Стэнли Кубрик: новатор в кинематографе второй половины XX столетия. С широко закрытыми глазами

» в 1997 году. Премия Оскар за лучший спецэффекты за фильм 2001: Космичесская одиссея

Спартак

Доктор Стрейнджлав

Постер к фильму «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»

В 1964 году Кубрик выпустил сатирический фильм «Доктор Стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил бомбу», который затрагивал тему холодной войны. Фильм был снят в 1963 году и выпущен в прокат в 1964 году . В главных ролях играли актеры Питер Селлерс и Джордж С. Скотт.
После выхода в прокат фильм получил множество одобрительных отзывов. По мнению многих ветеранов Стратегического авиационного командования США, именно «Доктор Стрейнджлав» наиболее точно отражает реалии этой организации . Интересным является и то, что Питер Селлерс в «Докторе Стрейнджлаве» сыграл трех разных персонажей: президента США Меркина Маффли, доктора Стрейнджлава и капитана Лайонела Мандрейка.

Переезд в Великобританию

Решив обосноваться в Англии, Кубрик купил Эббот Мид, усадьбу под Лондоном, неподалеку от киностудии в Боремвуде. Его семья поселилась в доме, обнесенном высоким забором, и почти никого не принимала. Словно для того, чтобы подчеркнуть свое двойное гражданство, режиссер сохранил свою нью-йоркскую квартиру в районе Центрального парка.

Кубрик редко давал интервью, поэтому о нем ходило немало слухов. «Мне случалось с удивлением читать, - говорил он, - что из-за страха перед аварией я запрещаю шоферу ездить со скоростью свыше пятидесяти километров в час и при этом надеваю хоккейный шлем. Но у меня никогда не было личного водителя. А еще писали, что я смертельно боюсь насекомых и даже установил в саду хитроумное устройство против комаров. Все это полный бред».

А вот авиаперелетов он действительно боялся. В 1950-х годах Стэнли чудом избежал катастрофы во время своего первого самостоятельного полета. С тех пор он предпочитал совершать дальние путешествия на трансатлантических кораблях.

Космическая одиссея 2001 года

Мировую славу Кубрику принесла грандиозная фантастическая эпопея «Космическая одиссея 2001 » (1968), завоевавшая премию «Оскар» за использование спецэффектов и комбинированные съемки.

Приступая к работе над фильмом, Кубрик в марте 1964 года посвящает в свои планы ещё малоизвестного тогда фантаста Артура Кларка . Вместе они работают над сценарием. «Он хотел сделать фильм, который все признали бы действительно хорошей научной фантастикой», - рассказывал Кларк .

Стэнли Кубрик, задумав «сделать картину о связи человека со вселенной», стремился к документальной достоверности. Причудливые контуры космических кораблей, парящих во вселенских просторах, не были художественным вымыслом. Их эскизы были предоставлены специалистами НАСА , которые разрабатывали перспективные модели межпланетных кораблей. Единственным «злодеем» в фильме является компьютер по имени ГАЛ 9000 (в некоторых версиях ХАЛ 9000) (названный так по начальным буквам «двух совершеннейших ответвлений науки» - «герменевтики» и «алгоритмики»). Техника, созданная человеком, бросает ему вызов.

В 1984 году режиссером Питером Хаймсом был снят сиквел фильма «Космическая одиссея 2001 » получивший название «2010: год, когда мы установили контакт ». Этот фильм является экранизацией второй книги в серии «Космическая одиссея» Кларка. Но в работе над продолжением Стэнли Кубрик не принимал никакого участия. В результате «2010» не приобрел такого количества поклонников, как его предшественник.

Заводной апельсин

Кубрик продолжал использовать классическую музыку в Заводном апельсине, используя её в момент драк

Настоящую сенсацию вызвал и следующий фильм Кубрика - «Заводной апельсин » (1971) по одноименному сатирическому роману Энтони Бёрджеса. Объясняя название своей книги, писатель рассказывал, что услышал это выражение в пивном баре. На жаргоне лондонских «кокни» оно означает примерно то же, что «с приветом» или «с тараканами в голове».

