Министры иностранных дел ссср. Министры иностранных дел ссср Падение Великой Империи было близко и неизбежно

В марте 1985 г. на пост генерального секретаря ЦК КПСС избрали М.С. Горбачёва. В апреле 1985 г. был провозглашён курс на ускорение экономического и социального развития. По плану на XII пятилетку (1986-1990) наметили увеличение темпов роста за счёт повышения производительности труда и интенсификации производства. Предполагалось совершенствовать структуру управления народным хозяйством, стимулировать новые формы труда. Обещали усилить внимание к жилищному строительству, сфере услуг, образованию, здравоохранению, культуре.

Машиностроению отвели главную роль в реконструкции народного хозяйства. Это требовало больших капиталовложений. Такая позиция ослабила производство потребительских товаров, усилила инфляцию. В июне 1987 г. провозгласили переход от административных методов руководства народным хозяйством к экономическим. Вскоре приняли закон о государственном предприятии. Он расширил самостоятельность предприятий и права трудового коллектива. В 1988 г. приняли законы о кооперации и об индивидуальной трудовой деятельности. Эти законы оказались несовершенными и неработающими в условиях командно-административной системы управления.

С 1989 г. руководство страны попыталось перейти к многоукладной экономике в аграрном секторе. Наряду с колхозами и совхозами появились агрокомбинаты, кооперативы арендаторов, фермерские хозяйства.

В 1989-1990 гг. провозгласили курс на переход к регулируемой рыночной экономике. Программа Г. Явлинского получила название «500 дней». Она предусматривала поэтапную передачу в частные руки торговых и промышленных предприятий, резкое сокращение государственного сектора в экономике. Принята была правительственная программа, которая растягивала этот процесс во времени. Сохранялся значительный контроль государства над промышленностью и сельским хозяйством.

С 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. оно составило 10 %. Падение производства привело к резкому ухудшению уровня жизни. К 1991 г. полки магазинов опустели, выстроились огромные очереди, ввели карточки не только на продукты питания, но и на товары первой необходимости. Инфляция возросла до 5-10 % в месяц. Страна находилась на грани экономической катастрофы.

Основная причина неудачи экономических реформ в том, что народное хозяйство продолжало работать по старой схеме. Реформы не затрагивали основ старой командно-административной системы.

На XXVII съезде КПСС в 1986 г. приняли новую редакцию Программы партии. Взяли курс на совершенствование социализма. Из программы было изъято положение о строительстве коммунизма в СССР.

В 1987 г. Горбачёв провозгласил гласность. Ослабла цензура, прекратились политические преследования, из тюрем и ссылок возвратились диссиденты. В средствах массовой информации появилась критика в адрес руководства. Возобновилась реабилитация репрессированных.

В 1988 г. после XIX Всесоюзной партийной конференции началась реформа политической системы в СССР. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов. Выборы проходили на альтернативной основе. Первый съезд народных депутатов СССР состоялся в мае-июне 1989 г. На нём был избран Верховный Совет СССР во главе с Горбачёвым.

На III съезде в марте 1990 г. Горбачёв стал первым президентом СССР. Съезд отменил 6 статью Конституции, которая закрепляла существование в стране однопартийной системы. Вскоре появились Демократическая, Социал-демократическая, Либеральная, Либерально-демократическая, Христианско-демократическая партии и др. Одновременно шёл процесс распада КПСС. Коммунистическая партия разделилась на несколько группировок. Из КПСС начался массовый выход рядовых членов. Практически прекратили свою деятельность комсомольская и пионерская организации.

Во внешней политике главным стало стремление максимально снизить уровень противостояния со всеми странами. На XXVII съезде КПСС официально объявили об отказе от стремления добиться социалистического преобразования мира. В августе 1985 г. Советский Союз ввёл мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим странам поддержать его инициативу. После ряда встреч между Горбачёвым и президентом США Р. Рейганом советская и американская стороны подписали в декабре 1987 г. соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и малой дальности. Согласно договору было ликвидировано более 2,5 тысяч ракет. СССР пошёл на большие уступки чем США. В июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Договор предусматривал ликвидацию части ядерного оружия.

В феврале 1988 г. Горбачёв объявил о выводе советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 г. все советские войска покинули эту страну. С 1985 г. постепенно улучшились отношения СССР с Китаем, Таиландом, Пакистаном, Южной Кореей, Чили, Южно-Африканской республикой, Израилем.

В 1989-1990 гг. во всех социалистических странах за исключением Кубы и Северной Кореи были свергнуты коммунистические режимы. К власти пришла оппозиция. СССР отказался от применения силы в подавлении антикоммунистического движения в Восточной Европе. В 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ. Весной 1991 г. распалась организация Варшавского Договора и Совет Экономической взаимопомощи. Начался вывод советских войск из Восточной Европы. В ноябре 1990 г. Горбачёв был удостоен Нобелевской премии мира. Прекратилось противостояние Востока и Запада. «Холодная война» закончилась.

Непоследовательность проводимых в СССР реформ вела к усилению конфликта между центром и республиками. Необходимо было подписать новый союзный договор между республиками, объявившими о своем суверенитете. В апреле по инициативе Президента СССР под Москвой в Ново-Огарево была проведена встреча с руководителями РСФСР, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана. Она положила начало совместного поиска политического согласия и разработки нового союзного договора.

К лету 1991г. в стране назрел политический кризис. После острых дискуссий руководителям 9 республик удалось выработать проект союзного договора, подписание которого намечалось на 20 августа 1991 г.

Противники преобразований решили не допустить подписания нового союзного договора. Горбачев 18 августа во время отпуска был изолирован на даче в Крыму. Вице-президент Г.И. Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Он объявил чрезвычайное положение, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль за средствами массовой информации. В Москву были введены войска.

Сопротивление ГКЧП возглавил президент России Ельцин и его сторонники. 19 августа было передано их обращение к гражданам России. Действия ГКЧП оценивались как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. 21 августа после чрезвычайной сессии Верховного Совета России Горбачев был освобожден из изоляции в Крыму.

Августовский политический кризис 1991 г. означал конец «перестройки». Большинство республик после августовских событий отказались от подписания союзного договора.

В ноябре 1991 г. был издан указ президента России Б.Н. Ельцина о запрещении деятельности КПСС.

В декабре 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 г. и о намерении создать Содружество Независимых Государств. Договор об образовании СНГ был подписан в Беловежской пуще. Первоначально Содружество объединило 11 бывших союзных республик.

25 декабря 1991 г. Горбачев сложил с себя обязанности президента СССР. 26 декабря 1991 г. СССР прекратил свое существование.

2 июля 1985 года в должность Министра иностранных дел СССР вступил Эдуард Шеварднадзе. «Дилетант» решил вспомнить некоторых советских коллег министра.

Вячеслав Михайлович Молотов (партийный псевдоним, настоящая фамилия — Скрябин) родился 25 февраля (9 марта) 1890 года в слободе Кукарка Кукарского уезда Вятской губернии (ныне город Советск Кировской области) в семье Михаила Прохоровича Скрябина, приказчика торгового дома купца Якова Небогатикова.

Детские годы В. М. Молотова прошли в Вятке и в Нолинске. В 1902—1908 годах он учился в 1-м Казанском реальном училище. На волне событий 1905 года примкнул к революционному движению, в 1906 году вступил в РСДРП. В апреле 1909 года был впервые арестован и сослан в Вологодскую губернию.

Отбыв ссылку, в 1911 году В. М. Молотов приехал в Санкт-Петербург, сдал экстерном экзамены за реальное училище и поступил на экономическое отделение Политехнического института. С 1912 года сотрудничал в большевистской газете «Звезда», затем стал секретарем редакции газеты «Правда», членом Петербургского комитета РСДРП. Во время подготовки издания «Правды» познакомился с И. В. Сталиным.

После ареста фракции РСДРП в IV Государственной думе в 1914 году скрывался под фамилией Молотов. С осени 1914 года работал в Москве над воссозданием разгромленной охранкой парторганизации. В 1915 году В. М. Молотов был арестован и сослан на три года в Иркутскую губернию. В 1916 году из ссылки бежал, жил на нелегальном положении.

Февральскую революцию 1917 года В. М. Молотов встретил в Петрограде. Он являлся делегатом VII (апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б) (24−29 апреля 1917 года), делегатом VI съезда РСДРП (б) от Петроградской организации. Входил в состав Русского бюро ЦК РСДРП (б), Исполкома Петроградского совета и Военно-революционного комитета, руководившего свержением Временного правительства в октябре 1917 года.

После установления советской власти В. М. Молотов находился на руководящей партийной работе. В 1919 году он был председателем Нижегородского губисполкома, позднее стал секретарем Донецкого губкома РКП (б). В 1920 году был избран секретарем ЦК КП (б) Украины.

В 1921—1930 годах В. М. Молотов занимал должность секретаря ЦК ВКП (б). С 1921 года он был кандидатом в члены Политбюро ЦК партии, в 1926 году вошел в состав Политбюро. Активно участвовал в борьбе с внутрипартийной оппозицией, выдвинулся в число близких соратников И. В. Сталина.

В 1930—1941 годах В. М. Молотов возглавлял СНК СССР, одновременно с мая 1939 года являлся наркомом иностранных дел СССР. С его именем связана целая эпоха в советской внешней политике. Подпись В. М. Молотова стоит под договором о ненападении с гитлеровской Германией от 23 августа 1939 года (так называемый «пакт Риббентропа-Молотова»), оценки которого были и остаются неоднозначными.

