Развитие эмоциональной сферы в доу. Ох уж эти эмоции…. Эмоциональное развитие по возрастам

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о эмоциональном развитии детей дошкольного возраста и его важности, как неотъемлемой части становления гармонично развитой личности.

В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру. Вся жизнь человека построена на чувствах, ощущениях, эмоциях. Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Эмоции неотделимы от личности, потому что они более всего характеризуют ее суть, характер, индивидуальность. Эмоции имеют большое значение для человека, потому что они порождают различные реакции психики на объект или ситуацию. Совершенствование высших эмоций означает личностное развитие ее владельца.

Упражнение «Золотая рыбка»

Цель: определить ожидания и надежды педагогов от работы на семинарском занятии.

В сказках золотая рыбка всегда исполняет желания, и предлагает каждому участнику написать свои желания на время семинара на стикере (не более трех), озвучить их и прикрепить стикеры с надписями на доску.

Возможны следующие варианты ожиданий:

Получить новую и полезную информацию по проблеме;

Обменяться опытом работы;

Находиться в дружеской атмосфере и т.д.

Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развивать взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи.

Задача: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждения о передаче прикосновением.

Теоретическая часть.

Эмоциональное развитие в раннем детстве.

Эмоции продолжают играть значительную роль в обеспечении психического благополучия ребенка раннего возраста. Ребенок еще не умеет управлять своими эмоциями, сдерживать нежелательные их проявления. Поэтому вся активность ребенка отчетливо эмоциональная, окрашенная положительными или отрицательными переживаниями. Взрослый направляет эмоциональную жизнь малыша. Когда малыш расстроен, взрослый подбадривает, переключает на другую деятельность; усталость, раздражительность, слишком бурные проявления эмоций свидетельствуют о перевозбуждении нервной системы, на первый план выступает потребность в отдыхе, тогда взрослый успокаивает малыша, создает условия для сна.

Эмоции начинают играть функцию предвидения. Ребенок с радостью ожидает приятного события, однако такое ожидание часто вызывает истощение ребенка, которое проявляется гиперактивностью движений, их недостаточной скоординированностью, плаксивостью. Поэтому взрослому стоит вести себя спокойно, настойчиво требовать соблюдения ребенком режима дня, привычного распорядка.

Овладения предметно-манипулятивными играми делают этот вид деятельности источником разнообразных переживаний ребенка. Он радуется, когда выполнение действий удается, в игре используются разнообразные, интересные для ребенка предметы; расстраивается, если предметное действие неудачное (чашка упала под стол, пластмассовый кувшин треснул, картонный кубик смялся). Возникают предпочтения среди игрушек, из них есть такие, которыми ребенок особенно часто и подолгу играет. Возникновение у ребенка мотивирующих представлений приводит к тому, что отсутствие любимой игрушки вызывает у него плач. Подобные реакции наблюдаются, если игрушку ребенок где-то забыл, потерял и тому подобное.

Негативные эмоции ребенка часто связаны с проявлениями кризиса 3-х лет, неправильно построенным общением со взрослым. Так, ребенок избегает контактов со взрослым, замыкается, если ему не предоставляется пространства для проявления инициативы в игре, в предметных действиях, ему запрещается самостоятельно выполнить тот или иной бытовой процесс.

Эмоциональное развитие ребенка

в старшем дошкольном возрасте

Интенсивное развитие личности дошкольника определяет глубокие изменения в его эмоциональной сфере. Если в раннем возрасте эмоции обуславливались непосредственно окружающими влияниями, то у дошкольника они начинают проявляться в его отношении к тем или иным явлениям. Вследствие появляется опосредованность эмоций, они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми. Ребенок проявляет способность сдерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и до усвоенных норм поведения. Ребенок ориентируется на «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», все чаще «хочу» уступает место «надо». Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о должном поведении, особенно, когда он связан с игровой ролью. Зарождение личности дошкольника происходит на основе способности подчинять общественно важные мотивы (надо) своим импульсивным желанием (хочу). Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольника становятся переживания по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки: «что скажет мама?», «отец будет ругать». Представление ребенка о хорошем и плохом в собственном поведении служит источником этических чувств, ассоциируясь с добром и злом. В своих рисунках ребенок передает отношение к положительным героям, подробно прорисовывая их изображения, пользуясь разнообразным набором цветов. Злых героев малыш изображает ограниченной цветовой гаммой, в виде аморфных образов - это может быть просто черное пятно или что-то похожее на запутанный клубок темных нитей.

