Краткий рассказ о белке. Белка - пушистая лесная игрунья

Класс: млекопитающие.
Род: грызуны.
Семейство: беличьи.
Район обитания в природе: род Белка обыкновенная объединяет около 50 видов и является единственным, обитающим в России. Помимо России эти белки живут в Европе, Северной и Южной Америке, в умеренных широтах Азии. В Австралии белок нет.
Продолжительность жизни: 3-4 года в природе и 10-12 лет в неволе.
Конституция: среднего размера, приземистые, с корпусом треугольной формы и хорошо развитой мускулатурой собаки прямоугольного формата.
Средние показатели самца:
Средние показатели самки: длина тела 20-32см, хвост 19-31см. Вес 180-1000гр.

Описание
Белка обыкновенная – мелкий зверёк с вытянутым стройным телом, пушистым хвостом с «расчёсом» и округлой головой, изящные и грациозные. Глаза у белок большие и тёмные. Уши длинные, зимой имеют выраженные кисточки. На мордочке, передних лапах и брюхе растут вибриссы, специальные органы чувств, помогающие животным ориентироваться в пространстве. Задние конечности заметно длиннее передних, а пальцы на лапах имеют цепкие, острые когти. Волосы по бокам хвоста длиннее, чем на теле, отчего хвост имеет уплощённую форму.

Характер
Белки считаются умными и сообразительными животными, поскольку умеют прятать и находить спрятанные орехи и семечки, быстро понимают, что люди являются источником корма и приучаются есть с руки. Они агрессивны, подозрительны и отличаются склочностью. Белки могут стать ручными зверьками, но не домашними питомцами. Они не относятся к животным, которых можно «потискать». Даже при дружеских отношениях Вам, может быть, иногда удастся погладить зверька по спинке. Крайне редко белка может стать настолько ручной, что позволит брать себя на руки. У молодых животных степень адаптации к новым условиям значительно выше, чем у взрослых зверьков.

Отношения с другими домашними питомцами
Белки вполне могут ужиться с собаками и кошками, всё зависит от характера животных, но знакомить их надо аккуратно и постепенно. Следует иметь в виду, что укус кошки может быть смертелен для белок, поскольку в кошачьей слюне живут бактерии Pasturella, поражающие нервную систему белок. Спасти белку могут инъекции специальных антибиотиков в течение 12-24 часов. Не очень крупных птиц белка может пытаться поймать, по крайней мере, выдернуть перья, через решётку клетки. Белку не стоит селить в одну клетку или вольер с другими грызунами.

Отношение к детям
Маленьких детей нельзя оставлять наедине с животным, поскольку даже ручные белки могут укусить, если они испугаются или их попробуют схватить. Старшие дети, обученные правилам обращения с животными, вполне могут предложить белке орех, семечки, угостить зверька с руки.

Обучение
Белки не поддаются обучению, но могут запомнить свою кличку и откликаться на неё. Для приручения белки, после того, как она адаптируется к новым условиям, ей надо предлагать угощение с руки, разговаривать с ней, чтобы она постепенно привыкала к Вам. Белки требуют постоянного внимания. У них «короткая» память и они быстро дичают без постоянного общения. Белки, выведенные в неволе, быстрее приручаются и лучше адаптируются к новым условиям. Дикие белки, найденные или пойманные на воле, могут никогда не приручиться и остаться дикими на всю жизнь.