На долю В. М. Молотова выпал удел известить советский народ о нападении нацистской Германии на СССР 22 июня 1941 года. Сказанные им тогда слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами», — вошли в историю Великой Отечественной войны 1941−1945 годов.

Именно Молотова известил советский народ о нападении нацистской Германии


В военные годы В. М. Молотов занимал посты первого заместителя Председателя СНК СССР, заместителя Председателя Государственного комитета обороны СССР. В 1943 году он был удостоен звания Героя Социалистического труда. В. М. Молотов принимал самое активное участи в организации и проведении Тегеранской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференций глав правительств трех союзных держав — СССР, США и Великобритании, на которых были определены основные параметры послевоенного устройства Европы.

В. М. Молотов оставался на посту руководителя НКИД (с 1946 года — МИД СССР) до 1949 года, вновь возглавлял министерство в 1953—1957 годах. С 1941 и до 1957 года он одновременно занимал должность первого заместителя Председателя СНК (с 1946 года — Совета Министров) СССР.

На июньском пленуме ЦК КПСС 1957 года В. М. Молотов выступил против Н. С. Хрущева, примкнув к его противникам, которые были осуждены как «антипартийная группа». Вместе с другими ее членами он был выведен из состава руководящих органов партии и снят со всех государственных постов.

В 1957—1960 годах В. М. Молотов был послом СССР в Монгольской Народной Республике, в 1960—1962 годах возглавлял советское представительство в Международном агентстве по атомной энергии в Вене. В 1962 году был отозван из Вены и исключен из КПСС. Приказом по МИД СССР от 12 сентября 1963 года В. М. Молотов был освобожден от работы в министерстве в связи с уходом на пенсию.

В 1984 году с санкции К. У. Черненко В. М. Молотов был восстановлен в КПСС с сохранением партийного стажа.

В. М. Молотов скончался в Москве 8 ноября 1986 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Андрей Януарьевич Вышинский, потомок старинного польского дворянского рода, бывший меньшевик, подписавший распоряжение об аресте Ленина, казалось бы, был обречен попасть в жернова системы. Удивительно, но вместо этого он сам пришел во власть, занимая посты: Прокурора СССР, Прокурора РСФСР, Министра иностранных дел, ректора МГУ.

Во многом он был обязан этим своим личностным качествам, ведь даже его противники нередко отмечают глубокую образованность и выдающиеся ораторские способности. Именно по этой причине и лекции, и судебные речи Вышинского всегда привлекали к себе внимание не только профессионального юридического сообщества, но и всего населения. Отмечали и его работоспособность. Уже на посту Министра иностранных дел он работал с 11 часов утра до 4−5 часов утра следующего дня.

Именно это способствовало его вкладу в юридическую науку. В свое время его труды по криминалистике, уголовному процессу, теории государства и права, международному праву считались классическими. Да и сейчас в фундаменте современной российской юриспруденции лежит разработанная А. Я. Вышинским концепция отраслевого деления системы права.

На посту Министра Вышинский работал с 11 часов утра до 4−5 часов утра следующего дня

Но все же в историю А. Я. Вышинский вошел как «главный советский обвинитель» на процессах 1930-х годов. По этой причине его имя почти всегда ассоциируется с периодом «Большого террора». «Московские процессы», несомненно, не соответствовали принципам справедливого суда. На основании косвенных доказательств невиновные были приговорены к расстрелу или длительным срокам заключения.

Как «инквизитора» его характеризовала и внесудебная форма назначения наказаний, в которой он участвовал — так называемая «двойка», официально — Комиссия НКВД СССР и Прокурора СССР. Обвиняемые в данном случае были лишены даже формального судебного процесса.

Однако позволю себе процитировать самого Вышинского: «Было бы большой ошибкой видеть в обвинительной работе прокуратуры основное ее содержание. Главная задача прокуратуры — быть проводником и стражем законности».

На посту Прокурора СССР основной его задачей была реформа прокурорского и следственного аппарата. Предстояло справиться со следующими проблемами: низкая образованность прокуроров и следователей, дефицит кадров, бюрократизм, халатность. В итоге была сформирована уникальная система надзора за соблюдением законности, какой прокуратура и остается в настоящее время.

Направленность действий Вышинского носила даже правозащитный характер, насколько это было возможно в условиях тоталитарной действительности. Так, например, в январе 1936 года им был инициирован пересмотр дел в отношении колхозников и представителей сельской власти, осужденных за хищения в начале 30-х годов. Десятки тысяч из них вышли на свободу.

Менее известна деятельность, направленная на поддержку советсткой защиты. В многочисленных выступлениях и трудах он отстаивал независимость и процессуальные полномочия адвокатов, нередко критикуя своих коллег за пренебрежение стороной защиты. Однако декларируемые идеалы не реализовывались на практике, если вспомнить, например, «тройки», являвшиеся противоположностью состязательного процесса.

Дипломатическая карьера А. Я. Вышинского вызывает не меньший интерес. В последние годы жизни он занимал пост постоянного представителя СССР при ООН. В своих выступлениях он высказывал авторитетное мнение по многим направлениям международной политики и международного права. Известна его речь по поводу принятия Всемирной декларации прав человека — Вышинский предвидел проблемы с реализацией провозглашенных прав, которые только сейчас замечены в научном и профессиональном сообществе.

Личность Андрея Януарьевича Вышинского неоднозначна. С одной стороны — участие в карательном правосудии. С другой — научные и профессиональные достижения, сильные личные качества, стремление к достижению идеала «социалистической законности». Именно они заставляют даже самого яростного противника Вышинского признать в нем того носителя высших ценностей — «человека своего дела».

Можно сделать вывод, что быть им в условиях тоталитаризма возможно. Это подтверждено А. Я. Вышинским.

Родился в семье рабочего железнодорожных мастерских. После переезда семьи в Ташкент учился сначала в гимназии потом в средней школе.

В 1926 окончил юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и аграрный факультет Института красной профессуры.

С 1926 года — в органах юстиции, в 1926—1928 годах работал прокурором в Якутии. С 1929 года — на научной работе. В 1933—1935 годах работал в политотделе одного из сибирских совхозов. После публикации ряда заметных статей был приглашён в Институт экономики Академии наук СССР. С 1935 года — в аппарате ЦК ВКП (б) (Отдел науки). Как сообщает Леонид Млечин, на одном из совещаний по вопросам науки Шепилов «позволил себе возразить Сталину». Сталин предложил ему пойти на попятную, однако Шепилов стоял на своём, в результате чего был изгнан из ЦК и семь месяцев просидел без работы.

С 1938 года — учёный секретарь Института экономики АН СССР.

В первые дни войны добровольцем ушёл на фронт в составе московского ополчения, хотя имел «бронь», как профессор, и возможность поехать в Казахстан директором Института экономики. С 1941 по 1946 год — в Советской Армии. Прошёл путь от рядового до генерал-майора, начальника Политотдела 4-й Гвардейской армии.

В 1956 году Хрущёв добился смещения Молотова с поста министра иностранных дел СССР, поставив на его место своего соратника Шепилова. 2 июня 1956 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Шепилов был назначен министром иностранных дел СССР, сменив на этом посту Вячеслава Михайловича Молотова.

В июне 1956 года советский министр иностранных дел впервые в истории совершил турне по Ближнему Востоку, посетив Египет, Сирию, Ливан, а также Грецию. Во время переговоров в Египте с президентом Насером в июне 1956 года дал секретное согласие СССР спонсировать строительство Асуанской плотины. При этом Шепилов, по роду своей предыдущей деятельности не будучи международником-профессионалом, оказался под впечатлением поистине «фараонского» приёма, который устроил ему тогдашний президент Египта Насер, и по возвращении в Москву сумел убедить Хрущёва в форсировании налаживания отношений с арабскими странами Ближнего Востока в противовес нормализации отношений с Израилем. При этом следует учесть, что во время Второй мировой войны практически вся политическая элита стран Ближнего Востока так или иначе сотрудничала с гитлеровской Германией, а сам Насер и его братья тогда учились в германских высших военно-учебных заведениях.

Представлял позицию СССР по Суэцкому кризису и по восстанию в Венгрии в 1956 году. Возглавил советскую делегацию на Лондонской конференции по Суэцкому каналу.

Способствовал нормализации советско-японских отношений: в октябре 1956 года была подписана совместная декларация с Японией, прекращающая состояние войны. СССР и Япония обменялись послами.

В своем выступлении на ХХ съезде КПСС призывал к насильственному экспорту социализма за пределы СССР. В то же время участвовал в подготовке доклада Хрущёва «О культе личности и его последствиях», однако подготовленный вариант доклада был существенно изменён.

Шепилов призывал к насильственному экспорту социализма за пределы СССР

Когда Маленков, Молотов и Каганович в июне 1957 попытались сместить Хрущёва на заседании Президиума ЦК КПСС, предъявив ему целый список обвинений, Шепилов вдруг тоже начал критиковать Хрущева за установление собственного «культа личности», хотя в названную группу никогда не входил. В результате поражения группировки Молотова, Маленкова, Кагановича на последовавшем 22 июня 1957 года Пленуме ЦК КПСС родилась формулировка «антипартийная группа Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова».

