Рубрика «всемирный совет будущего. Международный совет церквей евангельских христиан-баптистов

Международный Совет Церквей Евангельских Христиан - баптистов

Международный союз церквей евангельских христиан - баптистов (МСЦ ЕХБ, старое название СЦ ЕХБ) - добровольное объединение самостоятельных и равноправных церквей, исповедующих евангельско-баптистское вероучение. Верующих данного союза часто называют: "отделенные" или "нерегистрированные".

История МСЦ ЕХБ начинается с 1960 года, с принятием ВСЕХБ двух нормативных документов, регулирующих церковную жизнь: «Новое положение ВСЕХБ » и секретное «Инструктивное письмо старшим пресвитерам». Этими документами на деятельность местных общин ЕХБ накладывались ограничения, основанные на установках властей по отношению к религии: так, запрещалось крестить людей до 18 лет, а старше этого возраста - лишь после сурового двух-трехлетнего испытательного срока; запрещалось проповедовать за пределами своей общины, а членам своей общины - только в молитвенном доме; запрещалось присутствовать на богослужениях в других общинах; запрещалась на взаимопомощь между членами общины и т.д.

Несмотря на секретность «Инструктивного письма», его положения стали известны многим членам общин ЕХБ. А. Ф. Прокофьев, Г. К. Крючков, Г. П. Винс и др. восприняли «Новое положение» и «Инструктивное письмо» в качестве свидетельства о вероотступничестве руководства ЕХБ и создали «Инициативную группу» по отмене данных документов и возвращению к ситуации, существовавшей до их появления. 25 февраля 1962 г. Инициативная группа была преобразована в Оргкомитет по созыву всесоюзного съезда ЕХБ. Поскольку добиться съезда, представляющего все общины ЕХБ в СССР, так и не удалось, было принято решение о выходе из-под опеки ВСЕХБ и о создании отдельного союза; в сентябре 1965 г. был избран постоянный руководящий орган - Совет Церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ). Общины СЦ ЕХБ, в отличие от общин ВСЕХБ , не регистририровались в органах власти.

Власти не желали мириться с образованием нового союза ЕХБ встретили его жесткими гонениями: верующие СЦ ЕХБ подвергались арестам и тюремным заключениям, штрафам и увольнениям с работы, у родителей отбирались дети за воспитание их в религиозном духе; разгонялись молитвенные собрания, конфисковывались молитвенные дома, в которых проводились богослужения и т.д. Преследования начались с 1961 г. и продолжались вплоть до конца 80-х гг., с особенным ужесточением с конца 70-х - начала 80-х гг. (В некоторых республиках бывшего Союза преследования продолжаются до сих пор). Динамика арестов евангельских христиан-баптистов такова: за 10-летие с 1961 по 1970 гг. были арестованы 524 человека. В 1971 г. было 48 арестов, в 1972 - 53, в 1973-1975 гг. - 70. На 1 января 1980 г. в заключении находилось 49 баптистов, к маю 1982 г. их стало 158, что составило половину всех находившихся тогда в заключении «за веру».

С 1963 г. стал выходить духовно-назидательный журнал СЦ ЕХБ «Вестник спасения». В 1976 г. он изменил название на «Вестник истины» и под этим названием издается до сих пор. В 1966 г. Совет Церквей ЕХБ обратился с официальной просьбой разрешить отпечатать 10 тысяч Евангелий и 5 тысяч сборников духовных гимнов. Но власти даже не ответили на этот запрос. Нужда в религиозной литературе подтолкнула СЦ ЕХБ на создание собственной типографии и собственного издательства. Оно получило название «Христианин». Печатный станок был изготовлен по чертежам верующих и ими собран. Печатниками тоже стали верующие, специально этому обучившиеся. Издательство «Христианин» вынуждено было скрывать имена своих работников и местонахождение типографии. В июне 1971 г. только возникшее издательство «Христианин» обратилось к председателю Совета Министров СССР Косыгину с уведомлением о начале деятельности издательства. В заявлении говорилось: «Издательство "Христианин" - это добровольное общество верующих ЕХБ, объединившихся для издания и распространения религиозной литературы. Содержится издательство на добровольные пожертвования верующих, и поэтому распространяет литературу безвозмездно".

После распада СССР на независимые государства Союз церквей ЕХБ сохранил единство на постсоветском пространстве и впоследствии был переименован в Международный союз церквей ЕХБ, объединяющий евангельских христиан-баптистов стран СНГ, Прибалтики, а также в эмиграции (США, Канада). МСЦ ЕХБ и сегодня продолжает отказываться от государственной регистрации, что не противоречит законодательству России и республик бывшего СССР. По данным 1 января 2008 года, в МСЦ ЕХБ состояло 2964 церквей и групп с числом членов около 68000 человек.

Состав

МСЦ ЕХБ состоит из 15 объединений:

  • Северного,
  • Московско-Приволжского,
  • Курско-Рязанского,
  • Ростовско-Донецкого,
  • Уральского,
  • Сибирского,
  • Среднеазиатского,
  • Кавказского,
  • Молдавского,
  • Белорусского,
  • Киевского,
  • Харьковского,
  • Одесского,
  • Западноукраинского,
  • Американского.

Служители и сотрудники МСЦ ЕХБ

В состав Международного совета церквей ЕХБ входят 24 члена Совета и 18 его сотрудников:

Служители МСЦ ЕХБ

1. (председатель МСЦ ЕХБ) 2. РЫЖУК В. Ф. (Моск.-Приволжское объединение) 3. МИНЯКОВ Д. В. (Северное объединение) 4. ЕФРЕМОВ Г. С. (Северное объединение) 5. КУРКИН А. Я. (Курско-Рязан. объединение) 6. ЗОЛОТУХИН Н. П. (Курско-Рязан. объединение) 7. ПУШКОВ Е. Н. (Ростовско-Донецкое объедин.) 8. БУБЛИК А. И. (Ростовско-Донецкое объедин.) 9. ПИВНЕВ Д. А. (Сибирское объединение) 10. ВАЛЛ А. И. (Сибирское объединение) 11. ГЕРМАНЮК С. Г. (Сибирское объединение) 12. КРЕКЕР Н. А. (Уральское объединение) 13. МАРКЕВИЧ В. А. (Кавказское объединение) 14. АНТОНЮК Н. С. (Кавказское объединение) 15. КОСТЮЧЕНКО Г. В. (Кавказское объединение) 16. КОСТЕНКО Г. Н. (Кавказское объединение) 17. МОСКАЛЕЦ В. В. (Кавказское объединение) 18. ПЛЕТТ И. П. (Среднеазиат. объединение) 19. ХОРЕВ М. И. (Молдавское объединение) 20. НИКИТА Г. А. (Молдавское объединение) 21. АНТОНОВ И. Я. (Харьковское объединение) 22. СИТКОВСКИЙ П. Н. (Харьковское объединение) 23. РУДИЧ В. Н. (Киевское объединение) 24. БЕРЕЗОВСКИЙ В. Т. (Западноукр. объединение)

Сотрудники МСЦ ЕХБ

1. ИВАЩЕНКО Я. Е. (Киевское объединение) 2. ВЛАСЕНКО А. М. (Одесское объединение) 3. КРИВКО М. С. (Харьковское объединение) 4. МОША В. К. (Харьковское объединение) 5. ГЕРАСИМЕНКО С. Ф. (Харьковское объединение) 6. БУЛЬЧУК Н. П. (Западноукр. объединение) 7. ВОЛОШИН А. М. (Ростовско-Донецкое объед.) 8. ОВЧИННИКОВ В. М. (Ростовско-Донецкое объед.) 9. ГАММ А. В. (Уральское объединение) 10. ЧУХОНЦЕВ В. Н. (Уральское объединение) 11. ДРИДГЕР Э. И. (Уральское объединение) 12. ИЗААК П. П. (Сибирское объединение) 13. ЯНЦЕН П. Ф. (Сибирское объединение) 14. ЯНЦЕН Д. И. (Среднеазиат. объединение) 15. ГОРЯНИН М. А. (Кавказское объединение) 16. ШОХА Н. П. (Северное объединение) 17. КОНСТАНТИНОВ Г. И. (Белорусское объедин.) 18. ОРЕХОВ В. М. (Белорусское объедин.)

Ссылки

  • В.А. Попов Дело и судьба баптиста Георгия Винса . Независимая газета (17 сентября 2008). - Историю евангельского и правозащитного движения в Советском Союзе изучают по его книгам. Проверено 17 сентября 2008.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Статья из Википедии.
Вы можете улучшить статью, исправив и дописав ее.

ОРГАНИЗАЦИИ

Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ; бывший СЦ ЕХБ ) - объединение церквей евангельских христиан-баптистов , существующее с 1961 года. Председателем СЦ ЕХБ в настоящее время является Николай Степанович Антонюк .

Неофициально членов церквей, входящих в МСЦ ЕХБ, иногда называют «отделённые» или «нерегистрированные» баптисты, ранее именовались также «инициативниками».

История

С конца 1950-х годов, когда в стране начала разворачиваться широкомасштабная хрущёвская антирелигиозная кампания в среде верующих стало расти недовольство уступками государству руководителей ВСЕХБ . Особенное возмущение вызвали принятые под нажимом государства два нормативных документа жестко ограничивающих жизнь поместных церквей: «Положение ВСЕХБ » и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам », которые очень жестко ограничивали жизнь местных общин ЕХБ.

