Воспитание в ребенке чувства собственного достоинства. Как развить самоуважение

admin

Уважение к себе помогает пережить неудачи, неприятные моменты, двигает к цели. Чувство собственного достоинства формируется с детства. Завышенные , недостаток развития приводит к отсутствию этого чувства. В результате человек считает себя неполноценным, критически относится к своим поступкам, равняется на других людей. Без уважения к себе появляется неуверенность. Чтобы научится мыслить свободно, не оглядываясь на окружающих людей, следует развивать эти качества. Как воспитать в себе чувство собственного достоинства?

Как воспитать в себе культуру поведения?

Первые проблемы начинаются с непринятия себя. Не имея четких навыков и разуверившись в силах, человек мечется в поисках лидера или личности для подражания. Другая категория людей примеряет роль жертвы, терпя унижения от начальства, проглатывая выпады от близких друзей и знакомых. Слабые попытки дать отпор заканчиваются плачевно. и непонимание как действовать. Чтобы исправить ситуацию, подумайте, как воспитать в себе культуру поведения?

Поиск положительных качеств. Выпишите на лист бумаги черты характера, которые считаете позитивными и необходимыми при общении с людьми. К каждому качеству нарисуйте изображение или условный знак. Подготовьте карточки с рисунками и носите при себе. Символы помогают задействовать полушарие, отвечающее за творчество. Таким образом, уже на данном этапе вы начнете развиваться. Тайные рисунки помогут скрыть от окружающих, над какими навыками вы работаете. Можете располагать картинки на видном месте.
Работа над движениями и речью. Вспомните, какого собеседника приятней слушать. Наверняка того, кто спокойно дискутирует, не размахивает руками. Сбивчивая речь, активные жестикуляции и мимика сбивают с толку. Уже не слушаешь рассказчика, а следишь за манипуляциями руками и ждете, когда человек опять собьется. Подобные люди редко достигают с помощью дискуссии задуманного, так как отвлекают и раздражают собеседника. Воспитывайте культуру речи, разговаривайте перед зеркалом, следите за манерами. Движения должны быть медленными и солидными, а рассказ неторопливый.

Работа над поведением. Перестаньте подражать кому-либо или идти в разрез со своими устоями. Это не означает, что нужно делать агрессивные или провокационные выпады на публику. Людей, следующих единой линии поведения и наследующих своих принципы уважают, на таких личностей равняются. Станьте не одним из многих, а человеком со своими устоями и правилами жизни. Люди, которые боятся, что о них скажут другие, далеки от чувства собственного достоинства и самоуважения.

Работа над обретением чувства собственного достоинства

Безобидные шутки друзей, колкое слово коллег или родственников в ваш адрес, приводят безвольного человека к самокопанию. Ухудшается ситуация обидой, длительным бичеванием себе. Если вы относитесь к такой категории людей, то пришла пора поработать над обретением чувства собственного достоинства.

Качество жизни определяет сам человек, формируя физические и личностные качества. Другими словами, что вы себе пожелаете в жизни, то и получите. Не менее важно выполнение задуманного. Написанный план на бумаге, так и останется мечтами, если не будете действовать.
Зафиксируйте в блокноте качества, которыми хотите обладать. Опишите, как должен проходить ваш день, чем хотите заниматься на выходных, где планируете провести отдых. Добиваясь поставленных целей, вы приобретаете уважение к себе и чувство собственного достоинства.
Проведите самоанализ. Посмотрите, что мешает , желаний. Частые причины – это , отсутствие в окружении людей, способных поддержать, безвольность, игнорирование собственных потребностей. К отдельной категории относятся люди-теоретики. Такие личности все знают и умеют, но только на словах. К активным действиям не переходят, так как не хватает воли и .
Полюбите себя. Запретите отзываться мысленно и вслух о своей персоне негативно. Похвалите себя за положительные качества, в отрицательных сторонах найдите хорошее. Выполняйте каждую неделю небольшие желания, крупные – раз в месяц. Вычеркивайте выполненные дела из списка. Это мотивирует продолжать дальше и не останавливаться, появляется гордость за себя, развиваются волевые качества.