Существует и иное, менее литературно-зрелищное объяснение истоков формулировки с использованием слова «примкнувший»: группу, которая состояла бы из восьми участников, неловко было назвать «отколовшейся антипартийной группкой», так как она оказывалась явным большинством, и это было бы очевидно даже для читателей «Правды». Чтобы называться «фракционерами-раскольниками», членов группы должно было быть не больше семи; Шепилов же был восьмым.

Резоннее звучит предположение, что, в отличие от семи членов «антипартийной группы» — членов Президиума ЦК КПСС, Шепилов был определён как «примкнувший», поскольку, как кандидат в члены Президиума, не имел права решающего голоса при голосовании.

Шепилов был освобождён от всех партийных и государственных должностей. С 1957 года — директор, с 1959 года — заместитель директора Института экономики АН Киргизской ССР, в 1960—1982 годах — археограф, затем старший археограф в Главном архивном управлении при Совмине СССР.

Так как клише «и примкнувший к ним Шепилов» активно муссировалось в прессе, появился анекдот: «Самая длинная фамилия — Ипримкнувшийкнимшепилов»; когда пол-литровую бутылку водки делили «на троих», четвёртый собутыльник прозывался «Шепиловым» и т. п. Благодаря этой фразе имя партийного функционера узнали миллионы советских граждан. Собственные воспоминания Шепилова полемически озаглавлены «Непримкнувший»; они резко критичны по отношению к Хрущёву.

Сам Шепилов, согласно воспоминаниям, считал дело сфабрикованным. Он был исключён из партии в 1962 году, восстановлен в 1976 году, а в 1991 году восстановлен в Академии наук СССР. С 1982 года — на пенсии.


Из всех российских и советских министров иностранных дел только один Андрея Андреевича Громыко прослужил на этом посту легендарно длительный срок — двадцать восемь лет. Его имя было хорошо известно не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Знаменитым на весь мир его сделала должность министра иностранных дел СССР.

Дипломатическая судьба А. А. Громыко сложилась так, что на протяжении без малого полувека он находился в центре мировой политики, снискал уважение даже своих политических оппонентов. В дипломатических кругах его называли «патриархом дипломатии», «самым информированным министром иностранных дел в мире». Его наследие, несмотря на то, что советская эпоха осталась далеко позади, и сегодня актуально.

А. А. Громыко родился 5 июля 1909 года в деревне Старые Громыки Ветковского района Гомельской области. В 1932 г. окончил Экономический институт, в 1936 г.— аспирантуру ВНИИ экономики сельского хозяйства, доктор экономических наук (с 1956 г.). В 1939 переведен в Наркомат иностранных дел (НКИД) СССР. К этому времени в результате репрессий были уничтожены практически все руководящие кадры советской дипломатии, и Громыко стал быстро делать карьеру. В свои неполные 30 лет выходец из белорусской глубинки с дипломом кандидата экономических наук почти сразу после прихода в НКИД получил ответственный пост заведующего Отделом американских стран. Это был необычайно крутой взлет даже по тем временам, когда карьеры создавались и рушились в одночасье. Не успел молодой дипломат обосноваться в своих новых апартаментах на Смоленской площади, как последовал вызов в Кремль. Сталин в присутствии Молотова сказал: «Товарищ Громыко, мы намерены послать вас на работу в посольство СССР в США в качестве советника». Так, А. Громыко на четыре года стал советником посольства в США и одновременно посланником на Кубе.

В 1946—1949 гг. зам. министра иностранных дел СССР и одновременно в 1946—1948 гг. пост. представитель СССР при ООН, в 1949—1952 гг. и 1953—1957 гг. первый зам. министра иностранных дел СССР, в 1952—1953 гг. посол СССР в Великобритании, в апреле 1957 года Громыко назначается министром иностранных дел СССР и работает на этом посту до июля 1985 года. С 1983 г. первый заместитель Председателя Совмина СССР. В 1985—1988 гг. Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

Дипломатический талант Андрея Андреевича Громыко был замечен за рубежом быстро. Признанный Западом авторитет Андрея Громыко был высшей пробы. В августе 1947 года журнал «Таймс» писал: «Как постоянный представитель Советского Союза в Совете Безопасности Громыко делает свою работу на уровне умопомрачительной компетенции».

В то же время, с легкой руки западных журналистов, Андрей Громыко, как активнейший участник «холодной войны», стал обладателем целой серии нелестных кличек вроде «Андрей волк», «робот-мизантроп», «человек без лица», «современный неандерталец» и т. д. Громыко стал хорошо известен в международных кругах своим вечно недовольным и мрачным выражением лица, а также крайне неуступчивыми действиями, за что получил прозвище «Мистер Нет». По поводу этого прозвища А. А. Громыко отмечал: «Мои «нет» они слышали гораздо реже, чем я их «ноу», ведь мы выдвигали гораздо больше предложений. Меня в их газетах прозвали «господин Нет», потому что я собой манипулировать не позволял. Кто стремился к этому, хотел манипулировать Советским Союзом. Мы — великая держава, и никому этого делать не позволим!"

Благодаря своей неуступчивости Громыко получил прозвище «Мистер Нет»


Однако Вилли Брандт, канцлер ФРГ в воспоминаниях отметил: «Я нашел Громыко более приятным собеседником, чем представлял его себе по рассказам об этаком язвительном «мистере Нет». Он производил впечатление корректного и невозмутимого человека, сдержанного на приятный англосакский манер. Он умел в ненавязчивой форме дать понять, каким огромным опытом он обладает».

А. А. Громыко исключительно твердо придерживался утвержденной позиции. «Советский Союз на международной арене — это я, — думал Андрей Громыко. — Все наши успехи на переговорах, приведших к заключению важных международных договоров и соглашений, объясняются тем, что я был убежденно тверд и даже непреклонен в особенности когда видел, что со мной, а значит, и с Советским Союзом, разговаривают с позиции силы или играют в «кошки-мышки». Я никогда не лебезил перед западниками и после того, как меня били по одной щеке, вторую не подставлял. Более того, действовал так, чтобы и моему не в меру строптивому оппоненту было несладко».

Многие не знали, что А. А. Громыко обладал восхитительным чувством юмора. Его замечания могли включать в себя меткие комментарии, которые становились сюрпризом в напряженные моменты при приеме делегаций. Генри Киссинджер, приезжая в Москву, постоянно боялся прослушивания со стороны КГБ. Однажды он во время встречи указал на люстру, висевшую в комнате, и попросил, чтобы КГБ сделал ему копию американских документов, так как у американцев «вышла из строя» копировальная техника. Громыко в тон ему ответил, что люстры делались еще при царях и в них могут быть только микрофоны.

Среди важнейших достижений Андрей Громыко выделял четыре момента: создание ООН, выработку соглашений по ограничению ядерных вооружений, легализацию границ в Европе и, наконец, признание США за СССР роли великой державы.

Мало кто сегодня помнит, что ООН была задумана в Москве. Именно здесь в октябре 1943 года Советский Союз, США и Великобритания объявили, что мир нуждается в организации по международной безопасности. Это было легко декларировать, но трудно сделать. Громыко стоял у истоков ООН, под Уставом этой организации стоит его подпись. В 1946 году он стал первым советским представителем в ООН и одновременно заместителем, а затем первым заместителем министра иностранных дел. Громыко был участником, а впоследствии главой делегации нашей страны на 22 сессиях Генассамблеи ООН.

«Вопросом вопросов», «сверхзадачей», по выражению самого А. А. Громыко, был для него процесс переговоров по контролю над гонкой вооружений как обычных, так и ядерных. Он прошел все этапы послевоенной разоруженческой эпопеи. Уже в 1946 году от имени СССР А. А. Громыко выступил с предложением о всеобщем сокращении и регулировании вооружений и о запрещении военного использования атомной энергии. Предметом особой гордости Громыко считал подписанный 5 августа 1963 года Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, переговоры по которому тянулись с 1958 года.

Другим приоритетом внешней политики А. А. Громыко считал закрепление результатов Второй мировой войны. Это, прежде всего, урегулирование вокруг Западного Берлина, оформление статус-кво с двумя германскими государствами, ФРГ и ГДР, а затем и общеевропейские дела.

Огромных сил, настойчивости и гибкости потребовали от Москвы исторические соглашения СССР (а затем Польши и Чехословакии) с ФРГ в 1970—1971 годах, а также четырехстороннее соглашение 1971 года по Западному Берлину. Насколько велика личная роль А. А. Громыко в подготовке этих фундаментальных для мира в Европе документов видно хотя бы из того, что для выработки текста Московского договора 1970 года он провел 15 встреч с советником канцлера В. Брандта Э. Баром и столько же с министром иностранных дел В. Шеелем.

Именно они и предшествовавшие усилия расчистили путь к разрядке и созыву Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Значение подписанного в августе 1975 года в Хельсинки Заключительного акта имело мировой масштаб. Это был, по существу, кодекс поведения государств в ключевых сферах взаимоотношений, включая военно-политическую. Была закреплена нерушимость послевоенных границ в Европе, чему А. А. Громыко придавал особое значение, созданы предпосылки для укрепления европейской стабильности и безопасности.

Именно благодаря усилиям А. А. Громыко были расставлены все точки над «i» между СССР и США в период «холодной войны». В сентябре 1984 года по инициативе американцев в Вашингтоне прошла встреча Андрея Громыко с Рональдом Рейганом. Это были первые переговоры Рейгана с представителем советского руководства. Рейган признал за Советским Союзом статус сверхдержавы. Но еще более значительным стало другое заявление. Напомню слова, сказанные глашатаем мифа об «империи зла» после окончания встречи в Белом доме: «Соединенные Штаты уважают статус Советского Союза как сверхдержавы… и у нас нет желания изменить его социальную систему». Таким образом, дипломатия Громыко добилась от США официального признания принципа невмешательства во внутренние дела Советского Союза.

