Священное дерево ним. Священное растение в Индии. Растения в индийской мифологии

В Васту, традиционном индийском учении о гармонии мироздания, особенно благоприятными считаются несколько деревьев. Они являются постоянными обитателями индийского сада, а компоненты этих деревьев активно применяются в традиционной индийской косметологии.

Васту для сада и деревьев

  • Ашватха или пиппал. Считается самым благоприятным и божественным деревом и почитается по всей Индии. Господь Кришна возвестил: «Среди деревьев Я – ашватха!» Современные ученые также утверждают, что дерево выделяет много кислорода, и находиться под деревом полезно для здоровья. Согласно традиции, это дерево должно расти возле каждого храма. Дерево живет столетиями, если его не срубают.
  • Ним. Это дерево обладает большой ценностью с точки зрения медицины, а также оказывает пестицидное воздействие. Масло нима применяется в физиотерапии, а семена, стертые в порошок, хорошо очищают воду. Пучки листьев, привязанные к входной двери во время праздников, считаются благоприятными. Смесь из листьев нима и джаггери преподносится в день Угади, что символически означает обещание уравнять доли радости и горя в жизни.
  • Манго. Большинство частей мангового дерева обладают ценностью с медицинской точки зрения. Плоды манго очень вкусны и полезны для здоровья, из них приготавливают различные приправы. Пучками листьев украшают входную дверь в праздники и священную «калаша» (вода для омовения) при проведении Калаша-пуджи. Дерево относится к долгожителям и даже в 500 лет продолжает плодоносить.
  • Джак (хлебное дерево). Подобно манговому дереву, джак обладает многими ценными свойствами и относится к многовековым деревьям. Кроме огромных фруктов, созревающих раз в году, ценится его прекрасная желтая древесина, из которой изготавливают мебель, двери, окна и т.п. Листья джака считаются благоприятными и нередко применяются для украшения «калаша» вместо листьев манго.
  • Банан. Банановыми листьями украшают входные двери домов, ибо они символизируют благополучие и богатство. На банановых листьях часто подают угощение, поскольку они обладают антибактерицидными свойствами. Во многих храмах встречаются цветы, связанные хлопковой нитью, но принимаются только те, что связаны банановой пряжей. Они занимают достойное место в приношениях Господу.
  • Кокосовая пальма. Это дерево по Васту известно как Кальпа-врикша и считается священным, подобно ашватхе. Оно растет 100–150 лет, и его оберегают от преждевременного срубания. Каждая часть дерева полезна для человеческой жизни. В течение всего года кокос является главным подношением богам. Нежная кокосовая вода – одно из главных средств, применяемых для абхишека (омовения божеств).
  • Бетель. Листья бетеля вместе с орехами (арека) так же важны в жертвоприношениях, как кокос, бананы, цветы и агарбатхи (благовония) и доступны круглый год. Они улучшают пищеварение и рекомендуются для ежедневного употребления после сытного обеда. Нежные цветы (хингара) считаются благоприятными во всех религиозных церемониях и являются важным подношением в почитании Нага.
  • Бильва - деревья по Васту. Листья туласи используются для подношения Вишну, а листья бильвы – Шиве, тогда как Ганеше преподносят только особый вид травы, известный как кадике, или гарике (дурга на санскрите). Ветви бильвы используются в различных религиозных церемониях. Аюрведа предписывает смесь листьев туласи, бильвы и нима в качестве универсального средства от большинства человеческих болезней.
  • Сандаловое дерево по Васту. Без сандаловых благовоний не обходится ни одна пуджа или религиозная церемония. Сандал также используют для различных поделок. Сандаловое масло высоко ценится во всем мире само по себе и при изготовлении благовоний.
  • Сарсон. Самым большим весельем в древней Индии сопровождался праздник весны, отмечавшийся в честь Камы. В несколько измененном виде индийский праздник весны дошел до наших дней. Он приходится на первую неделю февраля, когда зацветает сарсон. Женщины надевают желтые сари, а мужчины повязывают шафрановые тюрбаны. Во время праздника девушки приносят в жертву богу любви молодые побеги посевов и пускают по священным водам Ганга и Ямуны множество зажженных глиняных ламп.
  • Ашока. В Индии цветом любви, страсти и преданности издавна считался красный, поэтому с культом Камадевы связано дерево ашока, цветущее красными цветами. Любимый народом праздник, посвященный сбору цветов ашоки, справляли весной. Участвующие в этом обряде молодые женщины надевали красивые платья и вплетали цветы ашоки в свои черные как смоль волосы. Дерево ашока связывали с представлениями о молодости и красоте. Существовало поверье, будто оно зацветает лишь в тот момент, когда, завершая танец, юная прелестная девушка коснется его корней левой ногой.
  • Сарака индийская (Saraca indica) – деревья по Васту из семейства бобовых, удивительно красивое в цвету. У цветка ашоки нет лепестков, но ярко окрашенные лопасти чашечки цветка вполне их заменяют. Калидаса, придворный поэт Чандрагупты II, в своей книге «Ритусамара» («Карнавал времен года») описывает деревья ашока с их молодой листвой, ниспадающей кистями, среди которых сияют кораллово-красные цветы, вселяющие томление в сердца юных дев.
  • Сал. В старинном городе Шравашти, который некогда процветал на месте современного района Гонда в Уттар-Прадеш, с большим размахом справляли Салабанджику – праздник женщины и дерева. Те из женщин, кто желал иметь потомство, поклонялись цветущему дереву сал. Вид сала, или шореи мощной (Shorea robusta), в полном цвету невозможно забыть. В последнюю неделю марта он сплошь покрывается душистыми кремовыми соцветиями.

