Материал на тему: "Совершенствование личностных качеств классного руководителя, как одно из условий его самореализации". "современный классный руководитель"

«КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ» Профессиограмма – квалификационная...»

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ»

Профессиограмма – квалификационная характеристика, включающая

совокупность профессионально-значимых качеств, способностей,

профессиональных компетенций.

Профессиограмма - это идеальная модель учителя, классного

руководителя образец, эталон, в котором представлены

Основные качества личности, которыми должен обладать учитель;

Профессиональные компетенции для выполнения функций учителя.

Классный руководитель – это педагог группы, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребенка группы и содействующий наилучшему освоению, усвоению и присвоению мира каждым ребенком.

Н.Е.Щуркова.

Понятно, что такое представление о педагоге как профессионале базируется на определенном личностном его развитии, где ключевым социально – психологическим образованием является признание человека наивысшей ценностью.

Признание человека наивысшей ценностью предполагает:

Приоритет социальной роли человека в многообразии тех социальных ролей, которые играет член общества;

Безусловное уважительное отношение к человеку как таковому, вне конкретных обстоятельств, общественного положения человека, уровня развития и личностных достижений;

Признание интересов человека первоочередными при решении социальных, жизненных, личностных проблем, а также проблем связанных с организацией предметной или духовной деятельности человека.



Однако признание человека наивысшей ценностью жизни существует лишь в качестве отношения, если не обеспечивается рядом актуальных отношений в непосредственной реальной профессиональной практике педагога.

Этот ряд практически значимых отношений обеспечивает действительное проявление связи «человек - человек» на уровне гуманистического ключевого отношения в сфере социальной, профессиональной в сфере межличностной.

Центральным является отношение к ребенку как к человеку, выдвижение социальной роли ребенка как человека на первое место среди всех его социальных ролей.

Провозглашение гуманистического отношения к ребенку никак не зачеркивает учета психологической природы детства, но ставит главный акцент на отношении «человек – человек, отодвинув на второй план отношения «учитель - ученик».

Формирование ответственного отношения специалиста к профессиональной работе напрямую зависит от его отношения к себе в качестве человека, избравшего данную профессию.

Профессиональная солидарность как отношение к коллегам – непременное условие профессионального труда педагога, не могущего осуществить свой профессиональный замысел вне связи с педагогическим коллективом.

Значимым компонентом личностного мира педагога является его отношение к обществу. Педагог не может работать вне общества, занимая позицию игнорирования или нейтралитетапо отношению к нему. Перед детьми он выступает в роли гражданина и представителя общества. Поэтому гражданская позиция обретает роль объективно необходимого слагаемого готовности педагога к работе с детьми.

Особое место в перечисленном ряде занимает духовность педагога как способность личности отражать жизнь, задаваться вопросами жизни и, выявляя проблемы человеческой жизни, искать решения каждой из них.

Взаимосвязь ключевых отношений.

–  –  –

Вся работа классного руководителя выстраивается как система, произрастающая из общей цели воспитания и подчиняющаяся общей цели воспитания, признанной всем педагогическим коллективом.

Ясность цели позволяет очертить содержание работы классного руководителя.

Основной объект педагогического внимания (содержания работы) отношение к жизни как к таковой и отношение к её наивысшим ценностям ибо содержанием жизни человека, в отличии от животного, являются проблемы жизни, которые неотвратимо встают перед человеком и которые он вынужден постоянно до последнего момента жизни.

Работа классного руководителя тогда и только тогда! Обретает содержание, когда производится выход на ценности и отношения к ценностям окружающей ребенка реальности, а значит, протекает духовное обогащение личности ребенка, он обретает свой внутренний мир. Свое индивидуальное «Я», одновременно входя в человеческое общество.

Классному руководителю необходимы такие качества, как:

Любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;

Высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;

Твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;

Разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);

Высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т. д.

Какими же видят своих классных руководителей их воспитанники?

«Она интересная и живая. Ее глаза очень добрые. Она жизнерадостная. С ней нам скучно не бывает».

«Заботливая мама, надежный друг, которому можно доверить свои секреты.

В работе с нами для нее не существует мелочей. Она на все обращает внимание. Она умеет видеть и чувствовать наше настроение, поддерживает наши инициативы и творческие планы, помогает нам их осуществить. Она всегда рядом».

«Чуткая, утонченная женщина, обладающая ярко выраженным чувством собственного достоинства, которое помогает ей в каждой ситуации не оставлять своих жизненных принципов. Характер ее не скандальный, но и не терпящий издевательств или унижения. Кроме того, обладает величайшим педагогическим талантом, который помогает ей с легкостью контактировать с детьми. Также прекрасно знает свой предмет, относится к нему с уважением, что помогает его профессионально преподавать ученикам. В опросе усвоенного материала она в меру строга, является ответственным человеком. А особый вкус и чувство юмора помогают ей решать любые проблемы».

