Ознакомление дошкольников с разными видами искусства. «Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. Игры для закрепления знаний

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Женя Ясная и сегодня я хочу поговорить с вами о том, как познакомить деток с искусством.

Начну я с того, что сделаю небольшую оговорку. Дело в том, что понятие Искусство – очень многогранно. Оно окружает нас в жизни повсюду и таит в себе множество видов – тут и музыка, и театр, и киноискусство, и литература, и другие. Я же буду говорить о знакомстве детей с изобразительными видами искусства (графика, живопись, скульптура), и немного — архитектурой.

Но, даже сузив тему, у нас остается огромное поле для деятельности, которое трудно изучить глубоко в рамках одного семинара. Поэтому я постараюсь вам рассказать о каких-то общих направлениях и путях, двигаясь по которым, вы уже сами сможете выбирать и придумывать различные способы и методы достижения желаемой цели.

Итак, начнем с любимого вопроса многих родителей – в каком возрасте начинать знакомить детей с искусством . Мой ответ – в любом! Главное начать!)) А если серьезно, то можно начинать с самого рождения. Или даже до. Будущей мамочке будет очень полезно сходить в картинную галерею, полистать альбомы по искусству – тут и положительные эмоции, и общение с прекрасным, и может быть даже открытие чего-то нового для себя.

Начинать знакомство с искусством с самого рождения, это, конечно, не значит, сразу начинать рассказывать биографии художников или смысл картин. Это в первую очередь – так называемое «воспитание глаза», т.е. окружение малыша произведениями искусства (конечно, в разумных пределах)). Чтобы уже в детства глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.

ВЫСТАВКИ РЕПРОДУКЦИЙ

С самого рождения устраивайте дома на стенах выставки репродукций произведений искусства. Выбирайте не маленький формат (как минимум А4). Репродукции можно распечатать (только качество должно быть хорошим), а можно приобрести готовые (сейчас продают в папках) или календари по искусству.

Изображения на картинах лучше выбирать на первое время понятные, крупные, достаточно контрастные. Во время прогулок с малышом по дому периодически обращайте его внимание на картину, скажите, что на ней изображено: «Смотри, какая девочка!» или «Смотри, цветочки разноцветные. Какие красивые!», «А это лес. Деревья шумят в лесу: Шшшш!».

От просто рассматривания висящих на стене репродукций постепенно (по мере взросления) можно переходить и к разглядыванию художественных альбомов. Не нужно за один раз показывать много. Ориентируйтесь на заинтересованность малыша. Кстати, одним из видов графического искусства является книжная иллюстрация . Поэтому так важно иметь дома детские книги именно признанных мастеров этого вида искусства. Это точно также воспитывает вкус и глаз с детства, прививая тягу к прекрасному. Сутеев, Васнецов, Чижиков, Рачев, Владимирский, Конашевич – вот лишь очень малая часть художников-иллюстраторов, работы которых вы можете смело показывать малышам. (О некоторых признанных мастерах книжной иллюстрации я рассказываю в своем блоге «Болтая ножками»). А еще можно почитать на «Блоги мам», посвященной книжной иллюстрации.

Но, показывая альбомы, не отменяйте выставок! Они могут отлично взаимодополнять друг друга. Просто по мере взросления ребенка их можно усложнять, делать тематическими, добавлять новые репродукции. Особенно хорошо такие тематические выставки приурачивать к тем темам, которые вы изучаете с малышом в данный момент. Например, при изучении основных цветов (красный, желтый, синий и зеленый) можно устраивать выставки картин данных цветов. При этом постарайтесь подобрать работы разных жанров (можно уже понемногу вводить и абстрактную живопись), разных направлений и течений, разных художников. В каких-то темах можно использовать и репродукции скульптур (изучая человека, эмоции и т.д.).

Но если вы и не занимаетесь с малышом тематическими занятиями, вы все равно можете делать именно тематические выставки. Это могут быть как более конкретные выставки — «Цветы», «Осень», «Вода», «Птицы» и т.д., так и более абстрактные понятия «Радость», «Свежесть», «Тишина» и т.д. (выставки второго типа лучше проводить уже с более старшими детками).

По желанию и при наличии места, вы можете сделать специальный выставочный уголок для экспозиций. И «ходить» туда, как в настоящий выставочный зал или музей. Кстати, когда ребенок будет бегать по квартире самостоятельно, желательно перевесить всю выставку на уровень его глаз.

По мере усложнения выставок начинайте усложнять и рассказы по картинам. Это не значит, что нужно сразу выдавать всю историю их создания или биографию художника. Это еще успеется. Обращайте внимание ребенка на сюжет в картинах, детали, на настроение, цветовую гамму. Если картинка имеет четко выраженный простой жанр (натюрморт, пейзаж, портрет), то вы можете сказать об этом, но не зацикливайтесь на том, чтобы ребенок запомнил это понятие. Постепенно оно уложится у него в голове. Для «разбора» выбирайте сюжеты и предметы более-менее известные и понятные вашему малышу, лишь постепенно вводя новые. (далее все картинки увеличиваются по клику)

Приблизительно ваш рассказ по картине может быть таким (Поль Гоген. «Натюрморт с фруктами) :

«Давай посмотрим на картину. Что на ней изображено? Яблоки! Художник нарисовал четыре яблока – два зеленых и два красных. Яблоки сочные, крупные, так и хочется их съесть! Ты любишь яблоки? Какие тебе больше нравятся – зеленые или красные?»

Или (Ренуар. «Девочка с зонтиком»):

«Ой, посмотри, кто это на нас смотрит? Девочка! Красивая девочка? Тебе нравится? А что у нее в руках? Зонтик! Зачем нам нужен зонтик? От дождя прятаться или еще от яркого солнышка. Девочка вышла погулять в сад – видишь – на фоне нарисованы деревья, кусты, травка и цветы. Девочка уже нарвала маленький букетик, чтобы отнести его домой и поставить в вазу» и т.д.

Ребенку постарше можете уже задавать наводящие вопросы по картине. Если он затрудняется ответить – подскажите или подведите аккуратно к ответу.

(Толстой. «Малина, ветка, бабочка, муравей, лист»):

«Какие тут ягодки нарисованы? А какого цвета бабочка? А ты видишь муравья? Он совсем крохотный. Приглядись внимательно – он ползет по верхнему листику…»

При рассматривании тематической выставки, обратите внимание ребенка, как один и тот же сюжет или предмет изображался разными художниками и в разное время. Например, зима – у каждого художника она разная! Но мы все равно понимаем, что это зима. Как? По каким деталям?

Или хлеб. Как его изображали разные художники. У кого-то это целый стол, который ломится от караваев и батонов (Машков «Снедь московская») , у кого-то это всего лишь небольшой кусок черного хлеба (Петров-Водкин «Селедка»), а у кого-то и хлеб-то не сразу заметишь, а лишь приглядевшись внимательно к сюжету (Федотов «Завтрак аристократа») . Одни художники изобразили хлеб еще в стадии выпечки (Х. Аллингем «Горячий хлеб») , а другие – в поле на обеде колхозников (Серебрякова «Обед») . На какой картине хлеб выглядит самым аппетитным, который хочется сразу съесть?

