Эскимосы все об их инструментах. Национальная одежда эскимосов. Традиционное жилище эскимосов

Чукотская одежда была глухой, т. е. без продольного разреза спереди или сзади. Как приморские, так и оленные чукчи шили одежду из шкур молодых оленей и нерп. Мужчины на голое тело надевали двойную меховую рубаху (русские ее называли кухлянкой или кукашкой) длиной до колен или короче; нижняя рубаха надевалась мехом внутрь, верхняя--мехом наружу. Она шилась настолько широкой, что можно было свободно внутри нее вытащить руку из рукава. Подол, рукава, а часто и ворот рубахи, обшивались собачьим или росомашьим мехом. Штаны были такжедвойные (верхние из оленьего меха, камуса или из тюленьей шкуры; нижние, как правило, из оленьих шкур), узкие, длиной до щиколоток, плотно обтягивающие ноги. Обувь носили короткую с меховым чулком. Подошва обуви обычно делалась из кожи лахтака или из оленьих щеток (шкура с жесткой шерстью из-под копыт оленя). Кухлянка подпоясывалась ремнем, так что образовывался напуск. К ремню привешивался нож, кисет и другие предметы. Головные уборы чукчи носили редко, даже зимой они ходили с непокрытой головой, надевая шапку главным образом в дороге. Наиболее распространенной была шапка в виде капора; в дороге во время буранов и сильных морозов надевали шапку с накидкой, которая закрывала шею и грудь. Иногда на шею одевали боа из беличьих хвостов. Кроме того, бытовала еще маленькая шапочка с наушниками, закрывавшая лоб и затылок, но оставлявшая открытым темя. Во время снегопадов и пурги надевали матерчатый или ровдужный балахон до колен, с капюшоном. Летнюю одежду и обувь шили из ровдуги и нерпичьих шкур. В дождливую погоду приморские чукчи надевали одежду, сшитую из кишок моржа.

Женская одежда состояла из мехового комбинезона (керкер) длиной до колен, с широкими рукавами и воротом; зимой комбинезон был двойным, летом одинарным, мехом внутрь. Женская обувь делалась такого же покроя, как и мужская, но до колен.

Особых различий в покрое одежды между оленными и приморскими чукчами не наблюдалось.

Дети до 4--5 лет носили специальную одежду типа комбинезона. У грудных детей рукава и штанины зашивались наглухо для тепла. В штанах прорезалось отверстие, закрываемое специальным клапаном, на который клали в качестве подстилки сухой мох или оленью шерсть.

Чукчи в прошлом татуировались. Несмотря на тесное общение с эскимосами, у которых татуировка была сильно развита, у чукчей татуировка была крайне проста: она состояла обычно из небольших кружков по краям рта у мужчин, двух прямых линий на носу и лбу и нескольких линий на подбородке у женщин. Сложная татуировка встречалась только в виде исключения. Назначение татуировки было религиозно-магическое -- защита от злых духов. Бездетные женщины против бесплодия наносили на обеих щеках на равном расстоянии друг от друга три закругленные линии. Татуировка наносилась иглой с тонкой ниткой, натертой сажей или порохом, которую продергивали сквозь кожу. Украшениями у чукчей служили браслеты и ожерелья из бус. Браслеты делались из узкого кожаного ремешка с привязанной на конце бусиной. Мужские прически были весьма разнообразны. Обыкновенно чукчи брили верхнюю часть головы, оставляя волосы у лба и на затылке в виде кружка; иногда такой же кружок волос оставляли вокруг самой макушки. Обычная прическа женщин -- две туго заплетенные косы, концы которых связывались вместе ремешком; иногда в косы вплетали бусы или бисерные привески.