Эти документы привели к открытому выступлению внутрицерковной оппозиции, которую возглавили А. Ф. Прокофьев , Г. К. Крючков , Г. П. Винс , Б. М. Здоровец и другие. В соответствии с действующим советским законодательством они организовали "Инициативную группу" по созыву съезда представителей поместных церквей ВСЕХБ (такой съезд не проводился с 1944 года).

25 февраля 1962 года «Инициативная группа» была преобразована в Оргкомитет по созыву всесоюзного съезда ЕХБ. Движение инициативников (как их тогда называли) поддержала значительная часть поместных церквей. Точных данных о численности участинков движения нет. По оценке советского религиоведа Л. Н. Митрохина , оно составляло 20-30 тысяч человек.

В 1963 году руководство СССР, встревоженное размахом протестного движения, дало разрешение на проведение ВСЕХБ съезда поместных общин. Представителей Оргкомитета пригласили на съезд, однако они проигнорировали приглашение и позднее не признали этого съезда. На съезде было принято решение об отмене двух документов ВСЕХБ, вызвавших волну возмущения.

В 1964 году вышла брошюра Оргкомитета "О святости и освящении ", основной идеей которого стало "отделение от мира", которое в общинах трактовалось как полное неприятие светской культуры и литературы и вообще враждебность по отношению ко всему "мирскому". После выхода издания в общинах началась компания "освящения" в рамках которой каждый верующий на богослужебном собрании должен был засвидетельствовать свое "отделение от мира" и "вручение себя Богу" путем публичного исповедания грехов и покаяния. Если община оценивала слова верующего как неискренние, на него налагали взыскание - вплоть до отлучения.

В сентябре 1965 года Оргкомитетом было принято решение о создании альтернативного ВСЕХБ объединения церквей - Совета церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ).

В 1960-х годах власти стали выборочно регистрировать общины, входящие в СЦ ЕХБ, но как "автономные". Это ставило их в более выгодные условия, чем нерегистрированные церкви. Руководители СЦ ЕХБ (Г. К. Крючков и Г. П. Винс) вели переговоры со светскими властями о регистрации самого Совета церквей, но получали неизменный отказ (однако на сами переговоры власти шли с удовольствием, поскольку они дискредитировали руководителей инициативников в глазах верующих) .

В ответ руководством СЦ ЕХБ было принято решение о принципиальном отказе общин от регистрации.

На проятжении всей истории СЦ ЕХБ попытки руководителей ВСЕХБ разрешить конфликт и воссоединить разделенное братство ЕХБ руководителями СЦ ЕХБ отвергались.

С середины 1960-х годов Совет церквей ЕХБ наладил регулярный выпуск журналов, а затем и Библий, песенных сборников и другой духовной литературы. В 1971 году СЦ ЕХБ создало нелегальное издательство "Христианин" , которое печатало духовную литературу на сравнительно высоком полиграфическом уровне.

СЦ ЕХБ не было признано советскими властными структурами и его участники подвергались репрессиям, включавшим осуждение к лишению свободы, применение административных арестов и штрафов, увольнение с работы. Имели место факты лишения родительских прав за воспитание детей в религиозном духе. Собрания, проводимые нерегистрированными общинами, разгонялись, дома верующих, которые они предоставляли для проведения богослужений, конфисковались. Преследования начались с 1961 года и продолжались вплоть до конца 1980-х гг.

Динамика арестов евангельских христиан-баптистов такова: за десятилетие с 1961 по 1970 гг. были арестованы 524 человека. В 1971 году было 48 арестов, в 1972 - 53, в 1973-1975 гг. - 70. На 1 января 1980 г. в заключении находилось 49 баптистов, к маю 1982 года их стало 158, что составило половину всех находившихся тогда в заключении «за веру».

Л. Н. Митрохин отмечает, что при безусловной бесцеремонности и жесткости властей в преследованиях верующих, нередко лидеры и активисты СЦ ЕХБ сами провоцировали эксцессы и столкновения.

После распада СССР Совет церквей ЕХБ сохранил единство на постсоветском пространстве и впоследствии был переименован в Международный совет церквей ЕХБ, объединяющий евангельских христиан-баптистов стран СНГ, Прибалтики, а также в эмиграции (США, Канада).

Общины МСЦ ЕХБ и сегодня не принимают государственную регистрацию.

15 июля 2007 года в городе Туле на 81-м году жизни, после перенесенного за полтора года до этого инфаркта, скончался руководитель Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов Геннадий Константинович Крючков .

В январе 2008 года Совет церквей назначил временно исполнять обязанности председателя Николая Степановича Антонюка, представлявшего Кавказское объединение МСЦ. 10 октября 2009 года он был избран председателем в ходе 6-го съезда МСЦ ЕХБ . .

Духовная литература

Мерилом по всем вопросам церковного и семейного устройства, а также личной жизни является Священное Писание - каноническая Библия, включающая 66 книг Ветхого и Нового Завета. Неканонические книги (включённые в православные издания Библии) как авторитетный источник не используются и таковым не считаются.

Вероучительные документы МСЦ ЕХБ

Периодические издания

  • Журнал «Вестник истины» (6 номеров в год и одно приложение для ищущих Бога), духовно-назидательного характера.
  • «Братский листок» (как правило, 6 выпусков в год или по мере необходимости), информативное издание для поместных церквей, содержащее праздничные приветствия, отчёты съездов.
  • «Срочные сообщения отдела заступничества МСЦ ЕХБ» : периодически по мере необходимости отдел заступничества МСЦ ЕХБ издает срочные сообщения о гонимых в различных странах.
  • Детский журнал «Светильник» МСЦ ЕХБ : В детском христианском журнале «Светильник» издательства «Христианин» печатаются детские рассказы, песни, стихи и многое другое, «указывая нашим детям путь к Господу Иисусу, вечному источнику любви и света».

Сборники песен

  • Песнь возрождения : Сборник духовных песен евангельских христиан-баптистов. / Музыкально-хоровой отдел МСЦ ЕХБ. - Издание второе, переработанное и дополненное - Христианин, 2002. - 542 с. - 800 песен - Стандартный сборник общего пения. Представляет собой значительно переработанный сборник первой редакции 1978 года, ранее считавшийся стандартным. Сборники редакции 1978 года вышли из употребления в богослужении.

World Council of Churches, Conseil oecumenique des Eglises , Okumenischer Rat der Kirchen, Consejo Mundial de Iglesias крупнейшая организация, реализация одной из глобалистских утопий XX в.

Один из ведущих экуменистов XX в. объявлял экуменическое движение динамическим процессом взаимообмена Церквами благодатными дарами, что должно было служить облагодатствованию всего мира. Он настаивал на том, что деятельность чиновников ВСЦ сближает Церкви, и в этом состоит экклезиологическое значение ВСЦ, который, по его мнению, является одним из проявлений Святой Пятидесятницы.

В 1960 г. на заседании ЦК ВСЦ в Сент-Эндрюс, Шотландия присутствовали в качестве наблюдателей о. Виталий Боровой и А.Ф. Шишкин.

Осенью 1960 г. в штаб-квартире ВСЦ в Женеве состоялась встреча Виссерт Хуфта с еп. Никодимом (Ротовым) , председателем ОВЦС, и секретарем ОВЦС А.С. Буевским . Обсуждение вопросов, связанных с вступлением Русской Православной Церкви во ВСЦ, было продолжено там же в марте 1961 г., во время следующего визита еп. Никодима .

18 июля 1961 г. на внеочередном Архиерейском Соборе митр. Никодим (Ротов) делает доклад о необходимости и своевременности вступления во ВСЦ. Тогда же принимается окончательное решение о вступлении в Совет.

19 ноября – 5 декабря 1961 г. состоялась 3-я генеральная ассамблея ВСЦ в Нью-Дели (Индия). Русская Православная Церковь была принята в члены ВСЦ, а митр. Никодим (Ротов) избран членом ЦК. Тогда же членами ВСЦ стали: Болгарская, Польская и Румынская Православные Церкви. ВСЦ принял в свои ряды “Международный миссионерский совет”.

Среди участников Ассамблеи: митр. Никодим (Ротов) , архиеп. Афинагор Фиатирский, о. Виталий Боровой , о. Георгий Флоровский , буд. митр. Питирим (Нечаев), Филарет Денисенко, .

В 1965 г. путем негласных переговоров Виссерт Хуфту удалось договориться о принятии в ВСЦ Сербской Православной Церкви без подписания ею необходимых основных документов Совета и без обсуждения этого вопроса в Церкви.

В 1966 г. в Женеве состоялась Всемирная конференция “Церковь и общество” под эгидой ВСЦ. Митр. Никодим (Ротов) выступает с докладом “Диалог с римокатоликами о современной христианской социальной мысли”. Среди участников: , митр. Питирим (Нечаев), буд. архиеп. Михаил (Мудьюгин) , о. Виталий Боровой , о. Ливерий Воронов, А.С. Буевский , Н.А. Заболотский.

В том же году католическая церковь становится участницей комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”.

В 1971 г. к ВСЦ присоединился “Всемирный совет христианского образования”.

В январе 1971 г. в Аддис-Абебе прошло заседание ЦК ВСЦ “Диалог с людьми других религиозных убеждений”. Ключевым стал доклад митр. Георгия (Ходра) на тему “Христианство в плюралистическом мире – Дело Духа Святого”. Он призвал христиан познать истинную духовную жизнь некрещеных и обогатить свой собственный опыт богатствами вселенского религиозного сообщества, так как, якобы, Тот же Самый Христос воспринимается как свет, когда благодать посещает брамина, буддиста или мусульманина при чтении их собственного священного писания .

