Павлин — красивая курица. Описание. Павлин обыкновенный (индийский)

Павлин считается самой красивой птицей в мире, а хвост павлина имеет необычайную красоту. Павлин обыкновенный (Pavo cristatus), или индийский павлин, является самым многочисленным видом павлинов, относится к отряду курообразных, семейству фазановых, роду павлины.

Хотя индийские павлины являются представителями отряда куриных, доказано, что этот вид генетически ближе к (Meleagris gallopavo), чем к (Gallus gallus).

Описание павлина и фотографии.

У обыкновенных павлинов длинная грациозная шея и маленькая голова с небольшим хохолком: у самцов хохолок синий, а у самок бурый, под цвет оперения. Голос павлина резкий и не очень приятный. Длина тела павлина самца достигает 100-125 см, длина хвоста – 40-50 см, при этом длина кроющих перьев надхвостья равна 120-160 см. Вес павлина самца составляет 4 – 4,25 кг. В оперении этой красивой птицы присутствуют самые разнообразные цвета: спина зеленая, голова, часть груди и шея синие, низ тела черный. Самка павлина индийского мельче и имеет более скромный, коричневый окрас.

Хвост павлина.

Буйство красок оперения и роскошный веероподобный глазчатый хвост создали павлину имидж самой красивой птицы в мире . Интересно, что такими прекрасными хвостами могут похвастаться только самцы, самкам этого вида повезло меньше. Их оперенье не благоухает красками, а состоит лишь из серовато-бурых тонов. Орнитологи называют это половым диморфизмом. Оказывается, то, что мы называем хвостом павлина – на самом деле не что иное, как перья надхвостья. Все дело в росте и расположении пера. Более короткие перья накрывают более длинные, достигающие полутора метров в длину. Перо состоит из редких нитевидных волокон с ярким «глазком» на конце.

Павлин – самая красивая птица в мире.

Павлины – это самые красивые и крупные птицы в мире , этим и обусловлен интерес человека к этому виду. Как экзотическое чудо их содержали еще в римских парках, сначала в эстетических целях, а затем их отлавливали и подавали к столу во время пышных пиров. Мясо павлина обыкновенного приправляли разными пряностями, оно считалось одним из вкуснейших мясных блюд. В наше время павлинов содержат исключительно как декоративных птиц.

Павлины умеют летать.

При надвигающейся опасности обыкновенный павлин может взлететь, но полет не будет долгим и высоким: лишь на несколько метров вперед.

Виды павлинов.

Индийский павлин не подразделяется на виды, но имеет огромный ряд цветовых вариаций (мутаций). Выделяют следующие цвета павлинов:

  • Дикий
  • Белый
  • Черноплечий (чернокрылый, лакированный)
  • Пёстрый
  • Тёмный пёстрый
  • Камея, или серебристый серовато-коричневый
  • Камея черноплечий или овсяный
  • Белый глазок
  • Угольный
  • Лавандовый
  • Бронзовый Буфорда
  • Пурпурный
  • Опаловый
  • Персиковый
  • Серебристый пёстрый
  • Полуночный
  • Желтовато-зеленый

Объединенная ассоциация по разведению павлинов официально выделяет только 10 основных окрасок (дикая, белая, камея, угольная, пурпуная, бронзовая Буфорда, персиковая, опаловая, полуночная желтовато-зеленая), 5 вторичных окрасок (дикая – полосатое крыло, черноплечая, пестрая, белый глазок, серебристая пестрая), а также 20 вариаций основных окрасок и 185 разновидностей павлина обыкновенного, которые появляются в результате смешения основных окрасок и их вариаций.

Где обитают павлины?

Обыкновенный (индийский) павлин обитает в Шри-Ланке, Индии, Пакистане, Бангладеше и Непале. В дикой природе павлины стараются избегать открытой местности, они селятся в джунглях или лесах, около деревень и на культивируемых землях, живут в густом кустарнике и на берегу рек. Имея длинный хвост, птица павлин достаточно быстро может передвигаться даже в зарослях.

Николай Семенович Лесков.

