Научная обоснованность идейного начала глобализации рассматривается в статье как первостепенное условие развития глобализации в направлении формирования динамичной глобальной системы. Исследуются причины кризиса, наблюдаемого ныне в трех подсистемах: политической, правовой и экономической. Выдвигается тезис о том, что главная проблема заключается в системе норм и базовых ценностей глобальной системы. Также приводятся основные принципы соответствующей деятельности в направлении разрешения проблемы.
The scientific validity of the ideological foundations of globalization is considered in the article as the prime condition of development of globalization in the direction of formation of the dynamic global system. The article explores reasons of the crisis observed in three subsystems nowadays: political, legal and economic. The author introduces the thesis that the main problem consists in the system of norms and basic values of global system. Basic principles of the corresponding activity in solution of the problem are also discussed.
Процесс формирования глобальной структуры - глобализация
Процессы ускорения темпов сближения границ, расширения экономических, энергетических, технологических и информационных связей, названные глобализацией, ставят политических и юридических акторов, ответственных за контроль над системными процессами, перед необходимостью действовать в единой системе.При этом для субъектов, играющих главную роль в этом процессе, важно не остаться в стороне от этой системы. Сформировавшаяся глобальная политическая, правовая и экономическая система создает благоприятную возможность для решения ряда гуманитарных глобальных проблем (демографической, продовольственной, экологической и т. д.). Другими словами, формирование глобальной структуры или процесс глобализации протекает по следующей схеме: повышение темпов развития экономических, технологических и информационных отношений ® укрепление политико-правовой организации ® культурная, гуманитарная и экологическая глобализация.
Глобальные ценности как основа глобальной структуры
Сказанное выше не должно быть понято так, будто глобализация, ведущая к созданию глобальной системы, суть объективное явление, имеющее своим началом научно-технический прогресс и другие экономические процессы. Подходя к проблеме именно с таких позиций, некоторые авторы считают глобализацию не политическим, а социально-экономическим феноменом (Иноземцев 2008). Вместе с тем объективно обусловленная глобализация, которой пытаются следовать политики в своей стратегии, есть опасное, непредсказуемое, разнонаправленное явление, ведущее к созданию непрогрессивных, нецивилизованных структур (в настоящее время подобные структуры встречаются на международной арене). Структуризация, организация, в том числе и политическая, стремящаяся к контролю над всеми процессами, обязательно должна опираться на такую социально-философскую концепцию, которая содержала бы в себе не только политические цели и принципы, но и морально-духовные ценности. Очевидно, что в идеале глобализация должна привести не к глобальному хаосу и кризису, а к действенной, динамичной и стабильной глобальной структуре.
Для построения системы и обеспечения ее долговечности политические цели и амбиции, содержащиеся в идее, на которую опирается концепция глобальной системы, должны учитывать как современные реалии, так и закономерности исторических процессов, потенциал выдвинутых самой историей международных политических акторов, периодически реализующих идею всемирного господства. В противном случае с усилением/ослаблением мощи государства в исторически кратчайшие (исчисляемые десятилетиями) сроки система может столкнуться с кризисом или потребуется замена еще несформировавшейся структуры новой.
С другой стороны, чтобы обеспечить формирование глобальной системы, конкретизировать ее структуру, морально-духовные критерии, заключенные в исходной концепции глобальной системы, должны обладать способностью к социализации во всех культурных регионах мира, быть востребованными населением этих регионов.
Провал глобализации демократических ценностей
Одной из главных причин неэффективности базовых ценностей современной глобальной системы явилась попытка обобщения, придания принципам и процедурам того или иного государственного устройства как некой гуманистической идее общечеловеческого характера. Еще Аристотель указывал на научную несостоятельность попыток применения универсальной структуры (например, демократии. - В. Г. ) к различным странам. Другой причиной следует признать попытки манипулирования этими идеализированными принципами государственности, превращения их посредством силового давления или уступок в инструмент обеспечения собственных интересов в межгосударственных отношениях. Иными словами, еще одной причиной неэффективности базовых ценностей современной глобальной системы является стремление возвести идею, неспособную к обобщению, до уровня международных правовых норм и использовать ее затем в целях дискредитации.
Демократические ценности не стали общечеловеческими. По тем или иным объективным и субъективным причинам (нелегитимный характер власти, стремление отдельной личности или группы насильственным образом оставаться у власти; обеспечение существующим правительством интересов сильных держав в регионе и как ответная реакция - защита этого правительства международными политическими игроками [Египет] и т. д.) применение подобной системы в некоторых странах Европы и Азии, Среднего Востока, Латинской Америки не представляется возможным как на данном этапе, так и в перспективе. Однако если народ не является источником власти, если не реализуется общенародная воля, то не может быть и речи о демократии. Представляет интерес то обстоятельство, что государства - приверженцы принципов глобализации во имя обеспечения своих интересов в регионе и сохранения международных связей вынуждены смириться со сложившейся ситуацией. Оправдывая, по сути дела, забвение демократических ценностей, эти силы подвергают опасности глобальную систему, основанную на данной идее. С другой стороны, в ряде стран вследствие их географического расположения и региональных позиций, с учетом демографических показателей и исторически существующих проблем в отношениях с соседними странами процесс демократизации может представлять угрозу национальной безопасности, территориальной целостности, внутреннему порядку и стабильности. По этой причине смену правительств этих стран нельзя рассматривать как проявление демократии. Таким образом, указанные ценности потенциально не способны приобрести статус общечеловеческих.
Видимая структура и причины кризиса
Ряд исследователей и экспертов склонны рассматривать глобальный кризис как историческое следствие глобализации. В этом случае глобализация воспринимается как общность, унификация, размывание границ (экономических, культурных, идеологических и т. д.). Однако независимо от степени унификации отношений, углубления межгосударственных отношений и взаимосвязи разных регионов мира подобная целостность не в состоянии обеспечить функционирование глобальной системы как единого государства, поскольку разнородность, суверенитет международных субъектов сохраняются. В то же время кризис, возникший в политической, правовой и экономической структурах государства, нельзя объяснять его культурной или экономической общностью. Если государство переживает кризис во всех своих подсистемах (политической, экономической и правовой), то очевидно, что проблема заключается в отсутствии согласия и гармонии как в системе ценностей, норм и правил, так и между указанными тремя подсистемами. Подрывая связи между указанными тремя подсистемами, индивидуальные и групповые интересы ставят систему не только перед угрозой распада, но и, самое главное, способствуют отчуждению основополагающих ценностей. То же самое происходит и с глобальной системой. В настоящее время во всех данных системах наблюдаются кризисные явления. Поэтому восстановить систему на основе отчужденных норм и ценностей представляется невозможным.
Падение авторитета приоритетных ценностей и последовавшее за этим падение авторитета международного права (спровоцированное доминирующими политическими силами, отодвинувшими ценности на задний план ради защиты собственных стратегических, экономических, религиозно-психологических, групповых и индивидуальных интересов) приводят в конечном счете к политико-правовому и экономическому кризису. Экономические процессы могут разворачиваться только на основе устойчивого и долгосрочного доверия. В свою очередь долгосрочное доверие зиждется не на противостоянии, а на текущих стратегических и региональных интересах и ценностях.
Сохранение доминирующими силами авторитета и роли приоритетной ценности связано с выдвижением на передний план проблемы ее защиты, что в свою очередь возможно лишь в процессе соперничества данной ценности с другими ценностями. Если устранение противоположности первоначально и сопровождается резким скачком глобальной экономики, развертыванием глобализационных процессов вокруг одной ценности (в течение 20 лет после окончания холодной войны), то в дальнейшем лишенная своей противоположности и нашедшая закрепление в праве ценность начинает отчуждаться, терять свой авторитет. Идеологический вакуум представляет угрозу реально протекающим процессам, становится источником серьезного и неизбежного кризиса (достаточно сослаться на случаи, когда политические силы в ряде стран не защитили ценности от посягательств, применялись двойные стандарты в отношении базовых принципов международного права и т. д.).
