Конспект урока на тему «Как дикие животные готовятся к зиме. Конспект занятия в старшей группе: Как животные готовятся осенью к зиме

Открытое занятие по окружающей среде во второй младшей группе на тему: «Как звери готовятся к зиме».

Цели:

1.Расширять представления детей о многообразии природных явлений. 2.Помогать устанавливать простейшие связи между ними. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. 3.Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. 4. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. 5.Развивать мелкую моторику пальцев рук; побуждать к творчеству и самостоятельности. 6.Развивать речь детей.

Наглядный материал: птица, письмо, силуэты животных (белка, заяц, медведь), макет леса.

Раздаточный материал: клей, кисточки, картонные силуэты животных, крупы (манная, гречневая, пшено) , зимняя одежда (шапки, шарфы, варежки)

1.Организационный момент

2.Ход занятия.

Здравствуйте,ребята, здравствуйте наши дорогие гости. Сегодня мы с вами покажем нашим гостям как умеем заниматься (Слышен стук).

Воспитатель: Ребята, а кто это к нам стучится, в группу нашу просится? (Заношу птицу с письмом). Да это же совушка к нам прилетела. Письмецо нам принесла

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки угадать.

Загадки.

1. Зверь мохнатый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)

2. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белка)

3. Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (волк)

4. Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках. (заяц)

Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали.

Воспитатель: Письмо от наших друзей – лесных зверей. Они пишут, что хорошо им жилось на лесной полянке. Жили не тужили, между собой дружили, белочки и зайчата, медвежата и волчата. Дружно – весело играли, да про зиму позабыли. Стало на улице холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли зверята тёплые шубки сшить и просят у вас помощи.

Вы же добрые ребята, вы поможете зверятам?

Давайте с вами отправимся в лес и попытаемся помочь нашим друзьям, но давайте возьмем с собой мам и пап (вызывается 2-3 родителя) Но для этого нужно одеть родителей потеплее, чтоб они не замерзли (дети на время одевают родителей)

Молодцы! Теперь можно отправляться!

Физминутка

Мы шли-шли-шли,

Сугробы слева нашли,

Встали, постояли,

Опять пошли.

Мы шли-шли-шли,

Шишку справа нашли,

Нагнулись,подняли

И снова пошли.

А теперь закройте глаза и повторяйте за мной:

1, 2, 3 вокруг себя повернись,

и в сказочном лесу окажись.

Ребята, а как надо вести себя в лесу?

Дети: Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

Воспитатель: А вот перед вами сказочный лес. Посмотрите внимательно, каких животных вы видите?

Дети : зайца, медведя, белку.

Воспитатель : Где же нам можно взять тёплые шубки?

Дети: Купить в магазине, сшить.

Воспитатель: Но в лесу нет магазина. А есть лесное ателье. Я предлагаю вам стать портными и утеплить шубки для зверей из различных круп,а родители вам помогут! Какие крупы вы видите? (Гречневая, рисовая, пшенная). (На столе лежат силуэты животных). (На картонные силуэты животных дети намазывают клей ПВА, и посыпают соответствующей по цвету крупой).

Индивидуальные вопросы:

Из чего ты будешь мастерить шубку медведю? (из гречневой крупы)

Какого цвета шубка у зайчика? (белого цвета)

Из чего ты будешь её делать? (из манной крупы)

Какого цвета шубка у белочки?

Шубки мы приготовили. А вот теперь зверята предлагают с ними поиграть, кубики собрать, а родители нам помогут(первая группа детей собирает белочку, вторая-медведя, третья-зайчика)

Какие же вы молодцы ребята! Какие замечательные шубки смастерили, поиграли со зверятами.

Пока звери примеряют шубки, мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».

Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

- Ёж маленький, а медведь …….(большой)

Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).

Расскажите стихи о своих лесных друзьях. (Дети рассказывают стихи о животных, которым мастерили шубки).

«Мишка»

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший

«Зайка»

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад.

Физминутка

Мы шли-шли-шли,

Сугробы слева нашли,

Встали, постояли,

Опять пошли.

Мы шли-шли-шли,

Шишку справа нашли,

Нагнулись,подняли

И снова пошли.

