Конспект теме животные жарких стран. Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготовительной к школе группе Елена Данилова

Форма занятия : Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Животные жарких стран»

Коррекционно-образовательные цели :

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Животные жарких стран».

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие навыков звуко-буквенного анализа слова «жираф»

Развитие навыков подбора слов с противоположным значением.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие памяти, мышления, воображения

Воспитательные цели:

Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.
Предварительная работа : заучивание детьми загадок о животных.

Заучивание с детьми
Оборудование: фишки для звукового анализа, буквы, картинки с изображением животных (презентация),карточки для рисования пиктограмм,цветные карандаши.

1.Орг.момент.

Дети загадывают загадки о животных.

Он красивый, как огонь,
С чёрными полосками,
Очень грозные клыки,
Лапы, когти - велики!
Страшен даже взрослым он.
(Тигр)

Серый, толстый, южный зверь…

Лишний хвостик? Ты неверь!

Он ушами мух гоняет, носом воду набирает.

Не олень он и не бык,
В жарких странах жить привык.
На носу имеет рог.
Кто же это? …
(Носорог)

Логопед показывает картинки с использованием презентации.

2.Объявление темы.

Мы сегодня будем говорить о животных жарких стран. Давайте посмотрим, какие ещё животные живут в жарких странах.(показ презентации)

3. Обогащение экспрессивного словаря детей прилагательными через использование пиктограмм.

Сейчас мы будем описывать животных, учиться подбирать слова-признаки и зарисовывать в виде пиктограмм.(это схематический рисунок, который затем нам поможет вспомнить о слове.)

Слон (какой?)

Огромный

Добрый

Большеухий

Сильный

Жираф (какой?)

Пятнистый

Длинношеий

Добрый

Высокий

Тигр (какой?)

Хищный

Полосатый

Опасный

Быстрый

Сильный

красивый

фИЗМИНУТКА.(Музыкальная физминутка " У жирафа пятна,пятна..."

3.Образование существительных-названий детёнышей животных.

А сейчас поиграем в игру «Назови детёныша» (с мячом)

Логопед бросает мяч ребёнку.

У тигра -тигрёнок

У слона- слонёнок

У кенгуру-кенгурёнок

У черепахи -черепашонок

У льва- львёнок

У верблюда- верблюжонок

4.Подбор слов-антонимов.

А сейчас поупражняемся подбирать слова «наоборот». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

Жираф травоядный, а тигр ….. (хищный)

Слон тяжелый, а черепаха ….(лёгкая)

У жирафа длинная шея, а у бегемота… (короткая)

У обезьяны тонкий хвост, а у тигра… (толстый)

У слона большие уши, а у зебры.. (маленькие)

У бегемота широкая спина, а у зебры…. (узкая)

5.Звуко-буквенный анализ слова «жираф»

Это что за великан,
Ростом, как подъёмный кран?
Это, голову задрав,
Нас приветствует...
(Жираф)

Давайте определим, какие звуки живут в слове «жираф» и выложим фишками.

Возьмите карточку и фишки.

Какой первый звук? (ж)Какой он? (согласный)

Второй звук?(ы)Какой он?(гласный?)

Третий звук? (р,согласный)

Четвертый звук? (а,гласный)

Пятый звук? (ф-согласный)

Под схемой составьте слово «жираф»(буквы «ы»-нет, нужно писать «и»-правило-«жи», «ши»-пиши с буквой «и»)

6.Закрепление изученных слов-признаков.

Логопед показывает схемы-пиктограммы, дети называют признаки.

Слон (какой?)

Жираф (какой?)

Тигр (какой?)

0 каких животных мы с вами говорили сегодня? (о животных жарких стран)

8.Домашнее задание.

Нарисовать любое животное жарких стран и подобрать слова -признаки.

9.Рефлексия.

Если вы узнали на занятии что-то новое, интересное -выберите весёлого смайлика.

Если вам было не интересно, ничего нового вы не узнали, -выберите грустного смайлика.

