Молодежь как объект и субъект скд сочинения и курсовые работы. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.
«Социально-культурные институты» В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно - или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью.
Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, и т.д.
Каждый из этих институтов придает совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом.
Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Однако среди социально-культурных институтов существует внутренняя градация. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками,.
В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать свои творческие и коммерческие возможности, с другой - усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.
Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций является объектом социально-культурной деятельности. Аудитория – это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Она вступает с ним в определенные отношения и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей. Отношения аудитории культурно-досугового учреждения с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для аудитории культурно-досуговых учреждений ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носитель.
Суть понятия «аудитория культурно-досугового учреждения» заключается в том, что оно отражает не просто какую-то социальную или социально-психологическую общность людей, но и отношение с источником информации.
Можно говорить о массовых, групповых, и индивидуальных объектах культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности происходит с учетом конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентаций. Аудитория учреждений культуры и досуга характеризуется тремя основными составляющими – подготовленностью, предрасположенностью и активностью. Она может быть спокойная и возбужденная, заинтересованная и равнодушная, благожелательная и неприветливая, доверчивая и настороженная, постоянная и эпизодическая.
Состояние аудитории культурно-досуговых учреждений предопределяется прежде всего системой социальной и духовной жизни людей, являющихся зрителями и слушателями культурно-досуговых программ.
Состояние аудитории можно классифицировать по следующим типам:
состояние готовности, то есть подготовленная или неподготовленная аудитория;
состояние заинтересованности;
состояние активности.
Умение специалистов сферы культуры не только учитывать состояние аудитории, но и формировать ее путем целенаправленного воздействия играет важную роль в организации культурно-досуговых программ.

Введение


В современном мире одним из наиболее важных социальных вопросов становится вопрос взаимодействия личности и общества. Не секрет, что сейчас наша цивилизация развивается крайне высокими темпами, что ведёт за собой политическую, экономическую, социальную и нравственную нестабильность. В таких условиях приобретает значимость не только то, как общество воздействует на человека и что происходит в результате данного воздействия, но и то, как сам человек влияет на общество, преобразуя его и создавая наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития. Процесс этот длителен и непрерывен, и одной из важнейших его частей - это культурная составляющая, так как человек на протяжении всей своей жизни является объектом социально-культурной деятельности.

Актуальность темы: На мой взгляд, данная тема является актуальной в любое время. Организация социально-культурной деятельности имеют ярко выраженный развивающий характер, что оказывает значительное влияние на формирование целостной личности, стимулирует социальную активность и обеспечивает духовное обогащение человека. А так же это высокая социальная значимость социально-культурной деятельности в современном обществе, непрерывное развитие и совершенствование её технологий.

Цель исследования: выявить и проанализировать специфику организации социально-культурной деятельности, как отдельные методы сферы культуры, а так же охарактеризовать и выявить проблемы социально-культурную деятельность на примере предприятия

Задачи исследования: Изучить сущность и специфику организации социально-культурной деятельности и выявить на примере организации ее проблемы и способы их решений.

Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности


1 Основные понятия социально-культурной деятельности


Социально-культурная деятельность это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга. КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.) КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году - «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т. д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности.

Субъект и объект социально-культурной деятельности.

Социально-культурные институты, учреждения и организации как субъекты социально-культурной деятельности. Ведущие социальные институты и общности - семья, микросоциум, церковь, государственное и негосударственные институты, организации и объединения: учебные (образовательные), социально-культурные, производственные, социально-защитные, благотворительные, художественно-творческие, спортивные и другие. Их специальное назначение как субъектов социально-культурной деятельности.

Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций как объект социально-культурной деятельности. Социально-психологические и педагогические принципы типологизации объекта социально-культурной деятельности. Массовые, групповые и индивидуальные объекты культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности, учет конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентации как важное условие его типологизации.

Понятие об открытой и закрытой, организованной и неорганизованной, постоянной и эпизодической аудитории. Реальный и потенциальный объект культурно-досуговой деятельности.

Особенности СКД:

·осуществляется в свободное время;

·отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т. д.;

·характеризуется многообразием видов;

·РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т. д.)

Отличительные черты СКД:

·гуманистический характер;

·культурологический характер;

·развивающий характер.

Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, демократическими институтами, общественными организациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на социально-ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально-культурной сферы.


2 Функции социально-культурной деятельности


Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Функции подвергаются изменению во времени - от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на:

Постоянные, 2основные, (присущие большинству социально-культурных институтов),3вспомогательные, 4временные, (возникающие и исчезающие на определенных временных отрезках).

В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой деятелями культуры и искусства на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество основных опорных элементов - кино, телевидение, техническое творчество, спорт, прикладной труд и художественное творчество. Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие личности. Каждая из функций социально-культурной деятельности ориентирует человека на определенный, заданный способ социально-культурных занятий: на пассивный (зрительский, слушательский);на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно использующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени).

К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:

коммуникативная,2информационно-просветительная,3культуротворческая,4рекреативно-оздоровительная.

Одной из характерных для социально-культурной деятельности является её коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубная работа, творческие объединения, праздники, диспуты, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики. Содержание этой функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.

информационно-просветительная функция отличается постоянством и всеобщностью. Эта функция не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей, она обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

культуротворческая функция - связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная), целенаправленная на творческую учебную деятельность детей (фестивали, олимпиады, конкурсы, туристические походы). Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.

рекреативно-оздоровительная функция - состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Эта функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими. Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации.

Социально-культурные функции сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятельности, соседствуя и взаимодополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга. Взаимодействуя, эти функции образуют систему содержания и технологий социально-культурной деятельности.

Одной из приоритетных является экономическая функция - участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества жителей социума. Именно эта функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Деятели культуры и искусства, организатор социально-культурной деятельности, не зависимо от учреждения, должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, как объектами социо-культурной сферы, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.

функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы социальных инициатив и художественного любительства населения в идеале должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией в области правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т. д.

Функция финансово-экономического обеспечения учреждений досуга связана с владением механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга - ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всестороннему развитию личности.

Функция обеспечения досуговых форм художественного любительства населениязаключается в развитии самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни.

Особую ролевую функцию специалиста социально-культурной сферы можно определить как организацию групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме. Она основана на традиционном гуманизме, уважении достоинства человека независимо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях социально-экономического кризиса рациональное использование свободного времени, по возможности, кардинально решить их досуговые проблемы.

Каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.


1.3 Общественно-добровольное формирования, фонд, движения и учреждения и их роль в развитии социально-культурной сферы


Общественные организации, фонды и движения как субъекты социально-культурной деятельности. Связь массовых общественных формирований с политической, экономической и духовной жизнью людей.

