Храм успения пресвятой богородицы в кремле. Собор успения пресвятой богородицы, патриарший собор в московском кремле

Кафедральные соборы многих российских городов посвящены празднику Успения Пресвятой Богородицы. Успенскими именуются главные храмы во Владимире, Ростове, Ярославле, Смоленске, Рязани, Муроме, Астрахани, не говоря уже о главном соборе Московского Кремля. Значит ли это, что сам праздник Успения как-то особенно почитался на Руси?

Интересное

Успение Богородицы. Что мы празднуем в этот день?

Что нам известно о Богородице?

Как устроено богослужение праздника Успения Богородицы

Богородичные песнопения: соединение несовместимого

Как празднуют Успение: традиции

Успение Пресвятой Богородицы в высказываниях святых старцев

    «А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий… Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней.»

    «Дивного Бога дивная Матерь дивна была и в зачатии Своем, дивна и в житии Своем, дивна и в Своем преставлении: воистину вся Она - одно дивное чудо! Зачатая по благовестию Ангела, Она родилась от неплодных, престарелых родителей; пребывая чистой Девой, Она стала в то же время и Матерью; будучи Матерью, Она осталась и Девой; умерла, но гробом, как лествицею, взошла на Небо; поистине дивное чудо! В рождестве Дева и по смерти жива, а гроб, как лествица Иаковлева, оставаясь на земле, делается для Нее лествицей, восходящей до Неба: “… и лествица к Небеси гроб бывает…”.
    Станем же, возлюбленные, у этого дивного гроба Матери Божией, станем умом нашим, и мысленными очами присмотримся, какие это ступени у этой дивной лествицы? Что за ступени, коими Матерь Божия, в час преставления Своего, взошла на небо? Ужели гроб человеческий, в три аршина длиной, поставленный прямо, может достать до неба? Понятно, что слово “гроб” означает здесь самую смерть. Смерть называется здесь гробом и лествицей, потому что как гроб измеряется тремя аршинами, так и смерть святых Божиих возводит их души к небу тремя Богословскими добродетелями: верой, надеждой и любовью. Вера возводит их к лицезрению Божиему, надежда - к получению тех благ, ихже око не виде, и ухо не слыша (1 Кор. 2: 9), а любовь соединяет их с Самим Богом, Который есть любовь. Но кто может исчислить все добродетели пресветлой души Матери Божией? Кто в состоянии поведать, как и какими добрыми делами Пречистая Дева от юности Своей до самой кончины угождала Богу, Творцу Своему? Скорее перечтешь весной цветы, летом колосья, осенью плоды, зимой снежинки, скорее сочтешь капли в море, звезды на небе, нежели добрые дела и преимущества Матери Божией»

    «Отходя в Церковь небесную, Она чудесно собирает к Себе верховных представителей Церкви, разсеянных по земле: и тем дает знамение, что союз Ея с верующими на земли не только не прерывается Ея отхождением, но еще отселе становится крепче, обширнее и деятельнее, и что живущая в Ней благодать, столь долго сокрываемая смирением, должна открыться из Ея гроба, и наполнить Вселенскую Церковь Ея славою, по Ея раннему, некогда невероятному, но совершенно верному предсказанию: ублажат Мя вcи роди»

    «Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, - рассказывает предание, - явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня. Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный безчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо».

: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов , митрополитов и патриархов , оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, "церковь камена на Москве на площади", было заложено в году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой , на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Московский Успенский собор - первая каменная церковь Москвы - был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра . Собор был освящен 14 августа года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы .

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в году.

Архитектура

Иконостас

Иконостас собора был создан в году по инициативе патриарха Никона . В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий - ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин , напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Иконы

Собрание икон XII -XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя "Богоматерь Одигитрия" и "Святой Георгий", "Спас Ярое око", "Троица", два списка "Богоматери Владимирской", храмовый образ "Успение", "Предста царица", "Апостолы Петр и Павел", "Митрополит Петр в житии" и многие другие. С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая "Богоматерь Петровская," которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

В селе Боровенск Мосальского района Калужской области находится Успенский собор. Когда-то здесь располагался Боровенский монастырь.
Обитель была основана святым Феропонтом, одним из учеников преп. Сергия Радонежского. Строительные работы были начаты в 1754г, а спустя 12 лет (1766г) здание церкви было закончено.
Именно здесь в 1812 получали благословение на ратное дело ополченцы, прибывшие на сборный пункт села Боровенск для защиты Отечества.

