Утопленная легенда. Чем знаменит Жак-Ив Кусто? Биография, исследования, изобретения


Родился в Сен-Андре-де-Кюбзаке, близ Бордо, в семье разъездного коммерсанта. Отец постоянно переезжал с места на место, и сыну пришлось учиться в разных школах. Каждое лето семья проводила в Руайане, на берегу Бискайского залива. Здесь мальчик рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море. Постоянные переезды способствовали расширению кругозора, имели и другие положительные стороны: в Нью-Йорке он научился говорить по-английски, в Эльзасе овладел немецким языком. Стремление к перемене мест, увидеть и испытать новое - эти качества Кусто явно вынес из детства. По-видимому, они-то и привели к решению поступить в Военно-морскую академию: ее диплом давал возможность повидать мир, не расставаясь с полюбившейся морской стихией.

Ему повезло: из тысячи кандидатов он поступил в академию двадцать вторым, ему повезло вдвойне: группа, в которой он учился, первой ушла в кругосветное плавание на корабле "Жанна д"Арк". После окончания Военной академии служил на военно-морской базе в Шанхае. Перед ним открывалась многообещающая карьера флотского офицера. Но идти проторенной дорожкой значило бы изменить самому себе: Кусто распрощался с флотом и поступил в Академию морской авиации. Окончить ее ему было не суждено - попал в автомобильную аварию на горной дороге, от авиации пришлось отказаться. Понадобились годы и присущее ему упорство, чтобы парализованная в результате повреждения лучевого нерва рука начала действовать. В 1936 году поступил инструктором на крейсер "Сюфрен", приписанный к порту Тулон. Однажды, увидев в продаже водонепроницаемые очки, купил их. Надел, опустил лицо в воду - и "цивилизованный мир разом исчез", зато от раскрывшегося перед ним подводного мира захватило дух. Кусто понял, что отныне жизнь его безраздельно принадлежит подводному царству.

Он становится пионером подводного плавания. Создает кислородный аппарат замкнутого типа. Вдвоем с Ганьяном совершенствует, изобретенный капитаном Леприером акваланг, совместно со специалистами Французского центра подводных исследований конструирует "ныряющее блюдце" - компактное судно для подводных исследований. В годы Второй мировой войны Кусто был активным участником французского Сопротивления, после нее снова вернулся к любимому делу. В начале 1950-х годов приобрел и переоборудовал для исследовательских работ в море старый британский минный тральщик "Калипсо". Совершил на нем множество океанографических экспедиций в Атлантический, Индийский океаны, Красное, Черное, Аравийское моря и в Персидский залив.

Приняв предложение возглавить Океанографический музей в Монако, он переезжает туда вместе с семьей и целиком отдается океанографическим исследованиям. В шестидесятые годы Кусто осуществил обширную научную программу "Коншельф", направленную на исследование, освоение и "обживание" континентальных шельфовых зон. На подводном карнизе кораллового рифа Шаб-Руми в Красном море он установил "Морскую звезду" - металлический дом, рассчитанный на длительное проживание пяти акванавтов, и еще ниже, на глубине 15 метров, "Ракету" - кабину на два человека. Используя их в качестве базы для подводных работ, он в течение месяца проводил океанографические исследования, причем обитатели "Ракеты" спускались до глубин 110-120 метров. В ходе экспериментов были получены ценные сведения об обитателях морских глубин, но, по мнению Кусто, "самым важным было захватывающее сознание того, что море стало нашим домом".

Осенью 1965 года в Средиземном море, близ Монако, на глубине 110 метров был установлен шаровидный дом, в котором шестеро акванавтов провели двадцать три дня.

В начале 1967 года Кусто приступил к новой научной программе - исследованию жизни на разных широтах Мирового океана и взаимоотношений с ней человека. В феврале "Калипсо", оснащенная аппаратурой для подводных киносъемок, телевизионными камерами и двумя одноместными подводными лодками для погружения до 500 метров, вышла из Марселя. Исследования проводились в Красном море и западной части Индийского океана. Главным объектом исследования были акулы. О результатах экспедиции Кусто подробно рассказал в своих книгах - "Чтобы не было в море тайн" и "Калипсо" и кораллы".

