Что лихие 90. "Лихие девяностые": описание, история и интересные факты. Нетрадиционные способы лечения: Чумак и Кашпировский

Image caption Cхема расположена на задней части монумента

Скульптор Салават Щербаков, создавший памятник Михаилу Калашникову, в разговоре с Русской службой Би-би-си допустил, что на монументе могла быть по ошибке изображена схема немецкого автомата "Штурмгевер". Он выразил готовность внести правки в композицию, если ошибка будет подтверждена.

Накануне историк Юрий Пашолок на своей странице в "Фейсбуке" сообщил, что заметил на одном из элементов памятника знаменитому советскому оружейнику взрыв-схему немецкого автомата StG 44. Эта схема расположена на задней части монумента, где изображены различные модификации автомата Калашникова.

"Ошибка закрасться могла. Мы советовались со специалистами [при работе над памятником]. Но если появился еще какой-то специалист, который думает по-другому, мы с благодарностью примем от него информацию, если что-то неверно - подправим. Но никакого злого умысла, что кто-то подсунул какую-то козу, чертика или дьявола, такого нет", - заявил Щербаков.

"Ошибиться мог я? Мог. Может он [Пашолок] оказаться неправ? Пока у меня впечатление, что он неправ. Но я с ним не встречался", - добавил скульптор.

Он отметил, что при работе над памятником обращался в музеи и архивы, но "что-то брали и из интернета". "В интернете могли закрасться ошибки, уже было такое", - сказал Щербаков.

"Я думаю, он [указавший на ошибку] патриот, наверняка, поэтому мы с ним найдем общий язык. Может мы что-то даже внесем еще по его совету", - заключил скульптор.

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS Image caption Салават Щербаков на открытии памятника Калашникову в Москве

То, что на одном из элементов памятника изображена схема "Штурмгевера", подтвердил также эксперт по стрелковому оружию, официальный интернет-представитель концерна "Калашников" Максим Попенкер.

"Я не знаю, почему эта схема там оказалась - из-за чьей-то некомпетентности или по злому умыслу. Но ее нужно оттуда убрать. В идеале - взять "консультантов", которые это пропустили, дать им в руки наждачную бумагу, и пускай стирают дочиста", - написал он в "Фейсбуке".

В работах Щербакова не в первый раз находят ошибки. В 2014 году на памятнике его авторства - "Прощание славянки" у Белорусского вокзала в Москве - была замечена немецкая винтовка "Маузер". Впоследствии винтовку с памятника спилили.

Полезная ошибка

В Российском военно-историческом обществе (РВИО), выступившем заказчиком памятника Калашникову, уже признали, что ошибка имела место, и пообещали, что она будет исправлена.

"Мы хотим поблагодарить того человека, который заметил этот чертеж, поскольку до сегодняшнего дня специалистами в устройстве автоматов мы не были. И сейчас мы указали на это скульптору Салавату Щербакову. Он находится на месте и собирается эту плиту демонтировать, поскольку действительно он и его подмастерье что-то напутали", - заявил агентству Москва исполнительный директор РВИО Владислав Кононов.

Он добавил, что у заказчика было только одно требование - к той модели автомата, что находится в руках у Калашникова. "Все остальное - полет творческой фантазии скульптора и его помощников, поэтому пусть разбираются, они сейчас будут исправлять эту ошибку", - подчеркнул Кононов.

Вместе с тем он отметил, что произошедший инцидент подтверждает то, что Калашников был самостоятельным конструктором и не опирался на чужие разработки.

"Благодаря ошибке, сделанной по вине скульптора, каждый желающий видит, что StG и автомат Калашникова - это совершенное разные автоматы, и обвинять Калашникова в заимствовании категорически неверно", - заключил директор РВИО.

Калашников против Шмайссера

Версия, согласно которой Калашников скопировал свой автомат с немецкой штурмовой винтовки StG-44 конструкции Хуго Шмайссера, всплывает регулярно и сейчас вновь активно обсуждается в интернете.

Сторонники этой гипотезы указывают на внешнее сходство StG-44 и АК, а также на то, что конструкция советского автомата появилась в то послевоенное время, когда в Ижевске трудилась группа немецких инженеров во главе со Шмайссером.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Автомат Калашникова считается самым распространенным стрелковым оружием в мире

Потомственный оружейник Шмайссер, взятый в плен американцами, в 1946 году был принудительно направлен в СССР для передачи опыта. В 1949-м на вооружение советской армии был принят первый автомат системы Калашникова калибра 7,62 мм, который на Западе называют АК-47.

