«Почему я стал танкистом?… я себя как мужчина видел в будущем воином. В танкисты берут маленьких, но крепких

Люди невоенные вряд ли знают о том, что в танкисты берут только тех, у кого рост не выше 1 метра 74 сантиметров. "В танке нужны маленькие, но крепкие", – шутят сами танкисты.

Иначе в бронированной машине не развернуться, да и в люке запросто можно застрять. Но те, кто очень хочет попасть в танковые войска, порой идут на хитрость:
– Когда я поступал в ташкентское танковое училище, у меня был рост 1 метр 76 сантиметров, – вспоминает заместитель начальника 467-го окружного учебного центра полковник Александр Белый, всю жизнь прослуживший в танковых войсках. – Но на медкомиссии сумел так хитро изогнуться, что врачи зафиксировали на 2 сантиметра меньше – предельно допустимое значение! Правда, потом еще подрос: Но в танке помещался, прошел все стадии карьеры – от командира танкового взвода до командира танкового полка.
467-й ОУЦ, части которого дислоцированы в Коврове, Ковровском районе и во Владимире, готовит механиков-водителей, наводчиков и командиров танков не только для Московского военного округа, но и для всех сухопутных войск России. Специалисты отправляются в Приволжский и Уральский округа, в Сибирь и на Дальний Восток. Сегодня курсанты обучаются на самых современных танках, состоящих на вооружении в частях постоянной боевой готовности Российских Вооруженных Сил, – Т-80Б, Т-80УД и новейших, наиболее мощных Т-90.
Даже в канун профессионального праздника – Дня танкиста – на танкодроме у деревни Ручей учеба шла полным ходом. Колонна 2-го учебного танкового батальона 522-го учебного Рижского танкового полка готовилась к стокилометровому маршу. Это серьезный экзамен для уже отучившихся по четыре месяца курсантов из нового молодого пополнения. Еще пара месяцев, и они отправятся в войска, поэтому закрепить полученные навыки в полевых условиях просто необходимо.
Командир 5-й учебной роты старший лейтенант Дмитрий Афонин действиями подчиненных вполне удовлетворен. В его роте 90 курсантов и 8 сержантов. Призывники из самых разных регионов – от Костромы до Краснодарского края. Есть и наши земляки, из Владимирской области. Нынешний призыв первый, у кого срок службы всего лишь один год. С одной стороны, в этом немало плюсов. Ребята меньше ощущают оторванность от привычной и психологически более устойчивы: год – не два! А с другой стороны, специалисты ломают головы: как успеть сделать из вчерашних школьников профессиональных военных? Современный танк – машина очень сложная. За год его только-только в совершенстве освоишь. А тут уже и.
Тем не менее, уровень подготовки в Ковровском учебном центре командование оценивает очень высоко. Характерная деталь: сегодня более 50 % выпускников 467-го ОУЦ остаются служить по контракту! И в войсках их принимают, как говорится, с распростертыми объятиями. Контрактник, прошедший, служит, как минимум, три года. За это время он становится настоящим профессионалом. Сегодня части постоянной боевой готовности (именно такие, например, были задействованы в Южной Осетии) комплектуются только контрактниками. Результаты уже дали о себе знать.
Среди лучших курсантов роты старлея Афонина – Сергей Лагутин из Краснодарского края и Александр Сегеда из Коврова. Оба были призваны в армию лишь в минувшем мае, но уже с многотонной бронированной громадиной. Что наглядно и продемонстрировали на практике.
Сам комроты (он, кстати, родом из Вязниковского района) в нынешней должности первый год. После окончания Казанского высшего командного училища получил взвод. Теперь доверили роту. Предстоящие экзамены подчиненных одновременно станут и хорошей проверкой мастерства ротного.
– Командует он неплохо, – подтвердил командир 2-го учебного танкового батальона подполковник Ярослав Герасимовский.
Герасимовский в армии более четверти века. Опыт имеет огромный. В его батальоне три курсантские роты. В двух из них готовят механиков (это самая востребованная воинская специальность), еще в одной – наводчиков-операторов. Если во время учебы двух первых рот с полигона доносится рев танковых турбин, то занятия третьей роты еще более шумные. При ночных стрельбах в домах у ковровчан подрагивают стекла. Танковые пушки – не игрушки! На базе батальона подполковника Герасимовского ныне проходит переподготовку целая рота контрактников, прикомандированных из других частей. Это свидетельство того, что ковровская танковая в армии котируется очень высоко.
Тем временем танковая колонна готовилась к выдвижению. Впереди – командирский танк. Его можно отличить издалека по повернутой вперед башне. У остальных машин пушки смотрят назад – так проще преодолевать препятствия на марше. По рации дается команда, и, как пелось в старой, но не теряющей актуальности до сих пор песне, танки рванули вперед, . Они скользили под дождем по раскисшему полю удивительно легко, но в то же время и устрашающе.
А на следующий день в клубе состоялось традиционное чествование танкистов – и ныне служащих, и ветеранов. Танкистов приветствовали депутаты ЗС и Ковровского горсовета, представители предприятий и общественных организаций. Подарки, грамоты, цветы – все, как обычно. Только на этот раз выступления и приветствия звучали с чуть большим пафосом. После недавних событий на Кавказе гражданские лучше осознали значимость военных для обеспечения безопасности страны, а сами люди в погонах ощутили большую ответственность и гордость за свою принадлежность к умеющей дать отпор агрессору армии. Именно такая мысль прозвучала в выступлении лидера ковровских Виктора Каурова.
Председатель областного ЗС Анатолий Бобров, бывший заместитель командира ОУЦ, вручил наградные часы начальнику центра полковнику Владимиру Маркову. А один из ветеранов вызвал оживление, рассказав, как их танки полвека назад помогали проводить: избирательную кампанию в Венгрии! Благодаря столь серьезному тогда там победили коммунисты. Кто-то из присутствующих выразил надежду, что сегодня танки не будут политическим инструментом, как во времена правления КПСС.

