Т 35 технические характеристики. «Паркетный» тяжелый танк. Применение в бою

18 июля 1929 года Народный комиссариат по военным и морским делам СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (далее – Система). Ею утверждалась структура бронетанковых вооружений СССР, классификация танков и их функции в будущих военных конфликтах. Согласно этой системе промышленность должна была спроектировать и сконструировать новые бронированные машины, которые должны были соответствовать тактико-техническим характеристикам, описанным Системой, и выполнять поставленные ею задачи.

Особняком в списке танков стоял «мощный танк особого назначения», относившийся к танкам резерва Главного командования. По замыслу разработчиков системы это должен был быть тяжелый танк прорыва с мощным артиллерийским вооружением, способный выдерживать огонь противотанковой артиллерии противника. Подразделения, вооруженные такими танками, могли бы перебрасываться на участки фронтов будущих войн для обеспечения прорыва линий укреплений противника.

Совещание в Наркомате обороны, 1936 год
Источник – «Жизнь замечательных людей. Тухачевский», Соколов Б. Н.

Однако амбициозным планам своего руководства советские конструкторы и промышленность СССР в тот период времени не соответствовали. После Гражданской войны конструкторский корпус страны понес катастрофические потери – многие специалисты погибли или эмигрировали. И хотя в 20-е годы на предприятия и в конструкторские бюро начали поступать новые кадры из возрожденных и вновь созданных технических вузов, этим людям не хватало опыта. У старых же конструкторов опыта в танкостроении было явно недостаточно, так как царская Россия собственных танков не производила.

На нижегородском судостроительном предприятии «Красное Сормово» в 1920–21 годах выпустили небольшую серию в 15 танков «КС» (в некоторых источниках их именуют по личному имени первой выпущенной машины, как танк «Борец за свободу тов. Ленин»). Это была практически точная копия французского танка «Рено» FT-17, трофейный экземпляр которого был предоставлен заводу для копирования. Но опыта создания принципиально новой собственной техники нижегородцы не имели.

Во многом именно поэтому СССР вынужденно приобретал проекты готовых легких танков за рубежом – в США и Великобритании. Проекты же тяжелых и средних танков Советскому Союзу в то время не продавали, так как в капиталистических странах справедливо предполагали, что на полях будущих сражений армия социалистического государства может стать их противником.

Так, в Англии на предприятии компании «Виккерс», где советская делегация договаривалась о приобретении 6-тонного танка, позже ставшего прототипом советского Т-26, в это же время проходили испытания тяжелого пятибашенного танка Виккерс A1E1 «Индепендент», из чего секрета никто не делал. Британцы широко освещали в прессе новинки своего танкостроения, так как британская армия бронетехники закупала мало, и частные танкостроительные предприятия искали пути привлечения иностранных заказов. Однако англичане были избирательны в выборе клиентов – когда глава советской делегации предложил им продать несколько экземпляров танка, техническую документацию и права на его производство, британское правительство ответило категорическим отказом. Все, что смогли сделать представители СССР, – это собрать из открытых источников максимум информации об этой машине.


Английский тяжелый пятибашенный опытный танк A1E1 «Индепендент» компании «Виккерс»
в экспозиции танкового музея в Бовингтоне
Источник – balancedrink.com

Задача самостоятельно сконструировать тяжелый танк прорыва была поставлена перед конструкторами Главного конструкторского бюро Орудийно-оружейно-пулеметного объединения. Однако начало проектных работ показало, что для решения такой сложной задачи советским инженерам все еще не хватает опыта, и работы над проектами танков прорыва Т-30 и Т-32 были приостановлены. Не смогли решить эту задачу и инженеры Авто-танко-дизельного отдела Экономического управления ОГПУ – одной из первых советских «шарашек» (тюремных КБ, в которых отбывали срок заключенные инженеры-конструкторы). Их проект танка прорыва весом до 70 тонн, разработанный в конце 1930 – начале 1931 годов, оказался неудачным.


Эскиз танка Т-30. Источник – topwar.ru

В марте 1930 года на завод «Большевик» для организации совместной работы в полном составе прибыло немецкое конструкторское бюро инженера Эдварда Гроте. Если с Англией, Францией и США советские делегации вели переговоры о приобретении готовых танков и прав на их производство, то с Германией, которой после поражения в Первой мировой войне было запрещено развивать собственное танкостроение, отношения выстраивались по-другому. В СССР проходили испытания созданные втайне немецкие танки, которые во всех документах числились как «гросс- и кляйнетракторы» (нем. – «большие и малые тракторы»). Кроме того немецкие курсанты обучались в танковой школе «Кама» под Казанью, а также были созданы несколько совместных КБ, где немецкие и советские инженеры совместно работали над созданием новых образцов военной и гражданской техники. Было решено привлечь немецких конструкторов и к созданию средних и тяжелых танков. Предпочтение отдали конструкторскому бюро Эдварда Гроте. Руководитель Управления механизации и моторизации РККА (далее – УММ), а по совместительству и глава зарубежных делегаций, занимавшихся ведением переговоров по приобретению иностранной техники и привлечению в СССР иностранных специалистов, командарм 2 ранга И. А. Халепский называл его «бюро Гротто». Решающим в выборе оказался тот факт, что один из инженеров бюро был коммунистом, а сам Гроте симпатизировал Советскому Союзу.

В СССР было создано совместное КБ АВО-5, куда по настоянию наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе были включены и советские конструкторы – Н. В. Барыков, Л. С. Троянов и другие. Немецкие и советские инженеры разработали проекты сразу двух танков: среднего ТГ-1 и тяжелого танка прорыва ТГ-5. В металле был реализован только прототип среднего танка, но и он в серию не пошел, так как был слишком дорогим и сложным в производстве. Однако опыт, полученный советскими конструкторами в процессе совместной работы с немцами, оказался поистине бесценным.

В августе 1931 года советское правительство отказалось от дальнейших услуг немецких инженеров, и те вернулись на родину. АВО-5 было реорганизовано, теперь его возглавил бывший заместитель Эдварда Гроте – Н. В. Барыков. После реорганизации КБ советские конструкторы вернулись к проекту танка Т-30, который к началу 1932 года довели до создания полноразмерного деревянного макета. Однако на этой стадии проект остановили. Дело в том, что ранее, в ноябре 1931 года, УММ поставило перед конструкторами задачу создать танк прорыва минимум с тремя орудиями, прототип которого нужно было изготовить к августу 1932 года. В танке Т-30, две башни которого размещались одна на другой, это было технически невозможно.


Николай Всеволодович Барыков – конструктор танка Т-35. Источник – ru.wikipedia.org

Было принято решение создать проект нового танка. Компоновку будущей машины позаимствовали у британского «Индепендента». Т-35 (такой индекс присвоили новому проекту) должен был стать пятибашенным танком с мощным артиллерийским и пулеметным вооружением (76,2-мм пушка, две 37-мм пушки и шесть пулеметов), длинным, тяжелым (60 тонн), медленным (20–25 км/ч на ровной местности) и обладавшим броней, способной выдерживать попадания пуль и фугасных снарядов (30–50 мм).

Работы над Т-35 шли ударными темпами. Уже 20 августа 1932 года был готов его прототип Т-35-1. 1 сентября машину показали комиссии УММ РККА. В главной цилиндрично-сферической штампованной башне нового танка была установлена экспериментальная танковая пушка ПС-3 конструкции П. Н. Сячинтова, а в правой передней и левой задней башнях располагались 37-мм полуавтоматические противотанковые пушки ПС-2, разработанные этим же конструктором. Левая передняя и правая задняя башни вооружались пулеметами ДТ, к тому же один пулемет находился в шаровой установке основной башни, а еще один – с левой стороны в лобовом листе корпуса танка.


Прототип танка Т-35-1 во время испытаний вооружения. В главной башне танка – пушка ПС-3 № 2
Источник – theaces.ru

В то время танк впечатлял своими размерами, количеством башен и вооружения. Уже 1 мая 1933 года Т-35-1 участвовал в параде в Москве, и с этого момента до самого начала Великой Отечественной войны он будет одной из основных «изюминок» военных парадов, проводимых в Москве, Ленинграде, Харькове и Киеве.

В танке Т-35-1 были реализованы многие инженерные решения, воплощенные в танке ТГ-1 – в частности система пневмоуправления. Однако полигонные испытания показали, что система слишком капризна для использования ее в боевых условиях.


Первый прототип Т-35, оснащенный макетом орудия ПС-3 на параде в Москве. 7 ноября 1932 года
Источник – theaces.ru

Для танка ТГ-1 Эдвард Гроте конструировал специальный двигатель, но так его и не завершил. Для временного решения проблемы, чтобы провести испытания ходовой части, инженеры АВО-5 разработали способ установки в танк двигателя М-6. Теперь это временное решение, уже в качестве постоянного, «перекочевало» в новую разрабатываемую машину Т-35. Двигатель М-6 (или «Испано-300» – советская копия французского двигателя «Испано-Сюиза» 8Fb), неплохо показавший себя на танке ТГ-1, на Т-35 не выдерживал нагрузок и постоянно перегревался.