Формы взаимодействия общественных организации, фондов и движений на региональном уровне: совместные социально-культурные инициативы по рациональному использованию свободного времени, проведение совместных мероприятий; представительство в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культурной сферой; помощь общественным формированиям со стороны государственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функции.

Уровни взаимосвязи государственных и общественных структур в социально-культурной сфере. Типология общественных фондов и движений. Социально-культурная деятельность профсоюзов; государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству; центры и службы социально-медицинской реабилитации и психологической помощи; государственно-общественная система содержания и воспитания детей-сирот; неформальные группы и объединения различных социальных и возрастных категорий населения; общества и ассоциации работников сферы социальной помощи и защиты; разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительские центры и институты их основные задачи, пропагандистская, воспитательная и социокультурная деятельность обществ охраны природы, охраны памятников истории и культуры, спортивных клубов и обществ и других общественных формирований социально-культурного профиля.

Клубные структуры (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) как социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Назначение, характер выполняемой работы, состав книжных фондов библиотек.

Учреждения социально-культурной сферы играют большую роль в организации досуга населения. Массовые (публичные), учебные, научно-технические и специальные библиотеки. Парки - социально-культурный институт, функция которых выражается в рекреации, организации массового отдыха и развлечений, проведении информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы.


1.4 Особенности социализации детей и подростков в культурно- досуговой сфере

социализация культурный досуговый культурный

Сущность и генезис социализации детей, подростков и юношества. Роль среды и наследственности в социализации индивида. Педагогика сотворчества как инструмент социальной интеграции детей, подростков и юношества. Свободное время подрастающего поколения и задачи организаторов досуга. Стратегия и тактика досуговых социальных институтов. Взаимодействие учебного, внеучебного и свободного времени; неформальный характер деятельности школьников; разнообразие видов деятельности; игра как метод социализации детей, подростков и юношества.

Дифференцированный подход к организации досуга детей. Психолого-педагогическая характеристика групп. Возможности СКС в развитии памяти, умственной активности, произвольного внимания, наблюдательности, развития интересов, выявлении способностей, досугового общения детей и подростков. Особенности организации досуговой деятельности по месту жительства. Педагогические задачи и содержание культурно-досуговой деятельности трудных подростков, детей с девиантным поведением, сирот, инвалидов и других категорий детей и подростков. Любительские объединения, клубы по интересам, досуговые программы как ведущие формы выявления, развития и формирования интересов детей и подростков. Методика организации игры и игровой деятельности.

Социально-психологические условия и механизм досуга. Роль социальной психологии в процессе формирования досуговых программ. Социально-психологические параметры, характеризующие состав участников социально-культурной деятельности. Сущность и содержание ее социальных установок и ценностных ориентации. Методика изучения и учета социально-психологических особенностей детей и подростков, участников социально-культурных процессов. Основные стадии формирования сплоченности подросткового коллектива. Взаимосвязь и взаимодействие между членами коллектива: «первичные» и «вторичные» группы, «формальные» и «неформальные» объединения. Проблемы межличностного взаимодействия детей и подростков в различных формах досуга: кружках, малых досуговых группах, студиях, ансамблях, любительских объединениях и клубах по интересам и т.д.


5 Организация социально-культурной деятельности


Технология организации молодежного досуга в учреждениях социально-культурной сферы

Проводится организация досуга учащейся молодежи. Управление и самоуправление досугом молодежи. Организация досуга сельской молодежи. Организация досуга городской молодежи. Методика подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых программ: вечер, бал, праздник, конкурс, диспуты, спартакиада, фестиваль и т.п.

Клубы организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Занятия проводятся по комплексной программе, отражающей различные направления деятельности подростково-молодежных клубов.

Цели деятельности клубов:

Создание благоприятных условий для всестороннего развития молодежи в сферах общественной жизни;

Реализация творческого потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи;

Включение молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха.

Организационными принципами клубов являются:

Свободное посещение и свобода выбора деятельности личности ребенка на основе его интереса.

Опосредованное воспитательное воздействие на личность через организованный коллектив, опора на традиционные российские ценности, морально-нравственные принципы и принципы

здорового образа жизни, непринятие антиобщественных проявлений.

Построение разновозрастного воспитательного коллектива на основе уважения к личности несовершеннолетних и взрослых.

Привлечение к работе взрослых общественников из числа родителей и жителей, работа на основе содружества и взаимодействия молодежи и старших поколений, ветеранов.

Участие в улучшении окружающей жизни в районе и городе на основе целенаправленного формирования гражданской позиции подростков и молодежи.

Возможность неформального общения, снятия психологического напряжения для молодых людей.

Развитие инициативы и самодеятельности молодежи.Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста. Социокультурный статус и социально-психологические особенности людей среднего и пожилого возраста (противоречия и проблемы). Формы и методы социально-культурной деятельности людей среднего и пожилого возраста. Проводятся создание условий для организации социально-культурной деятельности людей среднего и пожилого возраста. Разработка и реализация адресных программ на федеральном и региональном уровнях для людей среднего и пожилого возраста. Общение как форма отдыха и развлечения людей среднего и пожилого возраста, способ обмена информацией, мнениями, практическими навыками и умениями.Важным направлением гармонизации отношений среднего и пожилого человека развития его социальных связей с обществом выступает досуговая активность.

Технология семейного досуга.

Педагогический потенциал учреждений социально-культурной сферы в работе с семьей. Исследование социально-культурных проблем института современной семьи в системе рекреативной деятельности. Приемы досуговой работы. Психологическое обоснование приемов: обучение коммуникативным навыкам, научение социально-необходимым правилам поведения, становление нарушенных социальных и семейных ролей супругов, позитивное восприятие ситуации и личности в кризисной ситуации, анализ воспроизводства инфантильных конфликтов в супружеской семье, обучение методам релаксации и восстановления душевного равновесия, создание необходимых условий для реализации функций семьи, проявления и закрепления эмпатии и др.

Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга. Формы проведения досуга: семейные клубы, вечера отдыха «Кому за 30» и др. Типы семей. Основные недостатки в решении социально-культурных проблем семьи.

Функции семьи - набор исторически обусловленных форм деятельности. Связь функций семьи с потребностью общества в институте семьи и с потребностью личности в принадлежности к семейной группе. Классификация функций семьи: репродуктивная функция, функция содержания детей, сексуальная функция, экономическая и хозяйственно-бытовая функции, воспитательная функция, коммуникативная функция, эмоциональная функция, досуговая и рекреативная функция.