Закройте долги. В первую очередь речь идет, не о финансовых долгах, а незавершенных делах. Составьте список хвостов и уделяйте их решению 1–2 часа в день. Крупные задачи разбивайте на мелкие части. Двигаясь вперед, увидите результат и очиститесь от камней нерешенных проблем, висящих на вас годами.

Не забывайте, что в здоровом теле – здоровый дух. Подключите правильное питание и физические упражнения. Не превращайте занятия спортом в обязательные. Подберите секцию, следуя увлечениям: игра в теннис, занятия танцами, фитнес или освоение йоги.

Для формирования таких качеств, как достоинство и уважение требуется время. Выделите время для занятий, выполняйте упражнения и задания каждый день. Не ищите причин отказаться от работы над собой. Всегда можно найти 10 мин. в день на упражнения. Просто вставайте раньше по утрам.

Как воспитать в себе чувство собственного достоинства? Описанные выше советы помогут, но попробуйте усилить результат упражнениями, рекомендуемыми психологами:

Определите ценности, на которые планируете равняться. Выпишите положительные качества 3 близких людей. Затем дайте краткую характеристику каждому другу, какие черты нравятся, что нужно усилить. Проведите сравнительный анализ между людьми, отметьте общие качества, совместимость. Теперь посмотрите, что получилось.
Нарисуйте карту жизни. Отметьте на листке значимые события, анализируя прошлое. Выставите их в порядке убывания, ориентируясь на степень важности. Вспомните, как ощущали себя в период происходящих событий, какие чувства испытывали.

Эти упражнения помогают понять, какие ценности важны для вас и открывают модель поведения. Теперь вы понимаете слабые стороны и знаете, что нужно подкорректировать, чтобы воспитать чувство собственного достоинства.

11 февраля 2014, 19:13

МОСКВА, 17 окт - РИА Новости. Чувство собственного достоинства человека не зависит от его материального благосостояния: у дворника оно может быть гораздо выше, чем у олигарха. Однако для людей с инвалидностью возможность работать и зарабатывать деньги позволяет чувствовать себя полноценным членом общества, считают опрошенные РИА Новости эксперты и психологи.

Всемирный день достоинства, который проводится ежегодно 17 октября более чем в 50 странах мира, призван обратить внимание общества на воспитание чувства лидерства и самоуважения. В России это мероприятие проводится во второй раз и предполагается, что специальные мероприятия к этому дню пройдут на образовательных площадках в Москве, Санкт-Петербурге и Улан-Удэ.

Олигархом можешь ты не быть...

У каждого человека есть чувство собственного достоинства, разница только в том, что у всех оно разное, отметил психотерапевт Константин Ольховой. "Одним из основных определителей размера чувства достоинства может быть размер той грани, за который человек готов перейти или же не готов перейти и считает это не достойным себя. Одни считают недостойным унижать и обижать других людей, а другие полагают, что не должны считаться с мнением чужих людей", - отметил Ольховой.

По его словам, чувство достоинства определяется воспитанием человека. У дворника чувство собственного достоинства может быть гораздо выше, чем, например, у олигарха. "Я думаю, что материальная сторона здесь играет вторичную роль. Другое дело, если человека, например, с детства воспитывали так, что чувство собственного достоинства может иметь только богатый, тогда бедность для этого человека будет иметь определяющий фактор", - полагает эксперт.

Ольховой считает, чтобы воспитать правильное чувство собственного достоинство у человека, важно не просто любить ребенка, но и уважать его взгляды. "Слишком часто мы забываем, что ребенок - это самостоятельная личность, со своими проблемами и радостями. И чем больше мы уважаем собственных детей, тем больше у ребенка возникает чувство собственного достоинства. Если ребенок видит, что с уважением относятся к нему, к остальным людям, зачастую это формирует чувство собственного достоинства, не ущемляющее чувство других людей, а поддерживающее себя и других", - сказал Ольховой.

Достойное воспитание

Одной из главных жизненных линий в развитии ребенка является его взаимоотношение с матерью. В этих отношениях с самого раннего детства рождается либо базовое доверие к миру, либо недоверие, считает вице-президент Российского общества психологов, академик Российской академии образования, профессор Александр Асмолов. "Любое чувство достоинства основывается на доверии к миру и вере в себя", - сказал он.

Он также считает, что в ребенке нужно с самого раннего детства воспитывать ответственность за те поступки, которые он совершает. "Одна любовь без порождения ответственности не приведет к формированию установок чувства собственного достоинства", - добавил профессор.