Благодаря Громыко были стабилизированы отношения СССР и США


Андрей Громыко носил в памяти множество фактов, забытых широкими кругами международной общественности. «Ты представляешь, — рассказывал Андрей Громыко сыну, — выступает, да ни кто-либо, а лощеный Макмиллан, премьер-министр Великобритании. Так как это было в разгар «холодной войны», делает выпады в наш адрес. Ну, я бы сказал, работает обычная ооновская кухня, со всеми ее политическими, дипломатическими и пропагандистскими приемами. Я сижу и думаю, как на эти выпады при случае, в ходе дебатов, ответить. Неожиданно, сидевший рядом со мной Никита Сергеевич наклоняется и, как я сначала подумал, что-то ищет под столом. Я даже чуть отодвинулся, чтобы ему не мешать. И вдруг вижу — вытаскивает ботинок и начинает колотить им по поверхности стола. Откровенно говоря, первая мысль была, что Хрущёву дурно. Но через мгновение я понял, что наш лидер протестует таким образом, стремится поставить Макмиллана в неловкое положение. Я весь напрягся и против своей воли стал стучать по столу кулаками — ведь надо же было как-то поддержать главу советской делегации. В сторону Хрущёва не смотрел, мне было неловко. Ситуация складывалась действительно комическая. И ведь что удивительно, можно произнести десятки умных и даже блестящих речей, но оратора через десятилетия может никто и не вспомнит, башмак Хрущёва не забудут.

В результате почти полувековой практики А. А. Громыко выработал для себя «золотые правила» дипломатической работы, которые, впрочем, актуальны не только для дипломатов:

— абсолютно недопустимо сразу раскрывать другой стороне все карты, хотеть решить проблему одним махом;

— осторожное использование встреч в верхах; плохо подготовленные, они приносят больше вреда, чем пользы;

— нельзя позволять манипулировать собой ни с помощью грубых, ни с помощью изощренных средств;

— для успеха во внешней политике нужна реальная оценка обстановки. Еще более важно, чтобы эта реальность никуда не исчезла;

— самое трудное — закрепление реального положения дипломатическими договоренностями, международно-правовое оформление компромисса;

— постоянная борьба за инициативу. В дипломатии инициатива — лучший способ защиты государственных интересов.

А. А. Громыко считал, что дипломатическая деятельность — труд тяжелый, требующий от тех, кто им занимается, мобилизации всех своих знаний и способностей. Задача дипломата — «бороться до конца за интересы своей страны, без ущерба для других». «Работать по всему диапазону международных отношений, находить полезные связи между отдельными, казалось бы, процессами», — эта мысль была своеобразной константой его дипломатической деятельности. «Главное в дипломатии — компромисс, лад между государствами и их руководителями».

В октябре 1988 года Андрей Андреевич вышел на пенсию и работал над мемуарами. Он ушел из жизни 2 июля 1989 года. «Государство, Отечество — это мы, — любил говорить он. — Если не сделаем мы, не сделает никто».




Родился 25 января 1928 г. в селе Мамати Ланчхутского района (Гурия).

Окончил Тбилисский медицинский техникум. В 1959 году окончил Кутаисский педагогический институт им. А. Цулукидзе.

С 1946 года на комсомольской и партийной работе. С 1961 по 1964 годы был первым секретарем райкома Компартии Грузии в Мцхете, а затем первым секретарем Первомайского райкома партии Тбилиси. В период с 1964 по 1972 — первый заместитель министра по охране общественного порядка, затем — министр внутренних дел Грузии. С 1972 по 1985 годы — первый секретарь Центрального Комитета Компартии Грузии. На этом посту проводил получившую большое паблисити кампанию по борьбе с теневым рынком и коррупцией, которая, однако, не привела к искоренению этих явлений.

В 1985—1990 годах — министр иностранных дел СССР, с 1985 по 1990 — член Политбюро ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 9−11 созывов. В 1990—1991 годах — народный депутат СССР.

В декабре 1990 года ушел в отставку «в знак протеста против надвигающейся диктатуры» и в тот же год вышел из рядов КПСС. В ноябре 1991 года по приглашению Горбачёва вновь возглавил МИД СССР (называвшийся в то время Министерством внешних сношений), но после распада СССР через месяц эта должность была упразднена.

Шеварднадзе являлся одним из соратников Горбачёва в проведении политики перестройки

В декабре 1991 Министр внешних сношений СССР Э. А. Шеварднадзе одним из первых среди руководителей СССР признал Беловежские соглашения и предстоящее прекращение существования СССР.

Э. А. Шеварднадзе являлся одним из соратников М. С. Горбачёва в проведении политики перестройки, гласности и разрядки международной напряженности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС(Я) «Покровский колледж»

по дисциплине «Истории Якутии»

на тему: Наука и Культура СССР в 1985-1990 годах

Выполнил:

Студентка 1 курса гр.СД-15

Сивцев Герасим Борисович

Проверил:

Преподаватель истории

Егорова О.И

Покровск 2015

Введение

Актуальность темы является описание основных направлений внешней политики СССР в период с 1985 - 1991 годы, кризис социалистического лагеря, а также причины распада которые явно, определенным образом повлияли на крушение огромной державы в 1991 году. Это время глобальных политических, социальных, правовых и экономических перемен, которые затронули весь цивилизованный мир. И в данное время вызывает множество споров и суждений. культура наука энергетика гласность

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего, по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней и внешней политики, впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки1. В основу внешней политики СССР в период с 1985 - 1991 годы легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире.

1. Культура СССР в 1985-1990 годах

Общие условия развития культуры. 1985-1991 годы стали для СССР поистине революционными. Весьма плодотворной была внешняя политика. М.С. Горбачеву удалось разрушить образ воинственной державы, готовой ради распространения идей социализма на любые действия.

Впервые из уст советского руководителя прозвучало: «Международные связи только тогда будут сполна отражать подлинные интересы народов и надежно служить делу их общей безопасности, когда в центре всего будет человек, его заботы, права и свободы». За это время были выведены войска из Афганистана, СССР прекращает вмешиваться во внутренние дела государств социалистического содружества, за что М.С. Горбачев был удостоен Нобелевской премии мира за 1990 г.

Гораздо драматичнее складывалась ситуация внутри страны, которая к 1985 г. оказалась на пороге очередного кризиса. Правительство попыталось провести «косметический ремонт», считая социализм в СССР вполне жизнеспособным.

В области экономики в 1985 г. выдвигается концепция ускорения экономического развития на основе НТР (главное звено - тяжелое машиностроение, традиционное - «станки ради станков»). На этом же этапе были проведены кампании борьбы с пьянством и алкоголизмом, с нетрудовыми доходами. В 1989 г. взят курс на регулируемую рыночную экономику.

С 1987 г. началась «перестройка», реформа политической системы, затем последовали отменена 6-ой статьи Конституции, формирование многопартийной системы, были избраны Президенты СССР и России. Граждане стали свидетелями и участниками «парада суверенитетов», процесс завершился распадом огромной державы.

С каждым «поворотом» наша страна все глубже погружалась в пучину экономических, политических и социальных проблем. В «активе» реформ - спекуляции спиртным, самогоноварение, «сахарный бум», уничтожение ценнейших плантаций виноградников, гонения на владельцев садовых участков, выращивавших и продававших свою продукцию на рынках; полное разложение экономической системы: разбалансированность народного хозяйства, инфляция, денежные эмиссии, ажиотажный спрос на товары; бесконтрольность, всеобщее пренебрежение к закону, рост преступности. Впервые за многие десятилетия население открыто высказывает недовольство. Прокатилась волна массовых выступлений трудящихся, митинги и забастовки.

В тоже время, важным шагом на пути к демократизации общества стала гласность, что обусловило оживление общественно-политической жизни со второй половины 80-х годов. Общество осмысливает прошлый исторический опыт и приходит к весьма неутешительным выводам.Созданная за 70 лет существования советской власти система совершенно себя не оправдала. Бюрократические структуры стали непреодолимым тормозом на пути технического и культурного прогресса. Мы оказались далеко не самой передовой страной в мире, как это внушалось раньше. Развитые государства ушли далеко вперед в техническом оснащении. В СССР в промышленности около двух пятых всех работ, в строительстве - более половины, а в сельском хозяйстве, торговле - свыше двух третей выполнялось вручную. У нас насчитали 86,5% «бедных» (в США 20% малообеспеченных), а 40 млн. находились ниже «уровня бедности».

Безнадежно рухнул миф о СССР как о самой демократичной стране в мире, где «свободно дышит человек». Народное представительство в советах оказалось фикцией. Все решала только партия, которая утверждала свою власть с помощью силы, не допускала никакого инакомыслия. Особенно болезненно воспринималась правда о, так называемых, «белых пятнах» в собственной истории. Большинство отечественных героев в одночасье стали антигероями.

Во всеуслышание заговорили об афганской проблеме. Советские войска из этой страны вывели только в феврале 1989 г. «Афганистан …отнял нечто самое главное - простые и ясные представления о добре и зле, о безусловной ценности и неприкосновенности личности», - пишет Д. Ольшанский. Все участники этой акции пережили психологический стресс под давлением постоянной опасности гибели, научились не сдерживать жестокость в ответ на жесткость душманов.