Экспедиция продолжала работы в Атлантическом океане. На этот раз Кусто выступил в новой роли - одного из основателей подводной археологии. У острова Святой Елены и на Серебряной банке экспедиция обнаружила несколько затонувших кораблей.

В семидесятые годы "Калипсо" отправилась к берегам Антарктиды. Теперь главным объектом научных исследований были киты. Во время вынужденного перерыва в работе экспедиции - "Калипсо" получила повреждение, столкнувшись с айсбергом, и стала на ремонт в Пунта-Аренас в Магеллановом проливе - Кусто отснял документальный фильм о жизни вымирающих аборигенов Огненной Земли, проявив себя незаурядным этнографом и антропологом. Экспедиция была продолжена, и своеобразным отчетом о ее деятельности стал капитальный труд Кусто - "Мировой океан".

Скончавшийся в возрасте восьмидесяти семи лет, автор множества книг, статей, фильмов, теле- и радиопередач, публичных выступлений, Жак Ив Кусто остался в памяти людей не только как энергичный и неутомимый исследователь, но прежде всего как великий гуманист, страстный борец за сохранение океанской фауны, чистоту океанской среды. В преступном, безудержном ее загрязнении он справедливо видел угрозу всему человечеству и предупреждал о ней всеми доступными ему средствами. Набатным колоколом звучит его призыв беречь Мировой океан - "великий регулятор жизни всей нашей планеты".

Жизнь легендарного французского исследователя океана состоит из невероятных амплитуд: Жак-Ив Кусто то поднимался на вершину успеха и любви аудитории, то оказывался сброшен обратно к безденежью и непониманию. Первую половину жизни преодолевать этот путь ему помогала первая жена — Симона Кусто, в девичестве Мельхиор. Если бы не она, вряд ли мир узнал бы о легендарном «Калипсо» и его капитане.

Авария

Семья адвоката Даниэля Кусто много путешествовала. Двое его сыновей обожали плавать и играть в воде, а у родителей была возможность обеспечить им такой досуг. Особенно увлекся младший: скоро он стал совершать короткие погружения, а получив свои первые очки для подводного плавания, понял, чему посвятит жизнь.

Мальчика звали Жак-Ив Кусто.

Окончив военно-морскую академию, он хотел освоить еще и морскую авиацию, но судьба жестоко дала понять: две стихии для него — это слишком. Управляя автомобилем на горном серпантине, Кусто попал в аварию и получил серьезные травмы. Правую руку парализовало — и от идеи управлять самолетом пришлось отказаться.

Будущее, еще недавно манившее множеством возможностей, теперь сузилось до рамок реабилитации, которую Жак-Ив должен был пройти, если хотел снова вернуться в море. И здесь ему впервые пришла на помощь Симона Мельхиор.

С этой дочерью адмирала они общались уже несколько месяцев. Кусто не скрывал, что влюблен, и надеялся на взаимность, но авария спутала все планы — захочет ли Симона быть рядом с калекой?

Она захотела. Симона приходила каждый день и они подолгу гуляли, разговаривая и мечтая. Кусто позднее признавался, что именно тогда размытые мечты о море превратились в цель. В 1937 году они поженились, и Жак-Ив стал работать над своим первым и самым важным изобретением — аквалангом.

Поддержка Симоны

Механика и конструирование тоже входили в число увлечений Кусто. В юности он сам собрал машинку с двигателем, работающим от батарейки. Восстанавливаясь после аварии, Жак-Ив много плавал и погружался в воду, но долго продержаться там не мог — и стал думать, как это исправить.

В 1943 году он представил первый прототип современного акваланга. Изобретение занимало все его время и деньги. Но Симона предоставила мужу полную свободу, взяв на себя заботы о доме и двух сыновьях. Когда о Жаке-Иве Кусто заговорили как о изобретателе, он стал искать спонсоров для дальнейших исследований моря.

