Человекоподобные существа. Мумифицированные тела двух неизвестных науке человекоподобных существ

Современная общепризнанная геохронологическая шка­ла (таблица 1.1) используется в данной книге как исход­ная система отсчета в изучении истории древнейших людей и человекоподобных существ. Авторы приняли такое решение исключительно для удобства, сознавая, что их на­ходки, вероятно, потребуют серьезного пересмотра этой сис­темы геологического летосчисления.

Согласно современной точке зрения, первые обезьяно­подобные существа появились в период олигоцена, начавший­ся 38 миллионов лет назад. Считается также, что ветвь, при­ведшая в процессе эволюции к человеку, зародилась в период миоцена, охватывающий отрезок от 25 до 5 миллионов лет на­зад, с появлением первых обезьян, среди которых был и дри­опитек (Dryopithecus).

Ко времени следующего периода, плиоцена, относятся первые ископаемые гоминиды – прямоходящие человекопо­добные приматы. Возраст наиболее древнего из известных гоминидов – австралопитека (Australopithecus), или южной че­ловекообразной обезьяны, – определяется в 4 миллиона лет, что соответствует периоду плиоцена.

По утверждениям ученых, рост этого существа, почти человека, составлял 4 – 5 футов (1, 2 – 1, 5 м), а объем черепной коробки достигал от 300 до 600 кубических сантиметров. По­лагают также, что от шеи до подошв ног австралопитек был очень похож на современного человека, тогда как голова соче­тала как человеческие, так и обезьяньи черты.

Считается, что примерно 2 миллиона лет назад, в начале периода плейстоцена, одна из ветвей австралопитека разви­лась в человека умелого (Homo habilis), имевшего, по‑видимо­му, много сходства с австралопитеком, за исключением более объемной черепной коробки – от 600 до 750 см3 .

В свою очередь, Homo habilis , как полагают, эволюционировал в человека прямоходящего (Homo erectus), что про­изошло около 1, 5 миллиона лет назад. Homo erectus (к этому виду относится, в частности, яванский и пекинский человек) представляют существом, рост которого достигал 5 – 6 футов (1, 5 – 1, 8 м), а объем черепной коробки колебался от 700 до 1300 см3 . Большинство палеоантропологов придерживаются мнения, что, подобно австралопитеку и Homo habilis , человек прямоходящий от шеи до пят почти ничем не отличался от его современных потомков, однако имел сильно покатый лоб, мас­сивные надбровные дуги, мощные челюсти и зубы, а подборо­док у него практически отсутствовал. Считается, что Homo erectus , обитавший в Африке, Азии и Европе, исчез примерно 200 000 лет назад.

По мнению палеоантропологов, человек с современным анатомическим строением (Homo sapiens sapiens) развился эволюционным путем из Homo erectus , при этом возраст пер­вых, древнейших, Homo sapiens определяется в 300–400 ты­сяч лет. Полагают, что объем черепной коробки древнейшего человека разумного был почти таким же, как у современного человека, в то же время отмечаются, хотя и в меньшей степе­ни, некоторые черты Homo erectus , в частности мощный че­реп, покатый лоб, крупные надбровные дуги. К этой категории принадлежат находки, сделанные в Англии (Суонскомб), Гер­мании (Штайнгайм), Франции (Фонтшевад и Араго). Эти чере­па наделены некоторыми особенностями неандертальцев, одновременно их относят и к донеандертальскому типу. Сегодня большинство научных авторитетов утверждают, что как люди с современным анатомическим строением, так и западноевро­пейские неандертальцы классического типа произошли эво­люционным путем от донеандертальцев, или древнейших Homo sapiens .

В начале двадцатого столетия ряд ученых придерживался того мнения, что неандертальцы последнего ледниково­го периода, известные также как западноевропейские неан­дертальцы классического типа, являются прямыми предками современного человека. По объему мозга они превосходили Homo sapiens sapiens , их лица и челюсти были гораздо массив­нее, лбы более покатые, надбровные дуги мощнее. Костные останки неандертальцев находят в плейстоценовых отложе­ниях, возраст которых колеблется от 30 до 150 тысяч лет. Однако обнаружение раннего Homo sapiens в отложениях гораз­до древнее 150 тысяч лет категорически опровергло мнение о западноевропейском неандертальце классического типа как об одном из звеньев прямой родословной линии, ведущей от Homo erectus к современному человеку.

Тип человека с современным анатомическим строением, который получил наименование «кроманьонец», возник в Ев­ропе около 30 тысяч лет тому назад. Ученые долгое время счи­тали, что анатомически современный тип Homo sapienssapi­ens впервые появился примерно 40 тысяч лет назад, однако позднейшие открытия в Южной Африке и других частях све­та заставили многих научных авторитетов «отодвинуть» его возраст до 100 тысяч лет и даже еще дальше.

Объем черепной коробки современного человека колеблется от 1000 до 2000 см3 и в среднем составляет 1350 см3 . На­блюдения за современными людьми со всей определенностью показывают отсутствие какой‑либо зависимости интеллекту­альных способностей от величины мозга: у настоящего гиган­та мысли объем мозга может не превышать и 1000 см3 , тогда как у кретина он, бывает, достигает 2000 см3 .

Господствующая ныне точка зрения на происхождение человека умалчивает о том, когда именно и каким образом Australopithecus превратился в Homo habilis, Homo habilis – в Homo erectus, Homoerectubs – в нашего с вами прародителя. Однако большинство палеоантропологов сходятся во мнении относительно того, что человек, пришедший в Новый Свет, имел уже современное анатомическое строение, а все ранние этапы эволюции, начиная с австралопитека, протекали в Старом Свете. Считается, что первые человеческие существа по­явились в Новом Свете около 12 тысяч лет назад, и лишь не­многие ученые согласны «отодвинуть» это событие к позднему плейстоцену – до 25 тысяч лет назад.

И в наше время остается множество зияющих пробелов в предполагаемой летописи человечества. Так, например, поч­ти полностью отсутствуют ископаемые останки, особенно да­тируемые периодом от 8 до 4 миллионов лет назад, которые служили бы связующим звеном между человекообразными обезьянами миоцена, вроде дриопитека, и относящимися к плиоцену предками как современных человекообразных обе­зьян, так и людей.

Не исключено, что ископаемые останки, способные эти пробелы заполнить, когда‑нибудь и будут обнаружены. Важ­но понять другое: даже если такие открытия и будут сделаны, нет никаких оснований воспринимать их как подтверждение теории эволюции. Что, если, например, костные останки лю­дей с современным анатомическим строением будут найдены в отложениях древнее, чем те, в которых обнаружили дриопи­тека? Чтобы навсегда покончить с нынешними представлени­ями о происхождении человечества, достаточно открытия человекоподобного существа с анатомическим строением, аналогичным современным людям, которое бы обитало мил­лион лет тому назад, т е. спустя 4 миллиона лет после исчезно­вения дриопитеков в эпоху позднего миоцена.

А ведь такие открытия уже неоднократно делались, только они либо замалчивались, либо весьма кстати были за­быты. Большое их число было обнародовано на протяжении нескольких десятилетий вслед за выходом в свет «Происхож­дения видов» Дарвина – до этого момента никаких заметных открытий не отмечалось, если не считать неандертальца. В первые годы существования дарвинизма не существовало об­щепризнанной концепции происхождения человека, которая нуждалась бы в отстаивании, а профессиональные ученые де­лали открытия, сообщения о которых в наши дни ни за что не попали бы на страницы научных изданий, более уважаемых, чем, скажем, National Enquirer.

