Российские беспилотники (бпла): описание и ттх дронов россии и сша. Военные и боевые дроны Исследовательская морская лаборатория, США

БЛА в составе комплексной системы мониторинга

Дозор-2, Транзас, Россия

Телеуправляемый БЛА. Сейчас называется Дозор-50

Дозор-3, Транзас, Россия

БЛА который позднее получил название Дозор-600 .

Дозор-50, Транзас, Россия

Телеуправляемый БЛА. Дальнейшее развитие Дозор-2

50 кг, 600 км, 130 км/ч, 4 км, 2.6 м х 0.9 м х 4 м крылья, 15 кг полезная нагрузка, до 6 часов

Дозор-100, Транзас, Россия

телеуправляемый БЛА, с удлиненным относительно Дозор-85 крылом.

95 кг, 1200 км, 150 км/ч, потолок 4.5 км, полезная - 32 кг, длина - 3 м, высота 1.1 м, размах крыла - 5.4 м, 10 часов

, Кронштадт, Россия

Средневысотный тяжелый многоцелевой телеуправляемый БЛА большой продолжительности полета. Решает задачи обнаружения и идентификации объектов в режиме реального времени, независимо от метеоусловий и времени суток. Построен по нормальной аэродинаической схеме. О готовности и поступлении в войска РФ на 2017.01 сведений нет.

Дрозд, ОПК (КБ Луч), Россия

БЛА малой дальности действия самолетного типа. Радиус действия: до 40 км, масса 10 кг, время полета - 2 часа.

Е2У, Россия

Телеуправляемая воздушная мишень, самолетного типа, воздушно реактивный двигатель M135, 400 км/ч, 70 кг, до 180 км.

Размах крыла: 2.4 м, длина - 2.1 м

Ео8, Россия

Телеуправляемая воздушная мишень, самолетного типа, воздушно реактивный двигатель M135, 300 км/ч, 150 кг, до 100 км.

Запуск с буксируемой установки.

Размах крыла: 5 м, длина - 4,15 м

, Россия

Комплекс малоразмерный воздушной мишени наземного старта E95М предназначен для обеспечения боевой подготовки войск и отработки (испытаний) средств ПВО.

, УЗГА, лицензионная версия Bird Eye 400, Израиль

самолетного типа, разведывательный

, ОКБ Симонова, Россия

самолетного типа. ударный. предположительно воздушный старт, MALE

, Кронштадт, Россия

Разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат. Беспилотник самолетного типа весом 1200 кг с массой полезной нагрузки - до 300 кг. Может оснащаться ракетами "воздух-земля". Разработки в области ОКР "Иноходец", заказ МО РФ. Контракт на разработку подписан в октябре 2011 года. В рамках проекта разработана также гражданская версия - БЛА "Орион".

Инспектор-402, Аэрокон, Россия

БЛА самолетного типа с V-образным хвостовым оперением и прямым крылом размахом 4 метра. Электродвигатель с питанием от водородного топливного элемента - 400 км, либо с двигатель внутреннего сгорания - до 1000 км.

Инспектор-601, Аэрокон, Россия

Многоцелевой телеуправляемый БЛА самолетного типа. Взлет и посадка "по-самолетному". Бензиновый двигатель.

Иркут-3, НПК Иркут, Россия

Телеуправляемый мини-БЛА самолетного типа.

Иркут-200

разведывательный, летающее крыло, первый полет - 2009 год

Истра 10, Истра, Россия

Разведывательный телеуправляемый БЛА самолетного типа.

Истра 12, Истра, Россия

Разведывательный телеуправляемый БЛА самолетного типа. Взлет с использованием направляющих, посадка с парашютом или на поверхность фюзеляжа. Может выполнять программу полета без использования сигнала спутниковых систем навигации.

взлетная масса - 70 кг, полезная нагрузка - 15 кг, крейсерская скорость - 130 км/ч, длительность полета - 1 час

Ка-137, Камов, Россия

БЛА вертолетного типа

280 кг, 175 км/ч, потолок 5 км, полезная нагрузка - 80 кг, 4 часа, длина - 1.88, ширина 1.88, высота 2.3, диаметр винта - 5.3 м.

Калина

1963. Первый полет

Ласточка, ОПК (КБ Луч), Россия

БЛА ближнего действия самолетного типа. Радиус действия: до 25 км, масса 4 кг, время полета - 1.5 часа.

Леер, Россия

БЛА тактического звена. Семейство аппаратов.

Луч , ОПК (КБ Луч), Россия

БЛА средней дальности самолетного типа. Радиус действия: до 250 км, масса 660 кг, время полета - 12-24 часов.

самолетного типа, тактический

,

7 кг, до 100 км, скорость - 150 км/ч, потолок 7 км, полезная - 1.8 кг, двигатель: ДВС на метаноле, до 3 часов
взлет со сборно-разборной катапульты, посадка - на парашюте.

,

разведывательный, первый полет - 2011. На вооружении на 2015 год.

, Сухой,

в разработке, прототипы ожидаются к 2020 году, ударный, дальнего действия

Пчела-1Т, Яковлев (ОКБ А.С.Яковлева), Россия

разведывательный, разработка 1990 года, первый полет - 1997. Можно встретить в войсках в 2015 году.

Рейс

Т10 Элерон, ЭНИКС, Россия

Т23 Элерон

, Россия

летающее крыло, 25 кг, с 2015 года поступает в войска ВС РФ. Есть экспортная версия Тахион-Э

БЛА "летающее крыло" с электродвигателем и топливными элементами для беспилотной воздушной разведки и наблюдения. Стартовая масса - около 25 кг, полезная нагрузка более 5 кг, продолжительность полета - около 6 часов. Разработка "Ижмаш - беспилотные системы". В серию может пойти с другим названием.

, Тайбер (ООО Тайбер), Россия

Беспилотный вертолет с ДВС. Взлет, полет по маршруту и посадка проводятся в автоматическом режиме.

Типчак , КБ Луч (Концерн Вега), Россия

малый разведчик, первый полет - 2008, принят на вооружение в 2008 году. На 2015 - состоит на вооружении ВС РФ. Взлетный вес: 50 кг; скорость: 200 км/ч; максимальная высота: 3000 м; длительность полета: 2 часа.

Сверхзвуковой беспилотный дальний разведчик, первый полет - 1964

Ту-130, АНТК им.А.Н.Туполева, Россия

гиперзвуковой планер для термоядерного боеприпаса

Ту-141 Стриж (комплекс ВР-2), Туполев, СССР

Многоразовый оперативно- разработки ОКБ им Туполева. Входил в состав комплекса ВР-2 Стриж. Первый полет - 1974 год, начало эксплуатации - 1979 года. Турбореактивный двигатель. Скорость до 1110 км/ч. Дальность полета - 1000 км. Практическией потолок - 6000 м. Производился до 1989 года. Произведено 152 штуки. Устарел. Подробнее: вики .

ТУ-143 Рейс (комплекс ВР-3), Туполев, СССР

Разведывательный БЛА, первый полет - 1970. Для ведения тактической разведки с фотографированием и ТВ-разведкой площадных целей и отдельных маршрутов, наблюдения за радиационной обстановкой по маршруту полета. Входит в состав комплекса ВР-3. Разработан в 60-х годах XX века. Выпускался в период 1970-1980 годов, было выпущено порядка 950 штук. Неэффективен для современных условий. Его сменил Ту-243. вики

ТУ-243, Туполев, Россия

Разведывательный БЛА.