К концу 40-х Кусто смог увлечь своими идеями ирландского миллионера Томаса Лоела Гиннеса. Тот купил для него бывший британский минный тральщик «Калипсо» и согласился сдавать его в аренду за символическую плату — 1 франк в год. Кусто оставалось лишь нанять команду, переделать корабль в исследовательское судно и выйти в море — но на все это нужны были деньги.

Вновь на помощь пришла Симона. Она продала все свои фамильные драгоценности и не переставала уверять мужа, что он на правильном пути. Когда «Калипсо» был готов к отплытию, Жак-Ив решил, что именно она должна первой ступить на его палубу.

Мировой успех


Всего за три года Кусто оправдал доверие супруги. Первый же фильм, снятый на борту «Калипсо» («В мире безмолвия») получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Одну за другой он выпускал книги и продолжал снимать то, что любил больше всего на свете — подводный мир.

Но такая работа требовала постоянных денежных вливаний — на зарплату команде, топливо для корабля, новую современную технику. Кусто все меньше времени проводил в океане и все больше — в поездках к потенциальным спонсорам. Роль неофициального капитана — или, как ее называли матросы «Пастушки» «Калипсо» — отошла к Симоне.

Жак-Ив прилетал ненадолго, снимался в самых кульминационных сценах своей «Одиссеи» и снова улетал. В семье начался разлад.

Стюардесса


Во время очередного перелета Кусто познакомился со стюардессой по имени Франсин. Девушка младше его на 30 лет, но он в прекрасной физической форме и к тому же знаменитость — и роман не заставил себя долго ждать.

Симона и дети ничего не знали. У старшего сына Жана-Мишеля отношения с отцом не сложились — тот разочаровал Кусто, выбрав профессию архитектора. Все надежды капитан возлагал на младшего Филиппа, который много времени проводил на борту «Калипсо» и наравне с остальными участвовал в подводных съемках.

В 1979 году Филипп управлял морским бомбардировщиком «Каталина» и не сумел посадить его на воду. Оторвавшийся двигатель пробил кабину пилота — тело Филиппа так и не нашли. Едва оправившись после смерти сына, Симона получила новый удар: Кусто признался в своей связи с Франсин.

Разводиться он не собирался: изредка появляясь в обществе в сопровождении любовницы, он представлял ее как свою племянницу. Симона попросила у мужа только одно: позволить ей и дальше жить на «Калипсо». За долгие годы плавания судно стало ей домом, а его команда — настоящей семьей. Кусто согласился.

В год смерти Филиппа Франсин родила ему дочь Диану, а еще через два года на свет появился сын Пьер.

Война наследников


Жак-Ив Кусто и Франсин поженились через несколько месяцев после того, как Симона скончалась от рака в 1991 году. Ему был 81 год, ей 36 — и она изрядно устала от своего подпольного положения. Франсин настояла на том, чтобы запретить старшему сыну Кусто использовать его фамилию в коммерческих целях — и отношения Жана-Мишеля с отцом разладились окончательно.

Печальная судьба постигла и «Калипсо» — в 1996 году ее протаранила баржа, и судно затонуло.

«Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала. Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила», — вспоминал главный механик корабля Жан-Мари Франс.

Кусто пережил свой корабль ровно на год — он скончался в 1997-м от инфаркта миокарда. Долгие годы после его смерти Франсин то собиралась ремонтировать «Калипсо», то отказывалась от этой нерентабельной идеи. Многие из ближнего окружения Кусто считали, что это своеобразная месть кораблю, который был домом для первой жены капитана.

Жак-Ив Кусто́ (фр. Jacques-Yves Cousteau ; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - 25 июня 1997, Париж, Франция) - знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто (фр. Commandant Cousteau ).

Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг.

