это единственное что объединяет эти два государства.

Литература

История древнего Востока. Нарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. ч. I. Месопотамия/ под ред. И. М. Дьяконова -- М., 1983.

Культурология: Конспект лекций. (Авт.-сост. Оганесян А.А.). - М.:Приор,2001.-с.23-24.

Любимов Л. Б. Искусство древнего мира. -- М.: Просвещение, 1971.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.-344 с.

Хрестоматия "Искусство," часть 1. -- М.: Просвещение, 1987 г.

Шумов С.А, Андреев А.Р. Ирак: история, народ, культура: Документальное историческое исследование. - М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002.-232с.

С реди многочисленных городов Древнего Востока нужно выделить Вавилон – самый почитаемый и знаменитый.

Название города звучит как «Баб-Илу», что означает «Ворота Бога».

Вавилон за свою историю был столицей два раза:

  • с 1800 – по 1700 гг. до н.э. – первое усиление, старовавилонский период;
  • 626 – 539 гг. до н.э. – подъем после крушения Ассирийской державы; нововавилонское царство.

Еще во времена появилось первое небольшое поселение, которое позже превратится в могущественный Вавилон. Место оказалось очень выгодным – между реками Евфратом и Тигром, среди многочисленных протоков. Да и само положение было благоприятно для торговли, хотя поначалу никто об этом не думал.

Процветание Древнего Вавилона началось с раздробления хозяйственных угодий на более мелкие, что в результате наладило торговлю, повлияло на возобновление работ в полях. Крестьяне и ремесленники сами решали, что им выращивать, что производить.

Множественные рынки, появляющиеся как грибы после дождя, позволяли продавать рыбу, зерно, финики, ткани. Излишки продуктов, которых теперь было в достатке, продавали в другие страны через богатых торговцев-тамкаров. Последние привозили взамен рабов, так как нехватка рабочей силы серьезно тормозила развитие города.

Первые пять правителей Вавилона осторожничали с соседями – с Ларсой, Мари, Исиной. Цари Вавилонии искали партнеров и заключали союзы, хотя о равенстве с более крупными соседями еще не шло речи.

Положение кардинально меняет шестой по счету правитель города – Хаммурапи. Именно его имя часто упоминается в школьных учебниках. Он начал свое правление с 1792 года до н.э. и царствовал вплоть до 1750 года до н.э. Его основным достижением считается сборник законов – «Кодекс Хаммурапи».

Сборник законов древневосточного царя был обнаружен французскими археологами в 1901 году во время проведения раскопок в Сузах. Исследователи нашли каменный столб больших размеров, на котором было изображение Хаммурапи и свод его 247 законов. Именно по этой клинописи историки и могут судить о жизни Вавилонии.

Когда на трон взошел сын Хаммурапи, Самсуилун, Вавилония уменьшилась в размерах из-за серьезных поражений в войнах с соседями. Начиная с 1595 года до н.э. то Вавилон, или вернее, старовавилонское царство было уничтожено внешними врагами – касситами и хеттами. На следующие 400 лет именно они правили в здешних краях, что история запомнила как существование Хеттского царства.

Именно древние вавилоняне научили нас делить год на 12 месяцев, часы измерять минутами и секундами, а круг делить на 360 градусов.

В 689 году до н.э. Вавилон был полностью разрушен царем Синаххерибов, правителем Ассирии тех времен. Через совсем недолгое время город отстроили и теперь Вавилонию ждал новый расцвет, случившийся благодаря усилиям Навуходоносора II, правившего с 605 по 562 гг. до н.э.


Теперь не было кривых улочек, а только длинные и прямые улицы, простиравшиеся на 5 км. Появились правильные кварталы; семиступенчатый храм, похожий на пирамиду, высотой в 91 м (зиккурат). Особенного внимания к себе заслуживали мощные оборонительные стены, толщиной в 7 м, а вход в город начинался со знаменитых украшенных ворот, возведенных в честь богини Иштар.


В 600 году до н.э. Вавилон был великолепным пристанищем для 200 000 человек. Тогда это был крупный город, заслуживший свое почетное место в истории Древнего Востока. Городу не суждено было выжить. В 539 году до н.э. его сдали царю Киру, иранскому правителю, который показался более привлекательным хозяином вавилонским купцам, чем собственные правители.

