Биография Екатерины Кухар: тернистый пусть украинской балерины к мировой славе. Дворец Конгрессов в Париже

Прима-балерина рассказала о главной трагедии своей жизни.

Балерина Национальной оперы и судья "Танців з зірками" Екатерина Кухар, которая , впервые заговорила о болезненной – дочки, говорится в "Светской жизни" .

С тех пор прошло много времени, но боль от потери осталась. По словам Екатерины, эта трагедия перевернула всю ее жизнь и поменяла ее, как личность, научила ее многому.

Катерина Кухар

"Потеря ребенка была потому, что легкие у нее не открылись. И когда Александру (мужу Екатерины – прим.ред.) год назад предложили помочь Охматдету и приобрести аппарат искусственного дыхания, это был как знак свыше", - рассказала со слезами на глазах Кухар.

Этот ребенок был желаемым и долгожданным для балерины.

Легкость полета на сцене и ряд испытаний в жизни - путь Екатерины Кухар к признанию и популярности был тернистым. О главной трагедии своей жизни - потере ребенка - она не может говорить без слез. Вместе с труппой Национальной оперы Украины и в паре с мужем Александром Стояновым Екатерина почти два месяца гастролировала по Франциии, а завершила свой тур в Бельгии. Там Екатерина Осадчая встретилась с украинскими звездами, посмотрела на подготовку к заключительному представлению тура, а также расспросила о личном.

"Когда эта трагедия случилась, а случилась она на поздних сроках, когда уже практически рожают, я около месяца не могла встать с кровати. Я употребляла очень сильные антидепрессанты, снотворные и плакала-плакала-плакала. В жизни, наверное, каждому человеку посылается свое испытание и свой крест", - отметила Кухар.


Катерина Кухар

Екатерина призналась, что после трагедии даже хотела навсегда покинуть балет. Вернул ее к жизни педагог. Она предложила Кухар подготовить новую партию и сыграть Джульетту.

"Когда я вышла на сцену, я смогла боль потери, когда Джульетта теряет Ромео, когда она понимает, что он умер, выплеснуть в зрительный зал", - добавила звезда балета.

Благодаря ее имени интерес к балетному искусству в Украине вырос.

Прима-балерина Национальной оперы Украины Екатерина Кухар востребована не только в родной стране, но и за рубежом. Эта встреча - итог нескольких месяцев переговоров с пресс-аташе балерины.

Сначала она была занята на репетициях перед премьерой нашумевшего балета "Дети ночи", потом гастроли в Швейцарии, после - занята в США, затем в Киеве танцевала "Жизель" и "Спартак" с приглашенными артистами Ла Скала и Бостон балета.

В интервью "УП.Жизнь" Екатерина Кухар рассказала о партнерах на сцене, о том, какая роль повлияла на ее жизнь, и от чего приходится отказываться артистам балета.

В марте вы получили звание народной артистки Украины. Насколько это для вас важно? Ведь некоторые артисты считают подобные регалии пережитком советской эпохи, но не видят пока иной альтернативы.

Когда я узнала о присвоении звания, не скрою, было очень приятно.

Для меня народный артист - это, в первую очередь, тот, кого знает и любит публика. Если государство оценивает твою работу - это двойная радость.

Хотя за границей нет званий. За рубежом артиста узнают только по фамилии - это главный козырь.

- Выступая за границей, что для вас в приоритете - статус мировой сцены или фамилия партнера?

Большое значение имеет уровень профессионализма партнера, с которым я танцую на сцене. Мне повезло в том смысле, что мой педагог - Валерий Ковтун, которого Майя Плисецкая называла лучшим партнером, всегда говорил:

"Чтобы не случилось в дуэтном танце, всегда виноват партнер".

Он превозносил женщину в балете.

Поэтому я всегда очень требовательна к партнерам по сцене, потому что знаю все нюансы дуэтного танца и хочу быть уверена, что ничего не случится.


- Что вы имеете в виду?

Бывают партнеры, которые в дуэтном танце ведут себя как нарциссы и не считают нужным бережно ставить партнершу после определенных поддержек.

В итоге балерина больше устает и может травмироваться.

У меня был единственный такой случай и, надеюсь, последний.

Я ценю надежных партнеров по сцене.

Для меня идеальный партнер - мой муж Александр Стоянов.

Уверена, что он сделает все как надо, что дает мне возможность сосредоточится на своем образе, более глубоко раскрыть характер персонажа в спектакле, тем самым отдавая больше энергии в зал.