В нач. 1970-х в рамках ВСЦ в среде “православных” модернистов родилась идея “миссионерской литургии”. Автором этой разрушительной для Церкви концепции был румынский богослов о. Ион Бриа, член Комиссии ВСЦ по глобальной миссии и евангелизму.

23 ноября – 10 декабря 1975 г. в Найроби (Кения) проходила 5-я Генеральная ассамблея ВСЦ. Митр. Никодим (Ротов) избран одним из президентов ВСЦ. Принимали участие: о. Виталий Боровой , избранный членом ЦК, и др. Буд. Константинопольский Патриарх Варфоломей становится членом комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”.

К 1982 г. согласован меморандум комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”: “Крещение, Евхаристия и Служение” (“Лимский документ”), составленный под руководством . В работе комиссии принимал участие буд, . Этот меморандум, якобы, предлагает учение о Таинствах, общее для всех 300 церквей и сект-членов ВСЦ.

В 1983 г. состоялась 6-я Генеральная ассамблея ВСЦ в Ванкувере, в рамках которой произошло совместное служение Евхаристии различными христианскими конфессиями. Т.н. “Лимская литургия” была компиляцией протестантских, католических и православных богослужений. Утверждалось, что Церкви, собираясь вместе в рамках ВСЦ, обогащают традиции друг друга, что рассматривалось как “экуменическое действие Святого Духа”, направленное на создание новой “экуменической традиции”. Среди участников: архиеп. Иаковос, митр. Питирим (Нечаев), буд. Константинопольский Патриарх Варфоломей , о. Виталий Боровой , о. Ливерий Воронов, А.С. Буевский , . Делегацию Русской Православной Церкви возглавлял Филарет Денисенко. Антиохийский Патриарх Игнатий IV становится одним из президентов ВСЦ. О. Виталий Боровой , А.С. Буевский – члены ЦК. вошел в группу Комиссии “Вера и церковное устройство”.

В 1985 г. представители Православных Поместных Церквей на конференции в Бостоне в основном одобрили “Лимский документ”.

В 1990 г. в Сеуле проходит Всемирная конференция ВСЦ на тему “Справедливость, мир и целостность творения”, которая заняла совершенно гностическую позицию преклонения перед “целостностью” природы. В “Послании” конференции говорится, в частности: На основании духовного опыта, полученного здесь, в Сеуле, мы обязуемся добиваться… сохранения дара земной атмосферы и созидания такой культуры, которая способна жить в гармонии с целостностью творения .

В конференции приняли участие о. Виталий Боровой , о. Леонид Кишковский (т.н. “Американская автокефальная церковь”), А.С. Буевский , О.В. Ганаба, М.Б. Нелюбова и др.

7-я Генеральная ассамблея ВСЦ состоялась в 1991 г. в Канберре. Буд. Патриарх Варфоломей возглавлял делегацию “православных” экуменистов, и был избран членом ЦК и исполкома.

Патриарх Александрийский Парфений (1920-1996) обратился к делегатам ассамблеи с заявлением: Мы стремимся к видимому единству. Это священная цель. К этому стремятся все церкви… Мы должны продолжить наш путь. Мы не должны останавливаться… Православная Церковь участвует в ВСЦ с самого начала. И она всегда останется членом ВСЦ .

На ассамблее присутствовали: о. Виталий Боровой , Николай Лосский. Патриарх Парфений избран одним из президентов ВСЦ.

В 1993 г. ВСЦ проводит Всемирную конференцию комиссии “Вера и церковное устройство” в Сантьяго, Испания. Митр. Георгий (Ходр) заявил в своем выступлении: Приверженность христиан ко Христу как Истине не должна заслонять собой истины, рассеянные в окружающих нас религиозных традициях. Все истины происходят из одного Божественного источника… Диалог является для нас первоочередной задачей, потому что в поисках Божественной истины, скрытой различными словами и символами, он позволяет проникнуть за пределы религиозных традиций… Мы поклоняемся Тому же Христу в Его путешествии по пространствам различных религий .

В 1997 г. ВСЦ покинули Грузинская и Болгарская Православные Церкви, готовилась к выходу из ВСЦ и Сербская Церковь, но окончательное решение так и не было принято.

Весной 1998 г. в Фессалонике (Греция) созвано Всеправославное совещание по инициативе Русской и Сербской Православных Церквей. Участники совещания засвидетельствовали, что за все годы существования ВСЦ вероучительный и нравственный разрыв между православными и инославными не только не уменьшился, но даже увеличился. Совещание также призвало православных участников экуменических ассамблей воздержаться от совместных богослужений. Несмотря на все это, итоговый документ настаивает на необходимости участия в ВСЦ и осуждает “деструктивный антиэкуменизм”.

8-я ассамблея ВСЦ состоялась в 1998 г. в Хараре (Зимбабве). Принята декларация “К общему пониманию и видению ВСЦ”. В ней признается, что Церкви-члены ВСЦ не могут утверждать, что они достигли консенсуса в общем понимании и видении ВСЦ. Главное, что ВСЦ – это содружество Церквей, а не организация или какой-либо церковный институт .

В ходе ассамблеи “православные” экуменисты, в основном, проигнорировали запрет на участие в совместных молениях с инославными.

Среди участников ассамблеи: о. Владимир Шмалий, П.И. Мейендорф и др.

В 2006 г. прошла 9-я Генеральная ассамблея ВСЦ в Порту-Алегри (Бразилия). Среди участников: Первоиерарх Албанской Православной Церкви архиеп. Анастасий (Ианнулатос), митр. Геннадий Сассимский, возглавлявший делегацию Сербской Православной Церкви, еп. Иларион (Алфеев), А. Аржаковский и др.

Архиеп. Анастасий (Ианнулатос) избран одним из президентов ВСЦ.

См. также

Источники

о. Григорий Разумовский. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь. Доклад. М.: Московская Патриархия, 1948

Georges Florovsky. Orthodox Ecumenism in the Nineteenth Century // St. Vladimir’s Seminary Quarterly. 1956. № 4. PP. 2-53

митр. Николай (Ярушевич). Русская Православная Церковь и Экуменическое движение (доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // Журнал Московской Патриархии. 1958. №9. СС. 29-32

митр. Николай (Ярушевич). Проблема христианского единства в защите мира (доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // Журнал Московской Патриархии. 1958. № 9. СС. 32-34

Коммюнике о встрече делегации Святой Русской Православной Церкви и делегации Всемирного Совета Церквей (Утрехт, 7-9 августа 1958 г.) // Журнал Московской Патриархии. 1958. № 9. СС. 35-36

Stephen C. Neill. Brothers of the Faith. NY.: Abingdon Press, 1960

Пребывание в СССР делегации Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1960. №2. СС. 47-55

Виссерт Хуфт. Заключительное обращение к Его Святейшеству Патриарху Алексию // Журнал Московской Патриархии. 1960. № 2. СС. 56-58

О переговорах делегации Русской Православной Церкви с генеральным секретариатом Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1961. №4. СС. 31-32

Третья Генеральная Ассамблея Всемирного Совета Церквей: “Иисус Христос – Свет миру” (Ин. 8, 12) // Журнал Московской Патриархии. 1961. №8. СС. 75-79

митр. Анастасий (Грибановский). Воззвание ко всему христианскому миру в связи с Собранием Всемирного Совета Церквей в Нью Дэли. Сан Пауло, 1962

The New Delhi Report: The Third Assembly of the World Council of Churches 1961, London 1962

Послание IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1968. №10. СС. 40-41

митр. Никодим (Ротов). Русская Православная Церковь и экуменическое движение (доклад в конференц-зале Упсальского университета) // Журнал Московской Патриархии. 1968. №9. СС. 46-55

митр. Никодим (Ротов). Слово за богослужением на пленарном собрании участников IV Генеральной Ассамблеи ВСЦ, 5 июля 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1968. №9. СС. 55-57

митр. Антоний Сурожский. О богослужении и стиле христианской жизни (мысли участника IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей) // Журнал Московской Патриархии. 1968. №9. СС. 67-72

митр. Антоний. Сурожский. Homilie au Culte d’ouverture du Comite Central du Conseil Oecumenique des Eglises a Berlin, aout 1974 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1974. № 85-88. СС. 14-17

митр. Никодим (Ротов). Иисус Христос освобождает и объединяет (богословский аспект) // Журнал Московской Патриархии. 1975. №5. СС. 55-59

А.И. Осипов. “Иисус Христос объединяет” (присутствие Христа в Церкви и в мире и миссии Церкви в мире) // Журнал Московской Патриархии. 1975. №8. СС. 59-65

А.И. Осипов. Принстонская встреча (богословский диалог между представителями христианских Церквей СССР и Национального Совета Церквей Христа в США) // Журнал Московской Патриархии. 1975. №8. СС. 65-70

А.И. Осипов. Спасение – освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1976. № 3. СС. 60-64

Послание Священного Синода о V Ассамблее Всемирного Совета Церквей и ее результатах // Журнал Московской Патриархии. 1976, №4. C. 9

The Orthodox Church in the Ecumenical Movement // ed. Constantin G. Patelos. Geneva, 1978

The New Valamo Consultation. The Ecumenical Nature of the Orthodox Witness. Geneva, 1978

А.И. Осипов. Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1978 – 1979. №12 – 1. СС. 63-65, 62-65