Появляется термин - афганский синдром или «афганская преступность». Только в годы перестройки правительство перестало делать вид, что афганской проблемы не существует. «Афганцам» начали оказывать моральную и материальную помощь.

Под давлением гласности рухнула социалистическая идеология. Идеологическая перестройка приобрела откровенно разрушительный характер, начиная со сноса исторических памятников до объявления изначально ошибочными всех деяний Октября. 70-летнюю историю и культуру советского народа стали показывать только как негативную. А заодно, пересмотру подвергли всю русскую историю, создалось впечатление, что и здесь, говоря словами одного из героев отечественных фильмов, «орудовала банда недоучившихся двоечников».

Ситуация ухудшалась тем, что тотальный рост цен приводит к падению тиражей книг, газет, журналов, сокращению выпуска научной литературы, учебников. Театры, концертные залы, музеи становятся малодоступными для абсолютного большинства населения, опять же по причине дороговизны входных билетов. В погоне за прибылью издаются низкосортные произведения, пользующиеся спросом - детективы, фантастика, эротика. Идеологизированную культуру, фактически, заменили на эрзац-культуру, что ведет к безнравственности и духовной опустошенности общества.

Доверие к власти, которая не исполняла собственных решений, металась от проблемы к проблеме, катастрофически падает. Безверие, растерянность, потеря идеологических ориентиров характеризуют состояние общественного сознания этого периода, которое само по себе становится в высшей степени идеологизированным. Часть населения мечтала о возврате к прошлым временам, говоря: «Коммунизм-то, оказывается уже был, только мы не заметили». Послышались требования «вернуть Сталина» и жесткой рукой навести порядок. Другая часть - боролась, в полном смысле слова, за возрождение и развитие демократических традиций.

В особенно сложной ситуации оказалась молодежь. Поток разоблачений, пересмотр исторического прошлого, чаще в негативном варианте, посеяли в душах полную неразбериху. Материальное стало заслонять духовное. Отсюда, абсолютное безразличие к собственной истории и культуре, фактическое предательство старшего поколения.

В этих условиях усиливается интерес к религии. В Россию хлынули секты, в том числе и тоталитарные, запрещенные в других странах. Лжеучителя не стеснялись использовать криминальные методы привлечения верующих (гипноз, психотропные средства). Ярким примером является многочисленное движение «Белое братство».

Разумным противовесом для людей, испытывающих потребность в вере, стало возрождение русских православных традиций. После долгих гонений церковь превращается в полноправный государственный институт. Выходит большое количество религиозной литературы. Были изданы Библия, в том числе и для детей, Библейская энциклопедия, «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых».

Правительство, в свою очередь, предпринимает попытки восстановить равновесие в обществе. В ноябре 1990 г. состоялась встреча М.С. Горбачева с творческой интеллигенцией. Впервые руководители сами спрашивали совета. Участникам встречи была предложена анкета. Фактически, все опрошенные выразили уверенность в том, что наше общество способно духовно возродиться.

Образование. С середины 80-х проблемы школы стали предметом пристального внимания общественности. В прессе появились многочисленные критические публикации. Большой популярностью пользовались знаменитые останкинские вечера педагогов-новаторов. В «Учительской газете» сторонники кардинальной реформы школы опубликовали свой манифест под названием «Педагогика сотрудничества».

Под руководством ученого, министра образования России Э. Днепрова была подготовлена и принята «Четвертая школьная реформа», основу которой составили десять принципов: демократизация образования (отказ от концепции «винтика» ради концепции Человека, как высшей ценности общества); плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования, при этом в школе произойдет обогащение национального общечеловеческим; открытость образования; регионализация образования (каждый регион, в зависимости от местных условий имеет права создавать свою собственную программу образования); гуманизация образования (поворот школы к ребенку, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей); гуманитаризация образования (отход от технократизма, акцент делается на духовных ценностях человечества); дифференциация образования (обеспечение многовариантности школы, права ребенка на выбор образования); развивающий характер образования (пробуждение способности личности к самостоятельному труду); непрерывность, преемственность различных ступеней образования.

Предполагаемая школьная реформа была лишь частью общей реформы образования в России, которая коснулась всех ступеней системы, включая вузы. Наука. Самые заметные перемены произошли в философии, истории, экономике. Над ними перестали довлеть марксистско-ленинские догмы. Тон всему задавали историки. Ощущение шока вызвали публикации новых документальных материалов, исследований о коллективизации, индустриализации, культурной революции, красном терроре, Великой отечественной войне (В.П. Данилов «Коллективизация: как это было», Н.Г. Павленко «На первом этапе войны»).

Источниковедческую базу пополнили мемуары видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Впервые увидели свет работы Л.Н. Гумилева, создателя теории этногенеза.

В точных науках бесспорное лидерство принадлежало атомной энергетике. Самым мощным оставался ядерно-оружейный комплекс, где было занято более 100 тысяч человек. В нашей стране работали 29 атомных блоков, которые вырабатывали 12% производимой электроэнергии, а в европейской части России - около 30%. Причем, атомный реактор - это не только источник тепла и электричества, но и возможность воспроизводства ядерного и термоядерного топлива, синтеза искусственных элементов, наработки радиоактивных изотопов для медицины.

Пальма первенства в научных изысканиях принадлежала двум крупнейшим центрам: Арзамас-16 и Челябинск-70. Здесь проводились фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, натурные испытания образцов вооружения на ядерных полигонах. Одним из важных аспектов деятельности Минатома России стало осуществление утилизации ядерных боеприпасов в соответствии с программой сокращения ядерных вооружений.

Однако атомная энергетика принесла нам не только успехи. Серьезнейшим испытанием для многих наших современников, да и для самой идеи развития и использования ядерной энергии стала Чернобыльская катастрофа.

Советские ученые продолжают освоение космоса. Увеличивается длительность полетов. Космическое пространство все чаще штурмуют международные экипажи. Одновременно, ученые изучают возможности массовой и постоянной работы в космосе, о чем мечтал еще К.Э. Циолковский. В 1984 г. в Институте биофизики Красноярского Академ­городка в качестве эксперимента организовали исследовательский наземный комплекс «БИОС-3». Пять месяцев Н. Бугреев и С. Алексеев находились в замкнутой биологической системе, автономной и независимой от окру­жающей среды. Они сеяли, растили, убирали пшеницу, из зерна мололи муку. Когда бронированная дверь открылась, в руках космонавтов был каравай только что испеченного, пышного хлеба.

Всемирную известность приобрел С.Н. Федоров, создавший межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургии глаза». За три года было открыто 12 филиалов, где делали тысячу операций в день, в год - двести тысяч. В Московском центре проводятся сложнейшие реконструктивные операции глаза. Врачи комплекса постоянно работают над новыми технологиями лечения больных. Кроме того, Федоров организовал плавучую поликлинику, побывавшую в Персидском заливе, в Объединенных Арабских Эмиратах.

Год от года советская наука испытывает все большие трудности, острый недостаток средств. Делаются первые попытки перейти на самофинансирование.

Основные тенденции в литературе и искусстве. Художественное творчество окончательно и без сожаления расстается с социалистическим реализмом. Примелькавшиеся штампы героев производства уступают место исследованию исторического и нравственного аспектов личности.

По большому счету, в творчестве возникла пауза. Во-первых, потому, что хлынул поток серьезных, «мощных» произведений. На фоне таких гигантов трудно стать лидером. «Художник должен чувствовать себя идущим рядом с эпохой, идущим чуть впереди эпохи!» - говорит режиссер А. Герман.

Во-вторых, выяснилось, что творческая интеллигенция не умеет работать в условиях свободы. Привыкли жить под прессом, бороться, а теперь - не с кем и не с чем. Вместо творческой работы начались распри, столкновения консерваторов и реформаторов, раздел «имущества» композиторами, художниками, литераторами, актерами. Все это выплеснулось на страницы печати, на радио и телевидение, отнюдь не способствуя духовному обновлению общества. Не случайно, 64% опрошенных деятелей советской культуры отметили, что ситуация в их творческом союзе ухудшилась.

Этим объясняется поголовное увлечение публицистикой и документалистикой, причем, в большинстве случаев, главной темой становится покаяние и попытка ответить на вопрос: «Кто виноват?».

Литература. С января 1987 в результате политики гласности страна переживает читательский бум. Тиражи литературно-художественных журналов возросли в десятки раз. Хлынула лавина, прежде всего, «возвращенной» литературы, ранее опубликованной на Западе или пролежавшей в столах до своего часа: проза М. Булгакова, Ю. Домбровского, Д. Гранина, А. Рыбакова, В. Шаламова, В. Набокова, Е. Замятина, А. Солженицына; поэзия И. Бродского, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой.

Литература поднимала общество на новую ступень исторического мышления. Безостановочно шел процесс демифологизации общественного сознания, говоря словами критика Л. Аннинского: «…если “Чевенгура” не было, то это один народ, а если “Чевенгур” все-таки был, то это несколько другой народ».

На рубеже 80-90-х гг. лидирующую роль в литературном процессе заняли публицистика и критика. Выходят отдельные статьи (В. Селюнина «Истоки», О. Лациса «Перелом», Е. Евтушенко «Притерпелость», Ф. Бурлацкого «Какой социализм народу нужен», критические статьи Л. Аннинского) и целые публицистические сборники, такие как «Иного не дано», «Погружение в трясину», «На пути к свободе совести».