Дочь Кубрика Вивиан сняла документальный фильм о том, как создавалось «Сияние». Ее работу показали по английскому телевидению, правда, перед этим Стэнли убрал из фильма несколько не совсем лестных своих изображений и сделал подборку кадров для рекламы в зарубежном прокате.

Цельнометаллическая оболочка

С широко закрытыми глазами

Только в 1997 году он приступил к съемкам мрачной семейной драмы «С широко закрытыми глазами ». Главные роли в картине сыграли Том Круз и Николь Кидман, бывшие в то время супругами. С этой прощальной работой режиссера связано много слухов. Кубрик приобрел права на экранизацию рассказа австрийского писателя Артура Шницлера еще в 1968 году. Фильм «С широко закрытыми глазами» (1999) снимался в течение почти двух лет в обстановке секретности. Мнения о картине разошлись кардинально - от «совершенно невразумительной драмы» до «последнего шедевра XX века».

Смерть

7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом «Широко закрытых глаз », Стэнли Кубрик умер. Режиссер оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте . Он хотел снять грандиозную эпопею о жизни и смерти этого великого человека. Однако после того, как фильм Бондарчука «Война и Мир» провалился в прокате, Кубрик не смог найти денег на свой проект. После смерти режиссера осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвященных Наполеону.

Искусственный разум (Искусственный интеллект)

Искусственный разум был одним из проектов законченный другим режиссером. В течении 80-х и начала 90-х годов Кубрик вместе с писателями начал писать сценарий к фильму, на том момент носивший название "Пинокио", или "Искусственный разум".
Сюжет фильма основывался на коротком рассказе Брайана Олдисса «Суперигрушек хватает на всё лето» («Супер-роботы живут все лето» - в других переводах) (Super-Toys Last All Summer Long), который Кубрик превратил в длинный рассказ состоящий из 3 актов. Сюжет рассказывал сказку о роботе-андроиде, пытающийся понять людей, их чувства, эмоции.
Кубрик послал телеграмму Стивену Спилбергу , с просьбой снять фильм. На что Спилберг принял предложение. В 2001 году, после смерти Стенли Кубрика фильм был выпущен на экраны. И получил множество одобрительных отзывов. В главных ролях сыграли Хэйли Джоэл Осмент , Джуд Лоу и Уильям Хёрт .
Фильм выиграл в пяти номинациях кинопремии «Сатурн» , включая номинацию «Лучший научно-фантастический фильм», а также номинировался на «Оскар » в 2002 году за «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучший оригинальный саундтрек».

Режиссёрский почерк

Стенли Кубрик в большинстве своих фильмов в основу сюжета выбирал существующий роман, затем договаривался и вместе с автором редактировал сюжет для будущей экранизации. Во многих его фильмах можно услышать голос за кадром (в основном от главного героя) комментирующий некоторые сцены.
Начиная с фильма «Космическая одиссея 2001 года » во всех его фильмов, за исключением «Цельнометаллическая оболочка » используется предварительно подготовленные записи классической музыки. Кроме того, он часто использует веселое звучание поп-музыки в сценах изображающих разрушение и уничтожение, особенно в заключительных титрах или последних кадрах фильма. .
В своем обзоре «Цельнометаллической оболочке», Роджер Эберт отметил, что многие фильмы Кубрика используют крупные планы, где используется голова персонажа, наклоненная вниз, и его глаза, направленные вверх . Кубрик также активно использует широкоугольную съемку, характер отслеживания съемки, специфическое использование крупных планов , необычное панорамирование, наплыв и использование кадров с длинными параллельными стенами. Многие из фильмов Кубрика имеют отсылки на предыдущие фильмы Кубрика. Наиболее известным примером этого является появление альбома с саундтреком фильма «2001 год: Космическая одиссея », в магазине Мелодия в фильме «Заводной апельсин ». Менее очевидным является ссылка на художника с именем Людовик в «Барри Линдоне » из фильма «Заводной апельсин ».

Личная жизнь

На съемках фильма «Тропы славы» Стэнли Кубрик встретил немецкую певицу Кристину Харлан , девушку поющую в одной из сцен фильма. В 1958 году они поженились. У Стенли это была уже вторая жена после Руз Соботки. К этому времени у Кристины была маленькая дочь - Катерина. Позже она родила ещё двух дочерей: Анну и Вивиан.