Dr. Константин Богомолов ,
имидж-дизайнер и аналитик моды,
руководитель Международного учебного центра «Bogomolov’ Image School»

Название этого этнического стиля происходит от французского «esquimau», что в буквальном переводе означает «эскимосский». Но в действительности этот модный термин является довольно условным, так как под ним подразумеваются мотивы национальной одежды не только эскимосов Гренландии, Канады, Аляски и Чукотки, но и других народов, населяющих северные территории, в частности, Скандинавию, Карелию, Сибирь и Дальний Восток. Этот стиль нередко называют также арктическим или северным (arctic style, nordic style).

История стиля

Интерес моды к северным мотивам впервые возникает в конце 1930-х годов. Это было связано с популяризацией горнолыжных курортов, на которых по понятным причинам были совершенно неуместны элегантные городские наряды. Но публика желала и на заснеженных склонах выглядеть стильно. Высокая мода отреагировала на возникший запрос и предложила своим клиентам соответствующий гардероб, основанный на функциональной спортивной одежде и приправленный северной экзотикой.

Характерные примеры этой курортной моды можно увидеть в знаменитом голливудской мюзикле «Серенада солнечной долины» 1941 года. Герои фильма демонстрируют нам стильные куртки аляски, меховые тулупы, дубленки с меховой отделкой и лыжные свитеры со скандинавскими орнаментами.

Но в 30-40-е годы эти вещи пока не являлись модным трендом в прямом значении этого понятия. Ведь их популярность была ограничена лишь рамками горнолыжных курортов, а разгуливать в них на городских улицах еще не было принято.
Лишь к 70-м годам, когда коммерческая мода активно обратилась к этническим мотивам разных стран и народов, стиль eskimo превратился в устойчивую фэшн-тенденцию. Северные мотивы заняли свое достойное место в нашем зимнем гардеробе и с тех пор уже не покидают его.

Приметы стиля

Наше самое знаменитое приобретение у северных народов – это, пожалуй, куртка аляска или парка (alaska jacket, parka jacket). Это куртка длиной до колена с меховым капюшоном, набитая синтетическим волокном. Слово «парка» заимствовано из ненецкого языка, оно означает «шкура животного». Парка была создана в 50-е годы в Америке для военных летчиков, в основу ее дизайна была положена традиционная одежда эскимосов Арктики. На протяжении нескольких десятилетий парка являлась чисто функциональной одеждой рыболовов, охотников и фермеров, но в 80-е годы благодаря рэперам и брейкерам она вошла в молодежную моду.

Анорак – ветронепроницаемая куртка с капюшоном и большим карманом-кенгуру на животе, она не имеет застежки и надевается через голову. Ее название происходит от гренландского слова anoraq , которым называют одежду эскимосов из кожи северного оленя или тюленя.

Эскимосский капюшон (eskimo hood) – идеальный головной убор для защиты от холода. Он изготавливается из той же шкуры, что и парка, и пришит к ней. Для большего комфорта и красоты оторочен мехом песца, росомахи или собаки. У эскимосских женщин капюшон имеет дополнительную функцию – под ним они прячут детей, которых носят на спине.

Шапка-ушанка (ushanka hat) – принято считать, что она происходит от национальной одежды коренных жителей северной Сибири. В XIX веке стала столь популярна в России, что приобрела статус национального русского головного убора. Но подобный дизайн шапки присутствует также в традиционном гардеробе других северных народов, в частности, скандинавов. А в Америке такую шапку обычно называют alaskan hat .

Унты – меховые сапоги, являющиеся неотъемлемой частью национального костюма арктических эскимосов. В переводе с эвенкийского языка слово «унта» означает «обувь». В английском языке используют названия mukluks, eskimo boots или inuit boots («инуиты» – это самоназвание эскимосов, в переводе с их языка – «люди»). Традиционные унты изготавливаются из собачьего или оленьего меха и украшаются кусочками песцовых или заячьих шкурок.

С популярностью унтов активно соперничают их дальние родственники угги (uggs или ugg boots) – сапоги из овчины. Строго говоря, угги присоединились к северному стилю «незаконно», так как на самом деле они являются пришельцами с юга – из Австралии и Новой Зеландии, где появились в гардеробе фермеров приблизительно в XIX веке. Но современные обувные модельеры очень часто микшируют в своем дизайне унты с уггами, тем самым смешивая крайний север с дальним югом.