ТУ-300 Коршун, Туполев, Россия

Ударный летающий беспилотник с турбореактивным двигателем. Запускался из транспортно-пускового контейнера с использованием двух твердотопливных ускорителей. Масса полезной нагрузки превышала 1 тонну (это могли быть ракеты и бомбы). Шасси у самолета не было, приземление осуществлялось на парашюте. Разработка была свернута в 2007 году.

(Форпост-М), Уральский завод гражданской авиации, Россия

разведывательный БЛА самолетного типа, собранный по лицензии и из компонентов, произведенных в Израиле. Схож с израильским Searcher MkII разработки 1998 года. В 2018 году утвержается, что аппарат "полностью переведен на отечественную компонентную базу, включая оптико-электронные средства и двигатель". Есть планы закупки "Форпоста-М" в войска в 2019 году. В отличие от израильского дрона, оснащен оружием, в частности управляемыми бомбами.

Фрегат, Кронштадт, Россия

Взлетная масса: 5000 кг, полезная нагрузка - 800 кг, размах крыла - 17 м, сложенное крыло - 9 м, длина - 13 м, высота 3.7 м, дальность полета - 2300 км, продолжительность полета 4.3 ч, практический потолок - 7000 м.
Аппарат использует пару поворотных вентиляторов, на которые передается усилие от двигателя. Для повышения устойчивости при взлете, посадке и зависании применен поворотный импеллер в хвостовой части фюзеляжа. Тандемное крыло использовано для увеличения площади крыла и правильной "развесовки" аппарата. При необходимости, Фрегат способен взлететь и по-самолетному, что позволяет экономить топливо. На апрель 2019 года проект не завершен, хотя есть летная модель. Не выбрана силовая установка. Требуется еще не менее 6-8 лет.

Хаски, KVAND, Россия

БЛА вертолетного типа, 2 газотурбинных двигателя

90 кг, 130 км, 150 км/ч, потолок 4 км, ДхВ 3.75 м, 1,07 м, 42 кг полезной, 1.2 часа, дальность связи с наземной станцией - 100 км.

Чирок, ОПК, Россия

многоцелевой БЛА на воздушной подушке, двухтонный, в разработке на 2015 год. Ранее построен прототип.

, ОПК, Россия

винтовой БЛА, в разработке на июнь 2016

Штиль, INDELA, Россия

многоцелевой турбореактивный БЛА самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой и способностью зависания в воздухе

скорость 780 км/ч, потолок 9 км, Д 3.15 х К 2.98 х В 0.95 м, 100 кг полезной нагрузки, 5 часов

Элерон, Россия

Семейство БЛА и БАК, включая 3СВ, T10, T23 и другие

,

БЛА типа "летающее крыло". Разведывательная система предназначенная для работы на ближних дистанциях.

Элерон Т10, ЭНИКС, Россия

БЛА, летающее крыло со складными консолями, толкающий винт, для запуска требуется пневмокатапульта, для посадки - парашют.

Управление от наземной станции.

12 кг, 200 км, 120 км/ч, потолок - 5 км, длина - 0.83 метра, размах крыльев 2.2 м, полет - до 2 часов

Элерон Т23

малый разведчик. Первый полет - 2007. БЛА, летающее крыло, толкающий винт, складные консоли, запуск с катапульты.

DELTA-M

Многоцелевой, разведывательный, первый полет в 2014 году.

Merlin-21b, Россия

Разведывательный телеуправляемый дрон самолетного типа.

Оснащен двухдиапазонным радаром.
Используется дециметровый диапазон радиоволн для выявления скрытых от взгляда объектов или камуфлированных листвой. Сантиметровый диапазон позволяет делать снимки с высоким разрешением.
Передача данных осуществляется в режиме реального времени.
Полетный потолок дрона - до 3 км, дрон может действовать на удалении до 600 км от точки запуска.
Может работать при любых погодных условиях и в любое время суток.
Демонстрировался на форуме Army-2015 представителями ВВС РФ в июне 2015 года.

ZALA 421-02X, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

вертолетного типа, видеосвязь - 25 км, время в полете 90-180 минут, масса 90 кг, офстраница ZALA 421-02X

ZALA 421-04M, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

самолетного типа, летающее крыло, видеосвязь - 15 км, время в полете 90 минут, масса 5.5 кг, офстраница ZALA 421-04M . БЛА летающее крыло.

ZALA 421-06, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

БЛА вертолетного типа. До 3-х часов, до 40 км от пункта управления.

12 кг, 50 км/ч, потолок - 2 км, макс 70 км/ч, полезная нагрузка 3.5 кг,

ZALA 421-08, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

БЛА "летающее крыло", производится "Беспилотные системы", Ижевск.

2.5 кг, 10 км, 120 км/ч, потолок 4 км, длина 0.44 м, размах крыльев 0.8 м, продолжительность полета 1.3 часа

ZALA 421-08M, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

самолетного типа, летающее крыло, сверхмалый разведчик, первый полет в 2008 году, видеосвязь - 15 км, время в полете - 80 минут, масса 2.5 кг. Особенность данного дрона - поддержка захвата и трекинга цели, уникальный функционал для дронов малого класса. Офстраница ZALA 421-08M .

ZALA 421-16, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

самолетного типа, видеосвязь - 50 км, время полета 4-8 часов, 16 кг, офстраница ZALA 421-16 .

ZALA 421-16E, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

самолетного типа, видеосвязь - 50 км, время в полете - 4 ч, масса - 10 кг. Офстраница ZALA 421-16E .

ZALA 421-16EM, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

самолетного типа, видеосвязь - 25 км, 2.5 ч в полете, 6.5 кг, офстраница ZALA 421-16EM .

ZALA 421-20, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

самолетного типа, видеосвязь 70 км, время в полете - 6-8 часов, масса - 200 кг. Офстраница ZALA 421-20 .

ZALA 421-21, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

бесшумный мини-гексакоптер, видеосвязь - 2 км, время в полете - 40 минут, масса - 1.5 кг. Офстраница ZALA 421-21 .

взлетный вес: 1.5 кг

ZALA 421-22, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

октокоптер, видеосвязь - 5 км, время в полете - 35 минут, масса - 8 кг. Может не только передавать видеопоток наблюдения, но также выполнять задачу облета периметра или наблюдения за конкретным объектом инфраструктуры. Может переносить комплект для спасения на море SSK-4, состоящий из надуваемого спасжилета или небольшого надувного плота, которые дрон способен сбросить в указанные координаты спасаемому человеку. Офстраница ZALA 421-22 .

ZALA 421-23, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

вертолетного типа, видеосвязь - 25 км, время в полете 1.5-2 часа, масса - 35 кг. Офстраница ZALA 421-23 .

ZALA 421-M1 (мишень), ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

летающее крыло, скорость - до 400 км/ч, время в полете - 30 минут, размах крыла - 1215 мм. Офсайт ZALA 421-M1 .

