Кадом. Милостиво-Богородицкий женский монастырь. Рязанская область, Кадом. Отец Афанасий. Кадомский Свято-Милостиво-Богородицкий монастырь Где находится кадом

Посёлок Кадом - административный центр одноимённого района, простирается вдоль обоих берегов реки Мокша. В 59 километрах от его окраин находится железнодорожная станция, обслуживающая участок дороги на линии Рязань - Рузаевка .

История

Впервые Кадом упоминается в Никоновской летописи, датированной началом 13 столетия. Ранее его жители проживали выше по течению Мокши. Селение именовалась Старый Кадом. В 15 столетии произошло масштабное затопление вследствие разлива реки.

Последовавшее разрушения домов вынудило жителей покинут обжитое место и переселиться в более безопасное. На песчаных холмистых возвышенностях, ниже по течению Мокши, они основали новое поселение и назвали его Кадом. Позже здесь возвели крепость.

В середине 15 столетия селение передали в удел Касиму - казанскому царевичу. С того периода и до конца 17 столетия Кадом находился в составе Касимовского ханства. В эпоху Смуты селение захватили поляки, позже вытесненные русскими войсками. Более века, в период с 1652 по 1764 годы, действовал монастырь.

В 1779 году Кадому присвоили статус уездного города. Спустя почти столетие число его жителей превысило 7360 человек. Были открыты 4 церкви и женский монастырь. Городской статус Кадом утратил в советский период, в 1926 году.

Градообразующим предприятием современного посёлка является швейное производство. Местная фабрика выпускает знаменитую венизную вышивку ручной работы. В посёлке открыт краеведческий музей с уникальными экспонатами. В Доме культуры активную деятельность ведут творческие группы.

Отец Афанасий: сила Бога правит миром

Люди в большинстве своём веруют в Бога. Ведь сам Господь сотворил нас такими, вложив в сердца наши стремление поклоняться Ему, Всемогущему Творцу всего движимого и недвижимого.

Для помощи нам, запутавшимся в жизненных дебрях, и трудятся такие иноки, как архимандрит Афанасий (Культинов), духовник Милостиво-Богородицкого женского монастыря в г.Кадоме Рязанской области.

К нему едут со всех концов России, чтобы получить его верный совет, чтобы послушать его тихие искренние рассуждения о православной вере, о духовных целях каждого, кто пришёл в этот мир.

Отец Афанасий умеет подобрать такие ёмкие и точные слова, что ему веришь безоговорочно.
Это и неудивительно: мудрый старец за свои более чем 70 лет жизни повидал многое, и тяжёлые испытания сделали его душу здравомысленной, прозорливой и сострадательной.

На пути в монашество его наставниками были настоящие подвижники веры ХХ столетия - о.Иоанн Крестьянкин и архимандрит о.Алипий; его рукоположение в священство почтили своим присутствием будущий Святейший патриарх Кирилл и архимандрит Авель (Македонов).

В своих воспоминаниях о.Афанасий особенно выделяет ту роль, которую сыграли в его судьбе служители Никольского храма в Касимове о.Василий Романов, о.Владимир Правдолюбов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Именно они и начали его воспитывать, что привело впоследствии к твёрдому решению мирского человека Анатолия Культинова отбросить в сторону все достижения - достойную профессию (2-й помощник капитана на судне), репутацию хорошего работника - и пойти на церковное служение, чтобы стать в дальнейшем широко известным о.Афанасием.

Огромное волнение вызывают в каждом верующем воспоминания о.Афанасия о проповедях архимандрита Иоанна, умевшего Словом Божьим вознести разум и сердце слушателя на небеса, умевшего поднять и возвысить человека над греховной юдолью нашей.

Имея таких великих учителей, подвижник Божий будущий отец Афанасий и сам становился великим, готовясь к ежедневному подвигу молитвы к Богу и любви к ближнему своему.

Отец Афанасий готов выслушать любого человека, понимая, как нелегко живётся нам в этом нечестивом мире, и его непоколебимое упование на помощь Бога укрепляет паству в истинной вере в Жизнедателя, с которым пребудем вечно. Старец Афанасий сам страдает болезнью ног, но смиренно терпит физические мучения и учит смирению нас, многогрешных. Он молится за нас, и благодарные люди рассказывают, как молитвы о.Афанасия исцеляли их, облегчая недуги телесные и душевные.

