Эмиль куи врач 18 век биография. Эмиль Гилельс: биография, фото и интересные факты. Слушать СМИ радио «Благо» онлайн

Гилельс Эмиль Григорьевич (19.10.1916 - 14.10.1985) - пианист. Родился в Одессе. Он рано начал заниматься музыкой, первым его педагогом стал Я. И. Ткач, в свое время учившийся в Париже у знаменитого Рауля Пюньо (учителем же Р. Пюньо был Ж. Матиас - ученик Шопена). Ткач сразу понял, с каким дарованием он имеет дело; Гилельсу было всего 9 лет, когда педагог написал в его характеристике: "В дальнейшем СССР обогатится пианистом мирового масштаба". 11 июня 1929 года Гилельс дал свой первый сольный концерт. Спустя 50 лет, в 1979 году он отметил это событие концертами в Одесском оперном театре и в Большом зале Московской консерватории. В 1930 году Гилельс поступил в Одесскую консерваторию в класс Б...

Гилельс Эмиль Григорьевич (19.10.1916 - 14.10.1985) - пианист. Родился в Одессе. Он рано начал заниматься музыкой, первым его педагогом стал Я. И. Ткач, в свое время учившийся в Париже у знаменитого Рауля Пюньо (учителем же Р. Пюньо был Ж. Матиас - ученик Шопена). Ткач сразу понял, с каким дарованием он имеет дело; Гилельсу было всего 9 лет, когда педагог написал в его характеристике: "В дальнейшем СССР обогатится пианистом мирового масштаба". 11 июня 1929 года Гилельс дал свой первый сольный концерт. Спустя 50 лет, в 1979 году он отметил это событие концертами в Одесском оперном театре и в Большом зале Московской консерватории. В 1930 году Гилельс поступил в Одесскую консерваторию в класс Б. М. Рейнгбальд, которую считал своим подлинным музыкальным воспитателем, а через год играл на Всеукраинском конкурсе музыкантов в Харькове. В этом же 1931 году его слушал приехавший на гастроли в Одессу Артур Рубинштейн, впоследствии не раз вспоминавший свою первую встречу с Гилельсом: "Я не нахожу слов, чтобы описать, как он играл. Скажу одно: если он когда-либо приедет в Соединенные Штаты, мне тут нечего будет делать." В 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей мало кому известный в Москве шестнадцатилетний юноша опрокинул все прогнозы относительно исхода конкурса. "Хорошо помню, - рассказывала пианистка Мария Гринберг, - как он играл Парафразу Листа на тему из "Свадьбы Фигаро" Моцарта и как при последней кульминации весь зал встал". Безоговорочно победив на конкурсе, Гилельс стал знаменит на всю страну. Его хотели слушать повсюду. И он играл, много, так много, что для необходимой спокойной работы времени не хватало. И тогда со свойственной ему решительностью молодой пианист прерывает концертные выступления и возвращается в Одессу, к Рейнгбальд. Закончив в ноябре 1935 года консерваторию, Гилельс едет в Москву, в Школу высшего мастерства при Московской консерватории, где его руководителем становится Г. Г. Нейгауз. Вскоре на гастроли в Москву приезжает Отто Клемперер, и Гилельс играет с ним Третий концерт Бетховена. Драматург Александр Афиногенов записал в дневнике: Гилельс "...прикоснулся к клавишам - и рояль зазвенел чистотой и проникновенностью какой-то. А Клемперер вел оркестр, как бы подстилая его под рояль - создавая мягкий фон исполнителю, от этого рояль выигрывал еще больше, и публика оценила это". В 1938 году в Брюсселе проходил Международный конкурс пианистов имени Эжена Изаи, престиж которого был чрезвычайно высок, а программа отличалась особой сложностью. Один только перечень имен членов жюри способен привести в трепет любого музыканта: Вальтер Гизекинг, Эмиль Зауэр, Артур Рубинштейн, Робер Казадезюс, Самуил Фейнберг, Карло Цекки, Леопольд Стоковский... Состав участников был очень сильным; достаточно сказать, что среди них был Артуро Бенедетти Микеланджели. Гилельс одержал блистательную победу. Эмиль Зауэр, ученик Ференца Листа и Николая Рубинштейна, сказал, что не слышал такого дарования за последние полвека, иными словами - со времени своих великих учителей. Но не в правилах музыканта было спокойно пожинать плоды успеха - он упорно работает, не давая себе передышки. В том же году остается позади Школа высшего мастерства, и Гилельс начинает преподавать в Московской консерватории. Началась Великая Отечественная война. Гилельс играет в воинских частях, в госпиталях, в тылу; одним из первых едет в блокадный Ленинград. В 1945 году выступает в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США и Великобритании. После окончания войны ему выпадает на долю ответственейшая миссия: впервые представлять во многих странах советское искусство, искусство победившей страны. Так, в 1955 году он первым из советских музыкантов отправился на гастроли в США, где произвел сенсацию. Шли годы. Концертная деятельность Гилельса обретала глобальные масштабы. Где бы он ни играл - повсюду триумфы становились едва ли не привычным "фоном". Он выступал с самыми прославленными оркестрами и дирижерами; его пластинки вошли в дома миллионов людей. 12 сентября 1985 года Гилельс дал в Хельсинки концерт, оказавшийся последним в его жизни; через месяц, 14 октября, он скоропостижно скончался в Москве. Гилельс обладал необозримым репертуаром; он был универсален по умению сделать "своей" музыку самых разных эпох и стилей - от Моцарта до Прокофьева, от Бетховена до Стравинского. Григорий Гордон

Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе 19 октября 1916 года. Он рано начал заниматься музыкой, первым его педагогом стал Я. И. Ткач, в свое время учившийся в Париже у знаменитого Рауля Пюньо (учителем же Р. Пюньо был Ж. Матиас - ученик Шопена). Ткач сразу понял, с каким дарованием он имеет дело. Гилельсу было всего 9 лет, когда педагог написал в его характеристике: "В дальнейшем СССР обогатится пианистом мирового масштаба".

11 июня 1929 года Гилельс дал свой первый сольный концерт. Спустя 50 лет, в 1979 году он отметил это событие концертами в Одесском оперном театре и в Большом зале Московской консерватории.

В 1930 году Гилельс поступил в Одесскую консерваторию в класс Б. М. Рейнгбальд, которую считал своим подлинным музыкальным воспитателем, а через год играл на Всеукраинском конкурсе музыкантов в Харькове. В этом же 1931 году его слушал приехавший на гастроли в Одессу Артур Рубинштейн, впоследствии не раз вспоминавший свою первую встречу с Гилельсом: "Я не нахожу слов, чтобы описать, как он играл. Скажу одно: если он когда-либо приедет в Соединенные Штаты, мне тут нечего будет делать."

В 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов исполнителей мало кому известный в Москве шестнадцатилетний юноша опрокинул все прогнозы относительно исхода конкурса. "Хорошо помню - рассказывала пианистка Мария Гринберг, - как он играл Парафразу Листа на тему из "Свадьбы Фигаро" Моцарта и как при последней кульминации весь зал встал." Безоговорочно победив на конкурсе, Гилельс стал знаменит на всю страну. Его хотели слушать повсюду. И он играл много, так много, что для необходимой спокойной работы времени не хватало. И тогда со свойственной ему решительностью молодой пианист прерывает концертные выступления и возвращается в Одессу, к Рейнгбальд. Закончив в ноябре 1935 года консерваторию, Гилельс едет в Москву, в Школу высшего мастерства при Московской консерватории, где его руководителем становится Г. Г. Нейгауз. Вскоре на гастроли в Москву приезжает Отто Клемперер и Гилельс играет с ним Третий концерт Бетховена. Драматург Александр Афиногенов записал в дневнике: Гилельс "прикоснулся к клавишам - и рояль зазвенел чистотой и проникновенностью какой-то. А Клемперер вел оркестр, как бы подстилая его под рояль - создавая мягкий фон исполнителю, от этого рояль выигрывал еще больше, и публика оценила это".