Повторяем волшебные слова:

Раз, два, три вокруг себя повернись,

и снова в группе окажись.

3.Заключительная часть.

Ребятки, смотрите кто к нам пришел? (мягкая игрушка –мишка) Это же мишка!

В группу приходит медведь с угощением:

Мы детей благодарим

Всем спасибо говорим.

Не страшны нам холода.

Будет нам тепло всегда.

До свидания детвора (уходит)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?

Вы очень старались и дикие звери вам благодарны за помощь! Мне приятно было с вами общаться. Спасибо вам и нашим гостям!

Конспект

Тема: «Как звери к зиме готовятся».

Цель: Закрепить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях.

Задачи : 1. Расширять представление детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними. 2. Закреплять знания о диких животных: чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. 3. Воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным. О О «Речевое развитие». 1. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. 2. Создать условия. способствующие эмоциональному сближению детей. 3. Закреплять знания детей о правилах поведения в лесу. ОО «Художественно-эстетическое развитие ». 1. Совершенствовать навыки лепки, развивать мелкую моторику. 2. побуждать к творчеству и самостоятельности. ОО «Физическая культура».

Наглядный материал : презентация, карточки с изображением диких животных, картинки с изображением берлоги, норки, куста и дупла, сундучок, морковь.

Раздаточный материал : пластилин, доски, стеки, клеенки.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с животными, осенними пейзажами, загадывание загадок о животных, закрашивание готовых форм, чтение стихов, рассказов.

Ход НОД.

В. Ребята, какое сейчас время года?

Д. Осень.

В. Какое время года наступит за осенью?

Д. Зима.

В. Ребята, вы хотите побывать в лесу и посмотреть, как лесные жители готовятся к зиме?

В. Сегодня мы пешком пойдем в лес, чтобы все рассмотреть и не распугать животных. Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что нельзя делать?

Д. Бегать, кричать ломать ветки, не разжигать костры, не кидать мусор, чтоб не упасть, смотреть под ноги, ходить очень осторожно, разорять муравейники и птичьи гнезда.

В. Отправляемся в путь!

Пасмурным осенним днем Мы все вместе в лес идем Дружно мы идем по лесу. А вокруг так интересно. Отдохнуть пора дружок Мы присядем на пенек

Картина осеннего леса (Слайд №1)

В. Ребята, где мы с вами находимся? Давайте прислушаемся. Почему так тихо? (птицы улетели теплые края, звери к зиме готовятся.)

Отгадайте загадку:

Маленький, беленький. По полю скачет, Ушки прячет (заяц) . (Слайд «Заяц в белой шубке)

Почему заяц поменял к зиме серую шубку на белую? - Чем он питается зимой? - Где у него домик (слайд «Заяц под кустом».)

Воспитатель: А теперь отгадайте следующую загадку:

Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна (медведь)

(Показывает слайд «Медведь в берлоге »)

В. Чем питается медведь? Д. Грибами, ягодами, мышами. В. Как называется домик медведя? Д. Берлога. В. Делает ли медведь запасы на зиму?

В. Ребята, мне кажется, кто-то пыхтит за пеньком. Как вы думаете кто это? Тогда отгадайте загадку.

На спине иголки Длинные и колкие, А свернется в клубок - Ни головы нет, ни ног (Слайд «Ежик»)

Дыхательная гимнастика «Ежик»

(Вдох носом выход через рот произнося «пых-пых»

В. Чем питается еж? Д. Грибами, ягодами, мышами. В. Где у ежика домик? Д. В норе. (слайд «Ежик около норки») В. Для чего еж сворачивается в клубок? Д. Он защищается от врагов, и чтоб насадить сухие листья, мох на иголки. Приносит в норку, утепляя жилище. В. Делает ли еж запасы на зиму? Д. Нет, он зимой спит свернувшись клубком до весеннего солнышка. (слайд «Ежик спит»)

Отгадайте следующую загадку: Кто на ветке шишку грыз И бросал объедки вниз Кто по елкам ловко скачет Кто в дупле орешки прячет

(слайд «Белкины запасы»)

Где живет белка? Д. В дупле В. Как белка готовит дупло к зиме? Д. Она таскает траву и листья. В. Какие запасы делает белка? Д. Сушит грибы, орехи, желуди. В. Меняет ли белка шубу? Д. С рыжей на серую. (показывает слайд «белка зимой»,) В. Зачем?

