Должностная инструкция классного руководителя. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя дусского языка и литературы, классного руководителя

Т.И. Вороньжева,

ГБУДОД «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи

им. В.П. Поляничко», г. Оренбург, Оренбургская область

Вопросам воспитания в современных условиях уделяется большое внимание. Значительная роль в этом процессе отводится классному руководителю.

Быть профессионально компетентным классным руководителем можно, только владея в полной мере нормативно-правовой базой по вопросам образования.

Выстраивая стратегию воспитания в современных условиях, классный руководитель должен владеть специальными знаниями в определенных областях, умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающим качество воспитательной работы, систематически повышать свой профессионализм, соответствовать запросам современной реальной жизни.

Есть несколько видов специальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.

Нормативно-правовая компетентность :

Знание законодательства о современном образовании;

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;

Умение применять правовую базу по вопросам защиты детства;

Умение применять законодательные акты, определяющие содержание воспитания.

Основополагающие документы, определяющие стратегические направления модернизации деятельности классного руководителя :

1. Конвенция ООН о правах ребенка.

В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов:

Выживание – неотъемлемое право на жизнь.

Развитие – право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать любую религию, право на свободу совести.

Защита – защита ребенка в самых разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных, детей-беженцев, детей-сирот, в некоторых случаях детей нужно защищать от их собственных родителей.

Обеспечение активного участия в жизни общества.

2. Конституция РФ – основной закон Российского государства (извлечения).

Ст. 43 – закрепляет положения в области образования – реализация права на образование для всех граждан России, независимо от их национальности и социальной принадлежности, возрастной группы или места проживания.

Деятельность образовательных учреждений выстраивается с учетом основополагающих нормативно-правовых документов по вопросам образования.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г . № 1662-р).

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект 2009 г .).

6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 6.10.2009 г.).

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г . № Пр-271).

8. Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г . № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

9. Законы Оренбургской области:

«Об образовании в Оренбургской области» от 06 сентября 2013 г . № 1698/506-V-ОЗ.

«О программе «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области».

«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного собрания Оренбургской области от 16.02.2005 г. № 1925).

10. Указ Президента Российской Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

Национальная стратегия предусматривает реализацию следующих основных направлений: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. Необходимо иметь в виду, что не только взрослые, но и дети – участники реализации Национальной стратегии.

С 2007 года на базе ООДТДМ им. В.П. Поляничко действует Центр поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя. Помощь классному руководителю в его деятельности, методическая поддержка – одна из основных задач Центра.

В этих целях Центром разработан комплект программно-методических материалов «Классный руководитель ХХI века» , в который входят опыт работы лучших классных руководителей области, информационно-справочные материалы для мониторинга деятельности классных руководителей, диагностики воспитательного процесса и др.

В связи с введением в систему федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения актуальным является вопрос совершенствования подготовки классных руководителей к реализации воспитательной функции в образовательном процессе.

Разработанная коллективом авторов программа повышения профессионального мастерства классных руководителей (2011 г.) отражает последовательное содействие педагогам в формировании их профессиональной компетентности в области классного руководства. Критерии и показатели профессионального мастерства классных руководителей обозначают требования к уровню профессиональной квалификации педагога, осуществляющего классное руководство в современных условиях.

В тематическом плане указываются основные вопросы, знание которых необходимо для осуществления функций классным руководителем. Делается акцент на современные требования к проектированию и планированию деятельности классного руководителя, составляющие ядро его профессиональной деятельности, представлены современные воспитательные технологии, используемые в работе классным руководителем.

Деятельность классного руководителя в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов определила целесообразность введения в содержание методических рекомендаций вопросов формирования культуры здорового образа жизни учащихся, психолого-педагогического сопровождения развития личности и духовно-нравственного воспитания учащихся, взаимодействия классного руководителя с различными социальными институтами.

Методическое объединение классных руководителей в школе создается на основе нормативно-правового локального акта. Деятельность ШМО может быть построена только с учетом выполнения следующих функций:

1. Научно-методическая.

2. Организационно-координирующая.

3. Планирование и анализ.

4. Инновационная.

Организационно-координирующую функцию МО классных руководителей осуществляет через:

Разработку электронного варианта классного проекта;

Карту реализации классных проектов;

Разработку критериев оценки проектов;

Образовательно-воспитательный результат классного проекта.

Одним из основных рабочих документов классного руководителя является классный проект, его продукционный результат может быть представлен в виде открытого мероприятия, коллекции, альбома, акции, и формы проектов по содержанию и оформлению достаточно многообразны.

Функции планирования и анализа представляют свои особенности и интересные формы:

Планирование с помощью организационно-деятельностной игры;

Экспертиза воспитательного пространства школы;

Самоанализ компонентов воспитательной деятельности;

Самоанализ работы классного руководителя согласно должностным обязанностям.

Инновационная функция может быть представлена следующими формами:

Использование информационных технологий, введение ФГОС как системной инновации в воспитательном процессе;

Применение технологии «открытое пространство»;

Социальное проектирование;

Собственная издательская деятельность.