В 1938 году в Брюсселе проходил Международный конкурс пианистов имени Эжена Изаи, престиж которого был чрезвычайно высок, а программа отличалась особой сложностью. Один только перечень имен членов жюри способен привести в трепет любого музыканта: Вальтер Гизекинг, Эмиль Зауэр, Артур Рубинштейн, Робер Казадезюс, Самуил Феинберг, Карло Цекки, Леопольд Стоковский... Состав участников был очень сильным, достаточно сказать, что среди них был Артуро Бенедетти Микеланджели. Гилельс одержал блистательную победу. Эмиль Зауэр, ученик Ференца Листа и Николая Рубинштейна, сказал, что не слышал такого дарования за последние полвека, иными словами - со времени своих великих учителей.

Но не в правилах музыканта было спокойно пожинать плоды успеха - он упорно работает, не давая себе передышки. В том же году остается позади Школа высшего мастерства, и Гилельс начинает преподавать в Московской консерватории. Началась Великая Отечественная война. Гилельс играет в воинских частях, в госпиталях, в тылу; одним из первых едет в блокадный Ленинград. В 1945 году выступает в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США, и Великобритании.

После окончания войны ему выпадает на долю ответственнейшая миссия: впервые представлять во многих странах советское искусство, искусство победившей страны. Так, в 1955 году он первым из советских музыкантов отправился на гастроли в США, где произвел сенсацию.

Шли годы. Концертная деятельность Гилельса обретала глобальные масштабы. Где бы он ни играл - повсюду триумфы становились едва ли не привычным "фоном". Он выступал с самыми прославленными оркестрами и дирижерами, его пластинки вошли в дома миллионов людей. 12 сентября 1985 года Гилельс дал в Хельсинки концерт, оказавшийся последним в его жизни; через месяц, 14 октября, он скоропостижно скончался в Москве.

Лучшие дня

С детства неравнодушна к эстраде

20.10.2016 07:36

Текст: Анастасия Егорова

Об игре пианиста-виртуоза Эмиля Гилельса восторженно отзывались на всех континентах. Визитная карточка Советского Союза - музыкант, чьё искусство вызывало «наибольший общественный резонанс», заниматься музыкой начал в пять лет.

В восемь - поступил в Одесский музыкальный техникум, в 13 - дал первый сольный концерт. А уже в 14 - юного пианиста зачислили в класс Берты Михайловны Рейнгбальд в Одесскую консерваторию.

Слушатели всего мира говорили о невероятной красоте звуков, которые извлекает из клавиш Гилельс. Коллеги шутили об «особом строении» подушечек его пальцев. А в рядах поклонников пианиста состояла даже королева Елизавета II .

О великом музыканте, о его наследии мы поговорили с внуком Эмиля Григорьевича - Кириллом Гилельсом.


День рождения вашего деда Эмилия Григорьевича Гилельса - знаковое событие для музыкального сообщества всего мира. А в вашей семье 19 октября - это особый день?

Сказать, что празднуем, наверное, не совсем правильно, в традиционном понимании, ведь 19 октября мы обязательно посещаем могилу Эмиля Григорьевича на Новодевичьем кладбище. Естественно, в нашем доме - это всегда памятный день.

Эмиль Гилельс в окружении сотрудников Одесской консерватории.

Вы как-то рассказывали о том, что помните, как играли «Турецкий марш» Моцарта вместе с дедом, вам тогда было шесть лет.

Вернее, вы подыгрывали одной рукой. Повзрослев, вы стали в том числе и пианистом. Творчество деда как-то повлияло на ваш выбор?

Сама по себе жизнь в доме музыкантов накладывает отпечаток, формирует определённое восприятие. Я ведь жил среди музыки. Ежедневно слышал фортепианную игру, поскольку мама пианистка.

Но вот мой дед, к примеру, вырос в абсолютно немузыкальной семье. Его отец был бухгалтером, мать - домохозяйкой.

Несмотря на это, с пяти лет начал заниматься с учителем музыки. И его способности раскрылись довольно быстро.

Естественно, вы знаете множество историй об Эмиле Григорьевиче Гилельсе, которые периодически вспоминаете за большим семейным столом и которые, возможно, наиболее полно его характеризуют…

Да, конечно, таких историй немало. Эмиль Григорьевич всегда восставал против любой неправды. У него действительно было обострённое чувство справедливости. Хотя он и не был взрывным, эмоциональным, какими бывают творческие люди.

В 1974-ом году исполнилось 30 лет со дня кончины Берты Михайловны Рейнгбальд, советской пианистки и музыкального педагога, главной наставницы Эмиля Гилельса.