«Человек требовательный и понимающий, учитель и воспитатель, «классная «классная».

«Отношусь с большим уважением за профессионализм в работу. Этот человек родился учителем».

Классный руководитель сегодня – это человек эмоциональный, с чувством прекрасного, с философским осмыслением реальности, это патриот своего края, своей Родины.

Предмет «Высокая духовность» невозможно вывести в школьное расписание и вне расписания его не поставить. Он должен передаваться ученикам, образно говоря, каждым словом, каждым взглядом учителя. В этом его главная миссия.

«…Воспитать честных и добрых детей, воспитать «человека хорошего»

можно, и притом в любых, даже самых отвратительных обстоятельствах, но для этого необходимо, чтобы кто-нибудь рядом с детьми, хоть один человек из многих – вы или кто-нибудь другой, - искренне, глубоко верил, что доброта и честность или любовь и совесть (это одно и то же), не только не слабость человеческая или глупость, но в них – то вся сила, в них весь разум мира…»

«…Любовь и совесть правят миром…»

«…Человек не создан для счастья, как птица для полета, наоборот, счастье создано для человека. Чтобы не только бился, но и добивался!..»

Знания классного руководителя должны представлять определенную систему, состоящую из трех компонентов:

Знания особенностей развития личности и детского коллектива;

Психолого-педагогические знания;

Общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека).

Приоритетные качества личности классного руководителя: идейность, нравственная и гражданская зрелость, общественная активность, увлеченность профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокая требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.

Для выполнения большого многообразия функций классному руководителю необходимы следующие умения:

устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным);

информационные умения и навыки;

умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям - дидактические и речевые);

умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям - дидактические, коммуникативные).

Для реализации данных умений необходимо создать высокий эмоциональный настрой, обеспечить деловой характер жизни, труда.

Помимо приоритетных, классному руководителю нужно иметь такие качества личности: как, выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.

Развитие чувства «педагогической любви»

Педагогическая любовь учителя, классного руководителя прежде всего начинается с любви к профессии. Без этого невозможно представить себе работу в школе. Можно обмануть себя, коллег по работе, но нельзя обмануть ребенка.

Ребенок интуитивно чувствует отношение к себе учителя:

позитивное или негативное. Сначала он старается переломить негативное отношение требованием повышенного внимания к себе (частые замечания), потом отрицательные поступки в отношении тех детей, которые пользуются любовью учителя, затем наступает период равнодушия. Ребенок думает, что он плохой, поэтому его не любят. С таким чувством он может жить всю дальнейшую жизнь. Поэтому, отношение учителя к ученику накладывает на психику ребенка определенный след в его дальнейшей жизни.

Как развить педагогическую любовь? Это философский вопрос. Я считаю, что развить такую любовь очень непросто, а иногда даже невозможно. Ведь любить детей – это еще не самое главное в педагогике.

Необходимо уметь направлять ребенка в то русло, в котором он сможет почувствовать себя полноценным успешным членом общества. Поэтому, педагогическая любовь – это способность учителя так сформировать личность ученика, чтобы он смог себя ощущать этой личностью всю свою жизнь.

Для подготовки сообщения использовались материалы сайтов интернет.

Похожие работы:

«Обобщение передового педагогического опыта учителей русского языка и литературы и начальной школы МАОУ гимназия № 2 Автор-составитель: заместитель директора по научно-методической и экспериментальной работе Неверова Евгения Андреевна Новороссийск 2016 г.Содержание: Сведения об авторах..2 Введение..6 Акт...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образ...»

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. НОВОШАХТИНСКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА...»

Слайд №1

Первый раз в пятый класс!!!И это уже третий раз!!!- Такие строчки сложились при подготовке к этому выступлению. Первый выпуск 5-9 класс, 2 выпуск 5-11 класс. Так удачно сложилось, что каждый класс мне довелось довести до конца. И уже дети моих выпускников ходят в нашу школу…
слайд№2

Я снова классный руководитель шумных ребят, как сейчас говорят, гиперактивных, но в то же время тонкой души, отзывчивости, открытости ко всему доброму и красивому. Как сделать так, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным. Какие формы и методы использовать, чтобы каждый ребенок был успешен?
Слайд№3

Приоритетной областью образования становится воспитание. В документах и материалах приоритетного национального проекта «Образование» отмечается необходимость улучшения воспитательной работы с детьми и молодежью, важность создания всех необходимых условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.
Слайд№4

Что собой представляет эта личность?

