Роль екатерины 2. Просто Фике. Как бедная немецкая провинциалка стала Екатериной Великой

Не просто так ее еще при жизни назвали Великой. За время продолжительного правления Екатерины II изменениям подверглись практически все сферы деятельности и жизни в государстве. Попытаемся рассмотреть, кем на самом деле была и сколько правила Екатерина II в Российской империи.

Екатерина Великая: годы жизни и результаты правления

Настоящее имя Екатерины Великой–Софья Фредерика Августа Ангальт – Цербская. Родилась 21 апреля 1729 года в г. Штецин. Отец Софьи – герцог Цербтский, дослужился до звания фельдмаршала прусской службы, претендовал на курляндское герцогство, был губернатором Штецина, состояния, в нищей в то время Пруссии, не нажил. Мать – из не богатых родственников датских королей династии Ольденбургов, двоюродная тетка будущему мужу Софьи Фредерики.

О периоде жизни будущей императрицы с родителями известно не много. Софья получила хорошее, по тем временам, домашнее образование, в которое входили следующие предметы:

  • немецкий язык;
  • французский язык;
  • русский язык (подтверждается не всеми исследователями);
  • танцы и музыка;
  • этикет;
  • рукоделие;
  • основы истории и географии;
  • богословие (протестантизм).

Воспитанием девочки родители не занимались, лишь время от времени выказывая родительскую строгость внушениями и наказаниями. Софья росла бойким и любознательным ребенком, запросто общалась со сверстниками на улицах Штецина, по мере сил приучалась к ведению домашнего хозяйства и участвовала в домашних работах – отец на свое жалованье не мог содержать весь необходимый штат прислуги.

В 1744 году Софью Фредерику вместе с матерью, в качестве сопровождающей, приглашают в Россию на смотрины, а затем выдают замуж (21 августа 1745 г.) за троюродного брата, наследника престола, голштинца по происхождению, великого князя Петра Федоровича. Почти за год до венчания Софья Фредерика принимает православное крещение и становится Екатериной Алексеевной (в честь матери правящей императрицы Елизаветы Петровны).

По утвердившейся версии, Софья - Екатерина так прониклась своими надеждами на великое будущее в России, что сразу же по прибытии в империю бросилась неистово изучать русскую историю, язык, традиции, православие, французскую и немецкую философию и др.

Отношения с супругом не сложились. Какова была истинная причина - неизвестно. Может быть, причиной была сама Екатерина, которая до 1754 года перенесла две неудачные беременности, не имея супружеских отношений, как утверждает общепринятая версия. Причиной мог быть Петр, который, как считается, увлекался довольно экзотическими (имеющими какие-то внешние недостатки) женщинами.

Как бы там ни было в молодой великокняжеской семье правящая императрица Елизавета требовала наследника. 20 сентября 1754 года ее желание исполнилось – родился сын Павел. Существует версия, что его отцом стал С. Салтыков. Некоторые считают, что Салтыкова в постель Екатерины «подложила» сама Елизавета. Однако никто не оспаривает то, что внешне Павел - вылитый Петр, а последующее правление и характер Павла служат лишним доказательством происхождения последнего.

Елизавета сразу после рождения забирает внука у родителей и занимается его воспитанием сама. Матери лишь иногда разрешается с ним видеться. Петр и Екатерина еще сильнее отдаляются – смысл совместного времяпрепровождения истощился. Петр продолжает играть в «Пруссию - Голштинию», а Екатерина развивает связи с русской, английской, польской аристократиями. Оба периодически меняют любовников без тени ревности друг к другу.

Рождение в 1758 году у Екатерины дочери Анны (считается, что от Станислава Понятовского) и вскрытие ее переписки с английским послом и опальным фельдмаршалом Апраксиным ставит великую княгиню на грань пострижения в монастырь, что ее совсем не устраивало.

В декабре 1762 года после долгой болезни умирает императрица Елизавета. Петр занимает престол и удаляет жену в дальнее крыло Зимнего дворца, где Екатерина рожает очередного ребенка, на этот раз от Григория Орлова. Ребенок впоследствии станет графом Алексеем Бобринским.

Петр III за несколько месяцев своего правления успевает расположить против себя военных, дворян и духовенство своими пропрусскими и антирусскими действиями и желаниями. Этими же кругами Екатерина воспринимается как альтернатива императору и надежда на изменения к лучшему.