Ребенок должен с детства учиться не только сострадать, но и учиться радоваться за окружающих людей, пояснил психолог.

"Нам известно, что дети в возрасте от 5 до 7 лет могут достаточно сопереживать другим детям, когда у них случается несчастье. Однако очень слабо дети умеют радоваться за других детей. Не случайно психологи говорят: сострадать могут люди, а порадоваться могут только ангелы", - добавил психолог.

Независимость и самостоятельность

По мнению менеджера проектов региональной общественной организации инвалидов "Перспектива" Михаила Новикова, чувство собственного достоинства человек обретает тогда, когда чувствует себя самостоятельным и независимым.

"Инвалид не может в России в полной мере чувствовать себя самостоятельным, а ведь именно независимость - основа чувства собственного достоинства. К сожалению, в нашем обществе для людей с инвалидностью существует очень много барьеров, с которыми они постоянно вынуждены сталкиваться. Всегда нужно искать того, кто поможет: подняться по ступенькам, спуститься с бордюра, попасть в здание. Постоянно приходится искать чьей-либо помощи. И это бьет по достоинству, по самолюбию", - считает Новиков.

С ним согласен и исполнительный директор региональной общественной организации "Центр лечебной педагогики" Николай Моржин.

"От состояния общества в целом зависит уровень собственного достоинства каждого конкретного человека. Тут уже не так важно, есть у него инвалидность или нет", - уверен он.

"Важно найти свое занятие в жизни. Ничто так не поднимает чувство собственного достоинства, как возможность заработка. Когда ты можешь пригласить маму в ресторан и оплатить ужин, ты поднимаешься не только в ее глазах, но и в своих тоже", - говорит Новиков.

Он также отметил, что развитие инклюзивного образования, когда дети-инвалиды смогут учиться вместе со своими здоровыми сверстниками, позволит детям с инвалидностью в полной мере реализовать свой потенциал. Специализированные коррекционные школы и школы-интернаты, по его словам, могут привести к подавлению чувства собственного достоинства у ребенка.

"Дети в интернате обязаны во всем слушать воспитателей, следовать распорядку, не прекословить. И что самое важное, их собственное мнение никем не воспринимается", - уверен он.

Немаловажную роль, по его словам, в формировании личности играет и воспитание.

"Недавно стал свидетелем неприятной сцены. Мама привела сына с ДЦП на восстанавливающие занятия, и меня поразил ее разговор с ребенком. Она ему говорила: "Привыкай, нам теперь так всю жизнь ползать"... Ребенок плачет, она с ним сурова и постоянно напоминает ему об инвалидности. Это, конечно, неправильно", - считает Новиков.

Характер человека представляет собой совокупность морально-нравственных категорий и связанных с ними правил и норм поведения. Одними из главных, стержневых являются самоуважение и чувство Именно они определяют, насколько личность самодостаточна и самостоятельна, подвержена ли влияниям извне, в том числе и дурным, может ли сопротивляться собственным отрицательным порывам и инстинктам. Внутренняя свобода, духовный рост также сопряжены с этим понятием.

Чувство собственного достоинства - это осознание личностью собственной значимости и соблюдения определенной этики поведения, базирующейся на самооценке. С одной стороны, данная морально-нравственная категория относится к разряду общечеловеческих и индивидуальных. С другой, в различные эпохи и для представителей разных социальных групп существовали свои понятия чести и личного достоинства. И то, что считалось унизительным и неприемлемым для одного времени, в другом, наоборот, воспринималось как необходимая и даже обязательная норма.

Чувство собственного достоинства не является врожденным. Человеку приходится формировать его и воспитывать в себе, часто на протяжении всей жизни. Оно связано с такой как уверенность в собственных силах. Мы не можем быть универсальными, одинаково хорошими абсолютно во всех или наделеными всеми возможными талантами сразу. Как правило, природа в этом плане применяет индивидуальный подход, поэтому из кого-то получается превосходный математик, кто-то отлично поет или пишет стихи, успешно лечит больных или создает новую сверхумную технику. И было бы глупо индивидууму и окружающим его людям требовать, чтобы, например, хороший, грамотный бухгалтер писал романы на уровне Льва Толстого. Каждый человек должен научиться принимать себя таким, каким он создан природой, уважать в себе те способности, какие у него есть, к каким он склонен. Такой подход и станет первым звеном в цепи самовоспитания, платформой, на которой будет сформировано чувство собственного достоинства.