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ
Личностные

результаты

способность обучающихся к саморазвитию, их интересы,

мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки .
Слайд№5

Классный руководитель — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.
Слайд№6

Поэтому Личностные качества классного руководителя, важны для формирования положительной динамики развития ученического коллектива и личности в отдельности. Поразмышляв о себе, как классном руководителе я могу выделить

свои личностные качества, которым я стараюсь придерживаться:

Слайд№ 7

  • · Организованность.
  • · Принципиальность.
  • · Тактичная требовательность.
  • · Справедливость.
  • · Неподдельный интерес к жизни и личности каждого ученика.
  • · Доброта.

Мои профессиональные слагаемые: слайд№8

  • Опыт работы классного руководителя.
  • ·Знание детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений.
  • · Знание теоретических основ воспитания
  • ·Организаторские умения и навыки.
  • · Коммуникативные способности.

Мое назначение как классного руководителя: Слайд №9

  • ·максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие в нем потенциальных способностей.

Мои перспективные цели:

  • · Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника.
  • ·Создание благоприятных условий для формирования его личности.
  • ·Осуществление необходимых коррективов в системе воспитания и обучения ученика.
  • ·Создание благоприятной микросреды и комфортного психологического климата в классе.
  • · Координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности ребёнка.

За основу взяла программу «Я расту»

каждый год - это определенный этап в жизни класса.
Слайд№ 10

Цель программы: обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

Рассчитана программа на 5-9 класс.
Слайд№11

5класс - «Проросшее семечко»

6класс - «Росток»

7класс - «Соцветие»

8класс - «Бутон»

9класс - «Цветочки»

На каждом этапе ставятся определенные задачи.

Задача- Содействовать личностному развитию учащихся - ставится ежегодно.

Программа реализуется третий год.
Слад№12

В пятом классе на первом родительском собрании мною было предложено создать кадетский класс, сотрудничая со ШЮЛ.Из опыта- сотрудничество со ШЮЛ прошлого выпускного класса дали хорошие результаты. Мальчики отслужили в элитных войсках, многие ребята получают высшее образование, кто то остался на службе по контракту, один ученик обучается в Орловском институте МВД России.

Родители и ученики осознают значимость сотрудничества.

Слайд № 13 Т.к наша школа находится в отдаленном районе- некоторые ребята редко выезжают в центр города и в буквальном смысле отстают от жизни(поведение в общественном транспорте, в людных местах и т.д.) Третий год посещаем занятия в ШЮЛ, участвуем в шествиях, соревнованиях, готовимся к участию в параде на центральной площади к 9 мая.

За пятый класс определились потенциальные возможности каждого ученика. Для этого создавались все условия для развития личности, самоутверждения каждого ученика. Использовались традиционные формы работы.

В шестом классе ребята уже определились со своими интересами, возможностями и желаниями. Продолжили развивать свои личностные качества.
Слайд № 14

Например создалась группа девочек по составлению сценариев- они являются и ведущими мероприятий, вторая группа танцоры- без их танцев не обходится мероприятия. Есть фокусники, сочинители стихов(заказываем стихи по тематике), организаторы конкурсов, трудные ребята отлично справляются с диджейскими обязанностями, в походах являются отличными квартирьерами. Для троих ребят класса присутствие на празднике - это огромный прорыв(они просто присутствуют, иногда участвуют в конкурсах) слайд№8

Ни один школьный праздник не обходится без учащихся нашего класса. Они ведущие, танцоры, певцы, организаторы, художники, спортсмены…

Появились традиционные праздники: празднование 1 сентября, праздник «встреча Нового года», праздник «23+8», «окончание учебного года». И один праздник от родителей- за высокие достижения классного коллектива. Этот праздник является всегда неожиданно.
Слайд№12

При проведении всех праздников дается полная свобода ученикам в составлении программы вечера. Праздники проходят на ура! С другой стороны родители так же приходят подготовленными, со своим выступлением. И каждый праздник заканчивается дружеским соревновательным моментом. Например- соревнования по снайперу, дети 80-х и 2000 -х.слайд

На праздник приходят 100% учащихся слайд№15 и много родителей, с которыми мне очень повезло. В нашем классе единый коллектив- дети и родители. Вы все со мной согласитесь, что это общение имеет огромное значение в развитие личности ребенка. В классе много детей воспитанием, которых занимаются одни мамы, пап в этих семьях заменяют(если так можно сказать) папы других детей. Они особенно помогали в работе со сложными ребятами, не однократно помогали советом, где то объясняли, разъясняли,как нужно поступить правильно и порядочно, в разных жизненных ситуациях.

