Экологическая беседа на тему "Поможем природе"
Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе.
Ход беседы:
Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.
А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)
Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».
А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)
Один из школьников читает стихотворение:
Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов)
Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.
Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар)
Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.
У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько)
Ранней весной можно увидеть такую картину.
Ученик.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб)
Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.
Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.
Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов)
Запомните!
Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.
Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»
Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?
Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина)
Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)
Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.
Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.
Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.
Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)
Найдутся дела у школьников и летом.
А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:
Сорную траву - из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.
Какие вы знаете сорные растения?
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник
)
Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник
)
Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива
)
Крапива - коварная трава.
Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!
Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.
Ожидаешь урожая -
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь -
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)
Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)
Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.
Знаете ли вы, что…
Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.
Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)
Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)
Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.
О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)
«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.
Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.
В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.
Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.
Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.
Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.
В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.
Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».
Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.
Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.
А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)
Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».
«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!
В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!
На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.
Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»
Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.
Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)
В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:
Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу -
Это Родину, значит, беречь.
Список использованной литературы
Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 12010.
Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 2008. – №8.
Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 2009. – №3.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 2007.
коммуникативная
- регулятивная
- личностная
экологическое воспитание
Оборудование:
- Бытовой фильтр
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята!
-…, ты меня слышишь?
Какое сегодня число?
Сегодня…
Речевая зарядка
- Повторяйте за мной: Р___
Р___О ро здоровье
ГР__И гри загрязнять
ГР__Я гря грязный
ПР__И при природа
Грязный воздух
- Послушай, скажи правильно.
Люди загрязняют природу
Работа по теме
- Вступительная беседа
-
- Сообщение темы занятия
- Постановка целей
- Словарная работа
Экологическая безопасность - это защита от вредного действия загрязненной среды.
Прочитаем слова вместе.
Нина, прочитай слова.
Олег, прочитай слова.
- Беседа по теме
Главное для общества - охранять воздух, воду, почву. Для этого многое делается. но решить эту задачу пока трудно. Поэтому каждому человеку нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.
6. Закрепление темы
Защита от вредного действия испорченной среды.
Как нужно очищать воду?
Рефлексивно-оценочный этап
Какая тема занятия?
Тема занятия «Экологическая безопасность»
Просмотр содержимого документа
«Беседа на тему: "Экологическая безопасность" »
Внеклассное занятие
Беседа на тему: «Экологическая безопасность»
Цели:
познавательная
познакомить детей с понятием «Экологическая безопасность», рассказать о правилах соблюдения личной экологической безопасности;
коммуникативная
формирование коммуникативной культуры воспитанников; развитие речи воспитанников, обогащение словарного запаса по теме (Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр);
регулятивная
развитие внимания, самоконтроля
личностная
экологическое воспитание
Оборудование:
картинки по теме «Экологическая безопасность»
Бытовой фильтр
Ход занятия:
Мотивационно-ориентировочный этап
Здравствуйте, ребята!
-…, ты меня слышишь?
Какое сегодня число?
Сегодня…
Будем говорить правильно, отвечать на вопросы.
Речевая зарядка
- Повторяйте за мной: Р___
Р___О ро здоровье
ГР__И гри загрязнять
ГР__Я гря грязный
ПР__И при природа
Слабое здоровье
Грязный воздух
- Послушай, скажи правильно.
Люди загрязняют природу
Работа по теме
Вступительная беседа
- Вы знаете, что люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду. Это все плохо влияет на самих же людей.
Сообщение темы занятия
Тема занятия «Экологическая безопасность»
Постановка целей
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об экологической безопасности
Словарная работа
Что такое «Экологическая безопасность»? Вы знаете?
Экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной среды.
Прочитаем слова вместе.
Нина, прочитай слова.
Олег, прочитай слова.
Беседа по теме
Как вы думаете, что является источником загрязнения?
Источником загрязнения являются заводы, фабрики
Они загрязняют воздух, землю и воду, потом из воздуха, воды и почвы загрязняющие вещества попадают в растения, организм животных. Затем оказываются в продуктах питания. Это все плохо сказывается на организм человека.
Человек дышит загрязненным воздухом, пьет загрязненную воду, употребляет продукты питания, в которых есть эти загрязняющие вещества. Рассмотрите внимательно картинку.