В феврале 1933 года танковое производство завода «Большевик» выделили в отдельное специализированное предприятие №174. В это же время АВО-5 трансформировалось в опытно-конструкторский машиностроительный отдел (далее – ОКМО) этого завода, пребывая под руководством все того же Н. В. Барыкова. Несмотря на организационные пертурбации, ОКМО не прекращал работы над совершенствованием конструкции Т-35. Началось создание второго прототипа машины – Т-35-2. Штампованную башню заменили на сварную цилиндрическую, которую, по личному указанию Сталина, унифицировали с основной башней недавно созданного среднего танка Т-28. Двигатель заменили на более мощный М-17, но силовая установка по-прежнему перегревалась, и эту «болезнь» своего детища конструкторы так и не смогли полностью изжить. Были также изменены конструкции трансмиссии, коробки передач и подвески. Основными задачами вносимых изменений были повышение надежности танка и уменьшение его стоимости. В металле машина была завершена к апрелю 1933 года.


Опытный советский средний танк ТГ-1 конструкции Эдварда Гроте
Источник – blog.anisotropic.ru

Сразу же после окончания доработки Т-35-2 началась разработка третьего прототипа танка – Т-35А. Для увеличения проходимости машины ее сделали длиннее, добавив по одной колесной тележке с каждого борта. Кроме того, в малых артиллерийских башнях разместили 45-мм противотанковые пушки. Небольшие изменения претерпел и корпус танка. Между тем еще до полного проведения всех необходимых испытаний проектная документация на Т-35-2 и он сам были отправлены на Харьковский паровозостроительный завод (далее – ХПЗ) для подготовки поточного производства. Туда же в июне 1932 года была отправлена и проектная документация на Т-35А. В результате именно прототип Т-35-2 пошел в серию под индексом Т-35. Его компоновка была довольно интересной – корпус танка разделялся четырьмя перегородками на пять отделений. Впереди находилось отделение передних башен с постом управления танком, а в правой башне (№2) размещалась 45-мм танковая пушка образца 1932/38 годов (20-К). В этой же башне находился пост помощника командира танка, который был обязан вести огонь из пушки. Функции заряжающего выполнял командир башни. В пулеметной передней башне (№3) находился механик-водитель, который был обязан вести огонь из пулемета и следить за двигателем танка. В случае выбытия танкового техника он должен был заменить его за рычагами управления танком.


Вид на место танкового техника (водителя) танка Т-35

Танковый техник находился на посту управления. Во время боя в его обязанность входило управление танком, а в небоевой обстановке он отвечал за руководство механиками-водителями. Пост управления находился у Т-35 очень неудобно – между выступавшими вперед обводами корпуса, которые с обеих сторон ограничивали обзор технику – он мог видеть лишь узкий сектор поля боя, а потому любой маневр вправо или влево осуществлялся танком практически вслепую.

Второе отделение являлось боевым. Над ним находилась основная башня (№1), размещенная на шестигранном основании. Здесь, справа от орудия, размещался командир танка. Помимо управления машиной в его обязанности входило ведение огня из пулемета и заряжание орудия. Наведением орудия занимался башенный командир, размещавшийся слева от орудия.

Радиотелеграфист располагался в задней части башни. Во время боя он был обязан помогать командиру танка заряжать основное орудие. Под башней находился подвесной пол, на котором располагались все размещавшиеся в башне танкисты. Здесь же хранился боекомплект основного орудия танка.


Подвесной пол главной башни танка Т-35
Источник – bronetexnika.moy.su

Третьим было отделение задних башен. Командир башни №4, вооруженной 45-мм пушкой, был заместителем командира башни №1 и отвечал за ведение огня из 45-мм пушки. Заряжал эту пушку младший механик-водитель, подчинявшийся технику и также следивший за ходовой частью танка. Огонь из пулемета ДТ, расположенного в башне №5, вел командир этой башни.

Следующим было моторное отделение, в котором располагалась силовая установка танка. В кормовой части располагалось трансмиссионное отделение, что предопределяло использование заднего привода у Т-35. Вообще, для советских танков было характерно совместное размещение силовой установки и трансмиссии в кормовой части. Это позволяло избежать необходимости «тянуть» через весь танк карданный вал, что неизбежно приводило бы к увеличению высоты машины и, как следствие, ее поражаемого силуэта, чем «грешили» немецкие танки.

Экипаж Т-35 в бою составлял 10 человек, но дополнительно в него входили старший механик-водитель и моторист, которые следовали в обозе и помогали поддерживать машину в рабочем состоянии в перерывах между боями.

Первый серийный танк был изготовлен в Харькове к 1 ноября 1933 года и принял участие в параде в честь 16-й годовщины Революции, проходившем в столице советской Украины (Харьков был ею до июня 1934 года). В этот же день прототипы Т-35-1 и Т-35-2 принимали участие в параде в Москве.


Танки Т-35-1 (справа) и Т-35-2 (слева), Москва, 7 ноября 1933 года
Источник – army.lv

Но то, что красиво смотрелось на парадах, в жизни было далеко не таким безукоризненным. Т-35 оказался танком «сырым» и капризным. Прошел целый год, прежде чем харьковчанам удалось устранить большую часть дефектов и недоделок. Кроме этого, срыву планов по серийному выпуску танка мешала плохая работа смежников, которые не вовремя поставляли комплектующие на предприятие. Так, к 1 января 1934 года три готовых корпуса Т-35 не были обеспечены орудиями.

Непростая ситуация сложилась и с вооружением танка. Его планировалось оснастить пушками ПС-2 и ПС-3 конструкции Сячинтова, но они так и не были запущены в производство. В марте 1932 года на вооружение Красной армии была принята 45-мм пушка 20К разработки завода №8, которой заменили 37-мм пушку. В то же время завод «Красный путиловец» никак не мог наладить производство 76-мм орудия ПС-3 – главный конструктор артиллерийского КБ завода И. А. Маханов утверждал, что эта пушка плохо сконструирована и нетехнологична. Взамен он настойчиво предлагал 76-мм пушку Л-10 собственной конструкции, однако ее полигонные испытания показали, что эта артиллерийская система «сырая», в достаточной мере не отработанная и обладает множеством дефектов.


Главная башня танка T-35 на срубе во время испытаний орудия ПС-3. 17–21 марта 1933 года
Источник – soboli.net

В результате на танки начали устанавливать менее совершенную, но проверенную танковую 76,2-мм пушку КТ-28 («Кировская танковая») образца 1927/32 годов, в которой использовалась качающаяся часть полевой полковой пушки образца 1927 года. В это же время пушку КТ-28 устанавливали и на трехбашенный средний танк Т-28 с основной башней, аналогичной Т-35, поэтому проблем с заменой орудия не возникло.

Корпус танка был в основном сварным. Это новшество переняли у конструкции танка ТГ-1, который впервые в истории изготовили полностью сварным. Клепаными были только боковые броневые экраны, прикрывавшие подвеску и катки танка. Лоб корпуса защищался бронеплитами толщиной от 20 до 50 мм, борта и корма – 20 мм. Однако опыт войны в Испании показал, что бронирование танка меньше 30 мм делает его легкой добычей для 20- и 37-мм противотанковой артиллерии. Постановлением Правительства от 25 июля 1937 года ХПЗ обязали начать работы по дополнительному бронированию танков Т-35: до 60 мм – лобовых, и до 30 мм – бортовых бронедеталей. В ноябре показатели изменили: борт – 40–45 мм, башни – 40–55 мм, в результате чего масса машины возросла с 55 до 60 т. Кроме того, заводу было необходимо спроектировать новые конические башни с наклонными лобовыми и боковыми бронелистами.


Пушка КТ-28 в броневой маске танка Т-35. Источник – bronetexnika.moy.su

Однако завод, как и многие другие предприятия и КБ страны, понес тяжелые потери в инженерно-конструкторском составе – в разгаре были репрессии, начатые главой НКВД Г. Г. Ягодой и продолженные его преемником Н. И. Ежовым. У ХПЗ попросту не хватало кадров, чтобы провести необходимые конструкторские работы, поэтому к ним были подключены конструкторы ленинградских заводов №179 им. Кирова и №185 (в который в 1934 году выделили ОКМО). Ленинградцы имели больше опыта, чем их харьковские коллеги, так как многие из них участвовали в разработке Т-35 и в 1938 году работали над созданием новых тяжелых танков СМК-1, КВ-1 (завод №179) и Т-100 (завод №185).

С конца 1938 года ХПЗ начинает производить новый Т-35 с усиленной броней и коническими башнями. Кроме того, в кормовой части некоторых танков установили еще один пулемет в шаровой установке. Харьковчане уже успели собрать от 6 до 10 новых машин, когда постановлением Главного военного совета СССР от 8 июня 1939 года танк Т-35 сняли с производства. Испытания показали, что новые тяжелые танки, разрабатывавшиеся в Ленинграде, перспективнее, чем безнадежно устаревший Т-35.


Танк Т-35 с коническими башнями и наклонной подбашенной коробкой, Москва,
1 мая 1940 года. Это «шпионское» фото сделано из окон американского посольства
Источник – «Сухопутные линкоры Сталина», Максим Коломиец

Единственным военным конфликтом, в котором принял участие Т-35, стала Великая Отечественная война. Ни во время Польского похода сентября 1939 года, ни во время Советско-финской войны 1939–1940 годов единственный тяжелый советский танк прорыва не использовался, несмотря на то что указания на это есть в отдельных зарубежных источниках. Т-35 стал главным «паркетным» танком СССР, основной задачей которого было вводить в заблуждение западных дипломатов и разведчиков относительно уровня развития советской бронетехники.