Ранние годы

Жак-Ив Кусто родился в небольшом городке Сент-Андре-де-Кюбзак винодельческого региона Бордо, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто. Его отец Даниэль Кусто (23 окт. 1878-1969) был вторым ребёнком из четырёх детей нотариуса из Сент-Андре-де-Кюбзак, при рождении записанным под двойным именем Пьер-Даниэль. Зажиточный нотариус сумел дать сыну хорошее воспитание и образование. Даниэль изучал право в Париже, став самым молодым доктором права во Франции. Работал в США частным секретарём богатого предпринимателя и франкофила Джеймса Хазена Хайда (англ.). Женился на Элизабет Дюрантон (Duranthon; род. 21 нояб. 1878), дочери фармацевта из его родного городка; семья обосновалась в 17-м округе Парижа по адресу 12, проулок Дуази (фр.). 18 марта 1906 года у них родился первенец Пьер-Антуан. Четыре года спустя в доме деда в Сент-Андре-де-Кюбзак родился Жак-Ив. Семья Даниэля много путешествовала. Жак-Ив стал интересоваться водой в раннем возрасте. В 7 лет ему поставили диагноз - хронический энтерит, поэтому семейный врач не рекомендовал большие нагрузки. Из-за болезни Кусто стал очень тощим. Во время Первой мировой войны Даниэль Кусто стал безработным, но после войны он снова нашёл работу в компании американца Юджина Хиггинса (англ.). Ему пришлось много разъезжать по делам, его сыновья учились в школе и большую часть года проводили в школе-интернате. Кусто рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море.

В 1920 году Юджин Хиггинс вернулся в Нью-Йорк, семейство Кусто последовало за ним. Жак-Ив и Пьер-Антуан стали учиться в школе в США и научились бегло говорить по-английски. Там же, во время семейного отдыха в штате Вермонт, братья совершили свои первые погружения. В 1922 году Хиггинс и Семья Кусто вернулись во Францию. В США Жак-Ив заинтересовался механикой и дизайном. Во Франции он построил автомобиль с батарейным питанием. Это увлечение помогло ему в его работе в дальнейшем. На сэкономленные и заработанные деньги Кусто купил себе свою первую кинокамеру.

Хотя Жак-Ив интересовался многими вещами, учёба ему не давалась. Спустя некоторое время родители решили отправить его в специальный интернат, который он закончил с отличием.

Воинская служба

В 1930 году он поступил в военно-морскую академию. Он был двадцать вторым, мало того, группа, в которой он учился, первой ушла в кругосветное плавание на корабле «Жанна дʼАрк». Военную академию он закончил в чине прапорщика, по распределению был отправлен на военно-морскую базу в Шанхай, также побывал в СССР, где много фотографировал, но почти все материалы были изъяты. Кусто решил пойти в Академию морской авиации, его манило небо, но после автомобильной аварии на горной дороге от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал несколько рёбер и пальцы на левой руке, повредил лёгкие, и у него парализовало правую руку. Курс реабилитации проходил восемь месяцев. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер «Сюфрен», приписанный к порту Тулон. Однажды он пошёл в магазин и увидел очки для подводного плавания. Нырнув с ними, он понял, что отныне жизнь его безраздельно принадлежит подводному царству!

Этапы

В 1937 году женился на Симоне Мельхиор, которая родила ему двух сыновей, Жан-Мишель (1938) и Филипп (1940-1979, погиб в авиакатастрофе «Каталины»). Во время Второй мировой войны - участник французского движения сопротивления .

С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо» (Списанный минный тральщик Британских Королевских ВМС). Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия» в 1953 году, написанной в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь».

В 1957 Кусто был назначен директором Океанографического музея Монако. В 1973 он основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды.

В 1991 году, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1979) и сын Пьер (1981), рождённые до женитьбы.

Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Морские исследования

Согласно его первой книге, «В мире безмолвия» , Кусто начал погружаться в воду, используя маску, трубку и ласты, вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье в 1938 году. В 1943 году он испытал первый прототип акваланга, разработанный им совместно с Эмилем Ганьяном. Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему.