Павлин

Рассказ

Примечание

ПАВЛИН

Печатается по отдельно изданному Библиотекой современных писателей (серия II, том 5) сборнику: "Павлин (рассказ). Детские годы (из воспоминаний Меркула Праотцева). Сочинение Н. С. Лескова", СПб., 1876 стр. 1-116. Рассказ написан Лесковым в 1874 году; впервые опубликован в журнале "Нива", 1874, ?? 17-21, 23 и 24. В два первых полных собрания сочинений Н. С. Лескова рассказ не вошел. По журнальной публикации он перепечатан в Полном собрании сочинений Н. С. Лескова, изд. 3, т. 34, СПб., 1903, стр. 105-166. О сохранности и местонахождении рукописи неизвестно. Изучение текстов двух прижизненных изданий показывает весьма существенную между ними разницу. Журнальный текст является более сокращенным, содержит множество, вероятно, цензурных изъятий, которые писателем были восстановлены в отдельном издании. Сокращения и цензурные запрещения касались некоторых обстоятельств настойчивого ухаживания Додички за женой Павлина, ее нравственного падения, характеристики полусвета, очередной жертвой которого стала Люба. Тем самым в журнальном тексте была сглажена ее социальная драма, жена Павлина представлялась лишь жертвой собственного легкомыслия. Полностью были изъяты указания на совершенную Додичкой кражу драгоценностей у одной дамы, сцены ареста Любы и Доди, обыска в доме Анны Львовны. В журнальном тексте отсутствуют очень интересные рассуждения Н. С. Лескова о военном быте мундирной чести, а также намеки на ссылку Додички в Сибирь в сопровождении двух жандармов. Вычеркнута и полемика с романом Н. Г. Чернышевского "Что делать?". Рассказ "Павлин" возник на основе материалов и впечатлений от поездки писателя летом 1872 года на Валаам - монастырские острова на Ладожском озере. Герой рассказа швейцар Павлин - тип лесковского "праведника", яркий и самобытный национальный характер, своеобразный "титан и богатырь духа", возросший на крепостной почве, которая обрекала "глохнуть под тернием и погибать" самых лучших людей из народа. Самой жизнью он поставлен в сложные, противоречивые и глубоко трагические обстоятельства. Имея чуткую и отзывчивую душу, он тем не менее с неумолимой последовательностью и точностью автомата выполняет злую волю бессердечной домовладелицы Анны Львовны, у которой служит, и спокойно принимает на себя ненависть ее жильцов. В точном выполнении жестокой хозяйской воли и произвола Павлин видит исполнение не только своего служебного, но и человеческого долга. Он из "практики вывел", что послабление и потворство не защищает человека от "немилостивых людей", а только делает его более беспомощным и слабым. С особой силой раскрылись высокие нравственные качества Павлина, его моральное превосходство над "немилостивыми людьми" - светской чернью, когда они ввергли его в семейную драму, зло растоптали его любовь и счастье. Трезво оценив все происшедшее с ним и его женой, Павлин строго осуждает себя как невольного пособника падения Любы. Вступаясь за честь жены, он насильно вручает ее человеку, которого она полюбила,- ничтожному светскому шалопаю. Чтобы придать "законность" их браку, Павлин не останавливается перед фиктивной своей "смертью". Он до конца твердо и мужественно несет ответственность за свою бывшую воспитанницу, заботясь о ее счастье, нравственном перерождения.