В работах писателей, поэтов, публицистов, критиков дискутируются самые злободневные исторические и политические проблемы (о демократии, реформах, состоянии русской культуры). Идет крайне острая полемика о войне, о судьбе деревни, о будущем нашей молодежи. Пожалуй, впервые, делается попытка понять умонастроение народа на разных исторических этапах, ответить на вопросы: «Почему соотечественник уничтожал соотечественника? Почему мы такие? И, вообще, какие мы?

Документ надолго заменил вымысел даже в романе. Такие произведения получили название «невыдуманная проза». Острейшие проблемы, с которыми столкнулась наша страна, становятся главными темами литературных произведений 80-начала 90-х гг. Едкую характеристику общества «застоя» мы находим у Л. Разгона, об упадке нравственности, бездуховности читаем у Ч. Айтматова («Плаха»), В. Распутина («Пожар»), В. Астафьева («Печальный детектив»). Духом безысходности пропитаны произведения Ю. Полякова («Сто дней до приказа», «Апофегей»), Л. Петрушевской, где высвечиваются самые мрачные стороны жизни 70-х.

Совершенно необходимо отметить еще одну черту современных повестей и романов, таких как, В. Маканин «Предтеча», «Гражданин убегающий», «Антилидер», Р. Киреев «Путешествие в Таганрог», «И тут расстаемся с ними», М. Кураев «Ночной дозор», «Капитан Дикштейн». В них полноправным хозяином становится, как назвал его Л. Аннинский, «серединный человек». Он одновременно и добрый и злой, чаще никакой, для которого чудачество, блажь - норма. Это человек из пустоты, у него нет корней, истории. Он ненавидит все, что «хоть на волос выделяется из ряда…, высовывается из всеобщего “как все”».

По общему мнению критики, литература о современности не поднялась на новый рубеж. Возможно, писателям трудно соперничать с потоком «возвращенных» произведений. Хотя, совершенно очевидно, что литераторы нового поколения уже привлекли к себе внимание.

Кино и телевидение оказались в эпицентре борьбы старого и нового. На экранах появляется огромное количество документальных лент, исторических передач. Увидели свет «полочные» фильмы, ранее недоступные работы мирового кинематографа. Один за другим вышли «застойные» картины кинорежиссера А. Германа - «Лапшин», «Проверка на дорогах». Опальный режиссер стал лауреатом государственных премий СССР, РСФСР, заслуженным деятелем искусств.

Настоящей сенсацией справедливо называют «Покаяние» (режиссер Т. Абуладзе) и «Собачье сердце», с Е. Ефстигнеевым в главной роли. Популярнейшие актеры (В. Гафт, Л. Ахиджакова, О. Басилашвили, С. Немоляева, Л. Броневой, Н. Гундарева, В. Невинный, Р. Карцев) заняты в «Небесах обетованных» Э. Рязанова. Героями этой ленты стали на редкость интеллигентные бомжи, туповатые омоновцы, дурковатая советская власть, которую можно обвести вокруг пальца. На описанной режиссером помойке оказалось все наше общество, в котором освободиться можно лишь на «небесах обетованных».

Впервые в советском киноискусстве возникла проблема проката. Если раньше этим занимались три - четыре человека в центре, то теперь право выбора фильмов передали назначенцам местных обкомов партии. На «Ленфильме» вышла картина «”ЧП” районного масштаба». Нашумевшая лента попала к зрителю лишь после расформирования партийных комитетов, потому что там сидели те чиновники, о которых речь идет в фильме.

При чем, ситуация с прокатом постоянно ухудшалась. Чем больше было свободы, тем очевидное становилось стремление сделать кино чисто коммерческим. Прокат начал диктовать уровень. На экраны хлынули западные низкопробные картины с насилием, порнографией, воспевающие преступность, пренебрежение к законам.Театр. В начале перестройки театр переживает настоящую эйфорию, ощущение праздника свободы. На сцене один за другим появляются «крамольные» спектакли: «Говори!» в ермоловском, «Диктатура совести» в Ленкоме, инсценировки возвращенной литературы («Доктор Живаго», «Белые одежды», «Дети Арбата», «Собачье сердце», «Жизнь и судьба», «Факультет ненужных вещей»). Интерес публики был чрезвычайно велик о чем свидетельствовали постоянные толпы у касс и переполненные залы.

В 1986 г. прошел учредительный съезд Союза театральных деятелей, где были приняты решения, обеспечивающие дальнейшее развитие театрального искусства. Предполагалось открыть новые студии, ликвидировалась театральная цензура. Съезд рассмотрел вопросы, связанные с социальной защитой актеров.

Однако очень скоро театр оказался в сложном положении, а точнее в состоянии глубокого кризиса. «Под цензурой мы были несвободны в главном - в самовыражении, - говорит Л.Е. Хейфец. - Теперь я могу выразить все, что хочу, но это почти невозможно практически». Театр не в состоянии заработать столько, чтобы покрыть расходы. Для спектакля необходимо сшить костюмы, изготовить декорации. Во всем мире театры находятся на попечении муниципальных властей или на частном содержании.

Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров даже в Москве. Политические пьесы с запретными до недавнего времени персонажами были слишком поверхностны. Зрительский интерес к театру падает, часто спектакли идут при полупустых залах.

Перестройка, при всей своей противоречивости, открыла новые возможности для дальнейшего развития русской культуры.

2. Наука в СССР 1985-1990

Наука и вся инфраструктура НТП были одним из выдающихся достижений старой, тоталитарной системы, находящейся ныне в процессе рыночной трансформации. Масштабы науки и инфраструктуры НТП, созданные на базе определенной политики и идеологии, бюрократической логики, военных и геополитических целей, оказались поистине громадными, несоизмеримыми с их масштабами ни в одной европейской стране. Только США могли быть и были в реальной действительности настоящим конкурентом СССР в этой области.

В конце 80-х годов в сфере науки работали 4,4 млн человек, в том числе 1,52 млн научных и преподавательских кадров, включая 542 тыс. докторов и кандидатов наук. Ежегодно регистрировалось 80--85 тыс. изобретений. Многие изобретения и открытия советских ученых обогатили науку, явились важным источником перспективных направлений развития производства во многих отраслях экономики (например, в области микроструктуры материи, физики элементарных частиц, использования энергии атомного ядра и др.).

В 60-х годах прошедшего века страна пережила техническую эйфорию под влиянием выдающихся успехов в космосе, ядерной энергетике, судо- и ракетостроении и т. д. Но одновременно с этим накапливалась общая техническая отсталость. Так, по уровню телефонизации и качеству связи СССР занимал одно из последних мест в мире, уступая даже многим молодым африканским государствам. На крайне низком техническом уровне традиционно находились в СССР вся народно-хозяйственная инфраструктура (дороги, порты и проч.), сельское хозяйство, социальное обслуживание. Низким был технический уровень производства и качество товаров народного потребления, не производились многие самые необходимые человеку товары (в том числе продукты детского питания, отдельные виды парфюмерии, туалетная бумага и т. д.). Они не включались в план производства и воспринимались как "буржуазные излишества".

По официальной статистике, общее число научных работников в СССР на 1 января 1991 г. достигло 1985 тыс. человек. В 1990 г. затраты на НИОКР составили 35,2 млрд руб., или 5,0% произведенного национального дохода и 3,5% ВНП. По этим показателям СССР превышал все страны с рыночной экономикой, хотя и уступал США по абсолютной величине затрат на НИОКР. Вместе с тем СССР превышал уровень США по годовому выпуску и общей численности инженеров, занятых в народном, хозяйстве, что является немаловажной чертой научно-технического потенциала для любой страны.

В целом же СССР занимал второе место в мире (после США) по научно-техническому потенциалу. Как и в США, этот потенциал практически был ориентирован на исследования по всем направлениям знаний, но одновременно на достижение военного превосходства (так же, как и в США) и поддержку официальной идеологии (в отличие от США). Примерно 75% затрат на НИОКР в СССР направлялись на военные цели. Бюджет НИОКР одной только атомной промышленности был сравним с бюджетом всей Академии наук СССР.

Необходимо отметить, что научно-технический потенциал СССР включал большое число бесталанного и бесперспективного персонала при острой нехватке квалифицированных исследователей в ряде новых и наиболее прогрессивных направлений НТП. Не отличался новизной и парк научного оборудования и инструментов, а организация НИОКР была ниже всякой критики, так как базировалась не на здоровой трудовой мотивации, а на штатном расписании, которое позволяло вольготно жить псевдоученым и обслуживающему персоналу, не отвечая за результаты своей бездеятельности. Обслуживание реальных исследований вспомогательным персоналом сплошь и рядом подменялось обслуживанием начальства от науки, т. е. администраторов, как это принято в любом управленческом аппарате.

Следует признать, что в советской науке процветали конформизм и послушничество. "Лысенковщина" поразила не только биологию, но и практически все отрасли научных исследований. Работа на ЦК КПСС, признание своей науки "партийной" -- широко распространенные "ценности" нашего недавнего прошлого. И это касалось как гуманитарных, так и технических и естественных наук. Т. Лысенко провозглашал, что настоящий расцвет науки возможен только в стране социализма, где научная работа "следует указаниям великого Сталина" и мы обязаны "впитать в себя сталинские методы работы". Ведь только при социализме можно было создать в государственном масштабе лженауку и превозносить ее достижения.