Биология

До того как стало известно о способности морских свиней к эхолокации, Кусто предположил возможность её существования. В своей первой книге, «В мире безмолвия» он сообщил, что его исследовательское судно «Élie Monier» движется к Гибралтарскому проливу и заметил группу свиней, следующих за ними. Кусто изменил курс судна на несколько градусов от оптимального, и свиньи некоторое время следовали за кораблём, а затем поплыли к центру пролива. Было очевидно, что они знали, где лежит оптимальный курс, даже если люди не знали. Кусто сделал вывод о том, что китообразные имеют что-то вроде сонара, бывшего в то время относительно новым элементом на подводных лодках. Он оказался прав.

Наследие

Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент».

Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм», простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания.

В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо» у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съёмок.

С 1957 года был директором Океанографического музея Монако.

В мае 1985 года команда Кусто обзавелась ещё одним судном. Это двухмачтовая яхта «Алсион» (Alcyone) с экспериментальным турбопарусом, использующим для получения тяги эффект Магнуса.

Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнёр «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня.

В последние свои годы, после второй женитьбы, Кусто стал участвовать в правовой битве со своим сыном Жаном-Мишелем за использование имени Кусто . По распоряжению суда Жану-Мишелю Кусто было запрещено вносить путаницу между его профессиональным бизнесом и некоммерческими начинаниями его отца.

В Санкт-Петербурге именем Кусто была названа школа № 4 с углублённым изучением французского языка.

Награды

Командор ордена Почётного легиона

Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»

Военный крест 1939-1945

Офицер ордена Морских заслуг

Командор ордена искусств и литературы

Медаль Говарда Поттса (1970)

Медаль прогресса (Фотографическое общество Америки) (1977)

Президентская медаль Свободы (1985)

11 июня 1910 года родился великий исследователь морей и океанов современности Жак-Ив Кусто . За свою долгую и насыщенную жизнь он стал едва ли не самым известным человеком, чьё имя в умах жителей всего мира напрямую ассоциируется с морем. Он создал десятки книг и фильмов о жизни голубого континента.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Жак-Ив Кусто ещё в юности грезил морем и уже тогда имел твёрдое намерение связать с ним свою судьбу. В возрасте 20 лет он окончил морскую школу и поступил в военно-морскую академию. В какой-то момент Жак-Ив увлёкся небом и даже пытался перевестись в военно-морскую авиацию. Но после автомобильной аварии, в которой он получил серьёзные травмы, с новой мечтой пришлось проститься. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Именно авария и последовавшие проблемы со здоровьем ещё больше приблизили Кусто к морю. Для восстановления утраченного здоровья он начал ежедневно плавать. Именно в этот период своей жизни он изобрёл свои первые очки для подводного плавания.

Пытливый ум естествоиспытателя не давал покоя: начались эксперименты со специальной экипировкой для погружения. В результате в 1943 году мир получил автономный акваланг, благодаря которому можно было длительное время находиться под водой и погружаться на неведомые ранее глубины. Уже в 1946 году акваланг Кусто поступил в промышленное производство. Дальше — больше: на свет появились подводные осветительные приборы и телекамеры. Всё это, без преувеличения, произвело революцию в изучении океанов.

Так в результате страшной автомобильной аварии мир получил великого путешественника, изобретателя и исследователя морей.

Французский исследователь Жак Ив Кусто и телеведущий Николай Дроздов в передаче «В мире животных». Фото: РИА Новости / Михаил Кухтарев

Жестокое небо

В отличие от морской глади, небо было не столь благосклонно к этому человеку. При первой попытке связать свою жизнь с авиацией Кусто попал в автомобильную аварию. Позже, уже будучи известным исследователем, он стал использовать в работе бывший морской патрульный бомбардировщик «Каталина». Именно на нём в 1979 году погиб один из сыновей Кусто — Филипп .