28 июня 1762 года при поддержке гвардейских полков Екатерина совершает переворот и становится самодержавной правительницей. Петр III отрекается от престола, а затем погибает при странных обстоятельствах. По одной из версий, он заколот вилкой Алексеем Орловым, по другой – сбежал и стал Емельяном Пугачевым и т.д.

  • секуляризация церковных земель – спасла империю от финансового краха в начале правления;
  • в два раза увеличилось количество промышленных предприятий;
  • доходы казны увеличились в 4 раза, но, несмотря на это, после смерти Екатерины выявлен дефицит бюджета в 205 млн руб.;
  • армия увеличилась в два раза;
  • в результате 6 войн и «мирным» путем к империи присоединены юг Украины, Крым, Кубань, Керчь, частично земли Белой Руси, Польши, Литвы, западная часть Волыни. Общая площадь приобретений - 520 000 кв. км.;
  • подавлено восстание в Польше под руководством Т. Костюшко. Руководил подавлением А.В. Суворов, который в результате стал генерал-фельдмаршалом. Было ли это просто восстанием, если за его подавление получают такие награды?
  • восстание (или полномасштабная война) под предводительством Е. Пугачева в 1773 - 1775 гг. В пользу того, что это была война говорит то, что к подавлению опять был привлечен лучший полководец того времени А.В. Суворов;
  • после подавления восстания Е. Пугачева началось освоение Урала и Сибири Российской империей;
  • построено более 120 новых городов;
  • проведено территориальное деление империи на губернии по количеству населения (300 000 чел. - губерния);
  • для разбирательства гражданских и уголовных дел населения введены выборные суды;
  • организовано дворянское самоуправление в городах;
  • введен свод дворянских привилегий;
  • произошло окончательное закрепощение крестьян;
  • введена система среднего образования, открывались школы в провинциальных городах;
  • открыт Московский Воспитательный дом и Смольный институт благородных девиц;
  • в денежный оборот введены бумажные деньги и создан Ассигнационный с филинами в крупных городах;
  • начало проводиться вакцинирование населения.

В каком году умерла Екатерина II и ее наследники

Задолго до смерти Екатерина II стала задумываться о том, кто придёт к власти после нее и сможет продолжить дело укрепления российского государства.

Сын Павел как наследник престола Екатерину не устраивал, как человек неуравновешенный и слишком похожий на бывшего мужа Петра III. Поэтому все свое внимание в деле воспитания наследника уделяла внуку Александру Павловичу. Александр получил отличное образование и женился по желанию бабушки. Женитьба подтверждала, что Александр – совершеннолетний.

Несмотря на желание императрицы, которая умерла от кровоизлияния в мозг в середине ноября 1796 года, настояв на своем праве наследовать престол, к власти приходит Павел I.

Как исколько правила Екатерина II оценивать должны потомки, но для истинной оценки необходимо прочтение архивов, а не повторение написанного сто – сто пятьдесят лет назад. Только в этом случае возможна верная оценка правления этого незаурядного человека. Чисто хронологически правление Екатерины Великой длилось 34 насыщенных событиями года. Доподлинно известно и подтверждается многочисленными восстаниями, что далеко не всем жителям империи нравилось то, что делалось в годы ее просвещенного правления.

Время Екатерины II (1762–1796)

(начало)

Обстановка воцарения Екатерины II

Новый переворот был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера. В таких обстоятельствах вступление на престол Екатерины имеет много общего с вступлением на престол Елизаветы . И в 1741 г. переворот совершался силами дворянской гвардии против ненационального правительства Анны, полного случайностей и произвола нерусских временщиков. Мы знаем, что переворот 1741 г. имел следствием национальное направление елизаветинского правительства и улучшение государственного положения дворянства. Таких же следствий вправе мы ожидать и от обстоятельств переворота 1762 г., и действительно, как увидим, политика Екатерины II была национальной и благоприятной дворянству. Эти черты были усвоены политике императрицы самими обстоятельствами ее воцарения. В этом она неизбежно должна была следовать Елизавете, хотя и относилась с иронией к порядкам своей предшественницы.

