Кавказские кинжалы: описание и фото. Кавказский кинжал – живая история

Давно прошли те времена, когда кавказский кинжал был важным атрибутом мужского гардероба на Кавказе. Горцы с большой любовью относились к кинжалам, воспевали его в песнях и стихах. Не зря Расул Гамзатов наставлял: «Кинжал в руках глупца - нетерпелив. В руках у мудреца - нетороплив» .

Много традиций и обычаев на Кавказе связаны с ношением либо применением кинжала. К примеру, на свадьбах джигиты танцевали лезгинку возле своих избранниц, держа при этом в зубах свои клинки. Конечно же, уже не встретить на улице человека с кинжалом на поясе. Тем не менее, в последние годы популярность его растет. Связано это с тем, что широкую известность в России получили кавказские хореографические ансамбли. Практически все танцы народов Северного Кавказа исполняются с кинжалом на поясе.

Но самой главной причиной возрождения интереса к кавказскому холодному оружию стало то, что люди начали ценить настоящее народное творчество, больше интересуются историей и традициями, и хотят дарить своим родным и близким действительно ценный подарок!

Где на Северном Кавказе изготавливают самые лучшие кинжалы?

В последние годы на волне спроса кинжалы стали клепать чуть ли не в каждом ауле. Это не могло не сказаться на качестве изделий, что подрывает авторитет кавказских оружейников. Радует и то, что люди становятся сведущими в вопросах выбора клинка.

Центром оружейного дела на Кавказе всегда был знаменитый город Кизляр. Местные мастера-оружейники известны на весь мир своими невообразимыми по красоте и крепости стали изделиями. Знаменитые на весь мир бренд ножей Кизляр именно оттуда. Ниже Вы узнаете, какие виды кинжалов изготавливают кизлярские мастера, на что нужно обратить внимание в первую очередь при выборе кинжала, и как правильно ухаживать за ним.

Как правильно выбрать кавказский кинжал для подарка?

Кинжал - очень ценный и значимый подарок для уважаемого человека. Важно тщательно подойти к его выбору, но для этого нужно знать основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при выборе кинжала.

В первую очередь , нужно определиться, какое именно изделие вы хотите подарить - сувенирное либо настоящее. Здесь все зависит от того, как будет использовать его человек, которому вы хотите подарить кинжал. Одно дело, если он просто повесит изделие на стену, либо поставит на полку и будет любоваться, другое - начнет рубить им дрова.

В первом случае вполне можно обойтись сувенирным кинжалом, во втором понадобится настоящий клинок. Только нужно учесть одну важную деталь: настоящий клинок подпадает под понятие «холодное оружие». И все, что связано с его ношением, хранением и применением определяется Федеральным законом «Об оружии» №150-ФЗ от 13 декабря 1996 года.

Если хотите подарить настоящий клинок, то обязательно вначале ознакомьтесь с требованиями вышеназванного закона. А мы с вами разберемся, как правильно выбрать кавказский сувенирный кинжал для подарка. Открою небольшой секрет: у хороших мастеров очень сложно найти грань между сувенирным и настоящим кинжалом.

Поэтому, если хотите подарить кинжал либо приобрести себе, то лучше остановиться на сувенирном варианте. Во-первых, проблем с законом никаких не будет; во-вторых, совсем несложно из сувенирного кинжала сделать боевой (при желании и определенной сноровке).

Выбирая кинжал в подарок, нужно обратить пристальное внимание на следующие аспекты:

  • Наличие лицензии и паспорта на изделие.
  • Сталь, которая применена для изготовления клинка и ножен.
  • Дизайн и параметры кинжала.
  • Чистота и аккуратность работы мастера.

Остановимся подробнее на каждом аспекте…

Обязательно требуйте предъявлять лицензию на изделие у продавца. Неважно, где и у кого вы покупаете: в обычном магазине либо в интернет-магазине. Конечно же, продавец не обязан вам давать саму лицензию (он должен только предъявить ее), но мы всем клиентам, купившим у нас кавказский кинжал , к сопроводительным документам в заказе прикладываем копии лицензий.

Кроме лицензии, каждый кинжал в обязательно порядке должен иметь паспорт, в котором указывается ГОСТ, размеры изделия, организация-изготовитель, печать производителя, дата изготовления и прочая информация.

Вывод №1 - всегда и везде требуйте показать Вам лицензию на изделия, а вместе с кинжалом вам ОБЯЗАНЫ выдать паспорт на него.