Медитация под деревом

Если у вас совершенно неправильная планировка дома, которую вы изменить не в состоянии, Васту-шастра рекомендует утром перед работой выходя на улицу, прикоснуться к дереву и посвятить себя всецело контакту с ним хотя бы на 15 минут.

Если же у вас есть серьезные личные проблемы, следует отнестись к этому ритуалу внимательнее и проводить в медитации под деревом около получаса до восхода солнца на протяжении 48 или 108 дней.

Как и всегда в подобных случаях, технику можно видоизменить в соответствии с имеющимися условиями: либо взаимодействовать с деревом другого вида, либо вырастить саженец благоприятного индийского дерева в домашних условиях.

4 вида благоприятных садов по Васту

  • Сад Прамододиан предназначался для услаждения царей и цариц.
  • Сад Удиан – только для царей, здесь властители проводили время, играя в шахматы с придворными, любуясь плясками танцовщиц и внимая каламбурам своих шутов.
  • В саду Бриксватика жрецы и царедворцы развлекались с женщинами,
  • Сад Нанданван посвящался богу Индре.

Ватсаяна рекомендовал строить дом возле пруда и окружать его садом Удиан. В таких прудах выращивались лилии и лотосы. В саду, прилегающем к дому, где-нибудь в тени прочных ветвей нима или пипала, обязательно подвешивались качели.

Обязанности хозяйки дома и в домашнем саду по Васту

Ватсайяна пишет: «Добродетельная женщина, любящая своего мужа, должна поступать в соответствии с его желаниями, как если бы он был божеством, и при его согласии взять на себя всю заботу о семье. Она должна содержать в чистоте весь дом и в различных его помещениях ставить всевозможные цветы. Она должна окружить дом садом.

В саду ей надлежит устроить

  • грядки с зеленью,
  • делянки сахарного тростника,
  • куртины фиговых деревьев,
  • а также посадить различные цветы,
  • а рядом с ними душистые травы
  • и ароматические корни.

По Васту-шастре хозяйка должна также устроить в саду места для сидения и беседки, а между ними выкопать колодец или пруд».

Юнцан, который побывал в Индии в 630 году, когда там правил царь Харши из Канауджи, так описывает свои наблюдения: «Они занимаются обработкой земли, и долг их – сеять и жать, пахать и боронить, а также полоть и растить урожай в соответствии с временем года. Потрудившись, они, сколько положено, отдыхают.

Среди продуктов земли рис и пшеница особенно изобильны. Из съедобных же трав и иных растений мы можем назвать имбирь и горчицу, дыню, тыкву и другие. Лук и чеснок выращивают в небольших количествах, и немногие люди едят их, а если кто и употребит в пищу, его выставят за стены города…

Если говорить о винах и спиртных напитках, то они имеются в большом разнообразии. Кшатрии употребляют для питья соки винограда и сахарного тростника, вайшьи предпочитают крепкие возбуждающие напитки, а шраманы и брахманы – нечто вроде сиропа, сваренного из винограда или сахарного тростника».