Портрет Екатерины II. Художник Ф. Рокотов, 1763

Но переворот 1741 г. поставил во главе правления Елизавету, женщину умную, но малообразованную, которая принесла на престол только женский такт, любовь к своему отцу и симпатичную гуманность. Поэтому правительство Елизаветы отличалось разумностью, гуманностью, благоговением к памяти Петра Великого . Но оно не имело своей программы и поэтому стремилось действовать по началам Петра. Переворот 1762 г., напротив, поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную. Поэтому правительство Екатерины не только возвращалось к хорошим старым образцам, но вело государство вперед по собственной программе, которую приобрело мало-помалу по указаниям практики и отвлеченных теорий, усвоенных императрицей. В этом Екатерина была противоположна своей предшественнице. При ней была система в управлении, и поэтому случайные лица, фавориты, менее отражались на ходе государственных дел, чем это было при Елизавете, хотя фавориты Екатерины были очень заметны не только деятельностью и силой влияния, но даже капризами и злоупотреблениями.

Так, обстановка воцарения и личные качества Екатерины определяют заранее особенности ее правления. Нельзя не заметить, однако, что личные взгляды императрицы, с которыми она взошла на престол, не вполне соответствовали обстоятельствам русской жизни и теоретические планы Екатерины не могли перейти в дело вследствие того, что не имели почвы в русской практике. Екатерина образовалась на либеральной французской философии XVIII в. , усвоила и даже высказывала открыто ее "вольнодумные" принципы, но не могла провести их в жизнь или по неприложимости их, или вследствие противодействия окружавшей ее среды. Поэтому появилось некоторое противоречие между словом и делом, между либеральным направлением Екатерины и результатами ее практической деятельности, которая была довольно верна историческим русским традициям. Вот почему иногда обвиняют Екатерину в несоответствии ее слов и дел. Мы увидим, как произошло это несоответствие; увидим, что в практической деятельности Екатерина жертвовала идеями практике; увидим, что идеи, введенные Екатериной в русский общественный оборот, не прошли, однако, бесследно, но отразились на развитии русского общества и на некоторых правительственных мероприятиях.

Первое время правления

Первые годы правления Екатерины были для нее трудным временем. Сама она не знала текущих государственных дел и не имела помощников: главный делец времени Елизаветы, П. И. Шувалов, умер; способностям других старых вельмож она доверяла мало. Один граф Никита Иванович Панин пользовался ее доверием. Панин был дипломатом при Елизавете (послом в Швеции); ею же был назначен воспитателем великого князя Павла и оставлен в этой должности и Екатериной. При Екатерине, хотя канцлером оставался Воронцов, Панин стал заведовать внешними делами России. Екатерина пользовалась советами старика Бестужева-Рюмина, возвращенного ею из ссылки, и других лиц прежних правлений, но это были не ее люди: ни верить в них, ни доверяться им она не могла. Она советовалась с ними в разных случаях и поручала им ведение тех или иных дел; она оказывала им внешние знаки расположения и даже почтения, вставая, например, навстречу входившему Бестужеву. Но она помнила, что эти старики когда-то смотрели на нее сверху вниз, а совсем недавно предназначали престол не ей, а ее сыну. Расточая им улыбки и любезности, Екатерина их остерегалась и многих из них презирала. Не с ними хотела бы она править. Для нее надежнее и приятнее были те лица, которые возвели ее на трон, то есть младшие вожаки удавшегося переворота; но она понимала, что они пока не имели ни знаний, ни способностей к управлению. Это была гвардейская молодежь, мало знавшая и мало воспитанная. Екатерина осыпала их наградами, допустила к делам, но чувствовала, что поставить их во главе дел нельзя: им надо было раньше перебродить. Значит, тех, кого можно было бы немедля ввести в правительственную среду, Екатерина не вводит потому, что им не доверяет; тех же, которым она доверяет, она не вводит потому, что они еще не готовы. Вот причина, почему в первое время при Екатерине не тот или другой круг, не та или иная среда составляла правительство, а составляла его совокупность отдельных лиц. Для того чтобы организовать плотную правительственную среду, нужно было, конечно, время.

Так, Екатерина, не имея годных к власти надежных людей, не могла ни на кого опереться. Она была одинока, и это замечали даже иностранные послы. Они видели и то, что Екатерина переживала вообще трудные минуты. Придворная среда относилась к ней с некоторой требовательностью: как люди, возвышенные ею, так и люди, имевшие силу ранее, осаждали ее своими мнениями и просьбами, потому что видели ее слабость и одиночество и думали, что она им обязана престолом. Французский посол Бретейль писал: "В больших собраниях при дворе любопытно наблюдать тяжелую заботу, с какой императрица старается понравиться всем, свободу и надоедливость, с какими все толкуют ей о своих делах и о своих мнениях... Значит, сильно же чувствует она свою зависимость, чтобы переносить это".