Приоритет текущих стратегических экономических интересов крупных экономических структур, олигархических группировок в ущерб идеологическим и правовым принципам ведет к усилению власти олигархов как в экономике, так и в политике, что в свою очередь способствует ослаблению и развалу вместе с нормами и самих глобальных структур. Монополизация олигархической группировкой как экономики, так и политики (невозможно обеспечить устойчивость экономической власти, не монополизировав политику) вызывает апатию наряду с политикой и в экономике. Апатия в политике, праве и экономике ведет к утрате доверия к международным организациям, доминирующим политическим, правовым и экономическим структурам. Необходимость обеспечения своих интересов в условиях утраты легитимности вынуждает к применению силы (например, США в Ираке).
Глобальный экономический кризис является не просто международным политико-правовым кризисом, а выступает как продолжение политико-экономического кризиса внутри самих ведущих государств мира. И нынешний экономический кризис также является следствием монополизации политической системы экономическими олигархами этих стран.
Если в политико-правовой сфере причиной кризиса явилась невозможность универсализации демократических принципов, то в экономической сфере этой причиной стала либерализация экономики, нашедшая свое выражение в преобладании в экономике последних десятилетий либеральных ценностей.
Рост виртуальных финансов, не подкрепленных материальными ресурсами, падение авторитета экономических ценностей, норм и правил организации бизнеса, углубление экономических различий между слоями населения при отсутствии опоры на культурно-интеллектуальный потенциал, апатия и утрата веры в принцип экономической справедливости, в эффективность предпринимательства и перспективы деловой активности, рост безработицы и сокращение производства, ведущая роль одних и тех же акторов в глобальной экономической системе и т. д. - все это привело к комплексному проявлению всемирного экономического кризиса.
Если и политическая система государства, и международные политические отношения превращаются в руках ведущих игроков в средство, а макроэкономические и международные экономические процессы контролируются олигархическими группировками, то это значит, что кризис на деле первоначально возник в рамках политической системы. Монополистическая деятельность определенной олигархической группировки, не имеющей надстройки, и создание ею виртуальных финансов, лишенных соответствующей материальной опоры, падение производства и рост инфляции закономерным образом ведут к кризису.
Вероятность распада глобальной структуры
Глобальный политический кризис развивается по двум направлениям: 1) Сохранение существующего положения международных организаций. Отсутствие реформ может впоследствии привести к потере шансов организации на сохранение, а попытка организоваться вновь чревата большими трудностями. Мир в таком случае погрузится в хаос; 2) Рост давления великих держав, требующих предоставления юридически оформленного контроля над ситуацией в мире, проталкивание ими в этих целях своих сторонников в Совет Безопасности и другие организации, что может довести соперничество между ними до опасного уровня. В свете сказанного новая организация должна опираться на нормы и принципы, на основе которых в дальнейшем можно было бы держать под контролем процессы и обеспечить должный порядок в мире, даже несмотря на то, что эти принципы и порядок могут служить определенным политическим целям.
Безусловно, следует принимать во внимание удельный вес политических игроков, вовлеченных в этот процесс, определить долю их участия в нем. В противном случае никакая норма и никакие стандарты не будут иметь юридической силы. Однако это участие должно иметь нормативно-правовое обеспечение. При этом нормы должны быть отобраны таким образом, чтобы данные субъекты взяли на себя лишь благие обязательства, служили бы миру и порядку.
Пути выхода из глобального кризиса
То обстоятельство, что кризис охватил всю глобальную структуру, выдвинув на передний план проблему норм и принципов каждой подсистемы (политической, экономической, правовой), делает необходимым создание новой философско-идеологической системы с соответствующими организационными структурами и международно-правовой базой или реконструкцию уже имеющейся. Речь идет о разработке новой идеологической системы и средств ее конкретизации, опирающихся на синтез и совершенствование христианско-демократических ценностей Европейского союза, исламских и региональных принципов, лежащих в основе Организации Исламской конференции, и конфуцианства, являющегося опорой китайской государственности. При этом актуализируется проблема разработки единой философской концепции. Этой цели служат научные изыскания С. Халилова, в частности поиски им «общечеловеческого идеала», стремление разработать философскую концепцию «Восток - Запад» (Халилов 2004). Новая философская система, опирающаяся на культурно-духовные проявления ислама, буддизма и христианства и характеризующаяся общечеловеческим содержанием, должна акцентировать внимание на общих ценностях ислама, буддизма и христианства и обрести духовно-нравственную форму, обладать общечеловеческой силой. В дальнейшем на основе этой философии должны быть разработаны политические принципы, предложена структура, найдены пути правового обеспечения, преобразования ценностей в нормы.
В качестве общих и высших ценностей должны выступать не демократические принципы и процедуры, а культурно-духовные, интеллектуальные критерии, такие как гуманизм, толерантность, общечеловеческие ценности и др. Основным критерием, предъявляемым к подсистемам - государствам, должен быть гражданский, легитимный, социальный и светский характер власти. В основу формирования власти должен быть положен критерий ее прогрессивности. Ревизия ценностей не должна производиться в форме технической процедуры, допускающей формализм, искажения, фальсификации и манипуляции.
Литература
Иноземцев, В. Л. 2008. Современная глобализация и ее восприятие в мире. Век глобализации 1: 31-44. (Inozemtsev, V. L. 2008. Modern globalization and its understanding in the world. Age of Globalization 1: 31–44).
Халилов, С. С. 2004. Восток и Запад: на пути к общечеловеческому идеалу. Философские этюды. Баку: Университет «Азербайджан». (Khalilov, S. S. 2004. East and West: On the way to the universal ideal. Philosophical Essays. Baku: Azerbaijan University).
Урок 1 Глобальный этнический кризис
Урок 1
Глобальный этнический кризис
Задачи:
1. Сформировать представление об этническом кризисе как глобальной проблеме человечества.
2. Рассмотреть анатомию этнического кризиса через призму географии.
3. Развивать навыки работы с текстом учебника: разделять главную информацию и второстепенную, переформулировать своими словами, систематизировать.
4. Развивать навыки работы в группе: обмен информацией, выработка совместного решения, представление классу.
5.Воспитывать интерес к окружающему миру и событиям, в нем происходящим.
Как же такое стало возможно: просвещенный XXI век,
мультикультурный мир, глобальная сеть Интернета,
«Аль-Джазира», Си-эн-эн, кварки, плазма, тайны ДНК
и космоса, а человечество не стало ни толерантнее,
ни гуманнее, ни умнее, и религия не смягчает нравы,
а становится дополнительной линией раскола социума.
Валерия Новодворская, журналист
«Новое время», № 6, 2006.
Активизация познавательной деятельности
Учащимся предлагается вспомнить ранее изученный материал
Что представляет собой современный мир?
Какой он? Какие тенденции для него характерны?
Тенденции:
1. «Сужение мира» - возможность более быстрого перемещения в пространстве, временное «сокращение» расстояний за счет технических возможностей современного транспорта.
2. Формирование устойчивых экономических связей между странами мира на двух уровнях: международном и транснациональном. Международные связи осуществляются между государствами на уровне глав государств, правительств и других государственных организаций. Транснациональные связи осуществляются на уровне транснациональных корпораций через сеть их дочерних компаний и филиалов.
3.Глубокое развитие и проникновение систем коммуникаций (связи) во все сферы жизни человека.
Вывод: Данные тенденции приводят к тому, что мир становится компактным, доступным, прозрачно-просматриваемым. Мир сжимается до точки.
Наряду с тенденциями объединения и интеграции, в мире наблюдаются процессы регионализации: подъем национализма и «суверенизации». Прослеживается тенденция к самоопределению, самоидентификации стран и народов. Наблюдается разрастание и углубление национально-этнических проблем.
Новый материал
Приведите примеры «горячих точек» планеты.
Работа с картой «Горячие точки планеты».
Проблема этнического кризиса носит глобальный характер.
Подтвердите, что проблема действительно носит глобальный характер. (Для нее характерны все три черты: она возникла в результате развития общества, она препятствует дальнейшему развитию человечества и угрожает существованию мирового сообщества, она может быть решена только усилиями всех стран мира.).
Докажите, что проблема этнического кризиса касается каждого человека.
