Паустовский: рассказы о природе. Произведения Паустовского о природе. Стальное колечко (сборник) читать онлайн

1. Подчеркните грамматические основы, пронумеруйте их.

2. Установите границы частей знаком //. Определите тип предложения по структуре.

3. Найдите главную и придаточную части, укажите тип подчи­нения.

4. Начертите схему предложения.

5. Разберите связь частей по принадлежности: главная часть и относящаяся к ней придаточная.

6. Определите тип предложения по цели высказывания и эмо­циональной окраске.

Образец разбора:

Все 1 знали 1 , что уж если Нагульнов 3 взвел 3 курок, то при необходимости он 2 незадумается 2 его спустить 3 . (Ш.)

1. В первой части подлежащее все выражено определительным местоимением в форме именительного падежа, простое глаголь­ное сказуемое знали выражено глаголом в форме изъявительного наклонения прошедшего времени множественного числа. Во второй части подлежащее он выражено личным местоимением в форме именительного падежа, составное глагольное сказуемое не заду­мается спустить. В третьей части подлежащее Нагульнов выраже­но именем собственным в форме именительного падежа, простое глагольное сказуемое взвел курок выражено глагольным фразеологизмом.

2. Все знали//что//уж если Нагульнов взвел курок//то при необходимости он не задумается его спустить. Предложение сложное, так как состоит из трех частей.

3. Первая часть Все знали является главной по отношению ко Второй что... то при необходимости он не задумается его спустить, вторая часть является главной по отношению к третьей уж если Нагульнов взвел курок. Значит, анализируемое сложное предложе­ние многочленное сложноподчиненное с последовательным под­чинением придаточных (придаточные I и II степеней подчинения).

что? при каком

I степ, условии?

подч. II степ. подч.

4. Схема предложения: , (что 2), (если... то 3).

5. Связь частей: 1, что 2 - эта конструкция соотносится со сложноподчиненным предложением с придаточной частью, ко­торая присоединяется к сказуемому в главной части с помощью подчинительного союза что и отвечает на вопрос что? Это присловная изъяснительная придаточная часть. 2, если... то 3 - эта конструкция соотносится со сложноподчиненным предложением с придаточной частью, которая относится ко всей главной, при­соединяется к ней при помощи подчинительного условного союза если... то и отвечает на вопрос при каком условии? Это основная придаточная условная часть.

6. Предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное.

773. Спишите. Выполните синтаксический разбор многочленных слож­ноподчиненных предложений.

1. Беспризорный подробно рассказывал, как эти стулья везли на тачке, как их выгрузили и втащили в здание через артистиче­ский ход. (И. и П.) 2. Сквозь дремоту он [Турбин] слышал, как приходил сторож Павел, обивал от снега лапти, крякал с моро­за, сморкался и гремел ведрами, видел сквозь полузакрытые веки, что в комнате разливается отсвет заката, и чувствовал, что от холода стынут ноги и кончик носа. (Б.) 3. Матери твердо знали, что приятность обращения и бойкая французская речь обеспечивают карьеру даже шалопаю, тогда как человек способный, но лишенный лоска на всю жизнь может затеряться среди рядовою чиновничества. (Т.-В.)

Вопросы и задания для самопроверки

1. Покажите на примере, как различаются главная и придаточная части в сложноподчиненном предложении.

2. В чем состоит отличие подчинительных союзов от союзных слои? Приведите примеры.

3. Докажите, что виды сложноподчиненных предложений выделены не по лексическим, а по грамматическим признакам.

4. Назовите признаки присловных сложноподчиненных предложении. Проиллюстрируйте свои высказывания примерами из произведений художественной литературы.

5. Назовите признаки приосновных сложноподчиненных предложений. Приведите примеры из произведе­ний художественной литературы.

6. Охарактеризуйте типы подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Приведите примеры из художественных текстов.

Задания для самостоятельной работы

774. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными: однородное, неоднородное параллельное соподчинение, последовательное подчинение?

Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объ­явил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки. (П.)

775. Сколько запятых следует поставить в сложноподчиненном предложении с однородными придаточными?

Девочка знала что между отцом и матерью была ссора и что мать не могла быть весела и что отец должен знать это и что он притворяется спрашивая об этом так легко. (Л.Т.)

776. Прочитайте. Подберите к тексту заглавие. Перескажите текст. Напишите изложение, используя сложноподчиненные предложения с не­сколькими придаточными.

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающи­ми петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябинка с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Нагретый воздух над цветами «мрел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки.

А еще дальше высокой стеной вздымался боярышник и ши­повник. Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем цветы боярыш­ника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.

Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством ост­рых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ноча­ми - нашими русскими, немного северными ночами, когда со­ловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не ухо­дит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков.

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.
Нагретый воздух над цветами «млел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки.
А еще дальше высокой стеной вздымался боярышник и шиповник. Ветки их так переплелись, что казалось,будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.
Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами - нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков.

На обложке - "Сафари парк", Липецкая область.

Описание - "Рассказы о природе К. Г. Паустовского", сезоны года.рф

Словарь родной природы

Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх - проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха.

Ледоход начинается почему-то чаще всего по темным ночам, после того, как «пойдут овраги» и полая, талая вода, звеня последними льдинками - «черепками», сольется с лугов и полей.

С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной - со всей своей грустью, спокойствием и простором, - как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить. Каждый знает это по себе. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из летнего колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. И если мне иногда хочется жить до ста двадцати лет, как предсказывал дед Нечипор, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей среднеуральской природы.

Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд - это тихая и немудреная земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту необыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.

Летние грозы

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.
Нагретый воздух над цветами «млел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки.
А еще дальше высокой стеной вздымался боярышник и шиповник. Ветки их так переплелись, что казалось,будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.
Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами - нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков.

Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора - очей очарованье».

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем - нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха - он поет еще далеко, у самой околицы.

Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.

Впереди - пустынный сентябрьский день. Впереди - затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с открытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:
- Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.
К чаю приплелся в гости дед Митрий и поздравил с первопутком.
- Вот и умылась земля, - сказал он, - снеговой водой из серебряного корыта.
- Откуда ты взял, Митрич, такие слова? - спросил Рувим.
- А нешто не верно? - усмехнулся дед. - Моя мать, покойница, рассказывала, что в стародавние годы красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина и потому никогда не вяла их красота.
Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. Дед проводил нас до опушки. Ему тоже хотелось побывать на озерах, но «не пущала ломота в костях».
В лесах было торжественно, светло и тихо.
День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.
Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой бьшо очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.
В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса. Зима начала хозяйничать над землей.

Шиповник — дикая роза

Декоративные шиповники и их современные гибриды

«Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпало с самыми короткими ночами — нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. » (К. Паустовский в рассказе «Во глубине России»)

Шиповник (Rosa) — род дикорастущих растений семейства розовоцветных (Rosaceae). Выращивают в саду как декоративный красивоцветущий кустарник, а также для получения съедобных плодов шиповника, из-за его полезных свойств. Имеет множество культурных форм, разводимых под названием Роза. Декоративный шиповник ценится за красоту крупного куста и обилие зелени. ”Дикие” шиповники и их разновидности гораздо более неприхотливы, чем изысканные гибридные парковые розы.

Свое имя растение получило из-за острых и прочных шипов, способных причинить серьезные неприятности неосторожному человеку или животному. Цветет шиповник с мая по июль, плоды созревают в августе — сентябре, сохраняясь на ветвях до зимы. Цветки крупные, до 5 см диаметром, одиночные или по 2-3. Венчик с пятью белыми, розовыми или темно-красными лепестками. Тычинки и пестики многочисленные. К вечеру цветки шиповника складывают свои лепестки, а утром вновь открывают, причем делают это с большой точностью во времени. Не случайно шведский ботаник Карл Линней включил шиповник в перечень растений, указывающих время суток.

Плодоносит с 2-3-летнего возраста, наибольший урожай растения дают в 10-12-летнем возрасте. Плоды шиповника шаровидные или яйцевидные, гладкие, голые, оранжевые или красные, мясистые, содержат многочисленные плодики (орешки). Внутренние стенки плода покрыты волосками, наверху плода сохраняются чашелистики. Для нормального плодоношения лучше высадить шиповник двух или трех видов, цветущих в одно время. Плоды можно сушить, а зимой заваривать и пить по 1-2 стакана в день, как витаминный напиток. Из плодов готовят повидло, компоты, варенье. Хорош шиповник в виде сиропов, пюре.