Паломники, посещающие святую обитель в Кадоме - Свято-Милостиво Богородицкий монастырь, - восторженно говорят о том особом состоянии души, которое возникает во время бесед с о.Афанасием.

Каждого человека, словно нежным облаком, окутывает сострадательная любовь старца ко всем людям, его горячее желание облегчить тяжкую жизненную ношу людскую. Отец Афанасий воспринимает горе обращающихся к нему как своё собственное горе, молясь за них Богу денно и нощно.

Не упустите возможность увидеть воочию человека, избравшего для себя трудную дорогу и целеустремлённо идущего по ней к Вечности.
Обращайтесь к нам - и мы поможем вам посетить Кадомский Свято-Милостиво Богородицкий монастырь в удобное для вас время.

Запись в поездку к старцу Афанасию (Кадом)

Кадом – малый городок в Рязанской области, расположенный на р. Мокше у оз. Кадомец.

«Город Кадом – чисто православный город, – писал в 1875 году священник Иван Кобяков. – Все граждане Кадома набожны и усердны к храмам Божиим».

С 1997 года в Кадоме восстанавливается Милостиво-Богородицкий женский монастырь. Он ведет свое начало с 1793 года. Тогда несколько девиц из купеческого и мещанского сословия, желавшие жить по-монашески, обратились к игумении рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой найти им руководительницу. Игумения прислала к ним свою послушницу, дочь псаломщика Екатерину Горскую, весьма опытную духовно. Иноческую жизнь в общине она устроила по уставу Саровской пустыни. С самого начала община духовно окормлялась саровскими старцами. По преданию, позже сам преподобный Серафим посетил обитель.

До большевистского переворота в монастыре были почитаемые иконы Божией Матери византийского письма: «Милостивая» («Киккская»), в честь которой называется обитель, и «Цвет неувядаемый», а икона «Достойно есть» и образ великомученика и целителя Пантелеимона были написаны на Афоне специально для обители. В наши дни, когда монастырь, милостью Божией, стал восстанавливаться, произошло неожиданное: в Киккском монастыре на Кипре специально для кадомской обители была вновь написана икона Божией Матери «Милостивая». С великим торжеством икона была встречена на рязанской земле!

Большой вклад в возрождение монастыря внес духовник монастыря архимандрит Афанасий (Культинов).

Уникальное место есть недалеко от города, его не минует ни один паломник. Это целебный источник Паника. Название его происходит от эрзянского слова, близкого по значению к глаголу «загонять», «прогонять». Вероятно, в глубокой древности здесь было становище для охотников, куда они приносили свою добычу. В памяти народа Паника с давних пор сохраняется как место, к которому приходили на молитву христианские отшельники, скрывавшиеся в глухих кадомских лесах. Сам источник находился под большим дубом, называвшимся «деревом мучеников», а неподалеку стояла часовня во имя пророка и крестителя Иоанна Предтечи и лежал камень с красноватыми пятнами, имеющими вид разлитой крови, за что именовался «камнем мучеников». Старожилы рассказывают предание прапрадедов: по ночам старцы-отшельники собирались в часовне и совершали всенощное бдение, а по утрам снова уходили на уединенную молитву.

Со временем об источнике стало широко известно, к нему начали стекаться богомольцы из разных краев, и в XIX веке здесь была возведена церковь, в которой духовенство Кадома каждое воскресенье служило литургию. А в дни престольных праздников – 24 июня и 29 августа (Рождество Иоанна Предтечи и Усекновение честной его главы) при стечении тысяч богомольцев служилось всенощное бдение и устраивались ярмарки.

Сегодня вид места, где находится источник, несколько отличается от описанного в старых книгах – вырублен лес, нет храма, но вода Паники не теряет своей целительной силы в утешение всем, кто с верой в Бога приходит на это благословенную землю.

Сайт монастыря: http://kadom-monastir.ru/

Маршрут

Рязань → г.Кадом→ Рязань

Программа поездки:

03.45- Молебен о путешествующих в Николо-Ямском храме.

04.00 - Отправление от Николо-Ямского храма (ул. Циолковского, д.8).

06.30. (ориентир.) –Прибытие г. Кадом. Милостиво-Богородицкий женский монастырь.