Социальное проектирование прочно вошло в нашу жизнь , например школьный конкурс проектов «К школе с любовью». В реализации областного проекта «Сиреневый город» участвовали дети, родители, руководители города, области.

Тема проекта может быть любой, но суть его (т.е. проекта) во всех случаях одна – реализация проекта направлена на решение проблем школы и ближайшего социума.

Свобода выбора темы классного проекта, вариативность направлений, соревновательный аспект – все это освобождает классного руководителя от жесткого контроля и дает поле для творческой деятельности. А творчество – одно из слагаемых успеха.

Образовательная организация может самостоятельно разработать подходящую для него организационно-управленческую модель документального и научно-правового сопровождения воспитательного процесса. Наличие сопровождающей документации по вопросам воспитания выступает одним из важнейших критериев оценки высокого профессионализма административно-управленческого звена образовательного учреждения, является условием целенаправленного развития воспитательной системы образовательной организации.

Номенклатура дел классного руководителя

по работе с классом

Название Содержание Примечание
1 «Планы работы классного руководителя с классом».

1. Учебный план класса.

2. План воспитательной работы с классом.

3. Циклограмма классного руководителя.

4. Планы индивидуальной работы с учащимися.

5. Планы профилактической работы.

6. План работы с родителями.

7. Расписание уроков и звонков.

Ведется накопительно за весь период работы.
2 «Нормативные документы по работе классного руководителя».

1. Положение о деятельности классного руководителя.

2. Должностная инструкция.

3. Правила внутреннего распорядка для учащихся.

4. Инструкции по технике безопасности.

5. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

6. Заявление.

Документы, касающиеся непосредственно организации образовательного процесса и прав ребенка.
3 «Социально-педагогический паспорт класса».

1. Общие рабочие сведения о классе.

2. Этапы творческого роста и достижений класса.

3. Валеологический мониторинг класса, сведения о здоровье учащихся класса.

4. Индивидуальные социально-педагогические карточки.

5. Результаты учебных достижений учащихся (сравнительный анализ по четвертям и результатам года).

6. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.

7. Сведения об общественной нагрузке и участии учащихся в делах класса.

8. Социальный паспорт класса.

9. Социальная карта класса.

10. Персональный учет в классе.


4 «Документы по организации и проведению каникулярного отдыха учащихся».

1. Планы работы на каникулы.

2. Информация об отдыхе учащихся.

3. Аналитические записки об отдыхе учащихся.


5 «Аналитические и отчетные материалы».

1. Анализ работы за полугодие.

2. Анализ работы за год.

3. Анализ работы с проблемными детьми.

4. Анализ работы с родителями.


6 «Работа с родителями».

1. Развернутые данные о родителях.

2. Список детей, чьи родители находятся на выезде.

3. Данные о семьях особой группы.

4. План работы родительского комитета.

5. Календарно-тематический план родительских собраний.


7 «Результирующие документы и материалы».

1. Результаты срезов и контрольных работ.

3. Результаты работы с классом психологов и специалистов.

4. Акты, копии докладных записок.

5. Копии грамот и свидетельств учащихся.

6. Характеристики учащихся класса.

Документы носят закрытый характер, папка хранится отдельно, выдается по требованию администрации.
8 «Методические материалы».

1. Разработки классных часов.

2. Сценарии мероприятий.

3. Планы-конспекты родительских собраний.


9 Индивидуальные портфолио учащихся. По установленной учебной частью форме.
10 Презентационное портфолио.

1. Общая характеристика класса и классная фотография.

2. Краткая история класса.

3. Страничка первого учителя и классного руководителя.

4. Странички учителей, работающих в классе.

5. Странички учеников.

6. Достижения класса с приложением копий грамот.

7. Фотоальбом класса (самые интересные события).

8. Электронное приложение (если есть).

Презентационная информация, красиво оформленная и содержащая основные данные класса, учителей, детей, регулярно дополняемая, по которой можно судить, как изменяется класс. В итоге сдается на хранение в школе.

Об утверждении нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность классных руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений

В соответствии с постановлением администрации области «О внесении изменений в постановление администрации области от 01.01.01г. № 53 «О Порядке, размерах и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных школ и финансирования расходов на эти цели», в целях усиления воспитательных функций, возложенных на классных руководителей образовательных учреждений, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 03.02.06 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» и в связи с расширением перечня типов и видов образовательных учреждений, педагогическим работникам которых выплачивается вознаграждение за классное руководство, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Довести до подведомственных образовательных учреждений примерное Положение о классном руководителе (приложение 1); примерную Должностную инструкцию классного руководителя (приложение 2), утвержденные приказом управления образования и науки области для руководства и исполнения.