Это свободное обращение придворной среды было очень тяжело Екатерине, но пресечь его она не могла, потому что не имела верных друзей, боялась за свою власть и чувствовала, что сохранить ее она может только любовью двора и подданных. Она и употребляла все средства, чтобы, по выражению английского посла Букингама, приобрести доверие и любовь подданных.

Были у Екатерины действительные основания опасаться за свою власть. В первые дни ее правления среди армейских офицеров, собранных на коронацию в Москву, шли толки о состоянии престола, об императоре Иоанне Антоновиче и великом князе Павле. Некоторые находили, что эти лица имеют больше прав на власть, чем императрица. Все эти толки не выросли в заговор, но очень тревожили Екатерину. Значительно позднее, в 1764 г., обнаружился и заговор для освобождения императора Иоанна. Иоанн Антонович со времени Елизаветы содержался в Шлиссельбурге. Армейский офицер Мирович сговорился со своим товарищем Ушаковым освободить его и его именем совершить переворот. Оба они не знали, что бывший император в заключении лишился ума. Хотя Ушаков утонул, Мирович и один не отказался от дела и возмутил часть гарнизона. Однако при первом же движении солдат, согласно инструкции, Иоанн был заколот своими надсмотрщиками и Мирович добровольно отдался в руки коменданта. Он был казнен, и его казнь страшно подействовала на народ, при Елизавете отвыкшей от казней. И вне войска Екатерина могла ловить признаки брожения и неудовольствия: не верили смерти Петра III , говорили с неодобрением о близости Г. Г. Орлова к императрице. Словом, в первые годы власти Екатерина не могла похвалиться, что имеет под ногами твердую почву. Особенно неприятно ей было услышать осуждение и протест из среды иерархии. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) поднял вопрос об отчуждении церковных земель в такой неудобной для светской власти и для самой Екатерины неприятной форме, что Екатерина нашла нужным поступить с ним круто и настояла на его расстрижении и заключении.

Портрет Григория Орлова. Художник Ф. Рокотов, 1762-63

При подобных условиях Екатерина, понятно, не могла сразу выработать определенную программу правительственной деятельности. Ей предстоял тяжелый труд сладить с окружающей средой, примениться к ней и овладеть ею, присмотреться к делам и главным потребностям управления, выбрать помощников и узнать ближе способности окружающих ее лиц. Понятно, как мало могли помочь ей в этом деле принципы ее отвлеченной философии, но, понятно, как много помогли ей природные способности, наблюдательность, практичность и та степень умственного развития, какой она владела вследствие широкого образования и привычки к отвлеченному философскому мышлению. Упорно трудясь, Екатерина провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась с Россией и с положением дел, подбирала советников и укрепляла свое личное положение во власти.

Тем положением дел, какое она застала, вступая на престол, она не могла быть довольна. Главная забота правительства – финансы – были далеко не блестящи. Сенат не знал точно цифры доходов и расходов, от военных расходов происходили дефициты, войска не получали жалованья, а беспорядки финансового управления страшно запутывали и без того плохие дела. Знакомясь с этими неприятностями в Сенате, Екатерина получала понятие о самом Сенате и с иронией относилась к его деятельности. По ее мнению, Сенат и все прочие учреждения вышли из своих оснований; Сенат присвоил себе слишком много власти и подавил всякую самостоятельность подчиненных ему учреждений. Напротив, Екатерина в известном своем манифесте 6 июля 1762 г. (в котором она объяснила мотивы переворота) желала, чтобы "каждое государственное место имело свои законы и пределы". Поэтому она постаралась устранить неправильности в положении Сената и дефекты в его деятельности и мало-помалу свела его на степень центрального административно-судебного учреждения, воспретив ему законодательную деятельность. Это было сделано ею очень осторожно: для скорейшего производства дел она разделила Сенат на 6 департаментов, как это было при Анне, придав каждому из них специальный характер (1763 г.); с Сенатом стала сноситься через генерал-прокурора А. А. Вяземского и дала ему секретную инструкцию не поощрять Сената на законодательную функцию; наконец, повела все свои важнейшие мероприятия помимо Сената своею личной инициативой и авторитетом. В результате была существенная перемена в центре управления: умаление Сената и усиление единоличных властей, стоявших во главе отдельных ведомств. И все это достигнуто исподволь, без шума, крайне осторожно.