«Каталина» использовалась для съёмок очередного фильма. Управлявший гидросамолётом Филипп посадил его на воду, но машина начала тонуть, быстро уходя носом под воду. Оторвавшийся от крыла двигатель с огромной силой врезался в кабину пилота.

Спаслись все члены экипажа, но тело Филиппа так и не было найдено.

Французский океанограф Жак Ив Кусто на встрече со специалистами института океанологии Академии наук СССР. 1987 год. Фото: РИА Новости / Птицын

Минный тральщик на службе науке

Имя Жака-Ива Кусто неразрывно связано с названием его корабля — «Калипсо». Но мало кто знает, что до того, как стать главным судном всемирно известного исследователя морей, это был минный тральщик ВМС Великобритании. Во время Второй мировой войны корабль, носивший тогда гордое имя HMS J-826, бороздил просторы Средиземного моря. После войны он ещё какое-то время служил мирным целям в качестве парома, перевозившего людей с Мальты на остров Гоцо. Именно тогда корабль стал называться «Калипсо».

Калипсо в порту Ла-Рошель, 1999 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Peter Potrowl

Выкупил судно для Кусто ирландский миллионер Томас Лоэл Гиннесс . Исследователь получил корабль в аренду, стоимость которой составляла 1 франк в год. Арендатор переоборудовал корабль под экспедиционное судно, установил на нём оборудование для погружений и исследований, а также разместил на палубе вертолётную площадку. Корабль мог в режиме полной автономности преодолевать до 5 тысяч миль (порядка 9200 км). Команда «Калипсо» состояла из 12 человек, при этом 10 членов экипажа — сами исследователи. За время работы команды Кусто на «Калипсо» корабль побывал практически во всех океанах и морях мира, включая Антарктику, и даже прошёлся по руслу Амазонки.

С этого момента для «Калипсо» началась совершенно новая, полная невероятных приключений и дальних странствий жизнь. Она была яркой и закончилась в 1996 году: «Калипсо» затонул после столкновения с баржей в Сингапуре. Спустя две недели корабль был поднят со дня и отбуксирован на французскую базу команды Кусто. Все последующие годы корабль тщетно пытались превратить в музей великого исследователя, но идея постоянно натыкалась на различные финансовые и бюрократические препоны.

Подводная лодка Жака Ива Кусто в Монако у океанографического музея. Фото: Commons.wikimedia.org / wrecked

В мире безмолвия

В 1953 году Кусто в соавторстве с Фредериком Дюма издал свою первую книгу — «В мире безмолвия», а три года спустя был снят одноимённый фильм с использованием съёмок подводного мира. Для создания картины понадобилось 25 км плёнки и два года усердной работы. При этом сам фильм длится лишь 86 минут. Вплоть до 2004 года он оставался единственным документальным фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

Но первой «пробой пера» исследователя был фильм «8 метров под водой», который был снят в начале 40-х годов, задолго до появления «Калипсо».

Популярность, которую Кусто приобрёл благодаря первой же книге и фильму, позволила ему расширить горизонты своих возможностей — он был назначен директором Океанографического музея в Монако и построил свой первый батискаф для погружения на морские глубины.

Если главная роль в первом документальном фильме Кусто по праву была отведена «Калипсо», то в центре внимания второй картины, «Мир без солнца», стояли уже подводные исследовательские станции. Второй фильм Кусто в 1965 году был удостоен Оскара. Оскароносной стала и картина «История красной рыбы».

К началу 1980-х годов центральные каналы многих стран мира, в том числе и СССР, показывали фильмы Кусто практически в прайм-тайм. Легендарная «Одиссея команды Кусто» — цикл документальных фильмов о подводном мире — известна на всех континентах Земли.

Наследие

Не имея специального образования и научных степеней, Кусто стал первым исследователем мирового океана. За свои открытия и вклад в науку он был удостоен Ордена Почётного Легиона, ордена Морских заслуг и других не менее громких наград.

