Последняя королева франции мария антуанетта. Мария-Антуанетта.История, биография, картины. Последние дни Марии-Антуанетты

16 мая 1770 года состоялось бракосочетание дофина Людовика, будущего короля Франции, с дочерью австрийской императрицы - Марией-Антуанеттой. Брак их начался с трагических событий, повлекших за собой гибель людей. Возможно, это стало предзнаменованием для всей их последующей совместной жизни и правления.

Стоит отметить, что недобрые знаки преследуют Марию-Антуанетту с раннего детства. В день ее рождения в Лиссабоне произошло сильнейшее землетрясение, отголоски которого ощущала вся Европа. Изначально супругой будущего короля Франции должна была стать вовсе не она, а ее старшая сестра Шарлотта. Мать - императрица Мария Терезия надеялась этим браком установить прочный союз с Бурбонами.

Однако перед самым отъездом к своему жениху, королю Фердинанду I, от оспы умирает еще одна сестра - Мари Жозефа, и ее место приходится занять Шарлотте. Так юная Антуан, как называли Марию Антонию дома, стала невестой дофина Людовика.

Мария-Антуанетта обладала красотой матери и невероятным шармом. Ее учитель хоть и говорил, что «она не отличается ни выдающимся умом, ни хитростью», отмечал ее живой и смешливый характер. Она была обворожительна и умела очаровать собеседника, кроме того, Антуан настолько изумительно держала себя, что считалась прирожденной королевой.

Людовик Август не блистал внешней красотой - он был склонен к полноте и прыщав. Дофин был болезненно застенчив и скован, он хорошо учился, любил историю и право, покой и работу руками. Ярких эмоций по поводу предстоящей свадьбы он тоже не испытывал, о встрече с невестой в дневнике сохранилась лаконичная запись: «14 мая 1770 года - встреча с будущей женой».

По случаю свадебных торжеств был заготовлен фейерверк. По нелепой случайности искры от шутих попали в хранилище с пиротехникой. Разорвавшие Париж взрывы вызвали панику - обезумевшая толпа бросилась бежать, на соседних улицах проходила ярмарка, образовалась давка, кареты наезжали парижан, люди падали в канавы.

В итоге погибли 132 человека и около 500 получили ранения. Только благодаря тому, что карета Марии-Антуанетты припозднилась с выездом, она не попала в гущу событий. Подробности трагедии от нее старались утаить.

Марию-Антуанетту приняли во Франции довольно радушно, даже несмотря на то, что она была «австриячкой», ей удалось завоевать любовь двора. Она была 15-летней девочкой, которую ждала роскошная жизнь при дворе, она хорошо относилась к своему немного неказистому, но доброму мужу, была слегка наивной и доверчивой. Однако одно обстоятельство омрачало ее замужество - дофин не желал консумировать брак и никто не понимал, почему.

Мария-Антуанетта была раздосадована тем, что весь Версаль обсуждает ее мужа-импотента и воскликнула: «Как можно публично обсуждать столь личные вещи?». Вскоре насмешки перекинулись и на саму Антуан, ее называли фригидной и неспособной разжечь в муже огонь. Мать писала ей письма, в которых требовала любыми способами увлечь своего супруга. Такое легкомысленное положение прощалось чете, пока привил дед дофина - Людовик XV.

В то время Людовик охотнее делился с супругой своими успехами в охоте или в слесарном деле, чем делил с ней супружеское ложе. Мария-Антуанетта же дружила с мужем и проводила свои дни в веселье и развлечениях, тратила деньги без счета и привыкала к нравам версальского двора. Нередко она показывала и свой гордый нрав.

Например, она, как и ее супруг, невзлюбила фаворитку Людовик XV мадам Дюбарри. Мария-Антуанетта просто не понимала, как эта бывшая модистка и проститутка может вести себя в Версале, как дома. Дочь Габсбургов даже отказывалась заговорить с Дюбарри. Поначалу это забавляло короля, но вскоре, поскольку Дюбарри постоянно жаловалась на то, что дофина продолжает нарушать законы придворного этикета, Людовик XV потребовал от внука повлиять на супругу.

О расколе при дворе стало известно и матери Марии-Антуанетты, которая заявляла, что нельзя показывать свой нрав, пока не родила наследника и не упрочила свои позиции. Принцесса сдалась и на одном из приемов обратилась к Дюбарри с единственной фразой: «Не правда ли, в Версале сегодня чересчур многолюдно». Фаворитка и король были вполне удовлетворены этим, а Мария-Антуанетта больше никогда не разговаривала с Дюбарри. Она продолжала противится версальским обычаям и проводила дни в надежде себя развлечь.

Но все резко изменилось, когда в 1774 году от оспы умер Людовик XV и ее муж стал королем Франции. Теперь брак требовал не просто «узаконивания», но и скорейшего появления наследника. Оказалось, что причиной такой холодности Людовика в супруге была не столько его застенчивость, сколько недуг - король страдал фимозом, поэтому при физической близости он испытывал боль. Наконец, Людовик согласился на осмотр врача и с помощью нехитрой операции они смогли решить проблему. И вот спустя семь лет после заключения брака, Мария-Антуанетта смогла забеременеть.