Питание
Вода должна быть всегда свежей, фильтрованной или кипячёной. Белка с удовольствием ест различные орехи, семена боярышника или шиповника, тыквенные семечки, сухофрукты, сушёные грибы. Орехи следует давать в скорлупе, чтобы белка стачивала постоянно растущие передние зубы. Семечки тоже не следует чистить, пусть белка это сделает сама, если захочет их съесть.
Рацион взрослой белки должен включать:
Фундук, кедровый орех, семечки тыквенные, боярышник сушеный, шиповник сушеный, сушёные грибы, кроме шампиньонов и вешенок, яблоко сушеное, груша сушеная, урюк или курага (без косточки), изюм, кабачок сушеный, морковь сушеная, кукуруза сушеная, пшеница, овес, шишки еловые с семенами, шишки сосновые с семенами, шишки лиственницы с семенами. К ежедневному рациону желательно добавлять свежие яблоки и груши (по ломтику), морковь и огурец (по ломтику), сметану – 1/4 чайной ложки, творог – 0,5 чайной ложки, натуральный йогурт – 0,5 чайной ложки. С мая по октябрь следует предлагать Вашему питомцу ветки с почками, молодыми побегами и недозревшими плодами – яблоневые, вишнёвые, дубовые, берёзовые, хвойных пород, липовые. Летом белке могут понравиться ягоды средней полосы, а также плоды рябины, калины, черёмухи и клюква. Зимой в сочный корм или питье можно добавить для профилактики авитаминоза немного пчелиного меда (осторожно, может быть аллергеном), витамины А, Д, Е на масле 1 раз в неделю на одного животного. Белке нельзя давать миндаль, шампиньоны, вешенки и сладкое. Согласно последним исследованиям белки не очень хорошо переносят сырой арахис и семена подсолнечника.
Белка ест не очень много, но, повинуясь природному инстинкту, любит прятать еду, поэтому вначале нужно внимательно следить за животным, чтобы определить, какое количество еды ему необходимо. Примерный ежедневный рацион белки включает 10 - 15г белого хлеба, 15 - 20г орехов, 20 - 25г фруктов или ягод, которые зимой можно заменить сухими. Кормят белок два раза – утром и вечером, в свободном доступе можно оставить зерновые палочки, свежие ветки ивы, лиственницы, боярышника, шиповника, тыквенные семечки, ломтики овощей и фруктов, а лакомства давать с руки, общаясь с питомцем, что белкам необходимо. Летом белкам можно предложить гусениц без волосяного покрова, желтого или зелёного оттенка, сверчков, червячков из фруктов, чтобы восполнить дефицит животного белка. Такой корм следует предлагать не чаще чем раз в три, четыре дня.

Уход и содержание:
Белки живые, подвижные зверьки, могут прыгать и лазать часами, поэтому для содержания белки в доме необходим вольер или большая клетка. Для одной белки необходима клетка размерами 50х60см и высотой 150см. Прутья должны быть оцинкованными или иметь хорошую порошковую окраску. Зазор между прутьями – не больше 2см, чтобы белка не билась о решётку. Клетка должна иметь выдвижной поддон, чтобы её было легко убирать. На поддон желательно положить сено, лесной мох или тростник. В клетке обязательно должны находиться кормушка, поилка и домики, где белки устраивают гнёзда. Для одной белки нужно два домика, которые следует надёжно закрепить на достаточной высоте. В клетку следует положить кусочки ткани, обрывки шерстяной пряжи, опилки, небольшое количество ваты, соломы, которые белка будет использовать при устройстве гнезда. У владельца обязательно должен быть доступ в домик (откидная крыша или широкий вход). Для грызунов наилучшим образом подходят кормушки и поилки из нержавеющей стали. Минеральный и соляной камни должны быть установлены в удобном для белки месте, желательно рядом с кормушкой или поилкой. Поскольку белкам необходимо движение, то следует установить различные лесенки, гамаки, качели, поставить достаточно крупные ветки и обязательно колесо. Клетка должна быть установлена вдали от сквозняков и прямых солнечных лучей. Убирать клетку лучше через день, но не реже одного раза в неделю, чтобы уберечь животное от инфекционных заболеваний, а себя от неприятного запаха. Дезинфицировать клетку необходимо не реже одного раза в две недели. При уборке и дезинфекции клетки не следует трогать гнёзда.
Белке нужно много движения, поэтому желательно давать ей возможность погулять на свободе, убрав всё, что может причинить ей травмы, спрятав электрические провода и закрыв шкафы на ключ. Белок не надо купать: она может искупаться сама, если в клетку поставить купальню, наполнив её водой на 2-3см. Линяет белка два раза в год и на время линьки стоит установить с внешней стороны клетки бортики высотой 10см, чтобы шерсть не летела в комнату.
Если белка сбежала не стоит за ней гоняться – поймать зверька невозможно. Следует оставить её в покое и, проголодавшись, она сама придет в клетку за кормом.

Болезни:
Неинфекционные заболевания
Ожирение, нарушение метаболизма костной ткани, авитаминоз.
Инфекционные заболевания
Водобоязнь белок, фиброма белок, чума, энцефаломиокардит, чесотка, грибковые заболевания кожи, японский энцефалит, туляремия.