2.1. довести приказ до муниципальных образовательных учреждений, в которых необходимо производить выплату вознаграждения за классное руководство, не подпадающих под действие постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000;

2.2. обеспечить контроль за нормативно-правовым обеспечением деятельности классных руководителей в образовательных учреждениях.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника управления

Начальник управления H. E. Астафьева

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ №

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1. Общие положения

1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и законами РФ, решениями Правительства РФ и органами управления образованием всех уровней, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты, а также Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами, соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными функциями классного руководителя являются:

1. Организационно-координирующая:

Установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;

Взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;

Учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

Индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;

Ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативная:

Регулирование межличностных отношений между обучающимися;

Установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;

Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностическая:

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

Определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

2. Должностные обязанности

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. планирует работу в классе на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого период

3.2. обеспечивает безопасное проведение образовательно-воспитательного процесса, оперативно извещает администрацию школы каждом несчастном случае , принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.3. организует изучение обучающимися правил охраны труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т. д., проводит инструктаж обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

3.4. формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов;

3.5. осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности ; выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;

3.6. соблюдает права и свободы обучающихся;

3.7. содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждений дополнительного образования детей и по месту жительства;

3.8. создает условия для успешного существования ребенка в общеобразовательной школе, содействует разностороннему творческому развитию личности, духовному и нравственному становлению;

3.9. совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья обучающихся в классе;

3.10. обеспечивает единство воспитательного воздействия на ученика семьи и школы, проводит работу с родителями; при необходимости подключает компетентные органы для защиты прав ребенка или оказания финансовой помощи, обеспечивает социальную защиту детей;

3.11. создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе;

3.12. способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

3.13. осуществляет изучение личности каждого обучающегося в классе его склонностей, интересов, направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;

3.14. анализирует состояние и определяет перспективы развития классного коллектива;

3.15. представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности по окончании каждой учебной четверти;

3.16. ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок;

3.17. участвует в работе педагогического совета школы;

3.18. систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений;

3.19. работает по графику, составленному утвержденному директоров школы;

3.20. организует дежурство класса по школе согласно графику, утвержденному директором образовательного учреждения.

3.21. соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

4. Права

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

4.2. контролировать успеваемость каждого ученика;

4.3. контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

4.5. координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);

4.6. организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

4.7. выносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса;

4.8. приглашать для беседы родителей (или лиц, заменяющих);

4.9. по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье школе на предприятиях;

4.10. определять индивидуальный режим работы с детьми исходя конкретной ситуации;

4.11. вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.

5. Ответственность

5.1. за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение их прав и свобод.

5.2. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжении директора школы, локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией;

5.3. за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка;

5.3. за виновное причинение школе или участникам образовательной процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданские законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. взаимодействует с учителями-предметниками, представляет интересы своих воспитанников на педагогическом совете, включает их внеурочную работу по предметам, разнообразные предметные кружки, факультативы, участие в предметных неделях, олимпиадах, тематических вечерах и др. мероприятиях;

6.2. совместно с педагогом-психологом изучает индивидуальные особенности обучающихся, процесс адаптации и интеграции в микро и макро-социуме; координирует связь психолога и родителей, помогает определиться в выборе профессии на основе психолого-педагогических исследований;

6.3. сотрудничает с педагогами дополнительного образования, способствует включению школьников в различные творческие объединениям по интересам (кружки, секции, клубы) действующие как в школе, так и учреждениях дополнительного образования;

6.4. взаимодействует с социальными педагогами школы по оказание социальной поддержки учащихся и по организации их социальной защиты;

6.5. способствует включению детей в деятельность детской общественной организации, сотрудничая со старшими вожатыми, организуя информирование о действующих детских и молодежных общественных организация и объединениях;

6.6. сотрудничает с библиотекарями школы с целью расширения круг
чтения обучающегося;

6.7. организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность

6.8. постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников.

С инструкцией ознакомлен(а):

«_____»_________ _______

Государственное (муниципальное) образовательное учреждение

__________________________________

ПОЛОЖЕНИЕ

о классном руководителе

1. Общие положения

1.1. Воспитательные функции в образовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении этих задач принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее - классный руководитель).

1.2. В соответствии с дополнением, внесенным в п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

1.3. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами Сан-ГГиН 2.4и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, наполняемость класса составляет 25 человек.

В малокомплектных и малочисленных сельских общеобразовательных учреждениях, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс - комплект. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех или четырех классов - не более 15 детей.

1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом, законами или нормативными правовыми актами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, должностной инструкцией).

1.5. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя

Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачами классного руководителя являются:

Формирование и развитие классного коллектива;

Организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;

Создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

Защита прав и интересов обучающихся;

Организация системной работы с коллективом класса;

Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;

Организация социально-значимой, творческой деятельности

Воспитанников в классном сообществе через развитие ученического самоуправления;

Создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности.