Обсуждение и закрепление основных положений на доске.

Психолог зачитывает обобщающие утверждения, участники закрепляют на доске, находя их у себя в рабочих материалах.

Упражнение «Волшебный мешочек».

Инструкция:

class="eliadunit">

Коллеги! Предлагаю вам вытащить по одной бумажке из волшебного мешочка, которая подскажет, что нам как педагогам нужно сделать для эмоционального развития наших воспитанников. Тянем и зачитываем.

Итак, воспитание эмоционально зрелой личности, ее переживаний и чувств, начиная с первых лет жизни, остается важной педагогической задачей, поскольку эмоциональное отношение к окружающему миру приводит к цели, на достижение которой будут использованы полученные ребенком знания и умения. Способность к эмоциональным переживаниям проявляется сразу после появления ребенка на свет, а период дошкольного детства считают «золотым веком» эмоциональной жизни. В течение первых шести лет закладывается основа развития эмоционально-чувственной сферы человека, что является залогом его нормального психического развития, гарантии взросления гармоничной личности.

Для полноценного эмоционально-ценностного развития дошкольников педагогам следует знать не только индивидуальные особенности развития каждого ребенка, но и то, на что именно нужно обращать внимание в каждом возрастном периоде.

Процесс устранения отклонений в эмоциональной сфере дошкольника тяжелый и длительный. Однако систематическая всесторонняя работа в этом направлении дает положительные сдвиги. Развивая детские эмоции, создавая условия для получения им как можно больших эмоционально положительных переживаний в коллективных играх, общении, творчестве, обучая ребенка регулировать свое поведение под влиянием эмоций, находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций, можно добиться того, что ребенок со временем будет получать удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми. Положительные навыки общения станут привычкой, появится вера ребенка в свои силы, он научится принимать, понимать и сравнивать своих сверстников.

Упражнение «Тренируем эмоции»

Предлагаем нахмуриться, как: осенняя туча, разъярённый человек, злая волшебница.

Улыбнуться, как: кот на солнышке, само солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, как будто вы увидели чудо.

Разозлиться, как: ребенок, у которого забрали мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили.

Испугаться, как: ребенок, который потерялся в лесу, заяц, увидел волка, котенок, на которого лает собака.

Выразить усталость, как: папа после работы, человек, поднявший что-то тяжелое, муравей, что волочет большую муху

Изобразить: туриста, который снял тяжелый рюкзак, ребенка, что хорошо потрудился, помогая маме, уставшего воина после победы.

Упражнение «Сказочный вернисаж».

Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение рассуждать нестереотипно.

Психолог: «Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - это основа развития эмоциональности. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Итак, начинаем».

В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух человек, и только благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо?

(Красная шапочка.)

Назовите сказку, в которой различные по своему социальному статусу герои занимали поочередно помещение, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось оставить незаконно занятую территорию.

(Теремок)

Назовите сказку, в которой говорится о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. (Колобок.)

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги каждый обводит свою левую руку. Каждый палец - это определенная позиция, по поводу которой необходимо высказать свое мнение.

Большой - для меня было важным и интересным...

Указательный – на этот вопрос я получил конкретную рекомендацию...

Средний - мне было трудно (мне не понравилось) ...

Безымянный - моя оценка психологической атмосферы...

Мизинец - для меня было недостаточно...

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Основная наша цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей, повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Если в восприятии, ощущениях, познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так, между человеком и окружающем миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

Одной из задач всех специалистов и воспитателей в детском саду является нравственное развитие и воспитание дошкольников, привитие ему основных моральных качеств и устоев, которые в дальнейшем помогут ему общаться с другими людьми и адекватно относиться к их поведению и поступкам.

Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Понимание собственных эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями (удовлетворением или неудовлетворением), мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли и характера. С измерением какого-либо из этих компонентов меняется личностное отношение человека к предмету потребности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей его среды близких ему людей.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального поведения.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработки положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения с взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт с взрослым, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.

Именно поэтому в работе с родителями следует проводить совместные занятия родителей с детьми, семинары-практикумы и консультации для родителей, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановкой в семье, знакомство родителей с эффективным стилем общения с детьми, сближение детей и родителей.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений и так далее. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком диапазоне. При общении со сверстниками ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведении, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и тому подобное. В своих занятиях НОД воспитателю следует стараться всегда это учитывать, включая в каждое занятие игры, направленные на развитие коммуникативности и социальных умений («Пантомимические этюды», «Эхо», «Собери чемодан» и так далее).

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

На встречах с родителями воспитателям следует объяснять, что взрослые (родители) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Основная наша цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей, повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Конечно, как и в каждой работе, будут и положительные и отрицательные результаты. Это можно объяснить появлением все большего количества «трудных» детей, которые требуют большего внимания. У многих детей не всегда, получается, выражать заданное эмоциональное состояние с помощью пантомимики и голоса. Возможно, из-за того, что в настоящее время повысилось число тревожных, замкнутых детей, которым очень тяжело расслабить свое тело для принятия желаемой позы. А также таким детям очень трудно подчинить свои интонации. Возникают проблемы и при принятии компромиссных решений, решении конфликтных ситуаций. Дети не всегда могут контролировать свои эмоциональные реакции. Так же, дети очень хорошо умеют определить хорошие и плохие поступки сказочных героев, но возникают проблемы при оценке своего собственного поведения, контроле над ним.

Но мы должны находиться в постоянном творческом поиске, стараться как можно больше узнавать о новинках литературы, которые смогут помочь нам в этой нелегкой работе, использовать инновационные технологии при работе, направленной на развитие социально-эмоциональной сферы. Ведь если вам интересно с детьми, а им – с вами, если вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 68 "РОМАШКА"

СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

Составитель:

педагог – психолог

Вопельник О.М.

г. Старый Оскол

2016 год

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание . Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Если в восприятии, ощущениях, познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так, между человеком и окружающем миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

Одной из задач всех специалистов и воспитателей в детском саду является нравственное развитие и воспитание дошкольников, привитие ему основных моральных качеств и устоев, которые в дальнейшем помогут ему общаться с другими людьми и адекватно относиться к их поведению и поступкам.

Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы , так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Понимание собственных эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме , ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям , что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.

При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека .

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями (удовлетворением или неудовлетворением), мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли и характера. С измерением какого-либо из этих компонентов меняется личностное отношение человека к предмету потребности. Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам и поступкам, всему поведению своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях.

Эмоции играют важную роль в жизни детей , помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей его среды близких ему людей.

Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника , придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов : наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального поведения.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми .

Как уже отмечалось, эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка с взрослыми. В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработки положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения с взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность : ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт с взрослым, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.

Именно поэтому в работе с родителями следует проводить совместные занятия родителей с детьми, семинары-практикумы и консультации для родителей, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановкой в семье, знакомство родителей с эффективным стилем общения с детьми, сближение детей и родителей.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. Навык общения с другими детьми в раннем детстве только начинает формироваться. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться со сверстниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и дети, посещающие ясли, не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность – толкнуть, ударить другого ребенка, особенно, если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходит из собственных желаний, не учитывая стремления другого. Эмоциональный механизм сопереживания появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, как общение со взрослыми.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений и так далее. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком диапазоне. При общении со сверстниками ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведении, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и тому подобное. В своих занятиях НОД воспитателю следует стараться всегда это учитывать, включая в каждое занятие игры, направленные на развитие коммуникативности и социальных умений («Пантомимические этюды», «Эхо», «Собери чемодан» и так далее).