Большинство таких ископаемых костных останков и предметов материальной культуры было обнаружено до от­крытия Эженом Дюбуа (Eugene Dubois) на острове Ява перво­го древнейшего человекоподобного существа, воспринятого как связующее звено между дриопитеком и современным че­ловеком. Яванский человек был найден в отложениях среднего плейстоцена, возраст которых, как правило, оценивается в 800 тысяч лет. Открытие стало поворотной вехой: с тех пор ученые не ожидают встретить ископаемые костные останки или изделия людей, принадлежащих к современному анато­мическому типу, в отложениях указанного возраста, а тем бо­лее его превышающих. А если такие открытия и делались, то сами же их авторы (или те «мудрецы», которые формировали общественное мнение) объявляли, что такого просто не может быть, что произошла ошибка, что они стали жертвами собст­венного заблуждения или же речь идет о мистификации. Од­нако стоит вспомнить, что до открытия на острове Ява многие уважаемые исследователи девятнадцатого века находили скелетные останки людей современного анатомического типа в очень древних отложениях. Было обнаружено и большое ко­личество каменных орудий труда различных типов, а также костей животных со следами воздействия на них человека.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Читателю может показаться странным, что я называю эльфов и иже с ними "человекоподобными", хотя они (согласно их собственным источникам) древнее людей, а также то, что я вообще включаю их в работу, озаглавленную как "Бестиарий".

Что до первого возражения, то замечу, что многие источники людей придерживаются на этот счет иного мнения. Ну, а касательно второго все проще. Я совершенно точно знаю, что у эльфов - например, у Аэнара из Кэр Ллира - в бестиарий включены мы, люди. Так что полагаю свое решение справедливым.

Теологи до сих пор не сошлись во мнениях, следует ли считать тех или иных гуманоидов обладающими душой. Единство мнений есть лишь в отношении гномов, которые в большинстве своем приняли христианство. Я полагаю, что душой должны быть наделены все они, в силу логики, однако, разумеется, не могу считаться в этом вопросе авторитетом.

Не могу обойти стороной проблему смешанных браков и потомства от оных. Хотя, к ужасу отцов Церкви, браки людей с представителями иных рас - не редкость, Небо не благословляет их потомством. Впрочем, известно два случая рождения детей от человека и эльфа; вопреки Хильдебранду из Кельна, при этом появляются отнюдь не "полуэльфы" с эльфийским зрением и людской фигурой, но самые обычные люди, разве что немного побледнее кожей и поодареннее музыкально. Однако, как уже упоминалось, известно ровно два таких ребенка, и едва ли стоит в бледнокожем встречном подозревать загадочного "полуэльфа". Что до браков с Искаженными, то здесь рождение детей более часто. Так, например, большинство ныне известных оборотней - оборотни в третьем- четвертом поколении, чья искаженная кровь проявляется лишь в присутствии породившей ее магии (см. соответствующую главу). Благодетельные волшебные изменения, насколько известно мне, увы, не передаются по наследству.

Эльф

Эльфы, они же сиды, альвы или альфы - исконные обитатели немалой части северо-западной Европы. Там они появились задолго до людей. Искаженные родичи эльфов - фэерис. В отличие от них и свартальфов (трау), "обычных" эльфов называют еще "светлыми эльфами" (сили, лиосальвы).

Внешне отличить эльфа от человека нелегко. Их ушные раковины слегка заострены (именно слегка, а не так, как принято рисовать в нашем мире - торчащими выше темени!). Кожа бледна и не подвержена загару. Цвет волос и глаз, вопреки расхожему мнению, может быть любым встречающимся у человека; известны также эльфы с сине-фиолетовыми и каре-оранжевыми глазами. В их зубной формуле отсутствуют клыки и зубы мудрости.

Расхожее мнение, что эльфы не умирают от старости, не имеет ни доказательств, ни опровержения. Однако достоверно, что рано или поздно всякий эльф решает покинуть Европу и уплыть на остров Аваллон. Буде ему в том мешают, он чахнет и рано или поздно погибает от неведомой болезни. Вероятно, эту-то болезнь и следует считать "старостью" эльфов. Наступает она в весьма, по нашим понятиям, почтенном возрасте - порядка 1000 лет. Растут и взрослеют эльфы также очень медленно: эльф считается взрослым лишь к ста годам или около того.

Убеждение, будто бы у эльфов не растет борода и усы, ни на чем не основано. Верно иное: эльф может управлять их ростом по собственному желанию. Потому-то никто никогда не видел небритого эльфа... Однако эльфы с бородками вашему покорному слуге встречались. Кстати, ростом или регенерацией иных тканей эльфы также управляют неплохо: выпавшие зубы легко восстанавливаются, большинство шрамов быстро исчезают. Это, впрочем, не означает, будто они обладают подлинной регенерацией, как, к примеру, тролли: утерянные части тела, насколько мне известно, эльф восстановить не может.

Эльфы, в отличие от гномов, не наделены подлинным бессветовым зрением, однако ночью видят не хуже кошек или сов. В полной же тьме глаза эльфа, как и человека, бессильны. Зрение их несколько слабеет при очень ярком свете, например, в солнечный полдень; потому-то они предпочитают жить под покровом леса, чтобы не ранить свои чувствительные глаза. Вопреки поверью, эльфы нуждаются во сне, как и люди;однако спят они с полуоткрытыми глазами.

Все эльфы, где бы ни жили (включая фэерис, но не темных эльфов) говорят на одном и том же языке. Я осознаю, что противоречу многим авторитетным книгам, однако полагаю, что их ошибке есть простое объяснение. Дело в том, что язык эльфов намного богаче известных мне человеческих; для понятия, которому в латыни или современном нам английском соответствует одно-два слова, у них придумано два-три десятка. А потому, читая книги разных эльфийских авторов, можно решить, что они написаны на разных языках. Однако же могу определенно заверить, что ирландский сид без малейшего труда поймет альва с берегов Каттегата. Мало кто из людского племени владеет языком эльфов в совершенстве: это очень трудный для изучения предмет, требующий многолетней работы. Впрочем, кельтам он дается несколько легче. Дело в том, что их предки научились своей речи от эльфов, и с тех пор их язык есть сильно упрощенная форма эльфийского.

Свойствами своими эльфы отличаются друг от друга не менее, чем люди. Поэтому едва ли имеет смысл говорить о "типичном эльфе". Можно лишь заметить, что эльфы в среднем ловчее нас и обладают более хрупким сложением. По мнению большинства встречавших их людей, они еще и красивее среднего человека. Вероятно, это и впрямь так.

Среди эльфов очень много магов; при этом они явственно тяготеют к магии Духа. Мнение, что они связаны с ней намертво, скорее всего ложно; его опровергает хотя бы наличие фэерис. Впрочем, всякий "обычный" эльф наделен повышенной сопротивляемостью к магии Духа. Из оружия эльфы тяготеют к тем видам, что предполагают долгую и тщательную тренировку: к длинным лукам, легким клинкам, кинжалам, глевиям, посохам (полагаю, именно от них британцы научились владению длинным луком). Мне ни разу не доводилось слышать об эльфе, вооружившемся арбалетом или дубиной.

О вероисповедании эльфов я могу сообщить вам немногое. Часть их в какой-то странной форме поклоняется языческим божествам (словно бы не богу, а скорее королю). Очень немногие крестились с соизволения местных священников. Но больше всего из известных мне эльфов, кажется , исповедует друидизм. О многих из них я и вовсе не понял за время долгого общения, принадлежат ли они к какой-либо вере (что в Альфрике, в отличие от нашего мира, весьма странно, ибо доказательства бытия высших сил способны убедить даже закоренелых скептиков).

Нрава эльфы крайне свободолюбивого. Они довольно своенравны; то, что у нас назвали бы "артистической натурой". Они - большие почитатели искусств, терпеть не могут "одинаковых", стандартных вещей. Именно поэтому большинство изобретений проходят мимо них - за исключением разве что печатного станка гномов. Социальная организация у них минимальна. Никакого аналога вассальной системы или общин у них нет. Порой кажется, что между герцогом и простым эльфом нет никаких промежуточных ступеней. В жизни они превыше всего ценят уникальность и эстетику. Эльфы очень любят музыку, однако едва ли менестрелю-человеку можно порекомендовать выступать перед ними: голоса эльфов намного музыкальнее людских.