Использование деревьев в косметологии

Калидаса, описывая в «Мегхадуте» украшения женщин своего времени, замечает: «Женщины из Алакапури натирают щеки пыльцой цветущей лодры. Цветы магьи украшают их виски, венчики кураваки свисают с их волос, собранных в пучок, а сириза оттеняет их уши. Когда дует муссон, головы этих прелестных созданий венчают цветы кадамбы, а в руках они носят розовый лотос».

Описывая женские туалеты, он упоминает о том, что женщины втирают в тело ароматическое масло белого сандала, вешают на грудь гирлянды из белого жасмина и пропитывают волосы благовонием цветов чампака. В сезон дождей они украшают головы венками из кадамбы, кесары, кукубы и кетака.

По настенным росписям в пещерах Аджанты (200–600гг.) также можно судить о культуре той далекой эпохи. На картинах можно увидеть женщин с цветами в волосах, на груди (вместо броши) и на запястьях (в виде браслетов).

И теперь еще женщины Махараштры вплетают цветы в прическу и украшают запястья браслетами из жасмина. Также женщины в Индии издревле учились искусству выкладывать на полу красивые геометрические узоры из цветов, плести гирлянды и готовить благовония. Летом гирлянды из жасмина и бильвы можно встретить по всей Индии.

Знаковым растением праздника Луны - . А что уже говорить уже о нашей любимой красавице-елке! Ну, а сегодня обратим свое внимание далеко на юг, в тропическую Индию. Какое растение связано в это стране с Новым годом? Если оно вообще и какие чувства вызывают у индийцев?

Такое растение есть и называется оно никантес или ночной жасмин (Nyctanthes arbor-tristis) из семейства Verbenaceae.

Настоящий индиец

Этот удивительно-прекрасный цветок является официальным символом индийского штата Западная Бенгалия, а также таиландской провинции Канчанабури. Этот восхитительно пахнущий, цветущий ночью жасмин часто называют деревом грусти; собственно говоря, его название и означает Nyctanthes - "жасмин", а arbor tristis - "дерево грусти".

Никтантес широко распространен по всей территории Индии, его можно встретить от подножья Гималаев до побережья Индийского океана, а также в Таиланде и других странах южной Азии.

Растение представляет собой крупный куст или маленькое, не превышающее четырехметровой высоты, дерево. Растет в полутени, практически, на любой почве, кроме совсем уж заболоченной. У него довольно крупные овальные, мелко зазубренные по краям, листья, шерховатую поверхность которых иногда используют в качестве тонкого абразивного средства для полировки дорогих изделий из дерева и металла. Цветет никтантес некрупными белыми, похожими на восковые звездочки, пяти-семилепестковыми цветами, которые венчают собой кораллово-оранжевую трубочку.

Цветет этот жасмин в конце года, с конца сентября по конец декабря. После цветения образуются плоские круглые плоды, внутри которых находятся два семени. Никантес легко размножается, как семенами, так и черенкованием.Цветы никантеса недолговечны: они раскрываются после наступления темноты, а к появлению первых лучей солнца уже опадают. Под цветущим деревом образуется белоснежный ковер из опавших цветков, который в этом тропическом уголке земли словно заменяет снежный покров. Этот душистый ковер знаменует собой не только конец года, но и окончание жизненного цикла. Это удивительное зрелище бело-коралловых опавших цветов, изысканный сладковатый аромат, разлитый в декабрьском воздухе, невольно навевает печально-возвышенное настроение, чем, скорее всего, и обусловлен выбор научного названия этого прекрасного растения.

Ну конечно же полезный!

Как это часто бывает, растение, кроме своего официального имени, имеет еще несколько, общеупотребительных. Вот и красавец-никантес индийцы называют шефали (Shephali ) и париджат (Parijat ), тамильцы – паваджамалли (Pavazhamalli) , а англичание – коралловым жасмином (Coral Jasmine ).

Цветы и листья дерева грусти являются активным иммуностимулятором, имеют противоглистное, противогрибковое и противовирусное свойство, поддерживают и защищают печень. Его листья используется в аюрведе в качестве жаропонижающего и болеутоляющего срества, которое не только снимает различные боли, но и увеличивает лактацию у кормящих женщин.