митр. Антоний Сурожский. Quelques reflexions sur «Des fideles sont perplexes» // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1981. № 105-108. СС. 69-77

Baptism, Eucharist And Ministry // Faith And Order Paper No. 111. 1982

В.А. Никитин, о. Тихон. Экуменизм в 1945-1961 годах и вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1984. №№ 1, 2. СС. 69-72, 59-67

Миссия на пути Христовом [конференция Комиссии ВСЦ «Всемирная миссия и евангелизация»] // Журнал Московской Патриархии. 1989. №10. СС. 52-54

Прием в Кремле участников заседания ЦК ВСЦ // Журнал Московской Патриархии. 1989. №12. СС. 5-7

Патриарх Игнатий IV. Об истине, о Церкви, о любви [проповедь на богослужении перед открытием 40-й сессии ЦК ВСЦ, Москва, 17 июля 1989 года] // Журнал Московской Патриархии. 1989. №12. СС. 52-57

Всемирная конференция ВСЦ “Справедливость, мир и целостность творения”, Сеул (Корея), 1990 года // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 12. CC. 61-65

VII Ассамблея Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 6. СС. 59-63

“Прииди, Дух Святый” (послание VII Ассамблеи Всемирного Совета Церквей) // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 7. СС. 48-49

Orthodox Visions of Ecumenism // ed. Gennadios Limouris. Geneva, 1994

Historical dictionary of the Orthodox church // ed. Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson. Scarecrow Press, 1996

The Ecumenical Movement, the Churches and the World Council of Churches: An Orthodox Contribution to the Reflection Process on the Common Understanding and Vision of the WCC // ed. George Lemopoulos. WCC, 1996

Ion Bria. The Liturgy after the Liturgy. Mission and Witness from an Orthodox Perspective. Geneva, 1996

Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902-1997. М.: МФТИ, 1998

Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902-1998 // сост. Е.А. Карманов. М.: ОВЦС, МФТИ, издательский дом «Грааль», 1999

Peter Bouteneff. The Orthodox at the Harare Assembly // Service Orthodoxe de Presse, March 1999

митр. Антоний Сурожский. New needs and ecumenical perspectives for the parishes of the diocese // Sourozh. 2001. № 86. P. 1

Изменения в структуре Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 2002. №9. СС. 83-85

Heinz Joachim Held. Orthodox participation in the WCC: a brief history // The Ecumenical Review/ Oct, 2003

Jean-Yves Lacoste. Encyclopedia of Christian theology. Routledge, 2005

2010 Resources For The Week Of Prayer For Christian Unity And Throughout The Year. The Pontifical Council for Promoting Christian Unity, The Commission on Faith and Order of the World Council of Churches. 2009

– это «содружество, посредством которого, т. е. посредством совместного существования, работы, богословской рефлексии, страданий, свидетельства и т. п., и прежде всего – разделения общего видения того, что есть Церковь, участники движения могут достичь не только исповедания Единого Господа, но также и Единой Церкви». Он подразумевает, что уже сами разговоры о Боге и Церкви имеют церковное и духовное значение независимо от того, согласны ли говорящие друг с другом и в какой мере.

Несмотря на утверждения экуменистов о том, что они свидетельствуют в рамках Всемирного совета церквей о Православии, на самом деле в Совете никогда не происходил и не происходит прямой догматический диалог.

Так, православные экуменисты утверждают, что для них Всемирный совет церквей – это не Церковь, но при этом совершенно игнорируют то, что для протестантских участников Всемирного совета церквей – это именно сверхцерковь.

Православные экуменисты рассматривают участие в Всемирном совете церквей как путь к восстановлению Христианского Церковного единства в вере, Таинствах и благочестии. Но сам формат экуменического адогматического общения не позволяет развеять веру протестантов в то, что Всемирный совет церквей уже достиг единства в молитве и Таинствах. И сами же православные экуменисты своим участием в бесполезных обсуждениях утверждают протестантов в том, что Всемирный совет церквей достиг церковного единства независимо от различий вере.

Бывший генсек Всемирного совета церквей Конрад Райзер справедливо отмечал: «Православные представители неоднократно заявляли, что главная цель их присутствия в Всемирном совете церквей – это свидетельство об Апостольском Предании, а не обсуждение веры других церквей-членов Всемирного совета церквей или выработка соглашений с представителями церквей других традиций».

история

Всемирный совет церквей возник через слияние двух ведущих экуменических движений пер. пол. XX в.: «Вера и церковное устройство » и «Жизнь и деятельность ». В состав Всемирного совета церквей постепенно вошли и другие экуменические организации: пацифистский «Всемирный альянс за международную дружбу через церкви », «Международный миссионерский совет » и «Всемирный совет христианского образования ».

Подготовительный комитет

Решение об объединении движений «Вера и церковное устройство » и «Жизнь и деятельность » было принято в году. В году создается подготовительный комитет по созданию Всемирного совета церквей, генсеком которого становится известный экуменический деятель Виссерт Хуфт . Архиеп. Герман (Стринопулос) и о. Георгий Флоровский были членами оргкомитета Всемирного совета церквей и являются основателями Всемирного совета церквей.

события

  • I Генеральная ассамблея ВСЦ (22 августа 1948)
  • II Генеральная ассамблея ВСЦ (15 августа 1954)
  • III Генеральная ассамблея ВСЦ (19 ноября 1961)
  • Церковь и общество (конференция) (12 июля 1966)
  • Консультация по вопросам ответственности церквей в международных делах, Гаага, 1967 (12 апреля 1967)
  • IV Генеральная ассамблея ВСЦ (4 июля 1968)
  • Церковь и общество - 1974 (конференция) (24 июня 1974)
  • V Генеральная ассамблея ВСЦ (23 ноября 1975)
  • Первое женское православное совещание (сентября 1976)
  • Консультация «Христианское свидетельство сегодня в социалистических странах Европы» (26 марта 1979)
  • Студенческая конференция ВСЦ по вопросам веры, науки и будущего (6 июля 1979)
  • Всемирная конференция «Вера, наука и будущее» (12 июля 1979)
  • VI Генеральная ассамблея ВСЦ (24 июля 1983)
  • Справедливость, мир и целостность творения (конференция) (15 марта 1990)
  • VII Генеральная ассамблея ВСЦ (7 февраля 1991)
  • 44-е заседание ЦК ВСЦ (21 августа 1992)
  • VIII Генеральная ассамблея ВСЦ (3 декабря 1998)
  • IX Генеральная ассамблея ВСЦ (14 февраля 2006)
  • X Генеральная ассамблея ВСЦ (30 октября 2013)

Торонтская декларация

В декларации утверждается, что Церкви-члены Всемирного совета церквей вполне суверенны и имеют право отвергнуть любое высказывание или заявление Всемирного совета церквей. Весь авторитет Всемирного совета церквей зависит от свободного принятия его действий церквами, если они найдут это правильным и полезным для себя. Членство в Всемирном совете церквей не обязывает признавать другие церкви церквами в собственном смысле слова. Декларация гласит: «Всемирный Совет не может и не должен основываться на какой-либо одной определенной концепции Церкви. Он не предрешает экклезиологических проблем. Во Всемирном Совете есть место для экклезиологии всякой Церкви, которая готова участвовать в экуменическом диалоге и придерживаться базиса Совета… Ни одна Церковь не обязана менять свою экклезиологию вследствие членства во Всемирном Совете». Тем самым Всемирный совет церквей открывал возможность для вступления в него деноминаций без согласования общего вероучительного базиса.

Благодаря «Торонтской декларации» «православные» экуменисты считают себя не связанными участием в Всемирном совете церквей и, будто бы, не допускают вмешательства в свою веру. Но в то же самое время они занимают ту же самую позицию невмешательства по отношению и к бесчисленным заблуждениям всех других членов Всемирного совета церквей, и тем самым ставят участие православных в Всемирном совете церквей на совершенно адогматическую основу, что служит соблазном даже для протестантов.

вступление Русской Православной Церкви в ВСЦ

В это время все сильнее проявляется движение экуменизма в сторону мирологии и родственного ей «богословия революции ».

В том же году католическая церковь становится участницей комиссии Всемирного совета церквей «Вера и церковное устройство ».

представительства Православных Церквей при Всемирном совете церквей

Константинопольский Патриархат

Сразу после основания Всемирного совета церквей при нем была аккредитована постоянная делегация Константинопольского Патриархата. Постоянный офис открылся в году .

Представители

  • - 1959 - еп. Иаков (Кукузис) .
  • - 1985 - митр. Емилиан (Тимиадис) .
  • - 1999 - о. Георгий Цецис .
  • - 2008 - о. Венедикт (Иоанну).
  • - 2015 - Георгий Лимопулос.
  • с ноября - архиеп. Иов (Геча) .

Русская Православная Церковь

Представители
  • - 1964 - о. Владимир (Котляров) .
  • - 1968 - еп. Владимир (Сабодан) .
  • 28 ноября - 16 декабря 1969 - о. Виталий Боровой (и.о.).
  • - 1972 - еп. Гермоген (Орехов) .
  • - 1974 - о. Кирилл (Гундяев).
  • - 1978 - еп. Макарий (Свистун) .
  • - 1984 - о. Виталий Боровой .
  • 1984 - - еп. Сергий (Фомин) .
  • - - о. Нестор (Жиляев) .
секретари Представительства

Григорий Скобей (1973 год), Борис Вик ( - ), Сергий Киселев (с года), Александр Карпенко, Борис Нелюбин.