Ранее эльфы, как уже упоминалось, населяли почти всю территорию нынешней Империи к северу от Альп, а также южную часть Скандинавского полуострова. Ныне же из Скандинавии они вытеснены Тролльхеймом, а на имперских землях притесняются людьми (на том основании, что якобы лишены души или исповедуют язычество). Крупные поселения эльфов сохранились в больших лесах (например, Арденнском), в особенности - на границе с Фаэром, а также на Британских островах, где населению присуща большая веротерпимость. Ну и, разумеется, много эльфов живет на Авалоне и Гай Бразиле.

Характеристики эльфов аналогичны принятым в стандарте d20 system, за следующими исключениями. Обаяние эльфа не может опускаться ниже 12; скорость естественного восстановления хитов увеличивается в полтора раза; на ярком свету (прямом, а не, скажем, в лесу) эльф получает -1 к атаке и спасброску рефлекса; эльф не может пользоваться арбалетом, ударным оружием (кроме посоха), тяжелыми доспехами, а также магией, относящейся к силе Стихий. Эльф не может быть варваром, монахом, паладином, а также священнослужителем каких-либо богов (но может быть друидом). Для изучения языка эльфов надо затратить не 1, а 3 единицы навыка "Языки".

Гном

Гномы (они же карлы, цверги, дуэрги, краснолюды, сыны земли, горные гномы) - раса, населяющая почти исключительно горные системы. Никому не известно в точности, когда и как они там возникли; однако, по официальной версии, они близкородственны людям. Наличие у них души не оспаривается. Вероятно, ближайшие их родичи - лесные карлики, иногда их даже путают.

Гномы невысоки ростом (порядка 120 см), но в плечах шире среднего человека. За счет этого (и выпяченной грудной клетки) весом они не уступают, а то и превосходят людей. То же можно сказать об их физической силе. Характерной приметой их мужчин является длинная, окладистая борода, как правило, доходящая по меньшей мере до пояса.

Волосы и бороды у них, как правило, темно-каштановые или черные, глаза - карие. Некоторые рода гномов, в прочем, щеголяют ярко-рыжими, а то и голубыми или зелеными бородами. Кожа буровато-землистая, темнее человеческой, хотя солнце они видят очень редко. Голос хрипловатый, обычно ниже человеческого, хотя и необязательно.

Гномы живут дольше людей примерно в три раза (доживают лет до 250), взрослеют и стареют тоже медленнее людей. Точно сказать, какой возраст у них считается совершеннолетием, не могу: дело в том, что женщины и дети гномов никогда не показываются на глаза представителям других рас. Здесь имеет место своеобразное табу, которых, надо заметить, у гномов предостаточно. Могу предположить, что совершеннолетие у них наступает где-то от 30 до 35 лет.

Зрение гномов позволяет им видеть в полной темноте; впрочем, не так хорошо, как на свету. Насколько мне известно, дело здесь в более широком диапазоне воспринимаемых как видимый свет волн. Во всяком случае, цветов они в темноте не различают. Гномы видят не так далеко, как люди; слышат они тоже так себе. Зато, простукивая стенку, почти любой из них легко скажет, какой она толщины...

Гномы намного выносливее людей, легко сопротивляются ядам, болезням и даже большинству видов вредоносной магии. Доподлинно известно, что сами гномы к большинству видов магии совершенно неспособны. Однако чудотворцы-священники среди них есть. Кроме того, мастера гномов способны творить волшебные предметы без заговоров.

Язык у гномов почти что общий для всех народов, но все же немного отличается в разных регионах. Следы языка гномов можно обнаружить в скандинавских наречиях (даже и в нашем мире!), однако это не то, что с кельтским и эльфийским; просто гномы долго жили рядом со скандинавами, и произошли взаимные заимствования.

В настоящее время гномы проживают в основном в трех местах: в Скандинавских горах, Альпах и Карпатах (Железных Холмах). Можно их встретить и в других краях. Все вышеупомянутые поселения - королевства.

Вероисповедание большинства гномов - христианство, во всяком случае - в Альпах и Карпатах (в Карпатах - греческая его разновидность). Многие скандинавские гномы служат асам - языческим северным богам. Вследствие принятия ими христианства гномы - враги Фаэра номер один: дело в том, что до их обращения фэерис утверждали, будто воюют они лишь против людей, и то не всех. Гномы оказались первой нелюдской расой, обратившейся на сторону христианства.

В сообществе гномов - жесткие законы, которым гномы следуют не по принуждению, но от души, даже будучи вдалеке от родины и даже в изгнании (это - самая суровая кара, которой их подвергают). Люди зачастую считают их жадными; должен засвидетельствовать, что это совершенно неверное понимание. В самом деле, гном крайне редко может сделать кому-либо подарок - но причина не в их скупости. Дело в том, что у гномов считается чуть ли не невозможным взять то, чего не заработал; неудивительно, что принесение чего-нибудь в дар - акт для них исключительный, возможный лишь в особых случаях. По той же причине, кстати, гномы никогда не торгуются, покупая или продавая что-либо.

У гномов в большом почете ремесла, и я не введу вас в заблуждение, если скажу, что гномы уважают мастера или учителя больше, чем героя-воителя. Даже слово, которым они именуют своих королей, этимологически родственно слову "учитель".

Путешествуя вместе с гномом или гостя у него, надо твердо помнить, что для них важно множество четких табу. Они сами любезно предупредят вас о них - но упаси вас Боже после этого о них забыть! Так, например, не полагается не только видеть, но и упоминать их женщин и детей; недопустимо в присутствии других разуваться; не следует называть их "низкорослыми". Гномы обидчивы и упрямы, но чрезвычайно верны в дружбе.

Характеристики гномов идентичны таковым в d20 system. Однако гномы не могут быть ни волшебниками, ни колдунами, ни монахами. Подавляющее большинство их имеет принципиальное мировоззрение. Их сложение (выпяченная грудь) не позволяет им использовать луки и длиннодревковое оружие. Гномы имеют -4 к реакции со стороны любого обитателя Фаэра.

Карлик (лесной)

Лесные карлики (они же - лесные гномы, лесовики) - по всей видимости, близкие родичи гномов. Они живут небольшими общинами в лесах или холмистых долинах.

Ростом карлики чуть пониже гномов, однако в плечах уже их намного, и средний карлик весит не более 30 кг. Мужчины у них носят такие же, как у гномов, длинные бороды. Волосы у них обычно белые, словно седые, хотя возможны и исключения (не знаю, от чего это зависит); глаза могут быть и серыми, и голубыми, и карими - в общем, как и у людей. Кожа их - бурая, очень смуглая. Обычно у карликов довольно большие (и самую малость заостренные сверху) уши, и почти всегда - громадные изогнутые носы. Их женщины отличаются круглыми щеками и выдающимися вперед подбородками. Голоса у карликов басовитые (у женщин - контральто), часто хрипловатые, что не слишком на первый взгляд вяжется с их размерами.

Живут карлики немногим долее людей. Государств у них не имеется, они, как правило, безропотно признают любую власть - лишь бы она не мешала им жить, как живется. Надо сказать, что и власти обычно не утруждают себя делами карликов, позволяя им жить по-своему. Вероисповедание карлика может быть едва ли не любым. Чаще всего я видел последователей друидизма, но есть и христиане, и служители языческих богов. Но вот священников и жрецов любого культа среди них практически не встретишь. Карлики не любят и проповедовать свою веру кому бы то ни было. Своего языка у карликов также нет: они говорят на том же языке, что и прочие обитатели их краев, уснащая его особыми оборотами - видимо, из тех времен, когда у них был свой язык. По немногим сохранившимся словам можно предполагать, что он был очень близок языку гномов.