Повествование произведения Н. Лескова Павлин начинается с описания острова Валаам.
Произведение состоит из шестнадцати глав.
В первой главе автор говорит, что этот остров – прибежище монахов. Повествование ведется от лица автора – он вспоминает свои детские годы, о которых и повествует читателю. Когда-то, будучи еще школьником, он жил с матерью и ее сестрой Ольгой в доме отцовой богатой родственницы Анны Львовны. Родственница эта была женщиной властной, бессердечной и весьма эгоистичной – в молодости, живя в Париже, она узнала об измене мужа и о его проигрыше в карты; и сделала ничто иное, как бросила его с долгами, а сама уехала в Россию. Здесь она воспитывает сына Вольдемара (Додю) и содержит дом, в котором живет и сама, и который приносит ей весьма неплохой доход. Жильцов своих Анна Львовна содержит с порядочной долей жестокосердия. Плату берет за месяц вперед, и если кто-то не в силах уплатить, то помощник Анны Львовны, швейцар Павлин Певунов велит выставить у этого жильца рамы – даже в самый жестокий мороз. Как только несчастный находит деньги, Павлин велит вставить рамы на место. Жильцы недолюбливают Павлина, все пытаются заглянуть в его комнату, которая всегда заперта и шепчут за его спиной, что он когда-то ограбил почту и убил шесть почтальонов, а награбленное прячет в своей комнате…
Павлина Певунова не любит и семейство мальчика, от лица которого ведется повествование. Это происходит оттого, что однажды и в их квартире были выставлены рамы. Попытка обратиться за помощью к Анне Львовне оборачивается неудачей – та якобы неожиданно уезжает к всенощной. Мать мальчика называет Павлина негодяем, но тетка Ольга ей объясняет, что Павлин вряд ли такой уж негодяй, он просто выполняет приказания Анны Львовны, и сам же Анну Львовну недолюбливает. Тетка Ольга оказывается права, и вскоре между ней и Павлином завязывается настоящая дружба.
Семья кажется вполне обеспеченной – пока однажды и у них не выставляются окна, и не выясняется, что отец семейства погиб от венгерской пули, что денег, конечно, у семьи совсем мало. Семья мальчика к этому времени переезжает, но сердобольная тетка Ольга продолжает бегать к несчастным соседям, особенно в дни платежа за квартиру; она с тревогой глядела на их рамы и входила в дом, держа в кармане нужную сумму денег. Однако неожиданно у бедных жильцов умирает бабушка – она травится фосфорными спичками, за ней умирает и дочь, простудившись. Маленькая девочка Люба остается одна. Павлин решает взять над ней опекунство, предварительно посоветовавшись с теткой Ольгой. Свое желание быть опекуном он объясняет намерением жить ради кого-нибудь, деньги у него есть, а родственники недавно погибли из-за эпидемии холеры.
Время идет своим чередом, Люба растет и хорошеет, получает образование у домашних учителей. Однажды в церкви она видит юношу, того мальчика, который был когда-то ее соседом в доме Анны Львовны. Юноша, он же автор повествования, замечает, что Люба стала очень красивой, и, что она очень стыдится Павлина, своего воспитателя, воспринимая его как швейцара и лакея, не более. Павлин и сам это понимает, но ничего сделать не может…
Большую часть времени Люба теперь проводит у Анны Львовны, ей совсем не хочется сидеть в комнатушке Павлина. Тогда Анна Львовна предлагает Любе выйти замуж за Павлина, чтобы больше возможностей было общаться с Анной Львовной. На самом деле в уме хитрой женщины созревает план ее беспутному сыну для самоутверждения очень нужна красивая женщина, с которой можно будет показаться в свете. Этой женщиной, по мнению Анны Львовны, должна стать Люба. Так и происходит. Выйдя замуж за Павлина, Люба все больше им тяготится, все чаще пропадает в комнатах Анны Львовны, ей хочется блистать в свете, в то время как приходится пропадать замужем за старым швейцаром, который, однако, ее боготворит и носит на руках.
Люба становится любовницей Додички. Теперь она появляется в свете, самолюбие Анны Львовны и Доди удовлетворено, а вокруг восхищаются красотой madam Pavlin – необразованному Павлину невдомек, что это значит… Павлин все больше уходит от дел, основную часть дня занимается глажкой и стиркой женины нарядов, и бесконечно радуется за свою молодую жену. Люба все более открыто изменяет Павлину, но тот ничего не замечает. Как-то раз дом Анны Львовны посещают двое полицейских и уводят Додичку и Любу. Когда Павлин пытается выяснить, почему уводят его жену, почему обыскивают его жилище, пристав кричит на него Уймись, у тебя шляпа к башке приросла, или ты боишься рога показать! Павлин все понимает.