Глава 2. Изучение организации социально-культурной деятельности на предприятии, на примере Горнозаводского муниципального района Пермского края


1 Характеристика Горнозаводского муниципального района Пермского края


Горнозаводский район образован 4 ноября 1965 году. Площадь территории Горнозаводского района 7057,0 кв.км, что составляет 4,3 % от общей площади Пермского края. Горнозаводский район расположен в восточной части Пермского края, имеет границы с Лысьвенским, Чусовским районами, г. Гремячинском, Свердловской областью. Горнозаводский район располагает хорошими предпосылками для экономического и социального развития. Экономико-географическое положение центральной части района достаточно выгодно: он расположен между двумя высокоразвитыми промышленными регионами - Пермским краем и Свердловской областью Урала. По территории района проходит важная железная дорога, соединяющая эти регионы. Не менее важное значение для связи Пермского края и Свердловской области имеет и автодорога Горнозаводск - граница Свердловской области. Горнозаводский район связан автодорогой с ведущими городами Пермского края (Чусовой, Лысьва, Кунгур, Березники, Соликамск), со Свердловской областью (Качканар, Нижний Тагил и др.). Горнозаводский район занимает уникальное географическое положение на границе Европы и Азии, на пересечении многих транспортных путей и является крупным узлом по транспортировке газа в центр Европейской части России и многие Европейские государства.

Население

Численность постоянного населения в районе на 01.01.2009 г. составила 27,5 тыс. чел. (г. Горнозаводск - 12,5 тыс. чел.), в том числе моложе трудоспособного возраста - 5872 тыс. чел., трудоспособного возраста - 17088 тыс.чел., старше трудоспособного возраста - 4491 тыс.чел.

Состав муниципальных образований района

№ п/п Наименование МО 1 Горнозаводское городское поселение 2 Пашийское сельское поселение 3 Теплогорское сельское поселение 4 Кусье-Александровское сельское поселение 5 Сарановское сельское поселение 6 Бисерское сельское поселение 7 Медведкинское сельское поселение 8 Межселенная территория

Культура

На территории Горнозаводского района действуют 16 учреждения культуры и искусства: учреждений культурно-досугового типа - 8; библиотек - 6; музей - 1; МОУ ДОД «ДМШ» - 1. (Приложение № 1).

С целью реализации творческого потенциала действуют 112 клубных формирований, участниками которых являются 2023 человека. В системе дополнительного образования детей в сфере культуры на постоянной основе обучается 273 ребенка. В сфере культуры работает 108 руководителей и специалистов, из них 62 человека с высшим и средним профессиональных образованием. 17 тысяч человек являются читателями библиотек, из которых 5,3 тыс. - дети до 14 лет. Идет постепенная компьютеризация библиотек района, функционируют центры правовой и социально-значимой информации, стабильно обновляются библиотечные фонды периодическими и книжными изданиями.


2 Направления социально-культурной деятельности учреждений культуры и искусства в Горнозаводском муниципальном районе Пермского края


Сегодня культурный досуг и развлечения стали неотъемлемой частью нашей жизни. Телевидение, радио, театры, кинотеатры, Дворцы культуры, спортивно-развлекательные комплексы - все это важные составляющие части отечественной индустрии развлечений. Качество и разнообразие предлагаемых развлекательных продуктов непосредственно входит в компетенцию учреждений культуры.

В целях развития учреждений культуры Горнозаводского района и предоставления социально-культурных услуг населению Горнозаводского района, администрация района обеспечивает:

·создание организационных, социально-экономических условий для образования и развития учреждений культуры на территории района;

·создание условий для всеобщего эстетического воспитания и художественного образования посредством поддержки и развития сети учреждений дополнительного образования, культурно-досуговой и просветительской деятельности и т.д.;

·создание условий для поддержки и развития любительского искусства (творческих объединений в соответствии с интересами и способностями жителей района: клубов по интересам, кружков самодеятельного художественного творчества);

·создание условий для инвестирования средств в деятельность организаций культуры;

·формирование и размещение муниципального заказа;

·создание условий для сохранения целостности музейных и иных фондов и их функционирования, находящихся в муниципальной собственности;

·проведение праздников, конкурсов фестивалей, вечеров.

Осуществление данных полномочий администрация района возлагает на управление социального развития и взаимодействия с территориями. Основная деятельность управления направлена на сохранение культурного наследия и развитие творческого потенциала жителей района.

Основными видами деятельности учреждений клубного вида являются:

·создание и организация работы коллективов, студий и кружков любительского художественного творчества, народных театров, филармоний, музеев, любительских объединений и клубов по культурно-познавательным историко-краеведческим, научно-техническим, природно-экологическим, культурно-бытовым, коллекционно-собирательским и иным интересам, других клубных формирований;

·организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований;

·проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов исполнителей и авторов;

·демонстрация кинофильмов и видеопрограмм;

·организация работы разнообразных консультаций и лекториев, народных университетов, школ и курсов прикладных знаний и навыков, проведение тематических вечеров, устных журналов, циклов творческих встреч, других форм просветительской деятельности, в том числе на абонементной основе;

·проведение массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с региональными и местными обычаями и традициями;

·организация досуга различных групп населения, в том числе проведение вечеров отдыха и танцев, дискотек, молодежных балов, карнавалов, детских утренников, игровых и других культурно-развлекательных программ;

·создание благоприятных условий для неформального общения посетителей (организация работы различного рода клубных гостиных, салонов, кафе, уголков живой природы, игротек, читальных залов и т.п.);

·организация в установленном порядке работы, спортивно-оздоровительных клубов и секций, групп туризма и здоровья, организация работы тренажерных залов, проведение спортивных выступлений, физкультурно-массовых соревнований, иных спортивных, физкультурно-оздоровительных и туристских программ;

·предоставление в рамках возможностей разнообразных платных услуг социально-культурного характера населению с учетом его запросов и потребностей;

·оказание по социально-творческим заказам, другим договорам с юридическими и физическими лицами консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении различных культурно-досуговых мероприятий, а также предоставление сопутствующих услуг: прокат музыкальных инструментов, реквизита, продажа репертуарно-методического материала и т.п.;

·осуществление других видов культурно-творческой, культурно-познавательной, досуговой и иной деятельности, соответствующей основным принципам и целям.

Основными видами деятельности библиотек являются:

·обеспечение доступности библиотечных услуг и библиотечных фондов населения;

·формирование ресурсного библиотечного фонда с учетом образовательных потребностей и культурных запросов населения, обеспечение его сохранности;

·обеспечение оперативного доступа к информационным образовательным культурным ресурсам других библиотек и информационных систем;

·расширение контингента пользователей библиотеки, совершенствование методов работы с различными категориями населения;

·обеспечение непрерывного образования населения;

·формирование информационной культуры населения.

