Биологическое значение окраски бабочки медведицы. Почему она ещё не горит?

Задание 8-1

Относительная атомная масса является величиной безразмерной.

Шел 1817 год. У министра Веймарского герцогства, поэта и философа Иоганна Гете собрались за вечерним чаем его друзья и родственники. Среди них были Иоганн Дёберейнер, профессор химии, жена сына герцога Мария Павловна – сестра русского царя Александра I и другие влиятельные лица. Дёберейнер сказал, что если все известные химические элементы сгруппировать по сходству их свойств и расположить по три в ряд по возрастанию атомных масс, то обнаружится нечто удивительное. Мария Павловна заметила: “Бог троицу любит…”

Задание: 1. Сгруппируйте данные химические элементы по свойствам: литий, хлор, натрий, кальций, йод, бром, барий, калий, стронций (3 элемента в каждой группе) и расположите их в порядке возрастания их атомных масс. 2. Попробуйте отгадать, что же удивительного обнаружил Дёберейнер? (5 баллов)

Задание 8-2

Наука не знает, чем она обязана воображению. Ральф Уолдо Эмерсон

Придумывая химические названия, ученые порой принимали во внимание необычные свойства нового элемента. Какие элементы получили названия по цвету и запаху простых веществ или соединений?(За каждый приведенный пример элемента 1 балл)

Задание 8-3

Новые идеи надо поддерживать. Циолковский

Осуществите превращение: Оксид 1 → кислота → соль 1 → основание → соль 2 → соль 3.

Подберите вещества и запишите уравнения реакций. (5 баллов)

Задание 8-4

Случайные открытия делают только подготовленные умы. Блез Паскаль

Какие животные помогли ученым-химикам в открытии химических элементов или спасли им жизнь? (За каждый приведенный пример 2 балла)

Задание 8-5

Нас ждут бездны открытий и мудрости. Циолковский

В четырех пробирках содержатся бесцветные растворы карбоната натрия, фосфатанатрия, силиката натрия и нитрата серебра. Как с помощью одного реактива определить каждое вещество? (7 баллов)

Задание 8-6

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Монтескьё

Химический элемент IV группы Периодической системы, при взаимодействии с кислородом образует бесцветный газ, который выделяется при растворении шипучих таблеток в воде, при растворении в растворе щелочи образует среднюю и кислую соль.

Задание: 1. Определите химический элемент. 2. О каких соединениях этого элемента идет речь?3. Составьте уравнения реакций получения этих соединений. (7 баллов)

Решение заданий заочного тура олимпиады для 8 класса с системой оценивания

Задание 8-1

Данные элементы сгруппированы в 3 группы: Литий, натрий, калий, Хлор, йод, бром; Кальций, барий, стронций. При расположении данных элементов по возрастанию атомных масс Дёберейнер установил, что в “триаде”, атомная масса второго элемента оказывается примерно равной средне-арифметическому значению от атомных масс первого и третьего элементов

Задание 8-2

За каждый приведенный пример элемента: Бром – “бромос” - зловонный, рубидий – окрашивает спектр в красный цвет, сера – “сира” светло-желтый цвет и др.

Задание 8-3

Цепочка имеет множество решений. За каждое уравнение, соответствующее условию. 1 балл

Возможный вариант решения: Оксид серы(VI) → серная кислота → сульфат меди(II) → гидроксид меди (II) → хлорид меди (II) → хлорид серебра.

Задание 8-4

Речь идет о Куртуа, открывшего новый химический элемент йод. У него был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. В один из дней кот чего-то испугался, прыгнул на пол, но попал на бутылки, которые Куртуа приготовил для опытов. В одной из них находилась суспензия золы водорослей в спирте, а в другой концентрированная серная кислота. Бутылки разбились, и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на предметах в виде черных кристалликов. Это был йод.

За каждый найденный эпизод … 2 балла

Задание 8-5

Данным реактивом является соляная кислота. Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O выделяется бесцветный газ Na 3 PO 4 + HCl → ничего не наблюдаем

Na 2 SiO 3 + 2HCl → H 2 SiO 3 ↓ + 2NaCl наблюдаем выпадение бесцветного желеобразного осадка

AgNO 3 + HCl → AgCl↓ + HNO 3 наблюдаем выпадение белого осадка

Задание 8-6

1. Химический элемент – углерод 2. Углекислый газ СО 2 , карбонат натрия Na 2 CO 3, гидрокарбонат натрия NaНCO 3 3. С +О 2 →СО 2 СО 2 + NaOH → NaНCO 3 СО 2 +2 NaOH → Na 2 CO 3 + H 2 O

Комплект задач для очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

Задача 8-1

Кто ищет – тот всегда найдет!