Следующий важный аспект - сталь клинка и ножен. Для изготовления самого клинка применяется одна сталь, а для ножен - другая. Помните, что этот аспект - самый сложный для проверки. Все выявится со временем в процессе эксплуатации.

В изготовлении ножен и рукояток кинжалов применяют два основных металла - мельхиор и латунь. И первый, и второй имеет свои плюсы и минусы. К примеру, латунь со временем может начать темнеть, поэтому придется раз в год протирать ножны специальным блескообразующим средством. Мельхиор в этом отношении устойчивее, но он больше подвержен коррозии.

Пример латунных ножен и рукоятки:

Пример мельхиоровых ножен и рукоятки:

Клинок - главный элемент кавказского кинжала. От его твердости зависит долговечность всего изделия. К сожалению, некоторые производители, пользуясь неосведомленностью клиентов, не всегда добросовестно относятся к выбору стали для изготовления клинка.

Во всех наших кинжалах использована сталь 65Х13, обзор которой вы можете прочитать в блоге, обладающая отличной коррозийной стойкостью и режущей способностью, очень легко затачивается. Основное применение данной стали - медицинская промышленность (скальпели, ножницы и другие медицинские инструменты). Кроме того, согласно ГОСТу, данная маркировка стали применяется при изготовлении кухонных ножей и пил в деревообрабатывающей промышленности.

Важно : не забывайте обслуживать клинок, дабы не допустить коррозию. Раз-два в год нужно протирать его маслом и тогда будет он служить вам долго и верно.

В средние века кинжал носили представители всех слоев общества. Он служил для самообороны, был столовым прибором и украшением. В XVI в. кинжал, как принадлежность костюма, начал уступать место шпаге. Из-за удобства ношения и несложности в обращении еще в XVI в. – первой половине XVII в. он оставался в Европе широко распространенным холодным оружием как среди военных, так и гражданского населения. На протяжении последних столетий этот короткий клинок играет роль скорее вспомогательного боевого оружия, а также аксессуара военной или гражданской одежды...

Россия, расположенная на стыке Востока и Запада, всегда успешно осваивала оружейные традиции народов мира. Кинжалы больше всего «полюбили» казаки. Как и во всем мире, в нашей стране они оказались эффективнее другого холодного оружия при единоборстве, внезапных нападениях или схватках в тесных помещениях.

Первоначально твердо установленных образцов в казачьих частях не было, поэтому повторялись в основном кавказские, персидские, турецкие образцы. Делали кинжалы не только кавказские мастера. Русские оружейники тоже внесли свою лепту в совершенствование их изготовления: Петр Волков, Станислав Лешинский из Петербурга, суженский казак Карасев из станицы Михайловской Терской области, терский казак Степан Антонов, Павел Соколов из Владикавказа, столицы Терского войска и другие. У каждого мастера были свои секреты и тонкости технологии, присущие только им способы ковки клинков, отличная от кавказских мастеров орнаментация серебряных оправ в русском стиле, черневой и резной рисунок по серебру. Также работы русских оружейников можно было узнать по форме и отделке рукоятей.

Описание кинжала низших чинов Черноморского казачьего войска образца 1840 г.
«Клинок стальной, прямой двухлезвийный, ромбического сечения. Эфес состоит только из рукояти. Рукоять белого рога, фигурная, в верхней и нижней части металлические заклепки. Ножны деревянные, обтянутые кожей. Металлический прибор состоит из устья и наконечника. К устью припаяна скоба с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается фигурной пуговкой. В 1840 году кинжал принят на вооружение казаков конных и артиллерийских подразделений Черноморского казачьего войска».*
Кинжал офицерский Черноморского казачьего войска:
«Клинок стальной, прямой двухлезвийный, ромбического сечения. Встречались также произвольные варианты клинков. Эфес состоит только из рукояти. Рукоять фигурная, лицевая сторона покрыта серебром, украшена орнаментом. Ножны деревянные, покрытые кожей. Металлический прибор состоит из устья и наконечника с шариком, украшенным резьбой по серебру и чернью. В 1840 г. принят на вооружение офицеров конных и артиллерийских частей. Состоял на вооружении наряду с произвольными образцами».**
Кинжал кавказских казачьих войск образца 1904 г.
«Клинок стальной, прямой двухлезвийный, с четырьмя узкими долами. Характерный признак - аббревиатура на пяте клинка «ККВ» (Кубанское казачье войско) или «ТКВ» (Терское казачье войско). Эфес состоит только из рукояти. Рукоять из червоного золота, фигурная. Верхняя и нижняя пуговки серебряные. Ножны деревянные, обтянутые кожей. Металлический прибор состоит из устья со скобой для ремешка и наконечника с шариком». Для этой модели был утвержденный орнамент металлических деталей.