(Терроризм стал одной из форм проявления глобального этнического кризиса. Жертвами террористических актов становятся люди разных национальностей, вероисповедования и жизненных принципов.).
Организация работы в группах.
Работа в группах.
В каждой группе по 5 человек.
Продолжительность работы в группах 15-17 минут.
Каждая группа получает задание.
1. Познакомьтесь с текстом учебника с.226-233. Задания между членами группы распределите самостоятельно:
Текст «Принцип тождественности государственных и национальных границ» и «Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций», с.226-227.
Текст «Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений», с.228-229.
Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств», с.229-230.
- «Экология и этнические распри», «Другие факторы, «провоцирующие» вспышки национализма», с.230-232.
- «Трайбализм - старая болезнь Африки», с.232-233.
2. По ходу чтения выделите главное в тексте, установите взаимосвязи и закономерности, при необходимости сделайте записи в тетради.
3. Приготовьтесь представить результаты своей работы группе.
4. Рассмотрите рисунок 41 на с.224. Ответьте на вопросы.
Какие причины, по-вашему мнению, чаще всего в современном мире провоцируют этнические конфликты? Попытайтесь систематизировать причины конфликтов по регионам. Имеет ли значение при этом уровень развития стран?
Можно ли систематизировать формы проявления по регионам? Имеет ли значение при этом уровень развития стран?
Обобщение
На обсуждение в классе выносятся вопросы о возможности систематизации факторов и форм проявления этнических конфликтов. Заслушиваются варианты систематизации, аргументы.
Возможные выводы:
1. Фактор во многом определяется возрастом населения, что зависит от демографической ситуации в стране, этнической мозаикой территории, новейшими политическими процессами, происходящими на данной территории.
2. В развитых странах формы проявления этнического кризиса носят преимущественно «мирный» характер, тогда как в развивающихся странах – вооруженное противостояние. Обсуждается вопрос, почему в Европе формы выражения перерастают из мирных в вооруженные. (Возможно, это объясняется высокой численностью иностранных граждан. Вместе с миграцией иностранцев «мигрируют» и формы выражения.).
Один из вариантов систематизации
Домашнее задание:
Группа 1.
Внимательно ознакомьтесь с текстом темы 12 «Глобальный этнический кризис». Составьте как можно более полный словарь понятий и терминов. Используйте дополнительную литературу и возможности Интернета.
Группа 2.
Составьте каталог Интернет-ресурсов по «горячим» точкам планеты. Составьте краткую аннотацию к ссылкам. Систематизируйте информацию. Способ систематизации выберите сами.
Группа 3.
Составьте библиографический каталог информационных материалов (статей, сообщений) по теме «Глобальный этнический кризис», подтверждающих существование проблемы в мире. Составьте краткую аннотацию к каждой библиографической ссылке.
Группа 4.
Подтвердите, что этнические конфликты существуют на территории России. Информационные сообщения оформите в виде таблицы (форму и содержание определите сами).
Группа 5.
Составьте перечень способов урегулирования этнических конфликтов в мире. Оцените их достоинства и недостатки. Результаты работы оформите в удобной для работы форме.
Урок 2
Глобальный этнический кризис. Презентация результатов работы в группах.
Задачи:
1. Расширить знания по теме, используя результаты работы групп.
2. Развивать навыки работы с устной информацией: восприятие, выделение главного, фиксирование.
Представление результатов работы группы
Порядок сообщения:
1. Представьте классу задание.
2. Действия по выполнению задания.
3. Результаты выполнения задания.
Порядок представления групп:
1. Словарь понятий и терминов.
2. Библиографический список информации СМИ.
3. Каталог Интернет-ресурсов.
Более подробно рассматриваются результаты работы групп по выявлению территорий этнического напряжения в России. Каждый член группы делает подробное сообщение. Отвечает на уточняющие вопросы.
Особое внимание обращается на способы урегулирования этнических конфликтов, систематизация которых у учебнике отсутствует. Результаты работы группы обсуждаются.
Комментирование домашнего задания
Каждому ученику предлагается рассмотреть один из этнических конфликтов более подробно и занести информацию в таблицу.
Урок 3
Россия и глобальный этнический кризис
Задачи:
1. Расширение знаний по теме через работу с дополнительной информацией.
2. Развитие навыков анализа информации, ее сворачивания и представления аудитории.
3. Подведение учащихся к осознанию проблемы этнического кризиса как личностно значимой.
Вот один из самых мрачных прогнозов будущего:
если «белые» и «небелые» не научатся жить бок о бок,
унизятся до взаимных обвинений и сведения счетов,
не поймут ценности взаимопонимания, если расовые войны войдут в нашу жизнь, то XXI век станет ещё трагичнее, чем пережитый нами век минувший. Хотя, казалось бы, куда уж трагичнее.
Аполлон Давидсон, профессор МГУ
Представление классу результатов индивидуальной работы по опережающему заданию.
Сообщение «Исламизация современного мира».
Задача: по ходу сообщения сделать записи в тетради. Причины исламизации мира, центры, пути распространения, методы решения. Касается ли данная проблема России? Какие меры необходимо предпринять государству?
Организация работы в группах
Группы получают задания
Группа 1.
Задание этой группы не представляется классу,
Будет проверено учителем по окончании урока.
Группа 2.
Группа 3.
Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает проблему надуманной. Предложите меры по сохранению Калининградской области в составе Российской Федерации и воспитания калининградцев верными гражданами страны.
Группа 4.
Рассмотрите рисунок 42 на стр. 234 учебника. Определите, пользуясь условными знаками, остроту межнациональных отношений в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области. Как вы считаете, в какой мере предстоящий референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – поможет решению проблемы межнациональных отношений. Обоснуйте свою точку зрения. Результаты работы оформите в удобной форме.
Группа 5.
16 апреля 2006 года состоится референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Изучите предложенную информацию. Предположите, какими будут итоги голосования. Возможно ли в дальнейшем, в случае положительных итогов голосования, обострение национальных проблем? Какие меры необходимо предпринять для сохранения стабильной ситуации. Результаты оформите в удобной форме.
Группы представляют результаты своей работы.
Обсуждение результатов работы групп.
Рефлексия
Напишите эссе из 5-7 предложений на тему «Может ли стать XXI век для мира и России веком национализма и сепаратизма? Что делать?». Изложите свою точку зрения, постарайтесь ее аргументировать.
Группа 4
Рассмотрите рисунок 42 на стр. 234 учебника.
Определите, пользуясь условными знаками, остроту межнациональных отношений в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области.
Как вы считаете, в какой мере предстоящий референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – поможет решению проблемы межнациональных отношений.
Обоснуйте свою точку зрения. Результаты работы оформите в удобной форме.
Для справки:
Сведения о субъектах
Иркутская область
Национальный состав:
Русские – 88,5 %
Буряты – 3,1 %
Национальный состав:
Буряты – 39,6 %
Русские – 54,4 %
Группа 1.
Вам предлагается исходная ситуация (страна, группа стран и др.), где может произойти этнический конфликт. Спроектируйте факторы, которые могут стать причиной конфликта, предположите формы проявления и предложите методы урегулирования. Ответ оформите в виде схемы (их может быть несколько по одной ситуации). По возможности приведите реальные примеры конфликтных ситуаций, проходящих по предложенным вами схемам.
Ситуация 1. Развивающаяся страна, имеющая полиэтнический состав населения.
Ситуация 2. Развитая страна мира, в которой быстро растет число иностранцев.
Ситуация 3. Страна, образованная в результате распада более крупной державы. Имеет многонациональный состав населения, характерно двуязычье.
Группа 5
16 апреля 2006 года состоится референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Изучите предложенную информацию.
Возможно ли в дальнейшем, в случае положительных итогов голосования, обострение национальных проблем? Какие меры необходимо предпринять для сохранения стабильной ситуации.
Результаты оформите в удобной форме.
Сведения о субъектах
Иркутская область
Численность населения 2 миллиона 582 тыс. человек, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.
Национальный состав:
Русские – 88,5 %
Буряты – 3,1 %
Другие национальности – 8,4 %
Из числа всех бурятов на территории Усть-Ордынского бурятского округа проживает 66,6 %, остальные размещены по всей территории области.