2. Организация деятельности классного руководителя

3.1. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, сис темный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспи тания общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятель ности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения, и ситуации в классном коллективе, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Классный руководитель в своей деятельности учитывает уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

3.2. Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующая:

Установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;

Взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;

Учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

Индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;

Ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативная:

Регулирование межличностных отношений между обучающимися;

Установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;

Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностическая:

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

Определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

3.3. Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися:

индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

групповые (советы дел, творческие группы, микрокружки, органы самоуправления и др.);

коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Особое место в деятельности классного руководителя занимает класс ный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

Определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

Учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

Осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

Обеспечивать целостность содержания, методов и форм воспитательной работы.

3.4. Права и обязанности классного руководителя определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно. В соответствии с данным положением разрабатывается должностная инструкция, в которой закрепляются права и обязанности и обязанности классного руководителя.

3.5. Связи по должности.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация , интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

При определении связей по должности классного руководителя, необходимо обозначить обязанности участников образовательного процесса, с которыми он взаимодействует.

Классный руководитель

Функции членов педагогического коллектива, с которыми осуществляет взаимодействие классный руководитель

Учителя-предметники

Разрабатывают и осуществляют единые педагогические требования и подходы к детям;

Представляют интересы учащихся в педагогическом совете;

Осуществляют работу с родителями;

Привлекают обучающихся к внеклассной работе по предметам.

Педагог-психолог

Изучает процесс развития личности обучающихся;

Изучает процесс их адаптации и интеграции в микро - и макро социум;

Координирует связь с родителями,

Консультирует родителей;

Анализирует развитие коллектива класса;

Координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности.

Педагоги

дополнительного

образования

Помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей;

Поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся;

Способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам.

Педагог-организатор

Проводит мероприятия с классом;

Организует участие обучающихся в общешкольных мероприятиях во внеурочное и каникулярное время;

Привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.

Социальный педагог

Организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов,

Изучает социальные условия учащихся;

Организует и осуществляет социальную поддержку и защиту учащихся.

Старший вожатый

Организует информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях,

Способствует включению школьников в деятельность детской общественной организации;

Координирует деятельность органов самоуправления.

Библиотекарь

Расширяет круг чтения обучающихся;

Способствует формированию культуры чтения.

Медицинский работник

Организует работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

3.6. Режим работы классного руководителя

Режим работы классного руководителя определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно и фиксируется в его уставе, правилах внутреннего распорядка, расписаниях, планах мероприятий и других локальных актах.

3.7. Оценка эффективности деятельности классного руководителя

Эффективность работы классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: критерии результативности и критерии деятельности.

Первая группа критериев позволяет оценить, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции, отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии , что можно оценить по следующим основным показателям:

1. уровень воспитанности учащихся класса;

2. уровень социальной адаптированности учащихся;

3. уровень сформированности классного коллектива;

4. уровень развития ученического самоуправления в классе;

5. степень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью классного коллектива,

6. степень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности классного коллектива.

Вторая группа критериев позволяет оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие классного руководителя с учителями, работающими в классе; родителями и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). В данном случае деятельность классного руководителя оценивается по следующим основным показателям:

1. уровень обученности учащихся класса;

2. состояние здоровья учащихся;

3. уровень правовой культуры учащихся;

4. охват учащихся системой дополнительного образования;

6. участие класса в районных, городских смотрах, конкурсах, соревнованиях,

4. Оплата труда классного руководителя

4.1. Согласно ст. 32 п. 11 и ст. 54 п. 4 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок к должностным окладам, премий и других мер материального стимулирования и закрепляет их в положении, коллективном договоре (соглашении).

Классное руководство включено в перечень дополнительно оплачи ваемых работ (п. 7.2.1. рекомендаций о порядке исчисления заработанной платы работникам образовательных учреждений (Приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 01.01.2001 г. № /20-5/7)).

Размер доплаты определяется сложностью решаемых задач и уровнем квалификации педагога, владением им специальными педагогическими, диагностическими методиками (Некоторые примерные положения о классном руководителе предусматривают доплату в размере 15% к ставке заработанной платы за осуществление педагогическим работником классного руково­дства в I-IV классах, и 20%- в V-XI классах.).

4.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О вознаграждении за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений» от 01.01.01 г. № 000 и «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений» от 01.01.01 г. № 000 (с изменениями) устанавливаются правила предоставления финансовой помощи из федерального бюджета на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам в размере:

1000 рублей за классное руководство в классе с наполняемостью не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях, либо в классе с наполняемостью 14 человек и более в общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, кадетских школах-интернатах, общеобразовательных школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, расположенных в сельской местности.

Для классов с наполняемостью меньше установленной наполняемости осуществляется уменьшение размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.

Педагогический работник, выполняющий функции классного руководителя одновременно в двух и более классах, получает вознаграждение только за одно классное руководство.