Шиповник — родоначальник всех видов культурных роз

Все дикие розы и видовые шиповники (Rosa) плодоносят оранжевыми, ярко-красными, коричневыми, фиолетовыми, почти чёрными ягодами. Но не все виды розы равноценны по качеству плодов. Наиболее ценными (в смысле содержания полезных веществ) считаются ягоды следующих видов:

  • Шиповник майский (Rosa majalis Herrm.), или коричный (syn. Rosa cinnamomea L.). Самый распространенный вид в средней полосе России, поэтому точное количество его разновидностей не подсчитано. Отдельные кусты шиповника можно встретить по лесным полянам, вырубкам. Шиповник при выращивании в саду крайне неприхотлив к почвенным условиям, а виды умеренных широт отличаются высокой зимостойкостью, устойчивостью к болезням. Но несмотря на это не стоит забывать кустарник, чтобы осенью он подарил вам свои чудесные плоды, обладающие уникальными лекарственными свойствами.
  • Шиповник обыкновенный или роза собачья
  • Роза колючейшая (Rosa spinosissima)
  • Шиповник морщинистый, или роза ругоза (Rosa rugosa)

    Роза-рогоза и ее гибриды (группа Hybrid Rugosa, сокр. HRg) — относится к наиболее ценным видам, обладает очень хорошей зимостойкостью и поэтому зимует без укрытия. Очень привлекателен в саду, среди множества других нарядных шиповников, своими крупными оранжево-красными, немного сплюснутыми, плодами и красивой листвой, желтеющей осенью. Основной вид и его гибриды имеют крупные, ароматные цветки разнообразной окраски, простые или махровые, от б до 12 см в диаметре, одиночные или по 3-8 в соцветиях, с количеством лепестков от 5 до 150.

    Весной раскидистый кустарник до 2,5 м высотой, сплошь покрыт крупными душистыми розовыми или белыми (форма Alba) цветками, которые появляются почти все лето. После первой обильной волны продолжает цвести повторно до заморозков, да еще угощает нас нарядными и полезными плодами, которые обладают наилучшим вкусом, немного напоминающим клюкву.

    Листья сильно морщинистые, с серо-зеленым опушением на нижней стороне, до 22 см длиной, из 5-9 листочков. У гибридных форм листья иногда блестящие, глянцевые. Шипы красноватые, загнутые вниз, многочисленные. Плоды крупные, оранжево-красные, мясистые, до 2,5 см в диаметре. На кусте можно наблюдать одновременно бутоны, цветки и созревшие плоды. Цветение как на побегах текущего года, так и на побегах прошлых лет. Кустарник морщинистого шиповника сильно разрастается, давая много корневой поросли.

    Разновидности и гибриды шиповников

    Роза Мойези «Гераниум» (Rosa moyesii «Geranium»)
    Сколько замечательных сортов получено от этих шиповников! Они незаменимы для любителей природного стиля. С их помощью легко украсить любой уголок в саду. Многие из этих роз обладают красивыми плодами, которые остаются на ветвях до поздней осени. Не случайно за рубежом очень популярен декоративный сорт розы Мойези «Гераниум» (Rosa moyesii «Geranium») — родом из Китая, более интересная своими плодами, чем цветками.

    Гибриды розы мускусной (Hybrid Musk Roses)

  • Шиповник майский (Rosa majalis Herrm.), или коричный (syn. Rosa cinnamomea L.)
  • Шиповник морщинистый, или роза рогоза (Rosa rugosa)
  • Шиповник французский, или Роза галльская, или Роза французская (Rosa gallica)
  • Шиповник китайский, или Роза китайская, или Роза индийская (Rosa chinensis Jacq.)
  • Роза дамасская, или Роза казанлыкская (Rosa ?damascena Mill.) [= R. gallica ? R. moschata]
  • Шиповник вонючий (Rosa foetida Herrm.)
  • Шиповник красно-бурый, или ржаво-красный, или ржавчинный, или Роза эглантерия (Rosa rubiginosa L.)
  • Условия выращивания и уход за шиповником

    Уход за шиповником состоит в рыхлении почвы, внесении удобрений, борьбы с сорняками, поливе и обрезке. Будучи светолюбивым растением, шиповник нетребователен к почве, однако лучше плодоносит на хорошо обработанных, богатых питательными веществами, дренированных почвах. При своевременном удалении старых побегов кусты быстро восстанавливаются, обильно цветут, долго сохраняют декоративный вид.

    Обрезку следует делать лишь раз в год, перед самым началом роста (в конце зимы или начале весны, в зависимости от климата и погоды). Во время подрезки побегов у куста заодно удаляются слишком старые ветки. Куст считается продуктивным, если в нем находятся побеги разного возраста.

    Можно собрать осенью полностью созревшие ягоды шиповника, которые ещё не начали сморщиваться и зарыть их в горшки, наполненные влажной почвой. Оставьте горшки с семенами зимой на улице, чтобы обеспечить воздействие на плоды низких температур — это необходимо для успешного прорастания семян. После окончания морозов выкопайте из горшков ягоды, отделите семена и проверьте их на всхожесть в сосуде с водой. Утонувшие семена шиповника посейте в ящики и выращивайте в холодном парнике.