Есть письменные свидетельства об успешном использовании сока никантеса древними индийскими целителями при операциях по удалению катаракты.

Из нектара, который находится в оранжевой трубочке, делают краситель для шелка. В буддийских храмах прекрасный аромат этого растения используется при изготовлении воскурений для ритуальных церемоний.

О чем рассказывают легенды..

С париджатом, деревом грусти, в Индии связано много легенд. Вот только две из них:

Так, считается, что одна из царских дочерей страстно влюбилась в Сурья-Дева, бога Солнца. Глядя, как он ежедневно совершает небесное путешествие с востока на запад в своей огненной колеснице, она была покорена его блеском и красотой. Ее чувства не остались незамеченными сияющим богом и ненадолго привлекли его внимание.

Однако, что богам до чувств человеческих? Пресытившись своей смертной возлюбленной, Сурья-Дев покинул несчастную принцессу. Девушка впала в отчаяние и покончила собой. После смерти, по индийскому обычаю, ее кремировали, а пепел развеяли по ветру. И туда, куда попали частички пепела погибшей от любви принцессы, выросли деревья париджат – именно поэтому это растение можно встретить по всей территории Индии – ветер разнес его по всей стране.

Но отвергнутая Сурья-Девом, самим Солнцем, принцесса, ставшая деревом, может раскрывать свои душистые цветы только в ночные часы, когда могучий бог занят другими делами и не появляется над землей. Цветы осыпаются перед рассветом, чтобы не быть сожженными его безжалостными лучами.. Так и цветет париджат, дерево грусти, радуя только богиню Ночь, благосклонно принимающую ароматный дар чужой любви.

Другая легенда, описанная в древних манускриптах, рассказывает, о том что в начале времен, когда небесные сущности по приказанию Хари – Владыки Мироздания вспенили космический океан, чтобы получить средство, могущее облегчить людские страдания и защитить созданный мир от сил Зла, из клочков космической пены родилось дерево париджат, являя собой одно из удивительных сокровищ небес. Его аромат проникал во все уголки вселенной.

После своего возникновения из пены Океана Всего Сущего, париджат был посажен в небесном саду великого Индры – бога богов. Однажды, великий мудрец древности Нарад Муни, посетивший небесный сад во время своей медитации, увидел там это прекрасное дерево, источавшее изумительный аромат. Используя свои возможности йога, он вобрал в себя сущность этих бессмертных цветов, а потом, восстановив их на физическом уровне, подарил Рукмани, любимой жене нового воплощения бога Вишну – Кришны. Кришна в это время обитал в в Двараке, что на севере Индии. Цветы были настолько прекрасны, а их аромат настолько нежен, что другая жена Кришны, Сатьябхама, возжелала, чтобы небесные цветы были посажены и в ее саду тоже. Она ревниво относилась к тому, что внимание Кришны все больше и больше было занято Рукмани, и хотела привлечь его ближе к себе. Она стала умолять его подарить такие же прекрасные цветы и ей.

Чтобы удовлетворить желание второй жены, Кришна погрузился в глубокую медитацию, и, находясь в таком состоянии, вырвал дерево париджат с корнями из небесного сада. Прежде, чем он покинул небесный сад, небесные садовники предупредили его, что своим поступком он навлечет на себя гнев Индры, так как, это дерево принадлежит его жене Сати.

Вернувшись Кришна рассказал об этом Сатьябхаме, однако, та не посчитала это обстоятельство помехой, сказав, что дерево должно являться общей собственностью и принадлежать всем живущим на земле и на небесах. В ответ на гневные упреки Индры, Кришна объявил войну ему и его небесной армии. После долгих сражений, силы Кришны одержали победу и Индра был вынужден отступить. Сатьябхама зло насмехалась над могущественным богом богов, называя его трусом и предлагая забрать свое паршивое дерево обратно. Кришна, чувствуя себя скорее не победителем, а виновником всего происшедшего, тоже хотел вернуть париджат в его небесную обитель.

Однако, Индра сказал, что ему не стыдно быть побежденным воплощением Вишну, и что дерево будет теперь расти на земле. Индра сам посадил его в Двараке, откуда его аромат разносился по всей земле и приносил радость всему живому.