Задолго до расцвета Древней Греции уже существовали развитые могучие державы. Одна из них - знаменитый Шумер. Располагался он на территории современного Ирака в географическом и историческом регионе Месопотамия. Нужно сказать, что это название придумали греки. Означает оно буквально "между речками". Этот большой по площади регион действительно простирался по равнинной местности, раскинувшейся между реками Тигр и Евфрат. В Месопотамии было много городов-государств. Одно из них - Вавилон. В какой стране и где находится город легендарных шумеров сейчас? Почему он не сохранился до наших времен? Какие эпохи расцвета и упадка пережил? Об этом наша статья.

Эдем в Ираке

Есть предположение, что Ноев ковчег лежит на горе Арарат, а райский сад шумел на землях Месопотамии. Даже в религиозной литературе встречаются утверждения, что Эдем находился именно там, в месте слияния двух рек. Здесь же процветал и некогда знаменитый город Вавилон, что в переводе с местного наречия означало "врата рая". Но в истории тех мест столько переплетений, что даже не все историки могут в них разобраться. Вавилонскую цивилизацию нередко называют и по-другому: Шумеро-Аккадской. Где в наше время находится Вавилон? Это место известно многим туристам. Любители древней истории сожалеют, что от некогда великого города мало что осталось, но посмотреть на его руины, прогуляться по священной ("божественной") земле, прикоснуться к многовековым камням может каждый.

От неолита до Шумера

Прежде чем ответить, где находится Вавилон, расскажем немного о времени, когда он процветал. Следы поселений древних людей в Ираке можно встретить повсеместно. В период неолита на Ближнем Востоке уже были достаточно хорошо развиты скотоводство и земледелие. За 7 тысяч лет до н. э. там развивались ремесла: гончарное, прядильное. А еще примерно через 3 тысячи лет люди освоили плавку меди и золота. В это же время там начинают развиваться города с уникальной архитектурой. Арки, к примеру, впервые появились именно там, а не в Древнем Риме. Появляется письменность, политические и правовые нормы общественной жизни. Возводятся населенные пункты Ур, Урук и Эребу. Это были самые крупные города-государства первой цивилизации Месопотамии - Шумерской. Ее сокрушили семитские племена, объединившиеся в царство Аккад. При царе Саргоне Шумер был повержен, а территория Месопотамии впервые объединена. Но два государства продолжали сосуществовать. Аккад контролировал север региона, а Шумер - юг. К сожалению, у них было множество врагов, мечтающих захватить плодородные цветущие земли. Когда с предгорий пришли скотоводы-амореи, великое государство перестало существовать. На территории Шумера обосновались эламиты.

Возвышение Вавилона

За все время междоусобиц этот город, который находился далеко от границ, пострадал меньше других. Шумеры называли его Кадингирра. Город был построен на берегу Евфрата, около современного населенного пункта Эль-Хилла, в 80 километрах от Багдада. Там располагалась резиденция сборщика податей. Именно в этом провинциальном городке обосновался аморейский вождь Сумуабум, сделав его не просто столицей, а создав Вавилонское царство. Представители династии аморейских царей много воевали. Поэтому они основное значение придавали укреплениям Вавилона, в связи с чем выстроили вокруг него оборонительную стену. Но и храмы в это время тоже активно перестраивались, возводились святилища. Сменилось пять властителей этого рода, прежде чем Вавилон стал главенствовать в Двуречье. В 1792 году до н. э. престол занял Хаммурапи. Воспользовавшись постоянными междоусобицами соседей, он сумел подчинить Вавилону большинство прибрежных земель около Тигра и Евфрата. За сорок лет было создано первое централизованное государство Западной Азии, Старо-Вавилонское царство. Его основанием можно считать рубеж XIX-XVIII веков до нашей эры.

Центр мироздания

Вавилон очень быстро стал одним из центров мира. Такое положение у него было вплоть до 1595 года (до Рождества Христова). Его Богом-покровителем являлся Мардук, который стал одним из главных месопотамских божеств. Город богател, что отразилось на его внешнем облике. Новые стены, ворота и широкие улицы, по которым могли пройти многолюдные храмовые процессии, были возведены не хаотично, а по плану. Жители столицы не призывались в армию и не платили налогов, у нее было право самоуправления.