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции . За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями , умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

На встречах с родителями воспитателям следует объяснять, что взрослые (родители) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

На этом возрастном этапе реакция ребенка достаточно импульсивна , выражение эмоций носит непосредственный характер. Так, для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с желаниями ребенка. Ребенок эмоционально реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Маленький ребенок, не умеющий управлять своими переживаниями, почти всегда оказывается во власти у захватившего его чувства. Внешнее выражение чувств у ребенка носит более бурный и непроизвольный характер, чем у взрослого. Чувства у ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут. Поэтому в этом возрасте особое внимание на игровых занятиях с детьми нужно обращать внимание на развитие саморегуляции у детей . Для этого можно использовать специальные игры и упражнения («Сохрани слово в секрете», «Запрещенное движение», «Да» и «нет» не говори» и так далее).

Попадая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходиться налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить условия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка , развития умения общаться со сверстниками, создать все условия для создания благоприятного климата в детском саду и в группе для каждого ребенка.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию социально-эмоциональной сферы ребенка.

Основная наша цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей, повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Конечно, как и в каждой работе, будут и положительные и отрицательные результаты. Это можно объяснить появлением все большего количества «трудных» детей, которые требуют большего внимания. У многих детей не всегда, получается, выражать заданное эмоциональное состояние с помощью пантомимики и голоса. Возможно, из-за того, что в настоящее время повысилось число тревожных, замкнутых детей, которым очень тяжело расслабить свое тело для принятия желаемой позы. А также таким детям очень трудно подчинить свои интонации. Возникают проблемы и при принятии компромиссных решений, решении конфликтных ситуаций. Дети не всегда могут контролировать свои эмоциональные реакции. Так же, дети очень хорошо умеют определить хорошие и плохие поступки сказочных героев, но возникают проблемы при оценке своего собственного поведения, контроле над ним.

Но мы должны находиться в постоянном творческом поиске, стараться как можно больше узнавать о новинках литературы, которые смогут помочь нам в этой нелегкой работе, использовать инновационные технологии при работе, направленной на развитие социально-эмоциональной сферы. Ведь если вам интересно с детьми, а им – с вами, если вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся.

Источники :

    Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 3-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 443с. – (Справочник);

    Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально эмоциональному развитию детей дошкольного возраста детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, ДиК, 1999. – 128с. – (Маленький человек и большой мир);

    Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с. – (Серия «Вместе учимся, играем»);

    Корепанова М.В., Харламова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. – 160с.;

    Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/Серия «Справочники». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 384 с.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку

приспособиться к той или иной ситуации . Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан – значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым – значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

Дети 3-5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека . Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.


Люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие – труднее. Так, например, радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.

При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности. К первой группе относятся настроения – более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй – чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей – собственно эмоции, реализующие психическое состояние организма.

Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. На занятиях по развитию речи Вова стремился правильно назвать предметы из стекла. Он назвал бутылку, что вызвало смущение воспитателя, и он не отметил правильный ответ Вовы. Затем он назвал чашку, которая уже была названа Катей. Воспитатель это подчеркнул. Когда же Вова сказал, что тарелка тоже стеклянная, его ответ был назван неправильным. На следующем занятии Вова не старался ответить быстрее всех, не тянул руку, был молчалив и печален. На этом примере можно проследить, каким образом действия воспитателя привели к негативному эмоциональному состоянию ребенка. Во-первых, Вова не получил положительного подкрепления своей познавательной активности и ощутил неудачу совей деятельности, а во-вторых, не нашел понимания в общении с воспитателем.

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе – в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. Из примера видно, что у Вовы эмоциональное неблагополучие проявляется в виде обиды, которое в дальнейшем может привести к застенчивости и замкнутости.

Реагировать на слова и поступки людей, проявляя различные эмоции, ребенок научается в общении со взрослым. В младенчестве впервые возникает такое эмоциональное образование, как привязанность к близкому человеку, которая в дальнейшем приводит к возникновению нравственных чувств. Ребенок приучается радоваться и печалиться вместе со взрослым в середине второго года жизни.


Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда они реализуется в эмоционально насыщенной форме.

Наблюдая определенные игровые ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспитателям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чуждую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие эмоции преобладают – положительные или отрицательные?

Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта. Известные детские психологи, предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников.

Ø «Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным, за уверенность в себе. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне самоуверенными, «Заразиться звездной болезнью».

Ø «Пренебрегаемые, изолированные» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не захотели играть. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе. Становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения.

Ø Первый – это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Ø Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержанны, чем дети первого типа. Они избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношением воспитателя и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.

Ø Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как свидетельства эмоционального неблагополучия. Страхи детей, за исключением боязни громких звуков и падения, не являются врожденными. Однако, начиная с первого года жизни, у них может развиться множества страхов. Некоторые возникают в ответ на реальные обстоятельства, например, боязнь собак вообще зачатую вызвана ситуацией, в которой ребенок был напуган конкретной собакой. В других случаях виноваты сами взрослые, которые пугаю детей возможным наказанием типа: «Если ты будешь плохо себя вести, я отдам тебя плохому дяде». Таким образом, при нормальном эмоциональном развитии страх бывает связан с какими-либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределенностью ситуации. В этом случае страх является необходимым эмоциональным звеном в поведении, мобилизующим действия, направленные на самосохранение или преодоление опасности.

Страхи условно можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка остановке. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Большинство детей начиная с 3-летнего возраста боятся: оставаться одни в комнате, квартире; нападения бандитов; заболеть; смерти родителей; наказания; сказочных персонажей. Среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6-7 летнего возраста. Иначе обстоит дело у детей с эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется с форме тревоги. Если пугливый ребенок попадет в трудную ситуацию. Он начинает вести себя непредсказуемым образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии начинает он бояться.

Как определить эмоциональное состояние ребенка?

Существует ольшое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Но для педагогической оценки психологи предлагают в качестве основного метода наблюдение. Зарубежные психологи предлагают следующие ситуации, в которых можно пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования на них ребенка.

Страх

    Приход в детский сад, появление где-нибудь; Незнакомая удивительная игрушка; Поломка игрушки; Плач, крик сверстника; Нападение сверстника; Незнакомый звук; Незнакомая комната; Приближение незнакомых людей.

1 балл – спокоен, нерешителен, малоактивен.

2 б. – таращится, пялит глаза, смотрит и сторонится.

3 б. – морщится, хмурит брови, отворачивается.

4 б. – отказывается смотреть, убегает, хнычет, дрожит.

5 б. – хватается, цепляется за близкого, плачет, визжит.

Гнев

    Уход матери; Желание иметь что-то, чем обладает сверстник; Трудная игрушка, поломка игрушки; Внимание близкого обращено на другого ребенка; Другой ребенок забирает игрушку; Воспитатель забирает игрушку; Наличие препятствия.

1 балл – спокоен, отворачивается, хмурит брови

2 б. – морщится, надувает губы, корчит рожи. Возбужден, сдерживает слезы, отворачивается.

3 б. – убегает, хнычет, протягивает руки, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки.

4 б. – все отвергает, плачет, пронзительно кричит, дерется.

5 б. – орет, кидается чем-либо. Набрасывается.

Радость

    Приход куда-либо; Выполнение задания; Смотрит в зеркало; Сверстник дурачится; Внимание, похвала другого человека;

1 балл – расслаблен, слегка улыбается.

2 б. – напевает, глаза сияют, бормочет.

3 б. – обнимается, активно играет, широко улыбается.

4 б. – размахивает руками, скачет, прыгает.

5 б. – смеется, хохочет, дурачится, восторженно кричит.

Предложенные ситуации и шкалы оценок носят рекомендательный характер. Они могут быть дополнены или изменены вами самостоятельно в соответствии с возрастными особенностями детей. Так эти шкалы более адекватны для детей 3-х летнего возраста.

Как установить причины эмоционального неблагополучия детей?