Лет с 3-4 (в зависимости от вашего ребенка) знакомство с искусством можно углублять, расширять и усложнять. В какую сторону можно усложнять домашние выставки репродукций я уже писала ранее. Дополню только, что при изучении определенных жанров, можно будет устраивать и жанровые выставки; при изучении какого-либо художника – его выставки; при изучении какого-либо отдельного вида искусства (витраж, гравюра и т.д.) – тоже соответствующие выставки.

Кроме того, попробуйте изредка поиграть в настоящую галерею. Т.е. заранее объявите о предстоящей выставке (выбрать с ребенком какую-либо знакомую ему тему). Напишите афишу. Подготовьте билеты, бейдж для экскурсовода. Изобразите человека, попавшего на выставку. Пусть экскурсовод проведет вам экскурсию – расскажет о выставке, какой теме она посвящена, какие произведения представлены, расскажет о нескольких из них. Если маленький экскурсовод будет теряться, о чем говорить – задавайте ему наводящие вопросы, как любопытный посетитель. Попробуйте привлечь к игре и других членов семьи (или игрушки).

ИГРЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ

Кроме выставок с репродукциями можно подготовить и первые игры-задания. Например, развесив (или разложив) картины попросите ребенка выбрать все, где нарисована осень или все, где есть транспорт.

Лишняя репродукция

Примерно по тому же типу, что и игра выше будет следующее задание. Разложите перед малышом несколько репродукций. Попросите найти одну лишнюю. Если сможет – пусть объяснит, почему она лишняя (везде лето, а здесь — зима; это картины, а это скульптура; во всех картинах много желтого цвета, а здесь в основном синие оттенки). Если ребенок затрудняется объяснить свой выбор – подскажите ему.

Пазл

Разрежьте одну из картин на две-три части и попросите малыша собрать целую картину. Постепенно количество разрезных частей можно увеличивать.

Откуда деталь?

Нарисуйте (или распечатайте) несколько простых знакомых деталей с картин (например, яблоко, зеленый лист, зонт, корова и т.д.) положите перед ребенком несколько репродукций. Предложите угадать, откуда выпрыгнула эта деталь?

ЗНАКОМСТВО С ЖАНРАМИ ЖИВОПИСИ

Начинать изучение жанров живописи лучше с 3-4 лет и с самых простых – натюрморт, пейзаж, портрет, мифологический жанр, анималистический жанр (звучит сложно, но запомнить о чем он – просто – рисование животных).

Расскажите ребенку о главных особенностях жанров, что изображается на картинах. Устраивайте жанровые выставки, разглядывайте картины в книгах; пробуйте сами нарисовать (или сделать аппликацию); составляйте жанровые картины из подручных предметов (например, портрет из болтиков и гаек, натюрморт из игрушек, пейзаж из овощей-фруктов и т.д.).

Для закрепления изучаемого материала поиграйте в игры.

Узнай по описанию

Разложите перед ребенком несколько репродукций с разными жанрами. Предложите догадаться, о каком жанре вы будете говорить.

«На картинах этого жанра часто цветут сады и распускаются цветы, иногда может пойти дождь или снег» (Пейзаж)

«На картинах этого жанра тоже распускаются цветы, зреют ягоды, а еще встречаются вазы, тарелки и фрукты» (Натюрморт)

«Благодаря этому жанру мы знаем, как одевались люди в давние времена, какая была мода. Мы можем узнать, как выглядел тот или иной человек, даже не видя его фотографии». (Портрет)

«C картин этого жанра на нас глядят глаза животных и птиц. Мы можем почувствовать их грацию, увидеть их окрас, иногда – узнать о повадках». (Анималистический жанр).

После одного из описаний предложите малышу выбрать из представленных работ те, которые соответствуют, по его мнению, этому жанру. Пусть расскажет, что это за жанр и почему он выбрал именно эти репродукции.

Схемы

Нарисуйте на листочках (или рисуйте прямо на доске) простую схему одного из жанров. Попросите ребенка определить – схему какого жанра вы изобразили.

Один предмет

Подберите разножанровые картины, в которых используется один и тот же предмет (объект). Например, корзина – и в натюрморте, и в пейзаже; ковер – и в мифологическом жанре, и в портрете, и в натюрморте; веер — и в натюрморте, и в портрете. Скажите ребенку: на этих картинах спрятался один и тот же предмет. Найди его. В каких жанрах живописи использовали его художники?

Какие жанры используются?

Подберите несколько картин, в которых совмещаются сразу несколько жанров (портерт+пейзаж, портрет+натюрморт и т.д). Задача ребенка определить все жанры, которые присутствуют в данном произведении.

ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКАМИ

Кроме жанров вы можете потихоньку начать знакомство подросшего ребенка и с отдельными художниками. Понаблюдайте, какие картины больше интересуют вашего малыша, какого стиля, какого художника. Или, быть может, сам ребятенок проявит интерес и спросит – А кто нарисовал эту картину?

Не стремитесь рассказать малышу всю биографию. В таком возрасте ему это будет неинтересно. Постарайтесь рассказать какие-то его отличительные особенности, чем он знаменит, что привнес в искусство. Может быть, расскажете какие-то особенные интересные факты жизни. Для этого вам, конечно, придется сначала самим изучить биографию художника. Как вариант, вы можете воспользоваться выпускающимися сейчас книжками для детей по этой теме. Например, «Сказки о художниках » изд-ва «Белый город» (или эти же книги, собранные под двумя обложками «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках » и «О чем расскажут старые картины »). Также книжки из серии Книги «Художники » изд-ва «Феникс-Премьер». Пока их четыре – «Гоген», «Моне», «Дега» и «Ван Гог ». Остальные книги вы сможете увидеть в конце статьи в Списке литературы.

Если ребенок сам выбрал этого мастера, спросите, чем он ему понравился, что привлекло в его работах.

Рассмотрите с малышом произведения данного художника, особенно самые знаменитые и известные. Расскажите, по возможности, чем они так знамениты. Старайтесь подбирать простые и доступные для понимания ребенка слова.

Посмотрите на работы – они все разные, но, в то же время, чем-то похожи. Попробуйте ответить на вопрос – чем же? Например, это был художник-портретист или у мастера преобладает какая-то цветовая гамма, или везде видны необычные мазки кисти (как у Ван Гога) и т.д.

Попросите малыша выбрать из всех работ ту, которая ему нравится больше всего. Попробуйте понять, какие чувства, эмоции испытывал художник при работе над этим произведением. Что хотел передать зрителю? Подумайте над сюжетом. Что было ДО того запечатленного момента и что могло случиться потом на картине.

Можно предложить ребенку попробовать повторить одну из картин или манеру художника.

Это не я рисовал!

Из нескольких репродукций попросите ребенка выбрать «лишнюю», т.е. не принадлежащую кисти художника.

Оживляем картину

Подберите одну или несколько картин художника и попробуйте их оживить. Если это портрет – постараться надеть похожую одежду, принять соответствующую позу. Если сюжетная картина, то расставить, например, кукол и игрушки, как на картине (т.е. повторить композицию). Если это натюрморт – еще проще. Найдите похожие предметы и расставьте их, как на картине.

Ты художник и я тоже…

Покажите ребенку несколько репродукций разных художников. Среди них пусть будет одна из картин, похожих на работу изучаемого мастера (тот же стиль, похожая манера). Попросите ребенка найти такую картину. Почему малыш обратил внимание именно на эту работу? Чем она похожа на полотна автора?