Уровень безработицы в Иркутской области составляет 15,1 % (2002). Среднедушевой доход на одного человека составляет 1682 рубля (2002). Бедные составляют 29,9 %.
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
Численность населения 135 тысяч человек.
Национальный состав:
Буряты – 39,6 %
Русские – 54,4 %
Другие национальности – 6,0 %.
Уровень безработицы составляет в автономном округе – 14,9 %. Среднедушевой доход на одного человека составляет 473 рубля (2002). Бедные составляют 89,4 %.
Группа 2.
Существует мнение, что Калининградская область может стать территорией этнического конфликта.
Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает возможным конфликт в Калининградской области. Предположите, какой фактор может стать конфликтообразующим. Предложите меры по недопущению обострения ситуации.
Группа 3.
Существуют полярные точки зрения на возможность возникновения этнического конфликта в Калининградской области: одни высказываются «за», другие – «против».
Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает проблему надуманной. Предложите меры по сохранению Калининградской области в составе Российской Федерации и воспитания калининградцев верными гражданами страны.
В 20 веке человечество встало перед рядом проблем и кризисов, которые требуют решения в масштабе всей планеты.
Эти проблемы, касающиеся судьбы дальнейшего развития человеческой цивилизации, получили название глобальных (от лат. globus – земной шар).
Впервые человечество осознало себя как единое целое во время Первой мировой войны. Поскольку для боевых действий не существовало границ и расстояний, миллионы людей оказались втянуты в военный конфликт глобального масштаба. В это время возникло учение о ноосфере, чье авторство принадлежит Владимиру Вернадскому (1863-1945). Он называл человека самой крупной силой на Земле, способной изменять облик планеты и влиять на ее настоящее и будущее.
Глобальные кризисы алармистского характера
Все возрастающее количество глобальных проблем привело к тому, что человечество сегодня стоит перед двумя путями развития:
- либо оно продолжит стихийно развиваться, действуя деструктивно на окружающий мир,
- либо целенаправленно перестроит свое бытие принципиальным образом.
Существуют две разновидности кризиса алармистского характера (от фр. alarme – тревога):
1) ограниченное количество ресурсов, наличие «экономических границ» при прежнем уровне роста мировой цивилизации приведет в итоге к катастрофе – сырьевому голоду;
2) неразумное отношение человека к природе, бесконтрольное потребление и переработка природных ресурсов (например, последовательная вырубка лесов, возрастание концентрации двуокиси углерода в атмосфере и, как последствие, повышение температуры воздуха и т.д.) приведет к тотальному загрязнению и природным катаклизмам.
Алармистские кризисы со временем только усугубляются, чему способствует стремительная индустриализация человечества. Решение таких проблем, как голод, нехватка пресной воды, ликвидация отставания развивающихся стран от развитых, ведет к постоянному росту промышленности и экономики, а это требует все большего количества ресурсов.
Виды глобальных кризисов и причины их появления
Развитие общества приводит к другим видам глобальных кризисов:
- рост научно-технического прогресса обязательно сопряжен с риском техногенных катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС;
- к катастрофическим последствиям приводят природные стихийные катаклизмы (ураганы, обрушивающиеся на США в последние годы, взрыв на Фукусиме);
- социальные конфликты – войны, революции, терроризм и религиозный экстремизм – оказывают разрушающее воздействие на экономическую, энергетическую и промышленную инфраструктуру;
- «кризис внутреннего развития» возникает по причине неравномерного распределения энергоресурсов на территории Земли, при этом процветающие слои населения ограждают себя от экологических проблем, возникающих вследствие переработки ресурсов, в то время как иные социальные группы вынуждены бороться со все более ухудшающейся экологической обстановкой.
Аурелио Печчеи отмечал, что глобальные проблемы не знают социальных и политических границ, они для всех едины.
В числе основных причин ученые называют:
1) Единство современного мира, которое сформировалось благодаря взаимопроникающим политико-экономическим связям. Как ни странно, наиболее ярко это проявилось во время мировых войн. Вторая мировая война, начавшаяся как небольшой конфликт на границах Германии и Польши, вскоре охватила весь мир. Философ Н. Бердяев писал, что
в военном «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все перемешивалось, человек мог быть «разодран в клочья», уничтожались великие культурные ценности.
2) Рост промышленного производства планеты. По сравнению с началом XX века, индекс производства сегодня возрос более чем в 50 раз. Мировой ВВП составляет около 13 триллионов долларов. По прогнозам ученых, к 2050 году он увеличится в 10 раз. Константин Циолковский (1857–1935) еще в позапрошлом веке предрекал, что человек станет самой могучей силой на планете. При этом человек воздействует на природу намного сильнее самых неистовых природных стихий и часто не может контролировать вызванные своей деятельностью изменения.
3) Глобальный кризис вызван также неравномерным уровнем развития промышленности и культуры в различных странах. Тем не менее, благодаря передовым информационным технологиям, таким как телевидение, спутниковая связь, интернет, любая информация об открытиях и событиях становится доступна в любом уголке земного шара. Между тем, люди, имеющие доступ к этой информацией, находятся на различных ступенях цивилизации: племена, пребывающие в родоплеменных отношениях, живут в паре часов пути от мыса Канаверал или космодрома Байконур, откуда человечество исследует космос. Поэтому в мире остро стоит проблема владения ядерным оружием и имеется угроза ядерного терроризма.
Пути решения глобальных кризисов
Некоторые ученые предполагают гибель человечества уже в течение ближайшего столетия. Однако, оглядываясь на историю, можно делать не столь пессимистические выводы. Человечество способно находить компромиссные решения даже в самых сложных ситуациях. Например, удалось избежать атомной войны между СССР и США во время Карибского кризиса в конце XX века.
В 1960-1970-х годах создавалось множество центров, объединяющих ученых-футурологов для изучения философии глобальных проблем. Один из самых известных – Римский клуб, исследующий взаимосвязь всех аспектов жизни человека в двух направлениях: экономического развития и человеческих взаимоотношений.
В докладе «Пределы роста» (1972) ученые Дж. Форрестер и Д. Медоуз говорили о необходимости немедленной экономической и экологической стабилизации, глобального равновесия, в связи с чем человечеству нужно пересмотреть саму структуру своих потребностей.
В 1974 году М. Месарович и Э. Пестель опубликовали доклад «Человечество у поворотного пункта». Они считали, что мир – не просто единое целое. Мир походит на организм, в котором каждый элемент обладает своими специфическими чертами. Индустриальное общество, в котором экономика являлась определяющим фактором развития, осталось в прошлом. Поэтому человечеству необходим качественный скачок в развитии цивилизации, а не дальнейшее наращивание промышленной мощи (количественное развитие).
Предлагаем презентацию по данной теме:
Один из основателей Римского клуба Аурелио Печчеи утверждал, что рост промышленного потенциала и индустриализации в реальности не более, чем миф, за которым скрывается множество глобальных проблем.
Выход А. Печчеи видит не только в проработке юридической базы, усиливающей ответственность за экологические преступления, внедрения экологосберегающих производств, использовании экологических чистых источников энергии. Главное – «внутренняя трансформация» самого человека. А. Печчеи принадлежит идея «нового гуманизма» – гармонического равновесия между человеком и природой, создания новых культурных ценностей, который следует сделать фундаментом мировоззрения всего населения Земли. Это приведет к культурной эволюции человеческой цивилизации, появлению «обновленного человека»
«Новый гуманизм» характеризуют три аспекта:
- чувство глобальности;
- стремление к справедливости;
- неприятие насилия.
В центр этой концепции философии глобальных проблем поставлена целостная человеческая личность и ее неисчерпаемые возможности. Человечеству необходима «беспрецедентная культурная перестройка», трансформация сознания каждого без исключения.