В рассказах о «неблагополучных», «проблемных» детях воспитатели в большинстве случаев в качестве таких причин называют неблагоприятную обстановку в семье. Действительно, семья играет значительную роль в развитии ребенка . Однако нужно помнить, что ребенок находится в детском саду больше половины времени, в которое он активен. В связи с этим воспитателям, прежде всего, необходимо выявлять причины эмоционального дискомфорта, возникающие у ребенка во время его пребывания в детском саду. Обратите внимание на ваши действия и стиль общения на занятиях.

Как помочь ребенку преодолеть негативное эмоциональное состояние?

Чтобы помощь ребенку в преодолении негативных эмоциональных состояний была действенна, необходимо изучить его интересы и склонности, желания и предпочтения. С этой целью можно предложить ему ответить на следующие вопросы.

    Что ты любишь больше всего на свете? Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все? Расскажи о своем любимом занятии: как ты гуляешь, играешь пр. Расскажи, что ты больше всего не любишь. Представь, что я волшебница и могу выполнить любое свое желание, что ты хочешь попросить?

Таким образом, ознакомившись с теоретическими и практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы теперь понимает, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом. Полученные вами результаты представляют собой оценку и ваше профессиональной деятельности , успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

Организация: ГБДОУ детский сад №116

Населенный пункт: город Санкт-Петербург.

Возрастная группа: Средний дошкольный возраст

Тип проекта: практико-ориентировочный

Тема проекта: Разноцветный мир эмоций

Длительность проекта: среднесрочный 02.02.2015-23.02.2015

Этапы проекта

  1. Диагностический
  2. Основной
  3. Аналитический

Актуальность темы

"Почему в нашем обществе сложился односторонний вгляд на человеческую личность и почему все понимают одаренность и талантливость применительно лишь к интеллекту? Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как открытие дифференциального исчисления. И здесь и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы..."

Мысль эта принадлежит выдающемуся психологу Льву Семеновичу Выготскому. Жизнь ученого, как известно, оборвалась в 1934 году. Изменился ли с тех пор "односторонний" взгляд на человеческую личность? Практика свидетельствует: психическому развитию ребенка стали уделять внимание и в детском саду и в семье. Основной акцент, как правило, делается на интеллектуальные и волевые качества, однако эмоциональной сфера ребенка зачастую уделяется недостаточно внимания.

Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми. Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Данное явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме – психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный психически здоровый ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у нас взрослых остается на общение с детьми, а ребенок остается, не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей , которые требуют особо внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

. Эмоциональная отзывчивость - одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает.

Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача педагогов развить эмоциональную сферу ребенка

  • Цель проекта – развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением.

Задачи:

  • познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
  • дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
  • обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
  • научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
  • учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике
  • развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
  • формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции
  • учить слушать другого человека, понимать его мысли, чувства и настроения
  • учить сотрудничать при выполнении совместных задач

Диагностические методы для предварительной диагностики умения понимать и распознавать эмоции, сопереживать окружающим людям:

  • подбери эмоцию;
  • узнай эмоцию;
  • беседа об эмоциональных ситуациях;

Пример: Беседа об эмоциональных ситуациях

Цель: Выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.

Проведение исследования: сначала наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем задавали ребенку вопросы:

Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
Можно ли обижать животных? Почему?
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Анкета : «Какие черты вы в первую очередь пытаетесь воспитывать в своем ребенке?».

Качественный анализ полученных данных

Результаты анализа полученных данных показал, что у детей недостаточно сформированы знания о социальных эмоциях.

При этом результаты анкетирования родителей указывают на высокую заинтересованность родителей в воспитании у детей таких качеств как отзывчивость, доброта, порядочность, вежливость, терпение, коммуникабельность.

Основной этап

На основном этапе были применены ряд методик:

Игровые упражнения по развитию мимики

“Съели кислый лимон” (дети морщатся).

“Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).

“Встретили знакомую девочку” (улыбаются).

“Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

“Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).

“Обиделись” (опускают уголки губ).

“Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения по развитию пантомимики

“Расцвели, как цветы”.

“Завяли, как травка”.

“Полетим, как птицы”.