Если учесть, что все мы родом из детства и именно там происходит закладка всех важнейших качеств человеческой личности, то взрослые должны быть особенно внимательны и уважительны к ребенку, сочетать разумную, объективную строгость с искренней доброжелательностью и заинтересованностью его духовными и умственными запросами и потребностями. Например, если девочка с удовольствием танцует, пластична и музыкальна, ее можно записать в танцевальную студию или секцию художественной гимнастики, а если у мальчика явная склонность к технике, то математический кружок, развивающие игры - как раз то, что явно пойдет ему на пользу. Т.е. если любые способности, явно прослеживающиеся в маленьком человеке, найдут поддержку, будут культивироваться и поощряться, то во взрослой жизни этот человек сможет держаться прочно и уверенно, а его чувство собственного достоинства будет иметь под собой вполне реальную почву. Ведь успех в одной сфере бытия повлечет веру в свои силы и в других делах и сферах.

Поощрение ребенка должно быть разумным. Наряду с моральной поддержкой, в нем необходимо воспитывать выдержку, самодисциплину, сопротивление слабостям. Это тоже один из важнейших моментов, когда формируется чувство достоинства.

Психологами давно доказано, что личность с заниженной самооценкой, обладает и низким коэффициентом собственного самоуважения. Для их подъема существует немало эффективных методик, но самое важное в начале пути - чтобы человек осознал: так жить больше нельзя, необходимо менять себя, свой стиль жизни и поведения. Понимание этого факта как насущной потребности - первый толчок на пути исправления своего ущербного «я». А второй шаг - программирование себя на успех. Тогда и начнется и чувства собственного достоинства. Личность, зрелая в этом плане, от себя и от окружающих будет требовать должного поведения, не разрешит себе неприглядных поступков, внешним видом и внутренним состоянием будет стараться соответствовать высоким идеалам и нормам.

Многих родителей очень часто волнует вопрос о том, как развить в ребенке уверенность, как помочь ему не бояться иметь собственное мнение и уметь высказывать его, как научить ребенка достойно защищать себя, уметь преодолевать препятствия и не прятаться за спину родителей тогда, когда можно решить проблему самому. Советы дает НН-Мама.ру ...

Самое главное, с чего хотелось бы начать – это убедить родителей, что все это зависит от них, от подхода к ребенку, от стиля воспитания в семье и от личности самого родителя. Есть еще одно важное условие – это быть самому уверенным в себе человеком, ведь дети чаще всего ориентируются на своего любимого родителя, копируют его поведение, стиль общения с другими людьми, ведь родитель для ребенка – авторитет, а значит все, что он делает – правильно.

Если у вас есть какие-то собственные нерешенные личностные проблемы, особенно если они связаны с вашей уверенностью, вам необходимо поработать над этим, скорее всего, с помощью психолога.

Есть и еще правила общения с собственным ребенком, выполняя и соблюдая которые, у ребенка есть шанс стать личностью и иметь чувство собственного достоинства.

Правило первое. Ребенок должен быть уверен в вашей безусловной любви. Это не должна быть любовь удушающая, любовь-одолжение или та любовь, за которую ребенку придется расплачиваться хорошей учебой, помощью по дому. Любите ребенка таким, какой он есть, за то, что он есть. Он должен знать, что он рожден не для того, чтобы выполнить со временем ваши ожидания от него, а для того, чтобы стать человеком с чувством собственного достоинства.

Правило второе. Ребенок должен быть уверен, что он находится под защитой, но не под колпаком. Он должен знать, что вы рядом, а не составляете с ним единое целое. Будьте всегда открытыми и доступными для ребенка. Он должен знать, что всегда сможет обратиться к вам за помощью, что вы ему не откажете, не отвернетесь и не заставите решать самому трудные для него задачи.

Правило третье. Ребенок должен иметь право на ошибку, и возможность ее исправить, не получив за это оскорбления, незаслуженное наказания. Помогите ему осознать ошибку и исправить ее. Пусть ребенок не боится ошибаться, ведь это процесс познания, а ошибку можно и исправить и предупредить.