    Легенда об открытии целебных свойств шиповника

    О шиповнике народ сложил не только сказки, но и загадки. Вот некоторые из них:


    «Сидит колюка на вилах, одета во багрянец, кто пойдет — того кольнет»
    «Стоит зеленый кустик, тронешь — укусит»


    Шиповник - дикая роза

    «Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпало с самыми короткими ночами - нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. » (К. Паустовский в рассказе «Во глубине России»)

    Шиповник (Rosa) - род дикорастущих растений семейства розовоцветных (Rosaceae). Выращивают в саду как декоративный красивоцветущий кустарник, а также для получения съедобных плодов шиповника, из-за его полезных свойств. Имеет множество культурных форм, разводимых под названием Роза. Декоративный шиповник ценится за красоту крупного куста и обилие зелени. ”Дикие” шиповники и их разновидности гораздо более неприхотливы, чем изысканные гибридные парковые розы.

    У нас в стране ботаники насчитали более 80 видов шиповника. Эти колючие красавцы встречаются практически всюду, за исключением Крайнего Севера. Они светолюбивы, в природной обстановке предпочитают опушки, обочины лесных дорог, берега рек, озер, кустарниковые заросли, склоны гор, давно освобожденные от леса. Нередко они разрастаются, образуя большие куртины, частенько проникая в населенные пункты, где соседствуют возле заборов с бузиной.

    Свое имя растение получило из-за острых и прочных шипов, способных причинить серьезные неприятности неосторожному человеку или животному. Цветет шиповник с мая по июль, плоды созревают в августе - сентябре, сохраняясь на ветвях до зимы. Цветки крупные, до 5 см диаметром, одиночные или по 2-3. Венчик с пятью белыми, розовыми или темно-красными лепестками. Тычинки и пестики многочисленные. К вечеру цветки шиповника складывают свои лепестки, а утром вновь открывают, причем делают это с большой точностью во времени. Не случайно шведский ботаник Карл Линней включил шиповник в перечень растений, указывающих время суток.

    Ветки шиповника, унизанные ягодами, отлично смотрятся в осенних цветочных аранжировках и сухих букетах. Возраст отдельных растений достигает 400 лет.

    Розы, выращиваемые в декоративных целях: шиповник морщинистый, или роза ругоза (Rosa rugosa), роза виргинская (Rosa virginiana). Вне своего ареала в Европе прижился шиповник мускусный (Rosa moschata).

    • Шиповник обыкновенный или роза собачья (Rosa canina). Стоит вспомнить шиповник обыкновенный или розу собачью, которая повсеместно используется в качестве живой изгороди. В июне распускаются ее душистые светло-розовые цветки, а осенью ветви украшают веретеновидные оранжево-красные плоды. Кусты сильнорослые, раскидистые до 2,5-3 м с мощной корневой системой. Шипы редкие, крепкие, шиповидно-изогнутые. Самый распространенный подвой для садовых роз. Садоводы любят обыкновенный шиповник за неприхотливость, зимостойкость, значительную устойчивость к болезням, поражающим розовые кусты.

    У нее много близких родственников, зачастую с трудом от нее отличимых. Даже специалисты до сих пор не могут окончательно разобраться, сколько же дикорастущих видов шиповников находится с ней в тесном родстве и чем они отличаются друг от друга.

  • Шиповник французский (Rosa gallica). Роза галльская, или Роза французская. Родоначальник многих, особенно старинных, садовых роз, в том числе знаменитой в средневековой Европе аптечной розы. Растет в южной Европе, европейской России, Крыму. Низкорослые, менее метра высотой, маловетвистые кустики, разрастающиеся за счет подземных горизонтальных корневищ и часто образующие сплошные заросли. Стволики и все веточки, включая самые цветоножки, густо усажены прямыми острыми шипами и более мелкими шипиками и иголочками. Цветки образуются на концах побегов, крупные, ярко-красные. Чашелистики у французского шиповника крупные, с большими, неаккуратно разлапистыми боковыми перышками.
  • Роза колючейшая (Rosa spinosissima)

    Густо усаженный шипами низкорослый шиповник. В момент цветения сплошь покрыта белоснежными ароматными цветками. Окультуренные садовые формы часто разводят в скверах и палисадках: они более высокорослые, обильно цветут снежно-белыми некрупными цветками, а к осени образуют твердые, суховатые, при созревании чернеющие плоды..