В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов. (2 балла)

Задача 8-2

Светлое тело, которое ковать можно. М.В.Ломоносов

Один из химических элементов был выделен еще в XVI в. немецким химиком и металлургом Георгиусом Агриколой. В “Алхимическом словаре” Руланда (1612) он отнесен к металлам и назван “легчайшим, бледнейшим и дешевейшим свинцом”. В России его называли то “нимфой”, то “глаурой”. Происхождение современного названия тоже покрыто тайной. Одни считают, что оно происходит от арабских слов “би исмид” - похожий на сурьму. Другие предполагают, что название элемента древнегерманского происхождения и означает “белый металл”. Третьи утверждают, что название произошло от двух немецких слов – “визе” (луг) и “мутен” (рудник), поскольку в немецкой Саксонии элемент издавна добывают в рудниках, расположенных среди лугов округа Шнееберг. Задание: Что это за элемент? Опишите его положение в Периодической системе.Определите состав высшего оксида данного элемента.

Задача 8-3

Точное логическое определение понятий –условие истинного знания. Сократ

Предложите различные варианты классификации данных неорганических веществ:

CO 2 , NO, NO 2 , Na 2 O, Al 2 O 3 , SiO 2 , P 2 O 5 , Cr 2 O 3 , CuO, ZnO

Задача 8-4

Хорошая идея состоит из большого количества маленьких идей. Томас Эдисон

Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений. (6 баллов)

Задача 8-5

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших
основой для ее построения. Вернадский

Расшифруйте данную цепочку реакций, составьте к ней уравнения реакций (все вещества в цепочке содержат атомы железа): 56 → 127 → 90 → 72 → 56 (11 баллов)

Задача 8-6

Все соли состоят из какой-либо кислоты и
какой-либо щелочи… Немецкий химик и аптекарь О.Тахений

Приведите примеры солей, в реакциях которых с кислотами и со щелочами выделяются газообразные продукты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

Задача 8-7

Что и требовалось доказать. Евклид

В бутылке, цилиндре, колбе, банке находятся магний, гидроксид бария, сульфат меди (II), серная кислота. Магний и сульфат меди (II) не в бутылке, сосуд с гидроскидом бария стоит между колбой и сосудом с серной кислотой. В банке не гидроксид бария и не вещество, имеющее блеск. Цилиндр стоит около сосуда с веществом голубого цвета.

Задание: Узнайте содержимое каждого сосуда.Составьте уравнения реакций, протекающих при попарном смешивании содержимого этих сосудов. (14 баллов)

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

Задача 8-1

Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром

4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент – золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть. Всего: 2 балла.

Задача 8-2

Элемент-путаник – это висмут , легкоплавкий металл красновато-белого цвета, последний по номеру элемент Периодической системы, не обладающий естественной радиоактивностью, порядковый номер 83, 6 период, V группа, главная подгруппа, состав высшего оксида Вi 2 О 5

Задача 8-3

Все приведенные в условии задачи вещества являются оксидами, поэтому необходимо привести классификацию оксидов по различным признакам:

А) оксиды металлов и неметаллов Б) основные, кислотные, амфотерные, другие

В) солеобразующие, несолеобразующие Г) газообразные, твердые

Д) бесцветные, окрашенные

Задача 8-4

Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов) 1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O

Задача 8-5

Так как все вещества в цепочке содержат атомы железа, а цепочка начинается с вещества 56, следовательно, в основе шифра лежат атомные и молекулярные массы веществ (Ar (Fe)=56).

Цепочка реакций выглядит так:Fe → FeCl 2 → Fe(OH) 2 → FeO → Fe

1) Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2 2) FeCl 2 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓+ 2NaCl

3) Fe(OH) 2 → FeO + H 2 O 4) 2FeO + C→ 2Fe + CO 2

Задача 8-6

Соли аммония: карбонаты, сульфиты, сульфиды и соответствующие кислые соли.

Например: NH 4 HCO 3 + HCl → NH 4 Cl + CO 2 + H 2 O NH 4 HCO 3 + NaOH→ NH 3 + H 2 O + NaHCO 3

Задача 8-7

Цилиндр - Mg колба - CuSO 4 бутылка - Ba(OH) 2 банка - H 2 SO 4

Mg + CuSO 4 → MgSO 4 + Cu признаки реакции – раствор обесцвечивается, выделяется порошок розового цвета – медь Mg + H 2 SO 4 → MgSO 4 + H 2 признаки реакции – выделяется газ без цвета CuSO 4 + Ba(OH) 2 → BaSO 4 ↓ + Cu(OH) 2 ↓ признаки реакции – выпадение осадка

Ba(OH) 2 + H 2 SO 4 → BaSO 4 ↓ + 2H 2 O признаки реакции – выпадение осадка белого цвета

Комплект задач для очного тура олимпиады для 9 класса

Задача 9-1

Всё хорошо, что в меру. Гиппократ

Отрывок из повести Хаггарда “Жемчужина Нила”: “Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин … и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли”.