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция классного руководителя [наименование общеобразовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Классный руководитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность классного руководителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Классный руководитель должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

Педагогику, психологию, возрастную физиологию;

Школьную гигиену;

Методику преподавания предмета;

Программы и учебники по преподаваемому предмету;

Методику воспитательной работы;

Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

Средства обучения и их дидактические возможности;

Основы научной организации труда;

Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

Теорию и методы управления образовательными системами;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Основы экологии, экономики, социологии;

Трудовое законодательство;

Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности;

Основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;

Методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга;

Особенности воспитательной системы.

1.5. Классному руководителю запрещается:

Оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов классного руководителя;

Использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Функции

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива обучающихся.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных обучающихся.

2.3. Организация внеучебных занятий класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся.

2.5. Социальная помощь и защита обучающихся.

2.6. Взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет "личные дела" обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. [Другие должностные обязанности].

4. Права

Классный руководитель имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

На сокращенную продолжительность рабочего времени;

На дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

На длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

На досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

На предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

На предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).

4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.

4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

5. Ответственность

Классный руководитель несет ответственность:

5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОДСКАЯ УПРАВА Г. КАЛУГИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ГОЛОВЫ

Об утверждении правовых актов, регламентирующих деятельность классных руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений


Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Городского Головы г.Калуги от 17 октября 2007 года N 192-П .
__________________________________

В целях оптимизации воспитательной работы в муниципальных общеобразовательных учреждениях, регламентации организационно-правового положения классных руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений, их обязанностей, прав и ответственности и обеспечения условий для их эффективной работы в учреждениях, руководствуясь Законом РФ от 10.04.1992 N 3266-1 "Об образовании ", , утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 , в соответствии со статьями 34, 37, 43 Устава муниципального образования "Город Калуга"
_______________________________________
* В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Российской Федерации N 3266-1 "Об образовании " принят 10.07.1992, а не 10.04.1992. - Примечание "КОДЕКС".

Постановляю:

1. Утвердить примерное Положение о классном руководстве в муниципальных общеобразовательных учреждениях (приложение 1).

2. Утвердить примерную инструкцию классного руководителя муниципального общеобразовательного учреждения (приложение 2).

3. Управлению образования города Калуги (Аникеев А.С.):

3.1. Довести настоящее Постановление до сведения муниципальных общеобразовательных учреждений.

3.2. Обеспечить контроль за нормативно-правовым обеспечением деятельности классных руководителей в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

4. Настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Городского Головы по вопросам социального развития Логвинова Ю.Н.

Городской Голова
М.А.Акимов

Приложение 1
к Постановлению
Городского Головы
городского округа
"Город Калуга"
от 12 апреля 2007 года N 68-П

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о классном руководстве в муниципальных
общеобразовательных учреждениях

1. Общие положения

1.1. Примерное положение о классном руководстве в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании ", Типовым положением об общеобразовательном учреждении , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196 , нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации об организации воспитательной работы и деятельности классного руководителя в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

1.2. Настоящее Положение определяет организационно-методические основы осуществления педагогическими работниками функций классного руководителя в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - общеобразовательное учреждение).

1.3. Классное руководство представляет собой педагогическую деятельность, обеспечивающую эффективную организацию воспитания в рамках классного ученического коллектива, реализуемую как в индивидуальных, так и в групповых формах работы с обучающимися. Классное руководство является ведущей формой организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях.

1.4. Функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе возлагаются на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения.

Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом муниципального общеобразовательного учреждения.

1.5. В своей деятельности классный руководитель руководствуется нормами Конвенции о правах ребенка, Конституцией РФ , законодательными актами Российской Федерации о правах ребенка и их гарантиях, Законом Российской Федерации "Об образовании ", нормативными правовыми актами органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, положениями городской целевой Программы "Воспитание юного калужанина" , Уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением.

1.6. Деятельность классного руководителя строится в соответствии с принципами демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, природосообразности, гражданственности, свободного развития личности, системности и коллегиальности.

1.7. За выполнение функций классного руководителя педагогу устанавливаются:

- вознаграждение, размер и порядок выплат которого определяется действующим законодательством;

- доплата, размер и порядок выплаты которой определяется локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения.

(абзац исключен на основании Постановления Городского Головы г.Калуги от 17 октября 2007 года N 192-П)

1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией общеобразовательного учреждения, органами самоуправления учреждения, родителями (законными представителями) обучающихся, социальным педагогом, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования.

2. Цель и задачи деятельности классного руководителя, его функции

2.1. Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

2.2. Задачи деятельности классного руководителя:

- формирование и развитие коллектива класса как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

- формирование здорового образа жизни;

- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

- защита прав и интересов обучающихся;

- организация системной работы с обучающимися в классе;

- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

- формирование у обучающихся нравственных основ личности и духовных ориентиров;

- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся в классном сообществе через развитие ученического самоуправления.



2.3.1. Аналитико-прогностическая:































- защита прав обучающихся;



2.3.3. Коммуникативная:











2.3.4. Контрольная:




3. Организация деятельности классного руководителя

3.1. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в классном коллективе.