Храм невозможно ни с чем перепутать: он представляет собой величественное двухэтажное строение оригинальной композиции с двумя эффектными всходами лестниц, пройдя по которым попадаешь сразу на второй этаж. Здесь просторные залы c остатками росписей на стенах (по историческим сведениям, росписи в храме сделаны мастерами украинской школы). Своды поддерживают мощные колонны. От сюда по узкому лестничному проходу в стене можно подняться в колокольню.

На первом этаже центральный зал и несколько отнорков. Один, из которых заколочен досками, наверное, это и есть те самые реставрационные работы, о которых так шумели, вот только проходят они в каком-то вялотекущем режиме… (хотя это нам «на руку», иначе бы мы не смогли бы увидеть своими глазами самую главную особенность этой церкви.)

Особенность Успенского собора в том, что помимо мощных стен и
монументального облика, доминирующего над окружающей природой, на сводах нижнего храма присутствует роспись – «Всевидящее око». Остатки этой фрески, изрядно потрепанной временем и людскими руками, нехарактерно для Калужской области. Такое мы увидели впервые, но об этом чуть позже. Помещения первого этажа также имеют основательные колонны. Много всевозможных ниш в стенах.
Сами стены окрашены в какой-то непонятный «слоновый» цвет, и, по всей видимости, он «родной», так как сохранившиеся росписи именно на нем.

Теперь сладенькое – «Всевидящее Око»
Вот что нам говорит по этому поводу «Всезнающий Интернет» –
«Всевидящее Око - в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Символ появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части».

Так же «Символ божественной вездесущности - «око провидения» или «лучезарная дельта» использовался и в композиции изображений на боевых знаменах, и на памятных медалях в Российской империи».
«Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма»
Там еще много про масонов, но это не по теме.

Помимо всего вышесказанного, сразу вспоминается еще одна вещь, где используется такой символ – эта бумажка получила свой первоначальный вид в 1928 году благодаря эмигранту из России Николаю Рериху.

Поковырявшись еще
во всезнающем можно найти еще много интересного про «бакс», «печати» на нем и т.д., но это уже, скорее всего про масонов.

По общим впечатлениям – храм со своей историей и особенностями архитектуры действительно оставляет ощущение чего-то монументального и нерушимого, его видное еще из далека по дороге, да и размеры его довольно внушительные.
По причине того, что многие проходы заложены кирпичом и помещения имеют непонятное назначение (например, пространства под лестницами», или маленькая «комнатка» с таким же маленьким входом между самих лестниц»), в отличие от многих подобных сооружений, после ЭТОГО остается желание побывать здесь вновь. Так же где-то в окрестностях бывшего монастыря Феропонтов ключ, так же имеющий свою историю.

Успения Пресвятой Богородицы, Патриарший собор в Кремля
адрес: Кремль
постр.: 1479
открыт заново:1989

Информация:
Первый Успенский собор в Кремле был построен в 1326-27 гг. Это был первый каменный храм в Москве. Он был заложен собственными руками митрополита Петра, при котором митрополичья резиденция была перенесена в Москву; в храме святитель приготовил себе гробницу.

Храм был невелик. Возведенный из белого камня, одноглавый, четырехстолпный, он стоял на высоком цоколе, и к его порталам вели относительно большие каменные лестницы.

В феврале 1326 г. в Москву было перевезено тело князя Юрия Даниловича, убитого в Орде князем Тверским, и князь был погребен в новом соборе. Вскоре и сам митрополит был похоронен в приготовленной гробнице.

В 1329 г. к собору с севера, возле гробницы Петра Мирополита, был пристроен небольшой каменный храм во имя Спадения Вериг св. Апостола Петра. Существует мнение, что храм был выстроен по тому же поводу, что и первая церковь Иоанна Лествичника. Этот храм простоял более ста лет.