Казачьи войска уже несколько веков делятся на степовые: Всевеликое войско Донское, Сибирское, Уральское, Оренбургское, Астраханское, Забайкальское, Семиреченское, Уссурийское, и кавказские: Терское, Кубанское.

Когда из степной вольницы казачество реорганизовалось в иррегулярные войска русской армии, их основным оружием стали пики, сабли, шашки, ружья и винтовки. В Кавказских казачьих войсках кинжал остался только обязательным атрибутом формы. Первым, официально утвержденным образцом, был кинжал Черноморского (со временем переименованного в Кубанское) казачьего войска образца 1840 г. В дальнейшем эта модель частично была на вооружении и Терского войска.

При повседневном ношении кинжал являлся оружием и элементом формы. Ножны практически всех кинжалов заканчивались фигурным шариком. В боевом положении, в походе, при езде на лошади, длинный конец поясного ремня привязывался за наконечник кинжала. Таким образом, он висел параллельно талии и не мешал движению. В шарик упирался узел тонкого кожаного ремня и служил опорой узла. В начале ХХв. на вооружение был принят кинжал кавказских казачьих войск, сконструированный русским оружейником Федоровым, изобретателем первого в мире автомата.

Следует помнить, что в казачьих войсках, особенно кавказских, в начале ХХ в., наряду с уставным оружием было широко распространено так называемое «дедовское» холодное оружие, передававшееся от отца к сыну. Оно отличалось большим разнообразием. С ним казакам было разрешено выходить на службу. Конечно, боевой дух казака, вооруженного овеянной дедовской славой шашкой, кинжалом или другим оружием был несокрушим.

Для артиллеристов был принят на вооружение кинжал «бебут» образца 1907 года, вместо укороченной шашки.

Иррегулярные войска вооружались за свои деньги. Казак должен был являться на службу на своем коне и с личным холодным оружием. Обеспеченные казаки, конечно, могли заказывать себе вооружение у частных мастеров, которые имели патент правительства на изготовление оружия для русской армии и казаков. Но не все могли себе позволить выложить столько денег на экипировку. Для удешевления стоимости оружия, в том числе и кинжалов, на деньги из войсковой казны закупались клинки фабричного производства Златоустовской оружейной фабрики. Они проходили приемку по государственному стандарту и монтировались войсковыми оружейниками.

По уставу, Казачьи кавказские войска должны были иметь холодное оружие, оправленное в серебро или белый металл (мельхиор, нейзильбер и т.д.).

Кинжал кривой, солдатский, образца 1907 года:
«Клинок стальной, незначительной кривизны, с двумя узкими долами, двухлезвийный. Ножны деревянные, обтянуты кожей. Металлический прибор состоит из устья, и расположенной под ним скобы с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается шариком».**** Первые партии имели металлический прибор из белого металла (мельхиор, нейзильбер), затем он был заменен желтым медным прибором.
Во время Первой мировой войны, у низших чинов пулеметных команд был принят на вооружение прямой кинжал.
«Клинок стальной, прямой, ромбического сечения. Рукоять деревянная, с двумя заклепками из меди. Металлический прибор состоит из устья и расположенной под ним скобы с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается шариком. Весь металлический прибор состоит из желтой меди».*****
Кинжалы изготовлялись двух видов:
1. С длинными массивными шариками, клинками, длиной 40-50см. и шириной 4-5мм. Такие крупные модели делали для высокорослых, физически сильных заказчиков; 2. Кинжалы с небольшими, узкими, легкими и изящными клинками. Их покупали в основном жители городов, где этот размер был наиболее распространенным.
Любопытно посмотреть на выписку начала века из прейскуранта мастерской Гузунова, поставщика Терского казачьего войска во Владикавказе:
1. «Кинжалы от 25 до 75р. Такой же, но большего размера (12 вершков), ценой 40-100р.;
2. Кинжал в серебряной оправе слоновой кости с насечкой из червонного золота - 25-75р.;
3. Кинжал под названием «Базалай», размером 12 вершков в стальной оправе, с насечкой из червонного золота - 120р.;
4. Кинжал с ручкой из слоновой кости, с серебряными чайками и наконечником -15- 35р.;
5. Кинжал с ручкой из черного рога в серебряной оправе - 6-25р.;
6. Кинжал простой кривой (бебут) черный - 3-10р.;
7. Охотничий кинжал с серебряными гвоздиками и чайками - 5-12р.;
8. Кинжал в черной оправе, под названием «Базалай» - 6-12р.»