Упадок Вавилона

Преемники Хаммурапи не смогли удержать высокое положение Вавилона. Постепенно начинается его упадок. Полтора века цари I Вавилонской династии боролись с другими претендентами на власть в Двуречье. Ослаблением державы воспользовались горные племена касситов. Благодаря воздвигнутым на северо-востоке еще во время правления Хаммурапи оборонительным сооружениям, их первый натиск был остановлен. В то же время приходилось постоянно подавлять восстания южных, «шумерских», провинций. Восставали попеременно или одновременно города Ларса, Ур, Катуллу, Нипур. Окончательно эти районы выходят из подчинения Вавилону в XVII веке до нашей эры. Малая Азия тогда уже почти полностью принадлежала Хеттскому царству. Его войска вторглись в Вавилон, полностью его разграбили, уничтожили многие культурные памятники. Часть жителей была казнена, часть продана в рабство. Где находится город Вавилон сейчас? Об этом вы узнаете далее.

Новое начало

Вторжение хеттов послужило концом Старо-Вавилонского царства. Вскоре эти земли подчинили себе касситы. Начался средневавилонский период. Держава переживала упадок, особенно в экономической и культурной сферах. Невысок был в эти столетия и авторитет государства. Борьба за лидерство шла между Египтом, Хеттским царством и страной Митанни. Фараоны, судя по дошедшим до нашего времени сведениям, относились к еще недавно угрожавшему им соседу пренебрежительно. Однако это был длительный период стабильности, когда удалось наладить разрушенные во времена междоусобиц торговые связи между разными регионами государства.

Еще одно разрушение Вавилона

Падение III Вавилонской династии, которую называют касситской, совпало с усилением Ассирии. Кроме того, снова поднимается восточный сосед, Элам. В конце XIII века до н. э. царь Ассирии овладел Вавилоном, разрушив стены города и даже перевезя в Ашшур (свою столицу) самую почитаемую статую верховного бога Мардука. Ассирийский властитель Синаххериб прославился тем, что в 689 году до н. э. не только захватил Вавилон, но и почти уничтожил его. Восстановление могущества славного города началось только после ослабления Ассирии. В городе тогда правили вожди халдейских племен. Один из них, Набопаласар, возглавил восстание, закончившееся разгромом ассирийской армии под стенами Вавилона. Нововавилонский период ознаменовался восстановлением прежнего могущества легендарного государства.

Навуходоносор

Восстановление города началось после смерти Синаххериба. Постепенно государство восстанавливало прежнее могущество. Время наивысшего процветания - 605-562 годы до н. э., когда правил Набушаднеццара II. Это тот самый Навуходоносор, который разрушил Иерусалим и увел в плен многие тысячи иудеев. В годы его правления страна распростерлась от Ирана до Египта. Невиданные богатства способствовали бурному строительству. Благодаря клинописным записям, Геродоту и раскопкам археологов, мы можем воссоздать облик Вавилона тех времен.

Как выглядела «Столица мира»

Евфрат разделял Вавилон пополам. На плане он занимал почти 10 квадратных километров. Вокруг возвели три ряда крепостных стен, построили огромные башни и восемь ворот. Подступиться к ним было чрезвычайно трудно. В центре Старого города находился 7-ярусный зиккурат, который считается прообразом Вавилонской башни из Библии. Там же возвышался главный храм бога Мардука, рядом функционировал рынок. Здесь же находился Большой дворец Навуходоносора II. Это был огромный комплекс, который строился еще при Набопаласаре. Он включал в себя дома чиновников и тронный зал. Дворец впечатлял посетителей своими размерами и роскошью. На его рельефных стенах из цветного кирпича мастера изобразили «древо жизни» и шагающих львов. Во дворце было одно из семи чудес света - Висячие сады Семирамиды. Так «Владыка полусвета» утешил свою жену, царевну из Мидии, которая тосковала по родине.