Неудивительно, что карлики слабее людей физически, зато они, как и гномы, довольно выносливы. В темноте они видят неплохо, но не при полной тьме; просто их глаза несколько более чувствительны к слабому освещению, чем людские. Но вот нюх у них для человекоподобных существ просто невероятный (сказывается размер носа!). С обученной собакой им, конечно, не сравниться, но опытные "нюхачи"-карлики могут запросто учуять, кто оставил тот или иной след - и, в отличие от собаки, еще и рассказать об этом... Говорят также, что у них острее чувство вкуса; поэтому у некоторых владетельных сеньоров - людей карлики служили виночерпиями, ибо могли распознать отраву по одной капле на вкус.

Карлики - любители простой жизни и простых развлечений. Они - чрезвычайные охотники до выпивки и зрелищ. Говорят, что распущенностью нравов они способны поспорить с сатирами (но, по счастью, на людских женщин их интересы не распространяются). Славятся они также неуемным любопытством; нередко они даже попадали в ловушки для зверья, потому что, хотя и понимали, что это ловушка, но желали испытать ее в действии... Карлики любят обман, но, как правило, не корыстный, а шутки ради. Немудрено, что их маги отдают предпочтение иллюзиям... Гномы считают их легкомысленным народом, сущими детьми, но это впечатление глубоко неверно. Карлики - не более "дети", чем любой людской крестьянин или охотник; но их простонародное поведение вкупе с малым ростом заставляет кое-кого считать именно так, и далеко не всякий карлик на это обижается. Дело в том, что они сами относятся к нам без особого уважения, а их слово, которым они называют людей, с языка гномов можно перевести примерно как "здоровенная дубина".

Отличия карликов от принятого в d20 system стандарта таковы. Карлики не могут быть варварами, монахами и паладинами. Им позволен специальный навык "Острый нюх".

Гоблин

Гоблины (коблинау, гобелины) - широко распространенная, но не слишком почитаемая другими раса. О них говорят, что они - потомки деградировавших междурасовых гибридов, измельчавшие родичи троллей либо последствия магических катаклизмов. Троллям они, скорее всего, действительно родственны; а вот с хобгоблинами или кобольдами, вопреки звуковому сходству, не имеют практически ничего общего.

Гоблины ростом намного ниже людей (около 120 см). Кожа их зеленоватая, оливковая или серо-голубоватая. Клыки длиннее, чем у людей, хотя и короче, нежели у троллей; нижние клыки слегка торчат из широкого рта. Для их роста у них весьма широкие ступни. Лоб приплюснут. Нос широкий, курносый. Волосы темные, обычно у мужчин есть короткая бородка. Голоса похожи на человеческие, разве что обычно слегка шепелявы.

О продолжительности их жизни известно мало; они редко проживают весь отпущенный им срок. Однако гоблины чрезвычайно плодовиты: двойни и тройни у них встречаются намного чаще, чем рождение единственного ребенка, а беременность составляет всего четыре месяца. Они - глубоко общественные существа, одиночества не терпят и не переносят.

Гоблины отлично видят в темноте (даже полнейшей), однако вовсе не различают цветов. Упоминание в разговоре цвета (любого!) легко приводит их в ярость. Зато слух и нюх у них намного острее человеческих. Сила их рук и ног намного меньше, нежели у человека, зато они ловчее и могут двигаться почти бесшумно.

Как утверждают хронисты, несколько столетий назад гоблины целиком и полностью пребывали под властью иных рас - троллей, затем фэерис... Ныне много гоблинов живет самостоятельно в горах, холмах или лесах, хотя большинство их, наверное, по-прежнему обретается в Фаэре и Тролльхейме. Там они живут на положении рабов или же солдат - как говорят у нас, "пушечного мяса".

Язык гоблинов крайне примитивен и очевидно родствен троллиному, однако в Фаэре их заставляют говорить на местном языке, что они и исполняют с прекошмарным акцентом. На чужих языках гоблины, как правило, знают лишь простейшие фразы. Сложносочиненные предложения им (кроме упомянутого в конце этой главы исключения) совершенно непонятны.

У гоблинов есть свои шаманы, и они-то и определяют культ абсолютного большинства народа. Как правило, они служат духам, идолам либо хитроумным магам, которые провозглашают себя богами перед легковерными гоблинами. На подобные ловушки попадаются порою и более интеллектуально развитые расы.

Вопреки распространенным поверьям, гоблины не боятся ни серебра, ни священных символов. Нрава они довольно агрессивного; я не слишком преувеличу, если скажу, что у "свободных" гоблинских племен немалая часть "дохода" племени добывается разбоем. Гоблины не брезгуют ни человечиной, ни мясом соплеменников. При этом они трезво оценивают свои силы, охотятся всегда большими группами (10-100) и нападают, как правило, из засады при условии подавляющего численного превосходства. Вооружаются они либо самодельным примитивным оружием, либо тем, чем пожелают их вооружить их хозяева. Нередко выступают верхом на волках или же подобных им существах (воргах, зимних волках).

Однако жестоко ошибется тот, кто скажет, будто гоблины - неполноценная раса, нечисть, в коей нет ни капли добра. Ибо известно, что из воспитанных людьми гоблинов вырастали благовоспитанные, преданные и отважные существа. Из чего следует, что вину за не слишком приятный нрав гоблинов следует возложить скорее не на их "дурную кровь", а на их хозяев.

Размер: малый Хиты: 1к8 (4) Инициатива: +1 (ЛВК) Скорость: 30ф КЗ: 15 (+1 размер, +1 ЛВК, +3 доспехи) Атака: +1 ближний бой (дубина, булава, короткий меч, копье); +3 стрельба (метательное копьецо, короткий лук) Повреждения: по оружию -1 Заним.место: 5*5 Достает: 5 Особые сп-ти: видит в темноте на 20м Спасброски: +2, +1, +0 Характеристики: СИЛ 8, ЛВК 13, ЗДР 11, ИНТ 9, МДР 9, ОБА 10 Умения: Маскировка +6, Слух +4, Бесшумность +6, Внимание +1 Навыки: Бдительность Мировоззрение: Как правило - принципиально-злое Опасность: 1/4 Рост уровня: соответственно классу

Тролль

Тролли, обитатели и выходцы из Тролльхейма, пользуются настолько широкой дурной славой, что в большинстве языков именуются одинаково. Их иногда ошибочно относят к великанам; однако правильнее будет относить их к тому же классу, что и извечных их соперников - эльфов. Подтверждение тому - полная невосприимчивость троллей к святым символам. Возможно, речных троллей следует считать искаженными.

Тролли делятся на два больших типа - тролли горные и тролли речные, они же - болотные. Путать их ни в коем случае не следует. Речные тролли заметно изменились по сравнению со своими предками из Тролльхейма.

Те и другие тролли росту имеют метров до двух, а то и несколько повыше - если выпрямятся. Однако в обычном своем состоянии они даже ниже среднего человека, поскольку ходят, ссутулившись, а речные - даже доставая руками до земли. Руки у троллей намного длиннее человеческих, с цепкими и длинными шестью пальцами. Шесть пальцев на ногах тоже длинные и пригодные к захвату. Голос тролля нельзя назвать низким; на слух человека в нем слышится то рык, то истерические ноты (особенно у речных троллей).

Кожа тролля - серо-зеленоватая, иногда, особенно у речных - голубоватая, с чем-то вроде чешуи. У них гигантские носы, длиною в 30см и даже более. Носы эти обеспечивают им нюх не хуже собачьего; при этом у собак в присутствии тролля нюх отшибает начисто, ибо смердят они умопомрачительно, и ни одна собака не станет ни по доброй воле, ни под палкой выслеживать тролля. Глаза у троллей очень большие, слезящиеся. Сила их конечностей такова, что рукой тролль без труда может удерживать коня. Крепкие когти позволяют рыть ходы в известняке или песчанике.