Характер

Стэнли Кубрик редко говорил открыто о своей личной жизни, это породило множество мифов и слухов о нём. В то время как режиссер снимал фильмы, в прессе ходили слухи о нем, как о безумном гении или о сумасшедшем. После его смерти его семья и близкие отрицали оба этих факта.
Кубрик редко давал интервью, поэтому о нем ходило немало слухов.
Авиаперелетов Кубрик боялся с того момента, когда в 1950-х годах Стэнли чудом избежал катастрофы во время своего первого самостоятельного полета. С тех пор он предпочитал совершать дальние путешествия на трансатлантических кораблях. После переезда в Англию он редко покидал страну в течение последних сорока лет его жизни.
Кубрик в последние годы его жизни мало появлялся на публике, из-за чего у общественности не было представления о внешнем виде режиссера. Что дало авантюристу Алану Конуэю повод появляться в клубах под именем Стэнли Кубрика. Конуэй стал главным героем фильма «Быть Стэнли Кубриком ».

Семейное камео

Дочь Стэнли Кубрика, Вивиан, снялась в камео-роли в «2001: Космическая Одиссея» (как дочь Хейвуда Флойда), в «Барри Линдоне» (как девочку на дне рождения молодого Брайана Линдона), «Сияние» (как участник бала призраков), а также в «Цельнометалицеской оболочке» (как репортер). Его падчерица Екатерина снялась в «Заводном апельсине» и «С широко закрытыми глазами». Его жена Кристиана Кубрик сыграла в фильме «Тропы славы» как Сюзанна Кристиан, а также гостья в кафе в «С широко закрытыми глазами».

Фильмография

  • - Летящий падре / Flying Padre
  • - День схватки / Day of the Fight
  • - Страх и вожделение / Fear and Desire
  • - Морские наездники / The Seafarers
  • - Поцелуй убийцы / Killer’s Kiss
  • - Убийство / The Killing
  • - Тропы славы Paths of Glory
  • - Спартак / Spartacus
  • - Лолита / Lolita
  • - Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb
  • - Космическая одиссея 2001 / 2001: A Space Odyssey

26 июля родился гениальный американский кинорежиссер Стэнли Кубрик, который ко всему прочему являлся талантливым фотографом.

Еще до того как стать известным режиссером, Стэнли Кубрик фотографировал в школьной газете. В день смерти президента Рузвельта он и послал его в журнал Look — фотографию напечатали, и вскоре автора приняли в штат. Журнал нанял Кубрика в 1945 году, когда ему было всего 17 лет. За время своей работы в журнале с 1946 по 1951 год Кубрик отснял порядка 12 тысяч фотографий, из которых опубликована была лишь малая часть. Известный немецкий искусствовед Райнер Кроне совсем недавно обнаружил в архивах негативы и распечатал лучшие снимки для проходящей по всей Европе выставки(www.mostrakubrick.it). В хранится примерно 20 000 негативов мастера.

В каждом представленном кадре можно найти ростки кубриковского киноязыка. Есть то необъяснимое, обволакивающее зрителя волшебство, какое мы привыкли видеть в его фильмах. Кубрик всегда очень хорошо знал, какого эффекта он хочет добиться. И именно это умение и стремление к совершенству он потом взял с собой в мир большого кино.

Зазывала, 1948

Изобретатель, 1948

Бокс, 1947

Нью-Йоркское метро, 1947

Любовники, 1947

Чистильщик обуви, 1947

Уличные игры, 1947

Игрушка, 1947

Студентка, 1948

Колумбийский университет, 1948

Этот снимок особенно примечателен тем, в какое время он был снят. На фотографии мы видим 5 ученых, все они являются представителями разных стран и конфессий. Все они они согласовывают с собой решения и проводят научный эксперимент. В послевоенные годы это казалось чем-то из разряда фантастики.