В 1470 г. после пожара обрушился придел Петра Вериг. Сам Успенский собор уже совсем обветшал, своды его подпирали бревнами. Митрополит Филипп начал собирать казну для новой постройки. С 1470-х гг. великий князь Иван III начал в Кремле большое строительство. Первенцем строительной деятельности стал новый Успенский собор.

Храм был замыслен "великим и высоким", подобным собору Владимирскому. В 1472 г. зодчие Иван Кривцов и Мышкин начали строительство. Когда здание было выстроено в рост человека, из старого собора торжественно перенесли старые митрополичьи гробницы на приготовленные в новом соборе места. Для мощей Петра митрополита был устроен особый киот на том же месте, где святитель приготовил себе гробницу, и над ней был поставлен временный деревянный храм. В этом храме было совершено бракосочетание Ивана III с царевной Софьей Палеолог.

В 1474 г. после легкого землетрясения собор, возведенный до сводов, рухнул. Для установления причин катастрофы были приглашены опытные эксперты - псковские мастера. Главной причиной было не столько землетрясение, сколько "полная несостоятельность тогдашнего строительного художества по всей Московской области". Старый способ кладки был забыт, существовавший в то время не годился для возведения больших зданий. Были и чисто конструктивные просчеты - так, лестница, устроенная в северной стене, ослабила конструкцию. Также псковичи нашли известь "жидкой и неклеевитой". К счастью, жертв не было. Псковичи, дав свое заключение о причинах катастрофы, на предложение завершить работу ответили отказом.

Для постройки собора был приглашен мастер из Италии - Аристотель Фиораванти.

Мастер прибыл из Венеции и поселился в Кремле. Он подтвердил заключение псковских мастеров и добавил от себя, что белый камень в строительство не годится, а делать здание надо из кирпича. Аристотель был отправлен во Владимир для изучения Владимирского собора.

В 1475 г. все святые гробницы перенесли вновь, теперь к церкви Иоанна Лествичника, и мастер начал разбивать стены при помощи хитроумного приспособления из бревен, которое даже было описано летописцем. За Андрониковым монастырем, в селе Калитникове, была устроена печь для обжига кирпича. Был выкопан глубокий фундамент, а в него вбиты дубовые сваи. "На первое лето он вывел постройку из земли... на другое лето 1476 г. вывел стены храма по киоты... на третье лето достиг подсводной части здания". Летописец зафиксировал приспособления для подачи тяжестей наверх ("колесо с малыми колесцами") и другие механизмы.

В августе 1479 г. законченный собор был торжественно освящен.

Собор был выстроен из специально изготовленого кирпича и облицован снаружи блоками белого камня. Под фундаментом забиты дубовые сваи. В стенах применены железные связи.

План собора не совсем обычен для русских крестовокуполных храмов. Столбы делят храм на 12 одинаковых квадратов. Собор увенчан пятиглавием, сдвинутым к востоку, и снаружи храм имеет традиционный вид. Но около центральной главы вместо полуцилиндров - крестовые своды.

По сторонам центрального алтаря были приделы - Дмитрия Солунского и Похвалы Богородицы в юго-восточных апсидах и Петропавловский - в северо- восточной (его составила бывшая церковь Петра Вериг).

Все членения собора как снаружи, так и внутри равны или согласованы между собой.

Главный южный фасад вертикально расчленен на равные деления лопатками, несущими плавные одинаковые полукружия закомар, завершенные фронтонами. Восточные лопатки усилены выступами- контрфорсами, что уравновесило сдвинутое на восток могучее золотое пятиглавие и одновременно скрыло апсиды (их пять).

Кладка из блоков белого камня придала большую монументальность формам собора. Плавные лестницы ведут к широким порталам, над которыми по середине стены проходит колончатый пояс. Перспективные порталы вместе с главным куполом выделяют основную вертикальную ось здания. К западному фасаду собора примыкает крыльцо с висячей гирькой.