ЗНАКОМСТВО СО СКУЛЬПТУРОЙ

Скульптуру можете начать вводить на домашних выставках в виде репродукций постепенно. Объясните ребенку, в чем принципиальное отличие скульптуры от живописи и графики (объем и плоскость). Хорошо бы, конечно, посмотреть скульптуры вживую, особенно на первоначальном этапе знакомства. Чтобы ребенок на себе ощутил, что скульптуру можно обойти, что даже рельефные работы выдаются из пространства. Если у вас есть художественная галерея или музей – отлично. Если нет, то подойдут и статуи в парках и на площадях.

Скульптуры делают из разных материалов – камня, глины, металла, дерева. Покажите малышу репродукции таких скульптур и дайте потрогать образцы материалов. Попробуйте сделать сами скульптуру из глины. При таком способе детали прилепляются к основе постепенно. С ребенком постарше попробуйте вырезать скульптуру из камня. Для этого сделайте заготовку – налейте гипс в продолговатую емкость и дайте застыть. А затем предложите малышу стеками отсекать от заготовки все лишнее, чтобы получилась, например, голова. Обязательно следите за техникой безопасности!

Где картина, где скульптура

Подберите несколько парных репродукций. В каждой паре должно быть изображение одинаковых объектов, только в одном случае – это живописное полотно, в другом – скульптура (например, девушка; дерево; лошадь). Попросите ребенка подобрать соответствующие пары.

Не тот ракурс!

Попробуйте найти в интернете фото одно и той же скульптуры, запечатленной с разных сторон или под разными углами. Распечатайте. Добавьте одну-две репродукции совершенно другой скульптуры. Задача ребенка – найти эти чужие ракурсы.

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

Знакомство с искусством можно продолжать и на прогулках по вашему городу. В любом, даже маленьком городке, найдутся свои интересные архитектурные объекты – статуи, памятники, мозаики, витражи, фрески, лепнина и т.д. Если же вам повезло жить в большом городе, то вам точно будет, где разгуляться и что посмотреть. Обратите внимание ребенка на объект, расскажите о нем простыми словами – что изображено, какая техника (скульптура, витраж…), отметьте какие-то существенные детали. Сфотографируйте объект. При фотографировании обратите внимание, что можно запечатлеть весь объект целиком, а можно отдельные детали (колонна, витая лестница, окно). Фото затем можно будет распечатать и использовать в своих играх уже дома. Например, попросите ребенка вспомнить, где вы видели этот объект, что находилось рядом. Что он помнит о данном объекте – какая это техника, что изображено и т.д. Если это архитектурная деталь, то пусть расскажет, от какого она объекта.

Можно, напротив, к одной из прогулок подготовиться заранее. Рассмотреть на фотографиях (в книгах), узнать интересные факты. И потом, уже на местности, предложить ребенку самому найти нужный объект (здание, скульптуру). Вспомнить, о чем вы говорили, рассмотреть особенности и детали. Потрогать (если это не запрещено).

Сделайте альбом с фотографиями особенно интересных архитектурных объектов вашего города.

ПОХОД В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГАЛЕРЕЮ

Отдельным пунктом хочу выделить поход в художественную галерею. Не спешите с этим. Маленьким деткам еще сложно выдержать продолжительное время в галерее. Покажите им одну-две наиболее значимых и интересных работ. Если сам ребенок заинтересуется – можно продолжить, нет – не настаивайте, не отбивайте навсегда охоту. Хорошо бы, конечно, начать с картин, которые ваш ребенок уже видел на репродукциях, но такая возможность есть далекоооо не у всех.

Не забывайте, что экспозиция в галерее рассчитана на взрослого человека. Поэтому, чтобы нормально рассмотреть картину, вам нужно будет поднять ребенка на свой уровень. Если же он у вас бегает внизу – не удивляйтесь, что многие работы его не захватывают)) – он их может попросту не видеть.

Если вам удалось посмотреть в галерее работу, с которой вы уже знакомились на репродукции – попробуйте уточнить у ребенка – чем отличаются оригинал и репродукция (размер, насыщенность, может быть видны пастозные мазки кисти, стали заметны какие-либо детали и т.д.)

Если все работы незнакомы вам по репродукциям, постарайтесь обратить внимание, прежде всего, на те, которые чем-то похожи на уже знакомые вашему малышу (например, похожий букет в вазе или тоже натюрморт с фруктами, или осенний пейзаж). Сравните картины – чем они похожи, а чем отличаются (хорошо, если вы захватите с собой саму репродукцию – проще будет сравнивать). Если дома у вас устроена тематическая выставка репродукций, предложите ребенку и в галерее найти работы с нужной темой.

Еще вариант – подготовиться к походу на выставку заранее. Т.е. заранее узнать, какие произведения будут представлены, найти их репродукции и рассмотреть с ребенком хотя бы некоторые из них. Малышу будет интереснее на выставке увидеть знакомые работы.

Посоветую вам также прочитать отличную книжку Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве ». В ней вы найдете еще много советов о том, как подготовиться к походу в музей или галерею.

ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Напоследок я предложу вам еще несколько общих игр, призванных закрепить знания по изобразительному искусству.

Фотография и картина…

Среди картин и фотографий постарайтесь подобрать несколько работ более-менее похожих (например, летняя лесная поляна, букет ромашек, женщина в красном платье, уборка хлеба и т.д. Поиск в Интернете поможет вам в этом). Распечатайте. Предложите малышу выбрать пары похожих работ, объяснив свой выбор.

Вспомнить все

Покажите ребенку одно из произведений. Предложите внимательно рассмотреть. Затем закройте репродукцию (или переверните). И спросите про какую-нибудь деталь. Например, какого цвета была шляпа у герцогини? Или сколько сосенок росло вдали? Или какое время суток изображено?
Вопросы подбирайте соответственно возрасту и способностям малыша, но постепенно можете усложнять игру.

В заключении мне хочется призвать вас, родителей, не бояться начинать знакомиться с искусством. Многие говорят о том, что для них самих это темный лес, а уж чтобы еще и ребенка чему-то учить… На самом деле все не так страшно. Я надеюсь, что вы убедились в этом, даже прочитав всего лишь мои размышления и советы по этому поводу. Да, конечно, родителям придется и самим что-то сначала почитать по теме, чтобы было о чем рассказывать ребенку. Но это естественно! Учитесь вместе с малышом, делайте открытия, узнавайте новое! Вместе это даже интереснее! В какой-то момент может даже случиться, что ваши мнения и вкусы с ребенком не совпадут. Это нормально! Это личное предпочтение каждого. Кому-то нравится графика, кому-то живопись. Один без ума от Пикассо, другой боготворит Рубенса и т.д. Но чтобы это мнение у малыша сформировалось, вам и нужно показать все многообразие искусства.
Кроме того, занятия, как я уже писала, с детства «воспитывают» глаз, помогают развивать зрительную память и само зрение (попробуйте отличить множество оттенков), глазомер, воображение и т.д. И, конечно же, обогащают внутренний мир ребенка, а параллельно и ваш. Уверена, что начав знакомство с искусством, вы откроете для себя много нового и удивительного, мир заиграет для вас новыми гранями и красками.

И кстати, вам совсем не обязательно уметь рисовать. Главное, это стремление научиться видеть и понимать. Но, не отрицаю, что после таких занятий вам и самим захочется взять в руку кисть (или стеку, или карандаш) и начать творить! И это чудесно!

