Социально-политическая организация. Политическая организация общества Организация публичной политической власти господствующей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

О главление

1. Понятие и признаки государства

2. Сущность государства

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что государство руководит обществом, осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен от него. Государство - единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает все население. Каждый человек уже в силу своего рождения имеет определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства.

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «государство». Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Целью настоящей работы является рассмотрение государства.

На основании вышеизложенного, были поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть понятие и признаки государства;

- Раскрыть сущность государства.

Вопросы государства содержатся в различных источниках. В основном это учебники по теории государства и права, а также монографическая литература. Вопросы государства рассматриваются в работах таких авторов как С.С. Алексеева, А.И. Бобылева, А. Б. Венгерова, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.В. Малько, В.Н. Хропанюк и других.

1. Понятие и признаки государства

Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию. Лазарев В.В. Теория государства и права М., 2006. С. 216.

Исходными чертами государства является то, что оно есть: явление общественное; явление политическое; представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

От органов власти первобытного общества государство отличает следующее: признак «публичной» власти. Вообще-то публичной, то есть общественной, является всякая власть, но в данном случае в этот термин вкладывается специфический смысл, а именно то, что государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект - объект»). Этот момент находит проявление в существовании профессионального государственного аппарата. Органы же власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, то есть субъект и объект власти совпадали (полностью или частично).

Признак государственной казны, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование. В теории марксизма отмечается, что «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства». Теория права и государства / Под ред. В.К. Бабаева, В.М. Баранова и В.А. Толстика М., 2006. С. 182.

От других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон: независимости государства вовне; верховенства государства внутри страны.

Независимость государства вовне ограничивается суверенитетом других государств (точно так же, как свобода одного человека ограничивается свободой другого).

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека;

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

2. Сущность государства

государство общество политическая власть

Сущность государства - то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность. Государство, возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося только управлением. Это привело к социальному расслоению общества, тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, прибрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства. Черданцев А.Ф. Теория государства и права М., 2006. С. 98.

Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей - рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогичное положение власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов - земельных собственников. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.

Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу - буржуазии.

В восточных государствах власть находилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятельность», становится во многих случаях практически от общества независимым. Это может достигаться, например, за счет балансирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапартистском режиме в 50-60-х гг. XIX в. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия действиям правящей верхушки. Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2010. С. 165.

Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.

Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

Заключение

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Сущность государства - то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность. Возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Список использованных источников и литературы

1. Алексеев С. С. Государство: основные понятия. Екатеринбург: Сократ, 2010. 175 с.

2. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 2010. 382с.

3. Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 2010. 325с.

4. Бастиа Ф. Государство // Социальное обеспечение. 2010. N 14. - С. 1-8.

5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. М., 2006. 391с.

6. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт, 2010. 362с.

7. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2009. 570с.

8. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М.: Юристъ, 2006. 743с.

9. Осипов Ю. М. Государство // Российская юстиция. 2010. N 1. С. 274-285.

10. Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина М.: Юрист, 2006. 296с.

11. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 2006. 534с.

12. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ ДАНА, Закон и право, 2006. 693с.

13. Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2006. 720с.

14. Теория права и государства / Под ред. В.К. Бабаева, В.М. Баранова и В.А. Толстика М.: Юрист, 2010. 256с.

15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 2006. 427с.

16. Черданцев А.Ф. Теория государства и права М.: Норма, 2006. 523с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эволюция понятий сущности государства как особой организации публичной власти, современные проблемы определения его признаков. Содержание и характеристика основных концепций и социального назначения сущности государства, закономерности его развития.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2014

    Понятие и признаки государства как особой организующей и управляющей силы, выражающей интересы экономически господствующего класса. Анализ влияния государства на эффективность управления. Социальное назначение, формы и методы реализации его функций.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2012

    Понятие государства как особой формы организации общества в историческом аспекте, с точки зрения мыслителей древности и современных ученых, а также анализ его отличий от других образований. Описание признаков современного государства на примере РФ.

    реферат , добавлен 20.12.2010

    Предпосылки возникновения государства. Теории происхождения государства. Государство – первая политическая организация. Понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте. Признаки и характеристика современного государства.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2008

    Развитие понятия о государстве в ходе истории. Анализ основных признаков государства. Понятие, основы и система государственной власти, ее субъекты. Проблема соотношения государственной власти, права и государственного управления. Функции государства.