Задание: Объясните почему Клеопатра смогла выпить “крепкий уксус”, а также составьте уравнение реакции. (3 балла)

Задача 9-2

Вселенная - это разнообразие в единстве. Оноре де Бальзак

Бедному А совсем неудобно в своей квартире: сверху его грозиться сжечь Б , справа – отравить ядовитый Д , а живущий слева тихий Е иногда начинает буянить и совсем не ясно, что от него ждать – либо отравит, либо подожжет квартиру. Но когда Е успокаивается, то начинает светиться бледно-зеленым светом и всех радует. Задание: Определите, кто такие А, Б, Д, Е?

Задача 9-3

Составьте уравнения реакций к цепочке реакций: Fe 0 → Fe +2 → Fe +3 → Fe +2 → Fe 0 → Fe +3

Задача 9-4

Опыт - это не то, что происходит с вами;
это то, что вы делаете с тем, что происходит с вами. Сэр Исаак Ньютон

Юный химик насыпал в первую колбу аммиачную, норвежскую и кальциевую селитры; во вторую колбу насыпал мел, а также чилийскую и аммиачную селитру; в третью колбу – натриевую и индийскую селитру, а также поташ. Задание: Сколько веществ окажется в смеси, образованной смешением содержимого: а) первой и второй колбы; б) всех трех колб?

Задача 9-5

Наука борется с суевериями,
как свет с потемками. Менделеев Д.И.

Однажды алхимик сказал своему господину, что может показать ему “шайтана”, принимающего образ жидкости, пожирающей золото. Алхимик показал хану, как рождается “шайтан”. Он поглотил газообразный красно-бурый оксид другим, жидким оксидом. При этом получилась сильная кислота и новый бесцветный газообразный оксид, который на воздухе снова превращался в бурый газ. Затем алхимик смешал полученную сильную кислоту с поваренной солью и бросил в смесь золотой перстень. Перстень стал покрываться пузырьками газа, а потом…исчез. Эмир приказал запечатать сосуд с дьявольской жидкостью в землю, а алхимика заключить в подземелье. Задание: Д окажите, что алхимик не виновен, и найдите химический смысл его действиям. (7 баллов)

Задача 9-6

В каждой естественной науке заключено столько истины,
сколько в ней есть математики. Иммануил Кант

В 25 мл раствора 20%-ной соляной кислоты растворили 4,0 г сульфида железа (II), после выделения газа в раствор добавили 1,68 г железных опилок. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе. (8 баллов)

Задача 9-7

Знание - настолько ценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника. Фома Аквинский

В доме лондонского ювелира исчез алмаз необычного голубого цвета. Срочно приглашенный в дом знаменитый сыщик Шерлок Холмс обратил внимание на баллон с хлором, отводная трубка от которого была погружена в колбу с раствором пероксида водорода. “Где хранился алмаз?” – спросил Холмс. “В маленьком алюминиевом футляре, который стоял вот здесь”, – ответил ювелир и показал на серую кучку пепла рядом с включенной горелкой. “Алмаза уже не вернуть”, – заметил Шерлок Холмс. Задание: Ювелир прислал нам схему места происшествия и попросил вас объяснить, что же все-таки случилось?

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 9 класса

Задача 9-1

Состав жемчуга – СаСО 3 , уксуса – СН 3 СООН СаСО 3 +2 СН 3 СООН → (СН 3 СОО) 2 Са + СО 2 + Н 2 О

Задача 9-2

Определены элементы А, Б, Д, Е: А – сера, Б – кислород, Д – хлор, Е - фосфор ……4 балла

Задача 9-3

Составлены уравнения реакций: 1. Fe +2HCl →FeCl 2 + H 2 2. 2 FeCl 2 + Cl 2 → 2 FeCl 3

3. 2 FeCl 3 + Fe → 2 FeCl 2 4. 3 FeCl 2 + 2 Al → 2AlCl 3 + 3 Fe 5. 2Fe + 3Cl 2 → 2FeCl 3

Задача 9-4

Определены формулы названных веществ: аммиачная селитра – NH 4 NO 3 , норвежская селитра – Ca(NO 3) 2 , кальциевая селитра - Ca(NO 3) 2 , чилийская селитра - NаNO 3 , индийская селитра - КNO 3 , натриевая селитра - NаNO 3 , мел – СаСО 3 , поташ К 2 СО 3