В. А какие еще животные живут в лесу?

В. Ребята раз уж мы с вами пришли в лес, давайте поиграем в игру «Охотник и звери»

Проводится игра «Охотник» (2-3 раза)

В. Ну что, вам понравилось играть? Нам уже пора в детский сад, в нашу группу. Скажем волшебные слова «1- 2- 3 повернись и снова в группе окажись».

А скажите мне, как вы думаете, кому в лесу зимой живется труднее? Почему? А давайте мы для зайчиков слепим морковку.

ЛЕПКА

Дети садятся за столы.

В-ль показывает детям морковку, предлагает рассмотреть ее форму (конус) и дает задание слепить такую же. Под руководством в-ля дети раскатывают колбаску и оттягивают один кончик, с другой стороны вставляют листочки из цветного картона. Вылепленные морковки складывают в корзину.

В. Какие вы молодцы, морковь как настоящая. А у меня есть волшебный сундучок. Давайте сложим вашу морковь в этот сундучок, а сундучок отправит вашу морковь зайчикам в лес. Поделки кладутся в сундучок, дети произносят волшебные слова, сундучок открывается и из него достается настоящая морковь. Ребята, сундучок и вам приготовил гостинец!

В. Дети где мы сегодня были с вами? - Что видели? - Чем занимались? - Что вам понравилось?

А сейчас угощайтесь морковкой.

ДО СВИДАНИЯ!

Анализ занятия.

Цель: Закрепить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие».

1. Расширять представление детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними. 2. Закреплять знания о диких животных: чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. 3. Воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным.

ОО «Речевое развитие».

1. Обогащать словарь детей по теме. 2. Закреплять умение использовать в речи простые и сложные предложения.

ОО «Социально - коммуникативное развитие».

1. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. 2. Создать условия способствующие эмоциональному сближению детей. 3. Закреплять знания детей о правилах поведения в лесу.

ОО «Художественно-эстетическое развитие».

1. Совершенствовать навыки лепки, развивать мелкую моторику. 2. побуждать к творчеству и самостоятельности.

ОО «Физическое развитие».

1. Использовать двигательную активность для повышения умственной работоспособности детей. 2. Развивать внимание, память, мышление, тренировать носовое дыхание, координацию движений.

Организационная деятельность, подготовка к занятию Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Организационный прием «Прогулка в лес» в стихотворной форме был направлен на установление дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время подвижной игры «Охотник и зайцы», работа с пластилином рук – сидя на стульчиках, дыхательное упражнение «Ёжик» – стоя. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Дидактическая деятельность воспитателя: Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей:

Познавательное развитие : Расширяла представление детей о многообразии природных явлений. Помогала устанавливать простейшие связи между ними. Закрепляла знания о диких животных: чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитывала любознательность, любовь к природе и диким животным ; Речевое развитие : Обогатила словарь детей словами и выражениями: разорять (гнезда, муравейники), впадать в спячку, цилиндр. Закрепила умение использовать в речи простые и сложные предложения Социально - коммуникативное развитие: Развивала общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками. Создала условия способствующие эмоциональному сближению детей. Закрепила знания детей о правилах поведения в лесу. Художественно-эстетическое развитие : Совершенствовала навыки лепки, развивала мелкую моторику. Побуждала к творчеству и самостоятельности. Физическое развитие. Использовала двигательную активность для повышения умственной работоспособности детей. Развивала внимание, память, мышление, тренировала носовое дыхание, координацию движений

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях; Использование презентации помогло в интересной форме реализовать основную обучающую задачу- з акрепить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях . Моя роль сводилась к закреплению умения использовать в речи простые и сложные предложения. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Наглядная демонстрация и беседа активизировали мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени. Итог занятия был организован в форме вопросов так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала. В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Конспект комплексного занятия

«Как звери готовятся к зиме»

в старшей подгруппе детского сада «Колосок» ,

филиала МДОУ Новомалыклинский д\с «Солнышко»

воспитателя разновозрастной группы

Будылевой Алефтины Федоровны

Программное содержание.