Классный руководитель в своей деятельности учитывает уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

3.2. Специфика организации классного руководства определяется видом образовательного учреждения, сложившейся в нем воспитательной системой, традициями, а также контингентом обучающихся и педагогических работников.

3.3. Текущее руководство деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора общеобразовательного учреждения, курирующий организацию воспитательного процесса.

3.4. Основными формами работы классного руководителя с обучающимися являются:

3.4.1. Индивидуальная - беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.

3.4.2. Групповая - советы, творческие группы, кружки, органы самоуправления и др.

3.4.3. Коллективная - коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.

3.4.4. Классный час как особая форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные морально-нравственные проблемы.

3.5. Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой:

3.5.1. Классный руководитель ежедневно:

а) организует различные формы индивидуальной и групповой работы с обучающимися;

б) контролирует:

- посещаемость учебных занятий обучающимися;

- успеваемость обучающихся;

- организацию питания обучающихся;

- соблюдение установленных требований к внешнему виду обучающихся;

в) организует и контролирует дежурство в классе.

3.5.2. Классный руководитель еженедельно:

- проверяет дневники обучающихся с выставлением отметок;

- анализирует состояние успеваемости в классе;

- проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы и расписанием (о чем делается запись в классном журнале);

- организует работу с родителями (законными представителями) по ситуации;

- проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе, по ситуации.

3.5.3. Классный руководитель ежемесячно:

- проводит консультации у психолога, социального педагога и отдельных учителей;

- организует работу классного актива;

- решает хозяйственные вопросы в классе;

- помогает органам ученического самоуправления организовать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;

- организует заседание родительского комитета класса.

3.5.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:

- участвует в работе методического объединения классных руководителей, педагогических советов и консилиумов, семинаров, административных совещаний и т.д.;

- проводит анализ выполнения и коррекцию плана воспитательной работы;

- заполняет классный журнал и портфолио обучающихся;

- проводит классное родительское собрание;

- представляет в учебную часть учреждения отчет об успеваемости обучающихся класса за четверть.

3.5.5. Классный руководитель ежегодно:

- оформляет личные дела обучающихся;

- анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;

- составляет программу воспитания класса или план воспитательной работы с классом (план классного руководителя), корректирует модель воспитательной системы класса;

- собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и др.).

3.5.6. В каникулярное время:

- организует работу с классом по дополнительному плану;

- организует и контролирует занятость обучающихся "группы риска".

3.6. Права и обязанности классного руководителя определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно и закрепляются в инструкции классного руководителя.

3.7. Режим работы классного руководителя определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно и фиксируется в уставе общеобразовательного учреждения, правилах внутреннего трудового распорядка, расписаниях, планах мероприятий и других локальных нормативных актах.

3.8. В рабочее время классного руководителя включается:

- организация и проведение классного часа;

- проверка дневников обучающихся;

- заполнение журнала и прочей документации;

- индивидуальная работа с родителями (законными представителями);

- индивидуальная работа с обучающимися;

- организационная работа.

4. Документация классного руководителя

Документация, обязательная к ведению классным руководителем, включает:

4.1. План воспитательной работы с классом на учебный год, включающий характеристику коллектива, анализ воспитательной деятельности и состояние уровня воспитанности обучающихся.

4.2. Тетрадь классного руководителя, отображающая индивидуальную работу с учащимися "группы риска", их родителями, учителями-предметниками.

4.3. Классный журнал.

4.4. Протоколы заседаний родительского комитета и родительских собраний.

4.5. Планы (сценарии) воспитательных мероприятий класса.

4.6. Личные дела учащихся класса.

5. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

5.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и эффективности деятельности.

Эффективность деятельности классного руководителя считается тем выше, чем выше показатели оценки его деятельности и по критерию результативности и по критерию эффективности деятельности.

5.2. Критерии результативности позволяют оценить, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции, отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии:

- уровень воспитанности, общей культуры и дисциплины обучающихся класса;

- уровень социальной адаптированности обучающихся, их гражданской зрелости;

- уровень сформированности классного коллектива;

- уровень развития ученического самоуправления в классе;

- степень удовлетворенности обучающихся жизнедеятельностью классного коллектива;

- степень удовлетворенности родителей (законных представителей) организацией жизнедеятельности классного коллектива.

5.3. Критерии эффективности деятельности оценивают реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению и творческому развитию обучающихся).

В данном случае деятельность классного руководителя оценивается по следующим основным показателям:

- уровень обученности обучающихся класса;

- состояние здоровья обучающихся;

- уровень правовой культуры обучающихся;

- охват обучающихся системой дополнительного образования;

- рейтинг класса в школе;

- участие класса в районных, городских смотрах, конкурсах, соревнованиях.

Приложение 2
к Постановлению
Городского Головы
городского округа
"Город Калуга"
от 12 апреля 2007 года N 68-П

Примерная инструкция
классного руководителя муниципального
общеобразовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция классного руководителя муниципального общеобразовательного учреждения (далее - Инструкция) разработана с целью установления организационно-методических и правовых основ осуществления функций классного руководителя в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - общеобразовательное учреждение), регламентации их обязанностей, прав и ответственности, а также выработки единых критериев оценки осуществления функций классного руководителя.