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КУРГАНА
"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №39 "РОСИННКА"

КОНСПЕКТ

интегрированного познавательно -

речевого занятия по теме:

"Животные жарких стран"

с детьми старшей группы

ВОСПИТАТЕЛЬ: БАЕВА Т.В.

КУРГАН 2012г.
Тема: «Животные жарких стран»
Цель: Формировать познавательную активность, интерес к объектам живой природы.
Задачи:
ознакомить детей с характерными особенностями животных жарких стран;
развивать умение образовывать притяжательные прилагательные, согласуя их в роде, числе, падеже и расширять сематическое поле по теме;
воспитывать позитивное отношение к животному миру и прививать учебные навыки.
Ход занятия:
Дети, вы любите путешествовать? (да)
Куда бы вы хотели отправиться? (перечисляют)
Нам поможет выбрать маршрут путешествия глобус, (специально кручу глобус так, чтобы он остановился на Африканском континенте).
Итак, мы отправляемся в Африку.
Согласны? Тогда в путь,
(предлагаю детям встать в круг)
Раз, два, три (2 раза) Вот мы в Африке, смотри!
Дети, каких животных Африки вы знаете? (ответы детей)
Да, здесь живут удивительные, а некоторые - просто уникальные животные:
жираф - самое высокое животное в мире;
слон - не только самое большое животное в Африке, но и единственное животное, которое не умеет прыгать;
крокодил - самое древнее животное на Земле, которое появилось более 190 млн. лет назад;
гепард - самое быстрое животное;
кенгуру - единственное животное жарких стран, у которого есть «сумка» для детёныша. И ещё интересные факт: слово «кенгуру» не склоняется, то есть, никогда не изменяется.
- Давайте сейчас вместе прочитаем стихотворение «Кенгуру». Я буду начинать строчку, а вы заканчивать.
Стишок - обманка «Кенгуру»
Я ни капельки не вру,
Что видала кенгуру. Утром раннею порой Повстречались с кенгуру.
Прямо в собственном дворе Сок давала кенгуру.
И заштопала дыру
Я в кармане кенгуру. Чтобы не было дыры на кармане кенгуру.
Посреди всего двора веселилась кенгуру. Разбудил меня вдруг гром –
Я простилась с кенгуру. (хвалю детей)
Подвожу детей к столу, на котором разложены иллюстрации животных и Африки, и Севера.
Посмотрите, как много здесь разных животных. А все ли они живут в Африке?
Д/и «Кто где живёт? (составление распространённых предложений: «Бегемот живёт в Африке, а белый медведь на севере»).
Дети составляют предложение и кладут иллюстрации на
\
оформленные под «Африку» и «Север» столы. Предлагаю детям сесть за свои столы.Пока дети рассаживаются на свои места, беру иллюстрации с животными жарких стран и прячу их за доской.
Д/и «Чей хвост?» (из-за доски показываются поочерёдно различные части тела животных)
Животные побаиваются человека, и поэтому прячутся от нас.
Давайте их найдём.
Это чей хвост? - это львиный хвост.
Это чья шея? - это жирафиная шея.
Это чей горб? - это верблюжий горб.
Это чей хобот? - это слоновый хобот.
Это чья пасть? - это крокодилья пасть...
Молодцы!
Ребята! Посмотрите в коробочки, которые стоят у вас на столах. И здесь всё перепутано! Что это? (части от картинок).
Д/и «Сложи картинку» - дети из частей складывают картинку, с изображением животных Африки (в это время даю дополнительную информацию о крокодилах)
Физпауза:
Дети в Африку попали (идут по кругу)
Всем об этом рассказали (поворот головы друг другу)
Дети рано по утру скачут вместе с кенгуру (прыжки на двух ногах, с продвижением вперёд)
Дети на слоне катались, и ничуть не испугались (сидя на корточках, покачиваются)
Дети вместе с обезьяной ловко лазят по лианам (движение «лазание по канату»)
Дети быстро побежали, даже зебру обогнали (бег друг за другом по кругу)
Дети подошли ко льву, и уселись на траву (сесть, согнув ноги в коленях)
Льва за ухом почесали (имитация)
И домой все побежали (бег, переходящий в ходьбу)
Предлагаю детям пройти и сесть за столы.
Давайте поиграем в игру «Маленький - большой»
- Я вам буду называть детёныша животного, то есть маленького, а вы мне - большого.
Д/и «Маленький - большой» (образование новых слов с помощью суффиксов - их-, - ищ-).
слоник - слонище;
жирафик - жирафище;
бегемотик - бегемотище;
верблюдик - верблюдище;
крокодильчик - крокодилище;
гепардик - гепардище (информация о гепарде)
А сейчас, давайте поиграем в игру:
Д/и «Четвёртый - лишний»
проходил: лев, носорог, бегемот (лишний - лев. У остальных животных тело не покрыто шерстью)
лев, жираф, гепард, леопард (жираф - из семейства кошачьих)
крокодил, обезьяна, верблюд, слон (крокодил - только его детёныши вылупляются из яиц)
Вы замечательно справились с этим трудным заданием.
А кто-нибудь из вас хочет прочитать стихи о животных Африки?
Стихи.
Вам понравилось наше путешествие?
Очень хорошо! Но нам пора возвращаться (дети встают в круг).
«Раз, два, три, четыре, пять (2 раза) Вот мы в садике опять»
О ком мы сегодня говорили?
Где у нас в стране можно увидеть этих животных? (в зоопарке)
Почему они не живут у нас? (холодный климат)
В следующий раз отправимся опять в путешествие?
Замечательно!
А это путешествие окончено.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515"