Задача 9-5

Определены вещества: красно-бурый газ – это диоксид азота, жидкий оксид – вода, при взаимодействии между собой дают азотную кислоту и монооксид азота, который легко окисляется на воздухе до NO 2 При добавлении к азотной кислоте поваренной соли идет образование соляной кислоты, таким образом, получается смесь кислот (азотной и соляной) – “царская водка”, которая химически растворяет золото: Au + 4HCl + HNO 3 → H + NO + 2 H 2 O

Задача 9-6

Составлены уравнения реакций: FeS + 2HCl → FeCl 2 + H 2 SFe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

n(HCl)=0,151 моль, n(FeS)=0,0455 моль, n(Fe)=0,03моль Определено вещество в избытке: HCl – 0,06 моль – в первой реакции, во второй реакции вещества прореагировали полностью

Вычислены количества образующихся веществ: n(FeCl 2)=0,0455 моль, n(H 2 S)=0,0455 моль,

n(H 2)=0,03моль Определена масса образовавшегося раствора: m(р-ра)= m(р-ра HCl) + m(FeS) + m(Fe) –m(H 2 S) – m(H 2) = 27,5 + 4,0 + 1,68 – 1,55 – 0,06 = 31,57 г Определены массовые доли веществ в растворе: w(FeCl 2) = 17,85%.

Задача 9-7

Составлены уравнения реакций: ювелир не закрыл кран баллона с хлором, начались реакции:

Cl 2 + H 2 O 2 → 2HClO HClO + H 2 O 2 → O 2 + HCl + H 2 O 4Al + 3O 2 →2 Al 2 O 3 C + O 2 → CO 2

Комплект задач для очного тура олимпиады для 10 класса

Задание 10-1

То, что мы знаем, - ограничено,
а то, чего мы не знаем - бесконечно. Апулей

Самки бабочки медведицы сигнализируют самцам с помощью пахучего вещества – аттрактанта. Это 2-метил-замещенный алкан. Его относительная молекулярная масса равна 254. Составьте структурную формулу данного алкана. (2 балла)

Задание 10-2

Хлорофилл (от греч. chlorós - зеленый и phýllon - лист),
зеленый пигмент растений, с помощью которого
они осуществляют фотосинтез .

Хлорофилл является важным пигментом обусловливающим зеленый цвет листьев растений. При сжигании 89,2 мг хлорофилла в избытке кислорода получаются следующие вещества: 242 мг газа, которым обычно газируют напитки, 64, 8 мг жидкости, составляющей основу этих напитков, 5,60 мг газа, которого больше всего в земной атмосфере и 4,00 мг белого порошка, который является оксидом металла II А группы. Задание: Определите формулу хлорофилла, учитывая, что его молекула содержит только один атом металла.

Задание 10-3

Недостаточно только получить знания:
надо найти им приложение. Гёте И.В.

Расшифруйте именные реакции в органической химии:

  • 13≡13 + 18 → 44
  • 16 + 63 → 61 + 18
  • 3 * 14 = 14 + 2 * 158 + 4 * 18 → 3 * 62 + 2 * 87 + 2 * 56
  • 2 * 95 + 2 * 23 → 15 – 15 + 2 * 103. (8 баллов)

Задание 10-4

Я предпочитаю то, что можно увидеть,
услышать и изучить. Гераклит Эфесский

Перед вами в трех шкатулках находятся: в первой – натуральный и фальшивый бриллианты; во второй – натуральный и фальшивый жемчуг; в третьей – натуральное и поддельное золотое изделие. Задание: С помощью каких химических реакций можно отличить натуральные объекты? (6 баллов)

Задание 10-5

Знание есть сила, сила есть знание. Фрэнсис Бэкон

Составьте уравнения реакций: ан → ин → аль → овая → ат → ол → диен → ен.

Задание 10-6

Опыт всему учитель. Юлий Цезарь

Цианид калия – один из самых сильных ядов, и хранят его обязательно в сейфе под замком. Но однажды утром лаборант, вынув из сейфа банку с надписью KCN, обнаружил, что крышки нет, характерный запах миндаля исчез, а между тем объем содержимого не уменьшился. Анализ показал, что вещество в банке вовсе не цианид калия, при приливании к нему соляной кислоты наблюдалось характерное шипение. Задание: Определите, что за вещество в банке, и кто виноват в пропаже? (5 баллов)

Задание 10-7

Математику уже за то любить следует,
что она ум в порядок приводит.
Ломоносов

При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества. (10 баллов)

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 10 класса

Задание 10-1

Определена молекулярная формула алкана: С 18 Н 38

Задание 10-2

Определены вещества: углекислый газ, вода, азот, оксид магния Определены количества вещества элементов в молекуле: n(C)=5,5 ммоль, n(H)=7,2 ммоль, n(N)= 0,4 ммоль, n(O)= 0,5 ммоль, n(Mg)= 0,1 ммоль Определена молекулярная формула: C 55 H 72 N 4 O 5 Mg