По мнению А. Печчеи, такая «человеческая революция» – это единственная настоящая возможность выхода из социокультурного кризиса современного мира.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.И. ИСАЕВОЙ»
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «СОШ №2
им. А.И. Исаевой»
Линник И.А. _________
протокол методсовета №
от «______»_________
ПРОГРАММА
«Глобальная география»
Элективный курс для учащихся 11-х классов, 17 часов
учитель географии
Ильичева Г.Д._____________
«____»_________________
Глобальная география
(35 ч)
Пояснительная записка
Курс «Глобальная география» - сравнительно новое и быстро развивающееся направление в географической; науке, изучающее пространственное проявление общепланетарных процессов и явлений. Можно сказать, что мы имеем дело с особой ветвью глобалистики - учения о глобальных проблемах человечества - географической, включающей экологический, энергетический, продовольственный, сырьевой, демографический и другие аспекты развития природы и общества.
Сама по себе глобалистика носит ярко выраженный междисциплинарный характер и изучается многими науками: философией, социологией, экономикой, биологией, правом и т. д. Глобальная география - это «географическая глобалистика», и изучение ее особенно важно и перспективно, так как речь идет об овладении знаниями на рубеже науки о природе и обществе. География остается единственной дисциплиной, синтезирующей естественное и общественное направления в науке. Глобальные проблемы различны по своему характеру, но все они пронизаны идеей географического единства человечества и его выживания. Если в прошлом кризисные явления угрожали лишь отдельным культурам и территориям, то современный мегакризис охватывает весь мир, все основные формы и сферы жизни человека.
К числу наиболее острых относятся такие глобальны проблемы, как ядерное разоружение и сохранение мир на Земле; экологические, связанные с усиливающимся разрушением природной среды; демографические, порожденные быстрым ростом численности населения в развивающихся странах, их неспособностью обеспечить людей нормальными условиями жизни; энергетическая и сырьевая проблемы, вызванные ограниченностью минерально-сырьевых ресурсов планеты; продовольственная проблема, связанная с хроническим недоеданием миллионов людей и голодом в развивающихся странах; ужасающая бедность десятков государств, прежде всего в Африке; проблемы Мирового океана, причины которых в первую очередь объясняются уменьшением биологической продуктивности, загрязнением акваторий и др.
«Глобальная география» занимает все более стабильное место в системе образования в различных странах мира, что связано с большим познавательным, нравственным и воспитательным значением этого курса.
Цель: Формировать мировоззренческую идею о взаимосвязанности глобальных проблем человечества, о возможности их решения только при комплексном подходе в условиях международного сотрудничества и взаимопомощи.
Он призван способствовать решению следующих задач:
Овладению системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества.
Понимание места России в мире, специфики проявления глобальных проблем в каждой стране.
Развитию познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера - межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.
Вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
Изучение курса «Глобальная география» в старших Классах позволяет интегрировать знания, полученные по Другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения.
Введение (2 ч)
Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание
Глобалистика - учение о глобальных проблемах современности: естественнонаучных и общественных. «Пакет» этих проблем. Междисциплинарный характер глобалистики и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юридическое, прогностическое, географическое и др. Необходимость мобилизации совместных усилий экономистов, социологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования глобальных проблем.
Глобальные проблемы, создающие непосредственную угрозу человечеству. Нерешенность проблем освоения космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования погоды и климата и их влияние на будущее человечества.
Предмет изучения глобальной географии. Первоначальное проявление многих процессов и явлений глобального характера на более низких географических уровнях - континентальном, региональном, зональном, национальном, локальном. Пример с проблемой голода, практически неизвестной в Западной Европе, США или Японии. Параллель между зарождением отдельных негативных общепланетарных процессов и появлением злокачественных клеток в человеческом организме.
Утопичность идей о полном решении когда-либо всех глобальных проблем и уместность тезиса о необходимости смягчения их остроты.
Систематизация глобальных проблем
Смысл систематизации, позволяющей составить наиболее наглядное представление об анализируемых проблемах, четче зафиксировать существующие связи между различными их группами. «Старые» и «новые» глобальные проблемы, «главные» и «неглавные», появившиеся благодаря человеку и существующие вне зависимости от него.
Проблемы политического и социально-экономического характера (угроза ядерной войны и сохранение мира на планете; обеспечение расширенного воспроизводства; преодоление отсталости развивающимися странами; обеспечение устойчивого развития; проблема управляемости мировым сообществом и др.).
Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая; энергетическая; продовольственная; сырьевая; проблемы Мирового океана).
Проблемы преимущественно социального характера (демографическая; межэтнических и межрелигиозных отношений; кризиса культуры, нравственности и семьи; дефицита демократии; урбанизации; охраны здоровья и др.).
Проблемы научного характера (освоение космического пространства; исследование внутреннего строения Земли; долгосрочное прогнозирование климата и др.).
Проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей (проблемы региональных конфликтов, производственных аварий, преступности, стихийных бедствий, самоубийств и др.).
Малые глобальные проблемы преимущественно психологического и аутоэкологического характера (бюрократии, эгоизма и др.).
Односторонность освещения в литературе глобальных проблем человечества. Постоянное нахождение в поле 3 Рения таких проблем, как экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, поскольку именно с ними в первую очередь ассоциируются Процессы, подвергающие наиболее мощному воздействию основы существования человечества.
Методы исследования глобальных проблем.
Демографическая проблема
Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность современной цивилизации обеспечить нынешнее и особенно будущее население нормальными условиями жизни. Теория Мальтуса, ее сторонники и противники в прошлом и сейчас.
Способность Земли теоретически прокормить не один десяток миллиардов людей. Существующие возможности увеличения площади обрабатываемых земель и повышения средней урожайности благодаря «зеленой революции». Одновременное нарастание угрозы необратимого загрязнения окружающей среды, скопление гигантского числа людей в больших городах, увеличение опасности массовой гибели от голода и болезней в случае ряда неурожайных лет и т. п.
Связь демографической проблемы с сохраняющимися социально-экономическими условиями в странах «третьего мира». Понятие о теории «демографического перехода» и ее применимость к условиям слаборазвитых стран. Предпочтение аграрным обществом большой семьи. (Уяснение этого феномена требует рассмотрения следующих понятий: 1) дети: экономическое подспорье или обуза; 2) гарантии в старости (отсутствие в развивающихся странах социальных систем пенсионного обеспечения); 3) полож е ние женщины в обществе; 4) религиозные установки, 5) доступность противозачаточных средств.)
Демографическая политика, ее направленность и пути активизации. Демографическая политика КНР, Индии, стран Африки и Латинской Америки: успехи и разочарования. Демографическая политика в бывшем СССР и современной России.
Глобальная демографическая ситуация и комплекс социально-экономических задач современности.
Проблема отсталости
Корни отсталости некоторых стран современного мира. Примитивизм марксистской точки зрения, согласно которой вина за отсталость слаборазвитых стран целиком возлагалась на колониализм. Историческое запаздывание (стадиальность) в развитии социально-экономических структур как основная причина отсталости. Роль колониализма и так называемого неоколониализма в консервации и преодолении слаборазвитости.
Масштабы и критерии отсталости. Бедность, неграмотность населения, хроническое недоедание и голод, высокая смертность, эпидемии и т. д. как атрибуты неразвитости общества. Критерии отсталости, применяемые в ООН. Наименее развитые страны мира (в соответствии с классификацией ООН), их типичные признаки. Слаборазвитые государства Африки, Азии и Латинской Америки.
Рост стоимости готовой промышленной продукции и стагнация стоимости сырья и топлива (или несовпадение темпов роста стоимости).
Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Понятие о «новом международном экономическом порядке», перспективы его установления. Связь отсталости с другими глобальными проблемами.
Продовольственная проблема
Продовольствие как важнейший фонд жизненных средств человечества. Источники питания в прошлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Главные растительные источники пищи. Мясо и рыба - важнейшие источники белков. Молоко и жиры животного происхождения.
Сущность продовольственной проблемы в современном мире и ее основные параметры: производство, спрос, распределение и потребление. Причины и формы проявления продовольственного кризиса в развивающихся странах. Влияние голода и недоедания на воспроизводство рабочей силы. Понятие о «скрытом голоде».
Дифференциация стран и регионов по остроте проявления продовольственного кризиса. Затяжной, хронический характер продовольственного кризиса в аридных и семиаридных областях Африки. Скромный агроприродный потенциал, повышенная хрупкость и пониженная Г «эластичность» местных экосистем. Повышенный естественный прирост населения, значительно опережающий производство продовольствия. Страны Сахеля как «полюс» мирового голода.
