Как назвать школу финансовой грамотности. Финансовая грамотность детей (школьников)

Тема сегодняшней публикации – финансовая грамотность детей (школьников) . Говоря о том, почему наших стран находится в удрученном состоянии, я писал, что одной из причин является отсутствие обучения этому, и что исправить положение можно только самостоятельно, формируя у себя правильное отношение к деньгам.

Как известно, основы восприятия окружающего мира, в том числе и финансовых вопросов, формируются у человека с ранних лет, преимущественно – в школьном возрасте. Именно поэтому очень важно, чтобы финансовая грамотность детей была правильно сформирована в этот период. Эта задача ложится, прежде всего, конечно же, на родителей, и частично – на учителей. Рассмотрим, как формируется финансовая грамотность школьников поэтапно.

Первые взаимоотношения с деньгами у ребенка начинают выстраиваться в тот момент, когда он впервые получает от родителей деньги. Как правило, первая выдача происходит с целью совершения какой-то заданной покупки (сходить за хлебом, за молоком, и т.д.). В этот момент ребенок формирует свое первое мнение о деньгах. Он понимает, что деньги – это что-то ценное, что их можно обменять на нужный товар.

То есть, первоначально дети воспринимают основные функции денег: деньги как мера стоимости и как средство платежа.

Постепенно, при помощи родителей, они начинают понимать, что деньги состоят из бумажных купюр и монет, что купюры представляют большую ценность, чем монеты, и это все бывает разных номиналов. Дети учатся сопоставлять ценность купюр и монет разных номиналов, правильно подбирать банкноты и монеты для совершения нужной покупки, высчитывать сдачу. Эти основы финансовой грамотности детей закладываются, как правило, тогда, когда ребенок уже умеет производить элементарные арифметические действия – приблизительно в 6-7-летнем возрасте, совпадающим с началом посещения школы.

На втором этапе дети получают и учатся распоряжаться ими самостоятельно: сначала под чутким присмотром родителей, затем – с постепенным ослаблением контроля. Здесь у ребенка закладываются первые навыки формирования : он учится оптимально использовать свои денежные поступления (карманные деньги) для удовлетворения своих потребностей (школьный буфет, покупка сладостей, оплата проезда, компьютерные игры и т.д.). Ребенок понимает, что чем больше он использует на оплату каких-то одних товаров и услуг, тем меньше у него останется на другие, поэтому в этот период он постепенно начинает производить .

Задача родителей – в данном случае способствовать развитию навыков планирования, то есть, не выдавать карманные деньги по первому требованию, а учить ребенка «вписывать» свои расходы в ту сумму, которая ему выдана на определенный период.

Финансовая грамотность школьников средних классов обычно уже связана с формированием определенных сбережений и накоплений. У детей в этом возрасте появляются потребности в приобретении более дорогих вещей, и нужно разъяснять им, что такие покупки они смогут сделать за счет сбережений. А создавать эти можно за счет рационального, более экономного, расходования карманных денег, выданных им родителями.

В среднем школьном возрасте ребенок начинает осваивать вторую функцию денег: деньги как средство сбережения.

Здесь необходимо помочь ему понять, что чем бережнее и рациональнее он будет относиться к деньгам, тем быстрее сможет достичь поставленной финансовой цели.

Финансовая грамотность школьников старшего возраста уже часто бывает связана с первыми заработками. Теперь дети не только получают деньги от родителей, но и начинают учиться зарабатывать их самостоятельно, потому что знают, что благодаря этому они смогут обеспечить себе необходимые покупки.

Сейчас существует множество вариантов заработка для школьника, причем, связаны они могут быть и с выполнением определенной работы в интернете, что менее трудоемко и более безопасно.

В этот период важно максимально обезопасить труд ребенка и уберечь его от различных финансовых афер (часто именно школьники и подростки становятся жертвами мошенников, вкладывая заработанные деньги в различные интернет-проекты, сулящие быстрое обогащение, но, по сути, являющиеся обманом).