Почему в большинстве случаев получается, что стоит артисту уехать из Украины, он там становится известным, а в родной стране его не ценят?

Известными становятся не многие. Нам не рассказывают те случаи, когда люди уехали из Украины, и их карьера не сложилась.

Все зависит от человека, его характера. Очень большую роль в судьбе актера, как и любого человека, играет везение.


Яркий пример - украинский артист балета Сергей Полунин , который выступает на лучших мировых сценах, снимается в голливудских фильмах.

Есть много талантливых артистов балета, танцующих на высоком уровне, но в силу разных обстоятельств о них мало кто знает. Возможно, мало хорошо танцевать, важно быть еще и интересной личностью.

В то же время, несмотря на медийную популярность, сам Сергей не раз жаловался в интервью, что артисты балета, что в Лондоне, что в Киеве, живут почти одинаково и в достаточно стесненных условиях.

Но, на мой взгляд, это больше относится к артистам кордебалета.

У ведущих артистов балета возможностей гораздо больше, хотя в каждом театре есть свои нюансы.

Наверное, поэтому, когда заканчивается контракт за рубежом, и иностранные гости становятся никому не интересны, они пытаются вернуться в Украину и закрепиться здесь, на родине, на руководящих должностях. Значит не так-то у нас все и плохо!

Когда Полунин презентовал фильм в Киеве осенью 2017 года, говорил о том, что намерен популяризировать балет. В чем нуждается балет в Украине?

Два основных фактора влияют на развитие балета. Первое - талантливые личности в искусстве: артисты, хореографы-постановщики, композиторы, художники декораций.


Второй фактор - финансирование. Чтобы наш балет и дальше находился среди лидеров, его необходимо поддерживать на государственном уровне.

Балет - очень дорогой вид искусства.

Национальной опере сложно, но возможно конкурировать с такими гигантами, как, например, Нью-Йорк Сити балет, Ла Скала в Милане.

В эти города приезжает ежедневно невероятное количество туристов - это одни из самих посещаемых уголков в мире.

Поэтому эти театры могут себе позволить ставить высокую цену за билеты и делать новые дорогостоящие постановки.

К тому же, балет в этих странах поддерживается на государственном уровне в течение десятилетий.

О театрах пишут книги, снимают кино. Например, "Призрак оперы" о Парижском театре или мультик "Балерина", который вышел в прокат в прошлом году и пользуется невероятной популярностью у детей.

Девочки после этого мультика мечтают стать балериной и танцевать "Лебединое озеро" в Гранд Опера.

Эти ходы очень помогают развитию театра и увеличивают интерес к искусству.

Помогает пресса и телевидение, когда журналисты поддерживают наши мероприятия, люди проявляют огромный интерес к таким новостям.

Чтобы достойно представлять Украину на зарубежных гастролях, нужно вкладывать финансы в новые масштабные постановки.

Самые могущественные государства, в первую очередь, пишут свою историю в книге искусств.

- Вы хотели бы переехать жить в другую страну?

Я люблю путешествовать, но еще больше люблю свою страну.

Не представляю жизнь без Киева, родного театра и дома.

Конечно, были заманчивые предложения остаться в США, Швейцарии и других странах, но мы - я и семья - хотим быть здесь.


- Насколько публика отличается в Украине и за рубежом?

Везде есть какие-то особенности восприятия балетного искусства. Когда мы были в Италии со спектаклем "Дон Кихот", то не успели выйти на сцену, сразу же зал взрывался аплодисментами, кричали "Браво!".

Когда были в ОАЭ, в Омане, показывали "Золушку", у нас весь спектакль прошел в абсолютной гробовой тишине.

Мы уже начали волноваться, почему такая реакция. Но в финале нас ждал шквал аплодисментов.

Кстати, перед гастролями в Оман многим артистам переделывали костюмы - удлиняли пачки девушкам, парням шили штаны вместо обычных трико.

В Японии зритель всегда после спектакля ждет автограф.

Выстраивается такая очередь, что на это уходит несколько часов! У них еще есть традиция дарить небольшую салфетку-полотенце.

- Какой подарок от зрителя за последнее время вас удивил?

Недавно поклонник из-за рубежа прислал большую картину из пластилина. Это фрагмент из спектакля "Мастер и Маргарита".

Признаюсь, была в восторге. Не представляла, что из пластилина можно сотворить такое красивое полотно.