Лыжный свитер (ski sweater) – бесспорный хит в семействе северного стиля. Он существует под множеством разных названий: лопапейса или исландский свитер (lopapeysa or icelandic sweater), люсекофта или норвежский свитер (lusekofte or norwegian sweater), скандинавский свитер (scandinavian sweater) или попросту северный свитер (nordic sweater).

Главная примета северного свитера – это характерные геометрические орнаменты, в частности восьмиугольные звезды, а также стилизованные изображения оленей, снежинок и северного сияния. Во всем разнообразии вариантов дизайна такого свитера наиболее классической является версия с полукруглым орнаментированным «ярмом» (yoke), охватывающем плечевой пояс – этот элемент был позаимствован скандинавами из национального костюма гренландских женщин, который был украшен бисерным воротником-наплечником такой формы.

Бум производства таких свитеров в странах Скандинавии приходится на послевоенные 50-е годы, и они сразу превращаются в предмет национальной скандинавской одежды. В Европе и Америке скандинавский свитер пришелся по душе любителям лыжного спорта и стал неотъемлемой частью зимней спортивной униформы, получив название ski sweater. А к концу 60-х годов он проник и в гардеробы столичных модниц.

Среди актуальных сегодня заимствований у народов севера очень популярны также стилизованные орнаменты и декор . Например, орнаментальные изображения пасущихся оленей, выныривающих моржей и плывущих рыб, а также геометрические узоры, напоминающие скандинавские и гренландские руны. Украшения из рогов северного оленя и моржовых клыков, инкрустации из кожи, бисерные плетения и вышивки, отделки из кусочков меха и цветных лент.

Современные интерпретации

Несмотря на устойчивую популярность перечисленных базовых элементов стиля eskimo , современные дизайнеры не ограничиваются лишь их повторением – они придумывают все новые и новые фэшн-интерпретации северных мотивов, смело смешивая Гренландию с Чукоткой и Скандинавию с Сибирью. Наиболее яркие и креативные примеры можно найти в коллекциях Chanel и Dolce & Gabbana 2010-го, Oscar de la Renta 2011-го, Moncler 2013-го, Alexander McQueen 2014-го года.

Также заслуживают внимания стильные фантазии на северную тему голливудского модельера Мишель Клэптон, которые она воплотила в костюмах «одичалых за Стеной» в знаменитом сериале «Игра престолов» 2011-2014 годов.

Современные эскимосы расселены в северных частях нескольких континентов. Численность этой северной этнической общности составляет около ста пятнадцати тысяч человек. Большая часть из них живет в Гренландии, на Аляске и Канадском севере. В чукотском автономном округе живет полторы тысячи эскимосов.

Эскимосы разговаривают на множестве диалектов двух языковых групп (инупик и юпик), принадлежащих к эскимосско-алеутской семье. Окончательное этническое формирование эскимосов закончилось к концу второго тысячелетия до н.э. Предки современных эскимосов пришли на Чукотку, Гренландию и арктическое побережье Америки в первом тысячелетии нашей эры.

Обитали эскимосы в суровых арктических условиях на протяжении тысячелетий. Они создали культуру, которая максимально приспособилась к жестокому отношению со стороны природы. Результатом тысячелетней борьбы стало изобретение иглу (снежных жилищ в форме купола), жировых ламп, лодок-каяков, гарпунов с поворотными наконечниками. Интересно, что эскимосы не имели родо-племенных отношений (во всяком случае, в 19 веке, когда ими заинтересовались исследователи). В верованиях сохранился шаманизм.


Эскимосы Сибири называют себя югыт, что означает «настоящие люди» и разговаривают на диалектах языка юпик и русском языке. Родство велось по линии отца и невеста забиралась в дом семьи мужа. Меновая торговля привела к появлению имущественного неравенства и появлению крупных торговцев, становившихся «хозяевами земли».