Возлюбленные, 1948

Бетси, 1950

Джаз снова в ходу. Нью-Йорк. Март 1950

Будни восходящей звезды, 1950

Возможно, лучшая съемка - репортаж о Розмари Уильямс, статистке с яркой внешностью, которая так и не стала известной актрисой. В истории этой девушки, не сделавшей театральной карьеры, есть что-то рифмующееся с историей самого Стэнли Кубрика, не сделавшего карьеры фотографа.

Монтгомери Клифт, 1947

Миф, 1948

Пэдди Вэгон, 1948

Таксист, 1948

В марте 1948 года Кубрик, увлекавшийся с детства цирком, отправился в тур с американской цирковой компанией «Ringling Bros. and Barnum & Bailey Circus». Во время путешествия он снимал жизнь труппы: репетиции, дрессировки, игры.

Без боли, Март 1948

Кассир, Март 1948

Цирк, Март 1948

Дрессировщик, Март 1948

Трюкач, Март 1948

Я ненавижу любовь, 1950

Автопортрет

Дополнительная информация

Alex Coghe
Брассай

Ли Фридлэндер

Анни Лейбовиц

Как вы думаете, зачем люди делают автопортреты? И даже давайте сузим нашу область интересов и скажем так: зачем люди снимают автопортреты? Почему не попросить кого-то сделать тебе хороший портрет, ведь самому себя снимать неудобно, нетехнологично, да и скучно, казалось бы. Однако нет, практически все - от великих фотографов до обычных телефоновладельцев - снимают себя практически с утра до вечера и с вечера до утра. Последние, правда, сильно чаще первых. В чём причина? Давайте разбираться.

Как и в любом другом направлении фотографии, в автопортрете можно выделить два противоположных вектора, две силы, которые определяют действия фотографа. Это исследование и репрезентация. С помощью камеры, как творческого инструмента, можно понять что-то новое о жизни самому, а можно попытаться убедить в чём-то окружающих, «продать» им некую идею, некий смысл. Ну и, конечно, можно взять обе этих компоненты в некой пропорции, сделать своего рода визуальный салат, попытаться что-то понять самому и одновременно в чём-то убедить зрителя. Часто, стоя на выставке перед работой, ты не понимаешь, какую именно задачу решал фотограф, и это затрудняет восприятие увиденного. Забавно как раз то, что автопортрет в каком-то смысле самый «чистый» жанр, в нём легче всего считать эту разницу в задачах, определить цель, с которой делался кадр, понять, к кому обращался автор - к себе или к зрителю.

Ричард Аведон Эдвард Штайхен Мартин Парр

Эрвин Блюменфельд Ирвин Пэнн Андрэ Кертеш

Диан Арбус Роберт Мэпплторп Ман Рэй

Эллиотт Эрвитт Хельмут Ньютон Салли Манн

Другое дело - автопортреты серьёзных авторов. Здесь ситуация прямо-таки зеркальная: свой внутренний мир автор не представляет, а исследует, он им не бахвалится, он им интересуется; а свою внешность старается сделать наиболее обыденной, типичной, характерно-узнаваемой (отсюда камеры, вспышки и прочие фотопринадлежности) , но не эффектной. Серьёзному автору обычно не нужно одобрение окружающих относительно его внешности или его внутреннего мира, ему не важен социальный статус, который даст «улыбчивая» карточка, ему, вообще, в значительной степени не важно чьё-либо мнение о его автопортрете, ведь главный зритель - он сам.

В селфи же мнение зрителя, количество «лайков» - это альфа и омега , святой Грааль, смысл существования изображения. Серьёзный фотограф, привыкший с помощью камеры познавать реальность, в какой-то момент может обратить свой интерес на себя как на объект реальности и в первую очередь начнёт исследовать не внешнее, а внутреннее содержание объекта, поскольку именно из исследования внутреннего содержания рождается понимание внешней формы. Посмотрите на автопортреты Аведона, Брандта, Дианы Арбус, Мартина Парра, Салли Манн, Майкла Аккермана - разглядывая их, вы в первую очередь будете задумываться о том, что же за человек перед вами, какой он, кто он, почему он видит себя таким, что он, вообще, думает о жизни. И посмотрите типичные сетевые селфи, которые вызывают лишь два вида реакции - физиологическую и «ну вот же придурок».