В завершении я предоставляю вам список литературы, который поможет вам с детьми при знакомстве с искусством. Сюда я включила книги по искусству, в большей степени ориентированные на детей и не включила художественные альбомы по художникам, художественным галереям и направлениям, иначе список был бы бесконечным. Но такие художественные альбомы хорошо бы иметь дома, чтобы разглядывать в них репродукции и черпать из них информацию по искусству.

Женя Ясная

главный редактор журнала « «». Изд. «Мозаика-Синтез». Азбука. Животный мир Сказки о художниках Онлайн-школа «Учимся играя»

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным

искусством

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста.

Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.

Народное творчество благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости.

По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.

В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, варан или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье. Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль -ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру.

Значение того или иного элемента узора зависело и от цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

Ознакомление дошкольников с декоративно - прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Начинать эту работу следует с составления перспективного плана. Определить наличие подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми музеев, выставок, возможной организации встреч с народными мастерами. В русской "избе" дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства. Во время образовательной деятельности педагог познакомит детей с народными традициями и ремеслами.

При разработке циклов непосредственно образовательной деятельности следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.

Дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства.

Во время непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

Узоры по мотивам хохломской росписи дети рисуют на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа "ткани" (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).

Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала следует рисовать самые крупные элементы узора - цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними - листья, решетки и травинки.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации можно использовать следующие методы и приемы:

· создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

· сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

· использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

· показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

· сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т.д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

  • Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.
  • В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
  • Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла


Мелекова Ирина Александровна
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад № 60
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-01-08 Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством Мелекова Ирина Александровна МБДОУ ЦРР - детский сад № 60 В методических рекомендациях представлен перспективный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством.

Просмотреть свитедельство о публикации


Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством

Приобщение растущей и развивающейся личности к творчеству – одна из важнейших задач современности. Искусство дарит человеку радость общения, формирует умение чувствовать, сопереживать. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым.

Дети дошкольного возраста обладают богатыми предпосылками художественно-творческого развития. К тому же процесс творчества вызывает у детей особое желание действовать искренне и непринужденно. Необходимо учить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Творчество детей проявляется как на специально организованных занятиях, так и в изобразительной деятельности, протекающей в свободное время по желанию детей. Следует обучать дошкольников не только способам изображения тех или иных предметов, явлений, определенным изобразительным умениям, но и стремиться к воспитанию у них эстетического отношения к действительности, изображаемому, высказывать личностную эстетическую оценку. Мы предлагаем достаточно полный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством, состоящий из нескольких тематических блоков.

План знакомства дошкольников с изобразительным искусством.

1 блок. Знакомство о многообразии красок – 5 занятий.

– зачем человеку краски

– природное происхождение цвета

– чем можно рисовать

– классификация цветов

– цвет и настроение

2 блок. Пейзаж – 3 занятие

– человек и природа

– разноцветная осень

– передний и дальний план на картинках

3 блок. Цветы – 3 занятия

– букет (создание цветочных композиций)

– цветной ковер (о разнообразии цветов)

– стилизованные цвета (городец, хохлома)

4 блок. Натюрморт – 2 занятия

– плоды и цветы (игра цвета, разнообразие форм)

– мамина любимая ваза

5 блок. Улица и улочки – 3 занятия

– деревянные постройки (оттенки дерева)

– наши широкие улицы (перспектива)

– я – маленький архитектор (придумывание)

6 блок. Портрет – 4 занятия

– у нас в гостях Снежанна (человек в длинной шубке)

– мой друг (портрет)

– мой любимый сказочный герой (характер и цвет)

– кем стану когда вырасту (изображение движения)

7 блок. Необыкновенная игрушка (лепка) – 3 занятие

– весёлый мишка (движение)

– экзотические гости (пропорции, движение)

– зоопарк

8 блок. Лепнина – 2 занятие

– необычный подарок

9 блок. Настроение – 2 занятие

– смешные истории (приемы художников иллюстраторов)

– я люблю тебя таким (передать свое настроение в портрете)

10 блок. Путешествие на батискафе – 3 занятие

– разнообразие подводного мира

– подводная сказка

11 блок. Путешествие на ракете – 2 занятие

– природа космоса

– жизнь на далеких планетах (фантазия)

Данный план ознакомления детей с изобразительным искусством будет способствовать проникновению детей в мир произведений изобразительного искусства, художественному развитию, формированию у детей чувства формы, цвета, умения передавать свои чувства, настроения, мысли.

. .

1. Теоретические вопросы: Педагоги и психологи о значении искусства в жизни ребенка (Н.К.Крупская, Е.А.Флерина, Б.М.Неменский, Н.А. Курочкина и др.). Виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство): специфика каждого вида и средства выразительности. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений искусства. Современные исследования в области развития эстетического восприятия (Н.М.Зубарева, Н.А.Курочкина и др.). Место и содержание вопроса ознакомления детей с искусством в современных программах дошкольного образования. Требования к подбору произведений искусства для дошкольников. Методика рассматривания картин с дошкольниками (этапы, цель, методическое наполнение этапов).

2.Практическое задание: составить вопросы для дошкольников при рассматривании репродукции картины или скульптуры (на выбор)

3. Основные понятия: искусство, эстетическое восприятие, методика рассматривания картин.

4. Основные исследователи: Е.А. Флерина, Б.М. Неменский, Н.А. Курочкина, Н.М.Зубарева

Теоретические вопросы.

Педагоги и психологи о значении искусства в жизни ребенка (Н.К.Крупская, Е.А.Флерина, Б.М.Неменский, Н.А. Курочкина и др.).

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Еще Н. К.Крупская в начале становления системы дошкольного образования говорила «Надо учить детей «читать» картину», так как в постижении искусства есть смысл культурного образования подрастающего поколения.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".

Формирование мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" В.Н.Щацкая.

Искусство имеет большое воспитательное и образовательное значение для детей. Ознакомление с искусством - это незаменимое ничем средство приобщения дошкольников к культурному наследию, накопленному человечеством. Это огромный багаж знаний, необходимый для воспитания у детей начал патриотизма, гражданственности, эстетического сознания. Е.А Флерина убеждала: «Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка».

Виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство): специфика каждого вида и средства выразительности.

Искусство – огромный мир художественных образов, представленный разнообразными средствами материального и чувственного порядка. Искусство – это область культуры и эстетическая ценность. Вне искусства не существует в современном мире ни один человек, так как в эту область входят саамы разные виды – ИИ, кино, театр, фотоискусство, балет и др.

Изобразительное искусство– непохожий на другие вид искусства, в котором специфично все:

· Созданные художественные образы, обладающие разнообразными изобразительными характеристиками.

· Специфичные материалы и инструменты, с помощью которых они создаются.

· Способы и приемы создания художественных образов.

· Средства выразительности, делающие эти образы непохожими, оригинальными.

Эта область - изобразительное искусство - делится на виды: декоративно – прикладное искусство, графику, скульптуру, архитектуру и живопись.

Скульптура - характеризуется трехмерным измерением, основное назначение – украшение территорий, выставочных залов, зданий. Вида: монументальная, станковая, скульптура малых форм. По виду - рельеф и круглая. Средства выразительности – объем и пластика.

Архитектура - характеризуется трехмерным измерением, назначение - место для проживания, проведения различных мероприятия, место для восприятия искусства и поклонения религии. По виду: бытового и культурного назначения. Средства выразительности – объем, стиль.