Интерьер собора получился просторным и светлым. Четыре круглых столба с капителями, расставленные равномерно, отсутствие хор, нивелировка центрального подкупольного пространства - все это усиливает впечатление обширности интерьера.

Первоначальные росписи были выполнены Дионисием в 1514 г. В соборе был трехъярусный иконостас.

В 1624 -26 гг. каменных дел подмастерье Бажен Огурцов и палатных дел масте Джон Талер укрепили своды собора и одвели под них подпружные арки.

В середине XVI в. над южным порталом и на восточной стене снаружи были сделаны росписи. В 1642-43 гг. они были сбиты и заменены новыми, которые дошли до настоящего времени. Росписи были сделаны по старым "прорисям" (копиям), предварительно снятым с обветшавших стен.

В 1652 г. иконостас переделали коренным образом, в 1654 г. были сделаны царские врата.

Во второй половине XVII в. была изменена алтарная часть собора. При устройстве ризницы придел Похвалы Богородицы перенесли из апсиды в барабан главы; его место занял придел Дмитрия Солунского. Арку между центральной и южной апсидами заложили, на небольшой высоте сделали свод, в южной и восточной стенах пробили окна для освещения, и над Дмитровским приделом сделали ризницу.

В 1680 г. ризница была украшена растительным орнаментом (мастер Василий Романов).

Фрески поновлялись много раз.

В 1773 г. фрески "записали" масляной краской с отступлением от первоначального рисунка. Первоначальная живопись считалась утраченной.

В 1819 г. часть стены Петроверигского придела сломали для устройства гробницы Петра Мирополита.

В 1890 г. во время ремонта иконостаса на алтарной преграде обнаружились фрески 1480-х гг. В 1895 г. выяснилось, что уцелели и фрески в приделах. В 1914 г. в юго-восточной ризнице были расчищены композиции "Поклонение волхвов", "Похвала Богородицы", "Рождество Иоанна Предтечи".

В Успенском соборе хранились образцы древнерусской живописи с XI в. по XVII в. (в настоящее время в Третьяковской галерее хранятся "Богоматерь Владимирская", "Деисус", "Благоведение Устюжское"). "Архангел Михаил", "Богоматерь Иверская". "Спас златые Власы" датируются XII-XIII вв. "Спас Ярое Око" написан для Успенского собора в сер. XIV в. В Успенском соборе сосредоточено много других произведений прикладного древнего искусства. Сохранились гробницы патриархов и митрополитов.

До 1917 г. в Успенском соборе проводилась коронация Российских государей.

Собор был закрыт в 1918 г. Последней в нем была пасхальная служба в 1918 г.

Кремль был закрыт для посещений до середины 1950-х гг. В соборе проводились систематические реставрационные работы.

В конце 1989 г. в Успенском Патриаршем соборе Святейшим Патриархом Пименом были возобновлены богослужения, которые совершаются в дни великих праздников, в Дни памяти свтт. Московских и, по благословению патриарха, в дни иных празднований. По специальному графику, согласованному с Московской Патриархией, храм используется для экскурсионного показа.

В старой Москве было выстроено огромное количество храмов, освященных во имя светлого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Москву издревле считали «Домом Богородицы» - городом, посвященным Царице Небесной. И поэтому главный храм Москвы, основанный в Кремле еще в XIV веке, был освящен во имя Успения Богородицы.

Успенский собор был и первым каменным храмом древней Москвы, возведенный в эпоху великого строительства Ивана Калиты, а основал его сам митрополит Московский, святитель Петр - 4 августа 1326 года, за несколько месяцев до своей кончины, после того как перенес свою кафедру из Владимира в Москву. Святитель и убедил великого князя Ивана Калиту возвести в Москве собор во имя Пресвятой Богородицы по образу Успенского собора в стольном граде Владимире: «Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами...» Так символически Москве передавалась роль наследницы древнего стольного града русских княжеств. Всего лишь через год после закладки собора Иван Калита получил ярлык на великое княжение, и Москва стала столицей сначала Владимиро-Суздальского княжества, а затем и всей Руси.