Задание 10-3

Реакция Кучерова: СН≡СН + Н 2 О → СН 3 – СНО Реакция Коновалова: СН 4 + НNО 3 → СН 3 NО 2 + Н 2 О Реакция Вагнера:3СН 2 =СН 2 +2KMnO 4 + 4Н 2 О → 3CН 2 ОН- CН 2 ОН + 2КОН + 2MnО 2

Реакция Вюрца: 2 СН 3 Br + 2 Na → CH 3 – CH 3 + 2 NaBr

Задание 10-4

Предложены методы анализа и составлены уравнения реакции:

Бриллианты – правильно отшлифованные алмазы и состоят из чистого углерода. Они полностью сгорают в атмосфере кислорода с образованием только углекислого газа, поддельные бриллианты (стекло, хрусталь) либо не горят, либо при сгорании дают твердые продукты. Натуральный жемчуг представляет собой природную разновидность карбоната кальция, подобно всем карбонатам жемчуг растворяется в кислотах: СаСО 3 +2 СН 3 СООН → (СН 3 СОО) 2 Са + СО 2 + Н 2 О, поддельные жемчужины, изготовленные из стекла или пластмассы, не растворяются в кислотах, или не выделяют СО 2. Чистое золото растворяется в “царской водке”, образуя желтый раствор: Au + 4HCl + HNO 3 → H + NO + 2 H 2 O, поддельные золотые изделия могут быть изготовлены из сплавов меди и др. веществ, они растворяются в соляной или азотной кислоте.

Задание 10-5

Метан → ацетилен → этаналь → уксусная кислота → этилацетат → этанол → бутадиен → бутен

Задание 10-6

Определено вещество в банке – КНСО 3 Виновники пропажи углекислый газ и влага воздуха. Чем дольше банка была открытой, тем быстрее шел гидролиз цианида калия, в результате обратимого гидролиза получались летучий циановодород и гидроксид-ионы.

Задание 10-7

Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия

Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2

СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН

Задания были составлены с использованием данной литературы:

1. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Cправочник школьника по химии Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина М.: Издательство “Экзамен”, 2006.- 512 с. (Серия “Справочник школьника”)

2. Занимательные задачи по химии/ Под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.: ИПО “У Никитских ворот”, - 48 с.: ил.

Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.- 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994 г.

5. Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В. Система подготовки к олимпиадам по химии. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.

6. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и происхождение их названий. – М.: издательство “Наука”, 1970 г.

7. Четвертая Соровская олимпиада школьников 1997-1998. М.: МЦНМО, 1998. – 512 с.

Бабочки получили свое название «медведицы» за внешний вид гусениц, тело которых покрыто темными длинными волосками. Эти гусеницы действительно по внешнему виду напоминают маленьких медвежат.

Бабочки медведицы отлично защищены от врагов: их кровь ядовитая и горькая, кроме того медведица имеет отпугивающую окраску. Гусеницы также прекрасно защищены, помимо ядовитой крови у них имеются ядовитые волоски, которые провоцируют у людей сильную аллергическую реакцию.

Бабочки медведицы бывают средних и крупных размеров. Как правило, они пестрые и ярко окрашенные. Передние крылья у них треугольной формы, они широкие и удлиненные. Крылья украшены рисунком из полос, линий и пятен. Задние крылья не такие пестрые, желтого, красного и розового цвета. Когда медведица находится в спокойном состоянии, крылья складываются домиком.

Туловище у них толстое полностью покрытое волосками. Ноги мохнатые и короткие. Усики гребенчатые.

Образ жизни медведицы

Медведицы живут по всему миру. Насчитывают около 11 тысяч видов этих бабочек. В европейской части нашей страны живет около 60 видов.

В основном эти бабочки ведут ночной или сумеречный образ жизни, но определенные виды летают днем, например, подорожниковая медведица. Ротовой аппарат у этих бабочек не развит, поэтому они не питаются на протяжении своей жизни.


Гусеницы медведиц многоядны, они поедают многие кустарниковые и травянистые растения, кроме того они вредят многочисленным деревьям.

Перед тем, как окуклиться, гусеница сплетает шелковистый рыхлый кокон. В стенки кокона она заплетает отпадающие волоски. Внутри кокона куколки медведицы находятся неподвижно.

Медведица-госпожа

Одним из заметных представителей семейства в средней полосе является медведица-госпожа. Размах крыльев бабочки достигает 55 миллиметров. Задние крылья медведицы-госпожи желтого или ярко-красного цвета.