источники

  • 2010 Resources For The Week Of Prayer For Christian Unity And Throughout The Year. The Pontifical Council for Promoting Christian Unity, The Commission on Faith and Order of the World Council of Churches. 2009
  • VII Ассамблея Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии . 1991. № 6. С. 59-63
  • Анастасий (Грибановский), митр . Воззвание ко всему христианскому миру в связи с Собранием Всемирного Совета Церквей в Нью Дэли. Сан Пауло, 1962
  • Антоний (Блум) , митр. О богослужении и стиле христианской жизни (мысли участника IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей) // Журнал Московской Патриархии . 1968. № 9. С. 67-72
  • Виссерт, Хуфт . Заключительное обращение к Его Святейшеству Патриарху Алексию // Журнал Московской Патриархии . 1960. № 2. С. 56-58
  • Всемирная конференция ВСЦ «Справедливость, мир и целостность творения», Сеул (Корея), 1990 года // Журнал Московской Патриархии . 1990. № 12. C. 61-65
  • Игнатий (Хазим) , Патриарх. Об истине, о Церкви, о любви (проповедь на богослужении перед открытием 40-й сессии ЦК ВСЦ, Москва, 17 июля 1989 года) // Журнал Московской Патриархии . 1989. № 12. С. 52-57
  • Изменения в структуре Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии . 2002. № 9. С. 83-85
  • Карманов Е. А. Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902-1998. - М.: ОВЦС, МФТИ, издательский дом «Грааль», 1999.
  • Коммюнике о встрече делегации Святой Русской Православной Церкви и делегации Всемирного Совета Церквей (Утрехт, 7-9 августа 1958 г.) // . 1975. №5. С. 55-59Журнал Московской Патриархии. 1975. №8. С. 59-65. Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии . 1989. №12. С. 5-7
  • «Прииди, Дух Святый» (послание VII Ассамблеи Всемирного Совета Церквей) // Журнал Московской Патриархии . 1991. № 7. С. 48-49
  • Разумовский, Григорий о. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь. Доклад. М.: Московская Патриархия, 1948
  • Серафим (Соболев) , архиеп. Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? // Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей. - М.: Изд-во Московской Патриархии. - Т. II. - С. 364-368.
  • Третья Генеральная Ассамблея Всемирного Совета Церквей: «Иисус Христос – Свет миру» (Ин. 8, 12) // Журнал Московской Патриархии . 1961. № 8. С. 75-79
  • Anthony (Bloom) . Homilie au Culte d’ouverture du Comite Central du Conseil Oecumenique des Eglises a Berlin, aout 1974 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата . 1974. № 85-88. С. 14-17
  • Anthony (Bloom) . New needs and ecumenical perspectives for the parishes of the diocese // Sourozh. 2001. № 86. P. 1
  • Anthony (Bloom) . Quelques reflexions sur «Des fideles sont perplexes» // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата . 1981. № 105-108. С. 69-77
  • Baptism, Eucharist And Ministry // Faith And Order Paper No. 111. 1982
  • Bock, Paul : THE DULLES-HROMADKA ENCOUNTER REVISITED. Two Churchmen Anticipated some Current World Changes.
  • Bouteneff, Peter . The Orthodox at the Harare Assembly // Service Orthodoxe de Presse, March 1999
  • Bria, Ion. The Liturgy after the Liturgy. Mission and Witness from an Orthodox Perspective. - Geneva, 1996.
  • Florovsky, Georges. Orthodox Ecumenism in the Nineteenth Century // St. Vladimir’s Seminary Quarterly. 1956. № 4. P. 2-53
  • 2015 Former Soviet spy: We created Liberation Theology // Catholic News Agency.
  • Gennadios, Limouris. Orthodox Visions of Ecumenism. - Geneva, 1994.
  • Held, Heinz Joachim. Orthodox participation in the WCC: a brief history // The Ecumenical Review/ Oct, 2003
  • Kalaitzidis, Pantelis; Dietrich, Werner; Fitzgerald, Thomas. Orthodox handbook on ecumenism. Resources for theological education: "That they all may be one" (John 17,21). Oxford: Regnum (Regnum studies in global Christianity). (2014)
  • Lacoste, Jean-Yves. Encyclopedia of Christian theology. - Routledge, 2005.
  • Lemopoulos, George . The Ecumenical Movement, the Churches and the World Council of Churches: An Orthodox Contribution to the Reflection Process on the Common Understanding and Vision of the WCC. WCC, 1996
  • // World Council of Churches. 2011

Портал «Богослов.Ru» публикует сокращенный перевод на русский язык меморандума, составленного Комиссией по догматическим вопросам Священного Кинота (монашеского правительства) Святой Горы Афон и принятого в марте 2007 года относительно участия Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ). Анализируя историю ВСЦ, и особенно последние документы, опубликованные экуменической организацией, святогорцы приходят к выводу о неприемлемости значительного числа положений, характеризующих современное развитие Всемирного Совета Церквей. В заключение Священный Кинот выдвигает конкретные предложения о выстраивании дальнейших отношений между Православными Поместными Церквами и ВСЦ.

В феврале 2007 года Комиссия по догматическим вопросам Священного Кинота Святой Горы Афон в составе настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема, старца монастыря Филофей Луки и настоятеля монастыря Григориат архимандрита Георгия разработала документ, принятый 27 марта 2007 года на заседании Священного Кинота и разосланный Предстоятелям и архиереям Поместных Православных Церквей. В сопроводительном письме говорится, что «данный меморандум является отголоском нашей общей озабоченности и беспокойства за сформулированные во время богословских диалогов ВСЦ выражения, а также чувства ответственности за сохранение веры без искажений, принятой нами от наших отцов. Как известно, Святая Гора постоянно выражала свое беспокойство в отношении вопросов веры. Взирая на пример наших блаженных отцов, как члены Церкви, мы в глубоком смирении дерзаем выказывать нашу озабоченность». В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата корреспонденту портала «Богослов.Ru» сообщили, что текст документа внимательно изучается. Ниже предлагается сокращенный перевод меморандума.

Меморандум об участии Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей

Введение

Обеспокоенность участием Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ) абсолютно справедлива. Со времени его основания Православные Церкви неоднократно выказывали свою озабоченность разнообразными тенденциями и проявлениями, имеющими место в Совете. В 1997 году из состава Совета вышла Грузинская Православная, а в 1998 году — Болгарская Православная Церкви.

Задача церковных органов — принимать инициативы, с чувством ответственности отслеживать их развитие и последовательно противостоять проблемам, возникающим вследствие участия Православной Церкви в ВСЦ и подобных объединениях. Обязанность православных верующих — блюсти церковное сознание и быть чувствительными в отношении догматов, но эта обязанность особенно касается монахов, которые в силу монашеского призвания обостренно ощущают чистоту православной веры и церковное предание. А это означает не что иное, как настороженность по отношению к любым модернистским взглядам или поступкам, несогласным с церковным благочестием (ср. Еф. 4, 14). В связи с 60-ой годовщиной основания ВСЦ на повестке дня стоит вопрос о дальнейшем участии в нем православных. У этого вопроса существуют две стороны: желание воссоединения инославных с Церковью, которая должна помочь им заново обрести утраченную идентичность, и искажение православной идентичности в результате смешения с инославными. Нужно очень осмотрительно подходить к возможному формированию образа мыслей, чуждого приснопамятным отцам Церкви.

I. Самосознание Церкви

Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь воцерковляет людей, делает их членами Тела Христова, причастниками божественного усыновления и наследниками жизни вечной и в то же время молится об инославных, чтобы те вернулись в общение веры и познание истины. Проповедуемое Церковью в эпоху экуменизма и глобализации единство в православной вере означает единство в истине — истине, которую Церковь прияла через Вселенские Соборы. Опыт Церкви показывает, что в ней всегда будут оглашенные и не только из нехристианских народов, но и из инославных, тех, которые поняли, что христианство в их общинах представлено не в полноте.

История Церкви свидетельствует о том, что иногда церковные деятели и даже соборы демонстрировали единство христиан с Церковью, не достигая истинного единства в вере (Энотикон Зинона, Экфесис Ираклия, решения Ферраро-Флорентийского Собора). Однако святые отцы вели диалог и предпринимали попытки к объединению на разумных основаниях и при условии принятия Православия, добиваясь хороших результатов или, по крайней мере, без вредных для единства Церкви последствий (возвращение в церковное общение омиусиан Василием Великим на основе принятия Никейского символа или инициатива святителя Фотия по обращению некоторых армян на основе принятия ими халкидонского определения).

Попыток объединения в истории предпринималось множество, но условия, которые полагались отцами, всегда оставались неизменными: если инославный желает присоединиться к Кафолической Церкви, то он должен прийти с ней в полное согласие в вере и прервать общение с родоначальниками ереси и теми, кто ей следует. Василий Великий не соглашался с объединениями, в рамках которых существовало бы многообразие мнений, как это обычно сегодня бывает на межхристианских диалогах: единство в многообразии. По мнению этого святого отца, единство не самоцель, а многообразие в вопросах веры не является отражением Евангелия.

II. Исторический экскурс

Правильно оценить сегодняшние связи Православной Церкви с ВСЦ поможет экскурс в историю попыток объединения с протестантами, как в далеком, так и недавнем прошлом.