История кремлевского Успенского собора хрестоматийно известна. О нем написано исторической литературы больше, чем обо всех остальных московских храмах. Интересно вот что. Когда к концу XV века собор обветшал, в 1472 году псковские зодчие Кривцов и Мышкин приступили к строительству нового. Спустя два года почти возведенный собор неожиданно рухнул - тогда произошло редчайшее в Москве землетрясение. Специально назначенная для изучения причин катастрофы комиссия с русскими плотниками в составе установила в ходе следствия технические ошибки и недочеты в работе мастеров, произошедшие по их вине. Однако на них не только не обрушились кары за подобные оплошности, но, более того, зодчие приняли участие в дальнейшей застройке Соборной площади и построили там отнюдь не второстепенные сооружения, а высочайшего статуса. Именно Кривцов и Мышкин в 1484-1489 г.г. возвели великолепный Благовещенский собор - домовый храм московских великих князей, и в те же годы - Ризположенскую церковь рядом с Успенским собором, ставшую кремлевским домовым храмом русских митрополитов и патриархов.

А вот новый Успенский собор пригласили строить итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главным условием мастеру поставили соорудить собор в точности по образцам русской церковной архитектуры, и Фиораванти отправился во Владимир изучать местный Успенский собор, который и был утвержден московской властью за образец. Вернувшись, архитектор устроил в далеких московских Калитниках кирпичный завод и стал брать там хорошую глину для строительства главного собора Москвы. В 1475 году был заложен его фундамент, а в 1479 году Успенский собор освятил митрополит Геронтий.

Он стал символом объединения Руси вокруг Москвы в централизованное Государство Российское - местный чин его иконостаса был составлен из икон, привезенных со всех бывших удельных русских княжеств. Уже в 1547 году в Успенском соборе состоялось венчание на царство первого русского царя - Ивана Грозного, а с 1721 года здесь проходили коронации российских императоров. В Успенском соборе совершался и обряд «поставления» митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви - 21 ноября 1917 года здесь был «поставлен» в патриархи московский митрополит, святитель Тихон (Белавин). Последняя служба в соборе прошла на Пасху 1918 года и уже с особого разрешения Ленина, - по воспоминаниям очевидцев, он сам вышел вечером посмотреть крестный ход и радовался вслух: «Вот, запомните, в последний раз ходят!» А момент окончания этой пасхальной Литургии стал сюжетом неоконченной картины Павла Корина «Русь уходящая». Службы в соборе действительно прекратились до самого недавнего времени. И существует легенда, что только зимой 1941 года, когда фашисты уже стояли на пороге Москвы, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

Успенский собор был возвращен Православной Церкви в 1990 году, хотя в обычные дни он по-прежнему действует как музей. Все это - лишь вехи истории главного собора Москвы. Он, безусловно, и главный московский Успенский храм среди других городских церквей, освященных во имя этот праздника. Сохранившиеся и разрушенные, действующие и закрытые - каждая из них имеет свою страничку в летописи московской истории. Одна из самых интересных и необычных Успенских церквей, хорошо знакомая любителям московской старины притаилась в тиши пречистенских переулочков.

Церковь Успения Богородицы «на Могильцах» находится в Большом Власьевском переулке рядом с Пречистенским - в самом центре заповедной, исторической Москвы, в самом аристократическом районе старого города. Такое странное для «московского Сен-Жермена» название до сих пор вызывает у исследователей жаркие споры.

Версия первая: в старину здесь было кладбище - обычный погост ли при церкви, или наспех устроенное в XVIII веке во время эпидемии чумы. Или же вовсе здесь был «убогий дом», куда свозили с округи мертвые тела неопознанных, безродных людей и самоубийц. Оттого и появилось название «Могильцы», а в древности и прилегающий местный переулок поэтому назывался «Мертвым» - в советское время он носил имя Николая Островского, а теперь назван Пречистенским. И действительно в 1790-х годах, когда возводили ныне существующее каменное здание Успенской церкви, обнаружили множество могил с массовыми захоронениями.