1.2. Настоящая Инструкция разработана на основе Методических рекомендаций по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16), Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений , утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 N 21 .

1.3. Функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе возлагаются на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения.

1.4. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией РФ и законами Российской Федерации, решениями Правительства РФ и органов управления образованием всех уровней, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты, а также уставом общеобразовательного учреждения и другими локальными нормативными актами, соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции классного руководителя

2.3. Основные функции классного руководителя:

2.3.1 Аналитико-прогностическая:

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

- изучение и анализ состояния и перспектив развития классного коллектива;

- анализ состояния семейного воспитания каждого ребенка;

- оценка уровня воспитанности учащихся и всего классного коллектива;

- изучение влияния школьной среды и малого социума;

- анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;

- анализ и прогнозирование результатов воспитательной деятельности.

2.3.2. Организационно-педагогическая:

- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся, в рамках деятельности коллектива общеобразовательного учреждения;

- формирование классного коллектива и модели воспитания в классе в соответствии с воспитательной системой общеобразовательного учреждения в целом;

- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

Организация и стимулирование разных видов деятельности обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в общеобразовательном учреждении и вне его;

Оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления;

Взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;

- обеспечение связи общеобразовательного учреждения и семей учащихся;

- организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;

- защита прав обучающихся;

- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя и т.д.).

2.3.3. Коммуникативная:

- развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися;

- установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимися;

- оказание помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;

- содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного обучающегося;

- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

2.3.4. Контрольная:

- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

3. Обязанности классного руководителя

В процессе осуществления своей деятельности классный руководитель обязан:

3.1. Изучать классный коллектив и каждого обучающегося, особенности их характеров, их интересы и склонности.

3.2. Осуществлять формирование, организацию и воспитание классного коллектива, определять перспективы его развития.

3.3. Создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для пребывания каждого обучающегося в классе, общеобразовательном учреждении.

3.4. Создавать условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

3.5. Осуществлять координацию деятельности учителей, обеспечивать тесное сотрудничество учителей-предметников, работающих в его классе, добиваться единства требований и педагогических воздействий.

3.6. Проявлять постоянную заботу о повышении качества знаний и развитии познавательной активности обучающихся, способствовать становлению и развитию у обучающихся духовно-нравственных ценностей как основы мировоззрения, формировать у детей сознательное отношение к учебным обязанностям, осуществлять контроль учебной деятельности, дисциплины, участия в общественной жизни класса и школы в целом.

3.7. Вовлекать обучающихся во внеклассную воспитательную работу, проводить ее совместно с детскими организациями при активном участии учителей, родителей (законных представителей) и представителей общественности.

3.8. Воспитывать обучающихся в духе сознательной дисциплины, приучения их к выполнению правил жизни в коллективе, в обществе. Оказывать помощь воспитанникам в решении их жизненных проблем и ситуаций.

3.9. Регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их успехах или проблемах, созывать плановые и внеплановые родительские собрания, направлять деятельность классного родительского комитета.

3.10. Соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий, оперативно извещать администрацию общеобразовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой доврачебной помощи.

3.11. Совместно с органами самоуправления обучающихся вести активную пропаганду здорового образа жизни, проводить физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья обучающихся.

3.12. Соблюдать права и свободы обучающихся. Содействовать их социальной, психологической и правовой защите, обеспечивать единство воспитательного воздействия семьи и общеобразовательного учреждения, при необходимости подключать компетентные органы для защиты прав ребенка.

3.13. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями планирования воспитательной работы, принятыми в общеобразовательном учреждении.

3.14. Вести в установленном порядке документацию класса (личные дела учащихся, классный журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы, отчеты, индивидуальные карты изучения личности учащихся, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.), контролировать заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок.

3.15. Систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений.

3.16. Соблюдать этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога. Демонстрировать на личном примере для обучающихся образец нравственного поведения, быть примером в частной и общественной жизни.

4. Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Получать регулярную информацию о психическом и физическом здоровье детей.

4.2. Контролировать успеваемость каждого обучающегося, посещаемость ими учебных занятий.

4.3. Посещать уроки и мероприятия, проводимые для учащихся своего класса.

4.4. Координировать и направлять в единое русло работу учителей-предметников, а также психолога и социального педагога, работающих с обучающимися данного класса.

4.5. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом (с учетом основных принципов общешкольного планирования), разрабатывать индивидуальные программы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом гуманизма и способствуя развитию личности.

4.6. Выносить на рассмотрение администрации общеобразовательного учреждения, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как от имени классного коллектива, так и от своего имени, в том числе о поощрении обучающихся и их родителей (законных представителей).

4.7. Приглашать родителей (законных представителей) обучающихся в общеобразовательное учреждение для решения вопросов, связанных с их обучением и воспитанием.