Возникнув в XVI веке, протестантизм первоначально дружески, но не без опаски и отнюдь не с наивностью относился к Православной Церкви (Филипп Меланхтон и Патриарх Константинопольский Иоасаф II, виттембергские богословы и Патриарх Константинопольский Иеремия II, богословы-кальвинисты из Женевы и Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис). Хотя в XVIII-XIX вв. протестантские исповедания, пользуясь тяжелыми обстоятельствами, в которых находились православные, развернули в их отношении непозволительные прозелитические действия: православные патриархи поддерживали дух объединения в протестантских общинах в тех случаях, когда те выражали стремление к объединению (англикане-неприсягающие и Патриархи Константинопольский Иеремия III, Александрийский Самуил, Антиохийский Афанасий III и Иерусалимский Хрисанф). За прошедшие три столетия были созданы важные тексты по сравнительному богословию. Целью приснопамятных отцов было возвращение протестантских общин к православной вере и полное единение с Православной Церковью.

В XIX веке англиканские церкви формально осудили протестантский прозелитизм и на высоком уровне установили отношения с Вселенским Патриархатом и Элладской Церковью. Одновременно особый интерес к Православию проявила часть старокатоликов (1870). Таким образом, возникли условия для того, чтобы был поставлен вопрос, с одной стороны, о церковном общении православных с протестантским Западом, а с другой — об экклесиологических рамках этого общения. Здесь надо вспомнить также и об Окружном послании Патриарха Константинопольского Иоакима III (1902) и предосторожностях, выказанных Православными Церквами в отношении предложений послания. После Первой мировой войны движение за объединение всех христиан оживилось. В качестве ответа православных на создание «Сообщества Церквей» было составлено «Обращение» Константинопольского Патриархата (1920). Причем второй документ разительно отличается от первого (1902) более либеральным настроем. Именно на основании «Обращения» Православные Церкви официально участвовали в период между двумя войнами в созданных под влиянием протестантов организациях «Вера и порядок» и «Жизнь и деятельность». Этот документ до сих пор определяет линию поведения Православных Церквей в отношении инославных.

Всемирный Совет Церквей был создан в 1948 году для того, чтобы объединить независимо друг от друга действовавшие организации «Вера и устройство» и «Жизнь и деятельность». Православная Церковь ответила на соответствующее приглашение положительно, но на том условии, что речь будет идти о сотрудничестве в решении практических вопросов, а не об участии в дискуссиях догматического свойства и совместных молитвах. Стоит заметить, несмотря на то что почти все Православные Церкви выказали желание участвовать в заседаниях организаций «Вера и устройство» и «Жизнь и деятельность», к участию в ВСЦ они отнеслись с настороженностью. Так, в Амстердаме (1948) Православие было представлено только Вселенским Патриархатом и Церквами Греции и Кипра. Отчасти настороженность православных объясняется положением, в котором оказались славянские Церкви с приходом доктрины коммунизма в их страны, а также решением Московского Собора (имеется в виду Московское совещание глав и представителей Поместных Церквей 1948 г. — Пер.). Стоит заметить, что на заседаниях вышеуказанных двух организаций православными были отмечены непреодолимые богословские расхождения с протестантами, среди которых были положения о видимой и невидимой Церкви, об устройстве Церкви, о том, какая из существующих Церквей является истинной, о священстве, о Священном Предании, о Символе веры, о Таинствах и так далее. Невозможность преодолеть эти различия объясняет бесполезность участия православных в экуменическом движении с целью достижения единства в вере. Все это явилось до определенной степени причиной того, что многие Православные Церкви воздержались от участия в первых заседаниях ВСЦ.

С Ассамблеи в Нью-Дели (1961) начинается новый период отношений Православных Церквей и ВСЦ, период нового отступления от православной экклесиологии, от самого основного элемента самосознания Православия: только одни православные из всех христиан составляют Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

В период проведения всеправославных конференций и предсоборных совещаний (1961-1968 гг. и 1976-1986 гг. и далее) все Православные Церкви участвуют в ВСЦ. Параллельное развитие двухсторонних диалогов с инославными церквами и общинами делает вопрос об этом участии частью общей проблемы экуменических отношений. Из истории этого периода можно заключить, что двухсторонние диалоги не способствовали приближению к цели — единению всех на основе переданной апостолами веры, цели, которая становилась все более далекой.

Первым в серии двухсторонних богословских диалогов стал диалог православных с антихалкидонитами. В его результате было предложено снять анафемы с ересиархов Диоскора и Севира, а Антиохийский Патриархат с 1991 года приступил к частичному общению в Таинствах с сирояковитами. Однако все соглашения и предложения находятся в полном противоречии с решениями IV, V, VI, VII Вселенского Соборов и учением выдающихся Отцов Церкви.

Двухсторонний диалог с англиканами выявил глубокое несогласие по таким вопросам, как хиротония женщин, а сейчас уже и гомосексуалистов, и действительность англиканских хиротоний, а также отметил расхождение во взглядах на природу Церкви, «причастие» и «интеркоммьюнион», Filioque, Вселенские Соборы, молитвы святых. В качестве примера следования духу двухсторонних диалогов можно привести недавнее признание крещения лютеран Германии (соглашение между Константинопольским Патриархатом и Евангелической Церковью Германии от 22 сентября 2004 года).

Наконец, внушавший такой оптимизм диалог со старокатоликами встретил серьезное препятствие в экклесиологическом смысле по причине общения в таинствах старокатоликов с англиканами и некоторыми лютеранами.

Из всего вышесказанного ясно, что одних добрых намерений и заявлений православных о том, что нужно участвовать в экуменическом движении, не «преходя и не попирая церковных пределов», которые положили наши отцы, недостаточно. Для обращения инославных в Православие с нашей стороны требуется прежде всего верность и постоянное обновление в православной вере, что достигается ежедневным посещением богослужений, почитанием святых исповедников веры, чтением синаксарей с житиями новомучеников, подвигом благодатных монахов, смирением простых, но благочестивых православных верующих.

III. Современное богословское лицо ВСЦ

На самом деле ВСЦ постоянно ищет свое лицо (идентичность). Сегодня об идентичности ВСЦ можно в достаточной степени заключить из трех документов, принятых на IX Ассамблее в Порту-Аллегри: а) Финальный доклад Специальной комиссии об участии православных в ВСЦ и б) «Текст по экклесиологии: призванные быть Единой Церковью»; в) К единому пониманию и видению ВСЦ (этот документ был принят VIII Ассамблеей в Хараре в 1998 г.). Как следует из этих документов, богословские рамки функционирования ВСЦ продолжают формироваться на основе протестантской экклесиологии, несмотря на явные изменения в способе функционирования, вызванные недавним сопротивлением православных. Лицо ВСЦ — протестантское.

1. Экклесиология

«Текст по экклесиологии…» был разработан Комиссией «Вера и устройство» и представляет собой приглашение к церквей-членов откликнуться на новую ситуацию, возникшую в связи с принятием «Финального доклада…». Уже из названия «Текста» можно заключить, что существующие христианские церкви в современном состоянии разделения не составляют ни по отдельности, ни все вместе Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, но находятся в процессе ее поиска. Если протестантские церкви в данном случае следуют своей экклесиологии, то какое отношение имеют к ней Православные Церкви, принявшие данный текст? В тексте отсутствует всякое упоминание об экклесиологических убеждениях православных в том, что они отождествляют себя с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью и не указано, что протестантские церкви, по мнению православных, должны ориентироваться на принятие православной веры.

Вот важнейшие экклесиологические вопросы, затрагиваемые в «Тексте»:

а) единство Церкви (понятие «Единой Церкви» п. 3 «Текста»). Согласно выраженной здесь протестантской экклесиологии а) существует только невидимая Церковь, которая не отождествляется ни с одной из христианских общин; б) проводится различие между невидимой Церковью и видимыми церквами; в) проводится принцип единства в различии и неправильно толкуются слова апостола Павла (1 Кор. 12, 7) о «различии дарований», которые понимаются здесь как догматические различия и противный Евангелию нравственный выбор. Общим знаменателем приводимых принципов является «теория ветвей», отвергаемая православными;

б) соборность Церкви (пп. 6-7 «Текста»). Позиция, которую занимают церкви-члены ВСЦ по вопросу о соборности, является изложением православной экклесиологии и реализуется только в Поместных Православных Церквах. Но все, что сказано в продолжении, опровергает эту экклесиологию, поскольку соборность (всеобщность) не может быть частичной, не может распадаться на неравные части, которые разделяются между «церквами», отделившимися от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Апостольская вера, отеческое предание, православный опыт и миссионерство —элементы, которые являют соборность Церкви. Они не существуют вне канонических границ Кафолической (Православной) Церкви;

в) апостольское преемство и святость Церкви (п. 4 «Текста»). Предлагаемое здесь мнение является отражением протестантских взглядов, потому что Церковь — это не просто общество уверовавших в апостольскую проповедь, но, главным образом, Тело Воскресшего Господа. Благодаря Таинству Божественной Евхаристии общество уверовавших составляет Тело Христово. Апостольское происхождение Церкви обеспечивается не только проповедью Евангелия, но сохранением в неискаженном виде учения святых Отцов. Протестантские «церкви», как инославные и отсеченные от единства Святой Соборной и Апостольской Церкви, лишены ее апостольского преемства и святости;

г) вера, жизнь и надежда Церкви (п. 5 «Текста»). Следует отметить несоответствие протестантской экклесиологии, представленной в этом отрывке, экклесиологии апостола Павла, утверждавшего, что, поскольку Христос — Один, то Тело Его — Едино, а следовательно, вера, жизнь и надежда этого Тела (Церкви) — одна (Еф. 4. 4-6). В рамках этой Единой Церкви, как говорит апостол Павел, не могут существовать «на законных основаниях отличные друг от друга формулировки веры», но только та вера, которая была определена на Вселенских соборах. Все труды Отцов были положены на то, чтобы упразднить многообразие догматических формулировок, за которым скрывается другой образ мыслей. И «разные отправные точки для экклесиологии и разнообразие взглядов на отношение Церкви к церквам» также не согласуются с экклесиологией апостола Павла.