Несмотря на внешнее сходство, по конструкции StG-44 и АК сильно отличаются. Принципиальные отличия - в конструкции ствольной коробки, устройстве узла запирания и ударно-спускового механизма, устройстве и креплении магазина, переводчика огня и предохранительного устройства.

Эксперты отмечают, что автомат Калашникова получился легче "Штурмгевера", более гибким конструктивно и более надежным, что и сделало его самым распространенным стрелковым оружием в мире.

«Нет там немецкого ничего! Ерунда какая-то! Все нормально, все правильно», – заявили газете ВЗГЛЯД в комиссии Мосгордумы по монументальному искусству. Иначе говоря, там отказались признавать скандальную ошибку, допущенную в памятнике Михаилу Калашникову. А между тем именно данная комиссия в этой ошибке, как выясняется, и виновата. Но не только она.

В пятницу днем скульптор Салават Щербаков признал, что в композицию его памятника оружейнику Михаилу Калашникову, который был торжественно открыт на этой неделе в центре Москвы, «могла закрасться» ошибка. Скульптор дал понять, что ошибку допустил кто-то из его помощников. «Это очень маленькая, фоновая вещь. Я даже удивляюсь, как ее разглядели. Мы ее брали из источников. И там, где мы ее брали, написано: «автомат Калашникова». Что-то из интернета», – сказал Щербаков РБК , добавив, что политической подоплеки эта ошибка не несет и исправляется очень легко.

«Злого умысла подсунуть что-нибудь ни у кого из нашего коллектива не могло быть, могли только ошибиться», – заверил скульптор. Напомним, что еще утром в пятницу скульптор отказывался признавать ошибку, что на памятнике изображен чертеж немецкой винтовки, а не АК-47.

Первым на ошибку в рисунке на плите в подножии памятника указал военно-исторический редактор журнала Rolling Wheels, историк Юрий Пашолок. Он разместил в Facebook фото памятника и скан чертежа немецкого автомата конструктора Хуго Шмайссера Sturmgewehr (StG 44). То есть на барельефе размещена схема сборки не автомата Калашникова, а винтовки, производившейся в нацистской Германии в 1944 году.

«Только не говорите, что это они случайно. За такое надо бить, больно и прилюдно», – считает Пашолок. В интервью Business FM историк заявил, что ответственность за ошибку несет не скульптор, а те, «кто подписи поставил» при утверждении проекта. «У них в консультантах был музей, откуда они брали все эти автоматы, только с ними почему-то никто не связался», – сказал Пашолок.

Ошибка выглядит тем более скандально, что в соцсетях активно муссируется мнение, будто бы не Михаил Калашников, а именно Хуго Шмайссер является автором легендарного автомата. По этой версии, немецкий оружейник разработал данный образец оружия, будучи после войны в плену в СССР.

Таким образом, теперь понятно, откуда в принципе взялась ошибка на памятнике – ее допустил один из помощников скульптора, который скачал схему оружия из интернета, приняв ее за конструкцию автомата Калашникова. Сам скульптор по незнанию же предмета включил схему в окончательную версию памятника. Но кто именно принимал решение об установке памятника с изображением немецкой штурмовой винтовки? Каков порядок установки памятников в Москве и кто отслеживает их содержание?

«Сначала поступает заявка в Московскую городскую думу, – рассказал газете ВЗГЛЯД зампред комиссии по монументальному искусству Мосгордумы, заслуженный архитектор России Лев Лавренов. – Она также рассылается в Москомархитектуру, чтобы они место определили, в департамент культурного наследия правительства Москвы и в нашу комиссию. Обязательно должен кто-то финансово обеспечить. В данном случае это было предложение Российского военно-исторического общества, и они же финансируют».

Процесс установки памятников в Москве длительный. Ростех и РВИО выступили с инициативой о памятнике Калашникову еще в декабре 2014 года.

«Заявку мы рассматриваем на комиссии. – рассказал Лавренов. – Рассматривается и генеральный план установки, и сама скульптура, эскиз ее, все параметры. Мы все согласовали. И после того, как мы согласовали, установку утверждает Мосгордума на общем заседании».