Религиозные представления эскимосов

Религия современных эскимосов – христианство. Но верования предков глубоко укоренились в сознание эскимосов. Поэтому верования носят смешанный характер и отдать перевес какой-то одной мировоззренческой позиции сложно. Космологические представления тоже достаточно интересны. Традиционные верования не являются религией в обычном понимании.

Важно!!!

Сущее не управляется никем – ни Богом, ни божествами, и никаких наказаний за содеянное никто не несет. Тысячелетия жизни в условиях суровой природы научили этот народ не верить, но бояться.

В мифологии эскимосов есть живые существа (в основном недобрые), которые отвечают за те или иные явления или группу живых существ (белых медведей, морскую фауну и др.). Верования эскимосов говорят, что все вокруг имеет душу (или дыхание) – анирниит. С этим связано ритуальное выбрасывание части туши убитого животного для его восстановления.


Но эскимосы видят духов не только в животных. В дожде оны видят плач умерших, населяющий верхний мир, а северное сияние - это небесная игра покинувших этот мир детей. Сходные группы существ (растения или животные, обитающие в море) относились к одного класса духам и их можно было призывать посредством хозяина этих групп. Приход к эскимосам христианства анирниит стали ассоциировать с душой и другой терминологией христианства.

Злые духи

Их называют Туурнгаит. Они существуют отдельно от физических тел, очень злобные и являются причиной всех неудач. Бороться с ними могут только шаманы с помощью ритуальных действий. Считается, что шаманы могут их поработить для борьбы со свободными туурнгаит.


Шаманы

Ангакуит – так их называют эскимосы. Выполняют функции лекарей и духовных наставников. В помощь брали себе духа, посредством которого врачевали, советовали, как поступать в житейских ситуациях, призывали или отгоняли духов, заклинали, толковали знаки, призывали погоду и т.п. Во время ритуальных действий пользовались бубнами, особыми песнями и ритмичными движениями.

Как обучались шаманы?

Никакого специального обучения у шаманов не было. Они уже должны рождаться с соответствующими задатками и наклонностями. И нужно только выждать, чтобы они проявились.

Мир духов включал добрых и злых, насылающих болезни и другие несчастья. Добрые духи ассоциировались с различными животными. Для защиты от злых духов эскимосы имели при себе амулеты. Посредником между духами и людьми выступал шаман.


Ритуалы и праздники

Покровителем охотников в море была касатка. Ее изображение охотники всегда носили при себе. Частым персонажем народных преданий был ворон. Все праздники и ритуалы касались промыслов. Праздники Голов (посвящался моржовому промыслу), праздник, посвященный китовой охоте (проводился вначале и конце сезонов охоты) и т.д.

Погребальный обряд

Покойников облачали в новые одежды и стягивали ремнями, набрасывая поверх оленьи шкуры. Умерший не должен был запоминать последней дороги, чтобы исключить его возвращение к живым. А выносили его из жилища в проделываемый для этого ход, который потом заделывали. Перед ритуалом проходила трапеза. Покойного после этого выносили в тундру, где оставляли вместе с разрезанной одеждой и сломанными вещами, обкладывая камнями.


Промысел

Добыча морского зверя – был основным промыслом эскимосов, который обеспечивал их едой, шкурами для постройки жилья и шитья одежды, костями для изготовления орудий труда и остовов для жилищ, жир использовался в качестве топлива. Промысел вели с помощью гарпунов с отделяющимися наконечниками поплавками, на тюленей охотились сетями из китового уса. Передвигались по воде на байдарах и каяках.


Жилье, кухня и одежда

Жилище с каркасом из камней и китовой кости дважды обкладывали шкурами оленей. Вверху оставалось вытяжное отверстие. Зимой выстраивался подземный коридор для выхода.

Одежду шили глухую с утеплением из перьев птиц или меха оленей. На ноги обували меховые унты. Практиковалась татуировка на лице. Шитьем одежды и приготовлением пищи занимались женщины.

