Нации и народы борющиеся за независимость. Международная правосубъектность народов (наций), борющихся за свою независимость. Международная правосубъектность государств

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
      • Структура Организации
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Вопросы прав человека
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
    • Понятие и источники дипломатического и консульского права
    • Дипломатические представительства
      • Сотрудники представительства
    • Консульские учреждения
      • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
    • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
      • Распространение и торговля наркотиками
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость

Особенностью современного международного права с точки зрения его субъектов является то, что участниками международно-правовых отношений и создания норм международного права признаются нации и народы, которые ведут борьбу за свою государственную независимость.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение - одного из важнейших международно-правовых принципов.

В Уставе ООН и в других международно-правовых документах в соответствующих разделах употребляется термин «народ» как субъект самоопределения, что не влияет на существо проблемы. В нашей науке термины «народ» и «нация» считаются равнозначными и часто используются оба вместе.

Борьба народов (наций) за образование собственных независимых государств законна в любой форме - мирной и немирной, в том числе и в форме национально-освободительной войны. Более того, насильственное воспрепятствование осуществлению права на самоопределение, сохранение колониализма в любых формах - старых (в виде всякого рода прямого колониального владения, оккупации, протекторатов и т.п.) и новых - в форме неоколониализма (неравноправных договоров, кабальных займов и кредитов, иного иностранного контроля) - несовместимы с международным правом.

В ходе национально-освободительной борьбы народы могут создавать свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции и выражающие суверенную волю наций. В таких случаях борющиеся нации становятся участниками международно-правовых отношений, субъектами международного права, которые осуществляют свои международные права и обязанности через упомянутые органы. Такими были, например, Фронт национального освобождения Алжира, Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА), Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО). Такой является Организация освобождения Палестины (ООП).

Как и суверенные государства, нации, борющиеся за свою государственную независимость, обладают полной международной правосубъектностью, они могут вступать в сношения с другими государствами и международными организациями, направлять своих официальных представителей для ведения переговоров, участвовать в работе международных конференций и международных организаций, заключать международные договоры. В ходе вооруженной национально-освободительной борьбы нации и народы, как и государства, пользуются защитой норм международного права, рассчитанных на случай войны (о режиме раненых, военнопленных и др.), хотя эти нормы нередко нарушаются. Во всех этих случаях речь идет, по существу, о рождающихся в ходе национально- освободительной борьбы новых независимых государствах, и поэтому они считаются полноправными субъектами международного права.

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, также могут быть сторонами в международном договоре. Они заключают договоры с государствами чаще всего по вопросам образования самостоятельного независимого государства: о политической поддержке нации в ее борьбе за освобождение от колониальной зависимости, об экономической помощи, об урегулировании вопросов, связанных с предоставлением независимости Игнатенко Г.В. Международное право. - М. 2002 стр.268.

Широкий размах борьбы народов за свою независимость особенно после окончания второй мировой войны привел к образованию десятков новых независимых национальных государств - субъектов международного права. Однако еще в ходе сражения за свою государственную независимость борющиеся нации создают свои национальные политические органы, которые и воплощают их суверенную волю. В зависимости от характера борьбы (немирного или мирного) эти органы могут быть различными: фронт национального освобождения, освободительная армия, комитеты сопротивления, временное революционное правительство (в том числе и в эмиграции), политические партии, избранное населением территориальное законодательное собрание и т. д. Но во всяком случае нация как субъект международного права должна иметь свою национальную политическую организацию.

Договорная правоспособность борющихся за независимость наций составляет часть их международной правосубъектности. Каждая нация, являющаяся субъектом международного права, обладает правоспособностью заключать международные договоры. Договорная практика подтверждает это. Так, например, Женевские соглашения 1954 года о прекращении военных действий в Индокитае подписали наряду с представителями главнокомандующих вооруженными силами Французского Союза и Народной Армии Демократической Республики Вьетнам представители движений сопротивления Лаоса и Камбоджи. Широкие Договорные связи имела алжирская нация в период вооруженной борьбы за независимость, которая еще до образования Алжирской Республики имела не только свои вооруженные силы, : но и свое правительство. Примером международных договоров с участием наций могут быть Каирские соглашения о нормализации положения в Иордании от 27 сентября и 13 октября 1970 г. Первое было многосторонним и подписано председателем ЦК Организации освобождения Палестины и главами девяти арабских государств и правительств. Оно предусматривало прекращение конфликтующими сторонами всех военных операций, вывод иорданских войск из Аммана, а также отвод из иорданской столицы сил палестинского движения сопротивления. Второе соглашение было двусторонним и подписано королем Иордании и председателем ЦК Организации освобождения Палестины во исполнение упомянутого многостороннего соглашения. От имени арабского народа Палестины ООП было подписано много других международных договоров Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы М. 2000 стр.87.