Тесное взаимодействие с родителями необходимо для успешного формирования личности ребенка!
Слайд№ 16

Можно много говорить о работе классного руководителя над развитием личностных качеств учеников. Это кропотливый, ежедневный, невидимый труд педагога.

На данный момент(по словам учителей- предметников) наш класс отличается от других коллективов небезразличным отношением друг к другу. Каждый ученик, родитель, классный руководитель готов подать руку помощи и поддержать в нужный момент - это так важно в современном мире. Дружба, взаимопонимание, взаимоподдержка, чувства сопереживания и многие другие личностные качества помогают нам добиваться высоких результатов.
Слайд№17
Пройдет еще несколько лет и мои дети повзрослеют. Часть из них продолжат образование в других учебных заведениях. Но я уверена, где бы они ни были, они будут успешны, а значит, мой труд не напрасен.
Слайд№18

Вопрос

Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе.

История развития классного руководства

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Функции учителей носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

В 1923 г. классное наставничество было официально ликвидировано и сделана ставка на ученическое самоуправление. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно-воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни, работа с родителями.

В 30-х гг. в отечественной школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно-урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов.

В 1934 г. выходят Устав и Положение о единой трудовой школе, где отмечается, что обязанности по организации учебно-воспитательного процесса в первичных коллективах школы - классах - возлагаются на классного руководителя.

Особое внимание в послевоенный период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг. внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В 1947 г. было утверждено новое Положение о классном руководителе, которое полнее и четче определило его цели и функции. В этом документе содержались указания о планировании воспитательной работы и формах отчетности .



Негативное влияние на школу 40-50-х гг. оказал характерный для того периода авторитарный административный стиль руководства. Основной задачей классного руководителя, по Положению 1947 г., являлась организация и сплочение классного коллектива. Не менее важным аспектом деятельности было идейно-политическое воспитание учащихся.

Большую роль в научно-методическом обеспечении работы классного руководителя сыграло пособие «Классный руководитель» (под редакцией Н.И. Болдырева), вышедшее несколькими изданиями в 50-хгг.

Следует отметить, что в массовой школе конца 70-начала 80-х гг. отчетливо просматривалась тенденция к механическому увеличению круга обязанностей классного руководителя. Предполагалось, что чем больше направлений воспитательной работы будет им организовываться и контролироваться, тем успешнее пойдет воспитание учащихся

Многофункциональность деятельности классного руководителя в определенном смысле была вызвана идеей общественного воспитания, занимавшей ведущее положение в советской педагогической науке.

В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:

· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

· традиционный вариант классного руководства , который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Вопрос

Медиа-образование – это обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами коммуникации,рассматриваемыми как часть специфической или автономной области знаний в педагогической теории и практике.1986 г – А.В.Шариков г.Рязань

Исследовательскую компетентность - учителя можно определить как целостную, интегральную характеристику личности будущего учителя, проявляющуюся в его готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как её субъекту с целью переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразующему. Как следует из вышесказанного, исследовательская компетентность учителя носит деятельностный характер, и не может проявляться или быть оценена вне педагогической деятельности.

Коадаптационное мастерство - это высокий уровень коадаптационных умений, основанных на коадаптационных знаниях.

Коадаптация в педагогике- это соотнесение различных понятий, суждений, теорий, идей; выявление взаимосвязей и взаимозависимостей существующих систем, технологий, а также их приравнивание, приспособление к имеющимся, действующим в той или иной теории и реализующимся на практике.

Вопрос

Классный руководитель должен уметь:

  1. общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
  2. видеть и формировать свои воспитательные цели;
  3. составить план воспитательной работы в собственном классе;
  4. организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.;
  5. организовать и провести родительское собрание;
  6. пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.

Все качества классного руководителя можно разделить на: личностные качества, человеческие, деловые качества. Давайте рассмотрим более детально каждое из них.

Личностные качества

Чтобы подопечные считали своего классного руководителя настоящим лидером на пути в будущее, учителю нужно систематически совершенствовать все эти качества, при этом оставаясь человеком. Говоря про личностные качества руководителя, мы в первую очередь имеем в виду доброту. Ведь он каждый день имеет дело с детьми, чья душа в этом возрасте так ранима. Конечно, доброта должна идти рука об руку с требовательностью и необходимой твёрдостью.
Кстати, наряду с добротой такие качества классного руководителя как забота, внимание, понимание, отзывчивость, доброжелательность ставят на первое место в своих педагогах сами учащиеся. Видимо, в современной жёсткой жизни им не хватает этих простых человеческих чувств.