И тогда он твёрдо заявил, что будет играть концерт в память о Берте Михайловне. Однако эта идея встретила сопротивление местных властей.

Поскольку у Берты Михайловны была тяжёлая судьба и её гибель - лишь следствие того, что никто не протянул ей руку помощи, когда это было необходимо, она вернулась в освобождённую от немецких войск Одессу.

И, конечно, это был израненный город… И оказалось, что она осталась без жилья с маленьким ребенком. Искала помощи.

Но в итоге совершила трагический шаг, покончила жизнь самоубийством. Власти сочли это антисоветским выпадом.

Эмиль Григорьевич связывался с Москвой. И всё-таки добился того, что по городу были развешаны афиши с заголовками «В память Берты Михайловны Рейнгбальд». Концерт состоялся. Прозвучали те произведения, которые Берта Михайловна любила.

В этом весь Эмиль Григорьевич. Он был очень принципиален.


Эмиль Гилельс с дочерью Еленой, пианисткой, заслуженной артисткой РСФСР.

Вы реставрируете и оцифровываете архив деда, разыскиваете редкие записи, оформляете права на их издание. Что-то новое удалось найти за последнее время?

Да, сейчас как раз выходит 50 дисков фирмы «Мелодия», там придумали потрясающий проект: записи охватывают период от 30-х годов до середины 80-х.

На этих дисках в том числе есть произведения, которые ранее не издавались: несколько оркестровых записей, сольные концерты Эмиля Григорьевича в Петербурге, фортепианные миниатюры.

Это дайджест его творческой жизни. У каждой записи разная судьба. Не все музыкальные находки мои. Есть энтузиасты-коллекционеры, которые всю жизнь занимались поиском записей Эмиля Григорьевича.

Эмиль Григорьевич говорил - «Мой памятник - мои пластинки». И я считаю, его основное наследие - это именно звукозапись.


Эмиль Гилельс вместе с внуком Кириллом.

У вас наверняка дома хранятся вещи, принадлежащие вашему деду, способные рассказать о нём что-то новое и, возможно, даже такие факты, о которых почитатели творчества даже не догадываются…

Конечно. Выставка, которая состоится в музее Голденвейзера, продолжится на просторах основного здания музея Глинки. Там можно показать больше экспонатов. Но, к сожалению, поскольку готовиться к выставке начали с опозданием, более масштабную экспозицию сделать не удастся.

Здесь собрали документы, которые отражают жизнь человека, начиная от свидетельства о рождении, которое называлось «Квитанция одесского городского раввина». Таких интересных документов много.

Более того, все они оцифрованы и на сайте emilgilels.com уже модно увидеть разделы «Архив» и «Документы».

Будут любопытные предметы, то что музейщики называют 3D-сувенирами с конкурсов; медали члена жюри… А вы можете себе представить, сколько было конкурсов, где Гилельс был членом жюри!

Будут и старинные экспонаты, к примеру, медаль 1889 года, подаренная Александром Борисовичем Голденвейзером.

Она была отлита русским музыкальным императорским обществом для Антона Рубинштейна в память о его творческой деятельности. Также представим бронзовую композицию, изображающая руки Эмиля Григорьевича...

Эта экспозиция - очень камерная, и будет работать в течение двух месяцев. На открытии выступит Екатерина Мечетина, ученики из музыкальной школы Э. Гилельса.


Репетиция трио. Эмиль Гилельс вместе с Леонидом Коганом и Мстиславом Ростроповичем.

- В день рождения Эмиля Гилельса Московская консерватория презентует бюст великого музыканта.

Мы знаем, что вы также работали над скульптурой своего деда, речь именно об этом монументе?

Есть два бюста - один сделан мною, я представляю его. И второй бюст, который сделали мои дальние родственники - двоюродные тёти и дяди. Это, образно говоря, две конкурирующие идеи.

Сначала я предлагал выставить в фойе Большого зала Консерватории личный фрак Эмиля Григорьевича, его я уже подарил музыкальному заведению. Московская консерватория передала фрак музею Чайковского в Клину.

Сегодня с дальними родственниками мы, скорее, оппоненты, нежели союзники.