В условиях резкого сокращения танковых войск существенно уменьшилось число специалистов, необходимых для их укомплектования. В то же время проблемы повышения качества подготовки танкистов не решены и даже усугубились в связи с сокращением срока прохождения военной службы по призыву. Система по-прежнему ориентирована на массовую подготовку специалистов недостаточной квалификации. Существуют ли сегодня реальные способы разрешения противоречий между уровнем сложности танка и качеством подготовки специалистов?

В числе основных причин падения уровня подготовки танкистов по сравнению с Советской армией – продолжительность военной службы по призыву. В рамках одного года срок подготовки танкистов в учебных центрах сокращен до трех месяцев. Эта программа разрабатывалась для подготовки специалистов в военное время. Расчет шел на то, чтобы дать обучаемым только самые общие знания и минимально необходимые практические навыки применения вооружения танка и его эксплуатации. Ни о каком глубоком освоении специальности говорить не приходилось ввиду крайне ограниченного времени на подготовку. Только «взлет и посадка».

Скудный опыт

Практика показывает: подготовить танкового специалиста высокого класса за три месяца достаточно проблематично. Вчерашние школьники осваивают боевую машину только в самом общем виде. Не каждый командир танка успевает уяснить назначение всех элементов управления (кнопок, рычагов, переключателей, тумблеров), а их в танке около 220, не говоря уже о знании устройства машины.

За время пребывания в учебном центре курсант-наводчик и курсант-командир танка выполняют по две стрельбы штатным снарядом – всего шесть снарядов, курсант-механик-водитель приобретает практический стаж 250 километров.

После обучения новоиспеченные танковые специалисты становятся в строй воинских частей постоянной готовности. В этих условиях на офицеров строевых подразделений ложится дополнительная нагрузка: они вынуждены выполнять учебно-боевые задачи с недостаточно подготовленным личным составом, одновременно со слаживанием экипажей и подразделений учить подчиненных элементарным практическим навыкам, совершенствовать их индивидуальную подготовку. Все уже смирились, что многие операции, которые должны выполняться командирами танков, выполняются офицерами.