Двор, конечно, был не рад рождению девочки, чего нельзя сказать о короле. В знак благодарности он подарил супруге дворец недалеко от Версаля, куда она и переселилась. Людовик XVI ее почти не навещал и жил спокойной размеренной жизнью, так как не любил шума. А королева продолжала вести разгульный образ жизни, не уставала задавать моду, окружала себя фаворитами и друзьями, балы сменяли праздники, а деньги текли рекой. Добродушный муж не решался сокращать расходы жены, а казна тем временем пустела.

В 1781 году у супругов наконец-то появился долгожданный наследник, а в 1785 году - еще один мальчик. Мария-Антуанетта постепенно остепенилась и стала стараться больше времени уделять семье, но былая дурная слава продолжала ее преследовать.

Своей разгульной жизнью и «советами» простым парижанам о поедании пирожных вместо хлеба, которые ходили в народе, она настроила людей против себя. Поэтому разгневанная толпа, когда случилась Рреволюция, не пожалела ни ее мужа, ни ее саму.

Королевскую семью перевезли под домашний арест в замок Тюильри. Мария-Антуанетта разработала план побега, хотя муж и настаивал оставить его, королева была непреклонна - если бежать, то всей семьей. В одной из деревень их узнали и отправили обратно. Вскоре всю королевскую семью заключили в тюрьму Темпль. Именно в то тяжелое время, возможно, впервые, они сблизились по-настоящему, наконец, у короля и королевы появилось время на семью.

В январе 1793 года плачущая королева проводила своего супруга на эшафот. Вскоре ее разлучили с детьми и перевели в другую тюрьму, а в октябре она вслед за мужем предстала перед толпой на площади Революции.

Путь от младшего из 15 детей ребенка австрийских монархов к королеве Франции, закончившей жизнь на гильотине, Мария-Антуанетта проделала за 38 лет. Ее называли Королевой рококо и Мадам Дефицит.

Ей приписывают изобретение множества модных аксессуаров, многие из которых дожили до наших дней и охотно используются дизайнерами модных домов. Мария - Антуанетта популяризировала фигурное катание и позаимствовала у мужчин элементы одежды. Ей приписывают скандальную рекомендацию кушать пирожные, если нет хлеба.

Детство и юность

Будущая королева Франции Мария-Антуанетта родилась в Вене. У родителей – императора Франца I Лотарингского и Марии-Терезии – уже подрастало 14 отпрысков. Пятнадцатый ребенок (полное имя - Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотарингская) родился 2 ноября 1755 года. Появления Антуан – так называли девочку родные – совпало с лиссабонским землетрясением, унесшим за считанные минуты 80 тысяч жизней португальцев. Тяжелые роды королевы-матери и выбор крестных новорожденной – короля и королевы Португалии – трактовали как плохие знамения.


Детство Марии-Антуанетты прошло в летней резиденции Габсбургов – замке Шенбрунн, красивейшей постройке в стиле барокко. В большой и любящей семье малышку обожали, что не избавило ее от необходимых церемониальных правил. В 3 года Антуан надели корсет, как и всем женщинам семьи монарха. А заметив, что у маленькой эрцгерцогини зубы растут криво, придворный дантист надел ей проволочные насадки.


Воспитывали Марию-Антуанетту по специальной системе: уроки танцев, живописи, истории и правописания учителя дополнили изучением теории государственного управления, математикой и иностранными языками. Принцесс и принцев учили правилам этикета и умению поддерживать светскую беседу. Но Антуан не радовала королеву-мать усердием - девочка по всем предметам имела поверхностные знания.

Преподававший эрцгерцогине танцы знаменитый хореограф Жан-Жорж Новер жаловался на непослушание ученицы, а аббат Вермон, приставленный к 12-летней Антуан воспитателем, находил ее обаятельной, но легкомысленной и воспринимающей лишь те предметы, которые ее развлекают.

При дворе Франции

Браки детей рассматривались монархами в свете укрепления связей между государствами. Не стали исключением и Габсбурги. По совету австрийских дипломатов династические союзы отпрысков династии Габсбургов должны были упрочить шаткое положение Австрии в Европе, для чего эрцгерцогов и эрцгерцогинь женили и выдали замуж за наследников династии Бурбонов.

Не стала исключением и 14-летняя Мария-Антуанетта, которой подыскали пару – французского дофина . Предложения от короля Франции королева-мать добивалась год, а когда оно пришло, охотно ответила согласием и взялась за подготовку любимой Антуан к жизни при французском дворе. Учителя взялись за будущую дофину основательно: танцы, этикет и языки преподавали взбалмошной Марии-Антуанетте в ускоренном режиме. Дочь спала в покоях королевы-матери до самого отъезда.


Мария-Антуанетта и Людовик XVI

Бракосочетание состоялось в апреле 1770 года в Вене. Жениха по доверенности представил французский эрцгерцог, посланный Бурбонами в Австрию. Мария-Антуанетта покинула родину навсегда. В мае прошла церемония передачи дофины: на нейтральной территории Антуан, сменив одежду с австрийской на французскую и попрощавшись с родными и друзьями, отбыла во Францию. Жених с делегацией встретил жену в Компьенском лесу.