Как ни странно, хотя за ошибку уже покаялись не только сам Щербаков, но и РВИО, Лавренов твердо заявил газете ВЗГЛЯД:

«Нет там немецкого ничего! Ерунда какая-то! Я считаю, что все нормально, все правильно». Дело все в том, что и тот, и другой автомат, и третий, и десятый – их похожесть в том, что они стреляют. Внешний вид тоже иногда похож. А вот суть того, что внутри автомата? Это, извините, скульптурой никак не отражено. Ничего страшного я не вижу в этом».

Комментируя же признание скульптора, зампред комиссии списал его на то, что Щербакова, «наверное, очень напугала» пресса. Лавренов также подчеркнул, что в их комиссии есть и историки, и «они тоже все проверяли».

Зато в самой Мосгордуме отпираться не стали.

«Окончательное решение об установке памятника принимается на заседании Мосгордумы», – подтвердил газете ВЗГЛЯД депутат Мосгордумы, зампред комиссии по культуре и массовым коммуникациям Антон Палеев. Он заверил, что на заседании ни о каких ошибках не упоминалось, иначе депутаты, разумеется, проект не утвердили бы.

«Мосгордума и комиссия по культуре согласовывают идею установки памятника, то есть в принципе стоит ставить памятник Калашникову или нет. А дальше уже комиссия по монументальному искусству и правительство Москвы самым активным образом занимаются непосредственно этим памятником», – объяснил Палеев. По его словам, все детали и параметры памятника проверяются, и не одним человеком – за такие вещи отвечает как раз комиссия по монументальному искусству, которая утверждает эскиз.

По идее он никак не должен был пройти через все экспертизы, чтобы никто не заметил такой ошибки, указал он. «Слабо представляю, как такое возможно», – резюмировал собеседник.

Однако это произошло, и в целом понятно, что ответственность за скандал несет как раз та самая комиссия по монументальному искусству.

В концерне «Калашников», входящем в Ростех, выразили готовность проконсультировать авторов памятника на предмет возможной ошибки при создании скульптуры. Как

Наша семья была типичной провинциальной семьей, без особого достатка. Но нам хватало. Я, как многие дети тогда, примерно знала, каким будет моё будущее: школа, университет, потом работа, замужество и т.д. Это была накатанная колея , приготовленная в СССР для обычного человека. Без особых взлётов, но и без катастроф, возможно, скучно, но безопасно. Относительное благополучие было гарантировано, если соблюдать определённые правила и не высовываться. Будущее было предсказуемым. Устройство мира было понятным. Правила игры (читай жизни) — тоже. А потом пришли 90-е.

Благоустроенный и хорошо отлаженный мир (конечно, уже было заметно, что механизм начинает давать сбои) вдруг развалился. Скромная, но казавшаяся непоколебимой стабильность рухнула. Мне было не так много лет, поэтому я не помню точных событий. Но я хорошо помню свои и родительские эмоциональные ощущения: страх, безысходность, скорее, безвыходность и беспомощность . Исчезли привычные вещи. Стало не хватать еды и одежды. Появились новое, непривычное: американская жвачка, американские фильмы, реклама, слова “ваучер”, “приватизация” и “новые русские”. Происходило то, что в относительно сытые, спокойные, ещё советские 80-е невозможно было даже представить. Моя бывшая учительница вдруг стала челночницей и стала торговать на рынке секонд-хэндом. Отец самого отъявленного в классе двоечника и хулигана привозил сына в школу на крутой тачке. Исчезли все правила. Остался один закон: произвол . Поэтому самое острое ощущение 90-ых, которое мне запомнилось, — страх. Что происходит? Что делать? Чего ожидать? Как жить? Растерянность и беспомощность.

Короче,чувства обычного человека в 90-е можно описать нецензурным, но выразительным выражением “полный пиздец” .

Я не хочу вдаваться в политические хитросплетения тех лет, разбираться, кто прав, кто виноват, и строить предположения в духе “а что, если бы…” Я хочу рассказать о том, как это было для обычного человека. Постараюсь сопоставить свои смутные полудетские воспоминания с аналитическими и статистическими данными и впечатлениями тех, кто был тогда уже взрослым.