Вольдемара отправляют куда-то на север, Любу отпускают – выясняться, что это Вольдемар украл у одной дамы драгоценности, а вину свалил на Любу. Анна Львовна именует Любу беспутной и для приличия плачет Люба и Павлин вскоре исчезают. Но перед исчезновением и отъездом Вольдемара Павлин приводит к нему Любу, и интересуется, любит ли тот его жену. Получив утвердительный ответ, Павлин говорит Вольдемару, что тот должен жениться на Любе, ведь она ждет от него ребенка. А так как это невозможно при живом муже, Павлин обещает сделать так, что живым умрет. Проходит еще некоторое время, Вольдемар путешествует по стране, добираясь до места ссылки. В одном городке он как-то перемигивается со своей соседскою из противоположного дома. Очертаний ее разглядеть Додя не может, но она регулярно подходит к окну и смотрит на него. Вольдемара это очень интересует, как вдруг однажды вечером некий козловатый и обросший старик приносит от таинственной соседки записку. В обросшем старике Вольдемар с ужасом узнает Павлина, а на вопрос что тебе нужно, Павлин – старик отвечает, что он мещанин Спиридон Андросов с законным паспортом.
Таким образом, Вольдемару приходится жениться на Любе. Но любовь ее ему не нужна, он пьянствует и тратит деньги, которые выдает Любе Спиридон Андросов. Люба жестоко страдает, Спиридон Андросов пишет ей успокаивающие письма. Однажды в драке пьяного мужа Любы убивают. Она извещает об этом Павлина, и они снова исчезают. Вскоре на острове Валам появляется схимница Людмила, вскоре она умирает, ослепнув от слез. На ее могиле ставит крест неизвестный монах – молчальник, обросший седой старец, он же пишет на ее могилке Схимонахиня Людмила, в миру грешная Любовь.
Так завершается произведение Н. Лескова Павлин.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Повествование произведения Н. Лескова “Павлин” начинается с описания острова Валаам. Произведение состоит из шестнадцати глав. В первой главе автор говорит, что этот остров – прибежище монахов. Повествование ведется от лица автора – он вспоминает свои детские годы, о которых и Read More ......
  2. Тьма Главный герой рассказа – террорист по имени Алексей, который пытается скрыться от преследования полиции в одном из публичных домов. Он молод, красив и статен. В этом заведении он знакомиться с проституткой. Девушку зовут Люба. Она на протяжении пяти лет Read More ......
  3. В основе сюжета рассказа Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” лежит незамысловатая, житейская, но, в то же время, полная трагизма история. Она рассказывает о любви купеческой жены Катерины Львовны к своему работнику Сергею. Эта слепая, разрушающая любовь-страсть толкает женщину Read More ......
  4. “Тупейный художник”, написанный Лесковым в 1883 году, относится к числу самых известных и значительных произведений писателя. Сюжет этого рассказа основан па предании о трагической любви крепостной актрисы графа Каменского и крепостного “тупейного художника” (парикмахера и гримировщика). В посвящении рассказа подчеркнута Read More ......
  5. Петро (Петр Федорович) – брат Любы. “На редкость спокойный мужик, медлительный, но весь налит свинцовой разящей силой. Сила эта чувствовалась в каждом движении Петра, в том, как он медленно ворочал головой и смотрел маленькими своими глазами – прямо и с Read More ......
  6. Калина красная Повествование – от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен. Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаем, что Егор мечтает о своем хозяйстве, корове. Его будущая жена – Read More ......
  7. Повесть Н. Лескова Тупейный художник состоит из девятнадцати глав. Повествование ведется от лица главной героини, няни Любови Онисимовны. Историю своей жизни она рассказывает девятилетнему ребенку, с которым часто ходит гулять на кладбище и где всегда садится на одну простую могилку Read More ......
  8. Николай Семенович Лесков вошел в литературу как создатель сильных человеческих натур. “Леди Макбет Мценского уезда” (1864) – история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. Выступив соперником автора “Грозы”, Лесков сумел нарисовать несравненно более трагический бунт героини против поработившего ее мира Read More ......
Павлин

