Рассказ на плоту по таежной реке. Отдых на таежной реке. Как все начиналось

Сплав на плоту по реке Ангаре - пожалуй, один из самых замечательных видов активного семейного отдыха для детей в нашем Красноярском крае. Мой отец лет сорок возил ребятишек в такие путешествия. Сколько раз у него возникали трения с начальством на работе, потому что отпуск все сорок лет отец брал только в июле.... Но все заканчивалось благополучно, и поездки возобновлялись.

Как это было

Почему, живя на Енисее, отец возил детей так далеко, на Ангару? Дело в том, что в Енисее вода ледяная, и купаться в этой реке, если ты не "морж", даже в самые жаркие дни очень рискованно. Берега у Енисея каменистые, и сама река глубокая, мощная, больше подходящая для рыбалки, чем для водного отдыха.

Ангара - река широкая, ближе к устью всегда теплая. В районе впадения реки Тасеева на Ангаре есть много песчаных островов. Они чуть не каждый год меняют свое положение, смываемые льдами и намываемые вновь весенней водой. Обычно они песчаные либо поросшие только тальником.

Отец набирал команду ребятишек от десяти до двенадцати лет, близких по интересам. Он старался брать с собой не больше пятнадцати детей, иначе справляться с ними было очень тяжело, особенно в дороге.

В семидесятых годах сплавлялись на деревянных плотах, потом перешли на более комфортные и практичные ПСН (ПСН - плот спасательный надувной, бывает на шесть и на десять человек), которые сейчас продаются чуть ли не в каждом магазине для туристов.

Путешествие начиналось с того, что группа автобусом добиралась до поселка, что расположен напротив устья реки Ангары, а потом на рейсовом метеоре, по Ангаре, до поселка Мотыгино. Там, прямо у пристани, накачивали с ребятишками плоты и отплывали вниз по течению. Где-то ближе к вечеру плоты приставали к выбранному острову, и туристы разбивали лагерь. Этот первый день, собственно, и был самым тяжелым во всей поездке.

Потом неделя отдыха на острове, где каждый день устраивались различные мероприятия:

  • посвящение в "туристы-водоплавающие";
  • день купания;
  • день рыбалки;
  • день спортсмена - пляжный волейбол на широких песчаных отмелях, весьма интересное занятие;
  • день сладкоежки - кто сумеет сварить сгущенку в банке, чтобы она была вкусной? Это для детей постарше, а то взорвавшаяся банка может и обжечь, хотя за сорок лет такого ни разу не случалось;
  • день прощания с островом.

Участники походов не брали с собой ни радиоприемника, ни магнитофона, но всегда с ними была гитара, и каждый вечер у костра все вместе пели бардовские песни. Те дети, которые когда-то ездили с отцом на сплав, уже давно стали взрослыми люди. Но, встречая отца, они всегда вспоминают эти вечерние костры с песнями на сплавах...

Чем отличаются пляжные курорты мира друг от друга? Почти ничем - везде те же зонтики, кушетки, песок и вода...

А чем же наши поездки отличается от отдыха на юге? Главным образом, девственной дикой природой вокруг - не раз на берег выходил медведь и ревел, не раз мы видели стаю волков. При этом остров совершенно безопасен, так как находится далеко от берега, а ширина Ангары возле устья реки Тасеевой достигает почти восьми километров. Понятно, что детей такие приключения приводят в восторг: "Настоящий дикий медведь!" И всю ночь потом разговоры: "А вдруг он переплывет к нам на остров!" - "А я его тогда палкой - дык, дык! Он и убежит". Вряд ли какой-нибудь зоопарк даст хотя бы каплю такого детского воодушевления, как ощущение того, что вон там, на берегу, настоящие медведи ходят!

А рыбалка! На островах нельзя заниматься серьезной рыбалкой, но вот для детей - раздолье. Можно ловить на удочку ельчиков, окушков, ершиков, рыба клюет, не переставая, даже на пустой крючок. Оторвать от этого занятия мальчишек просто невозможно. Кстати, и девчонки от такой рыбалки никогда не отказывались.

Еще одно из преимуществ отдыха на Ангаре состоит в том, что там очень мало людей вокруг. Правда, в последние годы все больше семей и организованных групп туристов сплавляются описанным образом, но островов пока хватает на всех, так что каждая семья владеет автономным участком суши.

Спать в палатках, в спальниках, тепло. Комары и мошка, которые так донимают в тайге, совершенно отсутствуют на песчаных, продуваемых ветром островах. Потому загорать и купаться там - сплошное удовольствие.

Единственный, пожалуй, недостаток этих сплавов - сибирская погода. Есть только один месяц в году, июль, когда дождей почти не бывает. Но вот если пойдет дождь, и с ветром, то на Ангаре поднимается настоящий шторм. Опасности он не представляет, главное не сплавляться в этот момент по реке.