·формирование, учет, обеспечение безопасности и сохранности библиотечных фондов;

·предоставление пользователям информации о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

·оказание консультативной помощи в поиске и выборе источников информации;

·выдача во временное пользование любого документа из библиотечного фонда;

·сотрудничество с другими библиотеками;

·участие в реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития библиотечного дела;

·компьютеризация и информатизация библиотечных процессов;

·предоставление пользователям доступа в корпоративные и глобальные информационные сети, обслуживание пользователей в режиме локального и удаленного доступа;

·мониторинг потребностей пользователей;

·внедрение современных форм обслуживания пользователей (организация центров правовой, семейной и иной информации, центров чтения, медиатек и т.д.);

·проведение культурно-просветительных и образовательных мероприятий: организация литературных вечеров, встреч, конференций, лекций, фестивалей, конкурсов и иных культурных акций, организация читательских любительских клубов и объединений по интересам;

·осуществление выставочной и издательской деятельности;

·предоставление юридическим и физическим лицам дополнительных библиотечных и сервисных услуг;

·иная, не запрещенная законодательством Российской Федерации, деятельность.

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в Муниципальном учреждение культуры «Горнозаводский краеведческий музей им.М.П.Старостина»:

Музееведческие исследования призваны формировать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направления исследовательской деятельности музеев: разработка научной концепции музея; исследования в области комплектования фондов; изучение музейных предметов и коллекций; исследования в области охраны и хранения фондов; научное проектирование экспозиций и выставок; исследования в области музейной коммуникации; изучение истории музейного дела; изучение историографии музееведения.

Виды деятельности Детской музыкальной школы г. Горнозаводска:

обучение детей ведется по классу фортепиано, баяна и аккордеона, хореографии, вокала. Кроме того, в поселках района на протяжении многих лет функционируют классы: фортепиано (п.Пашия), вокала (п.Кусье-Александровский). Обучение детей в них ведется по полной программе.

Коллектив педагогов и учащихся ДМШ ведет активную просветительскую и концертную работу. Ежегодно для населения города дается около 100 концертов. Постоянные концертные площадки вне стен ДМШ - в Детском доме, детских садах города, ДК им.Л.И.Бэра, организациях и предприятиях города, поселков.

Существуют на протяжении многих лет партнерские отношения между ДМШ и детскими садами № 1, 10. Педагоги школы на базе этих дошкольных учреждений ведут работу по музыкальному развитию детей. Накопленный опыт позволил разработать программу по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Результатом такой деятельности стало присвоение ДМШ в 2009 году статуса экспериментальной педагогической площадки сроком на 3 года на организацию работы по внедрению комплексной образовательной программы "Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста". Это позволит поднять на новый уровень партнерские отношения с коллективами ДМШ г. Чусовой, Лысьва и др. территорий.

2.3 Предпринимательская деятельность культурно-досуговых учреждений Горнозаводского муниципального района Пермского края


Платные услуги населению представляют из себя полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам, целиком или в значительной мере покрывающим издержки производителя (за счет выручки от реализации) и обеспечивающим ему прибыль.

Бюджетные учреждения культуры и искусства Горнозаводского муниципального района, помимо уставной также осуществляют и иную деятельность, приносящую доход.

Муниципальные учреждения культуры предоставляют платные услуги как физическим, так и юридическим лицам с целью:

·реализации прав на удовлетворение дополнительных потребностей;

·расширения спектра оказываемых услуг потребителям разного возраста и социального статуса;

·повышения результативности и комфортности проводимых мероприятий;

·увеличения эффективности использования имеющегося и привлечения дополнительного ресурсного потенциала;

·укрепления материально-технической базы учреждений культуры;

·экономической заинтересованности сотрудников.

Деятельность муниципальных учреждений культуры осуществляется в соответствии с их Уставами.

Предоставление платных услуг регулируется действующим законодательством Российской Федерации.

Перечень платных услуг составляется с учетом потребительского спроса и возможностей учреждений культуры; систематически корректируется в контексте текущей рыночной конъюнктуры.

Платные услуги учреждениями культуры оказываются в соответствии с потребностями населения на основании приказа руководителя учреждения. Он координирует деятельность всех служб, которые обеспечивают и производят платные услуги, а также решает вопросы, выходящие за рамки компетенции отдельно взятого подразделения. Утверждение перечня платных услуг, как правило, также производится руководителем и согласуется с органами местных властей.

Руководитель учреждения отвечает за:

подбор специалистов;

распределение времени предоставления платных услуг;

осуществление контроля качества предоставляемых услуг;

разрешение конфликтных ситуаций с лицами, оплатившими услугу.

Специалисты, непосредственно оказывающие платную услугу, несут персональную ответственность за полноту и качество ее выполнения.

Предоставление платных услуг производится только по видам, предусмотренным в уставе учреждения.

Учреждение обязано обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией:

· о режиме работы учреждения;

· о видах услуг, оказываемых бесплатно;

· об условиях предоставления и получения бесплатных услуг;

· о видах платных услуг с указанием их стоимости;

· о контролирующих организациях.

При предоставлении платных услуг сохраняется установленный режим работы учреждения, не должны сокращаться услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и ухудшаться их качество.

Предоставление платных услуг осуществляется в рамках договоров, которые бывают устными и письменными.

Устная форма договора в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК РФ предусмотрена в случаях предоставления услуг немедленно. Одной из таких услуг и наиболее распространенной является реализация входных билетов. Покупая входные билеты, население оплачивает данные мероприятия. Для расчета цены билета специалисты бухгалтерских служб составляют калькуляцию каждой услуги в отдельности, учитывая специфику расходов. В данную цену должны входить все собранные затраты, чтобы у учреждения оставалась прибыль. При этом не следует завышать тариф, так как есть вероятность уменьшения спроса населения на услуги данного вида.

Однако существуют и услуги, для которых письменное закрепление договора является обязательным условием. Эта форма договора (социально-творческий заказ) ст. 161 ГК РФ установлена в случаях, когда предоставление услуг носит длительный по времени характер (прокат музыкального оборудования, аренда помещений, организация концертных программ). При этом в договоре указываются условия и сроки получения платных услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Население Горнозаводского муниципального района готово платить за:

Платные формы обслуживания посетителей в учреждениях культуры клубного типа

Платная услуга

Организация и проведение вечеров отдыха

Проведение концертов, спектаклей, конкурсных программ

Организация корпоративных и частных мероприятий

Организация и проведение дискотек для молодежи и подростков

Проведение выставок декоративно-прикладного творчества

Работа платных кружков

Проведение семейных праздников (юбилеи, свадьбы,…)

Предоставление помещений предприятиям, частным лицам, частным предпринимателям, организациям для проведения вечеров отдыха, торжественных мероприятий, торговли и т.д.