Обеспечивая свою самостоятельность от неудобных старых порядков управления, Екатерина с помощью того же Сената деятельно занималась делами: искала средств поправить финансовое положение, решала текущие дела управления, присматривалась к состоянию сословий, озабочена была делом составления законодательного кодекса. Во всем этом не было еще видно определенной системы; императрица просто отвечала на потребности минуты и изучала положение дел. Волновались крестьяне, смущенные слухом освобождения от помещиков, – Екатерина занималась крестьянским вопросом. Волнения достигали больших размеров, против крестьян употреблялись пушки, помещики просили защиты от крестьянских насилий, – Екатерина, принимая ряд мер для водворения порядка, заявляла: "Намерены мы помещиков при их мнениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Рядом с этим делом шло другое: грамота Петра III о дворянстве вызвала некоторые недоумения недостатками своей редакции и сильное движение дворян из службы, – Екатерина, приостановив ее действие, в 1763 г. учредила комиссию для ее пересмотра. Однако эта комиссия не пришла ни к чему, и дело затянулось до 1785 г. Изучая положение дел, Екатерина увидела необходимость составить законодательный кодекс. Уложение царя Алексея устарело; уже Петр Великий заботился о новом кодексе, но безуспешно: законодательные комиссии, бывшие при нем, не выработали ничего. Почти все преемники Петра были заняты мыслью составить кодекс; при императрице Анне , в 1730 г., и при императрице Елизавете, в 1761 г., требовались даже депутаты от сословий для участия в законодательных работах. Но трудное дело кодификации не удавалось. Екатерина II серьезно остановилась на мысли обработать русское законодательство в стройную систему.

Изучая положение дел, Екатерина желала познакомиться и с самой Россией. Она предприняла ряд поездок по государству: в 1763 г. ездила из Москвы в Ростов и Ярославль, в 1764 г. – в Остзейский край, в 1767 г. проехала по Волге до Симбирска. "После Петра Великого, – говорит Соловьев, – Екатерина была первая государыня, которая предпринимала путешествия по России с правительственными целями" (XXVI, 8).

Так прошли первые пять лет внутреннего правления молодой государыни. Она привыкла к своей обстановке, присмотрелась к делам, выработала практические приемы деятельности, подобрала желаемый круг помощников. Положение ее окрепло, и ей не грозили никакие опасности. Хотя в эти пять лет не обнаружилось никаких широких мероприятий, Екатерина, однако, уже строила широкие планы реформаторской деятельности.

Период царствования Екатерины II справедливо называют «золотым веком» империи. Это было время расцвета политического и военного могущества России. При этом сама Екатерина предстает перед нами в весьма противоречивом свете.