Название неизвестно, Россия

Разведывательный беспилотный летательный аппарат вертолетного типа. Разрабатывается в 2016 году в интересах Морской авиациии ВМФ РФ. Назначение: осуществление целеуказания, корректировки огня, картографирование местности, поиск потерпевших бедствие экипажей самолетов и кораблей. В составе комплекса входи несколько беспилотников, средства управления, транспорт и пункт технического обслуживания. Возможно речь о попытке "реинкарнации" темы "Роллер", которая ранее завершилась неудачей. / tass.ru

Австрия

Израиль

Aerostar, Aeronautics Defence Systems, Израиль

БЛА самолетного типа, требующий для взлета и посадки ВПП. Двигатель 490 IA, 38 л.с. Для использования силовыми структурами.
Закупался в США и в Польшу. Более 12 часов в полете. Управление в условиях прямой видимости на расстоянии до 200 км, либо опционально через спутник, скорости - 60 узлов и максимально до 110 узлов. Размах крыльев - 6.5 м, длина 4.5 м, высота 1.2 м. Вес 210 кг, вес полезной нагрузки 50 кг.

AirMule, Tactical Robotics

Bird Eye

Тактический БЛА.

2015 Собирается в России, в Татарстане под названием Застава.

2008 Изучался в Украине специалистами Минобороны на предмет закупок для армии. Ориентир стоимости комплекса - $1.3 млн. На вооружение армии Украины не поступал.

Cormorant, Tactical Robotics

VTOL. Разрабатывается не менее, чем с 2008 года, до 2016 года под названием AirMule. Предназначен для переброски пехоты, гражданских лиц или грузов. Поддерживает телеуправляемый и автономный режимы полета. Вес - 1.4 т, скорость - до 180 км/ч, полезная нагрузка - более 200 кг, потолок высоты - 3.7 км, запас хода - 5 часов. На ноябрь 2016 года - проведены полевые испытания, которые выявили ряд недочетов.
2016.11.19 .

E-Hunter, Israel Aerospace Industries, Израиль

Израильская модификация разведывательного телеуправляемого дрона RQ-5 Hunter с увеличенными грузоподъемностью, дальностью полета и временем полета. Первый полет в июле 1995 года.

Eitan, IAI, Израиль

он же Heron TP, см.

Elbit Hermes-180, Elbit Systems / Эльбит Маарахот, Израиль

Многоцелевой БЛА

Elbit Hermes-450, Elbit Systems / Эльбит Маарахот, Израиль

Длина: 2.7 метров, размах крыльев - 2.1 метра, двигатель 28 кВт, толкающий пропеллер в задней части корпуса, максимально развиваемая скорость - 185 км/ч, дальность полета до 500 км. Вооружение - боеголовка 32 кг. Вес - 132 кг.

Экспортировался в Китай в 1994 году и в другие страны - Чили, Индию, Южную Корею, Турцию.

Hero 30, UVision, Израиль

Ударный БЛА. Барражирующий летательный аппарат в ранцевом исполнении, для поражения живой силы противника. 3 кг. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com

Hero 70, UVision, Израиль

Ударный БЛА. Сверхлегкий 7-кг интеллектуальный комплекс HERO 70 для поражения легковых автомобилей. Передача данных в зоне прямой видимости 40 км. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com

Hero 120, UVision, Израиль

Ударный БЛА. Самый большой летательный аппарат ближнего действия для поражения танков или других стратегических целей. Может нести боевую часть массой до 3.5 кг. Продолжительность полета до 60 минут. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com

Hero 250, UVision, Израиль

Ударный БЛА. Продолжительность полета до 3 часов и зоной прямой видимости до 150 км, позволяющий наносить ударов на большом расстоянии. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com

Hero 400, UVision, Израиль

Ударный БЛА. Барражирующий малогабаритный летательный аппарат дальнего действия Hero 400 для нанесения точечных ударов по боевым целям в населенной застроенной местности или удаленных местах. Масса - 40 кг, боевая часть - 8 кг. Продожительность полета - до 4 часов, дальность - 150 км. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com

Hero 900, UVision. Израиль

Ударный БЛА. Для стратегических операций. Способен нести боевую часть до 20 кг с продолжительностью полета до 7 часов. Радиус действия - 250 км. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com

MALE UAV, т.е. средневысотный телеуправляемый беспилотный летательный аппарат с длительным временем управляемого полета. Его принято сравнивать с американским MQ-1 Predator.

, Israel Aerospace Industries (IAI), Израиль

Телеуправляемый пилотом ударный летательный аппарат. Основные параметры: размах крыльев - 26 метров, длина - 15 метров. Вес - 4 тонны, полезная нагрузка - 1 тонна. Время в воздухе - до 36 часов.

Статус: Первый полет выполнен в 2009 году, регулярно используется с 2011 года. По состоянию на 2015 год стоит на вооружении ВВС Израиля, а также импортируется рядом клиентов в Европе и Азии. .

, Israel Aerospace

Барражирующий боеприпас. Предназначен для поражения личного состава и легкобронированной техники противника. Скорость - до 120 - 157 км/ч, при "нырке к цели" скорость доходит до 203 км/ч. Время барражирования - до 75 минут. Дальнодействие - до 40 км. Боеголовка - 2.5 кг. Толкающий винт, электродвигатель

Orbiter, Aeronautics Defence Systems, Израиль

Мини БЛА, самолетного типа, предназначенный для использования военными и другими силовиками в целях разведки и наблюдения. Запуск с катапульты или bungee (возможно с рук), малошумящий, посадка на парашюте. Дальность действия - до 15 км, продолжительность полета - до 1.5 часов. Переносится вместе с пультом управления в заплечном рюкзаке. Размах крыльев 2.2 м, длина 1 м. Сборка в точке запуска - за 10 минут.
Закупается, например, в Польшу.

Panther, IAI, Израиль

Военный разведывательный БЛА. Функциональность VTOL и гибридная силовая установка. 130 км/ч, канал управления - 60 км. Высота - до 3 км, продолжительность полета - до 6 часов. 67 кг, полезная нагрузка - 8.5 кг. Поворотная конструкция винтов.
2017.04.30 .

Rotem, IAI, Израиль

Rotem - это портативный складной военный квадракоптер, который можно быстро приготовить к полету. Rotem L может зависнуть над целью и, получив соответствующую команду, нырнуть вниз и нанести удар. Управление дроном осуществляется с планшета. В качестве полезной нагрузки могут использоваться две гранаты, используемые для подрыва рядом с целью или камера для видеонаблюдения за целью. Вес беспилотника - 4.5 кг, он рассчитан на использование, как в дневное, так и в ночное время суток. Дрон может зависать над целью в полной готовности к атаке на время до 30 минут. Вес взрывного заряда не должен превышать 0.45 кг.

Searcher MkII, IAI, Израиль

Тактический дрон. Используется с 2008 или ранее. В России известен, как Форпост.

Silver Arrow Darter, Elbit Systems, Израиль

Тактический разведывательный БЛА

Silver Arrow Sniper, Elbit Systems, Израиль

Тактический разведывательный БЛА

Skylark I Mini, Elbit Systems, Израиль

Тактический разведывательный БЛА (Жаворонок)

Skylark C, Elbit Systems, Израиль

Тактический разведывательный БЛА для использования в морских условиях. Инерциальная навигационная система (INS), стабилизированная оптико-электроннаянагрузка (EO) - тепловизор и камера. Взлет - катапульта, посадка - парашют или сетка над палубой. Два оператора для управления.