Оказание услуг проката: костюмов, методического материала, реквизита, аппаратуры

Услуги копировальной техники

Платные формы обслуживания посетителей в библиотеках:

Платная услуга

Интернет-услуги;

Выполнение сложных информационных и справочно-библиографических запросов

Выдача на ночь и на выходные дни ценных изданий из читальных залов и отделов хранения книжных фондов;

Ксерокопирование, сканирование

Поиск информации по электронным базам данных

Абонементы небумажных носителей информации (видеоабонемент и др.);

Поиск информации по электронным базам данных, сидиромам;

Почасовая работа на компьютере общего назначения;

Набор текстов на компьютере;

Индивидуальное экспресс-обучение и групповые тренинги по работе в Интернете;

Операции с дискетой пользователя (копирование, проверка на вирус, копирование с полнотекстовых баз данных);

Электронная доставка документов;

Видео-коллекции по искусству (групповые);

Просмотр видеофильма;

Просмотр спутникового телевидения;

Прослушивание аудиокассеты;

Просмотр учебной видеокассеты;

Работа с сидиромом;

Залоговый абонемент аудиовизуальных и электронных изданий;

Услуги звукозаписи.

Платные формы обслуживания посетителей в Муниципальное учреждение культуры «Горнозаводский краеведческий музей им.М.П.Старостина»

Платная услуга

Экскурсионное обслуживание

Устные консультации в подборке материала, к докладам, рефератам

Использование архивных материалов в докладах, рефератах (через сканирование)

Фотографирование и видеосъёмки экспонатов и экспозиций

Предоставление права (теле-) видеосъемок в любительских целях

Историко-краеведческие мероприятия с учащимися (экскурсии и др.)

Платные формы обслуживания посетителей в Муниципальном общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа»

Платная услуга

Фортепьяно, гитара, хореография

Скрипка, театральное, баян

Домра, балалайка

Хоровое отделение с инструментом

Хоровое отделение без инструмента

Подготовительный класс без инструмента- за инструмент

Цены на предоставляемые платные услуги варьируются в зависимости от себестоимости работы, планируемой рентабельности, ценности используемых объектов и оборудования, уникальности услуг, особых условий (срочности, сложности, приоритетности, сервисности и т.д.).

Учреждения культуры Горнозаводского муниципального района представляют проекты тарифов на оказание платных услуг на утверждение в Администрацию Горнозаводского района. Проекты тарифов рассматривает Комитет по экономике и планированию и готовит заключение об обоснованности и целесообразности изменения цен и тарифов.

Для обоснования и утверждения проектов тарифов на платные услуги муниципальные учреждения культуры представляют следующие документы:

· письмо-обращение;

· пояснительную записку, в которой необходимо указать причины изменения уровня тарифов или (и) согласования тарифов на новые виды услуг;

· расчет стоимости одной платной услуги (калькуляция) с обоснованием каждой статьи расходов и с приложением к ним документов.

После рассмотрения Комитетом по экономике и планированию материалы передаются на утверждение главе Администрации Горнозаводского района.

Изменение действующих тарифов на платные услуги производится не чаще 1 раза в год.

Оплата за оказанные платные услуги производится потребителем:

· наличными средствами (с оформлением соответствующих документов);

· по безналичному расчету (в соответствии с договором и счетом).

Согласно статистике, процесс ценообразования платных услуг в учреждениях культуры происходит по-разному в зависимости от направления деятельности этих учреждений.


4 Порядок планирования и распределения поступивших средств


Полученные от платных услуг доходы учитываются на счету по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и расходуются согласно смете доходов и расходов, утвержденной на каждый календарный год. Учет платных услуг ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету. Основными направлениями расходования денежных средств, полученных от платных услуг, являются:

·расчеты по заработной плате штатных сотрудников, по начислениям на оплату труда - до 20%;

·материальное стимулирование работников (доплаты, надбавки, премии, материальная помощь) - до 15%:

·проведение культурно-досуговых мероприятий - до 20%;

·оплата услуг связи, транспортных услуг, электроэнергии, ГСМ, прочих услуг - до 10%;

·приобретение материальных запасов (канцелярские, хозяйственные и другие товары) - до 10%;

·укрепление материально-технической базы учреждений (приобретение музыкальной аппаратуры, обуви, реквизита, пошив костюмов и др.) - не менее 25%.

Культура и важная ее составная часть - культурно-досуговая деятельность - переживают в наши дни существенные трудности. В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики хозяйствования и осуществления привычных культурно-досуговых акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения.

Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений:

· критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач;

· творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры. Главной целью предпринимательской деятельности учреждений культуры является получение прибыли, чистой прибыли, т.е. прибыли за вычетом налогов. Чем больше сумма чистой прибыли, тем больше возможности учреждения приобретать необходимое оборудование, расширять и совершенствовать свою работу, решать социальные задачи.


5 Предложения по совершенствованию эффективности учреждений культуры


Рост экономических показателей не является самоцелью для учреждений культуры. Существенная часть возложенных на них функций должна быть обеспечена стабильным бюджетным финансированием. Однако степень необходимой бюджетной поддержки может быть различна у разных типов учреждений. Многие из них в состоянии привлекать и зарабатывать значительные средства для своего развития. Эту работу необходимо совершенствовать и расширять. Задачи, в рамках данного направления: - повышение уровня доходов работников культуры; - создание условий для карьерного и профессионального роста в сфере культуры; - укрепление связей и расширение взаимодействия между организациями культуры и образовательными учреждениями, формирующими управленческие кадры для сферы культуры; - внедрение передового европейского и мирового опыта управления культурными процессами; - формирование современной системы повышения квалификации работников культуры; - повышение доходов учреждений культуры от предоставления платных и дополнительных услуг; - привлечение в сферу культуры негосударственных источников финансирования: средств инвесторов, предпринимателей, благотворительных фондов и физических лиц. Одним из средств, повышающих эффективность предоставления культурных услуг, позволяющих спрогнозировать ожидаемые и оценить достигнутые результаты, является внедрение на всех уровнях системы показателей эффективности.

Предлагается использовать следующие показатели эффективности развития предпринимательской деятельности в сфере культуры:

востребованность; доступность; статусность; динамизм; устойчивость; эффективность.

Соответствующие этим ориентирам задачи формулируются следующим образом:

Повышение внимания к интересам населения в процессе формирования и предоставления услуг в сфере культуры.

Повышение доступности культурных услуг для всех категорий и групп населения Горнозаводского района Пермского края.

Повышение престижа культуры и культурной деятельности.

Поддержка многообразия и богатства творческих процессов в пространстве культуры Горнозаводского района Пермского края.

Сохранение уникальных ресурсов культуры Горнозаводского района Пермского края и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт.

Повышение эффективности управления процессами в сфере культуры.

С учетом поставленных задач предлагаются следующие основные направления развития культурной сферы Горнозаводского района Пермского края.

Модернизация услуг в сфере культуры в интересах всех групп и слоев населения Горнозаводского района Пермского края.

Повышение образовательной роли культуры.