В такую погоду мы сидели в палатках и рассказывали пиратские истории - ребятишки визжали от восторга! Это же настоящее приключение морских корсаров! Хорошо, что дожди обычно на день-два, а потом опять солнце и прекрасное сибирское небо, какого ни в одной стране мира нет - подними руку, и вот оно у тебя в ладонях, синее и бескрайнее!

Самая интересная игра, в которую дети играли – конечно же, "индейцы". Каждый придумывал себе имя, вроде "Дикий олень", "Утренняя заря" и т.п. Ребятишки облепляли себя веточками от тальника, делали из них различные индейские украшения. Вели индейские баталии и играли в индейские прятки... Вы думаете, на песчаном острове нельзя спрятаться? Еще как можно! Иногда часа по два всем лагерем искали какого-нибудь талантливого индейского шпиона. А находили – спрятавшегося в листве в глубине тальника, в котором царит полумрак даже в самый солнечный день. Особо талантливые целиком закапывались в песок, надев маску для купания и выставив для дыхания только трубку, сделанную из сибирского тростника... Ух, незабываемо!

За все годы сплавов у отца была одна проблема, которую так и не удалось решить. Вы думаете, что-то серьезное? Нет. Проблема была в том, как сохранить сгущенку. Во всех поездках, в разных группах ребятишек на острове из коробки, зарытой под палаткой отца, сгущенка испарялась самым невероятным способом... А однажды даже пропало полведра черники. Просто, видимо, из поколения в поколение маленьких туристов передается традиция охотника - добыть себе сладкое на ужин.

Собираемся в дорогу

Вот несколько советов для тех, кто захотел провести свой отпуск, сплавляясь по рекам Сибири.

Что в первую очередь надо взять с собой? Только не пугайтесь: мужчину с ружьем.

Все-таки, не на Багамы едете отдыхать, а в самую настоящую тайгу. Там и медведи, и волки, и - главное - люди водятся... Присутствие "человека с ружьем", который, желательно, имеет опыт посещения тайги и сибирских просторов – это самое важное в отдыхе туристов-дикарей. А если ваш проводник имеет опыт групповых путешествий - вы не только избавитесь от неожиданных гостей, но, как водится у настоящих таежников, и бытовое устройство лагеря будет на самом высоком уровне.

Второе, что вам придется взять с собой - средство сплава. Если вас трое, четверо, или даже пятеро с детьми, то годится и большая резиновая лодка. Главное - проверьте прежде ее на плавучесть в ближайшем водоеме. Лодка не должна подвести вас даже в самую сложную минуту вашей жизни, когда вы будете проплывать шиверу, и коварные острые камни будут подплывать к вашей лодке и пытаться проткнуть ее со всех сторон.

Не забудьте взять с собой комплект для ремонта лодки: резиновый клей - лучше "клей № 88", запас резины, кусочек наждачки и маленький флакончик бензина для зачистки резины. Надо также взять с собой и моментальный клей - он может выручить вас на ходу, если кто-то из ваших пассажиров машинально воткнет ножик в борт. Чтобы дотянуть до берега, моментального клея вполне хватит.

Если у вас есть возможность сплавляться на ПСН - то это лучший вариант. Мало того, что он шторм в семь баллов выдерживает, более того - он фактически непотопляем. Однажды прямо посередине реки у нас оторвалось дно плота. Отец, удерживая ногами стремящиеся ко дну рюкзаки, невозмутимо доплыл до берега, и только там мы узнали, что все наши одеяла надо сушить до утра у костра.

ПСН-6 - самое удобное и не столь тяжелое средство сплава по реке группы от одного до семи человек. Как-то на таком плоту пришлось сплавляться 12 пассажирам, и ничего...

А ну-ка, укуси!

Комары! Пока вы не добрались до песчаных отмелей и чудных островов, эти удивительные создания будут пить вашу кровь, несмотря ни на какие предосторожности.

Запомните - ни одна мазь от этих вампиров-камикадзе не помогает! Тогда зачем платить больше? Можете покупать любую мазь от комаров - все равно придется смириться с их укусами.

Совет от бывалого таежника такой - дайте им вас покусать и перетерпите это. Обычно на вторые сутки организм привыкает, и комары только кружатся вокруг вас, садятся на кожу, но не кусают. Если же вы оказались уникумом и вас кусают сутки, вторые, третьи - то намажьтесь дегтем, смешанным с тройным одеколоном - правда, это коже не очень полезно, зато отпугивает всех кровососущих, вплоть до вампиров.

Второе - это прокоптиться у костра. Надо просто постоять в дыму, так, чтобы ваша одежда пропиталась дымом. Помогает, и даже очень. Кроме того, не надевайте на себя много одежды - запах пот очень привлекает разных кровососущих. У нас так часто бывало - мы ходим по пояс раздетые и нас не кусают, а рядом люди в камуфляже и возле них целый рой комаров, паутов, слепней, москитов и мошки...