Иран

Saegheh (Удар молнии)

Беспилотник, созданный на основе захваченного Ираном американского ударного БЛА RQ-170 Sentinel

Shahed 129, Shahed Aviation Industries Research, Иран

самолетного типа, многоцелевой, MALE,

2017.06 ВВС США (F-15 Strike Eagle) сбили ударный беспилотник Shahed 129 правительственных войск Сирии над Сирией.

Италия

SW-4 Solo, Finmeccanica Helicopter Division, . pdf

, China Aerospace Science and Technology Corporation

Ударный БЛА самолетного типа из семейства "Радуга" с размахом крыльев 7.62 м, с толкающим трехлопастным пропеллером позади корпуса. Скорость полета - до 240 км/ч.

, China Aerospace and Technology Corporation, Китай

Sky Saber, Китай

БЛА, анонсирован в 2013 году в статусе "разрабатывается". С высокоточным оружием на борту.

, NORINCO, Китай

Многоцелевой беспилотник вертолетного типа, анонсирован в 2016 году.

Soar Dragon, Китай

БЛА, схожий по функциональности и характеристикам с американским RQ-4 Global Hawk.

Другие названия изделия Chengdu Pterodactyl I или Yillong-1. Это средневысотный ударный военный БЛА, разработанный в Китае в 2008 года в попытках воссоздать аналог американского MQ-1 Predator. Вышло несколько модификаций, например, Pterosaur I, Pterodactyl I, WJ-1, GJ-1

, Chengdu Aircraft Institute, Китай

Это высотный ударный военный БЛА, анонсированный в Китае в 2015 году в попытках воссоздать аналог американского MQ-1 Predator. Первый полет - в феврале 2017 года.

WJ-500, CASIC, Китай

WJ-500, CASIC. Источник изображения: uasvision.com

, CASIC, Китай


Ударно-разведывательный БЛА модульной конструкции. До 600 кг полезной нагрузки. Скорость - до 720 км/ч, потолок высоты - до 10 км. Дальность действия - 2100 км. Крылья оборудованы узлами наружной подвижки грузов.

Xianglong, Китай

БЛА, анонсирован в 2013 году в статусе "разрабатывается".

Yilong I, см.

В Объединенном королевстве есть собственные разработки военных БЛА, но кроме того страна закупает американские военные БЛА в США, на сотни миллионов долларов. Это, прежде всего, такие дроны, как Predator и Reaper.
В частности, в 2016 году принято решение закупить 10 БЛА Protector у General Atomics, США, на сумму $125 млн.

Blackstart, Blue Bear System, Объединенное Королевство

https://www.bbsr.co.uk/

запускаемый с руки крылатый дрон, вес - 4,5 кг

, BAE Systems, Объединенное королевство

Разрабатываемый в BAE Systems военный дрон, выполненный по Стелс-технологии, особенностью которого является отсутствие элеронов.

Protector, General Atomics, США

Whatchkeeper WK450, U-TacS (Thales Group и Elbit Systems), Объединенное королевство

Всепогодный беспилотник, используемый Армией Объединенного королевства (на базе израильского Elbit Hermes 450). 450 кг, полезная нагрузка - 150 кг, 17 часов - продолжительность полета. Используется с 2010 года. Двухрежимный радар с синтезируемой апертурой и детектированием движущихся наземных целей.

Экспериментальный БЛА - псевдоспутник. 22.5 м размах крыльев. 14 суток непрерывного полета.

, Airbus Defence and Space, Европа

Экспериментальный БЛА - псевдоспутник. Задача - оставаться в воздухе несколько недель. В разработке на 2015-2016 годы.

, Airbus Defence and Space, Европа

Разведывательный БЛА - псевдоспутник, разрабатываемый в 2016 году в Airbus Defence and Space для министерства обороны Объединенного королевства. Испытания назначены на 2017 год.

Объединенные Арабские Эмираты

Yabhon United 40, ADCOM Systems, Объединенные Арабские Эмираты

Военный БЛА, самолетного типа, размах крыльев - 20 метров, длина 11.13 м, высота 4.38 метров, вес без полезной нагрузки - 520 кг, максимальный взлетный вес - до 1500 кг, полезная нагрузка до 1000 кг, емкость бака - 900 литров. Приводы - основной двигатель и электродвигатель. До 120 часов беспосадочного полета, потолок - 7 км, скорости от 75 до 220 км/ч. Официальный сайт: adcom-systems.com

Yabhon United 40 block 5, ADCOM Systems, Объединенные Арабские Эмираты

Военный ударный БЛА, самолетного типа. Может нести ракетное вооружение. Официальная страница: adcom-systems.com

Пакистан

Burraq

Ударный БЛА Burraq разработки Пакистан впервые задействовали для атаки на "террористов" в Северном Вазиристане. / defencetalk.com

БЛА Burraq разработан в Пакистане во второй половине нулевых годов. Первый полет зафиксирован в 2009 году, на вооружение БЛА поступил в 2014 году. БЛА оснащен несколькими типами сенсоров и ракетами Barq воздух-земля. Первые испытания запусков ракет с БЛА состоялись в марте 2015 года. Сейчас, вероятно, произошло первое боевое применение БЛА. / nplus1.ru

Польша

, WB Electronics

Военный ударный беспилотник. Баражирующий боеприпас, предназначенный для выявления и противодействия целям, таким, как легкие танки и бронетранспортеры.

Сербия

Pegaz

Военно-технический институт Белграда, Сербия и BB Composite

Длина - 5.4 м, размах крыльев - 6.3 м, высота - 1.5 м. Собственная масса - 120 кг, максимальная взлетная - 231 кг. Дальность полета - около 100 км. Максимальная скорость - 201 км/ч, крейсерская - 144.8 км/ч. Предельная продолжительность полета - 12 часов. Потолок высоты - 3 км.

Avenger (Predator-C), General Atomics Aeronautical Systems, Inc., США

, Исследовательская морская лаборатория, США

беспилотные микродроны-планеры. В разработке на 2015.05. Микродроны предполагается "роем" выбрасывать с большой высоты, с самолета, дрона или аэростата. Далее они планируют к цели, ориентируясь по GPS. Разрабатывают эти микродроны в Исследовательской морской лаборатории США.

, Raytheon, США

Барражирующий боеприпас. Предназначен для поражения личного состава и легкобронированной техники противника. Разработан в Raytheon. Система способна оставаться в воздухе до 2 часов и разгоняться до 130 км/ч.

Dragon Lady

EQ-4, Northrop Grumman, США

Версия RQ-4 Global Hawk, оборудованная системой BACN (Battlefield Airborn Communications Node). В 2017 году у ВВС США три таких дрона, приданные 38-й Air Expeditionary Wing, базирующейся на авиабазе Al Dhafra в ОАЭ.

, США

Военный беспилотник для разведки, наблюдения, рекогносцировки и РЭБ. Может оставаться в полете свыше 15 часов. Предназначен для оказания стратегической поддержки наземным тактическим группам. Не нуждается в ВВП, стартует с катапульты, приземление - в сеть. В 2017 году получил новый двигатель.