Военные отмечали низкую надежность Т-35, особенно выпуска 1933–36 годов – машины постоянно ломались, а их двигатели перегревались. 27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной армии», на котором в том числе обсуждался и вопрос дальнейшей целесообразности эксплуатации Т-35. Мнения разделились, но, в конце концов, было принято решение оставить эти танки в частях до их полного износа.


Ходовая часть Т-35 со снятыми бронеэкранами
Источник – dezle.net

В результате почти все пригодные к эксплуатации танки (51 из 59 серийных Т-35) оказались в полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа (КОВО). Четыре из них требовали капитального ремонта, поэтому перед самой войной три танка были отправлены из Львовской области, где размещался 8-й мехкорпус, на ХПЗ.

Боевой путь танков Т-35 оказался очень коротким. Уже в первые часы войны командиру корпуса генерал-лейтенанту Д. И. Рябышеву было приказано наступать на запад. Его танки уже успели совершить 70–80-километровый марш, когда был получен новый приказ – вернуться в исходную точку и на следующий день продвинуться на 120 километров на северо-восток к городу Броды. В результате этих хаотических передвижений путь корпуса оказался усеян танками Т-35, которые ломались на марше и были брошены или уничтожены экипажами. Так как танк был давно снят с производства, запчастей к нему не хватало, а из-за огромной по тем временам массы Т-35 его было крайне сложно эвакуировать. Часть машин осталась на ремонтной базе во Львове, где части мехкорпуса, следовавшие через город, были атакованы просочившимися в город украинскими националистами, с которыми пришлось принять бой.

На этом злоключения Рябышева и его солдат не закончились. 26 июня корпус начал наступление от города Броды на север, в направлении на город Дубно. Рябышев планировал продолжить его и 27 июня, когда в 4 часа утра прибыл нарочный с приказом отходить на юг. Корпус уже начал отводить свои подразделения, когда в 6 часов 40 минут поступил новый приказ – снова наступать на Дубно. У Рябышева под рукой были только не успевшая отступить 34-я дивизия (в которой еще оставалось какое-то количество исправных танков Т-35), один полк 12-й танковой дивизии и мотоциклетный полк. Командир 8-го мехкорпуса хотел дождаться утра 28 июня, чтобы снова собрать воедино свои силы и атаковать противника, но сделать это ему не дали. Прибывший член Военного совета Юго-Западного фронта корпусной комиссар Н. Н. Вашугин, грозя трибуналом, потребовал, чтобы корпус немедленно шел в наступление теми силами, какими он располагал на данный момент. В результате из имевшихся войск на скорую руку была создана группа бригадного комиссара Попеля, которая начала наступление на Дубно, а Рябышев остался в Бродах собирать и организовывать остальные силы.


Советский тяжелый танк Т-35 68-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного
корпуса, брошенный из-за неисправности в 2 километрах к северо-востоку от села Новый Ярычев
Каменко-Бугского района Львовской области
Источник – waralbum.ru

Когда группа Попеля достигла Дубно, штаб Юго-западного фронта снова поменял свои планы, и наступление на город остальными подразделениями фронта было остановлено. В результате все танки Т-35 34-й дивизии, как и почти вся бронетехника группы Попеля, были потеряны в боях за Дубно. Последние танки были подбиты в бою и сгорели 30 июня 1941 года в районе станции Птичья, где Попелю удалось на какое-то время прорвать оборону противника. В образовавшуюся брешь проскользнул обоз с ранеными под прикрытием части танков группы, но остальные подразделения прорваться вслед за ним не смогли. Попель уничтожил остававшиеся у него танки (19 единиц Т-26 и 4 единицы Т-34) и лесами вывел остатки группы из окружения. Немецкие солдаты и офицеры любили фотографироваться на фоне удивительных многобашенных «русских монстров», поэтому осталось множество документальных свидетельств трагических судеб танков Т-35 и их экипажей.


Могилы немецких солдат на фоне советского танка Т-35 из группы Попеля, подбитого на трассе поселок
Верба – поселок Птичья, 30.06.1941. Две белые полоски на башне – тактический знак 67-го танкового
полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса. Машина выпуска 1937 года,
серийный номер №988-16. Источник – waralbum.ru

Немцы отремонтировали один из захваченных Т-35 и отправили его в Германию для проведения испытаний на полигоне в Куммерсдорфе. Дальнейшая судьба этого танка автору неизвестна.


Т-35 в Куммерсдорфе. Источник – nektonemo.livejournal.com

Те немногие танки Т-35, которые к середине июля 1941 года оставались в составе разгромленного 8-го мехкорпуса, были отправлены на ХПЗ для проведения капитального ремонта. Они приняли участие в обороне Харькова в октябре 1941 года – в основном в качестве неподвижных огневых точек.


Немецкие офицеры фотографируются на подбитом советском танке Т-35, брошенном в районе
Григоровки (тогдашнее предместье Харькова). Танк оставался стоять на нынешней улице
Тельмана между домами №14 и №16. Источник – waralbum.ru

Два Т-35, находившиеся в танковом парке Высшей академии механизации и моторизации, вошли в сводный танковый полк академии, но так как на фронт он отправлен не был, то, скорее всего, эти танки участия в боевых действиях не принимали. Еще два Т-35, принадлежавшие Казанским бронетанковым курсам усовершенствования технического состава, до конца войны использовались для обучения механиков-водителей.

Единственный уцелевший на сегодня экземпляр танка Т-35 находится в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны Российской Федерации в Кубинке.

На базе танка Т-35 в 1934–40 годах было создано две 152-мм САУ СУ-14-Бр-2. Они участвовали в обороне Москвы в составе сводного дивизиона, куда кроме них входила САУ-100-Y, созданная на базе экспериментального танка Т-100. Единственная уцелевшая САУ СУ-14-Бр-2 также экспонируется в Кубинке.


Танк Т-35 в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Источник – comgun.ru

Межвоенный период в танкостроении стал время поисков и экспериментов. Каким должен быть танк, какие задачи выполнять на поле боя? В этом смысле попытка повышения огневой мощи танков за счет увеличения числа башен можно назвать скорее закономерностью, чем исключением. В теории такой танк помимо казавшейся внушительной боевой мощи производил колоссальное впечатление и становился одним из пропагандистских символов. Но если в Европе дальше экспериментов и пропаганды дело не пошло, то в СССР к созданию мощного танка прорыва, который совместно с пехотой должен был атаковать заранее подготовленную оборону врага, подошли весьма серьезно и основательно.

Толчком к созданию пятибашенного гиганта стало появление в Великобритании пятибашенного танка «Индепендент», который так и остался в единственном экземпляре. А в Советском Союзе с 1930 г. велись сложные работы по созданию тяжелого танка прорыва. В 1934 г. начался серийный выпуск танка Т-35 на Харьковском паровозостроительном заводе. Одновременно велись работы по устранению многочисленных недостатков, которые выявлялись в ходе производства и эксплуатации. Т-35 имел пять башен. В главной башне было установлено короткое (длиной ствола 16,5 калибров) орудие КТ. Эта пушка предназначалась для подавление огневых точек противника и борьбы с вражеской пехотой. Помимо орудия в башне был установлен 7,62 мм пулемет ДТ-29. В двух артиллерийских башнях в оконечностях были расположены по одному 45-мм противотанковому орудию и пулемету ДТ-29.

Малые башни вооружались лишь пулеметами ДТ. Боекомплект состоял из 96 снарядов к 76-мм орудию и 226 снарядов к 45-мм пушкам и 10080 патронов к пулеметам. Скорость танка составляла 28,5 км/ч. Экипаж обычно состоял из десяти человек. Танк имел противопульное бронирование. На поздних танках выпуска 1938 г. и 1939 г. броня была усилена, что, прочем, не могло спасти танк от противотанковой артиллерии конца 1930-х годов. Еще в начале выпуска Т-35 в качестве альтернативы предлагался новый многобашенный танк Т-39 с противоснарядным бронированием стоимостью в 3 млн. в производстве. Учитывая, что Т-35 стоил в производстве намного дешевле — 525 тыс. рублей, было принято решение сохранить производство Т-35. Хотя 525 тыс. рублей — это стоимость девяти легких танков БТ-5. Выпуск Т-35 продолжался в Харькове с 1934 г. по 1938 г. Всего было. выпущено 59 пятибашенных гигантов.


СУ-14−1. (fandom.com)

Помимо явных достоинств — мощного вооружения и внушительного внешнего вида, танк имел немало недостатков. Управлять действием всех пяти башен командиру танка было просто невозможно. С развитием противотанковой артиллерии Т-35 терял свое преимущество, превращаясь в огромную малоподвижную мишень. Сложной являлась посадка в имевший четырехметровую высоту танк. Не легче приходилось экипажу в случае необходимости срочно покинуть танк: это было возможно лишь через верхние люки. К началу 1940-х годов Т-35 в значительной мере устарел, а возможности его модернизации были практически полностью исчерпаны. В 1940 г. был поставлен вопрос о дальнейшей судьбе танка — предлагалось серьезное преобразование танка в самоходное орудие особой мощности или использование Т-35 для парадов. Однако, в конце концов танк решили сохранить в войсках до полного исчерпания ресурса.