За оставшееся время (восемь месяцев) наводчик выполняет еще четыре стрельбы штатным снарядом (по три снаряда) и уходит в запас с общим настрелом 20 снарядов. Механик-водитель получает практику вождения 330 километров, общий стаж вождения к концу службы составляет 580 километров. Это в идеале, при высочайшей степени выполнения планов боевой подготовки.

Существующие нормы только приближаются к тем, которые были в Советской армии при двухгодичном сроке службы военнослужащих срочной службы. В то же время количество тактических учений (в том числе с боевой стрельбой), а также танкострелковых тренировок, практических занятий на технике сокращается в два раза. Следовательно, и практического опыта они приобретают меньше.

В этих условиях разрешить противоречие между уровнем сложности танка и качеством подготовки специалистов можно двумя способами.

Контракт или «мыльница»

Первый способ – упростить танк. Разработать простую и надежную боевую машину с кнопочным управлением. Чтобы ее мог эксплуатировать специалист, имеющий самое общее представление об устройстве и принципах работы вооружения и механизмов танка. Не все же фотографы работают с профессиональными камерами. Некоторые и «мыльницами» пользуются. Другое дело, что «мыльницей» качественного снимка не сделаешь, а танк третьего поколения не одолеет танк четвертого. Значит, придется брать противника количеством, наращивать танковый парк. Снова замкнутый круг. Путь регресса танковых войск неприемлем.

Второй – повышение качества подготовки танкистов. Но с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, эту задачу не решить. Не помогут ни интенсификация боевой учебы, ни улучшение методик проведения занятий, ни массовое внедрение тренажеров в боевую подготовку. Добиться этого можно только посредством полного перевода танковых войск, а точнее, специалистов, которые сидят «за броней», на контрактный способ комплектования.

В целом военнослужащий, проходящий в танковых войсках военную службу по контракту, более выгоден государству, чем призывник, по целому ряду причин.

Подготовленный специалист-контрактник обеспечивает высокую боеспособность экипажа, что позволяет более полно реализовать боевые возможности танка как оружия. С точки зрения боевой эффективности танковая рота, укомплектованная подготовленными специалистами, по боевым возможностям примерно сопоставима с двумя танковыми ротами, укомплектованными военнослужащими срочной службы. В боевых действиях первая будет потреблять в два раза меньше боеприпасов, ГСМ, меньше нести потери, выполняя те же боевые задачи.

Немаловажен и тот факт, что при годичной службе военнослужащих по призыву у нас только 70 процентов танкистов проходят военную службу в боевых подразделениях. 30 процентов специалистов выходят из учебных центров. Фактически из трех военнослужащих два обеспечивают боевую готовность, а один находится на учебе и только готовится к выполнению этой задачи. Такая организация прохождения военной службы затратна и неэффективна.

При переходе на комплектование танковых войск контрактниками и прохождении ими военной службы в среднем в течение трех – пяти лет доля танкистов, проходящих обучение, снизится до 10–15 процентов, что более рационально и приемлемо.

Предотвращенный ущерб

Необходимо учитывать такой критерий, как предотвращенный ущерб. Опыт показывает, что более трети всех поломок и неисправностей обусловлено неправильной (по сути неграмотной) эксплуатацией боевых машин. Основная причина – недостаточная техническая подготовка и отсутствие опыта эксплуатации у военнослужащих, проходящих службу по призыву. При стоимости современного танка 1–1,5 миллиона долларов каждая поломка и вывод из строя двигателя, ствола пушки, приборов прицеливания и наведения обходятся государству в копеечку.

Контрактник способен эксплуатировать боевую машину более грамотно. Можно привести следующий пример. В учебной танковой дивизии должности инструкторов-механиков комплектовались прапорщиками и солдатами-срочниками. Первые весьма часто доводили машину (Т-64) до капитального ремонта без замены двигателя, при отправке танка на завод капитального ремонта они своим ходом заезжали на железнодорожную платформу. Солдаты-срочники, которые менялись каждые полтора года, не всегда доводили машины и до среднего ремонта. То есть один и тот же двигатель при эксплуатации его прапорщиком проходил в два раза больше, чем у солдата-срочника. Если учесть, что цена двигателя составляет 10 процентов от стоимости танка, выгода весьма существенная.