Gremlin, DARPA, США

, США

Название проекта LOCUST ВМС США расшифровывается, как LOw-Cost Unmanned aerial vehickle Swarming Technology, т.е. технология роя недорогих беспилотников.
Пусковая установка проекта LOCUST, разработанного в офисе военно-морских исследований США, способна за несколько секунд запустить в воздух целую группу беспилотников самолетного типа. Дроны предназначены для решения задач целеуказания, а также они могут затруднять работу систем ПВО врага. Основное преимущество такого подхода - противнику сложнее работать с большим числом небольших целей, выполняющих задачу, например, корректирования огня. Часть беспилотников группы по-замыслу может быть переоборудована для использования в качестве барражирующего боеприпаса. Видимо, американцам понравился опыт израильтян с их HARPY, которую хотели бы закупить немало стран. Новости по ссылке .

, General Atomics,

MALE UAS, средневысотный телеуправляемый БЛА, самолетного типа, первоначально разведывательный (RQ-1), позднее был модифицирован до многоцелевого (MQ-1). С 2018 года в США планируют отказаться от его использования.

, General Atomics,

Многоцелевой телеуправляемый БЛА самолетного типа. Стоимость - порядка $21 млн за единицу. Может нести на себе ракеты воздух-земля.

, Northrop Grumman, США

Многоцелевой BAMS UAS, самолетного типа. Для разведывательных целей. Способен оставаться в воздухе более 24 часов. Создан по заказу ВМФ США, как дальнейшее развитие BAMS UAS RQ-4 Global Hawk . Первый полет - 22 мая 2013 года. Планируется выпуск 68 штук. Стоимость порядка $182 млн (считая расходы на разработку).

MQ-5B Hunter, IAI Malat Division, США/Израиль

многоцелевой телеуправляемый БЛА, средневысотный, самолетного типа, с длительным временем полета.

От разведывательного RQ-5B отличается наличием авиабомб GBU-44/B Viper Strike.

Разработан в 1989 году Israeli Aircraft Industries совместно с американской компанией TRW (Northorp Grumman Corp.) на базе израильского БЛА Impact.

Первый полет - 1991

Первый контракт на производство для армии США - 1993 год. Также закупался Францией, Бельгией, Индией.

2014.03 Согласно публикациям российской прессы был посажен на территории Крыма после перехвата управления с использованием российского комплекса РЭБ Автобаза. / tvzvezda.ru . Информация скорее всего не достоверна, в частности Ростех опровергает факт использования комплекса Автобаза в Крыму. / Rostec.ru Отрицают это и другие источники, в частности, со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона / bbc.com

Fire Scout, Northrop Grumman, США

Беспилотный автономный вертолет для использования ВМС США.

2015.06.20 UAV вертолетного типа. На вооружении Армии США. 7.32 м длиной, грузоподьемность - 272 кг. Не менее 30 единиц.

, Northrop Grumman, США

Военно-морской беспилотный автономный вертолет. Первый полет 31.10.2013 . Оборудован радаром, сенсорами для перехвата связи и системой APKWS (высокоточного огня), что означает ракеты с лазерным наведением.

, General Atomics, США

самолетного типа, многоцелевой, повышенной дальности действия

, Boeing, США

самолетного типа, многоцелевой.

2019.05 . В 2017 году речь шла о том, что полноформатная версия MQ-25 должна будет поднимать в воздух порядка 8328 литров топлива и заправлять самолеты на расстояниях свыше 800 км от авианосца.

Робот не может причинить человеку вред или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
- А. Азимов, Три закона роботехники

Айзек Азимов ошибался. Совсем скоро электронный «глаз» возьмет человека на прицел, а микросхема бесстрастно прикажет: “Огонь на поражение!”

Робот сильнее пилота из плоти и крови. Десять, двадцать, тридцать часов непрерывного полета - он демонстрирует неизменную бодрость и готов к продолжению миссии. Даже когда перегрузки достигнут страшных 10 «же», наполняя тело свинцовой болью, цифровой дьявол сохранит ясность сознания, продолжая невозмутимо счислять курс и следить за противником.

Цифровому мозгу не требуется обучение и регулярные тренировки для поддержания квалификации. Математические модели и алгоритмы поведения в воздухе навечно загружены в память машины. Простояв десятилетие в ангаре, робот в любой момент вернется в небо, взяв штурвал в свои крепкие и умелые «руки».

Их час еще не пробил. В вооруженных силах США (лидера в данной области техники) беспилотники составляют треть парка всех находящихся в эксплуатации летательных аппаратов. При этом лишь 1% БПЛА способны применять .

Увы, даже этого хватает с избытком, чтобы посеять ужас на тех территориях, что отданы под охотугодья для этих безжалостных стальных птиц.

5 место - General Atomics MQ-9 Reaper (“Жатка”)

Разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой около 5 тонн.

Продолжительность полета: 24 часа.
Скорость: до 400 км/ч.
Потолок: 13 000 метров.
Двигатель: турбовинтовой, 900 л.с.
Полный запас топлива: 1300 кг.

Вооружение: до четырех ракет “Хэллфайр” и две 500-фунтовые управляемые бомбы JDAM.

Бортовое радиоэлектронное оборудование: радиолокатор AN/APY-8 с режимом картографирования (под носовым обтекателем), электронно-оптическая прицельная станция MTS-B (в сферическом модуле) для работы в видимом и ИК-диапазонах, со встроенным целеуказателем для подсветки целей для боеприпасов с полуактивным лазерным наведением.

Стоимость: 16,9 млн. долл.

К настоящему времени построено 163 БПЛА “Рипер”.

Наиболее громкий случай боевого применения: в апреле 2010 в Афганистане ударом БПЛА MQ-9 “Рипер” был убит третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, известный как Шейх аль-Масри.

4 место - Interstate TDR-1

Беспилотный бомбардировщик-торпедоносец.

Макс. взлетный вес: 2,7 тонны.
Двигатели: 2 х 220 л.с.
Крейсерская скорость: 225 км/ч,
Дальность полета: 680 км,
Боевая нагрузка: 2000 фн. (907 кг).
Построено: 162 ед.

«Помню охватившее меня возбуждение, когда экран зарябил и покрылся многочисленными точками - мне показалось, что система телеуправления дала сбой. Через мгновение я понял, это стреляют зенитки! Скорректировав полет дрона, я направил его прямо в середину корабля. В последнюю секунду перед моим взором мелькнула палуба - настолько близко, что я мог разглядеть детали. Внезапно экран превратился в серый статичный фон… Очевидно, взрыв убил всех находившихся на борту».


- Первый боевой вылет 27 сентября 1944 г.

“Проект Опцион” предусматривал создание беспилотных торпедоносцев для уничтожения японского флота. В апреле 1942 года состоялось первое испытание системы - «беспилотник», дистанционно управляемый с борта летящего в 50 км самолета, вышел в атаку на эсминец «Уорд». Сброшенная торпеда прошла точно под килем эсминца.


Взлет TDR-1 с палубы авианесущего корабля

Ободренные успехом, руководство флота рассчитывало к 1943 году сформировать 18 ударных эскадрилий в составе 1000 БПЛА и 162 командных “Эвенджеров”. Однако японский флот вскоре был разгромлен обычными самолетами, и программа потеряла приоритет.

Главным секретом TDR-1 была малогабаритная видеокамера конструкции Владимира Зворыкина. При весе 44 кг она обладала возможностью передачи изображения по радиоканалу с частотой 40 кадров в сек.

“Проект Опцион” потрясает своей смелостью и ранним появлением, но у нас впереди еще 3 удивительные машины:

3 место - RQ-4 “Глобал Хок”

Беспилотный самолет-разведчик с макс. взлетной массой 14,6 тонны.