Правило четвертое. Вам нужно выработать в общении с ребенком позицию общения на равных, а не с высоты своего возраста, и не заискивая, возвышая свое чадо и делая из него кумира семьи.

Правило пятое. Позволяйте ребенку решать свои проблемы самостоятельно, не бросайтесь встрять в детские разборки из-за игрушек, не спешите переводить его в другую школу, если не складываются отношения со сверстниками или с учителями. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, и тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, а не их решение.

Правило шестое. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите ребенка оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна.

Правило седьмое. Когда ребенок маленький, избегайте в оценке ребенка слова «плохой». Он не плохой, он просто оступился и сделал неправильно. Старайтесь объяснять, что есть неправильные поступки, которые причиняют боль или неприятности, от которых он может пострадать.

Правило восьмое. Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии, поэтому, чем ребенок больше попробует себя в разных видах деятельности, тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор.

Правило девятое. Помогите ребенку адаптироваться в группе детей. Ведь вся жизнь ребенка с момента, как он пойдет в детский сад, будет так или иначе связана с общением и работой в группе. Это и школа, и студии, спортшколы, университет, лагерь. В группах детей всегда существует конкуренция. Особенно среди детей дошкольного возраста. Дети постарше считают себя взрослыми, опыт общения у них больше и они запросто могут «заткнуть за пояс» тех, кто помладше. А тем, кто младше, ничего не остается, как подчиниться и «набираться опыта». Если у вашего ребенка нет проблем общения с младшими детьми и со своими ровесниками, он со временем найдет общий язык и с детьми постарше.

Поддерживайте его, придавайте ему уверенность, в детском саду попросите воспитателя, чтобы он помог подобрать игры для сплочения детей в группе. Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим в игре. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.

Еще один способ повысить популярность в группе – это придумать новую игру (помочь могут родители), принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей постарше. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.

Правило десятое. Уважайте своего ребенка и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку).

Правило одиннадцатое. Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала вовремя и по делу.

Воспитать в ребенке уверенность – дело непростое, и все эти правила – это не только правила для развития чувства собственного достоинства. Они затрагивают все сферы общения и взаимодействия с ребенком, и в первую очередь с вами, родителями. Уверенность в том, что тебя любят, понимают и принимают таким, какой ты есть – вот залог уверенности в себе и в своей будущей жизни.


Если вам грустно и больно от любой критики, даже шуточной, если ваши цели на протяжении многих лет все еще не исполнены, не в силу недостатка времени, а из-за лени, отсутствия желания или мотивации, то вам срочно необходимо поработать над чувством собственного достоинства.

Недостаток чувства собственного достоинства

Что это? Это то, кем вы являетесь и к чему идете. Для одного человека важно иметь машину и он считает вас неправильным из-за того, что у вас ее нет. Но вам не нужна машина и вы просто игнорируете его слова, так как понимаете, что это не ваш выбор и вам важнее правильно питаться или поехать в путешествие, на что вы и копите деньги. Или другой пример, девочки в школе хотят идти на дискотеку или прогулять урок, вы не хотите проблем и остаетесь дома или на уроках, потому что вам важнее хорошие отношения с родителями или отличные оценки. А мнение друзей приложится, ведь любят они вас не за послушность, а за вашу личность, индивидуальность.

Подобная реакция говорит о наличии чувства собственного достоинства, если же вы размениваетесь на пустяки, отдаете все внимание другим, потому что личных забот мало или они вроде как не важны, то пора задуматься о себе и своем чувстве собственного достоинства. И первым делом забудьте о мнении окружающих , используют ли вас остальные, как относятся, что советуют, куда толкают или на что агитируют, вы это вы, пора разобраться в себе.

Каким человеком вы себя видите

Тут все просто выключите телевизор, компьютер, закройте комиксы про супергероев и сосредоточьтесь на личных желаниях и представлениях о том, каким вы себя видите. Составляйте список всех качеств, которые приходят в голову не только положительных, но и отрицательных. Что вы хотите в себе видеть, а от чего нужно избавиться.