Во время Кавказских войн, горцы позаимствовали многие элементы русской культуры. В том числе, начался подъем производства ювелирно украшенного оружия. Под влиянием моды на кавказское оружие, серебряники Кубачий (Дагестан) получили возможность совершенствовать не только национальные орнаменты (Мархарай, Тутата), но и осваивать незнакомые. Возник новый орнамент – «Московнакыш», переводимый как «московский рисунок». Офицеры русской армии и казачества заказывали у местных мастеров высокохудожественные изделия. Это послужило большим стимулом для подъема оружейного ремесла, которое постепенно стало превращаться в художественный промысел. Кроме оружия кавказские мастера совершенствовались в изготовлении столовых приборов, табакерок, ручек для тростей, предметов быта, стараясь угодить благородным заказчикам. Следуя моде,оружейники Кавказа закупали готовые клинки в Европе и России, и копировали на них клейма европейских и восточных клинков. Работы разных оружейников отличалась по методам резьбы по серебру, чернению, золочению, насечкам по стали, слоновой кости и другим видам ювелирных работ.

В современном мире кинжал перестал быть только оружием. Конечно, он остался элементом казачьей формы, но чаще в качестве раритетного антикварного оружия висит на ковре, или является предметом коллекции любителей экзотических смертоносных игрушек. Сегодня большинство современных кинжалов делают в Дагестане. На знаменитой Златоустовской фабрике также изготовляют сувенирные и охотничьи кинжалы. В Пятигорске, Ессентуках, Владикавказе остались частные мастера, хранящие традиции ковки клинков. Они вооружают казаков Терского войска.

Использованная литература:

1. Полное собрание законов Российской Империи., собр. 2-е, m.VI № 14241;
*А.Н. Кулинский «Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800-1917гг.». Спб. 1994г., стр.114;
** Там же, стр.115. А так же «Полное собрание законов», собр.2-е, m.VI № 14241;
*** Там же, стр.116. А так же «Приказ по Военному ведомству 1904г. № 133»;
**** Там же, стр.118. А так же «Приказ по Военному ведомству 1907г. № 287»;
**** Там же, стр.119.

На Кавказе всегда ценилось оружие, в первую очередь холодное. Его тщательно выбирали, содержали в порядке, затачивали до нереальной остроты, ведь когда-то от качества ножа или кинжала могла напрямую зависеть жизнь владельца оружия и его семьи.

Сейчас интерес к истории, к традициям возрождается и, хотя никто не будет надевать кинжал к современному костюму, каждый мужчина желает обладать хотя бы одним современным или старинным кавказским кинжалом. Это важная часть национального костюма кавказского мужчины. Даже знаменитую лезгинку джигиты танцуют с кинжалами, держа их в зубах. Слагаются песни, пишутся стихи, народ сочиняет поговорки: «Кинжал, обнаженный глупцом, опаснее кинжала храбреца».

Особенности кинжалов разных частей Кавказа

Знаменитые кавказские клинки известны далеко за пределами этого региона. У них есть ряд сходных признаков для всех народностей, населяющих Кавказ, но имеют они и некоторые национальные особенности.

По форме кинжалы разделяются на прямые и изогнутые. Причем прямые пользуются большей популярностью, нежели с изогнутым концом. Ещё на большую или меньшую распространенность кинжалов повлияло и то, что некоторые образцы выпускались поштучно отдельными мастерами, а в некоторых местах технические и технологические возможности были выше, и производство клинков было более производительно. Примером этому служат кинжалы кавказские казачьи: кама, на лезвии которого четыре симметричных дола и бебут, на его лезвии только два дола.

Рукоятки клинков также характерны и имеют расширенное основание и удлиненную головку. Чаще всего рукоятки изготавливаются из ценных материалов, например из поделочной кости, рога и могут быть как монолитными, так и разборными. Металл на рукоятках также широко применяется в виде отдельных накладок или иногда рукоять полностью выполнена из металла, украшенного различными способами. Так же разнообразно украшаются и ножны кинжалов.

Что касается национальных особенностей кинжалов, то кроме общекавказской формы, каждый народ привнес что-то свое. Например, грузинские кинжалы отличаются более коротким по сравнению с другими видами клинком. В средней части клинков они обычно украшены накладными пластинами, а у пятки декорированы сквозными насечками. Орнамент – цветочный. Прием декорирования – чернение с гравировкой.