В декабре 91-го, вопреки желанию большинства пока ещё советских людей, был окончательно развален СССР. Вместо него слепили невнятный и непрочный, как песочный замок, СНГ. А 2 января тогдашний президент России Борис Ельцин со товарищи начал так называемые экономические реформы . Государственный контроль над экономикой был снят, цены выпущены на волю, резко сокращены расходы на социальные нужды. Началась приватизация. Целью программы Ельцина -Гайдара был перевод экономики на рыночные рельсы. На самом деле происходил передел и захват страны олигархами. В результате исчезли целые отрасли экономики. Точных цифр уже не узнать, но предположительно только в РСФСР за два года ВВП упал на 50%. (В годы Великой депрессии в США за три года ВВП сократился только на 27%, почти в два раза меньше. Американцы считают Великую депрессию национальной катастрофой. Чем тогда стали для россиян 90-е?)

Собственное производство в бывшем СССР было практически уничтожено. Доходы населения резко упали, началась дикая безработица. Именно тогда на улицах стали появляться доселе неизвестные в СССР бомжи, которые в нынешней России стали привычной частью пейзажа. Бомжи появились не сами по себе. Бомжами стали одноклассники, сослуживцы, соседи.

В моём родном городе работали как минимум 3 завода: маслодельный, винзавод и хлебозавод. В живых остался только винзавод. Остальные лежат в руинах. Мой отец работал на винзаводе, ходил в передовиках производства, его портрет часто висел на Доске почёта. В 90-е отец продолжал исправно ходить на работу, работал по-прежнему хорошо, но денег не получал. Питались мы тогда в основном картошкой и капустой. Мясо, а тем более колбаса, один из символов изобилия в советское время, стали недоступными. Тётке, которая работала на бараночном заводе, зарплату выдавали мукой и сахаром. Кто-то выживал за счёт огорода. Семья моей одноклассницы, у которой бабушка пенсионер, а мать — инвалид, зарабатывала на пропитание продажей керамических фигурок на рынке. Предприимчивый сосед по лестничной площадке замутил вот такой бизнес .

Вот оно, главное слово, которое появилось в 90-е, и постепенно стало главным — бизнес . Рухнули советские законы, а вместе с ними законы морали, в силу вступили законы бизнеса: у кого больше денег, тот и прав, тот и правит .

В 90-е надо было не работать, как делал мой отец. Надо было делать деньги . Неважно, как — законно или незаконно. Те, кто не сумел перестроиться, не умел крутиться (а таких было большинство), обнищали. Многие так и не смогли приспособиться и либо оказались на улице, либо спились, либо погибли. 90-е были временем расцвета всевозможных полулегальных и нелегальных бизнесов всех мастей. Одни делали деньги, вторые грабили первых, третьи крышевали и первых и вторых.

Приватизация была, по сути, едва прикрытым распилом государственной собственности . Шла большая драка за государственный пирог. Бизнесмены всех мастей старались урвать кусок послаще. В этой драке летели щепки: 90-е стали временем небывалого разгула преступности . Это было время зарождения знаменитой ныне на весь мир Russian mafia. Мама перестала выпускать меня на улицу после 10 вечера. Боялись гопников — молодых отморозков в спортивных штанах, вечно сплёвывающих шелуху от семачек , способных ограбить, избить или убить. Милиция находилась под контролем преступности, фактически купленная братками . Петербург из культурной столицы превратился в криминальную. Именно тогда в бывшем СССР появился СПИД. Резко упала рождаемость и фантастически подскочила смертность. Люди гибли пачками в криминальных разборках (бизнесмены не разбирали, кто прав, кто виноват), из-за нищеты, наркотиков, алкоголизма. Подскочил процент самоубийств — от отчаяния и бессилия. За эти десять страшных лет страна пережила 2 чеченские войны и серию жестоких и наглых терактов. Всего в 90-е в России погибло более 5 с половиной миллионов человек.

Инфляция достигла небывалых высот — 2600%. Деньги превратились в мусор. Символично: мама тогда купила для денег кошелёк побольше, потому что в старый они не вмещались. При этом не хватало даже на хлеб. А после деноминации 1998 года большой кошелёк пришлось поменять на маленький. Очень маленький, потому что всё, что было накоплено до этого, сгорело.