Лесков Николай Семенович

Николай Семенович Лесков

Я был участником в небольшом нарушении строгого монастырского обычая на Валааме. На этой суровой скале не любят праздных прогулок: откуда бы ни приплыл сюда далекий посетитель и как бы ни велико было в нем желание познакомиться с островом, он не может доставить себе этого огромного удовольствия, - говорю огромного, потому что остров поистине прекрасен и грандиозные картины его восхитительны. На Валааме за обычай всякий паломник подчиняется послушанию: он должен ходить в церковь, молиться, - трапезовать, потом трудиться и, наконец, отдыхать. На прогулки и обозревания здесь не рассчитано; но, однако, мне, в сообществе трех мужчин и двух дам, удалось обойти в одну ночь весь остров и запечатлеть навсегда в памяти дивную картину, которую представляют при бледном полусвете летней северной ночи дикие скалы, темные урочища и тихие скиты русского Афона. Особенно хороши эти скиты, с их непробудною тишью, и из них особенно поражает скит Предтечи на островке Серничане. Здесь живут пустынники, для которых суровость общей валаамской жизни кажется недостаточною: они удаляются в Предтеченский скит, где начальство обители бережет их покой от всякого нашествия мирского человека. Здесь теплят свои лампады люди, умершие миру, но неустанно молящиеся за мир: здесь вечный пост, молчанье и молитва.

Не зная направления валаамских тропинок, мы подошли к проливу, отделяющему островок Серничан от главного острова, и, пленясь густыми папоротниками, которыми заросла здешняя котловина, сели отдохнуть и заговорили о людях, избравших это глухое уединение местом для своей молитвенной и созерцательной жизни.

Какие это люди, с какими силами и с каким прошлым приходят они сюда, чтоб погребсти себя здесь заживо? - воскликнул один из наших собеседников. Я никак не могу иначе думать, что это должны быть какие-то титаны и богатыри духа.

Да; и вы правы, - отвечал другой, - это богатыри, но только богатыри, мощные нищетою. Это зерна, которые уже прозябли и пошли в рост.

А пока они прозябли?

Собеседник улыбнулся и ответил:

Пока они прозябли... они лежали при дорогах, глохли под тернием и погибали, как вы, и я, и целый свет, пока ветер схватил их и бросил на добрую почву.

Вы говорите так, как будто вы знали кого-нибудь из людей, имевших силу погребсти себя заживо в этих дебрях.

Да, мне кажется, что я действительно знал такого человека.

Он был умен?

И рассудителен?

Гм!.. да. А впрочем, я о нем судить не берусь, но я его любил и очень уважаю его память.

А он уже умер?

Неподалеку, - ответил, снова тихо улыбаясь, собеседник.

Жизнь такого человека всегда способна возбуждать во мне большой интерес.

И во мне, и во мне тоже, - подхватили другие.

Дамы интересовались еще более мужчин, и одна из них, красивая блондинка с черными глазами, обратись к этому нашему попутчику, сказала:

Знаете ли, что вы сделали бы нам чрезвычайно большое одолжение, если бы здесь же, в тиши этой дебри, где мы так неожиданно очутились, рассказали нам историю известного вам отшельника.

Другая дама и все мы присоединились к этой просьбе - и тот, к кому она относилась, согласился ее исполнить и начал:

Назад тому лет двадцать, когда я был школяром и ходил в одну из петербургских гимназий, мы с покойницей моей матушкой и ее сестрою, а моею теткой Ольгой Петровной, жили в доме моей другой богатой тетки по отцу. Хотя этой последней теперь уже нет в живых, но я все-таки не выдам ее настоящего имени и назову ее Анной Львовной. Дом ее стоит и теперь на том же месте, на котором стоял; по только тогда он был известен как один из больших на всей улице, а нынче он там один из меньших. Громадные новейшие постройки его задавили, и на него никто более не указывает, как было в то время, с которого начинается моя история.