Впрочем, современная индустрия нашла средство борьбы с этими насекомыми в палатках. Уже, пожалуй, с десяток лет нам удается спокойно и счастливо спать ночами в палатке, благодаря спиралям. Делается это так - зажигаете спираль в палатке, закрыв палатку полностью. Минут через двадцать открываете палатку, тушите спираль и проветриваете. Запах еще держится, и комары не летят внутрь. Потом вы спокойно ложитесь спать в проветренной палатке, тщательно закупорив ее. Спокойной ночи...

Помните только, что пауты, оводы и прочие большегрузные насекомые не берутся совершенно ничем, но спасает то, что они летают только днем и в очень жаркую погоду. А на островах они и вовсе не водятся.

Устраиваемся на ночлег

Что лучше - спальный мешок или одеяло? Есть люди, привыкшие к спальникам, а есть те, кто никак не вмещается в это "прокрустово ложе". Потому, если вы возьмете с собой обычные одеяла, то это во многом даже лучше. Часть одеял стелется под низ палатки, а второй половиной укрываетесь сами и спите, как будто дома на перине.

Только не надо брать ватных одеял! Они все равно пропитаются влагой, и однажды вы не сможете оторвать их даже от пола... Такие тяжести только силачам и под силу. Все эти синтетические синтепоновые одеяла и спальники - тоже не сахар. Обязательно их прожжете у костра, поверьте. Потому любимые с детства верблюжьи одеяла - самое лучшее в поездках.

Если у вас синтетическая китайская палатка - лучше сразу бросить ее в костер, все равно сгорит от случайной искры. Нет ничего лучше российских брезентовых бронебойных треуголок. Они сдержат все - и налет комаров, и падение ракет воздух-земля, и брызги огня от костра!

Походный рацион

Еда – это серьезно! Во-первых, возьмите с собой котелок на 5 литров и треногу - такие продаются в любых туристических магазинах. Не люблю я алюминиевую посуду, но для поездки она хороша - легкая и места много не занимает.

  • Хлеб можно купить в поселках на Ангаре - только помните, что с пятницы до понедельника его просто может не быть в магазинах... Там свои пекарни и они готовят только для своих.
  • Рожки, лапша, макароны - универсальный продукт "дикого" путешественника. Но помните, что без сгущенки, или тушенки - это несъедобно!
  • Не рекомендуется брать все, что расположено в стеклянных банках. Вам же на себе это таскать... А оно еще и бьется в самый неподходящий момент.
  • Брать с собой конфеты - это значит кушать кашу из сладкого с бумагой.
  • На спиртное придется наложить полный запрет - тайга не прощает потери бдительности.
  • В итоге - лапша, тушенка и все.... Но вы этого там и не заметите. Ну и конечно, немного картошки, лаврушки, чуток черного перца и 100 грамм - сами знаете, для какого блюда!

Рыбалка! Обязательно возьмите с собой снасти, но Ангара – река быстрая, и потому там даже удочки – как закидушки. Большое грузило, леска, на которой нанизан крючок-два.... Закидывается, как закидушка, и поверьте, что улов вас очень обрадует! Если умеете ловить рыбу на спининг - тут без огромной щуки не обойтись. А может, и король вкуса, таймень попадется!

Однажды, очень давно, на рыбалке меня спросили: "Что самое вкусное из рыбного?" Конечно же, я ответил: "Черная икра. О! Черная! Икра!" Мне сказали: "Ты никогда не рыбачил? Ты пробовал хоть раз печень тайменя в ухе?" И я попробовал... И пусть иностранцы платят огромные деньги за черную икру, мы-то знаем, что самое вкусное на свете! А малосольного тунгуна вы когда-нибудь ели? Ясно, не ели...

Как туда попасть

Как добраться до островов, знает только самый опытный и самый старый таежник. И еще тот, кто умеет читать карты.

Утром выезжаем автобусом из Красноярска до поселка Широкий-Лог. Там выходим, и сразу на берег. Ждем рейсового метеора, или ракеты, или что там еще ходит? Но ходит ежедневно - это социальный транспорт, и потому всегда бывает. Стоимость средняя. Времена у нас очень быстро меняются, так что цену писать не имеет смысла.

Плывем до поселка Мотыгино - это часа два всего. Там, сойдя с судна, лучше всего сразу отойти от поселка подальше, сесть на лодку, и в путь. Еще часа два самого лучшего в мире путешествия по воде, и слева вы видите острова. Чтобы к ним причалить, лучше сразу плыть слева по руслу за бакенами, а то снесет километров за десять ниже, и вы никогда на острова так и не попадете...