Некачественное, неполноценное питание как наиболее типичная форма проявления продовольственной проблемы в отдельных странах муссонной Азии. Успехи «зеленой революции» и улучшение продовольственной ситуации в Азии. Продовольственная проблема в странах Латинской Америки.
Обострение продовольственной ситуации в странах - Преемниках бывшего СССР.
Пути выхода из продовольственного тупика. Связь продовольственной проблемы с другими глобальными проблемами современности. Роль ликвидации голода в решении проблемы отсталости.
Обеспечение продовольствием растущего населения Земли. Роль пахотных угодий, лугов, Мирового океана и искусственных продуктов в решении продовольственной проблемы.
Энергетическая проблема
Сущность и масштабы энергетической проблемы. Рост энергоемкости современной экономики. Растущий разрыв между высокими темпами развития энергоемких производств и запасами невозобновимых энергоресурсов (нефти, газа, угля). Негативные экологические последствия развития энергетики при сохранении традиционной структуры топливно-энергетического баланса.
Энергетический кризис 70-х гг. XX в.: его предпосылки и последствия. Экономические, политические и социальные аспекты энергокризиса. Конец эпохи дешевых источников энергии. Страны ОПЕК и их роль в формировании конъюнктуры цен на энергоресурсы.
Традиционная и альтернативная энергетика. Обеспеченность углеводородным сырьем стран и регионов мира и переход к энергосберегающему типу экономики. Атомная энергетика, современные масштабы ее развития, достоинства и недостатки. Проблема технической надежности АЭС и захоронения радиоактивных отходов. Использование энергии Солнца (гелиоэнергетика), ветра (ветроэнергетика), внутриземного тепла, волн, течений и т. д.
Энергетика и экология.
Контуры энергохозяйства будущего, прогнозы и сценарии развития энергетики на XXI в. Пределы роста производства энергии.
Глобальная энергетическая ситуация и другие глобальные проблемы.
Сырьевая проблема
Сущность глобальной сырьевой проблемы. Понятие о сырье. Современные масштабы использования минерального сырья. Виды сырья, более и менее близкие к исчерпанию. Оптимистические и пессимистические прогнозы использования сырьевых ресурсов в будущем.
Относительная ограниченность и невосполнимость минеральных ресурсов как главная составляющая глобальной сырьевой проблемы. Другие составляющие: отставание технологии освоения и переработки сырья, низкая обеспеченность отдельных стран минеральным сырьем. Переход к эксплуатации менее продуктивных месторождений минеральных ресурсов в труднодоступных районах со сложными или экстремальными природными условиями. Повышение себестоимости добычи практически всех видов минеральных ресурсов.
Производство отходное - малоотходное - безотходное. Цель и задача малоотходной технологии - создание производства с минимальным количеством отходов вредные воздействия, которых не превышают допустимый санитарно-гигиенический уровень. Цикл «сырьевые ресурсы - производство - потребление - вторичные сырьевые источники».
Оборотное использование невозобновимых ресурсов - один из путей ресурсосбережения. Утилизация бытовых отходов (мусора).
Региональные аспекты сырьевой проблемы в современном мире. Попытки радикального решения проблемы отходов в Японии и странах Западной Европы.
Россия и глобальный сырьевой кризис. Минерально-сырьевой характер российского экспорта и проблема истощения месторождений углеводородного сырья. Недостаточное использование вторичных ресурсов. Малая эффективность политики ресурсосбережения.
Глобальная сырьевая ситуация и ее связь с другими глобальными проблемами.
Проблемы Мирового океана
Кажущаяся искусственность постановки данных проблем, вытекающая из нежелательного противопоставления территории суши акватории океана. Специфика освоения и экологии океана, позволяющая говорить об известной самостоятельности данных проблем.
Мировой океан как «колыбель» всего живого на планете. Защита океанической средой зарождающейся жизни от губительного воздействия ультрафиолетовой радиации. Роль Мирового океана в обеспечении жизни на Земле.
Мировой океан как ресурсная база. Структура морских ресурсов. Морское хозяйство. Биологические ресурсы. Мировое рыболовство, его современные масштабы и возможные пределы. Марикультура. Морская горнодобывающая промышленность. «Тощая руда». Ресурсы и добыча нефти и газа. Твердые полезные ископаемые со дна океана. Океан как источник пресной воды.
Проблемы использования энергии океана. Проблема развития морского транспорта. Мировое судоходство. Морской флот. Порты, каналы. Нетрадиционные виды морского транспорта.
Проблема морского транспорта.
Экология Мирового океана.
Океан - общее достояние человечества. |
Проблемы Мирового океана и их связь с другими глобальными проблемами.
Глобальный этнический кризис
Растущая экономическая и техническая взаимозависимость государств и ускорение процессов интернационализации социальной жизни. Параллельно проявляющееся стремление отдельных стран и этносов к самоидентификации. Проявление в различных регионах мира неконтролируемых национальных эмоций, обретающих формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма.
Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация: 1) отстаивание принципа тождественности государственных и этнических границ; 2) движение наций к самоопределению; 3) стремление наций к образованию супернаций; 4) экономическая борьба за землю, жилье, совместно нажитые основные фонды и т. д.; 5) неуправляемое демографическое развитие в слаборазвитых странах; 6) ассимиляционные процессы и депопуляция этноменьшинств; 7) «старение» наций в странах с развитой экономикой; 8) экологический фактор; 9) психологические установки на защиту культурно-нравственных традиций этноса, вера в его особые отношения с верховным божеством и др.
Ярко выраженная географическая специфика таких Факторов, как неуправляемое демографическое развитие, «старение» наций, ассимиляционные процессы, экологический фактор.
География межэтнических конфликтов в современном мире. Межплеменные распри (трайбализм) - старая болезнь Африки, где все еще сохраняются архаичные институты и организации, связанные с родоплеменным строем. Межэтнические и межрелигиозные трения в Южной Азии и Латинской Америке.
Россия и глобальный этнический кризис. Межэтнические конфликты в странах бывшего СССР. Нагорно-Карабахский конфликт, конфликты на территории Грузии приднестровский кризис и др.
Глобальный этнический кризис и его связь с другими глобальными проблемами.
Проблемы здоровья и долголетия человека
Здоровье человека как синтетическая категория, включающая в себя кроме физиологической нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Одна из наиболее старых глобальных проблем человечества. Продолжительность жизни населения как один из важнейших критериев цивилизованности любой страны (наряду с развитием новейших отраслей экономики, уровнем национального дохода на душу населения и т. д.).
Понятие о медицинской географии, изучающей распространение болезней и патологических состояний человека; причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье человека.
География инфекционных заболеваний (эпидемиологическая география). Учение Е. Н. Павловского о природной очаговости так называемых трансмиссивных болезней. Прогнозирование вероятности возникновения той или иной болезни в зависимости от приуроченности ее природных очагов к определенному географическому ландшафту (чума, клещевой энцефалит и др.). Малярия, шистозоматоз, трипаносомоз (или «сонная болезнь») - типичные инфекционные заболевания африканских тропиков. Другие эпидемиологические заболевания: грипп, туберкулез, холера и т. д.
СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - новая глобальная смертельная болезнь. Стремительное распространение эпидемии СПИДа, охватившей
стран мира, прежде всего африканских, азиатских, американских. Безнравственность (половая распущенность и наркомания) и бездуховность как первичные факторы \ распространения болезни. Роль медицины в расширении географии СПИДа. СПИД в России.
Распространение злокачественных новообразований и их связь с географическими факторами. Зависимость здоровья человека от режима и качества питания (квашиоркор, бери-бери, диабет и др.).
«Интернациональность» сердечно-сосудистых, психических и некоторых других заболеваний.
Глобальное значение вопроса об увеличении средней продолжительности жизни человека. Геронтологическая наука.
Связь проблемы здоровья и долголетия человека с другими глобальными проблемами.