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615"


Приложенные файлы

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Животные жарких стран»

Выполнила:Воспитатель первой квалификационной категории Голятина Наталья Александровна

Цели:

    Образовательные:

уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;

уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются;

учить образовывать названия детенышей животных;

учить образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова.

    Развивающие:

развитие внимания, памяти, мышления;

3. Воспитательные:

прививать любовь к животным;

воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников.

Оборудование: коробка (посылка), бананы, волшебный мешочек, игрушки (слон, жираф, бегемот, зебра, носорог), мягкая игрушка обезьяна.

Предварительная работа: беседа о животных жарких стран, рассматривание иллюстраций, чтение интересных фактов о животных, разучивание физ.мин., «Зарядка с животными»

Доброе утро ребята!

В этой группе все друзья

Я, ты,он, она

Обними соседа слева,

Обними соседа справа

Улыбнись соседу слева,

Улыбнись соседу справа

Все мы дружная семья

Я, ты, он,она

Рефлексивный круг

Ребята посмотрите, к нам сегодня в гости на занятие пришла веселая обезьянка, и принесла с собой посылочку! Давайте вместе с вами посмотрим, что же там!

Это бананы – любимая еда нашего гостя!

Но бананы это не простые (загадки о животных)

Давайте поможем обезьянке отгадать загадки! Расскажем,что еще мы

знаем о животных жарких стран.

Работа с презентацией загадки о животных жарких стран .

Проверяем домашнее задание (работа с родителями)

Кто из вас может рассказать про слона?

Существуют два вида слонов: африканские – самые крупные животные, Индийские – меньше. Слон – громадное животное. Шкура у него морщинистая, голова без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приручить слона, он будет хорошим помощником: деревья клыками выкорчовывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон – очень умное животное. Молодец!

А кто расскажет про кенгуру?

Кенгуру – животное Австралии. Передвигается прыжками. У него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого он удерживает равновесие.

На животе у кенгуру – сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру – это травоядное животное. Молодец!

Про верблюда кто-то что-то знает?

Верблюды бывают двух видов: одно –и двухгорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Целую неделю они могут прожить без еды и питья – жир их прокормит.

Питаются верблюды сухой травой и листьями пустынных растений. Замечательно!