Вот так первое дерево париджат появилось на земле, его цветение приходится на канун Нового года, дивный запах его цветов слышан на расстоянии пятисот метров. Аромат этот оказывает такое воздействие на людей, что вдыхая его, они получают возможность вспоминать события своих предыдущих жизней в иных воплощениях. И от этих воспоминаний им становится грустно..

И так как париджат был послан на землю столь божественным способом, он является предметом поклонения благочестивых индийцев, справедливо считающих, что деревья, цветы и благоухание являются для человечества великим благом, ниспосланным самим Владыкой Мироздания.

Подари себе сладкую печаль

Таков наш жасмин

Что ж, как видно, еще древние мудрецы обратили свое внимание на то, что запах, эта законсервированная человеческая память, способен пробудить в человеке давно забытые чувства и воспоминания. На Востоке память имеет более обширное значение, чем на Западе, она включает в себя возможность вспомнить свои прежние существования, ведь, здесь верят в то, что душа человеческая проходит бесчисленное количество рождений на пути к достижению совершенства. Но основные принципы стимуляции памяти посредством запаха нашли свое место и в западной цивилизации (см.статьи "Ароматные чудеса природы" ), хотя мы, грешные, можем рассуждать об этом всего одну человеческую жизнь.

Рассуждать? Не только! Индийский красавец-париджат отлично живет в домашних условиях. Ему нужен удобный контейнер, регулярный полив и, самое главное - тепло, особенно в долгие злые зимние месяцы, чтобы он мог набраться сил для своего волшебного предновогороднего цветения. Успех превзойдет все ожидания! И не надо бояться слова "грусть" . Ведь и слово беллетристика произошло от понятия belle trista - прекрасная грусть, чувства, без которого наша эмоциональная палитра была бы намного беднее.

Дерево, означающее познание добра и зла, символ человеческого сознания - так обычно называют Великий баньян. Говорят, что он был первым деревом в райском саду - Эдеме. Но как бы там ни было, внешний вид и необычность этого удивительного растения не может оставить равнодушным каждого, кто увидит его. Оно поистине уникально, имеет самую большую крону из всех деревьев, которые вообще существуют на нашей планете. А все дело в том, что фикус бенгальский (это его научное официальное название) - не просто обычное дерево: баньян - дерево-лес, оно имеет в наличии не один, а несколько тысяч стволов.

Фикус Бенгальский, или баньян

Баньян - национальное дерево Индии - по виду похоже на многоруких танцующих божеств. В Индии с давнего времени почитали и уважали бенгальский фикус. Ветви баньяна отпускают вниз свои большие корни, некоторые из них прорастают прямо в землю, а в итоге наземную часть невозможно отличить от главного ствола.

Фикус бенгальский - из семейства тутовых, точно так же, как и хлебное дерево. Растет он в Индии, на острове Шри-Ланка и в Бангладеш. Спустя какое-то время саженцы этих растений завезли также в США (Флориду, Гавайи). Баньян представляет собой весьма необычные деревья, а их прелесть - не только в воздушных корнях, которые могут создавать потрясающие структуры. Они еще имеют уникальные свойства, которые несут пользу во всех отраслях как для человека, так и животного мира. Именно это и сделало баньян символом Индии. Живет это дерево долго: самому древнему из них на сегодняшний день около 400 лет. За это время оно разрослось вширь настолько, что под его кроной создается настоящий лес. Но не стоит забывать, что все это в совокупности одно дерево-роща.

Что такое баньян?

Несмотря на всеобщее ошибочное мнение, баньян - это не название вида деревца (как береза, клен, дуб или осина), а жизненная форма растения. Есть на земле трава, кусты, пальмы, лианы, а существуют необычные деревья - баньяны. Ими называют такие растения, на ветках которых создаются множественные воздушные корни. Спустя время, они постепенно доходят до земли, затем укореняются и становятся вторичными стволами, тем самым разрастаясь в большие рощи.

Как появляется это растение?

Свое жизненное развитие баньяны начинают невероятно интересно. Большое количество семян разносят птицы. Если зёрна попали в землю и проросли, значит, вырастет фикус в виде дерева. А если семя попало в трещину здания, например, или застряло в кроне другого дерева, тогда из него вырастет уже баньян. Таким способом оно запускает свой жизненный цикл как эпифит.