  • Роза-рогоза и ее гибриды (группа Hybrid Rugosa, сокр. HRg) - относится к наиболее ценным видам, обладает очень хорошей зимостойкостью и поэтому зимует без укрытия. Очень привлекателен в саду, среди множества других нарядных шиповников, своими крупными оранжево-красными, немного сплюснутыми, плодами и красивой листвой, желтеющей осенью. Основной вид и его гибриды имеют крупные, ароматные цветки разнообразной окраски, простые или махровые, от б до 12 см в диаметре, одиночные или по 3-8 в соцветиях, с количеством лепестков от 5 до 150.

    Природный ареал розы ругозы находится на тихоокеанском побережье российского Дальнего Востока, Японии, Кореи. В Европу был завезен в XVIII в, где не только получил широкое распространение в культуре и дал начало многочисленным садовым, большей частью гибридным с другими видами, формам, но и натурализовался во многих местах. Нередко шиповник морщинистый образует густые заросли, причем в некоторых местах преобладает стелющаяся форма, покрывающая песок ярким колючим ковром. Он также прижился на американском атлантическом побережье, завезенный когда-то английскими колонистами в Северную Америку.

    Роза Мойези «Гераниум» (Rosa moyesii «Geranium»)

    Сколько замечательных сортов получено от этих шиповников! Они незаменимы для любителей природного стиля. С их помощью легко украсить любой уголок в саду. Многие из этих роз обладают красивыми плодами, которые остаются на ветвях до поздней осени. Не случайно за рубежом очень популярен декоративный сорт розы Мойези «Гераниум» (Rosa moyesii «Geranium») - родом из Китая, более интересная своими плодами, чем цветками.

    Гибриды розы мускусной (Hybrid Musk Roses)

    Декоративные шиповники с плотной полублестящей листвой и бордовыми молодыми побегами, имеют красные ягоды. Сорта: «Buff Beauty», «Felicia», «Penelope».

    Наиболее распространенные виды шиповников:

  • Шиповник (роза)
  • Шиповник обыкновенный или роза собачья (Rosa canina)
  • Шиповник иглистый (Rosa acicularis Lindl.)
  • Шиповник колючейший (Rosa spinosissima)
  • Шиповник даурский (роза даурская)
  • Шиповник красно-бурый, или ржаво-красный, или ржавчинный, или Роза эглантерия (Rosa rubiginosa L.)

    Видовые шиповники отлично размножаются корневой порослью, семенами, отводками, корневыми и зелеными черенками. Наиболее простым и доступным является размножение отпрысками. Заготавливать их лучше всего осенью, от наиболее урожайных кустов. Длина корневищной части на отдельном отпрыске должна быть 12-15 см, надземную часть укорачивают, оставляя пенек не более 5 см. Такие отпрыски сразу можно сажать на садовом участке на постоянное место, без доращивания.

    Можно собрать осенью полностью созревшие ягоды шиповника, которые ещё не начали сморщиваться и зарыть их в горшки, наполненные влажной почвой. Оставьте горшки с семенами зимой на улице, чтобы обеспечить воздействие на плоды низких температур - это необходимо для успешного прорастания семян. После окончания морозов выкопайте из горшков ягоды, отделите семена и проверьте их на всхожесть в сосуде с водой. Утонувшие семена шиповника посейте в ящики и выращивайте в холодном парнике.

    О чем повествует легенда, широко распространенная среди кубанских казаков. В давние времена молодая казачка полюбила удалого смелого юношу. Поклялись они в верности на всю жизнь. Однако станичный атаман, которому давно приглянулась юная казачка, отправил юношу на военную службу. Расставаясь с невестой, тот отдал ей свой небольшой верный кинжал. Едва проводили парня в армию, как станичный атаман стал принуждать девушку выйти за него замуж. Однако свадьба не состоялась. Невеста выскочила из-за свадебного стола и метнулась во двор, где заколола себя дарёным кинжалом. Там, где алые капли крови упали на землю, вырос красивый кустарник с прекрасными цветами. Когда атаман увидел удивительное растение, то захотел сорвать с него цветок. Но тут весь куст вдруг ощетинился острыми колючками. Злодей исколол ими все руки, однако сорвать цветок так и не смог. Осенью шиповник покрылся яркими плодами. Остановилась около него хворая старушка и вдруг услышала тихий голос: «Сорви мои ягоды, бабушка, приготовь из них чай. Не бойся острых шипов, они предназначены для злых людей». Набрала старушка плодов, выпила приготовленный из них настой и почувствовала, будто на десять лет помолодела. С тех пор стали употреблять шиповник в лечебных целях.

    «Стоит древо ханское, платье шамаханское, цветы ангельски, когти дьявольски».