Кинжалы из Армении мало отличаются от общекавказской модели. Несколько более удлиненная головка и вырезы перехваты – основные отличия. Украшены армянские клинки растительным орнаментом или стилизованными надписями на армянском языке. Рукоятки дорогих изделий могут быть украшены драгоценными камнями.

Кинжалы, сработанные мастерами из Азербайджана почти не отличаются от армянских. Основное отличие – в декорировании. Узор может составлять как растительные мотивы, так и несколько угловатые, графические мотивы. Также распространено нанесение мусульманских мотивов – изгибающиеся стилизованные ветки и арочные перекрытия. Часто рукоять украшена в технике прорезного орнамента.

Очень похожи на грузинские кинжалы клинки хевсурдских мастеров-оружейников. Основа их прибора – латунь или железо, а украшают они простым орнаментом в виде медной насечки.
У адыгов и черкесов, народов Западного Кавказа, кинжалы отличаются коротким и широким клинком.

Карачаево-балкарские кинжалы называют «Кара кама», что означает «черный кинжал». Цвет клинку придает повышенное содержание молибдена в железе. При ковке металл приобретал характерный графитовый оттенок.

Осетинский кинжал «хъама» является непременным атрибутом национального костюма. Обоюдоострый прямой клинок с долами на лезвии носится в ножнах их черной кожи. В длину такое оружие может достигать метра.

В Абхазии клинки называют ножом. На рукояти обязательно металлическое кольцо и кожаный шнурок для мгновенного извлечения клинка из ножен. Традиционно нож использовался как охотничий – для разделки дичи.

Дагестанские кинжалы хорошо известны и пользуются значительным спросом далеко за пределами Кавказа. Мастера из села Кубачи изготавливают клинки в лезгинской манере – с ассиметричными долами на лезвии. Высокий эстетический уровень и изящество оружия сделало кубачинские клинки желанным приобретением многих людей. Лезвие между долами у них, как правило, подвергается воронению. Основные типы орнамента – мархарай, тута, а также сита и москов-накыш. Два первых орнамента – самые распространенные.

Также знамениты оружейники города Кизляр. Их клинки отличает необыкновенная крепость стали и красивая, оригинальная отделка. Несмотря на недавнюю историю – всего несколько десятилетий, кизлярские клинки собрали со всего Кавказа все лучшее в создании холодного оружия и смогли на этой основе создать свое уникальное и узнаваемое производство.

По поводу долов существует легенда, что они предназначены для того, чтобы по ним выливалась кровь жертвы после удара кинжалом. Представляется маловероятным, чтобы такой замысловатый и крайне медлительный способ когда-либо применялся на практике.
Долы – желобки на лезвии кинжала, предназначены для облегчения массы оружия, для увеличения сопротивлению изгибу и прочности в качестве ребер жесткости. Желобки наносят на клинок либо фрезеровкой, либо прокаткой. Также долы можно получить в процессе ковки. могут быть однодольными, двух- и трех- дольными и четырехдольными. Количество долов зависит от принятой в конкретном регионе их изготовления формы, традицией и эстетических соображений мастеров.

Возрождающийся интерес к кавказским кинжалам, к этому поистине народному промыслу объясняется тем, что люди стали больше ценить красоту подлинности, уникальности и мастерства, стали проявлять больший интерес к истории своего народа, своей семьи, больше интересуются традициями.

Самые редкие и дорогие образцы кавказских кинжалов до сих пор изготавливаются полностью вручную – от клинка, который куется особым образом, до изготовления ножен или украшения рукоятки. Их разнообразие и разброс цен велики, поэтому каждый мужчина сейчас, как и века назад, может подобрать вариант по руке, по кошельку, по мировосприятию.

БОЛЬШОЙ КАВКАЗСКИЙ КИНЖАЛ

Технические параметры и характеристики.

Общая длина кинжала в ножнах................780 мм.
Общая длина кинжала.................................7 55 мм.
Длина клинка.................................. ............610 мм.
Ширина клинка. ........................................ ..54 мм.
Толщина клинка.................................. .........4,8 мм.
Вес кинжала................................. ................831 гр.
Вес кинжала в ножнах...............................103 1 гр.