Второе бракосочетание состоялось в Версале. Свадебные пиршества длились с 16 по 30 мая. На последний день намечалась кульминация - народные гуляния на парижской площади Согласия. Из-за плохой организации (строительные котлованы и траншеи на площади) пришедший на торжество народ, перепуганный взрывами пиротехнических ракет, бросился врассыпную. Толпа бежала по упавшим людям, десятки из них угодили в котлованы. Число погибших достигло 139. Их похоронили в общей могиле. Это было второе мрачное знамение для Антуан.


Мария-Терезия, понимая, что дочь юна и неопытна, приставила к ней посланника Мерси д’Аржанто, следившего за каждым шагом Марии-Антуанетты.

Брак с Людовиком из-за физического недостатка мужа первые годы оказался неосуществленным: супруги спали в разных комнатах. Любившая увеселения и удовольствия Мария-Антуанетта, разочарованная холодностью супруга, пустилась во все тяжкие. На балах и раутах дофина проводила дни и ночи, давая пищу придворным сплетницам. Семья монархов была в центре внимания и порождала поводы для сочинений памфлетистов. Австрийскую невестку упрекали в неслыханном разврате и вольностях.

Королева

Нравы французского двора Марие-Антуанетте казались слишком чопорными, молодую дофину окружали чужие люди, пытавшиеся извлечь пользу из доверчивой австриячки, не разбиравшейся в дворцовых интригах. Единственным доброжелателем Антуан оставался австрийский посол, сохранившаяся переписка с которым приоткрыла тайны биографии дофины через столетия после ее смерти.


Не обошли вниманием Марию-Антуанетту и литераторы. Книгу о королеве написал . Упоминается героиня в романах , Лиона Фейхтвангера и Генриха Гейне.


Марии-Антуанетте приписывают авторство фразы «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!». Но историки и исследователи утверждают, что история происхождения слов запутанная и автором фразы является другая французская королева – Мария-Терезия. Мария-Антуанетта действительно любила роскошную жизнь и проматывала немалые суммы из казны, за что получила прозвище Мадам Дефицит, но при этом славилась благотворительностью и сочувствовала бедным.

Свержение и казнь

После свержения Людовика XVI и перехода власти к Конвенту королевскую семью заточили в тюрьму. Спустя 5 месяцев монарха казнили, а Марию-Антуанетту перевели из Тампля в башню Консьержери, что на острове Сите на Сене. Планы роялистов по спасению заточенной королевы провалились.


Суд над 38-летней королевой состоялся в середине октября 1793 года. Марию-Антуанетту обвинили в предательстве интересов Франции. Ранним утром 16 октября осужденной зачитали приговор. Палач обрил королеву наголо и сковал руки за спиной. Перед казнью Мария-Антуанетта держалась с королевским достоинством. Она взошла на эшафот сама и легла под нож гильотины, установленной на площади Согласия.

Обезглавленный труп Марии-Антуанетты бросили в общую могилу к погибшим на свадьбе королевы 23 года назад. В 1815 году останки казненной перенесли в аббатство Сен-Дени на севере Парижа. Точное место захоронения в соборе неизвестно.

В моде

  • Неглиже . Мария-Антуанетта освободила дам от узких корсетов и широких юбок, доходивших по объемам до размеров, которые не вмещались в карету. Строгий дресс-код сменился стилем неглиже – домашними костюмами из юбки, лифа и распашной кофты. К неглиже относится и придуманное королевой белое муслиновое платье, напоминавшее ночную рубашку.
  • Чокеры . Желая выглядеть юной, королева прятала места, выдававшие возраст. Руки – под митенками, на щеки наносились румяна, а дряблая шея скрывалась за чокерами – атласными лентами, расшитыми узорами и камнями.
  • Мужские костюмы . Королева, приехавшая на охоту в камзоле и кюлотах, ввела в моду мужские костюмы и жакеты-фраки. Девушки надели мужские шляпы.

  • Мюли . Мария-Антуанетта ввела в моду туфли на каблуке настолько высоком, что удержаться от падения можно было только опираясь на трость. Позже туфли пережили трансформацию и превратились в мюли – изящные шлепанцы на невысоком каблуке с мыском, едва закрывавшим пальцы.
  • Обильный декор и аксессуары . Их – рюш, оборок, гирлянд из цветов, бантов – на платьях дам было так много, что хрупкие женщины казались еще изящней.
  • Цветочный принт . Узоры в виде цветов, букетов, растительных орнаментов – изобретение Марии-Антуанетты. Характеры рисунка на женских платьях менялись, но цветочный принт вошел в моду навсегда.

Четырнадцатого октября 1793 года перед Революционным трибуналом предстала французская королева Мария Антуанетта. А 19 апреля 1770 года в Вене состоялось бракосочетание "по доверенности" гордой австриячки Марии Антуанетты . Так начался ее крестный путь к алтарю, короне Франции и гильотине. Трагическая судьба этой красавицы, королевы Франции и матери короля Франции стала основой для многих картин и литературных произведений знаменитых писателей. Что же осталось в истории?