Проблема стихийных природных явлений
Роль трагедий, вызванных силами природы, в истории человечества. Систематизация стихийных природных явлений (СПЯ) по условиям возникновения (космические, метеоролого-климатические, гидрологические и геологические, геолого-тектонические, гляциально-гидрологические и др.). Виды стихийно-разрушительных явлений (падение метеоритов и астероидов, наводнение, цунами, извержение вулкана, землетрясение, сель, оползень, смерч, жара, засуха, суховей, пыльная буря, метель, пурга, молния, торнадо, мороз, ливень, град, туман и др.).
Эволюция человеческого поведения в отношении СПЯ: 1) «бегство» от СПЯ; 2) поиск способов защиты от стихийных бедствий, позволяющих бороться по крайней мере с некоторыми из них; 3) разработка механизма предотвращения некоторых из СПЯ на базе научных открытий.
Рост числа человеческих жертв и материального урона от СПЯ в связи с интенсивным ростом населения, его Концентрации в областях, подверженных влиянию наиболее разрушительных СПЯ. Наибольшая уязвимость перед лицом природной стихии развивающихся стран (Бангладеш, муссонная Азия, Андские страны, государства Сахеля и др.).
Географический характер проблемы СПЯ. Роль географов в разработке мер по предупреждению СПЯ.
Проблема технологических аварий
«Цепная реакция» катастроф производственного характера последних десятилетий как подтверждение глобальности проблемы (взрыв на химическом заводе в Бхопале в Индии, гибель американского космического корабля «Челленджер», трагическое затопление советской подводной лодки «Комсомолец», гибель парома «Эстония», самая тяжелая катастрофа последнего времени - Чернобыль и многие другие).
Систематизация технологических аварий в зависимости от характера отраслей материального производства. Роль автомобильного, морского и авиационного транспорта в статистике смертельных случаев. Роль угледобывающей промышленности мира в гибели рабочих. География угольных шахт (бассейнов) с повышенной метано-обильностью.
Математическая теория катастроф, помогающая вычислять параметры, при которых наступает неустойчивое состояние системы. «Защита от дураков», т. е. контролирование технологического процесса системой автоматики, которая сама охраняет производство от сбоев, ошибочных решений, выключает процесс в случае возможной опасности.
Географические аспекты проблемы технологических аварий.
Проблема дефицита демократии и свободы
Всеобщая декларация прав человека как важнейший международный документ - концентрированное выражение демократического опыта человечества. Права человека - наше естественное, неотчуждаемое достояние, а не дар государства, за который следует благодарить его руководителей.
Анализ ранжирования государств по группам - «свободные», «частично свободные», «несвободные», «реакционные» - режимы, отказывающиеся предоставить своим гражданам основные политические и социальные права. Различие понятий «авторитаризм» и «тоталитаризм».
Положение с правами человека в СССР, России и странах, образовавшихся после распада СССР.
Другие глобальные проблемы современности (4 ч)
Реестр глобальных проблем человечества. Проблема преступности, присущая всем государствам без исключения. Классификация нарушений законности и порядка: преступления против личности (убийство, телесные повреждения, изнасилование и др.); преступления против личной собственности граждан (грабеж, разбой, кража, мошенничество, вымогательство и др.); государственные преступления (измена Родине, шпионаж, политический террор, диверсия и др.); воздушный терроризм, или «хайджекинг», и др. Варьирование форм преступлений от страны к стране, от региона к региону. Понятие «геокриминогенная обстановка» и роль географии в изучении преступности.
Кризис культуры, нравственности, семьи (проблема «экологии души») - специфическая глобальная проблема. Любой народ как живой организм особого, высшего порядка. Плоды многовекового духовного отбора и великие социальные потрясения, войны и т. д.
Глобальные научные проблемы, связанные с исследованием космоса, внутреннего строения Земли, долгосрочным прогнозированием погоды и др.
Проблема урбанизации мира, создающая сложнейший Узел противоречий, совокупность которых и служит веским аргументом для рассмотрения ее под глобальным углом зрения.
Анализ других глобальных проблем (см. классификацию глобальных проблем).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Кол-во часов
Глобальные проблемы: понятие и классификация
Классификация глобальных проблем
Систематизация глобальных проблем
Демографическая проблема
Демографический взрыв: причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и развивающиеся страны: причины демографических различий. Демографическая политика. Демографическая обстановка в России.
Проблема отсталости
Корни отсталости. Параметры отсталости. География отсталости.
Практическая работа. Характеристика отсталых стран в Африке, Азии и Латинской Америке.
Продовольственная проблема
Источники питания в прошлом и сейчас. Качество питания. География голода. Региональные типы питания. Причины голода
Энергетическая проблема
Обеспеченность нефтью и переход к энергосберегающей экономике. Природный газ. Гидроэнергетика. Альтернативные источники энергии. Атомная энергия. Энергетические проблемы России.
Практическая работа. Определение наиболее оптимальных территорий и акваторий планеты для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, и обозначение их на контурной карте.
Сырьевая проблема
Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис.
Практическая работа. Характеристика проявлений глобальной сырьевой проблемы в разных странах.
Проблемы Мирового океана
Накопление знаний об Океане. Проблема освоения биологических ресурсов. Проблема освоения минеральных ресурсов. Проблема использования энергии Океана. Другие проблемы Океана.
Глобальный этнические кризис
Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций. «Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений. Ассимиляция и депопуляция этноменшинств. Экология и этнические распри. Трайбализм – болезнь Африки. Россия и глобальный этнический кризис.
Проблема здоровья человека
Нозогеография. Эпидемиологическая география. Пространственная экспансия СПИДа. Распространение злокачественных новообразований. Здоровье и долголетие
Проблема терроризма и региональных конфликтов
Возникновение проблемы терроризма. Распространение терроризма. География региональных конфликтов.
Проблема урбанизации
Сущность урбанизации. Урбанизированность. Агломерации и мегаполисы. Экологические, экономические и социальные проблемы городов. «Трущобная» урбанизация.
Проблема стихийных природных явлений
Классификация стихийных природных явлений. География стихийных природных явлений.
Проблема технологических аварий
Опасные профессии. Теория катастроф.
Проблема космоса и исследования внутреннего строения Земли
Актуальность проблемы освоения космоса. Засорение околоземного пространства. Проблема исследования внутреннего строения Земли.
Дискуссия
Обобщение знаний учащихся
Обобщающий урок
Обобщение и контроль знаний учащихся, защита проектов, презентаций.
Литература:
Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе. М., 2004.
Интернационализация хозяйственной жизни и глобальные проблемы человечества. М,2001.
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. М., Просвещение, 2010 .
Кондратьев К.Я. Ключевые проблемы глобальной экологии. М., 2000.
Развивающиеся страны в борьбе за преодоление отсталости. М, 2007.
Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 2001.
Скиннер Б. Хватит ли человечеству земных ресурсов? М., 2003.
Слевич С.Б. Океан: ресурсы и хозяйство. Л., 2001.
Гладкий Ю.А., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. М., Просвещение, 2010.
Исторические и географические энциклопедии
Страны мира: Статистический справочник. Весь мир, 2011.
Отсутствие теории адыгства имеет другие, еще более масштабные негативные следствия: заметно снизилось качество восприятия и оценки адыгской культуры в целом. В трудах наших ученых (философов, социологов, литературоведов, языковедов, фольклористов) она предстает как набор плохо организованных и неупорядоченных элементов, без этических ориентиров и опор, составляющих ее смысловую доминанту, без "зашифрованных" в адыгстве системных связей и отношений. Вне поля зрения оказались, помимо адыгства, такие тесно с ним связанные базовые ценности, как готовность действовать в интересах другого - хьэтыр, эмпатия - гущIэгъу, благодеяние - псапэ, способность или искусство понимания - зэхэщIыкI, искусство находиться среди людей - цIыху хэтыкIэ, чувство меры - мардэ, этический иммунитет личности - цIыхум и нэмыс, этический страх - шынэ-укIытэ и др. Преобладает, одним словом, умозрительный подход.
Однако и попытки преодолеть его, обращаясь к новым теориям, понятиям, не спасают положения, если нет достаточно глубокого анализа повседневной практики этического мышления и поведения. Чаще всего это только отдаляет от нас живую картину адыгской действительности.