Дом вавилонянина

В Новый город вел мост 123 метра длиной. Там располагались жилые кварталы. Как жили обычные люди Вавилона? Облик этих жилищ известен благодаря раскопкам. Это были двухэтажные дома. Нижнюю часть, в предохранение от размыва, выкладывали из обожженного кирпича, а второй этаж и внутренние стены - из кирпича-сырца. Небольшие окошки делали только под потолком, так что свет попадал почти исключительно через дверь. Из кувшина с водой, который стоял в сенях, омывали ноги. Там же располагалась различная утварь. Оттуда можно было попасть во внутренний дворик. У более состоятельных людей там располагался бассейн, а по внутренней стене шла деревянная галерея. Обязательно существовала парадная горница, оттуда проход вел в недоступный для посторонних маленький дворик, где хозяева сооружали домашний алтарь. Там же старались хоронить умерших. Еще в III тысячелетии до н. э. вавилоняне начали использовать табуретки, столы и кровати. Но кровать, скорее всего, имелась только одна. Спали на ней хозяин с женой. Остальные располагались на циновках или просто на полу.

Город тысячи языков

Вавилон последнего периода был для своего времени настоящим мегаполисом. В нем проживало около 200 тысяч человек самых разных национальностей. Это были эламитяне, египтяне, иудеи, мидийцы. Все сохраняли свои традиции, говорили на родном языке, носили свою национальную одежду. Но основным языком считался шумерский. Образование дети получали в школах (э-дубах). Те, кто оканчивал полный курс обучения, владел энциклопедическими для тех времен знаниями. Кроме литературы и письма, выпускники обучались математике, астрономии, землемерным работам. В Вавилоне была принята шестидесятеричная система исчисления. Мы и сейчас делим час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Сохранившись в клинописных библиотеках, до нас дошли литературные произведения тех лет.

Как называется страна, где находится город Вавилон сейчас

Несмотря на военное могущество, процветавшую торговлю, достижения в культуре, город Вавилон снова проходил в упадок. В первые века до нашей эры на востоке Междуречья начинает приобретать могущество Персия. В 538 году Вавилон был взят царем Киром, но и после этого он сохранял статус столицы. Персидская империя включала в себя Восточное Средиземноморье и Египет. Месопотамия перестала играть ведущую роль в регионе. Но Вавилон еще оставался центром науки, культуры и ремесел. Сложившееся положение не устраивало его жителей, которые предпринимали попытки вернуть былую власть. После очередного восстания Ксеркс лишил город его статуса. Хозяйственная жизнь еще продолжалась. Именно тогда в Вавилоне побывал Геродот, написавший о нем восторженные слова. Следующим завоевателем стал Александр Македонский. Он хотел сделать могущественный Вавилон столицей своей империи, но потом основал неподалеку новый город, который назвал своим именем.

Сейчас где находится Вавилон? В какой стране? История города печальна. Сперва там оставалось небольшое поселение, но после завоевания в 634 году Двуречья арабами, исчезло и оно. Почти на две тысячи лет было забыто даже место, где находился Вавилон. Сейчас он располагается в современном Ираке (бывшая Персия). Единственная сохранившаяся постройка того времени - театр. Ближайший к разрушенному городу административный центр страны насчитывает полмиллиона жителей. Так где сейчас находится Вавилон? Это несколько десятков километров от Багдада. Современный Вавилон (где находится, вам уже известно) - самый большой музей мира на открытом воздухе.

Краткая история Вавилонии


В конце XIII века наблюдается экономический и политический упадок Вавилона, которым не преминули воспользоваться ее соседи: Ассирия и Элам. Особенно опасными были вторжения эламитов. В середине XII века до н.э. вся Вавилония была захвачена ими, а последний касситский царь Эллиль-надин-аххе был уведен в плен. Наместником Вавилона был назначен эламский ставленник, а эламиты продолжали военные походы на юг и север страны. Инициатива борьбы против эламского господства перешла к городу Исин, расположенному на западе Вавилонии. Страна стала постепенно набирать силы, и при царе Навуходоносоре I (Набукудурриуцур, 1126-1105 гг. до н.э.) наступил ее кратковременный расцвет. Одержав победу над эламитами в битве около крепости Дер, вавилоняне вторглись в Элам и нанесли ему тяжелейшее поражение.