Версия вторая: в этом элитном районе старой Москвы не могло быть ничего подобного, и название «Могильцы» произошло от окружающей церковь местности. В старину такие неровности, «всхолмленные» участки земли называли «могильцами» или «могилистыми», и древнее название церкви было «что на Могилицах». А соседний переулок назывался «Мертвым» от фамилии местного домовладельца Мертваго.

Так или иначе, только эта Успенская церковь относится к числу древнейших в Москве по времени ее основания. Первый деревянный храм появился здесь, видимо, не позднее XVI века, так как при Иване Грозном впервые упоминается в летописи в 1560 году в связи с пожаром, и уже через шесть лет был восстановлен заново, возможно, уже каменным. Обычно же считают, что эту церковь впервые выстроил в камне богомольный царь Алексей Михайлович около 1653 года.

И в конце XVIII века обветшавший старинный Успенский храм стали перестраивать заново - тогда и была возведена эта пречистенская красавица-церковь. Храмоздателями явились статский советник Василий Тутолмин «с доброхотными дателями» и городской голова В.Я.Жигарев - последний еще построил на свои средства великолепный Мартиновский храм на Таганке и собственный дом на Большой Алексевской улице, где потом родился К.С.Станиславский (см. нашу публикацию от 27 апреля с.г.).

Имя архитектора новой церкви, француза Николая Леграна достойно особого внимания - ведь именно ему Успенская церковь обязана своей красотой и оригинальностью. В конце XVIII века, когда строился этот храм, Легран был главным архитектором Москвы. Однако сам он жил отнюдь не в элитных московских районах, а в скромной Доброй Слободке близ Покровки и Земляного вала. По соседству, кстати, с другим известным московским архитектором Н.Львовым, участвовавшим в постройке роскошного дворца графа Разумовского на Гороховом поле.

В Москве Легран построил здание Главного Кригскомиссариата на Космодамиановской набережной в Замоскворечье, - тот самый, где в советские годы разместился штаб Московского военного округа, и в его подземном бункере был расстрелян Лаврентий Берия. Интересно, что и место для этого сооружения оказалось соответствующим - раньше там находился дворец зловещего герцога Бирона. А современные исследователи иногда даже усматривают в Легране истинного автора знаменитого Дома Пашкова, который по общепризнанному мнению, построен Баженовым. Возможно, что Легран был и автором Святодуховской церкви на Лазаревском кладбище - ныне ученые видят ее определенное типологическое сходство с пречистенской Успенской церковью. Интересно, что еще до революции академик И. Грабарь видел у настоятеля Успенской церкви чертежи кладбищенского храма, собственноручно подписанные Леграном. Однако ученый не счел это доказательством авторства Леграна - его подпись была обязательна на любом подобном чертеже, так как главный архитектор Москвы должен был самолично заверять и утверждать такие проекты.

Успенская церковь на Могильцах стала одним из его последних шедевров - до ее освящения мастер не дожил шести лет. Великолепная и крайне необычная для Москвы классицистическая архитектура Успенской церкви во многом объясняется национальностью ее архитектора, родившегося в Париже. Иногда она даже отдаленно напоминает образ собора Парижской Богоматери и могла быть навеяна автору воспоминаниями о родине. Да и строилась церковь в самом аристократическом районе старой Москвы, который также по аналогии с Парижем называли «московским Сен-Жерменом». Раньше между двумя колокольнями была большая лоджия и полукруглая ниша, где предполагалось поставить скульптурную группу, что еще больше придало бы этой необычной церкви сходство с западноевропейской архитектурой. И поэтому современные исследователи часто называют церковь «оригинальным образцом московского классицизма».

Успенская церковь на Пречистенке была освящена только в 1806 году и заимела свою святыню - икону Богоматери «Неувядаемый Цвет». По воспоминаниям, это был один из самых «модных» приходов не только того района, но и вообще Москвы, наряду с «Николой Явленным» на Арбате и «Большим Вознесением» у Никитских ворот. Этот приход, однако, был определен не только своими именитыми местными жителями, но и прекрасным хором крепостных, лучшим в Москве, который ездили слушать в этот храм.