“Идет медведь по лесу”.

“Крадется волк за зайцем”.

“Плывут уточки”.

“Идут пингвины”.

“Жук перевернулся на спину”.

“Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”).

“Мчатся олени”

"Тренируем эмоции"

Нахмуриться как:

Осенняя туча,

Рассерженный человек,

Злая волшебница.

улыбнуться, как:

Кот на солнце,

Само солнце,

Как Буратино,

Как хитрая лиса,

Как радостный ребенок,

Как будто ты увидел чудо.

позлись, как:

Ребенок, у которого отняли мороженое,

Два барана на мосту,

Как человек, которого ударили.

испугайся, как:

Ребенок, потерявшийся в лесу,

Заяц, увидевший волка,

Котенок, на которого лает собака.

устань, как:

Папа после работы,

Муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

Турист, снявший тяжелый рюкзак,

Ребенок, который много потрудился, но помог маме,

Как уставший воин после победы.

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

  • Упражнение на релаксацию .

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

  • Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

А сейчас давайте вместе

Нарисуем край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.

«Любимое-нелюбимое ». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит - грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие - сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).

«Ожившие предметы ». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

Зеркало
Игроки в парах садятся напротив друг друга. Один только лицом изображает какое-то чувство, другой повторяет мимику партнера и называет вслух отгадываемое чувство. Потом меняются ролями. Другой вариант - один партнер просит другого изобразить лицом эмоцию и затем сам предлагает свой вариант.

Из семени в дерево
Ведущий (садовник) предлагает превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову, закрыть ее руками). «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком «семечко» начинает медленно расти (все поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается другим цветам (улыбнуться соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками. Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются голова и руки), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернулся на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживет.

Строители
Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т.д.:
тяжелое ведро с сеном; легкую кисточку; кирпич; огромную тяжелую доску; гвоздик; молоток.
Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лиц «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых материалов.

Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости

·«Это я, узнай меня»

Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

  • Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

·«Постарайся отгадать»

Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

Раз, два, три, четыре, пять, постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут. Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.

·«Подари ласковушку»

Развитие тактильной чувствительности, доброго отношения к сверстнику.

  • Танцуем вместе

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.

Звучит песня «Танец маленьких утят»

Во время припева нужно найти себе пару и, сцепившись руками, кружиться.

·«Слепой танцор»

Расслабление, мышечное раскрепощение детей, осознание ими своего тела и формирование свободы движений. Установление контакта со сверстниками.

  • «Помоги сверстнику»

Цель: Развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь

Описание методики. Двум детям, из которых только один ребенок был испытуемым, предлагалось выполнить разные задания. Задание испытуемого было более легким, чем задание его сверстника. О том, что задания имеют разную степень трудности, детям не сообщалось. С внешней стороны эти задания воспринимались детьми приблизительно в равной степени сложности.

Выяснялось, как дети поняли смысл того, что им предстоит сделать, и в заключении добавляли: «Закончите работу – можете поиграть с игрушками»,- и указывали на размещенный в этой же комнате игровой уголок.

Необходимо подчеркнуть, что особенность осуществления данной деятельности состояла в том, что из-за разной трудности предложенных заданий дети оказывались в неравном положении по отношению к возможности «играть с игрушками». По мере завершения своего, более легкого задания, испытуемый не только приближался к возможности приступить к выполнению другой деятельности – игре. Но вместе с тем незаметно для себя он как бы втягивался в ситуацию выбора: выполнив практическое задание, приступить к игре или же, подавив в себе соблазн поиграть, оказать помощь сверстнику, продолжающему решать более трудное задание.

После того как дети приступали к выполнению заданий, и один из них обнаружил существенные затруднения в деятельности, следили за тем, обращается ли ребенок к сверстнику (испытуемому) за помощью и как откликается на его обращение. Если испытуемый не оказывал помощи сверстнику, то побуждали его к этому, ставя перед ним соответствующие вопросы.