Это называется цепью загрязнения.
Может ли человек при этом оставаться здоровым?
Человек не может оставаться здоровым.
Что же такое Экологическая безопасность? Прочитай, …
Защита от вредного действия испорченной среды.
Главное для общества – охранять воздух, воду, почву. Для этого многое делается. но решить эту задачу пока трудно. Поэтому каждому человеку нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.
Например, вы идете по дороге. Если здесь воздух загрязнен машинами, мало деревьев, стоит ли продолжать свой путь по такой дороге? Что можно сделать?
Можно найти другую дорогу, где меньше транспорта и деревьев больше.
Если дома кто-то курит из взрослых, что ты можешь сделать?
Нужно попросить не курить в квартире или уйти в другую комнату
Представьте, что вы с друзьями играете во дворе. Вдруг въехал автомобиль, и его водитель ушел, не выключив двигатель. Как вы поступите?
Если водоем или речка недостаточно чистые, стоит ли там купаться?
Если река или водоем грязные, там нельзя купаться.
В наши дома вода поступает очищенной, ее очищают хлором, но полностью ее очистить не удается. Некоторые вредные вещества в ней остаются. Хлор вреден для человека и его можно определить по запаху, поэтому пить воду из-под крана нельзя. Можно отравиться. Что нужно делать с водой из-под крана, чтобы она не была грязной?
Чтобы вода не была грязной, ее нужно кипятить.
А что нужно использовать чтобы полностью очистить воду?
Чтобы полностью очистить воду, нужно использовать бытовой фильтр.
При этом не забывайте менять специально средство для очистки.
А еще всегда мойте овощи и фрукты. Это нужно не только, чтобы очистить от микробов, но и удалить ядохимикаты, которыми их обрабатывают.
6. Закрепление темы
Что такое экологическая безопасность?
Защита от вредного действия испорченной среды.
Какими путями в организм человека поступают вредные вещества?
Вредные вещества попадают в организм через воздух, воду, пищу.
Как нужно очищать воду?
Нужно кипятить воду или использовать бытовой фильтр
Рефлексивно-оценочный этап
Какая тема занятия?
Тема занятия «Экологическая безопасность»
О чем мы сегодня с вами беседовали?
Сегодня на занятии мы беседовали об экологической безопасности
Все вы сегодня хорошо работали, отвечали на вопросы, старались говорить правильно. Молодцы! Всем спасибо.
Программные задачи
· Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
· Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.
· Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря-
Всё называется - земля!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)
Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.
Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?
Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.
Воспитатель: Сегодня мы свами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.
Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.
Воспитатель: Вот послушайте:
«Люблю я бегать босиком,
Разбрызгивая лужи,
И оставлять следы потом.
Но солнце землю сушит.
Я на асфальте обведу
Свои следы мелками.
Но ветер тучи принесёт
И смоет их дождями.
А может, краски попросить
И, извозив сандалии, так на дороге наследить,
Чтоб все об этом знали?
А мне в ответ: Земля твой дом.
Грязь разводить не стоит в нём.»
Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)
Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.
Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».
Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)
Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.
Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?
Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)
Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.)
Дождь питает растения, даёт влагу.
Воспитатель: Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.
А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?
Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.
Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.
Послушайте, ребята:
«Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою-
Горы, реки и леса,
И поляны и цветы, и, конечно я и ты».
Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.
Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)
Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)
А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)
Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем?... с плитой, батареей.
В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)
В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)
В доме есть пол, а в природе? (Земля.)
На полу у нас лежит ковёр, ан на земле? (Растёт трава.)
В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)
У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)
В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)
В природе живут какие животные? (Дикие.)
В обычном доме? (Домашние.)
В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)
Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)
А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.
Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)
А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.Физкультминутка:
Руки подняли и помахали-
это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный.
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?
Лесовичок: Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».
Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.) Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, нарисуем плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим их в разных местах, чтобы люди видели.
Ребята, а теперь начинаем рисовать, и не забудьте перечеркнуть ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога. (На столах бумага в виде круга, дети рисуют ёлки под спокойную музыку.)
Воспитатель: Молодцы! Какие плакаты замечательные нарисовали. Плакаты убираем на край стола. Ребята, скажите, для чего вы нарисовали эти плакаты?