Военная биография Т-35 оказалась очень короткой. Если ряд советских танков 1930-х годов сумел поучаствовать в пяти и более войнах и конфликтах, то боевое участие Т-35 ограничивается первыми месяцами Великой Отечественной войны. На июнь 1941 г. в войсках и военно-учебных заведениях числилось 59 танков Т-35. Из этого числа пять машин находились к началу войны на ремонте. Сорок восемь танков входили в состав 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса и дислоцировались на Львовском выступе. В ходе боевых действий большая часть танков была потеряна в результате поломок, несколько машин погибли в ходе боевых столкновений с противником. Одним из последних эпизодов боевого применения Т-35 стала оборона Харькова в октябре 1941 г., когда два Т-35 участвовали в танковой атаке немецких позиций и были подбиты.

Еще два Т-35 были обнаружены на восточной окраине города. Уцелели несколько Т-35, остававшихся во внутренних округах в качестве учебных машин. Отметился танк и в кинематографе в съемке постановочных кадров в фильме «Разгром немецких войск под Москвой». До наших дней сохранился лишь один единственный Т-35, который сейчас находится в музее бронетанковых войск в подмосковной Кубинке. Т-35 нередко можно было встретить на плакатах. Сухопутный линкор был так же помещен на аверс медали «За Отвагу». Причем присутствует как на советской награде (1938г.), так и медали в современной наградной системе Российской Федерации.

СУ-14

На базе танка Т-35 так же велись работы по созданию самоходного орудия особой мощности. Еще в 1931 г. предполагалось создать систему из трех самоходных орудий Тяжелой артиллерии Особого Назначения. Комплекс должен был состоять из 130 мм или 152 мм пушки, 203 мм гаубицы и 305 мм мортиры. Так как необходимых 152 мм пушек и 305 мм мортир не существовало работы сосредоточились вокруг создания самоходного орудия с гаубицей Б-4. Первоначально ее пытались использовать базу танка Т-24, затем Т-28, но, затем, после ряда неудачных опытов решили создать на базе Т-35. В конце 1936 г. экспериментальные самоходки получили новые 152 мм длинноствольные орудия У-30 и Бр-2. Получалась самоходка с тяжелым орудием, превосходившая по дальности стрельбы все существовавшие на тот момент аналоги других стран.


Т-35 на аверсе медали «За Отвагу». (otvaga.net)

Предполагался серийный выпуск ста подобных орудий, однако по ряду причин выпуск так и не начался до конца 1939 г. Когда началась советско-финляндская война и Красная Армия ощущала большую потребность в самоходных орудиях особой мощности. Начались работы по усилению броневой защиты самоходок. Масса самоходных орудий с 30−50 мм броней достигла 64 тонн, а скорость упала до 22 км/ч. В итоге массовое производство орудия так и не началось, а два опытных образца передали на хранение в Кубинку. Осенью 1941 г. при приближении линии фронта орудия использовались для обстрела вражеских позиций с дальних дистанций. Одно из них сохранилось до наших дней в качестве экспоната в музее бронетанковых войск.

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.3 / 1.3 / 1.3 БР

10 человек Экипаж

195 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

30 / 20 / 20 корпуса

20 / 20 / 30 башни

Подвижность

52,0 тонн Масса

954 л/с 500 л/с Мощность двигателя

18 л.с/т 10 л.с/т удельная

29 км/ч вперёд
4 км/ч назад 27 км/ч вперёд
3 км/ч назад
Скорость

Вооружение

96 снарядов боезапас

4,0 / 5,2 сек перезарядка

5° / 25° УВН

226 снарядов боезапас

2,9 / 3,8 сек перезарядка

8° / 32° УВН

3 780 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

63 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

2 520 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

63 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Советский тяжелый танк Т-35 был подлинным символом мощи Красной армии в 1930-е годы.

Эти многобашенные боевые машины возглавляли колонны боевой техники на парадах на Красной площади в Москве и на Крещатике в Киеве. Более того, танк Т-35 изображался на множестве плакатов и открыток, также в стилизованном виде он присутствует на аверсе советской солдатской медали «За отвагу» - награды, вручаемой только за боевые заслуги.

Т-35 являлся единственным в мире пятибашенным танком, выпускаемым серийно, хотя и в очень ограниченном количестве. Назначением этого танка было качественное усиление других соединений РККА при прорыве сильно укрепленных линий обороны. Мощное вооружение: три пушки и пять пулеметов, размещенные в пяти башнях, обеспечивало «тридцать пятому» возможность ведения кругового огня как минимум из двух орудий и трех пулеметов.

В войну танки Т-35 приняли участие в боях на Западной Украине в первые, самые тяжелые месяцы войны. Известно, например, что четыре «тридцать пятых» использовались в обороне Харькова в октябре 1941 года. Все строевые Т-35 в этих боях были потеряны, причем не столько от огня противника, сколько по техническим причинам или исчерпанию топлива и боеприпасов.

До сегодняшнего дня сохранился единственный экземпляр Т-35, находящийся в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения в Кубинке и не так давно этот танк восстановили до ходового состояния.

Т-35 - премиумный тяжелый танк в советской линейке развития с БР 1.3 (АБ/РБ/СБ). Был введен в обновлении 1.43 .

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронирование у Т-35 для своего времени было вполне неплохим и могло противостоять снарядам существовавших на тот момент противотанковых орудий, чей калибр не превышал 40 мм. Лоб корпуса - 30 мм, ВЛД - 24 мм с наклоном в 77°, борта - 23 мм, корма - 20 мм. Правда, борта еще прикрыты фальшбортами защиты ходовой части, толщиной 11 мм а боковые стенки подбашенной коробки - 10 мм бронестенками инструментальных ящиков. Башни также не блещут толщиной бронирования. 76-мм башня по кругу бронирована 20-мм броней, маска и передняя часть - 20 м, 45-мм орудийная башня имеет по кругу толщину 25 мм и маску в 17 мм, пулеметная башня - 23 и 22 мм соответственно. Теоретически, броня такой толщины не должна представлять проблемы для «одноклассников». На практике же - пробивают её отнюдь не всегда.

Компоновка танка довольно плотная, но, как ни странно, уничтожение машины с одного попадания наблюдается крайне редко. Очень высокой для своего БР живучести сильно способствует огромный, по танковым меркам, экипаж в 10 человек и разнесение вооружения в самостоятельные башни.

Подвижность

Какими-то выдающимися скоростными характеристиками Т-35 похвастаться не может. Мощности М-17Т для столь увесистой (52 т) машины явно недостаточно. В АБ танк разгоняется до 29,8 км/ч, в РБ - до 28 км/ч, причем на разного рода неровностях и подъемах скорость теряется довольно быстро. Поворачивает танк настолько неохотно, что можно сказать - не может поворачивать вообще. И это стоит учитывать при выборе маршрута. Также надо отметить, что танк просто огромен по сравнению с остальными одноранговыми машинами и спрятать его за каким-нибудь укрытием весьма непросто.

К плюсам можно отнести то, что из-за изрядной длины корпуса, разного рода канавы и окопы машина преодолевает легко и свободно.

Вооружение

Главная особенность танка, выделяющая его из общего ряда - ассортимент и расположение вооружения. Эта же особенность стала одной из причин, по которым такие танки не получили дальнейшего развития. Управлять огнем пяти башен, расположенных в два яруса, одному командиру оказалось практически невозможно. Недостаточная обзорность не позволяла ему охватить все поле боя, поэтому командиры башен были вынуждены самостоятельно отыскивать и уничтожать цели. Для облегчения работы командира Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения («Остехбюро») получило задачу разработать систему управления огнем танка Т-35. Её изготовление должно было выполнить «Остехбюро», а монтаж и испытание планировалось провести в Харькове, на ХПЗ. Однако работа не была закончена.

Судя по описанию, система управления огнем Т-35 должна была состоять из танкового прибора управления артиллерийским огнем и морского дальномера.

Основное орудие

В качестве основного орудия на Т-35-1 устанавливалась 76-мм пушка ПС-3 конструкции Сячинтова, но её так и не смогли довести до серийного производства. Вместо нее на Т-35А и ранние Т-28 стали устанавливать 76-мм пушку КТ (которую в игре можно встретить на Т-26-4, например). Башня Т-35 ранних серий была унифицирована с башней Т-28 соответствующего периода. Башенная установка обеспечивает горизонтальное наведение орудия в диапазоне ±180° и вертикальное - -5/+25°. Скорость наведения по горизонтали составляет 33°/сек, по вертикали - 7,2°/сек. Затвор орудия поршневой, унифицированный с полковой пушкой обр. 1927 г., перезарядка орудия занимает порядка 4,3 сек. Боекомплект основного орудия составляет 96 выстрелов, из которых 22 снаряда лучше выгрузить, освободив тем самым верхние бортовые укладки. К орудию доступны следующие снаряды:

  • Ш : Ш-353 - 6,2 кг/85 г TNT, 381 м/с, бронепробитие по нормали - 27 мм на 10 м, 25/100, 21/500;
  • ОФ : ОФ-350М - 6,2 кг/710 г TNT, 387 м/с, фугасное бронепробитие - 11 мм вне зависимости от расстояния;
  • ББ : БР-350А - 6,3 кг/155 г TNT, 370 м/с, бронепробитие по нормали - 37 мм на 10 м, 37/100, 33/500, 30/1000.

Так как танк у нас является премиумным, весь ассортимент снарядов доступен изначально, в отличие от линейных Т-26-4. Поэтому шрапнель грузить не имеет смысла вообще - бронепробиваемость и заброневое действие у нее все равно хуже, нежели чем у каморного БР-350А. ОФ снаряд хорошо работает по небронированной технике и весьма посредственно - по технике, имеющей хотя бы легкое бронирование. Кинетического бронепробития для ОФ снаряда почему-то не завезли и осталось только фугасное побитие в 11 мм.