  • Время царствования Екатерины II (1762-1796) способствовало приумножению России во многих областях. Доходы казны выросли с 16 до 68 миллионов рублей, почти два раза увеличилась численность армии, а количество линейных кораблей – с 20 до 67, также было построено 144 новых города и приобретено 11 губерний, а население возросло с 30 до 44 миллионов человек.
  • К 1782 году Екатерина II созрела для грандиозного плана. Ею овладела идея раздела турецких территорий и создания Греческой – читай Византийской империи со столицей в Константинополе. В планы также входило образование марионеточного государства Дакия, которое бы являлось своеобразной буферной зоной между Россией, Греческой империей и Австрией. «Греческому проекту» не суждено было жить, тем не менее, этот год принес пополнение – для России был отвоеван Крым.
  • Обеденный стол Екатерины впечатлял изысканностью и разнообразием. На нем можно было увидеть такие экзотические яства как пулярды с трюфелями, чирята с оливками, гато компьенский. Вполне естественно, что ежедневные траты на питание императрицы обходились в суммы до 90 рублей (к примеру, годовое жалование солдата составляло всего 7 рублей).
  • Внутренняя политика Екатерины II отличалась веротерпимостью. Во время ее царствования было прекращено преследование старообрядцев, активно строились католические и протестантские церкви. За содействие популяризации буддизма ламами Бурятии Екатерина была причислена к одному из проявлений Белой Тары.
  • Известно, что императрица признавала полезным существующее у мусульман многоженство, что, по ее словам, способствовало росту населения. Когда представители русского духовенства пожаловались Екатерине на строительство в Казани мечети вблизи православных храмов, она ответила примерно следующее: «Господь терпит разные веры, значит, и их храмы могут стоять рядом друг с другом».
  • В 1791 году Екатериной II был подписан указ, запрещающий евреям селиться за пределами «черты оседлости». Несмотря на то, что императрица никогда не была заподозрена в плохом отношении к евреям, ее нередко обвиняли в антисемитизме. Однако этот указ был продиктован сугубо экономическими соображениями – не допустить конкуренции со стороны еврейских коммерсантов, которая могла бы пошатнуть позиции московского купечества.
  • Подсчитано, что за все время своего царствования Екатерина раздарила помещикам и дворянам более 800 тыс. крепостных, установив тем самым своеобразный рекорд. Этому есть объяснение. Императрица имела все основания опасаться дворянского бунта или очередного государственного переворота.
  • Во время войны Англии с ее североамериканскими колониями Екатерина отказала королевству в военной помощи. По инициативе дипломата Никиты Панина в 1780 году императрица выступила с Декларацией о вооруженном нейтралитете, к которой присоединилось большинство европейских стран. Такой шаг во многом способствовал победе колоний и скорому обретению Соединенными Штатами Америки независимости.
  • К Великой французской революции Екатерина сначала отнеслась с определенной долей симпатии, видя в ней следствие неразумной и деспотичной политики французских монархов. Однако все изменила казнь Людовика XVI. Теперь охваченный свободой Париж для нее «адово пекло» и «притон разбойников». Не могла она не видеть опасности революционного разгула, как для Европы, так и для самой России.
  • Екатерининское время – период расцвета фаворитизма, весьма характерного для Европы второй половины XVIII века. Самой императрице екатериновед Петр Бартенев приписывал 23 романа. Если верить сохранившейся переписке – ко всем любовникам ее влекло «безудержное чувство».
  • Никто из екатерининских фаворитов не допускался к решению важных политических вопросов, за исключением двух – Григория Потемкина и Петра Завадовского. Со своими фаворитами Екатерина обычно жила не более двух-трех лет – дольше мешали проблемы: разница в возрасте, несовместимость характеров или жесткий распорядок дня царицы. Ни один из фаворитов не был подвергнут опале, напротив – все они щедро награждались титулами, деньгами, имениями.
  • Незадолго до смерти Екатерина Великая составила эпитафию для своего будущего надгробия, которая стала своеобразным автопортретом правительницы. Среди прочего там есть и такие строки: «Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства».

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при . Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II , она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец , фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

— Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

— Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

— Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

— Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

— Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность . Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства . Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству" , которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования , в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство - Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги . По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

Материал подготовлен на основе информациии из открытых источников


Екатерина Алексеевна Романова (Екатерина II Великая )
София Августа Фредерика, принцесса, герцогиня Анхальт-Цербская.
Годы жизни: 21.04.1729 - 6.11.1796
Российская императрица (1762 – 1796 гг.)

Дочь принца Христиана-Августа Анхальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы.

Родилась 21 апреля (2 мая) 1729 г. в Шеттине. Отец ее принц Христиан-Август Анхальт-Цербский служил прусскому королю, но его род считался обедневшим. Мать Софии Августы была родной сестрой короля Швеции Адольфа-Фридриха. Другие родственники матери будущей императрицы Екатерины правили Пруссией и Англией. София Августа, (семейное прозвище – Фике) была старшей дочерью в семье. Ею было получено домашнее образование.

В 1739 году 10-тилетнюю принцессу Фике познакомили с будущим мужем, наследником русского престола Карлом Петром Ульрихом, герцогом Голштейн-Готторпским, который был племянником императрицы Елизаветы Петровны , великим князем Петром Федоровичем Романовым. Наследник российского престола произвел негативное впечатление на высшее прусское общество, проявил себя не воспитанным и самовлюбленным.

В 1778 г. она составила для себя такую эпитафию:


На Русский трон взойдя, желала она добра

И сильно желала дать своим подданным Счастье, Свободу и Благополучие.

Она легко прощала и никого не лишала свободы.

Она была снисходительна, не усложняла себе жизнь и была веселого нрава.

Имела республиканскую душу и доброе сердце. У неё были друзья.

Работа была для неё легка, дружба и искусства несли ей радость.


Григорий Александрович Потёмкин (по некоторым источникам)

Анна Петровна

Алексей Григорьевич Бобринский

Елизавета Григорьевна Тёмкина

В конце XIX века издано собрание сочинений Екатерины II в 12 томах, куда вошли детские нравоучительные сказки, написанные императрицей, педагогические поучения, драматические пьесы, статьи, автобиографические заметки, переводы.

Период правления Екатерины Алексеевны часто считают «золотым веком» Российской империи. Благодаря своей реформаторской деятельности, она единственная из русских правительниц, которая удостоена в исторической памяти соотечественников, как и Петр I , эпитета «Великая».