Самое знаменитое свойство троллей - фантастически быстрая регенерация тканей (рана затягивается за считанные секунды). Более того: тролль способен (я сам был тому свидетелем) ожить, даже будучи разрублен на куски. Каждая часть рассеченного тролля сохраняет активность и пытается воссоединиться с телом. Обжигание пламенем останавливает его регенерацию; расхожее мнение относительно способности кислоты дать тот же результат мне подтвердить не удалось. Возможно, кислота была недостаточно сильной, но я склонен считать эту идею мифом.

Продолжительность жизни троллей достоверно неизвестна, однако есть все основания считать, что она сопоставима с веком эльфов.

Тролли говорят на собственном языке; этот язык понятен без перевода и обитателям Йотунхейма - великанам. Это и породило миф об их близком родстве. Язык троллей не без труда понимают гоблины, псоглавцы и некоторые другие существа. Тролли - язычники, однако, в отличие от гоблинов, довольно твердого склада: мне не доводилось слышать, чтобы хитроумным фаэрским властителям удавалось выдать себя за их богов. Что собой представляют почитаемые троллями силы - никому толком не известно, хотя некоторые специалисты отождествляют их с повелителями великанов.

Горные тролли по большей части живут в собственной стране - Тролльхейме. Там у них есть верховный владыка и низшие вожди. Высшая власть наследственна, хотя есть правило, позволяющее вождю более низкого ранга вызвать короля на поединок. Низшая власть передается по чему-то вроде права сильного.

В своих землях тролли категорически не терпят чужаков, в особенности людей. И тому есть веские причины. Дело в том, что тролли в силу некоих загадочных причин не терпят изменений вокруг себя. Покуда люди были для них далеким южным племенем, жизнь троллей была вольготна; ныне же им приходится вытеснять людей со своих земель, ибо вместе с ними жить они не в состоянии. Тролльхейму пришлось даже пойти на совершенно противоестественный союз с Фаэром, больше того: повысить численность своего племени, запретив смертельные поединки (что не снискало владыке популярности, но, как нетрудно догадаться, попытки вызвать его были предотвращены стражей - по новому закону).

Тролли - единственные из всех гуманоидов - могут быть с чистой совестью названы приверженными к одной из Семи Сил, а именно - силе Стихий. Всякий известный тролль импульсивен до предела, действует по первому побуждению. В первой из Волшебных Войн именно тролли и эльфы представляли силы Стихий и Духа; и если эльфам под силу оказалось отойти от своей главной силы, то тролли явственно к тому неспособны. Эльфы и тролли - старинные враги, и потому союз меж ними не может не вызывать изумления. (Внимательный читатель поправит меня: союз заключали не эльфы, но фэерис. Да, это так, но все же их близкое родство нельзя отрицать, а во времена Первой Волшебной Войны многие из нынешних фэерис были еще эльфами!)

Что до болотных (или речных) троллей, то я склонен согласиться с гипотезой достопочтенного Мартинуса: вероятнее всего, это - горные тролли, по каким-то причинам оказавшиеся в землях людей на долгие годы. Они приспосабливаются, но совершенно меняются внешне и внутренне. Ими овладевает некая апатия. Известны даже случаи, когда речной тролль, поселившийся под мостом (излюбленное место для охотничьей засады!), вместо ловли путников брал с них дань за переход моста... Водятся такие тролли по всей территории Империи, а равно по Скандинавским землям. В отличие от горных троллей, речные не носят ни оружия, ни доспехов, уповая на силу рук и крепость шкуры. И небезосновательно.

Горные тролли обыкновенно вооружаются гигантскими шипастыми булавами, а тела облекают в кожаные панцири. Впрочем, разъярившись, тролль часто отбрасывает оружие и дерется обеими руками и зубами. Страх троллям неведом,

Охотник на троллей должен помнить, что у троллей есть лишь два слабых места: во-первых, они, как было уже сказано, поддаются первому порыву, во-вторых, подолгу (порой неделями, если не месяцами) спят. Однако тот, кто желает воспользоваться последним преимуществом, должен озаботиться скрытием собственного запаха... Ну и, безусловно, перед такой охотой следует исповедаться, причаститься и составить завещание: не потому, что это поможет в бою, но по причине вероятной невозможности осуществить эти дела позднее.

Среди горных троллей не редкость - колдуны, владеющие стихийной магией. Известны и мастера-тролли, сотворяющие заговоренное оружие и даже колдовские предметы (например, небезызвестное зеркало троллей).

Горный тролль Болотный тролль Размер: большой большой Хиты: 6к8+36(63) 7к8+49(80) Инициатива: +2 (ЛВК) +1 (ЛВК) Скорость: 40ф 30ф КЗ: 21 (-1 размер, +2 ЛВК, +7 шкура, 18 (-1 размер, +1 ЛВК, +3 доспехи) +8 шкура) Атака: 2 булавой +10/+6 2 лапами +9, (в ярости - укус +4, 2 лапами +9/+9) укус +4 Повреждения: 2к4+8 булава, к6+6 лапы, к6+7 лапы, к6+3 укус к6+4 укус Заним.место: 5*5 5*5 Достает: 10 10 Особые атаки: нет раздирает когтями (если попали обе лапы - след.ход 2к6+9 автоматически) Особые сп-ти: видит в темноте, нюх, боевая ярость (+4 СИЛ/ЗДР, 6 раундов, нет отдыха), регенерация, отращивает органы за 3к6 минут, не может быть окружен, не восприимчив к страху Снижение вреда (1/-) Снижение вреда (2/-) Спасброски: +11, +4, +6 +13, +4, +5 Характеристики: СИЛ 23, ЛВК 14, ЗДР 23, СИЛ 25, ЛВК 12, ЗДР 25, ИНТ 11, МДР 9, ОБА 9 ИНТ 7, МДР 6, ОБА 6 Умения: Внимание +3, Слух +8 Внимание +1, Слух +5, Бесшумность +3, Маскировка +6 Навыки: Бдительность Мировоззрение: Как правило - своевольно-злое Опасность: 6 7 Рост уровня: соответственно классу

Речные тролли встречаются поодиночке, горные - либо поодиночке, либо отрядами от 5 до 20 бойцов, во главе с командиром (на 3 уровня выше, часто - с заговоренным оружием). Горный тролль может оказаться колдуном 3-9 уровня. При этом ему можно давать любые разрушительные заклинания из школ Извлечений (Evocation) и Вызовов (Conjuration), а также защиту от Начал.

Свартальф (темный эльф)

Темные эльфы, они же свартальфы, трау или же драу, ни в коем случае не должны быть смешаны с фэерис. Несмотря на свою злокозненную натуру, эти существа не связаны с силою Ночи непосредственно, а потому могут ступать на освященную землю и не страшатся серебра.

Темные эльфы сложением напоминают всех остальных эльфов, но отличаются темной кожей (черной, темно-коричневой или темно-лиловой) и желто-оранжевыми (реже - красными или сиреневыми) глазами. Живут они, по-видимому, неограниченно долго, и никто не слышал, чтобы они уплывали на Авалон или куда-либо еще. Правда, в силу культурных особенностей насильственная смерть среди них - куда более частое явление, чем у их собратьев.

Зрение темных эльфов позволяет им совершенно свободно видеть в темноте, и даже в той, что насылается волшебством. Однако же на ярком свету зрение их слабеет, и долгое пребывание на солнце способно даже ослепить их. Поселения их расположены исключительно под землей, и освещаются они слабыми магическими огнями, насколько мне известно - только для красоты.

Темного эльфа, по счастью, нельзя встретить почти нигде на территории Империи и даже Фаэра: они не признают верховенства фаэрских лордов. У них есть собственное государство на острове Гай Бразил; говорят также, что их поселения есть на окружающих Британию островах, на северо-востоке Шотландии (где они именуются "трау") и в Бретани. Их обычное правление - теократия или магократия (власть обладающих наибольшей волшебной силой).