В середине XI века до н. э. полукочевые племена арамеев, обитавшие к западу от Евфрата, стали вторгаться в Вавилонию и Ассирию, которые объединились перед лицом общей опасности. К концу IX века до н. э. им удалось прочно осесть на западных и северных границах Вавилонии. Начиная с 8 века до н. э., в течение нескольких веков в истории Вавилонии большую роль стали играть племена халдеев (калду). Они жили на берегу Персидского залива, вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата. В 9 века до н. э. халдеи прочно заняли южную часть Вавилонии и начали постепенное продвижение на север, воспринимая древнюю вавилонскую культуру и религию. Халдеи занимались скотоводством, охотой и, частично, земледелием.

Вавилония была разделена на 14 административных округов. Столицей с конца XII века стал опять Вавилон. Царь распоряжался обширным фондом государственных земель, из которых выделялись наделы воинам за их службу. Цари часто дарили земельные владения своим приближенным и храмам. Армия состояла из пехоты, конницы и колесничих, роль которых в войнах была особенно важной.

В конце IX века до н. э. ассирийцы часто вторгаются в Вавилонию и постепенно захватывают север страны. Ассирийское государство в это время становиться могущественным царством. В 744 году до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III вторгся в Вавилонию и нанес поражение халдейским племенам. В 729 г. до н. э. он же полностью захватил Вавилонию. Однако Вавилония имела статус отдельного царства в составе Ассирии. В правление Саргона II ассирийцы не смогли удержать власть над Вавилонией. Халдейский вождь Мардук-апла-иддин овладел Вавилонией и объявил себя царем страны. В союзе с эламитами он начал войну. Вначале, в 720-710 гг. до н. э. союзники имели успех. Но вскоре Саргон II разгромил Элам и вытеснил из Вавилонии Мардук-апла-иддина. Он короновался в Вавилоне. В 705-703 гг. Мардук-апла-иддин вновь начал военные действия против Ассирии, но опять неудачно. В 692 г. до н. э. вавилоняне восстали против Ассирии и заключили союз с Эламом и арамеями. В битве у местности Халуле на Тигре обе стороны понесли тяжелые потери, но решающего успеха не имела ни одна сторона. Но в 690 г. до н. э. ассирийский царь Синанххериб осадил Вавилон и в 689 г. город пал. Была учинена жестокая расправа. Многие жители были убиты, часть угнана в рабство. Сам город был до основания разрушен, а территория его была затоплена.

Новый ассирийский царь Асархаддон в начале своего правления велел восстановить Вавилон и вернуть его уцелевших жителей. Вавилонией на правах вассального царя стал править Шамаш-шум-укин. В 652 г. до н. э. он, заключив тайный союз с Египтом, сирийскими правительствами, Эламом, а также с племенами халдеев, арамеев и арабов, поднял восстание против Ассирии. В сражении у крепости Дер победы не одержала ни одна из сторон, но вскоре ассирийцам путем дворцового переворота удалось вывести из союза Элам. Не смогли помочь Вавилонии и другие союзники. Ассирийцы осадили Вавилон и другие города. После длительной осады летом 648 г. до н. э . Вавилон пал. Уцелевших жителей ждала жестокая расправа.