Ну и, конечно, жизнь экипажа в бою во многом зависит от умения его членов быстро устранять технические неисправности и отказы.

По надежности отдельных агрегатов и механизмов (двигатель, коробка передач, ходовая часть, системы управления) современные танки, безусловно, лучше, чем Т-34. Но в них установлено огромное количество систем, механизмов, приборов, датчиков, которых на Т-34 просто не было, и каждый из них несет дополнительную вероятность отказа, что снижает общую долговечность боевой машины.

При любом отказе (пушки, пулемета, механизма заряжания, системы управления огнем, двигателя и т. д.) экипаж, находясь в забронированном пространстве, может рассчитывать только на себя. Необходимые знания, навыки и умения по нахождению неисправности, устранению причины отказа можно приобрести только в процессе эксплуатации танка, боевой работы экипажа или, как говорят, «через руки». Их невозможно получить из учебной литературы.

Контрактник за три – пять лет успевает приобрести эти навыки, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву в течение одного года, – нет.

Таким образом, альтернативы комплектованию танковых войск военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, сегодня у нас нет.

Кровная заинтересованность

Каким же может быть порядок прохождения службы в танковых войсках экипажем боевой машины, укомплектованным военнослужащими, проходящими военную службу по контракту?

Кандидаты на должности механика-водителя или наводчика орудия подписывают контракт и в течение шести – девяти месяцев проходят подготовку в учебном подразделении. Такой срок обучения соответствует уровню сложности современных танков и позволит готовить квалифицированных специалистов. Причем это время отводится только на овладение специальностью, в него не входит прохождение начальной военной подготовки или курса молодого бойца. Затем после успешно сданного экзамена танковые специалисты служат в боевых подразделениях в течение как минимум трех лет.

Продолжительность обучения кандидатов на должности командиров танков должна составлять не менее шести месяцев. В ходе обучения большое внимание должно уделяться привитию им лидерских качеств, навыков руководителя и воспитателя. После успешной сдачи экзаменов и заключения нового контракта выпускники служат в должности командиров танков не менее трех лет.

Кандидатов на должность командиров танков целесообразно отбирать из числа механиков-водителей или наводчиков-операторов, имеющих опыт службы не менее полутора лет. Не каждый в силу определенных свойств личности пригоден к руководству танковым экипажем, обладает лидерскими качествами, может сплотить экипаж и руководить им в ходе боевых действий. Далеко не все могут командовать, будучи при этом прекрасными исполнителями.

Отбор должен осуществляться командирами танковых бригад, танковых батальонов, в которых они проходят службу. После освоения программы подготовки и сдачи экзаменов новоиспеченные командиры танков возвращаются именно в свои подразделения. Только при таком подходе командиры подразделений будут кровно заинтересованы отобрать и направить на обучение достойных кандидатов, а не выполнить очередную разнарядку сверху.

И здесь еще раз хотелось бы подчеркнуть важность отбора личного состава. Он может быть организован, если армия будет способна выиграть конкуренцию на рынке труда, привлечь и удержать в армии умного, здорового, дисциплинированного и перспективного гражданина.

Прежде всего необходимо заинтересовать людей, создать соответствующие условия для службы и жизни. Это достойное и стабильное денежное содержание, а кроме того, солидные выплаты по окончании контракта; интенсивная и ритмичная боевая подготовка, нормированный рабочий день, а не «научная система выжимания пота»; качественное медицинское обслуживание; определенные гарантии государства по получению высшего образования. И наконец, нормальные жилищные условия. Не загонять контрактника в кубрик наскоро перестроенной казармы, а дать возможность молодому парню хотя бы после двух лет службы создать семью, привести жену, растить детей. Вопросы социальной привлекательности военной службы – особая тема, и решать их в связи с возможным переходом к комплектованию танковых войск контрактниками придется рано или поздно.