Дополнительное орудие

Вспомогательными орудиями Т-35 служат хорошо известные 45-мм пушки 20-К , установленные в двух диагонально расположенных малых башнях. Первоначально на Т-35-1 в малых башнях стояли 37-милллиметровые пушки Сячинтова ПС-2, но впоследствии на серийных танках малые башни были унифицированы с БТ-5. Башенные установки обеспечивают горизонтальное наведение орудий в диапазоне -50/+123° для передней башни и -48/+117° для задней. Углы вертикального наведения идентичны для обеих башен - -8/+32°. Скорость наведения по горизонтали составляет 22°/сек, по вертикали - 7,2°/сек. Затвор орудия клиновой, перезарядка орудия занимает порядка 3,2 сек. Боекомплект каждого орудия составляет 113 выстрелов. К орудиям доступны следующие снаряды:

  • ББ : БР-240СП - 1,43 кг, 757 м/с, бронепробитие по нормали - 73 мм на 10 м, 71/100, 62/500;
  • ББ : БР-240 - 1,43 кг/19 г A-IX-2 (29,2 г TNT), 760 м/с, бронепробитие по нормали - 69 мм на 10 м, 68/100, 59/500.

Основным назначением «сорокапяток» являлась борьба с бронетехникой, поэтому, в отличие от основного орудия, ОФ снарядов у них в боекомплекте не предусмотрено. Бронепробитие сплошного снаряда для этого БР представляется даже избыточным, так что стоит ли их брать - решать вам. Каморный снаряд вполне уверенно поражает всех оппонентов а наличие заряда приносит куда лучшее заброневое воздействие.

Пулемётное вооружение

7,62-мм пулеметы ДТ на Т-35 установлены в количестве пяти стволов. Один - в шаровой установке главной башни, два - в качестве спаренных в малых орудийных башнях и еще два - в малых пулеметных башнях. По кругу могут работать по крайней мере три из них, не оставляя непростреливаемых зон. Малые пулеметные башни обеспечивают наведение по горизонтали -10/130° для передней башни и -20/140° для задней башни. Скорость наведения - 37°/сек. Боекомплект каждого пулемета составляет 1260 патронов в магазинах по 63 патрона с непрокачиваемой набивкой БЗ-БЗТ .

Применение в бою

Собственно, приемы применения танка в бою напрямую следуют из его характеристик. Очень живучий танк с мощным и разнообразным вооружением и посредственными скоростью и маневренностью. Следовательно, выбираем направление главного удара и продавливаем его, поддерживая атаку своих сокомандников. Что касается вооружения. Для успешного боя на Т-35 предстоит освоить сильное колдунство под названием «стрельба из многобашенного танка» . Можно, конечно, стрелять из главного и вспомогательного орудия дуплетом - накоротке этот метод стрельбы приносит замечательные результаты в виде «выстрел-труп», но на расстоянии вступают в силу серьезные отличия в баллистике основного и вспомогательных орудий и один снаряд практически наверняка окажется потраченным впустую. Ну и параллельно с освоением раздельной стрельбы слова о том, что командиру Т-35 было трудно управлять огнем стольких орудий и пулеметов станут как никогда понятными.

Достоинства и недостатки

В общем и целом имеем тяжелый танк, на своем БР вполне отвечающий своему назначению - поддерживать атаку более легких собратьев на наиболее важном направлении. В силу низких скорости и маневренности, быстрый бросок на другой фланг для Т-35 неисполним ни при каких условиях, так что продумывайте траекторию движения в бою заранее.

Достоинства:

  • Хорошая живучесть;
  • Мощное и разнообразное вооружение;
  • Большой экипаж;
  • Возможность раздельной стрельбы из главного и вспомогательных орудий.

Недостатки:

  • Низкая скорость и маневренность;
  • Большие размеры;
  • Сложность управления вооружением.

Историческая справка

С танком Т-35 связаны две легенды. Одна из них гласит, что Т-35 скопировали с английского «Индепендента» , вторая - что его разработала группа немецких инженеров под руководством Эдварда Гротте, которая некоторое время работала в СССР и занималась тяжелыми танками. И та и другая легенды довольно далеки от истины. На самом деле, отправной точкой к возникновению Т-35 послужил доклад «Об организации работ в области танкостроения», сделанный 8 октября 1924 года на заседании руководства ГУВП (Главного управления военной промышленности). В нем рассматривались перспективные типы танков, как то: маневренные , сопровождения и позиционные . Если с маневренными (в последствии - быстроходными) танками и танками сопровождения пехоты было все более-менее понятно, то по поводу позиционных было сказано буквально следующее:

Нельзя не признать, что при всех соображениях в пользу широкого маневра будущего столкновения Красной Армии нельзя не считаться с возможностью необходимости преодоления заблаговременно или вообще в течение длительного времени укрепленных позиций, при каковом случае мощность танков маневренного типа окажется недостаточной. Ввиду этого намечается необходимость в третьем типе тяжелого мощного танка, способного к преодолению препятствий, встречающихся в войне позиционного характера. Подобного рода танк может представлять из себя только специальное средство, придаваемое войскам при преодолении сильно укрепленных позиций (танк прорыва). Снабжение Красной Армии такого рода танками представляет собой задачу второго порядка. Подобного рода танк тяжелого типа в дальнейшем именуется позиционным (тяжелым).

То есть каким быть этому самому тяжелому танку - ясного представления не было, да и задача по его созданию представлялась явно второочередной, но более простой она от этого не стала. Дело еще и в том, что собственной школы танкостроения не было ни в РИ ни в СССР, все предстояло начинать с чистого листа. Именно поэтому была приглашена для работы группа Гротте. Результатом работы группы Гротте стал танк ТГ , который по ряду параметров для производства не подошел, но его проектирование дало необходимый начальный опыт советским конструкторам, работавшим с немцами. Что же касается «Индепендента», то на самом деле с «Виккерсом» велись переговоры не о его покупке а о разработке тяжелого танка по советскому ТЗ от 1929 года. Но - не сложилось.

И вот, в ноябре 1930 года в Главном конструкторском бюро (ГКБ) Орудийно-оружейно-пулеметного объединения началась разработка тяжелого танка на основе разработанных УММ РККА тактико-технических требований. Работы затянулись, созданный к концу 1931 года проект многобашенного танка Т-30 был забракован. За ним последовала разработка танков Т-32 и, параллельно, - средних ТА-1, ТА-2 и ТА-3. Ни один не дошел даже до опытного образца. После отъезда группы Гроте КБ реорганизовали. В его состав дополнительно включили отечественных конструкторов М. Зигеля, Б. Андрыхевича, А. Гаккеля, Я. Обухова и других. Возглавил новое КБ Николай Барыков, в свое время работавший у Э. Гроте заместителем. Новое конструкторское бюро получило от УММ РККА задание «к 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Работы по проектированию новой машины, которая должна была иметь массу 35 тонн, ходовую часть и «силовой агрегат» по типу ТГ, вооружение и компоновку - по типу проекта Т-32, разработанного Н. Барыковым и М. Зигелем, начались в ноябре 1931 года. Вскоре танку присвоили индекс - Т-35.

Сборку первого прототипа, получившего обозначение Т-35-1, на ленинградском заводе «Большевик» закончили 20 августа 1932 года. 1 сентября танк был показан представителям УММ РККА во главе с Г. Бокисом, на которых произвел сильное впечатление. В итоге танк вобрал в себя множество черт предыдущих проектов. По типу «Индепендент» было скомпоновано вооружение, от ТГ была взята трансмиссия, на конструкцию ходовой части оказал большое влияние немецкий «Гросстрактор» фирмы «Крупп», который за год до этого испытывался на полигоне школы «Кама» под Казанью и был доступен для изучения советскими военными специалистами. По результатам полевых испытаний стало ясно, что для серийного производства конструкция трансмиссии и пневмоуправления является слишком сложной и дорогой. Поэтому вполне понятно, что главное внимание при проектировании улучшенного варианта Т-35-2, которое началось в ноябре того же года обращали на всемерное упрощение и удешевление образца. Т-35-2 получил новый двигатель – М-17, другую трансмиссию и коробку передач, в большой башне цилиндрической формы смонтировали пушку ПС-3 с прогрессивной нарезкой. В остальном же Т-35-2 практически не отличался от своего предшественника, если не считать измененной конструкции фальшборта.

В то время, когда шла сборка опытного образца Т-35-2, в КБ заканчивали работы над проектом танка Т-35А, который должен был выпускаться серийно. Причем Т-35-2 рассматривался лишь как «переходный, идентичный в части трансмиссии серийному образцу». По силовой установке, ходовой части и трансмиссии новая машина была подобна Т-35-2, но имела удлиненный корпус измененной конструкции, усиленную на одну тележку ходовую часть, малые пулеметные башни новой конструкции, средние башни увеличенного размера с 45-мм орудиями и измененную форму корпуса. В соответствии с постановлением Правительства СССР в мае 1933 года серийное производство Т-35 передавалось на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ). Туда в начале июня 1933 года в срочном порядке отправили еще не прошедшую испытаний машину Т-35-2 и всю рабочую документацию по Т-35А. Помимо ХПЗ в кооперации были задействованы еще несколько заводов, в том числе Ижорский (бронекорпуса), «Красный Октябрь» (коробки передач), Рыбинский (двигатели), Ярославский (обрезинка катков, сальники и т. д.).