Здесь ребенок начинает на собственном опыте понимать, как достаются деньги, поэтому уже более точно чувствует их реальную цену. Родителям в данном случае следует поощрять самостоятельные заработки ребенка и ни в коем случае не отбирать у него заработанные деньги или даже их часть (если ребенок сам отдает свои заработки в распоряжение родителям – это уже другое дело).

Вот так постепенно развивается финансовая грамотность детей и подростков, а задача родителей и учителей – помогать им в этом, подсказывать и способствовать формированию .

Оставайтесь на – сайте, который способствует развитию вашей финансовой грамотности и учит грамотному . До встречи в новых публикациях.

МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Занятия по финансовой грамотности стартуют в российских школах. На первых порах занятия будут носить факультативный характер, а в дальнейшем некоторые темы дисциплины будут изучаться в рамках таких общеобразовательных предметов, как обществознание, математика, история и география.

Первыми приобщатся к финансовой грамотности учащиеся в Татарстане, Саратовской, Волгоградской, Томской и Калининградской областях, а также в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях.

Учебники для курса разработаны в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ". Программа рассчитана как на детей, так и на их родителей.

Проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" реализуется Минфином с 2011 года. Цели проекта - содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом.

Уровень финансовой грамотности в России

Социсследования показывают, что Россия - далеко не аутсайдер в вопросах финансовой грамотности, сообщил ТАСС директор проекта, глава департамента международных финансовых отношений Андрей Бокарев. К лидерам по финансовой грамотности населения, по его словам, относятся Великобритания, Австралия и Новая Зеландия. В этих странах обучение финансовой грамотности внедрено в программу школьного образования. При этом в России курс по финансовой грамотности охватывает как начальную, так и среднюю школу, а, например, в Великобритании он рассчитан только на учеников старших классов, отметил Бокарев.

По его словам, чаще всего у российских граждан отсутствуют такие финансовые навыки, как планирование бюджета и стремление отстаивать свои права в случае оказания недобросовестных финансовых услуг. "И это притом, что почти в 90% судебных исков решение выносится в пользу пострадавшей стороны", - заметил эксперт.

Как ранее заявлял ТАСС экс-министр финансов России Алексей Кудрин, уровень финансовой грамотности россиян надо тестировать регулярно, раз в 5 лет.

По словам Кудрина, накопленный в процессе реализации проекта опыт и лучшие практики региональных программ уже используются при разработке Национальной стратегии повышения финансовой грамотности. Экс-министр пояснил, что стратегия формулирует цель, задачи, основные направления, механизмы координации и другие ключевые параметры государственной политики в сфере финансового просвещения граждан. При этом проекты повышения финансовой грамотности существуют не только у Минфина, но и у ЦБ РФ, многих банков и финансовых организаций.

По результатам исследования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), проверявшего уровень финансовой грамотности 15-летних школьников из 18 ведущих стран и экономик мира, Россия заняла 10-е место, расположившись в середине рейтинге между США и Францией, с результатом близким также к Словении, Испании, Хорватии и Израилю, оставив далеко позади Италию. Более 80% российских учащихся продемонстрировали готовность использовать базовые финансовые знания и умения.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Финансовая грамотность в школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В 2017 году было принято внедрить уроки по финансовой грамотности в школы. Данная инициатива вызвала бурление в обществе. Далеко не все родители и учителя пришли в восторг от нового предмета. Попробуем разобраться, зачем нужна финансовая грамотность.

Понятие финансовой грамотности

В 2017 году с первого сентября в школах ряда регионов, таких как Татарстан, Саратовская, Волгоградская, Томская, Калининградская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края появился новый предмет – финансовая грамотность. В этой связи встал вопрос, а кто же преподает финансовую грамотность в школе? В большинстве школ эта миссия досталась учителям математики, обществознания или ОБЖ, так как предмет "экономическая теория" есть не во всех школах.