    реферат , добавлен 25.01.2009

    Историческое становление института государства - системы органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа, осуществляет нормальное функционирование институтов власти - законодательной, исполнительной и судебной.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2010

    Понятие и сущность государства. Теории происхождения государства. Территориальная организация населения и особенности публичной (государственной) власти. Понятие государственного суверенитета. Неразрывная связь государства и права и взимание налогов.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2010

    Понятие типологии и типа государства, многообразие подходов к их определению и изучению. Общая характеристика государства как правового типа публичной политической власти. Сравнительный анализ государства и деспотии, правового и авторитарного государства.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Государство как организация политической власти, существующая в определенной стране: понятие и причины происхождения, история развития. Признаки государства: наличие публичной власти, административно-территориальная организация страны, суверенитет.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

    Понятие и признаки государства. Плюрализм в понимании и определении государства: причины и характеристика основных подходов. Государственная власть как разновидность социальной власти. Сущность государства и основные закономерности его эволюции.

Родовым понятием для всех вариантов понимания государства является понятие публичной политической власти.

В обществе существуют различные виды личной и социальной власти -- власть главы семьи, власть господина над рабом или слугой, экономическая власть собственников средств производства, духовная власть (авторитет) церкви и т. д. Все названные виды представляют собой либо индивидуальную, либо корпоративную, групповую власть. Она существует в силу личной зависимости подвластных, не распространяется на всех членов общества, не осуществляется именем народа, не претендует на всеобщность, не является публичной.

Власть же публичная распространяется по территориальному принципу, ей подчиняются все, кто находится на определенной "подвластной" территории. Эти "все" представляют собой подвластный народ, население, совокупность абстрактных субъектов (подданных или граждан). Для публичной власти неважно, связаны подвластные кровнородственными, этническими узами или нет. Публичной власти на ее территории подчиняется все, включая иностранцев (за редким исключением).

Власть политическая -- это власть, осуществляющая Управление народом в интересах благополучия общества в целом и регулирующая общественные отношения в целях достижения или поддержания стабильности и порядка.

Публичная политическая власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занимающихся управлением и составляющих аппарат власти. Этот аппарат подчиняет все слои общества, социальные группы своей воле (воле правителя парламентского большинства, политической элиты и т. д) управляет на основе организованного принуждения вплоть до возможности физического насилия в отношении социальных групп и отдельных людей. Аппарат публичной политической власти существует и функционирует за счет налогов с населения, которые устанавливаются и взимаются либо по праву. когда налогоплательщики являются свободными собственниками, либо произвольно, силой -- когда они несвободны. В последнем случае это уже не налоги в собственном смысле, а дань или подати.

Аппарат публичной политической власти предназначен для того, чтобы действовать во всеобщих интересах. Но аппарат и прежде всего его руководители выражают интересы общества так, как они их понимают; точнее, при демократии аппарат выражает реальные интересы большинства социальных групп, а при авторитаризме правители сами определяют, в чем состоят интересы и потребности общества. В силу относительной независимости аппарата власти от общества корпоративные интересы аппарата и отдельных правителей могут и не совпадать с интересами большинства других социальных групп. Аппарат власти и правители всегда стремятся выдавать свои интересы за интересы общества в целом, а их интересы в первую очередь заключаются в сохранении и упрочении власти, в сохранении власти именно в их руках.

В широком смысле аппарат публичной политической власти включает в себя законодателя (им может быть и парламент, и единоличный правитель), правительственно-административные и финансовые органы, полицию, вооруженные силы, суд, карательные учреждения. Все высшие полномочия публичной политической власти могут быть соединены в одном лице или органе власти, но могут быть и разделены. В узком смысле аппарат власти, или аппарат управления, -- это совокупность органов власти и должностных лиц, исключая выборных членов законодательного собрания (органов народного представительства) и судей.

Аппарат публичной политической власти обладает монополией на принуждение вплоть до насилия на всей подвластной территории и в отношении всего населения. Никакая другая социальная власть не может конкурировать с публичной политической властью и применять силу без ее разрешения - это означает суверенитет публичной политической власти т. е. ее верховенство на подвластной территории и независимость от организаций власти, действующих за пределами этой территории. Только аппарат публичной политической власти может издавать законы и другие общеобязательные акты. Все приказы этой власти обязательны для исполнения.

Таким образом, публичная политическая власть характеризуется следующими формальными признаками:

  • -- объединяет подвластных (народ, население страны) по территориальному признаку, создает территориальную организацию подвластных, политическую ассоциацию, интегрируемую публично-властными отношениями и институтами;
  • -- осуществляется специальным аппаратом, не совпадающим со всеми членами общества и существующим за счет налогов, организацией, управляющей обществом на основе принуждения вплоть до насилия;
  • -- обладает суверенитетом и прерогативой законотворчества.