Божественная Литургия. Поклонение святыням монастыря. Духовная беседа с духовником монастыря о. Афанасием. Посещение святого источника.

В рубрику "Исчезнувшие города"

Если вам посчастливится попасть в живописные места земли рязанской, то мой вам совет - не пропустите небольшой городок Кадом, историей своей уходящий в глубокую старину и до сих пор впечатляющий приезжих своей исконно русской красотой. Он раскинулся на берегах живописной реки Мокши (приток реки Оки).

Сейчас это поселок городского типа, административный центр Кадомского района Рязанской области. Поселок расположен на обоих берегах реки Мокша, в 245 км от Рязани, в 61 км к северо-востоку от железнодорожной станции Сасово на линии Рязань — Рузаевка. Население — 5333чел.

Между тем городок этот - один из древнейших на рязанщине. Кадом известен с 1209 г., впервые упоминается в Никоновской летописи. В XV в. Старый Кадом был покинут жителями вследствие разрушительных разливов реки Мокши. Новый населенный пункт был основан на песчаных холмах в шести километрах ниже по течению, где была построена Кадомская крепость.

Кадом, находясь на переднем крае восточных рубежей славянской колонизации, в XII-XIII вв. оказался в центре борьбы за новые земли и торговые пути. А на территории, которая условно названа Кадомским краем, шел процесс слияния различных этнических групп. Она была своего рода контактной зоной, где смешивались славянские племена с финно-уграми.

В середине XV в. Кадом с округой был отдан в удел казанскому царевичу Касиму и до конца XVII в. был в составе Касимовского ханства. В Смутное время Кадом был захвачен польскими интервентами. В 1652—1764 гг. здесь существовал мужской монастырь.

С 1779 г. Кадом — уездный город Тамбовского наместничества. В 1787 г. был выведен за штат. В 1861 г. в Кадоме насчитывалось 7365 жителей, действовало четыре церкви, женский монастырь. Статус города Кадом носил до 1926 г., затем утратил его, но в 1958 г. был утвержден поселком городского типа.

С названием города связана не одна легенда. Предание гласит, что среди дремучего леса на большом холме в центре Кадома была построена крепость, и у ее подножия возникли Пушкарская и Стрелецкая слободы. На Вознесенском холме существовало славянское городище. На этом холме стояла крепость хана Кадыша. По одной из легенд выходит, что основательницей города следует считать русскую девушку Вассу. В дни татарского нашествия, а может быть, и до этого времени, христианская девушка - подвижница Васса, находясь рабою у мордвы, бежала из плена. Преследовать ее пустился хозяйский сын. Бежал он быстро - вот-вот нагонит. Добежала Васса до левого берега Мокши и бросилась в реку, чтобы утопить себя, но чудом была спасена и выкинута на правом берегу реки живая. Очнувшись и едва собрав силы, пошла она от берега по дремучему лесу и от бессилия едва поднялась на высокий холм, как раз на тот, где теперь кадомская кладбищенская церковь (сейчас называется Вознесенской горой). Но там вновь изнемогла и лишилась чувств. Природа, однако, взяла свое. Придя в себя, Васса утолила голод, набрав орехов и наломав дягиля. Орехов в тех лесах всегда было большое изобилие, а дягиль мясист и вкусен. Потом сыскала в горе для себя расселину и приютилась кое-как. Наступившие холода заставили ее покрыть и загородить свое убежище, устроить себе жилье «как дом». Она обжилась и решила посвятить себя пустынной жизни. Много лет прошло в отшельничестве. Обладая даром предсказания, Васса стала известной жителям окрестных селений, которые приходили к ней для исцеления недугов или за благими советами. Пещера, в которой она жила зимой и летом, не имела ни печки, ни очага, но всегда была теплой, «как дом». Приходящим с разных сторон нравилась эта местность, и они мало помалу начали селиться на этой горе. А после ее кончины это новое поселение получило название «Как Дом», в воспоминание ее пещеры, теплой «как дом» - Кадом.
Немало еще версий о происхождении названия «Кадом» выдвигается историками и лингвистами. Но, как бы то ни было, древнее имя города осталось нетронутым на протяжении веков.