Могила Жака-Ива Кусто. Фото: Commons.wikimedia.org / Peter17

В наследство от исследователя остались его многочисленные книги, десятки фильмов, переведённых на многие языки мира. Жак-Ив Кусто увидел дно мирового океана таким, каким его не видел ещё никто. Исследователь был ошеломлён масштабами разрушений морских экосистем. В 1973 году был создан фонд «Команда Кусто», занимающийся океанографическими исследованиями и охраной окружающей среды.

У Кусто было четверо детей от двух жён. Причём дети от второй жены родились ещё в период, когда исследователь состоял в браке со своей первой супругой. После смерти первой жены Кусто вступил в судебную тяжбу со старшим сыном Жаном-Мишелем из-за использования фамилии в коммерческих целях. Суд оказался на стороне родителя и запретил наследнику смешивать свою коммерческую деятельность с научными заслугами отца.

Жак-Ив Кусто умер в 1997 году, спустя год после того, как его «Калипсо» столкнулся с баржей и затонул.


Имя: Жак-Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau)

Возраст: 87 лет

Место рождения: Бордо, Франция

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: океанограф, фотограф, режиссёр, изобретатель, писатель

Семейное положение: был женат

Жак-Ив Кусто - биография

Он всегда хотел быть независимым и первым. В науке, исследованиях, любви шел напролом - отсюда и конфликты, и враги, и ошибки. Но сожалений Капитан никогда не испытывал: на склоне лет Жак-Ив Кусто признавался, что повторил бы все - от начала и до конца.

Кусто был настоящим французом - деятельным, увлеченным. «Я все в жизни делал со страстью. Страсть для меня неотделима от самой жизни», - говорил он. Возможно, в этом и кроется разгадка невероятного успеха Капитана, как называли его друзья и единомышленники.

Детство

Жак-Ив родился 11 июня 1910 года. Его родной городок Сент-Андре-де-Кюбзак, что в регионе Бордо, рассекала река Дордонь. И Кусто с детства полюбил водную стихию. В США, куда его отец-адвокат, забрав семью, уехал работать, мальчик получил первый опыт подводного плавания. В летнем скаутском лагере он решил продемонстрировать приятелям-американцам свои ловкость и силу. Эта затея едва не кончилась плачевно: Кусто так упорно стремился достичь дна озера, что чуть не утонул. Но каждый раз, передохнув, нырял снова.

Учеба

Повзрослев, Жак-Ив решил стать военным моряком: окончил Высшую национальную военно-морскую школу, отправился в первый поход. А вернувшись, добился перевода в авиацию: девушки обожали летчиков, а Жак-Ив - девушек. Но вскоре случилась беда: молодой офицер едва не погиб в автокатастрофе. Травмы были тяжелые -смещены позвонки, парализована рука, пробито легкое. Но становиться инвалидом Жак был не намерен - ведь он влюблен! Симона Мельхиор, внучка прославленного адмирала Жана Баэма, отвечала ему взаимностью. Право же, сила характера и поддержка любимой женщины способны творить чудеса: через год Кусто сумел привести свое изувеченное тело в порядок.

Жак-Ив Кусто - биография личной жизни


Молодые люди поженились, появились сыновья -Жан-Мишель и Филипп. Жак-Ив вернулся в армию. Местом его назначения стал Тулон. Службу Кусто проходил под началом Филиппа Тайе - влюбленного в море и подводную охоту поэта. Совершив по его совету первое «взрослое» погружение, Жак-Ив ощутил свое призвание: отныне океан завладел всем его существом. Вскоре в части появилась группа Les Mousquemers («Мушкетеры моря»), члены которой -Тайе, Фредерик Дюма и Кусто - в свободное время устремлялись на глубину.

Снаряжение ныряльщиков тогда было скудным и представляло собой лишь ужасно неудобные очки. Правда, у Жака-Ива имелась еще и старенькая кинокамера. Оставалось придумать способы находиться под водой столько, сколько потребуется, и погружаться на ту глубину, которая необходима. Решением этих задач и занялся Кусто. А вскоре началась война.