Правильно, дети, мы призываем людей самовольно не вырубать ели - это очень хороший поступок – защита природы.
Лесовичок: Молодцы! Спасибо, вы помогли лесу. Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья.
Лесовичок: Ребята, я чуть не забыл, про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была у меня очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками.
Воспитатель: Как помочь полянке? Что нужно сделать? (Ответы детей.) Нужно нам скорее оказаться на этой полянке, а как это сделать?
Ребята, нам помогут попасть на полянку, волшебные слова:
Воспитатель: давайте, скажем волшебные слова. «Сим-салабим, абра – кадабра»
(Дети повторяют волшебные слова и оказываются на «полянке».)
Воспитатель: (обращает внимание детей на полянку) Надо, ребята, помочь Лесовичку, навести порядок, так как это портит красоту, леса и также эти бутылки могут быть опасны для зверей. Вот какой след оставили после себя туристы. (Три ребёнка убирают мусор.)
Молодцы! помогли Лесовичку, навели порядок у него на полянке.
Лесовичок: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу природы на память, и хочу чтобы она оставалась всегда пустой- чтобы никто не жаловался.
Воспитатель: Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след на полянке, пора нам возвращаться в нашу группу.
Дети прощаются с Лесовичком и с помощью волшебных слов «Сим- салабим, абра- кадабра» возвращаются в группу.
Воспитатель:
Давайте будем беречь планету-
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей планете только одна
Для жизни и дружбы она нам нужна!
Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!
Используемая литература: Дыбина О.В. Новая книга по ФГОС ДО
Региональный научно-педагогический журнал «Педагогический поиск» №6 февраль 2008г.
Е.Н. СЕРГЕЕВА, учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ № 2» г. Щигры Курской области
ЭКОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения экологической культуры.
Экология (греч.) - «экос» -дом, «логос» - наука, т.е. наука о доме.
Экология - наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает; наука о связях между человеком и природой.
Удовлетворению общественной потребности в действенном экологическом воспитании младших школьников призвано служить изучение системы учебных курсов «Зеленый дом» А.А. Плешакова. Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально-активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми.
К таким проблемам относятся:
1) защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;
2)сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ;
3)охрана природы, как необходимое условие сохранения здоровья людей;
4)сохранение всего живого на планете;
5)защита планеты от всех видов загрязнений;
6)борьба с уничтожением лесов;
7) люди должны остановить наступление пустынь.
На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли. Люди использовали природные богатства. И по мере того, как людей становилось вес больше, а развитие науки и техники давало им новые возможности, всё заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека.
Человек действительно изменил Землю, но при этом сделал ее во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. Например, он сделал самому себе и своей планете три «подарка»: озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект.
ОПАСНОСТЬ ОЗОНОВОЙ ДЫРЫ
Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежитель воздуха, лак и другие аэрозоли, мы обычно не думаем, что это может нанести вред окружающей среде. В этих баллончиках бывают вещества, которые, попадая в атмосферу, разрушают в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает все живое от опасной части солнечных лучей. В последние годы этот слой стал заметно тоньше, а над Антарктидой он стал так тонок, что это место назвали озоновой дырой. Если озоновый слой будет разрушен, всё живое на Земле погибнет.
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий, котельных, автомобилей. Выпадая с дождем на землю, она губит все живое. И не только живое: даже памятники и здания в городах разрушаются от кислотных дождей.
ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ
В парниках на наших огородах стекло или пленка удерживают тепло.
В последнее время что-то подобное стало происходить и на всей Земле. Она, кажется, начинает превращаться в огромный парник. Только роль стекла и пленки в нем играет углекислый газ, которого все больше становится в атмосфере. Он выделяется при сжигании людьми топлива. Ежегодно человечество сжигает 2 млрд. тонн топлива, при котором образуется 5,5 млрд. тонн углекислого газа! Он удерживает тепло в атмосфере. В результате происходит потепление климата. Это явление назвали пар никовым эффектом. Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, растают полярные льды и горные ледники, уровень моря поднимется, и вода зато пит огромные площади суши. Повсюду изменится погода, разладится работа сельского хозяйства и вся жизнь людей.
Существует еще немало глобальных экологических проблем человечества. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Для ее решения необходимо широкое международное сотрудничество.