Церковь знаменита и тем, что попала на страницы эпопеи «Война и мир» Льва Толстого: именно в нее Марья Дмитриевна Ахросимова приводила молиться Наташу Ростову из соседнего Чистого переулка, где располагался дом Ахросимовой. Как известно, это лицо реальное и прототипом ее была легендарная Анастасия Дмитриевна Офросимова, жена московского обер- кригскомиссара, женщина решительная, прямая, своенравная и очень властная. Говорили, что своего добродушного супруга она сама похитила из родительского дома, и впоследствии нисколько с ним не церемонилась: в гневе Офросимова при всех срывала с мужа парик и бросала его на улицу. Ее хорошо знали и очень уважали в Москве, да и побаивались в свете - она могла кому угодно сказать все, что думала, выругать кого-то в Благородном собрании или прилюдно отчитать московских полицейских за плохую, неисправную работу. А однажды в Арбатском театре в присутствии императора Александра I Офросимова разоблачила одного сенатора-взяточника: погрозив ему пальцем, она указала на царскую ложу, и во весь голос молвила: “Берегись, NN!” Услышав это, император решил узнать, чего же должен опасаться сенатор. Когда все выяснилось, тот был уволен со службы.

Грибоедов представил ее в образе старухи Хлестовой, правда, поселив свой персонаж на Покровке. А Лев Толстой оставил свою героиню жить на Пречистенке, и Марья Дмитриевна Ахросимова “поселилась” в том же доме, где жила и ее прототип -в Чистом переулке.

Успенская церковь «на Могильцах» еще упоминается в другом сочинении Толстого - именно в ней венчались Левин и Китти из романа «Анна Каренина». И сама церковь имела интересную историю. В числе ее прихожан была сестра Владимира Соловьева, жившая рядом с храмом на углу Большого Власьевского переулка. Философ часто останавливался у нее, и возможно, сам посещал этот храм. Знакома она была и Гоголю. В соседнем Денежном переулке стоит роскошный особняк эпохи модерна, построенный в 1897 году архитектором Бойцовым для текстильного богача Берга - ныне его занимает посольство Италии, а в революционные годы здесь находилось посольство Германии. Это здание вошло в историю 6 июля 1918 года - тогда именно в нем убили германского посла, графа Мирбаха, что стало началом мятежа левых эсеров. А еще раньше здесь была старинная московская усадьба, где жил писатель, директор московских театров, М.Н.Загоскин. Он собрал богатую библиотеку, столь ценную, что Гоголь приходил сюда посмотреть на нее. Однако добрых отношений с ее хозяином так и не сложилось, и в «Ревизоре» Загоскин ехидно обозначен как автор «Юрия Милославского». А вот местную Успенскую церковь Гоголь вряд ли обходил стороной.

После революции Успенская церковь на Могильцах долго не закрывалась. В тяжелом для Москвы и России 1920 году в ней отпевали известного русского философа, профессора Московского университета Л.М.Лопатина. Он был председателем Психологического общества при Московском университете, читал университетский курс философии, и еще преподавал русскую литературу в старших классах знаменитой пречистенской гимназии Поливанова. По воспоминаниям современников, Лопатин всегда сам опаздывал на лекции не меньше, чем на четверть часа, но зато всем ставил только пятерки. Если же ученики не могли вымолвить ни слова из изученного урока, он сердито угрожал четверкой или что спросит в следующий раз. А в философских спорах его любимой темой было бессмертие души. Лопатин был страстным поклонником Шекспира и в театральных представлениях шекспировского кружка даже сам играл роль Яги, которая ему особенно удавалась.

Удивительно теплые и трогательные воспоминаниям оставила о нем «великолепная Маргарита Кирилловна», жена коллекционера и мецената Михаила Морозова, создавшая после смерти мужа Религиозно-Философское общество в своем доме на Смоленском бульваре и организовавшая издательство «Путь». Московские философы и любители философских прений, по свидетельству самой Маргариты Кирилловны, остались на Лопатина в глубокой досаде за то, что он сорвал приезд в Москву знаменитого французского философа Анри Бергсона, сославшись на занятость и усталость. И тогда Маргарита Кирилловна организовала любительский философский кружок у себя на дому, где каждый философ по своему желанию, независимо от страны и места жительства, мог бы без препон выступить с докладом и обсудить его в близком кругу единомышленников. Лопатин же председательствовал в научном психологическом обществе, где для представления доклада требовались и ученая степень, и целая система административно-уставных преград, да и к самому докладу выдвигались совершенно иные, академические требования.