Мой замысел воплотил Григорий Потоцкий, знаменитый скульптор, автор скульптуры моих оппонентов, которую я, кстати, ещё не видел, молодой мастер, сын известного монументалиста Юрия Орехова, наверняка очень талантливый; я видел всего одну его работу, бюст Леонида Когана.

Считаю, что в консерватории должно быть место для знаковых работ известных авторов.

О вкусах спорят. Особенно в искусстве. Бюст, к которому приложил руку я, также сейчас находится в консерватории. Однако официальной скульптурой, которую будут торжественно открывать на юбилейной церемонии, стал бюст родственников.

Александр Сергеевич Соколов, ректор московской консерватории, сперва дал согласие, правда, устное, на установку моего бюста, но затем его отозвал. С чем это связано, объяснить не могу.

- Вы многое рассказали о том, как сегодня сохраняется наследие знаменитого пианиста Гилельса.

Каких ещё событий можно ожидать в юбилейном году?

Сегодня в каждом музыкальном учреждении проходит какой-либо концерт в память об Эмиле Гилельсе.

К слову, в марте, во Фрейбурге, состоялся фестиваль Гилельса, в нём принимали участие участие маэстро Соколов, Кисин, Джордж Ли... Был фестиваль в Кемерово.

А вообще, юбилейный год только начинается. Так что, разумеется, планируется ещё множество разнообразных мероприятий.



Один из величайших пианистов ХХ века Эмиль Григорьевич Гилельс был с детства знаковой фигурой в Одессе. Родившийся в громадной семье бухгалтера (девятеро детей) рыжеволосый в сплошных веснушках мальчик испытывал невероятное чувство неполноценности и одиночества среди сверстников. Ему судьба даровала рояль, за которым происходило преображение в победителя, виртуоза, уникального вундеркинда, коими честолюбивая Одесса умела гордиться. Первый сольный концерт в Оперном театре в 1929 году и победа во 2-м Всеукраинском конкурсе юного музыканта убедили в этом музыкальную общественность. Сталин спросил у молодого Гилельса после его триумфальной победы на 1 Всесоюзном конкурсе в 1933 году, где бы он хотел жить: в Москве или Одессе. Гилельс, не задумываясь, ответил: “в Одессе”!

Ревнивая Одесса вскоре после переезда Гилельса в Москву в 1935 году ответила едкими стихами:

“…Милька Рыжий

– Теперь он об Одессе и не вспоминает,

А знает только Лондон и Парижи-и…”

Действительно, помимо широчайших гастрольных поездок, все мыслимые и немыслимые награды и звания ему вручали и присваивали, регулярно в Кремль приглашали, “послом советского искусства” величали на базе “соцреализма” отечественного искусствоведения. Рудименты сего и по сей день отдают душком “искусствоведения в штатском”, когда Гилельса оставляют в ранге “виртуоза” с его, якобы, “здоровой непосредственностью и жизненной правдивостью исполнения”.


А.Е. Орентлихерман, Э.Г. Гилельс, Л.Н. Гинзбург ;
Н.И. Зосина-Соколовская, С.Л. Могилевская, Г.И. Лейзерович, ... 1930-е гг.

Гламурная оболочка жизни величайшего артиста резко контрастировала с его личностными качествами, сохранившимися с детства – максимальная сдержанность, если не сказать хмурость, порой переходящая в мрачность, растущие, а не уменьшающиеся с годами. Героическая виртуозность, сделавшая Гилельса триумфатором середины ХХ века для широкой слушательской среды, естественная и необходимая в своей необычайности, уникальности (как цирковой трюк), становилась для него – настоящего художника – “шкурой”, которую необходимо было менять, и менять весьма болезненно в глубинах подлинного художественного мировоззрения.


Б.М. Рейнгбальд и Э. Гилельс

“Удобства” быстрого профессионального роста в Одессе по виртуозной шкале, сначала у Я.И. Ткача, а затем в классе Б.М. Рейнгбальд (у которой он окончил консерваторию в 1935 году), сменились “трудностями врастания” в московской аспи-ран-туре, соответственно, художественным и философским вы-со-там Г.Г. Нейгауза. Сам Нейгауз недвусмысленно выска-зался в статье, где представлен Гилельс – “активный комсомолец”.