О жизни свартальфов можно сказать, что это - хаос, имеющий силу закона. Трудно поверить, что столь долгоживущее и образованное племя живет по принципу "правит сильнейший" - и все же это так. Свартальфы не упускают случая избавиться от соперника, ударом в спину или на поединке, и никто не осуждает успешное и соответствующее обычаям убийство. Культура их построена на насилии и пытке. Вероятно, общество это не распадается само потому лишь, что возглавляют его женщины, которые заботятся о продолжении рода.

Что до религии, то поклоняются они ужасающим богам, коих даже трудно себе представить. Я же не исключаю, что боги эти - такая же выдумка, как и покровители несчастных гоблинов, и что теократия трау - та же магократия, где маги играют роль богов. Священны для них, как правило, пауки или скорпионы, иногда - змеи. Их язык изобилует шипящими и щелкающими звуками и не родствен, насколько могу судить я, ни одному из наречий на земле и под землей.

В силу особенностей жизни всякий темный эльф - мастер боевых либо магических искусств, и не менее того (вероятно, это не касается какой-либо низшей касты, но уж точно касается любого трау, которого доведется встретить вне их городов). Кроме того, они - искусные мастера, и снаряжение их тоже выше всяких похвал; однако при долгом пребывании на солнечном свету оно начинает быстро ржаветь и портиться. Экспедиционные команды темных эльфов, как правило, убийственно подготовлены и экипированы множеством волшебных предметов. Небольшой их отряд (10-30 бойцов и 2-8 магов) способен управиться с целым войском.

К счастью, из-за слабости перед солнечным светом трау редко покидают свои владения. Кроме того, по причине постоянных поединков, убийств и междоусобиц их число невелико и остается таким. Не удивлюсь, если полная численность жителей наводящего страх города трау в южной Бретани, уничтоженного императором Карлом, не превосходила трех сотен.

В баталии против трау не стоит слишком полагаться на волшебство, ибо трау превосходно тренированы избегать магических атак. Чародею лучше сосредоточиться на сотворении колдовского света и развеивании вражеских чар.

Мастерских персонажей-трау можно создавать так же, как и эльфов или иных гуманоидов. Трау могут быть воинами, волшебниками, колдунами, монахами или плутами, при этом не менее чем 5 уровня. В средней экспедиционной партии уровень будет 7-9 (а предводитель - 12-14). Обычное дело - наличие у трау 1-3 магических уровней в дополнение к воинским.

Темные эльфы имеют +4 к ловкости, +2 к интеллекту, -2 к мудрости, +6 ко всем спасброскам. Яркий свет (солнечный или равный ему) дает им -2 к атакам и спасброскам. Всякий темный эльф, кроме магов, имеет специализацию на каком-либо оружии. Клинки темных эльфов (сабли, мечи) пригодны к использованию ловкости вместо силы при броске на попадание, и этому тоже все они обучены. Специальные доспехи темных эльфов (легкие и средние, до кольчуги) не мешают применению магии, но только для исходных владельцев.

Низушек

Низушки (хафлинги, полурослики) далеко не всеми признаются как раса. Чуть ли не во всех известных трудах их считают своеобразной ветвью лесных карликов. Однако это совершенно неверно. Низушки так же сродни карликам, как и людям, а может, к людям они и ближе. Единственный автор, признающий их своеобразие - Индржих Гайст - полагает их "помесью людей и хохликов", сиречь, людей и домовых. Интересная, но недоказуемая идея.

Низушки росту имеют 90-110 см, довольно плотного сложения. Волосы темные, часто - вьющиеся, кожа обычного "телесного" цвета, чуть покраснее людской. Тело покрыто довольно густым коротким волосом, особенно на ногах - даже и у женщин. Голосом они почти неотличимы от людей, разве что малость повыше.

Низушки живут сельскими общинами неподалеку от людей по всем христианским землям от Прованса до Полонии, не образуя государств и подчиняясь той власти, что есть. Исповедают либо христианство, либо друидизм. Язычников среди них не видел, хотя, вероятно, в языческих краях встречаются. Затененных Земель низушки избегают, обычно переселяются заблаговременно, хотя и не всегда успевают. Ведут крестьянскую, "пасторальную" жизнь, возделывая землю и платя часть урожая господину.

Живут они подольше человека, хотя и незначительно. Семьи у них не особенно большие, и многочисленны они, видимо, никогда не были. Народ этот миролюбив, воевать не любит. На всю деревню "бойцов" обычно можно перечесть по пальцам: шериф да несколько его помощников. Однако деревню свою они обносят частоколом и в случае необходимости защищают ее отважно.

Хафлинги вполне отвечают стандартному описанию из d20 system, но не могут быть варварами, волшебниками, монахами.

Антропоморфный - это термин, означающий "человекообразный", то есть по своему строению или внешнему виду напоминающий человека. Современный человек даже и не догадывается, насколько часто ему приходиться встречаться с такого рода существами.

Понятие антропоморфизма

При переносе типичных для людей свойств и качеств на животных, неодушевленные предметы или существа из мифов и легенд, речь заходит о таком понятии, как антропоморфизм. Это значит, что вещи и существа, изначально лишенные определенных физических свойств и эмоциональных качеств, в частности чувств, обретают определенные человеческие черты и модель поведения.

Антропоморфизм нашел широкое применение в литературе, например при описании различных явлений природы (земля просыпается, нахмурились небеса, улыбнулось солнышко ). Таким образом, качества, присущие человеку, переносятся на внешний мир. а точнее их мышление, всегда наделяли природу вселенским разумом. Объекты поклонения также снабжались человеческим обликом, поэтому большинство религий тоже можно считать антропоморфными.

Антропоморфные существа в мифологии

Легенды и сказания разных народов мира издавна отмечали определенную людей и животных. Среди мифологических персонажей большую часть занимают человекоподобные существа. Встречаются описания таких необычных монстров, как кентавры. Эти создания являются наполовину людьми, но лишь до пояса, ниже это уже лошадь с копытами и хвостом.

Существуют также упоминания о неких сиренах, которые представляли собой смесь женщины и Или, например, русалки являются довольно распространенными и популярными героями мифов многих народов мира. Именно нечеловеческая их половина давала этим чудовищам сверхъестественную силу, делала их сильнее.

Знаменитый Минотавр, монстр с человеческим телом и головой быка, считается символом темной половины человеческой натуры, которая скрыта в темноте. Антропоморфный тип мифа - это те легенды и сказания, в которых упоминается человекоподобное существо с чертами, присущими некоторым животным.

Сказочные существа с человеческими чертами

Если вспомнить знаменитую детскую сказку о красавице и чудовище, то налицо пример антропоморфного создания, правда, заколдованного злой ведьмой. В данном случае речь идет о первоочередности внутренних качеств личности, а внешность должна уходить на второй план, однако страшилище все же превращается в прекрасного принца. Что-то похожее происходит с русалочкой из сказки, которая влюбляется и обретает человеческий облик и душу.

В одной волшебной истории девушка, отданная страшному дракону, обнаруживает заколдованного молодого бога.

Что означает "антропоморфный"? подходит также для животных, которые ведут себя совершенно как люди. В «Царевне-лягушке» один из царских сыновей женился на говорящей жабе, которая поймала его стрелу, выпущенную из лука. В сказках все обычно заканчивается хорошо, и безобразные антропоморфные чудовища оказываются в результате прекрасными принцами или принцессами.

Антропоморфные животные - что это такое?

Антропоморфный - это характеристика предметов и явлений живой и неживой природы, приписывающая им и соответствующее поведение. Антропоморфными животными являются существа, которые ведут себя, как люди, ходят на задних лапах, играют в футбол, читают книжки, разговаривают, влюбляются, грустят, заводят друзей и так далее. Большинство мультфильмов с участием животных выполнены именно в антропоморфной манере.