В условиях "реального социализма" обычно неплохо жили и даже процветали так называемые массовые, лояльные ученые, не обремененные блестящими талантами, неожиданными или порой еретическими идеями, либо занимающие началь-ствующие посты администраторы. Последние обычно и представляли научные достижения своих подчиненных, стремились наверх в иерархии управленческой системы, явно стараясь взлететь выше сферы чисто научной деятельности. А яркие личности, строптивые и несговорчивые таланты притеснялись. Почти каждый исследовательский институт имел немногочисленное ядро действительно творческих работников, которые независимо от ученых степеней "тянули" всю науку и выполняли план за весь институт. Но большинство было серой, малоинтересной в научном отношении массой, которая и "питалась" значительной частью ресурсов НИОКР, не давая творческой продукции.

Привилегии административных постов, в свою очередь, часто привлекали к себе энергичных, но далеких от научного творчества молодых людей. Прежде чем стать директором или заместителем директора НИИ, как правило, надо было поработать секретарем парткома института, заслужить доверие вышестоящего начальства. Административный же пост давал возможность получить не только существенно более высокую зарплату, но и квартиру, служебную машину, бесплатное лечение в лучших поликлиниках, больницах и санаториях, а главное -- власть. Впрочем, все это имело место и в других кругах советской номенклатуры.

В Академии наук СССР особенно привлекала возможность получения звания академика или члена-корреспондента тоже с соответствующими привилегиями. Для получения этих званий не требовалось никаких научных открытий. Работали другие факторы: по выражению известного юриста Б. Курашвили, -- законы формирования и самоподдержания номенклатуры. Преимущества имели ученые среднего уровня с организаторскими способностями, ориентированные на власть и пользовавшиеся расположением "верхов". Недостаток научного авторитета они восполняли должностью и академическим званием.

Долгие годы советские ученые находились под гнетом невежественных партруководителей, идеологов, бюрократов, номенклатурщиков от науки, бдительных кадровиков. Ведь для того чтобы занять пост директора исследовательского института, заведующего кафедрой общественных наук, требовалось специальное решение ЦК, обкома или райкома КПСС. Значительный слой ученых был уничтожен как якобы враждебный элемент. На этой почве появились лояльные конъюнктурщики, так называемые партийные ученые, возрос удельный вес посредственностей, массовых, средних ученых. Неуютно было блистательным и оригинальным умам.

Лысенковщина постепенно превратилась в один из принципов научной деятельности в СССР. Партийная идеология оседлала все обществоведение и погоняла его, как хорошую лошадь, в нужном направлении. Но и среди самих "ученых" находились рьяные деятели, которые лучше любого партократа направляли науку в нужное руководителям страны русло. Чего, например, стоят "исследования" в области общего кризиса капитализма, экономических законов социализма, преимуществ социализма и т. д.?

В советские времена в области общественных наук, по существу, не нужны были настоящие ученые, генераторы новых идей, направленных против заплесневелых догм, а требовались послушные схоласты, комментаторы, проводники "линии партии". Приветствовались и поощрялись "теоретики", развивающие те или иные положения последних съездов и пленумов ЦК КПСС о "преимуществах" социализма, о розовых перспективах развития советской экономики, о растущем загнивании капитализма и т. д. Тех, кто был не согласен с такими установками, либо устраняли, либо вынуждали отмалчиваться, скрывать свои убеждения. По логике формирования отрасли "наука и научное обслуживание" роль науки изначально определялась как прислужницы руководства страны и всесильных монополистов в лице министерств и ведомств. Сегодня об этом забывать нельзя. В советских общественных науках процветали посредственность и серость. Что требовалось от них? Например, доказательство и аргументирование следующих "ценностей": партия и руководство страны никогда не ошибаются; наша жизнь прекрасна, а созданное в стране общество замечательно; мы впереди большинства стран, а если где-то и отстали, то осталось совсем немного времени для ликвидации этой малости; мы самые лучшие, хотя и есть отдельные недостатки, и т. д.

Практически до самого развала СССР большинство советских экономистов говорили о пользе планирования, о сочетании плана и рынка, о том, что социализм имеет своей целью благосостояние народа. В разработке горбачевской "концепции ускорения", основанной на традиционных советских подходах, принимали участие лучшие представители советской экономической науки, которая, однако, оказалась не готовой к переходу к рынку, не смогла разработать современную обоснованную программу экономических реформ в России, потому что десятилетиями занималась не тем, чем надо. Поэтому к руководству пришлось привлечь новых, молодых экономистов, не столь замешанных на советских и марксистско-ленинских традициях, чего "маститые" советские ученые не могут простить им до сих пор.

Но, как уже говорилось, речь должна идти не только об общественных, но и о технических науках. На совести советской науки в области техники много принципиальных ошибок: загрязнение Байкала и рек, обмеление Арала, идеи о повороте рек, Чернобыль, наконец. К экспертизе часто привлекали не ученых, а генералов от науки.

В настоящее время многие машиностроительные заводы и их КБ простаивают, не могут перейти на изготовление новой, конкурентоспособной продукции. Где наши гении-изобретатели, где современные гении менеджмента, способные использовать рыночные стимулы для нововведений? Не говорит ли это о том, что полученное Россией наследство от советских НИОКР и всей государственной инфраструктуры НТП не годится для новых условий? А вот восточные "молодые тигры" (Сингапур, Южная Корея, Тайвань), в частности, на этом и обеспечили свое экономическое процветание.

Наши сегодняшние провалы в технике и экономике, неконкурентоспособность многих российских товаров на мировых рынках свидетельствуют о том, что все рассмотренные недостатки в научной сфере на деле дали негативную отдачу.

Ученые-естественники и так называемые технари, в большинстве своем воспитанные на идеях марксизма-ленинизма, верили в его "научность", стояли на его позициях вопреки фактам и жизненной практике.

На эффективность НИОКР в СССР большое влияние оказывала командная система распределения ресурсов -- через бюрократический аппарат министерств. При этом явное предпочтение отдавали институтам ВПК и тяжелой промышленности. Огромную тормозящую роль в развитии исследований играла засекреченность многих тем и самих исследователей, оторванность и даже практическая изоляция науки от производства. Министерства же были заинтересованы не в научно-техническом прогрессе и даже не в росте производительности труда, а в выполнении планов производства продукции и привлечении дополнительной рабочей силы. Как уже отмечалось, исследовательские институты часто использовались для решения не научных, а текущих производственных проблем в отрасли и в то же время служили "отстойниками" для уволенных министерских чиновников.

Полное использование производственных мощностей на заводах рассматривалось как особое преимущество и "особая заслуга" социализма. Как в таких условиях проводить эксперименты по созданию новой продукции или технологических процессов? Ведь для этого необходимы резервные мощности и специальные экспериментальные участки. Не случайно экспериментальная база в СССР всегда была крайне слаба. Цели, связанные с НТП, явно отступали перед целями и задачами по выполнению и перевыполнению производственных планов.

В СССР на сектор фундаментальных исследований приходилось около 10% затрат на НИОКР, но именно этот сектор был особенно оторван от производства. Во многих научных центрах, институтах и лабораториях Академии наук СССР был достигнут высокий уровень теоретических исследований, по некоторым из них страна имела бесспорное мировое первенство, и на Западе это хорошо понимали и по достоинству оценивали тесное взаимодействие и концентрацию ученых по отдельным исследовательским академическим институтам, в то время как на Западе ученые такого же уровня в основном были рассредоточены по разным университетам и городам.

Но главная область неэффективности советских НИОКР находилась в сфере не академических, а прикладных промышленных исследований и разработок, которые, естественно, были более тесно связаны с производством именно благодаря примату производства, а не НТП. В советской экономической литературе указывалось, например, что в 1965--1973 гг. фонды экономического стимулирования предприятий (за основную деятельность) выросли в 9 раз, а премирование за внедрение новой техники -- лишь в 1,5 раза и составило в 1973 г. только 2,4% фондов экономического стимулирования. В 1971--1973 гг. удельный вес премий за новую технику в общей сумме премий в расчете на одного работника снизился с 1,91 до 1,86%.

Ни в какое сравнение с Западом не шла продолжительность цикла "наука--производство": 4--5 лет занимала лишь конструкторская и технологическая подготовка выпуска нового изделия. Приходилось обивать пороги многих инстанций, каждая из которых имела право вето, хотя никакой ответственности за выпуск нового изделия не несла. Для нового станка, например, требовалось собрать вне завода 100 подписей, из них 35 -- с печатями. Только на это уходило 2--3 года. В результате уже к моменту выпуска новое изделие переставало быть новым.

Подсчитано, что средняя продолжительность научно-производственного цикла в СССР составляла в 70-х годах 17,5 года, в то время как в США -- 6--8 лет при снижении к концу этого десятилетия до 4--5 лет. Фактические сроки освоения новой техники в производстве достигали в СССР 6--8 лет, в США - 2 лет.

Кроме того, предприятия страны были мало заинтересованы в распространении уже созданных новшеств. По данным специального обследования, результаты НИОКР, которые обычно выполняются в НИИ и КБ, в 80% случаев внедрялись лишь на одном-двух предприятиях и только в 0,6% случаев -- на пяти и более предприятиях. Столь узкую сферу распространения технических новшеств можно объяснить тем, что предприятия вообще не получали вознаграждения за диффузию новшеств и, следовательно, не были заинтересованы в распространении своего детища.