И вот вы на неделю в раю. Обещаем, что последующие сорок лет отпуск у вас всегда будет только в июле!

Муниципальный общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Кистенли-Богданово

муниципального района Бижбулякского района Республики Башкортостан

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

_______/ В.Н.Валиулина/

Протокол №_______

От «_____» ________2018 года

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_________ / А.Ф.Максимова/

Протокол № _______

От «_____» ________2018 года

« Утверждаю»

Директор ООО

_________ / П.А.Сергеев/

Протокол № ______

от «____» _______ 2018 года

Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку

для 7 класса

Составитель: учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Геннадьевна

1.Входной диктант по теме «Повторение изученного в 5 - 6 классе».

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, у этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.

2. Контрольный диктант "Причастие. Причастный оборот".

Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.

Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника. В самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ.

Доктор Гаспар Арнери был ученый. Пожалуй, он изучил около ста наук. Во всяком случае, никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери. Об его учёности знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры.

Однажды в июне доктор решил отправиться в далёкую про гулку, чтобы собрать некоторые виды трав и жуков. День был чудесный: солнце сияло, легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей - гвардей цами в чёрных клеенчатых шляпах, украшенных жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпан ные цветами, рощи и пруды.

(189 слов) (По Ю. Олеше) II . Грамматическое задание

1. Сделать словообразовательный разбор и разбор слова по сос таву:

2. 1-й вариант - дурачившими, 2-й вариант - засыпанные.

2. Сделать синтаксический разбор предложений.

1-й вариант - Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника.

2-й вариант - Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды.

3. Задание для обоих вариантов: сделать морфологический раз бор причастий.

(Причастия: недоучившийся, дурачившими, окружён, украшен ных, засыпанные.)

3. Контрольный диктант «Причастие. Правописание причастий»

Путешествие по Арлю

Арль - маленький французский город. Но когда-то он был велик и знаменит. Завоевавшие Арль римляне превратили маленькое поселение на берегу Роны в крупный экономический центр. Ткачи, золотых дел мастера, оружейники вели бойкую торговлю. Был воздвигнут Форум, построена громадная арена, античный театр, акведук длиной в семьдесят пять километров. I Город, процветал.

Нашествие варваров положило конец процветанию. Город стал кормиться за счет туристов, руин и былого величия. Вот краткая история города, прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков.

Бродить по улицам Арля - одно наслаждение. Идешь не торопясь по узенькой, мощенной камнем улочке - и вдруг перед тобой что-то большое, с арками, колоннами. Оказывается, это римская арена, та самая, где гибли когда-то гладиаторы. В средние века аре на была крепостью, защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью. Сейчас от города ничего не осталось, но рестав раторы с великим тактом и вкусом восстановили стены крепости, искусственно создав патину времени. Новые, такие же обветренные, иссеченные дождями части здания ничем не отличаются от старых. Работа невероятно кропотливая, но результат поразительный.

Арль - город отгремевшей славы. В этом величии прошлого свое обаяние, своя тихая задумчивость мудрых, много перевидавших на своем веку стариков. .

(185 слов) (По В. Некрасову)

II . Грамматическое задание

1 . Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные
обороты как члены предложения.

(Сказуемые: воздвигнут; построена.

Определения: завоевавшие Арль; прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков; мощенной камнем; защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью; обветренные, ис сеченные дождями; отгремевшей; много перевидавших на своем веку.)

2. Обозначить действительные причастия буквой д, страдатель ные-буквой с.

3. Сделать морфологический разбор слов.

1-й вариант: обветренные, 2-й вариант: иссеченные.

4. Контрольный диктант «Деепричастие»

Случай в Антарктике

Однажды полярники Мирного получили радиограмму о том, что одномоторный самолет бельгийской антарктической экспедиции не вернулся на базу. Вот что писал в отчете о спасении бельгийцев летчик Виктор Михайлович Перов.

Погода была из рук вон плохая. Мела пурга, ветер достигал сорока метров в секунду. Лишь утром удалось приступить к пла номерным поискам.

Вершины Кристальных гор, громадные, сверкающие белизной, показались издали. К сожалению, у нас не было времени, чтобы предаваться лирике, созерцая красоты безжизненной величествен ной природы.

Следуя вдоль главного хребта, мы заметили на синеве ледника красную точку, оказавшуюся самолетом, лежавшим на правом крыле. Из записки, найденной в кабине самолета, стало ясно, что искать бельгийцев надо между складом-базой и Кристальными горами.

Вернувшись к самолету, мы взяли этот курс, но, несмотря на внимательный осмотр местности, обнаружить никого не удалось. Мы вернулись и после заправки, отказавшись от обеда, снова под нялись в воздух. Но и этот напряженный полет оказался беспо лезным. Мы вернулись на базу, где нас ждали удрученные горем зимовщики.