От опоры баньян не берет абсолютно никаких питательных веществ, развивается и живет благодаря атмосферной влаге и фотосинтезу. Когда вырастает до больших размеров, дает воздушные корни, которые добираются до земли и прорастают, тем самым формируя для баньяна первый ствол. Дальше на нем появляются новые ветки, которые в свою очередь выкидывают корни, и так происходит бесконечно. Второстепенных стволов на протяжении всей жизни дерева может быть огромное количество. Сам баньян растёт, скорее, в ширину, чем в высоту, а вот родитель этого дерева быстро погибает (буквально через пару лет), сдавливается фикусом. То же самое происходит и с человеческими постройками - корни и стволы баньянов разрушают различные перекрытия.

Баньяны относятся к роду фикусов и на земле существуют два вида этих растений:

  • Бенгальский баньян - эпифит. В начале своего развития прикрепляется к другому растению. Семена разносят на дерево-носитель птицы. Росток выпускает огромное количество воздушных корней, но некоторые просто засыхают, не успевая дорасти до земли. Ну а те, кто смог добраться до грунта, создает новые стволы.
  • Второй вид называется религиозный фикус. Он не является эпифитом и также отращивает воздушные корни, они в свою очередь упираются в землю и образуют большую крону. Обычно этот баньян выращивают для использования в садоводстве. Из него получается превосходный бонсай.

Какое самое большое дерево баньян?

Одним из самых крупных видов этого дерева, которое занесено в Книгу рекордов Гиннеса, называется Великий баньян, и произрастает он в Калькутте. Возраст его 250 лет, крона дерева в окружности имеет 350 метров, а площадь ее 1,5 гектара. На сегодняшний момент это самое огромное дерево-баньян в мире, растет оно в ботаническом саду в Хауре. За свой жизненный период оно не раз подвергалось крушению из-за мощнейших ураганов. Наибольший урон ему принесли циклоны в 1864 и 1867 годах, когда повредилось множество отростков, а главный ствол разделился на 2 части. В 1925 году в него ударила молния, и в результате этого основной ствол удалили. Но благодаря немалому количеству воздушных корней (их насчитывают около 3 280) дерево дальше растет и теперь больше похоже на лесную рощу.

Есть еще один огромный фикус, который может сравниться с Великим баньяном. Растет он недалеко от одного индийского городка, его возраст - примерно около 400 лет, а площадь составляет три акра.

Откуда появилось такое необычное название

Название дереву дали европейцы: путешественники из Португалии заметили, что местные торговцы-индусы (в переводе banias) часто выбирали место для общения и просто отдыха под этими большими деревьями, поскольку в их тени совсем не жарко. Так и пришло название banias tree, а немного позже слово «баньян» стало означать само дерево. До сегодняшнего дня сохранилась традиция приходить на встречи именно в тень большущего баньяна и наслаждаться тишиной и прохладой этого гостеприимного дерева. Для индийского народа этот фикус священный, а листья его - место отдыха бога Кришны. Существует большое количество способов использования этого дерева. Индусы научились извлекать полезность практически изо всех свойств удивительного растения:

  • Дерево можно использовать в качестве тени в большинстве поселений.
  • Каждая часть дерева имеет уникальные медицинские свойства.
  • Кору и семена можно применять как тонизирующее средство для поддержания температуры тела, а также лечения диабета.
  • Корень используют для укрепления зубов и десен.
  • Сок дерева может снимать отечность, синяки и кожные воспаления, а также лечит некоторые болезни кожи.
  • Добывают шеллак - природный лак для обработки разных поверхностей.
  • Кору используют для изготовления бумаги.
  • Женщины научились применять корень баньяна для ухода за волосами.
  • В качестве посуды нередко используют листья.

«Индийская Эйва»

Очень часто туристы при виде баньяна восклицают: «Это же Эйва!». И вправду, светящееся дерево Эйва из кинофильма «Аватар» Дж. Кэмерона напоминает с виду баньян как по облику, так и по смысловому значению. Эйва - дерево жизни планеты Пандоры, является также центром экосистемы и хранителем памяти душ.