Эти бабочки живут в тенистых влажных местах. Они встречаются с июня по июль. Места их обитания – овраги, реки, лесные поляны. Гусеницы поедают листья кустов и травянистых растений, например, ивы, ежевики и малины. Гусеницы проводят зиму в почве и весной окукливаются.

Медведица кайя

Еще одна широко распространенная группа медведиц – это медведица кайя. Эти бабочки очень красивые, причем они одни из самых крупных в России, размах их крыльев достигает 80 миллиметров.

У медведицы кайи передние крылья кофейно-коричневого цвета с белыми перевязями. На задних крыльях красного цвета имеются крупные черные горошины с синим отливом.


Медведицы кайи встречаются в конце лета. Гусеницы черного цвета, мохнатые. Они появляются осенью и зимуют. У этих гусениц очень густой покров, состоящий из волосков, благодаря ему они напоминают пушистых зверушек. Во время опасности гусеница становится в защитную позу: она скручивается в кольцо, таким образом она защищает все свои жизненно важные органы, а от врагов тело надежно защищено густыми ядовитыми волосками. Когда гусеницы окукливаются, они прячутся под упавшими стволами, камнями и там плетут свои коконы.

Медведица Геба


В степной полосе нашей страны обитает медведица Геба. Размах крыльев этой бабочки доходит до 55 миллиметров. Передние крылья у них светлые, у внешнего края имеются черные пятна, а в центре располагаются по 3 узких черных перевязи. Задние крылья красноватого цвета с черными пятнами. Это ночные бабочки. Они летают с мая по июль.

В школьных учебниках знакомство с отрядом Чешуекрылые изучается в основном на представительницах группы дневных бабочек. А вот, группу ночных (хотя присутствуют на иллюстрациях) бабочек не заслуженно обходят. Не секрет, многие даже и не подозревают об их существовании.

Большинство ночных бабочек, ведут активный образ жизни в сумерки или ночью. Кроме всего прочего, ночные бабочки отличаются от бабочек дневных, не только своей временной активностью, но и особенностями строения, ведь тело и крылья у ночных бабочек более толстые, а окраска крыльев более тусклая и относительно однотонная.

На Микруле имеются кадры ночной бабочки Медведицы-кайи, и у нас есть возможность расширить знания об этой представительнице, чей образ жизни проходит под покровом ночи. Медведица-кайя — представительница ночных бабочек. Садясь на цветок, она складывает крылья домиком. При опасности бабочка раскрывает ярко-красные задние крылья, отпугивая врагов.

Эта яркая ночная бабочка обитает в Европе и в Азии. В России она встречается в Сибири, на Дальнем Востоке и во всей центральной части нашей страны. Предпочитает влажные места обитания, также их много в парках, садах.

Размах крыльев 50-80 мм. Длина переднего крыла 25-33 мм. Окраска верхней стороны крыльев коричнево-белая с неправильным извилистым рисунком. Задние крылья оранжево-красные, на них пятна круглой формы черного или синего цвета. Ротовой аппарат у Медведицы-кайи не развит, в течение жизни она не питается.

Тело толстенькое, мохнатое. Брюшко бабочки красное, голова и грудь бурого цвета.

Основными органами зрения у бабочек, являются два ее крупных фасеточных глаза, которые занимают почти всю верхнюю часть головы, и длинные усики. Каждый глаз у бабочки, представляет собой простой глаз с хрусталиком, имеющий в себе светочувствительную сетчатку и нервные окончания. Острота их зрения, как и у многих других насекомых, хорошая только на близком расстоянии, а вот удаленные предметы они, по всей видимости, хоть и видят, но довольно расплывчато. Следовательно, можно сделать вывод, что глаза у бабочек, предназначены в первую очередь — для регистрации движений.

Конечности темно-коричневого цвета с коготками на концах. Ноги (три пары) служат в основном для закрепления на определённом месте и только потом - для передвижения.

На верхних крыльях ломаные белые линии, будто кто-то старался нарисовать кружки, да не сумел и наставил кляксы. Такой рисунок напоминает узор на шкурах ягуара, жирафы. Именно чешуйки на крылышках содержат красящие вещества, которые и придают бабочке окраску.

Чешуйки бабочек, покрывающие их крылья и отчасти тело — это видоизмененные хетты. Хетты (или волоски, или щетинки) — придатки кожи, представляют вид волосков или щетинок. Эти пластинчатые образования располагаются черепицеобразно.

Двухслойный покров чешуек увеличивает подъемную силу крыла в планирующем полете, защищает бабочку от переохлаждения, уменьшает шум и вибрацию при машущем полете, а также поглощает эхолокационные сигналы летучих мышей. Кроме того, чешуйки защищают крыло от повреждений (при ударе крыла о лист растения или о каплю, смолы чешуйки отламываются, снижая силу удара и не давая крылу приклеиться к коре деревьев) и способствуют стеканию статического электричества.