Своего пятнадцатого ребенка, прелестную девчушку Марию Антонию Йозефу Иоганну (Maria Antonia Josepha Johanna) императрица Мария Терезия Австрийская (Maria Theresia von Österreich) родила 2 ноября 1755 года. В тот день, когда в Лиссабоне произошло сильнейшее землетрясение, отзвуки которого просвещенная Европа ощущала даже в изящной словесности. Подобное совпадение даже в siècle des Lumières - как называли эпоху Просвещения — считались неблагоприятным знамением.

Мария Терезия поинтересовалась у чародея и заклинателя бесов доктора Гасснера, будет ли ее дочь счастливой. И получила от него ответ, не менее загадочный, нежели изреченное древнегреческой пифией: "Кресты найдутся для всех плеч".

В два годика Антуан, так по-домашнему называли малютку, переболела оспой. К счастью, болезнь не оставила на ее прелестных щечках никаких следов. Антуан унаследовала от матери красоту, но была лишена ее работоспособности и характера. Внешность, не вполне лишенная простительных недостатков, например, несколько выпяченная, как почти у всех Габсбургов, нижняя губа. Зато своим шармом Антуан неотразимо действовала на собеседника. На нее решительно нельзя было сердиться.

Властная мать из политических соображений решила заключить брачный союз с Бурбонами. Первоначально на роль невесты для наследника французского престола предназначалась Шарлотта (как называли дома Марию Каролину), бывшую на три года старше Антуан. Младшая числилась во втором составе. Однако перед самым отъездом к жениху, королю Обеих Сицилий Фердинанду I, от оспы скончалась их старшая сестра Мария Жозефа. Ее место заняла Шарлотта.

Аббат Вермон, учивший Антуан "продвинутому курсу" французского, в своем отчете австрийскому послу писал о своей подопечной: "до двенадцати лет никто не приучал ее к усидчивости. Она не столько ленива, сколько легкомысленна, и обучать ее довольно сложно. Впрочем, хлопот она никому не доставит, ибо, живая и смешливая, она не отличается ни выдающимся умом, ни хитростью".

В июне 1769 года король Франции Людовик XV просил Марию Антонию Йозефу Иоганну в жены для своего внука Людовика Августа. По такому случаю устроили грандиозный бал, после чего началась подготовка к свадьбе, назначенной на май 1770 года. Отныне Антуан будут называть Мария Антуанетта (Marie Antoinette).

Жених юной эрцгерцогини, дофин Людовик Август, был старше невесты менее чем на год. Его близорукие водянистые голубые глаза с опаской взирали на окружающий мир. Высокий, склонный к полноте, он был застенчив и скован, однако хорошо учился и знал историю, право, географию, с удовольствием вычерчивал географические карты, имел познания в латыни, говорил по-английски и немного по-итальянски.

Великий Дофин не пришел в восторг от предстоящего бракосочетания. Его родители были настроены против "австриячки", как потом будут в Версале за глаза называть Марию Антуанетту. Не все французы простили Австрии недавнее участие в Семилетней войне (1756-1763) на стороне держав-победительниц.

Мария Терезия обращалась в письме к Людовику: "Моя дочь полюбит вас, я в этом уверена, ибо я ее знаю; но, уверенная в ее любви к вам и в ее заботливости, я прошу вас не лишать ее нежной своей привязанности. Прощайте, дорогой дофин, будьте счастливы и сделайте счастливой ее… я все в слезах… Ваша матушка Мария Терезия".

В шесть часов вечера 19 апреля 1770 года под сводами венского монастыря августинцев папский нунций монсеньор Висконти совершил брачный обряд "по доверенности", соединивший австрийскую эрцгерцогиню с дофином Франции, и благословил обручальные кольца. Дофина представлял брат невесты, эрцгерцог Фердинанд. 21 апреля в половине десятого утра заплаканная девочка-подросток выпорхнула из родного гнезда.

Близкие к престолу Франции придворные в один голос отмечали красоту невесты дофина и особенно ее "природное чувство собственного достоинства", истинную грацию королевы. Французская знать была очарована миловидностью и добрым нравом Марии Антуанетты. Сопровождавший дофину австриец сообщал своей госпоже Марии Терезии, что "никогда еще в этой стране так не встречали ни одну принцессу".

Людовик XV тоже был очарован невесткой. Похоже, равнодушным остался только жених. В день встречи с дофиной Луи записал в своем дневнике: "14 мая 1770 года — встреча с будущей женой". Если учесть, что самым привычным словом в его дневнике было "ничего", даже такая запись может показаться образцом красноречия.

Начались свадебные торжества. 30 мая парижан ожидал грандиозный фейерверк. По какой-то случайности искры от шутих и петард попали в хранилище с пиротехникой. Взрывы вызвали панику, обезумевшая толпа бросилась бежать, а на соседних улицах полным ходом шла ярмарка, где тоже было немало народу. Кареты давили толпу, люди падали в канавы. Погибло 132 человек, около 500 получили ранения. Тела погибших складывали возле церкви Мадлен. Туда в свое время привезут тела Людовика XVI и Марии Антуанетты.