1. Систематизировать знания детей о жизни диких животных в лесу, о том, как звери готовятся к зиме. Закрепить с детьми понятия о заповеднике, егере.

2. Развивать связную речь детей, умение подбирать к прилагательным подходящие по смыслу слова, творческое воображение, наблюдательность.

3. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных.

Предварительная работа.

Рассматривание альбомов, открыток о диких животных Чтение художественной литературы: В.Бианки «Хвосты», М.Пришвин «Еж», Л.Толстой «Зайцы». Инсценировка сказки

«Теремок», проведение занятия «Как зовут медведя, лису, зайца?» Лепка: « Много зайчиков больших и маленьких».

Рисование: «Лиса», «Наш мишка».

Материал к занятию.

Письмо, шишки с загадками, картинки с изображением

диких животных, листы-задания на каждого ребенка:

«Кто где живет?», «Преврати фигуру в какое-либо животное», карандаши, атрибуты оформления зимнего леса.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходят в группу, здороваются с гостями, показывает письмо, говорит:

«Кто-то бросил к нам в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо,

Может это, воробьишко,

Пролетая, обронил.

Может кто письмо, как мышку

На окошко заманил?»

Интересно, от кого же оно, ребята, вы хотите узнать? Давайте прочитаем его: «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы бывали когда-нибудь в зимнем лесу? Приглашаем вас к нам в гости».

Ребята, письмо никто не подписал, вместо подписи нарисована шишка, кто же это может быть?

Давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть и шишки найдутся в нашей группе, не только письмо».

Дети находят шишки в них записки с загадками.

Воспитатель: - «Дети шишки не простые, они с сюрпризом загадкой, слушайте внимательно, будем отгадывать».

1 - «Зимой спит, летом ульи ворошит» (Медведь)

2 - «Весь в колючках, ворчит, как злючка,

чуть испугается, в клубок свивается». (Еж)

3 - «Серовато, зубовато, по полям рыщет,

телят да ягнят ищет» (Волк)

4 - «Угадайте, что за шапка, меха целая охапка.

Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору». (Заяц)

5 - «Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса, а зовут ее ………..» (Лиса)

6 - «Юркий, маленький зверек

По деревьям, прыг да скок». (Белка)

Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки. Шишка за шишкой, мы и не заметили, как оказались в зимнем лесу. Только что-то нас никто не встречает, а вы догадались, кто нас пригласил в зимний лес? (ответы детей). Ребята, посмотрите на деревьях висят картинки с изображением этих зверей. Дети, как их всех можно назвать?

Дети - Дикие животные.

Воспитатель - А почему, ребята, их называют дикими животными?

Дети - Потому что они живут в лесу, сами добывают себе еду, строят жилище, растят своих детенышей, заботятся о них.

Воспитатель - Правильно, ребята. Давайте вспомним и расскажем,как готовятся к зиме и зимуют дикие животные. (Подзывает к себе детей, у которых в руках изображение медведя и ежа)

Дети, как готовятся к зиме медведь и еж? (Усиленно питаются, откладывают жир, устраивают место для проведения зимы)

Как они проводят зиму? (Они спят до весны: медведь в берлоге, а еж, устаивается под корягой в ямке, в постельке из листвы и травы.)

Ребята, вспомните, какой еще зверек спит всю зиму? (Барсук)

Дети, а чем белка и заяц похожи в подготовке к зиме? (Меняют окраску меха). А чем, заяц и белка отличаются в подготовке к зиме? (Белка делает запасы на зиму, а заяц нет, белка зимует в дупле, а у зайца нет никакого жилья, он ночует под кустиком).