Кинжал кавказский, большой. Клинок стальной, кованный. Рукоять кинжала изготовлена из рога коричневого цвета, и состоит из хвостовика клинка и накладных плашек из рога, скрепленных с клинком металлическими заклепками. На лицевой части рукоятки кинжала установлены две металлические пуговицы.
Клинок простой традиционной формы. Без украшений и клейм. В сечении клинок имеет ромбовидную форму со слегка вогнутыми внутрь плоскостями поверхности граней.
Ножны кинжала современной работы: дерево, кожа, металл (наконечник и обоймица).
Кинжал изготовлен в середине или конце XIX века.
Кавказские кинжалы такого размера всегда считались редкими и сохранились в единичных экземплярах. Ориентировочная цена отдельных экземпляров в зависимости от сохранности, мастера, истории происхождения, использованных материалов для изготовления клинка, рукоятки, ножен и их украшения (простые, металл, серебро, инкрустация, резьба и т.д.), колеблется от 50 000 до 1 000 000 рублей (15 000-30 000 $ US).
Кинжалы такого размера изготавливались исключительно на заказ. В традиции изготовления кинжалов таких размеров усматривается подражание на Кавказе русским армейским (артиллерийским) тесакам (стояли на вооружении русской армии с середины XVII до середины XIX века – см. Фото 4.), или трофейными французскими тесаками, часто использовавшимся кубанскими казаками-пластунами* во время и после Крымской войны. Однако, от армейских тесаков, кавказский большой кинжал отличался не только размерами - клинок тесаков до 50 см, кинжала более 50 см, но разнообразием форм, весом, стандартами украшений, конструкцией и качеством. Кинжал был не только легче, но и качество его клинка выше.
При этом однозначно прослеживается и в отношении армейских русских и французских пехотных тесаков и больших кавказских кинжалом преемственность славы римских легионов и их мечей.
Большие Кавказские кинжалы до сегодняшнего дня можно найти или встретить в горных частях Чечни и Дагестана. Где в принципе они и сохранились в максимально доступном количестве. При этом прослеживается не только традиция заимствования в среде кавказских племен** всего необычного, и доведение его до определенных местных стандартов и традиций. Обращает на себя внимание так же и то, что кинжалы таких размеров вполне могли быть заимствованы именно в этих своих качествах, в такой характеристике – как размер, но с сохранением принятых традиционных форм кавказского кинжала в части противопоставления их грузинским традициям длинных мечей и палашей.
Традиционно, так же вероятно, влияние персидских оружейных традиций на кавказское оружие вообще и кинжалы в частности. Например, первые каджары или кинжалы с изогнутым клинком, бебут, изготовленные для вспомогательных казачьих частей персидского Шаха были так же большого размера, и по своим характеристикам сочетали в себе качества и кинжала и тесака.
По мнению некоторых исследователей Кавказа кинжалы таких размеров могли использоваться кавказскими народами для ритуальных целей. В том числе для совершения обрядов и приведения в исполнения различных наказаний.
Размеры кинжала позволяют предположить использование таких экземпляров исключительно пешими воинами, для которых требовалось иметь универсального оружия, заменявшего одновременно и кинжал, и саблю, и шанцевый (саперный) инструмент.
Одновременно, следует заметить, что для нанесения рубящего удара в бою таким кинжалом, не смотря на его мощь и силу, по сравнению с кавказской шашкой времени требовалось больше. Для нанесения рубящего удара большим кинжалом требовалось предварительно выполнить замах, на что требовалось время. Значит, следовало забыть о ловкости и скорости. Это требовало не столько ловкости и сноровки, сколько наличия большой физической силы. Преимущество шашки над рубящими свойствами большого кинжала было именно в скорости действия и максимально полезно исключительно для кавалериста. Одновременно, большой кинжал позволял пешему эффективно защищаться от конного.
Размеры, конструкция и вес (баланс веса кинжала в ножнах) представленного образца позволяют говорить (и это очевидно) о том, что традиционное ношение такого кинжала на поясе спереди с казачьей одеждой и одеждой народов Кавказа, и особенно на коне в седле, в значительной степени затруднительно и неудобно. Однако для пеших казаков–пластунов, такое холодное оружие, которое включало в себя два качества в одном, затруднение вряд ли было существенным.

28-05-2013
Александр Травников

* По мнению некоторых исследователей, с которыми автору удалось пообщаться, большой кавказский кинжал в некоторых станицах именовался «пластунским мечем». И после Крымской войны был распространен среди пластунов и безконных абреков во время Кавказской войны середины и конца 19 века.

** Термины народ и племя требуют некоторого пояснения. По мнению автора к определению народ следует относить те консолидированные группы населения, которые имеют опыт создания национального государства. Иные национальные общности, несмотря на их численность, следует относить к понятию племя. Таким образом, чаще всего на Кавказе, при изучении его истории, мы имеем дело именно с племенами.

Фото приложение:
Фото 1. Большой кавказский кинжал.

Фото 2. Большой кавказский кинжал в ножнах.