Производство Т-35 шло трудно и медленно. Завод сдавал по несколько танков в год, что не очень удивительно, так как машина получилась, даже после всех упрощений, сложной и дорогой. Достаточно сказать, что Т-35А обходился государству в 525 тыс. рублей (за эти же деньги можно было построить девять легких танков БТ-5). Параллельно с выпуском танков Т-35, завод вел работу по совершенствованию его конструкции и повышению надежности работы узлов и агрегатов. При этом приоритетным считались работы по силовой установке танка. Двигатель М-17Т, который ставился на «тридцать пятый», являлся вариантом авиационного двигателя М-17. На «танковом» варианте свечи переместили внутрь развала цилиндров, а для увеличения ресурса двигателя у него уменьшили число оборотов, в результате максимальная мощность снизилась до 500 л.с. Установленный на 14-тонном БТ-7 двигатель М-17 обеспечивал танку очень высокие динамические характеристики, но для 50-тонного Т-35 «движок» оказался слабоват. Он часто не «тянул» тяжелую машину, сильно перегревался. Несколько раз поднимался вопрос об изготовлении Т-35Б - машины с установкой двигателя М-34 мощностью 750 л.с., однако дальше проекта дело не пошло, хотя упоминания о Т-35Б встречаются в документах и переписке за 1936 год. Кроме того, на одном танке в опытном порядке установили дизель БД-2.

Всего к началу войны с учетом опытных Т-35-1 и Т-35-2 было выпущено всего 59 танков всех модификаций. В РККА числилось 48 танков Т-35, состоявших на вооружении 67-го и 68-го танковых полков 34-й танковой дивизии Киевского ОВО. Остальные находились в распоряжении военных учебных заведений и в ремонте (2 танка - ВАММ, 4 - 2-е Саратовское БТУ, 5 - в ремонте на заводе № 183). Кроме того, Т-35-2 находился, как экспонат, в БТ музее в Кубинке, а Т-35-1 был списан в 1936 году. Все строевые танки были потеряны в первые месяцы войны, один был захвачен немцами и перевезен на полигон в Куммерсдорфе, причем есть упоминания, что в 1945 году он принял участие в боевых действиях. Вместе с тем, существуют также фотографии этого танка, сделанные нашими бойцами в 1945 году в районе Цоссена и, судя по отсутствию гусениц, машина к тому моменту была давно не на ходу.

Медиа

    Проекции Т-35

    Танк Т-35 (№0183-5) преодолевает брод. Июнь 1936 года

    Танки Т-35 проходят по Красной площади. 1 мая 1937 года. Скорее всего, машина выпуска конца 1936 года.

    Танк Т-35 из состава учебного танкового полка Военной академии механизации и моторизации имени И. В. Сталина. 1940 год

    Красная армия - гордость народа! Плакат 1937 года.

    Медаль «За отвагу», 1942 г.

    Плакат «Вперед, на запад!», судя по наличию знамени Сумской дивизии - издан плакат после сентября 1943 г.

    Т-35 на фризе Дома Советов, Санкт-Петербург

    Танк Т-35 с коническими башнями и наклонной подбашенной коробкой. Москва, 1940

Первые серийные машины Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк Резерва Главного Командования (РГК) в Харькове.

12 декабря 1935 года этот полк был развернут в 5-ю отдельную тяжелую танковую бригаду. Организационно она состояла из трех линейных танковых батальонов, одного учебного, батальона боевого обеспе­чения и других подразделений. Приказом Наркома обороны от 21 мая
1936 года бригаду выделили в Резерв Главного Командования. Она предназначалась для усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных позиций противника. В соответствии с этим назначением по специально разработанной АБТУ программе велось и обучение танкистов. Подготовка экипа­жей осуществлялась на специальных курсах, которыми руководили инженеры с ХПЗ. Кроме того, в 1936 году в Рязани при 3-й тяжелой танковой бригаде был создан учебный танковый батальон Т-35. «Hасчет боевого экипажа Т-35» по состоянию на 1936 год и обязанности его членов:
1) командир (старший лейтенант) - в башне №1 (главная), справа от орудия, ведет огонь из ДТ заряжает при помощи радиста орудие, командует танком;

2) помощник командира (лейтенант) - в башне №2 (передняя пушечная), ведет огонь из 45-мм орудия, является заместителем командира, отвечает за состояние всего вооружения танка, вне боя руково­дит подготовкой артиллеристов и пулеметчиков;

3) техник танковый младший (воентехник 2 ранга) - в отделении управления, управляет движением танка, отвечает за его техническое состояние, вне боя руководит подготовкой механиков-водителей и мотористов;

4) механик-водитель (старшина) - в башне №3 (передняя пулеметная) у пулемета, ведет огонь, обеспечивает уход за мотором, является заместителем водителя танка, отвечает за состояние вооруже­ния башни №3;

5) командир артиллерийской башни №1 (младший командир взвода) - размешается слева от орудия, ведет огонь, отвечает за состояние вооружения башни;

6) командир башни №2 (отделенный командир) - справа от орудия, выполняет функции заряжающего, в случае убытия помощника командира танка ведет огонь из 45-мм пушки, отвечает за состояние вооружения башни №2;

7) командир башни №4, задняя пушечная, (отделенный командир) - у 45-мм орудия, ведет из него огонь, является заместителем командира башни №1, отвечает за состояние вооружения башни №4;

8) механик-водитель младший (отделенный командир) - в башне №4, справа от орудия, выполняет функции заряжающего, обеспечивает уход за ходовой частью машины;

9) командир пулеметной башни (отделенный командир) - в башне №5 (задняя пулеметная), ведет огонь из пулемета, отвечает за состояние вооружения башни №5;

10) радио-телеграфист старший (отделенный командир) - в башне №1, обслуживает радиостанцию, в бою помогает заряжать орудие;

11) механик-водитель старший (младший командир взвода) - находится вне танка, обеспечивает уход за трансмиссией и ходовой частью, является заместителем старшины - механика-водителя;

12) моторист (младший техник) - вне танка обеспечивает постоянный уход за мотором, его чистку и смазку.

Эксплуатация машин первых выпусков (1933-1936 гг.) в войсках показала их весьма слабые тяговые характеристики. Так, по донесению командиров Т-35, «танк преодолевал подъем только в 17 град., не мог выйти из большой лужи». Военными отмечалась низкая надежность его агрегатов, вызывала трудности и большая масса боевых машин. В этом отношении весьма характерным можно считать следующий доку­мент, адресованный командному составу тяжелой танковой бригады РГК.

«Предлагаю принять к неуклонному руководству следующие правила движения по мостам танков Т-35:
1) на однопролетных мостах - только один танк одновременно;

2) на многопролетных мостах может быть несколько танков, но не менее чем в 50 м друг от друга.
Движение по мосту во всех случаях должно производиться так, чтобы ось танка строго совпадала с осью моста. Скорость на мосту - не более 15 км/ч.»

Помимо 5-й тяжелой танковой бригады танки Т-35 поступали в различные военные учебные заведения. Так, по данным на 1 января 1938 года, в РККА имелся 41 танк Т-35: 27 - в уже упомянутой танковой бри­гаде; 1 - на Казанских бронетанковых курсах усовершенствования технического состава (КБТКУТС); 2 - на НИБТ полигоне в Кубинке; 1 - в 3-й тяжелой танковой бригаде в Рязани; 1 - при Военной Академии моторизации и механизации (ВАММ) в Москве; 1 - в Орловской бронетанковой школе; 1 - на ЛБТКУКС (Т-35-1); 1 - в Ленинградской школе танковых техников; 1 - в Институте №20 (с системой централизован­ной наводки) и 5 - на ХПЗ.

Уже к этому времени стала сомнительной боевая ценность этих машин. Единственное, где они себя проявили в полной мере, были военные парады. Начиная с 1933 года и вплоть до начала Великой Отечест­венной

Войны Т-35 участвовали во всех парадах в Москве и Киеве. Правда, число «участников» было невелико: например, 7 ноября 1940 года на парады вывели всего 20 машин (по 10 в Москве и Киеве).

До начала Великой Отечественной танки Т-35 не участвовали ни в каких боевых действиях. Упоминания в западных и некоторых отечественных изданиях об использовании этих машин в советско-финлянд­ской войне 1939-1940 годов не соответствуют действительности.

31 марта 1939 года 5-я тяжелая танковая бригада была передана в состав КВО и переброшена в г. Житомир. Вскоре она сменила номер и стала 14-й тяжелой танковой бригадой.

Не прошло и полгода, как «служебная карьера» Т-35 чуть было не завершилась. 27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов. В отношении Т-35 мнения разделились. Одни считали, что их нужно переделать в самоходно-артиллерийские установки большой мощности (типа СУ-14), другие предлагали передать их танковому полку ВАММ и использовать для парадов. Но в связи с начавшейся реорганизацией танковых войск Красной Армии и фор­мированием механизированных корпусов, Т-35 решили «оставить на вооружении до полного износа, изучив вопрос об их экранировке до 50-70 мм».

В результате почти все машины оказались в танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа (KOBO).