Но тогда карета дофины припозднилась к началу праздника и форейторы успели вовремя повернуть лошадей, чтобы избежать давки. От Марии Антуанетты скрывали подробности трагедии. Одна из придворных дам сказала ей, что в тот день погибло много мошенников. "Но ведь они погибли вместе с честными людьми", — сокрушалась дофина.

Искренняя и благородная дофина частенько доверчиво делилась самыми интимными секретами с придворными дамами. Когда до нее дошли слухи, что Версаль во всю обсуждает ее мужа-импотента, она в сердцах воскликнула: "Как можно быть такими бесцеремонными и публично обсуждать столь личные вещи?" "Мадам, здесь и у стен есть уши", — увещевали ее опытные царедворцы.

В алькове Людовик избегал только физической близости, но с упоением рассказывал юной жене про охоту и слесарное дело. За один день он умудрился настрелять 200 ласточек. Словно финский лесоруб, разглагольствующий при бабах о лесе, а в лесу о бабах, Луи подружился с Антуан. Впрочем, он не разделял ее увлечений музицированием и игрой на сцене домашнего театра.

Людовик XVI и Мария-Антуанетта


19 апреля 1770 года 16-летний дофин Людовик-Август женился на 14-летней Марии-Антуанетте, своенравной и умной дочери Марии-Терезии и Франца I Австрийских. Супруга будущего короля Франции была похожа на обиженного ребёнка, несмотря на величественную осанку и изысканно уложенные вокруг диадемы светлые волосы.

Папский нунций Висконти служил мессу в стенах готического храма под звуки величественных гимнов.

Свадебные торжества омрачились двумя жуткими происшествиями, которые и во Франции, и за её пределами породили суеверное предчувствие, что новобрачных ждёт беда. Во время венчания в Версале придворные, хлынув к алтарю, сбили с ног и насмерть задавили многих (по некоторым сведениям, сотню) швейцарских гвардейцев. А фейерверк на площади Людовика XV, ставшей через 23 года местом казни супругов, завершился страшной давкой - обезумевшие парижане опрокидывали экипажи, топтали друг друга. По одним данным, на этом народном «гулянии» погибли 333 человека, а по другим - более тысячи.

Мария-Антуанетта чувствовала себя в общем счастливой в первые годы супружества. О политике она ещё не думала. Это был весёлый, живой ребёнок. В её распоряжении находилось только несколько книг, учение шло медленно. Она сама не выражала большого желания чему-нибудь серьёзно учиться и немало времени проводила вместе с подругами и друзьями, участвуя в постановке пьес во дворце. Единственным слушателем этих пьес являлся её муж Людовик. Постановка «Ифигении» (в апреле 1774 года) доставила ей неслыханное удовольствие. Успех вскружил голову, и она устроила целый ряд празднеств. Супруга дофина была счастлива.

Неожиданная болезнь Людовика XV приводит к его кончине 10 мая 1774 года. Народ возлагал большие надежды на юного короля. «Мы начали править слишком молодыми», - замечает Людовик XVI своей венценосной супруге.

Мария-Антуанетта чувствует, что вот-вот совершится нечто серьёзное, возможно роковое. Она пишет матери: «Да хранит нас Бог! Что с нами будет? Дофин и я, мы очень боимся, что нам в таком юном возрасте надо будет управлять страной. О матушка, не скупитесь на советы вашим несчастным детям».

Большинство французов наивно и трогательно обожали своего монарха, связывая с ним и его наследниками самые светлые надежды.

Людовик XVI был трагической фигурой: исполненный доброй воли, он руководствовался законами христианства. Он хотел избежать любого применения силы и кровопролития, но из-за своей уступчивости и слабости не смог справиться с исключительными трудностями управления страной.

А вот его супругу, юную австриячку, французы невзлюбили, полагая, что будущий король попадёт под её каблучок, а это неблагоприятно скажется на делах государства. Выяснилось, что Мария-Антуанетта капризна и упряма, что она недопустимо много тратит на наряды и драгоценности, на бесчисленные увеселения и пиршества, что она покровительствует консерваторам и самым ярым защитникам сословных привилегий. К тому же у неё так долго не было детей. Только в 1778 году, через восемь лет после свадьбы, она родила дочь, в 1781-м - первого, а в 1785-м - второго сына.

Считалось, что Мария-Антуанетта обладает невероятной властью, да и она сама производила впечатление влиятельной королевы, тогда как истинное её влияние оставалось до сих пор весьма слабым. Королева и не мечтала о том, чтобы править, как это представляли даже самые серьёзные наблюдатели, она проявляла лишь одно желание - жить в своё удовольствие.

Над Францией уже клубились революционные тучи. Борьба между правительством и парламентом начала принимать острый характер. Народ был недоволен, и, чтобы заглушить его грозный голос, правительство решилось на государственный переворот, дабы одним ударом сломить оппозицию.

Положение короля оказалось затруднительным с самого начала. На его высочайшее имя посылались многочисленные петиции, подписанные политическими деятелями. В них требовались реформы и говорилось, что если последние не будут проведены, королевская власть погибнет. Нервы Людовика были на пределе.