Начав свой рассказ не с людей, а с дома, я уже должен быть последователен и рассказать вам, что это был за дом; а он был дом страшный и страшный во многих отношениях. Он был каменный, трехэтажный и с тремя дворами, уходившими один за другой внутрь, и обстроенный со всех сторон ровными трехэтажными корпусами. Вид его был мрачный, серый, почти тюремный. Впечатление, производимое им, было самое тягостное. Дом этот составлял часть приданого моей тетки, когда она выходила замуж за своего не совсем далекого родственника, очень много обещавшего в свое время, блестящего светского молодого человека, который, впрочем, кончил тем, что необыкновенно проворно спустил все незначительное свое и значительное женино состояние и протянул руки к остаткам ее приданого, то есть к этому дому. Такое поползновение муж моей тетки обнаружил в Париже, где супруги в то время жили и где Анна Львовна думала, что она блистает красотою и может удивить ею весь свет если бы только на глазах у этого света не мелькала какая-то дама полусвета, с которою борьба была неудобна, да и невозможна, потому что роскошь сей последней была до того баснословна, что самые солидные дамы интересовались: откуда все это берется у этой куртизанки? Интересовалась, вероятно, этим и моя тетушка Анна Львовна и получила от своего мужа в ответ, что завидное положение проходимки зависит от щедрости какого-то разбогатевшего в индийской кампании англичанина; но вскоре оказалось, что все это вздор и что богач-англичанин был не кто иной, как сам супруг моей тетушки, самым неосмотрительным образом распорядившийся ее состоянием в пользу этой темной звезды. Увлечение его зашло так далеко, что у них не осталось ничего, кроме петербургского дома, о котором я говорю. Узнав об этом, тетка Анна Львовна побесновалась, порыдала, а потом взялась за ум и проявила не только большую силу характера, но даже и порядочную долю жестокосердия: она уничтожила формальным порядком свои доверенности на имя мужа - и, бросив его в Париже на жертву кредиторам, укатила назад в Россию и поселилась в своем доме. Дом этот давал изрядный доход, так что тетка могла без нужды жить этими средствами и воспитывать сына Вольдемара, или, по-домашнему Додю. Мужу она ничего не посылала и никогда о нем не говорила: так он где-то пропадал и, наконец, совсем пропал за границею в полной безвестности. Одни говорили, что он умер где-то в долговой тюрьме; другие уверяли, что служил в должности крупье* в каком-то игорном доме. Но это для нас все равно. Тетка Анна Львовна к тому времени, когда я ее узнал, была женщина лет сорока пяти; она еще сохраняла следы довольно замечательной, хотя самой неприятной, сухой и жесткой красоты, составляющей принадлежность женщины русского бомонда**. Анна Львовна жила в своем доме, занимая половину прекрасного бельэтажа. Это было большое помещение, которое давало тетушке возможность жить как должно большой даме, притом даме строгой и солидной, какою она слыла у огромного числа посещавших ее высокопоставленных людей. Она любила немножко рисоваться своим положением, жаловалась при случае на свою беззащитность и ограниченность вдовьих средств - и превосходно обделывала свои дела. Благодаря ее связям и ловкости воспитание сына ей ничего не стоило, она кроме того каким-то образом исходатайствовала себе очень порядочную субсидию за "беспримерное несчастие", а доходы с дома копила. Анна Львовна была женщина очень расчетливая и, по правде сказать, весьма бессердечная, что вы, я думаю, можете отчасти заключить из ее поступка с мужем, которому она никогда не простила его вины и не помогла ему в его бедственном положении ни одним грошом. В доме тетки все ее боялись и трепетали: я это знал отлично, потому что, живучи в одном из флигелей ее дома, я мог наблюдать, как на нее смотрели люди. У тетки не было управляющего: она сама заведовала домом и была госпожою строжайшею и немилосерднейшею. У нее был порядок, что все жильцы должны были платить ей ва квартиры за месяц вперед, и если кто не платил один день, тому сейчас же выставляли окна, а через два дня вышвыривали жильца вон. Льготы и снисхождения не оказывалось никому, и их никто из жильцов не пытался добиться, до-тому что все знали, что это было бы напрасно. Тетка правила мудро: она сама была для жильцов никогда не видима, и к ней никого из них не допускали ни под каким предлогом, - она только отдавала приказания, и немилостивые приказания эти приводились в исполнение. Говорили, что в исполнении этих приказаний никогда не допускалось ни малейшей поблажки, но тетка все-таки находила, что исполнители ее воли действовали еще довольно слабо, и переменила многих из них, пока не нашла, наконец, одного, который вполне удовлетворял ее немилосердной строгости. Этот замечательный человек был швейцар Павлин Петров, по фамилии Певунов, или попросту, как его звали, Павлин. Рекомендую этого человека особенному вашему вниманию, потому что, несмотря на его скромное положение, он будет героем начатого вам рассказа. По этому же самому я и опишу его вам несколько поподробнее и расскажу, как мы лично имели удовольствие познакомиться с этим антиком в пестрой ливрее.