4.8. По согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.

4.9. Определять индивидуальный режим работы с детьми исходя из конкретной ситуации.

4.10. Вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности.

4.11. На надбавку к должностному окладу, премию и другие меры материального и морального стимулирования.

4.12. На свое участие и участие своих воспитанников в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях.

4.13. На материально-техническое и методическое обеспечение организуемого им воспитательного процесса.

4.14. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь со стороны администрации общеобразовательного учреждения, а также органов самоуправления общеобразовательного учреждения.

4.15. На повышение квалификации и профессионального мастерства.

4.16. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации общеобразовательного учреждения, родителей (законных представителей), учащихся, других педагогов.

5. Ответственность

В соответствии с законодательством Российской Федерации классный руководитель несет ответственность:

5.1. За жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение их прав и свобод.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение устава, правил внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения, локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка.

5.4. За виновное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба или вреда в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Взаимодействует с учителями-предметниками, представляет интересы своих воспитанников на педагогическом совете, способствует участию детей во внеурочной деятельности: предметных кружках, факультативах, олимпиадах, тематических вечерах и других мероприятиях.

6.2. Совместно с педагогом-психологом изучает индивидуальные особенности обучающихся, процесс адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме, координирует связь психолога и родителей (законных представителей), помогает определиться в выборе профессии на основе психолого-педагогических исследований.

6.3. Сотрудничает с педагогами дополнительного образования, способствует включению обучающихся в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования.

6.4. Взаимодействует с социальными педагогами общеобразовательного учреждения по оказанию социальной поддержки учащимся.

6.5. Способствует включению детей в деятельность детской общественной организации, сотрудничая со старшими вожатыми, организуя информирование о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.

6.6. Сотрудничает с библиотекарями общеобразовательного учреждения с целью расширения круга чтения обучающегося.

6.7. Организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей (законных представителей) через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

6.8. Постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников.

"___" ____________________
С инструкцией ознакомлен(а) _______________________
(подпись)

Нормативно-правовая база работы классного руководителя

Локальные акты, положения


  • Классное руководство профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе

Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации деятельности классных руководителей являются:

  • Международные документы:
  • Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята

20.11.89г.).

  • Декларация прав ребёнка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.59г.).

Федеральные законы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 20.04.2008г.).
  • Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 12.04.2000г. № 51-ФЗ).
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.99г. № 120-ФЗ).
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98г. № 124-ФЗ).

Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня:

  • О концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393).
  • Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002г. № 30-51-914/16).
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ:

  • Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования России от 03.02.2006г. № 21).

Основные разделы

Функции

классного

руководителя

Цели и задачи

деятельности

классного

руководителя

Формы работы

классного

руководителя

Критерии оценки осуществления

функций классного руководителя


Цель деятельности классного руководителя:

  • Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

Формирование

и развитие

коллектива

класса

Создание

благоприятных

психолого-

педагогических

условий

для развития

личности

Формирование

здорового

образа жизни

Формирование

у обучающихся

нравственных

смыслов и

духовных

ориентиров


Функции классного руководителя :

Организационно-

координирующие

функции

Коммуникативные

функции

Аналитико-

прогностические

функции

Контрольные

функции


Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Две группы критериев:

Результативность

(уровень общей культуры и

дисциплины обучающихся,

их гражданской зрелости

Деятельность

(организация воспитательной

работы с обучающимися,

взаимодействие с

пед. работниками,

родителями,

общественностью


Школьный уровень:

Устав школы

План работы

школы

Локальные акты

(приложения

к Уставу)

Должностные

обязанности

(инструкции)


Положение об

ученическом

самоуправлении

Положение о конкурсах

«Ученик года»,

«Класс года»

Положение

о классном

родительском комитете

Положение о

дежурном классе


Положение о

Парламенте

школьной

демократической

республики

Положение о портфолио

классного руководителя

Положение

о методическом

объединении

классных руководителей

Положение о Совете

по профилактике безнадзорности

и правонарушений

среди обучающихся в школе


Положение о

школьном

медиацентре

Положение

об Управляющем

Совете

Положение

о летней трудовой практике

Положение о

дежурном классе


Должностные инструкции

Педагог

дополнительного

образования

Воспитатель ГПД

Педагог-психолог

Социальный педагог


Должностные инструкции

Классный руководитель

Учитель

Учитель-логопед

Педагог-организатор


Должностные обязанности классного руководителя

I. Организация жизнедеятельности классного коллектива

II .Защита прав ребенка

V .Работа с документацией:

1) Перспективный (на год) план работы классного руководителя

2) Журнал классного руководителя

3) Классный журнал

III .Координация и интеграция воспитания обучающихся

IV. Аналитическая деятельность классного руководителя

4) Дневники обучающихся

5)Социальный паспорт класса

6)Личные дела обучающихся

7) Итоговые отчеты по воспитательной работе, соц. Работе, об успеваемости

8)Протоколы родительских собраний