Утром мы в пятый раз вылетели на поиски. Не доходя до север ной оконечности горы, мы заметили маленькую желтую палатку. Люди не показывались. Однако решено было приземлиться, хотя ледник, испещренный множеством трещин, не представлял удоб ного места для посадки.

Обследовав местность, мы установили, что бельгийцы выброси ли здесь всё лишнее имущество: спальный мешок, комплект верхней одежды, поломанные санки. При более тщательном осмотре мы заметили на снегу следы четырех человек, сглаженные поземкой. Заправив самолет последним запасом бензина, Пёров в ту же ночь вылетел снова. Буквально прочесав местность, летчик, нако нец, увидел палатку, из которой вышел человек, усиленно махавший руками.

Чудесное спасение бельгийцев, обреченных на верную гибель, ,не отразилось на лаконичном стиле отчета Перова: «Подрулив к па латке, мы убедились, что все четверо находятся здесь, чему мы были очень рады».

(279 слов) (По В. Каверину)

Грамматическое задание

Подчеркнуть деепричастные конструкции как члены предло жения.

5. Контрольный диктант «Наречие. Правописание наречий»

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.

(109 слов)

Грамматические задания

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: издавна;

II вариант: нередко.

2. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: меньше (из 2-го предложения);

II вариант: неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, так как зависит от существительного (происхождение (каково?) неясно).

3. Сделать синтаксический разбор предложений.

I вариант: Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.

II вариант: Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.

6. Контрольный диктант «Предлог», «Союз»

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота спёрли ему горло.

(133 слова)

(Ю. Олеша)

Грамматическое задание

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

I вариант: 1-е предложение третьего абзаца;

II вариант: последнее предложение третьего абзаца.

7. Контрольный диктант «Частица»

На плоту по таежной реке

Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шеле стела на перекате.

Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели.

Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та, по которой Осташа плыл.

Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, еле различимые за частным ельником. Меж гор - мел кая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое поло тенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осени, будто изменники бежали с поля боя...

Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за по ворота. Плотик переполз поворот- и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.

(158 слов) (А. Иванов)

II . Грамматическое задание

1 . Выполнить синтаксический разбор предложений:
1-й вариант - первое предложение,

2-й вариант - последнее предложение. Примечание: вместо тире можно поставить запятую.

2. Подчеркнуть частицы, выполнить морфологический разбор.
1-й вариант - формообразующей частицы,

2-й вариант - смысловой частицы.

Контрольные диктанты

По теме «Частица»

Диктант №1

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Диктант №2

Как ни вслушивайся, не услышишь ни одного постороннего звука. Ни чайки не кричат, ни пароходы, проходящие мимо, не нарушают безмолвия. Даже ветер, весь день раскачивавший кроны деревьев, затих. Лишь шумит прибой, не смолкая ни на минуту. Вправо и влево стелется ровная гладь, и нет ей ни конца ни края. Волны, обгоняя одна другую, стремительно накатываются на берег и так же быстро убегают прочь.

Невозможно не залюбоваться этой величественной панорамой. Шафранный полумесяц выглянул из-за туч и осветил морскую гладь. Свет серебряных звезд зажигает миллионы вспыхивающих и тут же гаснущих искр. Как прекрасно вокруг, как загадочно! Именно эта загадочность привлекает и завораживает.

Не раз задумывался я над тем, в чем очарование моря, и не смог найти ответа. Кто только не пишет о море, не поет о нем! не один художник брался за кисть, чтобы передать неповторимость морской стихии. Много поэтов и композиторов пытались постичь тайны моря, но не один гений не проник в них до конца. Разве есть на свете что-нибудь более величественное и прекрасное, чем эта движущаяся, дышащая, сверкающая громада?!

Диктант №3

В начале лета я несколько дней провел в одиночестве, никем и ничем не нарушаемом. Ввиду того что разлилась река, мне пришлось отложить отъезд.

Старинный дом был окружен огромным запущенным садом. В течение многих часов я наблюдал за расцветающими деревьями, подрастающими цветами. Каких только красок, звуков, запахов не было вокруг!

Куда ни посмотришь, всюду благоухает акация, радуют глаз кусты жимолости. Нельзя не восхищаться нежными нарциссами, невозможно не залюбоваться порхающими шоколадными бабочками и стрекозами с бледно-лиловыми крылышками. Ни на минуту не смолкают птичьи трели, кузнечики и цикады также стрекочут, привлекая внимание. Устремляются ввысь деревья, тянутся навстречу солнцу, дарящему тепло. Как ни всматривайся, на ярко-синем небе не увидишь ни тучки, ни облачка.

Куда меня только не забрасывала судьба! Но где бы я ни был, какими бы красотами ни любовался, очарование того незабываемого лета не изгладилось из памяти до сих пор.