Если в документе ВСЦ «Текст по экклесиологии: призванные быть Одной Церковью» продолжаются рассуждения о Церкви и церквах, притом еще в многообразии отношений между ними, тогда он далеко отстоит от Павловой экклесиологии, а если в данном документе просто констатируются различия между церквами-членами ВСЦ и содержится призыв к их преодолению, тогда путь к нему — это отказ от протестантской экклесиологии и возвращение к единству апостольской веры, которая сохраняется в Православной Церкви. Принимая во внимания вышесказанное, можно задаться вопросом: если голос Православия звучит в ВСЦ уже на протяжении многих десятилетий, а контакты протестантов с Православием восходят ко времени Патриарха Иеремии II, и тем не менее они не желают принимать православную веру, то не означает ли это, что протестантские исповедания просто вращаются в замкнутом круге экуменических контактов и дискуссий в рамках ВСЦ? По замечанию епископа Илариона (Алфеева), недавняя либерализация учения и практики во многих протестантских церквах сделала их намного более чуждыми православным, чем за всю предыдущую протестантскую традицию. От экклесиологически верного ответа на вопрос «Особой комиссии», заданный православным представителям: «Есть ли в православной экклесиологии место для прочих церквей и как можно описать его, каковы его пределы?», станет ясно, будет доминировать в ВСЦ православная экклесиология или все останется, как есть.

2. Крещение

Церкви-члены ВСЦ признают крещение в качестве составного элемента их идентичности как Церквей, а также критерием для приема в ВСЦ в качестве члена какой-либо христианской общины. Церкви взаимно признают по-разному совершаемое друг у друга крещение, которое противоречит православному богословию. Только в Православной Церкви Крещение совершается путем тройного погружения в воду с призыванием имени Отца, и Сына, и Святого Духа. Никогда Православная Церковь не признавала ни Крещения, ни других таинств у инославных, до тех пор пока те не входили в общение с ней, отрекаясь от своего учения. И принимали их в зависимости от обстоятельств: либо через крещение, либо через миропомазание. Обязательства для членов-церквей ВСЦ, вытекающие из взаимного признания протестантских крещений, неприемлемы для православной стороны. Не могут эти Церкви совершать совместную Евхаристию и вместе свидетельствовать о Христе, если прежде не войдут в полное догматическое и таинственное общение с Православной Церковью.

3. Миссия

Неотделимым от понятия «Церкви» члены-церкви ВСЦ считают миссию. Но особенность православной миссии объясняется самосознанием Православной Церкви, что только она обладает и может нести подлинное евангельское свидетельство миру. Миссионерская деятельность протестантских церквей в глазах Православия является недостаточной для того, чтобы дать миру всего Христа, потому что догматическое учение протестантов свидетельствует не о Христе Церкви, а о субъективном Христе каждой отдельной протестантской деноминации.

4. Цель видимого единства

В Уставе ВСЦ прописана основная цель общения церквей в ВСЦ — призывать церкви к видимому единству и участию в единой Евхаристии. Обязательство церквей-членов ВСЦ способствовать продвижению на пути к видимому единству содержится в «Тексте по экклесиологии…», в котором очевидна неясность в понимании цели общения. Единство «видимых» церквей-членов является данностью, но одновременно и искомым. Данность заключается во взаимном признании крещения, а искомое — в попытке видимой реализации «невидимой» Церкви. Именно Православная Церковь сама и есть единство и общение. Мы лишь подвизаемся, чтобы сохранить и возрастить их. Лишенные полноты апостольской веры, протестантские церкви по праву ищут единство в будущем общем исповедании апостольской веры, в будущем совершении единой Евхаристии и в будущем общем миссионерском свидетельстве. В настоящее время есть только желание видимого единства, но это единство уже присутствует в конкретной, исторической, видимой Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви.

5. «Конфессиональная» и «межконфессиональная» совместная молитва

Еще одним показателем того, что ВСЦ не ориентируется на общение с Православной Церквовью, служат предложения «Специальной комиссии» по «совместной конфессиональной» и «совместной межконфессиональной молитве», принятые на IX заседании. Весь более чем двадцатистраничный документ по общему признанию является благородной попыткой урегулировать проблемы общей молитвы с целью избегать неудовольствия от богослужебных мероприятий, с которыми многие в ВСЦ не согласны. Между тем характерна настойчивость, с которой «Специальная комиссия» проводит идею совместной молитвы, несмотря на вызываемые ей многочисленные проблемы. Православная экклесиология не предусматривает совместных молитв, согласно священным канонам совместные молитвы запрещены. Но совместные молитвы в ВСЦ нужны исключительно для того, чтобы продвигать видимое единство церквей-членов на протестантских экклесиологических условиях. Примеры святителя Марка Евгеника на Ферраро-Флорентийском соборе, участия инославных в XII в. в богослужениях на Святой Земле, на Синае — непоказательны. Участие православных в совместных молитвах есть подтверждение «экклесиологического характера» протестантских исповеданий.

6. Отсутствие ориентированности на Православную Церковь

По всей видимости, для протестантских деноминаций, присоединяющихся к ВСЦ, принципиально важное условие — не связывать себя с каким-либо понятием обращения в Православие или признания православных догматов, что видно из текстов, одобренных IX Ассамблеей. Возвращение к практике Церкви первых веков и вере семи Вселенских Соборов — единственное условие, которое отсутствует среди предложений Специальной Комиссии и которое с православной точки зрения было бы показателем правильного участия Церквей с православной точки зрения в ВСЦ. Чем больше становится понятным бессилие церквей-членов ВСЦ ориентироваться на православную веру и общение с Православной Церковью, тем больше среди церквей сохраняется тенденция вести себя по отношению друг к другу как члены одной, пусть и сформированной на минималистской основе общины.

7. Нравственные и социальные вопросы

Среди приоритетных тем ВСЦ — права человека и их защита. Если в вопросах угнетения, социальной несправедливости, бедности наблюдается полное согласие, то в отношении вопросов, связанных с сексуальностью человека, отмечаются серьезные различия. Центральные координационные органы ВСЦ не занимают официальной позиции в пользу той или иной точки зрения, но предпочитают предоставить трибуну для высказывания членам ВСЦ, чтобы развивался диалог между представителями различных тенденций. Сегодня ВСЦ не ставит указанные вопросы на основании ясного евангельского учения. Получается, что на первом месте «единство» церквей ВСЦ, а не евангельская истина?

8. Отношение к другим религиям

Отношение церквей-членов ВСЦ к другим религиям характеризуется готовностью принять их, основанной якобы на свидетельствах Священного Писания. Странно, что православные подписали документ, одобренный IX Генеральной Ассамблеей под названием «Религиозный плюрализм и христианское самосознание», в котором стираются всякие границы. Мы, православные, знаем путь спасения и свидетельствуем о нем, а потому и развиваем миссионерскую деятельность, не вдаваясь в подробные рассуждения о том, что Бог может сделать со Своими неправославными чадами. Мы должны быть гостеприимны и по-доброму относиться ко всем, не взирая на их инаковость, но мы не имеем права разрабатывать богословие «религиозного гостеприимства» по отношению к иноверцам. В противном случае мы уже переходим границы любви и погружаемся в воды синкретизма. Любовь — одно, а синкретизм — совсем другое. Взгляды, отраженные в вышеупомянутом документе, указывают на неведение или упущение факта соработничества человека в деле спасения.

IV. Участие православных в ВСЦ

Православные участвуют в работе ВСЦ при богословских предпосылках, которые были только что рассмотрены, но, как видно из анализа, уже само участие православных составляет серьезную проблему, порождая, кроме того, отдельные серьезные проблемы. Проблемы заключаются:

1) в слабости православного свидетельства по существу.

Очень часто подчеркивается, что цель участия православных в ВСЦ — свидетельство православной веры инославным. Но наше шестидесятилетнее присутствие в этой организации подтверждает тот факт, что трибуна ВСЦ не подходит для свидетельства Православия. Церкви-члены иначе понимают свидетельство православных, выражая готовность сотрудничать с нами, рады тому, что мы являемся носителями предания первых веков Церкви, но не считают православное свидетельство приглашением в Единую Православную Церковь. Как православные, мы понимаем, что принятие свидетельства православной веры означает отказ от еретического образа мыслей и принятие соответствующего православного. ВСЦ в том виде, в каком функционирует сегодня, представляет собой гомогенизирующий механизм, стирающий догматическое чутье и чреватый «единством» поверхностного коммуникативного характера;

2) в культивировании видимости ложного единства.

Без сомнения, присутствие православных в ВСЦ содействовало в прошлом полезным изменениям, среди которых решение о принятии в члены ВСЦ только тех Церквей, которые веруют в Святую Троицу, а также недопущение к членству протестантских групп, защищавших гомосексуализм. Однако экклесиологический дух, который пронизывает ВСЦ, остается таким же, как это было определено Центральным Комитетом ВСЦ в 1950 году в Торонтском заявлении. Изменений больше не последовало. ВСЦ продолжает оставаться трибуной, которая предоставляет возможность свободно выражать различные богословские точки зрения, но подлинному единству не содействует. Настоящая цель ВСЦ — единство в многообразии! Принцип большинства при принятии решения был в ВСЦ заменен принципом консенсуса, который означает не просто единогласие, но согласие с меньшинством, поскольку тема обсуждалось пространно и большинство выразило согласие в «общем духе встречи». Консенсус означает признание множественности взглядов, отсрочку в рассмотрении решения и отсутствие решения;

3) в продолжении совместных молитв.