Повествование произведения Н.Лескова "Павлин" начинается с описания острова Валаам.
Произведение состоит из шестнадцати глав.
В первой главе автор говорит, что этот остров – прибежище монахов. Повествование ведется от лица автора - он вспоминает свои детские годы, о которых и повествует читателю. Когда-то, будучи еще школьником, он жил с матерью и ее сестрой Ольгой в доме отцовой богатой родственницы Анны Львовны. Родственница эта была женщиной властной, бессердечной и весьма эгоистичной – в молодости, живя в Париже, она узнала об измене мужа и о его проигрыше в карты; и сделала ничто иное, как бросила его с долгами, а сама уехала в Россию. Здесь она воспитывает сына Вольдемара (Додю) и содержит дом, в котором живет и сама, и который приносит ей весьма неплохой доход. Жильцов своих Анна Львовна содержит с порядочной долей жестокосердия. Плату берет за месяц вперед, и если кто-то не в силах уплатить, то помощник Анны Львовны, швейцар Павлин Певунов велит выставить у этого жильца рамы – даже в самый жестокий мороз. Как только несчастный находит деньги, Павлин велит вставить рамы на место. Жильцы недолюбливают Павлина, все пытаются заглянуть в его комнату, которая всегда заперта и шепчут за его спиной, что он когда-то ограбил почту и убил шесть почтальонов, а награбленное прячет в своей комнате…
Павлина Певунова не любит и семейство мальчика, от лица которого ведется повествование. Это происходит оттого, что однажды и в их квартире были выставлены рамы. Попытка обратиться за помощью к Анне Львовне оборачивается неудачей – та якобы неожиданно уезжает к всенощной. Мать мальчика называет Павлина негодяем, но тетка Ольга ей объясняет, что Павлин вряд ли такой уж негодяй, он просто выполняет приказания Анны Львовны, и сам же Анну Львовну недолюбливает. Тетка Ольга оказывается права, и вскоре между ней и Павлином завязывается настоящая дружба.
…Вскоре в одну из квартир приезжает новая семья - молодая дама с престарелой матерью и шестилетней дочерью. Семья кажется вполне обеспеченной – пока однажды и у них не выставляются окна, и не выясняется, что отец семейства погиб от венгерской пули, что денег, конечно, у семьи совсем мало. Семья мальчика к этому времени переезжает, но сердобольная тетка Ольга продолжает бегать к несчастным соседям, особенно в дни платежа за квартиру; она с тревогой глядела на их рамы и входила в дом, держа в кармане нужную сумму денег. Однако неожиданно у бедных жильцов умирает бабушка – она травится фосфорными спичками, за ней умирает и дочь, простудившись. Маленькая девочка Люба остается одна. Павлин решает взять над ней опекунство, предварительно посоветовавшись с теткой Ольгой. Свое желание быть опекуном он объясняет намерением жить ради кого-нибудь, деньги у него есть, а родственники недавно погибли из-за эпидемии холеры.
…Время идет своим чередом, Люба растет и хорошеет, получает образование у домашних учителей. Однажды в церкви она видит юношу, того мальчика, который был когда-то ее соседом в доме Анны Львовны. Юноша, он же автор повествования, замечает, что Люба стала очень красивой, и, что она очень стыдится Павлина, своего воспитателя, воспринимая его как швейцара и лакея, не более. Павлин и сам это понимает, но ничего сделать не может…