Где купить белку
Белку, как и прочих грызунов, желательно приобретать в специальном питомнике или, в крайнем случае, в зоомагазине. Специалисты настоятельно не рекомендуют покупать бурундуков на птичьем рынке, поскольку велика вероятность приобрести больного зверька.

Конспект занятия по теме: «Составление рассказа-описания «Белка» предназначен для детей 3 класса КРО. Занятие построено на использовании метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР.

Пояснительная записка

Конспект занятия по теме: «Составление рассказа-описания «Белка» предназначен для детей 3 класса КРО. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ЗПР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Ограниченные представления об окружающем мире, бедный словарный запас и грамматически неправильное оформление речи являются результатом несформированной связной речи.

Составление рассказа-описания в календарно-тематическом планировании входит в структуру работы над связной речью. В основу занятия положено использование метода мнемотехники.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. При помощи схем-моделей в процессе составления рассказа зарисовываются опорные картинки-символы, которые впоследствии помогают воспроизвести текст связно, в логической последовательности.

Мнемотехника как метод помогает привлечь внимание детей к процессу рассказывания, а также удержать в памяти структуру содержания текста.

Конспект занятия: Рассказ-описание «Белка»

Цели: научить составлять рассказ-описание на тему «Белка»

  • упражнять детей в умении составлять рассказ-описание с использованием мнемосхемы;
  • закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ;
  • обогащать активный словарный запас такими словами как «дупло», «шалунья», «игривая», «задорная», «чудесный», «пушистый», «чёрные кисточки», «нрав»;
  • совершенствовать грамматический строй речи.

Ожидаемый результат: сформировано умение составлять рассказ-описание на тему «Белка».

Оборудование: картинка с изображением белки; альбомные листы с пустыми жёлтыми окружностями и одной красной по количеству детей; цветные ручки, фломастеры, карандаши, в том числе и простые, корректоры письменных ошибок; слайд «Лес»; слайд, на котором окружности открываются по щелчку; аудиодиск «Звуки леса», разрезные картинки (от 3 до 6 составных частей) с изображением грибов, ягод, орехов и жёлудей, сигнальные кружки чёрного, зелёного и красного цветов.

Белка – дикое животное. Её можно встретить в лесу или в парке. Белка живёт на дереве в дупле. У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые. На ушках чёрные кисточки. У белки чудесный пушистый хвост. Она любит есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди. У этой шалуньи весёлый нрав. Она легко прыгает с ветки на ветку. Мне нравится белка, потому что она игривая и задорная.

План занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Перед вами лежат листы с окружностями, цветные карандаши, ручки, простые карандаши, стёрки, корректоры. Всё это вам понадобится на занятии.

Сегодня мы составим рассказ про животное (слайд «Лес»). Послушайте загадку и отгадайте, про какое животное идёт речь.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

II. Основная часть.

1. Про кого будем составлять рассказ? (про белку). Как будет называться наш рассказ? («Белка») – слайд с окружностями + картина «Белка».

В центральном кружочке пишем букву «Б». Это будет название нашего рассказа – «Белка».

Посмотрите на картинку и подумайте, как ещё можно заменить слово «белка» в рассказе? Какие слова вы подберёте? (белка, красавица, шалунья, она) – запись на доске. (По просьбе логопеда слова читает ученик). Эти слова мы будем использовать с вами в рассказе.

Прежде чем начать рассказ, нужно выяснить, белка какое животное – дикое или домашнее? (дикое). Какое предложение составим? (Белка – дикое животное). Пишем в первом красном кружочке – с него мы начнём наш рассказ — букву «Дик.».

Где её можно встретить? (в лесу или в парке). Составьте предложение. (Её можно встретить в лесу или в парке.) Рисуйте в следующем кружочке лес так, как вы его представляете.

Теперь закройте глаза, и давайте представим, что мы находимся в лесу. Послушаем голоса птиц, представим себе белочку на дереве (используется аудиозапись).

Молодцы! Теперь давайте подумаем, в чём белка живёт на дереве? (в дупле). Дупло – это жилище белки, её дом.