Обеспечение доступности культурных услуг и творческой деятельности для лиц с ограниченными физическими возможностями и малообеспеченных слоев населения.

Совершенствование информационного пространства культуры Горнозаводского района Пермского края.

Поддержка процессов, способствующих росту престижа культуры среди населения Горнозаводского района Пермского края, в Российской Федерации и за рубежом.

Содействие росту многообразия и богатства творческих процессов.

Сохранение культурно-исторического наследия Горнозаводского района Пермского края поддержка устойчивого развития сферы культуры.

Совершенствование управления и финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры.

Показатели эффективности

В качестве измеряемых показателей социальной эффективности учреждений культуры Горнозаводского района представляется возможным использовать выводы по результатам исследований (предложения):

· Изменение числа посетителей, участников по сравнению с прошлым годом в сторону увеличения;

· Охват населения услугами учреждения, % участников, посетителей от общей численности жителей обслуживаемой территории;

· Коэффициент пополнения услуг, обновления репертуара;

· Число организационно-творческих мероприятий в год (выставки, лекции, экскурсии, тематические вечера) и их средняя посещаемость;

· Доля мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп: детей, подростков, пенсионеров, в % от общего числа проводимых мероприятий.

Показатели деятельности должны иметь числовое выражение и обосновываться как стратегическими целями, так и тактическими задачами, вытекающих из долгосрочных комплексных и целевых программ, а также выражаться через достижение экономических и социальных результатов:

· Из экономических критериев должно следовать, сколько услуг предоставлено на рубль затрат;

· Из социальных критериев должна быть очевидна общественная значимость услуг (например, динамика спроса, а также их доступность).

Сверстка частных показателей с учетом прогнозного действия факторов внешней и внутренней среды по степени их влияния (на основе использования методики SWOT-анализа) будет представлять собой «идеальную» модель развития. Совмещение результатов комплексного учета, результатов деятельности учреждений культуры с приростным и относительными показателями, а также применение корреляционного и факторного методов позволят говорить о системном анализе эффективности деятельности учреждений культуры. Таким образом, системный подход к организации деятельности учреждения и разноаспектный мониторинг результатов работы обеспечивают функционирование организаций культуры в соответствии с требованиями современности.


Заключение


Организация деятельность культуры в настоящее время обретает особую актуальность и выходит на первый план, так как одним из важнейших направлений его работы является создание условий для удовлетворения растущих духовно-нравственных потребностей людей, сохранение и передача культурного наследия страны и отдельно взятого района, а также формирование мотивов поведения и содействия становлению и социализации личности человека.

Кроме того, помимо удовлетворения культурных и информационных потребностей населения, учреждение культуры выполняют и ещё одну немаловажную функцию - создают комфортное пространство для проведения досуга людей. А досуг, как известно, важен дл стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления взаимосвязи поколений, удовлетворения потребности личности в удовольствиях, развлечении и отдыхе. И все эти функции вмещает в себя социально-культурная деятельность.

Среди современных функций и принципов всей социально-культурной деятельности существуют такие как функции и принципы культуросообразности технологического процесса. Они используются в социально-культурных технологиях, основанных на национальных традициях, нравственных и эстетических нормах поведения, национально-этнических обрядностях, особенности народного творчества, фольклора, - национальных промыслов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ; единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций. В них, на современном этапе должны содержаться попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества в целом.

Список использованной литературы


1.Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - СПб., 2008. - 792 с.

.Ариарский М.А. Педагогическая культурология. В двух томах. - СПб.: Концерт, 2012. - Т. 1. Методология и методика постижения культуры. - 400 с.; Т. 2. Социально-культурная деятельность и технологии ее организации. - СПб.: Концерт, 2012. - 448 с.

.Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры [Текст]: учеб. пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов / Н. К. Бакланова. - М.: МГУКИ, 2003. - 223 с.

.Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учеб. для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. - М.: Издат. дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

.Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. - 396 с.

.Жданова, Е. И. Основы арт-менеджмента: учеб. пособие / Е. И. Жданова; рец. Л. С. Жаркова. - М. : МГУКИ, 2008. - 116 с.

.Киселева, Т. Г. Социально - культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М. : МГУКИ, 2004. - 539 с.

.Марков А.П., Бирженюк Г.М., Основы социо-культурного проектирования: Учебное пособие. - СПб, 1998.

.Народная художественная культура: Учебник для вузов / Под науч. ред. Т.Н. Баклановой и Е.Ю. Стрельцовой. -М., 2000.

.Новаторов Е. В. Маркетинг личности. МГУКИ, 2009.

.Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Г. Н. Новикова. - Изд. 2-е, испр. и доп. М.: МГУКИ, 2010, - 173 с.

.Рябков, В.М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина ХХ - начало XXI вв.): монография / В. М. Рябков. - М.: МГУКИ; ЧГАКИ, 2009. - 480 с.

.Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. Пособие для вузов / ред. Е. И. Григорьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2004. - 512 с.

.Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. - 2-е изд. - М. : МГУКИ, 2003. - 296 с.

.Стрельцов, Ю. А. Педагогика досуга: учеб. пособие/Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова; Министерство образования Российской Федерации, Московский государственный университет культуры и искусств. - М.: [б. и.], 2010. - 272 с.

.Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социо-культурного менеджмента: Учебник. - М.: МГУКИ,2008. - 611 с.

.Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие / В. А. Ядов. - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 567 с.

.Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие /Н. Н. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 126 с.

.Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.


Читайте также:
  1. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  2. PR-кампания как особый вид коммуникационной деятельности. Признаки PR-кампании.
  3. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  4. Анализ и оценка обобщающих и частных показателей эффективности торговой деятельности.
  5. Анализ экономических и производственных результатов деятельности.
  6. Ассортиментная политика в маркетинговой деятельности учреждений социально-культурной сферы

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых прямо или косвенно осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. Классификация субъектов производится по целому ряду типологических признаков - территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности). «Социально-культурные институты» В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно - или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью.
Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, и т.д.

Субъект СКД предполагает наличие лица или группы лиц учреждений осуществляющих организацию досуга различных групп населения.
По формам принадлежности можно квалифицировать:

1. Государственные социально-культурные учреждения, организации и предприятия.

2. Кооперативные, акционерные учреждения.

3. Частные и индивидуальные, семейные.

4. Смешанные.

Кроме того к субъектам СКД относятся:

а) личность, которая рассматривается в 2-х аспектах: 1. как тип человека соответствующих требованиям общества, его ценностным нормам, стандартам и совокупность присущих ему форм; 2. Как носитель определенных социальных характеристик, обычаев, традиций присущих для общества в котором проживает эта личность.