Сведения о Кадомском крае можно встретить не только в трудах историков и архивных документах, но и в справочной и мемуарной литературе, в работах по топонимике и энтографии. Кроме того, о событиях давних лет рассказывают легенды и предания.
Упоминается же Кадом летописцем в связи с убийством в городе рязанского тысяцкого Матвея Андреевича. Существует несколько версий, которые выдвинули историки, объясняя причину этого убийства, в разное время, - попытка рязанцев захватить тогда еще мордовский Кадом; стремление усмирить непокорных жителей города, сражение рязанских дружинников с булгарами, а, может быть, с половцами. Но что бы ни стояло за гибелью тысяцкого - Кадом в начале XIII в. был уже довольно важным торговым, административным и сторожевым пунктом на восточных рубежах Рязанского княжества, где, по свидетельству археолога Н.В.Говорова, уже в XII в. соприкасались и переплетались поселения славян и мордвы.

После того, как в 1779 г. Кадом стал уездным городом Тамбовского наместничества, в 1781 г. ему был утвержден герб: в верхней части щита губернский герб - на лазоревом поле улей и три пчелы, а в нижней половине - в золотом поле два положенных крестообразно молотила, в знак изобилия Кадома и его уезда хлебом. Современный герб разработан художником Михаилом Шелковенко и утвержден решением Кадомской районной Думы от 9 июля 1998 г. (№48). В зеленом поле два молотила накрест, сопровождаемые во главе тремя пчелами; все фигуры золотые. В золотой вольной части со скругленным углом - старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой - золотое украшение (городок) с зеленым самоцветным камнем.

Природа дала городку все, о чем может мечтать русский человек: чистый воздух, голубые озера, заливные луга, сплошное кольцо хвойных и смешанных лесов. А сам городок привольно расположился в живописной местности — природной достопримечательностью Кадома являются невысокие живописные холмы. Они придают скромному городку своеобразный и неповторимый облик. По происхождению - это геологические отложения ледникового периода, так называемые останцы, хотя в народе существовала легенда о том, что «горы» в Кадоме рукотворные, мол, насыпали их в старину по приказу хана Кадыма, чтобы надежно защитить город от нападения врагов и будто бы возвышались они сплошной стеной, да потом река разделила их надвое.

Легенда впечатляет. И все же холмы, высота которых от 18 до 25 м, оставил отступающий ледник. С 1977 года они охраняются государством как исторические ландшафтные объекты.

Всякий, кто приезжает в Кадом впервые, находит время подняться на холмы. Оттуда открывается чудесный вид. Улицы и дома, мост через речку, просторы ближних лугов и далекая стена леса - эта панорама выразительна в любое время года. Но даже не все местные знают, как называется каждый из холмов. Здесь практически в любое время года человек, любящий русскую природу, может отдохнуть и получить заряд положительной энергии.

Кадомчане прикладывают большие усилия к тому, чтобы улицы были чистыми, ухоженными и радовали глаз обилием зелени и цветов. Удивительные следы на земле оставили события прошлого, воплощенные в памятники старины, дошедшие до наших дней.
Три столетия назад в Кадоме дало корни удивительное искусство, «импортированное» из славного итальянского города Венеции - вениз. Знатоки утверждают: венецианское кружево в самой Венеции давно уже существует только в музейных залах. Здесь, в глубине рязанско-мордовских лесов, «кадомское чудо» до сих пор живо.

Особый интерес Кадом предоставляет для православных россиян. В двух храмах регулярно проводятся службы, праздничные богослужения и церковные обряды. В Кадомский Милостиво-Богородицкий женский монастырь приезжает большое количество паломников как на богослужения, так и для общения с известным священнослужителем архимандритом Афанасием.

Уникальное место есть недалеко от города - это целебный источник Паника. Название его происходит от эрзянского слова, близкого по значению к глаголу «загонять», «прогонять». Вероятно, в глубокой древности здесь было становище для охотников, куда они приносили свою добычу. Сегодня вид места, где находится источник, несколько отличается от описанного в старых книгах - вырублен лес, нет храма, но вода источника до сих привлекает к себе всех паломников.

Кадомчане не теряют веры в возрождение своего древнего города, надеются, что его исторические памятники будут восстановлены. Не смотря ни на что Кадом до сих пор не утратил самобытности и поражает своей неброской красотой.