Стэнли Кубрик
Антуан Д"Агата

Питер Бирд

Ричард Аведон

Мне часто приходится слышать мнение, что селфи - следствие нарциссизма. Но это не так. Давайте вспомним, в чём проблема нарцисса? Это в первую очередь невозможность полностью и однозначно ответить на вопрос «кто я?», постоянное сомнение в себе, неспособность собрать цельную и логичную картинку, невозможность осознать себя-в-реальности, помноженное на зацикленность на своей важности и значимости. Скорее автопортреты серьёзных авторов являются последствием нарциссизма той или иной степени тяжести, характерного для большинства творческих людей. Да и хорошо известно, что нарциссизм часто встречается у успешных влиятельных мужчин, занимающих руководящие должности, у людей состоявшихся и цельных. А много вы видели в Сети селфи директоров банков или владельцев заводов, газет и пароходов? Я - нет. Селфи же в большинстве случаев - прямой продукт инфантилизма и профессиональной/личностной несостоятельности, своего рода просьба о помощи, которую современное общество не только не может, но и не хочет предоставить.

Итак, остается вопрос, стоит ли делать автопортреты, и если да - то зачем? Я бы сказал так: если хочется сделать серьезный автопортрет, то надо перестать изображать что-то специально для камеры, наоборот, надо попробовать ей исповедоваться, что ли. Снять все маски и попытаться понять, как же ты выглядишь без масок. И это не вопрос фокусного расстояния, штатива, типа камеры, освещения и тому подобной техномагии (это все вопросы служебные, а не коренные, изначальные) , это вопрос честности к себе как к автору и как к личности.

26 июля 1928 года родился один из самых влиятельных и новаторских кинематографистов второй половины XX столетия Стэнли Кубрик. В честь дня рождения американского кинорежиссера мы решили кратко вспомнить и проиллюстрировать основные вехи его творческого пути.

Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье евреев — выходцев из Восточной Европы.


Кубрик со своим отцом Джейкобом


Стэнли Кубрик со своей сестрой Барбарой

В школе учился средне, но затем наверстал упущенное: почти профессионально играл в шахматы, невероятно много читал. Расставшись с детской мечтой о карьере джазового барабанщика, он увлекся фотографией и к концу 40-х стал одним из лучших фотокорреспондентов журнала Look.

Стэнли Кубрик в детстве



Стэнли Кубрик, автопортрет

Он посещал вольнослушателем занятия в Колумбийском университете, не пропуская ни одной кинопрограммы в Музее современного искусства, а на жизнь подрабатывал игрой в шахматы на деньги.


Кинорежиссер Стэнли Кубрик за работой

В 1951 году дебютировал в кино документальной короткометражкой «День схватки» — о боксере Уолтере Картье, который некогда был героем одного из кубриковских фоторепортажей.


США. Нью-Йорк. 1948 год. Боксер Уолтер Картье получает указания от секундантов. Этот бой стал основой первого фильма Стэнли Кубрика « День схватки»

В 1953 дебютирует игровым фильмом «Страх и желание», снятым для фирмы РКО на деньги, взятые взаймы у друзей. В 1954 вместе с продюсером Джеймсом Б. Харрисом организовал собственную кинокомпанию и через год выпустил малобюджетный фильм «Поцелуй убийцы», где снова выступал в качестве продюсера, сценариста, оператора и монтажера.


Мастер за работой


Кадр из фильма «Страх и желание»

Жесткий, пессимистичный и захватывающий фильм Кубрика «Убийство» (1956) отлично прошел в прокате и понравился критикам. Тем не менее, первым фильмом Кубрика, вызвавшим международный резонанс, стали все же «Тропы славы» (1957) — военная драма о том, как из-за некомпетентности командиров на фронтах первой мировой войны полегла французская пехота.


Съемки «Тропы славы»

Во Франции ленту запретили, а в соседней Бельгии прошли стихийные демонстрации протеста офицеров запаса. Это был первый, но далеко не последний скандал в карьере Кубрика.

Постер к фильму «Тропы славы»

В 1961 году Стэнли Кубрик переезжает в Англию. Не вписавшись в голливудскую систему стандартов, Кубрик физически отдалился от нее. Принято считать, что «настоящий Кубрик» начался со «Спартака» (1960).