Фото 3. Большой кавказский кинжал рядом с традиционными кавказскими казачьими кинжалами Кубанского казачьего войска - ККВ обр. 1904 года. Первый образец кинжала ККФ ЗОФ на фото - современной работы (Кизляр), второй образец кинжала ККВ – кустарной работы, время изготовления ориентировочно в период с 1904-1914 год.

Фото 4. Тесак русский пехотный солдатский (

И Ближнего Востока . Название кинжала пришло из абхазо-адыгских языков .

Клинок длинный (30-50 см), прямой, обоюдоострый. Вдоль клинка по центру идёт узкий дол , причём долы с разных сторон клинка могут располагаться асимметрично относительно друг друга. Сечение клинка - линзовидное. Клинок плавно сужается к острию. Рукоять узкая, без крестовины, с массивным навершием.

Кинжал носится в ножнах на поясе и на шее. Несмотря на хорошее проникающее действие, применяется в первую очередь как рубяще-режущее оружие. По причине малого веса клинка и смещенного к рукояти центра тяжести в качестве рубящего оружия малоэффективен. Является развитием линии колющего оружия.

Разновидности кинжала

  • азербайджанский клинок имеет отличительной особенностью разнообразные рисунки (орнаменты). Орнаменты могут быть нарисованы на клинке или на приборе. В этом орнаменте используются растительные, несколько геометризированные элементы, а также мотивы мусульманского орнамента: арки , извивающиеся ветки с редко расположенными стилизованными листками. Кроме того, сюда же вносятся переработанные элементы своеобразного широко распространенного в азербайджанском прикладном искусстве прорезного орнамента .
  • армянский - черен кинжала имеет головку вытянутой формы, что придает ему форму восточной арки . Детали, из которого изготовлен кинжал, делают из стали , а затем украшают фестонами в форме тюльпанов . Удлиненные головки рукоятей дополнительно видоизменяются путём вытягивания вверх их вершины, чем сильно напоминают восточную арку , а с боков головки делаются несколько углубленные вырезы - перехваты. Шляпки загвоздок имеют конусообразную , слегка выпуклую с боков форму; в других случаях - высокие цилиндрические или круглые, очень низкие, чуть выпуклые. Прокладки под шляпками загвоздок имеют также характерную ромбовидную форму. На ножнах устье, соединенное с обоймицей , и наконечник имеют небольшие треугольные выступы с краями, обрезанными наподобие восточной арки. Вершины этих выступов обычно заканчиваются большими фестончиками в форме тюльпанов. Детали прибора армянских кинжалов изготовляются в основном из стали и украшаются крупным стилизованным растительным орнаментом, нередко сочетающимся со стилизованными же армянскими надписями, исполненными золотой или серебряной таушировкой .Эти драгоценные металлы часто употребляются одновременно. У другой группы армянских кинжалов металлические детали прибора сплошь украшены мелким стилизованным растительным орнаментом, исполненным золотой или серебряной таушировкой .
  • грузинский вариант обладает коротким и широким клинком, переклад у кинжала серебристый или металлический, помимо этого на нём (в частности, на его рукояти) встречаются шляпки с краями, вырезанными в форме лепестков цветка. Грузинские кинжалы украшают различными фигурными прорезями с просечками из драгоценных металлов таких как золото или серебро . клинки у них довольно короткие, клиновидной формы, рукояти имеют обычную (общекавказскую) небольшую полуовальную головку. Кроме того, на рукоятях часто встречаются низкие полусферические шляпки загвоздок с круглыми прокладками под ними, с краями, вырезанными в форме лепестков цветка, а на ножнах большое устье с обоймицей и наконечник с треугольными выступами, нередко соединенными между собой тройными фигурными полосками того же металла, пространство между которыми оклеивается кожей. Клинки грузинских кинжалов обычно украшены в средней части накладными сварочными пластинками и у пятки фигурными сквозными прорезями, обрамленными золотой или серебряной насечкой. Серебряный оклад рукоятей и ножен художественно украшен сплошным крупным растительным или цветочным орнаментом, исполненным чернью с гравировкой, нередко с позолотой и канфарением.
  • дагестанский кинжал имеет очень вытянутую головку черенка. В этом он схож с армянскими кинжалами. Кинжалы, созданные мастерами из Дагестана всегда считались и считаются самыми лучшими на Кавказе . Высоко ценят их и за пределами Дагестана как по изяществу самой конструкции, так и по исключительно выдающемуся мастерству и художественному исполнению.
  • Кубачинские кинжалы имеют исключительно благоприятное соотношение длины клинка с его шириной и с размерами рукояти. Помимо тонкого расчета размеров, эти кинжалы имеют некоторые отличительные особенности и в деталях: так, клинки их обычно изготовляются по лезгинскому образцу - однодольные, когда глубокий дол с правой стороны расположен несколько выше, чем дол на левой стороне. Такая конструкция обеспечивает наибольшую жесткость клинка и делает его наиболее легким. В долах, когда их делается по нескольку с каждой стороны, часто травлением наносится узор, напоминающий рисунок сварочной стали. На клинках лезгинского типа пространство между долами и лезвиями подвергается воронению в виде широких полос. Головки рукоятей кинжалов делают значительно удлиненными, несколько сужающимися к их закругленному верху или же повторяют форму головки так называемого казенного образца, принятого на русских казачьих , в особенности уставных, кинжалы пулеметных команд и артиллерийских бебутах . Металлические шляпки загвоздок на составных рукоятях делаются небольшими конусообразными или в виде многогранных пирамидок, иногда эти пирамидки изготовляются с несколько вдавленными ребрами. При этом в Дагестане вообще не принято устраивать под шляпкой дополнительные прокладки. Нижняя часть рукояти, её головка, а также шляпки загвоздок оковываются металлом . Металлический прибор ножен (устье с обоймицей и наконечник), а также часто применяемая сплошная металлическая оковка рукоятей и ножен , сочетающаяся иногда с костяными вставками, обычно украшаются мелким стилизованным растительно-цветочным орнаментом, создававшимся в течение многих столетий златокузнецами Дагестана. Это те же самые четыре типа орнамента тутта, мархарай, москов-накыш и сита, которые используются в Кубачах и при украшении деталей прибора или оклада оружия с длинным клинком. Причем и здесь первые два орнамента употребляются особенно широко. Техника украшения аналогична технике украшения кубачинского оружия с длинным клинком.
  • Лезгинский кинжал разновидность дагестанского кинжала. На каждой голомени имеется по одному несимметрично расположенному долу.
  • хевсурская разновидность грузинского кинжала, но с латунным прикладом имеет обычную грузинскую форму или же изготовляются по общекавказскому типу, сильно приближенному к грузинской форме. Детали прибора рукоятей и ножей изготовляются из латуни или железа , украшенного простейшим орнаментом, исполненным медной насечкой.