Графика - жанровое разнообразие и разнообразие графических материалов (уголь, пастель, карандаш, восковые мелки и др.) Средство выразительности – линия, средство создания изображения – линия.

Декоративно – прикладное искусство - много видов и направлений, основное назначение- утилитарность вещей, декоративный характер.

Живопись - многожанровость, средство выразительности – цветовое пятно, колорит, специфические материалы (акварель, гуашь, художественное масло, темпера и др.), выполняется на материале и плоскости.

Виды живописи: монументальная, декоративная, миниатюрная, декоративно- театральная, станковая

Жанры: Портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, мифологический, анималистический и др.

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений искусства.

Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: "способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства". Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

Восприятие ребенка по мере взросления проходит долгий путь развития и становления. Причем в отличие от обыденного, художественный вид восприятия развивается только в случае целенаправленной работы. Одним из средств развития художественного восприятия у дошкольников является ознакомление с произведениями искусства.

Особенности:

· Восприятие ребенка фрагментарно, неточно, смутно и не всегда правильно при отсутствии специального обучения

· Восприятие не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно

· Возрастные особенности дошкольников лимитируют возможности развития этого процесса познания.

· В целом, живописные картины производят на детей огромное впечатление за счет сильного воздействия цвета, дети отвлекаются на цвет, не воспринимая форму предметов. Поэтому знакомство детей с живописью как видом искусства следует начинать не раньше средней группы или даже в старшем дошкольном возрасте.

Современные исследования в области развития эстетического восприятия (Н.М.Зубарева, Н.А.Курочкина и др.).

Исследования педагогов и психологов, занимающихся вопросами формирования эстетического восприятия у дошкольников, привели к разделению мнений: Н.М.Зубарева в ходе эксперимента выяснила, что наиболее привлекательным для детей оказался натюрморт (при выборе + бытовая и пейзаж), она же определила уровни эстетического восприятия натюрморта. А педагог Н.А. Курочкина доказала, что дети наиболее восприимчивы к пейзажу, так как он окружает их с детства, понятен и доступен их восприятию. На практике педагог сможет сам определить очередность ознакомления с различными жанрами в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников конкретной группы.

Место и содержание вопроса ознакомления детей с искусством в современных программах дошкольного образования.

Надо сказать, что в последние годы издательская индустрия выпускает много литературы, наглядного и дидактического материала по ознакомлению дошкольников и младших школьников с искусством.

При всей значимости данного направления образовательной работы в программах ДОУ уделяется разное внимание этому разделу. Очень подробно представлен этот раздел в программах «Программа воспитания и обучения в детском саду» 2005 г. под ред. М.А.Васильевой,Программа «Радуга» 1996 под ред. Т.Н.Дороновой, программе «Детство». В некоторых программах раздел «Ознакомление с искусством» отсутствует вообще (например, в программе «Развитие» под ред.Л.А Венгера). Но есть ряд парциальных программ, в которых этот раздел представлен очень разносторонне и связан непосредственно с творческой деятельностью дошкольников (например, программа Н.Э.Басиной и О.А.Сусловой « Введение в язык искусства»).

Требования к подбору произведений искусства для дошкольников.

· Реалистичность

· Доступность

· Тематика близка и понятна детям

· Эмоциональное воздействие

· Четкость линий, форм, отчетливость композиции

Методика рассматривания картин с дошкольниками (этапы, цель, методическое наполнение этапов).

Ряд исследователей, занимающихся особенностями развития художественного восприятия, выделяли ряд этапов в восприятии детьми картин: этап перечисления, этап описания (или действия), стадия отношений (истолковывание воспринимаемой картины). А.Бинэ закрепил каждую стадию восприятия за конкретным возрастом детей. Работа по ознакомлению с произведениями живописи основывается на этих этапах. «Метод поэтапных открытий» по Б.М.Неменскому.

Этапы работы над картиной

1 этап – создание настроя на восприятие картины, формирование первых впечатлений и представлений об изображенных предметах или персонажах.

Методы обучения:организация предварительной работы; использование музыки; использование поэзии, прозы; искусствоведческий рассказ; беседа по вопросам (как называется, автор, что главное, как главное связано с второстепенным, что красивое в картине); объяснение незнакомых предметов.

2 этап- расширение представлений о содержании картины, определение средств художественной выразительности

Методы обучения: Вопросы к детям уточняющего характера (о чем рассказал художник в картине, почему так назвал, как бы вы назвали, что еще заметили в картине); подбор образных слов и сравнений; детальное рассматривание предметов и персонажей;«Вхождение в картину»; «Сотворчество с художником»; с оставление детьми рассказов о картине, использование художественной литературы, образец рассказа воспитателя.

3 этап- сравнение манеры письма разных художников, воздействие на эмоциональную и творческую сферы детей.

Методы обучения: Вопросы к детям (чем отличаются картины художников, как по-разному чувствуют художники, какое отношение к изображенному показал художник, какими средствами); подбор музыкальных произведений к картинам совместно с детьми; подбор известным детям стихов, иллюстрирующих картины; составление описательных рассказов детьми о картинах и своем отношении к творчеству художников, эстетические оценки и суждения детей; «дорисовывание» картины.

Практическое задание: составить вопросы для дошкольников при рассматривании репродукции картины или скульптуры (на выбор) К.Е.Маковский «Дети, бегущие от грозы»

1 этап

Кто изображен на картине? Можно ли отнести эту картину к портрету?

А к пейзажу? Что делают дети? Что вы можете рассказать о детях?

2 этап

Как передано движение в картине? Куда смотрят дети? По каким признакам можно догадаться, что дети бояться грозы? О чем говорят их позы? Как художник передал движение, порывистость ветра? Что быстрее движется: дети или гроза? Что говорит о приближении грозы? Застанет ли она их в пути? Почему вы так думаете?

3 этап

Могло ли такое событие произойти с вами? Представьте, что могло происходить до изображенного момента, и что будет происходить потом? Как вы думаете, с каким настроением писал художник эту картину? Что можно сказать об общем колорите картины?

Рассказ по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие грозы».

На картине Константина Маковского изображены дети, убегающие от грозы. Гроза еще не началась, но в природе чувствуется ее приближение. Видно погода резко изменилась. Дует порывистый ветер. Он гонит по небу грозовые, косматые тучи. В одной стороне поле еще виден отблеск последнего солнечного луча. Но небо, казалось, нахмурилось, и вот - вот разразится слезами дождя. Скорее это будет не дождь, а грозовой ливень. Видно, что это крестьянские дети: они очень просто одеты, ноги у них босы. Девочке тяжело нести прижавшегося к ней маленького брата. Она устала, выбилась из сил, платок сбился, впереди привязан тяжелый узелок. Но останавливаться нельзя, в поле негде укрыться. Ребята очень бояться раскатов грома и с ужасом оглядываются на небо. Серое небо смотрит на них очень грозно. Трава в поле колышется. Становится темно. Художник изобразил большую тень на земле. Она закрыла собой небо. Травы нарисованы темными красками. Вся картина пронизан сочувствием, страхом и тревогой художника за жизнь этих бедный детей. И только солнце на краю поля оставляет надежду, что впереди, уже близко, укрытие или теплый дом, в котором их ждут.