Священное дерево

Баньян — это символ Индии, обозначающий вечную жизнь, гармонию и порядок. Это растение представляет собственную экосистему, здесь находят пропитание и убежище птицы, животные и насекомые. Людям под баньяном уютно, прохладно. По индийской легенде, именно под этим фикусом Сиддхартха Гаутама достиг просветления, став Буддой. Поэтому совсем не удивительно, что это растение является одним из главных символов Индии. Могучее раскидистое дерево с большим количество стволов и обширной кроной стало объектом поклонения с давних времен. По сей день люди устраивают настоящие священные алтари под этим деревом. Довольно часто индуизм сравнивают с баньяном за ее многогранность и спутанность. Кроме того, дерево символизирует бессмертие, вечную жизнь и несгибаемость. Вдобавок ко всему, его считают символом плодородия. В древнем писании оно значится как Мировое дерево, космическое растение - символ и образ человеческого сознания.

Дерево Баньян, которое находится в Корате (Таиланде), стало главным объектом для схождения туристов. По краям корней этого растения сделаны дорожки для людей, есть скамейки для отдыха, а также маленький храм. В реальности все это представить сложно, но это самое настоящее чудо природы. Здесь можно спокойно прогуливаться между корнями деревьев, люди отдыхают и молятся в буддийской часовне.

С давних времен индусы поклонялись священным деревьям, веря, что они приносят удачу в их жизнь. Вечнозеленые баньяны являются символами вечной жизни и процветанием. Это дерево сажают недалеко от индуистских храмов, считая, что в многочисленных корнях поселятся Божества и духи. Под кроной баньянов выполняются ритуалы, проводятся собрания, входят в транс мудрецы. В каждом селении есть такое дерево, под ним старейшины держат совет. Считается, что оно помогает принять мудрое решение. К баньянам приходят женщины с просьбой дать им потомство.

Жители Индии называют баньян национальным деревом, оно олицетворяет обновление, возрождение и неисчерпаемый источник жизни. Родившись из семени, дерево вырастает, создает свой огромный мир. Баньян – символ гармонии, именно под таким деревом Будда постиг полного просветления. Присмотритесь к нему внимательнее, и вы увидите множество рук индийских богов. Деревья-баньяны символизируют длинную жизнь и являются воплощением божественного создателя Брахмы.

Было бы не правильно сказать, что баньян – это дерево, это особенность роста. Баньянами называют растения, которые имеют одну крону и множество стволов, точнее сказать, воздушных корней. Деревья баньян по праву можно отнести к самым необычным деревьям мира.

В Индии к баньяновым деревьям относят бенгальский и индийский фикус. На своей родине они достигают невероятных размеров. Семена этих растений разносят птицы. Начинает свою жизнь дерево с обычного ростка, он крепнет, тянется к солнцу. Побег оплетает соседнее дерево и по нему тянется к солнцу. Выбравшись ближе к свету, деревце отращивает объемную крону. Удержать ее одним стволом нельзя, тогда растение пускает многочисленные воздушные корни. Они тянуться к земле, а достигнув ее, укореняются. Проходит некоторое время, корни становятся мощными и уже больше напоминают ствол. Таких стволов – подпорок взрослое растение может отрастить несколько сот штук. Постепенно растение занимает всю свободную площадь. Фикусы-баньяны больше растут вширь, чем вверх. Их высота редко достигает двадцати пяти метровой отметки, зато по своей ширине растения могут занимать несколько гектаров. Они символизируют вечную жизнь и несгибаемость. Даже если у дерева отмирает главный ствол, оно продолжает питать свою крону за счет других стволов-корней.

Баньяны – долгожители, срок их жизни исчисляется сотнями лет. Индусы заботятся о своих священных деревьях. Чтобы растение и дальше развивалось, на свежие воздушные корни одевают рукава из бамбука, которые призваны защитить молодые корни от повреждений. Чтобы им было проще укорениться, землю под гигантами взрыхляют и удобряют.

У фикусов-баньянов крупные зеленые листья, деревья покрываются мелкими белыми цветочками в период с апреля по июнь. Мелкие, красные плоды по своему внешнему виду напоминают инжир. В них множество семян, это любимое лакомство для птиц и обезьян.

Взрослые баньяны образуют своеобразную экосистему. Тут образуют свои поселения обезьяны, птицы, множество насекомых и мелких животных. Огромная крона, многочисленные ветки и стволы дают им приют и чувство безопасности.

Природа Республики Индии — одна из самых богатых на планете. Её составляют 45 000 видов растений, из них свыше 5 000 — эндемики (встречаются только в Индии); 350 видов млекопитающих (примерно 8 % от всех на Земле), 3 300 видов/подвидов птиц (12 % от всех на планете), свыше 20 000 видов насекомых.