В целом же, по уточненным данным, на 1 июня 1941 года в РККА числилось 59 танков Т-35 в следующих частях и учебных заведениях: 8-й мехкорпус (KOBO) - 51 машина (из них 5 требовали среднего и 4 капи­тального ремонта, из последних четырех танков 3 были отправлены на завод №183); Военная академия механизации и моторизации (МВО) - 2 машины; 2-е Саратовское танковое училище и Казанские бронетан­ковые курсы усовершенствования технического состава (ПриВО) - 6, из них 2 требовали капитального ремонта и были отправлены на завод №183. Как видно из приведенных данных, в июне 1941 года 5 Т-35 находились на ремонте в Харькове.

Боевая карьера Т-35 оказалась очень короткой. 21 июня 1941 года в 24.00 в танковых полках 34-й танковой дивизии, дислоцированных юго-западнее Львова, объявили тревогу. Машины заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплекта.

В ходе последующих боев все Т-35 8-го механизированного корпуса были потеряны.

Так, в «Журнале военных действий 34-й танковой дивизии» есть следующие записи о Т-35: «22 июня 1941 года дивизия выступила, имея 7 КВ, 38 Т-35, 238 Т-26 и 25 БТ...

24 июня, к моменту выступления дивизии из леса Яворов - Грудек-Ягеллонский отстало 17 Т-35...

А в «Актах на потерянные машины Т-35

34 танковой дивизии» можно проследить судьбу каждого танка:

«67-й танковый полк:
№0200-4, 196-94, 148-50 - оставлены при производстве среднего ремонта в Садовой Вишне. Вооружение и оптика сняты по приказу зам. командира полка майора Шорина, при отходе 24 июня взорваны;

№220-29, 213-35 - застряли в болоте, оставлены при отходе;

№0200-8 - в районе Садовой Вишни поломан коленвал. 26 июня оставлен, вооружение и оптика сняты;

№220-27, 537-80 - в районе Грудек-Ягеллонского поломка бортовой передачи и коробки перемены передач. 24 июня оставлены, пулеметы и боеприпасы сняты и закопаны;

№988-17, 183-16 - оставлены в районе Львова в ожидании капитального ремонта. 29 июня, вооружение и оптика сняты;

№339-30, 744-61 - поломка трансмиссии и бортовой передачи, №0200-9 - подбит противником и сгорел. Оставлены при отходе 30 июня, вооружение и оптика сняты со всех трех машин;

№183-3 - авария двигателя. Оставлен экипажем в районе Бело-Каменки 30 июня. Вооружение и боекомплект сняты и закопаны;

№288-74 - авария главного и бортовых фрикционов. Подожжен экипажем при отходе 1 июля в районе Тарнополя;

№482-2 - поломка коробки перемены передач. Оставлен в лесу не доезжая д. Сасово 1 июля, пулеметы, сняты, оптика зарыта;

№744-63 - заедание поршней в двигателе. Оставлен на пути из Злочева в Тарнополь 1 июля, пулеметы сняты;

№988-15 - поломка коробки перемены передач. Оставлен в Злочеве 1 июля, вооружение, оптика и боеприпасы сданы на склад в/ч в г. Злочев;

№715-61 - поломка коробки перемены передач. Оставлен 15 км за Львовом, пулеметы сняты;

Т-35, брошенный экипажем восточнее Львова.

№234-35 - опрокинулся в реку вверх гусеницами в с. Иванковцы, командир машины Огиев;

№744-62 - сожжен главный фрикцион. Оставлен в г. Грудек. 26 июня, снаряды все расстреляны, командир машины Тараненко;

№744-64, 196-95, 330-75 - остались в Грудеке в состоянии негодности, так как находились в среднем ремонте;

№196-7 - сожжен главный фрикцион, отсутствуют аккумуляторы. Оставлен в с. Д. 9 июля, командир машины лейтенант Тараненко;

№197-1 - сожжен главный фрикцион. Оставлен в 20 км восточнее Грудека».

Василием Викентьевичем Сазоновым, воевал в танковых войсках с 22 июня 1941 года до июня 1942-го. Он встретил войну именно на Т-35 и вот что он рассказывал об этом танке:

«Войну я встретил башнером передней артиллерийской башни танка Т-35. Этому танку не везет в наших книжках. Все его ругают, на чем свет стоит. Да, конечно, есть за что ругать его, но не так же.

Во-первых, почему-то говорят о глупости многобашенной компоновки, о том, что командиру тяжело, дескать, управлять всем многочисленным вооружением танка в бою. Конечно, тяжело. А разве легко управ­лять каждым танком роты командиру роты? А без радиостанций это вообще невозможно. А чтобы вдобавок каждой башней каждого танка-то. Глупо? А что же этого от командира Т-35 требовать? А ведь Т-35 и есть танковая рота только на двух гусеницах. Непривычно тебе это слышать? А нас перед войной в училище именно так и учили, что средний танк - взвод легких, а тяжелый - даже рота, но с одним мото­ром и на одной паре гусениц. Потому и по званиям командир у легкого «помкомвзвод», среднего - «комвзвод», а у тяжелого - «комроты». Вот командир (а у нас он вообще в звании капитана был - со «шпа­лой» в петлице) и давал нам, командирам башен задания вроде тех, что комвзвод дает командирам танков. А уж по кому и как стрелять в первую голову решали мы сами, башнеры. Или командир по ТПУ когда мог подсказывал. А я, кстати, лейтенантом тогда был, хотя только башней руководил. Командовал, как будто бы танком БТ или Т-26 и сам частенько решал по кому и когда в моем секторе стрельбы огонь от­крывать.

Например, у меня было задание номер один. Если впереди по ходу или в секторе обстрела моей башни вдруг появлялся вражеский танк - я должен был подбить его в первую голову. То же, если я видел проти­вотанковую пушку - огонь по ней. А насчет пехоты или ДЗОТ какого-то я уже должен был сперва доложить командиру и получить указания от него. Если же командир был недоступен (ТПУ сломан) - я должен был осуществить наводку на вражескую пехоту пулеметчика-механика в башне номер 3, или сам стрелять из пулемета, а в амбразуру ДЗОТ из своей пушки огонь открывать, но только осколочным. Только в крайнем случае я мог действовать по пехоте своей «сорокапяткой». Не приветствовалось это.

Второе ихнее заблуждение - это пишут, что слабая броня у Т-35 была. Тоже ерунда на постном масле. Насколько помню, ни один из наших «рябышевских», что на Т-35 до боя доехал, не говорил о пробитой лобовой броне. Вообще о пробитой броне только Сашок Мордвин рассказывал. И ту пробили у него где-то под башней какой-то болванкой, а не «тридцатисеми».

Ну да ладно. Господь с ними, знатоками, что танки не знают. Послушай, что помню, как у нас первые дни войны складывались.

Ночью 22 июня танки нашей 34-й дивизии вывели по тревоге из Садовой Вишни. Это точно. Но вышли не все, несколько машин осталось в ремонте. У них, помнится, мы забрали патроны, возимый ЗИП и пошли на Перемышль. Не доходя примерное полпути, повернули нас на Восток, а 23-го опять кинули на Запад, а там - Львов. Первые два дня шли медленно. Метались из стороны в сторону и все кого-то ждали - то отставших и заблудившихся, то сломавшихся и ставших на ремонт. Но числа 25-го вышел приказ: «отставших не ждать», так как мы нигде не успевали сосредоточиться во время. Ну и сразу пошли быстрее, и терять начали танки свои. Все шутили, что воевать не чем будет. До немца доедем, а танки все в ремонте. Так и вышло.

В первый день бросили, как говорили штук двадцать танков на дорогах. Ремонтники должны были их чинить, но это было благое пожелание. У них ничего толком не было, даже тягачей. А много ли начинишь на «полуторке» с ящиком гаечных ключей и пайкой медью? Сомневаюсь. На другой день ни один исправленный танк нас так и не догнал, а кинули мы еще с десяток. Ну, а к концу третьего дня «пятибашенных ос­талось всего ничего.

Наш последний бой был глупым. Сперва стреляли из главных башен через речку по какому-то хутору за Ситно, а потом с остатками пехоты атаковали его. Участвовали в той атаке с полсотни Вань пехоцких, три «тридцать пятых» и четыре не то БТ, не то «двадцать шестых», уже не помню. Пехота, конечно, отстала сразу, как немецкие пули запели. Про свою артиллерию я совсем молчу. Та без снарядов и тракто­ров у нас застряла еще третьего дня как. Правда, танков немецких мы вообще там не видали, только слухи о них ходили - про «рейнметаллы» там, про «круппы» разные, один другого страшнее. Но в бою я не­мецких танков пока не видел, да и пехоты ихней вроде не много там было.

Пошли мы в атаку на хутор, а по нас слева немецкая пушка огонь открыла. Я башню туда довернул - глядел, глядел, ничего не вижу!

По башне - бумм! А из башни не высунешься. Пули, как горох обсыпают, да и нельзя в бою-то. У тебя главной башней шкуру с башки сорвет к шуту, а может и башку оторвет. Вот и гляжу себе в перископ - ничего не вижу, только окопы немецкие. А по нас опять: «Бум! Бум!!» Немецкие снарядики долбят через 5 секунд каждый, и уже не только в левый борт, но и в мою башню прилетают. Вот увидел вспышку. Ну и навел туда, открыл огонь - снарядов десять отправил. Кажется попал, а может и нет. По нас опять долбят. Не дошли мы до хуторка метров с полсотни - гусеницу нам оборвало. Что делать? Покидать танк? Вроде ни к чему. Стреляем во все стороны из всего, что есть! А опять ничего не вижу. Стреляю в белый свет, пока снаряды есть. Наши уж уползли дальше. А нам стало еще хуже - долбят со всех сторон. Мо­тор заглох, пушку заклинило, главная башня не вертится. Тут показались немецкие солдаты. Бегут к танку с какими-то ящиками, а я по ним стрелять могу только с «нагана».