Кстати, жил Лопатин с раннего детства и до самой смерти в ампирном особняке Штейнгеля в Гагаринском переулке. Это хрестоматийно известное здание приводится во всех альбомах, учебниках, справочниках и путеводителях как классический образец архитектуры московского ампира - стиля первой четверти XIX века. (Дом был построен в 1816 году для барона Штейнгеля, участника войны 1812 года, потом осужденного на каторгу за участие в восстании декабристов). Там от голода, потрясения и воспаления легких Лев Лопатин умер в марте 1920 года. Отпевали его в Успенской церкви, так как в то время она еще действовала.

Ее закрыли только 12 июля 1932 года, в Петров день - видимо, так власти отреагировали на великий христианский праздник. К счастью, эта удивительная церковь не была уничтожена - и всегда тесное соприкосновение с историей уцелевшего храма дарует радостное чувство о его счастливой судьбе, о том, что Москва не потеряла и эту частичку своей души.

Уникальное здание, находящееся на государственной охране как памятник истории и культуры, всего лишь было сильно перестроено для новых нужд, так как в нем разместилось строительное учреждение. Только в 1992 году была создана община, и храм официально возвращен Церкви.

Еще одна замечательная сохранившаяся Успенская церковь на Сретенке, что в Печатниках, была выстроена как приходская для местной слободы мастеров Государева Печатного двора. Однажды в нее зашел живший неподалеку художник В.Пукирев - а в храме в это время венчались богатый старик и совсем молоденькая девушка. Увиденное в храме стало сюжетом знаменитой картины «Неравный брак».

А на Покровке, на углу с Потаповским переулком, до 1929 года стояла дивная московская церковь Успения Божией Матери. Ее называли “восьмым чудом света”, настолько хороши были ее взмывающие в небо главки, украшенные ажурными кружевами лепнины. Московский зодчий Василий Баженов сравнивал ее архитектуру с Покровским собором на Красной площади, а Наполеон изумился ее красоте и поставил особый караул оберегать этот храм от грабежей и пожара. Успенскую церковь построил в XVII веке крепостной зодчий Петр Потапов по заказу купца Сверчкова, местного домовладельца, имевшего рядом с церковью собственный двор. Эти белокаменные палаты Сверчкова - шедевр гражданской архитектуры средневековой Москвы - сохранились во дворе дома №6 по Сверчкову переулку: по легенде, от них к храму вел подземный ход, а в подвале дома будто бы сидел в заточении сам Ванька Каин. А в первой половине XIX века в этих старинных палатах заседала Комиссия для строений в Москве, ведавшая застройкой, перепланировкой и восстановлением города после пожара 1812 года.

После революции в 1922 году сам Луначарский предложил переименовать Успенский переулок в Потаповский - в честь ее крепостного архитектора. Не пощадили только само творение зодчего: в конце 20-х годов церковь безжалостно снесли.

Зато недавно была вновь возвращена к жизни красивейшая церковь Успения в Путинках на Малой Дмитровке, стоящая недалеко от изумительной церкви Рождества Богородицы. Белоснежно-кружевная церковь с «бледным золотом» крестов, она была построена в XVII веке у Посольского Путевого двора, где останавливались иностранные послы и государевы гонцы. Этот двор был окружен сетью, «паутинкой», маленьких кривых улочек и переулков, что и дало местности старомосковское имя «Путинки».

В советские годы здание закрытого храма использовали сначала под жилые (!) помещения, потом под фабричные - долгое время здесь располагался швейный цех. Только в 1992 году храм в ужасном состоянии вернули верующим, и в нем вновь начались богослужения. А теперь сюда приводят маленьких учащихся московских православных гимназий - приобщать их к Православию и к истории старой Москвы.