В это тяжёлое для Марии-Антуанетты время её постигает новое несчастье: умирает старший сын, а потом и отец. Это подействовало на королеву угнетающе. Ей всего 34 года, но волосы уже начинают седеть. Кто мог знать в апреле 1770 года, когда она, весёлая, жизнерадостная и счастливая, впервые въезжала в Париж, что её ожидает? Но нужно было принимать быстрые, решительные меры. И ей приходит в голову смелый план - войти в соглашение с руководителями оппозиции. Она же первая намечает Мирабо, этого народного кумира, и Мирабо вполне отдаётся королеве, восхищённый её умом, энергией, предприимчивостью.

«Среди приближённых короля есть только один мужчина, и этот мужчина его жена!» - сказал про неё Мирабо. Королева составляла документы, которые исправлял Мирабо, она пыталась всеми силами удержать на расстоянии грозный призрак революции. К несчастью для неё, болезнь унесла Мирабо в могилу. Рухнула последняя надежда.

С этой минуты началась агония Марии-Антуанетты, а вместе с этим и агония королевской власти во Франции. Император Леопольд несколько раз советовал королеве бежать, но она каждый раз отвергала его предложения.

Единственно, чего она хочет, это покинуть Париж с семьёй и найти безопасное место где-нибудь во Франции. Наконец она решается на бегство. Не она составила план. Она только уступила. И тем не менее, когда план не удался, когда венценосную чету арестовали и доставили обратно в Париж, все стали указывать на Марию-Антуанетту как на виновницу бегства. Она была жертвой, искупавшей чужие грехи.

В 1791 году королева писала сестре Марии-Христине: «Я страдаю днём и ночью, с каждой минутой меняюсь в лице. Мои прекрасные дни прошли, если бы у меня не было детей, мне бы хотелось мирно почить в гробе. Они убьют меня: после моей смерти защищай меня всеми силами… Я всегда заслуживала твоего уважения и уважения всех справедливых людей всех стран…»

В Париже король был в тревоге за себя и своих близких. Правда, ещё 14 июля 1790 года во время Праздника федерации он произнёс клятву на верность народу и закону, вызвав шумное одобрение всех присутствующих и доказав, что его популярность ещё достаточно велика. Король мечтал восстановить во Франции, - пусть даже с помощью войск, в том числе иностранных, - многие прежние порядки, укрепить свою власть.

В ночь на 21 июня 1791 года, подстрекаемый королевой, он вместе с семьёй во второй раз бежит из Парижа в Мец, где находилась армия генерала Буалле, верная Бурбонам. Но и здесь его ждала неудача - в местечке Варенн переодетого короля узнал почтовый чиновник. Под конвоем Национальной гвардии, сквозь враждебные толпы возвращались беглецы в столицу. Законодательное собрание, ставшее преемником Учредительного, отстранило короля от власти, но вскоре восстановило на троне, сохранив за ним лишь титул и право отлагательного вето.

…В ночь на 10 августа 1792 года Париж не спал. Надрывно звонили колокола, сухо трещали выстрелы, грозно ухали пушки. Толпы вооружённых революционеров штурмовали дворец Тюильри. Восстание удалось. Дворцовые чертоги заполнили ликующие победители. Королевская семья была взята под стражу, король был лишён трона и вместе с сёмьей заключён сначала в Люксембургский дворец, а затем в одну из башен Тампля.

Необычному арестанту отвели помещение на третьем этаже с прихожей, столовой, спальней и комнатой для слуги. Его близких разместили на четвёртом этаже.

Отставной государь давал семилетнему сыну уроки географии и латинского языка, играл с желающими в шахматы, гулял по монастырскому двору. При его встречах с Марией-Антуанеттой всегда присутствовали два офицера стражи. Обедали всем семейством в столовой на третьем этаже.

21 сентября Людовика XVI ожидал ещё один удар. Вновь избранное Законодательное собрание - Конвент - приняло декрет о ликвидации во Франции монархии.

20 ноября в Лувре был обнаружен секретный сейф, в котором хранились документы, свидетельствовавшие о тайных связях короля с недругами Франции, в частности, с государями враждебных ей стран. Понятно, что в республике, решавшей судьбу бывшего монарха и его семьи, эти связи были объявлены преступными.

Процесс начался уже 11 декабря в Конвенте. Король держался с большим достоинством. Не соглашался ни с одним из предъявленных ему обвинений. При поимённом голосовании недавний суверен был признан виновным и приговорён к смерти.

Людовику позволили попрощаться с семьёй. За день до казни он долго молился; ночь провёл довольно спокойно и даже спал. Наутро его духовник аббат де Фирмон отслужил в спальне узника мессу. Затем последний, недолгий, но такой страшный путь от Тампля до Площади революции в простом экипаже с двумя стражниками и духовником. На эшафот Людовик XVI взошёл мужественно и твёрдо, к гильотине приблизился, не дрогнув. Он пытался сказать, что невиновен, что прощает своих врагов, но голос его заглушил барабанный бой, а через несколько мгновений его жизнь навеки оборвал нож гильотины. Так окончил жизнь Людовик XVI - единственный во французской истории казнённый король, за 15 лет правления которого не был убит ни один политический заключённый.