Итог: экономические реформы открыли путь для бизнесменов (воров и рэкетиров), которые и стали современной элитой . К 1996 году 90% национального дохода принадлежало 10% населения. Остальные 90% оказались ограбленными и нищими.

От тотального хаоса и ужаса было 2 пути спасения: бежать или ехать на заработки. Железный занавес рухнул вместе с СССР, и в 90-е началась массовая эмиграция . Бежали все, у кого была хоть малейшая зацепка. Жизнь за границей казалась раем. Девушки мечтали выйти замуж за иностранца. Попса 90-х отлично проиллюстрировала эту повсеместную жажду сбежать из гибнущей страны. Помните: “Это Сан-Франциско, город в стиле диско”? Или бессмертное группы “Комбинация”: “Америкэн бой, уеду с тобой…”? Из моего родного города уехали евреи, немцы и все, кто состоял в родстве с евреями и немцами. В один только Израиль за 10 лет эмигрировало почти полтора миллиона человек.

На заработки ехали в Москву. Именно в 90-е из столицы нашей Родины Москва начала превращаться в зажравшуюся Нерезиновую . Наворовавшиеся провинциальные бизнесмены потянулись в Москву строить особняки на Рублёвке. Столичные богачи скупали в провинции разорённые заводы и фабрики по дешёвке. В 90-е были проложены трубы, по которым до сих пор стекаются в Москву денежные реки со всей России. А развал союзных республик стал причиной мощного потока гастарбайтеров в 2000-е.

Произошла тотальная переоценка ценностей . Точнее, уничтожение ценностей. В СССР была идеология. Иными словами, советский человек верил и жил по определённым заповедям. Неважно, насколько хорошей была советская идеология и заповеди, но они были. В 90-е единственной идеологией и мерилом всего стало бабло , бабки. Именно так — “бабло”, с презрительным оттенком, который отлично передаёт лёгкость, с которой тогда делали деньги и расставались с жизнью. Всё продаётся и всё покупается — вот девиз того времени.

А ещё верили в чудо . От тотального армагедеца может спасти только чудо, не так ли? Поэтому как грибы после дождя стали появляться целители, прорицатели, астрологи, кришнаиты, свидетели Иеговы и мошенники всех сортов и мастей, предлагающие чудесное и быстрое спасение-исцеление-обогащение. Из телевизора грозно хмурил брови Кашпировский и бормотал Чумак, растворяли шрамы и заряжали воду для всей страны. МММ предлагало фантастическую прибыль в короткие сроки. Символичная история: в нашей школе была пионервожатая, истовая коммунистка и атеистка. В 90-е она стала не менее яростной православной . Вера в чудо породила ещё один модный термин тех лет: развод на бабки . По сути, всё вокруг было разводом населения на бабки : приватизация, банки, появлявшиеся как грибы после дождя и предлагавшие нереальные проценты, народные целители и политические речи.

90-е породили современную Россию , в которой мы сейчас живём. Уничтожение собственного производства привело к тому, что Россия может превратиться в сырьевой придаток развитых и не очень стран. Китая, например, который арендует нашу землю и помогает нам якобы осваивать наши же природные богатства в Сибири и на Дальнем Востоке. Из коррумпированных чиновников и криминальных авторитетов образовалась нынешняя элита. Тотальная власть денег привела к фантастической коррупции. Развал союзных республик породил мощный поток гастарбайтеров и нелегальных мигрантов. Как следствие — сильный всплеск ксенофобии в обществе. Демографические отголоски 90-х настолько сильны, что учёные всерьёз опасаются, что русские как нация растворятся в гуще азиатских пришельцев.

Многие говорят: “Зато тогда была свобода !” Открыли границы. Издали массу книг, запрещённых в СССР. В страну хлынули ранее доступные только единицам зарубежная музыка и кино. Благодаря челнокам, на рынке можно было купить импортные брендовые шмотки и китайские подделки. Свобода слова: в газетах открыто ругали власть, по телевизору в прайм-тайм показывали рок-концерты и довольно смелые передачи. Разразилась сексуальная революция (которая обернулась, правда, расцветом проституции и разгулом ВИЧ). Другие говорят, что в 90-х была не свобода, а беспредел . В памяти россиян эти годы остались под выразительным названием .

А что думаете вы?