Таможенно-тарифное регулирование. Курсовая работа: Таможенно-тарифное регулирование

Таможенно-тарифное регулирование – это система контроля нашим государством внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф — это инструмент торговой политики государства.

В тарифе прописаны все ставки пошлин на различные товары, которые возят через границу. Разработана номенклатура-классификатор товаров, который позволяет контролировать импорт и экспорт, а также вести статистику для последующего анализа. Это сложная система, разобраться в которой обывателю может быть совсем непросто.

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование

В зависимости от режима, действующего для страны-экспортера, на один и тот же товар могут применяться либо единые пошлины, либо автономные, договорные или преференциальные.

Для некоторых стран действует режим наибольшего благоприятствования, то есть – низкие пошлины. Самые низкие применяются для товаров из стран, которые пользуются преференциями. Если же подобных соглашений между государствами нет, то действует тариф с высокими пошлинами.

Кроме таможенно-тарифного, существует нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Сюда относится: лицензирование, квотирование, импортные налоги, валютный контроль и пр.

Таможенно-тарифное регулирование в России: основные инструменты

Импортная таможенная пошлина направлена на ограничение доступа товаров заграничного производства на внутренний рынок, чтобы поддержать отечественного производителя аналогичного изделия. Менее распространены таможенные пошлины на экспорт, которые призваны ограничить вывоз какого-то продукта за пределы страны. Также существуют транзитные пошлины.

Таможенно тарифное регулирование в России заключается, частично, во взимании пошлин. Они бывают:

  1. специфические — в установленном размере за единицу (евро/кг),
  2. адвалорные – определенный процент к ,
  3. комбинированные – определенный процент не менее конкретной цифры,
  4. смешанные – процент плюс плата за количество.

Таможенно-тарифное регулирование в РФ: практика

Наиболее распространены адвалорные пошлины, ими облагают готовые изделия, различные машины, технику, наукоемкую продукцию. Однако не всегда получается точно определить точную таможенную стоимость импорта. В этом плане специфические пошлины гораздо удобнее как для таможни, так и для владельца груза, который может заранее просчитать затраты.

Вклю­чает элементы административного регулирования, его можно отнести к экономическим способам регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности. Это положение обусловлено тем, что уровень тарифов таможенных пошлин напрямую влияет на уровень цен ввозимых и вывозимых товаров, что, в свою очередь, влияет на их конкурентоспособность и позволяет государству регулировать потоки ввозимых и вывозимых товаров и услуг.

Правовой основой мер таможенно-тарифного регулирования являются:

Таможенный кодекс РФ;

Закон о таможенном тарифе;

Налоговый кодекс РФ;

Таможенный тариф РФ.

Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, устанавливаемых Правительством РФ, систематизированных в со­ответствии с Товарной номенклатурой ВЭД. Правительство Рос­сийской Федерации, устанавливая ставки таможенных пошлин, влияет на цены ввозимых (вывозимых) на (с) таможенную (ой) территорию (и) товаров. Таким образом, экономическим спосо­бом решаются следующие задачи: регулируются потоки товаров через таможенную границу РФ; защищаются законные интересы товаропроизводителей и потребителей.

Таможенная пошлина – это обязательный сбор, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся их условием. Функции таможенной пошлины:

- протекционистская (защитная) – относится к импортным пошлинам, с помощью которых государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочная – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых;

- фискальная – относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам, т.к. они являются одной из статей доходной части бюджета. Виды таможенных пошлин:

По происхождению:

Автономные – устанавливаются государствами в одностороннем порядке (являются результатом решений законных органов власти);

Конвенционные – устанавливаются в соответствии с международными соглашениями (например, в рамках ГАТТ - ВТО) и содержат более низкие ставки таможенных сборов.

По способу взимания:

Специфические - пошлина, ставка которой указывается в денежном выражении, которое привязывается к физическому измерению конкретного товара. Например, десять рублей - за один центнер мяса. Физическое измерение товара может быть указано в единицах веса, объема, в штуках и в других конкретных величинах. Специфические пошлины применяются практически во всех странах на отдельные товары.

Адвалорные – пошлина, ставка которой устанавливается в процентах к таможенной цене облагаемого товара. Например, 10% с цены товара. Правила ВТО рекомендуют всем членам ВТО использовать этот вид таможенных пошлин в виду простоты расчета и возможности использования в качестве индикатора при сравнении степени защиты национального рынка в ходе торговых переговоров. В настоящее время свыше 96% ставок пошлин, применяемых всеми странами, являются адвалорными.