Мария-Антуанетта уже больше не королева. Она «госпожа Капет», как язвительно называют её в народе. Вскоре её разлучают с Людовиком, а 21 января она получает его венчальное кольцо - безмолвный знак последнего прощания. 4 июля у неё был взят любимый сын, а вскоре отнята и дочь Мария-Тереза, впоследствии герцогиня Ангулемская. Затем её доставляют в жалкую тюрьму Консьержери и начинается процесс. Королева спокойно и гордо держится на суде.

Мария-Антуанетта с презрением отвечает на обвинение Гебера в безнравственных поступках, гордо и равнодушно выслушивает смертный приговор. И когда 16 октября 1793 года она предприняла своё последнее путешествие - к гильотине, лицо её говорило о полном душевном спокойствии и примирении с судьбой. С уст её сорвались трогательные последние слова: «Боже, просвети и тронь сердца моих палачей! Прощайте навсегда, дети, иду к вашему отцу…»

Дети Людовик Жозеф (Луи Шарль), дофин Франции
Мария Тереза Французская (Шарлотта) (Madame Royale)
Людовик XVII
София-Елена-Беатрис

Австрийская эрцгерцогиня

Мария-Антуанетта появилась на свет 2 ноября 1755 года в Вене и была 15-м ребёнком Марии-Терезии и императора Франца I Лотарингского . Эрцгерцогиня была названа в честь Девы Марии , святого Антония Падуанского , своего старшего брата Йозефа и Иоанна Крестителя . В семейном кругу она носила имя Антуан или Тония. Всех предыдущих своих детей Мария-Терезия произвела на свет без каких бы то ни было проблем. Во время родов последней дочери возникли серьёзные осложнения, врачи даже опасались за жизнь матери. Тяжёлые роды вкупе с землетрясением в Лиссабоне , которое произошло 1 ноября 1755 и унесло множество жизней, стали трактоваться как плохие знамения для новорожденной. Особенно принимая во внимание тот факт, что крестными родителями Марии-Антуанетты были король и королева Португалии, хотя их представителями были эрцгерцог Йозеф и эрцгерцогиня Мария-Анна .

Детство и юность Марии-Антуанетты прошли при дворе, в основном, во дворце Шёнбрунн , в кругу большой и любящей, однако придерживающейся строгих нравов семьи. Уже начиная с трёх лет она должна была носить корсет , как и остальные члены её семьи женского пола. В детстве у эрцгерцогини были не совсем ровные зубы и приказу Марии-Терезии придворный дантист-фразцуз приготовил для нее коррекционные проволочные насадки. Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы. Несмотря на старания педагогов, современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Она предпочитала заниматься скорее играючи, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего, но музыку она любила, играла на арфе и клавесине, флейте, неплохо пела (её учителем музыки был Глюк ). Знания по истории и географии были немного поверхностными. Некоторое время искусство танца Мария-Антуанетта изучала у знаменитого реформатора балета, Жана-Жоржа Новера . Танцевать и радоваться жизни ей нравилось всегда.

По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон . Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что:

У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую, что способности к этому у неё имеются. Я понял, наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её .

По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца, наверное, ни одной книги и старалась избегать серьёзных разговоров.

Видео по теме

Дофина Франции

Союз Габсбургов и Бурбонов

В отличие от успешного претворения своих планов по женитьбе своих сыновей, Мария-Терезия столкнулась с многочисленными проблемами при устройстве браков своих дочерей. Старшая дочь, эрцгерцогиня Мария-Анна, из-за слабого здоровья осталась не замужем. Планы по заключению брачного союза между миловидной эрцгерцогиней Марией-Елизаветой Австрийской и королём Франции Людовиком XV расстроились из-за болезни эрцгерцогини оспой . В то время, как эрцгерцогиня Мария-Кристина Австрийская смогла выбрать себе супруга, герцога Альберта Саксен-Тешенского , по своему желанию, эрцгерцогиня Мария-Амалия Австрийская была выдана замуж против её воли за Фердинанда I Бурбон-Пармского . Эрцгерцогини Иоанна-Габриелла и Мария-Йозефа умерли от оспы, таким образом эрцгерцогиня Мария-Каролина Австрийская заняла место невесты Фердинанда I, короля Обеих Сицилий .

Бракосочетание Людовика и Марии-Антуанетты

Заключение брака между австрийской эрцгерцогиней Марией-Антуанеттой и дофином Франции должно было стать последним и самым грандиозным брачным союзом между династиями Бурбонов и Габсбургов, а также скрепить мир между Францией и Австрией. Мария-Терезия настойчиво добивалась от французского короля официального предложения. Оно было получено в 1769 году . После подписания брачного договора обнаружились значительные пробелы в общих знаниях Марии-Антуанетты и недостаточное владение ею французским языком. Императрицей были приглашены воспитатели, преподаватели танцев и иностранных языков, которые в кратчайшие сроки должны были подготовить юную эрцгерцогиню к исполнению её обязанностей в качестве будущей королевы Франции. С этого момента и до самого отъезда Мария-Антуанетта спала в покоях своей матери.