Воспитатель: - Ребята, а лиса и волк как готовятся к зиме? Почему? (Волк и лиса не делают запасов на зиму, они всю зиму проводят в охоте на зайцев, мышей и другую добычу)

Воспитатель: - Дети, а какому животному трудно зимовать без помощи человека? Отгадайте загадку и вы ответите на мой вопрос.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога, раскинув широко. (Лось)

Дети, почему лосю трудно зимой? (Мало корма для животного)

Правильно, ребята. Скажите, пожалуйста, как называется место, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы, где помогают морозной зимой выжить, прокормиться? (Заповедник)

Молодцы, а как называют человека, который помогает этим зверям? (Егерь).

Мы с вами тоже помогаем зимовать птицам, которые прилетают к нам зимой на участок. Что мы для этого делаем? (Развешиваем кормушки, насыпаем корм.)

Молодцы, ребята. Давайте поиграем в игру - «Закончи предложение», в котором мы с вами будем подбирать подходящие по смыслу слова.

«Большой, неуклюжий, как ……… (Медведь)

«Длинноухий, быстроногий, как …... (Заяц)

«Красивая, хитрая, как ……. (Лиса)

«Зубастый, голодный, как ….. (Волк)

«Колючий, маленький, как …….. (Еж)

«Маленькая, ловкая, как ….. (Белка)

Воспитатель: - Давайте, ребята, немного отдохнем.

Нам лениться не годится, помните, ребятки.

Даже звери, даже птицы делают зарядку.

А лисята, как проснутся, очень любят потянуться.

Обязательно зевнуть, ловко хвостиком вильнуть.

Ну, а мишка косолапый широко разводит лапы,

То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.

Раз присядка, два прыжок и опять присядка.

А потом опять прыжок - заячья зарядка!

Птичка скачет, словно пляшет, птичка крылышками машет

И взлетает без оглядки это - птичкина зарядка.

Воспитатель: - Ребята, давайте присядем за столы и поиграем в игры: «Кто где живет» и «Преврати фигуру в какое-либо животное».

В первом задании нужно соединить зверька линией с его жилищем, а на втором листочке дорисовать фигуры до изображения какого-либо зверя.

Фоном выполнения творческой работы звучит песня: «В лесу родилась елочка».

Воспитатель - (Собирая работы) Дети, где сегодня мы с вами побывали, что узнали?

Мы в природе побывали

О ней много мы узнали

А теперь расскажем вам

Что увидели мы там.

Под корягой в буреломе

Спит медведь в уютном доме,

Положил он лапу в рот

И как маленький сосет

Белка спряталась в дупло,

В нем и сухо и тепло

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съешь и за год.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода, кора.

Старый лис устроил норку

А под листьями лежат

Два неопытных ежа.

Воспитатель - Молодцы, ребята. Давайте мы оставим наши рисунки в подарок нашим лесным друзьям, прикрепив их на веточках.

Тема занятия: «Как дикие животные готовятся к зиме».

Цель занятия : Расширить знания детей о диких животных родного края, учить проявлять заботу к ним; обучать детей такому виду творчества как оригами.

Задачи:

Образовательные:

    пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни диких животных;

    учить видеть основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»;

    закреплять умения давать развёрнутые высказывания;

    научить изготавливать из бумаги диких животных способом оригами;

    закреплять умения и навыки складывания из бумаги, используя пооперационные карты.

Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание охранять и оказывать ей посильную помощь;

    воспитывать усидчивость, чувство коллективизма, аккуратность, трудолюбие, добросовестность, старательность, эстетический вкус.

Коррекционно-развивающие:

    развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового;

    развивать зрительную, вербальную память; наглядно-образное мышление, речь, мелкую моторику рук;

    развивать потребность общения с природой и окружающим миром, чувство ответственности за «братьев наших меньших».

Методы и приёмы:

Игровой, словесный, наглядный, практический.

Оборудование и материалы:

Карточки для коррекционной работы, рисунки диких животных, средства ТСО, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, выставка детских работ по оригами, выставка книг и детских рисунков про животных.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Приветствие руководителя с детьми. Для того, чтобы сконцентрировать внимание детей, подготовить их к предстоящей работе, предлагаю детям:

— Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть от вашей улыбки станет всем хорошо и хорошим станет ваше настроение.