Организация публичной политической власти и ее функционирование могут быть регламентированы законами. При этом реальные политические публично-властные отношения могут более или менее существенно отклоняться от того, что установлено законом. Власть может осуществляться по закону и независимо от закона.

Наконец, публичная политическая власть может быть разной по содержанию, а именно возможны два принципиально противоположных типа: либо власть ограничена свободой подвластных и предназначена для защиты их свободы, либо она существует в обществе, где нет свободы, и является неограниченной. Таким образом, различаются правовой тип организации и осуществления политической власти (государственность) и силовой тип (от старого деспотизма до современного тоталитаризма)1. , ..

Если хотя бы часть подвластных свободна по отношению к власти, то это значит, что они политически свободны и участвуют в государственно-правовом общении, обладают правами по отношению к аппарату власти, а поэтому участвуют в Формировании и осуществлении публичной политической власти. Противоположный тип, деспотия -- это такая организация власти, при которой подданные несвободны, не имеют никаких прав. Власть такого типа формирует и регулирует все отношения между подвластными, создает и общественный порядок, и само общество.

В современной науке общепризнанна взаимосвязь государева и права, необходимость правовой основы власти в государстве. Но если считать, что право и закон тождественны, то государственной можно считать любую организацию, личной политической власти, так как и деспотическая власть опирается на законы. Если же исходить из различения права и закона и либерального понимания права, то следует признать что государственной властью является лишь такая публичная политическая власть, при которой хотя бы часть подвластных часть членов общества обладает свободой.

На такой основе строятся разные концепции государства т. е. в разных концепциях сфера публично-властных политических явлений, описываемая как государство, оказывается более или менее широкой. В рамках позитивистского типа понимания права и государства известны социологическая и легистская концепции государства. В рамках непозитивистского, юридического типа правопонимания в современной науке развивается либеральная концепция, объясняющая государство как правовой тип организации и осуществления публичной политической власти.

Публичная власть - совокупность

  • -аппарата управления;
  • -аппарата подавления.

Аппарат управления - подразумевает органы законодательной и исполнительной власти и др. органы, с помощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли. Это:

  • - армия;
  • - полиция (милиция);
  • - органы безопасности;
  • - прокуратура;
  • - суды;
  • - система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т.д.).

Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. В этом смысле следует признать весьма точным утверждение Ф. Энгельса о том, что «существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа».

Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером -- властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

Публичная власть -- политическая власть господствующего класса, независимо от конкретных государственных форм её организации и проявления. Основные функции публичной власти -- подчинение (в т.ч. подавление сопротивления др. классов), организация общества, управление им в соответствии с экономическими, политическими и духовными интересами этого класса.

В социалистическом государстве публичная власть служит интересам народа, выражает его волю и связана с ним многообразными демократическими формами, которые совершенствуются по мере развития социализма.

Власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью; 2) легитимностью.

Легальность - использования силы в пределах государства. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии, полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемер, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность). Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.

Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации и, соответственно, типы легитимности. Один из них -- идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идео-логия обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, ее право управлять. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.В странах командно-административного социализма была широко распространена классовая легитимность. Во второй поло-вине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.

Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» идеологии с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она -- однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, свободного участия граждан в формировании идеологических платформ или их выборе.

Тема: Государство, политическая власть, политическая система общества .

План.

1. Государство.

2. Политическая власть.

3. Политическая система общества

·1· Государство

Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания государства, его сущность и закономерности развития. Прежде всего, подчеркнем, что государство – это сложное и исторически развивающиеся общественно-политическое явление.

Государство обеспечивает целостность и управляемость общества. Оно является политической организацией всего населения страны общества. Без государства невозможен общественный прогресс. Существование и развитие цивилизационного общества. Государство

обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности – считает С.С.Алексеев , с сем трудно не согласиться. Все это в значительной степени актуализирует проблему темы.

Среди рассматриваемых в научной литературе вопросов, обращает на себя внимание множество теорий происхождения государства. К наиболее относятся: теологическая (Ф.Аквинский); патриахальная (Аристотель, Филлер, Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д. Люкк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), психологическая (Л.И. Петражицкий); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс). В.И. Ленин,Г.В.Плеханов . Существуют и иные, менее известные теории. Но все они являются ступенями к познанию истины.

Столь же противоречивой проблемой остается определение государства. Многие ученые характеризовали государство, как организацию Правопорядка (порядка), усматривая в том его суть и главное назначение .

В буржуазную эпоху распространилось определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Однако данное понимание государства послужило поводом для различных упрощений. Так одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством) .

Трудности выработки дефиниции анализируемого явления породили неверие в возможность его формулирования вообще .