(133 слова)

Диктант №4

Несмотря на то, что днем солнце припекало, как-то сразу стало свежо и ветрено. Пригорки и холмы, овеваемые ветром, принимают бледно-лиловый оттенок. Сизо-алый закат, догорающий как-то нехотя, холоден и неярок. Нет ни пурпурных, ни оранжевых красок. Сколько ни всматривайся, не увидишь ничего броского, радующего глаз.

Пронизывающий насквозь ветер, не стихающий в течение всего вечера ни на минуту, не оставил на палубе ни одного пассажира. Не раз выходил я из каюты, но не решился подойти к борту.

Где я только не был, по каким морям не плавал! Но в этот поздний час невозможно было не содрогнуться, глядя на темно-синюю ледяную воду, не имеющую ни конца ни края.

Сумерки, все больше сгущаясь, поглощают последние краски. с мутно-бледной луной, что плывет в облаках, холодна так же, как вчера.

Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку

7 класс


Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

Шел Васютка по тайге, следил за памятками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За ним пойдут другие люди. Собьют мох, притопчут траву, отпечатают следы — и получится тропинка. Лесные тропинки узкие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем. На самой вершине старой взлохмаченной ели Васютка увидел кедровку.
На мху валялись шишки. В некоторых отверстиях шишек, как пчелки, торчали орехи. Но пробовать их бесполезно. Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка.
Вдруг впереди Васютки что-то захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и увидел большую черную птицу. (116 ел.) (В. Астафьев.)

Грамматическое задание

1. Сделайте синтаксический разбор предложений. (по вариантам) .
2. Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.

Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»

Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Когда впервые слушаешь увертюру этой оперы, кипучая, стремительная музыка сразу увлекает. Она начинается энергично, ликующе. Это настроение праздника, в котором участвует множество людей.

Потом появляется мягкая, проникновенная мелодия виолончелей. Мы услышим её в арии Руслана.

На пути Руслана встречаются неожиданные препятствия. Мы узнаём об опасности по таинственным, напряжённым созвучиям, характеризующим в опере Черномора. Потом возникают тихие, таинственные перезвоны колокольчиков. Чередуются необычные, какие-то прозрачные созвучия. Сады Черномора - это заколдованное царство, где всё застыло, подчинилось власти злого колдуна. И снова прежняя колючая мелодия. Шествие Черномора, окружённого свитой покорных рабов, продолжается.

В конце звучит музыка торжествующей радостью. Черномор побежден. В опере прославлено мужество людей, преодолевших насилие и вероломство. (120 слов.)

Грамматическое задание

Выпишите 4 слова с разными орфограммами, обозначьте условия их выбора.

Произведите синтаксический разбор предложения (по вариантам) (I вариант: В опере прославленно мужество…; II вариант: Шествие Черномора…)

Контрольный диктант №3 по теме «Причастие»

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно - розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Грамматическое задание

1 вариант - Мальчики, утомлённые…

2 вариант - Их головы спрятались…

Укажите состав слов:

1 вариант - колышущегося, пропитанная

2 вариант - тянувшаяся, плещущееся

Морфологический разбор одного причастия.

Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие»

С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ

В старом парке, который начинается за оградой нашего дома, есть кленовая аллея. Прихотливо извиваясь, заснеженная аллея устремляется за город. Снегири наведываются туда каждый день, их манят зимние деревья, сплошь усыпанные легкими крылатыми семенами.

Сидят птицы на кленах важно, покойно, не спеша поклевывают золотистые семена. А до чего хороши! Грудь у снегиря алая.

Спинка голубая, а на голове черный берет. По временам птицы ныряют в снег, купаясь в нем. Потом, не торопясь, похаживают по сверкающему снегу, чертят на нем замысловатые бороздки и следы крестики.

От слова «снег» птице название дано — «снегирь». И неспроста снегири — первые вестники зимы. (По Л Баркову.) (100 сл.)

Грамматическое задание

Разберите предложения по членам:

1 вариант - Прихотливо извиваясь

2 вариант - По временам птицы ныряют…

Произведите морфологический разбор и разбор по составу слов:

1 вариант - купаясь

2 вариант - не торопясь

Контрольный диктант №5 по теме «Наречие»

Мальчик брел по тайге, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. У Васютки даже дух захватило - так красива, так широка была его родная река. А раньше она ему казалась обыкновенной и не очень приветливой.

От радости Васютка очнулся, и даже несколько смутился, огляделся вокруг. Но никого и нигде не было, и он стал решать, куда идти; вверх или вниз по Енисею.

Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе.

Вот в верховьях реки появился дымок. Идет пароход. Долго еще ждать его.

Пароход все приближался и приближался.

На нем маячили фигурки пассажиров. Васютка заметался на берегу. Кто-то заметил его и помахал рукой.