Государства заключают различные международные соглашения,
чтобы сообща бороться за спасение природы.
Одно из таких соглашений -Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.
Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные страны многих животных Африки, Азии, Южной Америки.
Созданы различные международные организации,
служащие делу охраны
природы.
Одна из них Всемирный фонд
дикой природы.
Эмблемой этой организации служит изображение панды - одного из самых редких животных мира.
Во всем мире известна
международная экологическая " организация - Гринпис. Это название в переводе с английского языка означает «Зеленый мир». Штаб-квартира Гринпис находится в Амстердаме. Эта организация активно борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных.
Особое внимание к проблемам экологического образования младших школьников можно объяснить двумя основными причинами:
1) необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения (с 1 по 11 класс);
2) актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природой систематизируются и обобщаются.
На какой результат экологического воспитания детей 7-10 лет можно рассчитывать?
К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает: эмоциональную го товность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности;
деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных ситуациях;
интеллектуальную готовность - определенный уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Формы и методы экологической работы: экологические уроки, экскурсии, кружки, акции, конкурсы, выставки, праздники, игры, сказки; обсуждение и проигрывание различных ситуаций; уроки доброты, мышления; трудовые десанты, зеленый патруль, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога; ведение «Панорамы добрых дел», фенологических календарей природы; дни экологического творчества и др.
Остановлюсь на некоторых из них.
ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО ЭКОЛОГИИ
На процесс развития экологической культуры младших школьников существенное влияние оказывают ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Это более важно, нежели простое предложение запретов и предписаний, которые учащиеся запоминают механически. Тематика этических бесед по экологии может быть самой различной: «Природа просит защиты», «На страже зеленого друга», «Учитесь жалеть», «Земля - наш общий дом», «Птенец на дороге», «Встреча с ежиком» и другие
Беседа «Ты пришел в гости к природе»
Ты пришел в гости к природе. А зачем? Чтобы услышать пение птиц? Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика? Чтобы полюбоваться ее красотой? Чтобы насладиться свежим, душистым воздухом? Набрать в лукошко лесных ягод, орехов, грибов?
Да мало ли зачем ты пришел в гости к природе! Но не
забывай: ты - в гостях! Ты -в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их!
- Что же это за правила?
Начнем с самого начала:
ты идешь в гости в лес. Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбираешь направление, куда идти? Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают стволы белых берез. Там. наверное, очень светло и уютно! Решение принято и ты (один или с друзьями) начинаешь свое движение к выбранному уголку прямо напрямик - по лесным травам и невысоким лесным кустарникам.
Но. стоп! Что-то ты сделал неправильно, не так. Так в гостях не ведут!
- Ребята, заметили ли вы допущенную ошибку?
- Все ли правильно?
- Так ли надо шагать по лесу, где хочу и куда хочу?
Тогда послушайте одно изречение, которое, может быть, поможет вам исправить допущенную ошибку: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи - пустыню».
Теперь понятно, что за ошибку совершил гость природы?
Да. слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить, утрамбовать. А заодно и повредить корни деревьев, кустарников, которые страдают от подобных гостей.
- Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе того примера?
«Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!»
Учащимся начальных классов нравится искать выход из подобных ситуаций, поэтому полезно чаще «водить их в гости к природе» и создавать разные ситуации, например: «Привал в лесу», «Шум в лесу», «Муравейник» и др.
Причина многих неблаговидных поступков в природе - незнание. Поэтому первая задача учителя - изучить с детьми жизнь обитателей природы; узнавать, почему нужно поступать в природе так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора ягод, грибов, орехов.
Природа - общий дом растений, животных и человека, а еще источник ресурсов для жизни. Природа может сосуществовать без человека, как это было уже когда-то, а вот человек без природного окружения не может. Нам, людям, надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ
В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения.
Основной путь развиваю щего обучения - включение учащихся в творческую деятельность.
Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, ак тивизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования.- Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, служит проблемная ситуация (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом выхода из проблемной ситуации есть управление процессом самостоятельного решения проблемы учащимися.
Я применяю проблемные ситуаций на уроках окружающего мира в 3-4 классах. Как приятно видеть сияющие глаза детей, слышать радостные возгласы: «Ура! Я сообразил!», «Я прямо как настоящий ученый!» и т.д.