Определения государства, данные классиками марксизма-ленинизма , которые казалось были незыблемы, ныне подвергаются критике. Так исследователи подчеркивают, что они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство. Выводя на первый план насильственную сторону в определении государства, подчеркивают современные исследователи, не дает возможности увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка .

В современной научной литературе нет недостатка в определении государства. До недавнего времени оно определялось как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны . Однако в данном определении слабо отражена связь государства и общества.

""Государство, - подчеркивается в учебнике под редакцией В.В. Назарова, - это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляя общество, осуществляет его интеграцию"" .

Существуют такие определения государства, которые носят абстрактный характер: ""Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из пирамиды всякого общества"" .

Наконец, тему определения государства завершим определением, данным в учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова: ""государство­ – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок"" . Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству.

Существенным компонентом при анализе проблемы государства является раскрытие его признаков. Они, собственно, и отличают государство от других организаций, входящих в политическую систему общества. Каковы же они?

1. Государство в пределах своих границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества и населения объединяемого гражданством.

2. Государство является единственным носителем суверенной власти, т.е. ему принадлежит верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех органов, объединений, организаций, должностных лиц и граждан.

4. Государство есть механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.

5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Государство, в отличие от других составляющих политической системы, располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими оборону, суверенитет и безопасность.

7. Государство тесно и органически связано с правом, которое является нормативным выражением государственной воли общества .

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении. Среди теорий, относящихся сущности государства, можно выделить следующие

Теория элит , сформированная вначале ХХ в. в работах В.Парето, Г.Моски и развита в средине века Х.Лассуэлом, Д.Сартори и др. Суть ее в том, что управляют государством элиты, поскольку, народные массы не способны выполнять эту функцию.

Технократическая теория , возникшая в 20-х гг. ХХст. и распространившаяся в 60–70х гг. Сторонниками ее были Т.Веблен, Д.Барнхейм, Д.Белл и др. Суть ее в том, что управляют обществом – специалисты, которые способны определять оптимальные пути развития.

Теория плюрастической демократии , которая появилась в ХХст. Ее представителями были Г.Ласки, М.Дюверже, Р.Даль и др. Смысл ее в том, что власть утратила классовый характер. Общество состоит из совокупности объединений людей (стратов). На их основе создаются различные организации, оказывающие давление на органы государства.

Указанные нормы внесли определенный вклад в определение сущности государства. В то же время в большинстве изданных в прошлые годы работ/его сущность рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие неограниченной власти/ диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показывается как надклассовое образование, инструмент примирения противоречий, представляющий интересы всего общества.

Ныне признана ошибочной трактовка государства исключительно с классовых позиций . Такой подход обеднял в известной степени, искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности, ориентировал на приоритет насильственной сторон в данного явления и обострение классовых противоречий.

Как односторонний представляется подход, на котором базируется немарксистские учения . Правильно было бы вкладывать в понимание государства, отмечается в литературе, и классовый и общегосударственный подход .

Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности осуществляемых им функций.

В современных условиях отдается приоритет общечеловеческим ценностям. Таким образом, государство соответствует уровню развития демократии и характеризуется развитием идеологического плюрализма, гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого суда и т.д.

Важно также подчеркнуть, что значение общесоциальной стороны государственной деятельности будет возрастать. одновременно с развитием данной тенденции будет сжиматься доля классового содержания.

Кроме всего вышеизложенного, наконец, на сущность государства влияет конкретно-исторические условия развития отдельных стран, религиозный и национальный факторы .

Важным пунктом работы, на наш взгляд, является освещение экономической, социальной и научной основы государства. Государство не может не существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимается система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности . От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет). Мировая история свидетельствует, что на различных этапах развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.

Власть политическая - возможность и способность субъектов политики оказывать определяющее воздействие на процесс принятия политических решений, их реализацию, а также на политическое поведение других участников политических отношений.

Власть - основа политики. Б. Рассел, определяя политическую власть как центральную категорию политологии, отмечал, что она является настолько фундаментальным понятием любой социальной науки, насколько фундаментально понятие энергии для физики. Т. Парсонс, рассматривая власть как ядро политических отношений, сравнивает ее значение в политике со значением, которое имеют деньги в экономической сфере.

Изучая феномен власти, политическая наука использует два принципиальных подхода: атрибутивный (субстанциональный) и социологический (реляционистский).