Комбинированные - пошлина, сочетающая адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

По объекту обложения:

Экспортные;

Импортные;

Транзитные.

По характеру:

Сезонные – назначаются на продукцию сезонного характера.

Антидемпинговые;

Компенсационные - нейтрализуют экспортные субсидии иностранных конкурентов. Ответные пошлины устанавливаются в ответ на повышение таможенных тарифов контрагентами по международной торговле.

В современных условиях более широко применяются нетарифные методы таможенного регулирования. Нетарифных торговых ограничений насчитывается около пятидесяти. Наиболее распространенными среди них являются:

Квотирование экспорта и импорта (экспортно-импортные квоты устанавливают количественные ограничения на вывоз и ввоз товаров через границы страны);

Добровольное ограничение экспорта (осуществляется путем сокращения вывоза продукции из страны в ответ на каких-либо уступки контрагентов, имеющие политический или экономический характер);

Контроль дотаможенного продвижения товаров;

Антидемпинговые меры (вплоть до запрета ввоза продукции экспортеров, уличенных в демпинге);

Установление санитарных норм стандартов на ввозимую в страну продукцию;

Дипломатическая поддержка национальных экспортеров и отечественных производителей;

Валютные оговорки (ограничения) и т.д.

Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

  1. Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции .
  2. Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет

Структура таможенно-тарифных методов

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности" в других словарях:

    Таможенно-тарифное регулирование - 24) таможенно тарифное регулирование метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;... Источник: Федеральный закон от 08.12.2003 N 164 ФЗ (ред. от 06.12.2011)… … Официальная терминология

    ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь (статья 1 Закона… …

    ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, состоящие в установлении ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) таможенных пошлин (применении импортного и экспортного таможенных тарифов). В РФ применяются в целях… …

    МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - методы, посредством которых осуществляется государственная внешнеторговая политика РФ, установлены в ст. 13 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; подразделяются на: 1) таможенно тарифное регулирование; 2) нетарифное… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего… … Википедия

    Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не… … Википедия

    Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Комиссией таможенного союза, в разработке и дополнении… … Википедия

    Для современного периода развития мировой экономики характерно расширение и углубление внешнеэкономических связей. Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, цель которого экономия общественного труда в… … Википедия

    НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно… … Таможенное дело. Толковый словарь

Книги

  • Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость , Новиков Владимир Егорович, Ревин Вячеслав Николаевич, Цветинский Михаил Петрович. В учебнике рассмотрены место и роль таможенно-тарифного регулирования в системе мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, его сущность, методология определения…

Лекция 10. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД.

План лекции:

    Понятие, значение и виды таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Понятие, значение таможенной стоимости товаров и способы ее определения.

1. Понятие, значение и виды таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование исторически стало первой формой государственного регулирования внешней торговли. Одной из функций таможенных органов является обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. В сфере осуществления этой функции возникают таможенно-тарифные отношения.

Выделим характерные черты таможенно-тарифных правоотношений .

1. Таможенно-тарифные правоотношения являются отношения организационными. Государственные органы в пределах своей компетенции путем издания различных нормативных актов становятся организаторами и координаторами таможенно-тарифной политики в целом.

2. Одним из субъектов таможенно-тарифных правоотношений всегда выступают таможенные органы, что обусловливает государственно-властный характер таких отношений. Таможенно-тарифные отношения носят императивный, государственно-властный характер прежде всего потому, что они непосредственно затрагивают отношения собственности и связаны со специфической стадией общественного воспроизводства - отношениями перераспределения.

3. Поскольку возникновение, изменение и прекращение таможенно-тарифных отношений регулируются соответствующими нормативными актами, издаваемыми компетентными государственными органами, эти отношения практически всегда носят правовой характер.

4. Таможенно-тарифные отношения представляют собой денежные отношения. Выделение такой особенности таможенных отношений связано с действием закона стоимости и спецификой товарно-денежных отношений.