В танковые войска призывники попадали по-разному. «Почему я стал танкистом?… я себя как мужчина видел в будущем воином. Кроме этого, мой дядя был военным, и в тридцать девятом году он мне сказал: „Саша, ты заканчиваешь десятилетку. Я тебе советую пойти в училище. Войны не избежать, так лучше быть командиром на войне — больше сможешь сделать, потому что лучше будешь обучен“, — вспоминает командир танка лейтенант Александр Васильевич Боднарь.

Некоторые стремились попасть в другие рода войск, но служили там, где пришлось, например, А. С. Бурцева направили в авиационное училище, но набор там уже был завершен, и призывников переправили в 1-е Саратовское танковое училище. „Я любил военное дело и хотел поступать в морское училище. Это была моя мечта. У них такая форма!“ — вспоминает командир батальона капитан Василий Павлович Брюхов, успевший, до того как попасть в танковое училище, пройти подготовку в лыжном батальоне и „отбиться“ от отправки в авиатехническое училище. Некоторые будущие танкисты уже обучались в военно-учебных заведениях совсем других родов войск, как Семен Львович Ария, но война нарушила их планы: „Я учился в Новосибирском институте военных инженеров транспорта. После ранения и контузии, полученных при бомбежке эшелона, я попал в батальон, готовивший механиков-водителей“. Основная масса призывников шла туда, куда направляли.

Довоенная программа обучения танкистов достаточно сильно отличалась от той, которая предлагалась курсантам военного времени. Кадровый командир-танкист обучался два года. Он изучал все виды танков, состоявших на вооружении РККА. Его учили водить танк, стрелять из его огневых средств и, разумеется, давали знания по тактике танкового боя. Фактически из танкового училища выходил специалист широкого профиля — командир боевой машины, способный выполнять обязанности любого члена экипажа своего танка и обеспечить его техническое обслуживание. По воспоминаниям кадрового танкиста А. В. Боднаря, «практики было достаточно, чтобы владеть танком БТ. Очень подробно мы изучали материальную часть. Двигатель М-17 очень сложный, но мы его знали до последнего винтика. Пушку, пулемет — все это разбирали и собирали». Знания и навыки, полученные в училище, позволяли ему без труда овладеть сначала KB, a затем и .

Танкисты, призванные в армию в ходе войны, не имели много времени на подготовку. Войска требовали постоянного пополнения. Поэтому курс обучения сократили до шести месяцев, а программу урезали до минимума: «Училище я закончил, три снаряда стрельнул и диск пулеметный… Было какое-то вождение, азы — трогаться, по прямой водить», — вспоминает В. П. Брюхов. В 1-м Саратовском танковом училище, которое закончили А. С. Бурцев и Н. Я. Железнов, дела обстояли лучше — курсанты обучались сначала на английских танках «Матильда» и канадских «Валентайнах», а затем на Т-34. Оба они утверждают, что практики было достаточно. Командир танка лейтенант Николай Евдокимович Глухов, который, как и младший лейтенант Арсентий Константинович Родькин и А. В. Боднарь, обучался в Ульяновском танковом училище, отмечает, что курсанты сразу обучались на современной технике и обучение было качественным: «Нам все пригодилось в боях.

И знание оружия, и знание техники: двигателя, пушки, пулемета». Бытовые условия в училищах также различались. В соответствии с приказом НКО СССР № 312 от 22. 09. 41 г. для курсантов всех военных училищ Сухопутных и Воздушных Сил Красной Армии вводилась 9-я норма питания, по своей калорийности близкая к фронтовой. Однако, если, учившийся в эвакуированном в Черчик 1-м Харьковском танковом училище командир танка лейтенант Георгий Николаевич Кривов говорит, что «кормили хорошо. Каша с мясом, сливочное масло на завтрак», то учившийся в одно время с ним в эвакуированном Сталинградском училище В. П. Брюхов вспоминает, что их кормили так плохо, что «даже заключенных так не кормят». По-видимому, далеко не всегда была возможность выполнить упомянутый приказ.