“Огромная чисто пианистическая одаренность Э. Ги-лель-са ставит перед ним высокую задачу быть не только перво-классным профессионалом-исполнителем, но и представителем высокой культуры” – писал Нейгауз. Еще более строго выска-зал-ся Нейгауз несколько позднее в газете “Советское искусство”:

“Гилельс – музыкант… стихийного порядка. Его технические возможности, его виртуозное мастерство безграничны. Но наряду с большой музыкальностью в нем чувствуется отсутствие общей культуры, что объясняется, конечно, возрастом”.

Но только ли возрастом? Намного позднее, близкий друг и коллега Гилельса профессор Л.Н. Гинзбург следующим образом оценивала контрастность профессуры Одессы и педагога-художника Г.Г. Нейгауза: “Это совсем другое” , что однозначно расшифровывалось – другого порядка художественная педагогика! И этот “переход” на совершенно “иной” уровень давался музыканту очень сложно, впрочем, как и Я.И. Заку, о чем он, не скрывая, говорил и писал.

Появление в классе Нейгауза Святослава Рихтера в 1937 году и нескрываемое восхищение новым студентом, вызвало у Э.Г. Гилельса неоднозначное чувство ревности и раздражения, о чем ходило немало сплетен. Все оказалось гораздо сложнее и внутренне трагичнее для Гилельса, ибо в нем схлестнулось сугубо житейское человеческое (“слишком человеческое” Ницше) и подлинно художественное чувство гениального музыканта. Это противоречие влекло за собой необходимость “сбросить шкуру” виртуозного благополучия и взрастить новые неизведанные качества музыканта, вовсе не гарантирующие безоблачное будущее. Особенность сложившейся ситуации такова, что необходимость художественной “перепрививки” была болезненно инициирована Г.Г. Нейгаузом, а проведена на себе самим Гилельсом. Стимулятором этой “операции” стал музыкантский облик молодого С. Рихтера, “перескочившего” через виртуозный рубеж самодидактикой, на виду одесской профессуры, этого и не заметившей.

Теперь такая задача стала у зрелого и знаменитого артиста в сложнейших условиях общественного признания и массы всевозможных обязанностей. Титаническая внутренняя перестройка, проведенная само-сто-ятельно, отражает гениальный взлет творчества музыканта, поднявшего его на высоты требований беспощадного великого учителя – Г.Г. Нейгауза, у которого в едином ранжире имена Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса.

Общаясь с Э.Г. Гилельсом в феврале 1966 года, спустя двадцать лет после получения им Сталинской премии и четыре года после присуждения Ленинской, приходилось наблюдать “преображение” музыканта-человека. Его неоценимая помощь в спасении Одесской лютеранской церкви (кирхи) от сноса, в которой прошли молодые годы Святослава Рихтера и в которой органистом с 1916 года работал отец Рихтера – Теофил, отмела все сложности “молвы” о размолвке Рихтера и Гилельса. Первым побуждением Гилельса было сообщить Рихтеру о готовящемся акте вандализма, сменившееся нежеланием травмировать и без того болезненное одесское рихтеровское прошлое, в связи с расстрелом отца. Между тем, Э.Г. Гилельс включил все свои связи с газетами “Правда”, “Известия”, Министерством культуры СССР, чтобы отменить санкционированный правительством Украины снос немецкой церкви, что отражено в составленном вместе с ним письме.

text-align: center; margin-top: 10px; display: block; max-width: 533px;">Э. Гилельс среди преподавателей Одесской консерватории. 1969 г.

Фотография Эмиля Гилельса с дарственной надписью Одесской консерватории. 1978 год.

Громадный репертуар, записи и плеяда выдающихся учеников отражают завоеванный аристократизм духа гениального музыканта, получившего звание народного артиста СССР в 1954, почетного члена Лондонской Королевской Академии Музыки (1969), Музыкальной академии имени Ф. Листа (Будапешт, 1970), Национальной академии “Санта Чечилия” (Рим, 1980), но всегда остававшегося Великим Одесситом.


В переулке Чайковского, 4, на фасаде дома, в котором жил пианист, ему и его сестре Елизавете (известной скрипачке) установлена мемориальная доска.