Сторонники атрибутивного подхода (лат. айпЬио придаю, наделяю) объясняют природу власти биологическими и психическими свойствами человеческой психики. Так, с точки зрения биологической концепции (М. Марсель) власть представляет собой неотъемлемое свойство человека, заложенное в его природе - инстинктах борьбы, соперничестве с другими представителями человеческого рода. Основываясь на этом подходе, Ф. Ницше утверждал, что стремление к обладанию властью, «воля к власти» выступает основой жизни человека. Представители психологического направления (базирующегося на психоаналитических концепциях) трактуют стремление к власти как проявление сексуального влечения (З. Фрейд), психической энергии вообще (К.Г. Юнг), исследуют структуры в психике человека, делающие его предрасположенным к подчинению, утрате свободы ради ощущения безопасности, чувства психологического комфорта (Э.Фромм), рассматривают стремление к власти как способ компенсации физической или духовной неполноценности (К. Хорни).

На стыке атрибутивной и реляционистской теорий находится бихевиористская концепция власти (англ. веИамог поведение), представители которой (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл) рассматривают власть как особый тип поведения, обусловленный неотъемлемым человеческим свойством - стремлением к власти. Бихевиористы обращают особое внимание на субъективную мотивацию власти, считая отношения господства/подчинения основой политической жизни.

С позиций социологического подхода власть рассматривается как особый вид отношений. Наиболее известным в рамках данного подхода является определение власти, данное М. Вебером, который понимал власть как способность и возможность одного индивида в данных социальных условиях проводить свою волю вопреки сопротивлению другого. В основе власти лежат отношения господства и подчинения, возникающие между субъектом власти (господствующим) и объектом власти (подчиняющимся). Представители реляционистского подхода (англ. relation отношение) (Д. Картрайт, П. Блау, Д. Ронг) рассматривают власть как социальное взаимодействие, при котором субъект с помощью определенных средств (ресурсов) контролирует поведение объекта. В рамках данного подхода выделяют системную трактовку власти (К. Дойч, Н. Луман), исходящую из определения власти как способности политической системы мобилизовать ресурсы для достижения поставленных целей, а также структурнофункциональную концепцию власти (Т. Парсонс), рассматривающую власть как социальные отношения, обусловленные теми ролями (функциями), которые выполняются различными субъектами.

Концепция власти определяется множественностью проблем. Властвование требует самых разнообразных функций, которые могут быть сведе-

Ны к трем основным: к законодательствованию, суду и управлению.

Отношение к власти пронизывает все общество, наличие доверия к власти и действенной власти позволяет придать обществу устойчивое динамическое состояние, которое требует легальности и легитимности власти.

Власть, ее характер определяется системой институтов (государственных и правовых), личностными свойствами первого лица, олицетворяющего власть, государством можно управлять, соблюдая законы (при этом гарантии граждан зависят от того, как законы составлены), уравновешивающие власть.

Политическая власть - это реальная способность данного класса, партии, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Структуру власти образуют:

2) субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политическая бюрократия;

3) объекты власти: индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д.;

4) функции власти: это господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, мотивация, регулирование;

5) ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

Основными структурными элементами политической власти выступают ее субъекты, объекты, мотивы и ресурсы (источники). Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов суверенности и легитимности.

Пределы власти развиваются по мере увеличения людьми потока ресурсов (энергии и вещества), технологии - способности людей использовать для удовлетворения собственных потребностей все более значительные и все менее доступные ресурсы и источники энергии. Однако политическая власть имеет не физическую, а социально-психологическую природу, осознание культурной близости и общности интересов. Власть, которой обладает субъект, зависит от множества факторов: от положения человека в административной или иной социальной структуре, от его знаний навыков, т.е. от любых небезразличных для окружающих физических и духовных качеств.

Политическая власть есть разновидность публичной, судебной социальной власти, наряду с семейной, церковной, экономической, духовной.

Политическая власть есть специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определенной социальной группы или индивида проводить в жизнь свою политическую волю. Это наиболее общая дефиниция политической власти. В политологии выделяется ряд подходов к пониманию данного феномена. Бихевиористский подход рассматривает власть как особый тип поведения, который основан на возможности изменения поведения других людей. В рамках такого понимания власть возникает в результате психического воздействия на инертные и пассивные массы сильной и одаренной личности. В основе всякого государственного образования лежит поведенческо- психологический мотив, а именно - готовность к подчинению.

Этимологический подход раскрывает власть через достижение определенных целей и получение наличных результатов. Инструменталистский анализ власти представляет власть как возможность использования определенных средств, в частности, насилия. Структруно-функцио- нальный подход обращает внимание на связь власти с системой личных или групповых ценностных оценок и, как следствие, на выбор эффективных форм и средств политической деятельности (школа М. Вебера).