    «Сидит колюка на вилах, одета во багрянец, кто пойдет - того кольнет»

    «Стоит зеленый кустик, тронешь - укусит»

    «Сидит на палочке в красной рубашечке, брюшко камешками набито».

    «Кто скажет им: та красота напрасна, её погубит иней на заре.

    Они прекрасны! Так они прекрасны, что пусть цветет шиповник в сентябре. «

    Рассказы о природе К. Г. Паустовского

    В своих рассказах о природе Паустовский Константин Георгиевич использует всё богатство и мощь русского языка, чтобы в ярких ощущениях и красках передать всю красоту и благородство русской природы, вызывающее трогательные чувства любви и патриотизма к местам родного края.

    Природа в небольших заметках писателя проходит через все времена года в красках и звуках, то преображаясь и приукрашиваясь весной и летом, то успокаиваясь и засыпая осенью и зимой. Рассказы Паустовского в коротких формах миниатюр раскрывают все трепетные патриотические чувства, которые производит на читателя родная природа, с безграничной любовью описанная словами автора.

    Рассказы о природе

    Времена года в коротких рассказах

    Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.

    Возьмем хотя бы раннюю весну. У неё, у этой ещё зябнувшей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.

    Потом на реках происходит первая подвижка из лунок, продухов и прорубей выступает наружу вода.

    Моя Россия

    Родные места

    Летние грозы проходят над землей и падают за горизонт. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах.

    Радуга сверкает над сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

    Летний зной

    Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами. Кричали медведки. Пахло сосновой корой и земляникой. Над верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от зноя. Мы отдыхали в густых чашах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. К вечеру мы вышли к озеру. На небе блестели звезды. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег.

    Зарница. Самое звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии.
    Чаше всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», - освещают его по ночам - и от этого хлеб наливается быстрее.
    Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово заря - одно из прекраснейших слов русского языка.
    Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе.
    В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.
    В заре, в рассвете есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.
    Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.
    Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия - закат солнца и вечернюю зарю.
    Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок - от червонного золота до бирюзы - и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.
    Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

    Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».

    Потом - ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.

    Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом.

    Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол. на книги, а по дорожкам сала было трудно холить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

    Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

    Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.

    Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

    Прощание с летом

    xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

    • Клубника Эльсанта Данный сорт клубники был получен в 1981 году голландскими селекторами путем скрещивания сортов Holiday и Gorella. Описание сорта Ягоды большие (40-50 г), конусоподобной формы, красного цвета с глянцевым покрытием и чашечкой среднего размера. Мякоть красного цвета, […]
    • Разнообразие видов алоэ Алоэ - растение семейства асфоделовых, которое можно найти практически в каждой квартире. Неприхотливость этого суккулента из африканских и мадагаскарских пустынь позволила ему выживать в любых условиях и распространиться по всему миру. На данный момент виды алоэ […]
    • Винтажная роза цвет Oriflame губная помада 100% цвета Винтажная роза Помад от Oriflame в моей косметичке более чем достаточно, а началось всё как раз с виновницы нынешнего поста. Я её заказала, так как цена была более чем приемлемой, а цвет самым - универсальным. И вот пришла она ко […]
    • Принцип выращивания лука методом гидропоники Совсем недавно начал набирать популярность новый прогрессивный безземельный метод размножения растений - гидропоника. Способ базируется на питании корневой системы специальным раствором. Примечательно, что верхняя часть растения очень быстро […]
  • До белых лилий я никак не мог дотянуться. Раздеваться же и лезть в озерцо мне не хотелось, – илистое его дно засасывало выше колен. Вместо лилий я сорвал береговой цветок с грубым названием «сусак». Его цветы были похожи на вывернутые ветром маленькие зонтики.

    У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

    Нагретый воздух над цветами «мрел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки.

    А еще дальше высокой стеной вздымались боярышник и шиповник. Ветки их так переплетались, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.

    Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами – нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. Кое-где на их снеговой крутизне можно заметить розоватый отблеск солнечного света. И серебряный рейсовый самолет, идущий на большой высоте, сверкает над этой ночью, как медленно летящая звезда, – потому что там, на той высоте, где пролегает его путь, уже светит солнце.

    Когда я вернулся домой, исцарапанный шиповником и весь в ожогах от крапивы, Маша прибивала к калитке листок бумаги. На нем было вырисовано печатными буквами:


    Много пыли на дороге,
    Много грязи на пути, -
    Вытирай почище ноги,
    Если хочешь в дом войти.

    – Ага! – сказал я. – Ты, значит, была в аптеке и видела там такую же записку на дверях?