Понял, что драпать пора. Выполз из башни, спрыгнул с высоты на дорогу. Хорошо, что пулемет ихний замолчал. Мой заряжающий за мной сиганул, ногу подвернул. Я его в яму придорожную стащил за собой. За нами моторист увязался. Стали отползать, тут наш танк и ахнул. Это немцы его толом рванули. А мы канавой отползли к реке.

Потом к нам приблудились еще трое - экипаж Т-26. С ними мы и отошли обратно к Ситно, но своих там нашли только с десяток человек - остатки разных экипажей. Из «тридцать пятых» четверо и все из раз­ных машин. Одного рванули, как и нас, один подорвался на мине, один сгорел сам. С ними из окружения мы и вышли спустя пять дней. Вот так закончилось для меня танковое сражение под Дубно. А больше я «тридцать пятых» в боях не видел. Считаю, что могли они нормально воевать в сорок первом. Танки могли. Танкисты - нет еще».

А вот что рассказывал о Т-35 бывший сапер Грязнов Антон Платонович:

«День так на третий от начала войны я увидел, как на германца пошли наши танки - две штуки, большие такие, как на «Отваге»! Все в пушках и пулеметах, пять башен больших и маленьких! Они обогнали нас где-то возле Дубно. Только они вперед ушли, как на нас сбоку с десяток немецких танков навалились. На пятибашенных внимания они и не обратили - сразу на нас, да на пехоту. А наши «крейсеры» уползли себе своей дорогой. Немецких танков они так и не увидали. Не успели мы оглянуться, как из нашего тыла в немецкий тыл перешли. Потом помню один такой «крейсер» пытался обратно к своим пробиться. Он и смог бы, наверное, немцев не было, да застрял на выезде из речки. Мы побежали танкистам помочь. Подошли еще два наших легких танка. Пытались большой вытянуть на берег двумя тросами - троса обор­вали. Потом с тяжелого поснимали все, что можно было, слили бензин, поломали оставшееся, сели на легкие и уехали братки-танкисты. А про нас и забыли».

Что касается Т-35, находившихся в ремонте в Харькове, то судя по всему, они так и не были восстановлены. Так, 21 августа 1941 года в своей телеграмме районному инженеру ГАБТУ Красной Армии на заво­де №183 начальник ГАБТУ Федоренко сообщал: «Находящимся на заводе №183 4 танкам Т-35 №№148-30, 537-90, 220-28 и 0197-2 провести мелкий ремонт, дающий возможность танкам самостоятельное пе­редвижение, установить положенное вооружение и срочно отгрузить с завода по разнарядке ГАБТУ КА. О готовности донесите».

Как видно из документа, один Т-35 летом 1941 года отремонтировали и отправили на место службы. Скорее всего это был танк из состава войск ПриВО.

Что касается четырех упоминаемых в телеграмме машин, то скорее всего, ремонт так и не провели. Во всяком случае, в сохранившихся документах №183 сказано, что в октябре 1941 года «при обороне Харь­кова это танки были использованы как неподвижные огневые точки». Есть немецкое фото марта 1943 года (после второго взятия Харькова немцами), на которой запечатлен Т-35 (без части башен), который использовался в качестве ворот в заграждениях из металлических надолб и ежей. Скорее всего, машина простояла с осени 1941 года. По воспоминанию одного из ветеранов «один Т-35 после войны еще дол­го стоял на бывшем рубеже обороны в одном из парков Харькова».

Летом 1941 года один трофейный Т-35 был отремонтирован немцами и отправлен в Германию. По воспоминаниям немецкого механика-водителя, «управление танком было чрезвычайно сложным, а переключе­ние рычагов и педалей очень тяжелым.

В ходе погрузки и транспортировки танка по железной дороге возник ряд трудностей, связанных с тем, что Т-35 не вписывался в железнодорожный габарит (ширина железнодорожной колеи в Западной Евро­пе меньше, чем в СССР и России - 1420 мм против 1535 мм)». Тем не менее, танк доставили на немецкий танковый полигон в Куммерсдорфе, где были проведены его испытания. Дальнейшая судьба этого Т-35 неизвестна.

В октябре 1941 года из учебного парка ВАММ был сформирован танковый полк. Среди прочих танков в состав полка вошли и два Т-35, числившихся за академией. Однако, судя по последним архивным дан­ным, этот полк так и не был отправлен на фронт и в боях под Москвой Т-35 участия не принимали.

Был и еще один «боевой» дебют Т-35. На этот раз в кино. Речь идет о документальном фильме «Битва за Москву». Некоторые эпизоды картины снимались под Казанью, и в этих съемках участвовали два Т-35 с КБТКУТС.

Т-35 в Бронетанковом музее в Кубинке

Т-35 – это тяжелый многобашенный советский танк, разработанный в 1931-1932 году. Стал первым серийным танком в СССР и выступал как символ мощи советской власти. Единственный в мире серийный танк с пятью башнями.

История создания

Вместе с доработкой Т-35-1 параллельно велась разработка Т-35А с удлиненной ходовой частью, малыми пулеметными башнями, увеличенными средними башнями и измененным корпусом. Именно Т-35А в итоге стал основой для серийного Т-35.

Производство одного Т-35 стоило 525 тысяч рублей – в девять раз больше, чем производство легкого БТ-5.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация — тяжёлый танк/танк прорыва;
  • Боевая масса – 50 т;
  • Компоновочная схема — пятибашенная, классическая;
  • Экипаж – 11 человек;
  • Количество выпущенных – 61 штука, два опытных образца.

Размеры

  • Длина корпуса – 9720 м;
  • Ширина корпуса – 3200 м;
  • Высота – 3430 м;
  • Клиренс – 530 м.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса – 30 мм;
  • Лоб корпуса (верх) – 50 мм;
  • Лоб корпуса (середина),) – 20 мм;
  • Лоб корпуса (низ) – 20 мм;
  • Борт корпуса – 20 мм;
  • Борт корпуса (верх) – 20 мм;
  • Борт корпуса (низ) — 20 + 10 мм (фальшборт);
  • Корма корпуса – 20 мм;
  • Днище – 10-20 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 15 мм;
  • Борт башни – 20 мм;
  • Корма башни – 20 мм;
  • Крыша башни – 10-15 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 1 × 76,2-мм КТ-28, 2 × 45-мм 20К;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола, калибров — 16,5 для КТ-28, 46 для 20К
  • Боекомплект пушки — 96 для КТ-28, 226 для 20К;
  • Углы ВН: −5…+25 градусов для КТ-28, −8…+32 градусов для 20К;
  • Углы ГН: 360 градусов для КТ-28, 191 градус для носовой 20К, 184 градуса для кормовой 20К
  • Прицелы — ПТ-1 обр. 1932 г., ТОП обр. 1930 г.;
  • Пулемёты — 6-7 × 7,62-мм ДТ, 10080 патронов.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Л;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.;
  • Скорость по шоссе — 28,9 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 14 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 100 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 80-90 км;
  • Удельная мощность – 10 л.с./т;
  • Тип подвески — сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 20 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 1,2 м;
  • Преодолеваемый ров – 3,5 м;
  • Преодолеваемый брод – 1 м.

Машины на базе Т-35

  • СУ-14 – экспериментальная САУ. Отличалась от Т-35 тем, что вместо башен на нее ставилась просторная рубка с 203-мм гаубицей. После ряда модернизаций САУ получила название СУ-14-2;
  • СУ-14-1 – экспериментальная САУ, технически близкая к СУ-14. После доработки стала называться СУ-14-Бр2;
  • Т-112 – опытный средний танк на базе Т-28 с подвеской от Т-35. Остался на стадии чертежей.

Боевое применение

С 1933 года Т-35 обязательно участвовал в парадах в Москве и Киеве из-за своего весьма внушительного вида. До самого начала Великой Отечественной войны его использовали только для парадов и войсковых маневров – в боях танк не участвовал.

К началу войны в составе Красной армии находилось 48 Т-35. Большинство из них оказалось потеряно уже в первые дни боев, причем только 7 машин потеряли в бою – остальные вышли из строя самостоятельно, из-за неисправностей.

Последний раз Т-35 применяли в битве под Москвой.

В самом начале войны один Т-35 был захвачен немецкими войсками. Его точная судьба неизвестна, хотя возможно именно этот Т-35 применялся вермахтом в ходе обороны Берлина.

В свое время по огневой мощи Т-35 был самым сильным танком в мире. Однако были у него и недостатки – из-за огромных размеров и медленной скорости танк был очень легкой мишенью для артиллерии. Кроме того, танк был сложен в управлении. Именно из-за этого его постепенно перестали использовать, бросив все силы на производство более удачных и универсальных КВ.

Память о танке

Единственный сохранившийся Т-35 сегодня выставлен в Бронетанковом музее в Кубинке. Также Т-35 можно увидеть на фризе на фасаде петербургского Дома Советов.

Танк Т-35 до сих пор находится на российской медали «За Отвагу».

Фотографии танка