В целом же НТП в СССР носил в значительной мере имитационный характер, поскольку практически задавался не рыночным платежеспособным спросом в соответствии с реальными общественными потребностями, а техническим прогрессом, идущим на Западе, и прежде всего в США. Задача была проста -- не отстать, взять у Запада все, что только можно, и сконцентрировать собственный научно-технический потенциал на приоритетных направлениях. Главным приоритетным направлением был ВПК. Такой характер НТП уже по определению обрекал СССР на отставание.

Нельзя не сказать и о том, что процесс создания новой техники в СССР всегда был весьма капиталоемким. По данным Госкомцен СССР, на 1% прироста индивидуальной производительности или мощности новой машины по сравнению со старой рост цен составлял, например, по станочному оборудованию в среднем 14--15%. Это значит, что, вместо того чтобы служить фактором сдерживания роста цен или их снижения, реально НТП в СССР был фактором скрытого инфляционного процесса.

Содержание огромного монстра в виде раздувшейся сферы НИОКР в условиях замедления темпов экономического роста и снижения эффективности производства на базе командно-распределительной нерыночной экономики становилось делом все более и более затруднительным. К этому следует добавить начавшееся в 80-х годах отставание СССР от Запада по качеству новейшей электронной военной техники. Поскольку основная часть затрат на НИОКР имела милитаристский характер, это затронуло практически всю сферу НТП.

Пытаясь как-то устранять все эти неудачи и просчеты, советское руководство не принимало в расчет необходимость соизмерения затрат и результатов, ориентацию на наиболее эффективные направления, что было бы возможно на путях реальных рыночных реформ, а наращивало затраты ресурсов в рамках традиционной нерыночной экономической модели, т. е. был выбран обычный экстенсивный путь, который объективно загонял страну в тупик, подрывал ее ресурсную базу и самым негативным образом сказывался на жизненном уровне населения и социальной обстановке в стране. Отставание в качестве, как обычно, пытались компенсировать количеством. Но это уже не помогало. На базе несрабатываемости и истощения ресурса экономической системы стал развиваться и кризис системы НТП. В сфере НИОКР, как и в советской экономике в целом, особенно быстро росли ресурсная база, затраты на эту сферу и значительно менее впечатляющими были результаты таких затрат: число научных открытий, изобретений, нововведений. С 1950 по 1990 г. общее число занятых в сфере НИОКР возросло более чем в 12 раз (со 162,5 тыс. до 2 млн человек), денежные расходы -- в 35 раз (с 1 млрд до 35 млрд руб.). Этот сектор экономики получал опережающее по сравнению с другими отраслями финансирование и увеличивал свои размеры более высокими темпами, чем вся экономика в целом (численность рабочих и служащих, занятых во всем народном хозяйстве СССР, возросла за указанный период в 2,8 раза, а национальный доход в текущих ценах -- более чем в 12 раз). По официальным данным, опережающий рост сферы НИОКР имел место и в 70-х, и в 80-х годах, когда темпы экономического роста стали сокращаться, а ее относительная нагрузка на ВНП страны нарастала.ия русской культуры.

Заключение

Гласность привела к неожиданным открытиям. Никто не подозревал, что в СССР, где коллекционирование не поощрялось, существуют частные коллекции подлинно музейной ценности. При Советском фонде культуры появляется клуб коллекционеров. Под его эгидой прошли выставки в Москве и Ленинграде, во многих столицах за рубежом. Оказывается, у нас сохранилась традиции меценатства. Известный врач А.Я. Абрамян несколько лет назад подарил свое собрание Еревану, на ее основе возник музей русского искусства. В Москве при ГМИИ им. Пушкина создан музей частных коллекций, куда отдали или завещали свои коллекции такие знаменитые собиратели, как И. Зильберштейн и А. Рамм.

Перестройка, при всей своей противоречивости, открыла новые возможности для дальнейшего развития русской культуры

В представленной диссертации рассмотрены концептуальные основы социально-экономической политики правительства М.С. Горбачева и особенности ее воплощения в жизнь в условиях системного кризиса советского государства.

К середине 1980-х гг. экономические и социальные проблемы в СССР достигли такой глубины, что грозили принять необратимый характер. В этих условиях во второй половине 1980-х гг. стало закономерным заметное обновление политической элиты страны. Уход руководителей, закрепившихся у власти еще в 1930-1950-е гг., и появление нового поколения политических лидеров, возглавляемых Генеральным секретарем КПСС М.С. Горбачевым, давали основания надеяться на существенное изменение экономической и социальной политики советского государства.

Список использованной литературы

1. Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. сб. М., 1989. Народное хозяйство СССР в 1985 г.

2.Боффа Дж. История Союза АЙРИС - М.: Советского-ПРЕСС. 2007. 603 с.

3. Центральный государственный архив Министерства образования и науки РФ (ЦГАМО)1. Ф. 9661. сч.1. Ф.8.

4. Абалкин Л. Неиспользованный РИОР - М.: 2003. шанс. 210 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общая характеристика политического состояния Советского Союза после смерти Л. Брежнева. Анализ основных направлений внешней политики 1985-1991 гг. и концепция нового политического мышления. Кризис социалистического лагеря. Основные причины распада СССР.

    реферат , добавлен 04.03.2011

    Политическая борьба вокруг альтернатив экономического реформирования в 1985–1991 годах. Советская и либеральная модели политической системы. Сущность политики "гласности". Национальная политика и внешняя СССР в годы "перестройки" и ее результаты.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2011

    Направления внешней политики СССР в 1985-1991 г., концепция нового политического мышления. Влияние процессов перестройки на общество. Государственный переворот в стране. Кризис социалистического лагеря. Становление содружества независимых государств.

    реферат , добавлен 05.12.2016

    Перестройка в СССР, ее основные этапы и политические реформы. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка. Политические и экономические реформы в Казахстане в 1985-1991 годах. Распад СССР, создание СНГ и реакция азиатских республик.

    реферат , добавлен 10.08.2009

    Сущность первого этапа политики гласности 1985-1986 гг. Крах общественных идеалов. Идеи Горбачева о гласности и открытости. Изменения общественно-политической мысли того времени. Этапы реформы школьного образования. Гласность как средство реформации.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2014

    Основные причины и цели перестройки. Основные события в период перестройки и движения. Реформы, проведённые в ходе перестройки Горбачевым: антиалкогольная, экономическая, в политической системе СССР. Кризис власти, распад СССР и образование СНГ.

    реферат , добавлен 01.03.2009

    Суть перестройки и ее основные идеи. Создание института профессионального парламентаризма, как важный реформаторский шаг. Внутренняя политика СССР в годы перестройки и смены власти. Экономический кризис как последствие "перестройки" и всеобщий дефицит.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2014

    Перераспределение руководящих постов в СССР в 1985 г. и внедрение концепции "перестройки". Последствия реформ: спад производства, кризис политической власти, внешнеполитические проблемы. Провозглашение государственного суверенитета Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2011

    "Перестройка" в общественно-политической жизни. Концепция "ускорения социально-экономического развития страны". Внешнеполитическая деятельность правительства. Кризис национальных отношений. Внутренняя политика России в 90-е гг. Международные связи России.

    реферат , добавлен 26.01.2010

    Предпринятые Горбачевым реформы сделали и ещё одно, самое великое дело: они продемонстрировали неспособность "агрессивно-послушного большинства" к обновлению, они подтолкнули всю систему советского тоталитаризма к распаду.

Внешнеполитический курс СССР на сближение с Западом и внутренняя жизнь страны в период 1985-1990 годов. Осуществление Горбачевым вынужденной перестройки государственной системы как попытка преодолеть угрозу нарастающего кризиса в стране. Причины принятия советским правительством кардинальных мер по государственной реорганизации и оценка их результатов. Поэтапное проведение политики перестройки генеральным секретарем и ее последствия для страны. Главный итог перестройки - распад Советского Союза. Положение бывших советских республик в постперестроечный период. Изменения государственной и партийной структуры России в результате политики Ельцина.

  • - «Перестройка» и «новое мышление» кардинально изменили страну и отношение к ней в мире, но внутренние противоречия и внешние факторы не позволили М. Горбачёву удержать СССР от распада.
  • - Характеристика международного положения в период существования тройственного союза. Сложности взаимоотношений с Германией, как к его главе. Ухудшение ситуации на фоне балканского кризиса. Отношения с Францией.
  • - Перестройка с 1985 по 1991 годы была проведена в три этапа. В них отразилась зловещая последовательность криминально-бюрократической революции, начавшейся с благими намерениями, но завершившейся распадом СССР.
  • - Нахождение у власти Б.Н. Ельцина ознаменовалось для страны крупными изменениями в политической сфере. Внутриполитический кризис окончательно ослабил экономику государства. Следствием всех потрясений были установление многопартийной парламентской системы и коренные изменения в государственной структуре.
  • - Краткое описание предшествующего периода экономических реформ. Этапы перестройки и экономические изменения, проводимые правительством страны в период 1985 – 1991 годов с неудачными последствиями.
  • - Распад любого крупного государства несёт с собой в первую очередь одни разрушения и упадок. Так, и после распада СССР каждая республика осталась в глубоком экономическом и политическом кризисе, так как существовавшая система была разрушена, а на создание новой потребовалось немало времени.