А про льва,жирафа, носорога? Молодцы!

- А как мы можем назвать этих животных, одним словом?

Кроме Африки есть и другие жаркие страны.Какие?

Дидактическая игра «Составь слово».

Образование сложных слов.

У жирафа длинная шея – жираф какой?

У бегемота толстые ноги – толстоногий….

У слона длинный нос, он какой? (длинноносый)

У льва густая грива – густогривый….

У обезьяны длинный хвост – длиннохвостая….

У верблюда горбы – горбатый….

Игра «Волшебный мешочек»

Ребята, посмотрите в нашей посылочке лежит какой то волшебный мешочек! (в мешке лежат животные) Отгадайте на ощупь какого животного вы взяли. Назовите детенышей. (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

У львицы – львенок, львята

У тигрицы – тигренок, тигрята.

У слонихи – слоненок, слонята.

У жирафа – жирафенок, жирафята.

У верблюдицы – верблюжонок, верблюжата.

У кенгуру – кенгуренок, кенгурята.

У зебры – зебренок, зебрята.

Дидактическая игра «Определи лишнее слово»

Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый. (У жирафа нет длинного хвоста, он не длиннохвостый).

Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный. (У слона нет рогов, он не рогатый).

Крокодил – зелёный, зубастый, ласковый хищник. (Крокодил не может быть ласковым, потому что он- хищник).

Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный. (У бегемота нет длинного носа, он не длинноносый).

Носорог – опасный, маленький, толстый. (Носорог – опасный, толстый, но не маленький).

Физ. Минутка – координация речи с движением: « Звери»

Это – лев. Он царь зверей.

В мире нет его сильней

(идём по кругу неторопливо, подняв голову)

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы.

(пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)

А вот умный, добрый слон

Посылает всем поклон

(ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперёд – вправо, вперёд – влево)

Леопард так ловко скачет,

Словно наш любимый мячик.

(подскоки на месте)

Пони бегает, резвится,

Хочет с нами подружиться.

(бег по кругу поскоками)

Зебра головой качает

К себе в гости приглашает.

(руки на поясе, наклоны головы вправо – влево).

Игра: «Добавь словечко»

В Африке живут ловкие,хвостатые ….

В Африке живут большие,толстокожие ….

В Африке живут огромные,сильные,толстоногие ….

В Африке живут пятнистые,длинношеие…

В Африке живут сильные,желтогривые..

В Африке живут пугливые, полосатые…

Ребята, звери решили поиграть с нами в прятки,давайте их найдем.

(работа в парах.детям раздаю картинки,они ищут животных)

Игра « Четвёртый лишний » (работа подгруппами)

Посмотрите внимательно на картинку.

Какое животное лишнее?

Игра « Это кто такой большой» (с мячом)

Я бросаю мяч и называю животное, вы ловите мяч и называете это животное так чтобы в названии была часть –ищ

Страус-

Лев-

Слон-

Жираф-

Зебра-

Крокодил-

Носорог-

Бегемот-

Верблюд-

Молодцы!

Рефлексия:

Ребята вы помогли обезьяне?

Как вы ей помогали?

Чем вам больше всего понравилось из того чем мы занимались?

А мне понравилось как много знаете о животных жарких стран

И нашей гостье тоже. Она принесла вам угощенье.

Конспект

проведения непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)

на тему«Животные жарких стран»

Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран, отражая собственные впечатления в художественной деятельности.

Задачи:

*образовательная:

Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;

Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

Совершенствовать диалогическую форму речи;

Продолжать учить высказывать собственные суждения;

Продолжать формировать навыки простейшего моделирования, украшения и дополнения образа характерными деталями, используя совмещённую изобразительную технику (аппликация и рисование);

Закреплять умение строить общую композицию.

* развивающая:

- развивать интерес к представителям живой природы;

Расширять активный понятийный словарь воспитанников;

Развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;

– поощрять оригинальность образов воображения;

Создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества;

Развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;

*воспитательная:

Воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Поощрять аккуратность в работе, уважение к труду своих товарищей.