(В.Астафьев.)

Грамматическое задание

1. Подчеркните наречия как члены предложения.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения:

1 вариант - 2-е предложение;

2 вариант - 1 -е предложение.

3. Разберите два наречия как часть речи.

4. Озаглавьте текст.

Контрольный диктант №6 по теме «Наречие»

КАК ХОДИТЬ ПО ЛЕСУ

Начинающий натуралист шел вдоль поросшей молодым леском лощины. Здесь было еще по-утреннему свежо и пахло листвой и крапивой. Лог завернул влево, а впереди открылась освещенная солнцем поляна. Большой лесной голубь витютень тяжело поднялся с земли и, сверкнув
белыми сгибами крыла, скрылся за кустами.

Не многие умеют ходить по лесу. Обычно все двигаются так шумно,
что мало-мальски осторожные звери и птицы успевают либо затаиться,
либо убежать.

Уходя в лес, убегают вглубь дорожки и тропы. Нигде не увидишь
столько интересных отпечатков, сколько на дорогах. Двигаться по дороге и легче и быстрее, а главное, бесшумнее. Недаром чаще всего встречи с осторожными животными происходят именно на дорогах, а не в тесной глухомани.

Всем, кто приходит в лес за его дарами, надо правильно вести себя.

Грамматическое задание

Найдите наречия, укажите, каким членом предложения они являются, обозначьте в них изученные орфограммы.

Два наречия (на выбор) разберите как часть речи.

Задание выполняется по вариантам: 1 вариант - первая половина текста, 2 вариант - вторая.


Контрольный диктант №7 по теме « Предлог. Союз»

Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки!

Ученые специально приезжали в суровую Антарктиду, чтобы побольше узнать об этих необычных птицах.

Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. Питаются они рыбой, а также кальмарами.

В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную гибкую торпеду. Иногда пингвин так разгоняется, что вылетает из воды на лед, как будто камешек из рогатки.

В полярную ночь мамы-пингвинихи приносят в дом полукилограммовое яйцо, а папы-пингвины вынашивают их в течение двух месяцев. Но мамы тоже проявляют заботу: запасают пищу. Если надо передать драгоценное яйцо пингвинихе, отец быстро выкатывает его на снег, а мать также быстро скрывает его в теплом гнездышке на своем животе.

(120 слов)

Грамматическое задание

Озаглавьте текст.

Постройте схемы предложений:
I вариант - «Ученые специально приезжали…»
II вариант - «В полярную ночь…».

Произведите морфологический разбор одного предлога и одного союза.

Контрольный диктант №8 по теме « Служебные части речи»

Слепой пёс.

Арктур не был похож ни на одну из собак. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным. У хозяина бывало минутами плохое настроение, часто от него пахло одеколоном - запахом, никогда не встречающимся в природе. Но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но все- таки сдерживался.

Мне кажется, что он как-то ощущал свою неполноценность. Я никогда не видел его ни идущим, ни бегущим свободно, спокойно и быстро.

Не мог он ничего видеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака . Постепенно он изучил все запахи города и прекрасно ориентировался . А каких только не было запахов ! Но, где бы ни бродил Арктур, не было случая, чтобы он заблудился.

Это был удивительный пес. (127 слов)

Грамматическое задание

Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Чувство его…

2 вариант - Постепенно он изучил…

В сложном предложении обозначьте грамматические основы.

Частицы заключите в прямоугольник, укажите разряд.

Итоговый контрольный диктант №9

Живые огни.

Среди ночи выбрался я из палатки и остановился пораженный: ночь цвела огнями! Огнями всех мыслимых расцветок!
Над головой высоко зеленый листок луны, вокруг него - серебряные брызги росинок-созвездий…
Тут и там вдруг перечеркивают глубинную черноту неба таинственные капельки падающих метеоритов. Даже чудится, будто, падая, звякают они, расшибаясь о камни ущелий. И когда вспышки далеких пастушьих костров на склонах представляются искрами, высеченными звездой.
Над черными копнами кустов мерцают искорки светляков. Точь-в-точь искры над буйным костром, когда в него тычут палкой!
Из чащи куста светят глаза непонятные, какие-то неуловимые и неверные. То вдруг нальются розоватым туманом, то вдруг холодно позеленеют, как будто накаляются и остывают. В кустах затаился барханный кот.
Праздник ночных огней. Звезды, горящие, как глаза, мерцающие так же, как звезды. (124)

Грамматическое задание

Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является:

1 вариант - Даже чудится…
2 вариант - Звёзды, горящие…

Сделайте фонетический разбор слов:
1 вариант - цвела;
2 вариант - кустов.