Продолжительность полета: 32 часа.
Макс. скорость: 620 км/ч.
Потолок: 18 200 метров.
Двигатель: турбореактивной с тягой 3 тонны,
Дальность полета: 22 000 км.
Стоимость: 131 млн. долл (без учета затрат на его разработку).
Построено: 42 единицы.

Беспилотник оснащен комплектом разведывательного оборудования HISAR, подобным тому, что ставится на современные разведчики U-2. HISAR включает в себя РЛС с синтезированной апертурой, оптическую и тепловую камеры, а также спутниковый канал передачи данных со скоростью 50 Мбит/сек. Возможна установка дополнительного оборудования для ведения радиотехнической разведки.

Каждый БПЛА имеет комплекс защитных средств, включающий станции предупреждения о лазерном и радарном облучении, а также буксируемую ловушку ALE-50 для отвода выпущенных по нему ракет.


Лесные пожары в Калифорнии, снятые разведчиком "Глобал Хок"

Достойный преемник разведчика U-2, парящий в стратосфере, распластав свои огромные крылья. Среди рекордов RQ-4 полеты на большое расстояние (перелет из США в Австралию, 2001 г.), самое продолжительный полет среди всех БПЛА (33 часа в воздухе, 2008 г.), демонстрация дозаправки беспилотника беспилотником (2012 год). К 2013 году суммарный налет RQ-4 превысил 100 000 часов.

На базе “Глобал Хока” создан беспилотник MQ-4 “Тритон”. Морской разведчик с новым радаром, способный обследовать за сутки 7 млн. кв. километров океана.

“Глобал Хок” не несет ударного вооружения, но заслуженно попадает в список самых опасных дронов, за то что слишком много знает.

2 место - X-47B “Пегас”

Малозаметный разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой 20 тонн.

Крейсерская скорость: 0,9 Маха.
Потолок:12 000 метров.
Двигатель: от истребителя F-16, тяга 8 тонн.
Дальность полета: 3900 км.
Стоимость: 900 млн. долл. на научно-исследовательские работы по программе X-47.
Построено: 2 концепт-демонстратора.
Вооружение: два внутренних бомботсека, боевая нагрузка 2 тонны.

Харизматичный беспилотник, построенный по схеме “утка”, но без использования ПГО, роль которого выполняет сам несущий фюзеляж, выполненный по технологии “стелс” и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей.

Год назад X-47B повеселил публику своими полетами с палуб авианосцев. Сейчас этот этап программы близится к завершению. В перспективе - появление еще более грозного дрона X-47C с боевой нагрузкой свыше четырех тонн.

1 место - “Таранис”

Концепт малозаметного ударного БПЛА от британской компании BAE Systems.

О самом дроне известно немного:
Дозвуковая скорость.
Технология “стелс”.
Турбореактивный двигатель с тягой 4 тонны.
Облик, напоминающий российский экспериментальный БПЛА “Скат”.
Два внутренних отсека вооружений.

Что же такого ужасного в этом “Таранисе”?

Целью программы является отработка технологий для создания автономного малозаметного ударного дрона, который позволит наносить высокоточные удары по наземным целям на большой дальности и автоматически уклоняться от средств поражения противника.

До этого споры о возможном “глушении связи” и “перехвате управления” вызывали лишь сарказм. Теперь они полностью утратили смысл: “Таранис”, в принципе, не готов к общению. Он глух ко всем просьбам и мольбам. Робот равнодушно ищет того, чей облик попадает под описание врага.


Цикл летных испытаний на австралийском полигоне Вумера, 2013 г.

“Таранис” - всего лишь начало пути. На его базе планируется создание беспилотного бомбардировщика-штурмовика с межконтинентальной дальностью полета. Кроме того, появление полностью автономных дронов откроет дорогу к созданию беспилотных истребителей (т.к. существующие дистанционно управляемые БПЛА не способны вести воздушный бой, ввиду задержек в их системе телеуправления).

Британские ученые готовят достойный финал всему человечеству.

Эпилог

У войны не женское лицо. Скорее, не человеческое.

Беспилотная техника - это полет в будущее. Она приближает нас к извечной человеческой мечте: перестать наконец рисковать жизнями солдат и отдать ратные подвиги на откуп бездушным машинам.

Следуя эмпирическому правилу Мура (удвоение производительности компьютеров каждые 24 месяца), будущее может наступить неожиданно скоро…

Всего 15 лет назад к беспилотникам относились как к научной фантастике. В 2005 году Израиль запустил пробный шар и послал несколько почти игрушечных самолетиков с камерами на сторону Сирии. Самолетики вернулись с разведданными и через несколько часов на их место вернулись F-16. С тех пор боевые дроны стали гораздо круче: сегодня им уже не нужны истребители.

Настоящий великан среди беспилотных аппаратов. Triton MQ-4C разрабатывался Northrop Grumman по заказу Пентагона. Размах крыльев этого гиганта сравним с размахом крыльев «Боинга-747», но пока точной информации о сфере применения беспилотника-гиганта не имеется.

WU-14

Китайский экспериментальный гиперзвуковой беспилотник, созданный для доставки ракет через континент. Вообще-то, Министерство обороны КНР в свое время декларировали WU-14 как «научный летательный аппарат», но впоследствии признали его военное предназначение. WU-14 - это самый мощный беспилотник в нашем списке, поскольку предназначен для доставки к цели ядерного оружия.

CH-5

Китайская разработка, которую вполне можно назвать модифицированным клоном американского «Жнеца смерти». БПЛА создан военной корпорацией China Aerospace Science and Technology и уже испытан в боевых условиях. Беспилотник оснащен двумя боеприпасами нового типа (какими именно пока не известно) и лазерной системой наведения.

Taranis

До настоящего момента почти вся информация о британском проекте межконтинентального БПЛА засекречена. Известны лишь основные параметры Taranis (масса - три тонны, длина - 11 метров, размах крыльев - 10 метров) и то, что беспилотник оснащается стелс-технологией.

Northrop Grumman X-47BС

Детище американских гениев из знаменитой Northrop Grumman. Боевой БПЛА второго поколения способен совершать взлет и посадку вообще без оператора, только при помощи бортового компьютера. Крылья оснащены ракетными установками, которыми управляет уже человек с земли.

IAI Harpy

Это дрон-камикадзе, предназначенный для обнаружения и уничтожения живой и бронированной силы противника. Беспилотник пикирует на цель с большой высоты, поражая ее осколочно-фугасным снарядом.

MQ-9 Reaper

Пожалуй, один из самых известных и самых смертоносных беспилотников мира. «Жнец» пришел на замену беспилотному разведкомплексу MQ-1 Predator. Reaper способен взлетать на высоту тринадцать километров, поднимать весь в 4,7 тонны и находиться в воздухе целые сутки. Ускользнуть от такого стального хищника будет очень и очень сложно.

Форпост

По сути, российский «Форпост» является чуть доработанной версией проверенного в боях израильского Searcher 2. На данный момент эти комплексы только начинают поступать в Армию России, но уже используются в боевых действиях в Сирии.

C-Worker 5

Беспилотными становятся не только самолеты, но и морские суда. Великобритания представила свой катер C-Worker 5, способный развивать небольшую скорость, зато держаться на одном топливном баке целую неделю. Судно планируется использовать для разведки и траления, в крайнем случае его можно взорвать дистанционно и устроить что-то вроде диверсии.