Вопрос 5 : Формы работы по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

1. Теоретические вопросы: Организация изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении: значение, сущность. Особенности организации различных форм работы по изобразительной деятельности в условиях ДОУ: занятия, индивидуальная работа, экскурсия, искусствоведческая беседа, дидактическая игра, кружковая и студийная работа. Структура занятия изобразительной деятельностью: цель, назначение, методическое наполнение каждой части, логичность и завершенность структурных элементов. Анализ детских работ: формы, содержание, оценка деятельности детей. Взаимосвязь различных форм работы по изобразительной деятельности между собой и с другими видами детской деятельности.

2.Практическое задание: составить программное содержание и подобрать методы обучения к занятию (тематика и вид изобразительной деятельности на выбор).

3. Основные понятия: занятие, индивидуальная работа, экскурсия, искусствоведческая беседа, структура занятия.

4. Основные исследователи: Е.А Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова

Теоретические вопросы.

Организация изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении: значение, сущность.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, и, как всякая познавательная деятельность, имеет большое значение для умственного воспитания детей.Это и постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей, их строение.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов перед изображением, созданием построек и изготовлением поделок детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет, и синтезировать полученные знания. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

На занятиях происходит усвоение пространственных обозначений, которое способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдения за предметами и явлениями, при обследовании предметов и рассматривании иллюстраций оказывают значительное влияние на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Педагог также активно привлекает детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, высказывают суждения о работах других детей. Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.

Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т.е. производят умственные действия. Таким образом, рисование содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Значение данных занятий для нравственного воспитания заключается также в том, что у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умений доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Фронтальные занятия рисованием содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений, воспитанию коллективизма. Использование индивидуального подхода позволяет педагогу дифференцированно подходить к обучению, способствовать проявлению индивидуальности ребенка, его творческого начала. На занятиях детям предлагаются создать что-то своими руками для близких к праздник. Такая направленность занятий способствует воспитанию внимательного, заботливого отношения к близким, доброжелательности.

В процессе рисования сочетается умственная и физическая активность, детям необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик – стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать их красоту, использовать образное сравнение.

Занятия подготавливают умственную и эмоциональную сферу ребенка к обучению в школе, а также развивают моторику рук, координацию движений, формируют чувство линии, так необходимые для обучения письму.

Содержание занятий изобразительной деятельностью тесно связано с содержанием других занятий и различных видов деятельности. В ней находят отражение знания, представления детей об окружающем мире, впечатления от каких – либо событий. Тематика занятий может стать основой для возникновения сюжетно – ролевой игры, или внутри игровой ситуации у детей возникает потребность в создании какого-либо рисунка или атрибута. Очень часто изобразительная деятельность является составной частью занятий другой направленности.

Особенности организации различных форм работы по изобразительной деятельности в условиях ДОУ.

Формы организации изобразительной деятельности в условиях ДОУ занятия, индивидуальная работа, экскурсия, искусствоведческая беседа, дидактическая игра, кружковая и студийная работа.

Индивидуальная работа – форма работы с отдельными детьми с целью формирования знаний и умений, которые они не смогли отработать на занятии по какой – либо причине, а также с целью дополнительного развития творческих способностей детей, имеющих склонности и интерес к данному виду деятельности. Индивидуальная работа организуется в разное время дня в группе или даже на прогулке. Воспитатель готовит необходимый материал, продумывает краткое объяснение, дает время на выполнение работы. Чаще ребенок работает над отдельными изображениями или деталями, или дорисовывает рисунок (доделывает поделку или др.) под руководством воспитателя.

Экскурсия - чаще используется как фронтальная форма ознакомления дошкольников с изобразительным искусством при посещении музеев, выставок, причем не только в условиях музея, но и в самом дошкольном учреждении. Возможна организация экскурсий в природу с целью создания у детей целостного зрительного образа о каком – либо уголке архитектуры или природы, который они в дальнейшем будут изображать. Цель экскурсии – обогатить детей новыми впечатлениями, закрепить изобразительных характеристики предметов или явлений.

Искусствоведческая беседа - фронтальная или подгрупповая форма работы, сопровождающая процесс рассматривания произведений искусства или их репродукций. Существует специальная методика рассматривания, представленная несколькими этапами. Каждый этап решает разные задачи, и содержание вопросов в беседе также разное. Основным требованием к содержанию искусствоведческой беседы является использование в речи специальной терминологии, связанной с искусствоведческими понятиями.

Дидактическая игра – средство и подгрупповая форма обучения, в процессе которой закрепляются знания и умения детей по разным направлениям изобразительной деятельности. Следует отметить, что для решения ряда задач (на формирование чувства цвета, формы, величины) можно использовать дидактические игры из других разделов – формирование математических представлений, сенсорное воспитание и др. Дидактические игры можно предлагать детям в свободной деятельности и на занятиях. Хотя на занятиях чаще используют дидактические упражнения, в которых отрабатывается какой – то навык.

Кружковая и студийная работа – подгрупповые форма обучения, в которых принимают участие дети по собственному желанию или желанию родителей. Цель этих форм работы – дать детям дополнительное образование в какой – либо одной или нескольких областях. Кружок обычно имеет одно или несколько сопутствующих направлений работы (кружок вышивки, кружок «Умелые руки»), а студия – несколько разных направлений (студия искусств – изобразительное искусство, танец, театр).

Основной формой обучения является занятие. Это фронтальная, строго регламентированная, специально организованная форма.

Структура занятия изобразительной деятельностью: цель, назначение, методическое наполнение каждой части, логичность и завершенность структурных элементов.

1 часть занятия – вводная

Цели– создать эмоциональный настрой и творческую атмосферу на занятии, поставить перед детьми задачу, показать и объяснить способы выполнения поставленной задачи.

Используемые в данной части занятия методы и приемы обучения: краткий рассказ, краткая беседа, вопросы к детям, объяснение, показ способов изображения (полный, частичный, поэтапный), демонстрация и рассматривание наглядного материала (образец, схема, чертеж, иллюстрации, репродукции, картинки, открытки, таблицы, натура и др.), кратковременное наблюдение; обследование, игровые приемы, формообразующие движения, планирование дальнейшей деятельности, художественное, музыкальное сопровождение.

2 часть занятия – основная

Целиформировать у детей художественные навыки и умения в различных видах ИД, создать условия для проявления самостоятельности и творчества, организовать индивидуальную работу с детьми.

Используемые в данной части занятия методы и приемы обучения: опытническая деятельность, дидактические упражнения, упражнения в выполнении приемов и способов изображения, пояснение, использование наглядного материала, музыкальное сопровождение, игровые приемы, поощрение, указания, советы, помощь, прием пассивных движений, частичный показ на дополнительном листе, физкультминутка

3 часть занятия - заключительная - анализ детских работ

Цели учить детей анализировать работы товарищей и свою, адекватно реагировать на высказанную оценку, определить уровень реализации поставленных целей и задач, дальнейшие перспективы обучения.

Используемые в данной части занятия методы и приемы обучения: анализ детских работ, вопросы к детям, рассказ ребенка о своей работе и работе товарищей, поощрение, художественное слово, игровые приемы, музыкальное сопровождение, выставка детских работ.

Структура занятия ИД неизменна. Возможны изменения в длительности частей и их методической наполняемости в зависимости от вида занятия и возрастной группы.