Строя так эксперимент, естественно было ожидать, что его ключевым моментов будет анализ поведения испытуемого после выполнения им практического задания, характера его решения. Вместе с тем следует признать, что выполнения задания – это, как правило, результат действия уже сложившихся ранее у ребенка соответствующей потребности, мотивов и лежащих в их основе эмоций. Поэтому важно было установить, какими мотивами и эмоциями обусловлено было принятие ребенком именно такого, а не другого решения.

  • "Кто может найти добрые, хорошие слова для ..." (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.).

Чтение, обсуждение, инсценировка художественных произведений

Задачи:

  • Развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях
  • Развитие умения ставить себя на место героев произведений
  • Развитие умения оценивать ситуацию и поведение героев с моральной точки зрения
  • учить продумывать различные варианты поведения героев и находить оптимальный для данной ситуации

Валентина Осеева. Рассказы для детей

  1. СИНИЕ ЛИСТЬЯ
  2. ПЛОХО
  3. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ
  4. БАБУШКА И ВНУЧКА
  5. СТОРОЖ
  6. ПЕЧЕНЬЕ
  7. ОБИДЧИКИ
  8. ЛЕКАРСТВО
  9. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
  10. КТО ХОЗЯИН?

Владимир Григорьевич Сутеев.

Сказки и рассказы

  1. КОТ-РЫБОЛОВ
  2. ПОД ГРИБОМ
  3. ЯБЛОКО

Работа с родителями

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, отношение к окружающим людям и деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и ценностей (материальных и духовных) семья определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка.

Опыт дошкольника, как правило, полный у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабоченны развитием отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта (математических способностей и т. д.) и при этом не уделяется существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку.

Эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение имеет место тогда, когда ценностные ориентации родителей совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает в ребенке чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу.

Встречаются родители, которые убеждены, что наше время – это время научно-технических достижений и прогресса, поэтому кое-кто воспитывает у ребенка такие качества как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи («Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же) .в противовес доброте и чуткости нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет проявления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

Папка-передвижка

Краткое руководство для родителей «Простые слова имеют глубокий смысл...»

Больше говорите с ребенком обо всем - о любви, о жизни и смерти, о силе и слабости, о дружбе и предательстве.

Отвечайте на детские вопросы, а не отмахивайтесь от них.

Всегда поступайте так, как вам хотелось бы, чтобы делал ваш ребенок. Даже если в этот момент малыш вас не видит.

Читайте вместе с ребенком книги, учите доброте и милосердии.

Научите ребенка заботиться о ком-либо и получать от этого радость.

Заведите домашнее животное и вместе с малышом заботьтесь нем постоянно.

Пересмотрите свои отношения с родителями, научите ребенка уважительному отношению к ним.

Ежедневно возникает немало ситуаций, когда нужно принимать решение, как себя вести. Учить ребенка проявлять доброту и отзывчивость можно ежедневно, и помнить об этом нужно всегда.

Беседа «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье»

Эмоциональный микроклимат, определяющийся характером взаимоотношений членов семьи. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей.

Представления родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в будущем. Идеальное большинство родителей считают те качества ребенка, которые связаны с интеллектуальным развитием; усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах как доброта, внимание к другим людям.

Интимные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в каждом ребенке. Что родителям нравится, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в нем. Т. е. родители создают необходимость воспитания у ребенка не одного качества, а систему качеств, связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных.

Привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка даже в незначительной степени за помощь, подчеркивая его причастность, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют у него веру в собственные силы.

Понимать родителям роль их собственного участия в совместном с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных умений и навыков. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального развития.

Предполагаемые результаты

Конечным результатом работы должна стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей и живых существ, стремящийся прийти на помощь

попавшему в трудную ситуацию, не проявляющему враждебность и агрессивность в отношении окружающих.

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста/Собр. Соч. в 6 т. М. 1984. Т.4.
2. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8.
3. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2002.
4. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М., 1996.
5. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс

6. Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.

7. Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение,1991 г.

8. Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки». Псков,1997 г.

9. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

10. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.

11. Хухлаева О. В. «Лесенка радости».- М.: Издательство «Совершенство»,1998г.

12. Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 г