Щедрость индийской природы обусловлена географическим положением государства, особенностями климата и ландшафта. Климат, по характеру — влажный тропический, сухой тропический, сырой субтропический и горный (альпийский) — формируется под влиянием Гималаев и пустыни Тар. Гималаи защищают территорию государства от холодных воздушных масс из Центральной Азии, а пустыня заставляет дуть летние влагонесущие муссоны, которые с июня по октябрь приносят на территорию дожди.

Растительный мир Индии

В стране, несмотря на бурную деятельность человека, сохранились разнообразные типы лесов, растительных сообществ:

  • леса тропиков, дождевые вечнозелёные (распространены на Андаманских островах, в Гималаях, в Мизораме);
  • леса субтропиков, горные (на Западных Гхатах, у гор Нильгири);
  • леса тропиков, влажные (распространены на юге Индии);
  • леса тропиков, листопадные (на Деканском плоскогорье, у Сиваликских гор);
  • саванны сухие (Пенджабская равнина, в Раджастане);
  • полупустыни-пустыни (западная часть Раджастана);
  • леса мангровые (дельты Ганга, Маханади и других рек).

Смене природных типов на равнинах соответствует вертикальная поясность в Гималаях: от растительных сообществ субтропиков-тропиков у подножий гор к альпийским лугам и ледяным вершинам.

Представителей более 7 % всей флоры мира можно встретить в Индии. В тропических лесах растут джатовое и саловое дерево (высота до 37 м), сисса (дальбергия), тик. В высокогорных районах — саловые леса, на плоскогорье Декан и на юге государства — разнообразные пальмы (свыше 20 видов).

Леса в северных районах государства включают ольху чёрную, лавр, березу, клен, хвойные, можжевеловые породы, даже берёзы, кедры и ели — в высокогорных областях. В Карнатаке растут сандаловое дерево и миробалан. Вблизи пустыни Тар и Западных Гат обширные колючие леса акации, из экстракта которой готовят краситель для одежды буддийских монахов. А в штате Кашмир главное дерево — гималайский кедр.

Около 3 000 растений Индии используют в медицине и духовных практиках. Из длиннохвойной сосны западных регионов страны готовят целебную смолу. Ним (Азадирахту индийскую) называют «деревенской аптекой» и «Божественным деревом», используя все его части в приготовлении множества аюрведических снадобий.

А баньян называют «дерево-лес». От главного ствола баньяна отрастают толстые побеги — воздушные корни, достигая земли, они укореняются, толстеют, пускают новые побеги, которые тоже укореняются, и так сколько позволит время и пространство. Один из самых старых баньянов Индии растёт около 3 тысяч лет и имеет более 3 000 больших стволов, высота которых — свыше 60 метров.

Животный мир Индии

Мир животных Индии насчитывает меньше видов, чем растительный, но впечатляет сильнее. По всей территории, хотя и в малых количествах, встречаются индийские слоны и бенгальские королевские тигры. Основные места обитания слонов — западнобенгальские леса, Орисса, Уттар-Прадеш. Корова в домашнем хозяйстве индусами почитается, как священное животное.

Гималаи стали домом для чёрного и бурого гималайского медведя, снежного барса (ирбиса), манула — дикого кота, леопарда, тибетской рыси. Северо-восточные штаты государства богаты редкими животными: там обитают толстый лори, золотые лангуры, кошки темминки, гиббоны Хулока — человекообразные обезьяны, дымчатые леопарды, свиные барсуки, бинтуронги.

Индия стала единственным местом обитания оленя барасинга. Много оленей других видов, а также козлов, антилоп встречаются в её лесах и саваннах. В горах Нилгири, в их труднодоступных областях, встречают дикого тура - гаура — самое крупное копытное животное в стране.

216 видов змей распространены по всей территории государства, четвёртая часть их — ядовитые. Самая большая из ядовитых змейкоролевская кобра: её длина достигает 5 м, а укус способен убить слона. В пресноводных водоёмах живут крокодилы магеры, по мангровым зарослям — гребнистые крокодилы, Ганг и притоки — среда обитания крокодилов гавиалов.

В Гирском лесу (полуостров Катхивар) сохранилось небольшое стадо азиатского (гирского) льва. На территории Казирангского национального парка (преимущественно) встречается большой индийский носорог.