Пищевой рацион состоял из мяса морских животных, моллюсков, кореньев, морской капусты. Выменивалось мясо оленей, которое очень ценилось. Домашняя утварь была скудной. Изготовлялась из дерева и кожи морских животных.


Вывод:

Суровые условия существования наложили свой отпечаток на способ жизни, верования и представление эскимосов об окружающем мире. Основной промысел – морская охота, дававшая все необходимое для жизни. Непосредственная жизнь в природе вела к естественному страху перед природными явлениями, одухотворению и поклонению им.


Древние жилища эскимосов Чукотки.

  Численность – 1 719 человек (на 2001 г.).

  Язык – эскимосско-алеутская семья языков.

  Расселение – Чукотский автономный округ.

Самый восточный народ страны. Живут на северовостоке России, на Чукотском п-ове, в США - на о-ве Св. Лаврентия и на Аляске (около 30 тыс.), в Канаде (около 25 тыс.) - инуиты, в Гренландии (около 45 тыс.) - калилииты. Самоназвание - юк - «человек», югыт или юпик - «настоящий человек». Использовались также местные самоназвания: унгазигмит или унгазикцы - чаплинцы (Унгазик - старое название с. Чаплино), сиренигмит, сиреникцы, навукагмит - науканцы.

Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы: юпик (западную) - у азиатских и аляскинских и инупик (восточную) - у гренландских и канадских. На Чукотском п-ове юпик делится на сиреникский, центральносибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.

Происхождение эскимосов спорно. По-видимому, их прародиной была Северо-Восточная Азия, откуда они переселились через Берингов пролив в Америку. являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих. Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. Мясо, внутренности и жир морских животных ели, жиром обогревали и освещали жилище, из костей изготавливали орудия труда, оружие, утварь, остовы жилищ, шкурами покрывали жилище, обтягивали байдары, каяки, шили из них одежду и обувь.

  Рукоятка ножа с изображением моржа. Кость

До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с обоюдоострым наконечником стреловидной формы (пана), поворотный гарпун (унг’ак’) с отделявшимся наконечником из кости: при попадании в цель наконечник поворачивался поперек раны и отделялся от древка. Чтобы добыча не утонула, к наконечнику тонким ремнем прикрепляли поплавок (ауатах’пак) из целой нерпичьей шкуры: один - при охоте на моржа, три-четыре - при охоте на кита. Такой гарпун используют и современные китобои. Сети для ловли тюленей изготавливали из тонко нарезанных пластин китового уса и из ремней лахтачьей шкуры. Добивали раненого зверя каменным молотком (нак’шун). Женскими орудиями труда были нож (уляк’) и скребок с каменным или металлическим вкладышем для выделки шкур (як’ирак’). Нож имел лезвие трапециевидной формы с закругленным режущим краем и деревянную рукоятку.

Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников. В больших байдарах совершали дальние переезды и военные походы. Каяк - мужская охотничья лодка длиной 5,5 м для преследования морского зверя. Каркас ее делали из тонких деревянных или костяных планок и обтягивали моржовой кожей, сверху оставляли люк для охотника. Весло обычно было двухлопастным. Водонепроницаемый костюм с капюшоном из нерпичьих шкур (тувилик) наглухо скрепляли с краями люка так, что человек и каяк представляли собой как бы единое целое. Управлять такой лодкой трудно, поскольку она очень легка и неустойчива на воде. К концу XIX в. каяками почти не пользовались, в море стали выходить в основном на байдарах. По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером», а с середины XIX в. - цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовали также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах-«ракетках» (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи, подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных, укрепленных на обуви шипов из кости.