S-100 Camcopter

Австралийская компания Schiebel представила свой беспилотный вертолет еще в 2005 году, но до настоящего момента он вовсе не потерял актуальность. S-100 Camcopter умеет отслеживать большие группы противника на недоступном для обнаружения расстоянии и чаще всего используется как разведчик. Впрочем, «зубы» у этого винтового малыша тоже имеются.

В голливудских фантастических фильмах довольно часто прослеживается образ беспилотного летательного ударного аппарата. Так вот, в настоящее время США являются лидерами мирового строительства и конструирования беспилотников . И не останавливаются на достигнутом, всё более наращивая парк БПЛА в вооруженных силах.

Получив опыт первой, второй Иракской кампаний и Афганской кампании, Пентагон продолжает развитие беспилотных систем. Будут увеличены закупки БПЛА, создаются критерии новых аппаратов. БПЛА сначала заняли нишу легких разведчиков, но уже в 2000-е годы стало ясно, что они перспективны и как ударные самолёты – применялись в Йемене, Ираке, Афганистане, Пакистане. Беспилотники стали полноценными ударными единицами.

MQ-9 Reaper «Жнец»

Последней покупкой Пентагона стал заказ 24 ударных БПЛА типа MQ-9 Reaper . Этот контракт почти удвоит их количество в вооруженных силах (в начале 2009 у США было 28 таких беспилотников). Постепенно «Жнецы» (по англо-саксонской мифологии образ смерти) должны заменить более старых «Хищников» MQ-1 Predator, их на вооружении примерно 200.

БПЛА MQ-9 Reaper впервые поднялся в воздух в феврале 2001 года . Аппарат был создан в 2-х версиях: турбовинтовой и турбореактивной, но ВВС США, заинтересовавшись новой техникой, указали на необходимость единообразия, отказавшись от закупки реактивного варианта. К тому же он, несмотря на высокие пилотажные качества (например, практический потолок до 19 километров), мог быть в воздухе не более 18 часов, что не устаивало ВВС. Турбовинтовая модель пошла в серию на 910-сильном двигателе TPE-331 – «детище» фирмы Garrett AiResearch.

Базовые ТТХ «Жнеца»:

— Вес: 2223 кг (пустой) и 4760 кг (максимальный);
— Максимальная скорость — 482 км/ч и крейсерская – около 300 км/ч;
— Максимальная дальность полета – 5800…5900 км;
— С полной нагрузкой БПЛА будет выполнять свою работу около 14 часов. Всего же MQ-9 способен держаться в воздухе до 28-30 часов;
— Практический потолок — до 15 километров, а рабочий эшелон высот –7,5 км;

Вооружение «Жнеца» : имеет 6-ть точек подвески, общий объем полезной нагрузки до 3800 фунтов, так вместо 2-х управляемых ракет AGM-114 Hellfire на «Хищнике», его более совершенный собрат может взять до 14 УР.
Вторым вариантом оснащения «Жнеца» является комбинация из 4-х «Хеллфайров» и 2-х пятисотфунтовых корректируемых авиабомб GBU-12 Paveway II с лазерным наведением.
В калибре 500 фунтов также возможно и применение вооружения системы JDAM с GPS-наведением – например боеприпаса GBU-38. Оружие класса «воздух-воздух» представлено ракетами AIM-9 Sidewinder и с недавних пор AIM-92 Stinger – модификацией ракеты хорошо известного ПЗРК, приспособленной для воздушного старта.

БРЭО : Радиолокационная станция AN/APY-8 Lynx II с синтезированной апертурой, способная работать в режиме картографирования - в носовом обтекателе. На малых (до 70 узлов) скоростях радар позволяет сканировать поверхность с разрешением один метр, просматривая 25 квадратных километров в минуту. На больших скоростях (порядка 250 узлов) – до 60 квадратных километров.

В поисковых режимах РЛС, в так называемом режиме SPOT, обеспечивает получение с дистанции до 40 километров мгновенных «снимков» локальных участков земной поверхности размером 300×170 метров, разрешение при этом достигает 10 сантиметров . Комбинированная электронно-оптическая и тепловизионная прицельная станция MTS-B - на сферическом подвесе под фюзеляжем. Включает лазерный дальномер-целеуказатель, способный осуществлять целеуказание всему спектру боеприпасов США и НАТО с полуактивным лазерным наведением.

В 2007 году была сформированная первая ударная эскадрилья «Жнецов» , они поступили на вооружение 42-й ударной эскадрильи, которая расположена на авиабазе «Крич» в штате Невада. В 2008 году ими была вооружена 174-е истребительное авиакрылы ВВС Национальной гвардии. Специально оборудованные «Жнецы» также есть у НАСА, Министерства национальной безопасности, у Пограничной службы.
На продажу система не выставлялась. Из союзников «Жнецов» купила Австралия и Англия. Германия отказалась от этой системы в пользу своих разработок и израильских.

Перспективы

Следующее поколение средних БПЛА по программам MQ-X и MQ-M, должно встать на крыло к 2020 году. Военные хотят одновременно расширить боевые возможности ударного БПЛА и максимально его интегрировать в общую боевую систему.

Основные задачи:

— Планируют создать такую базовую платформу, которая сможет быть использована на всех театрах военных действий, что кратно повысит функциональные возможности беспилотной группировки ВВС в регионе, а также увеличит скорость и гибкость реакции на возникающие угрозы.

— Повышение автономности аппарата и увеличение возможностей выполнения задач в сложных погодных условиях. Автоматизм взлёта и посадки, выхода в район боевого патрулирования.

— Перехват воздушных целей, непосредственная поддержка сухопутных войск, применение беспилотника, как интегрированного разведывательного комплекса, комплекс задач РЭБ и задачи обеспечения связи и освещения обстановки в форме развертывания на базе летательного аппарата информационного шлюза.

— Подавление системы ПВО противника.

— К 2030 году планируют создать модель беспилотника-заправщика, своего рода беспилотный танкер, способный снабжать топливом иные летательные аппараты – это резко повысит длительность нахождения в воздухе.

— Есть планы создать модификации БПЛА, которые задействуют в поисково-спасательных и эвакуационных миссиях, связанных с авиационной переброской людей.

— В концепцию боевого применения БПЛА планируется заложить архитектуру так называемого «роя» (SWARM), который позволит обеспечивать совместное боевое применение групп беспилотных самолетов по обмену разведывательной информацией и ударным действиям.

— В итоге БПЛА должны «дорасти» до таких задач, как включение в систему ПВО-ПРО страны и даже нанесение стратегических ударов. Это отнесено к середине 21 века.

Флот

В начале февраля 2011 года с авиабазы «Эдвардс» (Калифорния) поднялся в воздух реактивный БПЛА Х-47В . Беспилотники для ВМС начали разрабатывать с 2001 года. Морские испытания должны начать с 2013 года.

Основные требования ВМФ:
—палубное базирование, включая посадку без нарушения режима малозаметности;
— два полноценных отсека для установки вооружения, общий вес которого, по ряду сообщений, может достигать двух тонн;
— система дозаправки в воздухе.

США разрабатывают список требований к истребителю 6-го поколения:

— Оснащение бортовыми информационно-управляющими комплексами следующего поколения, технологии малозаметности.