Каждый проговорите это слово.

Составьте предложение. В чём белка живёт на дереве? (Белка живёт на дереве в дупле.)

Рисуем в следующем кружочке дупло на дереве.

Давайте опишем внешность белки. Какого цвета у нашей красавицы шерсть, грудка и живот? (шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые).

Составляем предложение. (У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые.)

Рисуем штрихи оранжевого и белого цветов. Белый цвет можно сделать штрих-корректором.

Что на ушках? (чёрные кисточки). Повторите каждый эти слова. Какое предложение составим? (На ушках чёрные кисточки.)
Рисуем в следующем кружочке чёрные кисточки.

Какой у белки хвост? (чудесный, пушистый). Составляем предложение. (У белки чудесный пушистый хвост.) Рисуем в следующем кружочке хвост.

Что она любит есть? (грибы, орехи, ягоды, жёлуди) Какое предложение составим? (Она любит есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди.) Рисуем в следующем кружочке грибы, ягоды, орехи и жёлуди.

Давайте поможем белке сделать запасы на зиму. Соберите разрезные картинки (используются картинки «гриб», «ягоды», «жёлуди», «орехи»)

Физкультминутка:

Ребята, встаньте!

Кто собирал картинку «гриб» — поднимите руки вверх и хлопните в ладоши.

Кто собирал картинку «орех» — покивайте головой.

Кто собирал картинку «ягоды» — присядьте.

Кто собирал картинку «жёлудь» — подпрыгните.

Мы приходим в лес. Что мы видим? Чем она занимается? (прыгает с ветки на ветку) Как она прыгает с ветки на ветку? (легко) Составляем предложение. (Она легко прыгает с ветки на ветку.) Рисуем ветку в следующем кружочке.

Теперь нам нужно заклнчить наш рассказ. Вам нравится белка? Почему вам нравится белка? Какие слова мы подберём? Она любит играть? (да) Значит она игривая. Она весёлая? (да) Значит она задорная. Какое предложение составим? (Мне нравится белка, потому что она игривая и задорная).

3. Послушайте, какой рассказ у нас получился. Я рассказываю – вы следите по своим мнемосхемам.

4. Пользуясь своими рисунками по тексту, перескажите рассказ «Белочка».

III. Итог занятия.

Ребята, я хочу вас поблагодарить за вашу работу. Все старались, были внимательными. Каждый оцените себя – поднимите чёрный кружок, если считаете, что рассказали плохо; зелёный – хорошо, но с ошибками; красный – очень хорошо. Назовите, по вашему мнению того ученика, чей рассказ вам понравился больше всего. (Далее логопед высказывает своё мнение и рекомендации по работе каждого ученика).

Кто из вас, кому приходилось бывать в лесу, не видел этого лёгкого и проворного зверька? Идёшь по лесной тропинке, собираешь в кузовок грибы и вдруг услышишь резкий чекочущий громкий звук. Это играют, резвятся на дереве весёлые проворные белки. Можно долго любоваться, как гоняются они друг за дружкой, носясь по сучьям и по стволу дерева, иногда вниз головою.

Белки никому не причиняют вреда. Зимою и летом живут белки в хвойных лесах. На зиму они заботливо запасают в дуплах корм. Летом и осенью сушат шляпки грибов, ловко нанизывая их на голые ветки деревьев. Я не раз находил в лесу грибные хранилища белок. Сидя под деревом в глухом лесу, я увидел однажды скакавшую по земле рыжую белку. В зубах она несла большую тяжёлую гроздь лесных спелых орехов. Белки умеют выбирать самые спелые орехи. Они прячут их в глубоких дуплах и зимою безошибочно находят свои запасы.

Обычная пища белок — семена хвойных деревьев. В лесу на снегу под деревьями можно видеть зимою шелуху разгрызенных белками еловых и сосновых шишек. Сидя высоко на сучке дерева, держа шишку в передних лапах, белки быстро-быстро выгрызают из неё семена, роняя вертящиеся в воздухе чешуйки, бросают на снег обгрызенный смолистый стержень.

В зависимости от урожая сосновых и еловых шишек белки кочуют на большие расстояния. В пути они переплывают широкие реки, ночами пробегают через многолюдные города и посёлки. Плывущие по воде белки высоко задирают пушистые хвосты. Их можно увидеть издалека.