Мне видится во всем этом непростительно беспечное и расточительное отношение к ценностям культуры. Игнорирование роли адыгства в динамике социальной жизни, в формировании базовой личности общества равносильно игнорированию роли конфуцианства в китайской или буддизма в индийской культурах.
Угрожающие формы и масштабы приобретает в этих условиях профанация духовного наследия. Адыгская Культура, в том виде, как она официально преподносится, реализуется, транслируется и в малой степени не отвечает мощной заявке, которую сделала в свое время культура феодальной Черкесии. Во всем: в характере поселений и жилищ, в одежде и в поведении, в музыке и танцах, в поэзии и прозе - признаки упадка. И, пожалуй, в первую очередь - это упадок вкуса. Адыгская, и прежде всего кабардинская, культура утратила свойственную ей красоту и гармонию, величавую сдержанность и законченность. Насколько велика традиционно значимость адыгства в этической рационализации мира и в конструировании социальной реальности, настолько велики и губительны следствия его вытеснения на периферию духовной жизни. Без всякого преувеличения это гуманитарная катастрофа, на что все чаще и чаще, и вполне справедливо, обращают внимание некоторые исследователи (Болотоков 1995; Унежев 1997). "Самая страшная опасность для любой нации, - пишет В. X. Болотоков, - таится в уничтожении генофонда и национального духа, когда народ, отказываясь от сознательного национального мышления, предпочитает погрузиться в океан бессознательного, стать огромной толпой, развращенным и разложившимся сбродом" (Болотоков 1995: 111).
Налицо, иначе говоря, основательное расстройство преемственности социальных практик, кризис социальной, и прежде всего этнической идентичности. В вопросе о том, как трактовать, осваивать, развивать культурные традиции, нет необходимой ясности, твердо установленной позиции, что сводит к минимуму эффективность нравственного воспитания и образования. И это неудивительно: в ту нишу сознания (дискурсивного и практического), которую традиционно занимает адыгство, вторгается и постепенно разрастается, оттесняя этику, пустое пространство морального невежества, негативизма, апатии.
В итоге теряют смысл и дискредитируются многие культурные инициативы и конструктивные идеи. На наших глазах меняются к худшему представления о нравственном, эстетическом качестве и гигиене повседневного мышления, общения, поведения. Адыгcкий социум не ощущает в полной мере своего активного и зримого присутствия в мире, в его действиях нет, как прежде, спокойной уверенности, стремления и готовности выявить себя в облагороженной форме. Изменился к худшему даже внешний облик адыгов, утрачена, предана забвению традиционная "культура себя", согласно которой устанавливалось, как и в соответствии с какими критериями человек должен заботиться о себе, "строить", "конструировать" свой внутренний мир, свою внешность и поведение - свою публичную идентичность. Распущенность и самопопустительство - неизбежные следствия самой тенденций упадка и дискредитации культуры.
Я связываю все это с системным, и в том числе этническим, кризисом, в котором находится адыгcкое общество. Этнический кризис, как я его представляю,- состояние социума, при котором существенно меняются, приходят в упадок или резко снижают свою действенную силу его этновоспроизводящие признаки и механизмы: язык, культура, психология, национальная государственность, территория, этнонимические обозначения и т.д. Иссякают, иначе говоря, ресурсы: воспроизводства этнической системы, ослабевает контроль за соответствием сознания и социальных практик основным параметрам социальной идентичности. Плохо воспроизводится в этих условиях базовая личность общества.
Этнический кризис, как явствует из вышеизложенного, знаменует определенный рубеж в биографии, в историческом развитии народа, когда осуществляется эволюционный выбор - между прежней и новой идентичностью, а порой - между бытием и небытием, жизнью и гибелью этноса. Но это не единовременный акт, а процесс, который длится иногда десятилетия, даже столетия. Он имеет свои стадии (стадии кризиса), свои спады и подъемы и является в этом смысле определенной эпохой в истории народа.
Таким, весьма напряженным и драматичным, периодом стали в истории адыгского народа последние три столетия. Это период стагнации, разрушения и затем медленного угасания адыгской цивилизации, связанный, - конечно, не во всем, но во многом, - с началом и эскалацией, ходом и последствиями русско-кавказской войны. В числе основных звеньев кризиса, четко обозначившихся к настоящему времени, я выделяю особо:
1) геодемографический кризис;
2) кризис национальной государственности;
3) этнонимический кризис;
4) кризис языка;
5) кризис культуры и базовой личности (См. об этом: Бгажноков 1999).
Однако и в таких весьма неблагоприятных условиях адыгская этика выполняет - по инерции, главным образом - возложенные на нее регулятивные функции. Это, говоря иначе, система принципов и навыков структурирования социального пространства и организации деятельности, получившая название габитуса (от лат. habitus - состояние, свойство, расположение, характер) (См. об этом: Bourdieu 1990: 53). Габитус адыгства приспособлен объективно к достижению определённых результатов, но иногда без видимой сознательной нацеленности на эти результаты. С другой стороны, перед нами такое измерение бытия социума, в котором границы настоящего раздвинуты настолько, что вмещают в себя прошлое и будущее. Адыгская этика - не столько часть истории народа, сколько постоянно действующий механизм преобразования прошедшего и будущего в настоящее. Предрасполагая к правильному, удачному - сообразующемуся с наличной ситуацией и с опытом прошлого - переходу из одних состояний в другие, она помогает справляться с непредвиденными, постоянно меняющимися жизненными ситуациями и проблемами.
Габитус адыгства - неотъемлемая часть основной (базовой) личности адыгского общества. В массе черкесского населения трудно найти человека, не признающего этику высшей культурной ценностью, не сознающего свою к ней причастность. Как самое тяжкое обвинение или обидный упрек воспринимается фраза: Адыгагъэ пхэлъкъым - "Нет в тебе адыгства". Известны структурные единицы, принципы, - механизмы адыгской этики. Таких механизмов, дополняющих и усиливающих друг друга, очень много, но наибольшее значение приобретает человечность - цIыхугъэ. Вслед за человечностью выделяются: почтительность - нэмыс, разумность - акъыл, мужество - лIыгъэ, честь - напэ. На почве этих Ценностей и возникает адыгство, как внутренне согласованная система принципов культурной самоорганизации личности и общества.
Не получив научного обоснования и представления, оставаясь практически нелегитимным институтом, адыгство существует реально - в многообразии морально-этических понятий и категорий, в логике моральных суждений и оценок, используемых в практике повседневной жизни. Это виртуальная и вместе с тем ультимативная реальность, предопределяющая тенденцию и формы развертывания актуальной реальности. Адыгство служит мерилом духовно-нравственного качества жизни, смысла и назначения бытия человека в мире.
Это не снимает ответственности за изучение внутреннего устройства адыгской этики, за ее объективацию, сигнификацию, легитимизацию. Ослабленное этническим кризисом адыгское общество не воспроизводит в полном объеме габитус адыгства, что нарушает преемственность социальных практик, негативно сказывается на всех сферах деятельности. Нельзя полагаться на стихийное, не сопровождающееся стратегическим расчетом действие заключенных в этике механизмов духовного производства. Необходимо выработать систему долгосрочных мер осмысленного и целенаправленного использования ресурсов адыгской этики. Этому, как было сказано, должно предшествовать научное исследование ее специфических свойств и возможностей. Нужно показать в деталях, как именно устроен механизм адыгства и как действует он в типовых социальных условиях.
Актуальность этой задачи еще и в том, что адыгский этнический социум находится в состояние неустойчивого равновесия и неопределенности: когда трудно предсказать, что ожидает его в будущем, какие пути развития будут избраны. В такие периоды, называемые точкой бифуркаций (Пригожий 1985: 118), возникают некоторые параметры новых решений, в том числе и сознательно инициированных. Я уверен, что наилучшие условия создает для этого экспериментальный диалог с природой и обществом, основанный на гуманистических принципах адыгской этики. Необходимо познать и освоить адыгство как главный и незаменимый ресурс и механизм культуры мира, как систему универсальных и невероятно эффективных возможностей социального становления и развития.