Следует подчеркнуть, что нация может вступать в договорные международные отношения независимо от той или иной формы колониального режима и от признания другим государством, в том числе метрополией. Договорная правоспособность нации возникает одновременно с ее международной правосубъектностью.

На практике возникают случаи признания в качестве нации, борющейся за самоопределение (национально-освободительных движений), воюющей и восставшей стороны. Речь идет о признании военно-политического формирования, которое имеет прочную организацию во главе с ответственным лицом, контролирует значительную часть территории государства и ведет непрерывную и согласованную борьбу с центральным правительством длительное время.

Такое признание имело место в случае арабо-израильского конфликта (признание Организации Освобождения Палестины), в процессе деколонизации Африки. Применительно к национально-освободительным движениям, действовавшим в Африке, ООН признавала лишь те из них, которые признавались также Организацией африканского единства в качестве единственных представителей своих народов. По сути дела, это было признание органов национального освобождения.

Встречаются и более сложные ситуации. Например, в Эфиопии против существующей центральной власти боролись и оппозиция к центральной власти, и военные формирования Эритреи. После свержения режима Мангисту Хайле Мариама оппозиция пришла к власти в Адис-Абебе и признала независимость Эритреи во главе с лидерами вооруженного сопротивления. Однако в скором времени началась война между ними за спорную территорию, которая не завершена до сих пор. В рассматриваемом случае мы имеем дело с ситуацией, когда в политической борьбе участвуют как бы два правительства.

Признание воюющей и восставшей стороны имеет важное значение для целей международного гуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов. Такое признание означает, что выражающее признание государство квалифицирует действия воюющей и восставшей стороны как не регулируемые нормами национального законодательства, в том числе уголовного, поскольку к отношениям сторон в конфликте применяются соответствующие нормы международного гуманитарного права.

Признание в этих случаях имеет значение также с точки зрения охраны интересов третьих государств на территории страны,

где происходит подобный вооруженный конфликт. Третье государство, признающее воюющих, может заявить о нейтралитете и требовать соблюдения своих прав.

Следует упомянуть прецедент признания в качестве нации, примененный державами Антанты в 1917-1918 гг. по отношению к Чехословакии и Польше, которые тогда еще только конституировались в качестве независимых государств, но уже создавали свои военные формирования на территории Франции, что и вызывало необходимость такого признания.

После объявления местной властью 17 февраля 2008 г. в одностороннем порядке независимости Косово, учитывая связанное с этим осложнение политической ситуации в Сербии и в целом на Балканах, Россия потребовала созыва заседания Совета Безопасности ООН для обсуждения сложившейся ситуации. Однако США, не дождавшись заседания Совета Безопасности ООН, объявили о своих намерениях признать независимость Косово и установить с ним дипломатические отношения. Такое действие США поощряли некоторые другие государства, объявив также о своих намерениях признать Косово в качестве независимого государства. С точки ^ зрения общепринятого в международном праве подхода призна- ние не может создать независимое государство и, следовательно,

" не может повлиять на статус Косово, являющегося неотъемле- J мой частью Сербии. Власти Сербии рассмотрели позицию США 1 как акт вмешательства в их внутренние дела. Совет национальной безопасности Сербии принял решение о создании команды юристов для подачи исков в отношении стран, включая США, признавших независимость Косово. При этом правительство Сербии посчитало наилучшим выходом из сложившейся ситуации решение администрации США отказаться от признания независимости Косово. США же установили впоследствии дипломатические отношения с Косово и открыли посольство в Приштине. Как видно из этого примера, институт признания здесь послужил инструментом осложнения ситуации, связанной с определением статуса Косово, и был использован для подрыва консенсуса, достигнутого на основе резолюции Совета Безопасности ООН 1244 (1989).

На сессии ГА ООН 2008 г. по предложению Сербии была принята резолюция, постановляющая просить Международный Суд ООН вынести консультативное заключение по вопросу: «Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости вре менными институтами самоуправления Косово нормам международного права?».