б) социальные институты, которые по своей функциональной целевой направленности делятся на 2 уровня:

1.нормативный уровень (рассматривается как исторически сложившийся в обществе, совокупность определенных культурных морально-этических норм, традиций, обычаев объединенных одной целью – язык, просвещение, фольклор, семья, наука, лит-ра, искусство);

2.учрежденческий уровень (к которому относятся предприятия, учреждения, ведомства, выполняющие социально-культурную деятельность в рамках досуга, спорта).



Социально-культурные институты различаются по ролевым группам:

1. Занимается произведением духовных ценностей: идеология, политика, право, гос-ое управление, наука, религия, образование, язык, лит-ра, архитектура, худ. самодеятельность, коллекционирование.

2. Занимается коммуникацией, трансляцией духовных ценностей.

3. Занимается организацией неформальной творческой деятельностью семьи, учреждений культуры, общественных движений, используя такие формы как, массовые праздники, обряды, гулянья, фольклор, народное творчество.

Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций является объектом социально-культурной деятельности. Аудитория – это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации.

В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией "социально-культурная деятельность", которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии. В этой связи необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности (и прежде всего - проектирования) для широкого спектра профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности.

Для начала попробуем развести содержание исходных понятий "социум" и "культура", рассмотреть их как относительно автономные друг от друга реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.

Социум как явление, предмет анализа и объект проектирования можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов "социальной механики", т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

Культуракак результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова - включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) - создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.

“Социальное" и "культурное" растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным "атомом" социальных структур, отношений и культурных процессов.

Представляя собой единство, труднопреодолимое даже на уровне теоретического анализа, категории "социум" и "культура" в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами:

Социум - это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего "национального мира". Культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры - способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Социальная деятельность - это целеориентированная активность, содержание которой задано ролью. Культурная деятельность - это активность смысло- и ценностно-ориентированная.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, с другой - в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.

Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории "деятельность"; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию "социального", ибо культура как процесс "живет" в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура "застывает" в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшних культурных процессов.

Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием "социально-культурная деятельность".

Схематично это можно представить следующим образом:

СОЦИУМ СКД КУЛЬТУРА

Отношение понятий, составляющих категорию "социально-культурная деятельность", носит характер взаимодополняемости, что позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций как, например, "либерально-демократическое общество", где первая часть характеризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государственного устройства. В нашем случае "социальное" указывает на субъект деятельности, а "культурное" - на качество и сферу его активности.

В качестве субъектов культурной деятельности можно рассматривать личность, социальную группу или общность, регион, общество, человечество в целом. Каждый из этих уровней можно характеризовать преимущественно в контексте социологической или культурологической проблематики:

Социальный аспект

Культурологический аспект

1.Личность как носитель социальных ролей, отношений, действий, проблем.

2.Социальная общность (объединение, организация, движение), как социальный институт, субъект социальных отношений.

3.Регион как институциональная и административно-территориальная целостность.

4.Общество как сложная система функционирования и взаимодействия различных социальных институтов.

5.Человечество как совокупность институционально оформленных наций, народов, этносов.

1.Личность как носитель “культурных” качеств, субъект культурного творчества.

2.Социальная общность как совокупность индивидов, объединенных общими целями, ценностями, как субъект саморазвития культуры.

3.Регион как совокупность социально-культурных сил, групп, движений, как носитель культурного потенциала (включая историко-культурное и этнокультурное своеобразие, ландшафтные особенности, традиции, предания, памятники истории и культуры.

4.Общество (нация) как носитель духовной целостности и историко-культурной самобытности.

5.Человечество как совокупность национальных культур.

На каждом уровне развитие и функционирование субъекта подчиняется своим закономерностям. Однако их автономность относительна - закономерности различных уровней взаимодействуют, взаимодополняют друг друга. Субъект более сложной организации "снимает" специфику предыдущего уровня, который становится элементом нового системного образования. Так, например, личностные различия пренебрегаются при анализе социально-культурных и этнокультурных групп и общностей, региона как целостного культурного образования. Типичность и специфичность этнических и социальных общностей, а также территориальная индивидуальность "снимается" в национальной культуре, которая складывается из этих элементов, но является по сути надиндивидуальным (и надэтническим) образованием, живущим по своим законам, не сводимым к закономерностям функционирования составляющих ее личностей, этносов, регионов. С другой стороны, качественное изменение элементов любого из уровней воздействует на состояние всей системы "культура - социум".

Итак, полюс социального в контексте анализируемого понятия есть обозначение субъекта, который выступает носителем определенных ценностей и осуществляет активность в различных сферах культурной жизни по их реализации. В точке пересечения социального и культурного рождается новый смысл и новое качество, которое не содержится в каждом из этих понятий-явлений, рассматриваемых изолированно друг от друга. Культура в контексте социума понимается не только как объективность "исторически застывшего", но и субъективность актуально воспринимаемого, переживаемого и практически осуществляемого, т.е. как персоналистическая реальность 1 .

Целостность и единство субъектов как носителей культуры (т.е. субъектов социально-культурной деятельности) обеспечивается не столько их институциональностью, сколько наличием базовых ценностей (объектов идентификации), сохраняющих устойчивость общности как системного образования, а также напряженностью энергетического поля , рождающегося в противопоставлении данного субъекта (социально-культурной или этнической группы, нации, общества) другим ценностям, нормам, идеалам в зависимости от степени их референтности (т.е. меры их значимости, субъективно воспринимаемой ценности) и позволяющего осознать различие, непохожесть и самотождественность "моей" общности в ее культурном измерении. В процессе консолидации индивидов, составляющих социально-культурную общность любого уровня, негативное отношение к "другим" так же естественно и закономерно, как и позитивное - к "своим". Полюсность "свое-чужое" всегда рождает особую энергетическую напряженность, которая сплачивает общность "мы" и одновременно формирует социально-психологическую оппозицию, противопоставление чужим - идеям, ценностям, образу жизни.

Анализ категории с точки зрения содержательной взаимодополняемости ее составляющих обнаруживает новые теоретико-познавательные и прикладные возможности этого понятия и позволяет более четко определить границы его компетенции. С одной стороны, культурные нормы и ценности, которые воспроизводит, хранит и видоизменяет субъект культуры, определяют смысл существования социума. С другой - социальность не просто фиксирует носителя - субъекта культурной деятельности, но придает феномену культурного содержательную определенность. Социальный субъект как носитель культуры, во-первых, всегда имеет ограниченность во времени (в отличие от культуры, "тело" которой простирается в бесконечность прошлого и включает в себя многовариантность будущего); во-вторых, социальност ь придает культуре неповторимость в пространстве здесь и теперь . Культура в актуальности настоящего всегда предполагает существование вполне конкретного субъекта, который хранит предания, традиции, нормы, развивает их и в них только и развивается.