Многие отмечают, что за последние годы украинский зритель изменился, стал более активно ходить в театр. Вам это заметно?

Еще в 2013-14 годах, когда происходили трагические события на Майдане, театр закрывался только на один день.

Мы думали, что будут полупустые залы, но этого не было.

Зритель приходил в театр в этот тяжелый период, чтобы получить вдохновение, глоток надежды и душевное успокоение.

Сейчас зритель активно ходит в театр. Причем разного возраста.

На моих спектаклях это и маленькие девочки, мечтающие стать балеринами, и молодежь, и старшее поколение.


Недавно на служебном входе в театре одна пожилая женщина пришла, надеясь увидеть меня, и оставила букетик полевых цветов.

Это меня очень растрогало, но, к сожалению, она никаких контактных данных не оставила.

Мне очень приятно, когда дарят цветы и подписывают открытки, от кого букет - это важно. Интересно, с какими цветами я ассоциируюсь у зрителей.

Очень трогает, когда пишут спасибо за то, "что благодаря вам я пришел в оперный театр". Такие сообщения вдохновляют.

Недавно ребенок прислал написанную им картину, на которой изображена балерина, и попросил, чтобы я оставила автограф.

Вы за границей не только выступаете, но и участвуете как член жюри на детских конкурсах. На что обращаете внимание?

На конкурсах мне хватает двух минут, чтобы оценить артиста. После первого тура, любой, кто не допущен ко второму, имеет право подойти ко мне и узнать - почему он не прошел дальше.

Несмотря на то, что конкурс длился с 9 утра до 23 вечера, и трудно запомнить всех исполнителей, я всегда объясню человеку, над чем ему еще стоит работать, чтобы в следующий раз выступить лучше.

Как правило, во время выступления конкурсанта записываю для себя, в чем его сильные и слабые стороны.

Перед нами выступают дети, поэтому важно дать правильный совет, чтобы ребенок не потерял веру в себя.

Бывает, ребенок демонстрирует хорошую технику, но ему не хватает музыкальности или внешней эстетики.

Ведь балет - это прежде всего искусство эстетическое, и внешний вид артиста - это 50% успеха.


Зрители приходят в театр, чтобы получить усладу для глаза.

Оценивая артиста на конкурсе, для меня важен симбиоз - гармоничное сочетание внешних данных с техникой исполнения, драматизмом.

- Насколько для артистов балета важна харизма?

Харизма очень важна для артиста, но она чаще всего больше раскрывается в спектаклях.

Редко кто может на конкурсе за минутную или двухминутную вариацию взять зал своей энергетикой.

- Какие спектакли вам ближе по жанру?

Драматические. Для меня они имеют невероятную ценность. В начале карьеры я в буквальном смысле "хваталась" за все партии.

Последние 5-7 лет чувствую потребность именно в драматических спектаклях. Это закономерный процесс.

Когда актер становится зрелым, он понимает, какие роли ему близки по духу.

Одного вдохновения мало, необходимо вдохновение образованного духа.

Дух, который знает линию персонажа и раскрывает эти переживания осознанно и глубоко.


Для меня важно, чтобы в спектакле было развитие конфликта, духовная и психологическая составляющие в характере персонажа.

Конечно, такие роли требуют от актера тщательной подготовки, но в разумных пределах.

Известно, что русская прима-балерина Ольга Спесивцева, готовясь к партии в балете "Жизель", много времени проводила в доме для душевнобольных.

И впоследствии она провела 20 лет в психиатрической лечебнице.

- В вашей карьере были роли, которые повлияли на жизнь?

Да. В свое время мой педагог Элеонора Михайловна Стебляк, благодаря предложению станцевать партию Джульетты, вытащила меня из глубокой бездны депрессии.

Свои переживания, боль я смогла перенести на сцену в образе Джульетты.

- Жизнь артиста, тем более балерины, достаточно сурова. В чем приходится отказывать самой себе?

В каждой профессии есть свои особенности. Все зависит от настроя. Если бы мне в детстве сказали родители: "У всех деток много свободного времени, а у тебя, бедненькой, одни репетиции с утра до вечера в балетной школе", я бы с ужасом об этом думала и после каждой репетиции жаловалась бы на жизнь, жалела бы себя так далее.

А у меня была другая установка, что это норма. Поэтому этот образ жизни и нагрузку я воспринимала как должное.


Сейчас уже, будучи взрослой, считаю, что этот режим решает важную проблему - направление энергии ребенка в правильное русло.