Учебные проблемы создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития индивидуальности и творческого мышления.
ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ. I . Тема «Осень».
1. Что приблизит наступление осени: затяжные летние дожди или изменения положения солнца на небосклоне?
2. Почему птицы не прячутся от холодов в снегу, ведь там тепло, даже листья у трав зеленые?
3. Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи домики?
П. Тема «Части растений».
- 1. Если у кустарника ежегодно срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
- Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?
- Чем клубень картофеля отличается от свеклы?
4. Зачем нужно знать, из чего состоят растения?
III . Тема «Живая и неживая природа».
- Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?
- Может ли природа быть учителем? Докажи.
- Смогут ли существовать на Земле водоросли, кроты, если исчезнет солнце?
При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: науч ность и доступность, систематичность и последовательность. Планируя уроки, необходимо выбирать наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения
Учебная проблема должна заинтересовывать учащихся своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.
На уроке необходимо быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказывать своевременную помощь.
В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», а постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка?
Потому что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это дает ребенку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать еще непознанное и незнакомое. Все педагоги знают, что ребенок с радостью познает и исследует то, что его интересует. Поэтому - первая и главная за дача педагога - сначала заин тересовать учеников объектом, а уже потом о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязь в окружающем мире.
Легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а загадками и задачами, но прежде детей надо научить решать экологические задачи приемами * выявления и разрешения экологических противоречий, выяснить почти самостоятельно не только как это всегда бывает, но и почему так происходит. Этот подход позволяет ребенку глубже понять системность окружающего природного мира, а «исследовательская»деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе, формирует способность к аналитико-синтетической деятельности.
При изучении курса окружающего мира в начальной школе я использую такие экологические игры:
1. Ролевые - «Строительство города» - осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.
2. Имитационные - «Экосистема водоема (леса)» - роль компонентов, их взаимосвязь.
3. Соревновательные -конкурсы, КВН, викторины, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
4.
Игры-путешествия:
«Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает?» (о приспособленности животных к среде обитания), «У кого какой дом» (об экосистемах),
5.
Игра-перевоплощение
«Если бы я был...»
Каждый участник выбирает себе природный объект (облако, ручеек, цветок, березка, капелька, лучик и т.д.) и должен погрузиться в его мир, вообразить себя этим объектом, ощутить его характер. От лица объекта он начинает рассказ о том, что его окружает, как он «живет», что «чувствует», каковы его заботы, беды и т.д.
В своей работе часто использую различные творческие задания. Дети с удовольствием придумывают «свои» знаки по правилам поведения в природе (3 класс), рисуют красочные и содержательные плакаты под названием «Планета заболела» (4 класс).
Одной из форм экологического воспитания являются экскурсии. Их цель: найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы. Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности (роща, парк, аллея, школьная клумба, пришкольный участок), ближайших предприятий (кирпичный завод, хлебозавод).
После проведения экскурсий дети пишут сочинения-миниатюры об увиденном и услышанном, делятся своими впечатлениями.
Экологическое воспитание осуществляется и на внеклассных мероприятиях. Тема одного из них была такой «Они могут исчезнуть». Задача внеклассного занятия - представить детям яркие, запоминающиеся «портреты» редких и находящихся под угрозой исчезновения живых существ. К мероприятию дети тщательно готовились, самостоятельно (или с помощью родителей) подбирали сведения об исчезнувших и исчезающих видах существ Земли, принесли книги, открытки, рисунки, статьи. Была «Красная книга» Курской области и России, из них были прочитаны некоторые статьи и рассмотрены иллюстрации Дети узнали много интересного про «Гриб-баран», «Подснежник альпийский», «Меч-траву», «Бабочку-аполлона», «Земляничное дерево», «Утку-мандаринку». На этом же занятии шла речь о заповедниках, заказниках, национальных парках, зоопарках, питомниках, ботанических садах, памятниках природы. Думаю, после этого мероприятия учащиеся будут знать о многообразии форм охраны природы.
Закончить свою статью хочется стихотворением М. Дудина «Берегите!», которое было эпиграфом внеклассного мероприятия.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!