Коричневая грудь сильно опушена и имеет узкий красный воротничок. Волоски образуют на теле густой покров, что, несомненно, играет роль регуляции температуры тела. Кроме того, насекомое получает информацию о состоянии внешней среды.

И в заключение, предлагаем небольшой дополнительный материал к вопросу о бережном отношении ко всему живому у разных народов, относительно изучаемой темы.

Люди всегда восхищались красотой и изяществом этих «летающих цветков». Легенды и поверья о них есть почти у всех народов мира. Древние представления о них связаны с самыми главными для человека понятиями: жизнь и смерть, душа, любовь, счастье. До сих пор многие люди в России и других славянских странах считают своим долгом отогнать ночную бабочку от огня, на который она летит. По сохранившимся старинным поверьям, такая бабочка является воплощением души умершего предка, а ночная темнота, ассоциируется с потусторонним миром. Поэтому на юге России, когда видят бабочку, кружащуюся вокруг пламени свечи или электрические лампочки, поминают умерших, называя их имена. А в Польше родители всегда запрещают детям убивать бабочек, поучая: «Не убивай бабочку - она тебя не тронет, а может, это твой покойный дедушка или бабушка». Болгары во время засухи просят бабочку о дожде. Они считают, что она летает возле Бога и обязательно передаст ему просьбу своих «потомков».

С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь к бабочке обратился Будда со своей предсмертной проповедью. Особым уважением пользуются в Азии ночные бабочки. Их считают душами умерших и хранителями живых. Здесь живёт легенда о потерявшем жену старике, который долго и безутешно плакал на её могиле, пока не прилетела огромная белая ночная бабочка и не унесла его в царство духов, где он и встретил умершую.

Красота бабочек привлекает многих, и ей мы часто обязаны тому чувству восхищения, которое овладевает нами при первом знакомстве.

Литература

  • Микрула. Фотографии бабочки .
  • М. П. Корнелио. Школьный атлас — определитель бабочек. М., Просещение. 1986.
  • Биология. 7 класс. В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко, Вентана-Граф, 2009.
  • П. Мариковский "Юному энтомологу". М.: Детская литература, 1978.

10.01.2014 16:21

Эта фотография вызвала в биологических интернетах здоровый интерес: простите, что это? Что за страшная штука-вывертука? А вот и нет. Не то первое, что приходит на ум. Это коремата, (греч. - coremata), или feather duster, буквально, метелка от пыли - выкидываемая наружу пахучая железа, встречающаяся у самцов некоторых видов бабочек. Особенно часто такой штукой могут похвастаться бабочки-медведицы.

Так как бабочки не живут коммунально, бок о бок, найти подходящего партнера своего вида порой не так-то просто. Вот они и посылают сигнальные «ракеты» из феромонов в воздух, которые производят эти самые пахучие железы внутри самцов и самок. Чтобы выпустить феромоны наружу, железы выкидываются вовне. У самцов они могут достигать внушительных размеров.

Из описания половых феромонов двух бабочек-медведиц*, Creatonotos transiens и Creatonotos gangis : «Коремата - крупный, с силой выбрасываемый наружу орган, состоящий из пары труб, достигающих 37 мм в длину, каждая покрыта примерно 3000 чувствительных волосков (чешуек)».

Коремата может быть длиннее самой бабочки и разной формы - от небольшого помпона до длинной трубки. Волоски помогают распространять феромоны вокруг, чтобы привлечь самок, а самцы, кроме прочего, активно машут крыльями, чтобы развеять запах как можно шире. Интересно и то, что самцы часто ударяют самкам по голове именно этими самыми волосистыми отростками. Хм.

Орган надувается с помощью притока крови или воздуха: на иллюстрации воздух вдувается в полость тела мертвой бабочки с помощью пипетки. Живой самец увеличивает коремату, накачивая воздухом брюшко.

После успешной стыковки с ответившей на феромонный призыв самкой коремата уменьшается в размере, а пенис увеличивается. Но и это еще не все. Теперь дело за главным: самцу необходимо удерживать самку достаточно долго, чтобы оплодотворение состоялось. В общем, нелегкая это работа по продолжению рода.

Для энтомолога игры в доктора здесь только начинаются. Изучение гениталий бабочки настолько важно, что только для одной этой забавы изобретено множество приспособлений. И все самое сокровенное и важное для точного определения вида спрятано, естественно, внутри. А причина тому... уменьшение в размерах. Да, тех самых. Бывает достаточно трудно расправить гениталии самцов настолько, чтобы изучить важные детали.