Оборудование и материалы:

1) Глобус;

2) Презентация с изображением животных, обитающих в теплых странах;

3) Детали животных в количестве более, чем присутствует детей на занятии, фломастеры, клеёнки, салфетки, кисти клеевые, клей на каждого ребёнка, овалы светло жёлтого и голубого тона, общий фон.

4) Дидактическая игра – презентация «Угадай, кто?», настольная дидактическая игра «Кто где живет?» и т.д.;

5) Запись песни «Африка», игровой музыкальный массаж – упражнение «У жирафов…».

Материал остаётся в уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.

Предварительная работа

Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);

Беседы о животных разных стран, обитателях Африки;

Загадывание загадок о животных, чтение стихотворений;

Рассматривание картин «Животные зоопарка», «Львы» и т.д., составление по ним рассказов;

Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Дети заходят в зал, здороваются с присутствующими, педагог обращает внимание детей на предмет, стоящий на столе. Это глобус – модель Земли.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?

Дети отвечают.

Воспитат ель: Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?

« Самый теплый материк живописен и велик. Тут живёт среди саванн много львов и обезьян » .

Дети: Африка.

Воспитатель: Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент. Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?

Воспитатель : Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной:

Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Африку хочу!

(Дети поворачиваются вокруг себя под музыку )

Воспитатель: Вот мы и в Африке. Каких животных вы хотите там увидеть? Чтобы ответить на мой вопрос, вы должны посмотреть на условные знаки и ответить полным предложением с соответствующей интонацией.

Дети отвечают: « Я хочу увидеть… » (проговаривание с разными интонациями и высотой голоса)

Воспитатель: Ну, хорошо. Я надеюсь, что ваши желания исполнятся. Давайте присядем и посмотрим на экран.

Воспитатель показывает презентацию «Животные жарких стран». Дети по очереди называют животных Африки.

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:

Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев

Носит гриву, грозный… (лев)

Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)

Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).

Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?

(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)

А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).

На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).

Какую пользу приносят хищники?

(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных).

Воспитатель: Следующая загадка:

Вот лошадки, все в полосках,Может быть они в матросках?Нет, они такого цвета.Угадайте, кто же это? (зебра )

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

Зебра – это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?

Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются.

(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно) .

Воспитатель: Послушайте о ком следующая загадка?

Такой длинной шеи

Не видывал люд:

Всех выше на свете

Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд», но это жираф)

Вот живой подъёмный кран, Обитатель жарких стран.Со стволов многоэтажныхРвёт и листья, и банан. (ж ираф)

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.

Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).

Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, косули.

Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что , не поворачивая головы , он видит все вокруг . )

Воспитатель: О ком же следующая загадка?

Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Это житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Какое самое большое животное в Африке? СЛОН

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).

Самое удивительное у слона – хобот.

Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)

Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).

Воспитатель: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный … (бегемот )

Только в Африке найду Зверя этого в пруду.Если выйдет он на сушу, Станет очень неуклюжим. (б егемот)

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами ).

Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки ).

Воспитатель: А каких еще животных Африки мы не назвали?

(Дети перечисляют: обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т.д.)

Воспитатель: Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки. А теперь давайте отдохнем.

(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…»)

Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Похлопывают себя).

(Показывают части тела).

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

(Пощипывают себя).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

(Делают стряхивающие движения).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Показывают полоски).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

Воспитатель: Раз вы так хорошо знаете животных жарких стран, я предлагаю вам игру «Угадай, кто?»

(на экране демонстрируется игра-презентация, в которой дети по частям тела должны угадать животное)

Воспитатель: В Африке всегда очень жарко. А чего хочется больше всего, когда стоит жара? Что делают животные, когда хотят пить? (идут к водопою)

Что такое водопой? (У водопоя собираются все животные саванны: напиться, искупатьс я)

Воспитатель: Ребята, кто может прийти к водопою? (Жираф, зебра, лев). А кто живёт в воде почти всё время? (черепаха, бегемот ).