Разгром Ассирии и создание Ново-Вавилонской державы
Стремление к независимости не ослабевало в Вавилонии, одной из самых развитых областей Передней Азии. В начале 626 г. до н. э. вспыхнуло восстание против ассирийского владычества, во главе которого встал халдейский вождь Набопаласар (Набу-апла-уцур). Утвердив свою власть на севере страны и заключив союз с Эламом, он провел ряд удачных походов против Ассирии. В октябре 626 г. до н. э. Вавилон перешел на сторону Набопаласара, и 25 ноября 626 г. он торжественно короновался в этом городе и основал здесь халдейскую (или нововавилонскую) династию. Однако лишь в 616 г. до н. э. вавилонянам удалось захватить один из крупнейших городов Вавилонии - Урук. В этом же году вавилоняне осадили ассирийский город Ашшур, но успеха не имели. Неожиданная помощь пришла с востока. В 614 г. до н. э. мидийцы захватили ассирийскую провинцию Аррапху, а затем взяли город Ашшур, истребив его жителей. Вскоре мидийцы и вавилоняне заключили союз. Весной 612 г. до н. э. союзники, поддерживаемые скифами осадили столицу Ассирии - Ниневию. В августе того же года город пал и был разрушен, а его жители вырезаны. Это была жестокая месть государству, которое долго время грабило и опустошало страны Передней Азии. Часть ассирийской армии сумела пробиться на запад, в город Харран, и там продолжала сопротивление, но в 609 г. до н. э. Набопаласар с большим войском нанес окончательное поражение. В результате крушения Ассирийской державы мидийцы захватили коренную территорию Ассирии, а также город Харран, вавилонянам же досталась Месопотамия. Вавилоняне стали готовится к захвату всех областей к западу от Евфрата, которые прежде принадлежали ассирийцам. Но Египет также претендовал на эти территории и стремился захватить Сирию и Палестину. Поэтому в 607 г. до н. э. Набопаласар с огромной армией напал на Каркемиш на Евфрате, где находился египетский гарнизон, в составе которого были и греческие наемники. В 605 г. до н. э. город был взят, а гарнизон уничтожен. После этого вавилоняне захватили Сирию и Палестину.

В 605 г. царем стал сын Набопаласара - Навуходоносор II. Он продолжал военные походы, и в 605 г. до н. э. он захватил финикийский город Аскалон, а в 598 г. подчинил себе Северную Аравию. В это же время против Вавилонии восстала Иудея. В 597 г. до н. э. Навуходоносор осадил и взял Иерусалим, уведя в плен около 3.000 его жителей. Через 8 лет египтяне захватили некоторые финикийские города и побудили Иудею к новому восстанию. После двухгодичной осады вавилоняне взяли Иерусалим. Иудейское царство было ликвидировано, а многие иудеи были переселены в различные части Месопотамии, в том числе и в Вавилон. Затем вавилоняне осадили финикийский город Тир, который они смогли взять только в 574 г. до н.э.

Правление Навуходоносора II было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древней Востоке с населением около 200.000 человек. На одном конце города находился огромный царский дворец, а на другом - главное святилище вавилонян - Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 метров. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу семиэтажный зиккурат (ступенчатая пирамида) высотой 91 метр, который назывался Этеменанки (храм краеугольного камня небес и земли). Названный в Библии "Вавилонской башней" он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось святилище верховного бога Мардука. Одним из чудес света считались также висячие сады, которые покоились на высоких каменных стенах, державших грунт и экзотические деревья. Эти сады предназначались для жены Навуходоносора Амитиды, скучавшей по родным местам горной Мидии.

При Навуходоносоре II Вавилон превратился в мощную крепость. Он был обнесен двойной стеной, высота которых достигала 14 метров. Город окружал глубокий и широкий ров с водой. После смерти Навуходоносора II, после долгой междоусобной борьбы к власти пришел Набонид (556-539 гг. до н. э.), происходивший из семьи арамейского вождя. Он захватил в 553 г. до н. э. город Харран. Набонид активно продвигал культ верховного бога Сина, чем вызвал недовольство жречества. Набонид перенес в город Тейму свою резиденцию, а в Вавилоне оставил править своего сына Бел-шар-уцуру (библейский Валтасар).

Вскоре у восточных границ Вавилонии появился новый противник - персы, которые захватили Мидию, Лидию и многие другие государства. Весной 639 г. персы начали наступать на Вавилонию. В августе того же года у города Опис они разбили вавилонское войско, которым командывал царевич Бел-шар-уцур. Не имея поддержки среди знати и жречества, Набонид сдался, и в октябре 639 г. персидский царь Кир II вошел в Вавилон. Вначале политика персов была умиротворяющей. Были разрешены все религии. Народам, переселенным во время правления нововавилонской династии, было разрешено вернуться на родину. Но вскоре персидский гнет стал усиливаться, и в 522-521 гг. до н. э, в 484-482 гг. до н. э. вспыхивало несколько восстаний против персов. Вавилония превратилась в одну из сатрапий Персидского государства.