Стэнли Кубрик на съёмках фильма « Спартак» , 1960 год

В 1962 режиссер покусился на скандальный романа В. Набокова «Лолита». Неизбежная из-за цензурных соображений корректировка образа главной героини смягчила акценты и интонации Набокова, и критика, обвинявшая его прежде в цинизме, заговорила о склонности Кубрика к «черному юмору».


Кадр из фильма «Лолита», 1962 год

По современным западным представлениям, главными фильмами Кубрика остаются антивоенная сатира «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» (1964), «2001: Космическая одиссея» (1968) и «Заводной апельсин» (1971).


«Доктор Стрейнджлав , или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»



«Заводной апельсин» — культовый фильм-антиутопия 1971 года


Грандиозная фантастическая эпопея «Космическая Одиссея 2001» завоевала премию «Оскар» за использование спецэффектов и комбинированные съемки и стала эталоном научно-фантастического фильма. После этого можно было уже ничего не снимать, почивая на лаврах, но Кубрик успешно справился и с «Заводным апельсином» по роману Берджеса, и с «Сиянием» по роману Кинга.


Стэнли Кубрик во время съемок

Особое место в творчестве этого режиссера занимают экранизации. Все полнометражные ленты Кубрика являются экранизациями, где режиссер выступает, не как среднее звено между писателем и потенциальным зрителем, а как полноправный автор. Именно благодаря ему Артур Кларк вошел в число живых классиков научной фантастики, а Энтони Берджесса сейчас, похоже, помнят исключительно по экранизации «Заводного апельсина».


Стэнли Кубрик делает фотографию Розмари Уилльямс для журнала Look в 1949 году



Режиссер Стэнли Кубрик

В 1975 году Стэнли Кубрик экранизирует роман Уильяма Теккерея «Барри Линдон» — эта самая «простая» лента режиссера получает наибольшее количество номинаций на «Оскар».


Стэнли Кубрик на съёмках фильма «Барри Линдо» (1975)

За две недели до премьеры «Сияния», которая должна была состояться в Штатах 23 мая 1980 года, Кубрик все еще вносил изменения в фильм. Единственным мерилом для Кубрика был он сам, и он считал необходимым доводить каждый свой опус до совершенства.


За кулисами «Сияния»

После этого был «Цельнометаллическая оболочка» — фильм вышел после стоуновского «Взвода» и сравнений было не избежать. Рецензии были разные, по большей части восторженные. Те кто сравнивал две эти ленты находили, что «Цельнометаллическая оболочка» другая, более темная сторона гуманистических воспоминаний Оливера Стоуна.


Стэнли Кубрик

После того как в 1958 году режиссер чуть было не погиб во время полета из-за технических неисправностей пилотируемого им самолета, он решил никогда больше не летать. Волею судьбы Кубрик остался жить в Англии. Стэнли даже не приехал в Калифорнию на похороны своих родителей в 1985.


От собственного дома он удалялся больше чем на пятнадцать километров лишь когда принимался за очередные съемки. Но при этом всем, кто работал в его команде, ставилось обязательное условие: съемки происходят исключительно в Англии, декорации любой сложности делаются в Англии, натуру, даже экзотическую, находят только в Англии.


Стэнли Кубрик считался главным к инофилософам конца 20-го века

Так, картина «Цельнометаллическая оболочка» о войне во Вьетнаме снималась в захолустном Бектоне, пригороде Лондона, а африканскую пустыню из ленты «Космическая Одиссея 2001» — в дюнах прибрежного района Ливерпуля.


Кубрик с актёрами Киром Дулли и Гари Локвудом

7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом «Широко закрытых глаз» Стэнли Кубрик умер.


Том Круз, Стэнли Кубрик , Николь Кидман

С этой прощальной работой режиссера связано наибольшее количество слухов и кривотолков. Кубрик приобрел права на экранизацию рассказа «Traumnovelle» австрийского писателя Артура Шницлера еще в 1968 году и готовился к съемкам 30 лет. Мнения об этой ленте разошлись кардинально — от «совершенно невразумительной драмы» до «последнего шедевра ХХ века».