Большую часть времени Люба теперь проводит у Анны Львовны, ей совсем не хочется сидеть в комнатушке Павлина. Тогда Анна Львовна предлагает Любе выйти замуж за Павлина, чтобы больше возможностей было общаться с Анной Львовной. На самом деле в уме хитрой женщины созревает план: ее беспутному сыну для самоутверждения очень нужна красивая женщина, с которой можно будет показаться в свете. Этой женщиной, по мнению Анны Львовны, должна стать Люба. Так и происходит. Выйдя замуж за Павлина, Люба все больше им тяготится, все чаще пропадает в комнатах Анны Львовны, ей хочется блистать в свете, в то время как приходится пропадать замужем за старым швейцаром, который, однако, ее боготворит и носит на руках. Однажды Любу Анна Львовна приглашает на бал – маскарад, ей шьют прекраснейший наряд, и на этом балу свершается желаемое. Люба становится любовницей Додички. Теперь она появляется в свете, самолюбие Анны Львовны и Доди удовлетворено, а вокруг восхищаются красотой madam Pavlin – необразованному Павлину невдомек, что это значит… Павлин все больше уходит от дел, основную часть дня занимается глажкой и стиркой женины нарядов, и бесконечно радуется за свою молодую жену. Люба все более открыто изменяет Павлину, но тот ничего не замечает. Как-то раз дом Анны Львовны посещают двое полицейских и уводят Додичку и Любу. Когда Павлин пытается выяснить, почему уводят его жену, почему обыскивают его жилище, пристав кричит на него: Уймись, у тебя шляпа к башке приросла, или ты боишься рога показать?! Павлин все понимает.
Вольдемара отправляют куда-то на север, Любу отпускают – выясняться, что это Вольдемар украл у одной дамы драгоценности, а вину свалил на Любу. Анна Львовна именует Любу беспутной и для приличия плачет: Люба и Павлин вскоре исчезают. Но перед исчезновением и отъездом Вольдемара Павлин приводит к нему Любу, и интересуется, любит ли тот его жену. Получив утвердительный ответ, Павлин говорит Вольдемару, что тот должен жениться на Любе, ведь она ждет от него ребенка. А так как это невозможно при живом муже, Павлин обещает сделать так, что живым умрет. Проходит еще некоторое время, Вольдемар путешествует по стране, добираясь до места ссылки. В одном городке он как-то перемигивается со своей соседскою из противоположного дома. Очертаний ее разглядеть Додя не может, но она регулярно подходит к окну и смотрит на него. Вольдемара это очень интересует, как вдруг однажды вечером некий козловатый и обросший старик приносит от таинственной соседки записку. В обросшем старике Вольдемар с ужасом узнает Павлина, а на вопрос что тебе нужно, Павлин? - старик отвечает, что он мещанин Спиридон Андросов с законным паспортом. Запиской от соседки оказывается церковная выпись о смерти Павлина Певунова, в которой говорится, что эта выпись выдана его вдове Любови Певуновой. Таким образом, Вольдемару приходится жениться на Любе. Но любовь ее ему не нужна, он пьянствует и тратит деньги, которые выдает Любе Спиридон Андросов. Люба жестоко страдает, Спиридон Андросов пишет ей успокаивающие письма. Однажды в драке пьяного мужа Любы убивают. Она извещает об этом Павлина, и они снова исчезают. Вскоре на острове Валам появляется схимница Людмила, вскоре она умирает, ослепнув от слез. На ее могиле ставит крест неизвестный монах – молчальник, обросший седой старец, он же пишет на ее могилке: Схимонахиня Людмила, в миру грешная Любовь.
Так завершается произведение Н.Лескова Павлин.