Конфликтное направление определяет власть как регулирование и распределение материальных и духовных общественных благ путем политических решений в спорных ситуациях.

Технологический подход акцентирует внимание на отношениях субъекта и объекта власти в сфере прав и обязанностей, иерархии связей, ответственности и на управленческих аспектах.

Основными признаками политической власти являются:

Наличие субъекта и объекта. Другими словами, власть всегда предполагает двух партнеров в отношении власти, при этом партнеры могут быть одиночными лидерами или группами людей;

Необходимость приказа, исходящего от субъекта власти, сопровождаемого реальной угрозой применения санкций (мер воздействия);

Наличие механизма, реализующего подчинение;

Общественные нормы, закрепляющие полномочия субъекта власти, т.е. утверждающие права приказывающего и обязывающие подчиняться приказываемому.

Власть не всегда реализуется в форме приказа. Власть денег, например, может быть сильнее любого приказа (или материальная заинтересованность от административного распоряжения). Другими словами, власть не столько приказ, сколько доминирование какого-нибудь начала общественной жизни, которое прямо или косвенно принуждает своих адресатов думать, чувствовать и действовать в направлении, определенном этой доминантой. В разное время источниками власти выступали деньги, богатство, интересы, собственность, народ, закон. Но основным и главным источником власти является политическая организация.

Основными атрибутами (существенными свойствами) политической власти являются:

Дееспособность власти, т.е. ее способность создавать действия. Это становится возможным вследствие опоры на партию, политические движения, армию, разведку и контрразведку, т.е. вооруженные силы, подконтрольные правительству;

Принудительность, если нет принуждения - нет власти. Сказка о том, что главная сила власти - убеждение, хороша в качестве пропаганды. В действительности же принуждение проявляется либо в грубой, физической форме (штыки и палки), либо в опосредованной форме, что является более эффективным. Например, через систему образования, рекламу, пропаганду;

Легитимация власти, т.е. признание власти правомерной (естественной) в глазах широкой массы, народа.

Всякая власть характеризуется целью. Следует различать цели внешние, пропагандистские и истинные, открытые. Как правило, цели выражаются через программные заявления власть имущих. Осуществление властных отношений зависит от тех способов, форм и принципов, на которых основываются отношения между субъектом и объектом. Их применение в практической деятельности позволяет скорректировать функционирование всего властного механизма, предоставляя возможность максимально использовать властные инструменты для достижения поставленных целей.

Социально-политический институт власти включает в себя систему учреждений, которые осуществляют государственную власть (органы государственной власти, управления, вооруженные силы, судебные органы и т.д.), связанную с функционированием, которые направляют деятельность власти, выражая интересы определенных социальных групп, ведут борьбу за овладение властью, за ее ограничение, противодействие ей и т.д.

Наличие власти дает возможность ее носителю определять общественно значимые цели, разрешать социальные конфликты, принимать решения. Власть многомерна: она может быть экономической, идеологической, авторитарной, демократической, коллегиальной, бюрократической. Наряду с этим власть многофункциональна: ей присущи функции внутреннего и внешнего порядка. Следует отметить, что их сфера действия не остаётся неизменной, а зависит от содержания и этапа общественного развития. Поэтому в какой бы форме власть ни осуществлялась, можно выделить функции, которые всегда присущи любой политической власти. Укажем их:

Обеспечение и защита политического и правового порядка;

Организация общественного производства и поддержание экономического порядка, благополучия граждан;

Правовое регулирование отношений между индивидами, их взаимоотношение с государственными и политическими институтами;

Формирование условий для развития образования, воспитания, здравоохранения, отдыха людей, иными словами, социальной сферы.

В зависимости от полноты и силы власти предполагается абсолютное, полное, частичное или относительное подчинение одних социальных групп другим. Власть реализуется через функции господства, руководства, управления.

Власть как господство проявляется в следующем:

Исключительном праве вырабатывать и выдвигать цели социальноэкономического развития;

Монополии на распределение ресурсов готовой продукции, доходов;

Контроле над доступом к информации, используемой как особый ресурс;

Возможности запрещать те или иные виды деятельности и диктовать правила этой деятельности;

Способности оказывать влияние на людей и события.

Руководство - это способность (в соответствии с правом на власть)

Партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и формами власти на руководимые сферы, объекты, коллективы, отдельных людей.

Управление - это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов управления. Как правило, управление обеспечивает определенное взаимодействие (не всегда оптимальное) между объектами: трудовыми коллективами, классами, нациями и т.д. Таким образом, реализация политических, экономических и иных программ осуществляется через управление и организацию.