Ребенок не валандается без дела, а развивается и учится достигать каких-то целей, с детства воспитывается характер.

С другой - такие дети растут, словно "комнатное растение".

Когда начинается взрослая жизнь, возникает проблема выбора: балет или жизнь как у всех.

Если у тебя выходной, то в театре он выпадает на понедельник, а суббота и воскресенье - спектакли.

Новогодние праздники - то же самое. У меня с первым мужем тоже были конфликты на этой почве - он хочет отдохнуть на выходных, а у меня работа.

Если артист пропускает день-два, он делает два шага назад.

Если ты уезжаешь на отдых на неделю, то потом стоит колоссальных усилий привести себя в форму.

Особенно этот вопрос остро стоит перед балеринами. В театре немало девушек, которым 35+, и они до сих пор не решились уйти в декрет.

Потому что каждая артистка балета, особенно прима, понимает, что рождение ребенка может повлиять на тело до такой степени, что есть риск уже больше не вернуться на сцену.

Это индивидуальные особенности изменения гормонального фона. Ведь незаменимых в балете нет.

Для меня априори невозможно выйти на сцену, даже после декрета, пока я не привела себя в прежнюю форму.

Артист - это стимул и пример для подражания, поэтому за собой нужно всегда тщательно следить и держать себя в тонусе.

- Вы для себя уже знаете, где гармония между семьей и карьерой?

Мой главный "рецепт" - мой муж (улыбается) , который меня поддерживает во всем.

Каждый мужчина, который живет с примой, должен понимать, что он - это ее помощник и опора .

Я благодарна Саше, что мы все с ним можем делать вдвоем: и танцевать, и отдыхать, и готовить. Глубоко уверена, что если мужчина любит женщину, то все сделает ради нее.

Ірина Голіздра , спеціально для УП.Життя

22 ноября на сцене Национальной оперы Украины -​ балет «Спящая красавица». Партии Авроры и принца Дезире исполняют прима Екатерина Кухар и премьер Голландского национального балета Йонг Джу Чой.

Екатерина Кухар и Йонг Джу Чой

После морозных улиц репетиционный зал в Киевской опере кажется тропиками: здесь от силы находится человек десять, но страсти нешуточные. Солисты балета «Спящая красавица» Катерина Кухар и Йонг Джу Чой вовсю отрабатывают свой pas de deux . Это, пожалуй, то, что впечатляет большего всего - синергия и отдача артистов во время репетиции, когда на них никто не смотрит, кроме отражения в зеркале. И для Катерины, и для Йонга это далеко не первый опыт со «Спящей красавицей». Йонг впервые станцевал эту партию на сцене Голландского театра в Амстердаме в декабре 2017 года. С тех пор он четыре раза исполнял партию принца Дезире. Даже на репетиции создается впечатление, что эта партия создана именно для него. Премьер Голландского балета Чой - артист невероятной грации и, кажется, врожденного благородства, при этом он выглядит очень мужественно и статно. В его репертуар входят практически все классические партии, а также постановки настоящих звезд - Уильяма Форсайта, Джона Ноймайера, Бенджамина Мильпье. "Я получаю массу удовольствия, исполняя партию Дезире", - признается танцовщик.

«Спящая красавица» - шедевр и один из самых красивых балетов; всем известная история любви на основе одноименной сказки Шарля Перро под музыку Чайковского. Украинская звезда этого спектакля - Екатерина Кухар, одна из самых известных наших балерин, которую хорошо знают в Европе. График выступлений Кухар - от Парижа до Токио. "Спящая красавица" - ее фирменный балет. Впервые она станцевала Аврору на сцене Национальной оперы шесть лет назад, а сколько раз с тех пор - уже и не сосчитать. "Это самый тяжелый спектакль. Так всегда говорила мой педагог, прима Татьяна Таякина. Здесь огромная физическая нагрузка и вариации в разнообразных стилях. В «Спящей красавице» весь балет построен на каскаде прыжков и вращениях, для меня это большая ответственность", - делится Кухар.

1 / 3

На репетиции был постоянный партнер Екатерины и в жизни, и на сцене, премьер Национальный оперы Александр Стоянов. Екатерина говорит, что с ним ей работается проще всего: «Он досконально знает меня, мое тело и все нюансы в любом из па-де-де». Спрашиваю, как она нашла контакт с Чойем: "Работать с новыми партнерами всегда интересно, это прикосновение к другой дуэтной балетной школе, ты растешь и развиваешься. А работать с Йонгом - одно удовольствие. Он очень внимательный партнер и невероятный артист, который буквально парит в воздухе".