Богослужебная практика ВСЦ осуществляется в рамках его экклесиологии. Совместные молитвы считаются необходимым духовным средством для путешествия, совершаемого кораблем ВСЦ во времени. Подобные молитвы ясно запрещены священными канонами, поскольку вредят обеим сторонам: православным, омрачая их догматическое сознание, и инославным, лишая их возможности видеть, что подлинное единство состоит в единстве веры;

4) в искажении образа мышления православных верующих.

Участие в ВСЦ способствовало отрицательным изменениям в образе мыслей у некоторых православных. За несколько десятилетий ведущие представители Православия в ВСЦ полностью приняли знаменитую «теорию ветвей» и отказались от Православия как Единой Святой Соборной Церкви. Классический пример такого изменения православного образа мыслей являет собой позиция профессора Н. Нисиотиса, выраженная на III Генеральной Ассамблее в Нью-Дели. Другой пример — искажение православного образа мыслей от тесного общения внутри ВСЦ в вопросе о женских хиротониях, когда наши богословы заявляют, что в отношении недопущения женщин до хиротонии в церковной традиции «нет совершенно никакого догматического суждения, к тому же ясно выраженного», а аргумент, что Божия Матерь не имела священного сана, считается явно недостаточным. Наконец, под воздействием окружения ВСЦ православные богословы стали считать антихалкидонитов православными, причем подобная позиция оказала воздействие и на диалог православных с антихалкидонитами, где были сделаны недопустимые с православной точки зрения заявления.

5) в сохранении еретических понятий и опыта жизни.

Если не последует решительного требования Православных Церквей к протестантам ВСЦ вернуться к православной вере, тогда с их стороны будут продолжать даваться неправильные комментарии и приписываться ошибочный смысл как текстам Священного Писания, так и Священного Предания, но уже при нашем попустительстве. Характерно анимистическое представление Святого Духа с танцами и бубнами в Канберре пресвитерианским богословом-женщиной Чунг Хьюн, что было встречено с энтузиазмом многими либеральными протестантами, но огорчило православных и консервативных англикан и лютеран. Глубочайшая причина такого поведения и богословского подхода кроется в разности жизненного опыта веры, который в Православии есть плод Духа Святого, а вне его — плод других духов (Деян. 19. 13-16). Православный опыт жизни в благодати Божией отсутствует в протестантских, неохаризматических и пятидесятнических общинах, которых все больше и больше присоединяется к ВСЦ. Кроме того, упорство, с которым протестанты ВСЦ настаивают на хиротонии женщин и гомосексуалистов, свидетельствует о том, что, несмотря на участие в этой организации православных, в протестантских общинах практикуется опыт, чуждый Евангелию и благодати Божией.

6) в перспективе.

Координатор ВСЦ — Киликийский Католикос Арам (а именно координаторы ВСЦ и исполком отвечают за дальнейшие направления деятельности этой организации), отметил три цели будущих усилий: 1) взаимное признание крещения, 2) совместное празднование Пасхи всеми христианскими Церквами, 3) созыв Вселенской Ассамблеи, если не Вселенского Собора на данный момент.

Православные должны задаться вопросом, что будет означать реализация этих целей, исходя из того, что для предварительной работы в этом направлении в глобальном масштабе характерен дух церковного конформизма, равно как и полное отсутствие догматического единства.

Проблема участия

Участие православных в экуменическом движении всегда представляло проблему, поскольку никогда отношение к ней у самих православных не было единым. Иногда Православные Церкви пересматривали свое участие в диалогах или угрожали их прервать. Хотя атмосфера в XX в. была такой, что некоторые Предстоятели Православных Церквей во имя «диалога любви» и имея целью «всехристианское единство» игнорировали огромные догматические различия, разделявшие христианские общины, тем не менее в своей совокупности Православие не соглашалось на соединение христиан без выполнения определенных условий. И хотя на Всеправославных совещаниях по вопросу об участии в экуменическом движении было достигнуто единогласие, на них ощущалось отсутствие духа соборности.

Кроме того, были случаи (Женева, 1968 г.), когда несогласные с линией председателя не приглашались к участию в выработке экуменической политики Православия, а их мнения в официальных церковных СМИ не публиковались. Если первоначальной целью участия православных в экуменическом движении было обращение протестантов и католиков в Православие, то, видя все возрастающее безразличие и даже осуждение догматического подхода православных инославными, часть из православных, такие как отец Георгий Флоровский, вышли из него. Многие видные церковные деятели, например, ныне покойный Архиепископ Афинский Христодул, задавались вопросом, в чем в таком случае состоит цель участия православных в ВСЦ, что православные могут предложить православным группам, все более отдаляющимся от евангельского учения?

V. Выводы

1. ВСЦ является организацией, цель которой — культивация единства христианских Церквей и исповеданий под двумя видами: а) как общее обязательство к взаимному признанию, оценке, сотрудничеству на практическом уровне и общему свидетельству веры и б) как призвание к единству в вере, Единой Евхаристии и единой жизни неразделенной Церкви. Но ни первое, ни второе невозможно, поскольку протестанты не признают, что апостольская вера и есть та самая вера, которой сегодня обладает конкретная историческая Православная Церковь.

2. Под конкретной формой «единства» Церкви-члены ВСЦ ориентированы на взаимное признание Крещения друг друга. К сожалению, некоторые Православные Церкви признали Крещение антихалкидонитов и немецких протестантов. Однако дальнейшее признание Крещения инославных при отсутствии догматического единства не согласуется с экклесиологией Православной Церкви.

3. Совместные молитвы и участие в литургических собраниях представляли обычную практику на экуменических совещаниях ВСЦ. После протеста православных в 1998 году были разработаны поправки, которые, однако, не влияли на статус совместных молитв.

4. В основе цели ВСЦ — достижение видимого всехристианского единства — лежит протестантская экклесиология о «невидимой» Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и ее видимых исторических формах, из которых ни одна не обладает полнотой апостольской веры, Соборности и благодатной жизни. Согласно Православному вероучению под единством всех христиан понимается возвращение всех инославных в лоно Православия.

5. В ВСЦ существует тенденция к расширению межхристианского единства и включению всех религий мира, потому что спасение Божие якобы предназначено для всех людей и то, каким способом проявляется человеколюбие Божие, нам неизвестно. Такое единство для Православной Церкви неприемлемо, потому что спасение предлагается Богом для всех людей, но люди, отвергая его, идут путями, которые не способствуют принятию спасения.

6. Некоторые протестантские группы требуют от ВСЦ права выступить с трибуны, прося о признании их крайнего, неевангельского нравственного выбора (гомосексуализм и т. д.). Православная Церковь не может предать забвению евангельское учение и споспешествовать греху. Женское священство в протестантских деноминациях также является примером серьезного уклонения от церковного Предания.

7. Православное свидетельство в целом не принимается протестантскими церквами ВСЦ, как это показала 60-летняя история этой организации, а также более долгая история православно-протестантских контактов.

8. Серьезными опасностями для будущего Православной Церкви чревато изменение православного образа мыслей некоторых богословов, которые участвует в ВСЦ.

9. Под влиянием ВСЦ православные и антихалкидониты сидят на заседаниях вместе как православное крыло ВСЦ, взаимно признавая друг друга православными.

10. К перспективам на будущее (предложениям о совместном праздновании Пасхи и созыве Вселенской Ассамблеи без достижения догматического единства) следует относиться с большим вниманием.

11. Разрыв связей Православных Церквей с ВСЦ — единственный вопрос, который продолжает оставаться актуальным, если протестантские церкви-члены ВСЦ, по всей видимости, не отступают от своих экклесиологических установок. Своим участием в ВСЦ Православные на практике отрекаются от своей идентичности, и в таком случае католики, формально воздерживающиеся от такого участия, выглядят более последовательными.

12 Православная Церковь не имеет преимуществ, участвуя в ВСЦ, но, напротив, терпит ущерб. Протестанты не настроены на принятие нашей веры, но на существование рядом с ней согласно своей экклесиологии. Мы, как православные, не можем участвовать в ВСЦ, состав которого, структура и функционирование опираются на протестантскую экклесиологию.

VI. Предложения

1. Участие православных в ВЦС неполезно ни Православной Церкви, ни инославным. Возможно, пришло время православным прервать отношения с ВСЦ?

2. Если же в высоких интересах некоторых Православных Церквей будет решено, что необходимо какое-то сотрудничество с ВСЦ, то нужно потребовать переименование ВСЦ во Всемирный Христианский Совет.

3. В этом случае не будет совместных молитв и богослужебных собраний. Участие православных будет проходить только на академическом уровне, а позиции православных будут излагаться только в виде отдельных заявлений, как это было до Генеральной Ассамблеи в Нью-Дели (1961).

Если единство станет когда-то возможным, то оно будет результатом не слияния, но плодом молитвы, верности нашему православному самосознанию и, главным образом, даром Всеблагого Бога.

  1. Настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем;
  2. Настоятель монастыря Филофей Герон Лука;
  3. Настоятель монастыря Григориат архимандрит Георгий.