    – Ой, какие цветы! – закричала Маша. – Прямо прелесть! Да, я была в аптеке. И еще я видела там прямо замечательного человека. Его зовут Иван Степанович Крышкин.

    – Кто ж он такой?

    – Мальчишка. Прямо необыкновенный.

    Я только усмехнулся. Уж кого-кого, а деревенских мальчишек я знал насквозь. По многолетнему опыту в этом деле я смело могу утверждать, что у этих беспокойных и шумливых наших соотечественников есть одно действительно необыкновенное свойство. Физик определил бы его словом «всепроницаемость». Мальчишки эти «всепроницаемы», вернее «всепроницающи», или, говоря старинным тяжеловесным языком, «вездесущи».

    В какую бы лесную, озерную или болотную глухомань я ни попадал, всюду я заставал мальчишек, предававшихся самым разнообразным и порой удивительным занятиям.

    Я, конечно, не говорю о том, что в сентябре месяце на ледяной и туманной утренней заре заставал их, трясущихся от холода, в мокрых зарослях ольхи на берегу глухого озера в двадцати километрах от жилья. Они сидели, притаившись в кустах, с самодельными удочками, и только характерный звук, который называется «шмыганье носом», выдавал их присутствие. Иногда они так затаивались, что я их вовсе не видел и вздрагивал, когда у себя за спиной вдруг слышал умоляющий хриплый шепот:

    – Дяденькя, дай червячкя!

    Во все эти глухие места, где, как любили выражаться авторы романов о приключениях на суше и на море, «редко ступала нога человека», мальчиков приводило неистовое воображение и любопытство.

    Мне кажется, что если бы я попал на Северный полюс или, скажем, на полюс Магнитный, то и там обязательно бы сидел и шмыгал носом мальчишка с удочкой, караулил бы у проруби треску, а на Магнитном полюсе выковыривал бы из земли сломанным ножом кусочек магнита.

    Других особо примечательных свойств за мальчишками я не знал и потому спросил у Маши:

    – Чем же он такой прямо необыкновенный, твой Иван Степанович Крышкин?

    – Ему восемь лет, – ответила Маша, – а он разыскивает и собирает для аптекаря разные лечебные травы. Например, валериану.

    Из дальнейшего рассказа выяснилось, что Иван Степанович Крышкин до удивительности похож на того мальчишку, которого я подсаживал на старого мерина. Но все сомнения рассеялись, когда я узнал, что упомянутый Крышкин появился около аптеки вместе с гнедым мерином и что этот самый мерин, будучи привязан к изгороди, тотчас уснул. А Иван Степанович Крышкин вошел в аптеку и передал аптекарю мешок с собранной за Бобровой протокой травой валерианой.

    Оставалось неясным только одно – как это Иван Степанович Крышкин словчился нарвать валериану, не слезая с мерина. Но когда я узнал, что Иван Степанович привел мерина на поводу, то догадался, что на мерине он доехал только до зарослей валерианы, а оттуда вернулся пешком.

    В этом месте рассказа пора уже перейти к тому, о чем я и хотел рассказать, – к аптекарю Дмитрию Сергеевичу, и, пожалуй, не столько к нему, сколько к давно занимавшей меня теме об отношении человека к своему делу.

    Дмитрий Сергеевич был беззаветно предан фармации. Из разговоров с ним я убедился, что распространенное мнение о том, что существуют неинтересные профессии, – предрассудок, вызванный нашим невежеством. С тех пор мне начало нравиться в сельской аптеке все, начиная от свежего запаха всегда вымытых дощатых полов и можжевельника и кончая запотевшими бутылками пузырящегося боржома и белыми фаянсовыми банками на полках с черной надписью: «венена» – яд!

    По словам Дмитрия Сергеевича, почти каждое растение содержит в себе или целебные, или смертоносные соки. Задача в том, чтобы извлечь эти растительные соки, узнать их свойства и употребить на благо человеку.

    Многое, конечно, было уже открыто с давних времен, например действие ландыша или наперстянки на сердце или что-нибудь иное в этом роде, но тысячи растений были еще не исследованы, и этот труд представлялся Дмитрию Сергеевичу самым увлекательным из всех занятий в мире.

    В то лето Дмитрий Сергеевич был занят извлечением витаминов из молоденькой сосновой хвои. Он заставлял всех нас пить зеленый жгучий настой из этой хвои, и хотя мы морщились и ругались, но все же должны были согласиться, что действует он превосходно.