Таким образом, в категории социально-культурная деятельность первая составляющая обозначает носителя культурных свойств и субъекта активности, а вторая характеризует сферу и качество его активности. Следовательно, социально-культурную деятельность можно определить как деятельность социального субъекта (личности, общности, социального института, этноса, нации), сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей и норм культуры - художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической и т.д.

Осуществленное выше ограничение социально-культурной деятельности позволяет точнее определить объектную область социокультурного проектирования, которая во многом является общей как для профессий культурологической, так и социально-педагогической ориентации (а еще точнее - тех направлений и видов профессиональной деятельности, которые складываются внутри культурологии и досуговедения и суть которых лучше всего отражает термин социально-культурная педагогика ).

Дело в том, что традиционно (в рамках культурно-просветительной работы) в качестве такого объекта рассматривалась, преимущественно, отдельная личность, а сама теория (или те разработки, которые претендовали на такой статус) и методические рекомендации укладывались в рамки индивидуально-психологической концепции, согласно которой процесс развития личности определяется, в основном, ее внутренней логикой и соответствующими методами воздействия субъекта педагогического процесса.

В рамках культурологической парадигмы подобный подход резко ограничивает возможности и пространство социально-педагогической регуляции. Системно выстраивая объект социокультурного проектирования (общий, как уже было отмечено, для прикладной культурологии и социальной педагогики), мы включаем в него те уровни, которые ранее не рассматривались в качестве предмета изучения и регуляции, а именно: регион как совокупность социально-культурных сил, групп, движений и общенациональную культуру как явление, характеризующееся признаками субъектности, целостности, системности и механизмами саморазвития.

Представление о социально-культурной деятельности как сложном и многоуровневом образовании позволяет четче определить проблемное поле, которое задает функции специалиста, работающего в социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его проектной деятельности. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает закономерности, механизмы и условия оптимизации культурных процессов на обозначенных выше уровнях - общенациональном (в рамках государственной культурной политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления культурой и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культурной общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Именно на этих уровнях возможна и наиболее эффективна регуляция культурных процессов - в силу социально-правовой определенности как объекта, так и субъекта регулирования.

Здесь мы выходим на второй аспект содержания социально-культурной деятельности - как способа осуществления определенных профессиональных функций, т.е. как профессиональной деятельности, преследующей достижение конкретных целей и предполагающей решение определенных (в частности, культурологических, социально-педагогических) задач. Эта деятельность может быть как объектом анализа (с позиции ее ценностей, целей, функций), так и предметом практического овладения - в форме освоения различных социально-культурных технологий (например, режиссура массовых зрелищ и представлений, сценарное мастерство, технология разработки и реализации социально-культурных программ и социально-педагогических игр, техника ведения переговоров и посредническая деятельность, маркетинг и менеджмент в социокультурной сфере и др.).

Для профессий культурологической направленности регулированию и социально-культурному проектированию подлежат процессы и явления, характерные для культуры общества в целом; а также культурная жизнь конкретного региона - здесь предметом регуляции (и программирования) являются различные социально-культурные субъекты (объединения, организации, учреждения), а целью - создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, экологической культуры человека.

Объект проектной деятельности профессионала социально-педагогической направленности также представляет собой многоуровневое явление, включающее в качестве своих составляющих не только личность, но и общность, регион. Это, в свою очередь, требует иных методологических акцентов при разработке технологических приемов и методов практической деятельности. Мировоззренческой основой данной группы профессий должна стать культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется ее социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры. В рамках этой концепции объектом регулирования является не личность, но социально-культурная среда, а предметом - оптимизация социально-культурной жизни, пространства обитания человека.

Следует отметить, что культурологическая и социально-педагогическая проблематика имеет зону пересечения, т.е. общее предметное пространство. Даже на региональном уровне утвердивший себя принцип проблемно-целевой ориентации, выражающийся в направленности социально-культурных программ на решение проблем конкретных социальных групп, придает технологии проектирования выраженный социально-педагогический характер. Причем, и в рамках профессий культурологической направленности, и в рамках социально-педагогических технологий различные виды социально-культурной деятельности рассматриваются в качестве средства решения этих проблем.

Этот же принцип является основополагающим и в зарубежных концепциях социальной педагогики, которая уже на этапе подготовки специалистов ориентирует их на понимание проблем личностей и социальных групп, причин социального дисфункционирования человека, на овладение различными техниками решения этих проблем, в том числе и средствами социокультурной деятельности, методами формирования оптимальной для личности среды обитания (артпедагогика, библиопедагогика, игропедагогика и др.).

Таким образом, категория социально-культурная деятельность является базовой, обозначающей круг явлений и область технологий, общих для профессий прикладной культурологии и социальной педагогики. Различие существует лишь в акцентах: в одном случае усиливается социальная (и социально-психологическая проблематика), в другом - культурологическая. Это обнаруживается в специфике объекта, задач и функций специалистов как социально-педагогического, так и культурологического профиля, которую мы рассмотрим в последующих разделах пособия.

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. «Социально-культурные институты» - одно из ключевых понятий курса. В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований, обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью. Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы, цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки, спортивно-оздоровительные, курортные учреждения. Каждый из этих институтов придает совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга, и называется социально-культурным институтом. Однако среди социально-культурных институтов существует внутренняя градация. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными. Таким образом, массу и официально «узаконенных», и стихийно сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на только социальные, либо на только культурные. По своей сути они одновременно и социальные, и культурные структуры. В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать свои творческие и коммерческие возможности, с другой - усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности. Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций является объектом социально-культурной деятельности. Аудитория – это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Она вступает с ним в определенные отношения и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей. Отношения аудитории культурно-досугового учреждения с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для аудитории культурно-досуговых учреждений ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носитель. Суть понятия «аудитория культурно-досугового учреждения» заключается в том, что оно отражает не просто какую-то социальную или социально-психологическую общность людей, но и отношение с источником информации. Можно говорить о массовых, групповых, и индивидуальных объектах культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности происходит с учетом конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентаций. Аудитория учреждений культуры и досуга характеризуется тремя основными составляющими – подготовленностью, предрасположенностью и активностью. Она может быть спокойная и возбужденная, заинтересованная и равнодушная, благожелательная и неприветливая, доверчивая и настороженная, постоянная и эпизодическая. Состояние аудитории культурно-досуговых учреждений предопределяется прежде всего системой социальной и духовной жизни людей, являющихся зрителями и слушателями культурно-досуговых программ. Состояние аудитории можно классифицировать по следующим типам: состояние готовности, то есть подготовленная или неподготовленная аудитория; состояние заинтересованности; состояние активности. Умение специалистов сферы культуры не только учитывать состояние аудитории, но и формировать ее путем целенаправленного воздействия играет важную роль в организации культурно-досуговых программ.


Билет 17 вопрос 1