Юрий Дикий, пианист и публицист


2 сентября 2016 года, к 222-летию со дня основания Одессы, на Аллее Звезд появилась новая звезда – в честь Эмиля Гилельса.

19 октября 1916 года родился Эмиль Гилельс, советский пианист и музыкальный педагог. Репертуар музыканта охватывал фортепианные произведения от эпохи Барокко до музыки XX века. Он неоднократно исполнял и записывал фортепианные концерты Бетховена, но так и не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат.

Игру пианиста отличали тонкое чувство стиля, безупречная техника, яркость и сила исполнения.

Особыми достижениями музыканта были интерпретации виртуозных сочинений Ф. Листа, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и М. Вайнберга.

Биография

Эмиль Григорьевич Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе. Отец, Григорий Григорьевич Гилельс, работал бухгалтером на сахарной фабрике, а мать, Эсфирь Самойловна Замощина , была домохозяйкой.

Играть на фортепиано Эмиль начал в возрасте пяти с половиной лет на Одесских музыкальных курсах. Быстро добившись значительных успехов, впервые выступил на публике с сольным концертом в мае 1929 года в Одессе, исполняя сочинения Ф. Листа, Ф. Шопена, Д. Скарлатти и других композиторов.

Окончил Одесский музыкально-театральный техникум и в 1930 году поступил в Одесский музыкально-драматический институт им. Л. ван Бетховена (ныне Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой).

В 1931 году участвовал во 2-м Всеукраинском конкурсе пианистов в Харькове.

Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР.

В 1935 году окончил Одесскую консерваторию.

В 1935-1938 годах совершенствовался в Школе высшего мастерства при Московской консерватории им. П. И. Чайковского у Г. Г. Нейгауза . Стал солистом Московской государственной филармонии.

В 1936 году занял 2-е место на Международном конкурсе пианистов в Вене. Вернувшись в Москву, начал преподавать в консерватории в качестве ассистента у Г. Нейгауза.

С 1938 года по 1974 год преподавал в Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

В годы войны участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 года дал концерты в блокадном Ленинграде.

В 1945 году выступил в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США, и Великобритании.

После окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности.

В 1945 году впервые выступил с концертами за рубежом, гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Австрии, Венгрии, Англии, США, Японии, Польше, странах Скандинавии и др.

В 1954 году первым из советских музыкантов выступил в зале «Плейель» в Париже.

В 1955 году стал первым советским музыкантом, приехавшим с концертами в США, где исполнил Первый фортепианный концерт П. И. Чайковского и Третий концерт С. В. Рахманинова с Филадельфийским оркестром.

Был членом жюри крупнейших международных исполнительских соревнований.

В 1981 году после одного из концертов в Амстердаме у него случился инфаркт. Последнее выступление пианиста состоялось в сентябре 1985 года в Хельсинки. Умер 14 октября 1985 года от приступа диабета. В его смерти обвиняли некомпетентных врачей, вовремя не оказавших ему необходимую помощь.

Гилельс похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Эмиль Гилельс. Фото: РИА Новости / Давид Шоломович

Семейное положение

Был дважды женат. Дочь — Елена Эмильевна Гилельс (1948-1996) — пианистка, заслуженная артистка РСФСР.

Награды и звания

  • 1-я премия 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933)
  • 2-я премия Международного конкурса пианистов в Вене (1936)
  • 1-я премия Международного конкурса имени Изаи в Брюсселе (1938)
  • Герой Социалистического Труда (1976)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Сталинская премия первой степени (1946)
  • Ленинская премия (1962)
  • Три ордена Ленина (1961, 1966, 1976)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1946)
  • Орден Дружбы народов
  • Орден «Знак Почета» (1937)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Орден Искусств и литературы (1967, Франция)
  • Орден Леопольда I (1968, Бельгия)
  • Ордена и медали иностранных государств
  • Золотая медаль Парижа
  • Премия Роберта Шумана (1973, ГДР)
  • Брамсовская медаль (Гамбург, 1973)
  • Почётный член Лондонской королевской академии музыки (1969)
  • Почётный профессор Музыкальной академии Ф. Листа (Будапешт, 1970)
  • Почётный академик Национальной академии «Санта-Чечилия» (Рим, 1980)