Многие советуют записывать эти качества в виде иероглифов или символов, другие просто держать в тетради, кто-то, вообще, делает татуировки, но, по сути, у этого списка лишь одно предназначение – память о том, чем вы обладаете, какие качества у вас есть и к чему вы стремитесь. Как вы это запомните дело ваше, можно написать картину, музыку, песню на эти качества, составить собственную «химическую» таблицу элементов, в вашем теле и душе. Основа лишь должна не меняться, когда вам будет плохо, когда вы будете падать духом или не справляться с проблемами, вам нужно чтобы эти качества, этот маленький список можно было увидеть, и, взглянув на него, вы снова воспрянете духом и продолжите бороться за свои идеи и цели.

Оценка личности

Что из ваших желаемых качеств уже имеется в вас, а чего недостает и, разумеется, что лишнее? Не торопитесь обращаться к самобичеванию, это всегда успеется, лучше трезво оцените себя, без прикрас или же унижения. Часто люди принижают собственные возможности, хотя могут и делают очень многое. Есть три важных момента, о которых не нужно забывать ни на секунду:

  • Не преувеличивай. Если не можешь, значит, это не твое, замахиваться на «журавля» нет смысла, если устраивает «синица в руках».
  • Не преуменьшай собственные силы. Человек – самое выносливое существо на планете. Все что от вас требуется это верить в себя и идти к своим целям сквозь лень, страх, а иногда и отсутствие надежды.
  • Не стесняйся себя. Некоторые качества, которые нравятся тебе могут быть не по вкусу общественному мнению. Но вы же не политик, для которого общественное мнение очень важно. Работа над чувством собственного достоинства тесно связана с пониманием того, что люди индивидуальны со своими особенностями, непонятными для других. Эти качества выделяют человека и часто привлекают к нему желанное или нежеланное внимание. В этом нет ничего плохого или неправильного – это и есть сотворение личности, такой, какая она должна быть, а не какой ее хотят видеть.

Работа над собой

Принцип «с понедельника» тут не подействует. Если вы решили работать над собой, вернуть себе или приобрести чувство собственного достоинства начинайте с момента, когда решились , а не с завтрашнего дня, когда вы получите зарплату, муж вернется или уедет, устроитесь на работу или же уволитесь и так далее. Сегодня для вас самый подходящий момент начать жить для себя, расставлять приоритеты, ставить жизненные цели и самоопределятся с тем, кто вы, каким хотите быть и что для этого можно сделать уже сейчас.

Если вы не любите дисциплину, составляйте список того, что должны делать каждый день. Вначале будет проще всего, желание и мотивация, достаточно яркие, хочется всего и сразу. Но уже через пару недель вы можете почувствовать усталость, например, от одинаковых спортивных упражнений, или постоянной готовки, уборки, даже слов «Я самая обаятельная и привлекательная», работа наскучит, еда станет пресной, а ежедневные прогулки и изучение французского обратятся в пытку.

Это естественное состояние, не пугайтесь и уж тем более не забывайтесь в просмотре телевизора, потому что вам все надоело. Но вы можете сделать небольшой перерыв и разнообразить свои будни. Включите вдохновляющий фильм, и начните думать о том, как заменить упражнения на другие, разнообразить прогулки или изучение языка и так далее. Например, если раньше вы изучали правила французского, то теперь скачайте несколько приложений на телефон и неделю учите его так, гуляйте за городом или с фотоаппаратом, готовьте еду из одного любимого овоща или мяса и вроде того. Иными словами, превратите обыденное в особенное, не похожее на то, что было.

  • Позволяйте себе не только работать, но и отдыхать. Ваше тело – ваш храм, если цели требуют больших физических или эмоциональных нагрузок, и вы просто будете слепо их выполнять, усталость слишком быстро даст о себе знать. Поэтому не забывайте правильно питаться, спать и заботиться о здоровье, чтобы ваше тело вам помогало в самоутверждении, а не мешало.
  • Не равняйтесь на других. Пусть вы увидите в другом человеке качество, которое хотели бы также получить, но это лишь одно качество, в остальном этот человек может быть несхожим с вашими идеалами, да и путь, пройденный им, для вас может быть слишком крутым и тернистым. Прислушивайтесь только к себе откинув эгоистичность, не обращая внимания на привлекательных и знаменитых, личностей, покоривших историю или телеэкраны. Пусть ваш путь начинается с себя, а не с людей, жизнь которых вам известна лишь, с одной стороны.