По окончании обучения выпускники сдавали экзамены приемной комиссии. По результатам этих экзаменов до 1943 года присваивались звания «лейтенант» — сдавшим экзамены на «хорошо» и «отлично», или «младший лейтенант» — сдавшим экзамены на «удовлетворительно». С лета 1943 года всем выпускникам стали присваивать звания «младший лейтенант». Кроме этого, комиссия проводила аттестацию, по результатам которой выпускника могли назначить командиром взвода или командиром линейного танка.
Новоиспеченные командиры маршевыми подразделениями отправлялись на танковые заводы, где их уже ждали подготовленные в учебных батальонах учебных полков члены экипажа.

Их подготовка длилась от трех месяцев — для механиков-водителей, до одного месяца — для радистов и заряжающих. Вспоминает механик-водитель сержант С. Л. Ария: «Нас обучали вождению, связи с командиром, устройству, обслуживанию двигателя. Заставляли преодолевать препятствия, менять трак (это была очень тяжелая операция — ремонт гусеницы). В эти два или три месяца, что длилось обучение, мы участвовали и в сборке танков на главном конвейере завода». Попавший в батальон, готовивший стрелков-радистов, Петр Ильич Кириченко говорит: «После авиационных радиостанций и скорострельных пулеметов, которые я изучал в школе стрелков-бомбардиров, изучение танковой радиостанции и пулемета ДТ было пустяком». Действительно, через месяц обучения в звании «старший сержант» он уже ехал на фронт в составе экипажа. Надо сказать, что участие членов экипажа в сборке танков было очень распространенным явлением. Практически все опрошенные ветераны в период нахождения на заводе помогали рабочим в сборке танков. Связано это прежде всего с нехваткой рабочих рук на самих заводах, а также с возможностью для молодых командиров получить талон на бесплатный обед.

Если «зеленые» лейтенанты довольствовались тем экипажем, который им предоставило начальство, то командиры постарше с фронтовым опытом старались подобрать себе в экипаж таких же, как и они, опытных танкистов. Вспоминает Г. Н. Кривов:
«Некоторые офицеры, которые были немножко постарше, подбирали себе экипажи, но мы этого не, делали». Забегая вперед, следует отметить, что на фронте ситуация была примерно такой же. «Командир танка, командир взвода не может подбирать себе экипаж. Командир роты уже может, а командир батальона всегда подбирает из тех, с кем раньше воевал», — вспоминает В. П. Брюхов. Характерным тому примером может служить экипаж танка командира батальона, в котором все его члены были отмечены правительственными наградами и которым пришлось командовать A. M. Фадину: «Экипаж жил отдельно и не якшался с другими тридцатью экипажами».

Некоторое время перед отправкой уходило на «притирание» членов экипажа друг к другу и на «сколачивание» боевых подразделений. Собранные на заводе танки проходили пятидесятикилометровый марш, на полигоне проводились учебные стрельбы и тактические занятия. Для экипажа A. M. Фадина сколачивание закончилось следующим образом: «Мы получили на заводе новехонькие танки. Маршем прошли на них на наш полигон. Быстро развернулись в боевой порядок и осуществили атаку с ходу с боевой стрельбой. В районе сбора привели себя в порядок и, вытянувшись в походную колонну, начали движение к железнодорожному вокзалу на погрузку для следования на фронт. А экипаж В. П. Брюхова перед отправкой сделал всего три выстрела из пушки и расстрелял один пулеметный диск. Но бывало и так: „Нам говорили: „Вот ваш танк. Его соберут у вас на глазах“. Ничего подобного. Наш танк не успели собрать, а уже был готов эшелон. Заполнили формуляры, получили часы, ножик перочинный, платочек шелковый для фильтрации горючего и поехали на фронт“, — рассказывает Г. Н. Кривов.

Одной из весомых сил, способной в корне изменить ситуацию на поле боя, являются танковые войска . Это один из родов сухопутных войск, отличающийся своей живучестью и мощной ударной силой. Сам по себе танк появился сравнительно недавно. Еще во время первой мировой войны появилась необходимость в мощной бронированной технике, способной пройти через любые заграждения и по любому бездорожью, чтобы нанести смертельный удар врагу. Приблизительное время появления первого танка: 1914-1918 года. Англичане первыми использовали танки на поле боя. Они показали весьма внушительный результат.