Следует различать понятия «объект» и «предмет» таможенно-тарифного регулирования. Как известно, объект - это то, на что воздействуют юридические права и обязанности его субъектов, т.е. волевое фактическое поведение субъектов по осуществлению их прав и обязанностей. Объектом таможенно-тарифного регулирования является порядок, складывающийся в связи с обложением таможенными пошлинами предметов тарифного регулирования. Таким образом, предмет таможенного регулирования представляет собой цель, ради которой субъекты вступают в таможенно-тарифные правоотношения, т.е. материальные блага, способные удовлетворить потребности их участников. 1

Предметом таможенного регулирования являются товары и транспортные средства. Деление предметов на товары и транспортные средства связано с освобождением последних от уплаты таможенных налогов (ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Следует отметить, что в таможенном законодательстве транспортными средствами считаются только такие средства, которые непосредственно используются для международных грузовых или пассажирских перевозок. В случае, когда транспортное средство (автомобиль, контейнер и др.) ввозится для свободного обращения или экспортируется, оно должно быть отнесено к категории товаров. Транспортные средства (не являющиеся товарами) становятся предметами таможенных правоотношений в связи с осуществлением таможенного контроля.

Таможенно-тарифные отношения имеют характер организационных, государственно-властных, правовых и денежных отношений .

Особенности таможенно-тарифного регулирования предполагают наличие ряда специфических черт у его предмета. Предмет таможенно-тарифного регулирования, как правило, должен иметь стоимость и потребительную стоимость. Поэтому с предметов, утративших при перевозке свои товарные качества (а, следовательно, и свою потребительную стоимость - разбитая посуда, испортившиеся овощи и фрукты и т.п.), по общему правилу, таможенная пошлина не взимается. Однако при этом они не выводятся из сферы таможенного контроля. Важнейшими целями такого контроля являются:

а) осуществление фитосанитарного, ветеринарного, радиоактивного и других видов пограничного государственного контроля (например, перевозимые из одной страны в другую останки человека не облагаются таможенной пошлиной и иными таможенными платежами, но они в обязательном порядке подлежат санитарно-эпидемиологическому надзору и, следовательно, являются предметом правоотношений, связанных с проведением контроля на таможенной границе);

б) выяснение дальнейшей судьбы товара, утратившего свою потребительную и меновую стоимость. В некоторых случаях такой товар может быть продан в другом качестве без уплаты причитающихся налогов. Например, попавший в аварию автомобиль может быть продан на запчасти или на металлолом, разбитая посуда может быть реализована как стеклобой. Эта задача может осуществляться таможенными органами совместно с налоговой службой.

Основные функции таможенно-правового механизма - фискальная и регулятивная - предопределили дуализм таможенного права, регулирующего общественные отношения, которые могут быть сведены к двум основным видам:

а) административно-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей;

б) финансово-правовые, связанные с взысканием таможенных налогов и сборов.

В теории таможенного права под таможенно-тарифным регулирова нием понимается совокупность организационно-экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России, осуществляемых в целях защиты национальных производителей на внутреннем рынке, эффективного регулирования структуры экспорта и импорта товаров, обеспечения источников пополнения доходной части федерального бюджета. Таможенно-тарифные меры представляют такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлин.

Признавая таможенный тариф «ключевым элементом таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности» Г.В. Арутюнян указывает на два значения термина «таможенный тариф» - это таможенный документ, а в ряде случаев термин «таможенный тариф» необходимо отождествлять с терминами «таможенная пошлина» и «ставка таможенной пошлины» 2 . В предлагаемом читателям учебнике мы используем два значения термина «таможенный тариф», причем с указанием на одно из них в каждом конкретном случае. Термин «таможенно-тарифное регулирование» используется и в российском законодательстве.

Инструментом таможенно-тарифного регулирования является тариф. Порядок формирования и применения таможенного тарифа России урегулирован Законом РФ «О таможенном режиме» от 21 мая 1993 г., с последующими многочисленными изменениями и дополнениями. Данный Закон воспринял целый ряд положений Закона СССР «О таможенном тарифе» от 26 марта 1991 г., который, однако, следует признать утратившим юридическую силу в связи с принятием нормативного правового акта с равной юридической силой и регулирующим однородные общественные отношения. Таможенный тариф России - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию России и вывоза товаров с этой территории.

Обеспечение таможенно-тарифного регулирования предполагает обязанность управомоченных лиц к уплате таможенных платежей. Прежде чем выполнить эту таможенную операцию необходимо определить понятие «таможенная стоимость товаров» и способы ее определения.

    Понятие, значение таможенной стоимости товаров и способы ее определения.