19 апреля 1770 года состоялось бракосочетание по доверенности, где жениха представлял эрцгерцог Фердинанд. 21 апреля Мария-Антуанетта, в возрасте 14 лет, навсегда покидает Вену. 7 мая прошла церемония «передачи» на «нейтральной» территории, на безлюдном рейнском островке, вблизи Страсбурга. По правилам ритуала девушка должна была расстаться со своими австрийскими друзьями и знакомыми, которые её сопровождали, а также полностью раздеться. Это означало, что она оставляет всё, что принадлежало чужеземному двору и государству, чтобы стать дофиной Франции. Её одели во все французское, и с этого дня австрийская эрцгерцогиня Мария-Антония стала дофиной Франции Марией-Антуанеттой. Королевская семья встретила Марию-Антуанетту в Компьенском лесу .

Мать призывала Марию-Антуанетту вести «спокойную и непредосудительную жизнь» и «прилагать все усилия на благо государства» и надеялась на продолжение дружественных отношений между Францией и Австрией, залога европейского мира, но характер молодой, свободолюбивой женщины не давал ей смириться с "золотой клеткой", муж же, за редким исключением, пресекал ее попытки вмешания в государственные дела, считая их только своим поприщем.

В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Королева желала веселиться, чтобы забыться. Клоака версальского двора с ее интригами, распущенностью и нравственным беспределом чрезвычайно давили на нее, воспитанную в строгих традициях австрийского императорского дома. Те, кто хорошо знал монархиню, ее тонкий вкус и чувство гармонии, удивлялись, каких ничтожных людей она приблизила к себе. За редкими исключениями, это были лицемерные льстецы и интриганы, которые, пользуясь дружбой с ней, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников. Возможно, такой была и ближайшая подруга Марии Антуанетты - графиня де Полиньяк , происходившая из обнищавшей аристократической семьи, которая же, наряду с принцессой де Ламбаль,тем не менее, оставалась верной своей венценосной подруге до самого конца. Взлёт семейства Полиньяков был стремительным. Его члены заняли выгодные должности при дворе. Ежегодно это семейство из королевской казны получало около полумиллиона ливров . Вскоре, доверяя своим " друзьям", королева становится послушным орудием этих недостойных людей из своего окружения. Но счастливые исключения в нем всё-таки были. Например, признанный мастер в искусстве катания на коньках шевалье де Сен-Жорж, который был партнёром королевы на льду. В модном для высшего общества того времени развлечении - катании на коньках - с королевой Франции не могла сравниться ни одна женщина .

Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Королева обратилась к азартным играм. В салон допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. Тем не менее, она и не подозревала, что в ее салоне ведется нечистая игра. По сообщению Мерси д’Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка .

Ещё одной дорогой игрушкой для нее стал Трианон . Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от душившего ее версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество.

С начала революции Мария Антуанетта становится противником конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль ( -6 октября 1789 года) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда королевская семья переселилась в Тюильри , стараясь побудить мужа к решительной деятельности, она завязала переписку с Мирабо для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о недоверие к вождю одной их конституционных партий, которого революционисты впоследствии устранили, уличив в измене. Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 года сильно ухудшила положение монархов, которые к тому времени уже были сильно ограничены в действиях. По предложению своих друзей, королева старалась ускорить австрийско-прусское вторжение , для спасения трона и семьи; но это привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 года тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство, равно, как и в Варенне, при неудавшейся попытке покинуть пределы страны в июне 1791.

Последние дни Марии-Антуанетты

В 12 часов 15 минут королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия . В 1815 году по приказу Карла Десятого (граф д’Артуа) её останки были перенесены в Сен-Дени . Сейчас точное место захоронения в соборе неизвестно.

В литературе и искусстве

Мария-Антуанетта в изобразительном искусстве

Мария-Антуанетта славилась красотой; лучшие портреты принадлежат её подруге, Э. Виже-Лебрен , и Рослену. Известна картина Поля Делароша , изображающая её перед судьями.

Мария-Антуанетта в кино и мультипликации

  • «Мария-Антуанетта », 1938, США, реж. В. С. Ван Дайк Норма Ширер .
  • «Мария-Антуанетта - королева Франции », 1956, Франция-Италия, реж. Жан Деланнуа , в роли королевы Марии-Антуанетты - Мишель Морган .
  • «Джон Пол Джонс » ()
  • «Мария-Антуанетта », 1975, Франция, 4-серийный мини-сериал, реж. Ги-Андре Лефранк, в роли королевы Марии-Антуанетты - Женевьева Казиль .
  • «Леди Оскар» , 1979, Франция-Япония, реж. Жак Деми, снят по сюжету манги Риёко Икэды «Роза Версаля», в роли Марии-Антуанетты - Кристин Бом.
  • «Австрийка », 1989, реж: Гранье-Дефер, Пьер .
  • «История с ожерельем» , 2001, реж: Ч. Шайер.
  • «Мария-Антуанетта» , 2006, реж. С. Коппола , в роли королевы Марии-Антуанетты - Кирстен Данст .
  • «Мария-Антуанетта. Подлинная история» , 2006, Канада-Франция, реж. Франсис Леклер, Ив Симоно, в роли королевы Марии-Антуанетты -