Еще по теме 6.1.3. Признание нации, борющейся за самоопределение, воюющей и восставшей стороны:

  1. Формы самоопределения; содержание принципа самоопределения; субъекты самоопределения
  2. Нации-этносы и нации-государства в российской государственности: история и современность.
  3. 1. Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права.
  4. Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны
  5. ГЛАВА X ПОМОЩЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НАРОДАМ, БОРЮЩИМСЯ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  6. 3. Усиление сотрудничества и единства борющихся против колониализма народов
  7. 5. Граждане нейтральных государств и их собственность на территории воюющих государств
  8. Курфюрсты восстали против подобных притязаний и даже объявили, что избранный курфюрстами
  9. Приложение Na 9 Процедура принятия заявления о признании вины. Сделка о признании. Правила и практика Федеральных судов США
  10. 18. Формальная сторона гласности. - Материальная сторона, именуемая началом общественной достоверности (offentlicher Glaubе). - Положительная и отрицательная сторона общественной достоверности. Верность и полнота вотчинной книги
  11. § 7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право -

Международные организации

Только международные межправительственные организации от­носятся к производным (вторичным) субъектам международного пра­ва. Неправительственные международные организации этим каче­ством не обладают.

В отличие от правосубъектности государств, правосубъектность международных межправительственных организаций носит функ­циональный характер, поскольку она ограничена компетенцией, а также целями и задачами, определенными учредительным доку­ментом.

Часто за международными организациями признается право на «подразумеваемые полномочия», т.е., теми, которые организация вправе осуществлять в целях реализации уставных функций, но которые не прописаны в уставе. С данной концепцией можно согласиться, если она подразумевает согласие членов организации.

Кроме межправительственных организаций, субъектами между­народного права могут быть и иные международные органы. Так, в соответствии со ст. 4 Римского Статута Международного уголовно­го суда от 17 июля 1998 г. названный суд обладает международной правосубъектностью. Естественно, что правосубъектность Междуна­родного уголовного суда является ограниченной по сравнению с та­ковой межправительственных организаций. Международный уголов­ный суд обладает такой международной правосубъектностью, которая необходима для осуществления целей и задач в рамках его ком­петенции.

Нации (народы), борющиеся за независимость

Если нация (народ) начинает борьбу за независимость и создает органы освобождения, которые эффективно осуществляют управление и контроль над значительной частью народа и территории, обеспечивают в ходе борьбы соблюдение норм МП, а также представляют народ на международной арене, то за ним может быть признана м/д правосбъектность.

Воюющая сторона - Национальный комитет «Сражающаяся Франция», позже – Французский комитет национального освобождения, Организация освобождения Палестины (ООП).

Государственно-подобные образования

К государственно-подобным образованиям относится Ватикан (Святой престол).

Государство Ватикан является особым образованием, созданным в соответствии с Латеранским договором между Италией и Святым пре­столом от 11 февраля 1929 года и наделенным некоторыми чертами государственности, что означает чисто формальное выражение самостоятельности и независимости Ватикана в мировых делах.

В настоящее время общепризнано, что Святейший престол явля­ется субъектом международного права. Такое признание со стороны международного сообщества он получил вследствие его международ­ного авторитета как независимого руководящего центра католической церкви, объединяющего всех католиков мира и активно участву­ющего в мировой политике.

Именно с Ватиканом (Святым престолом), а не с государством-городом Ватикан поддерживают дипломатические и официальные отношения 165 стран мира, включая Российскую Федерацию (с 1990 г.) и практически все страны СНГ. Ватикан участвует во многих двусто­ронних и многосторонних международных соглашениях. Имеет ста­тус официального наблюдателя в ООН, ЮНЕСКО, ФАО, является членом ОБСЕ. Ватикан заключает особые международные догово­ры - конкордаты, которые регулируют взаимоотношения католи­ческой церкви с государственными властями, имеет во многих стра­нах послов , именуемых нунциями.

В международно-правовой литературе можно встретить утверж­дение, что определенной международной правосубъектностью обла­дает Суверенный военный орден св. Иоанна Иерусалимского, Родос­ского и Мальтийского (Мальтийский орден).

После потери территориального суверенитета и государственности на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1844 года в Италии, где были подтверждены его права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает офи­циальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая РФ, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих офи­циальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.

Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена - Великий магистр обладает иммунитетами и приви­легиями, присущими главе государства.

Однако Мальтийский орден по своей сущности является между­народной неправительственной организацией, осуществляющей бла­готворительную деятельность. Сохранение в названии Ордена тер­мина «суверенный» - исторический анахронизм, поскольку свой­ством суверенности обладает лишь государство. Скорее этот термин в названии Мальтийского ордена с точки зрения современной меж­дународно-правовой науки означает «независимый», чем «суверен­ный».

Поэтому Мальтийский орден не считается субъектом международ­ного права, несмотря на такие атрибуты государственности, как под­держание дипломатических отношений и обладание иммунитетами и привилегиями.