  Эскимосские мячи - символ солнца, плодородия, магический лечебный амулет

Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной - на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

Важнейшим объектом промысла был морж. Весной его добывали на плавучих льдах или с ледовой кромки длинным копьем или гарпуном, летом - на открытой воде с лодок или на лежбищах копьем. Тюленей отстреливали с каяков короткими металлическими дротиками и гарпунами, с берега - гарпунами, на льду - подползали к зверю или подстерегали его у отдушины. На нерпу в начале зимы расставляли подо льдом ставные сети. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверей. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей, горных баранов, птиц, ловили рыбу.


До XVIII в. эскимосы жили в полуподземных жилищах с каркасом из костей кита

Поселения располагали в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.

До XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын’лю). Стены делали из костей, дерева, камня. Длинные кости китовых челюстей либо бревна плавников служили несущими опорами, на которые клали поперечные балки, также из челюстей кита. На них настилали потолок из китовых ребер или деревянных брусьев. Потолок покрывали сухой травой, затем слоем дерна и слоем песка. Пол мостили костями черепа и лопатками кита. Если в таком жилище жили постоянно, то делали два выхода: летний - на поверхности земли (на зиму его заделывали) и зимний - по подземному коридору. Стены коридора укрепляли позвонками кита. Отверстие в крыше служило для освещения и проветривания. Если землянку строили с одним входом, то летом ее покидали, оставляя для просушки, и жили во временном жилье.

В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мынтыг’ак), похожие на чукотскую ярангу. Они были круглыми в основании, внутри разделялись на две части: холодную (натык) и теплый полог (агра). Освещал и отапливал полог глиняный жирник (наник) в форме продолговатого неглубокого блюда с одним или двумя выступами для фитилей из мха.

Летнее жилище - четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена с входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.

  Из нерпичьей замши - мандарки чукчи, эскимосы, коряки и алеуты шили одежду, летние торбаса, тапочки, сумки и пояса

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. одежду делали также из птичьих шкурок. Мужской костюм состоял из узких натазников из нерпичьей шкуры, коротких рубах-кухлянок из оленьего меха (аткук), меховых штанов до колен и торбасов. Летняя кухлянка одинарная, мехом внутрь, зимняя - двойная, мехом внутрь и наружу. Летом для предохранения от сырости поверх нее надевали матерчатую камлею или плащ с капюшоном из моржовых кишок. Зимой во время дальних поездок пользовались широкой кухлянкой до колен, с капюшоном. Кухлянку из оленьих шкур перетягивали поясом (тафси).

На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Края подошв загибали вверх и засушивали. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках).

  Летняя обувь. Конец XIX в.

Женщины носили более широкие, чем у мужчин, натазники, поверх них - меховой комбинезон (к’алъывагык) до колен, с широкими рукавами; зимой - двойной. Обувь была такая же, как у мужчин, но повыше, из-за более коротких штанов. Одежду декорировали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы украшали себя, протыкая перегородку носа или нижнюю губу и подвешивая моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.

  Женщины украшают татуировкой лоб, нос и подбородок, а мужчины - только уголки рта

Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.

Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали две косы, мужчины стриглись, оставляя длинные пряди на макушке, либо гладко выстригали макушку, сохраняя кружок волос вокруг нее.

Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, мороженым, вареным. На зиму квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценили оленину, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных. Летом и осенью в большом количестве употребляли морскую капусту и другие водоросли, ягоды, съедобные листья и корни.

Эскимосы не сохранили родовой экзогамии. Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Поселение состояло из нескольких групп родственных семей, зимой занимавших отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Мужчины такой общины составляли байдарную артель. С середины XIX в. старшины артелей стали собственниками байдар и при распределении добычи получали большую часть. Главой селения был умилык - самый сильный и ловкий член общины. С конца XIX в. наметилось социальное расслоение, выделилась верхушка богатых, эксплуатировавшая неимущее население. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

  По крою эскимосские торбаса из шкуры нерпы относятся к поршневидному типу обуви

Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов-хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, которого называли Силъа. Он был творцом и хозяином Вселенной, следил за соблюдением обычаев. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злых духов представляли в виде великанов, карликов либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. Для защиты от них носили семейные и индивидуальные амулеты. Добрых духов отождествляли с животными. Существовали культы волка, ворона и касатки, которая покровительствовала морской охоте летом, а зимой, превратившись в волка, помогала охотнику в тундре.