Изначально люди представляли себе сверхъестественных существ в виде животных, а также вместе с ними существовали антропоморфные представления божеств, демонов и духов. А древние египтяне и жители некоторых других древних государств верили в богов с обликом человека и чертами животных. Это уже так называемый зооантропоморфизм.

Использование изображений антропоморфных существ в рекламе

Антропоморфные изображения - это картинки, на которых очеловечиваются различные животные. Они иногда применяются в рекламных целях, когда собственные выражены не так ярко. Для того, чтобы продукт успешно конкурировал и превосходил аналогичные товары, привычные вещи наделяют необычными чертами и качествами. В рекламе с размахом используют представление товара с человеческими свойствами. Например, можно вспомнить компанию по производству кондитерских изделий M&M"S.

Зрители уже перенасыщены современной рекламой, увлечь чем-то новым их крайне трудно, поэтому рекламщики путем различных экспериментов с внешним видом продукта вызывают неподдельный интерес у аудитории. Таким образом, между персонажем или товаром из рекламы и потребителем налаживается своеобразный контакт, общение. Это взаимодействие делает максимально эффективным продвижение определенных товаров и услуг.

"Антропоморфный" - это достаточно часто используемое понятие в различных сферах жизни: литературе, мультипликации, фантастических фильмах и видеоиграх. А животных с человеческим поведением можно увидеть на телевидении, рекламных щитах, а не только в описаниях древних мифов и легенд.

«когда говорится «тяжелое психическое заболевание», не называясь, если это сильно выраженная степень идиотии, это вообще не человек, это человекоподобное существо… Называть вот этих людей, которые лишь внешне похожи на людей, личностями – это не более чем наглое лицемерие ».

Как можно узнать из русской Википедии, «программа умерщвления Т4 («Акция Тиргартенштрассе 4») – официальное название евгенической программы немецких национал-социалистов по стерилизации, а в дальнейшем и физическому уничтожению людей с психическими расстройствами, умственно отсталых и наследственно отягощенных больных. Впоследствии в круг лиц, подвергавшихся уничтожению, были включены нетрудоспособные лица (инвалиды, а также болеющие свыше 5 лет). Сначала уничтожались только дети до трех лет, затем все возрастные группы ».

В отношении всех этих людей использовался термин «жизнь, недостойная жизни». Считалось, что уничтожение таких людей – долг перед будущим (избавившись от носителей дурной наследственности, раса чрезвычайно процветет), перед настоящим (здоровые не обязаны нести бремя расходов по содержанию неизлечимых больных, особенно в трудное военное время) и даже перед самими уничтожаемыми – потому что «у них не было ничего в жизни», и избавить их такой тяготы было актом милосердия.

В Германии программа проводилась сначала тайно, потом, после того, как она стала достоянием общественности и вызвала энергичные протесты, поддержанные Католической Церковью, официально ее отменили. Но втайне убийства продолжались. Уничтожению подвергались также больные на оккупированных территориях Польши и СССР. Некоторые аргументы сторонников программы Т4 Михаил Веллер воспроизводит (вероятно, неосознанно) совершенно буквально.

Да, он оговаривается, что не призывает уничтожать кого бы то ни было – но и программа Т4 началась не с уничтожения. Она началась с распространения идеи, что не все человеческие жизни одинаково ценны.

Физическое убийство началось с психологического – люди, которые в сердце своем решили, что какая-то часть их ближних – не вполне люди, неизбежно пришли к выводу, что на них не могут распространяться те же требования морали и закона, что на полноценных людей. Как показал ХХ век (и продолжает показывать XXI), у идей есть последствия.

Задолго до того, как национал-социалистические медики стали впрыскивать яд неизлечимо больным, высокоученые германские (и, отчасти, британские, скандинавские и американские) интеллектуалы обосновали необходимость этого. Как пишет Льюис в «Мерзейшей мощи», «была ли хоть одна теория, применявшаяся в Беллбэри, которую не проповедовали бы в Эджстоу?»

Есть идеи не просто ошибочные, но подобные чуме. «Некоторые из рожденных женами – не личности» – это ментальная чума, которая уже произвела великие опустошения, и ее с самого начала стоит идентифицировать именно как чуму. Как воззрения, в принципе несовместимые с существованием цивилизованного и гуманного общества.

Почему общество не может быть одновременно гуманным, цивилизованным и отрицающим личностность за некоторыми из людей? Дело в том, что цивилизованное и гуманное общество держится на вере в то, что люди обладают правами и достоинством просто в силу принадлежности к человеческому роду.

Как говорит «Декларация прав человека» ООН в самой первой статье, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Человек, способность которого к труду и общению с другими глубоко нарушена врожденной или приобретенной болезнью, равен в своем достоинстве и правах вам, мне, или Михаилу Веллеру.

Это глубоко контринтуитивная идея, большинство культур в истории человечества ее не придерживались, она и в христианском-то мире пробивалась с большим трудом, и все мы знаем, как люди от нее отказывались и к чему это приводило – но эта идея лежит в основании нашей цивилизации. Она имеет библейское происхождение и связана с верой в то, что любой человек создан по образу Божию – хотя ее могут поддерживать и люди других религиозных (или нерелигиозных) убеждений.

А идея прав и достоинства человека неизбежно предполагает, что бытие человеком – это нечто объективное, никак не зависящее от наших мнений и предпочтений. Как говорил еще Аристотель, «человек есть живое существо, принадлежащее к человеческому роду». Если это не так, и можно по каким бы то ни было признакам объявлять кого-то не человеком, или не вполне человеком, все разговоры о «неотъемлемых правах человека» немедленно теряют смысл – вас просто могут выписать из людей, и на этом ваши права кончатся.

Веллер ставит критерием способность к социальной жизни; национал-социалисты, пребывая в полном согласии с Веллером, добавляли еще и этническое происхождение, кто-то может придумать еще какие-то критерии, – факт тот, что одни люди наделяют себя правом исключать из числа людей (или, по крайне мере, вполне людей) какую-то часть своих ближних. С идеей, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», это логически несовместимо.

Это еще не значит, что такие чумные идеи нужно преследовать с жандармами (хотя на определенной стадии развития эпидемии и жандармы бывают необходимы). Но это значит, что они должны подвергаться, как минимум, социальному остракизму.

Как я уже , некоторые публичные речи в США (или современной Германии) могут и не влечь за собой репрессий со стороны государства, но будут означать полное изгнание из публичной сферы и конец любой карьеры. Никто – за пределами весьма маргинальных кругов – не захочет поддерживать отношения с людьми, проповедующими подобные взгляды. Это не ответственность государства – это ответственность СМИ, того же «Эха Москвы», кому они дают и кому не дают выступать у себя в эфире, и это ответственность общества вообще.

Мы признаем, что все люди – черные и белые, того или иного происхождения, успешные или неуспешные, богатые или бедные, здоровые или больные – обладают неотъемлемым достоинством и ценностью. Это – истина, и отрицание ее есть ядовитая ложь, и должна быть разоблачена в качестве таковой.

Согласно одной из классификаций, группы людей с похожими внешними признаками называют человеческими расами. Существуют ли подобные антропологические типы у неуловимых человекоподобных существ?

Если ввести в поиск Google слово «йети», можно получить более 26 миллионов результатов. Снежные люди - пожалуй, самые знаменитые криптиды планеты Земля. И видовое разнообразие реликтовых гоминидов, принадлежащих к отряду приматов и роду «человек», так же велико, как и у любого другого млекопитающего. В этой статье мы собрали информацию о пяти менее известных «кузенах» бигфута, обитающих на разных континентах.