История международных отношений знает и другие государствен­но-подобные образования, которые обладали внутренним самоуп­равлением и некоторыми правами в области международных отно­шений. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу. Именно к этой категории исторически относились Вольный го­род Краков (1815-1846 гг.), Свободное государство Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная терри­тория Триест (1947-1954 гг.) и, в определенной степени, Западный Берлин, который пользовался особым статусом, установленным в 1971 году четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобри­тании и Франции.

Субъекты федеративных государств

Компоненты международно-правового статуса республик, областей, краев и других субъектов РФ воплощены в Федеральном законе от 4 января 1999 г. «О координации между­народных внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Прежде всего, подтверждено и конкретизировано конституционное право субъектов РФ в пределах предоставлен­ных им полномочий осуществлять международные и внешнеэкономические связи, т. е. право на отношения, выходящие за внутригосударственные рамки. Субъекты вправе поддерживать связи с субъектами иностранных федеративных госу­дарств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а с согласия Правительства РФ - и с органами государственной власти иностранных государств. Пре­дусмотрено также право на участие в деятельности международ­ных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Связи субъектов с иностранными партнерами , согласно Закону, могут осуществляться в торгово-экономической, научно-технической, экономической, гуманитарной, культур­ной и иных областях . В процессе этой деятельности субъекты РФ имеют право на ведение переговоров с указанными ино­странными партнерами и на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Такие согла­шения заключаются прежде всего с равноуровневыми контр­агентами - с членами (субъектами) зарубежных федеративных государств и с административно-территориальными единицами унитарных стран. Вместе с тем сохраняется практика взаимосвязей с центральными органами иностранных государств.

В то же время Конституционный Суд РФ в определении от 27 июня 2000 г. подтвердил свою правовую позицию относительно того, что «республика не может быть субъектом международного права в качестве суверенного госу­дарства и участником соответствующих межгосударственных отношений...». При толковании этого положения допустим ак­цент именно на отрицании суверенного статуса республики, что означает признание и осуществление не основанных на су­веренитете международных и внешнеэкономических отноше­ний (связей) с определенными контрагентами, указанными в Федеральном законе от 4 января 1999 г.

Физические лица

В некоторых учебниках за рубежом и в России утверждается, что субъектами МП являются физические лица. Обычно в качестве аргумента приводится ситуация с правами челове­ка. Императивные нормы МП закрепили все основные права человека. Учреждены международные суды по правам человека. Каждый человек связи с нарушением его прав может теперь подать в международный суд жалобу на собственное государство.

На самом деле все международно-правовые акты по вопросам прав человека регулируют данную проблематику не напрямую, а через межгосударственное сотрудничество. Международные акты закрепляют права и обязанности государств как субъектов МП, а уже затем государства обепочивают или обязаны обеспечить соответствующие права в своем внуреннем праве.

Права человека - это один из примеров того, как современное международное право концентрируется на регулировании не собственно поведения субъектов МП, а на внутренних правовых режимах. В данном случае.- на внутреннем правовом режиме, касающемся прав человека. Нормы МП все чаще и больше воздействуют на внутренние правовые режимы государств, будь то в сфере экономической, финансовой или конституционной, административной, уголовной.

Именно поэтому можно утверждать, что предметом регулирования посредством МП являются две большие группы межгосударственных отноше­ний: а) отношения между субъектами МП по поводу их поведения в междуна­родной системе; б) отношения между субъектами МП по поводу их внутрен­них правовых режимов. И акцент в международно-правовом регулировании постепенно смещается на вторую группу межгосударственных отношений.

Поэтому можно говорить об усилении взаимного переплетения МП и внутреннего права при примате МП. Единство внутреннего права и МП называют Глобальным правом.

Только если смотреть на любую правовую проблему в свете Глобального права (т. е. комплекса из внутреннего и международного права), мож­но допустить, что субъектами Глобального права являются как публичные лица, так и частные лица.

Физические лица могут быть признаны в качестве субъекта МП, если только сами государства признают их таковыми. Однако нет каких-либо международных актов, на основании которых можно было бы сделать вывод о международной правосубъектности индивидов. Признание индивида субъектом МП означало бы, что мы имеем дело уже с каким-то другим (не международным) правом. Такое «другое право» - это Глобальное право.

Проявлением Глобального права можно считать, например, наличие в МП уголовной ответственности индивида за преступления против мира и безопасности человечества, практику Европейского суда по правам чело­века и др. В этих случаях признается, что международно-правовые нормы могут порождать права и обязанности для физических лиц непосредственно напрямую, а не через посредство государств.