Белок можно легко приручить и держать в неволе. Некогда у меня был приятель, археолог и книголюб. В его большой комнате жила проворная весёлая белка. Она доставляла много забот и хлопот хозяину-книголюбу. Без устали носилась она по книжным полкам, случалось, грызла переплёты дорогих книг. Пришлось посадить белку в проволочную клетку с широким вращавшимся колесом. По этому проволочному колесу белка носилась неутомимо. Белкам нужно постоянное движение, к которому они привыкли в лесу. Без такого постоянного движения, живя в неволе, белки болеют и умирают.

Осенью и весною белки линяют. На лето они одеваются в лёгкую рыжую шубку, поздней осенью эта рыжая шубка становится серой, густой и тёплой. Белки строят уютные, тёплые и прочные гнёзда, похожие на сплетённые из тонких ветвей закрытые домики. Домики эти обычно строятся в развилинах густых и высоких хвойных деревьев, с земли их трудно увидеть. Внутри домик белки покрыт мягкой подстилкой. Там белки выводят и выкармливают маленьких своих бельченят. Самым грозным врагом белки является куница. Сильные и злые куницы беспощадно преследуют белок, ловят их и поедают, разоряют гнёзда...

Совсем недавно, прошлой зимою, у окна нашего лесного домика каждый день появлялись две белки. Мы выбрасывали в форточку на снег небольшие кусочки чёрного хлеба. Белки подхватывали их и взбирались на росшую под окном густую тёмную ёлку. Усевшись на сучок, держа в передних лапках кусочек хлеба, они быстро съедали его. С нашими белками часто ссорились сероголовые галки, всякий день прилетавшие под окно нашего домика, чтобы полакомиться приготовленным для них угощением. Проходя однажды тропинкой в лесу, жена увидела знакомую белку с хлебной коркой во рту. Она удирала от двух настойчиво преследующих её галок, старавшихся отнять хлеб.

Удивительно красивы следы белок в лесу на только что выпавшем чистом снегу. От дерева к дереву чётким и лёгким пушистым узором тянутся эти следы. Белки то перебегают от дерева к дереву, то взбираются на вершины, покрытые тяжёлыми гроздьями шишек. Распушив лёгкий хвост, они, стряхивая снежную навись, легко перемахивают с ветки на ветку соседних деревьев.

В сибирских лесах иногда встречаются белки-летяги. У этих маленьких лесных зверьков между передними и задними ногами есть лёгкая перепонка. Они легко перескакивают, как бы перелетают с дерева на дерево. Мне только однажды удалось видеть белок-летяг в наших смоленских лесах. Они жили в глубоком дупле старого дерева. Там я их случайно обнаружил.

Соколов-Микитов Иван

Однажды зимой мы с мамой прогуливались по зимнему парку. И тут я заметил, что кто-то шевелится на толстом стволе старого дерева. Я посмотрел туда и увидел белку! Она держалась на стволе, крепко вцепившись в кору коготками на лапках.

С первого взгляда было видно, что мех у белочки очень густой и пушистый. Я этому и не удивился, ведь стояла зима, а к зиме звери отращивают теплые шубы. В шубке зверька сочетались три цвета: красно-рыжий, пепельно-серый и белый. Спинка и головка белочки были рыжими, бока серенькими, а брюшко - белым.

Белочка, не мигая, смотрела на нас своими блестящими черными глазками. Они напоминали мне угольки. Ушки на маленькой головке зверька смотрели вверх. Я заметил на них смешные кисточки. На уроках в школе нам рассказывали, что кисточки вырастают на ушах у белок как раз к зиме, а летом их там нет.

Но самым роскошным в беличьем зимнем наряде был, конечно, ее меховой пушистый хвост! Ведь он даже заменяет белке парашют, когда она скачет по деревьям! Я заметил, что хвост зверька имел серый с рыжим цвет. Он показался мне очень большим, даже больше самой белочки!

Тут белочка, быстро перебирая своими сильными цепкими лапками, мигом взобралась по стволу дерева. Маленькая альпинистка в мгновение ока скрылась за ветвями, и я потерял ее из виду. Она запомнилась мне настоящей пушистой красавицей!