Воспитатель: На прошлом занятии мы выполнили панно с изображением природы Африки. Что мы изобразили?

(Дети: «Солнце, пальмы, водоём, траву» )

Кого нет на нашей работе? (животных) Давайте их изобразим. Каждый из вас может выбрать детали того животного, которого вы создадите (соберёте, наклеите, а потом украсите фломастерами). Когда ваши животные будут готовы, вы поместите их в той части природы, которая ему будет наиболее удобна. Если нет вопросов, то можно приступать к выбору и работе над созданием образов животных.

(Дети выбирают подносы с деталями животных, рассаживаются за столы, на которых стоят кл ей, кисти, лежа т фломастеры, клеёнки, салфетки . )

Воспитатель: Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику).

- В жарких странах

(Лёгкими, скользящими, движениями всех пальцев проводить по столу).

Носороги

(Руки поставить на согнутые растопыренные пальцы).

Просто ходят по дороге.

(Руками производить передвижения вперед)

Мокнут в речке бегемоты.

(Перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы).

Львы выходят на охоту.

(Раскрывать пальцы веером).

Крокодилы,

(Раскрывать соединенные у запястий руки).

Обезьяны,

(Руки приставить к голове, показать «уши»).

Зебры – жители саванны.

(Пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие»

движения по столу вперед).

И тропические птицы

(Большие пальцы обеих рук переплести между собой

взмахивать ладонями, как крыльями).

Есть чему тут подивиться.

(Ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх – вниз).

Перед тем как дети приступят к наклеиванию животного можно повторить от имени ребёнка порядок действий:

1. выложить изображение;

2. по очереди (лучше начиная с туловища) намазать на клеёнке клеем детали и приклеить на место;

3. затем, когда всё животное будет наклеено, примакнуть салфеткой (иначе детали можно смахнуть и изображение придётся выкладывать снова);

4. украшаем изображение фломастерами (глаза, рожки, пятнышки, полоски и т.д.)

5. Каждый ребёнок, выполнивший работу, наклеивает её на общий фон.

По необходимости воспитатель оказывает помощь детям.

Воспитатель: (когда вся работа готова) Ребята, расскажите каждый в нескольких словах о том животном, которое он создал сегодня.

(Каждый ребёнок говорит по одному предл ожению, составляя общий рассказ)

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу

Волшебный глобус я кручу,

Попасть обратно я хочу !

(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)

Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке ) . Что вам запомнилось?

На память о нашем путешествии я дарю вам игру. Она тоже о животных Африки, играть в неё вы сможете самостоятельно в группе.

Дети прощаются, выходят.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.
  • Закрепление грамматических форм существительных родительного падежа единственного и множественного числа, названий детенышей.
  • Упражнение в согласовании существительных с прилагательными.
  • Закрепление слов сложной слоговой структуры.
  • Закрепление умения образовывать сложные слова путем сложения основ.
  • Повторение схемы составления рассказа-описания животного.
  • Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам.
  • Развитие связной речи (умения составлять рассказ-описание).
  • Развитие слогового анализа и синтеза.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие плавного длительного выдоха.
  • Развитие внимания.
  • Воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран.
  • Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям.

Оборудование: большая объемная снежинка, бумажные снежинки для детей (размером с детскую ладонь), спичечные коробки с изображениями животных внутри, 2 игрушечных телефона, проектор, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Слайд 1. Заставка. Звучит музыка.

Логопед: Послушайте, ребята, одну удивительную историю. Жила-была маленькая Снежинка. (Слайд 2.). Снежинка очень любила зиму (щелчок), любила кружиться и танцевать в морозном воздухе. Но еще Снежинка умела мечтать. И мечтала она совсем не о зимних забавах. По ночам Снежинке снились необыкновенные сны.

Что может, ребята, присниться Снежинке?
Она не расскажет – расскажут картинки.