В ходе занятия воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы. К концу занятия педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и точно выполненные по образцу, и скомбинированные, и выполненные самостоятельно. Работы для анализа следует разместить на заранее подготовленном месте. Например, рисунки и аппликации можно расположить на доске-стенде, непросохшие рисунки и объемные работы (из глины, природного и бросового материала) на столах. На стенде работы прикрепляются или вывешиваются на тесьме.

Прежде чем приступить к анализу воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать воспитатель, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ. В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказывать о содержании работы, ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты из стихотворений.

Не рекомендуется брать для анализа работы одних и тех же детей, т.кт это может привести к захваливанию, убедить детей в том, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен в себе.

При анализе важно непросто отметить, правильно или неправильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

Существуют различные формы проведения анализа детей. Это, прежде всего, зависит от типа занятия. Если, например, перед детьми ставится задача передать в работе сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натурой, помочь выяснить, правильно передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

Содержание анализа . При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передать разнообразие позы, движения и др. В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образа, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно. Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса: «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку оформления и т.д. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов. В декоративных работах важно отметить их яркость красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы. Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В соответствии с возрастом содержание анализа:

Младший возраст – анализ общий положительный с называнием имени каждого ребенка, дается воспитателем.

Средний возраст – выделяются наиболее удачные работы, дается общий положительный итог занятия, к анализу можно привлекать детей, помогая им сформулировать оценку с помощью вопросов.

Старший возраст – анализ работ дифференцированный, можно ранжировать работы. Неудачные анализируются после занятия. Дети оценивают работы товарища и свои собственные. К анализу работ можно привлекать других педагогов или администрацию дошкольного учреждения.

Практическое задание: Составить программное содержание и подобрать методы обучения к занятию (тематика и вид изобразительной деятельности на выбор).

Программное содержание к занятию рисованием в старшей группе на тему «Ветки в вазе» (с натуры)

1.Закрепить знания детей о весенних изменениях, строении ветки и особенностях расположения почек в зависимости от породы дерева.

2.Учить детей рисовать с натуры ветку в вазе, изображая ее в воспринимаемом ракурсе.

3. Отрабатывать умение рисовать концом кисти, делая предварительный набросок карандашом или светлой краской.

4. Формировать умение на основе использования знаний о цветовых оттенках, получать их путем смешивания акварельных красок.

5.Развивать наблюдательность, способствовать проявлению самостоятельности в расположении рисунка на плоскости листа.

Методы обучения:

1 часть - постановка цели и мотивация темы, художественное слово о весне, наблюдение за веткой с разных позиций, вопросы к детям, частичный показ создания набросков в разном ракурсе, объяснение, демонстрация таблицы «Смешивание цветов».

2 часть – пояснение, советы, указания, поощрения, индивидуальная помощь.

3 часть – дифференцированный анализ работ.

Проследим, как от группы к группе усложняется содержание педагогической работы с детьми по приобщению их к искусству.

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду можно условно разделить на четыре группы.

Первая группа - содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью обучение детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.

Вторая группа - изобразительно-выразительная. Реализуя задачи этой группы, педагог учит дошкольников воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа - эмоционально-личностная. В нее входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу? Что вам понравилось в картине? Что В ней заинтересовало? Какое она вызывает настроение?»

Четвертая группа - воспитательная. Задачи направлены на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно-эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

Начиная с младшей группы , детей учат не только понимать смысловую сторону произведения, но и эмоционально откликаться на него, формируют эмоциональное отношение к картине, умение соотносить свой небольшой опыт с увиденным на полотне.

Как усложняются задачи ознакомления дошкольников с изобразительным искусством в разных возрастных группах?

Детей четвертого года жизни начинают знакомить с книжной иллюстрацией (вид графики), народной игрушкой и наглядно-дидактической картинкой. В ходе этой работы у них воспитывают интерес к рассматриванию ярких образов, учат видеть, что и как изобразил художник в рисунке.

При рассматривании иллюстраций, игрушек внимание малышей воспитатель обращает на знакомые изображения предметов, людей, природных явлений, учит таким образом всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов. Детей учат замечать контрастные по цвету образы, приручают также эмоционально откликаться на красоту изображенных предметов и явлений в произведениях искусства.

Детей пятого года жизни учат понимать содержание произведения, рассказывать о нем, сравнивать действия изображенных персонажей с реальными, замечать детали. Научить дошкольников понимать содержание картины - значит помочь им не только увидеть, что изображено на полотне, но и установить взаимосвязь между предметами, образами картины. При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства, использованные художником, - цвет, форму.

У детей пятого года жизни формируют умение всматриваться в картину. Что значит «всматриваться»? Воспитатель учит детей внимательно слушать рассказ по картине, смотреть и видеть детали, соотносить изображенные предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения, устанавливать связи между предметами и явлениями, изображенными на картине.

Со средней группы у детей формируют эмоционально-личностное отношений к произведению, побуждая их к объяснению, что понравилось в картине.

В старшей группе дошкольников знакомят с новым видом искусства - живописью. Продолжая обучать детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание» и «выразительные средства» (что изображено на картине и как выражено), учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест). Дети пытаются не только называть, что и как изображено на картине, но и определять, какие отношения в ней выражены, как относятся друг к другу люди, соотносятся ли предметы, изображенные художником, с реальными, каково отношение художника к содержанию произведения.

Дети шестого года жизни могут уже определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, иллюстрации, игрушки, скульптуры, а также рассказывать об эмоциональных ассоциациях, возникающих от восприятия произведения искусства. При этом решаются и нравственно-эстетические задачи. Так формируют понятия «хороший» и «красивый». Хорошие поступки людей, изображенных в произведении, выступают одновременно и красивыми, так как художник подчеркивает это цветом, расположением, мимикой.

В старшей группе решаются и новые задачи: у детей развивают интерес к живописи, скульптуре, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность.

В подготовительной к школе группе детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра и вида произведений искусства, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности (ритм, цвет, форма), чувствовать и понимать настроение, переданное художником, характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Как видно, дошкольники постепенно совершенствуют умение анализировать содержание и выразительные средства картины, а также углубляют, уточняют знания, полученные в предыдущих возрастных группах. Если в младшей возрастной группе детей учат понимать содержание, отвечая на вопрос, что (кто) изображено на полотне, то в средней группе дошкольников знакомят с характерными особенностями персонажей, изображенных художником, их взаимоотношениями. В старшей и подготовительной к школе группах формируются умения воспринимать картину на основе единства содержания и выразительных средств, понимать значимость содержания произведения.

От группы к группе увеличивается количество воспринимаемых детьми выразительных средств, используемых художником. Малыши выделяют такие с единства выразительности, как пятно, линия , замечают контрастные по цвету изображения . В средней группе дети воспринимают форму предметов, замечают выразительность позы, жестов, мимики . Дети старшей группы понимают такие сложные средства выразительности, как ритм, композиция.

Изменения происходят и в задачах по развитию эстетических чувств, эмоционального отношения к картине художника. Например, в младшей группе дети учатся эмоционально откликаться на изображенные на картине явления и предметы. В средней группе они проявляют эмоциональный отклик на понравившуюся картину. В старшей группе у дошкольников формируется эмоционально положительное отношение к содержанию произведения. Решение этой задачи связано не просто с восхищением увиденным, определением предмета или явления словом «красивый», как это делалось в младшей группе. Формирование эмоционально положительного отношения к содержанию картины основано на анализе логических связей произведения, на умении объяснить, что ребенок увидел. Так, постепенно, у детей развивается эстетическое восприятие искусства на основе его осмысления, что порождает эстетические чувства и эмоционально положительное отношение к воспринимаемому.

Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к произведениям искусства, у них формируется умение чувствовать и понимать характер изображенных явлений и предметов на основе установления взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности. Эмоциональное восприятие произведения и его анализ, осмысление идеи картины создают условия для воспитания эмоционально-оценочного отношения к ее содержанию.

Задачи по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством, их реализация в детском саду - подготовительная ступень к освоению программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе. Тесная преемственность между детским садом и школой - наиболее эффективный путь художественного воспитания и образования подрастающего поколения. Нами делается попытка установить преемственность в работе детского сада и начальной школы по отбору содержания задач по приобщению детей к изобразительному искусству и методов работы с ними, проследить уровень эстетического развития детей с детского сада дошкольного возраста как в сельской, так и в городской местности.

В результате освоения обязательного минимума по изобразительному искусству в детском саду дети будут иметь представления:

Об изобразительном искусстве, народном и декоративно - прикладном искусстве, дизайну как о виде искусства, об их роли в жизни человека;

Об основных понятиях изобразительной грамоты;

О взаимосвязи видов искусства;

О наиболее значимых музеях искусств России.

Дети научатся различать (узнавать) произведения национального искусства и иных культурных регионов, традиционных художественных народных промыслов России; - передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами.

При выполнении учебных и творческих работ дошкольники смогут использовать: образный язык пластических искусств; знания по основам цветоведения (три основных, черный, белый, цветовые оттенки, темные и холодные цвета, цветовой контраст и нюанс); по основам изображения пространства (загораживания, уменьшение объектов при удалении); по основам изображения лица и фигуры человека (пропорции частей, передача эмоций, движения).

Дошкольники освоят основные средства художественной выразительности образа: ритм силуэт, цвет, композицию .

На занятиях изобразительного искусства дети приобретают опыт:

Работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой при выполнении графических, живописных работ, а также заданий по лепке и конструированию; - работы с такими художественными материалами, как: гуашь, акварель с белилами, пастель (мелки), уголь, карандаш, кисть, аппликация (вырезания и рваная), пластилин (глина), бумага (для моделирования), картон (для гравюры) и др.;

Коллективной творческой работы.

Обучение изобразительному искусству позволяет применять творческий опыт в практической работе по оформлению групповой комнаты, приемной, при создании изделий декоративно - прикладному искусства из доступных материалов.

Использование в педагогическом процессе все группы задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством мы тем самым, с одной стороны, помогаем детям легче и быстрее усвоить все то, чему мы их обучаем, а с другой стороны, мы сами себе помогаем в организации и планировании педагогического процесса.

Рассмотрим место проблемы приобщения детей к искусству в программах ДОУ.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985) эта задача сформулирована конкретно - формировать у детей первые представления об искусстве, способности воспринимать его.

В основу методики знакомства детей с изобразительным искусством положены идеи и рекомендации советских учёных: В.В. Волкова, Н.П. Сокулиной, В.А. Езикеевой, Е.В. Лебедевой.

В «Программу воспитания и обучения в детском саду» включена задача: знакомить детей с видами изобразительного искусства - живописью, графикой, скульптурой малых форм, декоративно - прикладным искусством. Каждому из этих видов присущи свои средства выразительности, всесторонние раскрывающие художественное содержание произведения, ценности которых дети поймут при систематическом педагогическом руководстве.

По развитию детей можно разделить на три уровня:

Первый уровень (младший дошкольный возраст). Мотив оценки художественного произведения носит предметный или сюжетный характер - дети лишь перечисляют изображения, затрудняются дать развернутый рассказ по картине. Оценка произведения ограничивается практической направленностью («Яблоко на картине понравилось, потому что оно вкусное»).

Второй уровень (средний дошкольный возраст). Дети понимают содержание произведения, видят и называют некоторые выразительные средства (форму, цвет, сочетание цветов, некоторые композиционные приемы), но оценка носит поверхностный характер.

Третий уровень (старший дошкольный возраст). Дети уже улавливают не только внешнюю характеристику художественного образа, элементарно понимают замысел художника, эстетически переживают, наслаждаются его красотой.

В соответствии с данной характеристикой и определены программные задачи, которые претворяются как на занятиях (со старшей группой знакомству с изобразительным искусством отводится целиком одно занятие в месяц), так и в процессе самостоятельной деятельности детей и проходят во взаимосвязи с обучением рисованию, лепки, аппликации.

В программе «Радуга» желтым цветом радуги дошкольного детства наделяется изобразительная деятельность и художественный труд. В дошкольном детстве процесс развития художественной культуры и формирование основ личности связан с воздействием народного искусства. В программе «Радуга» основу разделов «Изобразительная деятельность» и «Художественный труд» составляет народное искусство. Много внимания уделяется знакомству детей с подлинными образцами народного и декоративно - прикладного искусства. Детей приучают рассматривать точеные деревянные и глиняные игрушки, расписную керамическую посуду, лоскутные одеяла, тканые полотенца и др. Ребенку предоставляется широкая возможность открытия для себя удивительного мира художественных материалов, приобщения и созданию рисунков и объемных изображений с помощью карандаша, красок, глины и других материалов.

В программе «Детство» четко заявлена ориентация на проблему «Дети в музее». Цель подобной работы - приобщение ребенка к народному декоративно - прикладному искусству, отечественной и мировой классике изобразительного искусства. Восприятие художественных произведений в подлинниках, живого рассказа о них, архитектурно - художественного интерьера музея, погружение в его особую ауру приобщают ребенка к уникальным ценностям искусства, формируют его художественную культуру.

Программа рекомендует с 3-х до 5-ти лет малышей знакомить с декоративностью образов русских сказок, экспонатами музеев игрушки и фольклора. Старшие дети (начиная с 5-ти лет) уже в состоянии почувствовать красоту и обаяние образов русской и мировой классики изобразительного искусства - станкового, монументального, декоративно - прикладного.

Программа «Истоки» рекомендует приобщать детей к миру высокого искусства, знакомить их с уникальными по художественной ценности экспонатами, начиная с шести лет. В качестве обоснования приводится следующая характеристика возрастных возможностей: старшие дошкольники способны понять разнообразные виды музеев; они осознают их фонды через серии открыток, иллюстрированные альбомы, музейные буклеты; особенно ярко на них воздействует архитектура музейного здания, его внешний вид, интерьеры выставочных залов, репродукции и фотографии произведений живописи, графики, скульптуры.

В программе определены основные задачи воспитания дошкольников через музей: приобщение к культуре в условиях социокультурной музейной среды; приобщение к истории мира, Отечества, родного края; воспитание художественного вкуса и, особенно, его избирательности, т.е. умение оценивать, сравнивать, анализировать классические образцы изобразительного искусства; формирование личности потребности в прекрасном.

Программа «Истоки» формирует конкретные задачи развития детей средствами музейной педагогики. Приоритетной из них является задача формирования «образа музея» как храма искусства, как уникального собрания предметов красоты культурно- исторического значения. Кроме того, развивается художественное восприятие, образное мышление, понимание языка искусства, интерес к музеям и выставкам, эмоциональный отклик на их экспозиции, ценностное отношение к их содержанию.