В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который был посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о таком посредничестве.

Умерших одевали в новую одежду, связывали ремнями, голову покрывали шкурой оленя, чтобы дух умершего не мог видеть дороги, по которой его несли, и не вернулся. С этой же целью покойника выносили через специально проделанное в задней стене яранги отверстие, которое потом тщательно заделывали. Перед выносом тела совершали трапезу. Покойника уносили в тундру и оставляли на земле, обложив небольшими камнями. Одежду и ремни разрезали, вокруг раскладывали предварительно переломанные вещи, принадлежавшие умершему. На местах ежегодных поминальных обрядов выкладывали из камней кольца диаметром 1-2 м, которые символизировали души умерших родственников, и ставили столбы из китовых челюстей.

  Старейшая жительница о-ва Врангеля - Инкали (из семейного архива Г.А. Ушакова)

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты, - «проводы кита», либо весной - «встреча кита». Существовали также праздники начала морской охоты или «спуск байдары на воду» и праздник «моржовых голов», посвященный итогам весенне-летнего промысла.

Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак - «весть», «новость» и на унипамсюк - рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Наиболее широко известен миф о девушке, не желавшей выходить замуж. Отец в гневе выбросил ее из лодки, и она, в конце концов, стала владычицей моря и матерью всех морских животных (Седна). Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание. Известны сказки о животных, о брачном союзе женщины с животным, о превращениях человека в животное и наоборот.

К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода. Изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.

Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на «большие» общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли, и «малые» интимные - «песни души». Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна. Шаманские песни-гимны исполняют на общественных праздниках, а «песни души» поют от имени духа-помощника, вселившегося в поющего. Песенные заклинания шаманов считали магическим средством воздействия на людей при лечении или мщении обидчику, они помогали во время охоты. Песни звучат в мифах, сказках, преданиях. Танцевальная музыка неразрывно связана с поэзией и танцем.

Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами) - занимает центральное место в музыке. Среди других звучащих инструментов - перчатки с костяными пластинами-погремушками, деревянный посох с костяными погремушками, колотушка для ударов по бубну (у шаманских бубнов она более массивна, обшита мехом и имеет костяные погремушки на ручке), подвески-погремушки из костей на кухлянке (обрядовая принадлежность шамана - предсказателя погоды), ударный или щипковый хордофон. На нем имитировали мелодии или, заменяя бубен, сопровождали пение.

Продолжают развиваться традиционные промыслы - рыболовство, охота на морского зверя, а также меховая мозаика, вышивка подшейным волосом, резьба и гравировка по кости. Производство изделий на продажу для некоторых резчиков стало единственным средством существования.


Исполнитель игрового танца Юрий Кайгигун из пос. Ново-Чаплино

Сохраняются традиционные верования, шаманизм , песни и танцы. Далеко за пределами Чукотки известен ансамбль «Эргырон».

В школах изучают национальный язык. Созданы учебник «Эскимосский язык» и эскимосско-русский и русско-эскимосский словари.

На эскимосском языке выходит приложение к окружной газете «Крайний Север» «Мургин Нутэнут» («Наш край»). Передачи на эскимосском языке готовит Гостелерадиокомпания «Чукотка».

Подъему национального самосознания и возрождению культуры способствуют общественные организации - Общество эскимосов «Юпик», национально-культурный центр «Киягныг» («Жизнь»), Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки и Союз морских зверобоев.

статья из энциклопедии
"Арктика – мой дом"

Дата публикации: 16.03.2019 г.

КНИГИ ОБ ЭСКИМОСАХ

Арутюнов С.А., Крупник И.И., Членов М.А. Китовая аллея. М., 1982.

Меновщиков Г.А. Эскимосы. Магадан, 1959.

Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов. М., 1964.