Танк стал новым революционным оружием. Первые танки хоть и имели броню, но она способна была защитить только от винтовок и пулеметного огня. Первые прототипы были медленны и неповоротливы. Это и не удивительно, ведь тогда не существовало мощных двигательных установок. Однако с самого первого своего дня существования, танки создавали огромное психологическое воздействие при наступлениях.

Не каждый солдат способен спокойно отреагировать на движущуюся на него «железную крепость». Со временем танк стал более маневренным, а его мощная броня и орудие стали веским аргументом на поле боя. Современные танковые войска включают в себя целый комплекс бронированной техники. В их состав входят бронетранспортеры, танки, боевые машины пехоты, самоходная артиллерия, зенитные и ракетные средства и многое другое. Изначально лидерами в этом виде вооружения были Англия, Германия, США. Именно в этих странах и началась история танков . Расцвет русских боевых машин пришелся на период Великой Отечественной войны, когда был создан легендарный Т-34. Впоследствии его назвали танком победы. В послевоенное время танки стали стремительно улучшаться. Наука стала развиваться «не по дням, а по часам». В танке стали применять новые технологические решения, уменьшился вес, улучшилась броня, совершенствовалось орудие. В них стали использовать электронные системы. Теперь возможности резко возросли, появилась электронная система стабилизации, а благодаря технологическим новинкам, экипаж танка уменьшился, а эффективность увеличилась.

Хочу стать танкистом!

Вместе с тем, как улучшился танк, значение и престиж его возросли. В наши дни служба в танковых войсках — это то, чем поистине можно гордиться. Танковые войска стоят наряду с авиацией, флотом. Это элита в любой армии мира. На поле боя невозможно обойтись без наземной или воздушной поддержки. Служба в подобных войсках требует от солдата дополнительных усилий, как физических, так и моральных. Чувство ответственности и осмысления всех своих действий – обязательные требования экипажа любой, особенно тяжеловооруженной машины. Перед тобой стоит огромная ответственность, ведь управлять железным «монстром» не так уж и просто.

Немного глупо разделять рода войск на престижные и не престижные. Ведь каждый из них играет свою незаменимую роль на поле боя. Например, без десаната очень затруднительно эффективно «работать» в тылу противника, а без тяжелой бронетехники сложно представить эффективный прорыв позиционной обороны.

Тем не менее, некоторые рода войск считаются более «элитными». Что касается танковых, то они расположились где-то посередине этой условной иерархии. Хотя служба в - это очень сложное и ответственное занятие.

Особенности службы в Танковых войсках

Чтобы понять, насколько это трудно, давайте для начала разберем, что же такое современный танк. Это не просто бронированная машина на гусеницах, вооруженная мощным орудием. Современный танк - это сложная система, включающая в себя большое количество взаимосвязанного оборудование и вооружения.

Так, например, для корректной работы ПТУР необходимо 2 человека, для стрельбы из 122-мм - 6 человек. Еще несколько человек требуется для того, чтобы управляться с пулеметами разных калибров. Однако экипаж танка - всего 3 человека. И всем этим вооружением приходиться управлять только им. Не забывайте, что на танке немало и другого оборудования, которое требует оператора.

Теперь поговорим о подготовке танка к бою. Ею так же занимается экипаж. Проверка и подготовка орудий, загрузка боекомплекта, даже заправка машины топливом полностью ложится на плечи танкистов. Так что задаваясь вопросом «как попасть в Танковые войска», вы должны понимать какой это тяжкий труд. Тут вам на World of Tanks.

Отдельно хотелось бы поговорить о вождении танка. Механик-водитель танка - это не просто человек, который сидит за рычагами и следит за «дорогой». Ему необходимо так же в совершенстве знать устройство танка, чтобы в случае необходимости устранить поломку на месте (возможно даже в условиях боя).

Конечно, устранить можно только небольшую неисправность, но и для этого нужно очень много знать и уметь. Так же не стоит забывать, что танк - это не новенький Лексус. Водителю приходиться справляться с крупногабаритной многотонной машиной. Причем делать это не на автобане, а часто в местности, где кроме танка в принципе ничего не проедет.