Практическое осуществление политико-управленческих функций требует создания широкого механизма управления, который включает совокупность различных элементов, отношений, норм, взглядов. Основными элементами политической власти выступают:

Государственная власть, обладающая профессиональным управленческим аппаратом, специальными легитимными полномочиями и средствами воздействия. Распоряжения и веления государственной власти общеобязательны и охраняются силой государственного принуждения, облекаясь в форму нормативно-правовых установлений. При этом государственная власть гарантирует необходимые и достаточные условия для функционирования общественного организма, разрешает социальные противоречия, обеспечивает защиту прав и свободу гражданина, осуществляет внешнеполитичекие функции;

Совокупность государственных и негосударственных учреждений и организаций, в рамках которых власть реализуется «снизу доверху» и их отношения между собой;

Система норм и взглядов, которые определяют и регулируют отношения между субъектами и объектами власти;

Политическое сознание граждан, которое выражается через политическое поведение и политическое участие в делах общества;

Политическая культура как результат социализации и как уровень занятий и представлений о власти и политической жизни.

В политологии выделяются такие виды власти, как экономическая, политическая, административная, духовная.

Характерной чертой политической власти является ее принудительный характер, а именно: существование определенного общественного механизма, позволяющего законным образом (посредством господствующих общественных норм) осуществлять принуждение в отношении тех, кто не желает подчиняться принятым правилам поведения по воле правящих сил.

Экономическая власть в ее чистом виде не содержит элемента принуждения. Иначе говоря, эта власть представляет собой общественные отношения, не основанные на политическом принуждении.

В реальных же отношениях между ними существует тесная связь. Иными словами, кто владеет материальными средствами, которые позволяют им осуществлять экономическую власть (т.е. так направлять использование материальных средств, чтобы поставить в зависимость от себя тех, по отношению к кому она осуществляется), должны иметь также (сами или через своих пособников) средства принуждения, которые позволили бы им эффективно защищать свою собственность и те основы экономической жизни, благодаря которым находящиеся в их собственности материальные блага становятся источником силы. Одновременно те, в чьих руках находятся средства принуждения, имеют также материальные средства, позволяющие им использовать не только принуждение, но также и экономическое давление.

Административная власть охватывает комплекс политико-правовых явлений: аппарат государственного управления, государственных служащих и их компетенцию. Она организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений.

Административный аппарат строится таким образом, что все его структурные единицы подчиняются командам, идущим сверху, и это позволяет вышестоящим звеньям приводить в движение низшие, определять направление их работы. Сила административной власти зависит от полномочий, которыми она располагает, ресурсов, которыми владеет, от ее единства, профессионализма, а также от доверия к ней народа. В государстве административная власть опирается на вооруженные отряды, чиновничий аппарат, налоги.

Власть как выражение социальных отношений в обществе содержит в своей основе интересы людей, социальных общностей, классов. Выражение, представление и реализация интересов осуществляются посредством специальных организаций, легально функционирующих в рамках общества. В этом процессе «политическое» возникает на этапе «включения» организации в борьбу за власть. Причем интересы «победивших» в этой борьбе становятся превалирующими, приоритетными. Здесь волевое отношение, стимулирующее производство и воспроизводство власти, приобретает ярко выраженную политическую окраску, а также инструментальную поддержку в форме правовых актов и разнообразных социально-властных институтов.

Поэтому устойчивость властно-управленческих структур на следующем этапе зависит от их умения и способности учитывать интересы противоположных социальных сил. Следовательно, власть, которая стремится к стабильности общественной системы, должна гармонизировать интересы всех с помощью компромиссов, договоров, соглашений.

Интерес понимается как стремление, реализация которого в определенных условиях способствует удовлетворению максимального количества потребностей. Интерес есть некоторое объективное отношение между потребностями и обстановкой, в которой они реализуются путем определенных действий.

Характер интереса может трактоваться двояко. С одной стороны, интерес как позиция или комплекс позиций в отношении определенных объектов, т.е. интерес группы людей есть то, что группа считает своим интересом. С другой - интерес как объективное состояние, оцениваемое как полезное для группы. Оценка в данном случае зависит от объективных критериев: доли в благах, ценностях.

Как политически важные выделяются следующие групповые интересы:

Интересы общественных классов, вытекающие из места в общественном процессе производства, из их отношения к средствам производства;

Интересы национальностей и этнических групп в многонациональных государствах;

Интересы региональных групп и локальных (местных) обществ;

Интересы социальных слоев, вытекающие из различия в образе жизни, образования, дохода, видов труда и т.д.;

Интересы демографических групп, вытекающие из разницы в возрасте и поле;

Интересы религиозных групп, зависящие от роли в сфере общественной жизни, регулируемой политической властью.