Йови

Австралийский брат йети очень похож на своих тибетских, сибирских или североамериканских родственников. Но, в то время как другие бигфуты имеют в своём распоряжении огромные территории, на которых легко остаться незамеченными и вовремя скрыться от любопытных человеческих глаз, йови стеснены в своих жилищных условиях. Австралийские пустыни просто не в состоянии прокормить популяцию огромных существ. Там же, где есть пища, живут люди, которым йови время от времени попадаются на глаза. Существует множество свидетельств этих встреч - от рассказов австралийских аборигенов до историй, которыми делятся люди, имеющие определённый авторитет в обществе. Среди них - бывший сенатор Билл О’Чи. В 1977 году они с друзьями ездили на экскурсию в национальный парк Спрингбрук (в районе Квинсленда). Там их преследовало высокое (3,5-метровое) существо с лицом гориллы. За два дня, проведённых в парке, они видели это существо ещё несколько раз. Как тут было не вспомнить рассказы австралийских аборигенов о существовании первобытного обезьяноподобного существа, которое бродило среди дикой природы! Возможно, это был как раз тот самый случай.

В марте 1987 года в роще на юго-востоке Квинсленда йови увидел смотритель национального парка - человек, который уж точно мог бы отличить обезьяну от неизвестного науке существа. Он услышал в зарослях шум и подумал, что это заблудившаяся свинья. Однако, присмотревшись, разглядел чёрного волосатого зверя, похожего на огромную гориллу ростом примерно 2,5 метра. У существа было плоское блестящее чёрное лицо, короткая шея, руки, похожие на человеческие, и очень мускулистое тело. Увидев человека, йови развернулся и исчез в зарослях.

Скунсовая обезьяна

Болота Флориды - это идеальное место для обитания такого загадочного существа, как скунсовая обезьяна. В Службе национальных парков уверяют, что такого зверя не существует. Но свидетели утверждают обратное. Первые появления гоминида были зафиксированы в 1960 г. Согласно большинству описаний, это большой двуногий примат, от которого очень плохо пахнет. В 2000-м году в окружную полицию Сарасоты во Флориде пришёл анонимный конверт с письмом и двумя фотографиями. В письме женщина сообщала, что три ночи подряд на её задний двор приходило некое существо, которому очень нравились яблоки, оставленные на веранде. Прилагаемые фото были признаны подлинными.

Барману

Йови и скунсовая обезьяна обладают отвратительным запахом. То же самое говорят о барману, который живёт в дальних горах западного Пакистана, практически по соседству со знаменитыми альма и йети. Возможно, это всего лишь разные имена для одного и того же существа. Барману (что в переводе значит «человек из леса») по описаниям похож на неандертальца, иногда одетого в шкуры животных и всегда оставляющего после себя неприятный запах. Испанский криптозоолог Хорди Магранер сумел сделать несколько гипсовых слепков отпечатков его ног. Также ему удалось записать гортанные звуки, которые издаёт гоминид. К сожалению, за свой интерес к необычному учёный заплатил жизнью. И убил его не барману, а пакистанский гид, который перерезал криптозоологу горло.

В 2011 году барману увидел американский солдат, который проходил службу в Афганистане. Наблюдая за местностью с помощью прибора ночного видения, он заметил нечто, похожее на «большую обезьяну», «широкую в плечах». Сержант смотрел на неё 10-15 минут, после чего успел разбудить остальных пятерых солдат из своего отряда - и ни один из них не смог впоследствии придумать разумного объяснения увиденному. Естественно, сразу была выдвинута версия о том, что это обезьяна. Но обитающие в этой местности обезьяны - это макаки, чей рост не превышает 80 см и которые активны исключительно в дневное время, причём передвигаются обычно стаями от 20 до 200 особей.

Агогве

Агогве не обладают плохим запахом. Они живут в лесах Кении и Уганды. Местные жители знают этих существ уже тысячи лет. Сообщается, что агогве - это низкорослые (средний рост - около полутора метров), покрытые косматой рыжей (иногда - серой или чёрной) шерстью гоминиды с длинными руками, которые передвигаются на двух ногах. Длина их стоп - всего 12 см. Впервые с двумя агогве встретился капитан Уильям Хитченс, когда в 1900 году охотился на льва. Это происшествие он описал в декабре 1937 года в журнале «Дискавери» так: «Несколько лет назад я был послан отстреливать львов-людоедов в этот регион (леса Уссур и Симибит на западной оконечности равнин Вембар) и однажды, сидя на краю лесной поляны в засаде, я увидел двух маленьких коричневых мохнатых существ, которые вышли из чащи на поляну с одной стороны, пересекли ее и пропали в густом лесу с другой стороны полянки. Они были похожи на маленьких людей, примерно метр с четвертью ростом, прямоходящие. Охотник-абориген, бывший со мной, смотрел на них со смесью изумления и страха. Они были, как он сказал, агогве, дикие лесные люди, которых простому человеку не доводится увидеть ни разу в жизни».

Вслед за этой историей письмо в журнал написал Катберт Бургойн. Он приводил своё свидетельство аналогичной встречи с агогве в 1927 году, когда он трудился на японской барже на побережье португальской Восточной Африки. В тот раз баржа была достаточно близко к берегу, и Катберт с помощью бинокля с двенадцатикратным увеличением рассматривал бабуинов. «В то время как я смотрел, - писал Бургойн, - я увидел двух маленьких коричневых человечков, которые вместе вышли из зарослей и приблизились к кормящимся бабуинам. Эти люди определенно не принадлежали ни к одной из известных разновидностей обезьян, и тем не менее, они должны были быть родственными бабуинам существами, иначе бы человечки спугнули их. Они были слишком далеко, чтобы разглядеть их как следует, но эти небольшие человекоподобные существа были приблизительно в полтора метра ростом, довольно изящные в телосложении. В тот момент я был в изумлении, поскольку они были совершенно определенно не похожи ни на одно животное, которое бы я видел или о котором читал. Позже мой друг, охотник на большую дичь, рассказал мне, что когда он был в португальской Восточной Африке со своей женой и тремя приятелями-охотниками, он видел семью таких же существ - мать, отца и ребенка, определенно одного вида, которые пробирались через заросли. Аборигены в этот момент закричали, запрещая ему стрелять».

Если агогве существуют на самом деле, они могут представлять собой австралопитеков - уцелевший вид человекообразной обезьяны, существовавший на Земле более 3 млн. лет назад.

Оранг-пендек

В семи тысячах километров от африканских лесов, на острове Суматра, живут существа, очень похожие на агогве. Местные жители называют их оранг-пендек, что значит «коротышки», «маленькие люди». Рост этих существ не превышает 80 см. В прошлом веке люди очень часто встречали их во время прогулок. Жители окрестных деревень, путешественники, голландские поселенцы, зоологи - все описывали одно и то же существо маленького роста, очень сильное физически и передвигающееся на двух ногах. Исследователь Дебби Мартир потратила 15 лет на поиски неуловимой обезьяны, опросила сотни местных жителей. Те рассказывали, что цвет кожи - розово-коричневый, тело существа покрыто короткой серой или чёрно-серой шерстью. Но больше всего их поразила физическая сила оранг-пендека. С восхищением они говорили о широких плечах, огромных груди и верхней части живота, сильных руках гоминида. «Животное настолько сильное, - говорили они, переходя на шёпот, - что может вырывать небольшие деревья вместе с корнями». Самое удивительное то, что существо умеет разговаривать, хоть и не вполне членораздельно. Из-за этого местные жители называют его ещё и оранг-летио, то есть «бормочущий человек».

В 2004 году были сделаны отпечатки его следов, а на основе найденного образца шерсти проведён анализ ДНК. Анализ установил, что ДНК принадлежит человекообразному существу. Похоже на то, что в глухих горных лесах Суматры живут древние гоминиды.

С каждым годом экология Земли ухудшается, глобальные изменения затрагивают уникальные природные объекты, малодоступных уголков, куда не ступала нога человека, становится всё меньше. И если все перечисленные существа не являются плодом фантазии, то, скорее всего, однажды они могут навсегда исчезнуть с нашей планеты.