Нормативным правовым актом, который закрепляет положения о таможенной стоимости является Закон РФ «О таможенном тарифе». Иначе говоря, именно в этом нормативном правовом акте закреплена правовая основа таможенной стоимости товаров (ст. 12-17). А в ст. 18-24 Закона РФ «О таможенном тарифе» закреплена правовая основа порядка определения таможенной стоимости товаров. Система, определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию России. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию России, порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории России, устанавливается Правительством РФ.

Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу России при перемещении товара через таможенную границу России. Порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма декларации установилась Государственным таможенным комитетом РФ (ныне устанавливается Федеральной таможенной службой). Таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости.

Информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, может использоваться таможенным органом только в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами России.

Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант обязан по требованию таможенного органа предоставить ему нужные для этого сведения. В случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.

При возникновении необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии с законодательством России либо уплатить таможенные платежи в соответствии с таможенной оценкой товара, осуществленной таможенным органом. Дополнительные расходы, возникшие у декларанта в связи с уточнением заявленной им таможенной стоимости либо представлением таможенному органу дополнительной информации, несет декларант.

При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и достаточными, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости на основании имеющихся у него сведений (в том числе ценовой информации по идентичным или однородным товарам). Таможенный орган по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята таможенным органом в качестве базы для начисления пошлины.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию России, производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из выше перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию России товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы России.

При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:

    расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию России: стоимость транспортировки; расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;

    страховая сумма;

    расходы, понесенные покупателем: комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;

    стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами; стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

    соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупате лем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров: сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;

    инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров; материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и других);

    инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории России и непосредственно необходимых для производства оцениваемых товаров;

    лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

    величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории России.

Метод определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:

    существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением: ограничений, установленных законодательством России; ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;

    ограничений, существенно не влияющих на цену товара;

    продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;

    данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;

    участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом; при этом под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков: один из участников сделки (физическое лицо или должностное лицо одного из участников сделки) является одновременно должностным лицом другого участника сделки; участники сделки являются совладельцами предприятия; участники сделки связаны трудовыми отношениями; один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее пяти процентов уставного капитала; оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица; участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо; один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки; участники сделки или их должностные лица являются родственниками.

При использовании метода оценки по цене сделки с идентичными то варами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами. При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам: физические характеристики; качество и репутация на рынке; страна происхождения; производитель. Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных. Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:

    проданы для ввоза на территорию России;

    ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

    ввезены примерно в том же количестве и на тех же коммерческих условиях.

В случае, если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу ее обоснованность.

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов, указанных выше. Корректировка должна производиться декларантом на основании достоверных и документально подтвержденных сведений. В случае, если при применении этого метода выявляются более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

При использовании метода оценки по цене сделки с однородными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. При этом под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменимыми. При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки: качество, наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения; производитель.

Определение таможенной стоимости по методу оценки на осно ве вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории России без изменения своего первоначального состояния. При использовании метода вычитания стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории России не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.

Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты: расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в России ввозимых товаров того же класса и вида; суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в России в связи с ввозом или продажей товаров; обычные расходы на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы, понесенные в России. При отсутствии случаев продажи оцениваемых, идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость.

При использовании метода оценки на основе сложения стоимо сти в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:

    стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;

    общих затрат, характерных для продажи в Россию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы России, и иных затрат;

прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Россию таких товаров. При применении резервного метода таможенный орган России предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:

    цена товара на внутреннем рынке России;

    цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

    цена на внутреннем рынке России на товары российского происхождения;

    произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.

Определение таможенной стоимости предполагает установление страны происхождения товаров, осуществляемое в соответствии сост. 25-32 Закона РФ «О таможенном тарифе» и ст. 29-38 главы 6 «Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» Таможенного кодекса РФ 2003 г.

Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. По запросу декларанта или иного заинтересованного лица таможенные органы принимают предварительное решение об определении страны происхождения товаров.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

    полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;

    продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

    животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

    продукция, полученная в данной стране из выращенных ней животных;

    продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

    продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции морского промысла, полученная судном данной страны;

    продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

    отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

    продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

    товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной выше.

Если в производстве товаров участвуют две страны и более, то страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию России, особо не оговариваются, то применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков. Не отвечают критериям достаточной переработки:

    операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

    операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

    простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством РФ;

    смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством РФ, следующие критерии достаточной переработки:

    выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

    изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

При установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым Россия предоставляет тарифные преференции, в целях предоставления тарифных преференций Правительство РФ вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.