— На нашем занятии будет много интересного, познавательного и поучительного. А вот чем мы будем с вами заниматься, о чём говорить скажите вы сами, выполнив первое задание:

— Из разрезанных карточек собери картинку. Узнай, кто изображён? (Дети составляют).

— Какие животные у вас получились? Что это за животные? К какой группе их можно отнести? (Дикие). А каких животных вы ещё знаете? Назовите их. (Домашние). А какое сейчас время года? А скоро наступит что? (Зима).

— Итак, тема нашего занятия «Как звери готовятся к зиме».

    Беседа.

Холод, ветер на дворе

Руки мёрзнут в ноябре

Осень поздняя несёт

Первый снег и первый лёд.

— Кончается осень, скоро наступит зима. Но мы зимы не боимся. А как же дикие животные? Как они готовятся или уже подготовились. Хотите узнать? Тогда давайте оденемся потеплее, и отправимся на прогулку. И как вы думаете куда?

Слайд №1 – осенний лес

Побежали в осенний лес. И вот мы в лесу. Давайте вспомним о правилах поведения в лесу. (Нельзя громко кричать и бегать в лесу, нельзя лазать по деревьям, ломать деревья и кустарники).

— Как выглядит осенний лес? Что мы видим вокруг?

— Ребята, а мы в лесу одни? Или кто-то здесь есть? Почему так тихо? Оказывается, у лесных зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме.

Много интересного в лесу. Нужно только уметь смотреть и наблюдать. Остановитесь и приглядитесь внимательно, кругом купит жизнь. Только любознательным и бережно относящимся к природе людям откроют свои секреты наши соседи младшие.

— Пока мы с вами в лесу никого не встретили, давайте сами превратимся в лесных зверей. (Дети встают и надевают на головы маски-шапочки)

Раз-два-три, вокруг себя обернись

И в лесных зверей превратись.

— Вот какие у нас животные! И как же наши животные подготовились к зиме, об этом сейчас мы и узнаем от вас. У вас было задание выучить стихотворение и подготовить краткое сообщение про диких животных.

(Дети рассказывают стихи и сообщение про животных).

Загадка:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса).

Слайд № 2 – лиса

Повстречалась мне лиса

Любопытные глаза,

Притаилась за пеньком

Ярко-рыжим огоньком,

И спокойно наблюдает:

Кто в её лесу гуляет?!

Лиса – всему лесу краса. К зиме у лисы шерсть становится более густая. Зимой не спят, нападают на более мелкую живность – зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов. Почему кончик хвоста белый? Не только для красоты. Когда в сумерках лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути.

Загадка:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка).

Слайд № 3 – белка

Далеко ещё зима,

Но совсем не для потехи

Тащит белка в закрома

Шишки, ягоды, орехи…

Знает маленький зверёк:

Запасаться надо в срок.

Белки, которые спят зимой только в очень сильные морозы, необходимы капитальные запасы. Белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупле, землю. И достать их оттуда может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они нанизывают на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка становится очень мягкая, пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть. Белка – «хлопотунья».

Загадка:

Это что же за комочек

Ковыляет между кочек?

На себе несёт комочек

Два листочка и грибочек.

Колкий с головы до ножек –

Кто же это? (Ёжик).

Слайд №4 – ёжик.

Протоптал немало стёжек

По лесам колючий ёжик.

Он трудился не напрасно –

Делал на зиму запасы.

Пусть морозы не страшат

Ни ежиху, ни ежат!

К холодам ежам надо накапливать жир. Питаются червями, ящерицами, змеями, жуками, лягушками. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит, свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом.

Загадка:

Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-серёжках.

Ей не скажешь слово «брысь»,

Потому что это… (Рысь).

Слайд № 5 – рысь.

Живёт она в глухих лесах

На ушках – кисти, при усах.

Большая кошечка, однако,

Размером, прямо, как собака

Такой уже не скажешь: «Брысь!»

А это значит: кошка – рысь.

Рысь в спячку не впадает. Хорошо приспособлена к холодам. К зиме шерсть становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей – зайцы, тетерева, рябчики. В голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами.

Загадка:

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц).

Слайд № 6 – заяц.

По лужайке скачет зайчик,

Скачет ловко, словно мячик.