Но и тут нашлись головастые австралийцы, которые придумали своеобразную помпу для увеличения органов бабочки. «С помощью потока спирта, находящегося под давлением, фаллобластер увеличивает гениталии, чтобы воссоздать форму и объемы органов живой бабочки. Спирт высушивает и “дубит” ткани, а когда процесс завершен, гениталии сохраняют созданную форму и остаются надутыми, как миниатюрные воздушные шары. Это облегчает работу с гениталиями».

Вообще, по-научному фаллобластер зовется vesica everter, дословно, «везикальный выворачиватель». Хотя, кому нужен какой-то там выворачиватель, когда есть фаллобластер?

И еще немного о пенисах. Известно, что самки некоторых видов бабочек оценивают самцов количеством феромонов, испускаемых последними, по размеру тела и даже (ой!) размеру корематы. Многие самцы, у которых есть эти «щекоталки», в прошлом были гусеницами, ужасными на вкус, благодаря алкалоидам, которые они получили из листьев растений в процессе питания. Эти алкалоиды сохраняются и в теле взрослой бабочки.

Количество алкалоидов, полученных гусеницей в фазе питания, прямо влияет на размер корематы взрослого самца и на количество производимых феромонов, поэтому более токсичные самцы имеют более высокий сексуальный рейтинг, чем, к примеру, средний, не такой ядовитый, товарищ. Часть токсинов передается и самке во время оплодотворения, со спермой, а также яйцам, которые она позже откладывает, для защиты ее и потомства от хищников. Само собой, самки отдают предпочтение самцам с большой корематой.

Тем, кто хочет узнать о дальнейших хитросплетениях гусеничной диеты, привлекательности самцов и восприимчивости самок некоторых видов бабочек, в помощь книга For Love of Insects Томаса Эйснера (Thomas Eisner), новатора химической экологии. Книгу можно приобрести здесь: http://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674018273. Еще одна его книга «Секретное оружие» (Secret Weapons), рассказывающая о том, как

Индонезиец опубликовал в своём фейсбуке видеозапись со странного вида существом, похожим на гибрид моли и паука с мохнатыми лапками. Комментаторы пишут, что лучше бы сожгли свой дом, чем находились рядом с этим созданием. Правда, оказалось, что это не монстр с другой планеты, а самое обычное насекомое перед спариванием.

Житель Индонезии, который в фейсбуке называет себя Гандиком, пощекотал нервы своим подписчикам, поделившись в фейсбуке фото странного создания, похожего на бабочку с другой планеты.

Увидев снимок, люди не понимали, почему это существо всё ещё не находится в огне. Хотя, как как показывает опыт женщины из Канзаса, так действительно .

«ЧТО ЭТО ЗА ЧЁРТ И ПОЧЕМУ ОНО ВСЁ ЕЩЁ НЕ ГОРИТ?»

«О БОЖЕ, НЕТ, Я ВСЮ СТРАНУ СОЖГУ, КОГДА УВИЖУ ЭТО СОЗДАНИЕ».

Люди не понимали, что за создание перед ними, но делали догадки, что это гибрид паука и моли. Или моли с гусеницами. В любом случае сталкиваться с ним большинству людей совсем не хотелось.

«Пусть меня лучше затянет в ад, чем я встречусь с этим».

«Меня нужно будет оживлять, если я на это наступлю».

Для тех, у кого совсем крепкие нервы, к посту ещё была прикреплена запись, где загадочное создание шевелит своими лапками.

На видео оказалась запечатлена бабочка-медведица (на латинском название звучит как Creatonotos gangis). Как пишет Daily Mail , такие волосатые лапки у этих насекомых можно увидеть не всегда, а только в период спаривания.

С помощью этих трубочек - корематов, наполненных кровью или воздухом, - самцы бабочки выделяют феромоны. Волоски, которых на каждой трубке около 3 тысяч, помогают распространить эти запахи.

Размер корематов зависит от того, сколько самец съел листьев ядовитых растений, когда был гусеницей.

Но даже когда пользователи фейсбука узнали, что за существо перед ними, симпатии к нему у них не прибавилось.

«Да это же хуже, чем паук».

«Это ужасно!!! Почему это существует?!!! Я бы ушла из того места, где бы это ни находилось, и никогда не возвращалась».

Водятся такие бабочки в Азии и Австралии, и теперь люди сомневаются, стоит ли ехать в эту страну. Ведь ещё там можно наткнуться на пушистых пауков, которые на первый взгляд.

«Смотри, дорогой, вот почему нам не надо ехать в Австралию».

Но не только насекомые снятся пользователям интернета в кошмарах, фору паукам и бабочкам-медведицам вполне могут дать и морские создания. Этот рыбак из Мурманска регулярно постит фото , и подписчики не могут от них оторваться.