Екатерина Кухар начала заниматься танцами с 5 лет. Видя её физические способности, Екатерину без отборочного тура приглашают в уже сформированную группу по спортивной гимнастике во Дворце Пионеров .

С 1992-1999 года обучалась экстерном и с отличием закончила Киевское государственное хореографическое училище (класс Татьяны Таякиной , народной артистки CCCP). В том же году награждена Почётным дипломом Академии искусств. В 1997 году получила специальный приз конкурса Prix de Lausanne на стажировку в Швейцарии . Будучи ещё ученицей первого курса, блестяще дебютировала в партии Маши в балете «Щелкунчик » на всемирно известной сцене Bunka Kaikan в Японии .

В творческом пути Екатерины принимали участие педагоги-репиторы, народные артисты Украины и СССР Валерий Ковтун, Людмила Сморгачёва , Николай Прядченко, Элеонора Стебляк , Раиса Хилько , Эльвира Тарасова, Абдыев Реджепмырат .

Партнерами Екатерины Кухар были: Александр Стоянов , Леонид Сарафанов , Джозеф Гатти, Бахтияр Адамжан, Эрис Нежа.

Прима-Балерина Национального театра оперы и балета Украины

В 1999 году была приглашена в состав труппы Национальной оперы Украины им. Т. Г. Шевченко . Гастролировала в странах Европы, Канаде, США, Японии, Корее, Китае и др. Член жюри международных балетных конкурсов и фестивалей. Международный преподаватель танца. В Национальной опере Украины Екатерина исполняет ведущие роли практически всего репертуара.

Фестивали и Гала концерты

Неоднократно принимала участие во многих международных фестивалях: «Aoyama Ballet Festival» (Япония), «Fresh Ballerina Festival» (Япония), Международный фестиваль современной хореографии (Украина), фестиваль имени Сержа Лифаря , «IV Miedzynarodowa gala baletowa» (Польша), «Дни культуры» Андорра - Украина (Киев), Охридский международный фестиваль (Македония).

Гала концерты: 2010 год - «Звёзды Мирового Балета» (Донецк); 2011 год - «Gala Ballet Helps Japan» (Берлин); 2011 год - «Украина-Польша» (Краков); 2012 год - «Звезды мирового балета» (Одесса); 2012 год - Первый международный Арт фестиваль; 2013 Юбилейный вечер Андриса Лиепы (Челябинск и Санкт-Петербург БКЗ «Октябрьский»); 2013 год - Гала-концерт «Ballet Masterpieces» Фаруха Рузиматова в Японии; 2015 год - Член жюри международного балетного фестиваля-конкурса Tanzolimp в Берлине; 2015 год - 20-й Юбилейный Международный балетный фестиваль в Риге; 2015-2016 Член жюри на Международном балетном конкурсе в Сеуле; 2016 год - Гала-концерт в Сеуле на Международном балетном конкурсе; 2016 год - «Festival Internacional de la Cultura Maya»; 2017 год - балетные гала в Augsburg and Stockholm; 2017 год - Grand Gala «Elisa y amigos» в Мексике.

Член жюри Международных конкурсов

Почетный член жюри международного конкурса «Tanzolymp» 2015 год. Почетный член жюри международного конкурса «Seoul International Dance Competition» в 2015 и 2016 годах. Глава жюри «Всеукраинской ассамблеи танца им. Наталии Скорульской» в 2016 и 2017 годах. Приглашенная артистка заключительных гала-концертов на международных конкурсах. Интернациональный педагог мастер-классов на международных конкурсах. Член жюри в Conservatoire national supérieur de musique et de danse de Paris в 2018 году.

Международная педагогическая деятельность и мастер-классы

2017 и 2018 годы - мастер-класс по классическому уроку и дуэту в Conservatoire national supérieur de musique et de danse de Paris. 2018 год - мастер-класс по классическому уроку в Америке в International ballet theatre .

Член жюри "Танці з Зірками"

В 2017 году Екатерина стала медийной личностью. Ее пригласили на медиа проект канала 1+1 "Танці з Зірками" в качестве члена жюри вместе с Дмитрием Монатиком и Владом Ямой . В 2018 году Екатерину вновь пригласили стать членом жюри в проекте "Танці з Зірками" 2 сезон.