3. Разберите слова по составу:
1 вариант - выбрался, пораженный, созвездий;
2 вариант - затаился, неуловимые, высоко

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Урок 151
Рубрика (тематическая категория) Дом

Тема. Повторение по теме ʼʼЧастицаʼʼ. Тест на повторение

Урок 150

Цели: обобщить знания по теме ʼʼЧастицаʼʼ; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: словарный диктант, анализ предложений, тест, выполнение упражнений.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Упражнение 406: взаимопроверка.

В это время один из учеников выполняет синтаксический разбор предложения у доски.

П. Осложненный словарный диктант

Составьте словосочетания со словами: Карикатура, недосягаемый, предварительный, сатира, старательно, чемпион.

III. Анализ предложений

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить разряд и значение частиц.

Древн...я культура так(же) отд...лена во времени от сегодн... шнего человека как д...леки от нас звезды.

Пр...слушиват...сяликсоветуастрол...гапока(не,ни)зан...мат... ся деламира(с, сс)чита(н, нн)ыми на длительную п...рспективу?

Разве я мог заснуть в пустом мрач... ном доме пр...слушиваясь к завыванию ветра и скр...пящ...м ступеням ветхой лес...ницы?

В случае если(бы) (не)ты, я (н...)за(что)(бы) (не)справился!

Комментарий.

Древняя культура так же отдалена во времени от сегодняшнего человека, как далеки от нас звезды.

Прислушиваться ли к совету астролога пока не заниматься делами, рассчитанными на длительную перспективу?

Разве я мог заснуть в пустом мрачном доме, прислушиваясь к завыванию ветра и скрипящим ступеням ветхой лестницы?

В случае если бы не ты, я ни за что бы не справился!

1-е предложение: смысловая усилительная частица же.

2-е предложение: смысловая вопросительная частица ли, смысловая отрицательная частица не.

3-е предложение: смысловая вопросительная частица разве.

4-е предложение: формообразующие частицы бы, образующие форму условного наклонения глагола; частицы не, придающие отрицательное значение местоимению и глаголу-сказуемому; частица ни, усиливающая отрицание.

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) а, г; 2) в, г; 3) б, в; 4) а, б; 5) а, г; 6) б, ᴦ.

Вариант 2: 1) а, б, в; 2) а, б; 3) б, г; 4) б; 5) а, г; 6) в, ᴦ.

V. Выполнение упражнений

Упражнения 408, 412: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. Упражнение 411: письменно.

2. Подготовка к диктанту.

Тема. Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Цель: проверить знания учеников по теме ʼʼЧастицаʼʼ, орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматические задания, анализ ошибок.

Ход уроков

I. Диктант

Примечание: записать на доске имя героя; не считать за ошибку, в случае если в третьем предложении вместо двоеточия будет поставлен другой знак препинания.

На плоту по таежной реке

Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шелœестела на перекате.

Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели.

Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та͵ по которой Осташа плыл.

Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, елœе различимые за частным ельником. Меж гор - мелкая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое полотенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осœени, будто изменники бежали с поля боя...

Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за поворота. Плотик переполз поворот- и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.

(158 слов) (А. Иванов)

II. Грамматическое задание

1. Выполнить синтаксический разбор предложений:

1-й вариант - первое предложение,

2-й вариант - последнее предложение. Примечание: вместо тире можно поставить запятую.

2. Подчеркнуть частицы, выполнить морфологический разбор.

1-й вариант - формообразующей частицы,

2-й вариант - смысловой частицы.

Комментарий. В диктанте встречаются частицы даже, Можно ошибочно принять за частицы составной союз в предложении Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось.

3. Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор

предложения, обозначить части речи.

А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Примечание: основа предложения состоит из одного сказуемого, выраженного категорией состояния.

Домашнее задание

Упражнение 414: письменно.

Урок 151 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Урок 151" 2017, 2018.

  • - Об уроках живописи и композиции

    Об уроках рисунка Арт - студия живописи и мастерства. Примечание к публикации Сроки эксплуатации элементов инженерного оборудования и конструкций в жилых зданиях Примечание. Основанием для установления этих сроков являются... .


  • - Ход урока

    Short Swap (short I) Анонимные объединения Short Swap (short I) { union t_U { short i; char c ; } u; u.i = I; char ch = u.c ; u.c = u.c ; u.c = ch; return u.i; } cout << Swap (1234) << endl; //На экране-11772Имеется специальный вид объединений – анонимные объединения. Анонимные объединения... .


  • - Урок «Архитектура Древней Греции».

    Дидактические требования Содержание дидактических требований Примечание Тема урока Архитектура Древней Греции Тип урока Комбинированный Цель урока Способствовать формированию знаний о древнегреческой культуре и... .


  • - Итоги урока.

    Самостоятельная работа учащихся. Объяснение нового учебного материала. Организационный момент. План урока Литература. Учебно-методическое обеспечение дисциплины...