Человеческие

Как специалисты, так и учащиеся отмечают необходимость для педагога таких черт характера руководителя, как коммуникабельность, гуманизм, искренность и открытость. Действительно, если шеф любого человеческого коллектива будет замкнутым в себе тираном, общее дело не сдвинется вперёд ни на шаг. Во главе как взрослого, так и детского коллектива также должен стоять человек ответственный, справедливый, серьёзный. Впрочем, приветствуется и чувство юмора.

Деловые качества

И здесь мы переходим к деловым качествам руководителя. Учитель, возглавляющий школьный коллектив, должен уметь планировать и анализировать свою профессиональную деятельность. А на основе этого прогнозировать её будущие результаты. Хороший руководитель постарается развить эти умения и в своих подопечных. Его воспитанники должны сами анализировать свою учебную и внешкольную деятельность. Нельзя переоценить и навык установления социальных и деловых контактов с родителями, коллегами и общественностью.

Развитие качеств

Конечно, мы показали идеальный портрет классного руководителя. В жизни кто-то силён в одной области, другие – в иной. Но развитию качеств руководителя учителю следует уделять постоянное внимание. Для этого нужны целеустремлённость и знание цели, которой желаешь достичь. Для человека, стремящегося к саморазвитию, очень важно иметь независимость мышления, внутреннюю свободу при одновременном осознании ответственности за собственный выбор. Учителей, у которых есть все эти качества классного руководителя , любят и уважают, к ним возвращаются их воспитанники после многих лет разлуки со своей «классной мамой». Вот на таком необычном примере, мы рассмотрели каким должен быть руководитель крупной компании, чтобы его ценили, уважали и самое главное слушались.

Вопрос

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя :

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающими и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Современный классный руководитель, кто он?

Профессии классного руководителя не учат ни в одном высшем учебном заведении. Классный руководитель – это огромная и тяжелая работа, он в каждом ребенке оставляет кусочек себя. Каким же должен быть современный руководитель детского коллектива?

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Каковы же роли, которые осуществляет на практике современный классный руководитель:

    аналитик

    стратег

    психолог

    духовный наставник

    талантливый организатор

    учитель родителей

    защитник здоровья воспитанников

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру местности, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Какие качества классного руководителя являются самыми главными. Во-первых, их нужно разделить на несколько категорий: личностные, человеческие, деловые и черты руководителя. И в каждой из этих категорий педагог, руководящий классом, должен быть самым-самым, чтобы успешно управлять доверенным ему детским коллективом. Давайте рассмотрим более детально каждое из них.

Личностные качества

Чтобы подопечные считали своего классного руководителя настоящим лидером на пути в будущее, учителю нужно систематически совершенствовать все эти качества, при этом оставаясь человеком. Говоря про личностные качества руководителя, в первую очередь имеется в виду доброта. Ведь он каждый день имеет дело с детьми, чья душа в этом возрасте так ранима. Конечно, доброта должна идти рука об руку с требовательностью и необходимой твёрдостью. Кстати, наряду с добротой такие качества классного руководителя как забота, внимание, понимание, отзывчивость, доброжелательность ставят на первое место в своих педагогах сами учащиеся. Видимо, в современной жёсткой жизни им не хватает этих простых человеческих чувств.

Человеческие

Как специалисты, так и учащиеся отмечают необходимость для педагога таких черт характера руководителя, как коммуникабельность, гуманизм, искренность и открытость. Действительно, если шеф любого человеческого коллектива будет замкнутым в себе тираном, общее дело не сдвинется вперёд ни на шаг. Во главе детского коллектива также должен стоять человек ответственный, справедливый, серьёзный. Впрочем, приветствуется и чувство юмора.

Деловые качества

Учитель, возглавляющий школьный коллектив, должен уметь планировать и анализировать свою профессиональную деятельность. А на основе этого прогнозировать её будущие результаты. Хороший руководитель постарается развить эти умения и в своих подопечных. Его воспитанники должны сами анализировать свою учебную и внешкольную деятельность. Нельзя переоценить и навык установления социальных и деловых контактов с родителями, коллегами и общественностью.

Конечно, показан идеальный портрет классного руководителя. В жизни кто-то силён в одной области, другие – в иной. Но развитию качеств руководителя учителю следует уделять постоянное внимание. Для этого нужны целеустремлённость и знание цели, которой желаешь достичь. Для человека, стремящегося к саморазвитию, очень важно иметь независимость мышления, внутреннюю свободу при одновременном осознании ответственности за собственный выбор. Учителей, у которых есть все эти качества классного руководителя, любят и уважают, к ним возвращаются их воспитанники после многих лет разлуки со своей «классной мамой».

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.