Перед наступлением зимы заяц меняет серую шубку на белую. Питаются зимой корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся под заснеженными кустами. Зайцу любой куст – дом родной. Заяц бел, потому и цел. Почему зайца называют «косым»? Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам. Он может видеть, что делается сбоку и даже сзади.

Загадка:

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет. (Волк).

Слайд № 7 – волк

Ходит – бродит серый волк.

И зубами щёлк да щёлк.

Шёрстка как щетинка,

Вздыбилась на спинке.

Он грибов не хочет,

Только зубы точит,

Чтобы съесть зайчонка,

Мышку иль ежонка.

Что же делать волк?

Ёжик очень колкий.

Мышка прячется в норе,

Зайчик скрылся на бугре.

Волк – хищник! Конечно не спит. К зиме шерсть становится более густая. Зимой объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. «Волка ноги кормят». Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Загадка:

Я хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролёт

Снится мне душистый мёд. (Медведь).

Слайд № 7 – медведь

Спит зимою великан

В тёпленькой берлоге

Ждёт весеннего тепла

И расцвет природы.

Косолапый очень ловкий,

Любит рыбку половить.

Чтобы мёд отведать сладкий

Может улей разорить.

Что за зверь? Скорей ответь.

Этот великан… медведь.

Медведь – хозяин всех лесов. Основная пища – ягоды, орехи, луковицы, муравьи, личинки жуков, рыба, мёд. Этим они накапливают жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если что-то их потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую.

— А каких ещё диких животных вы знаете? (Слайды диких животных).

    Практическая часть.

— Мы будем конструировать модели животных способом оригами по пооперационным картам индивидуально, каждый из вас выполнит свою модель.

— А что такое оригами?

— А теперь посмотрите внимательно всё ли у нас готово для работы?

— Вспомните правила по ТБ с ножницами.

Анализ конструирования модели животных:

(Пооперационные карты раздаются детям)

— Из каких деталей изготовлена фигурка животного? (Туловище и голова).

— Как вы думаете, какой формы была деталь, пока её не сложили? (Квадрат)

— Что это за фигура квадрат?

— Из какого материала мы будем делать наши модели? (Из цветной бумаги)

— Наметим план:

— Что сделаем сначала? (Разметим сгибанием квадрат, лишнюю часть отрежем).

— Что очень важно и необходимо для занятий по оригами ? (Желание, точность, аккуратность и вы – победитель!).

Пальчиковая гимнастика:

Много могут пальчики –

Озорные мальчики:

Могут карандаш держать,

Чтоб картинки рисовать.

Могут пальчики лепить,

Из бумаги птиц сложить

И машинку, и зверей

Приготовьтесь поскорей.

(Под спокойную музыку дети складывают фигурки животных с помощью пооперационных карт).

— Ребята, фигурки животных готовы? Пойдёмте, скорее, разместим их в лесу. (Дети поочерёдно закрепляют фигурки на панно).

Игра: «Как готовятся дикие животные к зиме».

Вывешиваются опорные карточки:

    меняют окраску

    запасают корм

    зимой спят

Демонстрируются картинки животных, дети должны определить к какой группе их отнести.

    Итоговая часть.

— Я хочу вас спросить: «Ребята, как вы считаете, люди должны охранять диких животных?» (Ответы детей).

Существуют различные заповедники – это большая территория, на которой живёт большое количество различных животных. В заповеднике нельзя охотиться. Там живут звери и птицы, которые занесены в красную книгу. В эту книгу записывают редких животных, которых осталось очень мало на земле. (Показ «Красной книги).

— А как вы относитесь к животным? (Ответы детей).

Ребята, нужно охранять и беречь дикую природу. Помнить, что звери – это наши младшие братья.

— Я надеюсь, что вы узнали сегодня много интересного и познавательного!

Закончить наше занятие хочется словами Душена Рядовича:

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живётся с нами рядом.

Светлана Нестерова
«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе

Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе

«Как дикие животные к зиме готовятся »

Программные задачи :

-Образовательные : Закреплять обобщающее понятие «дикие животные » , учить отгадывать описательные загадки о диких животных ; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме .

-Развивающие : развивать логическое мышление , воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас (дупло, берлога, нора, логово) .

-Воспитательные : воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным .

Оборудование и материалы : Картина «Поздняя осень» , картинки с изображением диких животных , их детёнышей, карточки-модели к играм “Кто, где живет? ”, картинки с силуэтами животных , корзинка.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, подойдите ко мне. Послушайте стихотворение…

Поздняя осень

У берега несмело

Ложится хрупкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Г. Ладонщиков

О чем стихотворение? (об осени) Осень бывает ранняя и поздняя. Сейчас к нам пришла поздняя осень.

А скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму . Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные , которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание

Дикие животные

С человеком не живут,

Постоянной помощи

От него не ждут.

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют,

Строят прочное жилище,

Место сбора сами ищут.

Ребята, а давайте сходим в лес. Может быть встретим какое-нибудь животное .

Мы в листочки превратились и тихонько закружились, Покружились, полетели, на пенёчки тихо сели. (дети садятся на свои стульчики)

Вот мы и оказались в лесу.

А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, что это?

Дети : Это корзинка.

Воспитатель : Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда садитесь на пенечки поудобнее – спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду.

В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Давайте отгадаем.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Кто это, ребята?

Дети : Белка (картинка белочки)

Воспитатель : Правда, белка. А где живет белка?

Дети : Белка живет на дереве, в дупле. (хором скажем «дупло» )

Воспитатель : Чем же занята белка осенью ?

Дети : Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую.

Воспитатель : А вот еще одна загадка.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Дети : Медведь. (картинка медведя)

Воспитатель : Да действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?

Дети : В берлоге.

Воспитатель : Медведь готовится к зиме с лета , запасает жир, готовит себе уютную берлогу . Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.

Воспитатель : А кто из вас знает, кто еще спит зимой?

Дети : Ежик. (картинка ежа)

Воспитатель : А где он прячется?

Дети : В норе.

Воспитатель : Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Воспитатель : Но совсем по- другому готовятся к холодам звери , которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети : Заяц. (картинка зайца)

Воспитатель : А как же он готовится к зиме ?

Дети : Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.

Воспитатель : А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

Дети : Чтобы в снегу не было видно.

Воспитатель : У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

Физкультминутка :

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг - и убежал! (прыгают к воспитателю)

Воспитатель : А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.

Дети : Лисы и волки.

Воспитатель : Это хищные звери. (хором повторили)

У лисы есть дом – нора (хором сказали «нора» , там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. (хором сказали «логово» )

Воспитатель : А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Дети : Да они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть

Ребята, мы все- таки испугали зверей и он разбежались. Теперь вот не могут найти свои домики. Поможем им?

Д/и “Кто где живет? ”

Молодцы, ребята! Всех зверей по своим домикам расселили. Дикие животные дома отдохнули и со своими детенышами решили прогуляться.

(Используются картинки с изображением диких животных и их детёнышей ).

Как- то раз осенним днем

Звери все пошли гулять гурьбой

За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)

Детёныши решили в прятки поиграть и спрятались от своих родителей. Поможем диким животным найти своих деток ?

(Раздаю листочки, изображающие детёнышей. Детям нужно раскрасить каждую картинку соответствующим цветом.)

Ну вот мы и помогли зверям найти своих детёнышей.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся, как листочки.

Листочки, листочки

В деток превратитесь

В детский сад вернитесь!

Подойдите все ко мне. У меня есть вот такой мячик. Давайте поиграем… (или просто встали в круг)

Мяч красивый и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Воспитатель - Дети

1. Кого мы видели в лесу? 1. В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика.

2. Кто из животных спит зимой ? 2. Зимой спят медведь, ежик.

3. Где спит медведь? 3. Медведь спит в берлоге.

4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? 4. Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.

5. Какие животные являются врагами для зайца? 5. Волк и лиса

6. Где живет белочка? 6. Белочка живет на дереве в дупле.

7. О чем мы говорили на занятии ? 7. Как дикие животные готовятся к зиме .

Сегодня на занятии все старались . Молодцы!