Составление детьми предложений о том, что снится Снежинке. Поощряется вариативность ответов.

Снятся Снежинке хорошие сны:
Африка снится, львы и слоны.
Доброе солнце, жаркое лето,
Снится земля зеленого цвета.

Снежинка очень грустила, что не может увидеть наяву таких необыкновенных животных. Ведь в наших лесах не водятся страусы и фламинго.

Кого еще нет в наших лесах?

– В наших лесах нет черепах и кенгуру (слайд 4)

– В наших лесах нет обезьян и жирафов (слайд 5)

– В наших лесах нет крокодилов и носорогов (слайд 6)

2. Постановка цели занятия.

– И вот однажды Снежинка решила совершить опасное путешествие – в жаркие страны. Почему оно было опасным для Снежинки?

– Потому что от жары она может растаять.

– Правильно, молодцы. …Снежинка отправилась к своему другу Ветерку и попросила его помочь. …Сегодня мы тоже совершим путешествие с нашей Снежинкой, а потом расскажем обо всем, что видели и слышали.

3. Основная часть.

  • Упражнение на развитие длительной и плавной воздушной струи.

Логопед раздает детям вырезанные из бумаги снежинки, дети дуют на них, соблюдая правила не раздувать щеки и не поднимать плечи.

– Пока Ветерок нес Снежинку, он рассказал ей о джунглях. А что он ей рассказал, ребята? Что такое джунгли? Какие растения растут в джунглях?

– Джунгли – это влажный и жаркий лес. В джунглях растут пальмы и лианы.

– Верно. Именно так и сказал Снежинке Ветерок. …Но вот Снежинка в джунглях. Она приземлилась на верхушку пальмы и увидела

…веселую длиннохвостую… (обезьяну). Слайд 8, щелчок 1

Потом она заметила…

…чешуйчатого острозубого… (крокодила). Слайд 8, щелчок 2

Затем она увидела …

полосатого хищного… (тигра). Слайд 8, щелчок 3

– “Я хочу увидеть и других животных!” – радостно закричала Снежинка. И тогда Ветерок понес ее в Африку.

И снова он рассказывал маленькой Снежинке. Что же он рассказал ей об Африке, ребята? Слайд 9, два щелчка.

– В Африке есть пустыни, покрытые песком, а есть саванны, покрытые травой.

– Правильно. А еще Ветерок рассказал, что в Африке живет

  • двугорбый … (верблюд) Слайд 10, щелчок 1
  • гривастый царственный … (лев). Щелчок 2
  • длинношеий пятнистый … (жираф). Щелчок 3
  • большеухие серые … (слоны). Щелчок 4
  • толстокожий воинственный … (носорог). Щелчок 5
  • полосатая … (зебра). Щелчок 6

И пока Ветерок говорил это, Снежинка очутилась в Африке.

  • Сравнение животных, выделение характерных признаков.

– Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканский гусь! Он такой же длинношеий!

– Ребята, разве это гусь? Давайте поможем Снежинке разобраться!

Дети сравнивают гуся и жирафа:

И у жирафа, и у гуся длинная шея. НО:

Гусь – это водоплавающая птица, а жираф – это сухопутное животное.

Гусь живет в наших краях, а жираф – в Африке.

Гусь покрыт перьями, а жираф нет.

У жирафа пятнистая шкура, а у гуся пятен нет.

– Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканский кот! Он очень похож на кота!

– Ребята, докажем Снежинке что это не кот?

Дети сравнивают льва и кота (аналогично). Отмечается сходство кота и льва. Логопед напоминает, что кот, тигр, пантера и леопард относятся к семейству “кошачьи”.

– Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканская лошадь! У лошади такая же грива и такие же копыта!

Сравнение лошади и зебры (слайд 16). Логопед хвалит детей за внимательность и говорит, что зебра и лошадь тоже представители одного семейства.

  • Развитие слогового анализа.