— Гиперзвуковая скорость, то есть скорости выше 5-6 Маха.

— Возможность беспилотного управления.

— Электронная элементная база бортовых комплексов самолёта должна уступить место оптической, построенной на технологиях фотоники, с полным переходом на волоконно-оптические линии связи.

Таким образом, США уверенно сохраняют позиции в разработке, развёртывании и накоплении опыта боевого применения БПЛА. Участие в ряде локальных войн позволило вооружённым силам США поддерживать личный состав в боеготовом состоянии, совершенствовать технику и технологии, схемы боевого применения и управления.

ВС получили уникальный боевой опыт и возможность на практике без крупных рисков вскрывать и исправлять огрехи проектировщиков. БПЛА становятся частью единой боевой системы – ведения «сетецентрической войны».

Американские аналитики дали неоднозначную оценку новейшим российским военным наземным и летательным беспилотникам. Некоторые изделия, отмечают эксперты, практически зарубежных аналогов, а другие клонами иностранных разработок. Эксперты сходятся в одном: война будущего невозможна без роботов, и России придется соответствовать современным реалиям.

Друзья рядом

Беспилотник «Орион» (дальность полета - 250 километров, продолжительность - до суток) подозрительно похож на иранский Shahed. Оригинальное изделие использовалось Ираном в Сирии, видели его и в Ливане.

Основной российский беспилотник «Форпост» заимствован у Израиля, где под названием Searcher производится концерном IAI (Israel Aerospace Industries). Бендетт иронически отмечает, что Израилю удается получать многомиллиардную военную помощь от США и одновременно продавать оборонные технологии России.

Связи нет

Согласно Бендетту, разработка первого российского тяжелого беспилотника «Альтаир» отстает от графика и не укладывается в бюджет, в результате его создание отложено на неопределенный срок.

Российские разработчики заявляют, что аппарат массой три тонны с размахом крыла 28,5 метра способен нести нагрузку до двух тонн, преодолевать расстояние в десять тысяч километров, подниматься на высоту до 12 километров и находиться в автономном полете до двух суток. Прототип аппарата совершил первый полет в августе 2016 года, его серийное производство запланировано на 2018 год.

В своем докладе Бендетт отметил, что директора казанского ОКБ имени Симонова, создающего боевой беспилотник, на днях сняли с занимаемой должности (на самом деле в бюро произошла выемка документов, а с его руководителем беседовали следователи).

Бендетт заключает, что беспилотники, разрабатываемые непосредственно в России, как правило, меньше по размерам и ограничены в дальности полета по сравнению с иностранными, однако эксперт признает, что в последнее время российские власти уделяют большое внимание разработке беспилотных систем - в частности, инновациям и финансированию.

Российские военные получают большой практический опыт работы с беспилотниками, а одно из основных назначений аппарата «Орлан-10» заключается в содействии радиоподавлению. Три летательных изделия, способные нести по шесть килограммов нагрузки, управляются из одного «КамАЗ-5350»: один беспилотник выступает в качестве ретранслятора, а два других участвуют в создании радиопомех.

В разработке комплексов подавления GSM-связи (в конкретном случае РБ-341В «Леер-3») Россия является лидером и опережает США. Именно в создании радиопомех, а не для нанесения прямого удара, в США видят главную опасность создаваемых в России летательных беспилотников. В этом контексте эксперт, разумеется, не забыл упомянуть о возможной атаке российских военных на мобильные телефоны солдат .

Сильное место

Вне контекста радиоэлектронной борьбы США пока не воспринимают всерьез российские военные дроны, зато наземные беспилотники, разрабатывающиеся в России, вызывают у американских экспертов большую озабоченность.

«Россия создает целый зверинец вооруженных наземных роботов - вплоть до размеров бронетранспортеров», - сказал директор по технологиям и безопасности Центра новой американской безопасности Пол Шарр . Он отметил 11-тонный «Уран-9», 16-тонный «Вихрь» и 50-тонный Т-14 («Армата» с необитаемой башней).

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

«Многие из этих тяжелых машин сильно вооружены, и русские часто демонстрируют эти прототипы на выставках», - соглашается с экспертом Бендетт, посетивший недавно завершившуюся ежегодную конференцию-выставку Ассоциации армии США.

С другой стороны, по мнению аналитиков, многие российские роботы больше похожи на рекламные трюки, чем на реальные боевые машины. К таковым, в частности, эксперты отнесли антропоморфного робота Федора (FEDOR - Final Experimental Demonstration Object Research), способного стрелять из пистолета. Создатели Федора хвалились тем, что робот может садиться на шпагат и освоил работу кладовщика.

Большинство роботов, как справедливо отмечают эксперты, не создаются с нуля, а по сути являются обычными бронемашинами, переоборудованными для дистанционного управления. Их нельзя считать по-настоящему автономными изделиями, поскольку управление ими требует присутствия человека, пусть и вне машины.

У автоматической турели, созданной в России, по мнению Шарра, есть «проблемы с различением союзника и врага в автономном режиме работы». Однако он признает, что с развитием систем искусственного интеллекта агрегат справится с этой задачей.

Бендетт отметил, что большинство американских военных наземных беспилотников дистанционно управляемы (это упрощает противнику радиолокационное подавление), слишком легки и практически не оснащены вооружением, то есть фактически не являются полноценными боевыми роботами. В настоящее время американские наземные беспилотники столь же бесполезны в военном отношении, как и российские дроны.

В конечном итоге эксперты затруднились назвать лидера в разработке беспилотников. Шерр предположил, что США отстают от России в разработке крупных наземных боевых роботов из-за затруднений этического характера, предполагающих обоснование возможности уничтожения человека машиной, а также «отсутствия идей». Бендетт, напротив, считает, что Россия сейчас в роли догоняющего, но активно работает над преодолением отставания в сфере разработок летательных беспилотников.

Просто бизнес

Нельзя не признать, что в военных конфликтах будущего беспилотные системы будут играть одну из ключевых ролей. Данный компонент вооружений прописан в американской «третьей компенсационной стратегии», предусматривающей применение новейших технологий и методов управления для достижения преимущества над противником. В настоящее время практически все страны мира, располагающие сколь-нибудь заметным вооружением, ведут разработки перспективных беспилотников.

«Приоритеты в основном даны не столько на модернизацию прежних образцов вооружений, сколько на создание новых. Это перспективные авиационные комплексы, в том числе военно-транспортный и дальней авиации, это беспилотные комплексы, робототехника, то есть все, что связано с возможностью и необходимостью вывода человека из зоны поражения», - объяснил вице-премьер концепцию готовящегося проекта российской государственной программы вооружений на 2018-2025 годы.

С другой стороны, любые обсуждения проблемы отставания в вооружении сводятся к вопросу финансирования. В такой ситуации интересна конверсионная составляющая новых технологий. Целесообразность создания в России гиперзвуковых ракет и электромагнитного оружия в условиях экономической стагнации вызывает сомнения, тогда как в области разработки беспилотных систем их гораздо меньше.

В последнем варианте отечественного бюджета на 2018 год предусмотрено увеличение доли военных расходов на 179,6 миллиарда рублей, тогда как расходы на социальную политику, образование и здравоохранение предлагается сократить на 54 миллиарда рублей. Таким образом в 2018 году доля военных расходов может составить 3,3 процента ВВП страны.