Также следует выделить интересы трудовых коллективов, семьи и общечеловеческие интересы, например сохранение жизни на Земле.

Задача власти - создание условий для их удовлетворения, с которыми связано снижение напряженности из-за несовпадения интересов, их регулирование. Так, власть сегодня не может служить интересам одних, игнорируя интересы других или подавляя их. Из «ночного сторожа» отдельных интересов власть превращается в институт их регулирования. Это выступает основой кризиса власти, поскольку она, отделяясь от реальных интересов, теряет опору и поддержку. В таких случаях власть, чтобы спасти положение, принимает чрезвычайные меры, усиливающие ее авторитарное начало (например, издаются новые законы, наделяющие власть дополнительными полномочиями и т.д.). Однако эти меры носят временный характер, и если они окажутся неэффективными и не приведут к балансу интересов в обществе, то кризис власти войдёт в свой завершающий этап, который характеризуется сменой власти.

Политология рассматривает следующие основные типы власти: тоталитарную, авторитарную, либеральную и демократическую. Каждая из них имеет свой механизм связи с обществом, собственный способ осуществления.

В общетеоретическом смысле выделяют 2 этапа осуществления власти:

Принятие политического решения;

Реализацию политического решения.

Тоталитарная власть не знает проблемы «власть и общество», поскольку в тоталитарном сознании интересы объекта и субъекта власти неразделимы и составляют единое целое. Здесь актуальны такие проблемы, как власть и народ против внешнего окружения, власть и народ против внутренних врагов. Народ принимает и поддерживает все, что делают власть имущие. В обществе главенствует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано. Вся жизнедеятельность людей абсолютно регламентирована и подконтрольна.

Власть на всех уровнях формируется закрыто (обычно одним человеком или несколькими людьми из правящей верхушки). В перспективе такую власть ждет распад. Как правило, тоталитарная власть существует до тех пор, пока жив диктатор. По мере своего разложения тоталитарная власть замещается другим типом власти, чаще всего авторитаризмом.

Авторитарная власть концентрируется в руках одного человека или группы лиц. В сфере политики не допускается никакой конкуренции, зато власть не вмешивается в те области жизни, которые не связаны с политикой непосредственно. Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура, отношения между близкими людьми. Таким образом, авторитарное общество построено по принципу: разрешено все, кроме политики. Авторитарная власть оказывается устойчивой, так как ей удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, и на определенном этапе общественного развития сочетание сильной власти со свободной экономикой является наилучшим из возможных.

Либеральная власть использует в своей практике диалог с различными политическими силами и социальными группами, допуская их к участию в принятии решений, но при этом она строго придерживается принципа позволено все, что не ведет к смене власти. Роль общества ограничена влиянием на принятие решений, сами же решения остаются прерогативой власти. Общество может влиять, но не может выбирать, может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать.

Демократическая власть характеризуется широким участием граждан в управлении, равенством всех перед законом, наличием гарантированных прав и свобод. Каждый может избирать и быть избранным, взаимоотношения граждан и государства строятся по принципу разрешено все, что не запрещено законом. Непосредственная демократия как была, так и остается несбыточной мечтой, осуществимой в небольших коллективах из 10-100 человек, так как весь народ не может собраться на площади. Реальная же демократия - это демократия представительная, власть людей, избранных народом.

Столетия политической практики выработали надежный механизм стабилизации власти, достижения и сохранения консенсуса и защиты интересов большинства, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые реализуются в системе демократического управления политической жизнью.

Политическая власть должна включать меры, преследующие общий интерес, при этом меры целесообразные, что делает власть центром политического единства, и базироваться на твердом фундаменте права.

Для эволюционного и устойчивого развития общества необходима сильная власть.

Сильная власть - это не деспотизм, не диктатура, не насилие, а прежде всего, это:

Власть законов, прав и правил;

Опора на значительную общественную поддержку;

Обеспечение конституционного порядка, когда власть служит не партиям, не группировкам, не чьим-то политическим амбициям, а обществу в целом;

Когда власть правильно организована и распределена, на основе разграничения и взаимодействия между всеми ее ветвями, политическими руководителями;

Умение власти соразмерно и гибко применять насилие не против граждан, а против реальных противников конституционного строя.

Эта идеальная теоретическая модель не совпадает с реальной практикой в большинстве государств, в том числе и в России. Усложнение общественных отношений на современном этапе развития российского общества кардинальным образом изменяет облик самого общества, и соответственно оно нуждается в применении иных методов и форм деятельности политико-властных структур, равно как в разработке новых направлений развития самой власти