    Однажды Дмитрий Сергеевич принес мне почитать толстую книгу – фармакопею. Я не запомнил точного ее названия. Книга эта была не менее увлекательна, чем самый свободный и мастерски написанный роман. В ней были описаны все, подчас совершенно удивительные и неожиданные, качества многих растений – не только трав и деревьев, но и мхов, лишайников и грибов. Кроме того, в ней было подробно рассказано, как изготовлять из этих растений лекарства.

    53

    Детей включает в себя многие аспекты. Одним из них является умение ребенка с наслаждением воспринимать красоту окружающей его природы. Кроме созерцательной позиции, необходимо также воспитывать желание принимать активное участие в природоохранных мероприятиях, понимать взаимосвязи, которые существуют в мире между предметами. Именно такому отношению к окружающему миру учат произведения Паустовского о природе.

    Критики о творчестве Паустовского

    Замечать все таинства природы и описывать увиденное так, чтобы не оставить равнодушным ни одного читателя, - главное, чем в совершенстве владел Паустовский. Рассказы о природе тому доказательство.

    О творчестве Константина Георгиевича Паустовского с любовью говорят его поклонники. Литературные критики высказывают большое уважение к мастеру художественного описания. По их словам, редко какому писателю удается "очеловечить" явления природы, представить их так, что все взаимосвязи станут очевидны. Даже маленький человек способен понять, как хрупок мир, в котором живут люди. По мнению некоторых критиков, именно природа сделала Паустовского великим писателем. Сам Паустовский свое творческое озарение, которое не раз помогало ему в работе, всегда сравнивал с весной в природе. Оно так же прекрасно и радостно.

    Как развивал свой творческий дар Паустовский

    Рассказы о природе - это результат многолетнего труда. Ни один прожитый не был вычеркнут из его памяти. Все свои жизненные наблюдения, истории, опыт общения с интересными людьми, впечатления, накопившиеся после многочисленных путешествий, Паустовский постоянно записывал. Большая часть этих воспоминаний стала основой произведений писателя.

    Творения великих поэтов, писателей, художников, композиторов, в которых воспевалась красота простой всегда были интересны Константину Георгиевичу. Наслаждаясь творчеством признанных мастеров, он удивлялся тому, как точно они умеют передать ощущения своей души, сокровенные мысли.
    Спустя годы мог это делать и сам Паустовский. властно притягивают читателя, зачаровывая точными емкими описаниями.

    Природа в произведениях Паустовского

    Особенностью рассказов является то, что в них, главным образом, представлена небогатая по своим краскам и разнообразию видов природа средней полосы России. Но сделано это писателем так мастерски, что читатель оказывается зачарован и поражен этой неброской красотой.

    Паустовский всегда писал на основе личных наблюдений. Именно по этой причине все факты, представленные Паустовским в своих произведениях достоверны. Писатель признавался, что, работая над тем или иным рассказом, он постоянно открывал для себя что-то новое, но тайн при этом не становилось меньше.
    Описанные в произведениях растения, животные, явления природы легко узнаваемы читателем. Рассказы наполнены звуковыми, зрительными образами. Без труда можно почувствовать и запахи, которыми наполнен воздух.

    Значение пейзажа в произведениях писателя

    Паустовский считал, что читатель для более полного восприятия произведения обязательно должен погрузиться в обстановку, которая окружает героев. Это легко можно сделать, если писатель использует приемы пейзажной характеристики.
    Рассказы Паустовского о природе, короткие и более объемные, обязательно содержат художественные описания леса, реки, поля, сада или какого-либо иного Вдумчивое чтение этих характеристик помогает читателю более глубоко понять смысл всего произведения или отдельных его частей.

    Пейзаж, по словам мастера, не является каким-то дополнением к прозе или ее украшением. Он должен логично войти в структуру рассказа и погрузить читателя в мир родной природы.

    Рассказы Паустовского для детей

    Бережное вдумчивое отношение к окружающему миру необходимо воспитывать с самого раннего возраста. Большую помощь в этом оказывают русских писателей. К. Г. Паустовский - один из тех, чьи произведения включены в школьную программу по литературному чтению. В список рекомендуемых для чтения произведений входит целая серия рассказов о природе. Их перечень можно представить следующими названиями: "Заячьи лапы", "Кот-ворюга", "Барсучий нос", "Собрание чудес", "Мещерская сторона" и многими другими. Истории, рассказанные Паустовским, трогают душу ребенка. Герои произведений запоминаются навсегда. А сам писатель для многих маленьких читателей становится другом, образцом для подражания. Именно об этом говорят строчки из детских сочинений, которые были написаны школьниками после знакомства с рассказами Константина Георгиевича Паустовского.