– Снежинке так понравились животные, что ей сразу же захотелось рассказать о них своей сестре Дождинке. Как же ей рассказать? Ведь Африка очень далеко!

– Можно отправить письмо, телеграмму или позвонить по телефону.

– Правильно. Именно так и поступила Снежинка. Она отправила телеграмму. Но некоторые слова в ней написаны неразборчиво. Что хотела сообщить Снежинка? Давайте разбираться!

Дети подбирают с помощью прохлопывания названия животных к схеме и доказывают правильность своего выбора.

  • Динамическая пауза.

Снежинка увидела много нового и слегка утомилась. Давайте вместе с нею сделаем веселую звериную зарядку!

Слайд 18 с музыкой. Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.

  • Дидактическая игра “Фотоохота”. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных и названий детенышей животных. Развитие мелкой моторики.

– И тут Снежинка вспомнила про другую свою сестру – Пылинку. Надо и ей что-нибудь интересное рассказать. Пожалуй, я сделаю много чудесных фотографий! …Ребята, мы отправляемся на фотоохоту. Но будьте внимательны, животные любят прятаться. …Ой, смотрите-смотрите, кто это там спрятался за деревом?

По очереди слайды 19, 20,21. Дети составляют предложения: За деревом спрятался жирафенок. И т.п.

Логопед раздает детям “фотоаппараты” (спичечные коробки), дети “фотографируют”, открывают коробки и называют, кого они сфотографировали. Логопед хвалит ребят и добавляет:

И Снежинка старалась,

Животных снимала.

Но что получилось?

Что в кадр поместилось?

Слайд 22. После каждого щелчка дети говорят полными предложениями. Например: Снежинка сфотографировала тигриную пасть. И т.д.

  • Составление рассказа-описания.

– Посмотрела Снежинка на получившиеся фотографии и решила, что ничего Пылинка не поймет. Надо, пожалуй, ей позвонить.

Логопед выставляет игрушечный телефон. Сам играет роль Пылинки, а ребенок – роль Снежинки, которая отвечает на вопросы.

С: Здравствуй, дорогая Пылинка! Я увидела столько необыкновенных животных!

П: Расскажи мне, пожалуйста!

С: Вот, например, жираф.

П: Чем покрыта его шкура?

С: Шкура жирафа покрыта коричневыми пятнами разной формы.

П: Что интересного есть в его теле?

С: Жираф – очень длинношее животное. На голове у жирафа рожки. Сзади – хвост, а на конце хвоста – маленькая кисточка.

П: Ух, как интересно! А чем питается жираф?

С: Жираф питается листьями с кустов и деревьев. Поэтому ему очень нужна длинная шея.

П: А кто у жирафа детеныш?

С: У жирафа рождается маленький жирафенок.

П: Где можно увидеть жирафа?

С: Жираф живет в Африке.

П: Как много интересного ты увидела, Снежинка! Спасибо тебе за рассказ! Пока!

С: Пока! Увидимся!

– Ребята, а вам понравился рассказ Снежинки? Что еще можно рассказать о жирафе?

(Дети добавляют)

4. Закрепление.

  • Самостоятельный рассказ.

Логопед имитирует звонок Пылинке, говоря ей, что дети хотят рассказать еще об одном животном. Один-два ребенка рассказывают о выбранном животном.

Сопровождение рассказа ребенка – слайд 23. Второй ряд эффектов – для дополнительной помощи детям в составлении рассказа.

  • Припоминание алгоритма составления рассказа-описания.

– А теперь вспомним, на какие вопросы ответила Снежинка, чтобы ее рассказ получился красивым и интересным? (Дети вспоминают, задают вопросы.)

Слайд 23 (третий ряд эффектов).

5. Обобщение.

Логопед просит детей сказать, что им особенно понравилось в занятии и почему.

6. Итог.

Логопед хвалит детей и просит их дома нарисовать любое животное, которое живет в Африке, найти вместе с мамой и папой стишок и составить рассказ об этом животном.