Дворец Конгрессов в Париже

В 2014 году Приму-балерину Екатерину Кухар пригласили во Дворец Конгрессов в Париж исполнить партию Джульетты вместе с её партнером, заслуженным артистом Украины Александром Стояновым в балете «Ромео и Джульетта ». В зале 3723 места. Спектакли проходят с аншлагом. Пара Екатерины и Александра чередуется с премьерами Мариинского театра Евгенией Образцовой и её партнером. За неделю во Дворце Конгрессов артисты показали французскому зрителю 6 спектаклей. По 3 спектакля каждая пара. Все выступления прошли с полным аншлагом и ошеломляющим успехом.

Дуэт с Александром Стояновым

Дуэт с заслуженным артистом Украины , премьером Национальной оперы Украины - Александром Стояновым сформировался в 2006 году. Их первым совместным спектаклем на сцене Национальной оперы Украины стал балет «Щелкунчик », а через несколько месяцев они уехали на гастроли в Китай со спектаклями «

Прима-балерина Екатерина Кухар тренируется 6 дней в неделю.

Восстановить силы ей помогает сон в обед. Однако длительные периоды вынужденного покоя, вроде перелета в самолете, переносить тяжело — говорит Екатерина, сообщает

Как восстанавливаетесь после сильных физических нагрузок на сцене?

Работаю по 6 дней в неделю. Рабочий день у нас начинается с урока классики в 10 или 11 часов утра. Накануне трехактного спектакля репетиция продолжается 12 часов. После этого прихожу домой и чувствую себя настолько выжатым лимоном, что мне необходимо поесть и поспать, чтобы организм к вечеру снова был в тонусе. В рабочий день организм просто требует перерыва на сон. Утром, бывало, напланирую много дел, а возвращаюсь с репетиции и чувствую, как во мне будто нажали кнопку "off".

Пожалуй, едите все, только мало?

Могу позволить себе сейчас абсолютно все, но в разумных количествах. Я умею, если надо, стать себе на горло. В Швейцарии полгода назад так сильно похудела, что подруга-диетолог забрала меня в свой женевскую квартиру и на неделю посадила на сливки с воздушным безе. Сказала: "Твоя пачка уже болтается и ходит отдельно от тебя". Весила тогда 41 с половиной. У меня личный барьер. Если вешу меньше 42, чувствую себя худой. В отпуске я немножко поправилась. Думаю, 43 с половиной мала. Хотя мужу так нравится больше. Наш немецкий друг называет нас с Сашей эльфами. Говорил: "Когда я тебя увидел впервые, было ощущение что ты поламаешься, если к тебе прикоснуться".

Когда забеременела, пришла к врачу на УЗИ. Говорю: "Мне кажется, что я в положении". Он смерил меня ироничным взглядом: "Девушка, у вас жира нет для беременности. Идите сначала наберите вес. А тогда приходите снова ". Когда обнаружил, что я действительно беременна, очень удивлялся.

Как справляетесь с физическими нагрузками и волнением в день спектакля?

В день спектакля я в обед употребляю углеводы. Очень люблю спагетти. Нужно же откуда-то силы черпать. Могу даже выпить чай с шоколадной конфетой.

Перед выступлением волнуюсь всегда. Причем на родной сцене гораздо сильнее, чем за рубежом. Дома большая ответственность. К тому же сцена Национальной оперы имеет особенность — большой покат, наклон, чтобы зрителю было лучше видно. Когда к нам приезжают приглашенные артисты, они все в шоке. Из-за поката танцовщик вынужден совсем иначе держать корпус. Нас учат держать корпус немного над ногами. Если так стать на нашей сцене — ты упадешь. Приходится отклонять корпус назад.

Есть ли в балете оптимальный рост?

Главное — соответствие роста партнера и партнерши в паре. У меня небольшой рост — метр 62. Но со сцены кажется, что я высокая. Зрители, которые подходят после спектакля, очень удивляются. Все артисты на сцене кажутся выше, чем обычно.

Мой муж не намного выше меня. Но у него длинные ноги и красивая стопа с высоким подъемом. Как-то его пригласили на очередные гастроли. Видели до этого Сашу только на сцене. Подобрали ему очень высокую партнершу — метр 80 сантиметров. Пара часто выполняет пируэт из-под руки: балерина становится на пуанты, поднимает руку, и партнер сверху должен дать ей свою руку, чтобы ее закрутить. Саша с ней станцевал, но ее рост очень ему мешал.