Делать это нужно слаженно и согласно боевому порядку. Плюс к этому, нужно вести машину так, чтобы можно было прицельно стрелять из главного орудия. То есть просто «гашетку в пол и погнали» - это не про танкистов.

Еще один очень важный фактор - это взаимозаменяемость членов экипажа. То есть в случае необходимость, механик-водитель должен суметь прицельно выстрелить из орудия, а наводчик - взять управление на себя. Командир же должен уметь и то, и другое. Как вы понимаете, чтобы получить все эти знания, необходимо потратить немало сил и времени. Не думайте, что служба в Танковых войсках - это одно сплошное катание на танке и стрельба во все стороны пока не надоест.

Проблемы Танковых войск России

Мы не будем рассматривать все неприятности, с которыми сталкиваются , а поговорим лишь о наиболее «больном» месте - кадры. К сожалению, эту проблему не могут полностью решить еще со времен Великой Отечественной. Тогда, во время Курской битвы, был совершен ряд ошибок, из-за которого потери были явно завышены.

После тщательного разбирательства выяснилось, что многие механики-водители весь бой провели на низких передачах. То есть они просто не решались переходить на более высокие передачи, так как попросту боялись не справиться с управлением своей машины. Вот тогда перед военным руководством и стал вопрос более тщательной подготовки личного состава.

Ведь профессионализм экипажа может повысить эффективность танка в 2 раза. Так, например, во время той же Великой Отечественной русские танкисты умудрялись подбивать на Т-34 превосходящие по огневой мощи и броне «Тигры» и «Пантеры». Как говориться: «ловкость рук и никакого мошенничества».

Вот только, как это часто бывает, руководство немного странно подошло к увеличению профессионализма танкового экипажа. Этим служба в Танковых войсках мало чем отличалась от службы в других войсках. Так, например, советские механики-водители проходили обучение по 5-месячной программе за которые откатывались 250 км.

При том, что на службу приходили «зеленые» ребята (часто даже толком не зная русского языка) и доверялась им сложнейшая на тот момент техника. Стоит ли говорить, что научиться профессионально водить такую махину, да еще в условиях боя, мягко говоря, сложно?

Так что при поступлении в строевые подразделения ребят приходилось в прямом смысле слова доучивать на месте. Здесь, кстати, вдоволь «покататься» тоже не давали - всего 300 км в год. Для сравнения, потенциальные противники СССР того времени (страны НАТО) давали своим танкистам «отмотать» 600-800 км в год.

Немаловажным оказался и тот факт, что зарубежная служба по контракту в Танковых войсках сильно отличалась от отечественной срочной. Как известно, срочники служили 2 года, тогда как те же американские танкисты пописывали контракт на 3-5 лет.

В итоге, те же механики-водители заканчивали службу «накрутив» не менее 1800 км. Это особенности профессиональной армии. В последнее время и в России предпринимается ряд мер для перехода Вооруженных Сил на профессиональную основу. Но это длительный процесс.

В оправдание отечественным танкистам можно сказать, что на то время численность одних только танков в СССР превышала 50 000 машин. А для содержания и обучения экипажей на всю это армаду нужны немалые деньги.

Советские танковые войска были достаточно хорошо подготовлены и более многочисленные, если сравнивать с той же Америкой. Если бы сухопутные сражения потенциальной войны проходили в духе классических танковых сражений, то перевес был бы на стороне СССР.

Как попасть в Танковые войска

Чтобы попасть в Танковые войска, нужно, прежде всего, быть готовым к огромным трудностям. Учтите, что танки в компьютерных играх и танки в реальности - это две совершенно разные вещи. требуют немалой физической подготовки. Вам нужно настроиться морально на постоянное таскание тяжестей. Кроме того, боевая машина - это не массажное кресло в СПА-салоне. Если у вас рост под 2 метра, можете сразу забыть о ТВ. Вы просто не поместитесь в танк. Ограничения по росту следующие: 150-175 см. Конечно, на практике многие танкисты были выше установленного порога.