Прежде чем обращаться к вопросу: нужна ли финансовая грамотность в школе, и кто должен её преподавать, следует сформировать понимание того, что же такое финансовая грамотность .

Особый интерес к данному понятию проявляли европейские и американские ученые. Отдельно нужно выделить тот факт, что в странах ЕС и США финансовая грамотность поддерживается на уровне государства. Изучив зарубежный опыт, можно выделить следующий список авторов, чьи труды в сфере развития финансовой грамотности населения, достижения признаны во всем мире: Р. Кийосаки, Б. Шефер, Н. Хилл, Дж.С. Клейсон, Д. Рон, У. Уоттлз.

К сожалению, со времен лихих девяностых, когда доверчивые граждане несли деньги мошенникам, сильных изменений ни в отношении к деньгам, ни в навыках распоряжения ими в России не отмечено. Люди продолжают бездумно брать кредиты и активно обращаются в микрофинансовые учреждения.

Трактовка термина "финансовая грамотность"

Определение

Г.В Белехова

Финансовая грамотность – органичное сочетание знаний, информированности, практических умений, индивидуального отношения и конкретного поведения отдельного человека или домохозяйства при принятии решений относительно денежных средств и других финансовых ресурсов в целях достижения собственного экономического благополучия

М. Ю. Шевяков

Финансовая грамотность – способность использовать знания и навыки управления финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности.

Финансовая грамотность – способность интерпретировать, обобщать, вычислять и развивать независимые суждения относительно денежных ресурсов и принимать на основе этого меры, чтобы процветать в сложном финансовом мире

М.Овчинников

Финансовая грамотность – способность потребителей финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решений:

  1. при осуществлении специальных расчетов
  2. оценке риска
  3. сопоставлении сравнительных преимуществ и недостатков той или иной финансовой услуги

О.Е. Кузина

Финансовая грамотность – это знания и навыки в области финансов, которые должны применяться в повседневной жизни и приносить положительные финансовые результаты.

Всемирный Банк

Финансовая грамотность – способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами.

Министерство финансов

Великобритании

Финансовая грамотность – умение жить согласно текущему уровню доходов, вести учёт средств и планировать, в том числе, свои пенсионные сбережения, грамотно использовать финансовые инструменты, а также быть в курсе текущих финансовых событий.

Доклад о финансовой грамотности

Финансовая грамотность – это знание, понимание финансовых концепций (понятий) и рисков, а также навыки, мотивация и уверенность в применении данных знаний и понятий при принятии эффективных решений по целому ряду финансовых ситуаций, чтобы улучшить финансовое благополучие отдельных лиц (граждан) и общества в целом в экономической жизни.

Все подходы к трактовке финансовой грамотности представленные в таблице выше можно условно разделить на три типа:

  1. финансовая грамотность как способность
  2. финансовая грамотность как знание
  3. финансовая грамотность как навык

Особенностью финансовой грамотности в России является её низкий уровень и полное отторжение населением всех инициатив государства, направленных на её повышение. При этом итоги опросов и исследований неутешительны. Последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца .

Отношение к урокам финансовой грамотности в современной России

В условиях современной школы внедрение финансовой грамотности как отдельного предмета или как части программы по изучению обществознания и экономики столкнулось с острым нежеланием учителей и родителей не просто преподавать, но и осознавать необходимость учить ребенка обращению с деньгами. Глубоко неграмотные в финансовом плане и закредитованные педагоги и родители упорно не хотят понимать, что ребенок не сможет стать успешным без определенных финансовых навыков.

Многие считают, что внедрение финансовой грамотности ухудшит знания других предметов и сделает ребенка меркантильным. Опасения родителей понятны. Уровень знания русского языка в школах невысок. Эту проблему отрицать нельзя. Однако финансовая грамотность – это не танцы или религия, а предмет, напрямую связанный с реальностью, в которой живет современный мир.