Фильмы

Жак-Ив служил канониром на крейсере «Дюплекс», а когда Франция капитулировала, стал гражданским лицом. Правда, в 1941 году ему довелось принять участие в операции по похищению шифров из представительства фашистской Италии в городе Сет (в 1946-м Кусто получил за нее орден Почетного легиона), и, говорят, он передавал французскому Сопротивлению данные о перемещении немецких войск. Но, думается, все это было фоном - Жака-Ива интересовали исключительно подводные съемки.

Монтаж своего первого фильма «18 метров под водой» (его продолжительность ровно 18 минут) Кусто завершил в день окончания Сталинградской битвы, а 10 апреля 1943 года в Национальном театре «Шайо» в Париже состоялась премьера ленты. Естественно, она прошла под контролем фашистского пропагандистского ведомства. Пьер, старший брат Жака-Ива и редактор журнала, сотрудничавшего с немцами, опубликовал хвалебную статью о фильме, а позже помог получить разрешение на съемки в Средиземном море.

Воодушевленный Кусто организовал компанию по производству фильмов «Ассоциация акул» и на выделенную немцами кинопленку снял еще одну ленту: «Останки затонувших кораблей». В работе над ней впервые в истории человечества был использован акваланг - устройство, изобретенное Кусто в соавторстве с инженером Эмилем Ганьяном.


Испытания акваланга начались в 1943 году, а закончились в 1948-м. Сколько раз Жак-Ив находился на волосок от гибели! Но, чудом оставаясь в живых, вновь устремлялся на глубину, уверенный: океан ему покорится.

Другие изобретения Кусто

В 1950 году Кусто на средства инвесторов приобрел американский минный тральщик. Переоборудовал его, назвал «Калипсо» в честь нимфы, полюбившей скитальца-Одиссея, и организовал первую подводную экспедицию. Своей страстью Жак-Ив заразил всю семью: с ним вместе работали Симона и оба сына (младший, Филипп, разбился на самолете-амфибии «Каталина» во время съемок в 1979 году).


Под водой Кусто первенствовал во всем. Это он изобрел водонепроницаемые осветительные приборы и камеры, подводную телесистему; сделал первую подводную археологическую находку и первые фотографии на глубине более 7 километров... Его ленты - знаменитый сериал «Одиссея команды Кусто», «Мир красной рыбы», «Мир тишины» и многие другие - имели бешеный успех. Они, как и книги, принесли Жаку-Иву колоссальную популярность. Признанием его научных заслуг стало предложение занять пост директора Океанографического музея в Монако.

Но Кусто не остановился на достигнутом. Его эксперименты 1960-х годов с батискафами напоминали научную фантастику: люди жили, ели и спали под водой, спускаясь еще глубже на разработанных командой Жака-Ива «ныряющих блюдцах». Но тут послышались голоса скептиков. Проект «Акванавты» был признан бесполезным и дорогостоящим. Его закрыли. Кусто предложил идею создания сети океанографических - исследовательских и природоохранных - парков, для чего основал некоммерческое «Общество Кусто». Но и этот амбициозный проект провалился. Общество обвинили в растрате средств и недобросовестном ведении дел, его счета в США были арестованы. После этого у Кусто испортились отношения со старшим сыном, Жаном-Мишелем, который решил использовать громкую фамилию для развития личного бизнеса.

Но после всех потерь и ударов Кусто остался упорен и страстен. Он продолжал работать: изобретать странные и необычные исследовательские аппараты, снимать фильмы, принимать участие в связанных с морем проектах в качестве эксперта. И все это под неумолкающий хор критиков: Кусто клеймили за непрофессионализм в подводной археологии, постановочные сцены, о жестоком обращении с животными...

А он - трудился и жил, наслаждаясь каждым днем. Когда его отношения с Симоной превратились из семейных в дружеские, влюбился в стюардессу Франсин Трипле и стал отцом двоих детей. Этот брак Кусто оформил только после смерти Симоны, в возрасте 80 лет.