Напишите отзыв о статье "Кама (кинжал)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кама (кинжал)

Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю.
Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его.
– Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня, – сказал государь и занес ногу в стремя. Генерал почтительно наклонил голову, государь сел и поехал галопом по улице. Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним.

На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках.
В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l"Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему.
Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем.
Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали.
– Sire, je vous demande la permission de donner la legion d"honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся.
– A celui qui s"est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора.
– Votre majeste me permettra t elle de demander l"avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее.
– Кому дать? – не громко, по русски спросил император Александр у Козловского.
– Кому прикажете, ваше величество? – Государь недовольно поморщился и, оглянувшись, сказал:
– Да ведь надобно же отвечать ему.
Козловский с решительным видом оглянулся на ряды и в этом взгляде захватил и Ростова.
«Уж не меня ли?» подумал Ростов.
– Лазарев! – нахмурившись прокомандовал полковник; и первый по ранжиру солдат, Лазарев, бойко вышел вперед.
– Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт.
Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип.
Русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человечка, с белыми руками, который что то сделал над ним, и продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто он спрашивал Александра: всё ли еще ему стоять, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или может быть еще что нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.
Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.
Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые прошли мимо Ростова.
– Каково, брат, угощенье? Всё на серебре, – сказал один. – Лазарева видел?
– Видел.
– Завтра, говорят, преображенцы их угащивать будут.
– Нет, Лазареву то какое счастье! 10 франков пожизненного пенсиона.
– Вот так шапка, ребята! – кричал преображенец, надевая мохнатую шапку француза.
– Чудо как хорошо, прелесть!
– Ты слышал отзыв? – сказал гвардейский офицер другому. Третьего дня было Napoleon, France, bravoure; [Наполеон, Франция, храбрость;] вчера Alexandre, Russie, grandeur; [Александр, Россия, величие;] один день наш государь дает отзыв, а другой день Наполеон. Завтра государь пошлет Георгия самому храброму из французских гвардейцев. Нельзя же! Должен ответить тем же.
Борис с своим товарищем Жилинским тоже пришел посмотреть на банкет преображенцев. Возвращаясь назад, Борис заметил Ростова, который стоял у угла дома.