Начиная с 2016 года, когда совместная инициатива Министерства финансов, Центрального Банка и Министерства науки и образования начала приобретать реальные очертания, в социальных сетях, на форумах, в комментариях к специализированным статьям кипят нешуточные страсти. Типичные комментарии в Интернете на эту тему можно посмотреть в таблице ниже.

Комментарии о финансовой грамотности в школе

Положительные комментарии

Отрицательные комментарии

Нейтральные

Финансовая грамотность сейчас нужна всем. Подросткам тоже необходимо доводить достоверную информацию о кредитах, займах и т.д. А то у них одна песня: купите, родители, телефон последней модели, возьмите кредит, если денег нет. А то, что кредит – это жуткая долговая яма, это они не понимают. Вот им и нужно разъяснить, что да как на самом деле. Вопрос только, с какого класса нужно ввести финансовые предметы. Мне кажется, класса с 9-го, когда у них уже паспорт есть и какие-то серьезные взгляды на окружающий мир появляются. Ниже писали о необходимости разработки специальных программ, это я поддерживаю, только теория не разъяснит все нюансы.

Против. Уроки финансовой грамотности дети должны получать вместе с умением распоряжаться собственными деньгами! И лучше семьи показать детям об их стоимости не сможет никто. А вопросы устройства финансовой системы страны, налоги и банковские услуги дети изучают в рамках обществознания.

Грамотность лишней не бывает. Другой вопрос, что предметов в школе и так слишком много. Пора уже вводить систему обязательных предметов + на выбор ученика. Чтоб сам себе специализацию выбирал. В 9кл. можно начать преподавать азы экономики, а дальше на выбор (факультативно). но только кто будет преподавать? Где взять учителей экономики? РS: в мое время в школе тоже пытались преподавать экономику. Начали с древнеримских времён. Ужасный был предмет, абсолютно для меня бесполезный. А кому то может в кайф. Узнает как деньги зарабатывать и с 14лет в бизнес пойдет, автомойку откроет.

Я мама двух детей и убеждена, что уроки финансовой грамотности необходимы для детей и подростков. У них уже сегодня в 7, 8 лет имеются карманные деньги и как ими распоряжаться правильно, лучше получить навык в юном возрасте. Финансовая грамотность это реалити жизни и если ты "вооружен", значит меньше набьешь шишек. Наша семья за!!!

Однозначно нет, по мне как родителю важнее качественное преподавание основных предметов.

Здравствуйте. Прекратите уже заниматься экспериментами над нашими чадами. Каждый второй школьник имеет ту или иную проблему со здоровьем. Им надо вводить в школах дополнительный сон, усиленный витаминно-фруктовый обед и двух часовую прогулку. А вы дополнительно хотите нагрузить школьников? Для чего? Чтобы поставить очередную галочку? Экспериментальная программа "Планета знаний" не оправдала себя, а между тем по ней продолжают обучать детей, так как учебники закуплены. Тут то же? Учебные пособия некуда деть? Категорически против данной инициативы! Для начала пусть школы усиливают уровень преподавания основных дисциплин в школах. А то без репетитора никуда…

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации ».

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Учебная программа


Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.


Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8 – 9 классы общеобразовательной организации


Для каждого занятия определены цели (осваиваемые понятия, знания, компетенции), даны формы занятий и средства обучения. Пошагово описана организация учебной деятельности для достижения поставленных целей. Подобран дополнительный материал для учителя, который поможет ему при объяснении финансовых явлений или процессов. В конце каждого занятия предлагаются темы для проведения дискуссий как на занятиях, так и в кругу семьи.

Методические рекомендации для учителя



Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

Материалы призваны помочь семье научиться совместно с детьми решать возникающие финансовые проблемы. Характер материалов различен: это вопросы для совместного обсуждения финансовых тем, задания типа финансового тренажёра с ответами, дополнительные сведения по изучаемой теме для самих родителей. Предлагаются практические советы, которые позволят взрослым стать финансово грамотными и успешно справляться с финансовыми проблемами, а также научить этому своих детей.

В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов (то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся - С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся - Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях


Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)


В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)


В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования


В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.